|
Всем привет! Меня зовут Марина, я из Новосибирска.
Позвольте представить Вам свой первый отчет о небольшом автопутешествии на Алтай. Примерно год назад я впервые опубликовала на Дроме свой отзыв о новом автомобиле Лада Веста, теперь вот появилось желание рассказать о состоявшейся мини-поездке в Горный Алтай в мае этого года.
Немного истории вместо предисловия. Алтай для себя «открыла» летом 2015 г., когда со своей дочей (ей тогда было 15 лет) и компанией девчуль-подружек отправилась «покорять» его. Так как данная рубрика называется «Автопутешествия», считаю, что вполне уместно назвать автомобили, участвовавшие в этих самых автопутешествиях. В тот раз поездка была на Хорьке (Тойота Харриер) 1999 г.в., 2,2 л, 140 л.с., полный привод. Водитель — только я. Жили мы в селе Соузга, Майминский район, были на озерах Ая и Манжерок, посетили Тавдинские пещеры, заехали в Горно-Алтайск на денёчек.
Вид на Горно-Алтайск с горы Тугая, июль 2015 г.
Та поездка впечатлила меня сильно, Алтай стал манить. Потихоньку исчезал страх перед трассой, чему способствовал в том числе и состоявшийся ранее зимний марш-бросок на Хорьке из Шерегеша (примерно 550 км до Новосиба). Именно ту поездку в марте 2015 обратно домой с горнолыжных покатушек я могу назвать своим дебютом в плане длинных междугородних передвижений.
Лето 2016 г. омрачилось внезапной смертью младшего брата, так что ни сил, ни возможностей для каких-либо далеких выездов, увы, не было.
Летом 2017 г. был корпоративный выезд, село Узнезя в Республике Алтай, база отдыха ДежаВю. Уже почувствовав себя настоящей автолюбительницей, я поехала на своей машине, а не на служебном транспорте коллег-водителей. Тогда был 120-й Прадик, 2003 г.в., 2,7 л, 150 л.с., полный привод, японец, правый руль. Естественно, собрала с собой компанию коллегинок))) (из немецкого Kollegin — коллега женского пола). Всем нашим дружным и веселым коллективом мы провели 2 чудесных дня на Алтае, нам повезло с погодой. Первый день был сплав, во второй день — джип-сафари, конечной точкой которого были малоизвестные пещеры, в коих были замечены летучие мыши.
УАЗ-тюнинг)), июль 2017, я типа веду сьемку)
В июле 2018 года мы стартанули на Алтай с моей давней универовской подругой уже на новой Ладе Весте, 2017 г.в., 1,6л, 106 л.с., передний привод. На тот момент пробег машины составлял чуть более 2500км. Жили также в Соузге в усадьбе «Солнечный берег» (сильно нам там нравится), хозяйка Ирина — потрясающая женщина! Тогда мы поднялись на подъемнике на гору Малая Синюха (верхняя станция подъемника находится на высоте 633 м над уровнем моря, длина канатной дороги более 2 км), доехали до урочища Че-Чкыш, добрались до Телецкого озера и даже сходили на катере по Телецкому, заезжая на водопады.
Телецкое озеро в пасмурный день, июль 2018 г.
Также в Соузге мы с мужем встречали новый 2019 год. В инстаграме появилось сообщение, что у Ирины нежданно-негаданно освободился мини-коттедж, цена была просто подарок! 30 декабря мы выехали из Новосибирска, 2 января вернулись обратно. За этот период мы заплатили всего 5500 руб. (отдельный домик в усадьбе на берегу Катуни)! Муж до этого на Алтае не был. Водителем опять была я. Зимой мы были на ГЛК Манжерок, брали с собой горнолыжную снарягу, но покататься не удалось, так как не было снега. Также доехали до Чемала и Чемальской ГЭС.
Зимой на Чемале, 1 января 2019 г.
Оставив тогда на предстоящее лето перевалы (хотела доехать до Семинского, Чике-Тамана и Кату-Ярыка), с нетерпением ждала июльского отпуска. Но так получилось, что коллега собралась с мужем на Алтай в майские праздники, а я возьми да и скажи: «А поехали вместе!» Так и завертелось.
