|
Прочитав комментарии к своему последнему отчету, я честно написала в поддержку Дрома — мол, удалите отчет, он открыл портал в ад. Но к моменту получения ответа и я остыла, да и отчет удалять отговорили. Как водится, женщины состоят из сплошных противоречий, поэтому после истерики в духе «я больше никогда туда не напишу» почти через полгода я вновь здесь.
Начнем с того, что в марте я благополучно пересекла в обратном порядке всю Европу и вернулась в Мурманск. А в мае уже стояла в визовом центре Италии с анкетой на визу. Да только все сразу пошло не по плану — паспорт пролежал в консульстве больше месяца и был мною забран без визы в конце июня по большой надобности. Обидно было ужасно, но я упорно пошла подаваться второй раз в июле, повторно оплатив сборы и расходы на полет в Спб. О, мама мия, Санта Лучия — второй раз итальянцы сжалились и выдали мне полугодовой шенген аж с конца августа. Класс, поездке в Черногорию — быть!
Кстати, мерседес приболел уже в процессе обратного пути — стало тянуть выхлопными (как мне казалось) газами в салон. Разбиралась уже в России. Как водится, дилер предложил сдернуть двигатель и посмотреть, что с коллектором. Цена вопроса — около 500 000 рублей. Почки у меня всего две, поэтому в шлейфе газов я оказалась в новом сервисе Мурманска. Там было все красиво и даже наливали кофе. Тут бы мне надо встать и уйти, но я доверилась приятным людям и мне поменяли абсолютно рабочий датчик КРВД на такой же новый. Обожаю тратить 45000 просто так! Проблема не ушла, все развели руками.
Помог, как обычно, простой механик Андрюха. Соорудил конструкцию из проволоки с камерой, залез в пространство за двигателем и узрел, как сечет прокладка по пути к коллектору. В общем, все обошлось заменой резинки. Надеюсь, продержится. Привет мексиканским сборщикам!
Выезд назначила сама себе на 15 сентября. Если вы не верите, что женщины могут чуять другим местом, то чуть позже поймете, что так и есть. План-капкан мало чем отличался от предыдущего: Норвегия, Швеция, Германия и далее по списку до Черногории. И через месяц назад.
Тревожные новости начали приходить за неделю до выезда: ахтунг, немцы забирают авто на российских номерах, высаживают прямо посреди трассы (штрассе!) и ты со своими баулами бредешь в сторону Родины. Я, конечно, напряглась. Объехать Германию никак нельзя — паром из Швеции прямиком идет в немецкий порт, а сухопутная граница тем более упирается в страну пива и сосисок.
Начала планировать ночной бросок по Германии с въездом в Голландию. Признаю — это было одновременно и прекрасно, и тревожно. Прекрасно — потому что маршрут становился все заманчивее. Посмотреть еще по-летнему сочный Амстердам и окрестности, а потом можно и в Бельгию заехать, ведь Брюссель один из лучших городов, что я видела. Ну а Франция… В общем, мечты вели к уверенному нулю на карте, но мечтать-то не вредно и бесплатно.
В этот раз я ехала на 1-1,5 месяца, поэтому обошлось дело одним чемоданом и рюкзаком. Состав был интересный: фильтр для воды с кучей сменных блоков (в Черногории была проблема с покупкой, с нашествием наших и украинских сограждан фильтры стали буквально сметать с полок); заказы соседей (украинцам и россиянам — таблетки (ох уж эта наша советская привычка «излечи себя сам», и Европа со своими правилами отпуска медикаментов никак ее не излечит); фарфор 70-х (грешна, имею страсть к старине, а какой вкусный кофе из прозрачной на свет чашки!), а главное — спиртометры и виномеры поставщику качественного продукта Сергею.
В четверг вечером ушла с работы пораньше, все проверила миллион миллиардов раз и в радостном предвкушении спала почти ничего.
А дальше начинается все как мы любим. Ну, в смысле, как в целом происходит уже несколько лет, когда твой горизонт планирования составляет 10 минут. Но сначала была граница с Норвегией. Вежливый пограничник долго смотрел на мою свежую, «неоткрытую» итальянскую визу. «Вы понимаете, что должны заехать в Италию, мадам?» — «Я обещаю, что обязательно там побываю!» Штамп и я в Королевстве. Пограничника я не обманула.
