Хрустальная свадьба в Альпах

Хрустальная свадьба в Альпах

26.12.2017 | 17843 просмотра

— А поехали в отпуск вдвоём, — глаза жены светились, — я так хочу отдохнуть от домашних забот, от всех.
— Я согласен, — неуверенно ответил ей, — но куда мы денем детей, разве только помощи у бабушек попросить.
— Я думаю, они не откажутся, — неуверенно, но с надеждой в голосе продолжала она. — Давай поедем туда, куда с детьми поехать ещё долго не решимся.
Её слова попали в цель. Она слишком хорошо знает меня — я очень люблю неизведанные места и новые дороги. Во время поездки в Австрию четыре года назад нам настолько понравились Альпы, что вопрос «Куда поехать?» уже не стоял. К тому же и повод был — пятнадцатилетие совместной жизни.

Маршрут: Видное — Брест — Прага — Штайн-на-Рейне — Цюрих — Берн — Фрибур — Грюйер — Румийи — Анси — Висп — Церматт — Беллинцона — Милан — Тренто — Чески-Крумлов — Брест — Видное.

Подготовка

Жить планировали преимущественно в кемпингах, по возможности разбавляя их дикими ночлегами и/или при сильно дискомфортных условиях — мотелями. Практически всё, что было нужно в поездке, имелось и дополнительно приобретались вещи, существенно расширяющие комфорт и качество отдыха.

Первым делом решался вопрос хороших надувных ковриков. После ознакомления с отзывами по простым надувным матрасам в спортивных гипермаркетах, вспомнились поделки под брендом Интекс и то, насколько они холодны и ненадёжны. Идея приобретения подобных матрасов сразу же отпала. Пришлось обратить свой взор на самонадувные коврики, но цены на них несколько обескураживали. Пристально изучил ассортимент зарубежных интернет-магазинов и отзывы пользователей. Таким образом, в период глобальных распродаж на «чёрную пятницу» удалось купить на американском «Амазоне» четыре коврика известного бренда Therm-a-Rest серии BaseCamp всего по 57 долларов за штуку, то есть со скидкой более 36% от их обычной цены у производителя. На помощь пришли компании-посредники, помогающие агрегировать на складе и переслать товары в Россию из США и Канады. Даже с учётом доставки в Россию коврики обошлись примерно вдвое дешевле, чем в местных магазинах. Боевое крещение данные изделия получили при поездке всей семьёй в крымские кемпинги и показали высший класс по комфорту, по удобству транспортировки и по низкой теплопроводности.

Вторым пунктом подготовки была одежда. Там же в США были куплены женская куртка-ветровка Columbia Omni-Heat с капюшоном со скидкой в 50%, женские штаны Columbia с водоотталкивающей тканью и мужские штаны той же фирмы с плотной тканью c водоотталкивающей обработкой. Посылку дополнили весьма добротные трекинговые носки от бренда Minus33 и пара трекинговых палок известного бренда Black Diamond серии Trail Back также с весьма внушительной скидкой в 40%. Покупать обувь таким же образом не рискнули, ведь с ней много нюансов, поэтому приобрели две пары горных зубастых кроссовок Salomon серии XA Pro Mountain Trail в одном из московских магазинов ещё зимой, в период распродаж.

Третьим и, наверное, самым ответственным пунктом была подготовка автомобиля. У нас Ситроен C4 французской сборки 2009 года с бензиновым двигателем 109 л.с. и пятиступенчатой МКПП. Пробег приближался к четверти миллиона и, начиная с 220 тысяч, я перешёл на более короткий интервал обслуживания в 15 тысяч километров. В рамках планового обслуживания заменили масло, фильтры, заменён ремень ГРМ с роликом, свечи зажигания, а также первый раз заменён сильно потрескавшийся ремень генератора. По причине износа были заменены сайлент-блоки задней балки, задние амортизаторы, смазаны направляющие задних суппортов, которые до этого периодически подклинивали. Также пришлось заменить кронштейн для концевиков тросов переключения передач на механической коробке — сломалась силуминовая лапка и переключения передач подклинивало. А из заказанного чехла рычага КПП от ВАЗ-2110 был выкроен и вручную сшит новый чехол, установленный вместо потрескавшегося и облупленного французского дермантина — это для эстетического наслаждения.

В автомобиль были загружены две палатки — маленькая с конструкцией «паучок» для остановки на 1 ночь и большая для остановки на более длительный срок. Складной стол, пара складных кресел, катушка с 30 метрами провода и кемпинговым переходником, электрический чайник, два контейнера — с кухонным скарбом и с обувью, туристические пенки для защиты самонадувных ковриков снизу и сами коврики, спальники, питьевая и техническая вода заняли весь багажник. В салоне на задних сидениях расположились ещё 3 контейнера из Икеи — два с личными вещами и один с продуктами для автономного существования, большая часть которых предназначалась для использования в дорогой Швейцарии и при диких ночлегах. Картину дополнили штатив, фотосумка, косметичка и пара пустых рюкзаков. Таким образом, оценочный объём всех перечисленных вещей составил не менее 850 литров. Это я подсчитал для того, чтобы появилось понимание того, какой автомобиль должен быть для семейных путешествий в этом формате. Складывать задние сиденья специально не стали, чтобы при необходимости использовать задние резиновые коврики для размещения влажных вещей и обуви.

Завершало подготовку грамотное распределение финансов. Общий объём был поделён следующим образом — примерно 90% евро, 5% чешские кроны, 5% швейцарские франки. Евро оставались от предыдущих поездок и дополнительно докупались в течение года — средний курс покупки составил около 63 рублей. Чешские кроны были приобретены в Москве в «Джей энд Ти» банке по курсу 2,75. Швейцарские франки приобретались в «МФБанке» по курсу 61,80. Если наличных крон нам в итоге не хватило и пришлось воспользоваться услугами обменных пунктов в Праге, то швейцарские франки «на карманные расходы» потратить полностью не смогли. Дело в том, что в Швейцарии повсеместно распространены карточные расчёты. А вот в Чехии очень любят наличность, и зачастую на входе в заведение висит предупреждение, что никакие карты не принимаются. Отсюда вывод — много чешских крон в кошельке — это хорошо. Наличные евро тоже пригодятся в поездке, но не в таких колоссальных объёмах. Поэтому я, поискав банк с хорошими условиями по дебетовым картам в валюте евро, остановил свой выбор на Россельхозбанке. Выпуск карты — бесплатно, первый год обслуживания — бесплатно, второй год обслуживания — 13 евро. Прелесть, а не условия! Если бы не одно «но» — пришлось несколько раз поездить в отделение, постоять в огромных очередях и ждать изготовления карты целых 23 дня. Причём после получения карты она отказывалась работать (несмотря на заверения сотрудников банка), и лишь несколько звонков на горячую линию и в отделение банка оживили её. В общем, впечатления от этого банка самые наихудшие, отвык я от такого сервиса.

Документы

Предыдущие заграничные паспорта старого образца у нас истекли, поэтому с помощью портала ГосУслуги получали новые биометрические паспорта, сэкономив на онлайн оплате пошлины 30%. Там же на портале оплачивал пошлину со скидкой за МВУ, предварительно получив новую медицинскую справку. Международное водительское удостоверение решил сделать, так как его наличие регламентировано международными нормами. По факту МВУ пригодилось при въезде в Швейцарию. Затем были сделаны две страховки в РЕСО — страхование путешественника и международная «зелёная карта» для автомобиля. Весь процесс подготовки к подаче документов на визу венчал поиск и бронирование подходящих фиктивных отелей. Для путешественников как мы, иначе не сделать — кемпинги бронь для палатки официально не подтверждают, а порой и вообще не отвечают на письма.

Основной страной пребывания по количеству ночей была Швейцария, но получить у них визу сродни героизму, поэтому, немного перекроив маршрутный лист для визы, сделали Италию основной страной. Документы подавали в Консульство Италии в Москве, дабы избежать лишней прослойки в лице визового центра и сэкономить на их абсолютно ненужных услугах посредника. Самое проблемное — это записаться на приём в Консульство, всё остальное проходит как по маслу. Основной консул Пападия в августе отдыхал. Его заместитель Манти, который славится нелюбовью к длинным визам, подрезал нам желаемый срок визы, и вместо годовой мы получили визу на 6 месяцев. Всё равно это было очень неплохо, так как люди, имея на руках многолетнюю историю поездок в Италию, получали также короткие визы, вплоть до дат поездки.

Навигация

Как и в предыдущие поездки, нас вёл автомобильный навигатор Garmin Nuvi 1350 с устаревшими лицензионными картами Европы в комплекте. Карты не обновлял — взломанные не хотелось ставить, а лицензионные покупать дороговато выходит. Пожалел, конечно — столько новых дорог и развязок построено, что пришлось немного поплутать, особенно возле крупных городов, но об этом позже. Все ключевые точки по маршруту были распечатаны на листах с планами на каждый день в виде координат. Это делаю каждый раз на случай проблем с навигатором.

Для пешеходной навигации помимо распечатанных бумажных карт стал использовать программу Orux Maps для смартфонов, которая работает без подключения к интернету. Фрагменты карт для неё нужно создавать заранее — о том, как это делать, есть много пособий в интернете. Главное преимущество по сравнению с Maps Me — это возможность получить спутниковую карту, а также использовать специализированные карты от различных поставщиков.

Планирование

Это очень важный момент. Офисным сотрудникам предстояло ходить по горам, и нужно было чётко понимать, как правильно дозировать нагрузку. Было решено следующее:

  • Начать с посещения Праги, чтобы плавно вкатиться в ритм отпуска и подготовить ноги с помощью продолжительных прогулок по городу;
  • Не задерживаясь в Германии, посетить Цюрих и отправиться покорять Пилатус;
  • Дать пару дней на восстановление ног;
  • Загрузить ноги на спуске с Горнерграта и, возможно, (по фактическому состоянию) сходить на один из ледников на следующий день;
  • Дать пару дней на восстановление ног;
  • Выполнить программу походов в Южном Тироле (Доломиты);
  • Посещение Чески-Крумлова как часть релаксации и возвращение домой.

Скажу сразу — не всё из запланированного удалось осуществить и по причине физического состояния и по причине погодных условий. Но это нормально, ведь планы я всегда строю с превышением возможностей, чтобы можно было варьировать их содержимое в зависимости от сложившихся обстоятельств.

2 сентября. Транзит

Планировали выехать в 5:00, но немного задержались и в 5:24 отправились в путь. Несмотря на субботнее утро, почти везде удавалось поддерживать предельно допустимую скорость с помощью круиз-контроля, и менее чем через 5 часов мы достигли заправки Лукойл перед границей с Беларусью, на которой всегда останавливаемся. Заправились, размялись и отправились отмерять убаюкивающие километры через бескрайние белорусские поля и леса. В местном радиоэфире брали интервью у школьников, спрашивали о проведённом лете и о планах на будущее — вопросы и ответы с корректировкой на современные реалии очень напомнили советские интервью. Диктор в новостях и реклама нарочито звучали по-белорусски, остальной эфир проходил на русском языке. Белорусский язык весьма странный, как будто специально исковеркали русские слова, читаешь и понимаешь — вот он идеальный диктант двоечника по русскому языку.

Проходить границу решили в Бресте, через пограничный переход «Варшавский мост». Перед Брестом навигатор отказался показывать маршрут — оказалось, что в картах Гармина вместо Бреста имелось только несколько несвязанных между собой улиц. Пришлось ехать по указателям и по памяти, благо карту города я пристально изучал. Перед въездом в город заправились дешёвым белорусским бензином по единой для всей трассе цене в 1,25 белорусских рублей за литр и влились в плотный городской поток. Город просторный, светлый, ухоженный — он нам понравился.

Ровно в 16:35 въехали на белорусскую часть погранперехода, через 15 минут прошли паспортный контроль и долго стояли перед мостом через Западный Буг, в сторону польского шлагбаума. На мост попали лишь в 17:29. Очередь двигалась небольшими и нечастыми подвижками, между которыми выключались двигатели, и можно было выйти и размяться. Я, конечно же, не мог не полюбоваться рекой — сильное течение мутноватой воды, обширные песчаные отмели и отсутствие рыболовного прессинга создавали хорошие условия для существования рыб. Действительно, в небольшой обратке, возле одной из опор моста, обнаружилась стая голавля, которая жадно, с всплесками, растерзала все брошенные мной кусочки хлеба. Вот бы была под рукой зимняя удочка для вертикального блеснения!


Западный Буг. Левый берег польский, правый белорусский.

Наконец, в 17:59 въехали к полякам. Поток рассыпался на 5 или 6 коридоров, между которыми бегала всего пара сотрудников. Естественно, стояли долго, прошли паспортный, таможенный и транспортный контроли, и лишь в 19:38 перед нами открылся последний шлагбаум. Итого чуть более 3 часов на прохождение границы.

В Польше к времени автоматически добавился один час, но в тот день он был нам не нужен, стремительно наступали сумерки. Вариантов ночлега было запланировано несколько, один из которых (основной) и был использован. Отъехав чуть более 20 км от границы, расположились в небольшом лесу в стороне от основной трассы, вскипятили на горелке воду, поели, попили ароматный чай, упали в палатку и уснули.

Пробег за день составил 1118 км.

3 сентября. Прибытие в Прагу

Проснулись, собрались, позавтракали и в 4:10 (по местному времени) выехали. Дорога пролегала через сплошные населённые пункты. На дороге помимо дальнобойщиков и местных, спешащих в Варшаву, никого не было. Фуры двигались достаточно быстро, около 90 км/ч, сбрасывая скорость только в хорошо известных им местах с радарами, и мы придерживались их темпа движения. На подъезде к столице поток стал плотнее, а светофоры чаще и лишь выехав на автомагистраль в сторону Лодзи и Вроцлава, на юге Варшавы, мы смогли насладиться свободной дорогой. Объезд Варшавы с востока на юг присутствовал в навигаторе только эпизодически и схематично — ехать пришлось по указателям. Очень порадовал огромный прогресс в развитии дорожно-транспортной сети — новые автомагистрали, грамотно сделанные развязки, зоны отдыха. И это в стране без нефти и газа! Стало обидно, неужели у нас настолько воруют?

С 7 утра зарядил осенний дождь, который нисколько не испортил настроения. А к 9 утра мы достигли южной окраины Лодзи, где развернулся крупный аутлет Птак. Сам аутлет нам был не интересен, нам нужен был продовольственный магазин Бедронка рядом с ним, где мы пополнили запасы очень дешёвыми польскими продуктами. Практически на всё цены были гораздо ниже, чем в российских сетевых магазинах, особенно удивили цены на колбасную и молочную продукцию.

Со всех сторон нескончаемым потоком подъезжали автомобили, и вскоре на всех прилегающих парковках возник дефицит парковочных мест. Основную массу составляли, конечно же, поляки, но мы слышали также русскую речь и реклама на русском языке не оставляла сомнений, что аутлет пользуется большой популярностью не только у местных.


Польша. Площадка для отдыха.


Польша. Площадка для отдыха. Специальные места для матери с детьми )))


Польша. Автомагистраль. Любители велосипедов )))


Польша. Автомагистраль.

Размявшись и отдохнув, продолжили путь в сторону Вроцлава, ведь нужно было достичь Праги и, если повезёт, успеть прогуляться перед сном. Практически сразу за объездной Вроцлава автобан закончился, и дорога превратилась в обычную национальную дорогу №8, кстати, самую длинную в Польше. Курс держали на Кудова-Здруй (Kudowa-Zdrój), приграничный польский городок. Там заправили полный бак бензина и узнали стоимость чешской виньетки. Очень хитрые поляки устроили неплохой бизнес — они продавали месячные виньетки по 85 злотых, что было примерно на 16-17% дороже номинала. Там же можно было обменять валюту. Решив не переплачивать и не терять времени в очереди, въехали в Чехию. Покупка виньетки не была острой необходимостью, так как ближайший платный участок был лишь за городом Градец-Кралове. Тем не менее, миновав городок Наход, купили на заправке виньетку за 440 крон, вписали номер автомобиля и наклеили согласно инструкции на обороте.


Карта автомагистралей. В принципе, не так уж и много платных, но без них никуда.

Километров за 10 перед Градцем встали в пробку и, не теряя времени, развернулись, увязавшись за чехами в объезд по узким дорожкам. Путь пролегал вдоль местного аэропорта, сквозь толпы зевак, прибывших на какое-то авиационное шоу. Сам город проехали быстро по удобной окружной дороге, несмотря на выходной день и соответствующее оживление на улицах.


Чехия. Автомагистраль.

Непосредственно перед Прагой навигатор очередной раз подвёл. Названия на указателях поменялись с названий городов на названия районов и пригородов. Географических знаний не хватало и пришлось довериться Гармину. Пару раз на развилках вместо вправо он советовал уйти влево и наоборот. Приходилось выписывать лишние развороты, теряя время. Ещё и небольшие тучки с летним проливным дождём создавали дополнительные неудобства. Невзирая ни на что к 17:30 мы достигли нужной нам Тройской улицы (Trojská), где сконцентрированы пражские кемпинги — на 500-метровый участок улицы их целых шесть штук, а ещё у реки пристроились два! Место ещё примечательно тем, что рядом проходит маршрут 17 трамвая, который за 13 минут готов доставить в самый центр города. Пражские трамваи — отдельная тема. Это самые пунктуальные трамваи, которые я видел. Автомобили в Праге по рельсам обычно не ездят, и расписание трамваев соблюдается с точностью до 1 минуты! Вообще, центр города создан не для автомобилей — не нужно пытаться туда заехать, так как припарковаться, скорее всего, будет просто негде.

Среди кемпингов был выбран «Хаек» (Autocamp Hajek). Заполнения анкеты через сайт оказалось достаточно для того, чтобы нас ожидали с распростёртыми объятиями. Дефицита мест, конечно же, не было, но ведь так приятно когда тебя ждут!

Быстренько поставили каркас палатки, оформились и купили 30-минутные йизденки (jizdenka), т.е. билеты на общественный транспорт. На трамвае не поехали, а решили сначала прогуляться пешком — это очень приятно после долгого переезда. Хотели посетить кафе «Золотая наковальня» (Zlatá Kovadlina) с хорошими отзывами недалеко от остановки U Pruhonu, но кафе оказалось закрыто, на дверях висело какое-то предписание, насколько мы смогли понять чешский язык. Пришлось поехать в центр и начать дегустацию пива со знаменитого кафе «Prague Beer Museum» с их «пробниками». К пробникам взяли утопенцы — холодные маринованные сардельки. Кафе гордится большим количеством сортов пива на стойке — их там около 30. Из того набора пробников, что взяли мы, понравилось лишь пару сортов, остальное откровенное пойло. Тут мы рассуждали как люди не искушённые пивом, не являющиеся ни ценителями, ни любителями данного напитка.


Влтава.


Прикольный чешский язык )))


Вечерняя суета.


Кафе «Prague Beer Museum».


Кафе «Prague Beer Museum». Пробники пива и утопенцы (холодные маринованные сардельки).


Прага. Старая городская водонапорная башня.


Прага. Тишина вечерних улочек.


Видимо, кафе так себе )))

Немного побродив по ночному городу, вышли к известному кафе «У трех роз» (U Tří Růží), чтобы попробовать их знаменитое «Венское Красное» (Vídeňské červené). Хозяин заведения русский, поэтому есть меню на русском и официанты (правда, как оказалось, не все) понимают русский. Свободных мест практически не было и в их поисках пришлось забраться на 3 этаж заведения. Пиво оказалось очень вкусным, не чета тому, что было в «пробниках».


Прага. U tri ruzi. Русский язык в меню — частое явление в центре города.


Даже вечером здесь готовят трдло.

Тем временем город стремительно опустел, туристы и просто праздношатающиеся местные заняли места в многочисленных кафе, ресторанах и пабах. Небольшая прогулка до трамвая, возвращение в кемпинг и подготовка ко сну с обязательным горячим чаем завершили этот день. Небо очистилось от туч, вышла луна, по-осеннему захолодало.

Пробег за день составил 850 км.

Информация о кемпинге: Autocamp Hajek. Адрес: Trojska 377/149, Praha 7 Troja, Czech Republic. Сайт: www.camphajek.cz. Стоимость 1 ночи: 390 CZK

4 сентября. Прага

Это была одна из самых холодных ночей за всю поездку, температура опускалась до 9 градусов. Хорошо, что наши спальники имеют как раз такую комфортную температуру.

Сделал немного фотографий кемпинга — он превзошёл все наши ожидания — здесь была совершенно бесплатная газовая плита для приготовления пищи, чистый и опрятный холодильник и бесплатное электричество. А если добавить цену в 390 крон, то ничего лучшего, пожалуй, не найти. Основными постояльцами были немцы и вездесущие голландцы.


Пражский трамвай — самый пунктуальный трамвай в мире.

Начали прогулку по городу с остановки Староместская, затем через Карлов мост ушли на противоположный берег и поднялись в Пражский Град.


Пражская филармония.


Одно из знаковых зданий города — философский факультет.


На площади Яна Палаша.


Антонин Дворжак — основатель чешской музыкальной школы.


Манешув мост. Вид на Пражский Град.


Карлов мост.


Влтава и Пражский Град.


Староместская мостовая башня


Сидящие Карл IV и его сын.


Музей Карлова моста.


А вот и сам Карл IV.


Карлов мост (1380 год).


Искусственные пороги на Влтаве.


Противолёдная защита опор Карлова моста.


Карлов мост. С каждой композицией связана своя история.


Пряничный киоск при пекарне.


Анимированный фонтан «Писающие мужчины» около музея Франца Кафки.


Самая узкая улица города.


Милая пражская улочка, испорченная граффити.


Церковь Святого Николая.


Тематический паб Джона Леннона. Внутри «жёлтая подводная лодка».


Стена Джона Леннона


Пристань Чертовка


Видимо, сама чертовка.


На стене отмечены уровни наводнений.


Рекордное наводнение 2002 года.


Старая мельница.


У старой мельницы.


Кармелитская улица.


Церковь Святого Николая.


Церковь Святого Николая.


Малостранская площадь.


Красивое здание Румынского посольства.


Подъём на Пражский Град.


Градчанская площадь.


Часовая башня Собора Святого Вита.


Тосканский дворец.


Шварценбергский дворец.


Шварценбергский дворец. Особая технология нанесения рисунка.


Битва титанов.


Смена караула.


Тихий уголок среди суеты.


Собор Святого Вита.


Пражский Град. Статуя Святого Георгия.


Пражский Град. Южная башня.


Вид на центральную часть города.


Площадь около Южной башни.


Пражский Град. Южная башня.


Базилика Святого Георгия (слева) и Рожемберкский дворец — Институт благородных девиц (справа).


Статуя обнаженного мальчика «Юность». Трут только женщины )))


Два гитариста.

С Пражского Града спустились к станции метро Малостранская (Malostranská), где решили купить две суточные йизденки (билеты) по 110 крон каждая. Если вам приходится много перемещаться по городу, то такой вариант 24-часового билета будет наиболее выгоден. Он действует на трамваях, в метро и на фуникулёре на Петршин холм. Любой билет требует валидации только один раз, в процессе чего на нём будет указана дата и время начала его использования. Ни на одной станции метро невозможно купить билеты, оплатив их картой или бумажными купюрами — все автоматы требуют мелочь. Ну и где взять столько мелочи? Купили билеты в киоске недалеко от остановки трамваев.

На обед отправились в кафе «Козловна» на улице Лидицка (Kozlovna Lidická). Это место рекомендуют знатоки Праги и за хорошее меню и за отличное разливное пиво «Козел». Одна из официанток хорошо понимала по-русски, что дало нам возможность расспросить её о различных неведомых нам блюдах с чешскими названиями из «Меню дня». Всё заказанное было чрезвычайно вкусное: супы, горячее блюдо, маринованный сыр Гермелин, домашний лимонад и, конечно же, тёмный «Козел». Начала с пива и чешских супов, а потом делали дозаказ. Немного переборщили, конечно же, еле доели всё принесённое, так как порции большие. Чек составил 435 крон.


Танцующий дом.


Йираскова площадь.


Фонтан Краннера.

После кафе перешли пешком на противоположный берег Влтавы и отправились изучать Вышеград и окрестности.


Вышеградский тоннель.


Вышеград. Базилика Святых Петра и Павла.


Влтава.


Вышеград. Ротонда Святого Мартина.


Леопольдовы ворота.

Прогулявшись по Вышеграду, решили, пока не наступил вечер, посетить одну из пивотек. Это такие заведения, в которых можно приобрести бутылочное пиво от различных производителей как чешских, так и из прочих европейских стран. Выбрали тот, что был ближе всего к нашему кемпингу — BaseCamp (U Studánky 253/27). Ехали на метро от станции Вышеград. Там же раздобыли отличную карту с общественным транспортом Праги, которая пригодилась на следующий день. В пивотеке набрали полный рюкзак чешского пива, а также выпили очень вкусного французского сидра. В заведение заходили только местные, здоровались с хозяином, брали дешёвое светлое пиво по 20 крон, выпивали и шли дальше. Места внутри немного, но и толп народа также не наблюдается.

Добравшись в кемпинг и оставив купленное пиво, отправились в вечерний город, чтобы посетить Петршин холм. На него можно попасть с помощью фуникулёра. На самом холме расположен парк, башня и астрономическая обсерватория. Подъём на башню занял менее 10 минут пешком, а сама башня разочаровала — вид с неё, конечно, потрясающий, но фотографировать ночью на длинной выдержке невозможно — башня качается и от перемещающихся по ней людей, и от порывов шквального ветра. В астрономическую обсерваторию успели минут за 40 до закрытия. Посмотрели экспозицию внутри и заглянули в телескопы — в целом неплохо, но реальность не превзошла ожиданий.


Фуникулер на Петршинском холме.


Петршинская башня.


Петршинская башня. Вид на ночной город..


Обсерватория имени Штефаника.


Паук на Уезде (Ujezd).


Народный театр.


Фонтан Краннера ночью.

Вечером в кемпинге за чашкой чая решали, как поступить на следующий день: посвятить его полностью изучению Праги и пражских пивных или потратить вечер на закупку продуктов и дорогу в сторону Швейцарии. Решили полностью откатать суточные билеты и возвращаться в кемпинг, собираться и выезжать вечером, пользуясь хорошей погодой.

Итог дня: около 15 км пешком.

5 сентября. Прага

День, как упоминалось ранее, должен был стать укороченным. Его мы собирались полностью потратить на изучение старой части города с её площадями, церквями и скульптурами. Знакомство начали с Карловой площади, прошлись до Староместской площади, откуда по одной из главных туристических улиц Целетне (Celetná) дошли до Пороховой башни. Следующим пунктом была Вацлавская площадь, откуда мы, воспользовавшись транспортом, съездили к церкви Сердца Господня и на Площадь Мира с потрясающим храмом Святой Людмилы. Погуляли по рынку на Тыловой площади (Tylovo náměstí) и вернулись в кемпинг.


Памятник на площади Палацкого.


Церковь Святого Игнатия.


Обратите внимание на пятиконечную звезду — она означает пять ран, полученных Иисусом при распятии. Какой смысл кремлёвских пятиконечных звёзд остаётся только догадываться.


На Карловой площади.


Платан на Карловой площади — одно из старейших деревьев в городе, ему не менее 170 лет.


На Карловой площади.


Голова Франца Кафки. Независимые элементы постоянно вращаются, и голова поворачивается в разные стороны.


Площадь над станцией метро Мустек.


Церковь Девы Марии Снежной.


Костёл Святого Мартина — неоднократно перестраивался, горел и восстанавливался. В 14-м веке прямо по нему проходила городская стена, делящая его на две части. Внутри сохранилась колонна с момента закладки изначального здания в 1178 году.


Вифлеемская часовня.


Так готовят трдло.


Зигмунд Фрейд висит, хотя снизу очень похож на Ленина.


Староместская площадь.


Пражские куранты. Огромная толпа народа ждёт ежечасного представления фигурок из часов.


Ещё одна Церковь Святого Николая или Микулаша, если на чешский манер.


Тынский храм.


Пороховая башня.


Башня Генриха.


Костёл Святого Йиндржиха и Кунгуты.


Церковь Пресвятого Сердца Господня.


Жижкова телебашня.


Костёл Святой Людмилы.


Тыловая площадь.


Скандальная скульптура «Перевёрнутый конь» в пассаже «Люцерна» как призыв двигаться вперёд и не идеализировать прошлое. У коня периодически похищают язык, поэтому он не совпадает по цвету с остальной частью скульптуры.


Вацлавская площадь.


Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия.


Костёл Святого Антония Падуанского.

По дороге домой вышли на остановке Штроссмайерова площадь (Strossmayerovo náměstí), где ранее заприметили сразу две неплохие цукарни (кондитерские). Когда говорят о Праге, то всегда упоминают пивные, но кондитерские обычно остаются незаслуженно забытыми.

Пришло время собирать вещи и оплачивать кемпинг. Приятного мужчину на стойке, который оформлял нас, сменил его напарник, который недоумевал, почему мы выезжаем вечером, а не утром, как все обычно поступают. Обычно вечерний выезд приводит к автоматической оплате полных суток, но он был настолько любезен, что посчитал нам текущий день по половинному тарифу.

На окраине Праги заехали в супермаркет Глобус, где пополнили запасы еды. Следующие несколько фотографий для любителей пива ))) В стеклянной таре покупать невыгодно, т.к. нужно платить за тару, поэтому популярны банки. Напомню, курс примерно 2,75 рубля за крону.


Пиво в 5-ти литровых бочонках.


И даже в 30-ти литровых бочках! Правда, 1000 крон за тару в залог надо оставить.

Выйдя из магазина, обнаружили, что опустилась ночь и взяли курс на Германию, к автобану под номером 6. Ночевать предполагалось на одной из зон отдыха, которые на немецких автобанах в большинстве своём чрезвычайно удобные и уютные. И действительно, через 25 км после пересечения границы нашлась такая зона отдыха (Wittschauer Höhe), на которой отдыхало большое количество фур, был чистый туалет с умывальником и отличная спортивная площадка с резиновым покрытием и лавочкой. Палатку поставили на резиновое покрытие — вряд ли в ночи кому-то требуется спортивная площадка, а рядом на лавочке организовали полевую кухню. Густые кусты шиповника прикрывали нас от света фар въезжающих автомобилей и создавали особый уют.

Не успели мы лечь спать, как я заметил полицейскую мигалку на въезде, которая тут же выключилась. За автомобилем полиции кто-то ехал, и вскоре стало понятно, что это нарушитель, пойманный на автобане. Остановились в метрах 50 от нас. Полицейские вышли, один из них подошёл к водителю и проверил документы, попросил выйти, а затем они хлопали дверями — то ли что-то искали, то ли просто осматривали — в темноте было плохо видно. Минут через 5 полиция уехала, а водитель долго ругался на каком-то азиатском языке, видимо, получил штраф. Автобан в этом месте ещё не был безлимитным, и самым очевидным нарушением было превышение допустимой скорости — ничего другого в голову не пришло.

Итог дня: около 15 км пешком.

Пробег за день составил 197 км.

6 сентября. Штайн-на-Рейне и Цюрих

Я проснулся около 7 часов, лишь только начинало светать. Небо было выстлано плотной облачностью, которая свисала к земле клоками тумана. В воздухе витало ощущение неминуемого дождя, и первые редкие капли его лишь подкрепляли. Разбудил жену и стал быстро собирать спальники, коврики и палатку. Последние вещи положил в автомобиль уже под дождём. Завтракали мы внутри, там, где было сухо и тепло, а впереди нас ждал интересный день и знакомство с новой для нас страной!

Немецкие автобаны проехали как-то совсем незаметно — сначала курс держали на запад по 6-му, затем поехали на юг по 7-му, кстати, самому длинному в Германии. В районе Ульма ушли с автобана на местные двузначные автодороги 28 и 30, а ещё через 50 километров на совсем уж провинциальные — трёхзначные. При этом качество дорожного покрытия нисколько не изменилось — такой же добротный асфальт с отличной разметкой и чистыми травяными обочинами. Стали лишь чаще попадаться перекрёстки, круговые движения и небольшие городки с лимитом в 50 и периодически встречаемыми радарами. К этому времени погода за окном была уже летняя, солнечная с переменной облачностью. В Бад-Заульгау (Bad Saulgau) заехали в Лидл, купили с собой местного вкуснейшего Пауляйнера по 0,85 евро за банку, травяной ликёр Jagdstolz для согрева в горах и немного продуктов, чтобы пообедать в пути. В автомобиль нас загнал неизвестно откуда налетевший летний ливень.

Курс держали на северную оконечность Боденского озера, к погранпереходу в районе швейцарского городка Рамзен (Ramsen) и к 13:30 достигли границы. К этому времени небо почти полностью прояснилось, и Швейцария встречала нас ярким солнцем, изумрудно зелёной травой и небольшими рощицами с русскими берёзками.


Замок перед границей.

На погранпереходе под навесом стояли двое — мужчина и женщина, они пристально вглядывались в поток. Автомобили с немецкими номерами, коих было абсолютное большинство, проезжали без остановки, а нас попросили притормозить, а затем показали, где остановиться. Сначала с нами разговаривал мужчина, но его английский был настолько ужасен, что я постоянно переспрашивал, подключилась женщина, и дело пошло быстрее. Первым делом посмотрели документы на автомобиль, национальные и международные права, паспорта. Затем спросили цель визита — куда едем и чем планируем заниматься. Пока мужчина проверял документы по своим базам, я спросил у женщины действительно ли улица, на которой мы находимся, называется Московской — при подготовке к поездке я обратил на это внимание, да и табличка на углу ближайшего здания выдавала местных любителей географии. Она улыбнулась во весь рот и кивнула. Мужчина вернулся, нас попросили выйти из автомобиля и встать в стороне. Надев перчатки, они тщательно осмотрели передние сиденья, перчаточный ящик, кармашки и ниши, заглянули в один из контейнеров с одеждой. В багажнике указали на спальники и спросили, что это такое — видимо, спальников никогда не видели. Далее попросили супругу открыть дамскую сумочку и проверили все даже самые мельчайшие кармашки в ней и в кошельке. Я так понимаю, искали что-то очень мелкое, например, пакетик с травкой :o) Но при этом три огромных контейнера на заднем сиденье и багажник обошли своим вниманием — весьма странно. Ведь если бы мы действительно хотели что-либо спрятать, то в таком количестве вещей это не составляло бы особого труда. На мой вопрос: «В чём собственно дело?» женщина ответила, что волноваться не о чем и что это обычная проверка согласно их правилам. Наконец они закончили и с лицами преисполненными удовлетворения от проделанной работы сняли перчатки и пожелали приятного пребывания в Швейцарии. Я спросил, где можно купить виньетку и, оказалось, что они и этим занимаются — внутри поста была касса. Всего 40 швейцарских франков и годовая безальтернативная виньетка готова к поклейке на стекло около руля. Сначала сумма напрягает, но если сравнить с соседними странами, то становится понятно, что в этом плане Швейцария весьма бюджетна.


Погранпереход.


Рамзен. Московская улица )))


Рамзен. Улицы Московская и Питерская )))

При подготовке к поездке я выбирал между знаменитым Рейнским водопадом и средневековым городком Штайн-на-Рейне (Stein am Rhein). Выбор был очевиден — конечно же, городок. Водопад был слишком многолюдным, слишком раскрученным и монетизированным. Когда в такие природные места приходит массовый турист, то они теряют привлекательность и свою первозданную девственность. В Штайне оплатили парковку и отправились на весьма приятную прогулку.


Парковочный талон и виньетка.


Старинные винные бочки.


Старинный винный пресс.


Рейн.


Замок на горе.


Замок на горе.

К сожалению, в замок на горе над Штайном мы уже не успевали. Нас ждал Цюрих — надо было успеть заселиться в кемпинг, а потом попасть в центр города до 7 часов вечера. Ещё из дома я обратился в компанию Тиссо (Tissot) для консультации по поводу ремешка для часов, которые были куплены супруге в 2011 году в Париже. Сотрудник компании был настолько любезен, что создал заказ, и мы договорились о пункте самовывоза — им стал фирменный бутик в Цюрихе. Разница в цене с Россией в 2,5 раза. Другого шанса забрать ремешок не было — слишком плотный график. Да и по самому городу хотелось прогуляться, пока не стемнело.


Виноградники по пути в Цюрих.

Вариантов кемпинга было 2: более дорогой на озере и дешёвый в лесу. Так как планировалось, по сути, только переночевать, то выбрали бюджетный вариант. Кемпинг был расположен в 8 км к югу от окраин Цюриха возле природного парка. На въезде в Цюрих и на выезде из него пришлось дважды поплутать из-за навигации, к тому же навигатор упорно повёл нас через самый центр. Не взирая на это, к 17:00 мы были уже в кемпинге. Я очень быстро оформился, заплатил за проживание, предупредил о раннем отъезде и поставил палатку. Через 30 минут мы уже ехали в город. В самом центре ужасно настроенные светофоры, которые за короткий такт успевают пропустить лишь пару автомобилей. Конечно же, была пробка, небольшая, минут на 40. Оставив автомобиль на подземной парковке под ТЦ Глобус, мы отправились на прогулку. Первым делом заглянули в бутик Тиссо, а затем продолжили путь на Линденхоф (Lindenhof), откуда открывается панорамный вид на левобережную часть города. Затем прошли по мосту на другой берег и снова вернулись обратно. Весь путь по городу занял около 2 часов.


Цюрих.


Известный педагог — Песталоцци.


Вид с холма Линденхоф.


Шахматисты.


Церковь Святого Петра.


Цюрих. Река Лиммат. Вдали Цюрихское озеро.


В этом доме больше года жил Ленин.


Красивый торт в кондитерской. Жаль не успели попасть внутрь до закрытия.


Гроссмюнстер.


Гроссмюнстер. Бронзовая миниатура.


Фраумюнстер.


Часы — неизменный атрибут Швейцарии.


Мюнстерплац.


Местный супермаркет. Сыры.

Вернулись в кемпинг довольно поздно, почти в 9 вечера. Тихо, чтобы никого не потревожить, развернули полевую кухню, приготовили еду, поели и попили чай. Спалось очень хорошо — было пасмурно и не так холодно, как в Праге, а альпийские предгорья заряжали нас своей энергией.

Пробег за день составил 595 км.

Информация о кемпинге: Camping Sihlwald. Адрес: Tabletenstrasse 51, 8135 Sihlwald, Switzerland. Сайта нет. Стоимость 1 ночи: 27,5 CHF.

7 сентября. Пилатус

Проснулся по будильнику, разбудил жену. Пока она переодевалась и приводила себя в порядок, собрал все вещи и палатку. Выехали поздно, в начале восьмого. На этот день было запланировано восхождение на Пилатус — место притяжения туристов, которые приезжают в окрестности Люцерна. На вершину проложена зубчатая железная дорога протяжённостью 4,6 км, которая берёт своё начало на берегу Фирвальштетского озера. Она самая крутая в мире с максимальным наклоном в 48 градусов. Стоимость подъёма для взрослого 36 франков, столько же стоит спуск. Мы по ней не поехали, ведь мы не ищем лёгких путей. У нас был запланирован горный маршрут около 13 км длиной с перепадом высот в 1400 метров. Над маршрутом пришлось хорошо поработать, чтобы грамотно рассчитать время и силы. Время рассчитывал по формуле для пеших указателей, опираясь на горизонтальную и вертикальную составляющие каждого отрезка пути (подъёмы и спуски по отдельности). Эту формулу подсмотрел на сайте Комбрига, который легко гуглится — спасибо ему большое. Карту использовал OSM, на её базе также работает сайт wandermap.net для планирования маршрутов. В благодарность оставил свои маршруты у них в базе.


Всё просто — по горизонтали расстояние, по вертикали высота.

Было решено оставить автомобиль не на берегу озера, а выше, тем самым выиграв время и пропустив менее зрелищный нижний участок пути. Стартовали мы чуть ниже перевала Ренгпасс (Renggpass) с базовой высоты 730 метров, прошли этот мини-перевал и двигались по пологому склону горного хребта с постоянным набором высоты. Этот горный хребет, напоминающий хвост игуаны, гора опустила в озеро, оставив лишь узкий пролив. Именно от этого пролива и стартует полный маршрут на Пилатус. Сама вершина выступала для нас лишь промежуточной точкой. Вернуться планировалось по подножию хребта с его неприступной, отвесной стороны. По расчётам на подъём должны были затратить 5 часов 20 минут, на спуск 4 часа ровно. Забегая вперёд, скажу, что по факту так и получилось с точностью до 5 минут. При этом надо учитывать, что мы абсолютно неподготовленные, периодически останавливались, чтобы осмотреться, сделать снимок или перевести дух.


За озером возвышается Штансхорн.


Вдали видна взлётная полоса местного аэродрома.


Оставляем автомобиль на вырубке в тупике.


Нам направо.


Пещеры. Часть укрепрайона. Здесь стояли артиллерийские орудия.


Позиции занимала швейцарская дивизия, что видно по памятной атрибутике.


Ренггпасс. Нам налево, на подъём.


Вид на другую сторону горного хребта.


Иногда тропинка старательно маскировалась )))

До первой промежуточной точки вместо 50 минут, обозначенных на указателе, шли 1 час 10 минут. Сначала я огорчился такому темпу, но потом обратил внимание, что и время до вершины указано меньше того, что вышло у меня по формуле, примерно на 20%. Таким образом, можно сделать вывод, что указатели рассчитаны на достаточно подготовленных людей, например, местных, которые с детства ходят по этим горам.

Тропа то вырисовывалась явно, то начинала теряться, особенно там, где пролегала по крутым травянистым склонам с клубками корней деревьев, там, где приходилось подключать руки. Кто-то незадолго до нас прошёл по ней, оставив сорванный трекинговыми ботинками дёрн, как будто перемещался вперебежку. С набором высоты лиственные породы плавно уступили место хвойным, и какое-то время мы шли, вдыхая ароматы сосен и елей. Как раз тут мы и услышали сзади несколько голосов, переговаривающихся на-немецком — звук то усиливался, то затихал, скрадываемый рельефом и многочисленными стволами деревьев. Мгновенно, подсознательно, всплыла картинка из фильмов про ВОВ, когда лес прочесывается в поисках партизан. Первым желанием было залечь за толстый ствол поваленной сосны, достать автомат, приготовить гранаты. Рассказал супруге и она ответила, что у неё точно такие же образы всплыли. Но нет — на дворе 21-й век! Нас догнала группа в два десятка мужчин и нескольких женщин, которые любезно поприветствовали нас. Разобрать, кем же они были, швейцарцами или немцами, сложно — две трети швейцарцев разговаривает на швейцарском варианте немецкого языка, а мы не лингвисты. Единственное отличие, которое я осознал немного позже — швейцарцы при встрече вместо немецкого «Хало» произносят «Груэци».

В районе промежуточной точки Теленфадлюкке (Tellenfadlucke) мы нагнали часть этой группы. Там была небольшая смотровая площадка, подъём на которую присутствующие быстро вымесили в сплошную грязь. Чуть дальше по тропе находился источник воды, пить из которого мы не рискнули. А пройдя ещё немного, вышли в зону альпийских лугов, где на границе леса набрали немного дикой мяты. На лугу догнали ещё одну часть группы, которая устроила на удобных плоских камнях привал с панорамным видом в долину. Мы тоже немного передохнули, заглянув в небольшой деревянный домик-приют для запоздалого путника чуть ниже их привала. Далее шли в авангарде этой группы и на очередном подъёме потеряли тропу — следы рассыпались в разные стороны. Бойкая женщина рядом с нами стала спрашивать, видим ли мы маркировку тропы: какие-либо вешки или отметки. От меня получила отрицательный ответ и пристала к супруге, перебирая варианты языков для общения. Исчерпав свой список, наконец, спросила: «На каком языке вы разговариваете?». Получив от супруги ответ: «На русском!» явно опешила, показав всем видом, что такой ей не знаком. Вскоре подтянулся какой-то местный эксперт и показал направление. Они обогнали нас, преодолев небольшой подъём с вешками. Затем бодро зашагали по найденной тропе, которая проходила мимо небольшой фермы, ныряла в арку под железной дорогой и терялась на противоположной стороне.

Заключительный отрезок подъёма оказался самым сложным — тропинка часто запетляла по каменистому склону, резко набирая высоту. Мы подкрепились немецкими сосисками, сыром и хлебом, запив всё это водой, и совершили финальный рывок. Чем выше, тем сильнее был ветер, который поднимал из долины облака и гнал их к вершине. Они скользили по склону, обгоняя нас, оставляя за собой запах влаги.

На вершине нас ждали холодный ветер и густой туман, которые заставили надеть куртки и накинуть капюшоны. Здание кафе на Пилатусе, окутанное туманом напоминало космическую станцию. Возле него сидело много народа, в основном прибывшего на поездах. Кто-то ел, кто-то слушал игру на альпийском роге. Здесь же крутились вездесущие альпийские галки. Мы зашли внутрь — свободных мест почти не было. У крайних от входа столиков расположилась большая компания, знакомая нам по подъёму. Взяли горячего шоколада, чтобы восполнить запас сил, круассаны с чаем и сели снаружи. Тут же подлетели наглые галки и стали попрошайничать, недовольно покрикивая на нас, но брать пищу с руки отказались.

Надо сказать, что спускаться оказалось не так легко, как представлялось ранее — каменные осыпи в верхней трети спуска не давали расслабиться ни на секунду. Особенно напрягали участки с мелким камнем, который норовил посадить нас на копчик, как будто шли мы по шарикам. Палки пришлось максимально удлинить и использовать исключительно перед собой как третью точку опоры — без них было бы очень непросто и местами небезопасно. В средней трети, в зоне альпийских лугов, стало гораздо легче. В нижней трети стали встречаться каменистые поля, которые снижали скорость передвижения. Плюсом к этому ноги испытывали повышенные нагрузки на колени и связки.


Климсенкапелле (Klimsenkapelle).


Местный охотник. Высматривал на склонах рогатых. Предупредил нас, по какой тропе не следует ходить, потому что опасно.


Вдали виден фрагмент трассы летнего бобслея — развлечения для туристов.


А вот и рогатая мамаша на максимальном приближении. Чуть поодаль по каменной осыпи скакали её козлята.

В плане этого дня было вечернее посещение Люцерна, но мы дружно решили, что прогулок на сегодня хватит, и поехали не в Люцерн, а в ближайший кемпинг, который находился прямо у подножия Пилатуса, на берегу озера. Это был самый дорогой кемпинг за всю поездку — ночь обошлась в 41 швейцарский франк. Приятно удивило то, что кемпинг работает до 22 часов вечера, что совсем нечасто встречается. Рецепции у ворот я не нашёл, зато две приятные женщины из крайнего бунгало подсказали, куда пройти. Меня встретила женщина средних лет, весьма миловидная и, видимо, её муж, который суетился по хозяйству. Быстро продиктовал все данные, необходимые для анкеты посетителя, и оплатил проживание. Насколько я понял, это был их семейный бизнес — они допоздна сидели в летнем кафе и пили пиво в небольшой компании. Люблю такие небольшие, уютные кемпинги, где к каждому гостю относятся с душой.

Взяв из продовольственных запасов тульский пряник, я отправился налаживать взаимоотношения с туземцами:
— У меня есть маленький подарок для вас, — я протянул ей пряник и, прочитав в глазах немой вопрос, добавил. — Это традиционный русский пряник.
— Это мне?
— Да, для вас. Очень вкусно с чаем.

Вы видели эмоции и глаза ребёнка, когда Дед Мороз дарит ему подарок? Это выглядело примерно так же — шквал восторга и широкая улыбка. Подошёл её муж — долго жал руку, благодарил. Не принято у них делать подарки — замечаем уже не первую поездку.

Поставили палатку, расстелились, разложили полевую кухню и зарядились Пауляйнером. Пока не стемнело, я отправился прогуляться с фотоаппаратом по окрестностям. Немного прошёл по улице.

Заприметил красивый огород возле одного из домов и сфотографировал его. Меня окликнули — метрах в пятидесяти от меня стоял один из местных жителей, мужчина средних лет. Я подошёл:
— Зачем вы сфотографировали дом моего соседа?
— Там очень красивый огород.
— Не надо фотографировать.
— Да нет проблем. Хотите, чтобы я удалил фотографию?
— Да.

Я демонстративно удалил фотографию.
— Нет фотографии — нет проблем. Хорошо?
— Очень хорошо. Вы где живёте?
— В кемпинге.
— А-а-а! В нашем кемпинге, на этой улице?!
— Да.
— А откуда приехали?
— Из России.
— Из России?! А-а-а! Добро пожаловать в Швейцарию! Рады видеть вас! Россия — Путин! Гуд!
Он расплылся в улыбке, раздвинул руки в стороны, подняв большие пальцы. Я лишь кивнул и улыбнулся в ответ. Мы крепко пожали друг другу руки и распрощались. Начинало темнеть.

Пробег за день составил 67 км.

Информация о кемпинге: Camping Bachmattli. Адрес: Niederstad 6, 6053 Alpnach, Switzerland. Сайт: www.bachmattli.ch. Стоимость 1 ночи: 41 CHF

8 сентября. Берн, швейцарский сыр и Грюйер

Утром нас разбудило солнце. Еле встали. Естественно, выехали поздно, около 10 часов и планы пришлось немного урезать.

Наш путь пролегал мимо нескольких озёр. На берегу одного из них стояло много автомобилей, и мы остановились в первом же удобном месте. Это было озеро Лунгернер (Lungernersee), на берег которого выезжает местный рыболовный клуб. В том месте, где я спустился к воде, встретил одного немолодого рыбака. Он на длинном спиннинге использовал оснастку с плавающей оранжевой бомбардой и животной насадкой. Делал заброс и ждал поклёвки как истинный поплавочник.

Решили посетить город Тун (Thun), раз уж он находился по пути, чтобы из окна автомобиля оценить стоит ли идти в местный замок. Возле замка стояли строительные краны и велись какие-то работы, к тому же исторический центр был настолько мал, что мы решили не тратить время на осмотр и ехать в Берн.

Замок в Туне.

«Вы придете на улицу под названием Цветочная. Вы должны пойти по четной стороне домов. Проходя мимо дома номер девять, вы должны посмотреть на окно во втором этаже слева от парадного. Дом номер девять, Цветочная улица, окно во втором этаже, слева от парадного. Вы подниметесь в квартиру только в том случае, если на окне не будет цветка. Цветок — это провал» (Семнадцать мгновений весны).

Кто только ни мечтал найти Цветочную улицу в Берне, но всё безуспешно — её там нет, и никогда не было — эпизод фильма снимался в Риге. Несмотря на это, под общее описание подходят многие улицы столицы Швейцарии — брусчатка, цветы на окне… Мы оставили автомобиль на подземной парковке около Ратуши и отправились в нехитрый маршрут по исторической части города. Она небольшая, вытянутая, поэтому вариантов как «пройтись туда-обратно» просто нет.


Церковь Святых Петра и Павла.


Ратуша.


Бутылка 1943 года!


Корнхаусплатц.


Фонтан «Пожиратель детей».


Часовая башня (Цитглогге).

В Берне в эти дни проходил музыкальный фестиваль. На Вайзенхаусплатц (Waisenhausplatz) было развёрнуто большое количество палаток с едой и напитками, шла активная подготовка к вечернему нашествию любителей музыки. Быстро миновав оживлённую площадь, продолжили путь. На углу, прямо напротив тюремой башни Кефигтурм (Kafigturm), зашли в фирменный магазин шоколада Ладерах (Läderach), где купили ассорти из шоколада для дегустации в домашней обстановке.


Обед по-швейцарски: заходите в супермаркет Кооп (на заднем плане), в отделе готовой еды покупаете сэндвич размером с ладонь за 9 франков, садитесь на ступени и кушаете, запиваете водой из фонтана. Именно это и делают люди на фотографии.


Весьма необычный фонтан Оппенхайм.


Вайзенхаусплатц. Из фонтанов можно пить — ребёнок набирает воду в бутылочку.


Кефигтурм.


Очень много магазинов готовой еды.


Куда же без часов )))


Бубенбергплатц — транспортное сердце Берна.


Парк Кляйне Шанце.


Дорого. Бананы от 4 франков!

Добрели до парка Кляйне Шанце (Kleine Schanze), где релаксировал народ, сидя и лёжа на зелёных лужайках. Обратный путь пролегал по центральной оси города — улице Герехтигкайтсгассе (Gerechtigkeitsgasse), на мост через Аре, мимо медвежьей ямы Беренграбен (Bärengraben) к розарию на холме Розенгартен (Rosengarten). В Бернский собор не пошли — нас не удивить готикой, а вот полюбоваться им на общей панораме города — совсем другое дело! Из всех точек города почему-то именно нижний мост Нюдеггбрюкке (Nydeggbrücke) загадочно манил массового туриста из Азии, порой протолкнуться было негде. Японцы (я почти уверен в этом) и особенно молодые японки фотографировались со всем подряд — с одиноко стоящим столбом, с цветочным горшком, с углом здания. Пройдя по мосту и посмотрев на медведей, они оккупировали кафе в розарии, где не было места яблоку упасть.


Река Аре.


Ловит нахлыстом.


Медведь в Медвежьей яме.


Медведь — символ Берна.


Они здесь везде — живые, в виде статуй, на проводах )))


С Эйнштейном.


Розарий.

Вернувшись на парковку, я совершил типичную ошибку начинающего путешествовать по Европе. Имея на руках парковочный талон, мы прошли мимо каких-то автоматов на улице, посчитав, что это автоматы для билетов на общественный транспорт. Поиски автомата на парковке ни к чему не привели, а на вопрос проходящим мимо людям получили ответ, что оплачивать надо наверху. Ну, наверху, так наверху — такой тип парковок нам встречался, где оплата непосредственно у шлагбаума. Подъезжаем к нему, и тут я понимаю, что интерфейса для оплаты нет, сую парковочный талон, а он, естественно, не открывается, просит оплатить. Сзади уже собралась вереница в несколько автомобилей, места для манёвра нет. Понимаю свою ошибку. Мужчина из автомобиля позади нас советует попробовать заехать на достаточно высокий бордюр. Не сразу, но заезжаю, практически чиркая бампером. Пропускаем всех мимо себя. Смотрю, а прямо передо мной, между стойкой шлагбаума и стеной места как раз на ширину автомобиля, если зеркала сложить. Решаю не рисковать, уезжая бесплатно, иду наверх, к автоматам. Ни над ними, ни возле них нет никакой информации, что это автоматы оплаты парковки — ну не идиоты?!

Из Берна выехали достаточно быстро и взяли курс в сторону озера Леман, более известного у нас как Женевское озеро, в сырный кантон Фрибур (Fribourg). Да-да, именно так и произносится, на французский манер, ведь в кантоне преобладает франкоязычное население. Въехали в кантон — все указатели на автодороге тут же сменились на французские. Ситуация с языками в Швейцарии весьма интересная — вроде по одной стране едешь, а ощущение, что пересекаешь границы. Вместо привычного уже немецкого обозначения съезда «Ausfahrt» видишь французский «Sortie» или итальянский «Uscita» и т.п.

Сырные магазины в этих краях изобилуют и предлагают достаточно широкий выбор не только сыров, но и прочей молочной продукции. Называются такие магазины «Fromagerie». Координаты одного из таких магазинов были внесены в навигатор, который вёл нас в столицу кантона одноимённый город Фрибур. Навигатор — это хорошо, но и за знаками надо следить — несколько раз он предлагал нам то выехать на одностороннее движение, то на выделенное под общественный транспорт направление дороги. Пришлось немного поплутать и самостоятельно находить альтернативный путь. Парковка везде платная, даже в достаточно удалённом от центра районе города. Но мы заметили, что не все местные её оплачивают — автомат по оплате упорно предлагал список с номерами мест якобы свободных в данный момент, но на которых стояли автомобили.

Первое, что услышали при входе в магазин — «боннжюр». Я расплылся в улыбке — после грубого немецкого языка, эта французская мелодичность ласкала мой слух. К нам вышли две женщины, но разговор не завязался — они совершенно не знали английского. Пришлось достать блокнот и ручку, чтобы нарисовать список сыров и дать понять, что мы заинтересованы в ассорти. Нам стали предлагать и давать дегустировать разные сыры — от совсем молодых до двухлетних, коровьи, козьи, овечьи. Супруга наотрез отказалась от козьих и овечьих, и мы сконцентрировались на основной витрине с сырами из коровьего молока. Лидерами нашего рейтинга стали самый массовый сыр Грюйер (Gruyere) — классика здешних мест, Этива (Etivaz) — с потрясающим сливочным вкусом, нежной структурой и легким ореховым привкусом, Марешаль (Marechal) — с травяными и цветочными нотками. Неплохой вкус у Мон-Вюлли (Mont-Vully) — это сыр с ароматом вина и красноватой коркой из-за того, что его омывают красным вином в процессе созревания. А вот, например, популярный Вашерин (Vacherin) нам совсем не понравился. После выбора сыров решили купить фермерский йогурт, изображений на котором не было — очередная проблема. Хорошо, что знали часть французских названий, а остальные выясняли с помощью пантомимы — было очень весело, все смеялись.

Расплатившись и попрощавшись, отправились на парковку, а по пути забрели в небольшой сетевой магазин Denner, который в Швейцарии находится в эконом-сегменте. Ну, это для них «эконом», а для нас «премиум», глядя на цены. Среди посетителей было много натурализованных арабов и индусов. Нетрудно догадаться, что именно они моментально выметают с полок самый дешёвый хлеб и товары со скидками. Здесь мы купили швейцарского розового вина Oeil-de-Perdrix из кантона Нёвшатель (Neuchatel

) из сорта винограда Пино Нуар, которое оказалось весьма неплохим на вкус, но всё же, на мой взгляд, переоценённым — 11,95 франков за бутылку.


«Дешёвый» хлеб долго не лежит. Всё, что дешевле 2 франков, моментально исчезает с полок.


Курить не только вредно, но и финансово накладно.

Солнце клонилось к горизонту, а мы катились по 12 автобану на юг, в Грюйер. Быть в этих местах и не заехать в самый известный сырный городок Швейцарии — это преступление. За пару километров до съезда с автобана обнаружили в правом ряду пробку — стоять не стали, а встраиваться ближе к съезду там не принято. Пришлось прокатиться чуть на юг, развернуться на ближайшей развязке и подъехать с другой стороны — оттуда пробки практически не было, но поток был настолько плотный, что мы едва держали скорость 20 км/ч по местным узким дорожкам. Было непонятно, куда же всех так манит, пока не услышали над собой гул двигателей и не увидели воздушное представление, которое давали 9 самолётов. Оказалось, в окрестностях Грюйера проводился воздушный праздник — чуть позже с большого поля стартовали в небо воздушные шары.


Воздушное шоу.


Воздушное шоу.


Грюйер.

Сам городок был достаточно пустынен — основной турист уже отбыл ужинать и готовиться ко сну. Мы с удовольствием прогулялись до уже закрытого замка и по мощеным булыжником аутентичным улочкам.

Проходили и мимо знаменитого кафе Чужой (Alien), в работе над которым принимал участие Ганс Рудольф Гигер, также участвовавший в постановке спецэффектов в одноименном фильме. Фотографировать внутри кафе можно только клиентам заведения, о чём предупреждает табличка на входе. Вид внутри просто потрясающий — фанатам фильма обязательно понравится. Напротив кафе находится музей и несколько специфических скульптур инопланетян.


Антураж кафе. Фотография из интернета.


На дорогах огромные пробки.


Зато в городе нет туристов и очень приятно прогуливаться.


Меню одного из заведений. Да уж…

Пока мы гуляли, солнце окончательно скрылось за горами, и нужно было уезжать. Странно, но на парковке не было свободных мест. Из остановившегося автомобиля высунулась блондинка и что-то спросила на-французском — я ответил, что не понимаю и добавил по-русски «ничего не понятно». Она тут же переключилась на русский, спросила, будем ли выезжать, чтобы занять это место. Везде наши люди.

Уже в темноте достигли самого большого озера не только в Швейцарии, но и во всех Альпах. Под нами сплошным ковром проносились вечерние огни Веве, Лозанны, Моржа и более мелких населённых пунктов, заезжать в которые мы всё равно не планировали. Женева встретила нас деловыми кварталами с подсветкой и гулом самолётов, пролетающими прямо над головой — проехали мимо аэропорта и, обогнув город с запада, въехали во Францию. Практически сразу, ещё не въезжая на платный участок автороута, сменили скоростную трассу на местные дороги, изобилующие круговыми движениями. Путь держали к заготовленной точке, подходящей для дикого кемпинга. Дело в том, что в Швейцарии дикий кемпинг в принципе запрещён, а во Франции можно стоять при условии, что ты никому не мешаешь и владелец земли не против этого, а также, если стоянка не продлится более 1 ночи. Пронзив все городки, дорога уходила очень крутым лесным серпантином наверх, на доминирующую над местностью гряду, лишенную столь плотной застройки, а потому так притягательную для автономного туриста. Добравшись до точки, стало понятно, что поставить палатку там практически невозможно — очень сильный ветер, срывающий всё вниз, в долину и температура в 10 градусов сводили на «нет» весь комфорт. Пришлось вернуться на несколько километров назад, где была замечена большая практически пустая автомобильная парковка. На её краю мы и расположились, поставив палатку между своим автомобилем и чьим-то одиноко стоящим. Таким образом, прикрылись и от света фар проезжающих автомобилей и от ветра, спрятавшись за складками рельефа. С помощью крышек от контейнеров соорудили ветрозащиту для горелки, разогрели еды, выпили вина — согрелись, и настроение сразу же улучшилось. Завтра нас ждал интересный день.

Пробег за день составил 360 км.

9 сентября. Верхняя Савойя и термальные источники

Спускались другой дорогой, по менее извилистому серпантину, но очень тёмному из-за нависающих старых деревьев. В одном из поворотов выхватили светом фар маленького оленёнка, который замешкался посреди дороги и чуть не попал под колёса — пришлось притормозить. Заехали на заправку — она автоматическая. Выбираешь английский язык, вставляешь карту, а на экране текст по-французски и варианты выбора. Играть в «угадайку» не хотелось — пришлось ехать дальше. Нашли заправку с оператором.

Минут через 40 наконец-то выехали на платный автороут, на котором сразу понятно, что это Франция — пункты оплаты. За 24 километра отдали 2,8 евро. Около 8 утра прибыли в городок Румийи (Rumilly), чтобы погулять без толп туристов и посетить местный рынок.

Город только просыпался, а жители шли в местную булочную-кондитерскую Буланжери (Boulangerie) за свежими багетами, круассанами и бриошами. Рынок, с одной стороны, огорчил — он сильно отличался от того, что я видел в интернете, продавцов было очень мало. С другой стороны, порадовал хорошими сырами. Я увидел свой любимый Бофор (Beaufort d’Alpage), который тут же заказал. Также очень приятно порадовал вкус сыра Конте (Comte).

Перед тем, как отправиться в Анси (Annecy), заехали в супермаркет Интермарш (Intermarche), где я словно в музее долго ходил между длинными рядами с красным и белым вином и отбирал кандидатов на поездку в Россию. Видел вино по 1 евро за бутылку, но взять такое даже на пробу не решился. Чтобы не ошибиться, нужно либо придерживаться известных наименований, либо не опускаться по цене ниже 5 евро за бутылку — проверено в предыдущих поездках.


Железнодорожный акведук на рекой Шеран.


Красное…


…и белое.

Тем временем на улице зарядил осенний дождь, который весь оставшийся день сопровождал нас. В Анси поставили автомобиль на бесплатную парковку в пятистах метрах от центра, и пошли гулять — супруга в дождевике, а я с зонтом. Обошли знаменитую тюрьму на острове в форме утюга. Эта средневековая постройка 12 века — визитная карточка Анси. Единственные, кто радовался дождю — утки и лебеди, которых мы покормили засохшим хлебом. Потолкались по сувенирным магазинчикам и, не найдя ничего