|
Итак, долго ожидаемое и планируемое путешествие завершилось. Можно подвести итоги и описать эту поездку. Поездка с турфирмой изначально в планы не входила. Первоначально для поездки планировалось арендовать шестиместный автодом и найти попутчиков такого же состава с похожими целями. Арендовать кемпер можно как в Санкт-Петербурге, так и в Финляндии. К сожалению, в Спб рынок такого рода ограничен, арендой и продажей автодомов занимаются только 3-4 фирмы («АвтоБавария», «Яхты на колёсах»). Цены достаточно высокие (7-8 тыс. руб. в сутки за шестиместный кемпер, 5 тыс. руб. в сутки трехместный). Все кемперы имеют дизельные двигатели и расход топлива (со слов менеджеров) около 10 л/100 км. Забегая вперед, цена на дизельное топливо в Скандинавии лишь ненамного ниже 95-го бензина, а на некоторых заправках они были равны.
Пункт с попутчиками реализовать не удалось, желающие поехать летом в «холодную» Скандинавию были, но по датам и по составу команды подходящих людей не нашлось. Поэтому было принято решение ехать на своём автомобиле. Из имеющихся в наличии — Toyota Funcargo 2003 г.в. и Mitsubishi Delica 2001 г.в. — после долгих раздумий был выбран первый. Основные соображения — хорошее качество дорог, и соответственно, невостребованность полного привода «Делики», и высокая цена на бензин в Скандинавии. Машине было присвоено гордое имя Фантик). Проведены регламентные работы (замена моторного масла и топливного фильтра). Пробег на момент отъезда составлял 119 тыс. км, из них по России 40 т. км. «Тойота» в очередной раз подтвердила высокое качество своих автомобилей: ни одной проблемы в течении поездки машина не доставила.
Состав команды был следующий:
Маршрут поездки: Спб — Стокгольм — Уппсала — Кольморден –Гётеборг — Осло — Берген — Тронхейм — Мушеэн — Торнио — Оулу– Спб.
Шенгенские визы для поездки были получены ранее. Это были финские визы, и по ним мы уже съездили в Финляндию с помощью питерской паромной компании St. Peterline (паром «Принцесса Мария», Санкт-Петербург — Хельсинки). Визы получены в финском визовом центре, стоимость трех виз составила примерно 9 тыс. руб. вместе со страховкой. Срок изготовления виз — десять дней, в моём случае были готовы через пять дней. Отслеживать готовность виз можно через Интернет.
Для упрощения доступа в шенгенскую зону решено было воспользоваться паромом «Принцесса Анастасия» той же компании, рейс Санкт-Петербург — Стокгольм. Длительность плавания одни сутки, отправление в 18 ч., прибытие также в 18 ч., но уже шведского времени. Швеция отстаёт по времени от Спб (и, соответственно, Москвы) на 2 часа. Стоимость автопакета с трехместной каютой В-класса (пятая палуба), завтраком и обедом (шведский стол) на второй день плавания составила около 12 тыс. руб.
Для походов по Стокгольму были заказаны Stokholm Card на 48 часов. Эта карта предоставляет бесплатный проезд на общественном транспорте (который в Стокгольме недёшев), бесплатный вход в 80 музеев Стокгольма, бесплатную теплоходную экскурсию. В мае и десять дней в сентябре ещё и бесплатный проезд на речных трамваях Hop-on-Hop-off. Также даётся скидка на экскурсии, в т.ч. и на русском языке. Карты были благополучно получены в паромном терминале Стокгольма Frihamnen. Сразу скажу, что карты себя оправдали с финансовой стороны + удобство пользования и перемещения.
4 июля — день отправления! Посадка на паром на Морском вокзале Спб прошла благополучно. Потребовали остаться в машине только водителю, Лина и Ксеня проходили таможню вместе со всеми пассажирами. Машина остаётся на закрытой автопалубе.
Российская таможня при Морском вокзале в Спб.
На пароме имеется небольшой концертный зал, несколько баров и кафе, ночной клуб ХХХХ, магазин duty-free, детская комната, сауна с бассейном. Сам паром не новый, видны следы эксплуатации.
Острова при подходе к Стокгольму.
Чайки рыбачат в кильватере парома.
Благополучно прибыли в Стокгольм. Выезжали из парома уже втроём; небольшая очередь машин перед таможней. Шведский таможенник, не здороваясь, получил через окно будки наши паспорта, поставил печати. Всё, не выходя из машины, таможня пройдена. Через автоматические ворота попадаем на территорию Швеции.
В Стокгольме мы забронировали номер в отеле «Sky Hotel Apartment», через booking.com. С помощью навигатора благополучно добрались до отеля. Он расположен в тихом жилом районе, недалеко от станции метро.
Метро в Стокгольме частично наземное, станции расположены часто, пользоваться удобно. И в целом, многое делается для того, чтобы люди пользовались общественным транспортом и велосипедами, но не автомобилями.
Вечером вышли погулять в районе вокруг отеля. Максимально сохранена природа, среди жилых домов остались деревья и скалы. Встретили двух чёрных кроликов, свободно бегающих на полянке среди жилых домов.
Номер был апартаментами, т.е. имел кухню со всем необходимым оборудование вплоть до вилок и штопора. Обставлен мебелью в стиле ИКEА, большая кровать, ребёнку дополнительная складная, но большая и широкая. Парковка отеля подземная, за дополнительную плату 200 SEK в сутки.
На следующий день, после завтрака (очень хорошего) в гостинице, взяв термос с чаем и перекусить, направились к метро на осмотр города. Начали с обзорной водной экскурсии. Отправлялся кораблик от городской ратуши (City Hall), которую мы и осмотрели, пока не подошел корабль.
После водной экскурсии пешком добрались до Королевского дворца, посмотрели смену караула, подземную сокровищницу шведских королей, и сам дворец изнутри и снаружи.
Погуляли по улицам старого города.
Затем речным трамваем (там стокгольмскую карту не приняли, 100 SEK наличными) добрались до острова Юргорден и в этот день успели посетить музей Aquaria. Добираться до этого музейного острова проще на метро и далее автобусом или трамваем.
Напоследок в этот день мы доехали до стадиона Globen возле одноименной станции метро. Выглядит стадион, как гигантский белый шар. Снаружи по нему двигаются две прозрачные кабины с туристами, поднимаясь до верхнего полюса шара. Таким образом, сверху открывается прекрасный вид на город.
На следующий день вновь вернулись на остров Юргорден, осмотрели традиционные туристические места:
Музей Астрид Линдгрен (Юнибакен):
Музей Васа:
Парк Скансен:
Вечером, забрав машину из гаража отеля, мы выехали на север, в сторону Уппсалы. На сегодня нашей целью был кемпинг недалеко от замка Скоклостер, с одноименным названием. Кемпинг расположен на берегу озера. Вода была тёплой, и пришлось в нём искупаться :). Расположились на полянке недалеко от ресепшн. Место для автомобиля и палатки стоило 160 SEK (курс шведской кроны к рублю 1:4,5 при расчете пластиковой картой, норвежской кроны 1:5,3).
Рядом с нами стояла шведская семья (муж, жена, две дочери и две собаки) с севера Швеции, из Умео, которые проводили тут свой отпуск. Во всех шведских кемпингах выдавали белые пластиковые карточки-ключи для доступа в сервис-хаус — кухня, санузел, душ. Принято тщательно убирать после себя — на кухне протирать стол и раковину, в душе — протирать пол специальной шваброй.
Об интернете: WI-FI имеется не во всех кемпингах, а там, где есть, может быть за дополнительную плату.
