Мадейра. С палаткой на острове вечной весны

10.01.2020 | 14173 просмотра

У нас складывается хорошая традиция, когда в сентябре мы с женой устраиваем себе поездки тет-а-тет, оставляя детей на попечение родственников. Именно на этот месяц приходится годовщина свадьбы и день рождения жены, то есть всегда имеется повод отправиться куда-либо. К тому же осенью наступает низкий сезон, когда на многих туристических направлениях существенно снижается количество отдыхающих, но погода всё ещё остаётся весьма благоприятной. В этот раз мы немного изменили своим принципам и купили авиабилеты, ведь не во все уголки нашей планеты можно приехать своим ходом — где-то это невозможно, а где-то весьма проблематично. К тому же на поездку без личного автомобиля мы отважились только благодаря появлению в нашем арсенале трекингового рюкзака. После майских походов в Крыму стало понятно, что можно претендовать на палаточный отдых и в формате авиапутешествий.

О Мадейре мы мечтали давно. Меня привлекала особая атмосфера острова, который выступал промежуточной базой в длительных морских путешествиях легендарных мореманов, таких как Васко да Гама и Христофор Колумб. Мою жену манил особый растительный мир, который в чём-то даже аутентичен и сложился таким благодаря ровному и мягкому климату на острове в течение всего года, а также в силу его удалённости от материка. Остров вулканического происхождения, поэтому вздымается со дна Атлантического океана достаточно крутыми склонами. Первооткрыватели Мадейры не смогли нормально высадиться на остров, так как в немногочисленных местах, пригодных для высадки, он был густо поросшим непроходимыми зарослями. Тогда люди решили сжечь растительность — огонь пожаров полыхал около двух лет. Лишь после этого были основаны первые поселения. В момент нашего пребывания праздновалось 600-летие открытия Мадейры и соседнего небольшого острова Порту Санту. Трудно представить, какие тяготы испытывали первые поселенцы, если даже сейчас простые перемещения по асфальтированным дорогам сопряжены с постоянными крутыми подъёмами и спусками. Тем не менее, пресной воды на острове всегда было в избытке — в горах часто идут локальные дожди. Поселенцы в течение многих поколений строили левады — укреплённые искусственные арыки, которые распределяли пресную воду по полям. Самое популярное развлечение на Мадейре — прогулки вдоль левад. Именно поэтому уже в самолёте часто можно наблюдать людей с рюкзаками, в трекинговой одежде и обуви.

Мадейра — это не про пляжный отдых. Единственный песчаный пляж на острове в Машику из привезённого марокканского песка. Остальные пляжи каменистые с достаточно крупными булыжниками. Учитывая характер Атлантического океана, не везде можно безопасно зайти в воду. Большинство отдыхающих предпочитают бассейны под открытым небом, которые обустроены прямо на берегу океана, и обычно используют в качестве части стен естественные скальные образования. Например, такие бассейны есть в Фуншале (муниципальный пляж в отельной зоне), Порту-да-Круш, Порту-Мониш.

Наша команда: Александр и Наталья.

Ассортимент авиаперевозчиков на Мадейру невелик. Один из основных — TAP Air Portugal или в простонародье «тапки». Билеты мы покупали сильно заранее — в январе — так удалось сэкономить немалую часть бюджета. К примеру, билеты Домодедово — Лиссабон — Фуншал туда и обратно обошлись по 27106 рублей на каждого. А точно такие же билеты в начале сентября стоили уже 71000 рублей! Дополнительно оплатили одно багажное место — 5400 рублей в обе стороны. С оплатой багажа произошла накладка — сайт её обработал с непонятной ошибкой. Пришлось через Фейсбук связываться с поддержкой авиакомпании в Лиссабоне, из которой мне в итоге позвонили и, уточнив данные карты по телефону, помогли в ручном режиме провести платёж.

На обратном пути воспользовались услугой «stopover» (пересадка в аэропорту, разнесённая по времени до 5 суток), которую активно продвигает данная авиакомпания. Решили провести почти два дня в Лиссабоне и его окрестностях и в итоге не пожалели о таком решении.

Дата вылета подкралась очень кстати. За плечами остался огромный вал задач на работе с вечерними переработками. На подготовку к поездке времени практически не оставалось. Несмотря на это, вещи собрали достаточно быстро, пользуясь проработанным за многие годы списком. В трекинговый рюкзак вошла двухместная палатка, спальник (который полностью раскрывается в большое одеяло), самодельный тубус из вентиляционного короба со спиннингом и необходимыми аксессуарами, спиннинговая катушка, набор сублимированных продуктов для автономности, горелка (без газового баллона), дождевики, кружки, нож и прочая необходимая мелочёвка. Всего на 17,5 кг при лимите 23 кг. Во второй рюкзак (в ручную кладь) взяли документы, деньги и личные вещи. Он чуть (на пару сантиметров) превышал габариты для ручной клади, но данная авиакомпания весьма лояльна к подобному. Сменную обувь не брали, посчитав трекинговые кроссовки самым универсальным вариантом на все случаи. Лишь захватили коралловые тапки для купания в каменистых местах. Для фотографирования не стали брать наш зеркальный Canon, заменив его на недорогой китайский смартфон Redmi Note 7, которым и сделаны все фотографии и видео — не ругайте сильно за качество. Для связи и мобильного интернета использовали сим-карту испанского оператора Orange с тарифом Mundo.

12 сентября. День 1.

Воспользовались мобильным приложением inDriver и поехали из г. Видное в аэропорт Домодедово за 500 рублей. Особенностью использования этого приложения является то, что цену назначает сам клиент, а перевозчик принимает или не принимает его предложение. По пустым утренним дорогам доехали за 25 минут. Общественный транспорт в аэропорт в ночные часы не ходит. За 2,5 часа до рейса сдали багаж и долго ждали посадки, которую, к слову, ненадолго задержали. Прибывший A320 высадил пассажиров, а через 15 минут уже принимал нас.

Наш экипаж.

Тот момент, когда ты ещё дома и не понимаешь, что отпуск уже начался.

Взлёт и набор высоты прошли штатно, и уже через 1,5 часа над Беларусью принесли питание. Я отличился, решив заказать «кошерное меню». Его приносят вперёд всех и раздают адресно. Пока ты приступаешь к еде, окружающие сглатывают обильную слюну и недоумевают, почему этот пассажир обслуживается как привилегированный, вне очереди. Вместе с супругой долго хохотали… хорошо хоть еврейскую шапочку не принесли :o)

Полёт до Лиссабона длился почти 6 часов. Над Польшей, Чехией и Баварией мне удалось поспать, изогнувшись и положив голову на столик перед собой. Проснулся от восторженных возгласов — в ясную погоду внизу отчётливо виднелись швейцарские Альпы, с вершинами, покрытыми шапками снега. Сразу накатила ностальгия по сентябрю 2017 года, когда мы отлично отдохнули в этих горах…

Большую часть пути под нами была отличная погода.

В этом году в Подмосковье практически не было летней погоды — хорошо, если пару недель удалось в футболке походить. Выйдя из самолёта в Лиссабоне, поняли, что наши толстовки тут точно не пригодятся — в лицо подул горячий воздух, нагретый солнцем в пожухлом и от того местами желтоватом городе. Пара автобусов поглотила пассажиров рейса и быстренько доставила к терминалу. Багаж забирать не пришлось — он был зарегистрирован до Фуншала. Аэропорт гудел как большой улей, заставлял напрягаться, пробираясь через толпу. В туристическом офисе получили оплаченные заранее суточные «Lisboa Card» по 20 евро за каждую, чтобы на обратном пути не тратить время. Эта карта даёт бесплатный проезд на городском транспорте, а также скидки в различные музеи. Буквально за один неполный день в Лиссабоне она с лихвой окупает свою стоимость. Затем узнали, где находится пункт хранения багажа и его тарифы — это должно было помочь нам на обратном пути. Закончив с неотложными вопросами, поспешили поскорее покинуть напряжённое место и направились пешком в город.

Аэропорт.

В нескольких кварталах от аэропорта нашли пару магазинчиков, ассортимент которых нас неприятно поразил — тотальная нищета и полупустые полки. Затем забрели в кафе («pastelaria»), куда заходили только местные жители и абсолютно никто не говорил на английском. Поели отличный зелёный суп («sopa verde») из неведомых нам ингредиентов, попробовали традиционное пирожное («паштейш») и попили холодного и вкусного местного пива «Super Bock». Наедаться чего-то более весомого в жару абсолютно не хотелось. Неспешно вернулись в аэропорт, изучив по пути особенности местной флоры.

Красивый автомобиль, но у нас не продаётся. В реальности увидел его впервые. Рено Талисман.

В магазине шаром покати…

Паштейш. Пробовал его испечь дома по найденному рецепту, но вкус получился, конечно, совсем не такой.

Типичная застройка на окраине города.

Указатель с наименованием улицы.

Пожалели, что, когда покупали билеты, не взяли более ранний рейс на Мадейру. Во-первых, был бы шанс успеть в Фуншал за газовым баллоном для горелки. Во-вторых, не было никакого смысла мариновать себя в душном Лиссабоне. Ну, а в третьих, это обстоятельство дало нам в дальнейшем непередаваемый заряд адреналина. Но обо всём по порядку.

Самолёт вырулил на взлёт, врубил двигатели на полную мощность, разбежался и легко взмыл в небо. Внизу, как и при посадке, проносился Лиссабон, раскинувшийся на холмах как огромная мозаика. Тем не менее, основные достопримечательности легко угадывались. В иллюминатор был хорошо виден мост 25 апреля со статуей Христа на одном берегу и районом Белем на другом. А чуть дальше от реки огромной гусеницей виднелся акведук.

Лиссабон. Мост Васко да Гама через реку Тежу.

Перелёт до острова Мадейра короткий — примерно 1 час 40 минут. При этом самолёт не набирает большой высоты, так как это нецелесообразно. Благодаря малой высоте за иллюминатором постоянно виднелся ковёр из мелких облаков над океаном и их тени на поверхности неспокойных вод. Второй положительной стороной было быстрое предоставление питания в виде снеков и напитков, среди которых фигурировало два вида вина — белое и красное сухие. Пришлось попробовать белого, по вкусу едва тянущего на 4 евро за бутылку. Может поэтому оно не пользовалось особым спросом?

Над Атлантикой.

Аэропорт Мадейры входит в десятку самых сложных аэропортов мира. Из-за дефицита ровного места на острове часть взлётной полосы построена на опорах над океанским побережьем. Сама же полоса ориентирована вдоль берега, что вынуждает пилотов совершать перед самой посадкой поворот на 90 градусов в опасной близости от предгорий, усеянных домами. Но самое сложное — это боковой ветер, который часто сводит на нет все усилия очень опытных пилотов с большим налётом часов. А других пилотов сюда просто не допускают.

Заход на посадку в аэропорте Криштиану Роналду, ВПП которого видна по правому борту.

Даже не знаю, на какой стороне самолёта сидеть лучше… Он наклонился правым крылом к воде, в иллюминаторе замелькали барашки волн, затем показался причал в Санта-Круше, который я хорошо изучил, копаясь на спутниковой карте. В следующую секунду корпус самолёта резко выправился, мелькнули тонкие мачты на торце взлётной полосы. Переваливаясь с крыла на крыло самолёт стал сближаться с землёй, здание терминала осталось позади, а касания шасси ещё не было. Резко взревели двигатели, и мы пошли на второй круг. Прошли над знакомыми мне по тем же картам Машику, Канисалом и мысом Сан-Лоренцо. Развернулись над заповедником — несколькими островами Десерташ. Дубль два не заставил себя ждать. При сближении с землёй резко пропала подъёмная сила, самолёт смачно приложился о взлётную полосу, подпрыгнув, как мяч. В иллюминатор было хорошо видно, как нас несёт боком совершенно не соосно взлётной полосе. Вроде бы успеваем остановиться, но нет, опять взревели двигатели и за окном промелькнул край взлётной полосы над океаном. Появился очень неприятный и монотонно повторяющийся звук со стороны шасси. Я предположил, что мы получили повреждения. Самолёт сделал несколько широких кругов — видимо, экипаж ждал инструкций от диспетчеров и наземных служб. В итоге нам удалось аккуратно сесть на аэродроме Порту Санту, несмотря на ужасающие звуки явно сломанного шасси. Это очень простой аэродром, на довольно плоском небольшом острове всего в 50 километрах от Мадейры. Весь салон аплодировал. По выходящим из самолёта людям было понятно, что не все осознали, что оказались не там, куда изначально летели. Всё недоумение адресовалось бортпроводникам, которые терпеливо проговаривали шаблонные фразы. Сначала всех пассажиров проводили в здание аэропорта, затем объявили, что отвезут на ужин и за это время подготовят новый самолёт.

Французы сначала пытались узнать, что случилось, а потом загрустили, перебирая свои страховки и бронирования.

Остров почти плоский. Единственные значимые вершины видны справа от терминала.

Прямо от здания терминала хорошо видно прибрежные поселения.

Вот так волею судеб мы оказались на Порту Санту, где из окна автобуса понаблюдали за праздником «Columbus Day», который проводится один раз в год и посвящён Христофору Колумбу. Великий первооткрыватель жил на Порту Санту. А в этом году праздник отмечался с особым размахом из-за юбилея открытия островов, о чём я обмолвился ранее. Автобус нас привёз в спа-отель «Pestana Porto Santo All Inclusive», где всех ждала система «всё включено» с безлимитным баром и большим рестораном со шведским столом. Автобусы вернулись лишь после 22 часов, когда большинство пассажиров разомлело в этом очаровательном храме обжорства и ничегонеделанья.

Народ штурмовал бар, пока там не спрятали весь крепкий алкоголь. Мы ограничились водянистым пивом.

Сольный концерт под гитару. Сидящие поближе к сцене подпевали хором. Душевно.

Спасибо авиакомпании — накормили и напоили.

Подменный самолёт.

У терминала недалеко от повреждённого A320 стоял большой A321 с небольшим количеством пассажиров на борту — то ли пассажиры следующего рейса, вылетевшего с большой задержкой, то ли дополнительный рейс — это осталось непонятно. Службы активно перегружали багаж, а пассажиры хаотично занимали места в салоне. Теперь мы оказались напротив левого крыла, что вселяло надежду на ознакомление с «проблемной посадкой» с другой стороны. Вылет задерживали — видимо, никак не могли собрать всех праздношатающихся и слегка пьяных пассажиров. Когда самолёт взял короткий разбег и бодро взмыл над скалистой северной стороной Порту Санту, было уже за полночь. Капитан судна, несмотря на плотную облачность за бортом, бодро заверил всех, что полёт до аэропорта Фуншала продлится 15 минут, но необходимо застегнуть ремни. Когда прошло больше часа, народ в салоне стал очень сильно ёрзать в креслах, волноваться и вопрошающе смотреть на соседей, мол, «что происходит?». Я следил за траекторией полёта по GPS. К этому моменту мы сделали уже 8 кругов над мысом Сан-Лоренцо, очевидно, в ожидании благоприятных условий для посадки. Опасный боковой ветер на взлётной полосе не стихал. На девятом кругу капитан решился на посадку. За иллюминатором в опасной близости промелькнули огни жилых домов, затем самолёт несколько раз очень сильно покачал огромными крыльями и довольно мягко сел. Что творилось в салоне, сложно передать словами. Кто-то пищал от восторга, кто-то аплодировал, но большинство сделали продолжительный тяжёлый выдох.

Рюкзака на ленте не оказалось — слегка поднявшееся настроение снова упало. Побрели к стойке утерянного багажа. Рядом с ней на тележке увидели свой багаж почему-то без защитной плёнки. Внутри всё целое — слава Богу. Очень похоже, что из Лиссабона его отправили ближайшим рейсом и он уже 10 часов лежал здесь, ожидая хозяев. На часах было почти 2 часа ночи, и в здании терминала остались только те, кто решил ночевать на лавках. Мы же отправились к началу взлётной полосы, где планировали поспать под шум волн на полуразрушенном пирсе. По дороге пришлось отбиваться от назойливых таксистов, которые непременно хотели воспользоваться историей с незапланированным ночным рейсом. Впрочем, таксисты везде одинаковы.

Место на пирсе оказалось просто отличным, ровным и прикрытым с двух сторон от ветра. Быстро установив палатку, мы провалились в сон, отложив все насущные вопросы до утра.

Вот такое солнечное утро под шелест океанского прибоя можно смело назвать «добрым»!

13 сентября. День 2.

Для путешествия по острову совсем необязательно ехать в Фуншал, но нам пришлось это сделать. Всего пара магазинов здесь, на краю земли, продают туристические газовые баллоны. Из-за опоздания рейса проснулись позже запланированного, несмотря на гул утренних самолётов. Пришлось скорректировать планы, благо мы никуда не были привязаны длительными бронями.

Санта-Круш.

Сначала дошли до города Санта-Круш, где автобус 113 в Фуншал со свистом пролетел мимо нас — оказывается, он останавливается не на всех остановках. Ближайшие пару дней на острове были связаны с автобусами, разобраться в которых довольно просто, если помнить о разных перевозчиках. Это всего 4 транспортные компании:

1) Horarios do Funchal (Орариу ду Фуншал) — жёлтые автобусы, осуществляющие перевозку по городу Фуншал и его окраинам.

2) SAM — зелёные автобусы, которые своей сетью покрывают самую густонаселённую часть острова, от Фуншала до Сантаны и восточнее.

3) Rodoeste (Родоэст) — светлые автобусы с красными полосами, которые обслуживают западную часть острова от Фуншала до Порту-Мониш.

4) EACL — бело-малиновые автобусы, которые обслуживают пригороды Фуншала к востоку от города.

Частично зона покрытия компаний совпадает, поэтому нужно иметь в виду различные варианты проезда. Мы за все дни пребывания воспользовались услугами трёх компаний, кроме Родоэст, так как на запад острова лучше ехать на автомобиле.

Пришлось идти на другую остановку и в ожидании следующего автобуса завтракать йогуртами из соседнего магазинчика. Пассажиров набралось много, но почти все они уехали на другие направления. С трекинговым рюкзаком ездить в автобусах оказалось неудобно — одетый на спину, при входе в автобус он задевал за дверной проём по высоте, а снятый мешал продвигаться в автобусе по узкому проходу, постоянно цепляясь за всё подряд.

Перед водителями автобусов на острове я готов снять шляпу — таких профессионалов надо ещё поискать. Рейсы проходят преимущественно вне скоростных дорог и в тотальной тесноте кривых улочек, заставленных местами автомобилями, они умудрялись ехать достаточно бодро, лишь иногда чиркая бортами и крышей по растущим вокруг кустам и деревьям. Припаркованные автомобили объезжались с такой ювелирной точностью и на такой скорости, что я не мог поверить своим глазам. Помимо завораживающего вождения вокруг открывались непривычные нашему взгляду виды с громоздящимися на склонах домиками, окружёнными тропическими садами. А где-то далеко внизу поблёскивала поверхность океана.

Планировку города я знал достаточно хорошо, поэтому выйти на нужной остановке не составило никакого труда. Мы закупили всё необходимое, в том числе газовый баллон, продавец которого лихо пользовался практически монопольным положением и держал приличную цену.

Фуншал. Променад.

Удивлённые местной жарой и удушающей влажностью, мы поняли, что добраться до мыса Сан-Лоренцо, с которого и планировали начать знакомство с островом, сегодня было не суждено. Я знал о недалеко расположенном хостеле, остановиться в котором и предложил своей супруге. Таким образом удалось выкроить время на пляжную программу, благо в самом Фуншале недалеко от центра есть бухта для купания.

Центр города — площадь Независимости (Praca da Autonomia).

Паром, который ходит на Порту Санту. Рядом с ним здание самого популярного ночного клуба.

Пляж.

Разложились :o)

Форт Сан-Тиаго.

Хостел на улице Госпиталь Вельо (R. Hospital Velho).

Вечером успели посетить местный рынок, возле которого поселились, где по незнанию купили кислый сорт маракуйи амарелы (amarela — жёлтый). Затем дошли до конца улицы Санта Марии (Rua de Santa Maria), особенностью которой являются расписанные входные двери. Здесь же в сувенирном магазине нашли очередного котика для нашей домашней коллекции.

Рынок Фуншала (Mercado dos Lavradores).

Особое место занимают различные петушки, а также морская тематика.

Близость мусульманской северной Африки наложила отпечаток на местные узоры.

Вот такую керамику используют для нумерации домов и различных надписей.

Двери на улице Санта Марии.

Продуктами закупались недалеко от хостела. В 3 минутах ходьбы находился супермаркет Континент (Continente), а в торговом центре Анадия — сетевой магазин Пинго Досе (Pingo Doce). Эта сеть магазинов хороша тем, что имеет фудкорт, где можно купить готовую еду на вес. Именно там мы и обедали.

Торговый центр Анадия.

Меня, конечно же, привлекал рыбный отдел. Не своими интересными ценами, а возможностью ознакомиться с разнообразием местных рыб.

Даже стейки тунца не столь дороги. Жаль, не было ни времени, ни возможности их приготовить.

Самые простые булочки порой дешевле, чем в России, и в целом цены на продукты нам очень понравились.

Мадера в основной массе делится на 4 вида: сухая (Sercial), полусухая (Verdelho), полусладкая (Boal) и сладкая (Malvasia). Мы отдавали предпочтение Верделье.

Самая распространённая и покупаемая 5-летняя мадера. За 10-летнюю приходится платить в два раза больше. В магазине старше 20-летней не встречал, потому что ценник на неё неподъёмный — около 60 евро. А, вообще, бывает и старше и значительно дороже. На нижней полке аутентичный местный напиток «Пончо» — ром с соком фруктов (чаще всего маракуйя или цитрусовые).

14 сентября. День 3.

Пока супруга собиралась, мне не сиделось в номере, поэтому вышел из хостела и буквально через дорогу посетил утренние рыбные ряды на центральном рынке острова. Как обычно, зевак было гораздо больше, чем продавцов или реальных покупателей. Особое внимание толпы привлекали стейки из огромных атлантических тунцов и штабели эшпады (рыбы сабли), которая является символом острова и подаётся в любом заведении. Я же тем временем искал свою вожделенную добычу — барракуду. Несмотря на высокий сезон по этой рыбе (август-октябрь), обнаружить её удалось только у одного из продавцов.

Эшпада или рыба-сабля — безусловно, главная рыба в тавернах и ресторанах острова.

Тунец.

Эшпада.

Посередине две небольшие барракуды.

Маракуйя-банана.

Маракуйя классическая.

Плоды монстеры — хорошо известного нам комнатного растения. За свои форму и вкус также называются «бананасом».

Сахарный тростник.

Маракуйя-амарела.

Местное манго.

Чем удобно проживание в самом центре — тем, что всё рядом. Буквально за минуту дошли до конечной остановки автобусов и сели на жёлтый автобус 21 маршрута. Минут через 35 вышли незадолго до конечной остановки Монте (Monte), в пригороде Фуншала, расположенном довольно высоко над его центральной частью. Сюда же поток туристов приносит канатная дорога, берущая своё начало прямо на побережье. Только билет на автобус обходится в 1,95 евро, а на канатную дорогу — 11 евро.

Посещение тропического сада является одним из главных пунктов у всех посещающих город туристов. Действительно, внутри очень интересно не только ознакомиться с растительным миром острова, но и просто прогуляться вдали от городской суеты по огромному количеству дорожек, подышать особым воздухом этого места, посидеть где-нибудь на лавочке и созерцать очередную скульптуру, коих разбросано по парку немало. Ну и, конечно же, как обойтись без мадеры? В самом углу парка расположено небольшое кафе, в котором по билету выдают дегустационную порцию напитка и где можно подкрепиться лёгкими закусками и напитками.

«Водители» тобогганов.

Образец местной керамики — азулежу.

Из керамики выложен целый ряд панно с историей Португалии.

Указан король и события, произошедшие при его правлении.

Алонсо, Санчо, Педро, Фернандо, Жоао — кого там только нет…

Вот на таких крутых склонах находится парк и прилегающие к нему жилые кварталы.

Скульптуры по большей части являются оригинальными.

В центре парка живописный пруд с водопадом.

Стрелиция — символ Мадейры.

Особый аттракцион — катание на тобоггане вдоль парка в нижерасположенную часть города.

Здесь, как и в Сантане, имеется копия дома первых поселенцев.

Орхидеи уже отцвели…

Пришлось оттащить с тропинки упавший огромный лист пальмы

Прудик с карпами.

Окончание экскурсии венчала дегустация полусухой и полусладкой мадеры.

Определённые части парка имеют строго выраженную сезонность. Например, в момент нашего визита совершенно не было цветов орхидей и розы заканчивали цветение. Перед визитом нужно учитывать этот нюанс.

Обратно в центр города решили спуститься пешком и заодно сделать то, что мы особенно любим — постараться заглянуть в обычную жизнь обычных людей, пройти по местам, куда очень редко заглядывают чужаки. Совершенно непонятно, как ходить по этим улицам в обычной обуви, если даже зубастые горные кроссовки работали на грани своих возможностей, настолько крутые в городе уклоны улиц. Наверное, ответ в том, что местные повсеместно используют автомобили, в крайнем случае — автобусы. На 3 километра пути у нас ушло почти 1,5 часа! По пути забрели в маленький паб, где пропустили пару стаканчиков очень вкусного местного лимонада Брисы (Brisa) с мякотью и соком маракуйи и пива Супер Бок (Super Bock), а также заглянули в магазинчик с фруктами и купили на десерт вкуснейших местных бананов и маракуйю. Бананы с Мадейры короткие, но толстенькие, плохо чистятся и имеют очень плотную мякоть идеальную для жарки на сковороде. Именно в таком виде их обычно подают в местных кафе в качестве одного из компонентов вторых блюд. Сами же бананы на острове произрастают в основном на южных склонах, и сады местных жителей — это всегда смесь бананов, мандаринов, винограда, манго, авокадо, маракуйи, монстеры и прочих, Бог весть знает каких, экзотических растений.

Типичная улица с неимоверным уклоном.

Фуншал.

Видите остановку автобуса? А она есть — вон на столбике табличка «paragem».

Монстера.

Цветок маракуйи.

Плоды маракуйи везде. Примерно, как у нас яблоки.

Часть улицы перед школой, где разрешено прощаться не дольше 1 минуты.

Вернувшись в хостел, быстренько пообедали, отдохнули и отправились на знакомство с неизведанной частью города. Дошли до парка Святой Катерины (Santa Catarina Park), куда на фотосессию приезжают все венчающиеся фуншальские пары. На набережной прямо под парком находится музей CR7, посвящённый уроженцу острова, звезде футбола Криштиано Роналду и его неизменному номеру 7 на поле. Его именем назван даже местный международный аэропорт, в котором мы приземлились.

Вот такой узор можно видеть повсеместно на дорожках в центральной части города

Кафедральный собор Фуншала (конец 15-го века).

Жоао Гонсалвиш Зарку — первооткрыватель Мадейры и руководитель колонизации острова.

Жёлтый автобус компании Horarios do Funchal держит путь в отельную зону на западной окраине Фуншала.

Вид на верхние окраины Фуншала из парка Святой Катерины.

Символ острова высажен повсюду.

Форт Сан-Лоренцо, на котором притаилось несколько старых пушек.

Рядом со старым встречается новое. Копия нашего Citroen SpaceTourer в роли такси.

По пути в хостел заглянули ещё раз в порт в надежде увидеть копию корабля Колумба — Санту-Марию и наши надежды оправдались. Честно говоря, я всегда думал, что он был значительно крупнее в размерах, раз его трюмы позволяли отправиться в длительный автономный переход через Атлантику, уповая только на попутный ветер и хорошую погоду. В реальности стало понятно, насколько такие переходы были сопряжены с риском. Мощному океаническому шторму не составляло труда швырять корабль как скорлупку и полностью накрывать большими волнами.

Точная копия «Святой Марии» — корабля Христофора Колумба. Обычно на нём возят туристов.

15 сентября. День 4.

Без автомобиля на острове тяжело — это стало понятно ещё при подготовке к поездке. Автобусы во многие отдалённые уголки ходят не так часто, как этого хотелось бы, а любая прогулка к интересным точкам сопряжена с преодолением крутых подъёмов. Именно по этой причине нами рассматривалась аренда автомобиля, но с определёнными условиями, которые наложили ограничения в выборе прокатной конторы. Основное условие было связано с нежеланием «светить» пластиковую карту при аренде автомобиля. Думаю, никому не понравится, если после аренды вскроются якобы незадокументированные повреждения автомобиля и будет открыта транзакция на списание с вас определённой суммы. Наш выбор — наличные при расчётах. Дополнительное условие — низкий залог, который требуется оставить на время аренды. После учёта этих условий сразу отсеялось 90% прокатных контор, в основном крупных, которые предлагают свои услуги в аэропорту и зоне отелей. В приоритете осталась пара вариантов местных небольших контор — WeRent (werent.pt) и MagosCar (magoscar.com). Первые просили залог в 900 евро, вторые — 250. Выбор был предрешён, тем более что владельцем второй компании оказался немец — была надежда, что его бизнес построен по дотошной немецкой модели, а не по разгильдяйской португальской. Первым минусом оказалось то, что пришлось заранее, из России, отправлять предоплату в немецкий банк в Гамбург в размере 50 евро, чтобы хоть как-то подтвердить серьёзность своих намерений. Второй минус — не удалось добиться информации о точных технических характеристиках автомобиля, кроме указания типа топлива.

За сутки до обозначенного времени они позвонили мне, так как вспомнили, что воскресенье короткий день, и они не смогут отдать автомобиль после обеда. «Хорошо, что вообще вспомнили. Как будто при бронировании было непонятно, что это воскресенье!», — досадовал я на португальских женщин, которые и составляли персонал компании. Второе, что мне не понравилось — я плохо воспринимаю английский с акцентом по телефону. Пришлось несколько раз переспрашивать и подключать супругу, пока мы не поняли, что они предлагают либо бесплатно доставить автомобиль к отелю, где мы остановились, но утром в понедельник, либо выслать бесплатное такси, чтобы мы приехали к ним в любое рабочее время. Пришлось объяснять, что мы птицы вольные и к отелю не привязаны, гуляем по острову, спим где ночь застанет. Их это, кажется, немного шокировало. От такси также отказались и пообещали приехать до обеда самостоятельно. Таким образом, планы очередной раз пришлось скорректировать, что в итоге, наверное, сказалось лучшим образом на восприятии поездки.

Офис прокатной конторы располагался в Канису (Canico), что нам показалось очень удобным — случайных людей там нет, поэтому и отношение и автопарк должны отличаться от крупных контор в более популярных туристических местах острова.

Утром дошли до нижней станции канатной дороги — возле неё находится конечная остановка маршрутов EACL. Дождались своего 155 автобуса в Канису и с комфортом доехали до нужной остановки.

Цены на канатную дорогу.

В прокатной конторе были очень рады нам, тем более что мы изъявили желание по вынужденным обстоятельствам докупить ещё сутки аренды. Заказанный Seat Ibiza порадовал практически идеальным состоянием — в салоне запах нового автомобиля, отличная резина Мишлен и минимум царапин на кузове. Все имеющиеся повреждения ЛКП тщательно задокументировали. Несмотря на пробег в 3860 километров потёртости обнаружились на переднем бампере и правом боку — не берегут клиенты технику.

Автомобилю всего 1 год.

В документах обнаружили литровый бензиновый двигатель мощностью 75 л.с., а на переключателе коробки передач красовалась современная цифра «6». Надо сказать, что 99% прокатного автопарка острова составляют автомобили с механической коробкой передач — для здешних условий это весьма оправдано. При трогании с места возникла первая проблема — я не понимал, почему автомобиль не хочет самостоятельно катиться по склону, на котором был припаркован. Впервые встретился с автомобилем с механической коробкой и системой помощи при трогании на подъёме/спуске. Многолетний опыт езды на механике уже на второй день позволил полностью адаптироваться к автомобилю, а на четвёртый день я с азартом вписывал его в повороты серпантина. Эргономика данной модели на высоте, прослеживается влияние специалистов концерна VW — очень удобные сиденья, хорошая обзорность и интуитивно понятное расположение всех органов управления. Не понравились лишь три вещи:

1. Расположение заднего хода рядом с 1-й передачей. Хорошо, что данный автомобиль был оборудован задним парктроником, который издавал сигнал при включении заднего хода. В противном случае немудрено перепутать.
  2. Пустой руль без чётко выраженной обратной связи. Порой казалось, что он вообще никак не связан с колёсами, настолько легко крутился. Но это, пожалуй, дело привычки.
  3. Чрезвычайно тонкая карта дверей, что невозможно на неё положить левую руку. Это и неудивительно, учитывая, что данная модель позиционируется как бюджетное решение.

Из странностей можно отметить работу подсказок по переключению передач. Едем на второй в горку с натягом — предлагает «переключитесь на третью». Понимаю, что двигатель не потянет, но ради эксперимента переключаюсь. Автомобиль теряет динамику и тут же предлагает перейти на вторую. То же самое и на более высоких передачах — например, на 60 км/ч уже предлагает использовать 6-ю. В итоге игнорировал подсказки и ехал по ощущениям — так намного комфортнее, хотя в каких-то случаях не столь экономно, как хочется бортовому компьютеру.

Чем ближе к мысу Сан-Лоренцо, тем скуднее растительность.

Пляж между Канису и мысом Сан-Лоренцо.

Первым делом поехали на прогулку по мысу Сан-Лоренцо. Это один из самых простых маршрутов, которые предлагают путеводители. Найти маршруты и почитать немного о них можно на разных сайтах, например, на VisitMadeira.pt. Также в смартфон можно установить приложение WalkMe. Для пешей навигации наиболее оптимально использовать приложение OsmAnd с заранее загруженной картой региона — в нём хорошо видны все пешие тропы.

Удалось припарковаться поближе к началу маршрута.

Маршрут по мысу Сан-Лоренцо (маркировка PR8) в целом несложный, но достаточно продолжительный — около 8 километров. На него отправляются абсолютно все — от семей с младенцами в переносках до пенсионеров. В конце маршрута есть возможность искупаться в лазурных водах океана, поэтому есть смысл взять купальные принадлежности. Также на мысе находится один из диких кемпингов, для остановки в котором можно заранее получить разрешение в институте лесов и охраны природы острова (IFCN). Я получал такие разрешения, исходя из старого плана на поездку, поэтому они не пригодились. Выглядит разрешение вот так:

Разрешение на ночлег в палатке на специальных стоянках, вне обустроенного кемпинга. То есть везде, кроме единственного кемпинга на острове недалеко от Порту-Мониш. Без такого разрешения можно запросто получить серьёзный штраф от инспектора экологической полиции. Лесная зона острова (где располагается большинство подобных стоянок) является пожароопасной территорией, поэтому шутками и прибаутками не отделаешься.

Хорошо видно, как по траверсу склона проходит тропа.

Пещера.

У некоторых скал пластинчатая структура

Океаническая ферма.

Вот так выглядит официальная площадка для кемпинга.

Видео. На океан можно смотреть бесконечно…

Отъезжая от мыса обнаружили, что обочины дороги плотно заставлены автомобилями — это приехали зрители ежегодного ритуала, посвящённого рыбакам и проводимого в городке Канисал (Canical). В третьи выходные сентября тысячи человек участвуют в празднике в честь Богоматери Милосердия (Nossa Senhora da Piedade). В субботу процессия идёт в маленькую часовню, где забирают образ Богоматери и оставляют на ночь в церкви Канисала, а в воскресенье возвращают этот образ обратно. Необычность шествия в том, что оно происходит на рыбацких лодках, которых выходит в море несколько десятков. Все суда заполнены участниками действа. Лодка, которая повезёт святой лик, выбирается жребием за пару недель до праздника.

Некоторые берега острова так густо усеяны скальными образованиями, что соорудив между ними сравнительно небольшие стены, островитяне смогли создать бассейны под открытым небом. В один из таких бассейнов в Порту-да-Круш мы и держали путь. Найти место для парковки в этом небольшом посёлке не составило никакого труда — автомобиль оставили у местной церкви с красивыми цветущими деревьями вокруг. До бассейнов немного прогулялись и, заплатив по 1,5 евро за вход, совершенно спокойно нашли место, где можно расположиться прямо возле воды. На территории находятся туалеты с холодными душами, где также все переодеваются. Народ приходит в основном простой, поэтому лежаков на территории минимум — многие предпочитают лежать прямо на полу. Одно из самых интересных занятий — смотреть на то, как океанская волна с огромной силой бьёт в скалу, вода вздымается вверх на несколько метров и частично падает в бассейн — дети в полном восторге от подобного душа.

Ближе к вечеру бассейны совершенно пустеют — без солнца купаться прохладно.

