Крым — 2022. С ребёнком в формате «Всё выключено»

28.12.2022 | 19605 просмотров

Это была очень необычная поездка, реализованная в духе классических «евротрипов». Поездка, которая оставила яркий калейдоскоп впечатлений и, несомненно, ставшая лично для меня лучшей за последние несколько лет.

Началось всё с того, что жена поменяла работу и не успела к лету заработать себе отпуск. Чтобы наполнить лето приятными воспоминаниями, решили ехать вдвоём с сыном, которому на момент поездки было 7 с половиной лет. Естественно, с палаткой — другие варианты даже не рассматривались. План поездки составили схематичный, но который в итоге был значительно изменён. В процессе пришли к тому, что горизонт планирования стал составлять всего пару дней. В нашем случае это было очень удобно — бронирований и привязок к местам никаких не было.

Пользуясь огромным объёмом внутри автомобиля, погрузили с собой велосипеды. Я сначала думал, что, возможно, получится прокатиться где-то вдоль моря с несколькими ночёвками — взял с собой велосумки. Сын для своих 7 лет достаточно неплохо тренирован — мы всё лето регулярно катали по 20-25 км, но первый же круг в окрестностях Керчи показал, что он ещё не готов к постоянным перепадам высот под палящим южным солнцем и быстро устаёт.

Чтобы не зависеть постоянно от общепита, взяли с собой походный набор продуктов — консервы, супы, крупы, каши, всё для чаепития. Столовые и кафе — это неплохо, но не всегда удобно по местоположению. Таким образом, придерживались следующего распорядка: утром — каша на завтрак и чай с мёдом и печеньем/пряниками/вафлями; в обед — варим суп и второе блюдо с мясом и бобовыми (либо заменяем походом в столовую); ужин — аналогично обеду. В перерывах между всем этим покупаем фрукты и мороженое. Утро и вечер каждого дня стараемся провести на море, середину дня — посвятить переездам, городам или лёгким походам.

8 июля, пятница. День 1.

Отпросился с работы пораньше, и уже в 12 часов пополудни мы стартовали из города Видное Московской области. Ранний старт позволил не стоять перед мостом через реку Ока под Каширой, где всё лето наблюдались заторы. Несмотря на встретившиеся нам дожди с сильными грозами в Липецкой области, удавалось держать высокий темп. Практически 95% времени проехали на круизе, соблюдая скоростные лимиты. Некоторые автомобили в этот день обгоняли нас по 3-4 раза. Может, кому-то и нравится, но я не люблю рваный ритм движения — от него устаёшь гораздо сильнее.

На трассе встретили большое количество военной техники — если обгоняли попутных, то сын махал им рукой. Южнее Воронежа, в Лискинском районе в глаза бросилась защита опор мостов из колючей проволоки — простая и эффективная защита от идиотов, которых в последнее время богато нарожала земля наших общих предков, земля Киевской Руси. На пунктах оплаты всё по-прежнему — почти везде пришлось ждать очереди на проезд, даже имея транспондер. Катастрофически не хватает ворот для проезда, да к тому же часть из них постоянно ломается. Ну и самый главный минус — на многих пунктах не сортированы полосы с автоматикой и с кассирами — это очень неудобно.

Сумерки нас застали при въезде в Ростовскую область — на часах было 20 часов ровно. Посовещались с сыном как быть дальше — ехать по темноте и встать ночевать ближе к Ростову или остановиться, пока не стемнело. Он выбрал второй вариант. Таким образом, мы прямо «с колёс» нашли уютную полянку (49.38719, 40.54360), на которой приготовили ужин и отлично переночевали. Из неудобств было только одно — слышно трассу, несмотря на пересечённую местность и наличие небольшого леска. Пока было ещё светло, варили ужин, наслаждались насыщенным запахом луговых трав, гоняли наглых огромных оводов, облепивших автомобиль, и тощих комаров, норовивших полакомиться незнакомцами. Ночью активизировались совы, крик которых напоминал детские всхлипы, а также вышел яркий месяц, который с успехом мог заменить любой фонарик.

Итог дня: 795 км за 8 часов. Средний расход 6,8 л/100.

9 июля, суббота. День 2.

До Крымского моста доехали почти без пробок. С М4 съехали в направлении Кисляковской и Ленинградской. В Тимашевске уже традиционно закупили продукты и пообедали. Первый затор встретили под Анастасиевской — постояли минут 20. Затем проехали по объездной Темрюка и немного потеряли время на проезде ремонтного участка — дорогу к мосту активно расширяют и удлиняют. Достаточно быстро заправились на АЗС, пользуясь отдельно стоящей колонкой с дизелем для большегрузов. К сожалению, люди у нас очень невоспитанные — оставляют автомобиль у заправочной колонки и уходят по своим делам — по туалетам и закусочным. Тем самым создаются все эти огромные очереди. Заправился — отъезжай в сторону и иди по своим делам — никаких вопросов.

Непосредственно перед въездом на мост весь транспорт загоняли на досмотр. Сначала нас попросили высадить всех пассажиров, но таковых не оказалось. Затем надо было припарковаться в специальном кармане, где автомобиль достаточно тщательно осмотрели, не забыв поёрзать зеркальцем по его днищу. Очень много разговаривали, задавали вопросы, смотрели на реакцию.