И вот, традиционно встав на Circle (как будто из прошлой жизни) и взяв себе не менее традиционную черную воду, я решила новости почитать. Сказать, что я испытала шок — не сказать ничего. Финны закрывают въезд с 16 сентября! Да как так-то. Ну то есть, завтра я бы уже не въехала в Финляндию. Кажется, у меня открылся третий глаз (здесь должна быть реклама гадания на картах).
Если отбросить русский авось, то велика вероятность веерного эффекта. И даже если я проскочу всю Европу сейчас, то абсолютно не факт, что мне удастся это сделать через месяц в обратном порядке.
В общем, остановка на кофе затянулась. Буквально на ходу мой план развернулся на 180 градусов. В течение часа я звонила и писала разным людям, чтобы родился новый путь:
Я еду в Хельсинки. Оставляю машину на парковке. Пешком еду на пароме в Таллин. Покупаю там машину, которую давно просили привезти в Черногорию, но на эстонских номерах. На ней еду в Черногорию с заездом в Италию («мы, русские, своих не обманываем»). Ну а возвращаться буду самолетом — чего зря сейчас голову ломать.
Вот так, на заправке, был набросан маршрут, и я поехала в сторону Финляндии.
Остановка на традиционный Лохикейто и кофе в Лапландии.
Постепенно тревог становилось меньше. Ну, Финляндия. Ну, Эстония. А потом Литва, Латвия, вся Польша. Тварь я дражайшая или право имею) Есть один важный нюанс — с 2020 года я не имею телевизора. Совсем. Это бережет мою нервную систему, и я верю в хороших и плохих людей, а не в паспорта и правительства. Возможно поэтому я была в тихом предвкушении путешествия и дорог, после которых мы уже никогда не бываем прежними.
Знакомыми старыми маршрутами добралась до Рованиеми и позволила себе маленькую сказку — остановилась в деревне Санта Клауса. Зимой здесь никогда не было мест, а цены всегда были запредельными. Сейчас же почти все активности были закрыты, но атмосфера праздника чувствовалась — в фойе стояли наряженные елки, а работники ходили в забавных колпаках помощников Санты. Тут, наверное, надо сказать, что я впала в детство и попросила себе розовый Бентли, или, на худой конец, чтобы прокладка от механика Андрюхи продержалась подольше, но нет. Хорошей девочкой я не была, поэтому порция Джека со льдом и бронирование билета на паром до Таллина скрасили мой вечер.
Вот это новогоднее торжество на новый год по стоимости равно крылу от самолета.
В Хельсинки я приехала после обеда следующего дня. Нравится этот город. Такое сочетание моря и разумного подхода во всем. Скандинавы в этом лидеры, но и финны молодцы. Кстати, есть такая книга — «Лагом» называется, про шведское устройство. Подтверждаю, если некоторые принципы применять в обычной жизни в любой стране — жить становится на порядок легче.
В Хельсинки был классный отель. Когда ты на машине, приходится искать что-то с парковкой и не в центре, поэтому вдвойне приятнее прогуляться по городу. Выезд был только на следующий день, поэтому я впитывала в себя город как могла — я не знаю, когда я еще смогу вот так гулять по столице Финляндии.
Утром поднялась ни свет, ни заря и пошла разбирать вещи. Ведь план дал трещину, и я уже не могла вместить в руки все, что набрала с собой в машину. Так как осень в Европе предполагала еще вполне себе теплые дни, то почти все теплые вещи пришлось оставить в машине. Багаж неприятно оттягивал руки и спину, скорее с непривычки, потому что на машине его вес ты не чувствуешь, а летаю я давно только с рюкзаком (лагом!). Но спиртометры сами себя не довезут.
Потом пришлось понервничать — моя родственница, которая уже год живет в Финляндии, перестала отвечать на сообщения и звонки. А машину, как вы понимаете, я должна была оставить у нее во дворе. Когда время до парома неумолимо сокращалось, а я уже рыскала по финскому чату в поисках надежных людей, Лена наконец-то проснулась в прямом смысле этого слова. Поэтому «немец» был оставлен на долгое время в общем дворе квартирного дома в Хельсинки, а я помчалась на Убере в порт. Лена позвонила уже через 10 минут: «Давай скрутим номера, вдруг что». «Лена, на какой …?» Зачем, то есть. Но бывшая подданная РФ была непреклонна — вдруг что. Скрутила ведь!
