Семейное автопутешествие по Норвегии с палаткой

05.09.2019 | 22947 просмотров

Все страны делятся на те, которые путешественник посещает один раз и больше не возвращается, и те, в которые хочется возвращаться снова и снова. Таких «возвратных» стран в копилке нашей семьи немало, но теперь стало на одну больше. Она не одаряет шедевральной архитектурой, не поражает высокой кухней, не убаюкивает ласковым морем, но картины природы, которые окружают любого путешествующего по этой стране, ещё долго снятся по ночам. Это Норвегия — идеальная страна для путешествующих с палаткой!

Наша команда

Александр, Наталья, Екатерина и Григорий.

Автомобиль Citroen SpaceTourer 2018 г.в. Дизельный двигатель BlueHDI DW10 FD - 2 литра, 150 л.с. Коробка автомат Aisin TF-82SC, 6-диапазонная. Конфигурация мест — 2-3-3, причём в поездках третий ряд полностью снимается для размещения вещей. Пробег на момент поездки около 42000 км. Более подробно про автомобиль в отзыве, к которому прямо перед поездкой написал дополнение.

Подготовка

Питание

Меня постоянно спрашивают про вопросы питания в поездках, поэтому дам расширенное описание. Кому это неинтересно, можете смело пропустить данный раздел.

В этом году в связи с обширной программой поездок пришлось решать вопрос качественного и быстрого питания в них. Нет, это не Макдональдс, как подумали многие, и не «Дошираки» с «Роллтонами», как наверняка решили другие. О сублимированных продуктах мы узнали давно, в первую очередь, благодаря рассказам Дмитрия Чернова (Ocean2Ocean) здесь, на Дроме. Первый блин не вышел комом — в весенней поездке по Крыму они нам очень пригодились.

Норвегия — одна из самых дорогих стран Европы. Именно это заставляет практически любого посещающего её на личном автомобиле везти с собой запас продовольствия. Не стали исключением и мы. Под продукты был отдан большой чёрный «икеевский» контейнер (фотографию загрузки автомобиля можно увидеть чуть ниже). Примерно половину объёма продуктов составили сублиматы, т.е. готовые блюда, из которых почти полностью убрана влага. Для готовности к приёму пищи достаточно залить содержимое пакетика кипятком и выдержать 5 минут. Состав этой продукции не предусматривает добавление консервантов или усилителей вкуса. Действительно, данные продукты давно стали неотъемлемой частью любого горного восхождения, длительного одиночного плавания (здоровья Фёдору Конюхову, недавно пересекшему Тихий океан) или простого пешего/водного похода. Нам же использование сублиматов и горелки с системой быстрого кипячения воды позволяло очень оперативно накормить себя и своих детей, когда разворачивание полноценной кухни было нерационально по времени.

К определению оптимального меню мы приходили через собственные пробы и ошибки. Ещё дома и в крымской поездке составлен список тех сублимированных блюд, которые нам наиболее понравились:

• Овсяные каши с сахаром с различными наполнителями (яблоко, груша, клубника, малина, черника, клюква, брусника, вишня, черная смородина, абрикос, манго, ананас) от производителя «ГалаГала».
  • Пшенная каша с тыквой («ГалаГала»).
  • Суп куриный с рисом, суп-харчо «Острый», суп гороховый с курицей («ГалаГала»).
  • Суп-пюре куриный, суп-пюре по-тоскански от производителя «Леовит».
  • Суп-пюре куриный с гренками от производителя «Суперсуп».
  • Картофельное пюре от производителя «Здоровая еда» (Чебоксары).
  • Овсяные каши «Быстров» от производителя «Нестле».

С другой стороны, совершенно не понравился вкус сублиматов, где использованы капуста, лук и яйца. Именно поэтому в нашем списке не встретить щи, борщ или омлет, которые предлагаются различными производителями.

Помимо сублиматов использовали готовые блюда в фольгированной упаковке для быстрого разогрева:

• Говядина с фасолью, свинина с горохом от производителя «Кронидов».

Из обычных продуктов брали:

• пожалуй, лучшую тушёную говядину «Гродфуд» белорусского производства;
  • овощные консервы (фасоль, горошек, кукуруза);
  • различные каши в пакетиках для варки;
  • различные виды макарон и спагетти;
  • сгущёнка;
  • шоколад;
  • печенье, хлебцы;
  •  соль, сахар, чай.

Для приготовления продуктов, требующих варки или жарки, приходилось доставать 5-литровый баллон с пропаном и через редуктор подключать туристическую двухкомфорочную плиту Duet TW-030.

В магазинах по пути оставалось лишь покупать молочные продукты, свежий хлеб, морепродукты, фрукты и овощи, иногда балуя детей колбасой и снеками. Скоропортящейся продукцией наполняли автохолодильник объёмом 15 литров, чего хватало на несколько дней.

Полезные ссылки: сублимированные продукты, маркет здоровой еды, тур-еда

Связь

За границей мы обычно не пользовались мобильным интернетом. Для звонков сим-карта имелась, а для прочтения корреспонденции использовали вайфай в кемпингах. В этот раз планировалась встреча дочери в аэропорту в чужой стране — без интернета было никак не обойтись. В Москве заказали сим-карту испанского оператора Orange с тарифом Mundo. Карту пополнили на 10 евро, но выбрали тарифный план 3 Гб за 7 евро с расчётом, чтобы остатка средств на балансе не хватило на списание в следующем месяце. При недостатке средств действие тарифа приостанавливается и возобновляется лишь при наличии суммы, необходимой для оплаты очередного месяца. Это идеально подходило под наши требования. Кроме того, оператор отслеживает и очень выборочно ограничивает выдачу трафика, если обнаруживает, что его бОльшая часть использована за пределами Испании (оператору невыгодны такие «внешние» клиенты) — тут уж оставалось уповать на то, что такое не случится и не придётся звонить в Испанию и по телефону снимать данное ограничение (обычная практика).

Полезные ссылки: www.orangesim.ru

Байдарка

Когда я углубился в тарифы норвежских кемпингов, то был чрезвычайно удивлён уровнем цен на аренду различного оборудования. Например, стоимость аренды каяка на весь день обходилась весьма негуманно, а про стоимость аренды моторной лодки и говорить не приходилось. Просмотрев предложения в Москве, был удивлён вакуумом на рынке проката каяков. К тому же нам не подходили жёсткие варианты и устраивали лишь надувные. Выходом стала аренда надувной байдарки «Щука-3», стоимость которой на 18 дней была примерно равна суточному тарифу норвежцев. Эта байдарка подарила нашей семье массу незабываемых впечатлений, а её аренда была полностью оправдана.

Полезные ссылки: http://monitorrr.narod.ru

Маршрут

Московская область—Таллин—Палдиски—Стокгольм—Осло (транзитом)—Хеддал—Одда—Гудванген—ледник Нигардсбрин—Гейрангер—Олесунн—Домбас—Будё—Москенес—Хеннингсвер—Нарвик—Рованиеми—Иматра—Московская область.

Обязательными пунктами были:

• Палдиски — из-за оплаченного парома в Швецию;
  • Стокгольм — из-за необходимости забрать из аэропорта дочь.

Всё остальное заранее не бронировалось, и в любой момент после Стокгольма план поездки мог быть изменён или скорректирован.

Времени было мало — всего 16 дней, но мы справились, тщательно отобрав всё самое интересное по маршруту следования. На севере изначально планировали заехать в Тромсё и Альту. Но в один прекрасный момент решили не тратить время на медленные и скучные транзитные переезды, заменив их отдыхом.

19 июля, пятница. День 1.

Изначально выезд планировали на 18 июля, но, просматривая прогноз погоды в месте предполагаемой ночёвки (недалеко от города Пустошка в Псковской области), увидели такое:

Выезд отложили на один день, что в итоге оказалось очень правильным решением, хотя и пришлось пожертвовать посещением Пскова и его окрестностей.

Традиционное фото загруженного багажника.

Выехали около 5 часов утра и, благодаря утренним пустым шоссе, всего за 6 часов достигли города Пустошка. Трасса М-9 порадовала отличным качеством покрытия и малым трафиком. Средняя скорость на данном участке составила 94 км/ч.

Псковская область. Никаких куний )))

Вдоль дороги (а последний раз я ездил по ней почти 7 лет назад) появилось много щитов, на которых приводится информация о проходивших в данной местности ожесточённых боях времён ВОВ.

За Пустошкой в направлении Пскова начались сплошные ремонты с долгими реверсами — 18 километров ехали целый час. В Острове ушли на короткую дорогу на Изборск. По пути наблюдали обочины, заросшие трёхметровым борщевиком, да редкие поселения с большим количеством старых, покосившихся, заброшенных домов. Провинция вымирает. В Изборске заправили полный бак пока ещё доступным по цене отечественным дизельным топливом и помчались на погранпереход Шумилкино — Лухамаа.

Перед поездкой я рассматривал возможность пройти границу через погранпереход Куничина Гора — Койдула, но прямо перед ним стоит пункт оплаты безальтернативной платной дороги, которая по факту начинается от трассы Псков — Изборск, недалеко от последнего. Эта весьма странная дорога позволяет бесплатно доехать до города Печоры и даже вернуться оттуда обратно, но выезжающим за пределы РФ придётся неизбежно платить — альтернативы реально никакой. Этот факт отдельные граждане начали оспаривать ещё с конца нулевых годов и даже добились решения суда о незаконности подобного способа взимания оплаты, но решение суда никто до сих пор не исполнил. Я из принципа не поехал этой дорогой, тем более что крюк через Шумилкино получался не более 20 километров.

Километров за 10-15 до границы нас притормозил пограничный наряд, проверили российские паспорта и пожелали счастливого пути. Российскую часть перехода прошли за 40 минут: сыну задавали ряд вопросов, чтобы понять реально ли он наш ребёнок. У эстонцев было всё значительно медленнее, что неудивительно — у всех досматривали салон автомобиля, просили выгрузить и открыть багаж, задавали много вопросов. У нас проверили все кармашки дверей, а также попросили из пары контейнеров выгрузить всё до самого дна. Но в принципе весь досмотр прошёл без грубости и максимально тактично. На очередь и досмотр у эстонцев мы потратили 2 часа 20 минут. Итого — 3 часа на прохождение границы.

Погранпереход Лухамаа.

От границы до кемпинга оставался всего час пути. Кемпинг «Таваэскоя» я выбрал за удобное расположение практически по пути следования. Дополнительным «плюсом» стал обширный зелёный массив рядом с ним с массой туристических троп.

Мы никогда ранее не бывали в Прибалтике, и наши представления об Эстонии не имели ничего общего с тем, что довелось увидеть. Отличные дороги, чистые обочины, ухоженные домовладения и территория вокруг них, засеянные поля, а также мы нигде не смогли найти ни одного борщевика, хотя и ставили себе такую цель. И это в самой маленькой Прибалтийской республике, население которой всего 1,3 млн. человек и у которой практически нет никаких ценных природных ресурсов.

Навигация Гармина мелкие дороги Эстонии не знала, поэтому ехали по гугловским картам в смартфоне. На территории нас встретила эстонская девушка, которая на английском рассказала, что и где находится, предложила самим выбрать место и приняла оплату.

Кемпинг входит в крупную организацию ACSI — в большинстве случаев это гарантия качества.

Номерной фонд. Есть домики на двоих и для семьи.

Понравился простор и наличие деревянных столов и лавок.

Туалеты, души и летняя кухня.

Сантехника как в ночном клубе, бордовая )))

За жилым корпусом детская площадка с батутом и качелями. Юный испытатель сказал, что батут классный.

Рядом небольшой водоём для купания и омовения после сауны.

Сауна-иглу.

Расценки.

Можно взять в аренду что-то среднее между велосипедом и самокатом. А ещё владельцы кемпинга катают желающих на кораблике по местному живописному озеру.

Рядом с кемпингом большой лес, который прорезает река и где проложены различные маршруты.

Информация о кемпинге: Camping Taevaskoja Salamaa. Адрес: Taevaskoja tee 32, Taevaskoja, 63202 Polva, Estonia (58.10538, 27.03947). Сайт. Стоимость 1 ночи: 15 EUR.

Пробег за день — 864 км.

20 июля, суббота. День 2. Таллин.

Отлично выспавшись, приняв душ и позавтракав, выехали сначала к местному озеру, а затем в сторону Таллина.

Кораблик.

На этот день было запланировано посещение города, а вечером нас ждал паром в порту Палдиски, что примерно в часе езды от центра Таллина. Посещение Тарту (где, в принципе, особо не на что смотреть) было заменено на разрушенный монастырь Святой Бригитты и пляж на балтийском побережье — всегда полезно иметь запасной вариант.

Нигде нам не встретились дороги плохого качества.

Ну и как везде в Европе — забота о диких животных — экодук над скоростной многополосной дорогой.

Монастырь Святой Бригитты был построен в 15-м веке в готическом стиле, что хорошо прослеживается по уцелевшему фасаду, но простоял всего 140 лет, пока войска Ивана Грозного не разрушили его. Руины монастыря являются памятником архитектуры, а также часто использовались для съёмки эпизодов самых различных фильмов, например, «Мушкетёры двадцать лет спустя». В настоящее время там проводятся различные церемонии и установлена небольшая сцена для концертов. Вход платный — семейный билет нам обошёлся в 5 евро.

Многие элементы стянуты металлическими лентами.

Крыша отсутствует полностью, также нет внутренних колонн.

Пристройки сохранились частично.

На стенах храма таблички с какими-то гербами и едва различимыми надписями. Интересно, о чём они?

Когда вы слышите слово «Прибалтика», что всплывает в вашем воображении? У меня это берег, покрытый сосновым лесом, песчаная полоса пляжа и Балтийское море. Именно это мы и увидели в пригороде Таллина — Пирите. От монастыря Святой Бригитты до пляжа чуть больше 500 метров, поэтому автомобиль с бесплатной парковки даже не пришлось забирать, лишь переоделись и взяли нужные вещи. Море здесь оказалось мелким с замечательным песчаным дном, до глубины идти далеко, но идти туда не особо хочется — вода была достаточно холодная, по ощущениям градусов 17-18. Пляжи Балтики — это про загар, а не купание. Мы с сыном, конечно же, пошли освежиться…

Молодёжь забавляется нырянием прямо в порту.

Таллин встретил размеренным движением, при котором всё успевали: и перестроиться и помасштабировать карту в смартфоне. Автомобиль оставили на одной из самых дешёвых парковок EuroPark недалеко от порта (59.44025, 24.75994). Тариф за каждые полчаса — 0,7 евро, но если автомобиль оставляете более чем на 3 часа, то достаточно оплатить «суточный» тариф — 3,5 евро. Автомат принимал только евромелочь, поэтому с грациозностью лани пришлось бежать в соседний торговый центр, чтобы разменять бумажную банкноту. Купил бутылку воды за 0,5 евро, но в чеке увидел 0,6. Для нас это непривычно, но по прибалтийским и скандинавским странам ситуация идентичная — вся тара тарифицируется отдельно. Благо её пустую можно сдать и получить эту «переплату» обратно.

Мемориал «Прерванная линия» напоминает о трагедии парома «Эстония», на котором в 1994 году погибло 852 человека.

Башня «Толстая Маргарита», в которой располагается морской музей.

Конная мельница.

Церковь Святого Олафа оказалась на реконструкции.

Готика.

Сзади здания обнаружили сцены из Библии.

А ещё вот такой скелет. Кто знает, что он означает?

Крепостные стены старого города.

Знак для зазевавшихся пешеходов, которые любуются свадебной фотосессией )))

Монастырские ворота.

Вид со смотровой площадки Паткули.

Домский собор.

