|
Каждый раз, когда покидали летний Крым, в душе оставалась недосказанность, неудовлетворённость тем скудным планом, который был на руках. Море, летняя жара и дети на некоторых пунктах неизбежно ставили жирный крест. Именно поэтому давно мечталось приехать на полуостров в «не сезон», чтобы поставить галочки в длинном списке ожидания. Программа посещения была разбавлена лёгкими горными походами. Там, где позволяла погода, ночевали в палатках. Если проводишь большую часть года в душном мегаполисе, в четырёх стенах, в отпуске всегда хочется вернуться в лоно природы.
Часть фото в рассказе сделана с помощью смартфона (там, где невозможно было нести «зеркалку»), поэтому заранее прошу прощения за качество.
Маршрут: Видное — Балашов — Новохопёрск — Калач — Богучар — Краснодар — Славянск-на-Кубани — Таманский п-ов — Керчь — Алушта (Лазурное) — Ялта (Отрадное) — Соколиное — Бахчисарайский р-н — Орлиное — урочище Батилиман — Балаклава — Севастополь — Саки — Мирный — Бахчисарай — Коктебель — Щёлкино — Ленинградская (Уманская) — Каменск-Шахтинский — Богучар — Калач — Новохопёрск — Балашов — Видное.
30 апреля. Видное — Романовка
Выехали из города Видное Московской области вечером, как только супруга закончила работу. На трассе М4 в 15 минут езды чуть не завершили поездку — на реакции успел резко уйти в сторону от перестраивающегося в нас автомобиля. Водитель, видимо, разучился в зеркала смотреть, и обленился голову поворачивать для контроля мёртвых зон по бокам. Жаль, что часто из-за таких страдают невиновные.
Около 2 часов ночи достигли дома тёщи в Саратовской области, где немного поспали (буквально 3 часа) и, оставив четырёхлетнего сына (ему ещё рано в горные походы), взяли курс на юг.
1 мая. Романовка — Балашов — Новохопёрск — Калач — Богучар — Краснодар — Славянск-на-Кубани — Таманский п-ов.
Дорогу выбрали самую короткую, которой последний раз ездили в 2016 году. Тем интереснее было посмотреть, что же изменилось за прошедшее время. В целом качество стало лучше, но распределены добротные участки очень неравномерно. Самым большим разочарованием для проезжающего этим маршрутом автопутешественника станет участок от Новохопёрска через Централь и до села Мужичье Воробьёвского района. Неплохие при взгляде издали участки вблизи оказываются минным полем из ям и вспучиваний, заставляют снизить скорость и заняться слаломом.
Понтонный мост через Дон в районе Богучара в хорошем состоянии, въезд на него и съезд с него не представляют проблемы для большинства гражданских автомобилей. Сам Богучар объехали по объездной дороге с севера.
В районе Каменск-Шахтинска идёт ремонт моста через реку Северский Донец. Тех, кто пытался уйти в объезд через Старую Станицу, сотрудники ДПС возвращали обратно, видимо, там было не проехать. В пробке перед мостом длиной около 4 км потеряли примерно 45 минут. На мосту поток пропускала только одна самая левая полоса.
Перед съездом на Аксай нас ждала ещё одна пробка, примерно 3 км длиной из-за серьёзного ДТП, несколько автомобилей и как минимум один труп, накрытый синей плёнкой. Люди гоняют по трассе, совершая нелогичные манёвры, как будто у них по 9 жизней — результат закономерен.
Между Ростовом-на-Дону открылся новый платный участок с началом около посёлка Весёлая Жизнь. Стоимость проезда по дневному тарифу с транспондером составила 160 рублей. Без транспондера придётся отдать 200 рублей. Проезд по ночному тарифу с транспондером — 96 рублей, без транспондера — 120 рублей. Длина платного участка 124 км. Максимальная разрешённая скорость 130 км/ч.
Надо сказать, что выигрыш, полученный на платном участке, полностью нивелируется проездом по окраинам Краснодара в сторону Славянска-на-Кубани. В «несезон» логичнее и правильнее выбирать пустынную дорогу через станицы, когда поток грузовиков мал, а возможностей для их обгона огромное количество. При этом темп движения через станицы будет более равномерным, что вызывает меньшую усталость. Именно к таким выводам мы пришли, возвращаясь обратно именно этой дорогой.
Уже в темноте проехали Краснодар. Затем пришлось пристраиваться к тем, кто устраивал нас по темпу движения, так как в кромешной темноте со встречным светом автомобилей ехать в одиночестве стало некомфортно. Проехали через центр Славянска-на-Кубани, где пополнили запасы продовольствия. Памятуя о том, как много дикарей в сезон стоит на берегу Азовского моря за станицей Голубицкой, направились именно туда. На месте оказалось, что несколько съездов либо не проезжаемые, либо упираются в новые заборы и ворота. Реальность такова, что скоро весь берег будет застроен, а «дикарям» придётся искать новые локации.
В Пересыпи повернули в сторону Крымского моста, проехали через Ахтанизовскую и в районе Солёного нашли хороший съезд в поля. Именно там и расположились на ночлег.
Пробег за день — 1168 км.
2 мая. Таманский п-ов — Керчь — Лазурное.
Утро выдалось чудесным — яркое солнце разбудило нас. Палатка тёмная — в неё свет не проникает, но телом чувствуешь, что солнце взошло. Расстёгиваешь палатку, выглядываешь и жмуришься как крот, которого достали из глубокой норы. Росы было немного, но все всходы на поле блестели в утренних лучах, как россыпь стеклянных осколков.
Подъезд к мосту длиной около 40 километров с прошлого года не изменился, асфальт прекрасно выдержал зиму. Видимо, был жёсткий контроль, потому что в других регионах с новым асфальтом всё не так радужно. Стыки на мосту не «гуляют», что не может не радовать — не перевелись ещё в стране грамотные инженеры и строители.
Керчь была обязательным пунктом в нашем плане. Сначала заехали в самый центр, поднялись по лестнице на гору Митридат, посмотрели раскопки Пантикапея, обошли церковь Иоанна Предтечи, которая сзади напоминает балканские православные церкви.
У входа установлена табличка с информацией о Святителе Луке (Войно-Ясенецком), уроженце Керчи.
Кто-то посчитал ступеньки, ведущие на гору, и подписал точное количество.
Отсюда открывается отличный обзор во все стороны.
Раскопки античного города Пантикапей.
Затем решили вопрос с мобильным интернетом, посетив салон «Волна Мобайл». Консультанты на горячей линии МТС не отличаются профессионализмом. На вопрос «Как сделать, чтобы мобильный интернет работал в Крыму так же, как и дома?» лишь посоветовали подключить услугу «Домашний пакет Россия +», но забыли рассказать, что в Крыму есть нюанс — необходимо в настройках смартфона включить «Данные в роуминге» в «Мобильных сетях». Лишь в салоне связи нам смогли подсказать столь неочевидный нюанс.