Ночевать изначально хотели в Файале (Faial), найдя в рамках подготовки к поездке вроде бы пригодный пятачок. Но прогуливаясь над океаническим бассейном, заметили, как метрах в ста в тупике дороги разворачивается автомобиль. Решили заехать туда же и обнаружили практически идеальное место для палатки с трёх сторон укрытое от ветра. Бонусом был парапет, на котором было очень удобно готовить еду и ужинать, любуясь видами на океан и вдыхая солоноватый воздух. Надо сказать, что место не лишено уединения — народ с наступлением темноты исчез, лишь мимо несколько раз пробегала девушка спортсменка, наматывая тренировочные круги. На одном из кругов её сопровождал молодой человек. Напротив нас он что-то крикнул ей на прощание и остановился тяжело дыша. Перекинулись парой фраз, познакомились — его звали Фернандо, завязался разговор. Он оказался жителем и фанатом Мадейры, который очень любит прогуливаться вдоль океана, любоваться природными красотами и которому очевидно очень не хватало живого общения. Оказалось, что он много знает о нашей стране, так как у него когда-то была девушка из России, которая приглашала его к себе и показывала страну. Мы поговорили понемногу обо всём — об искусстве, культуре, литературе, политике. Ровно настолько, насколько словарный запас английского у Фернандо и у нас позволял это делать, периодически заменяя слова жестами и эмоциями. Его знания по некоторым областям нас впечатлили — не каждый русский так хорошо знает об этом. Про свою бывшую девушку он сказал, что она хорошая, но в голове у неё было чёрт знает что, типа слегка сумасшедшая. Вроде бы по этой причине пришлось расстаться. Посмеялись, предложили ему по старинной русской традиции выпить с нами «на ход ноги», но он категорически отказался.

Весь вечер и часть ночи над головой летали тайфунники — один из самых редких видов птиц на нашей планете. Их легко узнать по издаваемым звукам, которые похожи на смесь кошачьего мяуканья и всхлипов младенца. Фернандо с гордостью сказал нам, что это уникальный местный вид. На самом деле птица родом с Бермуд и первое время охраняла свои владения от людей, так как те считали, что так кричит дьявол.

16 сентября. День 5.

Разбудили нас любители утренней пробежки. Пока жена приводила себя в порядок, я успел немного покидать воблер в надежде на барракуду, но и как накануне вечером рыбы не было. Сборы заняли не больше часа, а ещё через 30 минут мы парковали автомобиль в Ломбо Галего (Lombo Galego), чтобы сходить к водопаду Альто (Agua D’Alto). В принципе любые водопады на острове лучше посещать в сезон дождей, когда они полноводны, а не как мы в сухой сезон. Но в нашем случае интересен был не только сам водопад, но и дорога к нему вдоль одной из левад и мимо построек и огородов. Одного из местных жителей встретили на леваде — он занимался прочисткой водотока от бурной растительности и поприветствовал нас. Чистить левады приходится с завидной регулярностью, так как на острове всё растёт очень быстро.

Ломбо Галего (Lombo Galego).

В саду у местных жителей.

Такого огромного хвоща я никогда не видел.

Левада почти заросла.

Идти приходится аккуратно — сбоку приличный по высоте обрыв.

Дорога через посёлок уходила в горы, где притаился совсем маленький посёлок Рибейро Фрио (Ribeiro Frio), который знаменит форелевой фермой и совсем лёгким тупиковым маршрутом к обзорной точке в виде балкона — Вереда дос Балкоенс (маркировка PR11). Мы поступили несколько оригинально — оставили автомобиль у снекбара, не доезжая до основной парковки, и поднялись на тропу коротким путём. Обратно прошли тропу полностью и по дороге спустились к автомобилю. По пути заглянули на форелевую ферму, вход на которую оказался почему-то бесплатным.

Вот так тут обычно и живут — единственная дорога к дому — это лестница.

По короткому пути вышли к указателю на 2/3 длины маршрута.

Птицы не особо боятся людей, так как их тут наверняка прикармливают.

На острове две самые знаковые и высокие вершины — Пику ду Арейро (1818) и Пику Руйву (1862). Между ними находится ещё одна Пику дас Торрес (1851), несколько обделённая вниманием. Проезжая практически мимо одной из них мы, конечно же, не могли не заехать, тем более что парковка находится почти на самой вершине. Пик Арейро всегда угадывается благодаря радару противовоздушной обороны, построенному на нём. Вот только от кого эта оборона — непонятно.

Одним из основных обязательных пунктов всех прибывающих на остров любителей пеших походов является маршрут между Арейро и Руйву (маркировка PR1). Он для неподготовленного человека непрост и занимает почти весь световой день (туда и обратно) — не стоит обманываться временем на указателях. Именно по этой причине пришлось отказаться от него и сэкономить время, хотя нужно признаться, что он очень привлекал к себе.

На плато не такая бурная растительность.

Начало маршрута в сторону Пику Руйву.

Растительности вокруг вершин очень мало — обычно это кустарники. Но стоит спуститься чуть ниже, как начинается хвойный лес, сменяемый лиственным, чаще всего эвкалиптовым. Ещё ниже начинаются поселения, в которых буйство красок представлено огромными соцветиями гортензий, а аромат — мощными кустами роз. Наконец самые тёплые участки с небольшой альтитудой занимают фруктовые сады и банановые плантации. Казалось бы, остров небольшой — примерно 60 километров длиной и 20 километров шириной, а климат на северной стороне и южной отличаются. Именно на южных склонах преимущественно выращиваются все экзотические плоды. Там мы и планировали переночевать.

По пути заехали в Декатлон в верхней части Фуншала, почти на транзите. Ночёвка лишь на одной пенке показала, что спать неудобно — слишком жёстко. Купили туристический коврик за 4 евро с расчётом оставить его на острове при вылете. Недалеко от Декатлона наткнулись на фрутарию (Frutaria) — это магазин с овощами и фруктами.

Ассортимент «фрутарии». Местные бананы, груши, маракуйя, батат, гранаты, ананасы, манго, плоды кактуса, бразильские мамао и папайя. Неизвестные нам плоды, лежащие среди овощей. Традиционные пироги «болос» с различными вкусами.

Повсюду банановые плантации.

К западу от Фуншала расположен высокий морской утёс Кабо Жирао (Cabo Girao) на вершине которого обустроена смотровая площадка со стеклянным полом. Вроде ничего особенного, кроме замечательного вида на Фуншал, но раз уж ехали мимо, то решили посетить это популярное у туристов место.

Там, где небо встречается с водой…

Стеклянный пол над огромным обрывом. Внизу видна лишь кромка берега.

Вокруг смотровой площадки растут эвкалипты. Везде, где можно до них дотянуться, оборваны все листья…

Посёлок Мадалена-ду-Мар (Madalena do Mar) я нашёл благодаря отрывочным репортажам, в которых какой-то фотограф разгуливал по банановым плантациям. Информацию об этом месте я долго не мог нигде найти, пока не наткнулся на описание официальных маршрутов RB1 и RB2. Было весьма интересно изучить тему бананов изнутри.

Набережная Мадалены-ду-Мар.

На любом доступном участке склона высажены бананы. Порой они растут на таких естественных «балкончиках», что забраться на них может только альпинист.

Таверна. Слева от неё начинается маршрут по банановым плантациям.

Исполинский цветок банана.

Каждый пестик превращается в плод.

Перед сбором урожая кисти помещают в пакет.

Короткая прогулка заканчивается в центре посёлка, где, как кажется, остановилось время.

Отсюда берёт своё начало ещё один маршрут по плантациям.

Банан — растение однолетнее, поэтому отходов остаётся очень много. Учёные уже разработали технологию изготовления биоразлагаемой тары из стеблей и листьев бананов. Эта тара может заменить полиэтилен, который катастрофически загрязняет планету.

«Чешуйчатые» плоды аноны («райского яблока»).

Манго.

Ужинали на каменном парапете под шум волн, так как таверна на набережной по непонятной причине именно в этот день оказалась закрыта. Похоже, такие как мы, в этом посёлке нечастые гости, так как туристический бизнес в нём построен на сдаче в аренду вилл с несколькими спальными и обязательным собственным бассейном. Например, вилла напротив нашей стоянки «Beach House» за неделю (7 ночей) в сентябре предлагается на Букинге за 95000 рублей.

Примерно такую виллу можно арендовать на срок от недели и дольше. Обычно там несколько спален и собственный бассейн. Естественно, удовольствие недешёвое.

Нечастые люди, прогуливающиеся по набережной, с нескрываемым интересом следили за другой жизнью. Но самым эпичным событием в жизни некоторых особо внимательных стала утренняя картина установленной на деревянном настиле под зонтиком палатки. Другого выхода не было, так как пляж представлял собой нагромождение камней размером от теннисного до гандбольного мяча. Само же место чрезвычайно понравилось своей уединённостью и наличием крана с пресной водой, где можно было и посуду помыть и помыться самому, нагрев воду на горелке.

17 сентября. День 6.

По крутым подъёмам через эвкалиптовый лес заехали на плато и почти сразу попали на автомобильную стоянку. Несмотря на утренний час мест для парковки уже не оставалось и пришлось оставить автомобиль на обочине дороги, среди таких же любителей поспать. От этого места уходила перекрытая шлагбаумом узкая асфальтированная дорога по траверсу склона. Через пару километров она приводила всех шествующих по ней к таверне. Именно от таверны начинаются маршруты к водопаду Риско (Risco) и по леваде «25 фонтанов» (25 fontes).