По привычке хотели опять остановиться в Соузге, но на майские праздники там все было забронировано, поэтому пришлось искать другое место. Хоть и начали составлять план поездки с середины апреля, но уже тогда вполне предсказуемо сложно было найти свободные базы, оптимальные по соотношению «цена-качество». По рекомендации друзей наших попутчиков (позднее напишу о составе нашей «экспедиции») нашли туристический комплекс «Троя», который находится в селе Усть-Сема Чемальского района Республики Алтай. Сразу скажу, данный комплекс вызвал лично у меня смешанные чувства. С одной стороны, великолепная огромная красочная территория, свой выход к Катуни, с другой — уставший номерной фонд, в нашем номере не было горячей воды, так как был один водонагреватель на два номера (вот какой смысл был платить за удобства в номере, если нет горячей воды), не очень чисто в номерах — все это добавило ложку дегтя. А стоимость двухместного номера 2000 руб. в сутки, это без еды. Правда, за доп. плату кормили вкусной кашей на завтрак))) Благо, что на месте мы не сидели, а были почти все время в разъездах. Я хоть и не особо привередливая, но вывод сделала, и все же в следующий раз я там уже не остановлюсь.
Изначально поездка планировалась в первые длинные майские выходные, с 1 по 3 мая (хотела в свой день рождения 2 мая быть на Алтае). Но наступили уже ставшие традиционными майские морозы, 1 мая так вообще был снег с дождем. Поэтому, учитывая предстоящие прогнозы, а также то, что на перевалах вообще могло быть опять снежно, а автомобиль уже переобут в лето, приняли решение перенести поездку и, соответственно, бронь на 9 мая.
Итак, представлю Вам состав нашей майской экспедиции: я — Марина, выпускница факультета иностранных языков и дипломированный учитель немецкого и английского, но ни дня учителем не проработавшая; поклонница биатлона, с огромным удовольствием и азартом катающаяся на всех видах лыж, кроме водных, и, помимо всего прочего, автолюбительница. Моя коллега Вика — так же, как и я, выпускница ин.яза. Вика и я уже много лет трудимся на немцев, то есть в одной известной немецкой компании, предлагающей «безграничные решения из полимеров». Мой муж Рустам и муж Вики Костя — автолюбители с большим стажем вождения. Все мы примерно одного возраста, рожденные в 70-х)
Машина — седан Лада Веста «Красненькая» на механике. Мой отзыв о машине здесь.
В усадьбе «Солнечный берег», село Соузга, июль 2018 г.
Водитель — только я. Это в том плане, что только я из всей нашей компании, видимо, больше всех люблю и хочу рулить, а остальные — расслабляться, или же просто у них не было выбора.)) Трасса, особенно летом — моя стихия! Автомобиль теперь уже почти новый, пробег на момент старта был 9200 км. К поездке автомобиль не готовила, лишь проверила масло, антифриз и не спущены ли колеса. К слову, предыдущие машины были не новыми и перед поездками всегда требовали тщательной диагностики и последующего ремонта, как правило, ходовой части.
Основной момент, который очень сильно волновал меня в этот раз — как вывезет 1,6-литровый двигатель о 106 лошадях всю нашу компанию. Ранее на Весте таким составом не ездили, максимум 2 человека и это с учетом мелкого водителя (то есть меня). Сейчас все-таки 4 взрослых, правда, из них 2 легкие девушки)) плюс шурушки в багажнике (типа сумки, мангал, уголь и т.п.), то есть, можно сказать, полная загрузка.
Проблем не возникло. На мой взгляд, мощности вполне хватает. Обгоняла даже на пятой передаче. Я никогда не пойду на обгон, не будучи уверенной, что мне хватит времени на него. На перевалах почти никого не обгоняла, так уж сложилось, что трафик там небольшой и те, кто ехали, двигались в основном быстрее меня. А учитывая то, что там я была в первый раз, дорога мне незнакома, гонять по серпантинам так, как гоняют лихие алтайские ребята, мне совсем не хотелось. В общем, ехали с чувством, толком, и даже успевала сама по сторонам немного поглазеть. Я понимаю, что где-то есть горы побольше и серпантины поизвилистей, но прошу учесть, что я в этих местах впервые, поэтому все же старалась соблюдать осторожность.