Когда я была маленькая, бабушка в день отъезда на летнюю дачу просто сходила с ума. Поднималось давление, терялись документы и деньги, на вокзал мы приезжали за 2-3 часа. И что вы думаете? Вот я, 30+, начала испытывать первые симптомы. Ну, то есть на паром я прискакала как сайгак со своим чемоданищем за 2 часа. Прошла самостоятельную регистрацию за 5 минут и поняла, что с этим что-то надо делать.
Ребята, а какой классный пассажирский терминал! Я никогда не ездила по этому маршруту, да и чего особенного ожидать — в пути 2,5 часа. Но меня поразило здание (красивое), потом паром — огромный! Организовано тоже в лучшем виде. Но дальше я и вовсе испытала прилив благодати — пароооом! Кафе, рестораны, казино (проиграла 20 евро, зато сколько счастья), дьюти фри. Короче, лагом был задвинут до лучших времен, и я пила шампанское с видом на Балтику, смотрела на блики солнца и хотела все это сохранить в себе подольше.
Вот такой вид в ожидании посадки.
А как еще возместить страдания от невозможности рулить?
И вот он — Таллин. Была здесь один раз в 2017 году, на 8 марта приезжали на машине из Спб. Ох, ну и пробки тогда были на границе — предпраздничный день, все решили поехать в Эстонию. Часов 6 точно стояли. Сейчас же я вышла на пустую площадь и стала искать своих встречающих — людей этих я никогда раньше не видела и не знала, как и они меня. Но все прошло хорошо — меня встретили как родную и на несколько дней я стала жителем красивого городка. Семейная пара пенсионеров, живут в Таллине с 90-х годов, уже давно граждане Эстонии. Вдвойне было интересно послушать про жизнь местных. Оказалось, почти как везде — ругают правительство и повышение цен, радуются успехам детей и внуков. В общем, вечер прошел за знакомством, а на следующий день мы поехали по салонам.
Не смогла пройти мимо, ведь точно такая же была у меня в молодости)
Бюджет на покупку был обозначен до 10000 евро. Машина на автомате, универсал или хэтчбэк. Ну а дальше полет фантазии.
Такой классный. Электромобиль от Фольксвагена.
Объехав салоны с новыми авто в надежде найти достойный трейд-ин, мы перешли к босяцким вариантам типа «авторынки». Кстати, мои новые гостеприимные знакомые не говорят по-эстонски. И везде мы говорили по-русски. В общем, не буду вас томить — на первой же площадке я выбрала Пежо 5008, 2015 года. Даже на кожаном салоне! 8800 евро, дизель. Конечно, меня влекло к мини-куперам — старые незакрытые мечты. Но почему-то они стоят как чугунный мост даже 2012-2014 годов — около 14000 евро. Оформление в салоне заняло 10 минут, еще 10 минут — в местном «МФЦ». А вот потом случилось то, что всегда случается. Я пошла оформлять зеленую карту (страховку), а когда выходила, увидела ее — Инфинити! за 10000. Она была прекрасна. Я бы по-любому ее купила, уговорив конечных пользователей. Короче, расстроилась дико. Потом еще пару дней страдала. Вот так всегда! Купил — радуйся и не смотри ничего больше.
На следующий день был назначен выезд. Отъехав в 8 утра и собрав немного пробок, я решила поменять резину (был второй комплект и выглядел он лучше той, что была на Пежо). А вот тут уже общение было на английском — молодые парни не знали русского, а я эстонского. Колеса оставила у них же и тронулась в путь.
Эх, пряничная Прибалтика! Не считая той двухдневной поездки в Таллин, я не была в этих странах. Аккуратная Эстония сменилась Латвией — мне показалось, что она чуть беднее выглядит. Конечно, у первого же маркета я купила шпроты — они были великолепны. Литва показалась еще чуть попроще, но именно там я решила заночевать — смеркалось, до Польши немного не дотянула. Для ночевки был выбран Каунас. Раньше я смотрела видео одного рукастого мужика, который построил сам хаусбот и на нем отправился из Каунаса в Марсель. На ютюбе есть его путешествие. Так необычно — вчера ты смотришь чье-то путешествие, а сегодня уже сам стоишь в этом городе.
Просто Прибалтика за окном авто.
В Литве произошел забавный случай — мы с администратором отеля отчаянно друг друга не понимали на английском. Чувствую, что обе говорили плохо, поэтому вопрос с парковкой решали минут 30. Из-за этого прогулка по Каунасу была уже впотьмах. Побродила по Старому городу, было довольно пустынно. Выбрала по отзывам кафе, а там тоже никого. Даже жалко стало ребят — я знаю, какой это труд — содержать весь этот общепит, особенно когда нет клиентов. А еда была, действительно, очень вкусная.
Здание старое, а как они такие своды умудрялись делать?
Но если вы думаете, что из меня всю дорогу выходили бабочки и светился нимб над головой, то это не так. Утро началось с двух новостей, и обе они были так себе. Сначала заголосили датчики давления шин. Визуально было все нормально, но я два раза заезжала на заправку для подкачки. Стало понятно, что дело не в шинах, а в датчиках. Пока я раздумывала, что с ними могло произойти, Пежо решило показать весь свой характер в полной мере. Ну, конечно, загорелся чек.
Тут я сделала, как Саша Белый из Бригады — с криком «Да блииин» быстро прокручивала варианты развития событий. Радовало, что чек хотя бы не красный. В поведении автомобиля также изменений не было, хотя я начала слышать новые звуки вплоть до голосов предков с предупреждением: «Надо было инфинити брать».
Конечно, расстроилась, но не настолько, чтобы ехать в польский сервис. По-польски я знала только три слова: ежик, бобр и курва. Хотя не исключаю, что все три помогли бы мне в решении вопроса.
На польской условной границе был кордон из полиции. 3 полосы сузили до одной и внимательно смотрели на водителей. Мое эстонское спокойствие вкупе с «машиной домохозяйки» и эстонскими номерами встретили абсолютное польское равнодушие.
Итак, впереди был день Польши. Здесь началось лето — с каждым часом солнце светило все ярче и осенью даже не пахло. Очень масштабно раскинулись поля, прям аграрный рай. Мне хотелось посмотреть чего-то эдакого, но, как это часто бывает в моем возрасте, все свелось к покупке колбасы
Зато она была Краковской и под Краковом. Я съела ее всю в машине на парковке. Жалею, что взяла только одну — она реально вкусная! Краковская — мой продуктовый фетиш, типа как котлета с пюре и соленым помидором. Детские гештальты, как говорят сейчас на каждом углу. Уже на выезде из Польши я купила еще и конфеты «Птичье молоко» — надо бы изучить, неужели это польский рецепт?
В Польше ночевать не хотелось, тем более Чехия была уже совсем рядом. Но с ночевкой была прям какая-то проблема. Уже уставшая, я добралась до города Вышков (Вишков?), где и заселилась в скромный семейный отель (так было написано на Букинге). Интересно, что все чаще стали попадаться отели без какого-либо персонала — инструкцию присылают в сообщении и ты как в квесте — сначала ключ под ковриком, потом и машину во двор загоняешь. В общем, мне понравилось. Погода стала совсем теплой — даже вечером было около 20-23 градусов. Как и часто бывает в Европе, на улицах было пустынно, а в пабах немного шумели горожане. Спать!
Сегодня план был грандиозным — доехать до Италии. Честно, я не очень понимаю, поможет ли мне этот заезд. По совету девушки, которая занимается визами, я взяла чек из итальянского отеля и чек из кафе. То есть вроде, как и правда получила визу и добралась до Италии. Но это будет потом.
Сейчас проносились тоннели и горы Австрии. Как же она хороша! Кто помнит прошлый отчет, там я задавалась вопросом — как остаться тут жить, и ВСЕЛЕННАЯ послала ответ) И что вы думаете, и на этот раз ответик тот же пришел. Может, даже и дедуля тот же)
Кстати, на этой парковке у меня отвалился задний номер. От закрытия багажника. Я положила его рядом на землю и буквально на минуту отошла к водительской двери, чтобы взять кошелек и сходить за хомутами (дело было у Оби). Так вот в эту минуту ко мне подошла девушка и сказала, что мой номер отвалился. Потом я увидела, что она была на авто со шведскими номерами. Скандинав скандинава видит издалека.
Конечно, в этот раз Австрия пронеслась по автобанам и только издали манила меня своей сдержанной красотой. В эту поездку все было чуть проще — колбаса в машине, а штрудель на заправке. Но, боги, как же он был хорош!
На границе со Словенией я раскинула карту (открыла гугл) и выбрала маленький городок в Италии, почти на границе с Хорватией. Там я буду ночевать и на следующий день рвану до Черногории.
Описывать Италию словами — только портить. Тут только взмахивать руками и кричать — белиссимо! Отель был на берегу моря, но совсем недорогой. Администратор взяла мой паспорт и сказала, что у нее завис компьютер и все займет минут 10. Но я должна пройти в бар и попробовать приветственный напиток, ведь Пабло так старается. Пабло оказался бойким мужчиной лет 80 и сделал такой божественный апероль, что я просто вышла на крыльцо отеля, закрыла глаза и почувствовала то самое пресловутое счастье в моменте. Вот они тут почему все такие довольные — солнце круглый год, шум моря, божественные оливки и нет в голове монументальных вопросов — кто виноват и что делать.
Жалею, что не пошла купаться, хотя очень хотелось — встреча с морем всегда волнительна, и я всегда ее особенно замечаю на контрасте с Баренцевым. Но вечер был так хорош, что портить его мещанскими забавами не хотелось.
Ну что ж, вот и заключительный день перегона Пежо. Он все так же заводился и ровно работал, но чек и датчики по-прежнему переливались огнями. Делать нечего, надо ехать.
По Хорватии я решила ехать известным мне путем по автобану, скучно, зато быстро и предсказуемо. Море было где-то справа, а пока асфальт тянулся сквозь горы, и длилась эта монотонная дорога почти до Дубровника — потом она уходит в сторону Косово, а в Черногорию остается узкая дорога по отвесным горам. Хорватия дожала все свои вопросы и стала полноценным членом шенгенского соглашения, поэтому между Италией и Хорватией пограничный переход демонтирован. По традиции прошлой поездки, купила в ларьке мандаринов и прибыла на границу с Черногорией. Там впервые возникла небольшая заминка — возможно, пограничники удивились, что я на чужом авто, но вписана в аналог нашего СТС. А может, просто включили балканское «полако» («не спеши»), но оформляли меня одну по времени как 4-5 машин в соседнем окне. Но в итоге без досмотра и со штампом я въехала в Черногорию.
Черногория, южная часть страны.
Что было дальше. Диагностика Пежо показала, что есть проблема с мочевиной. Но она там не просто заливается, как в моего немца, а как-то хитро доливается при прохождении ТО. Можно срезать катализатор и перепрошить, тогда и чек гореть не будет. Но тогда машина перестанет соответствовать экологическим требованиям Евросоюза. В общем, конечные владельцы претензий не имеют, авто им понравилось. Особенно классным оказалось возить в нем 3-метровые железные пруты — входят идеально.
Обратная дорога была полна гедонизма и разврата: я купила билет за 27 евро (я в шоке) из Подгорицы в Милан, оттуда на поезде добралась до Рима и уже оттуда улетела в Хельсинки. Моя родственница не смогла меня проводить, поэтому уже второй раз за эту поездку мне пришлось прикручивать номера.
И вот, 3 ноября я въехала через МАПП Торфяновку в родную гавань, как говорится. Перед финской стороной выбросила коробки от небольших покупок, и все это оказалось зря — даже в машину не заглянули. А вот на нашей стороне встретили как полагается — загнали аж на яму. Не знаю, что они там планировали увидеть (возможно, ими двигал пример с турбиной самолета в аэропорту Махачкалы), но результатом были удовлетворены и около часа ночи я уже смотрела на ночные огни одного из самых красивых городов страны — Санкт-Петербурга.
Сегодня, дописывая отчет, что мы имеем? С финнами остался один работающий переход, как раз у меня в Мурманской области. Но и туда я не проеду на российских номерах, поэтому для меня он бесполезен. Хочу ли я продолжать путешествовать? «Но пока мне рот не заткнули глиной, из него будет раздаваться лишь благодарность».
Всем здоровья.