Кто-то в Керчи готовится к зомби-апокалипсису )))
Визит в Керчь завершали в Аджимушкайских каменоломнях, где с мая по октябрь 1942 года сражался с гитлеровцами подземный гарнизон. Экскурсия длилась около 1,5 часов и оставила сильное впечатление — настоятельно рекомендую к посещению. Можно посещать с детьми от 6 лет — им там будет интересно и очень познавательно. С собой лучше взять тёплую одежду и желательно свой фонарик.
Сюда не иссякает поток народа, мест на парковке нет.
В Царский курган не пошли, лишь взглянули мимоходом.
Выезжали из Керчи под мелким моросящим дождём. Читая новости, я сталкивался с заголовками типа «Первый участок трассы Таврида введён в эксплуатацию». Это никого не должно обманывать, т.к. лукавства в такой формулировке немало. На данный момент трасса в полноценном исполнении — это всего лишь небольшой участок от развязки в сторону Керчи в сторону Симферополя, не более 15 километров длиной. Остальное — лишь половина трассы, двухполосное исполнение, которое завешано знаками «Ремонт», покрыто жёлтой разметкой и лимитировано 60 км/ч. Я не знаю точных планов по завершению всех работ, но на 100% уверен, что в этом году участка трассы до Симферополя в законченном виде не будет — слишком велик объём работ, местами даже отсыпка полотна не сделана. Второе заблуждение по поводу того, что это «новая» трасса — на самом деле на 60% это старая реконструированная/расширенная дорога.
На подъезде к Белогорску новый участок трассы максимально близко проходит около Белой скалы. К этому времени дождик сменился по-летнему жарким солнцем, а мы просто не могли не заехать в столь чудесное место. По пути осмотрели дуб Суворова, который вблизи поражает своими размерами. Массивное основание получилось из-за того, что дуб имеет четыре сросшихся воедино ствола. Считается, что в 1777 году на скале находился штаб Суворова, а под дубом он принимал представителя турецкого султана.
На скалу заезжать не стали — в этом случае всё самое красивое окажется под ногами, вне возможности созерцать это. Может быть в другой раз, когда захочется экстрима. Больше всего меня когда-то поразила фотография цветущих садов близ основания скалы — туда мы и держали свой путь.
Из крымских кемпингов как база для старта походов мне больше всего понравился кемпинг в Лазурном, пригороде Алушты. Он расположен на горе, что делает его не слишком удобным для тех, кого интересуют только море и пляж. Зато близость Алушты, крупного транспортного узла, позволяет выбрать массу направлений. В кемпинг можно заехать двумя путями — с Южнобережного шоссе (съезд недалеко от Виноградного) или через Профессорский Уголок Алушты, где также курсирует маршрутка №12.
Нас встретил управляющий, который сказал, что к сезону ещё ничего не готово и мы первые палаточники в этом году. Из посетителей кемпинга были лишь постояльцы виллы «Валентина», которые использовали часть территории под парковку автомобилей. Нас ведь не остановит неготовность кемпинга? Палатку решили поставить не под специальным навесом, а с видом на море. Чуть позже подъехал ещё один автомобиль с палаткой, которую разложили под навесом, а сильный вечерний бриз и нас заставил перенести свою туда же. Весенняя погода в Крыму — это почти постоянные сильные ветра.
Ворота кемпинга, проехать мимо невозможно.
Охрана строгая, но справедливая.
Территория кемпинга небольшая. Мы сначала встали на место с потрясающим видом на море.
Вот такие «штатные» палатки установлены.
Мы же в итоге перенесли палатку под навес.
Кухня, она же столовая, она же кают-компания с телевизором )))
План-схема дороги к морю для новичков.
Каждый вечер набегали облака, которые заслоняли гору Кастель над кемпингом.
У кемпинга есть проблемы с подключением электричества (используется дизель-генератор), и как многие в Крыму он находится в режиме сбережения воды. Принимать душ пришлось в едва тёплой воде. При этом не могу сказать, что тариф на проживание низок — 200 рублей за человека и 100 рублей за автомобиль.
Кемпинг «У Сергеича»
Телефон управляющего +79785038050
Координаты 44.63820, 34.39374
Пробег за день — 371 км.
3 мая. Ущелье Хапхал.
Ещё вечером взяли у управляющего визитку местного такси и заказали автомобиль на 6 часов утра с расчётом заранее приехать на автостанцию Алушты. Автобус до Генеральского уходил ровно в 7, а нам ещё предстояло купить билеты и легко позавтракать прихваченным продовольствием. План был великолепным, потому что по факту билетов на всех не хватило и часть народа ехало стоя. Весь путь с заездом в Малореченское занял ровно 1 час. Задняя часть микроавтобуса была оккупирована любителями походов и завалена треккинговыми рюкзаками. Группа по соседству с нами собиралась на Караби-Яйлу, достаточно обширный район плато, где сконцентрирована масса карстовых пещер. Мы же планировали пройти в другую сторону — посетить водопад Джур-Джур и ванны выше него, а затем по кромке ущелья Хапхал забраться на плато, спустившись с него на следующий день уже в районе Южной Демерджи.
В тёплое время года, поздней весной, летом и ранней осенью (особенно в мае и сентябре) активизируются клещи. В Крыму их не намного больше, чем скажем в том же Подмосковье, но случаи укусов клещами регистрируются каждый год. Они поджидают путников в тенистых местах, поросших травой, возле дорог, троп и источников воды. Основная задача клеща зацепиться за одежду проходящего человека (или за шерсть животного), когда тот задевает траву или низкий кустарник с поджидающим паразитом. Затем клещ ползёт только вверх, в поисках оголённого участка тела, где и присасывается. Для защиты мы использовали плотно прилегающие к голени штаны (либо штанины заправляли в высокие носки), которые я за два дня до похода обработал специальным препаратом. Верхнюю одежду обрабатывать нет никакого смысла. В продаже имеется масса средств, но самое главное, чтобы в составе такого средства было указано основное действующее вещество. Чаще всего это альфа-циперметрин. Вещество среднетоксичное, поэтому одежду обрабатывать необходимо на открытом воздухе. Я расстелил все штаны на газоне возле дома и обработал с обеих сторон с расчётом одно нажатие на каждые 10x10 см. Протравленную таких образом одежду сложил в полиэтиленовый пакет и хранил отдельно. Возможно, эти меры предосторожности покажутся кому-то избыточными, но мы прекрасно усвоили урок, когда я снял с супруги клеща прицепившегося в швейцарских Альпах. Хорошо, что он был не инфицированным. Будьте внимательны при походах в лес, берегите своё здоровье.