В сувенирных магазинчиках постоянно обыгрывается тема рыцарей.

Александро-Невский собор.

Угловая башня «Длинный Герман».

Указатель на сад датского короля и центральную площадь.

Монахи без лиц придают немного мистики.

Башня с музеем Кик-ин-де-Кёк.

Местная знаменитость — чайка-попрошайка. Сначала позирует, пока её фотографируют, потом требует угощения.

Церковь Нигулисте.

Ратуша.

Ратушная площадь.

Ворота Виру.

Центр Таллина (он же Ревель, он же Колывань) крайне рекомендую к посещению — там действительно есть, где погулять и что посмотреть. Даже ребёнок нас удивил, без проблем пройдя 7-километровый маршрут. А вот питаться рекомендуем в очень популярной столовой «Лидо», расположенной недалеко от центра города (59.43393, 24.75055) в торговом центре Solaris.

Торговый центр Solaris.

Столовая Lido.

«Король лев» по-эстонски забавно звучит )))

Балтийский паром в Швецию выбирали по простым критериям — цена и ночной переход (чтобы за цену билета получить также комфортный сон). Сначала рассматривали рейс из латвийского Венспилса в шведский Нюнесхамн, но сильнее всех демпинговали эстонцы из компании DFDS. Билет у эстонцев вышел примерно на 30% дешевле, чем у латышей. К тому же из всех трёх прибалтийских стран лишь эстонцы не требуют на границе наличие диагностической карты на автомобиль (возраст автомобиля значения не имеет). Перевозил нас грузопассажирский паром Liverpool Seaways.

Очередь на погрузку.

Каюта без окна на 4 человек.

Детская комната на пароме.

Закат.

Пробег за день — 303 км.

21 июля, воскресенье. День 3. Стокгольм.

Видео. Встречаем утро в шведских водах примерно за час до прибытия.

Ровно в половине восьмого утра, спустя девять с половиной часов после отплытия, причалили в Капельшере. Ещё в порту заметили бодро едущий фургончик — так за ним и проехали почти весь путь до Стокгольма. Лишь в пригородах, когда появились знаки 50 км/ч, пришлось отстать от него, чтобы соблюсти ПДД.

В отличие от других городов, таких как, например, Париж или Рим, метро в Стокгольме для туриста вещь абсолютно неудобная из-за удалённости от основных достопримечательностей. Если туда и идти, то только специально за самими станциями, которые представляют собой произведения искусства с потрясающим оформлением. Мы же ограничились прогулками на свежем воздухе. Парковка в центре города, как и въезд в сам город (даже транзитом) платные, но если за проезд можно ничего не платить, то неоплата за парковку чревата большими штрафами. Почему можно не платить за проезд в город? Потому что над проезжей частью на всех автодорогах, ведущих в город, установлены дистанционные считыватели, которые распознают ваш автомобильный номер, но списать деньги ниоткуда не могут, т.к. мало кто с номерами не европейского союза регистрируется в системе оплаты. Да и покарать за это некому — неизвестно где вас искать, чтобы вручить штрафную квитанцию. В то же время неоплата парковки с большой долей вероятности приведёт к штрафной квитанции под «дворником» автомобиля (что автоматически означает её получение). Её можно выбросить, но есть небольшой шанс, что при очередном въезде в Шенген особо ответственные пограничники призовут вас к ответу за неуплату.

Про особенности парковки в Скандинавии и в частности в Стокгольме можно написать целую брошюру, настолько эти правила обрамлены различными нюансами и требуют знания базовых шведских слов. При подготовке к поездке пришлось пройти курс самообучения правилам парковки. Несмотря на воскресенье, единственный день недели, когда большинство парковок становятся бесплатными, центр города такие послабления не предоставляет. Достаточно подробно можно почитать здесь. Приведу лишь пару примеров.

Платная парковка «Avgift» в следующее время: в период с 8 до 18 часов в рабочие дни, с 9 до 15 часов в субботу и в день перед выходным или перед праздничным днём, с 10 до 15 часов в воскресенье и в праздничный день. В остальное время парковка бесплатна.

На вышеприведённом знаке платной парковки сразу 5 табличек, которые означают следующее (сверху вниз):

1 — Парковка;

2 — «Avgift» — Платная с 7 до 19 часов в рабочие дни, Такса 5 (тарифная зона). В остальное время бесплатно;

3 — С 1 ноября по 15 мая по четвергам «Torsdag» с 8 до 16 часов сервисное время, стоянка запрещена (даже при оплате — штраф);

4 — Парковка с разрешением для местных жителей «Boende» зоны Hä;

5 — Оплачивать на парковочном автомате или приложением Betala P.

Припарковались недалеко от исторического центра города.

Городская Ратуша.

Церковь Риддархольмена оказалась платной. Вообще, по Скандинавии нездоровая тенденция делать вход в церкви платным.

Видео. Круглая площадь Брантинга. Тихий уголок в Гамла Стане, исторической части города.

На что только не идут, чтобы привлечь туристов. Например, выставляют апельсиновые шкурки в мешках, чтобы наполнить улицу ароматом и создать яркое пятно во всеобъемлющей серости стокгольмских улиц.

Сходили в музей Средневековья, который базируется под землёй, там, где при раскопках были найдены стены древнего Стокгольма, а вместе с ними и огромного количество артефактов.

Воссозданный по черепу основатель города.

Древнее письмо, в котором примерно в 1252 году впервые упоминается Стокгольм как поселение.

Старый Стокгольм. Вот на том островке, что слева, мы и оставили свой автомобиль )))

Орудия прошедших времён.

Вот что происходило с человеком при прямом попадании ядра.

Представлены очень старые деревянные фигурки святых.

При раскопках естественно находили скелеты.

Хорошо представлен быт людей.

В доме рыбака.

Срез культурных слоёв в центре города и годы, к которым они относятся.

Остатки старого деревянного корабля зафиксировали каркасом из металлических прутков.

Как сказала жена — без штанов, зато в шлеме )))

Королевский дворец.

Вода, вытекающая из стен королевского дворца, понравилась. Брызги — что ещё нужно для счастья?

Караул.

Шведский тюнинг.

Дворик в историческом центре города Гамла Стан.

Полный аналог нашего Георгия Победоносца.

Народа очень много.

Но буквально пару шагов в сторону и никого, кроме местных жителей.

На площади Стурторьет — сердце Стокгольма.

Видео. Старая игрушечная железная дорога собрала вокруг толпу взрослых людей — в каждом из нас живёт ребёнок...

Здание Шведской академии. В нём заседает Нобелевский комитет по литературе.

Вернулись на парковку и увидели у одного из «соседей» штраф в 900 крон.

После осмотра центра города заехали чуть южнее, на высокий берег района Сёдермальм, откуда открывается панорамный вид на город. Обнаружили небольшую детскую площадку, что было очень кстати.

Жители любят это место — часто устраивают пикники и посиделки.

Из-за рельефа часть пешеходных дорожек проложена высоко над землёй.

Уклон некоторых улиц впечатляет.

Питание в Стокгольме дорогое, под стать общему уровню цен. Большинство народа в кафе обходится бокалом пива и простым бургером. Мы же сделали банальный и оттого не менее гениальный выбор — поехали в Икею в пригород Баркарби. Там, пожалуй, наилучшее соотношение цены и качества, что подтверждается огромным количеством народа. Кто из вас помнит историю «Вавилонского столпотворения»? Каких только языков не услышишь в шведской Икее, каких только типажей не насмотришься — ощущение, что сюда съехались люди со всей планеты. Меню копирует то, к чему привыкли посетители Икеи в других странах, вкус идентичен. А газировка, впрочем, как и везде, сильно разбавлена водой. Плотный ужин обошёлся в 265 шведских крон или примерно 1800 рублей — у нас однозначно дешевле. Так ещё и контейнер для дочери, фанатки Икеи, наполнили фрикадельками и гарниром к ним. Единственное разочарование — полное отсутствие супов — видимо, у них это непопулярно.

На парковке в зоне отдыха. У них тоже хватает тех, кто идёт поперёк борозды)))

Сложность заключалась в стыковке (самолёт-автомобиль) в аэропорту Стокгольм Арланда, куда из летнего языкового лагеря с обучения должна была прилететь наша дочь, чтобы провести две недели с нами в этой поездке. Самолёт дочери ожидали на парковке в зоне отдыха на трассе E4 с заправкой Шелл и МакДональдсом. Набрали пригоршню вкусной черешни — несколько деревьев склонили вниз ветви полные спелых ягод. Шёл мелкий моросящий дождь, но горизонт в сторону Норвегии был абсолютно ясен — это был самый край дождевого фронта, что подтверждали все метеосводки. На лобовом стекле, обработанным «антидождём», мелкие капли собирались в более крупные, которые срывались вниз и стремительно проносясь, оставляли мимолётный след, как метеориты на ночном небе. Проехал «Вольво» универсал местной полиции. Тормознули напротив нас, вглядываясь в номер, но почти сразу стремительно вырулили на магистраль и умчались в сторону аэропорта. В «Маке» закончилась смена — парковка наполовину опустела. Горячий шведский парень уехал на скутере, заливаемый бесконечным дождём. По-скандинавски очень медленно, как бы нехотя, смеркалось. «ФлайРадар» и онлайн табло аэропорта показывали задержку на 45 минут. Это было самое томительное ожидание. Пришло сообщение: «Меня не хотят пускать в страну». Девушка на паспортном контроле далеко не шведской внешности проявила излишнее рвение — задавала дочери много вопросов и требовала предоставить информацию о проживании, на что пришлось срочно пересылать письма из норвежских кемпингов, где все как по шаблону писали «Приезжайте в любое время и звоните нам, места для палаток есть всегда». Малозагруженный второй терминал стремительно пустел, и «ответственный сотрудник» пошёл на уступки, устно предупредив, что в другой раз такой фокус не получится. Хорошо, что второго раза никогда не будет, в следующем году вместе с 16-летием немного упростится весь процесс самостоятельных перелётов, да и в Стокгольм мы не собираемся. Пришлось нарезать три круга по аэропорту, прежде чем стала понятна невозможность подъехать ко второму терминалу — туда вела полоса только для общественного транспорта. Пришлось оставить автомобиль возле третьего, где все парковались, и пешком под дождём идти за дочерью.

До места ночлега оставалось проехать всего 45 километров. Оно (59.64296, 17.39072) было выбрано не случайно — про него я прочитал у ребят из Прибалтики, которые ездили похожим маршрутом. На парковке, куда мы прибыли уже достаточно поздно, стоял лишь один автомобиль с маленьким жилым прицепом. Владелец прицепа не спал и, конечно же, не мог не заметить новых соседей. Пока он подсматривал за нами, мы старались как можно быстрее и бесшумнее поставить палатку на гравий с небольшими фрагментами влажной травы и уложить всех спать. Мы выехали за край дождевого фронта, но дождь мог начаться в любую минуту.

Пробег за день — 210 км.

22 июля, понедельник. День 4. Транзит в Норвегию.

Утром немного прогулялся, чтобы сделать фотографии этого замечательного места.

Специально для тех, кто не мыслит свою жизнь без туалета )))

Очень много всякой информации и рекомендаций.

На информационной табличке инструкции написаны на 5 языках: шведском, английском, сомалийском и паре вариантов арабской вязи.

С утра пасмурно, но дождя нет.

После поворота на Гётеборг автомобилей стало существенно меньше. Основная масса автодомов и караванов, которые ехали с нами со стороны Стокгольма, взяли курс на юг и далее на Данию.

Чем ближе к Норвегии, тем лучше погода. Опять металлический разделитель на узкой дороге!

Остановились на обед в зоне отдыха со столом и лавочками. Пока все ели, удалось сделать пару фотографий.

Подъезжаем к норвежской границе.

Коротко про страну — кому неинтересно, тот может пропустить этот раздел и начать чтение после «банкнот».

Норвегию называют «страной победившего социализма». Затраты на социальную сферу составляют примерно 40% бюджета, но и налоговая нагрузка одна из самых высоких в мире — около 50% заработка. При этом пособие по безработице может составлять до 1500 евро, а меры по поддержке материнства и детства просто беспрецедентны. До 95% расходов на здравоохранение оплачивает государство, детские сады предоставляются бесплатно, высокий уровень пособий на детей, расходы на образование покрываются государством, пособие по старости эквивалентно заработной плате квалифицированного рабочего. Всё это неизменно привлекает сюда многочисленных беженцев. И это несмотря на то, что зимой в Норвегии (и особенно на севере страны) весьма депрессивно. Наверное, именно поэтому нельзя купить крепкий алкоголь (всё, что крепче пива) в обычном супермаркете.

Нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. Деньги от нефтяных доходов идут на социальные программы и Фонд Всеобщего Благоденствия. Кроме нефти страна активно добывает природный газ и занимает второе место после России по уровню его добычи. На личный счёт каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На данный момент эти суммы уже исчисляются сотнями тысяч евро на каждого гражданина страны. На каждого ребёнка, при рождении открывается счёт в банке, куда поступает несколько тысяч евро от налога на прибыль.

Норвегия считается одной из самых дорогих стран мира. Особенно это касается продуктов питания, большое количество которых импортируется, зато уровень цен на одежду сопоставим с Россией. Действительно, меня постоянно манили вещевые отделы туристических магазинов с очень качественными ветровками, цена которых начиналась от 600 норвежских крон, и пуховиками. Одна норвежская крона на момент поездки равна примерно 7,5 рублям.

На норвежских банкнотах изображено то, с чем ассоциируется страна.

Маршрут по Норвегии строили необычный, в обход тех мест, куда тяжело зайти детям и где обычно огромные скопления народа: Прекестулен, Къерагболтен, язык Тролля. Но исключить все популярные места в южной Норвегии — означает не увидеть ничего. Поэтому пришлось заехать в долину водопадов и немного там потолкаться. Маршрут не стали прокладывать через Берген, так как города не были в приоритете, да и тратить время и деньги на большое количество паромов тоже не хотелось. К тому же небольшое время на всю поездку накладывало свои ограничения — маршрут пришлось максимально спрямить, осматривая лишь то, что попадалось по пути между основными опорными точками.

Пункт оплаты дороги.

Туалеты с душевыми в зоне отдыха недалеко от Осло.

Внутри весьма недурно.

Семья из припаркованного каравана искупалась, а затем готовила обед.

Ставкирка (деревянная каркасная скандинавская церковь) в Хеддале.

Дерево постоянно обрабатывается дёгтем, чтобы защитить и сохранить как можно дольше. Здесь применён опыт кораблестроителей.

Посвящено дочери местного священника, которая внесла весомый вклад в сохранение церкви.

Посещение данной церкви платное, что явилось для меня полной неожиданностью.

Кемпинг находился в горах, на берегу озера, с дамбы которого срывалась и бурлила среди огромных камней горная река. Стойки регистрации не нашли, зато обнаружили въезжающий перед нами автомобиль «Вольво» у водителя которого я поинтересовался этим странным фактом. На это он ответил: «Стойка регистрации — это я!». Оказалось, что повезло встретить самого хозяина кемпинга, а не звонить ему на телефон и ждать.

Основным неудобством ночлега в горах является ночной холод. В сумерках буквально на глазах падала температура, к которой присоединились низкая облачность и мелкий моросящий дождь. Пришлось использовать большую открытую заднюю дверь автомобиля как крышу над мини-кухней и входом в палатку. Помимо прочего было немного комаров, хотя я часто встречал утверждения, что гнуса в Норвегии нет.

На дорогах можно часто встретить подобные указатели.

Эти домики сдаются.

Хозблок, в котором находятся туалеты, душевые, прачечная и мини-кухня. На переднем плане очень популярный в Норвегии электромобиль Nissan Leaf.

