Грузинский квест 2015

01.03.2016 | 32090 просмотров

Все началось с похода к стоматологу. Года два назад, ожидая приема, листал я журнал «Вокруг света», и была там интересная статья про Армению, и проскочила мысль — а не съездить ли? Потом, уже дома, нагуглил в сети пару отчетов про автопутешествия в те края и все, что называется, «попал». На тот момент мы с семьей только что вернулись из большой поездки по Балтике, и на следующее лето уже была запланирована поездка в Карелию, так что исполнение этой мечты пришлось отложить аж до лета 2015 года.

Обычно подготовку к дальним поездкам (разработку маршрута и заказ гостиниц) мы начинаем еще ранней весной, но в этот раз, по совокупности причин, дотянули до начала июня. Сели, открыли карту, атласы достопримечательностей. Вот тут-то и стало понятно, что дорога в Армению лежит через Грузию, а ехать через Грузию и не остановиться в Тбилиси ну никак нельзя, а от Тбилиси до моря чуть меньше 400 км и столько всего интересного по дороге, что проехать мимо просто невозможно. В общем, кроили маршрут и так, и сяк, но по любому получалось, что за один отпуск эти две страны не объехать — не хватит времени. И выбор был сделан в пользу Грузии, а мечта, что ж, пусть подождет.

Осталось разобраться с жильем. Перед предыдущими поездками действовали по такой схеме: читали перед поездкой отзывы других путешественников, подбирали что-то для себя интересное, смотрели на Букинге, а потом напрямую выходили на отель и заказывали жилье. С Грузией этот номер не прошел. Отзывов мало, созданием своих сайтов отели не заморачиваются, остался только Букинг с его рекомендациями. Благо, нашелся знакомый коллеги двоюродной сестры (почти, правило пятого рукопожатия!) занимающийся туристическим бизнесом в Грузии, который и выдал нам нужные ориентиры, пароли и явки. Осталось только зайти на Букинг и забронировать, что мы и сделали.

Все, можно ехать. Ах да, был еще один вопрос — как и какие везти деньги. Выгоднее всего брать с собою вечнозеленые баксы и менять их в Грузии на лари, но если в России менять рубли на доллары, а потом доллары на лари, то эта выгода становится призрачной. С рублями ехать совсем невыгодно. Решили не париться на эту тему и взяли с собой проверенную сбербанковскую «Визу» и немного рублей налом на всякий пожарный.

МОСКВА — ПЯТИГОРСК

От Москвы до Тбилиси почти 2000 километров, осложненных пограничным переходом Верхний Ларс. За один заход, с учетом одного водителя, не доехать. Поэтому было решено ехать до Пятигорска (1600 км) на максимально, по собственному опыту, проходимую дистанцию, останавливаться там на сутки для осмотра местных достопримечательностей, а потом уже ехать дальше. Итак, машина KIA Cerato 2.0 образца 2014 года, экипаж — четыре человека — я с супругой и дочь с женихом. Суббота, 01 августа 2015 года, 02 часа 30 минут по Москве — стартуем.

То, что изначально казалось легкой, увеселительной поездкой по отремонтированной М4, со скоростными платными участками, увы и ах таковым не стало. Уже перед въездом на первый платный участок стояли 15 минут, перед въездом на второй — час, впереди, до Воронежа, ещё пять таких участков, и на некоторых надо стоять в очереди сначала для того, чтобы заплатить и въехать, а затем, чтобы показать чек об оплате и выехать. Решили не стоять, а ехать по бесплатной альтернативе, с выездом на платные куски там, где очередей нет, что сэкономило нам в итоге не один час.

После Воронежа были классические пробки перед Лосевым, Павловском, Миллерово, несколько ремонтов, упавшая в кювет фура и толпа желающих притормозить и посмотреть. Ростов прошли приблизительно в 17 часов, повезло, потом, стоя в очереди на границе, разговорились с соседями по стоянию, так вот они, выехав на час позже нас, ехали до Ростова ровно сутки. После Ростова отстояли почти два часа в районе Самарского. Пока ехали до развилки М4 «Дон» и М29 «Кавказ», было стойкое ощущение, что едем мы в ближайшем подмосковье, среди толпы дачников, спешащих на свои фазенды. Номера вокруг московские, подмосковные, питерские и далее по списку. Местные просто растворяются в этом потоке. Что поделать — кризис, народ поехал поддержать отечественного производителя.

После развилки дело пошло гораздо веселее и в 01:35 02.08.2015 года мы причалили на стоянке отеля «Жара» в Пятигорске. Отельчик свежепостроеный, маленький, чистенький, совсем рядом с трассой. Еще из плюсов — расчетный час считается с момента заселения. Из минусов — нет кафе. В общем, самое то, после дальней дороги. За кормой 1568 км, 23 часа в пути, из них часов пять, в общей сложности, стояния в пробках. Самый длинный отрезок за поездку пройден, заваливаемся спать.

ПЯТИГОРСК

Проснулись, позавтракали, поехали выполнять обязательную программу — фуникулер — гора МашукПровал — Цветник.

После выполнения программы — ужин и спать, впереди опять ранний подъем и дорога по местам страшным и легендарным.

ПЯТИГОРСК — ВЕРХНИЙ ЛАРС

Задолго до начала поездки стало ясно, что самые слабые и непредсказуемые звенья на маршруте, это переход границы из-за некруглосуточного режима работы и очередей, и дорога через Кабарду и Северную Осетию, из-за жадных представителей служителей культа полосатой палочки, прячущихся в кустах. Поэтому стартовали из Пятигорска снова ни свет, ни заря, в 02:30 03 августа 2015 года, с расчетом быть в Верхнем Ларсе как раз к открытию границы, а уже в 02:33, при выезде на главную дорогу, были остановлены пикетом ГИБДД для проверки документов. Тут все корректно — вежливый, подтянутый сотрудник проверил документы, страховку, поинтересовался откуда и куда и не хотим ли спать, дорога-то дальняя. Узнав, что мы только что из отеля, пожелал всего хорошего и отпустил с миром. Еще через полчаса движения по практически пустой трассе, после поселка с забавным названием Куба-Таба, сразу после въезда в Кабарду, попадаем на местный пикет. Перекресток, асфальт снят, разметки нет, в последний момент понимаю, что еду по правому ряду, с которого только поворот направо, перестраиваюсь в левый ряд, но все равно тормозят. Толстый дяденька с усами и автоматом сразу же просит документы и открыть багажник. Впрочем, ни то, ни другое его не интересует. Цель — выманить из машины, подальше от видеорегистратора. Далее примерно такой диалог:

— Нарушаем!
— Чего?
— Рядность нарушаем!!!
— Согласен.
— ??? — непонимание в глазах инспектора.
— Пошли протокол писать, времени нет.

Пока шли к гаишной «Приоре», на багажнике которой молодой и худой сотрудник устроил мини офис и писал протоколы, мне было поведано, какое страшное нарушение я допустил, что нужно смотреть на знаки, и что со штрафом за границу меня не выпустят. Я кивал головой и просил ускорить процедуру написания протокола. Так и дошли. Сказав что-то на местном языке, толстый гаишник передал мои документы худому.

— Штрафы неоплаченные есть?
— Нет, никаких нет.
— А Вы, говорят, от нарушения не отказываетесь?
— Нет, пиши протокол.
— Нууу, тогда счастливого пути!

И торжественно вручает мне документы. На том и расстались. За «нарушение рядности» штраф 500 рублей или предупреждение. Формально все приличия соблюдены, все строго в рамках закона. Неформально понятно, что бакшиш обломался, а писать протокол — долго, нудно и материально невыгодно. Едем дальше и уже на выезде из Кабарды снова пикет. Опять проверка документов, просьба открыть багажник, рассказ о том, что проходит контртеррористическая операция. Придраться в этот раз не к чему — отпускают. Самый страшный пост в России, на въезде в Северную Осетию, про который в сети ходят легенды, на удивление проезжаем без остановки — не до нас, шерстят встречку.

230 км. От Пятигорска до Верхнего Ларса проехали за три с небольшим часа, с тремя остановками на пикетах и одной — на заправке. В 05:43 встали в хвост очереди на переход. До КПП 2,8 км.

ПЕРЕХОД. КПП «ВЕРХНИЙ ЛАРС»

Не успели остановиться, как слева нарисовалась четкая заниженная «Приора» с местными аборигенами на борту, которые сходу предложили проводить без очереди совсем за недорого, всего за 3000 рублей. Вежливо отказались.

Начало очереди. На встречке те самые «помогайки».

Очередь двигается крайне медленно, встречного движения практически нет, зато в попутном направлении, не взирая на сплошную, лихо катят местные жители, владикавказские таксисты, маршрутки и автобусы. На очередь им плевать — бизнес, ничего личного. Несколько раз проезжает одна и та же машина «скорой помощи». Тоже бизнесмены — прикрываясь мигалкой, возят желающих до самого КПП. Периодически подъезжают «помогайки», цена вопроса за безочередной проезд доходит до 8000 рублей. Что самое интересное, желающих проехать за деньги предостаточно, за время нашего стояния таких набралось далеко за сотню машин. Легко подсчитать, какие деньги там крутятся. Народ, кто стоит честно, потихонечку звереет. Появляется полиция, пытается перекрыть встречку, но не сильно преуспевает.

Середина очереди. На горизонте уже виден КПП, слева милицейский кордон разворачивает хамов.

Особо активные пассажиры выдвигаются к КПП и пытаются навести порядок своими силами. Шум, мат, легкие потасовки, но вроде поехали побыстрее. Двигаемся бампер в бампер, чуть зевнешь и перед тобой уже пытаются влезть местные хамы. Становится все жарче и жарче, в прямом и переносном смысле. Появляется ОМОН. Ура!!! Совместными усилиями честных граждан, полиции и ОМОНа появляется какое-то подобие порядка, но все равно находятся джигиты, которым в падлу стоять, и они лезут напролом. ОМОНовцы пытаются призвать их к порядку — без толку. Слышен легко узнаваемый звук передернутого затвора АК — помогло, убрались в конец очереди. А накануне, говорят, даже в воздух стреляли.

