|
Первые дни августа в Ленинградской области традиционно ознаменовались хреновенькой погодкой без малейшего намёка на лето, но дождя всё-таки не было, и поэтому я решил, что стоит пополнить мой «Дневник лифовода» новой главой, а сайт Дром.ру — новой статейкой о небольшом путешествии в страну населённую исключительно русофобами и агрессивными солдатами НАТО Евросоюза — Эстонию. Ленинградская область граничит с двумя странами Евросоюза, на своем электромобиле Ниссан Лиф я уже неоднократно ездил в Финляндию, добирался даже до столицы — Хельсинки, а вот в Эстонию пока не доводилось. Что ж, настало время заполнить и этот пробел.
Для тех, кто уже занес руку над клавиатурой, чтобы написать, что электромобиль — это городская машина, не для дальних поездок и, вообще, не для наших реалий т.п.: не теряйте время, лучше напишите, что лёд — холодный, а вода — мокрая, может быть, кто-то ещё не в курсе. То, что на данный момент в российских условиях электромобиль — это машина для городского цикла «дом-работа-дом», знают все, да я и сам об этом писал. Но я же не буду писать и снимать видео о том, как я уныло езжу на работу и обратно 5 дней в неделю, вы ж такое читать не будете, а смотреть тем более))).
Для тех, кто не любит чтение, все злоключения есть на видео в двух частях, там же разбор достопримечательностей, добро посматривать:
Итак:
Ближайший от Питера и Гатчины эстонский населённый пункт — город Нарва — находится на расстоянии чуть больше 130 км от моего дома, в паре километров от границы уже начинается рай для электромобилиста-лифовода — куча быстрых зарядных станций на максимальном расстоянии друг от друга в 60 км. В общем, всё, как и во всей остальной Загнивающей. Но везде есть свои особенности: в Финляндии, например, куча зарядных станций, платных и бесплатных, принадлежащих разным фирмам и сетевым ритейлерам, разных типов, с абсолютно разными способами включения. Во время поездки в Хельсинки я вдоволь наелся этих сука разносолов, поэтому захотелось стабильности и унылого казарменного однообразия. Забегая вперед, скажу, что я его получил, но это никак не было связано с зарядкой электромобиля.
Итак, чтобы поехать в Эстонию на электромобиле, необходимо вступить в ЛДПР совершить ряд ритуальных танцев с бубном ещё задолго до поездки. Стоит сказать, что сеть зарядных станций для электромобилей в Эстонии контролируется одной фирмой-монополистом «ELMO», все станции одного типа и все без исключения платные. Немного дешевле, чем в Финляндии, но, если переводить на цену нашего бензина, то ехать на электричестве получается чуточку дороже. Однако, если переводить на ИХ цену бензина, получается значительно дешевле. Дело в том, что топливо в странах Евросоюза в среднем в 2 с лишним раза дороже, чем у нас. Я не видел эстонских заправок и не могу сказать точно, сколько у них стоит бензин, но про Финляндию могу сказать однозначно — на наши деньги более 100 рублей за литр 95-го. Наверное, отчасти поэтому электромобили там более распространены.
Впрочем, мы отвлеклись. Чтобы заряжать электромобиль в Эстонии, нужно подписать с этой фирмой «ELMO» договор и получить зарядную карту. Для жителей Эстонии проблем никаких, а вот для россиян имеются определенные трудности, их нужно решать индивидуально с помощью электронной почты и сайта этой фирмы. Не буду вдаваться в подробности, кому это действительно интересно, зайдите на их сайт, выберите в настройках русский язык и изучайте.