В Керчь приехали ожидаемо засветло, что позволило сразу же сесть на велосипеды и размяться. Проехали круг в 18 км с перепадами высот. После пары дней за рулём удовольствие необыкновенное. Поглазели на буйство в садах, поели шелковицы у дороги. Приняли решение, что длительные велопутешествия пока не для сына — пусть подрастёт. Затяжные подъёмы, да ещё и на жаре ему даются очень тяжело. Ночевать поехали на побережье Азовского моря у озера Чокрак — это одно из культовых мест для любителей палаток. Дорога туда, как и прежде, ужасная, и добрую половину пути мы ехали по грунтовкам, которые прокатаны рядом. Надо сказать, что асфальт всё-таки начали укладывать — медленно, но верно.

Первое, что бросилось в глаза — у стоящих диким кемпингом автомобилей прикрыты госномера — видимо, сюда стали заглядывать должностные лица, фотографирующие и выписывающие штрафы за водоохранную зону. У морей она составляет добрые 500 метров, если по берегу нет дороги с твёрдым покрытием. Другого объяснения для себя не нашёл.

Подъехали ближе ко входу на грязевое озеро, чтобы прогуляться до грязи. На пляже встретились добрые люди, которые подсказали, что в кустах комары съедают заживо и посоветовали поставить палатку на пригорке, прямо на кромке ракушечника, из которого в этих краях состоят все пляжи. Это было отличное решение!

10 июля, воскресенье. День 3.

Встали не слишком рано, но до того как солнце начало разогревать всё вокруг.

Собрали палатку и вещи. Доели начатый накануне первый арбуз сезона и то, можно сказать, рановато купили, обычно так не рискуем. Сели на велосипеды и покатили в Караларский заповедник. Совсем недалеко — пофотографировать бухту Морской пехоты и посмотреть закрытые от посторонних глаз соседние бухточки.

Бухта Морской пехоты.

«Обеденный стол» местных чаек.

Хотели проехать дальше, но небо к тому времени совсем затянуло тучами, стало темно как вечером. Гром намекнул нам, что неплохо бы убраться прочь, в укрытие. Только стали спускаться, как начался настоящий плотный летний дождь, вмиг промочивший нас насквозь. Видимо, он также напугал тех, кто отдыхал в многочисленных бухточках по побережью, потому что по дороге потянулась вереница автомобилей, спешащих покинуть заповедник. Пока спуск шёл по бетонным плитам, всё было отлично, далее в низине начиналась грязь. Пришлось буквально пробиваться к спасительному побережью с ракушечником.

Смысла оставаться не было никакого, поэтому под дождём погрузили грязные велосипеды в автомобиль и ретировались. За несколько минут до отбытия молния ударила в море метрах в ста прямо перед нами — я даже вещи из рук выронил от резкого хлопка. Выезжали аккуратно, встретив по пути несколько мощных ручьёв, пересекавших дорогу. Молнии продолжались хлестать то слева, то справа. Грунтовки все раскисли, и до самого Войково пришлось трястись по щебёнке.

В Керчи дождя не было, вернее, только закончился. Заехали сначала в центр в пару магазинов, затем на гору Митридат. Сын уже был здесь, но ничего вспомнить не смог — надо было обязательно закрепить в памяти. Прочитал все надписи на мемориалах, поел шелковицы на растущих здесь же деревьях — остался очень впечатлён этим потрясающим местом. Я этому только рад.

По пути из города заехали в пару винных магазинов в надежде найти что-то достойное и редкое. Попались пару бутылок от «Солнечной долины», одна из которых портвейн насыщенного янтарного цвета урожая 2013 года, а вторая — белый «Порто» урожая 2019. Солнечную долину как-то всегда обходил стороной, ну а в этот раз решил попробовать.

Готовить еду было лениво, да и времени не так много. Идея быстрого ужина весьма проста — заехали в столовую «По-домашнему» в Феодосии. Сразу заметили существенное изменение — самообслуживание и все блюда оплачиваются за фактический вес. Вышло дороже, чем было раньше, но хорошо, что вкус блюд не пострадал.

Мыс Хамелеон.

На ночлег решили поехать в кемпинг в Тихой бухте. Заодно разведать, что там и как. Огорчило, конечно, что проехать к месту установки палатки можно только для разгрузки вещей, а автомобиль надо вернуть назад и оставить у въезда. Дело в том, что все окрестности Тихой бухты являются особо охраняемой природной территорией с вытекающими из этого ограничениями. Ходить (а по сути уже бегать, т.к. темнело) пришлось два раза, что тоже неудобно. Сначала охрана предложили прогуляться и найти место под палатку, и лишь затем заезжать, ну чтобы целенаправленно и быстро. Хороших мест под палатку много, особенно если есть свой тент для создания тени. В роще из деревьев либо всё заставлено, либо склон, на котором спать невозможно. Нашли место сбоку от рощи, голое. По территории разбросаны беседки, которые можно арендовать за отдельную плату и дощатые настилы для тех, кто брезгует ставить палатку на землю. Мы присмотрели в роще недалеко от себя пару неиспользуемых беседок. Рассчитывали пережидать полуденный зной там, что в итоге успешно реализовали. Менее чем в 100 метрах от нас были синие кабинки биотуалетов — не идеально внутри, но вполне сносно. Мусорные баки почти на въезде в кемпинг на отдельной площадке. Вот и все удобства. Место под палатку — 300 рублей. Это дёшево.

Успели искупаться под ярким полумесяцем. Дно не порадовало — много крупных камней. Как позже оказалось, дно в бухте очень разное и всего в 50 метрах в сторону оно почти идеальное. Пока готовили ужин, а по факту просто попили чаю с мёдом, встретили вылет комара. Его немного, и он легко отпугивается специальными средствами. В этот раз с собой брал гвоздичное эфирное масло — очень рекомендую попробовать на ваших комарах. Но говорят, помогает не везде и не всегда.

11 июля, понедельник. День 4.

Ночью шёл несильный дождь, который к утру закончился. Потратили весь день на отдых. Много купались, постоянно смазываясь средством для защиты от солнца, но всё равно слегка обгорели. Исследовали бухту вплоть до последних палаток, установленных прямо на пляже. Затем поднялись на мыс Хамелеон, откуда нас чуть не сбросил ураганный ветер. Сидели в беседке, готовили обед и играли в настольные игры. Так понравилось, что решили остаться ещё на одну ночь.

Специальный настил для палатки. Платно.

Про туалет неправда — он доступен безвозмездно.

Мангальная зона.

Спуск к берегу в дальней части бухты.

Большое количество любителей спать под шум прибоя. За ними мыс Хамелеон, а далее величественный Карадаг.

Дальняя часть бухты прекрасна.

Стоянка автомобилей на въезде в кемпинг.

Вид в сторону Коктебеля.

Опасные обрывы.

Посёлок Орджоникидзе как на ладони.

12 июля, вторник. День 5.

Поздно вечером поднялся ветер. Всю ночь побережье гудело от волн. Вода стала холоднее. Искупались, несмотря на большие волны, собрали вещи и выехали.

Фото на прощание.

Прощаемся с нашими очень шумными «соседями» — цикадами — их тут особенно много.

Коктебель.

После прошедших сильных ливней была высокая влажность. Сильно парило, и буквально на глазах образовывались кучевые облака, которые в удалении от берега моря периодически проливались слабыми летними дождиками. Температура воздуха колебалась от 24 до 26 градусов, и было очень комфортно. Надо сказать, что за всю поездку нам очень повезло с погодой — не было изнуряющей жары, когда ничего не хочется делать, да и затяжных ливней удалось избежать.

Сначала заглянули в Белогорск на рынок, затем поехали к Белой скале, где после прогулки остановились на обед. На десерт отлично зашли черешня и абрикосы. На рынке продавали арбузы из Херсона. Поболтал с местными продавщицами — подтвердили, что это действительно так. Рад, что труд фермеров не будет напрасным, и они смогут сбыть свой урожай.

Заглянули к суворовскому дубу, которому более 800 лет. Очень впечатляет. Все повреждения на дубе замазывают, а ветви кроны стянуты стальными тросами, чтобы от старости не отломились от ствола. Видно, что за деревом следят.

Вкусный бонус из лесополосы по пути в Судак.

Хребет Таракташ недалеко от Судака.

Вечер решили провести в Новом Свете, а именно прогуляться по можжевеловой роще до Царского пляжа в Голубой бухте. Еле нашли местечко для парковки в самом посёлке — ну очень много народа — суета, теснота. Я такие места не очень люблю, но куда деваться — оно такое одно.

Гора Сокол.

Тропа на Царский пляж.

Последние лучи солнца.

Царский пляж.

Мыс Капчик.

Новый Свет.

Выезжали из Нового Света уже по темноте. Остановились на серпантине в кармане, чтобы полюбоваться вечерними огнями посёлка. Далее держали путь в Кутлатскую бухту, которую про себя называю Веселовской, т.к. дорога в неё ведёт из села Весёлое. Нашли номер на первой линии моря с тарифом «всё выключено». Ставили палатку с фонариками, благо на это уходит минут 10-15.

13 июля, среда. День 6.

В Кутлатской бухте купаться не понравилось — огромные камни. Я знал об этом, т.к. первый раз был тут 8 лет назад. Зато отличное место для ночлега.

Поехали в Морское — там получше и даже кемпинг есть. Искупались. Место понравилось. Потом поехали в Приветное — там посмотрели кемпинг и море. Море кристально чистое, но в кемпинге туалеты просто ужас. Ну, и на берегу ни деревца, ни кустика, ни травинки — место на любителя.

Дорога Судак-Алушта.

Морское. Кемпинг.

Морское. Все жмутся к побережью.

Морское. Знаменитый недострой.

Морское. Пляж.

Морское. Душевые.

Морское. Туалеты.

Морское. Кафе и очередь за водой.

Морское. Источник.

Морское. Палатки вдоль реки Ворон.

Морское. Информационная доска у въезда.

Дорога в Приветное.

Приветное. Кемпинг.

Приветное. Пляжная линия тут более 3 километров в длину.

Мест для палаток много. Растительности мало. Туалет надо везти свой.

Приветное.

После обеда сходили пешком на Джур-Джур, оставив автомобиль на окраине Генеральского. Наверху приготовили еды и поели с огромным удовольствием. Набрали воды из водопада для употребления в качестве питьевой.

В Генеральском.

Спустились в Рыбачье в кемпинг. Объективно по инфраструктуре это пока лучший кемпинг в Крыму из того, что я видел. Стоимость — 500 рублей за минивен и 300 рублей за палатку. Горячий душ за отдельную плату. Вот честно, не понимаю тарификации в зависимости от размера (высоты, типа кузова и т.д.) автомобиля. Не проще тарифицировать, как во всём нормальном мире, в зависимости от количества человек?

Посёлок Рыбачье.

Рыбачье. Народа много.

Въезд в кемпинг через шлагбаумы.

Туалеты и души.

Рыбачье. Встали с краю, т.к. всего на одну ночь. Справа стоял сосед с маленькой палаткой, но уехал. На первой линии мест не было.

Рыбачье. Цены.

14 июля, четверг. День 7.

Ночь прошла неспокойно. Сначала неподалёку от нас дауны из жилого прицепа до 23:30 гоняли на улице на проекторе с колонками какие-то гонки со звуком — кажется, что перебудили половину кемпинга. Затем с противоположной стороны пляжа до 3 ночи доносились дикие крики проживающей там массовки пионеров-переростков — пара десятков одинаковых палаток с кострищем в середине. Не завидую тем, кто стоял рядом с ними. В таких случаях очень хочется включить музыку пораньше утром, чтобы люди на своей шкуре прочувствовали, что значит не давать спать окружающим. Ещё один минус данного кемпинга — автодорога, проходящая над ним. Ночью на ней ставят рекорды скорости мотоциклисты, несмотря на то, что это территория населённого пункта. Если цените тишину и звуки природы, то вам точно не в этот кемпинг.

Вид на Демерджи по пути в Алушту.

В Алушту приехали достаточно рано для того, чтобы успеть занять парковочное место на набережной. В нашем распоряжении оказался прекрасный пляж санатория «Алушта», где мы провели несколько часов. Ближе к обеду достали велосипеды и прокатились по набережным, купили сыну футболку с изображением Алушты, которая ему безумно понравилась, и пообедали в столовой.

Алушта. Профессорский уголок.

Башня крепости Алустон.

В разных частях Алушты температуру измеряют по-разному. Это центральный пляж.

А это Профессорский уголок.

Из Алушты заехали полюбоваться Красным камнем и заодно оценить перспективу ночлега в данном месте. Название этой скалы хорошо знает тот, кто хотя бы раз пил десертное вино «Мускат белый красного камня» от Массандры. Чуть выше скалы нашли хорошую поляну, на которой явно останавливались люди и оставили следы костров.

Аю-Даг.

Скала Красный камень.

В те же даты в посёлке Утёс отдыхал мой коллега Игорь. Более того, у него был день рождения. Мы сначала выбрали неверный спуск с Южнобережного шоссе вниз и упёрлись в ворота парка. Вернулись на шоссе и со второй попытки спустились уже туда, куда наметили — на набережную посёлка Утёс. Встретились, искупались. Провели вечер в кафе. Поели пиццы, выпили чудесного сидра, потом принесли торт и чай. Закончили поеданием мороженого. Затем переместились в номер, где застирали новую футболку сына и выпили массандровского ликёрного с фруктами.

Мыс Плака.

Набережная посёлка Утёс.

Ночевать расположились прямо на набережной, благо она не благоустроенная и лишена развлечений и большого количества отдыхающих.

15 июля, пятница. День 8.

Ночью было очень тихо и удалось хорошо выспаться.

После расставания с Игорем поехали на Ай-Петри, погуляли, пообедали, как пешие туристы, с горелкой и видом на горы. Затем спустились в Ялту, погуляли и искупались рядом с санаторным пляжем КЧФ.

Ялта.

У пруда с красноухими черепахами.

На пути к Ай-Петри.

Поход хотя и небольшой, но походный обед полагается!

Учан-Су.

«Отличные» тарифы в Ялте. Пришлось оставить автомобиль просто на обочине.

Ялта. Приморский парк.

Ялта. Набережная имени Ленина.

Ночевали в Милютинском парке в Алупке с видом на гору Кошка. На большой поляне в центре парка у костра отдыхали несколько семей крымских татар. По дорожкам прогуливались жители окрестностей со своими собаками и кошками. Мы же заняли угол на абсолютно ровной площадке из железобетонных плит, уложенных, судя по всему, ещё в советский период.

Гора Кошка днем…

И ночью…

Отличное, тихое место.

16 июля, суббота. День 9.

С утра позавтракали и приехали в Гаспру в санаторий «Днепр». Узнали у охраны, что припарковать автомобиль внутри нет никакой возможности — парковка полная. Успели занять место на обочине дороги, пока публика только начала подъезжать. Через пару часов яблоку негде было упасть. Прогулялись по парку Харакс и много купались. Солнце было закрыто неплотной пеленой облаков, воздух 28, вода теплее, чем вчера и позавчера. Море в Гаспре очень прозрачное. С поверхности всё видно до глубины в несколько метров. Много рыб. Сплошной позитив и удовольствие.

Когда солнце стало прилично припекать, ретировались в автомобиль под кондиционер. Для подъёма с пляжа в парк воспользовались лифтом.

Гаспра.

Парк Харакс.

Путь в Байдарскую долину проложили по старому Севастопольскому шоссе, откуда полюбовались открывающимися видами и набрали воды в роднике в паре километров от села Оползневое (44.41239, 33.91157).

На Севастопольском шоссе.

В долине сначала пообедали в кафе «Орли» (44.43608, 33.78281) — это давно стало для нас обязательным ритуалом. А затем поехали в Скельскую пещеру. Рассказ экскурсовода понравился и, кажется, не оставил равнодушным никого из нашей группы.

Дорога к Скельской пещере.

Путь пролегает по лесу, но совсем недолго.

Внутри прохладно, неплохо иметь кофту и штаны. Мы штаны не взяли.

Типичная забава — попади монеткой в сундук.

В дальнем конце пещеры расселина, уходящая глубоко вниз. Там в недрах протекает подземная река. Было установлено, что она протекает под всем горным хребтом — где-то в районе Ай-Петри запускали краситель и нашли его здесь.

Одной из целей визита в село Передовое был поиск потенциального места для ночлега. Доехали по озера (44.51741, 33.84227) и поняли, что спокойно тут не переночевать — слишком много народа. Зато как приятно искупаться в пресной воде и смыть с себя многодневную морскую соляную корку.

В поисках ночлега отправились к мысу Сарыч, но все съезды к морю закрыты огромными заборами, будто за ними секретные военные объекты. По факту же это объекты отдыха для избранных. Небольшое такое свинство, особенно в свете заявлений о том, что в Крыму берег моря будет общедоступным.

Любуясь бухтой Ласпи со смотровой площадки, я держал в голове два плана — кемпинг Гераклея рядом со знаменитой многоэтажкой и площадка для отдыха перед спуском в урочище Батилиман. Выбрали с сыном площадку для отдыха, т.к. доехали до неё и нам всё увиденное очень понравилось. Часам к 10 вечера разъехались последние любители пожарить шашлык, и удалось очень хорошо поспать, несмотря на близость автодороги локального значения.

Бухта Ласпи.

17 июля, воскресенье. День 10.

С утра поехали в Балаклаву, но она встретила нас ремонтом набережной, на которую не то чтобы проехать, но даже пройти было нельзя. Ничуть не огорчившись, домчали до Фиолента, где удалось удачно припарковаться — с парковкой в выходной день там всё очень и очень плохо. Спускались на Яшмовый пляж под жаркими лучами солнца и мечтали поскорее окунуться в море. Море не подвело — вода оказалась около 20 градусов, весьма бодрящая.

Взяли напрокат катамаран и прошли вокруг Георгиевской скалы с водружённым на ней крестом.

Подъём скрасили подсчётом ступеней. Уже на второй сотне получили расхождение в подсчёте. На самом деле подсчётом занимаются многие и чаще всего получают разные результаты. Наиболее хитрые подписывают номера на ступенях маркером. В итоге получилось 848 ступеней.

Ещё дома планировали посетить один из пещерных городов. В этот визит выбор пал на Тепе-Кермен. Проехали село Машино и повернули в сторону виднеющейся столовой горы. Оставили автомобиль перед достаточно крутым подъёмом, сильно размытым дождями. Как выяснилось чуть позже, при визуальном осмотре, проехать вполне можно было, и далее дорога была существенно лучше по качеству, но снизу это невозможно было понять. Возвращаться уже не стали.

Подъём на гору можно осуществить разными способами. Первый — идти в лоб по самой крутой части осыпей — там без специального снаряжения не забраться. Второй — идти сбоку по достаточно крутому склону с небольшими участками осыпей. Третий — самый длинный и пологий — идти по дороге, где автомобили подвозят туристов. Мы сами того не зная выбрали второй вариант. Часть пути сын прошёл сам, а на сложных участках я тянул его за собой за руку — детские сандалии не давали нужного сцепления. Особенно тяжело пришлось на кромке леса, где подъём представлял собой утрамбованный земляной склон с редкими мелкими корнями. Периодически проверяли набор высоты по горизонталям на картах Maps.me — это отвлекало от усталости и давало паузы на передышку. Итоговый набор высоты составил 170 метров, общий путь до вершины 2,5 км, что были преодолены за 1 час 50 минут.

Обратно пошли по длинному маршруту, т.к. спускаться сложнее, чем подниматься, и мы точно не смогли бы преодолеть осыпи без падений. Общий путь составил 3,5 км, которые мы прошли за 1 час 40 минут.

Предварительно позвонили и затем на ночлег поехали в достаточно известный кемпинг в Учкуевке (sevcamp точка ru). Заплатили 600 рублей — каждый человек старше 11 лет по 350 рублей и за автомобиль 250 рублей. В кемпинге туалеты, раковины и душ с прохладной водой. Место для палатки нашли без проблем. С соседями повезло — они оказались довольно тихими и рано легли спать. Лишь небольшая компания поодаль включала музыку, но тоже ненадолго и с разумной громкостью.

Постоянно было слышно, как с расположенного относительно недалеко аэродрома Бельбек взлетает армейская авиация.

Главная аллея кемпинга

Поляна для палаток.

18 июля, понедельник. День 11.

Искупаться утром удалось только в душе, так как море сильно штормило. Я стоял на пляже, вдыхал морской воздух, насыщенный солями и любовался волнами, а сын с другими детьми бегали от них, и им безумно нравилось это занятие.

Учкуевка. Спуск к пляжу.

Сначала отправились в Инкерман — давно хотел посетить магазин при винзаводе, так как именно там широкий ассортимент любимых мною сухих вин. По пути заскочили в Инкерманский монастырь — было интересно посмотреть, как он уместился на узкой полоске между скалами и железной дорогой и как обустроен быт внутри.

В сторону Бахчисарая выезжали долго — на въезде в Севастополь большая стройка — заводят в город трассу «Таврида», строят развязки, эстакады. На подъезде к Бахчисараю можно повернуть к персиковым садам и приобрести там урожай, буквально накануне сорванный с веток. Мы уже однажды были в этих краях, вот и в этот раз купили несколько килограммов отличных персиков нескольких сортов.

В персиковом саду.

Идея заехать на Сакское озеро пришла спонтанно. Чтобы оценить грязевые свойства озера лучше подъехать туда, где все паркуются и откуда имеют происхождение 99% фотографий озера. А чтобы оценить цвет воды лучше выбрать берег чуть повыше, проехав немного по степи.

Так получилось, что Евпаторию я проезжал несколько раз, но постоянно по окраинам, транзитом. Всегда хотелось посмотреть сам город, его центральную часть. Наконец-то такая возможность появилась — мы никуда не спешили, а потому решили прокатиться по городу на велосипедах. Автомобиль оставили, не доезжая до исторического центра, с таким расчётом, чтобы было удобно осмотреть город и вернуться в исходную точку. В старой части ездить было не совсем комфортно — улицы зачастую мощёные камнем и группы туристов. Зато виды встречаются потрясающие. Затем мы проехали все набережные, там, где они, конечно, не реконструируются. На Лазурной набережной упёрлись в забор, и зашли на один из пляжей. Пока вдоволь искупались, если это слово применимо к ледяной воде, начало вечереть. Ехать обратно было сложнее — народ заполонил все набережные и пешеходные улицы. Кое-как выбрались оттуда, чтобы беспрепятственно ехать по обочине рядом с автотранспортом.

Евпатория. Старый город.

Евпатория. Мечеть Джума-Джами (1564).

Евпатория. Собор Николая Чудотворца (1899).

Евпатория. Лазурная набережная.

Евпатория. Ильинская церковь (1918).

Пару лет сын вспоминал наш замечательный отдых с шатром и палатками на Беляусе и очень хотел приехать на это место. Я не мог ему отказать, тем более сам очень люблю эту косу, совсем непохожую ни на что другое в Крыму. Решили доехать и переночевать, несмотря на очень холодную воду и невозможность нормального купания в ней. Точные координаты я не сохранял, и место мог бы найти исключительно по памяти, но уже стемнело. Мы проехали на самую оконечность косы, где стояло не очень много палаточных лагерей и нашлось хорошее место без риска засадить автомобиль в песок. На шпоре было очень много рыбаков, что могло означать наличие хорошего клёва рыбы, однако мы прогулялись и посмотрели на полностью отсутствующий улов и неважное настроение тамошней публики.

19 июля, вторник. День 12.

Утром без проблем нашли нашу точку стоянки в 2020 году. Немного погуляли по берегу. Насколько хватало глаз никто не решился на водные процедуры, более того в воде просто начинало ломить ноги. В Крыму, пожалуй, только на ЮБК можно иметь какие-то гарантии на приемлемую температуру воды. В остальных районах подобные «низовки» — обычное явление. Это когда перемешиваются слои воды — более глубокие и холодные выходят на поверхность.

На Беляусе.

Крымские Мальдивы.

Ядовитая медуза корнерот.

Я окончил университет 21 год назад и с тех пор не видел многих из тех, с кем учился. Одна из моих однокурсниц волею судьбы оказалась в Симферополе, и много лет банально не было времени заехать в гости. Накануне я с ней договорился о встрече, и именно туда мы поехали с утра. Показал сыну одного из «героев Z» — мужа моей однокурсницы. Очень интересно проболтали около трёх часов — время пролетело незаметно. Нас угостили большим пакетом с симферопольскими грецкими орехами и вяленой ставридкой, а мы оставили им свежих персиков.

Набрали с собой плодов земли крымской — варенье получилось замечательное.

Изначально хотели добраться до наступления темноты в Кучугуры — давно собирались посмотреть эти места. Но как обычно время летело слишком быстро, и мы банально не успели — искать полянку в незнакомом месте в темноте было неразумным. Приехали в Пересыпь — с моря шквалистый ветер, шторм, палатку не удержишь. Пришлось отъехать вглубь суши и встать между Пересыпью и Ахтанизовской. Нашли тупик и прикрылись автомобилем от ветра.

20 июля, среда. День 13.

Встали очень рано. Весь день по плану мы должны ехать. Размялись на пляже и в путь. Станичные заторы удалось проскочить за счёт раннего выезда. Поток автомобилей уплотнился лишь к 10 часам утра. Выезжали по извилистому пути через Полтавскую, Гречаную Балку, Поды с выходом в районе Брюховецкой. Далее вышли, как и ранее, на трассу М4 через станицы Ленинградская и Кисляковская. По пути в районе Новоджерелиевской купили очень живых арбузов у фермера прямо с прицепа, а не тех «котов в мешках», что предлагают на «бахчевых рынках» по пути следования. Везение не закончилось и удалось проехать без заторов участок в районе Богучара, где этим летом часто собиралась огромная пробка. В этом районе, как я понимаю, занимаются расширением трассы и, возможно, вскоре мы увидим ещё один платный участок.

Проехали по объездной Богучара, где большая часть попутчиков была с номерами 102-го и 116-го регионов. Затем преодолели понтонный мост через Дон и привычным нам маршрутом через Калач и Новохопёрск вышли к Борисоглебску. На этом отрезке пути самый плохой участок в районе села Пыховка — это примерно 10 километров абсолютно горбатой дороги, опасной для передвижения. Потратили на этот участок около часа. Через Борисоглебск (Воронежская область) и Балашов (Саратовская область) приехали в Романовку (Саратовская область) к тёще уже ближе к полуночи. Трассу E38 в Воронежской области к востоку от Борисоглебска активно реконструируют, с расширением и полной перекладкой дорожного полотна. Соответственно, нас встретили продолжительные реверсы, которые удалось проскочить ходом — везде нас встречал зелёный свет. Но зато автомобиль знатно измарали жидким битумом. Выбирайте пути объезда — не думаю, что это завершится очень быстро.

Ближе к вечеру меня стали напрягать звуки, доносившиеся от передней подвески. Уже по темноте были слышны жалобные писки, возникающие на неровностях и горизонтальной раскачке кузова.

Четверг мы посвятили отдыху, а в пятницу благополучно и очень аккуратно, доехали до дома, до Московской области. Вскрытие показало достаточно сильно уставшие шаровые опоры, которые и были заменены парой.

Шаровые опоры на пробеге 98 тыс. км.

Заключение

Сказать, что понравилось — ничего не сказать. Замечательно проведённое время. А самое главное — сын спрашивает, поедем ли мы следующим летом в таком же формате. Ему, действительно, неинтересно сидеть на одном месте, за долгую зиму устаёт от однообразия, как и я. Для полного счастья осталось научить его плавать — в этом году не получилось, хотя прогресс налицо.

Ощущения от самого Крыма замечательные, тем более открыли для себя ещё несколько неизведанных доселе мест. Их количество с каждым разом становится всё меньше и меньше, но ещё слишком рано, чтобы останавливаться на достигнутом.

Итоги

Проехали 4834 км. Сожгли 351 литр ДТ. Средний расход 7,26 л/100 км.

Затраты:

Дизтопливо — 19000 (в Крыму — исключительно ATAN, за пределами Крыма — Татнефть и Лукойл).

Питание — 10080.

в том числе столовые — 2530, магазины — 5050, продукты с собой — 2500.

Платные дороги — 2100.

Проживание — 2000 (кемпинги).

Развлечения — 1650.

Штрафы — 250 (превышение скорости).

Итого — 35 080 рублей.

Интересная поездка. Кстати, что там с клещами? Говорят их там больше, чем в Сибири.
PunkBuster
Черский
Самое главное, что сын запомнил эту поездку на всю жизнь, и когда вырастет захочет повторить. Я считаю это главное. Хорошая поездка, видимо и люди хорошие).
Сыгда
ценник на парковку у моря конечно конь, соизмерим со стоимостью апартаментов
то что уложились в 35 тыс, это только благодаря отсутствию жены...не в обиду - отдых начался бы с посещения бутиков

Ездить в таком "палаточном" режиме с маленьким ребенком.... Не осуждаю, но, думаю, что тяжеловато. Величина общих расходов тоже впечатлила. Причем большая их часть - на топливо... Как?!

Nachtwandler
Про клещей написано в рассказе про майскую поездку в Крым.

PunkBuster
Только для этого и затевалось. Время, проведённое вместе, и воспоминания бесценны.

Сыгда
ценник на парковку у моря конечно конь, соизмерим со стоимостью апартаментов
Очевидно, вы не читали других наших рассказов )))

Ivanyc1
Дело привычки. Летом вообще не напрягает. Помимо этого ездим осенью на неделю на острова в дельте Волги с палатками - там, конечно, есть свои нюансы. В этом году пропустили - не было нужного настроения.
Казанская
Дети очень быстро растут, лови момент.Не успеешь оглянутья , и уже с внуками ломанешь в такой же вояж.Ну ,а если повезет по жизни , то и с правнуками, но это будут уже совсем другие истории.

Отличное путешествие. Беру на заметку посещенные места!
Так вот где собака порылась!
Toyota Caldina 2007
Mitsubishi Delica 1998

Читаешь комментарии, смотришь на + и -, и видишь, что нормальных людей всё-таки большинство. Не всё потеряно.
Наше от нас не уйдет
Отличный отчёт. Папа натуральный спартанец и сына таковым делает. Жаль, что много читателей готовы продать всё за кусочек хамона.
Отлично проведенное время!
Был в этим летом почти на всем ЧМ побережье от Туапсе до Ялты. Скажу так не впечатлило вообще. Крым еще ничего но пляжи узкие маленькие, все загорожено, на машине к морю так и не смог подъехать, а нет были места возле моря, но берег сам либо каменистый либо с водорослями, народу просто тьма, в этом жирный минус, вода в Крыму была самая чистая, В остальных местах очень мутная. Море там не чувствую, как приехал на большое озеро, так как на Японском море скажем там такого нет, ни крабов, ни креветок, ни вода йодом не пахнем, соленость воды в целом меньше. Вообще с море продуктами там не ахти. Очень много ходит инфекций-вирусов, которую я и подхватил и слег на 4 дня, очень много частых скажем территорий, где к морю просто так не спуститься. Короче в целом минусов больше чем плюсов. Полюсы, доступность, можно добраться быстро, климат хороший, но сильная влага там от моря. Много инфраструктуры типа санаториев, все возможных развлечений, ну и на этом все, сервис там никакой. Поеду я еще туда, не знаю. если выбора не будет поеду только в Крым и только осенью, желательно куда нибудь в дом отдыха или санаторий. Пы сы за границей никогда не был, говорят там лучше сервис.

Видное
Попробуйте съездить в Абхазию. Мы были в августе, очень неплохо. Туда ехать стоит не ради сервиса - его там ещё меньше. Абхазия - это красивое море, прекрасная природа и уединение. Самый большой минус - серпантин с пробками до Сочи - 200 км за 7 часов не каждому понравится.
Kotokroly
Вот из за Серпантинов и не люблю и то что море внизу. Батя уже все объездил говорит Крым лучше Абхазии. В Абхазии разруха, грязь и опять куча инфекции. Цены уже поднялись до уровня Российских курортов. Вот на Каспийском не был, как там обстоят дела с сервисом и морем не знаю

Отличное приключение !
С Новым Годом!!!
fizzeg
Да уж, 18 промилле - одни мидии и медузы ковром ;) Хотя помню на пляжах в районе Балаклавы в особо прогретых местах встречал каких-то разноцветных тропических рыбов. Прикольно.
xomyack
Отличная статья!

fizzeg
Балаклава и "прогретые места" лично у меня никак не связываются. Лично измерял глубину эхолотом под стенкой у входа в бухту - 60 метров!
Самые цветные рыбы в Чёрном море - несъедобные зеленушки. Они и мелкие места любят.
Kotokroly
Имею в виду пляжи на которые гоняют такси-шаланды из Балаклавы. Серебряный, Золотой и тд. Там возле берега в камнях вода местами кипяток. По рыбкам не скажу, пересмотрел подводные видосы, думал, что попали в кадр, но не особо. Не как в Малайзии или Тае, но что-то ядовито окрашенное. В Приморье по крайней мере таких не видел ;) Так-то ясно, что вдоль всего крымского побережья глубины открытого моря. Нет корабельного рейда и островов - бросается в глаза. Довелось купаться возле покосившейся океанографической избушки в Кацивели. Так от берега прости-господи меньше километра, а глубина уже под сотню.
Kommunar
Минусители, написали бы, что вам не нравится.
Один с ДВ пишет, типа да мне ваще пох на ваш Крым. Блин, зачем читать? Если мне пох на что-то. я про это не читаю. Смешные люди...

Отличная поездка и отчёт !!!
Политические взгляды автора мне очень близки.
К сожалению адекватно мыслящих патриотов России на Дроме - меньшинство , судя по плюсикам , минусам.
Автору удачи и новых открытий !!!

Скопин
Kotokroly
Да какой же это минус? Самая интересная и красивая часть дороги, постоянно жду её с нетерпением. Можно сказать, что ради нее и еду на машине
Мой отзыв: Peugeot 408 2013
Здравствуйте, это моё личное мнение. Поездка на море с сыном ,это личное решение этой семьи это не стоит обсуждать. Мне кажется вы не отдохнули и не получили каких либо других результатов кроме как мне кажется преодоления трудностей и дискомфорта. Вы не оздоровили сына и ничему глобальном не научили ,извините что я так рассуждаю. Крым уникальное место где можно подлечить лёгкие,выбирать нужно
дислокации можевельников там стоять ! На одном месте.поближе к морю ! Ребёнка учить выживать на природе изучать флору, фауну, морских обитателей ,где лодка ? легкая весельная, парус научил как поставить,лук со стрелами ?змей воздушный?добыть огонь без спичек,есть метод ваты и золы, нет био туалета ,спать в полатке не айс,одорудуй машину ,снорпионы и других тварей тьма, воду добыть из морской,узлы ,ребенка надо учить пока он маленький в виде игры, он это запомнит и когдато ему это пригодится чтобы выжить .А вино,набережные,красивые дома это и у вас есть дома,просто цыганский добрый табор.Велики ++++.Извините что если не так.С уважением за ваш рассказ.

Видное
Давайте не бросаться совсем уж в крайности. Цели проходить курсы выживания не было. Да и на море для этого ехать совсем необязательно. Даже наоборот, надо ехать туда, где за неделю не увидишь ни одного человека. Такие поездки у нас с сыном были, но и там не обязательно выживать. Цели могут быть самыми разными. Моя цель - научить ценить окружающий мир "в живую", а не через экран смартфона, компьютера или телевизора. Научить обходиться малым и ценить самые простые мелочи.

Отличный рассказ, спасибо!
Все пройдет.
Ivanyc1
Ну если наваливать наплевав на семью, то можно больше горючки спалить

Andrey
Ну если наваливать наплевав на семью, то можно больше горючки спалить
Тоже обратил внимание на итог первого дня - средняя скорость 100км/час. Это при том, что был выезд из города, ливневые дожди по трассе, очереди на пунктах оплаты и минимум одна, а то и две технические остановки. Это ж с какой скоростью вы ехали, уважаемый? Только не говорите мне про 110, пожалуйста. Сам путешествую много и при дневном пробеге 800 - 1200 км средняя скорость (особенно в центральной части России) по итогу не превышает 80 км/час.

Видное
Ваше утверждение (про среднюю скорость 80 км/ч) верно для большинства автодорог, где требуются постоянные обгоны. Но здесь речь идёт про М4 "Дон", которая частично является автомагистралью (с лимитом 110 км/ч), а также включает платные участки (с лимитом 130 км/ч). Значительная часть этой трассы имеет 4 полосы (по 2 в каждую сторону), есть также участки в 6 полос (вблизи крупных городов). Благодаря тому, что мы выехали не в пиковое время, я почти не снимал автомобиль с круиза, который помогает держать максимально возможную разрешённую скорость на том или ином участке и не переживать за штрафы. Ни радар-детектора, ни специальных приложений на камеры контроля у меня нет и никогда не было.
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Интересный летний морской отпуск, а сам рассказ - готовый путеводитель для бюджетного отдыха на побережье Крыма. Просто бери весь маршрут и пользуйся. И прекрасные фото добавили положительных эмоций.

Ничего себе вы опытные путешественники, а сынуля то какой молодец. Столько впечатлений и взрослому человеку не по плечу, молодцы! Классно! и спасибо за фото!
Самое интересное, что столько раз тоже проезжали Крым вдоль и поперек, но из вашего отчета узнали о новых прекрасных неизведанных нами ранее местах!

Автор, не берите в голову отрицательные отзывы. Ваш сын на фотографиях не выглядит изможденным и грустным,главное он доволен, моря в вашем путешествии предостаточно, ребенок накупался и прокачал мышцы на велосипеде. Немного спартанские конечно условия для такого малыша, но он стоически все перенес иначе вы не поехали бы в глубь полуострова, верно?

Лямин Виталий
Отзыв прекрасный! Папа молодец! Сын будет Вами гордиться! Отзыв очень понравился!!! :)