Злобное отступление

Про КПП «Верхний Ларс» и про то, что творится перед ним со стороны России и со стороны нейтральной территории написано много. Проблема и в том, что работает переход с 05:00 до 19:00, якобы по требованию грузинской стороны, в целях безопасности движения в Дарьяльском ущелье, и в полном отсутствии порядка на российской стороне. Народ, объединенный сайтом vlars.ru, пытался донести информацию о творящемся и Президенту, и Премьер министру, и руководству Госграницы, Таможни, ГИБДД и т.д. Писали стоя в очереди, отправляли фото-видео материалы о творящемся бардаке прямо с места событий, и результат не замедлил появиться — теперь в тех краях нет мобильного интернета. Больше ничего не изменилось. И еще немного негатива, чтобы больше не возвращаться к этой теме. Более быдляцких регионов чем «15» и «07», то есть РСО-Алания и КБР, я не встречал. Нет там ни порядка, ни знаменитого кавказского гостеприимства, ни уважения к старикам, женщинам и детям. Вот хамства, агрессии, злобы и коррупции — хоть отбавляй, очередь — как проявитель, все вытаскивает наружу. Фразы «здесь вам не Россия» и «валите к себе назад, в Россию» — не редкость. И не надо говорить про «кавказский менталитет», в Грузии подобного нет и в помине, как нет и очередей на границе, при одинаковом количестве желающих эту границу пересечь. Мы не в первый раз ехали за границу на машине, и стоять на пограничных переходах нам доводилось в разных местах, это неизбежность при международном автотуризме, но такого бардака, как на Российско-Грузинской границе мы не видели нигде, и грузины тут совсем не при чем.

ПЕРЕХОД. КПП «ВЕРХНИЙ ЛАРС» (продолжение)

Если отбросить в сторону весь негатив, да с учетом того, что мы знали о предстоящем стоянии и готовились к нему, потому и несильно нервничали, действуя по принципу «если не можешь изменить ситуацию, то расслабься и получай удовольствие», все прошло достаточно ровно. Окружающая природа с лихвой компенсирует временные трудности — с двух сторон горы, слева шумит Терек, в ущелье дует прохладный ветерок, кажется, что не жарко, но обгораешь вмиг.

До КПП осталась примерно треть пути.

За разговорами с братьями по несчастью - соседями по очереди время проходит быстро. В 13:35 заезжаем в зону КПП, здесь ряды разделены бетонными блоками, уже никто не обгонит и не влезет, можно расслабиться. 14:17 въехали на КПП. Бардак продолжается, нет ни зеленых, ни красных коридоров, нет спецкоридоров для автобусов, нет отдельного помещения для оформления пассажиров, все в кучу. Ура! В 14:55 прошли российскую границу. До грузинского КПП три километра, пролетаем их с ветерком через два тоннеля по нейтральной территории. На встречке и на обеих обочинах стоят желающие попасть в Россию. 15:10 (!) закончили формальности на грузинской стороне. Где очередь, куда делись все машины и люди, которые стояли с нами эти восемь с половиной часов?!? Повеселил грузинский таможенник, поинтересовавшись о наличии спиртного в багаже. В Грузию со своим вином? Да это, что в Тулу со своим самоваром! Поржали вместе. Гамарджоба, Грузия!

ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА

Когда-то, в далеком детстве, ездил с родителями на автобусе из Сухуми в Гагры и из Адлера в Новый Афон по Транс-Кавказской магистрали. Те поездки запомнились на всю жизнь. Повороты «тещины языки», крутые подъемы и спуски, с одной стороны скалы, а с другой пропасть. Из окна автобуса все это выглядело страшновато, дух захватывало. С тех пор жутко хотелось попробовать, а как это самому, за рулем, пройти этот путь. К сожалению, путь в Грузию по ТрансКаМу, в связи с событиями 2008 года, закрыт, остается легендарная Военно-Грузинская дорога. Она сама по себе исторический памятник, а по сложности прохождения не уступает, а может и превосходит ТрансКаМ. Военно-Грузинская дорога берет начало сразу за Владикавказом, но самые «вкусности» начинаются после перехода границы. Сначала пропал асфальт (последствия сошедшего в мае 2014 года селя).

Видно плохо, но это та самая отсыпка.

Работы по восстановлению ведутся активно, но пока лишь есть крупнощебеночная отсыпка. Для нашей «пузотерки» проходима, но смотреть нужно в оба глаза. Но это ненадолго — километров на пять, а дальше снова появляется приличный асфальт и начинается подъем. Вокруг красотища такая, что захватывает дух.

Вопреки ожиданиям, вождение особых сложностей не доставляет — ну узкая дорога, ну подъемы, повороты — чего там сложного, и чего бояться-то. Оказывается, бояться нужно местных водителей.

Стиль вождения в Грузии можно охарактеризовать только так — если нельзя, но очень надо, то можно. Поэтому и сплошная здесь понятие условное, и двойной обгон на вираже узкой горной дороги — норма. Но, к чести грузинских водителей, за две с половиной недели путешествия по грузинским дорогам мы не видели ни одного ДТП, ни крупного, ни мелкого.

Не спеша поднимаемся на Крестовый перевал. Дорога все круче и круче. Машинка тянет, но высокогорье сказывается, а может, бензин, на заправке после Владикавказа, некачественный попался. Самая большая проблема — обогнать ползущую на подъем фуру, но и с этим справляемся, грузинский стиль вождения заразителен. И снова виды, куда ни глянь.

Высокогорные коровы — они везде. Видимо, сами себя считают священными животными, хотя таковыми в Грузии не являются, поэтому ничего не боятся. Приходится объезжать. В 17:10 переваливаем Крестовый перевал и останавливаемся на знаменитой смотровой площадке.

Насмотревшись на горные вершины, начинаем спуск. Уже на равнине попадается еще один участок без асфальта, но с глубокими лужами, длинной километра полтора, форсируем его без потерь. Дальше все ровно. В 20:10 прибываем в Тбилиси. Итог дня: 385 км от Пятигорска до Тбилиси за 17 с небольшим часов, со всеми остановками.

ТБИЛИСИ

Останавливаемся в Leselidze Apartment. Если по простому, то это большая двухкомнатная квартира, с хорошим ремонтом, со всеми удобствами и с отдельным входом из переулка. Расположение — самый центр города. Отлично, но есть одна проблема — парковка. Движение в центре Тбилиси практически везде одностороннее и достаточно плотное. Улица Коте Абхази, где расположено наше жилье, не исключение — стоянка справа запрещена под угрозой эвакуации, слева — муниципальная парковка вдоль бордюра, но свободных мест пока нет. Притерлись справа, деваться некуда. Хозяйка наших аппартаментов договорилась с продавцом маленькой сувенирной лавочки, что машина тут постоит немного, под его присмотром, до появления свободного места. Пока болтали с хозяйкой о том о сем, место освободилось, но оно сзади(!), и чтобы на нем запарковаться, нужно объехать весь квартал, а это не быстро и место, скорее всего, займут. Проблема? Только не для грузин. Тот самый продавец практически перед носом полицейской машины, перекрывает движение, чтобы мы смогли сдать задом и занять место. И все молчат и не сигналят, понимание полное!!! Лишь из полицейской машины что-то сказали в матюгальник, но на этом все и закончилось. Потом местные подсказали нам, что в пяти минутах ходьбы и в двух минутах езды есть полулегальная, платная парковка, где всего за 7 лари (210 рублей) в сутки, можно спокойно оставить машину. Ей и пользовались до самого отъезда из Тбилиси.

Тбилиси красивый, веселый, шумный город, я бы сказал, город с легкой сумашедшинкой. Бесконечные подъемы и спуски, мощеные камнем улицы, старое по соседству с новым, много народу, но суеты нет. Масса кафешек и сувенирных лавочек на любой вкус и кошелек. И бесконечно доброжелательные люди, всегда готовые помочь и подсказать. По этому городу приятно гулять и днем и ночью, и абсолютно безопасно. Местные говорят, что в кафе можно забыть сумку с документами, деньгами, мобильником, и никуда она не денется, вернут владельцу в целостности и сохранности. Последний угон был зафиксирован не то десять, не то одинадцать лет назад. Машину можно не закрывать. В городе очень много полиции, особенно это заметно ночью, по проблесковым маячкам на патрульных машинах, кажется, что они везде. Сами полицейские такие, какие и должны быть настоящие полицейские — вежливые, лояльные, готовые всегда прийти на помощь. Дорожная полиция может простить мелкие прегрешения на дороге, но ни дай Бог нарушить и предложить взятку. Все — наручники, тюрьма, немалый срок. Говорят, заслуга Саакашвили. Зарплата полицейского 1000 лари, против средних 250 у большей части населения Грузии, терять такую работу никто не хочет, коррупции на этом уровне в стране нет. В городе много попрошаек, но какие-то они безобидные и не сильно приставучие, рады и яблоку и копеечке. В общем, Тбилиси нам очень понравился. Рассказывать про него можно много и долго, я лучше фотографии покажу.

Тбилиси дневной. Вид от телебашни.

Тбилиси ночной. Вид от крепости Нарикала.

Площадь Свободы.

Цминда Самеба. Главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.

Телебашня.

Театр марионеток Резо Габриадзе.

Мост Мира.

Абанотубани. Серные бани.

Из пяти дней, проведенных в Тбилиси, три были потрачены на поездки по его близким и дальним пригородам.

МЦХЕТА

Ближайшая к Тбилиси и одна из основных достопримечательностей Грузии — древняя столица Мцхета и монастырь Джвари. С них и собираемся начать, благо совсем рядом — километров двадцать. И сразу зарисовочка с натуры:

На подъезде к Мцхете должен быть поворот к монастырю, но Навител путается в новых развязках, и я прижимаюсь к обочине, дабы уточнить маршрут. И тут же слева притормаживает здоровенный черный джип. Первая моя мысль — вроде не обгонял, не подрезал, ничего не нарушал, никого не обижал. Синхронно опускаем стекла, и серьезный дядечка из джипа интересуется у нас, а что, собственно, случилось, и не может ли он нам чем-то помочь? Объясняю ситуацию и в ответ получаю подробнейшую информацию о том, как доехать и какие еще достопримечательности нужно осмотреть в окрестностях в обязательном порядке. Говорим большущее спасибо и прощаемся, а потом долго вспоминаем и думаем, а могло бы в России такое произойти? Боюсь, что нет.

Вот и монастырь Джвари. Древность, она здесь повсюду, и снова виды…

Мцхета. Монастырь Джвари.

Мцхета. Место впадения реки Арагви в реку Кура.

Мцхета. Монастырь Самтавро. Вид от монастыря Джвари

Погуляв по монастырю, едем в Мцхету. Город старый, но кругом практически один новодел — старые постройки заменены новыми копиями, за исключением исторических зданий, разумеется. Они отреставрированы самым тщательным образом.

Мцхета. Светицховели.

Тишина, покой, полное умиротворение. Виды сугубо пасторальные. Частный гид предложил нам экскурсию по монастырю Самтавро за 25 лари. Мы согласились и ни разу об этом не пожалели. Википедия и путеводители — это, конечно, хорошо, но интересный рассказ живого человека они не смогут заменить никогда. Попутно выяснилось, что реставрация исторических памятников и развитие туризма в Грузии тоже дело рук Саакашвили…

На осмотр Джвари и Мцхеты хватило половины дня. По дороге в Тбилиси заскочили в крепость Бебрисцихе. Там реставрация еще только начинается, и поэтому издалека она выглядит гораздо интереснее.

СИГНАХИ И МОНАСТЫРЬ БОДБЕ

Километрах в ста от Тбилиси, в Кахетии, находится городок Сигнахи, а рядом с ним монастырь Бодбе. Туда мы и отправились в очередной жаркий денек. Дорога туда беспроблемная, машин мало, едем быстро. Первая остановка — монастырь Бодбе. Смотрим церковь святой Нино, гуляем по территории.

А вот это:

вид из монастыря на знаменитую Алазанскую долину. Края эти — виноградные и винные, так что всем ценителям хорошего грузинского вина сюда нужно попасть непременно.

Мы же тем временем переезжаем в Сигнахи.

Ощущение, что ты попал в сказку. И тишина…

Еще пара «зарисовочек с натуры».

Паркуемся в самом центре Сигнахи, места вокруг — навалом, знаков нет никаких. На всякий случай интересуемся у стоящих рядом таксистов — ничего, стоять-то можно? Да без проблем! Вы откуда? Отвечаем — из Москвы. А поконкретнее? Лианозово. Вах! Я в Лианозово на рынке точку держал, молоко на лианозовском заводе брал! Ну что, почти соседи! Мир тесен. Постояли, поболтали. Вспомнили СССР и тех, кто его развалил. Тех, кто развалил — не самым добрым словом. Ностальгия по Союзу не только у россиян, оказывается.

Почти там же. Идем по улице, болтаем. С одной стороны — крепостная стена, с другой — частные домики. За низким заборчиком бабулька занимается хозяйством и, видимо, среагировав на русскую речь, останавливает нас и просит: давайте на русском языке поговорим, а то вокруг только английская да французская речь, забывать русский уже стали. Конечно, поговорили. О чем? Да все о том же. Нет между нашими народами вражды, нет и быть не может.

ДАВИДО-ГАРЕДЖИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Еще одно место, обязательное к посещению для всех путешествующих по Грузии — Давидо-Гареджийский монастырский комплекс. Расположен он километрах в ста с небольшим от Тбилиси. Сначала едем по той же дороге, что и в Сигнахи, а потом уходим направо. Ландшафт начинает меняться прямо на глазах. Мы и не предполагали, что Грузия может быть такой — кругом выжженная полустепь.

Остановились посмотреть не то на солончак, не то на высыхающее озеро вдоль дороги, и первая же проезжающая мимо машина остановилась, и нас предупредили, что змей в этих местах навалом, в основном водится гюрза, а она пострашнее кобры. Поехали дальше. Узкая асфальтовая дорога постепенно перешла в щебеночный проселок с вкраплениями асфальта, но до цели уже совсем близко. Потихонечку доехали.

От стоянки до Лавры ведет достаточно хорошая, хотя и крутая тропа, а вот чтобы добраться до вырубленного в скалах, в незапамятные времена, монастыря Удабно, приходится преодолеть весьма неслабый подъем по чисто условной тропе. Дошли. Наверху часовенка и два грузинских пограничника — солдатики срочники с приблудившейся дворнягой.

Часовня на грузино-азербайджанской границе, она же — месторасположение Грузинского пограничного патруля. На заднем плане пещерный храм, еще дальше сторожевая башня, рядом с которой
несет службу уже азербайджанский патруль.

Собственно, мы на грузино-азербайджанской границе, а те самые монастырские пещеры уже на Азербайджанской земле. Спорная территория, к тому же добраться со стороны Азербайджана до монастыря невозможно. Где-то километрах в двух, если идти по хребту, должен быть азербайджанский патруль, но мы их так и не увидели. Билайн вешается, приветствуя нас то в Грузии, то в Азербайджане, а мы пока сидим на лавочке у часовенки и треплемся с погранцами о том о сем. Супруга моя, по наивности, расспрашивает ребят о том, где их база, как далеко приходится ходить и как часто. В общем, чисто шпионские вопросы. В России повязали бы — сто процентов, а тут ничего, все рассказывают и показывают, заодно советуют, как лучше подобраться к вырубленным в скалах кельям. Отдохнув, продолжаем осмотр.

По правую руку Грузия, по левую — Азербайджан, тропа — граница.

Нагулявшись по горным тропам, возвращаемся к часовне. Прощаемся с пограничниками, они нам помогают сделать групповое фото на память,

И начинаем спуск в Лавру.

Обратно, по совету все тех же пограничников, решаем возвращаться через город Рустави, да и не хочется ехать два раза подряд по одной и той же дороге. Ох, лучше бы мы этого не делали. Километров пятнадцать-двадцать по каменистой грунтовке, мимо заброшенной военной базы, то еще испытание, мы же не на внедорожнике! Но ничего, обошлось без потерь. Зато увидели некогда крупный, а ныне практически заброшенный промышленный центр, да и сам Рустави — город полностью советской застройки, без каких-либо архитектурных изысков.

ТБИЛИСИ — БОРЖОМИ

Подходят к концу пять дней отведенные нами на знакомство с Тбилиси и окрестностями, и утром 08 августа 2015 года мы выезжаем в сторону знаменитого Боржоми. Едем мы по трассе Тбилиси — Сухуми. Первые километров девяносто — шикарный автобан. Покрытие бетонное, такого я ни в России, ни в Белоруссии, ни в постсоветской Прибалтике не видел никогда. Опять заслуга Мишико…

Хм, как-то не все однозначно с этим человеком получается, картинка вырисовывается совсем не та, что нам в России по телевизору показывают. Сами грузины хвалят его — за дороги, за развитие туризма и отреставрированные памятники, за неберущую мзду и реально работающую полицию. Как выразился один из наших многочисленных собеседников — «да его бы (Саакашвили) в Грузии на руках носили и в задницу целовали, если бы он дружил не с Америкой, а с Россией и в Абхазию бы не полез».

Потом автобан заканчивается, и дальше идет обычная асфальтовая дорога. Чем дальше от Тбилиси, тем отвязанней местные водители. После Хашури уходим с трассы налево, в сторону Турецкой границы и, попетляв по очередному серпантину, мы прибываем в Боржоми. Весь путь от Тбилиси до Боржоми (156 км) занимает чуть более двух часов.

Размещаемся в гестхаузе Grimis Villa. Обстановка — back in USSR, кровати — самые скрипучие в Грузии, хозяева — само радушие, до центра — пять минут ходьбы. Идем знакомиться с местными достопримечательностями.

Постояли в очереди у источника знаменитой минеральной воды, вкус имеющей специфический, совсем не такой, как в бутылках.

Погуляли по Боржоми — Харагаульскому национальному парку. Он огромен. Предусмотрено несколько многокилометровых маршрутов с подъемом на различные высоты, рассчитанные на несколько дней. Мы ограничились беглым осмотром с самого краешка.

Искупались в бассейне с теплой минералкой.

Поднялись на фуникулере.

Знаменитый павильон.

Боржоми с высоты.

Вечером, вернувшись в гест, не можем избежать грузинского гостеприимства и попадаем на застолье. К хозяину приехали друзья-однополчане, с которыми он в восьмидесятые годы прошлого века служил в СА. Один приехал из Испании, другой из Тбилиси. Славно посидели.

АХАЛЦИХЕ — АБАСТУМАНИ — ВАРДЗИЯ — КРЕПОСТЬ РАБАТ

Следующим утром прощаемся с хозяевами и двигаемся дальше, в Ахалцихе. Ехать недалеко, около пятидесяти километров. Доехали меньше чем за час, несмотря на отсутствующий местами асфальт.

Останавливаемся в 3D Hotel. Отель новый, очень комфортабельный, на первом этаже есть вкусный ресторанчик. Все это в самом центре города и в десяти минутах ходьбы от крепости Рабат. До турецкой границы — километров 15-20.

Первый день в Ахалцихе просто гуляем по городу.

Поздним вечером этого же дня, у нас запланировано посещение обсерватории Абастумани. Еще в Тбилиси хозяйка Leselidze Apartment поделилась с нами номером телефона одного из астрономов этой обсерватории — Шоты и настоятельно рекомендовала ему позвонить и договориться о визите, чем мы и воспользовались, грех упускать такую возможность.

По извилистой горной дороге, среди коров, возвращающихся с дневного выпаса по домам, поднимаемся в обсерваторию.

К нашему приезду почти стемнело. Пока посмотрели территорию,

пока Шота готовил аппаратуру для ночных наблюдений, стемнело окончательно. От висящих прямо над головой звезд, до которых, кажется, можно дотронуться рукой, «сносит башню», а когда в зале, где установлен основной телескоп, раздвинулись створки, и купол начал вращаться, стало понятно, что выражение «крыша поехала» совсем не фигурально. Мы смотрели в телескоп, считали кольца у Сатурна, наблюдали движение звезд, слушали интереснейшие объяснения Шоты. Взрослые вроде бы люди, а по ощущениям получилось, как будто мы в далеком детстве, в восьмидесятых, на школьной экскурсии, да и окружающая обстановка этому способствовала, как никогда.

вв

Возвращались уже глубокой ночью, по совершенно неосвещенной, абсолютно пустой горной дороге. Тот еще атракцион, особенно с учетом особенностей парковки в тех редких населенных пунктах, через которые проходит эта дорога — прямо посреди проезжей части.

На следующий день едем в Вардзию, смотреть одноименный пещерный монастырский комплекс. Достопримечательность тоже из разряда обязательных к посещению. От Ахалцихе около 60 км по хорошей дороге. На месте снова взяли гида — очень интересно. Цена вопроса — те же 25 лари. Снова пришлось полазить по горным тропкам и низким пещерам, но оно того стоит, да и тропинки тут благоустроенные.

На обратном пути остановились у очередных развалин — крепости Хертвиси.

Заключительный день в Ахалцихе, 11 авгуса 2015 года, с утра пораньше, когда большинство туристов еще спят, начинаем с посещения крепости Рабат. По сути, процентов на 70 это новодел. Кому-то нравится, кому-то нет. Нам понравилось.

КУТАИСИ И ОКРЕСТНОСТИ

Закончив с осмотром крепости, выезжаем к следующей точке нашего маршрута — городу Кутаиси. Снова едем через Боржоми, до Хашури, и снова на трассу Тбилиси — Сухуми.