Эвкалиптовый лес.

Идём пешком к водопаду.

Форелевый ручей, перетекающий прямо через дорогу. Жаль, форель нечем было покормить.

Примерно такую чащу повсеместно увидели первые поселенцы острова.

Из этого урочища берут своё начало сразу несколько маршрутов различной сложности.

Вода течёт отовсюду.

Видно, что раньше под водопадом можно было пройти через туннель

Сейчас этот путь закрыт металлической дверью.

По пути к водопаду «25 Fontes».

На весь неспешный путь по обоим маршрутам мы потратили около 4 часов. От таверны стартовали в одну сторону, а вернулись с другой, решив не идти два раза одной и той же тропинкой. Маршрут, который приводит к таверне снизу по крутой лестнице, не столь популярен, зато именно здесь в леваде вдоль тропы можно увидеть огромное количество мелкой ручьевой форели-пеструшки. По словам гида, подслушанным возле одной из туристических групп, эта форель не превышает размера в 14 сантиметров.

На выходе к асфальтовой дороге нам встретились двое — мужчина и женщина, которые явно запозднились со своей прогулкой. К тому же женщина шагала в лёгких босоножках, и на её лице не читалось ни малейшего оптимизма. Она на русском языке вопрошала своего благодетеля: «Долго нам ещё идти?». Ах, если бы она в тот момент знала, что её ждёт впереди…

День рождения супруги решили отметить в таверне, которая накануне была закрыта. Спустились на побережье, в Мадалена-ду-Мар другой дорогой, чтобы не повторяться.

Уставший именинник :o)

Эшпада с овощами и жареными бананами на Мадейре просто божественная.

Посмотрели с мужчинами матч «Зенита»…

Было интересно проехать по побережью, посмотреть пляж в Кальете (Calheta), что и было сделано. На северо-запад от Кальеты дорога вообще оказалась пустынной — нам встречались лишь редкие автомобили. Поселения по пути были маленькими и выглядели какими-то безжизненными. От буйной тропической растительности не осталось и следа — редкие пальмы не в счёт. Налицо был огромный контраст по сравнению с южной частью острова. Чем ближе мы подъезжали к самой западной точке острова, тем пустыннее становился ландшафт. У маяка Понта-ду-Паргу (Ponta do Pargo) стояло несколько автомобилей. Чуть поодаль возле рассыпанных лепестков роз и бокалов шампанского фотограф проводил свадебную фотосессию.

Стоило чуть отъехать от маяка и взять курс дальше по побережью — на северо-восток в сторону Порту-Мониш (Porto Moniz), как дорога часто запетляла по склонам, буйно поросшим растительностью. Вот где удалось получить удовольствие от управления автомобилем, вкручивая его в бесконечные повороты. Лишь запах перегретых тормозов заставлял на время умерить прыть и ехать, тормозя передачами.

Единственный кемпинг на острове располагается недалеко от Порту-Мониш, буквально в 5 минутах езды в Рибейре-да-Жанейле (Ribeira da Janela). В сам город заехать не успевали, так как стремительно темнело — дни в сентябре уже достаточно короткие. Именно поэтому пришлось поторапливаться.

Кемпинг.

Мост, ведущий к кемпингу.

Кемпинг. Блок с кухней и туалетами.

Мужчина на стойке регистрации был очень любезен, узнал в моей светлокожей жене русскую и обрадовал тарифом — всего 8,6 евро. К слову, мы были уже вторыми русскоговорящими, которые остановились в кемпинге в эту ночь. Я спросил его о том, почему на Мадейре всего один такой кемпинг. Он пожал плечами, лишь сказал, что так сложилось. Тогда я назвал его монополистом, и мы вместе посмеялись.

Помимо хороших полянок для установки палаток нам понравилась кухонная зона со столешницами, раковинами, электрическими плитами и розетками. Рядом с ней располагалось несколько деревянных столиков с лавочками, один из которых мы заняли. Ну а к минусам кемпинга можно отнести, пожалуй, только парковку автомобиля на другом берегу горной речки, через которую переброшен деревянный пешеходный мост. Носить большое количество вещей реально неудобно.

Местные маракуйя и манго на десерт, купленные ранее в небольшом магазинчике.

18 сентября. День 7.

Завтракали в той же компании, что и ужинали вечером. Босой и полуголый парень растаманского вида со своей подругой так же, как и накануне заливал в себя алкоголь и пел на английском языке различные хиты в унисон с исполнителями. Получалось, кстати, весьма недурно.

Сложив вещи в автомобиль, мы первым делом поспешили на берег океана, где с утра прогуливался немногочисленный народ. Несмотря на бушующие волны, удалось заметить пару аквалангистов, рискнувших нырять в непосредственной близости от береговой линии. Сложно передать словами те чувства, которые захлёстывают тебя, когда стоишь перед мощным океанским прибоем и чувствуешь себя бессильной песчинкой по сравнению с ним. Это невозможно забыть.

Главная достопримечательность Порту-Мониш — это лавовые бассейны с океанической водой. Люди приезжают сюда в основном с двумя целями: искупаться в бассейне и отобедать в одном из заведений с отличным видом на океан. Да и в остальном это городок сугубо туристической направленности.

Автомобиль удалось бесплатно запарковать на большой грунтовой площадке, которая очень активно заполнялась подъезжающими автомобилями. Очевидно, что на ней уже к обеду мест не остаётся. Благо до платного океанического бассейна всего 300 метров. Вход обошёлся в 1,5 евро с человека. В воде долго не просидишь — температура её далека от комфорта и по моим ощущениям была не выше 22 градусов, а солнце на острове агрессивное и заставляет тщательно дозировать время на загар. На прибой можно смотреть бесконечно, но лучше это делать вживую — ни фотографии, ни видео не передают правильные ощущения от него.

Через пару часов небо стало затягивать облаками, и мы решили не задерживаться без дополнительного солнечного обогрева :0)

Весьма недорого.

Знакомство с Порту-Мониш решили завершить не банально перед тарелкой морепродуктов, а со спиннингом в руках на диких скалах недалеко от ресторана «Кашалот». Глубины в этом месте прямо от берега начинаются достаточно неплохие и, следовательно, береговая рыбалка часто бывает успешна.

Поездка была с несколько иными целями, нежели рыбалка. Последнее в ней было, скорее, как способ разнообразить отдых. Времени на неё отводилось эпизодически и сравнительно мало. Это как блюда для гурманов, которые подаются небольшими порциями. За 7 дней порыбачить удалось часа 3 от силы. Даже зная об этом заранее, я не смог оставить спиннинг дома, понимая, что буду кусать локти, находясь на берегу океана. Конечно, основной целью ставил себе барракуду, ведь сентябрь это «топовый» месяц для её поимки в водах Мадейры. Но для ловли этой рыбы нужно несколько факторов, один из которых упорство и терпение китайского философа: «Если долго сидеть на берегу океана, то можно увидеть проплывающую мимо барракуду». К сожалению, у меня не было достаточного количества времени. Но я несказанно рад поимке луфаря, атака которого случилась прямо на моих глазах. Оставил воблер после проводки под скалами, в полосе прибоя и тут из недр океана появился он и жадно атаковал, хорошо зацепившись на хвостовой тройник. Воблер, Lucky Craft Flash Minnow 193F, тот, который мне посоветовал на весенней выставке в Москве эксперт Андрей Старков — человек, который уже стал легендой, настоящий профессионал своего дела и главный популяризатор морской и океанической темы в спиннинге в России. Далее были чудеса эквилибристики на скалах, зашкаливающий адреналин, согнутый в дугу спиннинг серии "Trophy Hunting" с тестом до 60, брызги мощного прибоя в лицо и толпа зевак. Это было незабываемо! Мощная рыба, несмотря на свой совсем не трофейный размер! Луфарь несколько раз делал рывки, сматывая по несколько метров шнура, уходил под скалы, но толстый шнур #2.5 и поводок из толстой струны длиной 40 см вселяли уверенность в положительном исходе борьбы. Воспользовавшись силой прибоя, удалось закинуть рыбу в одну из «ванночек». Наблюдающие за процессом случайные зеваки устроили овации и принялись фотографировать — ну хоть какое-то развлечение в этом сонном царстве!

Автомобиль вёз нас по северному побережью острова, а на душе было грустно. Пойманная рыба дала такой заряд адреналина и добавила контрастности ощущениям от Порту-Мониш, что захотелось туда вернуться хотя бы на несколько дней…

Розарий в Арку-ди-Сан-Жоржи (Arco de Sao Jorge) является самым крупным на острове и находится на территории парк-отеля, куда пускают любого желающего за нескромные 5 евро. Супруга очень любит цветы, поэтому данное место было включено в обязательную программу посещения. Мы сначала повернули не туда и прошлись мимо домиков постояльцев, восседающих с деловым видом в ротанговой мебели и потягивающих неизменную мадеру. Затем вернулись на маршрут и буквально «потерялись» на дорожках розария на добрые 1,5 часа. И это в не самый лучший период для посещения данного места. Невзирая на вечную весну, всё-таки пик цветения роз приходится на период май-июнь и именно в это время непростительно не заглянуть сюда.

Вход в парк-отель с розарием.

Прямо у входа встречает буйство красок.

Авокадо.

Все сорта роз подписаны и указан год.

Много ли нужно человеку для счастья?

В Сантану въехали уже под вечер. Оставили автомобиль на бесплатной парковке под рыночной площадью, а сами сходили посмотреть на дома первых поселенцев острова с огромными двускатными крышами и неестественно маленькими окошками. Именно эти дома чаще всего изображены на сувенирной продукции с Мадейры. Вечером возле них не оказалось никого, а это всегда очень приятно при посещении столь популярных мест.

На рыночной площади всё было закрыто. Лишь «кукурузное дерево» выдавало следы аграрного праздника.

На ночлег поехали в горы до кемпзоны Пику—дас-Педраш, куда за день до этого я запросил и получил официальное разрешение на кемпинг. Мы надеялись, что встретим там кого-нибудь ещё, но это оказалось тщетно. Кемпзона оказалась отличной и весьма пригодной для кемпинга, с туалетом и природным источником чистейшей воды. Но дело в том, что все подобные места расположены достаточно высоко над уровнем моря (за исключением дикого кемпинга на мысе Сан-Лоренцо) и, следовательно, температура воздуха в них гораздо ниже, чем на побережье. Примерно за час мы разделали пойманную рыбину, приготовили её и очень плотно поужинали при свете фонариков (специального освещения нет). За этот же час мы настолько продрогли, что решение спускаться к побережью созрело само собой. Казалось бы, +15 по Цельсию не такая экстремальная температура, но в условиях 100% влажности (весь день на горе шёл дождь и вокруг неё висели облака) переносится крайне неприятно.

Уютное и очень неплохое место, если позволяет погода

Спустились на место, откуда уехали всего пару дней назад — недалеко от Порту-да-Круш. Температура +22 была очень подходящая для сна под лёгким спальником.

19 сентября. День 8.

Имея автотранспорт на таком небольшом острове, не составляет никакой проблемы выбирать любое место ночлега. Вчерашнее быстрое ретирование в прибрежное тепло заставило нас с утра снова взять курс в горы к самой высокой вершине острова — Пику Руйву (1862 метра). От автомобильной парковки до пика пролегает достаточно простой маршрут PR 1.2 длиной около 3 километров. Незадолго до горного ресторана находится развилка, с которой налево идёт маршрут PR1 к пику Арейро, о котором я уже упоминал ранее, а направо начинается крутой подъём на смотровую площадку Пику Руйву.

Под ногами очень необычная почва в виде чрезвычайно мелкой оранжево-коричневой пыли

Со смотровой площадки открывается вид на внутреннюю долину, окружённую со всех сторон высокими неприступными склонами. В долине находится, пожалуй, самая интересная деревня острова — Куррал-даш-Фрейраш. Она была основана ещё в 15 веке из-за нападений на остров пиратов. С тех пор жизнь в ней проходила в отрыве от прибрежных поселений и отличалась своим укладом, традициями и праздниками. Существовали целые поколения жителей, которые никогда в своей жизни не видели океана и это всего лишь в десятке километров от берега! Цивилизацию в эти края принесли сначала узкий и опасный серпантин, а затем и построенный автомобильный туннель.

Долина с деревней Куррал-даш-Фрейраш

Нам повезло застать плотную облачность только с одной стороны от вершины, но уже через полчаса, когда мы были на обратном пути, всё вокруг закрыла плотная пелена, которую, казалось, можно было потрогать рукой. Вообще вершины острова очень часто притягивают к себе облака, несущие живительную влагу, которая наполняет левады и обуславливает буйство растительности в этом райском уголке. Несмотря на это встречалось большое количество людей, идущих к вершине. Среди них явно выделялась дамочка в светлых брюках и тапочках, предназначенных скорее для океанских променадов, а не для походов по пыльным и каменистым горным тропам. Поравнявшись с ней, стало понятно, что это очередные соотечественники: «Серёж! Посмотри, какие все экипированные идут!».

Спускались с гор через Сантану и ещё раз заглянули на рыночную площадь в надежде, что рынок будет работать. Но тщетно. Нигде не удалось получить адекватной информации по режиму его работы. Перед поездкой даже писал переехавшим на Мадейру русским и интересовался различными вопросами, в том числе по Сантане.

Вернуть автомобиль нужно было до 17 часов, с таким расчётом, чтобы успеть на автобусы из Канису до аэропорта. По пути подъехали к точке будущей ночёвки и оставили часть вещей, спрятав их в высокой траве.

Заправили автомобиль прямо на основной трассе, которая связывает аэропорт с Фуншалом и уже через 10 минут были в офисе прокатной конторы. Сначала сотрудница осмотрела автомобиль, посмеялась, когда я сказал, что проблема только в том, что он стал немного грязный. Затем вручила оставленный залог и дала подписать документ об этом. Впечатления от подобной схемы аренды остались самые положительные, никаких скрытых рисков.

Из Канису выбирались двумя автобусами. Сначала на 155 EACL доехали до верней части посёлка, затем прошли 300 метров до дороги, пролегающей над посёлком, немного подождали 113 SAM.

Водители автобусов на Мадейре — лютые профессионалы!

Электромобили BMW i3 на узких улочках Канису

Листовка, посвящённая предстоящим выборам, на остановке общественного транспорта. Кто-то обвёл все партии и подписал «Все воры!»

Вышли в Санта-Круш в полной экипировке и через посёлок под удивлённые взгляды людей, восседающих в уличных ресторанчиках, прогулялись до причала, на котором ночевали в первую ночь.

На берегу было несколько рыбаков, которые ловили рыбу на удочки с водоналивным поплавком-бомбардой. Я подошёл к одному из них и поинтересовался уловом — в ведре оказалась типичная прибрежная мелкая рыба.

Очередной прекрасный вечер позволил неспешно перебрать вещи, доесть часть провизии, допить излишки душистой мадеры и подготовить рюкзак для сдачи в ручную кладь. Часть вещей пришлось упаковать в плотные пакеты и оставить на острове, спрятав в густой траве для использования нашими последователями. Закладка находится вот здесь: 32.68903, -16.78247. Вдруг кому-то пригодится…

Там действительно нужно ходить очень аккуратно — обрыв…

Вечером заметили очень интересную особенность. Перед заходом на посадку очередного самолёта на берегу острова включалась мигающая цепочка огней длиной в несколько километров, которая очевидно являлась визуальным ориентиром для пилотов в условиях тёмного времени суток и ограниченного пространства для манёвра.

Легли спать пораньше, чтобы набраться сил перед трудными днями, которые нам предстояли. Надо сказать, что ночь не была столь же спокойной как в прошлый раз. Приходили местные подростки, которые охотились с фонариками за крабами — много шумели.

20 сентября. День 9.

До стоек вылета дошли буквально за 30 минут. Не стали рисковать и платно взвесили набитый до отказа рюкзак, который я еле донёс — получилось 20,5 килограмм. Обмотали его предусмотрительно купленной плёнкой. Народа в аэропорту Мадейры мало — всё проходит без лишней суеты и позволяет до конца оставаться в расслабленном состоянии отдыха. Дьюти-фри ценами не порадовал, как и многочисленные кафе. Самолёты хоть и останавливаются почти у здания терминала, но до них всё равно везут на автобусе — наверно такие правила. Взлёт прошёл без проблем, а уже через 20 минут бортпроводники разнесли небольшие коробочки с лёгкими закускам и предлагали всевозможные напитки.

В аэропорту Лиссабона нам очень понравилось — всё очень чётко и быстро. От момента посадки самолёта до получения багажа меньше получаса. Захватив в пользование тележку, повезли рюкзак в камеру хранения. Оставить вещи можно не более чем на 48 часов. Тариф зависит от массы — хранение нашего рюкзака обошлось в 4,98 евро в сутки.

Прямо из здания терминала можно спуститься на конечную станцию метро одной из 4 веток. Каждая ветка лиссабонского метро имеет свой цвет, своё название и свою эмблему. Доехав до крупного пересадочного узла Сао-Себастьао, вышли на поверхность. Даже во второй половине сентября в Лиссабоне светило по-летнему жаркое солнце. Купили в ближайшем магазине воды и немного еды. Бегом добежали до отходящего в район Белем автобуса 742 маршрута. Везде по городу ездили по суточным картам «Lisboa Card», о которых я упоминал ранее — они оказались очень удобными и полностью себя окупают, если вы, конечно, не сидите в отеле весь день :o) Из автобуса вышли в районе Ажуда, чтобы ознакомиться с красивой часовой башней и посетить ботанический сад по пути в Белем.

Метро Лиссабона.

Схема метро Лиссабона.

В любом португальском магазине отправляйтесь сразу в рыбный отдел — не пожалеете. Это как бесплатная экскурсия. Например, где вы ещё увидите голову марлина?

Огромные лангусты и крабы

Едем в район Ажуда. Ощущение, что нет ни одной ровной улицы — то в гору, то под гору.

Вышли на площади с часовой башней.

С одной стороны площади потрясающая часовая башня, а с другой стороны вывешено бельё на верёвках…

В ботаническом саду Ажуды. На корнях этого дерева можно сидеть как на лавочке.

Некоторые дома как произведения искусства.

Церковь Памяти (Igreja da Memoria). В ней захоронен один из выдающихся португальцев — маркиз Помбал, который приложил немало усилий для восстановления Лиссабона после страшного землетрясения 1765 года. В результате восстановительных работ Лиссабон стал таким, каким мы его знаем по сей день.

В самом районе Белем нас конечно же в первую очередь интересовали монастырь Жеронимуш и башня Белем на берегу реки Тежу. По пути туда отстояли длинную очередь в самую известную паштеларию (pastelaria), в которой, как считается, подаются эталонные португальские пирожные паштейш-де-белем (pasteis de belem), также известные как паштейш-де-ната. Перед поездкой я пёк дома почти такие же, хотя и консистенцию, и вкус повторить, пожалуй, невозможно. Кондитерскую основали монахи монастыря Жеронимуш в попытке заработать на существование и рецепт хранился обетом молчания.

Старенький трамвай.

Сам же монастырь, наверное, достопримечательность номер 1 в Лиссабоне. Славится не только потрясающей архитектурой, но тем, что в нём похоронены выдающиеся португальцы — мореплаватель Васко да Гама и поэт Луиш де Камоэнш. Также в монастыре иногда проводятся тематические выставки. Стоимость посещения — 10 евро на человека. По карте «Lisboa Card» бесплатно.

Васко да Гама (1468-1524).

Луиш де Камоэнс (1524-1580).

По пути заглянули в зал с небольшой экспозицией картин. Король Педро IV.

Старинный деревянный герб.

Ещё одно место притяжения в этом старом районе города — памятник Первооткрывателям. Возле него непременно толпится народ, пытаясь сделать эффектное селфи. Не у всех это получается — памятник очень большой, а места вокруг немного.

Интересный экспонат.

Круизный лайнер на Тежу.

Странная инсталляция посреди воды.

Пока дошли до башни Белем, вход в неё закрыли буквально у нас перед носом — странный график работы. Рядом расположился стихийный рынок, где цыгане торговали изделиями из коры пробкового дуба. Стоило поинтересоваться товаром — еле отбились от них…

Из района выезжали автобусом 728 маршрута, который пролегает вдоль берега Тежу через площадь Коммерции, которая притягивает к себе гостей столицы и является туристическим центром города. Если пройти от площади вглубь городских кварталов по одной из улиц, то непременно наткнёшься на трамвайные рельсы 28 маршрута. Это самые популярные трамваи города, которые сами по себе представляют историческую ценность. Именно на таком трамвае мы доехали на одну из возвышенностей, на которой располагается старый район Алфама (Alfama). Надо сказать, что почти весь Лиссабон — это спуски и подъёмы. На высоких точках обычно построены церкви и Алфама не оказалась исключением. Именно возле церкви располагался наш хостел «Hostel Charme da Graca». Общие санузлы (раздельные для мужчин и для женщин), общая кухня со всем необходимым и несколько маленьких комнат с плохой шумоизоляцией — в принципе достаточно хорошие условия за приемлемую сумму. Огромным бонусом является остановка 28-го трамвая прямо за углом и улица Граса (Graca), на которой много различных заведений и магазинов. Удобством данного места является неплохая доступность железнодорожного транспорта — до вокзала Россиу всего 20 минут пешком под гору.

Встреча разных эпох.

Лиссабон. Площадь Коммерции.

Хостел на втором этаже в доме номер 64 по улице Граса.

Обзорная площадка на центр города. Вдали видны опоры моста 25 Апреля. Слева замок Святого Георгия.

21 сентября. День 10.

По идее для изучения Лиссабона требовался ещё один полный день, но мы решили променять его на посещение Синтры — португальской жемчужины, где в лесистых горах затеряны сразу несколько дворцов и замков. Сначала пешком дошли до вокзала Россиу, затем сели на пригородный поезд, который (бесплатно по «Lisboa Card») за 40 минут домчал нас до Синтры.

Вид на старый район Алфама и замок Святого Георгия.

Вокзал Россиу.

Станция Бенфика.

Типичный дом в Синтре.

Вариантов посещения дворцов и замков Синтры несколько, но самый оптимальный — это использование автобуса. Маршрут 434 отправляется прямо от вокзала и совершает круговой маршрут по узким дорогам преимущественно с односторонним движением. Больше всего пассажиров выходит возле дворца Пена (Palacio da Pena). Вход платный, но по картам «Lisboa Card» предусмотрена небольшая скидка. К этому времени погода окончательно испортилась — сильно похолодало, опустилась облачность и поднялся ураганный ветер со стороны океана. Внутрь дворца билеты брать не стали — из-за плохой погоды туда устремились почти все прогуливающиеся по парку и вокруг, создав огромную очередь. Вместо этого мы спустились по парковым дорожкам в нижнюю его часть, к прудам зарыбленным карпом и вышли через другой вход.

Баня.

В расположенный рядом замок мавров не пошли в виду низкой облачности, которая закрывала все великолепные виды на долины со стен этого замка. Вместо этого пешком спустились к замку Квинта да Регалейра (Quinta da Regaleira), где находится целый лабиринт в недрах горы, частично промытый водой, частично созданный человеком. Провели в нём немало времени, немного послушав случайно подвернувшегося русскоговорящего экскурсовода и пережидая в пещере вместе с другими посетителями резко усилившийся дождь.

Одно из окрестных поместий.

Вид на Синтру.

Указатель выложен португальской керамикой азулежу.

Даже схема маршрута автобуса из азулежу.

Верхний вход в лабиринт.

Охотничий домик.

Покидали дворец под дождём, укрываясь периодически то под деревьями, то под навесами домов. Примерно 1,5 километра до станции прошли пешком, купив по пути нетривиальный сувенир на память. Несколько плиток азулежу — традиционной португальской керамики, должны были радовать нас каждый день и дарить тёплые воспоминания при взгляде на номер нашей квартиры. К станции пришли промокшие — сами виноваты, что дождевики положили в рюкзак, который оставили в аэропорту.

Дворец Синтра.

Вот такой «весёлый» поезд прибыл из Синтры.

До вылета оставалось несколько часов, поэтому заехали в крупный супермаркет «Pingo Doce» по пути в аэропорт, прямо возле станции метро Bela Vista, где устроили прощальный ужин. К этому времени действие «Lisboa Card» уже закончилось и билеты на метро пришлось покупать. Кассиров в метро нет, и все пользуются терминалами, в которые стоят большие очереди. Дело в том, что покупка билетов непроста и многие туристы путаются.

Квест. Покупка билета в лиссабонское метро.

В ожидании рейса, назначенного на 23:05 по местному времени.

22 сентября. День 11.

Последние несколько минут в иллюминаторе была сплошная пелена. Наконец крыло самолёта, словно огромный нож, прорезало плотный зефир облачности и внизу стали проноситься знакомые и родные поля с перелесками, разбавленные садовыми товариществами. Приземление прошло мягко, почти незаметно. Пилот сообщил о прибытии в аэропорт Домодедово, а стюардессы, широко улыбаясь, пожелали счастливого дня. Находясь в футболке и шортах сложно было представить, что вместо 25 градусов тепла за бортом всего лишь 5 с сильным ветром и дождём. Некогда было обращать внимание на капризы погоды — голова была занята нюансами новой предстоящей поездки. Прошли паспортный контроль, достаточно быстро получили трекинговый рюкзак из багажа и практически сразу при выходе из здания аэропорта договорились с таксистом по сходной цене. Дома стоял уже загруженный автомобиль, готовый везти своих пассажиров более чем за полторы тысячи километров. Ровно через два часа после приземления я уже выходил из дома, чтобы отправиться в новую поездку. Но это уже совсем другая история…

Итоги

Расходы пересчитаны по курсу на день оплаты (в среднем около 73 рублей за евро), поэтому суммы в рублях примерные, для ориентира.

Авиабилеты и хранение багажа — 60406 руб.

Аренда автомобиля — 15657 руб.

Питание — 14352 руб.

Проживание — 7572 руб.

в том числе:

• отели (3 ночи) — 6945 руб.
  • кемпинг (1 ночь) — 627 руб.

Общественный транспорт — 5884 руб.

• Мадейра — 1482 руб.
  • Лиссабон — 3431 руб.
  • Синтра — 971 руб.

Развлечения — 4913 руб.

• Мадейра — 2993 руб.
  • Синтра — 1920 руб.

Топливо (бензин 95) — 3265 руб.

Снаряжение — 1671 руб.

Документы (страховка) — 1254 руб.

Такси — 1000 руб.

Сувениры — 734 руб.

Связь — 511 руб.

Итого: примерно 117219 руб.

Средние затраты (евро/день/человека):

(117219 : 73) : 10 : 2 = 80 евро.

Естественно, что за столь короткий срок мы не успели посмотреть и половины из того, что хотелось бы. Не прошли замечательные левады Норте (Norte), Жанела (Janela), маршруты Энкумеада (Encumeada), Фольядал (Pinaculo e Folhadal) и путь между самыми высокими вершинами острова, не заглянули в местечко Фанал (Fanal), не отправились на океаническую рыбалку на рыболовецком судне, не посетили погреба с эксклюзивной мадерой. Но чем хороша Мадейра — это тем, что посетить её можно в любое время года. Даже в январе там всё цветёт, а сам климат оказывает благотворное влияние на здоровье и самочувствие человека. Наверное, именно поэтому на острове очень много переселенцев с материка, которые покупают недвижимость и счастливо проводят время в этом раю.