Итогом переписки с этой конторой лично для меня стало письмо, густо облепленное почтовыми марками (стоимостью суммарно около 5 евро), в котором лежала заветная карта:
Что ж, карта есть, я в полной уверенности, что поймал бога за бороду и вся Европа у моих ног, выдвигаюсь в путь. До пункта назначения 130 с небольшим километров, автомобиль Ниссан Лиф 2013 г.р. с остаточной ёмкостью батареи чуть больше 70%, показывает мне, что я проеду максимум 116. Значит, нужно будет искать где-то небольшую дозарядку. Есть, конечно, вариант поехать через посёлок Терволово, где среди свиней, курей, коров и навоза зачем-то стоят аж две зарядные станции Тип2, которые, как я уже ранее убедился, работают, но не активируются новой картой Ленэнерго (есть вероятность запустить станцию по звонку, дистанционно, но это только в теории). К тому же, если ехать из Гатчины, это получается крюк почти в 15 км. Поэтому решено было ехать через Волосово, по просёлочным дорогам и уповать на то, что по пути встретится добрая душа с розеткой.
Добрая душа нашлась непосредственно в н.п. Волосово, традиционно этой душой оказался сотрудник АЗС, а в роли АЗС в этот раз выступил автозаправочный комплекс «Петергофская нефтебаза». Там, в боксе для воды, как это часто бывает, уютно расположилась внешняя розетка 220В с правильным заземлением. Сам АЗК был закрыт на пересмену, но копошащийся неподалёку в компрессоре для подкачки шин сотрудник дал мне добро на использование этой розетки, я воткнул зарядный кабель, синий светодиод под лобовым стеклом ожил и весело заморгал.
Тут у критически настроенного пытливого читателя может возникнуть вопрос вроде: «А чегой-то ты такой типа электрический, бензином не заправляешься, всем АЗС факи показываешь, Игоря Иваныча не любишь, а чуть что, так сразу за розеткой на АЗС, а?». Действительно, я неоднократно обращался за подзарядкой именно к сотрудникам различных АЗС, например, вот и вот.
Объясняю почему: АЗС по жизни должны мне и всем остальным электромобилистам, как земля колхозу. Не потому, что на протяжении долгих лет мы носили туда тысячи и тысячи кровно заработанных денег (хотя и поэтому тоже), а по одной простой причине: начиная с 1 ноября 2016 года каждая(!) АЗС в России должна быть оснащена станцией для зарядки электромобилей. Что? Нет, это не горячечный бред ударенного током электромобилиста, это Постановление Правительства Российской Федерации, на минуточку. Аж от 28 августа 2015 года. Подписано аж самим жалким Дмитрием Анатольевичем. Кто не верит, тому пруф.
Понятно, что это Постановление Правительства, как и многое, что делается у нас в правительстве, Государственной Думе и прочих органах власти, делается через задницу одно место, поэтому в этом постановлении не указано, какая на каждой АЗС должна быть зарядка: быстрая, медленная, платная, бесплатная, тип, размер, цвет и прочие характеристики. Кроме того, этим постановлением даже не предусмотрена никакая ответственность для нерадивых торговцев чёрным деревом продавцов черной жижи за невыполнение требований этого постановления, чем они с успехом пользуются, положив на него гигантский болт с нанорезьбой. Вот такая история.
Поскольку Дмитрий Анатольевич ничего не сказал о том, что АЗС должны заряжать меня бесплатно (хотя и обратного он тоже не сказал), в качестве платы за потреблённое электричество я обычно покупаю на этих АЗС какие-нибудь плюшки по их АЗСовским, конским ценам. Так что, пишущие «ой как так можно, воруешь электричество, разоряешь бедных голодающих нефтяников, как не стыдно, ай-яй-яй!» и прочую чепуху — сразу мимо.
Итак, пока мы обсуждали эту животрепещущую тему, электромобиль Ниссан Лиф подзарядился процентов на 10, что позволяло с оптимизмом смотреть в будущее; чашка кофе выпита, батончик-мюсли съеден, погнали дальше. Дорогу описывать смысла нет: обычная дорога, немного убитая, с ж/д переездами, унылыми деревенскими пейзажами за обочиной. Немного интереснее началось перед подъездом к Ивангороду. Кстати, забыл сказать: Нарва и Иван-город — это близнецы-братья, два города-крепости, стоящие на разных берегах реки Нарва, по сути, один город, разделённый рекой и российско-эстонской границей. Иван-город наш, российский, Нарва — их, эстонский. Как позже выяснилось, это не совсем так, но обо всём по порядку.