Из Ахалцихе до побережья (Батуми) есть еще одна дорога — трансаджарская магистраль, через перевал Годердзи. Проходит она по местам совершенно аутентичным, путь сокращает километров на двести, но проблема в том, что асфальт там есть далеко не везде, да еще присутствуют несколько горных речушек, через которые нужно перебираться вброд, и хоть местные и говорят, что дорога проходима для любых машин, мы решаем не рисковать — в другой раз и на другой машине.

175 километров от Ахалцихе до Кутаиси преодолеваем за три часа. Останавливаемся в Gelati Guest House. Это старинный дом со своей историей в старом еврейском квартале Кутаиси, в десяти минутах ходьбы от центра, с маленьким, тенистым внутренним садиком, в котором очень приятно находиться в жару, и с прекрасными хозяевами — Людмилой и Яковом, которые встретили нас как родных и опекали как близких родственников все время, пока мы находились в Кутаиси.

Разместившись, решаем съездить посмотреть ближайшие достопримечательности — монастыри Гелати и Моцамета. Но не все так просто, как хотелось бы. В нашем районе меняют газовые трубы. Большинство улиц перекопано и непроходимо. Сделав небольшой круг, решаем вернуться и вызвать такси.

Загрузившись в прибывший мерседес, отправляемся на экскурсию. Таксист, известными только местным тропами, вывозит нас к искомым достопримечательностям. Начинаем с Гелатского монастыря.

Во время прогулки разговорились с женщиной, одной из тех, кто занимается восстановлением монастыря. В итоге уже вместе с ней обошли монастырь еще раз, но уже с подробным рассказом. Спасибо огромное хорошему человеку!

Следующая остановка — монастырь Моцамета.

Дело уже к вечеру, народу — ни души. Красота!

Второй день в Кутаиси, едем смотреть пещеры. Сначала пещеры Сатаплия. Интересны тут, скорее, не сами пещеры, а следы динозавров, оставленные в незапамятные времена.

Сами пещеры не очень большие, неплохо подсвечены, но особого впечатления не производят.

Еще есть парк с копиями динозавров, павильон со скелетом динозавра и смотровая площадка.

Вид на Кутаиси. В центре — новое здание грузинского Парламента.

Проехав еще километров пятнадцать, попадаем на окраину города Цкалтубо, где находится пещера Кумистави, ныне, после благоустройства, более известная как Пещера Прометея. Вот тут чувствуется вся грандиозность подземного мира! Природная красота, умело оформленная человеком и при этом совсем не испорченная, впечатляет. Фотографировать со вспышкой нельзя, да и вспышка все только портит. Штатив благополучно забыт в Москве, а если бы и был, то на его установку нет времени. В общем, фотографировать приходится с рук, что вышло — то вышло.

Выбираться из пещер можно на лодке по подземной реке (дороже), или пешком, по банальной лестнице (дешевле). Мы выбрали реку.

Заключительный день в Кутаиси посвящаем отдыху от активного отдыха. Прогулялись до рынка, закупились специями на ближайший год, а остаток дня провели в отеле, в прохладе сада, за неспешными разговорами с хозяевами.

ПОБЕРЕЖЬЕ

14 августа 2015 года, позавтракав, грузимся, тепло прощаемся с Людмилой и Яковом (дамы украдкой вытирают слезы). Снова ощущение, что уезжаем от родных. Впереди у нас пять дней пляжного отдыха.

До Кобулети, где у нас запланирована остановка, 125 километров. Доезжаем за четыре часа, с заездом в Уреки — посмотреть на знаменитые черные песчаные пляжи, ну и искупаться там, само собой.

С жильем в Кобулети у нас вышла накладочка. Здесь мы, минуя Букинг, напрямую договаривались с хозяйкой о съеме квартиры, но дней за пять до планируемой даты заселения (14.08.2015), при контрольном созвоне, выяснилось, что ждут нас лишь 15 августа и то к вечеру, а до этой даты квартира занята. Разумеется, искать жилье на сутки мы не стали, а нашли его на все пять, правда, «методом тыка», через тот же Букинг. Называлось это место Sunrise Hotel. В принципе, отель не плох, если бы не одно «но» — он слегка не достроен. Окна, двери, сантехника есть, а вот люстр и телевизоров нет, отделочные работы кое-где не завершены, кондиционер, в одном из предложенных нам номеров, не работал. К чести хозяев, номер нам заменили тут же и без проблем. В общем, жить можно вполне комфортно, если на мелочи не обращать внимания, а отсутствие телевизора при известном желании можно и в плюсы записать.

Вид с балкона отеля на главную улицу.

Отдых на море получился «овощным». Подъем-завтрак-пляж-тихий час-пляж-ужин-вечерний променад-отбой. Пляж напоминает доолимпийский Сочи с разницей «Чурчхела-Кукуруза-Напитки» все же звучит на грузинском языке, и нет железной дороги вдоль берега.

Состав отдыхающих — грузины, армяне, азербайджанцы, немного славян, все преимущественно с семьями. Признаки межнациональной розни если и присутствуют, то только в беззлобных анекдотах, причем анекдотах еще советского разлива. Криминалом даже не пахнет. Все солидно и респектабельно, места хватает всем.

Вечерний вид. На горизонте небоскребы Батуми.

Один день посвящаем поездке в Батуми и традиционной морской прогулке.

Озеро Нуригель.

Батуми — портовый город, да и близость с Турцией сказывается. Говорят, на батумском рынке можно качественно и недорого приодеться — проверять не стали, а в уличных магазинах, торгующих турецким ширпотребом, коих полно на батумских улицах, цены не меньше московских на аналогичный товар.

КОБУЛЕТИ — СТЕПАНЦМИНДА

Что ж, отпуск подходит к концу, пора собираться в обратную дорогу. Еще раз пожалев, что нельзя, по известным причинам, двинуться через Сухуми на Сочи, и далее по М4 до Москвы, впервые нарушив традицию не возвращаться домой одной и той же дорогой, утром 19 августа 2015 года выезжаем в сторону дома.

Все та же трасса Сухуми — Тбилиси. Кутаиси обходим по новой объездной скоростной дороге, что экономит нам час времени.

Начало обхода Кутаиси. Скоростная трасса и коровы. Ничего, рогатые, не боятся.

Едем практически без остановок. Проехали Тбилиси. Чем ближе горы, тем реже попадаются заправки, а те что попадаются не вызывают доверия. Похоже, все крупные, надежные заправки мы проскочили. Уже перед началом Военно-Грузинской дороги заправляемся на заправке очень похожей на Лукойл, она и называется Лукойл, но подозрения в левизне есть. Зря переживали — нормальный бензин.

Остановились у крепости Анаури, километрах в семидесяти от Тбилиси, не смогли проехать мимо такой красоты.

Вид на Жинвальское водохранилище.

Только что проехали по этому мостику. Со стороны впечатляет гораздо сильнее.

И снова вверх по серпантину.

В 18:00 прибываем в Степанцминду (бывший Казбеги), проехав за день 428 км за семь часов.

КАЗБЕГИ

Последняя наша стоянка на территории Грузии. Размещаемся в Leo Hostel. Расположение — 10 минут ходьбы от центра Степанцминды, по сути, это уже село Гергети, самое начало подъема к храму Святой Троицы и далее к вершине Казбека. В гестхаусе чисто, уютно, а окружающие виды с лихвой компенсируют мелкие недостатки. Хозяин — Лео, ориентирует нас в местных достопримечательностях и рассказывает, как лучше до них добраться. На осмотр у нас один день, цель №1 — церковь Святой Троицы, вот она, вдали на горе,

остальное — по возможностям.

Остаток вечера посвящаем ужину, прогулке по Степанцминде и раздумьям, как добираться до церкви — пешком или на такси. Подъем на своей машине исключен, дорога там только для хорошего «проходимца» типа «Нивы» или Mitsubishi Delica, кои очень популярны среди грузинских таксистов в этих краях. Пока гуляли и ужинали, поняли, что Степанцминда одно из самых дорогих мест в Грузии. Причин несколько — близость границы (очень удобно остановиться до или после многочасового стояния), отсюда начинаются восхождения на Казбек и, как следствие, большое количество богатеньких буратин из дальнего зарубежья.

Утром решаем, что пойдем пешком. Вариантов подъема к церкви три — непосредственно по дороге, по крутой тропинке, которая идет напрямую, пересекая серпантин, или по более пологой обходной тропе. Со слов местных, время подъема должно занять от часа до полутора часов. Решаем идти по самому короткому и, соответственно, самому крутому, в прямом смысле, пути. Наивные, блин. Через полчаса подъема решаем, что ну его, этот прямой путь, лучше по дороге — чуть дольше, зато гораздо легче. Дошли за час пятнадцать, неплохой результат для неподготовленных ходоков. Оглядевшись, понимаешь — лезть стоило. Впрочем, судите сами.

Начало тропы.

Где-то середина пути. Внизу Гергети.

Дошли! Красота какая!

Казбек, покажи вершину! Нет, в этот раз нам не повезло.

Вид от церкви на Казбек.

Облака на уровне глаз!

Панорама. Жаль, что Казбек не виден.

Пора в обратный путь. Покидать это дивное место совсем не хочется.

Окраина Гергети. Сколько же лет этим домам?

Пока спускались, облачность стала еще ниже.

Степанцминда.

После подъемов и спусков идем гулять по ущелью в окрестностях Степанцминды.

Терек.

Бассейн с минералкой.

Останавливаемся около бассейна с минеральной водой. Когда-то здесь стоял большой завод по розливу воды, но с распадом Союза производство встало, а потом местные разобрали завод до последнего кирпичика на стройматериалы. Решаю искупаться. Вода холодная, ощущения непередаваемые, усталость как рукой снимает.

Облака затягивает в ущелье.

Старинная сторожевая башня. Одна из многих на Военно-Грузинской дороге.

Облаков все больше, становится ветрено, и холодает. Погода явно портится.

Так и есть, к вечеру небо затянуло окончательно, видимо будет дождь. Идем ужинать и заодно закупить фрукты, лимонадику и сухпай на дорогу. Программа пребывания в Грузиии выполнена полностью, ночью в обратный путь.

Степанцминда. Центральная площадь.