Кемпинги мы специально не бронировали, останавливались в тех, которые оказывались рядом вечером. В Швеции и Норвегии кемпингов большое количество, многие из них не обозначены на бумажных картах и на kamping.info. Значительно меньше кемпингов в Финляндии, где в один день перед въездом в Россию, пришлось отклониться на 25 км в указанный навигатором кемпинг. У нас было всё необходимое для походной жизни: четырехместная палатка, надувные матрасы, спальные мешки, раскладной столик и стулья и прочее. Планировали останавливаться в кемпингах в палатке при хорошей погоде, а при непогоде и при желании — в домиках, которые называются там cabin. С погодой нам везло всю поездку, дождь был только один день в Швеции перед Гётеборгом, и тот быстро кончился. В остальное время было тепло и солнечно, особенно в Швеции. Прохладно стало на севере Норвегии, где был ещё один дождливый день.
На следующий день по пути в Уппсалу, древнюю столицу Швеции, посетили старинный замок Скоклостер.
Далее в Уппсале побывали в ботаническом саду и оранжерее, рядом с которыми есть музей Карла Линнея.
Осмотрели старинную церковь с дорожкой святого Эрика; рядом есть погребальные курганы шведских правителей 6-10 веков. Недалеко от этих печальных мест на площадке отдыха мы перекусили дошираком из своих припасов. Воду кипятили на небольшой газовой плитке.
Далее в этот день нам нужно было добраться до сафари-парка Кольморден, что мы и сделали.
Дороги в Швеции прекрасные, на магистралях ограничение 110-120 км/ч. Шведы превышают, на 10-20 км/ч. Очень много пасущихся лошадей, много легковых машин с прицепами для перевозки лошадей.
Возле парка нашли большой кемпинг, First Camp. Один из дорогих кемпингов, стоимость места для палатки 340 SEK. Среди путешествующих очень многие перемещаются на кемперах (автодомах), как самостоятельно передвигающихся, так и в виде прицепа к автомобилю. Часто в кемпингах встречаются автодома на постоянной стоянке, которые используются как дачи. Часть туристов останавливается в кемпингах — в палатках или в домиках, которые там называются cabin. Палатки обычно большие, многокомнатные, с верандами, в рост человека, так что наша четырехместная выглядела маленькой.
На следующий день — сафари-парк Кольморден. Очень популярное место, приезжают множество людей, из разных стран. Состоит из двух больших частей: сафари-парк, где ранее можно было проезжать на своём автомобиле среди свободно живущих животных, но сейчас вместо этого построена канатная дорога. В подвесных кабинках проезжаешь над большими загонами с животными. Фауна самая разнообразная — от африканских жирафов и львов до местных лосей и медведей.
Парковка для колясок :):
Вторая часть парка — для осмотра пешком. Множество больших загонов с животными, распределенных по странам света и климатическим условиям: пустыня, Африка, Америка, Европа и т.п. Есть отдельная часть с фауной рек и морей, в том числе дельфинарий. В нём ежечасно проходят дельфиньи шоу. Среди всего этого вкраплены различные развлечения для детей и взрослых: стилизованные под старинную крепость горки, музей скелетов, рогаточный тир, батуты, американские горки и т.д.
Есть отдельный сектор для самых маленьких, посвящен мишке Бамси, шведскому аналогу Винни-Пуха. Для всего этого нужно не меньше целого дня, но есть и двухдневные билеты. Билеты на один день на троих стоили 1047 SEK + 50 SEK — парковка.
После парка доехали до пригородов Гётеборга, где и заночевали в кемпинге. В этом городе у нас был один пункт — Универсеум. Смесь зоопарка, океанариума и научно-технического музея для взрослых и детей. Также требует хотя бы полдня для изучения.
Нужно двигать шарик силой мысли :).
Следующий (и последний в Швеции) пункт — Танум. Один из многих объектов под охраной Юнеско. Можно осмотреть наскальные рисунки бронзового века, рядом есть небольшой музей. Как ни удивительно, всё это бесплатно :).
Встретили шведского брата Фантика:
Кемпинг перед границей с Норвегией, на побережье. 210 SEK. В магазине купили мясо для гриля, вечером поджарил на одноразовом мангале.
И в холодных морях живут медузы :).