Палаточников на берегах Улу-Узень отдыхало очень много. Также палатки стояли на всех полянках недалеко от водопада, между деревьев были подвешены гамаки, а над кострищами установлены треноги с котелками — было видно, что они тут основательно устроились и никуда не спешили. У водопада мы немного задержались, дали себе возможность немного расслабиться в уединении, пока первые утренние УАЗы не станут подвозить сюда шумных туристов. Чуть выше обнаружили пустующий столик с лавочкой, где приготовили сублимированные каши и легко перекусили.
Вот по такой дороге возят туристов на УАЗах.
Подъём на плато начинается с Заячьей поляны обычной горной грунтовкой, проходящей по лесу. Затем, в определённый момент, с неё нужно свернуть на тропу, которая периодически начинает теряться в зарослях. Лишь пару раз нам встретилась маркировка, которая вселяла надежду на то, что мы на правильном пути. Хорошим ориентиром могут служить источники, которые встречаются на пути, например, очень мощный и громко бурлящий Калявату, от которого в долину даже трубу проложили. Также неплохим ориентиром является поляна Гунар с потрясающим видом на склоны Кара-Тау. А в верхней части пути сложно пройти мимо родника Сулух-Оба, который летом пересыхает, так как питается талыми водами.
Большой кубический камень служит отличным ориентиром.
Несколько раз тропа поворачивает на 90 градусов и порой совершенно неочевидно, поэтому для новичка важна навигация. В моём смартфоне с установленными картами отказала геолокация, и приходилось пользоваться электронной картой как бумажной, сопоставляя пройденное расстояние и находя ориентиры на местности. Для навигации советую установить приложение «Советские военные карты» — оно очень лёгкое, потому что карты подгружаются по мере необходимости. Только не забудьте перед походом (там, где у вас будет хороший интернет) поскроллировать необходимый вам район, чтобы карта местности загрузилась. Саму же карту в приложении можно выбрать — лично мне симпатична OSM. Вариант исходной карты тоже полезен, например, для того, чтобы узнать наименования объектов рядом с вами.
Супруга заметила важное отличие местных троп от того, что мы видели в Альпах. Там на крутых подъёмах тропу стараются пустить зигзагами, увеличивая горизонтальную составляющую похода. У нас же зачастую тропа штурмовала сложные участи «в лоб», практически прямолинейно. А таких участков было немало, поэтому подъём давался довольно тяжело ей, неподготовленной к таким условиям. Мне, идущему впереди, постоянно приходилось останавливаться и дожидаться остальных. Шутка ли — плато на 900 метров выше Генеральского, а в походе это 1000 метров набора высоты и более 8 км пути. Иногда дорогу преграждали кроны упавших деревьев — приходилось либо искать обход, либо преодолевать густую крону, пробираясь в сплетении веток.
По мере подъёма, особенно во второй его части, становилось всё холоднее, растительность вокруг скуднее, а звуков всё меньше и меньше. За всё время нам встретилась пара групп, которые шли на спуск, да на одной из развилок крупный пушистый лис, которого жена спугнула слишком громким возгласом. Пробовали воду из разных источников — чем выше, тем вода холоднее и вкуснее, без лишних примесей, снеговая. У скальных обрывов и под горой Долгая ещё лежали остатки снега. Когда мы вышли к этой горе едва моросящий дождь резко усилился и перешёл в град. Я моментально скинул рюкзак, достал чехлы для рюкзаков и дождевики, но мы всё равно успели немного промокнуть. Дождь не прекращался — тучка висела над кромкой гор, удерживаемая хитро закручивающимися в этом месте порывами ветра. Так часто бывает в горах. К выезду на плато поднялись по какой-то боковой дороге пара мотоциклов на зубастой резине, пытались выехать наверх. Безуспешно. Дорога на последних десятках метров подъёма размокла и превратилась в сплошную грязь вперемешку со скользкими камнями. Продолжать поход по плато в таких условиях можно было, но ночевать в сырости и холоде, имея спальники до +9 немыслимо. Пришлось обратиться к здравому смыслу, принять решение гор, не захотевших пустить нас в свой мир, и отправиться на спуск.
Буквально через 10 минут спуска дождя уже не было. Мы присели на толстый ствол поваленного дерева и хорошо пообедали. Ещё через пару часов неспешного спуска вышли к «базовому лагерю» — Заячьей поляне. Здесь периодически проглядывало солнце, и не было даже намёка на дождь. На ночлег мы расположились на окраине села Генеральское на отличной ровной полянке в зарослях шиповника. Над кромкой плато продолжали клубиться тучки…
Пройдено — 16 км.
Время в пути — около 9 часов.
4 мая. Лазурное — Отрадное.
Смотритель автостанции в Генеральском.
В Алушту уехали утренним рейсом (всего рейсов — 2 в сутки) в 8 часов. Вышли на Советской площади, сходили в «Фуршет». От идеи сесть в маршрутку до Лазурного пришлось отказаться, увидев, как плотно она набита людьми. Зато прогулялись до центральной набережной, где в лучах горячего весеннего солнца в футболках прогуливался народ, покупал крымские чебуреки и самсу, кормил чаек и отбивался от назойливых зазывал на морские экскурсии. Прыгнули в троллейбус №2 до «Профессорского уголка». Это в сезон он трещит по швам от желающих доехать до пляжей, а в мае ходит почти пустой. Далее шли пешком вдоль моря. Супруга удивлялась загорающим на пляжах людям )))
На набережной натолкнулись на кемпинг «Радуга» (44.64415, 34.40041). Специфическое место, но имеет право на жизнь, если вам не требуется природа и уединение. Часть променада отгорожена, и на этой полоске между пляжем и автодорогой организован кемпинг. На территории стоял лишь один автомобиль с боксом на крыше — непонятно было, постояльцы это или персонал кемпинга…
Подъём оказался достаточно крутым. Если вы захотите поселиться в кемпинге в Лазурном, то вам, вероятно, придётся ездить до моря на автомобиле. Это большой крюк, учитывая, что прямая дорога перегорожена шлагбаумами. Именно по причине труднодоступности моря и отсутствия горячей воды пришлось сворачиваться раньше времени и покидать этот кемпинг в поисках лучших условий.
Стоило потрясти пакетом, как со всех сторон прибежали элитные кошки Лазурного )))
Видео: Облака над горой Кастель.
По пути решили заехать в Массандровский дворец, но такого количества народа и автомобилей без возможности нормально запарковаться никак не ожидали, налицо недоработка — достопримечательность есть, а условий для её посещения нет. Хотя бы парковку сделали. Учитывая стоимость недешёвых билетов в сам дворец, вполне резонно требовать соответствующего сервиса.
Возле винзавода в Массандре было традиционно много народа. Кто-то облизывался, предвкушая дегустацию, кто-то сидел на лавочке довольный, как кот, после неё. Магазин оказался закрыт по техническим причинам и всех отправляли в обход, с тыльной стороны. Я ни разу там не был, но организация помещения оказалась очень удобной — почти все бутылки вина (кроме коллекционных) можно было взять в руки, почитать информацию, не прибегая к помощи консультанта и не заставляя других людей ждать. Набрали вина ровно на коробку. Открытием этого года стало десертное красное «Лакрима Кристи» с нотками какао в послевкусии. Даже мне, далеко не любителю сладких и тем более красных вин, понравилось.
Недалеко от торгового зала винзавода купили статуэтку котика явно ручной работы из ясеня для коллекции. Увлечение у нас такое — собирать фигурки котов и кролов. Всё никак не выкрою время сделать для них подиум и написать в блог историю появления каждого…
Говорят «лучшее — враг хорошего», поэтому не стали ничего придумывать и поехали ночевать в знакомый нам по прошлому году кемпинг «Рипарио» в Отрадном, пригороде Ялты. Сразу вспомнилась ещё одна поговорка «свято место пусто не бывает», вот и в кемпинге было достаточно многолюдно — пара автодомов, пара караванов, палатка. За право переночевать заплатили по 150 рублей с человека, автомобиль — бесплатно.
Вечером прогулялись по набережной, а я попытался ловить рыбу. Увы, тщетно.
Кемпинг «Рипарио»
Телефон управляющего +79788069819 Дмитрий
Координаты 44.50438, 34.21962
Пробег за день — 39 км.
5 мая. Отрадное — Ялта — Соколиное — Холмовка.
С утра пораньше рванул на море. Накануне вечером на пирсе случайно зацепил ногой коробку с приманками и утопил её на глубине примерно 3 метра. Вода +15, да ещё темно — куда уж там прыгать… Один из рыбаков пообещал помочь с утра, т.к. плавает в гидрокостюме. Дождался я его, коробку спасли.
Семейство моё выспалось и выглядело весьма бодрым. Успели прогуляться по набережной и дорожкам в саду комплекса «Рипарио».
Инжир в этом году уродился хороший.
Пока некоторые ещё в куртках...
... народ уже принимает солнечные ванны.
Мимоходом заехали в Ялту, приспичило мне купить местный самодур. Это такая снасть на ставриду, если кто-то не знает. Представляет собой гирлянду крючков, украшенных люрексом. Насадка для ловли не требуется — отсюда и происхождения названия. Пара рыболовных магазинов оказалась закрытой, лишь третий, в самом центре города ждал посетителей. Ассортимент внутри очень понравился — вряд ли где-то у нас можно встретить столько полезной и порой уникальной мелочёвки для ловли в море. Вместе со мной в магазин зашёл мужичок, у которого с продавцом завязался разговор:
— У вас черви есть?
— Морские закончились, остались только обычные. Морских быстро разбирают, дефицит.
— Ну, давайте обычных.
— Вы кого ловить собираетесь?
— Пеленгаса.
— Не, ничего не получится. Ну, окунь, может быть, соблазнится.
— Я вчера на обычного червя пеленгаса поймал.
— Это еманутый пеленгас.
— Так что удивительно — прямо с самого дня взял.
— Среди этих тоже много еманутых
Я едва сдерживал смех.
Из Ялты взяли курс в горы, через Виноградное, мимо Ялтинского кладбища. На дороге было не протолкнуться из-за припаркованных автомобилей — на Красную Горку многие ялтинцы ринулись на кладбище. На повороте у ресторана «Учан-Су» тоже было столпотворение, поэтому автомобиль пришлось оставить на 100 метров выше по дороге, там, где начинается тропа к верховьям реки Водопадная и к скале Ставри-Кая.
Сначала сходили по банальному маршруту к водопаду Учан-Су. Я перелез через ограждение и пофотографировал с более интересного ракурса, как это делали многие другие. Место интересное, но безвозвратно испорченное толпами с селфи палками. Поэтому, вернувшись к автомобилю, взяли рюкзачок и отправились по тропе вверх. Позавидовал тем, кто после видовой площадки на утёсе над водопадом отправлялся дальше, к Ставри-Кая, неся огромные трекинговые рюкзаки. У нас же это был разгрузочный день, да и приходилось поторапливаться, чтобы многое успеть.
Тропа уходит дальше по траверсу склона на Ставри-Кая.
Водопад Учан-Су с необычного для многих ракурса.
Сколько не слушал разговоров простых обывателей про дорогу на Ай-Петри, все охали и ахали, типа как там страшно. Ну разве это так? Обычная горная дорога, достаточно широкая и огороженная. Я, к слову, ехал там первый раз. Довелось ранее бывать на Ай-Петри, но только с помощью канатной дороги. На вершине путника встречает всё тот же шалман из торговли, общепита и различных прилипал, которые предлагают конные прогулки и поездки на УАЗах. Надо сказать, в эту поездку отбиваться от них приходилось довольно часто.
Плато главной гряды Крымских гор.
Не знаю, откуда эти люди, но радоваться снегу в мае нам показалось странным...
Над подъёмом к вершине почти каждую минуту над головами под свист металлического ролика пролетали любители экстрима — их за тысячу рублей спускали на плато по металлическому тросу в альпинистской обвязке. Сам подъём для кого-то оказывался лёгкой прогулкой, а для кого-то непростым испытанием. «Милый, ты гордишься мной», — вопрошала попутчика спускающаяся нам навстречу дамочка. «Да, конечно», — отвечал тот.
На вершине оказалось достаточно много народа. На любительнице острых ощущений перед подвесным мостом застёгивали страховку. «А у вас были случаи, когда страховка не помогла и человек срывался?», - дознавалась она. «Конечно, были», — спокойным голосом, без каких-либо эмоций, как бы между прочим, отвечала женщина-инструктор. Вот это моральная поддержка!
Лесной серпантин от Ай-Петри до Соколиного — одна из самых красивых горных дорог в Крыму. Жалко только наслаждаться водителю там не суждено — дорожное покрытие оставляет желать лучшего. В нескольких местах прямо на шпильках по всей ширине дороги огромные ямы, такие, что приходилось аккуратно буквально проползать по ним. А за Большим каньоном Крыма дорога вообще не давала разгоняться быстрее 10-15 км/ч и заставляла участвовать в дисциплине слалом-гигант.
Из-за того, что утром выехали поздно и по сути потеряли несколько часов, пройти весь каньон времени не оставалось. Пришлось прогуляться ровно настолько, насколько позволит время. Естественно, до конца не дошли. Ну что же — будет чем заняться в другой раз. Во всём нужно видеть позитив.
Не лишнее предупреждение об опасном растении, выделяющем ядовитые эфирные пары.
В Соколиное въехали уже в закатных лучах солнца. Я подумал, что лучше будет переночевать в Байдарской долине, и навигатор послушно построил маршрут. Через 10 минут, когда мы свернули на гравийку, я понял всю подлость прибора — он построил маршрут через Кабаний перевал. Про эту дорогу я узнавал ещё несколько лет назад, надеясь как-нибудь воспользоваться, но был совсем не уверен, что она легко проезжаема. На удивление легко мы проехали несколько километров. Дорога стала петлять по лесу, пересекаемая сухими руслами ручьёв становилась всё сложнее, пока, наконец, я не понял, что дальше не проехать. Пришлось возвращаться назад. Ехали в темпе, в надежде, пока светло, найти место для стоянки. Дорога по долине через Куйбышево оказалась отменного качества и своими изгибами провоцировала на быструю езду. В Холмовке повернули на остатки некогда существовавшей асфальтовой дороги. Автомобили перестали по ней ездить, прокатав сбоку грунтовку. Уже практически в темноте, не доезжая пары километров до комплекса Эски-Кермен, нашли неплохую полянку и развернули лагерь.
Пробег за день — 121 км.
6 мая. Холмовка — Ходжи Сала — Орлиное — Батилиман.
Возможно, если бы заранее знали о кемпинге на эко-ферме возле Эски-Кермен, то переночевали в нём. Но пока, из-за отсутствия рекламы на автодороге к комплексу и в интернете, они теряют клиентов. Ценообразование на кемпинг вызывает вопросы, но место в принципе очень интересное с неплохой столовой и обустроенной территорией.
Ночуем недалеко от Холмовки и комплекса Эски-Кермен.
Мы подъехали к комплексу, когда всё вокруг было ещё закрыто и лишь первые лучи солнца из разрыва плотных облаков приветствовали нас. Касса на входе не работала, как это случалось почти повсеместно — не сезон. Подъём в пещерный город в принципе несложный, но встречаются крутые участки, где неплохо иметь специальную зубастую обувь. С плато открываются красивые виды на соседние склоны и долины. Мы шли в одиночестве — это было прекрасно. Лишь небольшой мелкий дождик некоторое время сопровождал нас. Город был основан в конце VI века н.э. как византийское укрепление, просуществовал до конца XIV века и производит очень сильное впечатление. От наземных построек в центре, конечно же, мало что сохранилось, но пещеры, как и сотни лет, назад готовы принять и укрыть от непогоды. Хорошо, что дождик к этому времени закончился, так и не намочив камни, позволив безбоязненно полазить в каменных лабиринтах многокомнатных апартаментов с шикарным видом на балку. В одном из таких каменных пентхаусов мы пообедали с помощью предусмотрительно захваченной с собой горелки и сублиматов.
Соседние скальные образования.
Спуск к древнему колодцу, который функционировал до вторжения турок.
Начало скопления пещер. Внизу по балке идёт дорога в сторону Мангуп-Кале..
Из структуры камня хорошо видно его происхождение — это было дно очень древнего моря.
Привал в местном пентхаузе с панорамным видом в долину.
Едва различимое основание православного храма.
На одном из столбиков находим крест.
Возможно, это оригинальная черепица с крыши храма, но до конца не уверен.
Приближаемся к южным воротам, где сохранилась часть главной улицы города.
Находим большое помещение — храм «Судилище», в полу которого выдолблены могилы для уважаемых людей города, возможно, священнослужителей.
Могилы что-то маловаты по размерам…
Таможенник на въезде в город )))
На выходе с южной стороны комплекса нашли в одной из пещер келью с небольшим алтарём и комнатой, в которой висела ряса. Чуть ниже по склону встретилась ещё одна закрытая церковь «Трёх всадников» — очевидно, что люди пытаются вдохнуть капельку жизни в эти давно покинутые человеком места.
По балке всего около 5 километров да Залесного, а оттуда рукой подать до села Ходжа Сала и Мангуп-Кале. Нам было не суждено проехать этой дорогой. Переговорив с управляющим и водителем на эко-ферме, понял, что требуется автомобиль либо на военных мостах, либо специально отлифтованный. Пришлось ехать в объезд через Холмовку и Красный Мак. Остановились возле Мангупского озера, и почти сразу нам предложили поездку на УАЗе и самсу — банально и отталкивающе. Да и не было цели экономить силы, наоборот, хотелось пройти всё пешком, продышаться чистым воздухом, неотравленным выхлопами и выбросами производств. «Вы будете идти на подъём три часа», на что моя жена ответила: «Ну и что? Отлично!» На самом деле подъём занимает меньше времени. Если подниматься по широкому оврагу Табана-Дере, как это сделали мы, то по пути можно ознакомиться со старым караимским кладбищем, а также пройти мимо «женского» источника. На самом плато, так же как и в случае с Эски-Кермен, наземных построек практически не сохранилось. Немало поспособствовали этому турки, которые захватили эту территорию в 1475 году. За упорную оборону на протяжении 5 месяцев все защитники были казнены, а строения разрушены. Таким образом прекратило своё существование княжество Феодоро.
Мистический лес на подъёме к Мангуп-Кале.
Практически каждое дерево овито лианами. Когда дерево сгнивает и превращается в труху, то пучок причудливо переплетённых лиан падает на землю и старается зацепиться за соседний ствол здорового дерева.
Фрагмент одной из оборонительных стен в самом уязвимом месте обороны города, овраге Табана-Дере.
Здесь прекрасно видно очевидное сходство письменности караимов и иврита.
Как и во всех пещерных городах, от зданий остались только остовы.
На месте дворца смотреть нечего (((
Не смог разгадать предназначение тонкой витиеватой линии, сложенной из красных плоских кирпичиков.
Стена заканчивается над высоким обрывом. Чуть левее виден мыс Элли-Бурун.
Обратно в село спускались по оврагу Гамам-Дере, мимо «мужского» источника. Вода из него мне показалась намного лучше по качеству, чем в «женском».
В этом овраге тоже есть оборонительная линия.
Тропа по Гамам-Дере довольно крутая — есть места, где на спуске можно присесть на пятую точку.
Держа путь в Байдарскую долину, где мы должны были осуществить неизменный ежегодный ритуал посещения кафе «Орли», заметили, как много в Крыму велосипедистов. Порой группы достигали нескольких десятков человек, которые, навьючив велоштаны, везли с собой всё для многодневного автономного велопробега. Летом такое не встретишь, а в мае, пока ещё нет жары, температура идеальна для такого рода мероприятий. Удивительно, но само кафе процветает, несмотря на не самый низкий ценник. Не удержался и сфотографировал пару блюд. Шурпа осталась в моём сердце навсегда.
Место для ночлега искали на берегу моря. Сначала через Байдарские ворота выехали на Южнобережное шоссе, с которого сначала по ошибке повернули к «Даче Горбачёва», где пришлось перед воротами с охраной разворачиваться, затем съехали к мысу Сарыч. Проехать к одноимённому кемпингу (44.38941, 33.74506) не смогли — нижняя дорога вдоль моря перегорожена железобетонными блоками, а въезд по верхней дороге запрещает «кирпич». Похоже, в этом месте больше не будет кемпинга, явно кто-то положил глаз на столь лакомый кусок прибрежной территории. Прошлись немного пешком по «запрещённому» к проезду участку дороги, но никакой деятельности в районе бывшего кемпинга не обнаружили. Когда вернулись к автомобилю, по дороге с шоссе спустился какой-то «членовоз» в сопровождении экипажа ДПС. «Членовоз» спустился по дороге вниз к прибрежной базе отдыха, автомобиль ДПС остался. Сотрудники подозрительно рассмотрели нас из своего автомобиля, затем проехали под «кирпич», развернулись там и остались дожидаться боссов. Quod licet Iovi, non licet bovi («Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»).
Ближайшее подходящее для ночлега с палаткой место оказалось менее чем в получасе езды. В районе бухты Ласпи съехали с шоссе и доехали почти до конца, до урочища Батилиман. Именно там карты обещали встречу с неким «Палаточным городком». Спуск к нему сначала оказался не самым сложным, но в нижней части дорога максимально сузилась, а покрытие испортилось, превратилось в грунтовку с глубокой колеёй. Сам городок находится в тупике и представляет собой огромную по меркам кемпингов можжевеловую рощу, раскинувшуюся на склонах к морю. Среди можжевельника на полянах и обустроились любители дикого отдыха. Мы осмотрели несколько мест и решили далеко не уезжать, остановиться прямо возле дороги на более-менее пологом склоне. Помимо нас в роще насчитали около десятка палаток. У въезда стоит небольшой киоск с напитками и снеками, где мы очень удачно пообщались с продавцом и с подвыпившим завсегдатаем данного места. Они рассказали, что летом тут яблоку негде упасть — народа приезжает жуть сколько. Я не представляю, каким образом на узкой дорожке разъезжается весь этот поток народа… Второй существенный минус — отсутствие нормального входа в воду. Береговая линия — это нагромождение огромных каменных глыб. Единственный нормальный (я бы даже сказал отличный) некогда «дикий» пляж огородило Министерство обороны для детского лагеря «Чайка», хотя лагерь уже имел на своей территории отдельный пляж. Жадность и алчность. В остальном — место просто волшебное. Наш знакомый по беседе вместе с продавцом вечером заглянули в гости к харьковчанам, стоящим на полянке на пару ярусов ниже нас — жарили шашлык, пили вино, разговаривали. Мы тоже хорошо посидели, созерцая по-летнему спокойное море и дорожки света от корабельных огней на его поверхности. Скоротали время десертным вином «Лакрима Кристи» от Массандры с нотками какао в послевкусии и крепким чаем.
Внизу несколькими палатками расположились харьковчане.
Заняли место у дороги, благо трафика никакого.
Видео: Море в урочище Батилиман.
Пробег за день — 84 км.
7 мая. Батилиман — Балаклава — Севастополь — Мирный.
Утро выдалось на удивление очень тёплым и солнечным. При сборе палатки обнаружили под ней огромную сколопендру, которая была беспощадно уничтожена. Видимо, залезла под палатку с рассветом без злого умысла, подумала, что это прекрасная большая и тёмная нора. Меня уже кусала такая тварь — ничего страшного, но и приятного мало. Лучше с ней не встречаться.
На обзорной площадке (44.42211, 33.69278). Если не получается нигде найти ночлег, то здесь вполне можно поставить палатку. Есть несколько кострищ.
Прямо с обзорной площадки открывается вид на можжевеловую рощу, в которой мы ночевали (в центре кадра).
Как только выехали в сторону Балаклавы, от солнечной погоды ничего не осталось. Невесть откуда небо затянуло плотной облачностью. У «Золотой Балки» нас уже встречал дождь. Сначала посетили фирменный магазин, затем заехали в центр, оставив автомобиль на платной парковке в начале набережной Назукина. Пришлось одеть дождевики, потому что дождь то прекращался, то начинал снова моросить. Погода напоминала скорее осень. Основной целью было прогуляться по набережной, дойти до крепости Чембало и заодно поинтересоваться рыбным клёвом. В саму крепость не пошли — под дождём ходить по мокрым камням в обычной обуви и чистой одежде не слишком хорошая идея. Да и смотреть там кроме башен и остатков крепостных стен особо не на что, их и снизу прекрасно видно.
Новинка в магазине «Золотой Балки» — Крымончелла. По составу — гадость, не советую.
Рыбнадзор возле рыбного ресторана.
Вот она старая Балаклава. Здание, похоже, помнит революцию.
Набрели на рекламу интересного маршрута одного дня.
Пока ехали в Севастополь, погода значительно улучшилась. Припарковались на Большой Морской под ярким летним солнцем. Сначала пообедали в отличном заведении «Челентано», где всё оказалось очень вкусным и по весьма приятной цене. Затем прогулялись по набережной Корнилова и Приморскому бульвару. Товарищи, кто забыл свои шорты на камнях почти напротив памятника затопленным кораблям? Понравилось, как готовили город к празднованию Дня Победы и 75-й годовщине освобождения Севастополя. На набережной снимали сюжет для «Вести-Крым» на телеканале «Россия 1», возможно и мы попали в телевизор )))
Покровский собор на Большой Морской.
Сытный обед в «Челентано» на троих.
Из города выезжали через Инкерман. Немного ошиблись на дурацкой развязке возле Фруктового — ну неужели нельзя было сделать банальный круг (который всегда главный) с четырьмя выездами? Ощутили всю «прелесть» дороги Вилино—Саки с горбатым асфальтом, на котором особо не разгонишься. Купили на пробу немного якобы «крымской» клубники. В Саки пополнили запасы продовольствия и посетили грязевое озеро, наполненное рапой (45.11898, 33.59617). Вполне возможно, что вскоре туда закроют проезд желающих, т.к. активно строится трубопровод по прокачке грязи в сторону санатория и комплекс по забору этой грязи из озера.
Лебеди и прочие птицы на озере Сысак-Сиваш.
Актуальные цены на топливо в Крыму.
Ночевать решили на диком побережье за посёлком Мирный. Это была и попытка порыбачить в одном из самых рыбных мест Крыма и разведка, на которой я показал семье это прекрасное место для дикого отдыха. Очень сильный ветер и волна практически не оставляли надежд на удачу в ловле, но мы, как и многие другие, испытали удачу в створе залива Донузлав. Естественно, безуспешно. Игнорировалось всё — самодуры, пилькеры, силикон. Лишь на натуральную насадку один мужичок вытянул пару крупных скорпен. Для данного места это считай что ничего.
Пробег за день — 211 км.
8 мая. Мирный — Бахчисарай — Коктебель.
Утром прогуливались по пляжу и любовались морем — даже жена заметила, что оно в этом месте необычайно красивое.
Видео: Море недалеко от залива Донузлав (посёлок Мирный).
До Бахчисарая доехали достаточно быстро — теперь путь через Симферополь существенно ускоряет недавно построенная объездная, которая также является частью будущей трассы «Таврида». Работы ещё не закончены, но прогресс налицо. Пообедали в столовой, которую открыли для себя ещё в прошлом году. Неизменное качество подтвердилось большим количеством посетителей. Мы же порадовались широкому выбору блюд и «с голодных глаз» набрали чуть больше необходимого. Закончив с обедом, поехали в старую часть города, туда, где улочки сжимаются не в силах вместить современный поток транспорта. Местами пришлось притормаживать, чтобы разъехаться со встречными автобусами и грузовиками. Перед конечной точкой (44.74781, 33.90469) на дороге стояло много местных, желающих легко заработать на туристах. Они махали руками, намекая, что необходимо припарковаться именно у них. А некоторые выходили на дорогу, заставляли неизбежно остановиться и начинали «обработку клиента». Мне как человеку европейского склада характера такое поведение казалось дикостью. Это не заманивало, а наоборот отталкивало от предлагаемых услуг. Даже когда мы нашли местечко на парковке и остановились, чтобы выйти, к нам назойливо приставал желающий покатать нас на УАЗах. Я мягко, но решительно отказывался, а он никак не хотел понимать нашу любовь именно к пешим прогулкам. Именно поэтому был послан восвояси более жёсткими выражениями. К сожалению, иногда без этого никак.
Мечеть в селе Левадки недалеко от Симферополя.
Успенский пещерный монастырь. Историки до сих пор спорят о времени его основания, так как оно доподлинно неизвестно. Как и многие подобные объекты, он переживал и периоды расцвета, и периоды упадка. Последняя «чёрная полоса» в жизни монастыря началась в 1921 году, когда пришедшая советская власть не пощадила ни имущество монастыря, ни монахов, населявших его. В монастырском госпитале были обнаружены раненые белогвардейцы — возможно, этот факт определил столь суровую участь. Лишь спустя 72 года сюда вернулись служители церкви, монастырь был восстановлен и частично реконструирован. Сейчас это самый многочисленный по количеству постоянно проживающих в нём монастырь на территории Крыма. На его территории существуют захоронения погибших в Крымскую войну (1853-1856) и Великую Отечественную войну. Каждую войну на его территории разворачивался военный госпиталь.
Нижняя парковка у ущелья Мариамполь, начало маршрута к Успенскому монастырю и Чуфут-Кале.
Если уж вы попали к пещерному монастырю, то грех не дойти до Чуфут-Кале, пещерного города, который неплохо сохранился до наших дней. Путь туда займёт не более получаса с умеренными подъёмами. Именно эта легкодоступность и обуславливает популярность данного места и позволяет посетить его самым разным людям — и возрастным, и детям. Вход платный — 200 рублей. Касса находится у южных ворот, которые сделаны узкими и находятся на повороте дороги. Это было сделано осмысленно, дабы затруднить нападающим штурм города-крепости. Сразу за воротами находится множество пещер, которые использовались для хозяйственных нужд. Многие посетители заблуждаются, считая, что именно в пещерах жили жители — это не так. Прошедшие века не пощадили наземные постройки, и сейчас можно наблюдать лишь каменные основания некоторых зданий. Также хорошо сохранились караимские кенассы. Кенасса — молельный дом. Именно караимы одними из первых заселяли подобные пещерные города, такие как Экси-Кермен, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен, Качи-Кальон и т.д. Караим — это, наверное, даже не национальность, а вероисповедание, некое староверческое течение иудаизма. Именно поэтому на надгробиях караимских кладбищ надписи так сильно напоминают иврит. В бытность Российской Империи в середине 19 века в Чуфут-Кале жил и работал потомственный караим, писатель и археолог Фиркович. Хорошо сохранился его каменный дом с прилегающими к нему постройками. Вообще среди потомственных караимов много известных людей — хирург Вишневский, балерина Павлова, маршал Малиновский и т.д. Это один из самых старых коренных народов Крыма. Фиркович выяснил, что первые караимы жили в Крыму ещё до нашей эры.
Мавзолей 15 века, в котором похоронена дочь Тохтамыша одного из последних великих ханов.
Вдали над обрывом видны УАЗы, который привозят туристов.
Большое пещерное помещение для хозяйственных нужд одного из богатых жителей города.
Меню отличной столовой в Бахчисарае, которую мы посещали ещё в прошлом году (44.74479, 33.85431).
Как только выехали из Бахчисарая, загорелся датчик низкого уровня мочевины. Залил взятую с собой 10-литровую канистру. Пока ехал (около 100 км), значок погас. По доливу всё очень предсказуемо — примерно каждые 12500 км просит добавки. Доливаю я всегда по 10 литров, хотя бак рассчитан на 22 литра — так проще контролировать расход мочевины. Для тех, кто не знает, что это такое и для чего, расскажу в двух словах о технологии SCR. Мочевина впрыскивается в поток отработанных газов, выступает катализатором реакции и участвует в ней, распадаясь сначала на аммиак и углекислоту. Затем аммиак разлагает накопившиеся оксиды азота на абсолютно безвредные азот и воду (вернее водяной пар). Окончательную очистку отработанные газы проходят в сажевом фильтре. В результате выхлопные газы автомобиля соответствует самым жёстким экологическим нормам. При использовании топлива, соответствующего нормам Евро-6, выхлопные газы также будут соответствовать Евро-6.
В районе Белогорска выбрали маршрут по старому участку дороги — с населёнными пунктами, но зато без ремонта и связанных с ним ограничений. К тому же эта дорога оказалась полупустой — транзитным грузовикам сюда нельзя, а туристы на легковых автомобилях едут туда, куда их ведут навигаторы — по строящейся «Тавриде». Благодаря этому решению выиграли много времени, так как вне населённых пунктов ехали под 110 и беспрепятственно совершали немногочисленные обгоны.