ДОРОГА К ДОМУ

21 августа 2015 года в 03:30 тепло прощаемся с Лео и покидаем этот гостеприимный дом. На улице сплошной туман, даже не туман, похоже, мы находимся внутри большого облака — холодно и сыро, видимость метров двадцать, в общем, едем, как ежики в тумане. Через двадцать минут пристраиваемся в хвост очереди. Дорога перекрыта на ночь перед мостом через Терек, перед тем самым участком, на котором нет асфальта. Стоим, ждем. Большинство народу в очереди спит в машинах. Граница открывается в 05:00, но движение началось лишь в 06:10. Пускают партиями, попытки пролезть без очереди есть, но они единичны, а самых наглых полицейские без колебания разворачивают в хвост очереди. 06:50 проезжаем пикет. Дальше бездорожье и форменные гонки, кто быстрее доедет до КПП. У владельцев внедорожников явное преимущество, но и нам удается обогнать несколько здоровых междугородних автобусов, а это дорогого стоит — в каждом автобусе человек пятьдесят, которые могли бы быть перед нами на паспортном контроле. 07:15 заканчиваем переход грузинской границы, все предельно быстро, никто ничего не проверяет, и стартуем к российскому КПП. Проехали первый тоннель, второй и вот она, очередь на родину. Начинается она от кармана для автобусов, место широкое, желающих пролезть без очереди хамов — не сосчитать. Часа полтора проходят без движения, забита встречка и все обочины. Потом появляются бойцы ВАИ и наводят порядок. Вроде поехали. ВАИшники, что характерно, все славяне, стоят через каждые сто метров, пропускают без очереди лишь инвалидов и с детьми до года, но все равно двигаемся крайне медленно. 10:28, все, этот ад позади. Границу прошли спокойно. Пришлось открыть багажник, служивых интересовал перебор вина и фруктов, но у нас все было в норме, докопаться не к чему. Здравствуй, Родина.

После Владикавказа остановились перекусить, и дальше в путь. Северную Осетию и Кабарду старались проскочить как можно быстрее, и при этом ничего не нарушить. Удалось, остановили только на выезде из Северной Осетии, на том самом знаменитом посту, но без предъяв — проверили документы и попросили мужскую часть экипажа пройти в здание пикета с паспортами, для проверки. Там вообще всех подряд тормозили и проверяли мужиков старше 16 и до 60 лет.

Стремные регионы, край заниженных Приор, ездят, как хотят, засады под каждым кустом, своих не трогают. Пейзаж по обочинам унылый, а может, день такой выдался — хмурый и дождливый. Заправки исключительно Лукайл, Лидеройл, Люксойл, Барсойл в красно-белых Лукойловских цветах. Доверия не внушают.

Дотянули до Невинномыска почти на сухом баке, там и заправились. Памятуя о пробке под Самарским, решили после Невинномыска уходить на Ставрополь, там длиннее на 20 км, зато спокойнее. До Ставрополя отличная трасса, дальше двухполоска с приемлемым покрытием и минимальным трафиком. Было пару мест с ремонтом, в одном месте асфальта не было вовсе — дорожники пускали движение попеременно, то туда, то обратно. В целом нормально доехали, в 20:35 уже были под Ростовом на Дону, в отеле «Родина». Итог дня — 750 км от отеля до отеля за десять с половиной часов полетного времени, плюс шесть с половиной часов стояния на границе.

Об отеле «Родина». Не дешев, но крайне комфортен и очень удачно расположен прямо на трассе М4, есть круглосуточное кафе. В общем, для остановки на ночевку в дальней дороге самое то.

22 августа 2015 года в 08:25 начинаем крайний перегон до Москвы. В этот раз, чтобы минимизировать стояние в пробках, я решил положиться на Яндекс Навигатор, и в принципе, он не подвел. Первый раз серьезно встали на въезде в Воронежскую область — где-то на час, объезда нет. Потом минут тридцать стояли перед Верхним Мамоном — навигатор предлагал объезд, да проскочили. Перед Павловском потеряли минут пятьдесят, а вот Лосевскую пробку обошли через поля, по убитой в хлам асфальтовой дороге. Смешно было смотреть, как народ пытается объезжать пробки по рабочим грунтовкам, идущим вдоль основной трассы. Тем, кто на джипах, понятно, ехать можно, но вот те, кто пытался проделать этот трюк на пузотерках, частенько вылезти обратно на трассу не могли и возвращались назад, к месту съезда.

После Воронежа серьезную проблему составляли только платные куски, но те из них, где были серьезные очереди на въезд/выезд, навигатор прекрасно обвел по старой М4, потери времени были минимальны.

Домой приехали в 00:05 пройдя за день 1105 км за четырнадцать с половиной часов.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Всего за двадцать дней мы проехали 5511 км, из них по Грузии — тысячи полторы с копейками, без единого штрафа. Сожжено бензина около 450 литров, где-то на 20 000 рублей. Если посмотреть цены на авиабилеты из Москвы в Тбилиси (15-20 тысяч рублей на человека в одну сторону), то становится понятно, что ехать на машине выгодно, да еще, в качестве бонуса, имеем мобильность, которую не предоставит никакое такси или общественный транспорт, а за них еще и платить нужно. Ложка дегтя в этом случае только одна, и я об этом писал — переход границы. Это уже за пределами добра, это зло в чистом виде, и виновата в этом только российская сторона. Многие после этого зарекаются ехать на машине в те края. Нам это впечатлений не испортило, но осадочек остался.

За эту поездку были развенчаны несколько мифов, прочно засевшие в голове «дорогих рассеян» за последнее десятилетие:

Отношение к гражданам России. Оно более чем лояльное, причем не только у людей старше сорока, но, как ни странно и у молодежи, нас там реально хотят видеть и надеются на скорейшее восстановление добрососедских отношений. Правда, пока украинские флаги и символика попадаются на глаза гораздо чаще, чем российские, что поделать — политика, такая политика.

Большинство населения по-прежнему свободно говорит на русском языке, даже молодежь.

Что удивило:

Поголовное увлечение лузганием семечек, со сплевыванием шелухи себе под ноги. Особенно в провинции. Видимо, последствие дружбы с украинцами сказалось таким образом.

В кафешках и ресторанчиках бросается в глаза, что грузины предпочитают вину пиво, и это в стране, славящейся своими винами и культурой винопития. Сложно сказать, с чем это связано, но тем не менее — факт, а может, и очередной стереотип.

Вождение — уже писал. Соблюдение правил — не, зачем? Самое главное, что к такому стилю очень быстро привыкаешь и очень долго отвыкаешь. Первые сотни километров по России после Грузии приходилось постоянно себя одергивать.

Парк машин. В Тбилиси он мало чем отличается от московского, а вот вдали от столицы начинается царство престарелых, праворульных немцев, завезенных из Японии. Такого количества Мерсов и Бумеров с правым рулем я в жизни не видел. Почти все они, да и их леворульные собратья, переделаны на газ и заправлены природным газом. Тянут еле-еле, особенно на подъем, но при этом все равно нарушают.

Кухня. Оставил эту тему на закуску. Отправляясь в Грузию, одной из приоритетных целей было вкусно и от души покушать, насладиться знаменитой грузинской кухней. В принципе — удалось, но некоторые моменты, скажем так, удивили. Вроде все вкусно — разнообразные, замечательные, сытнейшие, разноразмерные хачапури, хинкали, оджахури и прочие вкусности. К слову, про размер хачапури — «стандарта» за глаза хватит одному для плотного перекуса, «большой» с трудом съедается четырьмя голодными взрослыми людьми, а еще бывает размер «Титаник», персон на шесть, наверное. Вот шашлык откровенно разочаровал — во многих заведениях это всего лишь жареное мясо на сковороде. Порции огромны, а вот остроты явно не хватает. Совершенно нет солений — так и не удалось попробовать знаменитого маринованного чесночка с черемшой. Совсем беда с первыми блюдами — готовят далеко не во всех заведениях. Впрочем, это все частности, голодным в Грузии точно не останешься. Особенно запомнилось оджахури в ресторане Samikitno, в самом центре Тбилиси, настолько вкусное и ароматное, что, доев его, хочется облизать сковородку невзирая на приличия.

Вот и все об этой поездке. Все вышеизложенное — исключительно наши личные впечатления, на истину в последней инстанции не претендующие. Исторические достопримечательности подробно специально не описывал — это уже не раз сделали до меня и гораздо лучше, Google, как говорится, в помощь. Обошлось нам это трехнедельное счастье в 180000 целковых на четверых в общей сложности.

Поедем ли в Грузию еще раз? Обязательно! Мы еще не посетили Сванетию, не проехали по Трансаджарской магистрали, да и, в конце концов, осталась неисполненной мечта — поездка в Армению! Но это будет уже другая история.

Горы красивые

очень красиво, отличная поездка

И ведь читал уже, вроде бы, на другом ресурсе, а все равно перечитал с удовольствием. Молодцы. И съездили хорошо, и рассказали качественно, по делу и красиво. М4 и граница угнетают, конечно. Может, в июне полегче будет?

очень хороший отчет, спасибо
где-то я его уже читал, не помню где, может на Форуме Винского)
отличная поездка: и поездили, и посмотрели, и на море отдохнули - то, что надо, молодцы
про быдляцкие регионы - еще 05 регион забыл, я с ними в свое время срочную служил - за два года всю их сущность изучил, они только жесткую силу понимают, хотя среди них тоже есть нормальные люди, но их очень мало.
про Верхний Ларс - про это много написано и сказано, многие жаловались на беспредел, который там творится - бесполезно, ничего не меняется, наверно просто это чей-то бизнес.
про шашлык - это не основное грузинское блюдо, они его готовить не умеют, а вот хинкали и хачапури - вот это тема.
Грузия прекрасна, страна достойная посещения.
Хорошая поездка и толковый отчёт. Ездили по Грузии в 2014 году - впечатления совпадают!
23 часа за рулём - очень плохо и неблагоразумно, разбили бы перегон на 2 дня, да и доехали без напряга!
Хороший отчет.
Ездили с друзьями в конце августа 2015. Граница: в сторону Грузии очереди не было, обратно 5 часов, со всеми атрибутами)).
Прекрасная страна, душевные люди. Море, пляжи, горы, вино. Проехали вдоль всего побережья, от Абхазии до Турции. Поднимались в Сванетию.
В следующий раз полетим на самолете.))

Игорь Комин:
Наверное - да, хотя с другой стороны, раз в год, да предварительно отоспавшись - нормально, спокойно доезжаю, без напрягов. Да к тому же, рассчитывали быстрее доехать, а непредвиденная ночевка в планы не входила.