Так вот, при въезде в Иван-город обнаружился участок дороги протяженностью около 15 километров, на котором производятся дорожные работы. Прям капитальные: снимают асфальт, накладывают три слоя нового. Не подумайте плохого, я всегда за ремонт дорог, и именно этот участок всегда меня раздражал своей убитостью, было немного обидно за державу, ведь именно по этой фронтовой дороге в Питер въезжают туристы из Европы. Представляю, что они думали о стране и всех нас, когда, переехав границу, начинали трястись на наших традиционных колдобинах. Наконец-то решили исправить это позорище и слава Богу. Будем надеяться, что на ремонте именно этой дороги своруют не очень много, и она простоит хотя бы лет пять.
Так вот, ремонт дороги — это, конечно, хорошо, но вот электромобиль Ниссан Лиф с остатком заряда чуть больше 10%, едущий по подготовленной к укладке асфальта, залитой гудроном, липкой и тягучей как клей, дороге, так не думает. И его водитель, поминутно останавливающийся на участках с односторонним реверсивным движением, тоже. Однако, несмотря на повышенный расход энергии в таких условиях, до границы доехали без проблем. Само пересечение границы прошло без эксцессов, въехать в Эстонию по финскому шенгену можно без проблем, как и писалось на форумах. Разве что в очередной раз я убедился, что приложение «Граница онлайн», которое как бы должно показывать время, затрачиваемое на пересечение границы на данный момент, продолжает бодро всасывать. При его расчетном времени 16 минут, на прохождение всех кордонов у меня ушло около 45-50. В общем, смело пользуйтесь этим приложением, просто умножайте его цифры в 2-3 раза и всё будет хорошо.
Первый тревожный звоночек зазвенел при прохождении эстонского этапа границы. Тётка-пограничница, до этого бодро лепетавшая со своими коллегами на эстонской мове, взглянув на меня прозрачными как у воблы глазами, на чистом русском спросила:
— Вы на выезд бронировали?
— Это ещё чо за хрень? — хотел спросить я, но ввиду природной скромности и мягкого характера, ответил — Нет.
— Почему? — не отставала тётка.
— Потомучтоидитынахренвотпочему! — хотел ответить я, но опять же из-за скромности поинтересовался — Не знаю. А это что значит?
Тётка поняла, что я немного нервирован приграничными приключениями и вот-вот начну говорить с ней именно первыми вариантами фраз, поэтому дала мне какую-то бумажку, буркнув что-то типа:
— Вот туда надо будет заехать на обратном пути, там всё объяснят, счастливого пути.
Я взял эту бумажку, на которой был написан адрес, схема проезда и какие-то телефоны. Взял и положил на заднее сиденье. На обратном пути, так на обратном пути.
Ну что ж, я в Эстонии! Мне доводилось плавать в Эстонию (Таллинн) на пароме из Хельсинки, а вот на машине я здесь в первый раз.
Тревожно. Озираюсь по сторонам в поисках агрессивных русофобов и солдат НАТО, избивающих русскоговорящее население. Чо та не видать пока, продолжаю наблюдение.
Задача №1: Селфануться с городским знаком на центральной площади Нарвы: выполнено.
Задача №2: Зарядить свой электромобиль: вот тут-то и началось.
Началось с того, что зарядная станция, без труда найденная мной у торгового комплекса «FAMA», отказывается принимать мою карту. Да, ту самую, получение которой заняло у меня кучу писем в эту контору и пару месяцев ожидания. Не работает эта карта, хоть ты тресни. Позвонить на горячую линию фирмы «ELMO» тоже не получается, потому что номер короткий, без кодов и российский оператор Теле2 воспринимает его как чужеродный.