За Коктебельским заводом вин, если проехать мимо главных ворот вдоль забора, начинается улица Юнге. Первая же развилка позволяет выбрать формат отдыха — налево мимо мыса Хамелеон в Тихую бухту для дикого кемпинга, направо — к цивилизованному кемпингу. Когда-то на этом месте находился кемпинг БОН, который был заброшен. В 2018 году на его территории открылся кемпинг «У Джокера», который помимо мест под палатки предоставляет возможность для отдыха в собственном автодоме, караване или скромных спартанских номерах главного корпуса. Мы хотели в прошлом году посетить его в разгар сезона, но тогда не сложилось. Позвонили по номеру указанному на воротах, нам открыл сотрудник, который предложил на выбор либо место под палатку, либо номер. Мы немного подумали, посмотрели прогноз погоды, который обещал сильный ночной и утренний дождь и решили поселиться в номере, тем более что стоимость оказалась идентичной (600 рублей). Следом за нами приехала большая компания «палаточников» на Старексе. Они также весьма мудро выбрали заселение в пару соседних номеров.
Номер на четверых. Есть стол, стулья и небольшой шкаф.
С горячей водой проблем быть не должно.
Большая поляна для автодомов и караванов.
Кемпинг «У Джокера» в Коктебеле (ул. Юнге, д.5)
Телефон +79785532507
Координаты 44.96995, 35.27072
Пробег за день — 305 км.
9 мая. Коктебель — Щёлкино — Ленинградская — Каменск-Шахтинский.
Ночью действительно зарядил сильный дождь, который задержал нас утром на пару часов. Ехать куда-то под дождём без возможности полноценно прогуляться, не было никакого смысла. Зато хорошо выспались. Как только дождь немного успокоился, удалось походить по территории и немного пофотографировать. В заключение вышел на пляж и удивился — чуть в стороне от кемпинга прямо на берегу стояло несколько палаток, едва удерживаемых растяжками от сильного ветра с моря.
Коктебельская бухта и зубцы Карадага.
Кемпинг нам понравился. Площадки достаточно ровные и с травой. Подключение электричества без проблем, если есть катушка на 30 метров (лишь в сезон нужно иметь дополнительный кабель). Техническая вода в кранах в нескольких местах. Столовая на территории (начнёт работать с июня) — в прошлом году она всем понравилась (читал форум кемпинга), поэтому коллектив поваров на этот год остаётся прежним. Сама же территория огорожена и охраняется. Ну, может деревьев маловато, но это степной Крым — сами они не хотят расти, надо высаживать.
С этого года владелец кемпинга Юрий открывает ещё один объект — кемпинг в Стерегущем (45.74934, 33.22884), что находится недалеко от Бакальской косы. Была мысль туда доехать, но он был нам не по пути - жалко тратить драгоценное время на большой крюк по Крыму. Этот кемпинг, прежде всего, будет удобен для семей с детьми (тёплое море с пологим входом и песчаный пляж), которые приехали на продолжительное время. Для тех, кто не любит проводить весь день на пляже и тех, кто собирается посмотреть Крым, он будет очень неудобен — до любых достопримечательностей ехать далеко как по расстоянию, так и по времени. Бронирование мест в кемпингах «У Джокера» в Коктебеле, Малореченском и Стерегущем только через форум «уджокера»точка«рф».
Последней точкой в Крыму стало посещение Казантипа. Полюбовались цветущим разнотравием, понаблюдали как народ пытается ловить бычка в штормящем море, набрали на заказ азовской ракушки, побаловали себя рыбкой на рынке в Щёлкино, докупили крымских угощений. На сам Казантип после дождя еле заехал — грунтовки раскисли, почва налипала на колёса толстым слоем.
После обеда взяли обратный курс и решили ехать насколько хватит сил и желания. Дорога через станицы оказалась полупустой, поэтому почти всё время шёл на круизе. Перед Ленинградской стемнело. Станицу проехали насквозь, лишь забежав ненадолго в местный «Магнит». Праздничный салют в честь Дня Победы встретили у Батайска — над городом вспыхивали большие разноцветные шары. Перед Каменск-Шахтинским въехали в полосу дождя с грозой. Вспышки то слева, то справа пронзали небо и устремлялись к земле огромными ветвистыми пучками. Проверили прогноз погоды — сильный дождь с грозой был также в районе Миллерово, где мы планировали ночевать в палатке. Заехали в знакомый нам мотель (48.31593, 40.32818), где устроились на ночлег за 1500 рублей. Автомобиль припарковали почти у входа в номер.
Пробег за день — 801 км.
10 мая. Каменск-Шахтинский — Богучар — Калач — Новохопёрск — Балашов — Романовка.
У нас страна настолько большая и настолько разная по климату, что удивляться разнообразию природных явлений не приходится. Но на майские праздники произошла серьёзная аномалия. Пока мы ёжились от холода в Крыму, всё центральное Черноземье, вплоть до московского региона находилось в тёплых воздушных массах. Было удивительно при крымских +14 видеть температуру в столице +26. В день, когда мы возвращались, пришлось преодолеть эту незримую границу. Теплеть начало лишь в районе Богучара, за бортом было +16. В соседнем районе, в Петропавловке было +19. В Калаче +22. В Новохопёрске +27. А при въезде в Саратовскую область пришлось включать кондиционер — стало немного жарко при +32 за бортом.
Пробег за день — 567 км.
11 мая. Романовка.
Отдых.
12 мая. Романовка — Видное.
На удивление было не так много автомобилей, возвращавшихся в столицу после длинных праздников. Не встретили никаких заторов вплоть до малой «бетонки», где они обусловлены строящейся развязкой на пересечении с Каширским шоссе. Поэтому на дорогу ушло всего 9 часов, что не могло не радовать. Приятно завершать дальнюю дорогу не стоянием в пробках, а чашкой чая на своей кухне.
Единственный штраф за всю поездку. Круиз под горку не удержал заданную скорость, и автомобиль разогнался немного выше ненаказуемого порога.
Пробег за день — 626 км.
Итоги
Пробег — 4918 км.
Израсходовано — 329 литров дизельного топлива.
Средний расход — 6,69 л на 100 км.
Топливо — 14793 руб. или примерно 3 руб. / км пути
Платные дороги — 256 руб.
Парковки — 105 руб.
Штрафы — 250 руб.
Проживание — 3450 руб.
в том числе:
Развлечения, входные билеты — 2728 руб.
Продукты (магазины, рынки) — 7781 руб.
в том числе:
Кафе, столовые — 3550 руб.
Сувениры, подарки — 1584 руб.
Итого: примерно 34497 руб.
Пребывание в Крыму — 8 дней со 2 по 9 мая. Полный срок поездки от дома до дома — 12 дней.
Заключение
Не знаю, куда крымские власти тратят выделяемые на развитие туризма деньги, но кемпинги развиваются только благодаря отдельным энтузиастам, которые не имеют ни финансовой, ни моральной подпитки «сверху». Тем ценнее те немногие, которые появляются, развиваются и предоставляют хотя бы базовый набор услуг. Тем более что мест для дикого кемпинга с каждым годом становится всё меньше и меньше.