Прочитал. Интересная поездка. Молодцы, 5!!!
Мой отзыв: Kia Cerato 2012

Молодцы, супер.
CR-V 2008г.в.
RE7, K24Z4
CRV 1999г/в
RD2, B20B

красота

Красивые фотографии
Саак порядок в Грузии навел, полиция работает, а не обдирает народ. Бизнесу не мешают зарабатывать. Туризм развивается. Да, живут бедно, но развиваются. Ездил в Грузию в мае 2014, очень красивая страна. Автобан тбилиси -батуми строили китайцы на кредит МВФ.
Мегион
Путешествие крутое! Отчет о путешествии еще круче!)
Насчет Грузии и грузин - подписываюсь под каждым словом. Что об их полиции, что погранцах, что о жителях... все правда!
По поводу наших погранцов и полицаев (именно полицаев), особенно на юге страны - тоже правда. Не понимаю как многие проезжают эту тему, типа там все нормально. Мы тремя машинами тоже в Кабарде попали на такой же развод насчет полосности движения. Но это был 2013 год и у гайцов было право забрать права, нам приписывали встречку потом. Пришлось регулировать вопрос "на месте".
Ну да ладно об ублюдках уже.
Как машина себя повела?

Амиго:
Как машина себя повела?
Да что ей будет, с побегом на старте в 7 с копейками тыс. км. Без проблем! Единственное, а может и показалось, после Владикавказской заправки хуже тянуть стала, но скорее всего сказалось высокогорье, хотя на обратной дороге я такого не заметил.

Горы, история и кавказское гостеприимство! Спасибо за отчет.
Молодцы! Северный Кавказ что правда такой стрёмный?..Я по youtube смотрю там вроде развитие! Денег много туда вкладывается да и люди гостепреимные..Чечня например, или как там?...просто этим летом собираюсь..чёт демотивируете меня...

Вот так всегда, только соберешься в Грузию, а тут все ее расхваливают, и из-за этого в этом году я думаю в пробке придется уже сутками сидеть.

2 года подряд там провели отпуск и опять поедем. Люди, кухня, природа...... Это заменить нечем
Мой отзыв: Kia Sorento 2013
Дядя Саня Оренбург
скорей бы лето.и доллары по 36 .
Дядя Саня Оренбург
хороший рассказ
нормальный отчёт, Грузия - отличная страна,
про Приоры улыбнуло: "Заниженный таз радует глаз!" - это у пиковых девиз)))

Занесло меня как-то в Дагестан, на Каспийское море решил съездить покупаться)) - так вот там меня тормозит ихний дагестанский мусор, и сразу сходу давай мне какую-то чушь пороть про рядность и перестроение - я ему говорю " Ты правила читал? Или я не в России нахожусь?", на что он мне отвечает "Да, в России, но только тут другая Россия" - я чуть ему монтировкой по морде его чурекской не съездил. Они там вообще все попутали. Правильно Сталин их в свое время грузил в вагоны и вывозил на Чукотку.
Автор, а что на мой вопрос не отвечаешь-масквабадец?...да тебе потому что ответить нечего..как собака поджавши хвост проскочила Северный Кавказ...а там мужиков земля!, а потом по клавишам отбренчал про "стремный регион".. Вы там москали не мужчины! Мало среди Вас мужиков осталось. В следующий раз в Армению поедешь на Самолете контейнером и обратно...
нормальный отчёт, Грузия - отличная страна,
про Приоры улыбнуло: "Заниженный таз радует глаз!" - это у пиковых девиз)))
Судя по уровню интеллекта, ты не далеко от "чуреков" ушел. Знаток истории тоже мне.
То есть ты уверен, что Сталин ссылал именно на Чукотку и именно дагестанцев, да?
Мне тебя жаль, жертва ЕГЭ.

Александр Кураленко:
Ну, ежели по очереди в Ларсе судить - это не мужики совсем, а так... По гаишникам опять же - те только про свой карман думают... И ты мне не угрожай, троль диванный, ты, судя по всему, из Новосиба и не выезжал, да и моську свою показать боишься. Прошли те времена, когда за свои слова отвечать приходилось...

Отличная поездка! Сами думаем рвануть,автору преогромнейшее спасибо за отчёт,будет понятно куда ехать и что смотреть! Кстати я с 05 региона,нормальных тут много))
Верхняя Салда
Проходил границу "туда "1 августа за час до закрытия. Простояли пол-часа.
" Обратно " проходили днём - простояли 5 часов.
Такое ощущение, что все хотят пройти пораньше, занимая очередь ночью, а к вечеру нет желающих.

отличный рассказ, прочитал на одном дыхании! спасибо !

Av Av:
Вот за это его кое-кто и ненавидит, он им как бельмо в глазу.

Очень здорово и интересно.
Мотоциклы заставляют стоять в общей очереди или лояльно пропускают?
Что с парковками охранением ТС при ночёвках?
На сколько должны быть "остры" уши?

Верхняя Салда
Kubiklain:
Да еще,какую валюту лучше брать с собой,берут ли в Грузии рубли?
Я в Тбилиси менял в обменник. Выгоднее брать карту виза, если не получаете зарплату в долларах.

killerv:
Очень здорово и интересно.
Мотоциклы заставляют стоять в общей очереди или лояльно пропускают?
Что с парковками охранением ТС при ночёвках?
На сколько должны быть "остры" уши?
Мотоциклисты, так же как и велосипедисты, разрешения ни у кого не спрашивают - катят себе по обочине, а народ косится неодобрительно, но помалкивает. Черт его знает - вроде льгот у них нет, с одной стороны, а с другой - проехать такое расстояния на двух колесах уже само по себе достойно уважения, можно и без очереди пропустить.
На счет парковок - за исключением центра Тбилиси проблем не заметил, при отелях или гестхаузах, как правило, есть свои парковки, в частных домах - тем более. Про безопастность ТС вроде писал - в Тбилиси последний угон зафиксирован с десяток лет назад, по Грузии в целом примерно такая же ситуация. Местные, машины вообще не закрывают.
Ln1

Москва-Комсомольск/А
В Грузию было бы неплохо поехать. Но с девченками, по этим *****овеньким дорогам, да мимо таких "настоящих муджикофф" все желание пропадает.

Ln1:
Волков бояться - в лес не ходить. Езжай смело! Знание своих прав и законов вообще, быстро отбивает желание у придорожных служителей разводить тебя на деньги, особенно если не в чем не виноват. А в остальном - понять, простить...
Ln1

Москва-Комсомольск/А
Нет никакого желания ни понимать ни прощать.

Санкт-Петебрург
Спасибо за отчёт, тоже прошлым летом посетил Грузию впервые, впечатлений осталось на всю жизнь, обязательно еще вернусь.

Согласен во многом, что касается ваших рассуждений и по поводу Верхнего Ларса, и по поводу М-4, и готов подписаться под каждым словом о Грузии и грузинах. Удивительная страна, иначе просто не назовешь, страна-сказка. Теперь как и вы хочу посетить обсерваторию в Ахалцихе.

Что хотелось бы добавить:

- По поводу Верхнего Ларса - я считаю, что в такой ситуации виноваты в том числе и проезжающие по этому маршруту люди, которые стимулируют творящийся там беспредел. Вы написали, что за время пока вы там стояли, более 100 машин посчитали себя самыми умными и за взятку проехали вперед. Не будет таких умников - некому там будет зарабатывать, а перекрывать движение на весь день пограничники не смогут, их рано или поздно прихватят. Поэтому меня такая наглость не удивляет, ведь её активно стимулируют проезжающие через границу. Хотя большего бардака чем там, я пожалуй еще нигде не видел, разве что украинские погранпереходы могут сравниться, там тоже любят "мзду" брать за всё подряд и очередь растягивать.

- По поводу "плохих" осетин и кабардинцев, я не согласен, во Владикавказе был дважды, по мне так это самый спокойный регион на Кавказе, гостеприимства там и доброжелательности хватает, город сам по себе приятный. А в Нальчике родился мой друг, тоже многое рассказывал про республику, хорошие там люди. То, что полицейские/пограничники/власт и плохие это уже вопрос второй, но тут не нужно смешивать. То, что вы видели на пограничном переходе - искусственно созданная ситуация с одной стороны теми, кто имеет с этого деньги, а с другой стороны теми, кто платит за эти "услуги".

- Что касается шашлыка - вам уже выше ответили, это стереотип, грузины на шашлыках не специализируются, я где-то даже слышал, что армяне и то лучше грузин в этом деле. Зато какое у грузин количество сыров...)

- Что касается М-4, то есть альтернатива, как по мне позволяющая сэкономить если не время, то нервы - М-6 "Каспий", качество дорожного покрытия там чуть хуже, чем на М-4, зато полицейских засад меньше, трафик очень низкий до самого Волгограда + есть возможность проехать через крайне интересную для путешественника республику Калмыкия. Только вот там надо быть аккуратнее, засад очень много, причём очень подло организованных. Об этом я писал в своём отчёте.

- Что касается времени прохождения границы, то меня немного удивило, что вы, читая форум Верхнего Ларса, всё же приехали под утро туда, хотя там почти все писали, что проходить границу лучше и быстрее под закрытие. Мы приехали около 2-х часов дня, за 2 часа там управились, грузинскую как и вы прошли минут за 10-15, не больше. В общем то бардак всё равно присутствовал, но страсти не кипели. Обратно тоже советую проходить границу перед закрытие, мы на грузинские переход приехали где-то в 20:30, в 21:00 они уже перестают запускать, за 15 минут прошли обе границы.

- По трансаджарской трассе, даже не знаю хорошо или плохо что не поехали. Мы вот поехали. С одной стороны - 6 часов потратили на пересечение самого тяжелого участка протяженностью всего лишь 60-70 км не больше (на более высокой машине думаю за 3-4 часа можно управиться), С другой стороны, то, что мы увидели по дороге: природа, люди, маленькие горные деревни, ручьи, ну и конечно ГОРЫ - такого мы не видели нигде. Впечатлений осталась масса, до сих пор вспоминаем тот день, кульминация всей поездки. Поэтому я советую всё-таки проехаться по тем краям, не пожалеете.