Вообще, я в принципе стараюсь не лихачить. Максимальная скорость не превышает 100 км/ч, на обгонах бывает до 110. Я далеко не летчица.)) Мне некомфортно на высоких скоростях. Я всегда говорю, что ехать нужно с такой скоростью, на которой сумеешь среагировать. Так как по природе своей я человек неторопливый, то скорость реакции у меня соответственная. Зато у меня нет ни одного штрафа за все мои поездки :-P
Спуски и подъемы «штурмовала» на третьей передаче. На четвертой при подъеме с моей скоростью слишком мало было оборотов, на спуске слишком быстро разгонялась на 4-й передаче. Когда ехали обратно, спускались с Семинского перевала (спуск в ту сторону 9 км), блондинка (то есть, я) глянула на тахометр, было 1000 оборотов. Что-то тут не так… (в задумчивости). Блин, на нейтралке еду, быстро исправилась, переключившись на 3-ю передачу. Никто не заметил! Больше вроде косяков не было.
Старт нашей поездке был дан из Новосибирска 9 мая. В 5:45 мы выехали из дома, забрали друзей на Богдашке (ул. Богдана Хмельницкого) и по Ипподромке (ул. Ипподромская) рванули из города. На Большевичке (ул. Большевистская) традиционная заправка на Беркуте. Матвеевка, Академгородок, Бердск остались позади, впереди первая цель — Грани Алтая — комплекс кафе-гостиница, расположенный сразу же после пересечения границы Новосибирской области и Алтайского края. Остановка в «Гранях Алтая» уже стала традицией для меня. С кем бы я ни ехала, когда бы я ни ехала на Алтай (а обычно мы проезжаем там ранним утром), к Граням на меня нападает сонливость. На этот случай у меня припасена плитка темного горького шоколада, а в Гранях варят вкуснейший латте))) И снова бодрячок))) — можно ехать дальше.
Информационный стенд о Чуйском тракте, Грани Алтая.
Вообще, на мой взгляд, по Чуйскому тракту, который, как мы знаем, начинается в Новосибирске, именно в Новосибирской области посмотреть нечего. Или я не знаю, что там можно посмотреть. Потому и пролетаем этот отрезок без остановок.
Уже в Алтайском крае можно заехать в село Полковниково. Находится оно в Косихинском районе и известно тем, что в нем жил космонавт Герман Титов. В двухэтажном здании бывшей начальной школы, в которой учился будущий космонавт, в честь него создан и работает Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова. Заезжать рекомендую по пути на Алтай, а не обратно, потому что, когда едешь обратно, уже спешишь домой и заезжать лениво. Я там была летом 2017 г., причем заезжали на обратном пути с Алтая. Мы возвращались с алтайского корпоративного мероприятия, и меня уговорили девочки-коллеги заехать в это село, посетить музей, поглазеть на экспонаты и поесть космической еды в тюбиках. Заехали, посмотрели, но еда показалась нам дорогой — маленький тюбик стоил тогда 500 или 600 руб., пробовать не стали.
Экспонаты на территории музея в селе Полковниково, июль 2017 г.
Далее едем не спеша по Чуйскому тракту и подъезжаем к Бийску. Раньше проезжали через город, теперь — только по объездной. Быстренько минуешь стороной Бийск и выскакиваешь на наш родной Р-256. Правда, почему-то уже второй раз подряд я ухожу в одном месте правее на какую-то неизвестную дорогу, кажись, в направлении Турочака, но могу путать))) Приходится чуть поодаль разворачиваться, чтобы вернуться на Чуйский тракт. После выезда из города останавливаемся в кафе, в названии которого есть что-то про кота))) Кажись, зовется оно «Ёшкин кот») Это рядом с заправкой Газпромнефть. Там разминаемся, пьем кофе с шоколадкой и вперед до Сросток!
Село Сростки находится в Бийском районе Алтайского края примерно на 384-м км Чуйского тракта. Тракт как раз проходит через него. Известно оно тем, что является родиной В.М. Шукшина и на горе Пикет, где находится памятник Шукшину, ежегодно в день его рождения проводятся «Шукшинские чтения». Первый раз я была там летом прошлого года. В этот раз мы также заехали на Пикет, так как из нашей компании только я могла похвастаться тем, что «данный маршрут мне уже известен». Прогулялись до памятника, традиционное фото и дальше в путь.