Заправившись «дешёвым» шведским бензином до полного бака, пересекаем границу с Норвегией. Граница представляет собой табличку с надписью «Норвегия».
И только по цвету разметки (в Швеции — белая, в Норвегии — жёлтая) можно понять, что ты уже в Норвегии. 95-ый бензин в Швеции стоит около 14 SEK (примерно 63 руб.), в Норвегии — около 14 NOK (примерно 75 руб.), в Финляндии — 1,6 евро.
Парковочные места для электромобилей:
Очень удобно в Норвегии размечены и обозначены дороги: сначала указатель за 1 км до перекрёстка или разделения дороги, затем за 200 м, затем непосредственно на перекрёстке, и ещё один, на всякий случай, после перекрёстка. Заблудиться сложно. Почти все перекрёстки, как и в Европе, круговые, преимущество у движущихся по кругу.
В Осло были в музее кораблей викингов. Три оригинальных корабля, два в хорошем состоянии, один сохранился частично. Они были использованы для погребения знатных викингов, найдены археологами в 20 веке. Описана жизнь викингов на суше и на море, процесс постройки кораблей, география плавания (корабли викингов доходили до Средиземного моря!) и т.д.
Норвежский народный (Folks) музей. Строения норвежских городов и деревень со времён викингов до 20 века. Ряженые в национальных костюмах развлекают народными танцами, делают обычную работу тех времен. В одном из домов Ксеню учили играть на народных инструментах (рожках, дудках и других с неизвестными названиями).
Возле музея купили норвежской клубники (35 NOK полкилограмма). Крупная, вкусная. Норвежский климат подходит для выращивания клубники, продают часто, на дорогах стоят таблички с нарисованной ягодой, дальше продавец. Также видели много яблоневых садов.
Дикая земляника:
Фрогнер-парк со множеством скульптур, в том числе «Монолит»:
Дальше направились в Берген, по седьмой дороге. Хотя расстояние составляет 500 км, по пути дорога горными серпантинами поднимается и переваливает через горный хребет высотой более 1 000 м.
На вершинах зима сменяет лето, лежит снег, растительность постепенно становится карликовой, а затем остаётся только мох и камни. Облака задевают вершины, и иногда дорога ведет через облако.
Встречаются очень узкие дороги, в одну полосу, с расширениями — местами для разъезда. Ограничены с одной стороны скалой, с другой — обрыв и фиорд. По пути в Берген первая паромная переправа — через Хардангер-фиорд в Бруравик.
Для нас (автомобиль, двое взрослых и ребёнок) паромы стоили от 100 до 125 NOK. Уже потом мы узнали, что более дешёвый паром идёт из Кинсарвика (проехать чуть дальше по 13 дороге) в Квандаль, до которого мы доехали по суше седьмой дорогой, через туннель и по берегу фиорда. В Квандале есть кемпинг, где мы и остановились. Здесь впервые появился бесплатный WI-FI. Встретили русскоговорящих туристов — большую компанию из Латвии и Волгограда, на двух микроавтобусах, с лодкой, мотором, эхолотом и намерением выловить всю окрестную рыбу :). Один из них помог нам скорректировать дальнейший маршрут по Норвегии.
По пути есть примечательный водопад, где можно зайти за падающую воду :).
На следующий день мы всё же попали в Берген. Говорили, что въезд в Берген очень дорогой, погода плохая, 320 дней в году идёт дождь, смотреть нечего. Но нам продолжало везти — пунктов оплаты по пути мы не видели, погода была тёплая и солнечная (не пригодились запасённые для Бергена дождевики и резиновые сапоги ), и сам город нам понравился. В него заходят круизные паромы, едут туристические автобусы — туристов очень много. Поднялись фуникулёром на вершину горы, панорама захватывает.
Осмотрели Ганзейскую набережную (тоже пункт Юнеско).
Рыбный рынок поразил ценами (к примеру, 0,5 кг лосося 250 NOK). Там же попробовали китятину у общительного русскоговорящего продавца. Копчёная напоминает рыбу, жареная — мясо.