- Что касается поедания семечек, то мне это так в глаза не бросалось, но вообще это тенденция почти всех южных регионов, кто хоть раз был в Ростове, или Краснодаре думаю подтвердит, что там эта "болезнь" очень распространена:)

Вроде всё, ничего не забыл! И пиво кстати в Грузии стрёмное, пейте вино, грузины:))
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Кирово-Чепецк
Андрей Каржавин:
Не думаю... Возвращались домой вечером, часов в 16.00. Так проторчали на нейтралке до вечера (часа 3-4, не помню), думали, что ночевать там же придётся. Одним словом - бардак... На грузинской же стороне - прахади, дарагой человек. Нашим бы ещё поучиться такой работе. Но, к слову добавлю, что у наших погранцов/таможенников даже намёка на вымогательство не было, да и с очередью повезло.
По дороге "Кавказ" сложилось впечатление, что чаще гайцы останавливали машины на московских номерах, а на регионы их особо не интересовали. Так что автору советую машину где нибудь в другой области зарегистрировать ).
Я в Грузию ездил из Кирова в июне 2015г через Волгоград - Элиста - Пятигорск. Практически наисвободнейший трафик, вот только Калмыкия ... Очень тяжело ехать 105 км/час по ровнейшей дороге, чем и пользуются доблестные служители закона. Но если не нарушать - так им вообще ты не интересен.
Ещё хотел бы добавить, что после таких поездок начинаешь думать и понимать совсем по другому, чем вещает зомбоящик (зомбоплита).
Мой отзыв: Opel Astra 2014

Санкт-Петебрург
Артур Шпиц:
Вот не зря Довлатов говорил: "Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?" - ох, не зря.

Железнодорожный моск. обл.
Отличная поездка и отчет. Был в почти в тех же местах в июне 15-го (отчет есть). Выводы такие же: Грузия - отлично, все зло - Российская граница. А почему не заехали в Ванис Квабеби и Тмогви, это между Вардзией и Ахалцихе, очень красивые монастырь и крепость. Хотя понятно, что нельзя объять необъятное.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Железнодорожный моск. обл.
Амиго:
Путешествие крутое! Отчет о путешествии еще круче!)
Ну да ладно об ублюдках уже.
Ну мне видимо повезло, остановили только 1 раз по дороге "туда", замешкался на круговом движении и заехал на островок безопасности, но отделался только внушением. А так да, страшилок начитался, может просто повезло.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Насыщенно и интересно,молодцы! Да здорово там.С границей видимо как повезёт,в 2014 от Турецкой границы до дома доехали за 35ч(2000) на всё,в одно лицо.В планах в сентябре Грузия значится.

Александр Кураленко:
ты че-то борзо хрюкаешь, полукровка.
Subaru Legacy BP5 spec B

toptishka:
Есть хорошая поговорка: "встречают по одежке, а провожают по уму". Так и тут - мздоимцы гаишники, не трогающие своих, наглецы в очереди и т.д., вот и сложилось впечатление о регионах. Конечно, есть там хорошие люди и их гораздо больше чем плохих, но вот первое впечатление портит все...
Были случаи, когда люди приезжали к двум часам дня и оставались ночевать перед КПП. Мы ехали в самый пик - начало месяца, понедельник, поэтому и решили не рисковать и приехать к открытию.

nuris:
Езжайте в начале сентября- машин меньше да и не так жарко.

ksa.982
Не увидел, на каком авто ездили?
ksa.982
Есть ли на море комары?

Отличный отзыв. В Грузии все так и есть . На переходе туда простояли - 4 часа,и только из-за особо спешащих .Гайцы стояли только около кафе, перед самой границей. Запускали партиями .Когда трогалась очередная колонна, " мухи " слетались со всех сторон . Способ борьбы один - не пропускать . Иначе втиснувшийся, пропустит пару земляков. Обратно ближе к вечеру за 1,5-2 часа прошли.
От Батуми до Ахалцихе ,через Хуло, 48 км грунтовки , проехать можно , на пузотерке ( местные ездят) но сложно .Зато красота неописуемая.
В Грузии обязательно съездите в Сванетию .
Дороги в Калмыкии.
Можно на маршрутке, прокатиться до рынка в Кемаль-Паша, в Турцию.от Батуми 25 км. Виз пока не надо, проезд из Батуми 250 рублей.

Фото не прикрепились

а при чем тут доносы? их вообще-то без всяких доносов вывозили
или ты так просто пукнул, чтобы тоже свой интеллект показать?
ты бы ещё тут процитировал, что Царь Горох говорил)))
а при чем тут доносы? их вообще-то без всяких доносов вывозили
или ты так просто пукнул, чтобы тоже свой интеллект показать?
ты бы ещё тут процитировал, что Царь Горох говорил)))
Кроме тебя тут никто не пукает. Свой рот-помойку иди почисти, может чего дельного начнешь говорить. Тебе тут никто не грубил.
И чего ты до доносов докопался? Человек не сам это придумал, а очень в тему процитировал в комменте Сергея Довлатова, который в свою очередь, имел представление о том, что говорил. В отличие от тебя.

Вот не надо гнать про быдляцкие 15 и 07 регионы. И 77 регион****** никому не нужен. Есть служебка на 77 регионе, ездили и по Осетии, Ставропольскому, Краснодарскому краю, Ростовсокй области, и Кабарде естественно - никому он****** не сдался.

toptishka:
Нет, ну а чьё это дело - искоренять коррупцию? Властей или толстовцев ("начни с себя сам")?
Идти путём нДравственного воспитания нескольких поколений россиянцев, или наладить за одну неделю нормальную работу погранперехода без очередей и мздоимства?

Мишико Сракашвили
удивило твое мнение об отношении аборигенов к русским..
в интернетах грузины активно поносят россиян а тут в глаза за братьев считают..)))

Мишико Сракашвили:
удивило твое мнение об отношении аборигенов к русским..
Так то в интернетах... Я, если честно, уже устал цитировать профессора Преображенского, ну, тот самый спич, про чтение советских газет перед обедом... Реальность от виртуального мира и мира теленовостей очень сильно отличается.

Отличный отчет, великолепная природа.
очень хотелось бы, что бы Грузия помирилась с Абхазией, для открытия границы, но наверно этому не суждено.

Калуга
Ну судя по чистоте и дорогам бедно живут не они)
Av Av:
Мой отзыв: Opel Zafira 2006

Я несколько раз стоял в очереди на границе с Казахстаном. Ну максимум часа 2. Эти 2 часа меня утомили, а тут... Я бы вообще взорвался: судя по очереди - часа 4 там стоять не меньше.

Nazim:
...судя по очереди - часа 4 там стоять не меньше.
Обычно и дня не хватает там пройти кардон.

Спасибо за рассказ. Отдохнул немного и сам.

1518км М5. Искра.02rus
Мишико Сракашвили:
Это не грузины а тролли
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

1518км М5. Искра.02rus
Один из полезных отчётов.спасибо
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

Фотографии понравились.)

...примкну к тем, кому отзыв автора о Грузии, его мнение,
его восприятие Грузии пришлось по душе.
Я, правда, заметил большую разницу в языковом барьере
между курортными городами и провинцией, между: тем, кому за 40
и тем, кому до 20. Вместо футбола, там больше в регби играют.
Добавлю, что отсутствие таможенных ограничений позволяет
приобретать свежие автомобили из Японии, и многие модели
не встретятся нам на дорогах нашей страны.
А праворукие немцы, это из Европы, той же Англии.
P.S. Для меня оборотни в погонах: это Саратов, Ростов,
в последний раз попёрся с Элисты в Грузию через Моздок,
вот где все блок-посты "стали наши". Но всё дружелюбно,
с кавказским юмором и гостеприимством.
AIR-S 3л. 4WD.

тоже с женой в эти даты и практически по этому же маршруту побывали в Грузии.очень положительные эмоции,которые даже не омрачаются верхним ларсом.жаль конечно,что некоторые особо торопящиеся лезут без очереди,но все это не от высокого духовного уровня развития.машину ставил поперек дороги,так некоторые индивиды по камням по обочине лезли,кто-то сначала,ругаясь,вставал на мою сторону.по итогу тремя машинами преграждали путь,и все равно народ лез по камням.Все начинается внутри нас

Viktor4555:
...Я, правда, заметил большую разницу в языковом барьере
и тем, кому до 20...
Довелось мне в конце 80-х годов прошлого века послужить в СА, в самых "страшных" войсках - стройбате. Контингент - процентов 70 из азиатских и кавказских республик. Из них процентов 10 русскую речь впервые услышали на сборном пункте, некоторые не умели считать, про умение писать вообще умолчу. То есть, анекдот про "спустился с гор за солью и спичками, а меня в армию забрали" - это не анекдот, это быль. К концу первого месяца службы эти ребята уже грамотно матерились по русски, к концу первого года службы неплохо разговаривали, ну, а к дембелю все совсем хорошо становилось. Ныне, Советской Армии нет, да и как не крути, а русский язык для них уже второй, а то и третий иностранный. Спасибо, что хоть так. Мы тут то же не полиглоты, некоторые кроме русского со словарем и русского матерного в совершенстве больше ничего и не знают.

Обнинск
Спасибо, интересно, готовлюсь к Грузии-2016, много конкретики себе записал
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Нижневарварск
Чо тут, грызуны не избили аффтара и не ограбили?

Grabs:
Довелось мне в конце 80-х годов прошлого века послужить в СА, в самых "страшных" войсках - стройбате. некоторые кроме русского со словарем и русского матерного в совершенстве больше ничего и не знают.
А я в конце 70-х, в тех самых, Улан-Удэ 40.
В 2014, где-то в Кутаиси, незнакомая женщина, услышав русскую речь,
сбегала в дом, нарезала цветов....нет слов...
AIR-S 3л. 4WD.
vershila
Химки
Если грузины разрешат проезд через Абхазию, думаю смогут прилично увеличить к себе турпоток. Но это вряд ли понравится нашей власти. Может эта власть потому на границе с Грузией порядок и не наводит, чтобы поменьше народу туда ездило и информацию из зомбоящика с реальностью сравнивало.

vershila
Химки
По деньгам тоже вопрос. На все 180 тысяч при том, что на бензин всего 20. Значит на еду-жилье-экскурсии 160-крутовато. А говорят, что в Грузии все не дорого. По подробнее бы по структуре затрат и уровне цен.

vershila:
180 тысяч на четверых за три недели. Бензин - 20, жилье примерно 80 (уровень цен на жилье скорее европейский), остальное - еда, развлечения и т.д. Оговорюсь - кампания у нас малопьющая, в основном по местному лимонаду и боржомчику прохаживались, хотя с собой винца привезли по разрешенному максимуму, ну и в казино не играли. В остальном - ни в чем себе не отказывали. Бутылка "Боржоми" стоит раза в четыре дешевле чем в России, средний чек в кафе на четверых - около 60 лари (рублей 1800). По моему - совсем не дорого.