По сути, далее до Усть-Семы ехали без остановок, разве что в Майме слегка затарились продуктами.
Около 14 часов добрались до «Трои» (напомню, село Усть-Сема, 500 км Чуйского тракта), заселились, вечером — День Победы, беседка, шашлык, гуляли по территории.
Вид из окна номера, тур. комплекс «Троя».
Пляж на Катуни, правда, не пляжный сезон еще))
Утром 10 мая отправились «покорять» перевалы. Кстати, попали мы в неописуемую красоту — как раз в цветение маральника. Считается, что его цветение означает открытие летнего туристического сезона в Горном Алтае.
Цитата для справки: «Рододе́ндрон Ледебура (лат. Rhododendron ledebourii), или Мара́льник, багульник сибирский, рододендрон даурский — полувечнозелёный кустарник, вид секции Tsutsusi подрода Azaleastrum рода Рододендрон (Rhododendron) семейства Вересковые (Ericaceae). Описан с Алтая. … Вид назван в честь Карла Христиана Фридриха фон Ледебура (1785—1851), немецкого ботаника на русской службе, …, участника ботанической экспедиции на Алтай. … Цветет по каменистым склонам гор, на каменистых россыпях, на скалах, в подлеске горных, преимущественно лиственничных, реже еловых лесов, по склонам берегов горных речек в лесной и субальпийской областях. Западная Сибирь (Алтай); …. Рододендрон Ледебура эндемичен для Алтая, Саян ….» (Википедия).
Фото, конечно же, вообще не передают всех тех видов, которые открылись перед нами. Это нужно видеть.
Далее то, ради чего, собственно, и затевалось все мероприятие: Семинский перевал, ориентируемся на 583-й км Чуйского тракта.
Цитата для справки: «Семинский перевал (1717 м) — один из самых высоких перевалов Чуйского тракта,… Расстояние от г. Бийска до Семинского перевала — 239 км.
Несмотря на довольно значительную высоту, подъем и спуск Семинского перевала не слишком впечатляющи. Подъем начинается вскоре после деревни Топучая, о чем сообщает установленный вдоль дороги указатель, и представляет собой 9 км дороги с отличным покрытием, не представляющей трудности для автотуристов. О наборе высоты напоминают только надсадное рычание мотора… Плавно и незаметно Вы оказываетесь на перевале. Спуск несколько длиннее — 11 км — и более «серпантинный», но также не производит впечатления «покорения перевала», ведет в долину реки Урсул.
Не так было раньше. Само название «Семинский» восходит к монгольскому «себи» — «крепость», отражая неприступность перевала. И для пеших, и для конных штурм Семинского перевала вплоть до начала XX века представлял незаурядное событие в любое время года. Зимой — из-за непроходимых сугробов, надуваемых ветрами в седловину, летом и в межсезонье дожди и тающие снега размывали тропу, превращая ее в вязкую грязь, в которой застревали даже верховые. Алтайское название перевала — Дьал-Менку, «Вечная Грива». На протяжении столетий перевал являлся стратегическим пунктом, через него двигались войска скифов, татаро-монгольские орды.
Прежняя дорога была проложена ~ на 10 км западнее нынешней, обходила справа гору Тияхта, выводила к истокам реки Песчаной, откуда спускалась через перевал Каменное седло к Теньгинскому озеру и, далее, к с. Теньга. С 20-х по 60-е годы прошлого века периодически велись работы по обустройству дороги через перевал, пока она, наконец, не приобрела современный облик и дислокацию. Теперь дорога проходит между вершин Сарлык и Тияхта, в месте соединения двух хребтов — Чергинского и Семинского.
… Визитной карточкой Семинского перевала может служить стела, установленная здесь в 1956 году в честь 200-летия добровольного присоединения Алтая к России, которая является излюбленным фоном для фотографирующихся на память туристов. …
Семинский перевал имеет статус памятника природы государственного значения.
Направо от перевала идет асфальтированная дорога к УТЦ «Семинский перевал» — спортивной базе олимпийского резерва, оказывающей, впрочем, гостеприимство не только спортсменам. Вокруг базы расположены летние тренировочные трассы для лыжероллеров, а также две горнолыжные трассы, оснащенные подъемниками. Обилие снега, лежащего на склоне вплоть до мая, позволяет продлить сезон любителям этого вида активного отдыха.