Что ж, идём в ТК «FAMA», покупаем местную сим-карту за 1 евро. Да, вот так просто, без паспорта, регистрации и СМС просто подходишь и покупаешь симку в любом киоске, вставляешь в телефон, он звонит. Видимо, здесь не принято бороться с терроризьмом, или это нас, в России, где-то нае..ли. Не суть.
Звоню на горячую линию фирмы «ELMO», на том конце провода говорят на чистом русском, выясняется, что я дебил и меня нужно лечить электричеством должен был, получив карту по почте, отправить им e-mail с сообщением о том, что я эту карту получил, после чего они её активируют. Я этого не сделал, поэтому могу убиться об стену, активировать её сейчас они не могут, ибо суббота, сотрудники, занимающиеся этим, не работают. Дистанционно включить эту станцию они тоже не могут, ибо, опять-таки, суббота. Извините, до свидания, держитесь там, хорошего вам настроения!
Всё. Приехали.
Немеет кончик языка, капельки пота стекают по спине и растворяются в резинке трусов.
Это конец.
Я проведу остаток выходных в этом логове НАТО, в окружении геев, содомитов и прочих русофобов (сейчас их вроде не видно, а вдруг они по ночам вылазят?). Увижу ли я когда-нибудь свою семью? За этими невесёлыми мыслями меня застал звонок из службы поддержки фирмы «ELMO». На этот раз на том конце провода была особь мужского пола, изъяснявшаяся на смеси ломаного русского и чуть менее ломаного английского. Договорились общаться на английском. В итоге общения выяснилось, что русские сотрудники фирмы «ELMO» своих не бросают и для клиентов, заключивших с ними контракт, есть резервная схема активации зарядных станций посредством СМС. Сотрудник надиктовал мне номер телефона и текст сообщения, я отправил СМС, и светодиод Ниссан Лиф подмигнул мне, как бы говоря: «Не сегодня. Прорвёмся!»
Уфффф!
Задача № 2 выполнена. Я не знал тогда, что это ещё не самая засадная часть поездки и что самое веселье ещё впереди. Но на тот момент, я, окрыленный успешным решением задачи зарядки, ничего не подозревая, бодрым шагом пошёл осматривать достопримечательности.
А посмотреть там есть на что.
Но первое, что бросилось в глаза — однообразная застройка 3- 4-этажными зданиями казарменного типа. Вот прям реально: 4-этажный дом, два подъезда, пожарные лестницы с торцов здания, два спуска в подвал/бомбоубежище. И ни единого балкона, лоджии, из наружных конструкций только козырьки над подъездами. И таких домов в Нарве большинство. Я готов биться об заклад, что это именно бывшие казармы, поскольку, будучи в прошлой жизни старым майором, я прекрасно знаю, как выглядит казарма: вот именно так, как я описал выше. В удивлении иду дальше.
Вот здание старой городской ратуши, например. Построена в 1669 году, древняя штуковина, вроде не сильно заброшена, даже висит табличка «Восстанавливается при поддержке Евросоюза», но вид у здания, как и у таблички, так себе: затертый, выцветший, запущенный. Но всё равно красиво.
Проходим ближе к набережной р. Нарва, там уже намного красивее.
Слева по берегу — наш, исконно-посконный, кишащий блинами, лаптями, матрёшками и медведями, Иван-Город со своей крепостью; справа — логово натовских агрессоров, исчадие содомии и русофобии — эстонский город Нарва. Выбирай, на чьей ты стороне?
На самом деле, оба эти города русские, да-да. За долгие часы пребывания там мне удалось услышать эстонскую речь только в объявлениях по громкой связи в супермаркетах и один раз непосредственно в Нарвской крепости, но я не уверен, что это была эстонская речь, а не финская или литовская, например.
Все до единого говорят исключительно на русском. О том, что это Эстония и вообще Европа, напоминают только флаги, номера машин, адресные таблички (они на двух языках) и цены в евро.
Сделав это удивительное открытие, иду дальше. Красиво всё-таки.
Главное здание Нарвской крепости: башня Германа или Длинный Герман, например. Очень внушительное строение, фотографии этого не передают, разумеется.
А вот еще одна достопримечательность — Шведский Лев.
Смущает не сам лев, таких в Питере пруд пруди, а надпись на шведском «Швеция помнит...»
Тут надо бы сказать, что до начала 18-го века Нарва принадлежала Швеции, потом Пётр наш, Первый, он же Великий, в ходе Северной войны решил её немножко забрать, пару раз чо та пошло не так, но с третьего раза вроде удалось, Нарванаш, всё такое. Потом произошло много чего, Российская империя слегка распалась, Эстония объявила независимость, Красная Армия хотела с этим поспорить, но неудачно. А в 1936 году, пользуясь минуткой эстонской независимости, какие-то местные шведские активисты взяли и поставили этот памятник льву. Во время войны этот памятник был разрушен, но в 2000 году, опять-таки, какие-то активисты его взяли и поставили обратно. Опять-таки, пользуясь минуткой эстонской независимости. Вообще, это как-то странно. По-моему, это то же самое, если бы мэрия Москвы разрешила французам поставить в центре столицы памятник с надписью «Можем повторить» или где-нибудь в Калининграде немцы поставили бы льва с надписью «Германия помнит». Хотя, скорее всего, это просто я чего-то недопонимаю.
Но хватит лирики, идём дальше. А дальше нас ждёт Александровская церковь — здание постройки конца 19-го века.
Несмотря на то, что построена она в честь православного российского императора Александра II, тем не менее, она лютеранская. Странно, конечно, но это так. Церковь, как и весь город Нарва, очень сильно потрепало и в Первую и во Вторую мировые войны. Но сейчас снаружи всё восстановлено, продолжаются внутренние отделочные работы.
Что ж, основные достопримечательности посещены, посещён ближайший супермаркет, закуплена пара пакетов санкционки, выдвигаюсь к машине. За время моего отсутствия машина зарядилась на 98% и самостоятельно выплюнула штекер ChaDeMo. 98% лучше чем 9, подумал я, радуясь, что мне всё-таки удалось зарядить мой Лиф. Рано же я радовался.
Взяв в руки бумажку, которую дала мне тётка на границе, кое-как разобрав, куда мне нужно ехать, я немного расстроился: дотуда почти 3 км, соответственно, столько же обратно, к приграничному КПП. Итого, на ровном месте + 5-6 км никому ненужного пробега. Ну и хрен с ним, поехали.
Приехав на место, обозначенное в бумаге, я увидел большую площадку, а на ней кучу машин, в том числе фур, электромобиль Mitsubishi i-miev, скромно заряжающийся от какой-то индивидуальной розетки, и будку с сидящим в ней человеком, который (на чистейшем русском, разумеется) сказал мне, что я должен заплатить ему 4,5 евро, чтобы меня поставили в очередь на выезд и ещё 0,7 евро за СМС-оповещение о том, что моя очередь на выезд подошла. «Хрень какая-то, в Финляндии такого нет», — подумал я, и с грустным вздохом полез за бумажником. И просто из приличия, на всякий случай, спросил у Хозяина Будки:
— А сколько примерно ждать своей очереди?
— Так, щас посмотрим по компьютеру, — сказал он, — так... так... ага... ну, примерно семь часов.
— Ъ@]чт]]с]}#б##@кк@**(#ск@%^, чего, бл...ь?!!!!! — хотел спросить я, но, помня о своем академическом образовании и природной скромности, уточнил, — простите, сколько?
— Ну, вот программа говорит, что семь часов, но вроде очередь сокращается, может, побыстрее получится.
— Это Вы не шутите сейчас? Это точно не тонкий эстонский юмор? — на всякий случай уточнил я.
— Нет. Да и я не эстонец, — парировал Хозяин Будки и обезоруживающе улыбнулся полным ртом жёлтых зубов вперемешку с золотыми.
Семь часов. Семь, Карл! Твою мать, семь, мать их, часов, мать их! Времени уже около 16:00, если прибавить семь, получится что-то ближе к полуночи, а это только выезд из предпропускного пункта. Примерно прикинув время, необходимое на пересечение границы, дорогу и возможную дозарядку, мне стало очевидно, что домой я попадаю только под утро. Пипец. Съездил, сука, в приграничный городишко. Купил колбаски…
Делать нечего, я в заложниках у этой страны, от меня ничего не зависит, мне можно только ждать и плакать. И надеяться, что все-таки очередь подойдёт побыстрее. Что делать, если у тебя в запасе несколько часов, а ты в небольшом городе, достопримечательности которого ты уже видел? Просто гулять. Вот и я, в ожидании своей СМС-ки, подъехал к набережной Нарвы и начал гулять. Кто-то из местных жителей сделал несколько фото моей прогулки по набережной, они потом утекли в сеть:
Шутка. Просто в комментах к прошлому рассказу кто-то написал, что весь мой рассказ состоит из старых мемов, я перечитал и не нашёл ни одного. Вот, исправляюсь. Пусть будет хоть один.
Кстати, набережная Нарвы с эстонской стороны — «Нарвский променад» это тут называется — весьма годное место для прогулок и проведения досуга: шикарный вид на обе крепости, велодорожки, песчаный пляж, тренажёры. С другой стороны почему-то не так, наверное, потому что там Духовность & СкрепыТМ.
Нагулявшись до тошноты и дрожи в коленках, я обошел все местные крупные торговые центры, поужинал в кафе, ещё раз обошел всю Нарву вдоль и поперёк. Прошло уже четыре часа, а СМС-ка так и не приходила. Так я понял, что насчёт семи часов это точно была вообще не шутка, и, подзарядившись напоследок у другой зарядной станции, поехал обратно на эту площадку. Буду ждать там.
Не буду живописать час с лишним моего стоялова в этом загончике, писать тут не о чем, грусть и тоска. Но все-таки семь часов оказались не семью, а пятью с небольшим, поэтому в десятом часу мне удалось оттуда вырваться. За минуту пролетев эстонский кордон, в ужасе забыв даже обналичить свой чек Tax-free, я помчал к нашему КПП, где простоял-таки полчаса или даже чуть больше, точно не помню.
Ура! Я дома, в России. То расстояние, которое я на машине преодолевал 6 часов, можно пройти пешком за 15 минут. Грёбаные границы, какой дебил их придумал?
Едем домой, время почти десять, лучше, чем двенадцать, конечно, но тоже не айс. Плюс ко всему ремонт дороги не закончился, 15 км реверсивного движения по одной липкой полосе, короче, до Кингисеппа я ехал почти час. Стоит ли говорить о том, что похолодало, пошёл дождь, и я простоял на ВСЕХ попавшихся мне ж/д переездах, даже тех, которые всегда считал нерабочими? Пришла беда — отворяй ворота, всё в кучу.
Зато АЗК «Петергофская нефтебаза» работает круглосуточно; воткнувшись в уже знакомую розетку, я зашел в здание АЗК, где повстречал мило дремлющего на стуле охранника и миловидную продавщицу. Уже другую, не ту, что была утром. Они, сука, уже успели смениться, пока я ездил. Попив чаю с госдеповскими печеньками, немного дозарядив свой болид, я поехал дальше. Доехал до дома уже во втором часу ночи, в расстроенных чувствах, уставший как конь. Нахрен такие поездки, конечно.
Из этой поездки я лично для себя сделал такие выводы:
Но если вы думаете, что я больше никогда туда не поеду, то, конечно, ошибаетесь. Поеду ещё как, и не раз, и доеду до Таллинна и ещё дальше, а там посмотрим. Поживём-увидим.
Всем спасибо за внимание, будут ещё путешествия, будут ещё статьи, фотки и видосы, поэтому читайте мой «Дневник лифовода», подписывайтесь на мой канал на ЮТубе, ставьте лайки, этим вы приближаете экологически чистое завтра нашей планеты.
Не переключайтесь!