Душ, как и повсеместно в Норвегии - платный

Прайс-лист.

Плотина на реке создала небольшое озеро.

Видео. Плотина на горной реке. Смогли же обуздать такую мощь...

Весь лес вокруг замшелый из-за высокой влажности

Информация о кемпинге: Camping Hyllandsfoss. Адрес: Raulandsvegen 204, 3890 Vinje, Norway (59.58113, 8.00088). Сайта нет. Стоимость 1 ночи: 250 NOK. Стоимость душа: 20 NOK.

Пробег за день — 686 км.

23 июля, вторник. День 5.

Сильнейшая роса.

Очень низкая облачность, которую буквально ощущаешь своей кожей.

Ставкирка в Ролдале.

По пути в Ролдале подъехали к небольшой местной церкви, вход в которую оказался платным. Но удивило не только это. На расположенном вокруг кладбище было захоронение примерно столетней давности. Так вот — средний возраст погребённых примерно 86-88 лет! Экология и правильное питание!

Чего у Норвегии не отнять — так это огромного количества воды. Она везде стекает с гор разнокалиберными ручьями и реками. Лето короткое, поэтому снега хватает на весь тёплый сезон, чтобы поддерживать бурлящие потоки. В некоторых местах, там, где горы вздымаются особенно высоко над фьордом или ущельем, эти потоки спадают вниз красивыми, многоступенчатыми водопадами. Одно из таких мест на сравнительно небольшом расстоянии позволяет увидеть до десятка водопадов — это долина южнее города Одда, которую я прозвал «долиной водопадов». Радость детей от водопадов была непередаваемой — стоя рядом в облаке водяной пыли как нигде в другом месте по-настоящему ощущаешь всю мощь природы. Чистый восторг.

На мосту совершенно невозможно стоять. За пару минут можно серьёзно вымокнуть в облаке мелких водяных брызг.

Автодом на грузовом шасси.

В туристических местах кемпингов очень много.

Водопад Видфоссен, хотя получается тавтология — «фоссен» это и есть «водопад». Их очень удобно искать по этому слову.

Видео. Водопад Видфоссен. Стою на расстоянии не менее 300 метров от него, но шум сами слышите какой.

Ледник в национальном парке Фолгефонна.

Набережная в Одде.

Не смогли отказать себе в сугубо норвежском туристическом развлечении — знакомству с местными ценами. Очень удачно на пути попался небольшой торговый центр в Одде прямо возле набережной. В нём находится магазин «Rema 1000» одной из крупных сетей, где мы в итоге и предпочитали закупать продукты. Под фотографиями для удобства я напишу эквивалент в рублях. Кстати, впервые увидели чудо техники — автоматы, выдающие сдачу. Кассир берёт вашу банкноту и кладёт в автомат для банкнот, а если даёте мелочь, то в автомат для мелочи. Затем техника идентифицирует внесённую сумму и из автомата для банкнот появляется сдача в виде банкнот (если применимо), а из автомата для мелочи появляется сдача мелочью. Покупателю остаётся лишь самостоятельно собрать деньги из двух лотков.

Картофель — 187 руб./кг, лук — 104 руб./кг, морковь — 224 руб./кг.

Помидоры черри — 299 руб./уп, огурцы длинные— 157 руб./шт., бананы — 187 руб./кг, апельсины — 217 руб./кг

Яблоки Голден и Гала — 224 руб/кг, клубника — 187 руб/уп, виноград — 299 руб/уп.

Морепродукты весовые в ассортименте — 968 руб/кг, молоко — 142 руб/л, яйцо куриное — 206 руб/12 шт.

Самые дешёвые сосиски — 167 руб/уп 900 гр, свинина — 397 руб/кг, филе курицы — 1210 руб/уп 1700 г

Самое дешёвое пиво — 157 руб/банку, кола — 254 руб/1,5 л, вода — 224 руб/5 л.

Вкусное норвежское пиво — от 239 руб/банку, мука — 89 руб/кг, туалетная бумага — 188 руб/4 рулона.

Цена на хлеб чаще всего стартовала с 25 крон (188 руб) за батон, но вкус его оставлял желать лучшего. Вкусный хлеб стоил от 35 крон (263 руб).

Прямо в магазине можно порезать купленный хлеб, что мы всегда и делали.

Помидоры черри на развес по 1000 с небольшим рублей за килограмм.

Очень помогали витрины с продуктами, срок годности которых подходил к концу и на которые обычно давали скидку 50%. Именно таким образом несколько раз покупали хорошие продукты по более вменяемой цене, которые съедались в тот же день.

В Норвегии очень вкусные молочные продукты, а со скидкой 50% они ещё вкуснее!

Из Одды поехали по 551 автодороге через тоннель вдоль одного из рукавов Хардангер-фьорда. Остановились возле водопада Фюребергфоссен и, полазив по его подножию, решили не подниматься в национальный парк Фолгефонна из-за низкой плотной облачности. Не было никакого смысла тратить несколько часов на узкие горные дороги, с которых ничего не видно. Жаль, конечно, но с погодой не поспоришь.

Огромное количество немалых по длине туннелей заставляет восхищаться затраченным трудом.

Видео. Фюребергфоссен. Один из лучших водопадов по нашему мнению. Никаких толп туристов по причине отсутствия парковки.

Что бросается в глаза на дорогах южной Норвегии — это огромное количество автодомов и караванов. Мы сначала подумали, что совершенно не знаем норвежцев, удивительно насколько они любят подобный отдых. Возле некоторых норвежских домов мы действительно видели припаркованные автодома. Помимо этого несколько раз по пути встречались огромные охраняемые стоянки, на которых было несколько сотен автодомов самых разных вариантов и на любой вкус. «Неужели тут настолько высокий покупательский спрос на них», - думал я. Пока не увидел слово «rental» и тут сразу всё стало на свои места. Почти во всех встреченных нами автодомах с норвежскими номерами ехали не норвежцы! Многие прилетающие в страну туристы вынуждены тратить деньги с умом и вместо бесполезных в случае Норвегии отелей берут в аренду автодом. Это делает их более мобильными, позволяет не оплачивать каждую ночь проживания в течение поездки и предоставляет столь востребованную в этих краях кухню для самостоятельного приготовления пищи.

Те же туристы, которые ориентируются на прокат обычных автомобилей, зачастую привозят с собой палатку, коврики и спальники и используют все возможности сэкономить, которые имеются в огромном количестве. Чаще всего арендуются небольшие автомобили, но всё же их доля в прокате по сравнению с южной Европой намного меньше. Среди прокатных автомобилей иногда встречаются кроссоверы, среди которых особенно выделяется Пежо 3008 последнего поколения. Не зря ещё в 2016 году он получил премию «Европейский автомобиль года» - в прокате откровенно плохие автомобили держать не станут. Ну а в Норвегии, как я понимаю, он, укомплектованный дизельным двигателем, позволяет неплохо экономить на дорогущем топливе.

Именно на южную часть страны приходится практически всё сельское хозяйство. Почти весь путь по 13-й автодороге вдоль фьорда — это сплошная фермерская застройка, где периодически прямо на обочине дороги предлагаются выращенные здесь клубника и черешня. Где-то с продавцом, а где-то без него. Просто устанавливается небольшая беседка, в которой выставлены ягоды и вывешен ценник — забираешь ягоды, а деньги опускаешь в специальный ящик с прорезью. Всё построено на честности и порядочности. Местное изобилие не способствует низким ценам — в супермаркете дешевле. И это несмотря на то, что основная доля овощей и фруктов выращивается в таком количестве, что даже позволяет поставлять черешню и клубнику в Западную Европу. А вот отсутствие продавца говорит о многом. В первую очередь становится понятно, что данный «бизнес» не жизненно важен для конкретного норвежца и занимается он им скорее факультативно, что весьма распространено в стране.

Просто опустите деньги в прорезь. Если хотите оплатить карточкой, то идите в дом фермера, где это без проблем сделаете.

На ночлег не планировали заезжать в кемпинг, хотя проблем с ними в любом уголке Норвегии кроме совсем уж северных широт, нет. Предполагалось, как минимум половину ночей провести «дикарями». Сначала поехали на точку недалеко от деревни Эйдфьорд, которую советовали на одном из форумов, но упёрлись лишь в частные домовладения. Поняв, что встать на берегу фьорда нет никаких шансов, углубились в долину вдоль реки по 103-й дороге. Первое, что я увидел — пара старых, квадратных фольксвагенов T3, которые стояли на неплохой площадке с туалетом. Это оказались молодые немцы — две девушки и парень. Нам повезло, что было не очень поздно, и мы смогли встать рядом, решив поставить палатку на идеально ровном пятачке прямо у уреза воды. Пока носили вещи и разворачивали кухню, подъехал немецкий автодом на базе «Дукато», которому я помог припарковаться на единственное свободное место. Затем мимо проезжали ещё и ещё автомобили, но халява в этом месте закончилась. В Норвегии очень многие путешествуют не заезжая в кемпинги или, по крайней мере, не заезжая туда каждую ночь.

Специально фотографирую туалеты, так как этот нюанс почему-то больше всего волнует читателей Дрома )))

Место для барбекю.

Сколько занимают вещи для комфортного сна 4 человек? Вот смотрите!

Пробег за день — 297 км.

24 июля, среда. День 6.

Высокогорная ферма Къезен — это несколько строений, к которым проложен небольшой серпантин и сделан туннель 2,5 километра в длину. Именно эта трогательная забота о каждом своём гражданине нас особо сильно потрясла в этой поездке. Вся дорога к ферме, начиная с 9 часов утра работает в реверсивном режиме, который действует по часам — первые полчаса только вверх, а вторые полчаса — вниз. Сама же ферма находится на плато, с которого в ясный день открывается великолепная картина находящегося внизу фьорда. С видом на фьорд нам не повезло. На плато светило утреннее ослепляющее солнце без единого облачка, а внизу в каменной теснине лежал слой бело-нежного гусиного пуха — именно так выглядел плотный утренний туман.

Видео. Вид на фьорд покрытый туманом

Промочили ноги обильной росой.

По пути на север проехали по величественному Хардангерскому мосту, оплату за который не производили. Вся система оплаты некоторых дорог, мостов и туннелей в Норвегии идентична шведской. Над проезжей частью установлены автоматические считыватели, подъезд к которым заранее анонсируется. Можно озадачиться, чтобы купить чип для оплаты дорог или зарегистрироваться на сайте, но если нет ни того ни другого, то там же на официальном сайте autopass.no написано (вольный перевод): "Будет сфотографирован регистрационный знак автомобиля и службы Норвегии собственнику автомобиля вышлют счёт на оплату по почте". Жителям Евросоюза такие счета приходят (единые базы данных), с остальными у них вышла проблема — невозможно получить адрес. Поэтому мы там пока вынуждены ездить бесплатно. На дорожных указателях любая платная дорога дополняется кружком, в котором написано «Kr».

Обратите внимание на столбы освещения на мосту. Они дают представление об истинном размере всей конструкции.

Верингфоссен — пожалуй, единственное место, на которое было жаль потраченного времени. Прогулялись немного по лесу над пропастью с водопадом, но дальше пройти не смогли — всё перекрыто в связи с какой-то глобальной стройкой. Водопад хорошо слышно, но практически не видно. Красивое и очень глубокое ущелье, но не более.

Платная церковь в Воссе

У неё весьма необычный верх.

Твиндефоссен — считается самым красивым, самым посещаемым и одновременно одним из самых высоких водопадов. Когда мы подъехали, места на парковке ещё оставались, но знак просил не парковаться более чем на 2 часа. У подножия водопада большой преимущественно палаточный кемпинг, откуда весь день открывается великолепный вид. Единственное, что огорчает проживающих там — это нескончаемый поток туристов, которые готовы стоять в очереди, чтобы сделать самое красивое, как им кажется, сэлфи на фоне достопримечательности. Чтобы пройти по нагретым солнцем камням через потоки бурной речушки пришлось снять сандали. Лишь здесь, все посторонние звуки заглушались и чувствовалось единение с этим прекрасным уголком сказочно красивой страны.

Кемпинг прямо около водопада.

Совершенно некогда следить за дорогой, когда вокруг такие виды. Например, водопад высоко на горе.

По пути заехали в сетевой магазин Extra. Считается, что это самые дешёвые магазины в Норвегии. В нём мы пополнили запасы вкусного и недорогого норвежского мороженого, которое благодаря автохолодильнику постоянно было под рукой по пути следования и сопровождало нас почти всю поездку по Норвегии. В магазине обнаружили автомат по приёму тары, за которую при покупке товаров покупатель платит отдельно. Рядом с ним стоял норвежец с двумя полными тележками стеклянной и алюминиевой тары и увлечённо запихивал их содержимое внутрь. Восемьдесят две, восемьдесят четыре, восемьдесят шесть… - старательно отсчитывал автомат кроны, причитающиеся к возврату. Мы ту же решили попробовать сдать пару пивных алюминиевых банок, чтобы заработать целых 4 кроны! Норвежец ушёл, и я принялся изучать чудо техники. В приёмном окошке усмотрел две транспортные ленты — первая подсвеченная красным и вторая за ней, которая увозит тару в тёмные недра. Кладу банку, первая лента затягивает её, прокручивает и выплёвывает обратно, ругаясь на экране по-норвежски. Нахожу переключатель языков, ставлю английский — так намного проще. Пишет, что не может принять такое. Но русские не сдаются! Пытаюсь засунуть банку поглубже — автомат начинает материться, чтобы я не засовывал внутрь руку. Наконец до меня доходит, что красная подсветка — это сканер. Он определяет, где было куплено пиво и если банка не относится к местному бренду, то не принимает её. А банки-то эстонские и шведские! Пришлось забросить их посильнее, мимо сканера, чтобы вторая лента увезла их внутрь. Ничего заработать так и не получилось.

Мороженое очень вкусное и недорогое. Упаковка 5 или 6 штук стоит около 20 крон (150 рублей).

Вид от деревни Гудванген.

Электрические «Теслы» очень популярны в Норвегии.

«Каждый год тысячи туристов приезжают во Флом, чтобы прокатиться по железной дороге Фломсбана и проехать на велосипеде по Дороге землекопов», - так рекламируется на сайте visitnorway этот маленький городок на берегу самого большого в стране Согне-фьорда или «короля фьордов». На самом деле в год сюда приезжает почти полмиллиона туристов, хотя население самого городка составляет всего 350 человек. Казалось бы, живи и радуйся, что к тебе едут, но такой поток стал реальной бедой городка. Из-за постоянно приходящих круизных лайнеров почти полностью исчезла рыба — судам разрешено сбрасывать «серую» воду в столь глубокие фьорды. В самом же городке проблема с общественными туалетами, которые едва справляются. На железную дорогу мы не собирались, поэтому проехали городок транзитом, чтобы по узким дорожкам с реверсивными участками подняться на смотровую Стегаштайн. Именно с неё открывается один из узнаваемых «открыточных» видов.

Почти под смотровой площадкой начинается самый длинный в мире автомобильный Лердальский туннель длиной 24,5 километра как часть дороги между крупнейшими городами страны Осло и Бергеном. Но мы, нисколько не пожалев, променяли его на более витиеватый и намного более интересный путь по горам. Это 243-я дорога, на которой хотелось постоянно останавливаться и тянуться за фотоаппаратом, столь потрясающие пейзажи возникали вновь и вновь в этом бесконечном природном диафильме.

Видео. Живописный склон с ручьём на 243-й панорамной дороге.

С паромом Фоднес-Маннхеллер повезло — не успели мы подъехать к причалу, как уже вкатывались на погрузку. Практически с ходу. Но интервал движения самых популярных паромов настолько плотный, что пропусти мы этот рейс, ждать пришлось бы минут сорок, не больше. На другом берегу нас ждала знаменитая 55-я дорога, которая славится своей красотой, но все эти красоты нас ждали лишь завтра. Вечер решили посвятить отдыху в кемпинге, куда я писал заранее с просьбой прояснить график работы. Получил ответ: «Just call me on arrival. Svein Arne Naess +47 995 39 730» или «Просто позвоните мне, когда приедете». Что мы и сделали. Голос на том конце предложил самим занять любое удобное место и обещал приехать к 10 часам вечера. Буквально за несколько закатных часов количество уличных постояльцев кемпинга (автодома, караваны и палатки) удвоилось, а к нам так никто и не подошёл. За вечер успели хорошо поужинать, покупаться во фьорде, а также попробовать половить рыбу. Надо сказать, что за все дни пребывания в Норвегии я так и не увидел, чтобы кто-то что-то поймал на спиннинг с берега, хотя старательно вёл эти наблюдения.

На пароме.

Прайс-лист.

Хочешь заселиться — так заселяйся.

Одни из самых популярных легковых автомобилей на дорогах Норвегии — Пежо 3008 и Калифорния.

Информация о кемпинге: Viki Fjordcamping. Адрес: Fv55 34, 6875 Hoyheimsvik, Norway (61.39832, 7.39144). Сайт. Стоимость 1 ночи: 230 NOK. Стоимость душа: 20 NOK.

Пробег за день — 301 км.

25 июля, четверг. День 7.

Выезжали рано — надо было много успеть. Основной целью этого дня стал пеший поход к отрогу Нигардсбрин самого большого норвежского ледника Йостедалсбрин. За 3 километра до парковки установлен шлагбаум для оплаты этих километров — тариф 80 крон, время не ограничено. Это тот редкий случай, когда проехать бесплатно по норвежской дороге никак не получится, да и не нужно.

Бесплатная альтернатива.

Незадолго до этого места, не доезжая километров десяти, встретили посреди дороги стоящий автомобиль с российскими номерами и рядом с ним «норвежский», вполне возможно прокатный, Пассат. Я остановился спросить, в чём дело. Водитель посетовал на неработающий двигатель, предположил, что тот «словил клина». Спросил у нас, не знаем ли мы поблизости автомастерской, и в какой стороне лучше её поискать. На это я однозначно советовал вернуться назад, к фьорду, там, где все городки, потому что на отрогах гор кроме редких фермерских домиков, отельчиков и кемпингов ничего нет. На этом мы расстались. Я сразу не сообразил, но надеюсь, что ему удалось вызвать эвакуатор — это самый правильный выход из положения. Именно водитель эвакуатора — та незаменимая «справочная служба» по автомастерским и автомастерам Норвегии, которые вполне могут работать в своём гараже и не содержать отдельное здание. Во всяком случае, через несколько часов, на обратном пути, мы уже никого не встретили.

В этот день меня очень удивил мой сын, который без лишних слов самостоятельно прошёл весь непростой маршрут до ледника и обратно — примерно 3 километра по каменистой тропе. Единственное, что мне приходилось делать — это держать его за руку в целях страховки и для помощи на особо сложных участках. Совсем близко к леднику не подойти — ограждение, но платно и в составе организованной группы прогулка по льду вполне возможна. Для прогулки выдают ледоруб и «кошки», а также обвязывают всех участников группы во избежание несчастных случаев. Также есть серьёзные ограничения на возраст участников — от 12 лет и старше.

Весёлая забава — бросать куски льда в озеро.

На полированных льдом камнях возле ледника было очень удобно не только сидеть, но и лежать.

Ленивых могут довезти на лодке, недёшево, учитывая расстояние в 1 километр.

Вернувшись к фьорду на 55-ю дорогу, взяли курс на северо-восток, туда, где открываются одни из самых красивых видов Норвегии. Дорога пролегает по высокогорному плато с видом на самую высокую вершину страны и всей Скандинавии в целом — Галлхёпигген. Каждый норвежец считает своим долгом побывать на ней, тем более, что маршрут несложен, но достаточно коварен из-за трещин в леднике покрывающим гору круглый год.

Пляжный отдых по-норвежски.

По пути нашли малиновый рай. Я схватил контейнер и минут за 15 наполнил его. Расплатился укусом в голову от неизвестного насекомого. Подозреваю, что атаковала оса или шершень. Аптечка с собой — так что ничего страшного.

Панорамная 55-я дорога заставила моих пассажиров визжать от восторга. На прямом просматриваемом участке с «прыгунками» устроил им фазы свободного падения.

Где-то там Галлхёпигген.

Тень от такого каменного сооружения напоминает тролля и при стечении обстоятельств превращается в него )))

Там, где дороги узкие центральную разделительную линию не делают, а на обочины наносят прерывистую разметку.

В Гейрангер приехали не слишком поздно, но заселиться в кемпинг на берегу фьорда не удалось — администратор развела руками — нет мест. Необъяснимое притяжение данного места собирает огромное количество народа, как в самом городке, так и на обзорных площадках вокруг него. Как гарантированно заселиться в него осталось непонятным — на сайте кемпинга сказано «Мы не делаем никаких бронирований. Просто подходите к стойке регистрации». Пришлось отказаться от планов по Гейрангеру и подниматься по серпантину «дороги орлов» вверх, где несколько автобусов на смотровой площадке высадили неугомонный рой азиатских туристов. Преодолев перевал, быстро достигли городка Эйдсдал, где немного повезло — на пароме заняли предпоследнее место. Через 15 минут были уже в Линге и на одном дыхании домчались до полупустого кемпинга в Стурдале.

Гейрангер.

Гейрангер. Вид с «дороги орлов».

Кемпинг Стурдал.

Кемпинг с обширной территорией, где каждый мог найти подходящий для себя уголок, ну или встать посреди огромной поляны! Душевые, как и везде по Норвегии оказались платными, но дешевле чем ранее. Сам же вход в блок с туалетами, душевыми, прачечной и посудомоечной комнатами по пластиковым перфорированным пропускам, которые выдаются при регистрации и которые при раннем выезде необходимо опустить в специальный ящик. Вместе с закатом поднялся очень сильный ветер, который почти сразу стих, как только солнце опустилось за гору — почти везде на побережье такие ветровые процессы. Ужин варили, соорудив из контейнеров ветрозащиту. Примерно так же поступили соседи из Лихтенштейна на «Калифорнии» со спальным местом на уровне крыши. Вообще по Норвегии очень много таких автомобилей, гораздо больше, чем где бы то ни было. Они позволяют сохранить легковую мобильность и не чувствовать дискомфорт от переменчивой норвежской погоды, например, избавляют от необходимости собирать мокрую палатку под дождём. Но нам пока с погодой очень везло и это не могло не радовать!

Информация о кемпинге: Stordal Camping. Адрес: 6250 Stordal, Norway (62.37836, 6.98476). Сайт. Стоимость 1 ночи: 220 NOK. Стоимость душа: 10 NOK.

Пробег за день — 337 км.

26 июля, пятница. День 8.

Большую часть дня потратили на посещение Антлантического парка в Олесунне, где осмотр аквариумов можно сочетать с интерактивными развлечениями, такими как ловля крабов и водный лабиринт. Каждый час начинается что-то новенькое: то выдру кормят, то тюленей, то неусидчивых пингвинов. Но больше всего зрителей собирает шоу в большом аквариуме, когда дайвер кормит рыбу. Нашему семейству больше всего понравилось ловить крабов — ни сын, ни дочь не смогли устоять и с горящими глазами опускали в воду приманки. Честно говоря, и папе это очень понравилось! Данное интерактивное развлечение проводится дважды в день и, конечно же, мы ходили туда дважды. Народ, который предпочитал более спокойные забавы, стоял у соседнего мелкого аквариума — трогал и брал в руки различных морских существ, таких как гребешки, морские звёзды, актинии, флегматичные красные крабы и раки-отшельники. Под конец, в результате постоянных манипуляций, всех «отшельников» выгнали из своих раковин-домиков и они метались в поисках укрытия )))

Интерактивное табло помогает узнать больше о каждом виде.

Глубоководный краб.

Сайда и треска.

Король среди рыб в местных водах  палтус.

Видео. Поимка краба в аквариуме Атлантического парка Олесунна.

Тюлени.

Пингвины.

Кормление рыб дайвером собирает всех посетителей, так что яблоку негде упасть.

Рыбы, словно собаки вокруг хозяина.

Никто из детей не остаётся равнодушным к водным забавам среди горячих от солнца камней.

В закрытых аквариумах множество видов рыб, моллюсков и десятка два видов крабов. Есть открытый аквариум, где можно понаблюдать за поведением различных рыб — трески, сайды, зубаток и нескольких видов камбал. Возле бассейна стоит предупреждающая табличка «Пальцы в воду не совать» - это в первую очередь касается агрессивной зубатки с очень хорошим зрением. Кстати, я уже понял, почему у нас в магазинах она всегда продаётся без головы — если покупатель увидит голову зубатки, то, скорее всего не купит эту рыбу. В парке есть, где перекусить и выпить различные напитки, а также магазин сувениров. Но всё это по-норвежски дорого, поэтому многие ходят с рюкзаками, в которые кладут воду и пищу. Мы поступили так же. Отдали за всё это удовольствие 570 крон. По пути на парковку, а это примерно 300 метров пути, обнаружили заросли крупной черники и кусты малины.

Нашли в Олесунне собрата (Toyota ProAce Verso), чтобы сфотографироваться вместе. Внутри идентичность на 99%.

Опять автоматическая заправочная станция.

В порту Олесунна.

Здесь красиво!

И снова крутые улицы.

Памятник Иоахиму Рённебергу — одному из бойцов норвежского сопротивления, который в феврале 1943 года провёл крупную диверсию.

Вид на город с обзорной площадки.

По пути к лестнице троллей.

«Лестница троллей» (Трольстиген) — живописный участок 63-й автодороги, спускающийся серпантином с плато в долину. Изгибы этой дороги напоминают ступени огромной лестницы, по которой тролли могли бы сойти с горы. Это одно из основных мест притяжения в Норвегии, куда стремятся попасть многие. У парковки построены сувенирные магазины и большой бесплатный общественный туалет, а к смотровым площадкам ведёт искусственно созданная тропа. Далее, с набором высоты уходит необустроенная часть тропы, которая в итоге ведёт на «Стену троллей» с её тыльной стороны.

«Лестница троллей»  автодорога, витки которой напоминают гигантские ступени.

«Теслы» на каждом шагу.

Последним пунктом этого дня стала «Стена троллей», которая находится в нескольких километрах от «Лестницы троллей» и является боковой стеной соседней долины. Высота вертикального участка стены составляет около 1 километра, что является рекордом, по крайней мере, в Европе. Общая же высота более 1,5 километров. Покорение этой стены — очень сложная задача для любого альпиниста. Но также эту стену ещё с конца 70-х облюбовали бейсджамперы. В 1984 году в результате прыжка с неё погиб родоначальник бейсджампинга американец Карл Бениш. Лично меня этот факт не удивил — они все ходят по лезвию бритвы. Удивило стечение обстоятельств, которое предстояло трагедии. Перед самым прыжком он сделал шаг назад и спросил своих друзей «Вы знаете Библию, ребята?». Они ответили: «Конечно, знаем». «Вы знаете историю о том, как дьявол поднимает Иисуса высоко на крышу храма и подбивает его спрыгнуть вниз, говоря о том, что ангелы его спасут?» — спросил Бениш. Да, они знали эту историю. Карл похлопал свой парашют и сказал: «Мне не нужны никакие ангелы». Потом повернулся, сделал два шага в сторону обрыва, и на третьем он споткнулся. Едва оттолкнувшись от скалы, при отсутствии потока, он сразу выбросил вытяжной парашют, который затем медленно вытянул и главный. Половина секций парашюта не наполнилась, из-за чего его резко развернуло и ударило о стену. Какой-то миг под парашютом не было нагрузки, и он сложился полностью, а Карл покатился вниз по скале, в обмотавшем его парашюте, на скорости под 200 км/ч. От удара о землю после 1,5 км падения, плотно окутанное тело Карла отскочило на 10 метров вверх, как баскетбольный мячик… Как после этого не верить в высшие силы? Но что меня больше всего удивляет в этих ребятах — ради коротких мгновений свободного полёта они готовы по 5-6 часов со снаряжением на плечах идти на вершину горы.

Тролли на этой дороге повсюду.

Кемпинг с красивыми домиками.

Хозяин «стены троллей».

«Стена троллей».

Попробовали найти ночлег в районе городка Домбас ещё до выезда на относительно крупную дорогу Е6. Повернули в лес по коричневому знаку, указывающему на очередную достопримечательность — они очень удобны для странствующих без конкретного плана на руках. Рассчитывали найти ровную парковочную площадку, н ничего подобного не встретилось. Сначала проехали небольшую промзону, а затем дорога пошла среди леса. В разные стороны отходили неширокие и порой заросшие съезды, один из которых нам особенно приглянулся. Проехали метров триста, не найдя ни одного подходящего пятачка — везде лишь неровные каменистые уклоны. Сквозь деревья проглянула чья-то постройка, и стало понятно, что мы вторгаемся в чужую жизнь. По норвежским правилам нельзя останавливаться на ночлег ближе 150 метров от любого жилого строения. Пришлось на чуть более широком пятачке развернуться приёмов за 6 или 7. На выезде встретили велосипедиста — то ли владельца домика, то ли любителя велопрогулок. Нам показалось, что мы его слегка удивили — в такой глуши, на тупиковой дорожке среди мрачного леса встретить автомобиль с российскими номерами — это просто бинго!

Пришлось всё-таки выехать на Е6 и взять курс на север, положив начало долгому завтрашнему транзиту. Повернули по указателю на первую же зону отдыха (62.09472, 9.20818), несмотря на перечёркнутые знаки, говорящие о полном отсутствии каких-либо удобств в данном месте. На обширной основной парковке стояло с десяток автодомов, из которых с любопытством смотрели на новоприбывших в «лёгкой весовой категории». Мы же заняли маленький пятачок на периферии, где готовили ужин и отбивались от комаров. Если почитать рассказы о норвежских поездках, то можно встретить столько разнополярных мнений насчёт кровососущих насекомых, что перестаёшь понимать, кому верить, а кому нет. Лишь на собственной шкуре всё становится понятно. Дело в том, что комары и мошкара распределены неравномерно и их наличие в том или ином месте зависит от месяца и от фактической погоды. Я практически убеждён в этом. С комарами мы познакомились в самую первую «норвежскую» ночь — ни температура +10, ни дождь не были им помехой. Причина — большое мелководное озеро по соседству, вода в котором неплохо прогревалась днём. Затем было несколько ночей без насекомых (у холодной горной реки и у фьордов с морской водой) и вот новая встреча с ними. В данном месте объяснение их присутствия очень простое — вокруг были болота и нетипично высокие дневные температуры. В этом году в Европе вообще сплошные аномалии. В западную часть южными ветрами закачивается раскалённый африканский воздух, а в восточную (там, где Россия) — северные ветра приносят полярный холод. Этим летом европейцы ехали в Норвегию, чтобы охладиться, а мы, чтобы погреться.

Пробег за день — 325 км.

27 июля, суббота. День 9. Транзит на север.

Проснулись раньше стоящих неподалёку автодомов, быстро собрались и тронулись в путь. А путь нам предстоял долгий, учитывая, что средняя скорость передвижения по Норвегии редко превышает 60 км/ч. Даже на такой важной транспортной артерии страны, соединяющей север и юг, как трасса E6. Дело в том, что дорога проходит в черте многих населённых пунктов, а развязки заменяют круговые движения. Проезд населённых пунктов очень прост — все знаки ограничения скорости явные, никаких табличек с названиями на обочине искать не нужно. Первое, что видит водитель — это знак 50 км/ч с табличкой, поясняющей, что зона действия начнётся через 150 метров. В этот момент достаточно снять ногу с газа, чтобы, не используя торможение и без превышения скорости вкатиться под второй знак 50 км/ч, действие которого заканчивается в конце населённого пункта, где опять же явно установлен, к примеру, знак 80 км/ч. Всё гениальное — просто!

Если же вас, допустим, от такого размеренного темпа клонит в сон, то на потенциально опасных участках дорог и в некоторых тоннелях по средней линии дороги сделана гребёнка (свежий асфальт прокатали чем-то зубчатым), которая при наезде на неё колесом вызывает очень громкий звук как снаружи, так и внутри автомобиля. Порой приходится дергаться, когда рядом едущий грузовик своими широкими колёсами наезжает на такую разметку. Ну и, конечно же, никаких ям и трещин в дорожном полотне, несмотря на не самый благоприятный климат. Так что в плане безопасности в Норвегии всё сделано на высшем уровне.

В отлив оголяются целые поля!

Если самый точный прогноз погоды по Норвегии нужно смотреть на www.yr.no, то точный график приливов и отливов — на www.kartverket.no/en/sehavniva/. Кто-то скажет, что прогноз погоды важен, но зачем знать о приливах и отливах? Дело в том, что разница между приливом и отливом в зависимости от географической широты и фазы луны достигает 2,5 метров, а в отдельных районах до 3 метров! В прилив к берегу вслед за своим кормом подходит рыба, которую можно попытаться поймать. Отлив же оголяет часть морского дна, где можно побродить, найти и рассмотреть различные интересные вещи — это особенно нравится детям. Каждые 6 часов начинается новая фаза — прилив сменяется отливом и наоборот. За сутки это происходит 4 раза. В узких местах, где фьорды и обширные морские заливы соединяются с морскими просторами вследствие приливов и отливов образуются бурные потоки с завихрениями, называемые норвежцами общим словом «страумен» (водоворот). Два таких места были на нашем пути — в каждом из них был мост, под которым и разворачивались описанные выше явления.

Заехали в местечко Страумен (Straumen), где заодно сделали привал и пообедали. Попали на последнюю фазу отлива, который оголил массу водорослей и колонии мелких ракушек.

Страумен. Обед.

Видео. Страумен. Последняя фаза отлива оголила берега, но течение ещё достаточно сильное.

Морские водоросли и мелкие чёрные ракушки на оголённых камнях.

Всё-таки большой топливный бак и малый расход топлива — это классно. Приходится намного реже заправляться, а в случае с Норвегией меньше блокировать денег на пластиковой карте. Все заправки, на которых мы побывали, были автоматическими, то есть без оператора. Вставляешь пластиковую карту, на экране тыкаешь по нужным опциям, и топливо начинает заливаться. За весь путь по Норвегии заправлялись всего три раза. На первой заправке залили на 540 крон, а блокировка на карте составила 1500 крон. Скорость снятия блокировки зависит от банка, выпустившего карту. Для европейцев это не проблема — обработка производится оперативно, а вот с российскими банками как повезёт — может занимать до недели. Несколько заправок и вот ты уже не можешь ничего оплатить картой, хотя баланс на ней приличный. Мы сразу же раскусили эту «фишку» и стали выкатывать бак практически до нуля. Примерно в часе езды от конечной точки залили последние 68 литров дорогого норвежского дизеля, проехав на одном баке больше 1000 километров.

Путь от одной АЗС до другой.

Едем на север.

Ворота в Северную Норвегию.

Большая часть трассы E6 — это сплошные повороты, от плавных до достаточно крутых, на которых приходится снимать круиз-контроль и снижать скорость. На них укачало даже привыкшего к разным дорогам сына - пришлось срочно свернуть к ближайшей горной речке, чтобы постирать вещи. Поэтому при планировании нельзя игнорировать Гугл — если он показывает 10 часов на 600 километров пути, то это, скорее всего, близко к правде.

Вынужденная остановка у реки

Полярный круг.

Не раз встречал утверждение, что сети заправок в Европе конкурируют друг с другом и стараются предложить минимально возможную цену, поэтому разброс цен невелик. Это не так! В случае с Норвегией при наличии выбора приходилось обращать внимание на ценник. Самыми дорогими заправками оказались «YX», а одними из самых дешёвых «Circle K» («Statoil») или «Bunker Oil». Разброс цен на дизельное топливо на них составил от 13,89 до 15,21 норвежских крон за литр. Подавляющее число заправок находятся в достаточно крупных населённых пунктах и посреди дороги просто так не встречаются. При выезде на туристические панорамные дороги, как правило, цены на АЗС ощутимо выше — на пару крон от обычного уровня. Где-то даже по 18 видели дизель…

Ночевали мы на большой парковке под мостом (67.23317, 14.62179) в местечке Сальстраумен (Saltstraumen), которое не зря названо «солёными водоворотами». Именно сюда массово приезжают туристы, чтобы посмотреть на это чудо природы и испытать свою удачу со спиннингом. Но мы и тут оказались в отлив. Поэтому я и несколько таких же авантюристов остались с носом — рыбы не было, несмотря на идеальное время суток — светлую скандинавскую полночь! По дороге к палатке прямо на дорожке встретил птенца чаек и пару родителей, кружащих над ним. Они же, заметив меня заволновались, стали пикировать, имитируя атаку — пришлось отбиваться спиннингом )))

График приливов и отливов на весь год.

Здесь можно сидеть и релаксировать часами.

Ранним утром течение Сальстраумен полностью остановилось, поэтому фотографировать было нечего. Фотография отлива из Интернета.

Снежные горы — неотъемлемый атрибут любого пейзажа за Полярным кругом.

Почти весь день ехали с кондиционером — за бортом было плюс 33! Лишь километров за 200 до Будё стало ощутимо холодать, и температура упала почти до климатической нормы этих мест — плюс 21. Опять начиналась прохладная часть нашего путешествия.

Пробег за день — 916 км.

28 июля, воскресенье. День 10.

Паром между Будё и Москенесом пользуется спросом в высокий сезон с июня по август, особенно в выходной день. Именно поэтому на десятичасовой рейс за месяц до нужной даты уже была распродана вся 40% квота, которая выделяется для интернет-продажи. Остальное — в порядке живой очереди. Мы же пользуясь своим удачным местом ночлега, поехали на более ранний семичасовой рейс, который был едва загружен даже наполовину. Переход на южную оконечность Лофотенских островов занял около 3 с половиной часов и обошёлся в 1153 кроны. Выигрыша денег по сравнению с объездом по земле никакого, зато огромный выигрыш времени.

Будё.

Даже картины на пароме изображают эти суровые края.

В расписании нужно быть внимательным — для разного времени года и разных дней недели оно может отличаться.

В числе первых мы ринулись на самый край — в деревушку «О», прогулялись по окрестностям, а затем очень удачно заняли заранее присмотренное эксклюзивное место на берегу горной речушки, где спокойно пообедали, слегка помылись и понежились на солнце, разглядывая проезжающих мимо.

Местный аналог «горошины», камня, застрявшего между стен.

На краю земли. Дальше дороги нет.

Деревня О.

Примерно так, за поеданием вяленой трески и неспешными разговорами здесь проводят время.

А вот и сами жерди для вяления трески. Видимо, не сезон и они пусты.

Дополнение к обеду.

Оставив детей в автомобиле на парковке незадолго до туннеля к Рейне, отправились с супругой в небольшой трекинг на смотровую площадку, с которой открывается один из знаменитых открыточных видов Норвегии. Весь путь туда и обратно занял ровно 3 часа. Очень хорошо сэкономить время позволили каменные ступени, которые сопровождают путников на 80% подъёма. Я оценил их количество в тысячу четыреста штук, исходя из количества ступеней на каждый метр набора высоты и зная общую вертикальную составляющую трека.

Ближайшая к подъёму парковка оказалась закрытой. Пришлось поставить автомобиль на километр дальше, чем планировалось.

Если внимательно посмотреть на гору, то можно увидеть тропинку, по которой нам предстоит подняться на вершину.

Верхняя часть подъёма сложнее — здесь нет ступеней. Вдали виден мост и парковка, где мы оставили автомобиль с детьми.

Ещё с горы заприметил автомобиль, упавший к морю с ближайшей к подъёму парковки. Подозреваю, что по это причине её и закрыли.

Разобрать, что это за модель, не смог. Странно, что даже колёса ещё не сняли.

Проезд Рейне по мостам с реверсом.

На Лофотенах много мостов.

Вот так вялят треску.

Тушки срезали, остались одни головы.

Ночевать планировали на северной стороне Лофотен, там, где находятся знаменитые пляжи с белым песком и водой «мальдивского» цвета. Но сначала заехали в пару магазинов в ближайший городок Лекнес — унылое место, в котором, пожалуй, можно умереть от тоски. Лишь чернокожие «норвежцы» шли по улице, активно общаясь друг с другом и широко улыбаясь — видимо для них этот городок самый лучший на свете.

Осмотр пляжей начали с дальнего пляжа Уттаклейв, въезд на парковку возле которого преградил шлагбаум. За проезд хотели немного денег, за ночёвку — ещё больше. Не помню, сколько точно, но платить не стали из принципа. Вернулись через тоннель на предыдущий пляж Окленд (68.19932, 13.52992), который проехали пятью минутами ранее. Обнаружили полностью забитую автодомами парковку, а рядом с ней въезд на парковку для легковых автомобилей с ограничителем высоты 2,2 метра. Благодаря этому ни один автодом не просочился на лакомые травянистые полянки, и мы смогли сразу же найти очень удобное место.

Туалеты и парковка для легковых автомобилей у пляжа Окленд.

Не рискнул искупаться после того как зашёл в воду ногами )))

Пробег за день — 127 км.

29 июля, понедельник. День 11.

В удалении от моря на Лофотенах потрясающие пейзажи с кристально прозрачными озёрами.

Музей викингов Лофотр представляет собой огромную территорию, на которой выделяется реконструкция дома вождя, самого длинного из найденных в Норвегии. Внутреннее пространство состоит из несколько зон, каждая из которых представляет огромный интерес. Практически все предметы можно взять в руки, что особенно нравится детям. А самое популярное занятие взрослых — примерка доспехов вождя. Вторая точка притяжения — деревня ремёсел и озеро, на котором можно совершить прогулку на настоящем корабле викингов, управляемом одним парусом.

С правильным инструментом намолоть муки дело времени!

Древняя настольная игра викингов.

Постель вождя.

А вот и сам вождь!

Рукоделие.

Варится традиционная еда, которой уже через час будут кормить посетителей, за отдельную плату, разумеется.

Идём к озеру с кораблём.

В деревне ремёсел учимся стрелять из лука.

Перед посадкой всех заставили надеть жилеты.

В сувенирном магазине при выходе из музея купили красивую открытку и заехали в ближайшую деревушку на местную почту, чтобы отправить её. Интересный нюанс - отправка стоит в 3 раза дороже самой открытки — 25 крон.

Буквально через километр по пути от музея викингов в сторону Свольвера повернули на маленькую дорожку, ведущую к северному побережью. Узкая дорожка пролегает между живописных озёр и неизменных красных норвежских домиков, заставляя разъезжаться со встречными автомобилями, используя карманы. Некоторое время дорога идёт по узкой дамбе, огибая опасный берег под горной каменной осыпью. Затем справа открывается вид на пляжи из белого песка и мелкое, усеянное разнокалиберными камнями, море за ними, цвет которого заставляет в изумлении раскрыть рот и бесконечно любоваться этой красотой. В конце попадаем в посёлок Эггум и сразу же за ним упираемся в пункт оплаты. Шлагбаума нет никакого, а на табличке указан тариф - *** крон за въезд и 100 крон, если хочется остаться на ночь. Оплату необходимо опустить в ящик с прорезью. Проезд заблокирован двумя немецкими автодомами — делятся впечатлениями. Выхожу из автомобиля и подхожу к ним поближе. Из разговора понимаю, что оплату за ночь лучше сделать в кафе в начале Эггума — там находятся смотрители данной территории. Немцы, выяснив все вопросы, разъезжаются — путь свободен. Чтобы не мучала совесть платим меньше указанного тарифа. Действительно, не за что платить — у нас нет планов оставаться тут более получаса — очень сильный шквальный ветер.

Каменный форт был построен немцами в период оккупации Норвегии. В нём находилась радиолокационная станция слежения с целью перехвата информации о северных морских конвоях союзников. До наших дней сохранилась лишь поваленная на бок поворотная платформа радара. Благодаря структуре каменной кладки залез на стену, но ничего интересного в окрестностях форта не заметил.

Видео. Эггум. Скалистое мелководье в отлив.

Вдоль побережья уходят пешие маршруты.

Очень спешили попасть в кемпинг, так как не было никакой гарантии наличия там места, особенно после случая с Гейрангером. Именно поэтому кто раньше приехал — тот молодец! Очередь на стойку регистрации сразу же выдала, что это место весьма популярное место. При заселении получили регистрационную карточку на автомобиль и пластиковые пропуска в хозяйственный блок с туалетами, душевыми, прачечной и большой кухней-столовой, в которой стоял огромный телевизор. Заняли шикарное место рядом с деревянным столиком с лавками. Сразу же накачали байдарку и сходили в небольшую водную прогулку.

Информация о кемпинге: Lofoten Bobilcamping. Адрес: Lyngvaer, 8313 Kleppstad, Norway (68.22437, 14.21866). Сайт. Стоимость 1 ночи: 250 NOK. Стоимость душа: 10 NOK.

Пробег за день — 75 км.

30 июля, вторник. День 12.

В кемпинге так понравилось, что решили продлить проживание ещё на один день. С утра сходили на байдарке на соседний островок за краболовкой, которую оставляли на ночь и привязывали к скалам. Приманкой служили очистки от креветок набитые в полипропиленовую сетку от фруктов. Краболовка поднималась тяжело, так как её немного замыло песком — в ней оказалось четыре десятка разновеликих крабов и одна скорпена. На берегу разобрались с уловом — первым делом избавились от колючей рыбы, а затем, рискуя пальцами, пришлось вынимать крабов по одному. С десяток самых крупных взяли, остальных отпустили в воду. Как только краб достигал дна, то сразу же начинал активно закапываться в песок и буквально через минуту «исчезал».

В проливе на течении стояли огромные стаи малька, которого сверху атаковали чайки и крачки, но хищной рыбы под стаями не было.

Показываю сыну наш маршрут на карте, а он задаёт много разных вопросов. А тем временем уже около полуночи — вот такие светлые полярные ночи!

Вечером съездили в «туристическую» деревню Хеннингсвер, которая была всего в 11 километрах от кемпинга. Здесь, как, впрочем, и везде по Норвегии, очень маленькое население (менее 500 человек) разбавляется невероятным количеством туристов. В этот вечер в деревне проводился какой-то концерт, куда по нашим ощущениям приехала вся молодёжь Лофотенских островов. Вдоль петляющей дороги, ведущей к деревне, стояли припаркованные автомобили, а на склонах скал и в расселинах насколько хватало глаз, каждый ровный участок занимали палатки. Впрочем, этот концерт никому особо не мешал — всё происходило достаточно мирно и негромко, под присмотром пары полицейских — мужчины и женщины, которые с улыбкой общались с публикой.

Товарищи! Чья треска?!

В ассортименте каждого сувенирного магазина обязательны куртки и ветровки!

А ещё здесь огромный выбор приманок специфичных именно для местной ловли.

И, конечно же, сувениры в виде больших рыб.

Главной особенностью деревни является даже не её потрясающие деревянные домики с мостками и подпорными сваями, а стадион, удовлетворяющий самым жёстким требованиям УЕФА и для которого жители пожертвовали большим плоским местом посреди скал. Сам стадион оказался абсолютно открытым каждому, и мы с удовольствием прошлись по его искусственному газону. Вход на маяк был закрыт, поэтому все кто приходил насладиться прекрасным вечером, занимали места на пластинчатой скале.

Фотография из Интернета

Хотя ограждения футбольного поля нет, но просят не делать несколько перечисленных вещей.

Скалу как будто причесали огромной расчёской )))

Здесь тоже в сезон все вялят треску.

Пробег за день — 22 км.

31 июля, среда. День 13.

Нигде за время поездки мы не видели, чтобы на дороге дежурили полицейские. Это, невзирая на то, что многие европейские страны пропагандируют политику тотального контроля на дорогах. Например, это могут быть патрули в обычных гражданских автомобилях без опознавательных знаков. Выезжая с Лофотенских островов в сторону Нарвика, впервые увидели полицейский радар, стоящий в зоне действия знака 60. Рядом с радаром на стульчике сидела женщина в полицейской форме и ярко-зелёной жилетке. Не думаю, что основными нарушителями оказываются местные — они то, как раз давно приучены к порядку.

Город Нарвик и его незамерзающий порт в Уфут-фьорде с множеством рукавов в апреле 1940 года стали театром активных военных действий известных как «Битва при Нарвике». Именно здесь англичане нанесли немцам, пожалуй, одно из первых крупных поражений. Из десяти эсминцев ни один не смог уцелеть. Четыре немецких корабля были затоплены англичанами в узком рукаве Ромбакс-фьорда, на берегу которого мы планировали расположиться на ночь (68.41856, 17.77287). Но для начала заехали в сам Нарвик с целью пополнить запасы продовольствия и посетить местный рыбный рынок. Мы долго хохотали над этим «рынком», который нам посоветовали карты Гугла. Оказалось, что это маленький и весьма скромный по ассортименту магазинчик в самом центре города, а по соседству ресторанчик с рыбным меню.

Нарвик.

Пользуясь тем, что это последний норвежский город на нашем пути, купили немного аутентичных продуктов, среди которых особо выделяется тёмный сыр флётемюсуст или флётемюс. Он получается из очень простого набора продуктов: сладкое молоко, сливки и сыворотка. В него не добавляют ни сахар, ни соль. В процессе кипячения сладкого молока, содержащиеся в нём сахара карамелизируются и придают сыру оттенки коричневого цвета. Мы пробовали сыр разной жирности — от этого сильно зависит его вкус и каждый из них хорош по-своему. В любом случае вкус этого сыра настолько необычен и непривычен, что нравится далеко не каждому.

Витрина с норвежскими сырами.

На берегу Ромбакс-фьорда.

Небольшая треска — явно не то, что мы надеялись поймать.

Рак-отшельник, которого удалось выгнать из слегка повреждённого домика.

Посадили его обратно и отправили в воду. Найдёт себе другое жильё!

Пробег за день — 264 км.

1 августа, четверг. День 14.

Прощаемся с Норвегией.

В Швеции у дороги встретили оленя. Они часто встречаются в северной Швеции и Лапландии. Людей и автомобилей не боятся, поэтому нужно быть предельно внимательным.

Лишь первый час по Швеции было интересно ехать — природа вокруг радовала своими пейзажами. Затем дорога спустилась со Скандинаских гор на равнину, и с двух сторон потянулся бесконечный лес.

Остановились в зоне отдыха у реки, чтобы набрать воды.

Когда готовился к поездке, то меня удивило малое количество кемпингов по Финляндии, а цены на них и вовсе шокировали. Именно поэтому пришлось поискать такой вариант, чтобы не было жалко потраченных денег. Им оказался кемпинг в часе езды южнее Рованиеми. Это было очень удобно, так как в городе удалось пополнить запасы продовольствия, а в кемпинге избежать большого количества народа. Не повезло только с погодой. Всю дорогу от Норвегии температура не поднималась выше 10-11 градусов, а в Финляндии и вовсе упала до 8-9. В таких условиях пришлось очень быстро готовить ужин и, разогревшись в безлимитном горячем душе, ложиться в спальники. Всё это усугублялось сильным ветром и периодически срывающимся мелким дождём. Это была самая холодная ночь за всю поездку. Неудивительно, что из соседей был только один автодом и палаточники из Германии.

Сын разогревался на батуте.

Вот такие «иглу» предлагаются к размещению, чтобы наблюдать северное сияние.

Открываешь шторки, ложишься и наблюдаешь за небом.

Хозблок с туалетами и душами.

Жилой фонд.

Информация о кемпинге: Ranuanjarvi Camping. Адрес: Campsiteentie 5, 97700 Ranua, Finland (65.92083, 26.57039). Упоминается на региональном сайте. Стоимость 1 ночи: 29 EUR.

Пробег за день — 607 км.

2 августа, пятница. День 15. Транзит на юг.

Финская дорога.

В Финляндии в обычных магазинах не встретили спиртного крепче, чем пиво. Поэтому когда за окном мелькнул магазин «Alco» пришлось развернуться и заехать в него.

Здесь я купил какую-то неведомую мне ранее финскую настойку и ликёр из морошки. «Нассакку», конечно же, покупать не стал )))

Чуть отъехали от дороги  попали в малинник.

Ночевали у озера (61.50519, 28.27118). Очень долго искал на картах подходящие места, но плотная застройка южной Финляндии практически не оставляла шансов. Место понравилось своим простором и доступом к воде.

Пробег за день — 635 км.

3 августа, суббота. День 16. Аквапарк, дорога домой.

Аквапарк, а вернее сказать термальные бассейны в Иматре нашли совершенно спонтанно. Супруга изъявила желание завершить поездку «какими-нибудь термальными источниками». Настоящих термальных источников из-за геологического строения в Скандинавии нет, а поиск искусственных альтернатив привёл к списку водных развлечений Финляндии. Выбрали тот объект, который понравился, и был удобно расположен по пути следования. Приехали к открытию и без проблем нашли место на бесплатной парковке. Оплатили посещение, которое обошлось в 44 евро по выгодному семейному билету. Комплекс включает в себя несколько разноплановых бассейнов (плавательный, детский, с плавным понижением дна, под открытым небом, с вихревым потоком), три небольших бассейна с горячей водой, ледяную купель рядом с одним из них и несколько саун. Народ как-то в общую сауну не ходил, так как посещение любой сауны допускается только в костюмах Адама и Евы, то есть нагишом.

Фото из Интернета.

В Россию въехали через п/п Брусничное. У финнов постояли 1 час, причём минут 10 ушло на просматривание штампов в паспорте дочери и выяснение, как она попала в Шенгенскую зону, видимо совершенно нетипичный случай поставил молодого пограничника в ступор. Затем 45 минут проходили российскую сторону, где вообще не рылись в автомобиле и попросили лишь открыть пару дверей и багажник. После польско-белорусской границы с длинными ожиданиями, скрупулёзными расспросами и досмотрами — это просто курорт!

Для проезда по платным участкам использовали транспондер «Автодора», который прекрасно сработал на ЗСД и на самом длинном платном участке на трассе М11. Клин и Солнечногорск проехали по бесплатной альтернативе, куда и уходил почти весь поток автотранспорта. Выигрыш лишнего получаса времени уже не играл никакой роли. На платный участок до МКАДа естественно не поехали — тарифы на нём устанавливал безумец. МКАД, несмотря на третий час ночи, удивил достаточно оживлённым движением или просто мы отвыкли от столичного ритма…

Пробег за день — 1046 км.

Итоги

Расходы пересчитаны по курсу 74 рубля за евро, поэтому суммы в рублях примерные, для ориентира.

Топливо — 39681 руб.

Средняя стоимость литра дизельного топлива:

• Россия — 45,87
  • Эстония — 95,24
  • Швеция — 112,85
  • Норвегия — 113,54
  • Финляндия — 105,00

Паромы — 28927 руб.

в том числе:

• Палдиски - Капельшер — 17761 руб.
  • Фоднес - Маннхеллер — 957 руб.
  • Эйдсдал - Линге — 1207 руб.
  • Будё - Москенес — 9002 руб.

Платные дороги и парковки — 2534 руб.

Проживание — 11285 руб.

в том числе:

• паром (1 ночь) — входит в стоимость билета, который невозможно купить без спального места
  • кемпинги (7 ночей) — 11285 руб.
  • дикарями (7 ночей) — 0 руб.
  • в пути (1 ночь)

Развлечения — 11981 руб.

Аренда байдарки — 8500 руб.

Сувениры — 4416 руб.

Автомобиль (мойка) — 259 руб.

в том числе:

• штраф (Московская область) — 250 руб.

Продукты питания — 18627 руб.

• купленные по пути — 15507 руб.
  • взятые с собой из дома — 3120 руб.

Кафе — 3207 руб.

Документы — 8333 руб.

в том числе:

• страхование жизни и здоровья — 3663 руб.
  • «Зеленая карта» — 4670 руб.

Итого: примерно 137750 руб.

В бюджет не включены:

• покупки, привезённые домой, в т.ч. одежда и непродовольственные товары (необязательные траты).

Средние затраты (евро/день/человека):

(137750 : 74) : 16 : 4 = 29 евро.

Про автомобиль

Общий пробег — 7015 км.

Заправлено ДТ — 458 литров.

По Норвегии скоростной лимит в населённых пунктах 50 км/ч (если не указано иное), а между населёнными пунктами — 80 км/ч. Поэтому все переезды получались максимально увеличенными по времени, что, впрочем, не мешало любоваться красотами прямо из окна автомобиля. Обратной стороной неспешного перемещения стал расход топлива, который по итогу поездки составил 6,53 л/100 км. Бортовой компьютер показал 6,4 — немного привирает.

Заключение

Страна очень понравилась своей природой, но только не загруженный туристический юг с узкими забитыми автодомами и караванами дорогами, а девственный север страны, начиная с широты Лофотен. Есть смысл ехать в Норвегию целенаправленно, когда большая часть времени будет уходить не на переезды, а на локальную активность. Например, отправиться, на одну из северных рыболовных баз, которых от Лофотен до мыса Нордкапп превеликое множество на любой вкус. Потому что Норвегия — это, прежде всего, море и морепродукты, а лучшая рыба и крабы — это те, которые пойманы своими руками и тут же приготовлены.

Почти полтора часа просто на ознакомление, без глубокого изучения. Отлично! Готовое пособие для путешественников по Скандинавии.
Ничего себе - огромный кемпинг в Гейрангере забит! В мое посещение в первых числах августа прошлого года, больше половины свободно было. Правда, было не жарко. Вот что значит год на год не приходится...
Кемперы напрокат в Норвегии даже не знаю кто берет, ибо ну очень дорого! Но правда берут... Но мы брали в Риге больше чем вдвое (!) дешевле...
ЗЫ Про Нарвик, учитывая линкоры и авианосцы, не мудрено что англичане потопили маленькие хоть и современные немецкие эсминцы - тут немцы откровенно прошляпили возможный момент дать дёру домой и не имели никаких шансов абсолютно ). Но в итоге в битве за Нарвик победила-то горстка немцев во главе с национальным героем Дитлем )

начал читать и потом просто прокрутил, как то много букф и картинок!
Золотая Норвегия

- не знаю, плохо или хорошо, что автор не понимает одну простую вещь: наши дороги перегружены транспортом в десятки раз больше скандинавских. Если сделать отбойники - будешь часами тащиться за трактором в одной пробке
дорог нет в достаточном количестве
по этой же причине у нас зимой соль и грязь на дорогах

"Картофель — 187 руб./кг"
- я на даче с 3 соток накопал 70 вёдер только едовой картошки, итого 70 * 8 кг * 187 руб = 104 тысячи рублей мог бы поднять в Норвегии)
но у нас урожайный год, и картошка в магазинах стоит уже 10 рублей кг :-(

Вован-70
"Одна полоса в каждую сторону, тем не менее, не мешает для безопасности установить металлический разделитель. Плохо, что в России этого не понимают." - не знаю, плохо или хорошо, что автор...
Речь, конечно, про "федералки", а не про все дороги. Тут уж приходится выбирать - погибать всей семьёй в лобовом столкновении или "тащиться за трактором" и на тысячу километров пути потратить времени на 2-3 часа больше. Каждый год на М6 наблюдаю страшные аварии...

псевдоним
начал читать и потом просто прокрутил, как то много букф и картинок!
Значит для вас эта тема неинтересна. Нельзя же с одинаковым интересом читать все рассказы подряд.

Kotokroly
нереальная затея в наших условиях, ещё раз повторяю
дорожники же не дураки, раз так не делают
да, наши дороги опасны
если так страшно ездить по ним, лучше тогда самолёт или поезд, и ждать, ждать, когда построят 4-полоски

мдаааа. дорогая европа. овощи с фруктами понятно что не растут там, а если и растут то плохо. а вот насчет рыбы не понятно, вроде море кругом, а все равно дорого.
попробуйте в следующую поездку взять сухой паек. вещь не дорогая (у нас 350р за 2кг (суточный рацион на одного человека)). состав продуктов разный в каждом рационе, но не существенно отличается. где то гречка с мясом, а где пюре картофельное с мясом. постоянно конечно его есть не будешь, но для обеда на скорую руку вполне сгодится. я вот что то подсел на них. на рыбалку если еду, беру коробочку сухпая и на сутки едой обеспечен.
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.
9261989
Отличное путешествие, а цены у нас уже такие, что даже Норвегия перестает казаться дорогой). Мне кажется уже можно без сублиматов обходиться, разница на круг тысяч 10 рублей получится.

Вован-70
"Картофель — 187 руб./кг"
но у нас урожайный год, и картошка в магазинах стоит уже 10 рублей кг :-(
Ну это только в теории. Фактически посадочный материал (клубни) запрещены к провозу через границу. Польские таможенники, например, аж подпрыгивают, когда видят в автомобиле картофель, иногда выписывают штрафы.

9261989
В данном случае сублиматы нужны были не для компактности или снижения веса, а для быстроты приготовления. Никому не хотелось отпуск проводить у газовой плитки. Да и по вкусу некоторые сублиматы, как мне кажется, превосходят разные варианты "быстрых" продуктов (которые варятся за 3-5 минут).
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Нет слов..спасибо за удивительный отзыв и красивые фотографии,прочитал взахлеб от корки до корки)), Время на работе пролетелело незаметно)
нет подписи
Норвегия красивая страна, спору нет. А вот отчет получился пресный, как овсянка без соли на воде. Где живые эмоции и отношение к происходящему? Очень много тягучих параграфов, переполненных неинтересной и малоактуальной информацией. Короче говоря, отчет не захватывает, а утомляет и разочаровывает при прочтении. И еще сложилось впечатление, что автор немного страдает синдромом навязчивой экономии на мелочах, граничащей с крохоборством.
Фото получились более-менее нормальные, это заслуга красивых мест и природы Норвегии, но чрезмерная обработка не всем из них идет на пользу.

Спасибо за отчет! Очень интересно и со всех сторон подробно описано.
Цены на базовые продукты, конечно... впечатляют. И удивляют непривычными нам перекосами. Пиво дешевле хлеба, а свинина почти в два раза дешевле курятины - да это же просто рай для шашлычников)

Видное
Эмоции от Норвегии невозможно передать ни словами, ни фотографиями (поэтому пришлось иногда снимать видео). Эти эмоции должен получить сам человек, непосредственно глядя на всё своими глазами. Моя задача - показать как и куда можно съездить и дать полезную информацию, а не кашу размазанную по тарелке. При подготовке я прочёл много рассказов, из которых не почерпнул для себя ничего - такие повествования скорее печалят. Ну а без экономии, в том числе на мелочах, невозможно путешествовать в том объёме, в котором это делает наша семья. Будьте проще - Дром это не площадка для мажоров.
Kotokroly
Если, как вы говорите, ваша задача дать полезную информацию, а не кашу размазанную по тарелке, почему же тогда ваш отчет как раз и напоминает при прочтении такую размазанную постную кашу? "Куда и как можно съездить" гораздо подробнее и качественнее расписано в любом стандартном путеводителе по Норвегии. Ведь все места, которые вы посетили, представляют собой абсолютно стандартный набор самых популярных норвежских достопримечательностей, без какого-либо отхода от этого избитого шаблона. Так что с этой задачей вы, к сожалению, тоже не справились. Отчет должен быть интересным для читателя, помните об этом.

Автор просто умеет считать деньги и грамотно их расходовать.
Для 90% читателей - Норвегия это красиво, дороги и мы туда не поедем.

Да и в Норвегии я был, правда на машине доехал до Риги оттуда самолетом.
МБ Виано 10
Corona Premio 7а-fe 97

На троечку трип получился, много кусочков а картины нет!, Хакасия, Алтай, Ергаки, Тыва - вот это да!. и это только маленькая капелька России, А в Норвегию ехать да еще и еду тащить, Лучше тогда дома посидите в телеке про норвегию гляньте, еще сэкономите!
Kotokroly
Возможно вы просто не любите готовить). Мне в удовольствие купить местных продуктов и приготовить по местному рецепту что-нибудь, можно даже попросить из персонала и пообщаться заодно. Тем более при наличии холодильника и разных термосов можно целый день питаться нормальной пищей. Не агитирую, просто в этом году гоняли по Исландии и именно так и поступали. В гестахаусах везде грили и кухни, совместно с хозяевами готовили барбекю за рюмочкой другой, варили суп из местных баранов, заодно узнали много того чего не узнаешь от гидов и путеводителей.

Спасибо за отчёт! Чувствуется, что хорошо подготовились к поездке)
Порадовало появление ступеней на Рейнебриген. В 2015 весной там была скользкая "вертикальная" тропа, на которой подруга серьёзно подвернула ногу и вместо открыточных видов у меня была 2-х часовая эвакуация. Следующим летом планирую очередную вылазку на север, так что информация очень даже в тему.
Мои путешествия http://travel.drom.ru/user/447510/
Мои отзывы: Hyundai i40 2013, Ford Focus 2007

9261989
Всё это прекрасно и готовить я люблю. Но бюджет поездки и сроки поездки не резиновые. Приходится чем-то жертвовать.
алексей V
У Вас видимо "широкая душа", поведайте нам о Ваших путешествиях, с живыми эмоциями. Автор просто умеет считать деньги и грамотно их расходовать. Для 90% читателей - Норвегия это красиво, дороги...
То, что вы лично были в Норвегии непринципиально и отношения к делу не имеет. Мы тоже, например, с семьей там были и несколько раз. Ну и что? Это не выдающееся достижение, в этом нет ничего особенного.

Отчет огонь. Особенно когда я увидел, что там можно по островам прокатиться. С географией дружу, но вот такого нюанса не знал. Пишите как можно больше.

Норвегия, Швейцария, Новая Зеландия и Япония - хочу посетить больше всего.
tim204
К сожалению по России дороже выходит путешествовать. По крайней мере из цфо. Да и расслабиться (отдохнуть) тяжело, нет погружения в другую культуру, менталитет. Устаешь от дороги намного больше, дебилов всяких, постоянно фильтруешь людей. Доброжелательность стала экзотикой в России к сожалению, видимо от бедности и усталости, выживания постоянного. Возможно мне не повезло, но впечатление от путешествий по нашей стране именно такое.

9261989
Скорее не повезло, по крайне мере мой опыт таков, Просто Россия насколько огромна настолько и уникальна, можно постоянно что то открывать интересное и потрясающее, вопрос желания, настроя и подхода путешественника. Просто иногда потрясает что может быть буквально в 30, 50 км от города!

Видное
Лучше широкая душа, чем мелочная душонка, не правда ли? Не путайте умение считать и грамотно расходовать деньги с крохоборством и экономией на спичках, как у автора. То, что вы лично были в Норвегии непринципиально...
Это ваше право так считать.
Надеюсь вы порадуете читателей Дрома своими рассказами о правильном формате автопутешествий?
Kotokroly
Это ваше право так считать.
Разумеется. И без выкладывания семейных фото, как у вас, например.
Ханты-Мансийск
Kotokroly
Да у нас один Ханты-Мансийский автономный округ больше чем их страна! Представляете масштабы нашей страны?! Километры дорог! У нас от города до города бывает расстояние по 500 км как их вся страна.

Хороший отчет, узнал новые места куда можно еще заехать. Вышло бюджетно для семьи. Норвегия как всегда топ! Автор молодец)

flex1986
- Почему у нас гибнут люди на дорогах?
- Да вы знаете какая у нас большая страна?

- Почему у нас такие плохие дороги?
- Да вы знаете какой у нас климат?

По факту же, страна у нас большая, но дорог относительно мало. По общей протяжённости мы далеко не лидеры в Европе и тем более в мире. А если сравнивать в относительных величинах, то протяжённость дорог в Норвегии в 15 раз меньше, а количество жителей в 27 раз меньше, чем в России. При этом климат ничуть не мягче - постоянные переходы через "ноль", которые пагубны для асфальта. Но все дороги в Норвегии отличного качества, чего не скажешь про нашу страну.
извиняюсь, встряну ))
По поводу цен в Норвегии на продукты. Да, выше чем в Германии например. Но в Германии - ниже чем у нас в городе по крайней мере! Так что в итоге, Норвежские всего чуть выше наших, особенно учитывая соотношение цена / качество. Товарищи, которые жалуются на цены, я не понимаю, как будто живут в другой стране! Или - Москве? )) Да, хлеб в Норвегии стоит грубо евро, а у нас - 50-60 рублей. Но вы пробовали наш "лентовский" хлеб и ихний? )) А нашу колбасу с опилками с какой из зарубежных можно сравнить?? Сравнивать-то нужно сравнимое... Вот пепси бутылка без распродаж если больше 100р стоит - дороже!! )))
Говорить о том что много тратиться на еду, поэтому затариваться концентратами )) - нуу, не знаю... график хороший, по нему продукты получились где-то 13%, так? Притом "домашние" 16,7% по цене при не нашел каком % по использованию. Да хоть даже при доле в 50% - получается, сэкономили ну тыщ 10 рублей максимум. Из крохотного бюджета в 137тыр... нуу, может оно того и стоило... хотя, наша вот семья на неделю на столько же почти закупается еды - не потому что "рябчиков жрем", наоборот, вон крупа опять подорожала... ( )))
Нуу, у меня-то бюджет путешествия по Норвегии был ... скажем так, в несколько раз выше )), поэтому экономить на такой мелочи... в общем, кто не читал мою сагу о прошлогодней кругосветке по большому балтийскому кольцу в пяти частях - тут она на дроме, последнюю выкладывал уже летом - там можно найти больше ответов на вопросы ))) Короче, тут каждому - свое, я-то наоборот был рад дорваться до нормальной еды! )))
А вот про дороги автор прав - проектирование и качество зависят от "переходов через 0", а не от абсолютных величин температур. По этому параметру наша Сибирь на втором месте, но на первом все же Норвегия со своим теплым Гольфстримом. Но там строят по науке, как надо, с георешеткой-нетканкой, а у нас...( )))
ЗЫ а про красоты Ергаки, Слюдянки и Гоби с ними я еще дойду написать, в сравнении с Норвегией тоже... ))))

Видное
извиняюсь, встряну )) По поводу цен в Норвегии на продукты. Да, выше чем в Германии например. Но в Германии - ниже чем у нас в городе по крайней мере! Так что в итоге, Норвежские всего чуть выше наших,...
Всё продовольствие обошлось примерно в 13% бюджета. Причём из дома взяли полный контейнер продуктов всего за 3 с небольшим тысячи рублей (специально считал, т.к. в более ранних отчётах об этом спрашивали). Если бы всё это покупали по пути, то обошлось бы примерно в 4 раза дороже. Вы правы - экономия всего лишь 10 тысяч рублей. Только для кого-то это "всего лишь 10 тысяч", а для кого-то "целых 10 тысяч". Наша концепция заключается в том, чтобы увидеть как можно больше, но денег потратить немного ("грамотно расходовать" как точно написали в комментарии). Для данного бюджета лишними 10 тысяч рублей точно не были. Ну а имея практически нелимитированный бюджет не вижу никакой сложности поехать в любую точку мира, только лично для нас такие поездки неинтересны.
Аргем
Завидую! Мне тоже захотелось.

Реутов
Класс! Пока прет гоняйте, нас после 10-й автоевроппы отпустило, как бабки отшептали, за руль теперь только под дулом автомата :))) в понедельник прилетели с Тенерифе, жарко, океан, шведский стол.

Аргем
Завидую! Мне тоже захотелось.
Да уж. С Алтая затратно получится в любом случае, как и нам поездка на Алтай. Больше всего жалко времени на пустой транзит. Я понимаю, что ваша прекрасная природа вам уже видимо примелькалась.
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Автор живет так ,как считает нужным. Вас он заставляет так же жить? Нет.
Однако Вы легко его назвали крохобором.
Так поделитесь живыми эмоциями или нет?
МБ Виано 10
Corona Premio 7а-fe 97

ANTroit
Это наверное когда уже не останется неизведанных уголков, которые манят нас к себе. Ну и не Европой единой жив человек - есть и другие направления.
алексей V
Автор живет так ,как считает нужным. Вас он заставляет так же жить? Нет.
Однако Вы легко его назвали крохобором.
Так поделитесь живыми эмоциями или нет?
Автор живет так, как сам того заслуживает. Если бы он жил так, как нужно, он бы не экономил на спичках, не морозил бы семью в плюс 8 в кемпинге с "бесплатным душем", не считал бы каждый евроцент и крону и не упоминал бы об этом с маниакальным упорством по много раз в тексте, выдавая сей порок за достоинство. Он после этого не крохобор? Сомневаюсь.
считаю своим долгом поблагодарить автора за столь грандиозный опус.. я читал долго, а сколько же его составлять)) стиль изложения на хорошем уровне, читается легко, путешествие классное.. браво!
Ханты-Мансийск
Kotokroly
- Почему у нас гибнут люди на дорогах? - Да вы знаете какая у нас большая страна? - Почему у нас такие плохие дороги? - Да вы знаете какой у нас климат? По факту же, страна у нас большая, но дорог...
Вот вы и ответили почему.
Напишите, как нужно жить? Работать на унитаз? Оставлять чаевые, чтобы тебе подлизывали? Спать в отелях в протраханных кроватях? Может у автора не крахоборство, а лайфхаки. Ну и мне кажется, что вы путаете понятия автопутешествие и отдых.
Как крохоборство ни называй, хоть "лайфхаком", хоть как-нибудь еще, оно крохоборством по своей сути и останется. В чем оно у автора выражается написано выше. Свои болезненные фантазии про "унитаз" и "протраханные кровати" не приписывайте нормальным людям, пожалуйста.
Ну так напишите, что в Вашем понимании, нормальный человек и нормальное автопутешествие?
В моем понимании, если вы еще этого не поняли, нормальный человек, это не крохобор.

Резюме, я там был, как вот да напишу отчёт и семью туда вставлять не буду. И будут вам жЫвые эмоции и отношение к происходящему, а уж про фото, сами увидите.
Ждём, хочется посмотреть - почитать человека, не страдающего синдромом навязчивой экономии, граничащей с крохоборством.
Автору же спасибо за информативный отчёт, всегда с интересом читаю Вас!
57ВалеRUS
В общем, фоты красивые, но заслуги автора тут нет. Норвегия тоже ничо так, а вот красоту предать автору не удалось. Сложилось впечатление, что много параграфов. Резюме, я там был, как вот да напишу отчёт...
Согласен с вами. Автор действительно страдает синдромом навязчивой экономии, граничащей с крохоборством.

Не понимаю выпады про "крохоборство". У всех разные бюджеты, цели и задачи путешествия. У всех разная граница комфорта. У кого Туркиш все включено, Европа с кафе и ресторанами, у кого Норвегия с "дошиками" и палаткой. В том году мы сгоняли на тачке в Норвегию с палаткой и консервами за 130к, в этом году по западной Европе с отелями и кафехами за 200к. И то, и то было круто. Главное чтобы сами кайфовали от поездки. Автостопом без денег тоже круто, например)

Kotokroly
Любой автотрип - это прежде всего эгоизм, эгоизм того, кто это все затеял (загляните внутрь себя и вы поймете), а чтобы этот эгоизм компенсировать и заставить получать удовольствие экипажу - тем "несчастным" что разделили с вами путешествие надо оооочень постараться потому как все разные и соглашаются подчас с "крутыми идеями" исключительно из любви и нежелания создавать конфликт, опять же деньги.
Короче, я просто зае...ся, мало того что надо заработать, так еще составь маршрут, отвези-привези, граница, заправки, отели, развлечения, организация питания а в конце отчет, фото/видео. Вот, поэтому от всей души и желаю - не зае...ться!!!

Реутов
Да нормальный он чел, ну может есть небольшой перегибон, а у кого его нет? Но, опять же это его дело и его семьи, вон, живут, работают, путешествуют, видно что в достатке и дети ухожены и авто красивое. Без обид камрады - но обсуждения семьи и семейные закидоны, это удел всякого рода убогоголовых. Володимиру предлагаю не чесать языком попросту, а товарищу из Орла, сходить в Пельменев, что на ул. Салтыкова-Щедрина и съесть Черемуховый торт!!!

Билибино,Магадан,Омс
"...По этому параметру наша Сибирь на втором месте, но на первом все же Норвегия со своим теплым Гольфстримом. Но там строят по науке, как надо, с георешеткой-нетканкой, а у нас...( ))).."

ANTroit
Согласен. Подготовка - огромный труд. Причём надо учесть интересы всех и собрать компромиссный план, который ни у кого не вызовет больших возражений при ознакомлении. Но у нас "несчастных" нет - никто никого не принуждает и всегда предлагается несколько альтернатив, вплоть до того, хочешь ехать или нет. Это я про свою дочь - она уже в таком возрасте, что нужно прислушиваться к её мнению. А у сына был просто восторг от всего увиденного. Если бы я был реальным эгоистом, то поехал по совершенно иному плану, о чём в конце отчёта и упомянул вскользь.
Но это семья - с ней проще, так как знаешь предпочтения каждого. Но вот прямо сейчас я готовлю тематическую поездку четверых совершенно разных людей в одном автомобиле, а это действительно сложно. Хорошо хоть тематика объединяет.
"Нормальным людям?".
С большой натяжкой можно назвать нормальным человека, который из отчета в отчет гадит авторам. при том, что попытка посмотреть, "а что же собой представляет этот критикан, как автор отчетов?" не приводит ни к чему... Сплошной 00000000000! Да, и что ожидать от комментатора, который меняет ники, как перчатки. То он был "info service", то "best people", теперь вот остановился на "Владимире".
Вова, оставь подленькие школьные привычки гадить из подтишка, нормально зарегистрируйся и покажи в личке все свои "подвиги" в городах и весях.
Чтобы не было вопросов, когда-то здесь были опубликованы два десятка моих отчетов под ником "Reiser". Удалил их и свалил с этого ресурса из=за таких, как ты. И не только я. Жаль! Хороший был сайт!