Налево от перевала уходит каменистая гравийка в направлении горы Сарлык — самой высокой точки Семинского хребта (2507 м). Проехать по ней на авто местами практически невозможно, зато можно встретить вереницы спортсменов, проводящих тренировочные забеги. Если не пожалеть времени, можно совершить несложный и непродолжительный переход через гору Сарлык к Туюкским озерам — места там очень красивые и малопосещаемые. …
За Семинским перевалом строения и люди приобретают все более алтайский вид, начинаются районы, менее освоенные туристическим бизнесом. Сюда стремятся люди, желающие отдохнуть от шума и толпы и пообщаться с первозданной природой».
Что меня удивило — это снег на вершинах окружающих гор. Кажись, я совсем забыла, что такое горы. По правде говоря, я и не была раньше в горах в том смысле, который подразумевается в данном повествовании, то есть, в рамках автопутешествия, к тому же в теплое время года. Но, будучи горнолыжницей-любительницей, мне все же посчастливилось в лучшие времена несколько раз побывать на склонах баварских Альп в районе немецкого городка Гармиш-Партенкирхен. На леднике Цугшпитце было 3,5 метра снега, но это был январь, и высота 2 900 м. И это был один сплошной снег! Предлагаю немного отвлечься от Алтая и посмотреть фото из Германии.
Ледник Цугшпитце, январь 2012 г.
Фото из кабинки подъемника, который идет до вершины Цугшпитце, вид сверху на ледник, февраль 2014 г.
Вид на Гармиш-Партенкирхен из кабинки подъемника Альпшпицбан, февраль 2014 г.
Здесь же, на Алтае, нашему взору предстали снежные верхушки гор в некотором отдалении от нас, а вблизи зеленые склоны с растущими на них уже зелеными деревьями и покрытые фиолетовым маральником холмы и скалы. А еще был жуткий холод на Семинском. Я хоть и не мерзлявая, но к такому повороту событий оказалась совершенно не подготовленной. Несмотря на яркое майское солнце, мы продрогли, потому быстро пробежались по ларёчкам, добежали до стелы и указателя километража, сделали пару любительских снимков на смартфоны и вернулись в машину греться.
Семинский проехали, мчим дальше. Хотя, конечно, «мчим» — это сильно, по правде сказать, осторожно едем на «Красненькой»))
Ожидаю встречи с Чике-Таманом, опасаюсь его серпантинов. Уже знаю, что Чике-Таман — это 667 км Чуйского тракта.
Цитата для справки: «Чике-Таман переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения. Перевал расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, и соединяет долины рек М. и Б. Ильгумень. Перевал находится в 320 км от г. Бийска … . Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный, чем спуск. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500-2600 над уровнем моря) ... .
Высота перевала 1295 м над уровнем моря (для сравнения, высота Семинского перевала — 1717 м), но Чике-Таман воспринимается туристами как более высокий — из-за своей крутизны и опасных склонов. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой. Водитель до самой смотровой площадки находится в напряжении, так как повороты очень часты; пассажиры не отрывают глаз от захватывающих видов, открывающихся с каждым зигзагом, испытывая сложную смесь восторга и первобытного страха (в разной пропорции в зависимости от искушенности путешественника).
… качество дорожного покрытия — предмет неустанной заботы дорожных служб,… Дорога очень широкая, асфальтированная, движение двухполосное, подниматься по ней легко и в зимнее время. Разметка дороги хорошо видна даже ночью. К слову, так было не всегда.
До 1984 года движение происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота. Тракт был проложен в 1903 г. по проекту В.Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река», и неоднократно перестраивался и расширялся в 1924-1927 гг, 1929-1930 гг силами заключенных отделения Сиблага НКВД и местных жителей. Это была узкая трасса с щебеночным покрытием, с однополосным движением: водителям то и дело приходилось отыскивать ближайший «карман» при приближении встречного транспорта. Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки (на вершине перевала она соединяется с новой дорогой), но постепенно разрушается, и зарастает деревьями и прочей флорой.
Опытные путешественники — ценители природы Горного Алтая — считают, что только после Семинского перевала начинаются «настоящие» горы. Но еще более продвинутые туристы, презирающие отдых в благоустроенных базах с их барами, дискотеками и организованными экскурсиями, те, кто привык сам прокладывать себе маршруты, скажут вам, что горы существуют только за Чике-Таманом, и в чем-то они будут правы. Действительно, за этим перевалом населенных пунктов и туристических комплексов становится значительно меньше, и уже ничто не отвлекает путников от созерцания живописных долин и скал самых разнообразных форм и оттенков, которые будто сходятся ближе к дороге».
Теперь, зная, как выглядит Чике-Таман, а также специально оборудованная смотровая площадка, я бы посоветовала остановиться лучше за несколько сотен метров до нее. Если честно, вид со смотровой площадки меня впечатлил меньше, чем с того места, где встали мы.
А еще, кажется, мой муж все же не полностью верит в мои водительские способности, видимо, поэтому он, увидев начало перевала Чике-Таман, спросил: «Хочешь сказать, что мы здесь сейчас поедем?» :-D
А когда спускались, все время спрашивал, на какой передаче я еду)) Зато на обратном пути, кажись, расслабился, потому что даже не увидел, что я минутку ехала на нейтралке с Семинского)
Вид на петлю серпантина. Может показаться, что трафик большой (много машин в кадр попало), на самом деле просто так вышло.
Далее, если следовать «путеводителю по достопримечательностям» Чуйского тракта (я пользовалась интерактивной картой на сайте turistka.ru), то на 687км тракта нам встретятся Песчаные скалы.
Цитата для справки: «Песчаные отвесные скалы или бомы … За перевалом Чике-Таман, надо двигаться в сторону села Купчегень. Вскоре Чуйский тракт встречается с Катунью…
От 684 километра и до села Малый Яломан над Чуйским трактом нависают несколько бомов. Песчаные скалы находятся, не доезжая до села Малый Яломан.
Склон горы почти вертикально срезан и представляет собой спрессованный песок. Под действием ветра и осадков, скала постепенно разрушается и на срезе обнажаются камни. Некоторое время они торчат из скалы, а затем ссыпаются к дороге».
Посмотрела, оказывается, фото Песчаных скал у меня нет. Надо будет сделать))
Едем дальше по Чуйскому тракту. С 690 км начинаются Катунские террасы. Я-то прочитала заранее, что это такое и с видом знатока рассказываю о них.
Цитата для справки: «Одним из необычных зрелищ, которые ждут автотуриста в путешествии по Чуйскому тракту, являются Катунские речные террасы. Выровненные площадки различной ширины, стоящие на разной высоте друг над другом, Катунские террасы образуют огромные ступени по берегам реки Катунь. Располагаются они от кордона Кур-Кечу, где Большой Ильгумень впадает в Катунь и где находится Ильгуменский порог, и до устья Чуи. На этом участке можно увидеть от одной до трех ступеней. Где-то они более выражены, где-то сглажены, но если вы увидите лестницу, то и на одну ступеньку потом тоже обратите внимание. Самые большие Катунские террасы находятся от устья реки Б. Яломан до села Иня. Высота некоторых террас больше 200 м.
Так как террасы представляют практически ровную поверхность, то на них удобно строить поселения. Опытный взгляд увидит, что село Иня расположено как раз на одной из речных террас, село Малый Яломан находится на нижней террасе, над которой возвышаются другие и Яломанское городище в средневековье тюрки разместили на плоской Катунской террасе.
Учеными высказывается несколько причин возникновения Катунских террас. Одна из них — многократные мощнейшие потоки воды из ледниковых озер. В древние времена объем стока с ледников был более чем в 30 раз больше настоящего. Вода скапливалась в огромных озерах на месте Чуйской и Курайской впадин. Сброс происходил и постепенно, и в очень короткий срок, когда вода размывала морену, природную плотину, и прорывалась в долину. Поток имел огромную силу и нес с собой камни, песок, глину из разрушенной морены. Вода перетирала камни, огромные валуны тащила с собой. Глубина паводков было до 500 метров. Вполне возможно, что небольшая волна, высотой в полметра в результате гигантского сброса докатывалась и до Северного Ледовитого океана!
Мощность потока воды была огромная, как установили ученые, она составляла до 18 млн. м3/с. Скорость воды достигала 25 м/с. Это были самые крупные пресные потоки воды на Земле. Паводок приносил с собой в долину массу рыхлого материала. Когда ледниковые озера опорожнялись и уровень воды спадал, слой принесенного материала становился поверхностью долины, и успокоившаяся река начинала прорезать в ней русло. Так появлялась самая первая ступенька. Примерно через десять тысяч лет история с прорывом морены повторялась. Огромные сбросы воды из древних озер, которые были на месте Чуйской и Курайской степи происходили несколько раз и были обычным событием в ледниковой истории гор.
Самые древние речные террасы располагаются на верху огромных «лестниц». Чем ниже располагается терраса, тем позднее она образовалась».
Террасы также целенаправленно не фотографировали. Есть некоторые снимки, где их видно.
Конечной целью нашей вылазки 10 мая было слияние рек Чуи и Катуни. Смотровая площадка находится на 712 км Чуйского тракта, как раз-таки на одной из террас, описываемых выше, причем, как говорят некоторые источники, террасе высотой примерно с девятиэтажный дом!
Цитата для справки: ««Сцена», на которой разворачивается действие — слияния двух рек Алтай Чуи и Катуни, просто грандиозна! Прямо перед глазами — небывалый простор долины Катуни, которая зигзагом выходит прямо на зрителя. Мы видим ступени прибрежных террас, спускающихся к реке. Слева приходит Чуя, которая несет на встречу Катуни мутные воды с ледников. Мы видим береговой мыс напротив смотровой площадки, где два потока, сталкиваясь, идут сначала «рука об руку» и постепенно перемешиваются. Широкая «сцена» обрамлена горами. На эту прекрасную картину зритель смотрит с высоты птичьего полета. Дух захватывает!
Однако можно спуститься на машине ближе к месту слияния двух рек, если повернуть направо от тракта после смотровой площадки, а пешком можно дойти до самой воды.
Левый берег Катуни, там, где она уже соединилась с Чуей, плоский и широкий. На нем можно встать палаткой. Дорога по левому берегу Катуни идет от села Иня до села Инегень. До села Инегень можно проехать по новой дороге и новому мосту, поворот на который находится сразу за слиянием двух рек».
До поездки мною было просмотрено много фото этого самого места. Конечно же, я и ожидала увидеть именно такую картину: голубая Катунь и серая мутная Чуя. Но, очевидно, в это время года вода обеих рек мутная, и цветовая разница между ними не заметна. Или я не увидела))
Простите, волосы не уложены в прическу, дул ветер и несколько прядей выбились)))
Итого за один полноценный день на Алтае мы проехали туда и обратно по двум перевалам, добрались до слияния рек.
На поездку лично мы «уложились» примерно в 10000 руб.
Из этой суммы: 4000 руб. — жилье, 1950 руб. — бензин (его делили пополам, всего бензин обошелся в 3900 руб., 95-й, пробег за поездку чуть более 1500 км), остальное еда и сопутствующие расходы.
По машинке — никаких нареканий, не подвела, ничего не скрипело, не гремело, не грелась в подъемы, все отлично!
Добавлю еще немного фотографий, которые делались по пути. Прошу прощения за качество снимков — мы поняли, что в нашем «штате» нет хорошего фотографа ;-)
Алтай не отпускает))
Как и до этой поездки, снова жду с нетерпением отпуска в июле. Следующие цели — прежде всего Кату-Ярык, Марсианские пейзажи Кызыл-Чина и Гейзеровое озеро. Также планируем доехать до крайней точки Чуйского тракта — до села Ташанта. Маршрут разработан, даты с точностью до плюс-минус неделя определены, осталось окончательно определить состав команды единомышленников.
В качестве заключения добавлю, что для меня в подобных автопутешествиях все-таки главное — не сами цели (типа «доехать до Кату-Ярыка»), а именно сам процесс поездки и подготовки к ней, а именно: сборы, продумать маршрут, ехать, слушать музыку, пить кофе на стоянках, новые эмоции, впечатления от дороги, от видов, общение…
Также отмечу, что, мне как водителю, наверное, особенно тяжело в пути, видимо, поэтому я на следующий день уже дома отдыхаю от отдыха:-D
Но меня, конечно же, это ни в коем случае не останавливает!
Поэтому, друзья, до новых встреч в отчетах!