На перевал Дятлова на мотоциклах

На перевал Дятлова на мотоциклах

30.09.2019 | 12735 просмотров

Объездив всю Россию с запада на восток, а некоторые ее места не по одному разу, десятки тысяч километров, год назад я стал задумываться о смене класса мотоцикла. Путешествовать по дорогам стало скучно. Подтолкнула меня к размышлению об этом поездка на мотоцикле по Монголии. Красивая страна с самобытной культурой открывает просто безграничные возможности для путешественников, не боящихся съехать с асфальтовой дороги в степь. Окончательно убедило меня в смене класса мотоцикла приглашение от мотоклуба «Сармат» г. Урай принять участие в экспедиции на перевал им. Дятлова на мотоциклах — «Дятлов треффен».

Перевал Дятлова — место загадочной гибели девяти туристов из Екатеринбурга в 1959 году в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области. Существует множество теорий гибели турклубы Дятлова, привлекающей к себе внимание туристов и исследователей.

Покорение перевала им. Дятлова на мотоцикле требует хорошей физической формы и специально подготовленного мотоцикла класса «эндуро». Покупка и подготовка мотоцикла Кавасаки КЛХ 250, обучение и тренировка навыкам езды на новом для меня классе, покупка специального дополнительного снаряжения. Все лето мысли были заняты только предстоящей экспедицией, в подготовке к которой помог опыт пешеходного похода на перевал Дятлова летом 2016 года. И вот 10 августа, загрузив мотоцикл в прицеп, я выехал к месту старта экспедиции — поселку Вижай Свердловской области.

В августе 2016 года 9 человек из состава турклуба «Северный ветер» совершили пеший поход на перевал Дятлова. Из-за ограниченности во времени и удаленности от Сургута на сам штурм были отведены всего одни сутки. За 20 часов под проливным дождем команда турклуба пробежала 40 километров по пересеченной местности на пределе своих возможностей.

Поселок Вижай выгорел полностью после катастрофических лесных пожаров в 2010 году. За 9 лет на месте пепелищ стали появляться благоустроенные перевалочные туристические базы, готовые к приему туристов и зимой и летом. Каждый год тысячи туристов на лыжах, снегоходах, автомобилях, мотоциклах и пешком проходят через этот поселок, чтобы достичь своей цели — перевала Дятлова. Самые отчаянные из них идут еще дальше — на столбы выветривания Маньпупунер, считающимися одним из семи чудес России.

До старта экспедиции еще оставалось в запасе несколько дней, поэтому я просто не мог проехать мимо байкфестиваля «Взлетка» в г. Югорск, организуемого местным мотоклубом «Комсомольцы» 10 августа. Встреча с друзьями-мототуристами, посиделки у костра и рок концерт на сцене, посвящение в мотогазовики после экскурсии на градообразующую промплощадку ЛПКМГ — все прошло в доброй душевной атмосфере. Вечером следующего после фестиваля дня 11 августа я был уже в Вижае.

И «Взлетка» и «Дятлов треффен» входят в зачет норматива «Железная печень», придуманного и реализованного мной под эгидой байк-клуба «Райдо» г. Сургут. Для выполнения этого норматива необходимо посетить в течение года не менее 10 мотофестивалей. За 2 года нашивки «Железной печени» уже получили более 100 мототуристов из России, Беларуси и Украины. Впервые в 2019 году вручены две нашивки «Золотая печень» за 30 мотофестивалей с начала года. Обе нашивки защищены мототуристами из г. Санкт-Петербург.

Одним из основополагающих факторов успеха любой экспедиции является погода. Еще за месяц до треффена было понятно, что поездка будет непростой. Промежуточным пунктом и местом старта штурма непосредственно самого Перевала является «База Ильича», к которой из Вижая ведет 80 км дороги из бродов через бурные реки, болот и глубоких луж. В запасе у организаторов было 2 дня, которые пришлось потратить на ожидание спада уровня воды в местных реках после проливных дождей накануне. Экспедиции на машинах приезжали и уезжали ни с чем, все, кто прошел броды до подъема воды, ждали эвакуации на другой стороне рек. Даже заблаговременно купленный Сарматовцами и подготовленный к бродам ГАЗ-66 «шишига» заливало по самую кабину. Не так страшен уровень воды, сколько сила течения рек. В таких условиях говорить об экспедиции на мотоциклах было бессмысленно. Уже приготовившись выйти на маршрут и проверив с вечера уровень воды в реке Вижай, наутро были сильно озадачены подъемом воды сразу на полметра. И вода продолжала прибывать. Экспедиция оказалась под угрозой.