Побывали в старой крепости. Норвегия — одна из немногих стран, где ведётся добыча китов в промышленных масштабах. Это вызывает недовольство различных «зелёных» организаций, но добыча продолжается с мотивацией: а что же делать китобоям — терять работу?
Ночёвка в кемпинге. Вечером и утром прохладно. Сосед — Милан из Словакии, Братислава. Говорит по-русски, с небольшим акцентом. Путешествует один, на микроавтобусе с мотоциклом внутри. Проехал 2 600 км, чтобы поездить на мотоцикле по горам :).
Одно из придорожных мест отдыха.
На следующий день по плану Флом и его железная дорога. Когда мы добрались до него, билеты на поезд продавались уже на вечер, поэтому взяли карту пешеходных маршрутов и выбрали маршрут до водопада в горах. Подъём около часа, по пути встречались туристы и овцы :).
Лаэрдальский тоннель длиной 25 км. Сделаны расширения с местами отдыха.
Далее направились в сторону ледника Бриксдальбреен. Дорога № 60, поворот к леднику в Olden, вдоль фиорда. Талая вода с этого ледника попадает в фиорд. В фиорде самый необычный цвет воды — ярко-бирюзовый с зеленым оттенком.
До ледника доехали уже вечером, посетили только сувенирный магазинчик. Вдоль этого фиорда находится по пути находится много кемпингов, мы остановились в ближайшем к леднику. Нам он очень понравился. Заехали мы после закрытия ресепшен, выбрали удобное место и остановились. Цены расписаны на щите, оплатили на следующий день. Рядом с кемпингом шумел водопад, с одной стороны, и горная река, с другой стороны, площадки для стоянки среди огромных валунов, все условия для слияния с природой :).
На территории кемпинга собирали спелую чернику, была ещё одна похожая ягода с неизвестным названием. Нам сказали, что она ещё не созрела.
Среди валунов сделана «пещера первобытных людей», в ней тоже при желании можно остановиться. Внутри очаг, лежаки, вход завешен шкурой :).
В этом кемпинге, среди прочего, была бесплатная сауна и помещение для барбекю с очагом и запасом дров, что необычно для норвежских и шведских кемпингов.
Во всех норвежских кемпингах в душе горячая вода за отдельную плату: либо десятикроновая монета, либо жетон ценой тоже 10 NOK, время — 5-6 мин. В некоторых на кухне горячая вода также за плату. Во многих есть стиральные и сушильные машины — примерно 40 NOK каждая.
На следующий день — восхождение на ледник. Есть пешеходный маршрут и есть небольшие транспортёры. Мы направились пешком, примерно час подъёма в гору.
По пути мостик через речку рядом с водопадом, мостик в облаке водяной пыли, в котором переливается радуга.
На сам ледник мы не попали из соображений безопасности, подошли вплотную. Услышали и увидели, как от ледника с грохотом откалываются массивы льда и скатываются вниз, в небольшое озеро. Норвегию очень беспокоит глобальное потепление и связанное с этим таяние ледников. Нарастающее количество талой пресной воды смещает Гольфстрим от берегов Норвегии, что изменяет её климат в сторону похолодания.
Далее путь лежал к Гейрангер-фиорду. По пути поднялись на смотровую точку — вершина горы Далсниба. Туда ведёт отворот дороги, подъём платный — 100 NOK. Несколько петель с 180-градусными поворотами и постоянным многоградусным подъёмом. Это самый крутой и опасный подъём из встретившихся нам, Дорога троллей не идёт ни в какое сравнение. На вершине смотровая площадка со стационарным биноклем, обязательный сувенирный магазинчик. С одной стороны замечательный вид на фиорд и долину, с других на нижележащие горы и облака, плывущие далеко внизу :).
Далее дорога постепенно спускается ниже. Есть ещё одна смотровая площадка по пути, также вид на Гейрангер-фиорд, суда далеко внизу, водопады.
Дорога троллей — дорога петлями спускается по горе, со 180-градусными поворотами, но уклон не такой большой, как на Далснибе.
Остановка на ночлег недалеко от городка Буд, на атлантическом побережье. Один из кемпингов, где не принимали пластиковые карты. Похолодало, и тёплая кухня была очень кстати. На следующий день прогулка на моторной лодке. Говорили, что можно встретить дельфинов, но нам они не попались. Попытки рыбной ловли также не удались.
От Буда двигались по 663 дороге, которая перешла в 64. Далее была Атлантическая дорога — несколько мостов, переброшенные между островами. Только один из них — высоко изогнутая дуга, он и есть на всех фотографиях, прочие обычные невысокие мостики.
Далее по пути лежит подводный Атлантический туннель. Общая длина 4 км, из них 2 — крутой спуск, 2 — крутой подъём. Проезд платный. Через Кристиансунд по 70 дороге к Е39. Встретились паром (Халса—Канестраум) и участок платной дороги (единственная платная дорога у нас в Норвегии).
По Е-39 без происшествий добрались до Тронхейма. Чем севернее, тем горы становятся ниже, дороги более прямые и комфортные. В Тронхейме осмотрели собор Нидарос. Впечатляющее сооружение, украшенное многочисленными скульптурами и прочими архитектурными изысками; немного похож на собор Парижской богоматери. К сожалению, был уже вечер, и внутрь мы не попали.
Заехали в продуктовый магазин (сыр, печенье, овощи, филе рыбы для гриля). Сетевые супермаркеты встречаются часто, это «COOP», «ICA» и «REMA» 1000. По дороге Е-6 выехали из Тронхейма на север, через 30 км нашёлся очень хороший кемпинг «Gullberget». В нём мы взяли трехместный cabin за 350 NOK. Здесь были большая детская площадка с батутами и пр., большая кухня и санузлы, бесплатный интернет. Приготовили рыбу на гриле, пообщались со всеми по скайпу. Договорились о встрече на следующий день с нашей знакомой Ольгой, которая живёт северней, в небольшом городке Мушеэн.
На следующий день ехали по Е-6. Днём остановились искупаться в одном из озёр. Места для купания, как и кемпинги, имеют указатели на трассе.
К 18:00 прибыли к ж/д вокзалу Мушеэна, где и встретились с Ольгой. Она живёт в Норвегии уже 19 лет, преподаёт норвежский и английский для беженцев, которые разными путями попадают в Норвегию и оседают там. Страны исхода самые экзотические: Афганистан, Чечня, Ботсвана и т.п. Ещё занимается переводами (в суде, в больницах и т.п.) Чуть позже прибыл её муж Эйнар со свежевыловленной рыбой. Для нас был устроен традиционный норвежский ужин: картофель в мундире и жареная рыба. Очень вкусно, ребёнок съел целую жареную форель, чем очень удивил и порадовал хозяев.
С этого времени началась нетуристическая Норвегия. Эйнар и Ольга очень гостеприимные люди, очень тепло приняли нас, кормили, поили и развлекали как могли. Они живут на семейной ферме, в своём доме, который постепенно достраивают своими руками.
Вокруг разбросано ещё несколько домов, где живут несколько семей, в том числе и разные родственники Эйнара. Они занимаются фермерством, держат коров. Мы посмотрели норвежский коровник: больше похож на центр управления чего-либо очень серьёзного. Начать стоит с того, что на входе нас попросили разуться и дальше идти в носках (!). Со второго этажа рабочего места фермера :) открыт обзор на всё помещение коровника. Всё компьютеризировано: каждая (!) корова имеет вживлённую электронную метку и распознаётся компьютером на расстоянии. Все процессы — от кормления коров до дойки — управляются компьютером. «Рабочий день» коровы строго регламентирован: в определённое время она должна пастись, в другое время доиться, спать и т.д. Если она придёт не по расписанию, ворота ей не откроются (!). Навоз убирается не вручную, а смывается мощной струёй воды в канализацию под полом. Чтобы коровы не разбредались, место выпаса обнесено тонкой белой ленточкой, по которой пропущен электрический ток.
В этот день (один из немногих в нашей поездке) погода была дождливой, и больше мы никуда не ездили, только гуляли с двумя собаками по окрестностям. Прямо возле дома растёт дикая земляника, чуть подальше лес с грибами и черникой, большое озеро. На ужин — другой вид рыбы с норвежским названием люй.
Окрестности:
На следующий день нас повезли на побережье Атлантического океана, остров с красивым названием Донна, там живёт их знакомый Райко, серб по национальности. Там нас ожидала морская рыбалка :). Заехали на смотровую площадку на этом острове, примечательны горы 7 сестёр и гора Лежащий человек.
На море ловилась макрель и сайда, причём ловилась на простейшую снасть: длинная леска с грузилом и несколькими крючками с разноцветными пластиковыми приманками в виде червячков. Торжественный ужин — макрель, запечённая в барбекю :). На утро продолжили рыбалку, наловили ещё макрели и сайды. Эйнар лично закоптил макрель, вкус непередаваемый!
На следующий день Ольга уезжала в Осло и далее в Санкт-Петербург, а мы с Эйнаром отправились к ним на дачу (cabin). Cabin по-норвежски — это большой дом, который Эйнар строит собственными руками, так как ему нравится процесс строительства. Расположен в 160 км от их дома на берегу горного озера. Мы остановились в кемпинге в 5 мин. от дачи. По пути заехали на водопад на реке Vefsna — одной из самых известных норвежских лососевых рек.
На этом озере жили два дня. Катались на лодке, рыбачили на озере. Эйнар сводил нас в поход на горную речку, на рыбалку.
По пути видели множество следов лосей. Здесь Эйнар охотится на них зимой. Вечером готовили барбекю из лосятины.
На следующий день — отправление домой. Осталось 1 600 км. Это было 23 июля — день после терактов. У всех местных жителей были включены радиоприемники, и люди не отходили от них. Ольга оказалась в Осло в день терактов, и даже жила в непосредственной близости к месту взрыва. Вся Норвегия очень тяжело переносила эти ужасные события. На центральной площади Осло огромное пространство было завалено цветами и горящими свечами, и вокруг множество рыдающих людей. Король и королева Норвегии тоже были там, и они не сдерживали слёз.
Пропетляв напоследок по горным дорогам Норвегии, попадаем на прекрасные дороги северной Швеции. Машин мало, и только олени бродят вокруг, иногда выходя на дорогу. Олени, как мы узнали, не дикие. Все они являются частной собственностью саамов, и каждый олень тоже имеет электронную метку.
В этот день, проехав по всей Швеции, остановились в кемпинге Merihelmi вскоре после финской границы. Небольшой cabin на берегу Ботнического залива, 35 евро. Очень приличный кемпинг 6). Я поплавал в заливе, похож на Финский.
Много путешествующих мотоциклистов, как компаниями, так и поодиночке.
Следующий день — дорога по Финляндии. Несколько раз полосы ливней сменялись солнечной погодой. Кемпингов становится значительно меньше, и вечером нам пришлось отклониться от трассы к одному из них. Расположен он берегу одного из озёр Сайменской системы. Очень приветливый хозяин предложил большой cabin на самом берегу, 65 евро. На ужин поджарил заранее купленное мясо в специальном месте кемпинга. Можно кататься на различных лодках, есть площадка для мини-гольфа. Так как недавняя гроза повредила линии связи, карты не принимались, но согласились принять рубли.
В целом, практически везде я рассчитывался своей зарплатной Visa Electron. Не принимали её только автоматические заправки (если с оператором, то можно) и паромы в Норвегии, там рассчитывались Visa Unembossed жены. Но небольшая сумма наличных тоже необходима.
На следующий день пересекли российскую границу (в течение часа). Дорога далее особого интереса не представляет, за исключением разительно меняющегося поведения водителей после пересечения границы. Люди опасно обгоняют, пересекают двойную сплошную, подрезают и т.д.
Итоги поездки: