|
Вместо предисловия
Долгое время думал — писать этот отчет или нет. В наше время поездкой на автомобиле в Крым удивить кого-либо очень сложно, каждый третий отчет в сети про Крым. Но тем не менее — поездка состоялась, а значит надо сесть и оцифровать воспоминания. Постараюсь покороче и обойтись без нудных подробностей. Поехали!
В этом году отпуск, по привычке, был запланирован на сентябрь, и вот, когда мы задумались о том, в какую сторону направить лыжи, и выяснилось, что туда, куда хочется по-настоящему, уже холодно. В Европу нет виз, и связываться с их получением совсем не хочется. Вот тут и вспомнилось когда-то (лет пять назад) самому себе данное обещание — в Крым только тогда, когда построят мост. Что ж, мост давно построен, а значит пришла пора исполнить обещанное. Да и если быть до конца честным, то давно уже хотелось посмотреть собственными глазами на современные крымские реалии.
Определились с местом, а остальное спланировалось практически само собой — на все про все две недели, успеваем доехать по ЮБК до Севастополя с двумя стоянками (в Коктебеле и Кореизе), оттуда в Керчь по «Тавриде», и назад домой, в Москву. Жилье забронировали частично через Букинг (хитрый Букинг просто так искать жилье в Крыму не дает, но, если выставить условие «Деловая поездка», то кое-что появляется), а остальное просто нашли в сети. Основной приоритет этой поездки отнюдь не пляжный тюленинг вперемежку с купанием. Едем погулять, подышать чистым воздухом, полюбоваться шикарными крымскими видами.
Начало.
Дорога туда и незапланированная прогулка по Ростову-на-Дону.
Из Москвы выехали ранним (04:30) утром 28 сентября. Экипаж два человека — я и жена. Машина — KIA Cerato 2014 года выпуска с пробегом чуть менее 70000 км, прошедшая плановое ТО за месяц до отъезда. В этот раз было решено подвигов не совершать, ехать двумя днями с ночевкой в Ростове-на-Дону. Дорога сюрпризов не принесла — до заранее забронированного отеля «Мария», находящегося практически на обочине М4 в районе Батайска, добрались без проблем и пробок за 11 часов, наблюдая достаточно плотное движение в обратную сторону.
Уже после Лосево стало понятно, что в Ростове мы будем рано, даже слишком рано по нашим меркам. На обсуждение был вынесен классический вопрос: «Что делать?» с двумя вариантами решения — ехать дальше и переносить ночевку куда-нибудь под Краснодар или останавливаться и думать, чем заняться. Пока думали, пришло сообщение от дочери, где помимо прочих новостей сообщалось, что ее любимая свекровь, а соответственно наша сватья, находится в этот день в Ростове на семинаре. Дальше мы не думали — списались со сватьей, решили, что семинар на некоторое время обойдется без нее и запланировали вечернюю прогулку по Ростову-папе, тем паче, что мимо этого, безусловно замечательного, города проезжали мы неоднократно, а близко так и не познакомились. Вот и восполним пробел, заодно и поужинаем.
Бросив вещи в номер, а машину на стоянке, вызываем местное такси и просим отвезти нас в центр города на набережную. Честно говоря, я думал, что только в Москве таксист может спросить у пассажира дорогу к намеченной цели, ан нет. Молодой парнишка, на сильно уставшей Ладе Калине, с тремя остановками для изучения карты в навигаторе, таки довез нас до набережной. Правда, оказалась это не совсем та набережная — привез он нас на Левбердон, к новому стадиону, ну и ладно. Перебраться на нужную набережную по Ворошиловскому мосту совсем не проблема, да и виды с моста очень даже ничего.
Ну вот, кампания в сборе, идем гулять.
Конечно, далеко от набережной мы не ушли. Мимо остатков Парамоновских складов, вверх и вниз по узким улочкам.
В центре старое тесно соседствует с новым, разруха с роскошью, как и везде, наверное…
В общем, интересно погуляли. В отель часам к десяти вечера вернулись, уже на нормальном такси.
Второй день пути начался не слишком рано и не слишком поздно — стартовали в 05:40 утра. Решили ехать до упора по платной дороге, через Краснодар. Да, получается длиннее, но однозначно быстрее — не надо тащится за многочисленными зерновозами без возможности их обогнать, да и езда по многочисленным станицам удовольствия не доставляет. После Краснодара дорожка становится не такой приятной, начинаются ремонты, но мы едем, что нельзя сказать про встречку — народ массово возвращается от моря по домам. Часам к одиннадцати на горизонте появилась первая реперная точка нашего путешествия — Крымский мост. Отличная трасса, синее небо, море — красота!
Проезд по самому мосту каких-то неизгладимых впечатлений и всплеска патриотизма не оставляет — мост как мост. Со стороны мост выглядит гораздо интереснее, но об этом позже, в самом конце, а пока, оставив в стороне Керчь, мы двигаемся по почти построенной, но пока еще полностью не открытой трассе «Таврида». До поворота в сторону Феодосии около ста километров, дорога в две полосы, мы едем, а вот встречка по-прежнему не торопится. К 13:30 завершаем двухдневный путь. Мы на месте, отдых начинается.
Чекпойнт №1. Коктебель и окрестности.
В Коктебеле нас ждал небольшой номер с шикарным видом с балкона в гостевом доме Тепсень.
Вот чего я не учел при поиске жилья, так это того, что относительная близость к морю (судя по карте) не отменяет довольно крутые спуски и подъемы. Характерную особенность всего ЮБК, того, что напрямую к морю пройти просто не реально ввиду очень плотной и, судя по всему, не всегда законной застройки, учесть вообще невозможно. В данном случае оказалось, что до пляжа или до набережной пешком минут пятнадцать. Туда вниз, обратно вверх. Но место классное — тихо и в стороне от тусовочных мест.
Заселились и пошли знакомиться с местными достопримечательностями. Конечно, первым делом нас интересовал поход на Кара-Даг. Самый интересный вариант попадания в заповедник — пароходно-пешеходная экскурсия с купанием у Золотых ворот. Облом — море штормит, корабли попрятались в Мертвой бухте (см. заглавное фото), приходите завтра. Пришлось идти осваивать городской пляж — так себе удовольствие.
После пляжа пошли решать вопрос со связью. Как известно, из российских операторов в Крыму без роуминга работает только МТС у нас же Билайн с конскими ценами на интернет в роуминге. Найти салон сотовой связи в Коктебеле оказалось проблематично, зато выяснилось, что симками торгуют в косметических лавках наряду с кремами для и от загара. Взяли Win Mobile c десятью гигами на борту, использовали только два несмотря на то, что стояла симка в модеме и тянула два телефона и ноут.
Вновь обретя связь с внешним миром, двинули на набережную, в самый центр вечерней коктебельской жизни с классическим набором из кабаков, вернисажа, сувенирных лавок, уличных музыкантов и праздношатающихся отдыхающих.
Погуляли, поужинали. На том и закончили день.
Следующее утро начали с похода за информацией о заплыве на Кара-Даг. Опять глухо — штормит. Искупались на уже знакомом пляже и решили рвануть погулять в Феодосию, чего зря время терять.
От Коктебеля до центра Феодосии минут тридцать неспешной езды. Без особых проблем запарковавшись, первым делом идем в картинную галерею Айвазовского. Очередей за билетами нет, экскурсии отправляются каждые пятнадцать минут, картины Айвазовского шикарны. Приобщившись к прекрасному, идем гулять по городу. От картинной галереи до Генуэзской крепости, а оттуда назад.
Возвращаясь назад, решаем, что вполне успеваем посетить одну из изюминок Коктебеля — Тихую бухту и мыс Хамелеон. Препятствие в виде трех километров совершенно убитой грунтовой дороги нас, как и сотни других туристов, не останавливает. Подумаешь, 3 км за 40 минут. Искупаться, погулять по песчаному пляжу и обязательно подняться наверх. Чуть-чуть страшно, чуть-чуть опасно, но оно того стоит, поверьте, особенно на закате (опять см. заглавное фото).
Третий день в Коктебеле — День Сурка, начинается с похода за информацией о заплыве на Кара-Даг. Опять шторм мешает кораблям выйти из бухты. Плюнули, искупались, сфотографировались на фоне морской волны
и рванули в заповедник на машине. Ехать там всего ничего — минут пятнадцать, до кара-дагской биостанции. Там бросаешь машину на стоянке, покупаешь билет и вперед, на маршрут. Начало экскурсии в летний период в 15:00, когда жара уже идет на спад, продолжительность маршрута около четырех часов, протяженность 7 километров. Минус по сравнению с доставкой на теплоходе один — на Золотые ворота смотрим только сверху, ну и без купания. Маршрут этот нельзя назвать сильно сложным и тяжелым. Особой подготовки не требуется, пройти можно спокойно, правда, кое-где на полном приводе (с использованием рук).
К конечной точке маршрута дошли часа за три с половиной. Дальше или вниз, в Коктебель,
или, как в нашем случае, назад, через заповедник, по более ровной тропе за машиной. Что так, что так — часа полтора пути.
Что ж, коктебельская часть программы выполнена, пора ехать дальше.
Коктебель — Кореиз через Новый Свет.
Изначально заезжать в Новый Свет мы не планировали, но, поговорив с хозяином нашего коктебельского пристанища, имеющего какое-то отношение и к винодельческому бизнесу, выяснилось, что лучшее шампанское в Крыму делают как раз в Новом Свете. К тому же, там его делают по «правильной» технологии и выдерживают изначально в бутылках, а не в баках по экспресс методу. Поверили ему на слово, к тому же всезнающий Гугл эту информацию подтвердил.
Час пути от Коктебеля, мимо Судакской крепости
и вот мы паркуемся на стоянке около винзавода. Парковкой заправляют приблатненного вида ребятишки, которые шустро и довольно грамотно расставляют машинки по местам, собирая по 200 рубликов с борта за неограниченную по времени стоянку. Приехали мы вовремя, первая экскурсия начинается в 11 часов, так что минут сорок у нас еще было в запасе, успели и билеты купить практически без очереди и по сторонам осмотреться.
Тут и экскурсия началась. Послушали про князя Льва Сергеевича Голицына, про технологии производства шипучих вин, про историю завода. Прошлись по подвалам.
Заглянули в винотеку.
Закончилось экскурсия предсказуемо — дегустацией продукции. Поскольку я за рулем, жене пришлось дегустировать за двоих. Ну и посещение заводского магазина, как без этого — грех не затариться хорошим шампусиком по заводским ценам.
Закрыв тему шампанского, решаем, что нам вполне по силам прогуляться по тропе Голицына, хотя бы до грота Шаляпина.
Ну, а дойдя до грота, понимаем, что не стоит останавливаться в начале пути и идем дальше, до конца тропы.
Пять с половиной километров в одну сторону, неплохо так прошлись. Пора ехать дальше.
Остановились у мемориала памяти погибших на водах, храма-маяка Николая Чудотворца.
Впечатляет. При попытке сфотографировать внутреннее убранство храма был обруган бабуськой, продающей свечи. Нет, я в курсе про свой устав и чужой монастырь, но что плохого в том, что я сделаю пару фотографий? Кому помешаю? Ладно, едем дальше.
На место прибыли часам к семи вечера. Расстояние от Коктебеля до Кореиза не сильно большое — километров 140. Машин не много, фур вообще нет, но сама дорога не располагает к передвижению на больших скоростях, гораздо приятнее ехать не спеша, смотреть по сторонам, любоваться пейзажами. Не фотографировали, ибо там весь путь одна большая красивая открытка. Будешь останавливаться для фотосессий — до утра не доедешь.
Чекпойнт №2. Кореиз и окрестности.
В Кореизе в нашем распоряжении частный дом. Нашли с подачи коллеги жены. До моря минут пятнадцать ходьбы по прямой. Столько же до канатной дороги на Ай-Петри. Прямо не пройти, только в обход санаториев и частного сектора. Минут тридцать пути, минимум. Проще на машине, но с парковками беда. Остается маршрутка или такси.
Но до станции канатной дороги утром следующего дня мы дошли. Сам подъем на Ай-Петри, да еще с пересадкой на середине пути особо не впечатлил. Нет красиво, конечно, но если сравнивать с канатной дорогой в Татевский монастырь в Армении, то это всего лишь подъем, а вот там — настоящий полет. Это мои личные ощущения, на истину в последней инстанции не претендую.
Поднялись, постояли на смотровой площадке
и вперед, к вершине. Тут не заблудишься — народу много, тропа хорошо промаркирована. Главное отвязаться в начале пути от многочисленных зазывал. Предлагают много чего — от фото на магнит, до поездок в горы на копытном или колесном транспорте. Пошли пешком.
Собственно, там подъема минут на сорок, не сильно напрягаясь и торопясь.
Потусив на вершине, обойдясь без экстрима, отправляемся обратно вниз, к верхней станции канатной дороги.
Никаких планов на дальнейшее времяпровождение у нас нет, поэтому с чистой совестью даем колоритному джигиту уговорить нас на двухчасовую поездку в заповедник на джипе типа «Козел», полюбоваться сверху на Большой каньон. Цена вопроса 2000 рублей.
Здорово! Покой, тишина и полное отсутствие людей. Просто мечта уставшего от шума жителя мегаполиса. Возвращаемся на базу опять при помощи канатки.
Можно, конечно, было спуститься с Ай-Петри и на комфортабельном микроавтобусе, коих там немеряно — бизнес у местных поставлен на широкую ногу, но удовольствие прокатиться по извилистой дорожке оставляем на завтра, когда поедем исследовать Большой каньон.
Утро. Поднимаемся, не спеша завтракаем и в путь. От нашего пристанища до Большого каньона километров пятьдесят. Первые десять по нормальной дороге, а вот дальше начинается серпантин. Ездить по горным дорогам нам уже доводилось, и не раз. И каждый раз, попадая на серпантин, понимаешь, что у каждого из них, в отличие от скучных равнинных дорог, есть своя изюминка. Старая Ялтинская дорога, ведущая от ЮБК, через перевал Ай-Петри в сторону Бахчисарая, практически на всем своем протяжении проходит через лес. Повороты на 180 градусов в сочетании с подъемами, спусками и напрочь убитым асфальтом впечатляют, но не напрягают.
Чтобы попасть непосредственно в Большой каньон нужно остановиться либо на пятом, либо на шестом километре этой дороги (отсчет километров идет от Бахчисарая). У пятого километра начинается основной маршрут — мимо Почтового дуба, Голубого озера, Яблоневого брода и до Ванны молодости. Так же у пятого километра есть платная стоянка, кафе и много-много самодеятельных гидов. Вход в каньон теперь бесплатный. Если останавливаться на шестом километре, то попадешь сразу к Голубому озеру, ну а дальше маршруты объединяются. Мы остановились на пятом километре, оставив машину на платной стоянке за 200 рублей. Сам маршрут не сложен (если, конечно, погода хорошая и сухая) и неплохо благоустроен. Длина маршрута чуть менее четырех километров. Ну, пошли. Мимо Почтового дуба,
Выходим к Голубому озеру.
Дальше по пути Яблоневый брод и источник Пания. Вода чистейшая и холоднющая.
После Яблоневого брода идти приходится по камушкам, по руслу реки. Скользко там, наверное, когда камни мокрые.
Вот и конец маршрута — Ванна молодости.
Можно освежиться и перекусить в кафешке, которая находится чуть выше тропы. Ценник там, правда, с учетом ручной доставки, так что желающих посетить заведение немного. Теоретически, можно идти и дальше, но это уже экстрим в чистом виде, а мы разворачиваемся в обратный путь.
Следующий день решаем посвятить классике — посмотреть какой-нибудь дворец, сфотографировать Ласточкино гнездо и таки выбраться вечерком погулять в Ялту.
Выбор наш пал на Ливадийский дворец, в который, как водится в нашем семействе, попали мы с черного хода.
Традиционная прогулка по парку и экскурсия по дворцу.
Освоив дворец, едем к Ласточкиному гнезду.
Ну, а вечером едем в Ялту, погулять, да сплавать куда-нибудь на теплоходе.
Погуляли, дошли на теплоходе до Гурзуфа и вернулись назад, не покидая борт. Потом еще немного погуляли и отправились восвояси. Не особо интересный день получился.
Кореиз — Севастополь через Балаклаву.
Пришла пора переместиться в сторону Севастополя и слегка сменить тематику нашего путешествия — с природно-исторической на военно-историческую, хотя природную составляющую в Крыму отменить даже при большом желании нельзя. Маршрут не самый длинный, описан многократно, поэтому повторяться не буду. По пути есть множество интересных для любопытного туриста мест, но мы, еще на стадии планирования путешествия, решили, что остановимся в Балаклаве.
Первые упоминания о Балаклаве относятся еще к временам Гомера. Это город, которого с конца 50-х до начала 90-х годов прошлого века не было ни на одной карте СССР по причине наличия в бухте секретных, подземных объектов 825 ГТС и 820 (подземного завода для ремонта подводных лодок и завода для хранения и подготовки к боевому применению шести видов ядерного оружия). Вот эти объекты, почти полностью разграбленные в девяностые и нулевые годы, частично приведенные в порядок и превращенные в музей после смены власти в 2014 году, и интересовали нас в первую очередь.
Попасть в подземный музей можно двумя способами. Первый — на плавсредстве типа плот по подземному каналу.
Плюсы — не надо стоять в общей очереди за билетами (которая в сезон достигает внушительной длины), относительно комфортно, не надо идти пешком. Минусы — плывешь только по каналу, сам музей остается за бортом. В общем, этот способ для ленивых, пассажиров с малолетними детьми и т.д. Второй способ — пешая прогулка по подземельям в сопровождении гида. Тут минусов нет, нам туда.
Проведя в очереди минут сорок и еще минут пятнадцать в ожидании начала экскурсии, отправляемся в поход по подземельям.
Ух, вот она — Кузькина мать и вся советская мощь!
Проникнувшись, переходим ко второй части балаклавской программы — осмотр бухты с воды. Предложений масса, цена одна — 2000 рублей за часовую аренду плавсредства. Количество людей ограничено лишь грузоподъемностью судна. Осталось лишь выбрать лодку по вкусу. Остановились на «Талисмане».
Погрузились, отчалили, и вот тут случился разрыв шаблона — рассказ самодеятельного экскурсовода и по совместительству капитана корабля оказался в разы интереснее и увлекательнее рассказа профессионального гида. Тут были и уже услышанные в подземелье факты, и подробности, известные, скорее всего, лишь коренному жителю города. И все это изложено на грамотном русском языке. Виды с борта лодки прекрасно дополняют рассказ. В общем — the best! Рекомендуем!
Огорчило лишь одно — внезапно скончавшийся на выходе из бухты аккумулятор фотоаппарата. Ну да ничего, потом с набережной компенсировали.
Прощаемся с Балаклавой и едем в Севастополь.
Чекпойнт №3. Севастополь.
Наша текущая резиденция располагается на мысе Фиолент. Располагается сей гостевой дом в обычном СНТ. При заселении получаешь ключ от ворот в это СНТ (очень удобно) и ключ от калитки на пляж. Все цивильно и под надежной охраной.
День близится к концу, дел у нас особых нет, идем на пляж. Нет, когда я в Москве бронировал номер в этом месте, то читал в отзывах, что пляж хорош, а спуск на него крутоват, но вот то, что там будет ТАКОЕ, я и подумать не мог. Металлическая лестница с шестиэтажный дом высотой, с прорубленной в стене аркой, в которой и установлена та самая дверь, от которой у нас есть ключ.
Минимум народа и полное отсутствие разносчиков всякой хрени. Райское место, по-другому и не скажешь.
Севастопольскую программу решаем открыть с посещения мемориального комплекса «35-я береговая батарея». Ехать совсем близко — минут пятнадцать по кривым, ухабистым тропинкам через несколько СНТ. Можно и по хорошей дороге, но это крюк еще километров на пятнадцать. Около десяти утра мы уже на месте, однако билетов на ближайшие экскурсии уже нет, остались только на 17:00. Небольшое отступление: 35-я батарея, наверное, единственный в Крыму объект, за посещение которого денег не берут, от слова «совсем». Восстановлен и благоустроен объект на деньги известного предпринимателя Алексея Чалого, за что ему огромное человеческое спасибо. Для того, чтобы посетить подземные казематы, нужно получить входной билет. Группы, человек по 20 и в сопровождении гида, отправляются каждые полчаса. Надземную часть экспозиции можно осматривать в часы работы музея самим, билет не требуется. Вот с надземной части мы и начали.
Закончив с осмотром, понимаем, что времени у нас еще вагон, и решаем съездить погулять куда-нибудь поближе к Севастопольской бухте. Бросаем машину около памятника матросу и солдату (там, совсем рядом, есть большая перехватывающая парковка).
И идем пешочком в сторону набережной.
Впрочем, шли мы недолго. Уже в самом начале набережной дали себя уговорить представителям водно-экскурсионного бизнеса на очередную лодочную прогулку с осмотром всего, что припарковано пришвартовано у пирсов и стоит на берегу. Тут, правда, такого интима, как в Балаклаве, нет — катер забивается туристами под завязку, цена вопроса 1000 руб. с носа. Поплыли.
Капитан, он же рулевой, он же экскурсовод. Рассказ интересен и грамотен, включает в себя исторические и технические подробности, включая типы ракет, загружаемые в данный момент на «Адмирала Макарова».
В общем, интересная и познавательная прогулка получилась.
Потусив еще немного на берегу и сделав еще некоторое количество дежурных фотографий,
поняв, что время в запасе у нас еще есть, решаем заехать в Херсонес Таврический. Ага, ждали нас там… Народу тьма, припарковаться негде. Делаем несколько фото через прутья ограды и решаем, что за прошедшие со времени нашего последнего визита в Крым лет пятнадцать там точно ничего не изменилось, а значит и дальше не изменится, заедем в следующий раз, когда-нибудь.
Возвращаемся на 35-ю батарею. Тут как раз и время нашей экскурсии подошло.
Что касается самой экскурсии по казематам — фотографий нет, фотографировать там нельзя, да и не до фотографий там, нужно слушать и смотреть. Ощущения сродни посещению Брестской крепости — пробирает до костей, особенно после посещения пантеона. Не люблю пропаганду, в любом виде, но уверен в одном — в такие места надо обязательно возить детей в возрасте от шести и старше, чтобы знали и помнили.
Уже на выходе, практически рядом с входом в мемориал, попался на глаза домик с интересным граффити.
Без комментариев, как говорится.
Строго говоря, остался последний полноценный день отпуска у моря. Завтра начинается дорога к дому. Ехать куда ни будь и что-то еще смотреть уже не хочется, поэтому ограничиваемся выездом к находящемуся почти по соседству Георгиевскому монастырю. Внутрь не попали — шла служба, народу тьма. Ограничились прогулкой по набережной.
Все, на базу и загорать. В конце концов, на море мы, или где? На пляже полный аншлаг. Погодка шепчет, водичка чистая и в меру теплая.
А вечером идем смотреть закат.
Севастополь — Керчь через парк Тайган.