14 августа дожди прекратились и вода в реках стала медленно падать. Было решено, несмотря ни на что, назначить старт на утро 15 числа, взяв для подстраховки местный а/м Урал, водителя которого пришлось убеждать в проходимости рек. Одним из доводов стали ожидавшие его уже несколько дней на Тошинке (самой быстрой и глубокой из четырех рек) двенадцать квадроциклистов.

Пройдя в сцепке с Уралом через реки Вижай и Тошинку, дальше путь мы продолжили уже сами. Все броды через реки мотоциклы пришлось перевозить в кузове шишиги, выгружая оттуда вещи. Приехали на «Базу Ильича» уже глубокой ночью все мокрые и уставшие. Апофеозом всего марш-броска стала порвавшаяся на одном из мотоциклов за 100 метров до финиша цепь. Ничего не оставалось как дотолкать мотоцикл до базы руками. Сил хватило только на установку палатки. На утро был назначен штурм до перевала Дятлова и обратно.


16 августа в 10:40 с базы Ильича на штурм перевала Дятлова вышло четыре мотоцикла, один квадроцикл, 8 человек в двух машинах и 8 человек по пешеходной тропе. Все, за исключением наших пешеходников, планировали доехать до перевала и вернуться обратно в тот же день. Дорога к перевалу представляет собой вырубленную в горном лесу тропу, спускающуюся и поднимающуюся от ручья к ручью. Основную сложность для мотоциклов представляют скальные выходы с курумником (хаотично разбросанные камни), грязевые ловушки и мокрые корни деревьев в бегущих прямо по дороге ручьях. Падать и поднимать мотоцикл просто только первые 10 раз. Потом это превращается в испытание. Ушиб при падении не самое страшное. Гораздо хуже сломать ручку сцепления или ножку переключения передач.

Каждый из участников поехал в своем темпе. Машины, поначалу быстро обогнав мотоциклистов, в середине пути сильно отстали. Практически весь путь — 25 километров от базы до перевала штурм проходил в соло режиме. Коробка передач все время работала на первой скорости. Через каждые два-три километра приходилось останавливаться, чтобы отдышаться и прийти в себя. Сил придавали огромные следы медведя, четко различимые в мокрой грязи и петлявшие прямо на дороге.

Изба в кедровнике, стоянка красного запорожца, березовая роща. Вот уже закончился лес, и начался подъем по рассыпанным то тут, то там камням. Переднее колесо все время норовило подняться к небу. Аккуратность и сосредоточенность. Отдых через каждый километр пути. Спустя ровно 5 часов после старта, вот он — перевал Дятлова. Погода радовала как никогда до этого. Солнце заливало равнину, раскинувшуюся далеко-далеко внизу. Казалось, что, если зайти за Холатчахль, можно увидеть столбы Маньпупунера.

Для меня такой формат мероприятия был открытием. В столь отдаленном месте на Северном Урале собралась команда людей разносторонних и разного уровня и отношения к туризму. Но было интересно и здорово. Ведь твой опыт мог пригодиться другим, и это круто. Такие мероприятия нужны и важны. Рассказывает мотоциклист Бахарев Антон — один из участников экспедиции, член Российского географического общества из г. Нижневартовска.

Из шести мотоциклов, выехавших из Вижая, до перевала Дятлова дошло только три. Впереди общая фотография и спуск до базы Ильича. Началась длинная дорога домой. Снова падения, кувырки через руль, поломки и вытаскивание мотоциклов из ловушек. Последние километры показались самыми простыми — если по дороге течет ручей, значит дно ровное и можно расслабить руки. От избы в кедровнике до базы Ильича последние шесть километров уже не ехали — летели. Летели из последних сил все так же на первой передаче. Лучи фар в ночном лесу выхватывали знакомые силуэты реликтовых деревьев с длинными нитками мха на ветвях и вот за поворотом прямо поперек дороги показался глубокий и быстрый ручей с питьевой водой. Значит, до базы осталось совсем немного.

Суббота 17 августа выдалась солнечной и жаркой. Эвакуация мотоциклов, не доехавших до перевала и оставленных в лесу, сбор лагеря, помощь в ремонтных работах автомобилям. Наконец в 16 часов тронулись в обратный путь. Забрав на Ауспии пешеходную группу, в 19 часов рванули с последними лучами солнца до Ушмы, где заночевали у местного охотника манси — Степана Николаевича, от которого уже за кружкой чая мы узнали об истории поселка, местных обычаях и жизни аборигенов.

Когда-то густонасленный поселок Ушма служил местом проживания персонала, расположенного неподалеку лагеря немецких военнопленных «Северный - 2». После ликвидации лагеря поселок постепенно пришел в упадок и сейчас заново отстраивается властями специально для исчезающего мансийского народа.