Еще раз пожалев, что нельзя, по известным причинам, двинуться через Сухуми на Сочи, и далее по М4 до Москвы, впервые нарушив традицию не возвращаться домой одной и той же дорогой, утром 19 августа 2015 года выезжаем в сторону дома. - Что никак нельзя? ))) Есть такая мысль вернуться через Абхазию. Или не под каким видом не выпустят, или погранперехода нет? И стоит ли ехать на машине? Побывавшие и оставившие коменты, что в следующий раз самолётом. Есть желание из Москвы в Грузию на море. Оно того стоит? В Абхазии уже были. Понравилось. Но поедем исключительно на море. Особо на достопримечательности отвлекаться не будем. Т. к. по времени будем ограничены. Да и детям, ради них море, церкви, крепости не особо интересны. Да и жена ещё как-то не готова в Грузию. Но до лета время есть))) Думаю, уговорить. Любим каждый раз в новое место. 2015г Аше перед Лазаревским. Довольны. Одно в нём, в Аше плохо, что вечером погулять не где.

Ареда:
По поводу въезда через Абхазию - в Грузии действует закон "Об оккупированых территориях", Абхазию они считают своей территорией, соответственно, никакого погранперехода между Абхазией и Грузией нет (есть блокпост), а въезд со стороны Абхазии приравнен к незаконному въезду в страну, с соответствующим наказанием, вплоть до лишения свободы. Выезд из Грузии в Абхазию возможен, но по разрешению МИД Грузии. Говорят, что можно и без разрешения, если с грузинскими погранцами договоришься, но в любом случае, что с разрешением, что без, штамп о выезде из Грузии в паспорт никто не поставит, а значит 100% разборки с российским ФСБ при въезде в Россию гарантированы, а оно Вам надо?
Стоит ли ехать на машине? Если едете с детьми и в планах только отдых на море без разъездов, то нет - сохраните время и нервы, правда, придется потратиться на совсем недешевые авиабилеты.

Спасибо за рассказ! Прям ностальгия взяла ))) я в 2013 и 2014 летом ездил практически по тем же местам, очень понравилось и всем знакомым рекомендовал. Единственное огорчение с ситуацией на Осетинской границе, затор создается искусственно с целью пропуска машин без очереди за деньги, они даже не стесняясь возле машин договаривались.

Grabs:
Таи просто бензин лучше) по крайне мере оситинского!

Отличная поездка, в Грузии красиво,молодцы.

ОСАГО для Грузии делать не надо? Читал здесь, что нет. Ездим на машине семьёй для экономии. Самолётом не полетим. 4 билета = 80 000р, да мы почти за такие деньги прошлым летом съездили на море на месяц. А если узнать в ФСБ, возможен возрат из Грузии через Абхазию? И что все пишут про Верхний Ларс, другие ПП есть?

ОСАГО не нужно, а вот расширение по КАСКО я себе на всякий пожарный делал. Помимо Ларса переходов нет, если только через Азербайджан, но там свои "прелести". В ФСБ конечно можно спросить, даже интересно, что ответят...

Кстати, щас отчет прочитал здесь. "Новогоднее путешествие в Грузию". Люди выехали из Грузии через Абхазию! Только по идеи с тем загранпаспортом, я думаю, соваться не стоит.

Grabs:
Таи просто бензин лучше) по крайне мере оситинского!
Viktor4555:
...примкну к тем, кому отзыв автора о Грузии, его мнение,
его восприятие Грузии пришлось по душе.
Я, правда, заметил большую разницу в языковом барьере
между курортными городами и провинцией, между: тем, кому за 40
и тем, кому до 20. Вместо футбола, там больше в регби играют.
Добавлю, что отсутствие таможенных ограничений позволяет
приобретать свежие автомобили из Японии, и многие модели
не встретятся нам на дорогах нашей страны.
А праворукие немцы, это из Европы, той же Англии.
P.S. Для меня оборотни в погонах: это Саратов, Ростов,
в последний раз попёрся с Элисты в Грузию через Моздок,
вот где все блок-посты "стали наши". Но всё дружелюбно,
с кавказским юмором и гостеприимством.
Ехал тоже этим маршрутом из Новосиба, перед Моздоком на границе РСО и Ставрапольским краем знакомых омичей на пятерку разводили, отдал Игорек тогда только пятьсот. Трафик там совсем нулевой, но на Блок-постах тратишь уйму времени, надо было бы через Пятигорск ехать, после Буденовска. Утром после завтрака,на въезде в Буденовске экипаж пытался на синьку развести, виновато тому видимо сало с чесноком, но все тчетно, после хорошего отдыха плохое быстро забывается, на Кавказе без внимания не остались, тормозили и на постах для регистрации и просто так на обочинах, со счета сбился! Ехали в начале июля, Ларс буквально как день стал работать до 20-00, поэтому перед нами было машин пять, не считая фур, 30 мин и мы на нетральной, весь месяц читал сайт Верх. Ларс, и был готов к самому худшему. Обязательно поеду еще.

Kubiklain:
Да еще,какую валюту лучше брать с собой,берут ли в Грузии рубли?
Рубли берите. Меньше потеряете. Там в любом банке евро долл и рубли меняют.

Ареда:
Аше и Лазаревке до Грузии и Батуми как до Киева с Камчатки пешком

Дело не в ФСБ, а в грузинских властях, даже если как-то выедешь через Абхазию, отметки о выезде не будет, потом не въедешь больше туда

Сергей:
Это будет впринципе нарушение правил пересечения гос. границы, власти Грузии здесь не причем,проблемы могут возникнут везде на других погран. переходах. Штампа выбыл нет! Только если паспорт менять, если поможет.

Есть ещё вариант выехать из Грузии. Проехать до Трабзона ,Турция ( 200 км ,по автобану от Батуми) и на пароме в Сочи.

Очень хороший и полезный для меня рассказ, от отца достался дом в цхалтубо, в отпуске поеду туда. И планирую обратно на машине ехать до Ангарска (Иркутская область, это где Байкал😊)

отличный отчет ...прекрасное путешествие...если бы не ложка дегдя как всегда от российского таможенного беспределла....Господи когда это все кончится

прекрасное путешествие и прекрасный рассказ...если бы не очередное российское таможенное..ну вы поняли

Интересно, паспорт поменяю, если выеду через Абхазию. А вот у грузин останусь в базе? И каким маршрутом ехать из Москвы? Яндекс дает 2. По М-4 ездил раза 4 на наши моря. Хотелось бы через Волгоград. Вот и вопрос: по качеству асфальта, машин, ГАИ, нервотрёпки какой выбрать? Может попробую в ФСБ и грузинское посольство позвонить и узнать за возврат в РФ через Абхазию.

Красивая страна, красивая природа, отличные фото.
Хочется тож туда на машине.
Mitsubishi Outlander 2015 Intence 4WD
http://travel.drom.ru/21213/ http://travel.drom.ru/25248/

dimasik
Класс! Как будто заново побывал. Ездили тоже в августе 2015 года примерно по этому же маршруту,только с заездом в Армению.

Спасибо большее. Постепенно собираю материал мечты. Обязательно сбудется, давно бы побывал, но от нас далековато, в одну машину ехать. Вот такими хорошими описаниями и попутчиков уговорить можно.

игорь
Автор,спасибо тебе мил человек за обьективный (по максимуму) рассказ о поездке.Здоровья тебе и близким твоим.

Samara
Был там в это же время , усе красиво и вкусно , рубли лучше не брать курс не очень и поменять проблема (Батуми ) , Ларс проблема еще та но нужно терпение , жаль нельзя проехать через Абхазию , спасибо нашим властям и ФСБ. А ехать надо там хорошо и красиво надеюсь проехать а Армению в этом году.
Прочитал на одном дыхании! Сам каждое лето езжу туда на машине. Очень понравилось, всё очень знакомо, спасибо автору!
В Сванети обязательно побывайте, в Грузии говорят: Кто не был в Сванети, тот не видел Грузию.
P.S. Кстати вы правильно сказали в КАФЕШКАХ пьют в основном ПИВО, а на масштабных мероприятиях, будь то свадьба, день рождение либо похороны (всем долгих лет жизни), в основном пьют как раз таки вино, ну либо чачу!

Маль-Пасо
Ездил и в сезон, и не в сезон, и через Ларс, и через Азербайджан. Летом -****** надо, таможня всю душу вынет, быдлотека плюс жара. На побережье в пик сезона можно встрять с жильем - там весь Азербайджан отдыхает летом, плюс половина Армении. А предстоящим летом там вообще мне кажется, будет полный коллапс, даже представить страшно, поскольку прикрыли нашим все прочие курорты. Правда, лари подрос существенно, может это частично скомпенсирует. Но, скорее всего, будет и людно, и дорого.

А было - да, клево. Когда можно было и в Турцию слетать, и в Крым посуху доехать, и в Грузию, при желании.

Пока мост в Крым не построят, да хотя бы Египты не откроют - не советовал бы я в пик сезона ехать в Грузию на авто ((
Мой отзыв: Opel Zafira 2012

Маль-Пасо
Если кому интересно, через Азербайджан ехать - ничего особо криминального, просто крюк большой, гаишники в Азербайджане умеренно лютые (вялые разводы на скорость плюс попытки докопаться до тонировки задних стекол отбиваются при определенной наглости и понимании своих прав и возможностей), необходимость купить недешевую гринкарту на месяц минимум (даже если проводишь в стране всего сутки). На таможне Дагестан-Азербайджан намного жестче досмотр - часто заставляют вытряхивать всю машину и проносить через рентген (специалисты по взяткодаванию могут дать вам другую информацию - не знаю, я взяток не даю принципиально, впрочем пронос вещей удалось избежать, не скажу как). Дорога по Азербайджану скучная, небо, дома, горы, дорога - всё одинакового песочного цвета вплоть до грузинской таможни. Как-то так. В Грузию поехать я всегда рад, тем более у меня огромное количество родственников в Тбилиси, но в пляжный сезон... нет, спасибо (

Хороший отчет!

Добрый день!
В этом году с семьей хотим посетить Грузию на авто в августе. Хотела бы задать несколько вопросов.
Вы писали, что "Благо, нашелся знакомый коллеги двоюродной сестры (почти, правило пятого рукопожатия!) занимающийся туристическим бизнесом в Грузии, который и выдал нам нужные ориентиры, пароли и явки. Осталось только зайти на Букинг и забронировать, что мы и сделали." Если возможно, поделитесь контактами этого хорошего человека. Нам нужна квартира, что бы можно было самим готовить, т.к. дочь очень трудно накормить острой, пряной или жирной пищей. Если не секрет, то сколько стоило жилье в Кутаиси и нет ли контактов, этих добродушных хозяев.
А почему решили остановиться в Кобулети, а не в Уреки? ( не могу определиться, куда ехать на море).
Подскажите, пожалуйста, сколько стоила морская прогулка? И если не трудно - опишите.

Ольга, Вам куда координаты скинуть?