Ну что, вот и пришла пора отправляться в сторону дома. Едем по «Тавриде», стройка идет практически на всем протяжении трассы. Много участков готово, но еще не открыто, так что движение в основном в две полосы. Пробок нет.
Парк Тайган расположен где-то посередине пути между Севастополем и Керчью. Самое оно, чтоб остановиться часика на два, а может и подольше. Размяться, посмотреть на больших и маленьких котофеев, да и не только на них. За вход в парк берут по 1000 рублей с носа, тут же, на входе, можно закупиться кормом для зверушек (одна куриная нога равна по стоимости килограмму курицы в магазине). За первые десять минут прогулки зверей, кроме одинокого льва, собирающего дань с туристов почти в начале маршрута, мы не увидели, но территория для их выпаса сама по себе впечатляет.
А вот и звери, тихий час у них, оказывается.
При виде куриного окорочка кошаки лениво оживились.
Умял Лёва обломившийся кусок не торопясь, видно не голодный был. Дальше еще одно лежбище котиков.
И водопой.
Покормить жирафа петрушкой (пятьдесят рублей пучок) — обязательно!
Остатки петрушки обломились верблюду.
Козочки.
Ну, а на сладкое — визит в клетку к хищникам.
В общем и целом — хороший парк с конскими ценниками на все.
Чекпойнт №4. Керчь.
В Керчь мы прибыли уже ближе к вечеру. Остановились в отельчике с громким названием «Вилла Светлана». Очень неплохой отель, а самое главное, в соседнем доме есть очень замечательный ресторанчик, в котором готовят вкуснейший борщ. После борща (и не только) у нас еще хватило сил пройтись по набережной и дойти почти до центра города в поисках работающего банкомата. Банкомат-то мы нашли, даже не один, только вот все они не работали, так и вернулись ни с чем.
Последний день нашего путешествия, завтра нам предстоит длинная дорога до дома, а пока отдыхаем и бесцельно бродим по Керчи. Хотели попасть в Аджимушкайские каменоломни, но, к сожалению, в понедельник они не работают, как и все остальные российские музеи. В общем, особого выбора нет, только гулять или спать. Спать не хочется, значит, идем гулять.
На гору Митридат мы поднимались три раза — после завтрака, вместо обеда и перед ужином — уж больно виды с неё хороши.
Ну и на закуску, как и обещал в самом начале, Крымский мост.
Окончание.
Дорога домой и вместо послесловия.
Обратная дорога прошла без сюрпризов. Выехали пораньше, около пяти. Чуть-чуть потолкались по станицам за зерновозами, пока не выскочили на платник, а там уж погнали с ветерком. К половине первого прошли Ростов, около шести вечера были у Воронежа. Ехалось настолько хорошо, что решили гнать до Москвы без ночевки. В 23:50 съехали на МКАД и ровно в полночь встряли в пробку, в которой и протолкались ровно час. К часу ночи были дома.
Ну, что сказать в заключение? В общем и целом, понравилось все. Как говорится, что хотели, то и получили. Устраивать дебаты на тему «подходит Крым для пляжного отдыха или нет» — смысла не вижу, тут каждому свое. В качестве туристического объекта — однозначно да (впрочем, с этим вряд ли кто будет спорить), достопримечательностей на полуострове смотреть, не пересмотреть. Военно-историческая часть крымской истории — в обязательном порядке для детей и не только.
На закуску цифры: 4112 километров на круг; около 300 литров бензина на сумму 13900 рублей. Жилье — 28500 рублей. Все остальное включая еду — в районе 70000 рублей. Предвосхищая комментарии типа «да за эти деньги можно в Турции…» отвечу сразу — наши деньги, сами заработали, как хотим, так и тратим.
Традиционный вопрос, который всегда у нас возникает после поездок: «А поедем ли мы сюда еще раз?». Однозначно да, но лет через шесть-семь, когда придет время знакомить внуков с историей нашей большой страны.
Все. Спасибо за внимание!