Обратная дорога всегда проще и быстрее. Уровень воды значительно упал, все дни в дороге резко контрастировали с днями ожидания в Вижае — солнце грело по летнему жарко и с неба не упало ни капли дождя. Все реки кроме Тошинки мотоциклы проехали своим ходом. Несмотря на низкий уровень воды, сильное горное течение не давало расслабиться и приходилось помогать друг другу, удерживая и толкая мотоциклы перед собой. Оставшиеся километры до Вижая пролетели просто незаметно практически без потерь — во время переправы через Тошинку утопили одну из машин. Оставив команду реанимировать внедорожник, в 16 часов вечера 18 августа финишировали в Вижае.

Торжественное награждение всех участников похода, баня и застольные посиделки вечером того же дня стали апофеозом всего мероприятия «Дятлов — треффен», организованного мотоклубом «Сармат» г. Урай.

Вероятных версий гибели тургруппы Дятлова существует довольно много. Уже в самом Вижае один из местных жителей поделился своей версией гибели туристов. В то время над Уральским хребтом проводились испытания баллистических ракет с ядовитым топливом, ступени которых в местных горах находят до сих пор. Запуск из казахских степей с выбором цели на полигоне Новой Земли как раз охватывал местные края. Одна из ступеней, отделившись от ракеты, стала падать в район нахождения группы Дятлова, вырабатывая остатки топлива и выжигая весь кислород в радиусе километра. Почувствовав удушье, туристы предприняли попытку спастись из опасного района. Кто не погиб от удушья сразу, позже замерз, пытаясь вернуться к палатке или сидя у костра. Помимо тургруппы Дятлова погибло еще несколько групп, смерть которых не вызвала такого большого резонанса. Так же постоянно гибли местные охотники манси, а в лесах находили большое количество мертвых животных.

Погрузив мотоцикл в прицеп, выехал из Вижая в 6 утра для того, чтобы уже в 23 часа разгрузить его в родном гараже. На память об экспедиции остались добрые воспоминания и новые друзья. Страницу покорения перевала Дятлова на мотоцикле можно перевернуть и открыть захватывающую книгу мотопутешествий на новой странице.


Дром

Комментарии

16270970
Куда только не заносит людей за дополнительной порцией адреналина, да и технике такое испытание не предусматривали изготовители.
42
4
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 344
Вот это действительно формат, который заставляет поднять свою задницу и покорять новые вершины. Класс.
Кто, если не я, Когда, если не сейчас.
51
3
Ответить
swarm
Сургут
Достал общую фотографию всех, кто доехал из нашей команды
43
1
Ответить
 
там где бАбры
Сообщений: 7152
swarm
Достал общую фотографию всех, кто доехал из нашей команды
А что это там на останце, памятник или ступа?
Дом человека - его крепость, но его святыня - гараж.
3
 
Ответить
swarm
Сургут
пинта
А что это там на останце, памятник или ступа?
Памятник с звездой
1
 
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 788
Я на KLX по Алтаю поколесил, думаю и Урал бы осилил. Слабоват, только он.... Автор, что-то маловато фотографий?
Ищи, продавай машину на auto.ru и auto.ngs.ru
6
2
Ответить
Кавалер ордена "Железная печень" - звучит гордо... мда))
22
1
Ответить
Что за слово Треффен?!
На немецком treffen - встречаться
Das Treffen - встреча
Чем наши слова не угодили?
29
1
Ответить
     
Башкирия
Сообщений: 3548
Про гептил это не одна из версий, это основная версия гибели дятловцев
мыши тупые они всегда поддакивают
Мой отзыв: Mazda 626 2001
12
29
Ответить
Таки надо было до Маньпупунёра ломиться
2
1
Ответить
swarm
Сургут
Georgy Baklan
Таки надо было до Маньпупунёра ломиться
По времени ограничение. С утра на работу )
Плюс разрешение на проезд на столбы разбирают еще в марте. Иначе штраф и депортация с конфискацией )
2
 
Ответить
16585780
Вот это да!
Экстрим!

И не страшно этим ребятам в далёкий путь на мотоциклах пускаться..
Ведь всякие опасности..
1
1
Ответить
swarm
Сургут
LexaNSK
Я на KLX по Алтаю поколесил, думаю и Урал бы осилил. Слабоват, только он.... Автор, что-то маловато фотографий?
Как разбогатею обязательно куплю клх450 вторым мотоциклом. Надежность выше всяких похвал.
К сожалению эндурик пришлось на днях продать. Пересаживаюсь на турэндуру
1
1
Ответить
swarm
Сургут
Алекс Ткаченко
Кавалер ордена "Железная печень" - звучит гордо... мда))
:)
 
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8631
Река всю жизнь Тошемка называлась
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
6
 
Ответить
swarm
Сургут
Scout66
Река всю жизнь Тошемка называлась
Согласен. Мое упущение
 
 
Ответить
александр
Томск
очередные дятловы !
5
16
Ответить
александр
Томск
если уж так - по честному !
 
7
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1580
Класс! Только фотографий бы побольше. А насчет "выгоревшего на километр" кислорода.. уж, простите, )).
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
27
 
Ответить
Игорь
Краснодар
swarm
Как разбогатею обязательно куплю клх450 вторым мотоциклом. Надежность выше всяких похвал.
К сожалению эндурик пришлось на днях продать. Пересаживаюсь на турэндуру
Подскажи, чем KLX450 интересней XR400.450 от Хонды? Хонда по надежности точно лучше, в чем фишка кавы? сам собираюсь взять хард эндурик и очень эта тема интересна
 
1
Ответить
  
Ташкент
Сообщений: 15259
Популярность перевала невероятно возросла, сотрут скоро перевал в 0,0 м)))
7
 
Ответить
swarm
Сургут
Игорь
Подскажи, чем KLX450 интересней XR400.450 от Хонды? Хонда по надежности точно лучше, в чем фишка кавы? сам собираюсь взять хард эндурик и очень эта тема интересна
Понятия не имею. Я в эндуриках не разбираюсь )))
2
 
Ответить
yakushev
Пермь
LexaNSK
Я на KLX по Алтаю поколесил, думаю и Урал бы осилил. Слабоват, только он.... Автор, что-то маловато фотографий?
Зато какие видео.
1
 
Ответить
14612365
Молодцы ребята!..
2
2
Ответить
Ivanyc1
Класс!
1
2
Ответить
16585780
Как им не страшно...
 
 
Ответить
     
г. Выхлопдар
Сообщений: 3163
tuzek
Про гептил это не одна из версий, это основная версия гибели дятловцев
Есть версия, что был объёмный взрыв паров этилового спирта в палатке. Спирта было много у ребят.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
2
12
Ответить
  
Резиновая Столица Деревень
Сообщений: 9977
"Одна из ступеней, отделившись от ракеты, стала падать в район нахождения группы Дятлова, вырабатывая остатки топлива и выжигая весь кислород в радиусе километра. Почувствовав удушье, ......"

ракета не может выжигать кислород в радиусе километра, потому что ей не нужен кислород, так как внутри ракеты есть свой окислитель
19
2
Ответить
АМК
Игорь
Подскажи, чем KLX450 интересней XR400.450 от Хонды? Хонда по надежности точно лучше, в чем фишка кавы? сам собираюсь взять хард эндурик и очень эта тема интересна
KLX450 это не мотоцикл а спортинвентарь. Причем не лучший.
1
 
Ответить
АМК
На мотоциклах - это значит не налегке с джипами сопровождения. Ну доехали и молодцы. Можно нашивки себе заказать.
У всех разные возможности и разное здоровье. Не все могут так как оффроудпиплы , ну это и не нужно.
2
2
Ответить
АМК
Александр Дудин
Что за слово Треффен?!
На немецком treffen - встречаться
Das Treffen - встреча
Чем наши слова не угодили?
Это заимствование от немецкого фестиваля Элефант Треффен. Вот наши и называют свои междусобойчики различными треффенами.
1
 
Ответить
 
Новороссийск!
Сообщений: 8034
Автор хорошо скатался, красивые места, а вот про версию гибели группы - это, конечно, одна из. На самом деле все было иначе, и хорошо объяснено в большом исследовании. Всякая чушь про секретные ракеты и шаманские ритуалы вызывает смех да и только
SH5 - познакомил
BPE - эксплуатируем
Tempora labuntur tacitisque senescimus annis
10
1
Ответить
 
Владивосток
Сообщений: 6345
Игорь
Подскажи, чем KLX450 интересней XR400.450 от Хонды? Хонда по надежности точно лучше, в чем фишка кавы? сам собираюсь взять хард эндурик и очень эта тема интересна
У меня kmx с 93го года владею, От хонд ваших уже и памятники сгнили )
1
2
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 15107
tuzek
Про гептил это не одна из версий, это основная версия гибели дятловцев
гептил умеет ломать кости?
Все действия выполняет сознание
А вот направление этим действиям задает подсознание
7
1
Ответить
Игорь
Краснодар
Ваше Величество
KLX450 это не мотоцикл а спортинвентарь. Причем не лучший.
а вот какой лучше? у меня из головы не выходит легенда XR650R, но она вообще мне не подходит ни по задачам, ни по моей комплекции, нужен крепкий наездник массой под 100 кг и пески сахары, чтобы использовать этот мот, а я вешу всего 70-ть и хочу катать по лесу, горам и речкам, при чем не на скорость, а так, скорее как триал, чтобы было время головой по сторонам повертеть - красоты посмотреть, что под мои задачи посоветуешь?
 
 
Ответить
     
Башкирия
Сообщений: 3548
вес 85 кг
гептил умеет ломать кости?
хз, я почему-то этому верю. Я в тех краях бывал давненько, вроде как знаю того мужика
https://www.youtube.com/watch?...
мыши тупые они всегда поддакивают
1
1
Ответить
АМК
Игорь
а вот какой лучше? у меня из головы не выходит легенда XR650R, но она вообще мне не подходит ни по задачам, ни по моей комплекции, нужен крепкий наездник массой под 100 кг и пески сахары, чтобы использовать...
До 100 кг это только двухтактники , но они резкие и запас хода невелик. Зато можно топить в речке. Эндуро делятся на те что с номерами и ПТС (то есть двойного назначения) и те что возить в прицепе. Хотя во Владике и на мотоплуг можно ПТС получить.
Для туризма лучше всего подходят японские 250 4т такие как XR, Djebel, TTR.
Из "тяжелых" DR650 и KLR650 -они заточены под долгую езду.
XR650L и XR650R высокие, тяжелые в лесу и не очень приспособлены для долгой комфортной езды (слабая фара, нет спидометра нормального, вибрация итд).
Поэтому для неспешной езды на природе я бы посоветовал DR650 или Каwasaki KL250 supersherpa или те же джебели и ТТРы. Не желательно брать без электростартера, иногда сил завести просто не остается. Но и XR400R и XR650R с маленьким ростом и в зыбком грунте где нет дерева чтобы прислониться заводить целая проблема.
Лучшим для невысокого роста и веса наверно является Yamaha WR250R ( а не WR250F) но ее надо брать новой потому что ремонт ой как недешев.
Про КТМ и Хускварну ничего не пишу потому что они не всем по карману в покупке и содержании, а китайские иотоциклы слишком дешевы и в основном из сыромятины хотя некоторым удается на них попутешествовать.
Вообще рост и вес тем меньше влияют на езду чем выше мастерство наездника. Потому как силу прикладывать к управлению мотоциклом бессмысленно - мотоцикл всегда сильнее.
8
 
Ответить
 
Ростов-на-Дону
Сообщений: 156
Автор - молодец!!!Хорошее событие - посещение такого места. Хороший рассказ. Удачи в дальнейшем. Чтобы было море планов и были деньги, время и здоровье их воплощать в жизнь!!!
Мои отзывы: Nissan Murano 2018, Honda CR-V 2011
4
2
Ответить
Игорь
Краснодар
Ваше Величество
До 100 кг это только двухтактники , но они резкие и запас хода невелик. Зато можно топить в речке. Эндуро делятся на те что с номерами и ПТС (то есть двойного назначения) и те что возить в прицепе. Хотя...
ну нифига себе, спасибо за развернутый ответ, продолжаю погружать в тему. Думаю, что по дорогам в нашей стране на мотоцикле ездить черевато, поэтому думаю брать прицеп и добираться до всех красот на машине, там разбивать лагерь и уже катать, поэтому запас хода для меня не критичен, но зато как ты говоришь, у них маленький вес, что для новичка, да ещё легкого как я будет само то - а то получается, что для меня любой мотоцикл всегда сильней))) из 2Т стоит смотреть на 250? как у них с низами? Предполагаю, что на начальном этапе скоростей у меня не будет, препятствия не смогу проходить ходом, скорее это все будет в натяг, поэтому низы ОЧЕНЬ важны
 
1
Ответить
АМК
Игорь
ну нифига себе, спасибо за развернутый ответ, продолжаю погружать в тему. Думаю, что по дорогам в нашей стране на мотоцикле ездить черевато, поэтому думаю брать прицеп и добираться до всех красот на машине,...
250 или 300 2т но только эндуро а не кроссовый. С низами у эндуро 2т вроде ничего, главное не чихнуть ненароком ))
На ютубе и других ресурсах есть различные обзоры мотоцмклов, только отечественные лучше не смотреть.
https://vimeo.com/152703960
1
1
Ответить
9358720
tuzek
Про гептил это не одна из версий, это основная версия гибели дятловцев
Это бред сивой кобылы
6
2
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Круто. Отчаянные ребята.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром