|
Путешествие по Крыму планировалось давно, но возможность осуществить его появилась как-то неожиданно, поэтому подготовку пришлось проводить в сжатые сроки и немного сумбурно. Было решено добраться до Крыма на самолете, затем арендовать автомобиль и объехать наиболее интересные места насколько это будет возможно за 10 дней (столько позволял отпуск и бюджет).
Бронирование гостиниц проводилось через сайт агрегатор либо непосредственно через сайты гостиниц, у кого они были. Довольно неожиданно проявились трудности:агрегатор предлагал небольшой выбор и в нескольких случаях приходили отказы. Конечно, возможно, что сыграло роль то, что до поездки оставалось чуть более 2 недель, но мне показалось, что была и местная специфика. Наибольшие трудности вызвал Севастополь, что мне показалось странным, поскольку это не самое туристическое место. Несколько отелей не ответили вообще, один отозвался неожиданно через неделю, чтобы сообщить, что мест нет. Практически все требовали частичной либо полной предоплаты, что тоже показалось мне не совсем характерным. Но, так или иначе, места для проживания нашлись.
Бронирование автомобиля не вызвало больших проблем, хотя цены показались высоковаты. Был выбран бюджетный вариант, им оказался Хёнде Солярис 2015 г. 6 АТ. Вообще, я не любитель автоматов, но в фирме, куда мы обратились, похоже такая политика, машин на механике просто нет. Забегая вперед, можно сказать, что в ситуациях езды по городу с большими перепадами высот автомат иногда и не плох (например, при парковке на большом уклоне в ограниченном пространстве), но в целом он не произвел на меня приятного впечатления.
Маршрут был составлен таким образом: Симферополь — Бахсчисарай — Севастополь — Ялта — Алушта — Судак — Феодосия — Симферополь.
Некоторое время я раздумывал, какой способ навигации выбрать, в итоге скачал оффлайновую карту Крыма для навигатора. Интернетом пользоваться не планировал ввиду известных сложностей. В основном этот вариант себя оправдал, хотя, конечно, без интернета навигатор теряет часть функционала. Попробовал разок использовать офлайн карты Гугл, но результат разочаровал.
Экипаж составил два человека:штурман-пилот-организатор и командор пробега. За плечами команды не одна экспедиция.
Итак, в путь!
В Симферополь мы прилетели под вечер, Крым нас встретил небольшим дождем и полной темнотой. Новый аэропорт просто прекрасен. Автомобиль в аэропорту получили быстро и без проблем. Он оказался покрыт парковочными потертостями практически по кругу, что было нам на руку потому что менеджер просто пометил все эти зоны как поврежденные, так что в случае добавления нами какой-нибудь мелочевки, это бы не пошло в счет. Впрочем, этого и не случилось. Ночевка была запланирована в отеле «Дубки», на выезде из города. Навигатор привел уверенно, что очень помогло в ночном незнакомом городе. Впрочем, я всегда перед поездками стараюсь посмотреть местность в картах на панорамах, что позволяет потом ориентироваться более уверенно. Отель оказался новым, небольшим и достаточно комфортным, одним из лучших в поездке. Персонал весьма вежлив и приятен. Рядом хорошее кафе татарской кухни, где мы вкусно поужинали.
Утром ранний подъем и старт в сторону Бахчисарая. Погода улучшилась, дождь прекратился. Дорога в сторону Севастополя расширяется и ремонтируется почти на всем протяжении, движение средней интенсивности. В Бахчисарай прибыли ещё до открытия музея Ханский дворец и сразу столкнулись с ещё одной особенностью — парковщиками. Одна парковка, заявленная как платная, практически управляется непонятными людьми, загадочно предлагающими неопределенные условия. Вторая — только для посетителей кафе (позднее мы ею воспользовались). На узкой улочке возле музея всё увешано знаками «остановка запрещена». Впрочем, на них мало кто обращает внимание, как и на прочие знаки (видимо, ещё одна местная особенность), но мне не хотелось нарушать ПДД. Поэтому свернул на первую же улочку и в месте небольшого расширения, а возможно, даже двора, где было уже припарковано несколько машин, нашел свободное место. Рискнули оставить машину там. Вообще, в дальнейшем мы постоянно сталкивались с проблемами парковки. Улицы практически во всех городах очень узкие, примерно как внутридворовые проезды больших городов. Часто двум машинам не разъехаться, при этом ещё извилистость, постоянные спуски-подъемы и глухие заборы с обеих сторон.
Возле музея уже собирались организованные группы, нас присоединили для экскурсии к одной из них.
В музее идет довольно масштабная реставрация, но он всё равно производит хорошее впечатление. Экскурсия заняла около часа, была очень увлекательна и содержательна, мы многое узнали о быте ханской жизни, истории, культуре, традициях, потом мы еще немного походили по территории, полюбовались видами и двинулись дальше. Стало довольно жарко. Далее по плану было посещение пещерного Успенского монастыря.
Туда мы доехали быстро и снова обнаружились парковочные проблемы. Вежливо отказавшись от услуг парковщиков, втиснулись на небольшой площадке между экскурсионными микроавтобусами и дальше двинулись пешком. Дорога идет довольно круто в гору, причем многие более решительные туристы едут на машинах и по ней, в принципе проехать можно, запрещающих знаков нет, но по узкой дороге идут в большом количестве люди, а также довольно быстро перемещаются специально оборудованные внедорожники (в основном УАЗы), везущие группы в Чуфут Кале. Почти у самого входа в монастырь есть небольшая стихийная парковка под высокой скалой, но въезд на неё довольно затруднен из-за промоин вдоль дороги, нужен внедорожник или новые пороги после поездки. Примерно минут за 15 мы достигли монастыря, осмотрели окрестности, посетили доступный храм, вырубленный в скале и немного передохнули. Сам монастырь и окрестные виды весьма впечатляют.
В Чуфут Кале решили не идти, по словам экскурсовода в музее этот поход занимает 3-3,5 часа, к тому же становилось жарко и поджимало время. Двинулись обратно в город и теперь уже завернули в кафе «Алие» (что, как нам в ответ на наше любопытство сообщила официантка, означает «приветливая» ). Еда понравилась, персонал также соответствует названию заведения. Туда массово завозят экскурсантов ангажированные проводники, но обслуживание быстрое. Далее путь лежал на город-герой Севастополь.
Изначально была идея заехать на Сапун-гору, но в процессе от неё отказались. Навигатор повел через Инкерман, мы не стали сопротивляться и вскоре начались серпантины. Ничего особенно сложного дорога не представляла, зато виды, которые периодически открывались, были прекрасны, особенно для нас, жителей равнин. Наша цель была отель «Спорт», куда мы и прибыли во второй половине дня. Отель произвел хорошее впечатление, он довольно удачно расположен, близко от Херсонеса, от центра тоже недалеко, особенно если передвигаться на машине. Номер нам достался трехместный, и он был просто огромен, самый большой в нашей поездке. Правда, впечатление было немного испорчено на вторую ночь, когда чуть ли не до рассвета пришлось слушать крики пьяных постояльцев. Гостиница пользуется популярностью среди представителей различных единоборств, похоже, у них был некий сбор.
Но пока что, заселившись, мы отправились к центру, к Артиллерийской бухте, на набережную Корнилова. Поставили машину с некоторым трудом на Капитанской улице. Севастополь поразил количеством знаков о видеофиксации, причем не только на скорость, а и на светофоры, пешеходные переходы, такого я не видел нигде. Не уверен, что все это работает, возможно, сделано на перспективу.
Организация движения своеобразная:много сложных перекрестков с круговым движением, большим количеством пересечений и светофорами. Много улиц с односторонним движением, информационных же знаков наоборот мало. Кроме того в центре большая зона платной парковки, но мы предпочитали находить места бесплатно и без нарушений ПДД и не тратить время на изучение систем оплаты. В конце концов, мы были настроены на пешие прогулки.
Севастополь прекрасен, его стоит посетить. Живописное расположение на горах у моря, довольно большое количество сохранившейся архитектуры 19-20 вв., несмотря на все бывшие разрушения и, конечно, героическая история города, которой дышит всё вокруг. Мы прошли по набережной, затем двинулись на Графскую пристань, осмотрели памятник адмиралу Нахимову, затем, двигаясь в обратном направлении, решили посетить ещё и Малахов курган. Навигатор, правда, не без мелких огрехов, вывел нас к центральному входу, но он оказался закрыт, пришлось проехать ещё немного до другого, с противоположной стороны. Осмотрели многочисленные памятники героям обороны Севастополя, в том числе и адмиралу Корнилову. Парк в хорошем состоянии, всё ухожено, ремонтируется и реставрируется. К тому же с кургана прекрасные виды на город и бухты.
Стало быстро темнеть, это особенность юга, и мы засобирались домой. Вернулись в гостиницу уже почти затемно.
На второй день в Севастополе было намечено посещение музея Херсонес.
Желая по максимуму использовать световой день, выдвинулись пораньше, к открытию. Парковка там небольшая, это проблема практически всех достопримечательностей Крыма. Но благодаря раннему времени мы без труда нашли место. Осмотр территории заповедника без экскурсии бесплатный, экскурсии начинаются позже открытия, поэтому мы решили осмотреть всё самостоятельно. Начали с храма, Владимирского собора, он весьма впечатляет. Затем двинулись по территории, которая довольно обширна и изобилует руинами построек древнего города. Довольно много информационных стендов. Незаметно прошло несколько часов, и пора было двигаться дальше, хотя мы могли бы ещё долго бродить по этому замечательному месту.
За обедом пришла идея поехать в Фиолент, который тоже был у нас в планах. Маршрут в навигатор, и через минут 20 мы уже въезжали в поселок. Хотелось подъехать поближе к берегу, но навигатор считал, что мы уже достигли конца маршрута. Пришлось спросить у местных и проехать ещё около километра по грунтовке, и вот мы оказались на самом краю обрыва высотой метров, наверное, 100. Виды просто фантастические, мы стояли восхищенные дикой красотой природы. На этом фоне жалко и бессмысленно смотрелись новостройки коттеджей и гостевых домов, подступающие к самому краю. Тут пилоту пришлось пережить несколько тяжелых минут, поскольку командор, опьяненная красотой, безрассудно бросалась на самый край пропасти в желании увидеть ещё больший простор и её приходилось буквально оттаскивать. Просто так уйти с такого места мы, конечно, не могли, тем более что пилот заметил далеко внизу уютную маленькую бухточку с изумрудной водой среди диких скал, и было принято решение спуститься туда.
Сначала мы шли узкой тропой по краю обрыва, затем она расширилась и превратилась в проселок, утыканный острыми камнями и с промоиной посередине. Спуск в этом месте был довольно пологий, и меня поразили следы автомобильных шин на этой дороге, казалось, что здесь можно проехать разве что на мини-тракторе. Вскоре дорога закончилась тупиком, в котором и стоял аппарат, оставивший свой след на этой почти лунной поверхности. Это была ржавая помятая «пятёра»! Рядом с тупиком на небольшой площадке расположилось кафе «Патриот», в которое, очевидно, на этом ТС привозят продукты и товар.
Далее к морю вела металлическая лестница под углом градусов 60, на каждой ступени которой были сварочным аппаратом написаны номер ступени и имена строителей.
Ещё метров 50 вниз и мы у цели, лестница заканчивается среди обломков скал. Несколько прыжков — и вот он, узенький каменистый пляж, на котором достаточно много людей. Командор немедленно погрузилась в воды Черного моря, но пилот, признающий лишь земную стихию, остался мужественно ждать на обломке скалы. После короткого отдыха предстоял обратный путь наверх, который дался нам довольно легко, хотя и с перерывами. Мы покидали это чудесное место с сожалением и надеждой когда-нибудь снова вернуться.
Возвращение в город прошло не без приключений, как из-за ошибки пилота, который пропустил нужный поворот, превратно поняв намеки навигатора, так и из-за самого навигатора, который, видимо, тоскуя по интернету, привел нас не ко входу на Исторический бульвар с площади Ушакова, а к его концу, на ул. Будённого, причем там мы уперлись в «кирпич». Правда, там оказалась небольшая парковка, зато на бульвар пришлось пробираться с тыла через овраг, на самом верху которого ещё и перелезая через бруствер батареи, видимо, повторяя путь штурмовавших высоту англо-французов.
Впрочем, сам бульвар нам понравился, в музей Панораму обороны мы не пошли, было уже поздновато, зато осмотрели всё остальное, особенно впечатлил грандиозный памятник Тотлебену, строителю севастопольских укреплений.
Под конец мы решили ещё раз пройтись по набережной, не спеша и любуясь вечерним городом, приехали на знакомую Капитанскую и дотемна бродили вдоль моря.
Утром старт в сторону Ялты, следующего опорного пункта на маршруте. По пути мы планировали посетить ряд мест, и первым стала Балаклава. Дорога заняла минут 20, и вот мы уже в этом романтичном городке. Центр встретил платной парковкой, встали чуть поодаль, на границе её зоны в закоулке. Набережная бухты сплошь заставлена пришвартованными лодками, катерами и корабликами всех размеров, цветов и конструкций.
Город только просыпался, но капитаны малого флота уже зазывали на прогулки, поездки до ближайших пляжей, на рыбалку и пр. Это не входило в наши планы, пройдя до конца набережной мимо памятника Куприну, жившему и работавшему тут, поднялись немного в гору к развалинам генуэзской крепости Чембало. Полюбовавшись видами на бухту, в которой уже начиналось движение рыбацких лодок, возвращавшихся с уловом, спустились обратно с мыслями отведать чего-нибудь из даров моря. Увы, один рыбный ресторан был закрыт, в другом только растапливали печь, пришлось следовать дальше.
Попробовали проехать на другой берег бухты мимо музея подводных лодок, по слухам где-то там можно найти хороший пляж, но уперлись в знак «движение запрещено». Педантичный фанат ПДД, пилот немедленно лёг на обратный курс. К тому же командору не понравилась Балаклава. Поэтому вперед, на Южнобережное шоссе.
После выезда из Балаклавы направляемся в сторону Ялты. Виды один живописнее другого сменяются за окнами, дорога вполне хорошего качества, скоро начинаются настоящие горы. Проезжаем мимо Фороса, идея подняться вверх по серпантину до храма Воскресения Христова не нашла поддержки в экипаже, когда было озвучено расстояние примерно в 7 км. Поэтому останавливаемся на смотровой площадке у тоннеля в районе поселка Санаторное, любуемся видами в качестве компенсации. Двигаемся дальше, виды и дорога продолжают радовать, трафик весьма умеренный.
Решаем свернуть в Алупку, к Воронцовскому дворцу, хотя мы там были с экскурсией в прошлом году. Подъехать вплотную не удалось, навигатор предлагал сворачивать в такие проулки, что не хотелось его слушать, расспросы местных тоже не особо помогли, в результате остановились где-то в пешеходной доступности. Вход в парк бесплатный, во дворец по билетам. Мы ограничились осмотром южного фасада, который в прошлый раз посмотреть не удалось, пообедали в столовой неподалеку, которая удивила довольно высокой ценой и скромным качеством, и стали выбираться из Алушты. Двигались теперь по Севастопольскому, затем по Алупкинскому шоссе, которое идет вблизи берега моря, петляя по переходящим друг в друга поселкам.
Миновали Кореиз и решили зайти в парк Дюльбер.
Остановились чуть проехав главный вход. В парке расположен одноименный санаторий, вход оказался платным, 100 или 200 руб., но посмотреть стоит. Сам парк прекрасен, дорожки спускаются зигзагами к пляжу. Сам дворец Дюльбер в восточном стиле выглядит чудесно. Пляж принадлежит санаторию, но никто не препятствовал нам спуститься на него и принимать солнечно-воздушные и водные ванны.
Насладившись, мы двинулись дальше, снова выехали на Южнобережное шоссе и по нему уже въехали в Ялту. Практически шоссе — это ялтинская объездная дорога, нам туда было и нужно, поскольку гостевой дом «Горный воздух», который мне удалось забронировать, находился почти на этом шоссе.
Должен сказать, что дом восхищения не вызвал. Он находится в районе очевидно стихийной застройки, доходные дома лезут друг на друга по крутому склону горы, дорожки между ними грунтовые, и хорошо подразбитые, места для парковки особо нет, выезжать приходилось задним ходом метров 100. Номер оказался на третьем этаже с видом на гору. Хозяин загрузил нас советами, мы устало прослушали, из сервиса порадовало то, что он ежеутренне отвозит всех желающих на Массандровский пляж и днем забирает, правда, мы не уточнили, включена эта услуга в цену или нет. Мы ею так и не воспользовались.
Заселившись, решаем спуститься в город, благо ещё не вечер. Навигатор ведет по крутому спуску, ощущение такое, что едем то по дворам, то между каменными стенами, ям на дороге хватает. В итоге останавливаемся на пересечении с улицей Кирова, одной из центральных и идем на набережную. Ялта прекрасна, набережная полна людьми, вечер плавно наступает, так что впечатления самые позитивные. К тому же мы обнаружили очень неплохую столовую, которая так и называется «Столовая по-домашнему», как мы узнали позже, это сеть, и они есть почти во всех городах Крыма, чем мы впоследствии пользовались.
Возвращаться пришлось уже по темноте, узкий серпантин в гору, ямы такие, что слетел смартфон вместе с креплением. В дальнейшем мы нашли более приемлемый маршрут для поездок в центр и обратно, это улица Войкова.
На следующее утро едем в Ливадийский дворец. Не без небольших проблем навигатор приводит к входу в парк, ехать минут 15-20, однако на подъездах платная парковка, оставляем машину во дворе у ближайшего отеля. Вход в парк бесплатный, свободный, музей был ещё закрыт, так что мы немного прогулялись по округе. Затем идем в сам дворец. Посещение только с экскурсией, продожительность больше часа, всё интересно и красиво.
Уходить сразу не хотелось, поэтому мы решили прогуляться немного по Солнечной тропе, про которую нам рассказала экскурсовод. Она протянулась на 7 км вдоль моря до Ореанды, но мы осилили едва ли километр, к сожалению, тропа довольно быстро по мере удаления от Ливадии теряет цивилизованный вид и становится очень пустынной. Поэтому, вернувшись в парк, решили спуститься на пляж. Спуск оказался довольно долгим, стали преследовать мысли об обратном подъеме, была надежда найти другую дорогу.
Пляж оказался очень хорошим и довольно малолюдным. Расспросы местного населения показали, что можно дойти и до Ялты по берегу моря, но это нам не подходило, надо было возвращаться к машине. Неподалеку виднелась и канатная дорога, однако она оказалась в нерабочем состоянии. Обратный подъем прошел, однако, довольно бодро, и после обеда в небольшой столовой у входа в парк было решено ехать в Массандровский дворец. Почему-то мы решили ехать через город, в результате заехали в тупик с платной парковкой у конца центральной набережной, затем некоторое время крутились по улочкам в поисках выхода и наконец вырвались на шоссе через Московскую улицу.
Оттуда до Массандры ехать минут 15-20. У дворца привычная картина — парковки практически нет, стоят все кое-как по обочинам. Удалось найти место недалеко от входа в парк, дальше пешком. Парк совсем небольшой, дворец стоит на его краю.
По сравнению с Ливадийским это дача, собственно, почти так и было. Посещение также с экскурсией. Однако тут была небольшая сумятица, поскольку было много организованных групп, то несколько человек, типа нас, хотели то ли собрать отдельно, то ли куда-то примкнуть, в итоге мы решили, что про нас вообще забыли и сами пристроились к группе. Экскурсовод оказалась очень хорошая опытная дама, рассказ был содержателен.
Выйдя из дворца немного прошлись по парку. Здесь много цветов, а также необычных бабочек, раньше мы таких не видели. Туристы принимают их за колибри.
Вернувшись в Ялту, опять до темноты бродили по набережной и прилегающим улочкам. Очень понравилась улица Пушкинская, это пешеходная набережная реки Водопадной. Практически вся она занята торговыми палатками уличных художников и мастеров, небольшими кафе. Там мы пару раз ужинали в кафе крымско-татарской кухни, очень прилично.
На следующее утро двигаемся в сторону Никитского ботанического сада. Дорога по уже знакомому шоссе около 20 минут, затем сворачиваем по указателю направо, вниз к морю. Парковка прямо у входа в сад контролируется сомнительного вида персонажем в оранжевом жилете, однако цена устраивает — 100 руб. без ограничения времени, паркуемся.
Экскурсии собираются прямо у входа в парк каждые 10-15 минут, и вскоре мы отправляемся в путь. Практически это спуск в сторону моря по дорожкам сада. Масса растений со всего света, адаптированных к местным условиям. Большую часть из них мы раньше не видели, поэтому всё интересно.
Прогулка длится больше часа и заканчивается внизу у другого выхода из сада. Дальше находится парк Монтедор (вход за небольшую доплату) и выставка кактусов, куда мы тоже решили пойти и не пожалели.
Оранжерея заполнена такими вот растениями, растут они и вокруг. Парк довольно пустынный, можно посидеть и отдохнуть в тишине. Поднимаясь обратно к центральному входу, мы ещё раз прошлись по саду разными маршрутами, не хотелось покидать это замечательное место.
На прощание посетили дегустационный зал вин (пилот, естественно, воздержался) и стали трогаться в обратный путь. Решили проехать низом до массандровского пляжа в Ялте. Это нам почти удалось, но навигатор не мог знать, что у самой цели мы упремся в шлагбаум, то есть в тупик. С некоторым трудом удалось припарковаться. Спросив у населения, далеко ли до пляжа, получили ответ, что далеко и лучше пойти на соседний, в противоположную сторону. Так мы и сделали, впрочем, позднее поняли, что зря, так как на самом деле массандровский пляж был вовсе невдалеке за тем шлагбаумом на улице Дражинского.
Пляж, на который мы пришли, оказался более диким, что не помешало искупаться. Вернувшись к машине стали выбираться из тупика, в итоге вновь через Южнобережное шоссе. Решили доехать до музея Чехова, внутрь уже не пошли, так как скоро уже было закрытие, осмотрели снаружи. Затем поехали к центру, остановились в переулке возле ул. Гоголя и до темноты бродили по окрестностям.
В последний день решили осмотреть пляжи Ялты. С утра поехали вновь в сторону Ливадии по шоссе, намереваясь попасть на пляж, расположенный между Ливадией и Ялтой. В этот раз нам это удалось вполне, доехали до самого пляжа, место на парковке нашлось, и пляж оказался вполне приличный. После пляжных процедур решили пойти по тропе в сторону Ливадии, но вскоре так же отказались от этой затеи, как и с Солнечной тропой. Эта тропа идет практически между двух заборов, кроме них не видно ничего, прохожих почти нет. Дошли до станции заброшенной канатки и повернули обратно. Решили проехать до Ялты низом, опять попали в тупик, в итоге остановились на знакомой улице Гоголя. Отсюда прошли в сторону Приморского парка, посмотрели коллонаду и пляжи этого района.
Они здесь весьма приличны, вход свободный. После обеда решили пройти по всей набережной до массандровского пляжа.
Это, пожалуй, самый лучший пляж Ялты, вверху по набережной бесконечный ряд различных заведений общепита, внизу пляж и даже бунгало (за довольно высокую плату).
Дошли до самого конца, обратно двигались по улице Дражинского, весьма живописной.
Прогулка получилась длительной, прилично устали. Но это было прощание с Ялтой. Город интересный, живописный, но пора было уезжать.
Утро следующего дня — переезд в Алушту. По дороге планировалось заехать в Гурзуф. Уже знакомый участок шоссе проезжаем довольно быстро, но с заездом в Гурзуф у меня возникли проблемы. Их несколько, намеченный мной заранее я проскочил, пришлось вернуться, в итоге въехали практически ко входу в Артек, припарковались даже было, но, спросив у местных, поняли, что до моря далеко и двинулись дальше. Доехали до тупика, то есть до восточного конца набережной, встали на поперечной крутой улочке и пошли к морю.
Гурзуф сказочно красив, не зря его облюбовали художники, здесь работал Коровин.
Набережная и пляж хороши, вода чистая, людей не очень много. К сожалению, в парк санатория Гурзуфский пускают только с экскурсией в определенное время, и нам туда попасть не удалось. В указанное время у ворот стояла пара человек, никто из персонала не появился, прождав несколько минут, мы двинулись дальше. Дошли почти до конца набережной, вернулись, осмотрели дачу Чехова снаружи и стали собираться в дорогу. Хотелось сюда ещё обязательно вернуться, думали даже, что было ошибкой не запланировать здесь остановку на пару дней. Но что делать, всего не охватишь.
Дорога до Алушты хорошая, уже ставшие привычными крымские виды — горы, море. Гостевой дом «Вояж» у самого въезда в Алушту оказался очень хорошим. Номер, пожалуй, самый лучший за всю поездку, персонал очень дружелюбен.
Заселившись, сразу поехали к морю. Как уже стало обычным, попали не совсем туда, куда предполагали, но, в сущности, это было неважно. Остановились недалеко от Профессорского уголка и вышли на набережную, это практически была её середина. Рядом оказался музей И. С. Шмелева, решили посмотреть, любим его творчество. Пришлось подниматься довольно круто в гору, в музее, кажется, не было посетителей. Хотели зайти, но, поговорив с персоналом, узнали, что это не тот дом, где жил Шмелев, просто аналогичный. А настоящий в другом месте и вроде бы там живут люди. В итоге решили не тратить время.
Набережная Алушты кажется даже длиннее, чем в Ялте и тоже очень хороша, особенно западная часть, где мы оказались. Пляжи тоже хороши, правда, были почему-то довольно сильные волны, брызги перелетали через боны, купаться было рискованно. Набережная практически улица, по ней можно ехать, но пешеходная часть большая и широкая, масса кафе. В середине набережной находится довольно странная площадка, где море отгорожено забором, за которым виднеются некие развалины. Далее продолжается восточная часть, менее цивилизованная, а за речкой Демерджи и вовсе полудикая, с грунтовой дорожкой и всякими эллингами-таунхаусами вдоль пляжа. Пляжи, впрочем, приличные, их мы посетили на следующий день, перед тем как покинуть Алушту.
Далее наш путь лежал к последней нашей остановке, в Судак. Тут нас поджидал сюрприз. Дорога оказалась сплошным серпантином длиной в 70 км. Хотя вроде я изучал маршрут заранее, этот факт как-то не зафиксировался у меня, и первые километров 10-15 я все ждал, что мы выйдем на шоссе, но потом понял, что это оно и есть. Собственно, особых сложностей не было, движение не очень напряженное, дорога в хорошем состоянии, но с непривычки такая трасса немного утомляет.
Кстати, бензоколонка на этом участке только одна, в Малореченском, так что лучше заправиться заранее, что мы и сделали. На серпантине особенно проявилась особенность автомата — неспешные переключения вниз на подъемах. Пробовал переходить на ручной режим, но это показалось тоже неудобным. Зато на спусках машина самопроизвольно разгонялась, приходилось тоже вручную переключаться вниз, чтобы тормозить двигателем, не перегревать тормоза. Может, это всё субъективно, от недостатка опыта езды на автомате и по горным дорогам. Впрочем, эти неудобства компенсировались прекрасными видами вокруг. Остановились в Малореченском посмотреть Храм-маяк
и виды на окрестности, напоминающие Тоскану. В храме и вокруг него находится также музей Катастроф на водах. Дальше дорога опять уходит в горы и только в Морском на небольшом участке идет прямо по берегу. Там есть большой широкий дикий пляж, куда заезжают на машинах любители отдыха в палатках.
Тут тоже сделали краткую остановку. Дальше до Судака двигались уже без остановок. Гостевой дом «В гостях у есаула» оказался весьма приличным, приняли нас гостеприимно, провели краткую экскурсию по территории. Там есть своя столовая с очень низкими ценами и вкусной едой, мы там завтракали в оставшиеся дни. Номер тоже приличный, с балконом. От моря тоже традиционно для нашей поездки далеко. Поэтому, заселившись, поехали по местным грунтовым дорожкам поближе к местной набережной и допоздна гуляли там.
Незаметно подступил вечер с дивным закатом.
В отель возвращались в темноте по навигатору, иначе в кривых закоулках не сориентироваться. Почему-то Судак нас не впечатлил, мы ждали чего-то другого.
На следующее утро отправились в Коктебель. Навигатор предлагал ехать через Грушевку, но мы его не послушались, и, видимо, зря, потому что повторился вчерашний серпантин, только покороче, километров 20-25. В Коктебеле остановились недалеко от въезда в город, дальше пешком на набережную. Вот здесь нам понравилось, как-то спокойно, красиво, пляжи доступны.
Огромное количество предложений прогуляться на кораблике мы отклоняли, собираясь сделать это позднее (что как раз и не удалось). Прошли из конца в конец по набережной, заехали на городской рынок и отправились в Феодосию, самую восточную точку маршрута. В Феодосии остановились на улице Галерейной, недалеко от музея Айвазовского
и А. Грина.
В музеи мы не пошли, а отправились к морю, которое тоже совсем рядом. Впрочем, тут есть своеобразие: вдоль всей городской набережной идет железная дорога, перейти через неё можно не везде, поэтому выглядит это довольно странно. Пляжи нам не очень понравились, видимо, в черте города приличных мест для купания нет. Поэтому прогулялись по ближайшим окрестностям.
В целом город не очень впечатлил. Запомнились каштаны на Галерейной улице, которые сыпались с деревьев прямо на головы и достигали внушительных размеров, для жителей севера это диковинка.
Решили возвращаться в Судак другой дорогой, через ту самую Грушевку. Здесь дорога оказалась лучше, хотя немного дальше. Вернувшись в Судак, продолжили прогулки, открыли для себя Кипарисовую аллею — пешеходную зону от моря до центра города с торговлей, стрит-фудом и так далее.
На следующий день испортилась погода, дул сильный ветер, резко похолодало, моросил дождь. Всё же сидеть дома не хотелось, и мы поехали в Новый Свет.
Когда мы прибыли туда по очередному короткому серпантину, погода немного улучшилась. Дождь прекратился, и мы решили пройти по Голицынской тропе. Это замечательное место. В отличие от ялтинских диких троп здесь много посетителей, а уж виды просто неповторимые.
Примерно на середине маршрута находится Голицынский грот.
Дальше тропа уходит вниз, мы оценили расстояние до конца маршрута и решили вернуться обратно. Побродив по пустынной набережной и подкрепившись, решили попробовать зайти на тропу с другого конца, там оказалось тоже очень красиво.
Правда, дойти до самого края мыса Капчик нам всё же не удалось — дул очень сильный и холодный ветер и пришлось вернуться.
Погуляли ещё немного по парку санатория Новый Свет и вернулись обратно в Судак. Побродили немного в окрестностях Генуэзской крепости и вернулись домой. Это был последний день нашей поездки, завтра вечером вылет обратно в Санкт-Петербург. Некоторое время мы размышляли, куда бы ещё заехать на прощание, но потом решили отложить это до утра и действовать по вдохновению и погоде.
Наутро погода улучшилась, выглянуло солнце, стало теплее, но по-прежнему дул сильный ветер, так что решили от морских мероприятий отказаться и неспешно двигаться в в Симферополь и, возможно, погулять ещё там. Выехали уже знакомым маршрутом через Грушевку на трассу. До Белогорска дорога хорошая, но за этим городком она соединяется с трассой «Таврида», где ведется активный ремонт и расширение, в связи с этим движение несколько затруднено. Впрочем, пробок не было, и через пару часов мы въезжали в Симферополь.
Остановились в центре, на улице Пушкина. С парковкой привычные проблемы, обратил внимание на то, что почти на всех въездах во дворы висят знаки «Въезд запрещен» (кирпич), такого я нигде не встречал. Возможно, они и самодельные, висят на растяжках из проволоки, как-то не по ГОСТу.
Немного прошлись по городу, закупили местных продуктов и решили уже двигаться в сторону аэропорта. Что-то город нас не очень впечатлил, а может, уже настроение было отъездное. По дороге мойка-заправка автомобиля, сдача прошла быстро и без проблем.
Вот и закончилась наша попытка догнать ускользающее лето. В общем, это удалось, мы остались довольны поездкой.
В целом впечатление позитивное. Крымчане приветливы, гостеприимны. Водители, среди которых может быть много приезжих, довольно агрессивны, попалась даже пара «учителей». В то же время чувствуется расслабленность, пренебрежение ПДД, особенно что касается парковки. Цены умеренны, как на жилье, так и на питание. В целом бюджет составил около 100000 руб., из которых 30000 авиабилеты, 20000 аренда автомобиля, примерно 15000 проживание, около 5000 бензин, остальное — еда и прочие расходы. Пробег составил около 800 км. Осталось желание вернуться и посетить места, где мы ещё не были, их ещё очень много.