Видное
"Нормальным людям?". С большой натяжкой можно назвать нормальным человека, который из отчета в отчет гадит авторам. при том, что попытка посмотреть, "а что же собой представляет этот критикан,...
Приветствую вас, Алексей! Помню поездку с ведром червей...
Цель вот таких людей - вывести вас на заведомо проигрышный диалог. Достаточно пары сообщений, чтобы понять, что перед вами "тролль", только к сожалению не норвежский, а самый обычный интернетовский. "Не кормите тролля" - не вступайте с ним в дискуссию.
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

по поводу разделителя даже на 2х полосной...да безопасно...но не думаю что там есть тихоходы...у нас же выедет какая нить газель с перегрузом в 2 раза...и будет ползти 40...и все, как бы его обогнать...а никак...
5.Subaru Forester Crystal White 2017 г.в. 4.Citroen C4 white 2012 г.в. 3.Peugeot 407 2007 г.в.
"Если вы ездили по Сибири,хотя бы до Омска,то вы бы так не говорили,потому,что нагрузка на полдотно на наших трассах во много раз меньше,чем в Норвегии.Это главный параметр от которого зависит долговечность дорожного полотна."

Ну как сказать.... Да нифига подобного )))
По Сибири ездил и до Урала и дальше в ту сторону, в другую - 2 недели назад приехал из Кемерово-Красноярск-"Енисей" - Хандыгайты - Улаангом - Улан-Батор - Гурвантэс - Хэрмэн-Цав - Кяхта - Иркутск - Красноярск - дом. Восточнее не ездил - пока...
По Европе ездил (участками) от Норд-Капа до Охрида, Тосканы и Коста Дорады, немного по Тунису и Китаю. По ново-англицкому побережью от Бостона до юга и западному от ЛА, Аризона, Мексика.
Лично асфальт не "ложил" )), но геоматериалы в него возил из Китая и закатывал, опыты проводили и у нас и в Китае ).
По первому образованию инженер-автомобилист, советских времен еще )
Насколько я помню, и надеюсь ГОСТы и СНИПы не поменялись ), любая дорога считается исходя в т.ч. как раз из нагрузки (в смысле, вес / интенсивность/тд) - это входные параметры. Ну и изыскания. Соответственно долговечность - расчетный срок службы - закладывается в изначальных расчетах.
Второй вопрос, кто когда считал / проектировал и строил, сколько щебенки своровали и т.д. - так автор именно об этом и речь ведет...)))))
ЗЫ вот до Магадана добраться хочу уже несколько лет, мож, на следующий год... ((
Ферапонт Никодимов
Согласен. Куни - это не по-мужски ;))
Informm Bureau
Reiser, старожители ресурса тебя помнят. И помнят, что на самом деле Reiser удалился с сайта после того, как в отчете написал о своем пагубном пристрастии к алкоголю. Истеричными комментариями Reiser еще запомнился. В любом критическом коменте Reiser видел троля, а виноваты не троли, а водка. Так что чья бы корова мычала, Reiser...
Ярославль
По поводу сублематов. Как байдарочник (нам важно уменьшение обьема и веса) сублемируем сами картошку морковь лук- в инете есть рецепты. получается отлично. На фото ничего кроме сушеных фрикаделек у автора из сублематов не увидел- обычный суп из пакетиков и каша.
Автор жмот не жмот- это его дело. Мы летаем в Европу- берем аппартаменты с кухней- завтрак и обед/ужин готовим сами и ужин/обед -кафе/ресторан в день. Продукты привозим с собой: тушенка, картошка, морковь для супа. Если учесть, что на троих средний чек в кафе 30е. то за десять дней экономия в 200е. (понятно, что на 10дн. продуктов не навезешь). А 200е это билеты в аквапарк, например.
Вопрос автору- стоит ли заморачиватся с байдаркой? (Ведь это не только сама байдарка , но и спасики с веслами). Сколько раз за время путешествия Вы спускали ее на воду?
Luc 17
ВасилийМ
Ни фига не безопасно. Есть такой кусок дороги на м-10, так прутся обгонять по обочине. Или впритирку к отбойник пытаются пролезть.
Подходы к Нигардсбрину теперь контролирует какой-то дядька, раньше было можно подойти спокойно, да и платы не было. но после того как там пару раз кусками задавило туристов, сначала ленту повесили, потом и охранять стали. Ценник на кемпинги по сравнению с 12-14-16 годами подрос прилично. Раньше было легко найти за 100 крон. Сейчас за 150 - это удача. Для диких парковок в 2019 году очень помогало приложение Park4Night - рекомендую, хотя оно с поправкой на караванеров и автодома больше рассчитано. Многие места стали платными. Особенно удивил ценник у языка тролля - 500-600 крон. С трудом нашел косогор, где можно заехать только на 4wd за километр до стоянки. На Прекейстуллене вообще весь заезд до него на отворотке увешали знаками и перекрыли все сьезды. На горошине еще можно найти места, да и подъем там легче, чем от парковки. Зато огородили всю стоянку, которая раньше была внизу у долины, теперь фиг там заночуешь у реки у кемпинга. Еще почти все перегородили на подъезде у Нордкаппа. Стоянка там вообще напрасная трата денег. Зато пешком бесплатно.

Alex U
Если вас не пугают цены, то не забывайте, что взять в аренду каяк можно лишь в ограниченном количестве мест и вернуть его придётся туда же. А значит за этот день по маршруту вы никуда не продвинетесь, будете "привязаны" к этому месту, будете постоянно следить за временем. Муторно.

Германия
Kotokroly
Приветствую вас, Алексей! Помню поездку с ведром червей... Цель вот таких людей - вывести вас на заведомо проигрышный диалог. Достаточно пары сообщений, чтобы понять, что перед вами "тролль",...
Reiser, ты там что, накатил и решил посетить места боевой славы? 😂😂😂 Ты каждого, кто хоть в чём то с тобой был не согласен автоматом в троли записывал. Тебе только хвалебные коментарии нравились, они тешили твоё ннпомерно раздутое самолюбие и убаюкивали твой комплекс Наполеона. Твоё реакция на критику всегда была неадекватной, за это тебя и тролили все кому не лень и я в том числе. 😉😉😉

Видное
Вот по этим причинам рассматривать южную Норвегию для повторного визита я бы не стал. Везде хотят выжать из тебя немного денег - это напрягает. Даже клубника и черешня "от фермеров" на обочинах дороже, чем такая же в магазине в соседнем посёлке. Все пытаются "оседлать" огромный туристический поток из центральной Европы (в основном это немцы, конечно). Столпотворение... А на севере ситуация в принципе иная - за Тронхеймом автомобилей на дорогах считай что нет и вода в море заметно чище.

Alex Nemez
Вы может возьмёте у него прямой контакт и "нырнёте" в ностальгию по прошлому тет-а-тет? Мне зачем адресовать ваши воспоминания?
АМК
Образцовый отчет. Все по делу. В мемориз.

Ваше Величество
Образцовый отчет. Все по делу. В мемориз.
Лучше не скажешь! Эталонный отчет.

Отличная поездка,Норвегия вообще великолепная страна и хорошо приспособлена для путешествий по ней.С удовольствием прочел отчет, погрузился в воспоминания- мы тоже в июле путешествовали по Норвегии( готовлю отчет), правда по несколько иным маршруту и задачами.Исключительно положительные эмоции! Но у меня возникли некоторые вопросы из практических интересов.Вы как опытный путешественник не можете не знать, что мясные и молочные продукты запрещены к провозу в ЕС. И ваша длительная подготовка к поездке сводится к банальному авось на границе? Удастся - проскочим, а если нет? Это для меня непонятно, тем более ,что все эти продукты можно приобрести в странах Прибалтики намного дешевле ,чем в Норвегии.А смотрят на границе довольно тщательно, лично убедился и рисковать и возить что то излишнее туда или обратно совсем нет желания- нервы спокойнее.Спасибо.

Люберцы
Автор, отличный отчет! Мне понравилось! И машина - отличный выбор для путешествий. И никакой вы не крохобор, а просто человек, который умеет считать деньги. Разумный, я бы сказал, немецкий подход к путешествиям. Пишите ещё.

Motorhead69
Про запреты знаем. Сырых молочных и мясных продуктов в Эстонию не ввозили - перед границей всегда доедаем "запрещёнку". По поводу консервов (тушёная говядина) в случае чего готов был поспорить с таможней - всё же термически обработанный продукт в заводской герметичной таре. Закупаться в Прибалтике хорошая идея, но в меру - есть один нюанс. При въезде в Норвегию вас могут остановить норвежские таможенники (да-да, редко, но это случается) и проверить соответствие нормам ввоза продуктов, алкоголя и табачной продукции в Норвегию. В паре случаев, о которых я знаю, выгружали из автомобиля всё...

Kotokroly
Спасибо за ответ, нормами ввоза в Норвегию тоже интересовались, но при пересечении границы (в двух местах) даже намека не было не что на таможню но и на саму границу. В принципе норм нужно придерживаться и всегда будут нервы в порядке - вот я о чем. Еще спрошу- какую визу использовали?

Motorhead69
У всех членов семьи греческие двухлетние визы, полученные в прошлом году.
Ярославль
Kotokroly
В самом начале я специально написал про байдарку, чтобы вопросы целесообразности не возникали. Ознакомьтесь с примерными тарифами норвежцев: https://www.grande-hytteutleige.no/en/activites Если вас не...
Цены мне не важны т.к. своя байдарка есть. Интересует конкретно сколько раз вы свою собирали в Норвегии что бы поплавать. В отзыве нашел только один- за крабами.

Alex U
По плану было 4 дня с байдаркой, по факту получилось только 2. Не ожидали, что в южной части страны так сложно найти подходящее место чтобы оставить автомобиль и спуститься к воде. А ещё кемпинг в Гейрангере в этом плане нас подвёл.
Если позволяет автомобиль, то лучше взять пластиковые каяки на крышу - очень многие делают именно так. С ними намного удобнее было бы. Вода в море холодная, поэтому надувную байдарку нужно изначально перекачивать, а на суше стравливать. А при складывании тщательно мыть и просушивать. Одно дело, когда я свою ПВХ лодку после недельной рыбалки привожу в порядок - там времени не жалко и другое дело в отпуске в ограниченное время возиться с байдаркой. Сами смотрите, решайте.

Luc 17
так это культура наших водителей такая!!! просто в других многих странах, если ты едешь медленнее потока и тп, то прижимаются как можно ближе вправо....но в рф нет, ты трактор, и будешь ехать в крайнем левом вненаселенного пункта, потому что тебе так больше нравится
Чувак, ты молодец!
Не слушай псевдо-критиков. Наоборот очень интересно и познавательно о маршруте и стоимости путешествия!
Сам на прошлой неделе вернулся из первого в жизни десятидневного одиночного палаточном велопохода из Москвы по Финляндии-Швеции 700км.
впечатлений -на всю жизнь.( мне уже 58)
Очень хочу в следующий раз захватить Норвегию( в прошлом году катал на веле по окрестностям Осло)
Твой рассказ очень поможет спланировать бюджет и маршрут
Прочитал с удовольствием.

Обнинск
Очень красиво там, хоть и дороговато. Хороший отчет, много фотографий, обязательно к использованию при планировании маршрута. Автору спасибо за труд. Ждем новых отчетов.

Отличный отзыв. Спасибо!

***M***
Дороговато для держателей никчёмной валюты, такой как рубль. А местные со средней ЗП в 38000 крон шикарно живут с такими ценами в их магазинах. Мы в Красноярске живем в 4-5 раз дороже чем эти Норвежцы.
3S-FE, как ехал так и едет.
hawkhsn
очень хороший отчет. питание тоже для меня новое открытие. спасибо автору!

огромное спасибо за подробный отчет!!

Обнинск
Zaharrka
Согласен, такова жизнь.
Artalex
Автор просто умница! Огромный респект за такой подробный и интересный отчёт. Действительно - руководство для начинающих (и не только).
Такое ощущение, что ничего не знают про Lidl!

Видное
Такое ощущение, что ничего не знают про Lidl!
Покажите в Норвегии хоть один Lidl. Их там нет, вообще. У меня в навигатор загружена полная база этих магазинов по всей Европе. И, на уровне общих цен, ждать чуда от Лидла не стоит - там тоже будет совсем недёшево. Похожий пример - Швейцария, где Лидлы присутствуют в некоторых кантонах.

Kotokroly
В Норвегии нет. В Швеции есть :) Норвегию пока не изучал, потому что не планирую поездку в ближайшее время туда. Про Швейцарию тоже не могу практически ничего сказать, так как был там один раз, на один день и только в одном городе - Базеле. На электричке приехал из Страсбурга. В других случаях, а это Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды - Lidl это очень хорошая экономия для тех кто снимает жилье с полноценной кухней.

В любом случае, будь то в Норвегии или в Швейцарии, полагаю есть einen Lebensmittelgeschfte с ценами как Lidl в Германии.

Anatoli LaCap
Так как сам всю жизнь прожил в Таллинне, осмелюсь поправить вас в названии монастыря.
Именуется он как монастырь святой БИРГИТТЫ
В детстве, мы даже бегали на верху его стен.

Anatoli LaCap
Про скелет в фундаменте церкви, существует легенда.
С церковью связано немало легенд. Рассказывают, будто давным-давно задумали городские власти Таллинна построить самую высокую в мире церковь - дабы привлекать путешественников и купцов. Да вот беда - никто за такое дело не брался... И вот пришел наконец человек, и сказал, что он сам построит такую церковь... да вот только денег запросил за нее столько, сколько во всем городе не найти... Увидев вытянувшиеся лица, он сказал, что, впрочем, готов простроить бесплатно, только чтобы церковь в честь него названа была. А имя свое не назвал - извольте угадать... ну, а как не угадаете, ничего не поделаешь, денежки придется выложить. Власти согласились: строительство - дело долгое, что-нибудь да и придумают...

Однако человек строил быстро и ни с кем не разговаривал... Тогда городские власти наняли шпиона, который смог найти дом таинственного строителя. В окне он увидел женщину, качающую ребенка и поющую: "Спи, малыш, усни. Скоро Олев придет, много золота принесет..." "О! Олев!" - понял шпион и донес информацию до, так сказать, материально заинтересованных лиц.

Строительство было уже почти закончено... Строитель уже устанавливал крест на шпиле, как вдруг снизу ему кто-то крикнул: "Олев, слышишь, а крест-то у тебя покосился!" От неожиданности Олев, услышав имя свое, упал с самого верха, и насмерть убился. И тут изо рта у него выпрыгнула лягушка, а из лягушки выползла змея, и поняли люди. что без нечистого не обошлось... Однако, церковь все же в честь Олева назвали.
Вот его якобы скелет это и есть.

Именуется он как монастырь святой БИРГИТТЫ
В детстве, мы даже бегали на верху его стен.
Это вариант названия на эстонском. Согласитесь, что международное написание "Bridget" очевидно перевести как "Бригитта", без перестановки первых букв. Именно так и делает Гугл, которому я доверяю в переводе различных наименований. Это не моя прихоть. Вы названия в других странах всегда произносите с учётом местного произношения и особенностей? Всегда говорите "Пари" вместо "Париж", "Страсбур" вместо "Страсбург", "Москва" вместо "Москоу", "Луфутены" вместо "Лофотены" и т.п.?
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Классная поездка и хороший отчет, пригодится.

Artalex
Классный - подробный, обстоятельный и содержательный отчёт!
Удивляли иногда пробеги, по России - понятно, едешь транзитом, но по скандинавским странам 900-1000 км в день, это работа уже, а не отдых, IMHO. Мы для себя сделали вывод про оптимальный пробег в отпуске ~300+/- 50 км, и стараемся строить маршрут таким образом.