|
Решение съездить на море на машине зрело очень давно. Наверное, с тех пор, когда я, мелкий, ездил со своей семьей каждое лето на море с 74 по 83 год на нашем «Москвиче»-401. Надо сказать, что знатный пепелац был: ходовка от 412 «Москвича», панель приборов от 412, двиган от 408, отец его собрал по винтикам сам. Перед поездкой на море он полностью перебирал движок, делал обкатку, и надо сказать, что за восемь поездок на море ни разу не возникло ни одной серьезной проблемы. В одну из поездок отец поставил какой-то «двухдиффузорный карбюратор», как он его называл, так машинка превратилась в формульный болид, жучки с упавшими челюстями просто оставались сзади, обогнанные ;), но ужор бенза был при этом просто жестокий. В общем, все на море, увидев номера серии «БАШ» (Башкирия так обозначалась раньше) на такой машине, сразу приставали с расспросами, в общем, доставали как могли ;).
Первая моя машина была «Креста» 89 года, но ехать на море на ней я так и не решился, ибо надежность машины, которая 6 лет бегала по России, оставляла желать лучшего. Потом была новая 21053, но тоже не решились ехать, ибо с надежностью все было просто замечательно, а вот с комфортом совсем никак. Полгода назад финансы все-таки позволили купить то, что хотелось купить уже давно и изначально: новую «Короллу»-хэтч («Аурис»). Конечно, руль левый, но комплектация самое то, что хотелось, ничего лишнего – коробка ручная, двиг 1.6, раздельный климат и круиз-контроль, который, конечно же, задумывался для машин с роботом, но прекрасно ставился за 15 минут и на машины с механикой, джойстик втыкался в штатный разъем, и все тут же начинало работать.
Итак, решились ехать туда, куда ездим уже 6 лет на поезде, в Евпаторию. Кратко скажу, что для детей Евпатория – лучшее место отдыха и укрепления здоровья на всем черноморском побережье. Доказано. Едем вчетвером: я, супруга и двое наших детей – дочь (8 лет) и сын (5 лет). Опыта самостоятельных поездок на такие расстояния у нас не было, и были боооольшие сомнения насчет детей – выдержат ли? Сомнения подогревались небольшими поездками, в которых дети вели себя неспокойно (как всегда ;)) и поминутно спрашивали: «А когда мы приедем?» (с). Но, в общем, сомненья прочь, выезжаем в субботу 26 июля 2008 года в 8 часов утра. Ехать решили простым и понятным маршрутом по М-5 и через Пензу ― Тамбов ― Воронеж ― Белгород ― Харьков в Евпаторию. Пожалуй, что М-5 – это худшее, что с нами было … жесть. Я сильно недооценивал загруженность этой трассы. Выехав за территорию Башкортостана, я понял, что ИДПСы всей России, а заодно и Украины переехали жить в Башкирию, оставив свои территории без присмотра ;-). Это был культурный шок – ехать и СОВЕРШЕННО НЕ ВИДЕТЬ ни одного депса!!! Особенно поразила трасса Пенза-Тамбов – отличная трасса, и никого из представителей закона по этой дороге ! Теперь по порядку.
День первый
Выехали в 8 утра, заправились по полной, выдвинулись на М-5. Трасса, несмотря на утро субботы, встретила нас большим количеством фур. По Башкирии встретили множество засад, которые находились точно там, где и предсказывала статья с www.ufacars.ru (кстати, хочу сказать автору огромное спасибо!). Поначалу считали каждый знак «Обгон запрещен» и аккуратно искали после него знак перекрестка или, если он сопровождался знаком протяженности действия, то смотрели на одометр. И скорость строго соблюдали в населенных пунктах. Спокойно вздохнули только в Самарской области и депсов уже не видели (хотя говорят, что самарские депсы не менее суровые, чем наши). Дети, конечно, ныли, постоянно останавливались на музыкальные паузы, да и просто останавливались.
Повезло с Жигулевском – проезд существовал, в объезд ехать не надо было. До Пензы в этот день не доехали каких-то 40 км. Нашли отличную гостиницу рядом с березовой рощей.
Заночевали за 1 200 руб. за четырехместный номер. Встретили там земляков-дальнобоев-из-уфы, порадовались взаимно ;-). Кстати, до конца пути не встретили больше ни одной машины с регионом 02, 102. Дети очень устали. Сказки детские (особенно Носов) уже начали постепенно доставать.
День второй
Встали рано утром, поели и поехали. Через Пензу проехали без проблем. Кстати, пользовали исключительно распечатку маршрута с одного из сайтов, рассчитывающих расстояния, и буквально бумажный атлас. Никаких GPS. Имхо, баловство это, ибо и по бумажным атласам отлично можно проехать – единственное, было бы просто здорово иметь еще хотя бы распечатки карт городов, через которые собираешься ехать, т. к. в городах очень непросто с указателями, или, как в Воронеже, с ними вообще очень плохо, поэтому приходилось во всех крупных городах, кроме Пензы спрашивать у людей, благо, люди везде нормальные, особенно таксисты – спасибо вам, ребята! Так вот, проехали мы Пензу и выехали на трассу Пенза-Тамбов. Это был шок – совершенно пустая трасса, и никаких депсов. Совершенно никаких! Местами, конечно, дорога была как стиральная доска, но в целом очень неплохо – только дави на газ и вперед. Ехать можно 130-140 легко, больше пробовал – не понравилось. По пути заехали в кафешку «У медведя» ― настоятельно рекомендую! Очень жаль, что не сфоткал эту кафешку целиком, не запомнил, на каком она километре, на обратном пути мы её не нашли (или проскочили), но вот есть фотка детенышей ласточки, которые там живут прямо над входом:
В этой кафешке очень свежее мясо и ооочень вкусные блюда из мяса. У самого Тамбова есть деревянная статуя тамбовского волка и под ним надпись «Тамбовский волк – надежный товарищ», все там фотографируются. Трасса Тамбов-Воронеж ничем не примечательна, в самом городе совсем плохо с указателями – заплутали малость. Белгород тоже любопытный город. До границы в Нехотеевке добрались только к 9 вечера, заправившись под горлышко недалеко от границы на заправке «Юкоса», кстати, отличный бензин наливают. На границе в сторону Украины было не так много машин, в обратную – просто какой-то пипец! Это был вечер воскресенья. Имейте ввиду. Границу перешли всего за каких-то полтора часа, потом, как советовал Антон Дыбов (www.adybov.ru, кстати, огромное ему спасибо за инфу юридического характера, размещенную на его сайте относительно поездок в Украину!!!), поменяли доллары на гривны у ближайшей заправки (действительно, очень хороший курс) и поехали на Харьков. Въехали в Харьков, но было уже совсем темно, и решили где-нибудь заночевать, нашли по дороге дом отдыха «Дубовый гай» (слева около дороги ориентир – такая елочка искусственная и написано «Лесной уют»).
Там за 250 гривен и заночевали вдали от трассы, в полной тишине среди дубов. Носова начинаем тихо ненавидеть ;).
День третий
Встали, пожалуй, что слишком рано, в 7 утра по нашему времени или 4 утра по местному! Зато проехали и чуть поплутали по совершенно пустому Харькову. Вышли на трассу Харьков-Симферополь и … опьяняющее чувство свободы – за скорость максимум 20 гривен, за любую! За встречку тоже не сильно бьют. Дорога просто сказочная, трафик небольшой – дави на гашетку только. Но наглеть не стал, ибо увидел, чем заканчиваются лихачества – встречка какой-то машинки с автобусом … жесть, автобус в кювете, машинка убитая кверху ногами в кювете, люди вдоль обочины в шоке сидят. После этого поехали осторожно 130-140 и с соблюдением всех-всех знаков, ибо дорога не прощает легкомысленного к себе отношения. Дайцев так и не видели до конца пути. Километров через 200 после Харькова есть развязка, после которой я впервые за много лет увидел знак «Автомагистраль» ― реальнейший автобан с очень немногочисленным трафиком. Обрадовался. Наступил на газ, и газ показал скорость 185 км/ч – так и ехали до конца этой магистрали. Потом была стандартно-хорошая дорога через Джанкой в Евпаторию. Хотели срезать мимо Симферополя – все получилось, но не совсем так, а по объездной. В Евпаторию приехали в 16 часов по местному времени. Почти сразу нашли жилье недалеко от мест лечения, в самом центре города, но очень-очень тихое место – там типа квадрат, образованный улицами, и внутри квадрата еще дома есть (улица Казаса). Дом, конечно, поразил – ооочень старый, 53 года постройки, но что-то такое есть в старых домах (кто испытал, тот поймет) – ложишься в кровать и появляются способности проспать 24 часа без продыху, какое-то умиротворение, стены что ли давят подушкой, или тишина такая создается, уже и не знаю, как объяснить. Две комнаты (9 и 14 квадратов), кухня, туалет, душ в доме, машина во дворике, закрытая за воротами. Все удовольствие 200 грн.. в сутки.
Статистика: Уфа ― Евпатория – ровно 2 400 км, время в пути – 35 часов, средний расход 7,5 литра на сотню 92-го бензина, средняя скорость 71 км/ч.
Тарханкут
По карте расстояние вызывало тягостные предчувствия, да и по воспоминаниям об экскурсии тоже тяжко было – долгая и нудная дорога. Выехали, дорога на Черноморск просто отличная, трафик нулевой, только гони и гони – 170-180. Далее Оленевка – тоже неплохая дорога, я примерно помнил, куда дальше ехать – вылезли на самом попсовом месте, но удовольствие получили все равно по полной – море теплое, солнце печет, вода прозрачная.
Конечно, можно (и нужно) было найти объезд до Малого и Большого Атлеша, но времени просто не было :(. Обратная дорога тоже пролетела быстро – из происшествий только обгон дайцев … еду 170, немножко соревнуемся с попутным «Аутбеком», впереди какой-то «Ланос» с синими номерами (а я не знал, что синие номера ― это дайцы), «Аут» его облетел, я тоже объезжаю. А «Ланос» как раз ехал по правилам, т. е. около 100. Кхм. Просто представил себе на пару секунд, что бы было, если бы я так объехал машину депсов у себя дома … Неудобно как-то получилось, каюсь.
Севастополь
Прямая дорога до Севастополя (не через Симферополь) – просто отличная:
Хотелось, очень хотелось побывать в этом городе русской военно-морской славы. И сыну показать «солдатские» корабли. Первым делом поехали (а и проехать по пути из Евпатории невозможно) на Сапун-гору. Дети были просто в восторге от техники времен войны – танки, пушки.
Много фотографировались. Потом купили билеты на диораму. Я вообще человек далеко не пафосный, но после увиденного и услышанного от экскурсовода … какая тут все-таки битва была, сколько наших полегло. Настоящие герои морячки-севастопольцы! После Сапун-горы поехали в сам город, доехали до площади Нахимова, к нам сразу подбежал шустрый такой рыжий паренек и давай рекламировать водную экскурсию, а когда понял, что мы отказались и решили сами сначала все тут осмотреть, потерял к нам интерес и только спросил, типа, вам поохранять машину на площади? Я задал встречный вопрос – а что, бывают проблемы? На что он так уклончиво ответил, что не знает, но мало ли что ;). В общем, послали его, пошли узнать у корабля, почем он там предлагал экскурсию – оказалось, что 60 грн.. со взрослого, но я ведь помнил из одного из отзывов на этом сайте, что людей возили за 20 грн.., поэтому мы пошли дальше по набережной и нас прямо-таки атаковала экскурсовод, предлагая 35 грн.. за взрослого и 10 грн.. за детей. Согласились. Не пожалели. Рекомендую! Нафотографировали наши корабли перед их походом к берегам Грузии:
И, конечно же, памятник погибшим кораблям:
С машиной ничего не случилось за время стоянки на площади, по дороге обратно малость заплутали в городе, пытались спрашивать у бабулек (НИКОГДА не спрашивайте у бабулек!) – помог в итоге, как всегда, таксист – отмерял расстояния в светофорах, а там налево и выезд из города. Коротко и понятно! Спасибо вам, ребята!
Бахчисарай, Чуфут-Кале
Нашли по карте прямую дорогу до Бахчисарая, поспрашивали у местных, те подтвердили – действительно, всего 40 минут от Евпатории до места через Табачное и Отрадное. Правда, заплутать можно легко, хорошо, что есть интуиция ;). В Бахчисарае, конечно же, двинулись на Ханский дворец – будьте внимательны, не останавливайтесь на Первой стоянке (метров 500 до места, как оказалось!), останавливайтесь либо напротив дворца, либо на второй стоянке. Стоянка везде платная – 10 грн.. И самое главное – никого по пути не слушайте, а накинув шоры на очи, двигайте прямо к кассе дворца. Экскурсия впечатлила, очень советую всем. А вот охранник ханского дворца, совсем маленький и пушистый:
Далее мы сели в машину и, проехав еще километра 3 дальше дворца, попали прямо к тропе, которая вела в Свято-Успенский мужской монастырь и древний город караимов в скалах Чуфут-Кале, который до присоединения Крыма к России был духовным и административным центром караимов в Крыму. Если бы мы только знали, какое расстояние нам придется протопать, то, наверное, не пошли. Честно. Но посмотреть там действительно есть на что. Вот вход в город с крепостной стеной:
А вот какой фантастический вид из города в долину:
Все-таки советую побывать! Несмотря на многочисленные предупреждающие таблички о том, что на территории и за территорией города нельзя разводить костры, курить и т. п., все-таки мы видели, что город – настоящее паломническое место для турья с рюкзаками, машинами и т. д. И как только они на машинах туда забираются?
Саки
Сагитировали нас съездить в Саки. Там есть озеро соленое, которому по некоторым данным уже около 3 миллионов лет, оно вроде как самое древнее соленое озеро в мире. Мертвое море моложе. Озеро очень мелкое и очень соленое, там добывают древнюю грязь, которую используют для лечения буквально всего. Особенно хорошо удается лечение суставов и опорно-двигательного аппарата. Саки просто Мекка для людей, прикованных к инвалидному креслу. Кстати, грязь в аптеках вашего города не имеет смысла – доктора говорят, что грязь довольно быстро теряет биологическую активность. Так что лечиться надо только здесь или рядом. В общем, доехали до Саков и пошли петлять – указателей до озера совершенно никаких нет. Беда. Местные толком рассказать не могут, кое-как нашли, выехали аккурат к главному входу в центровую клинику им. Бурденко, там опять спросили у местных, они рассказали, что к озеру подходить можно с любого края, эффект будет совершенно одинаковый. Пошел на озеро только я один, дети с супругой решили воздержаться. Вода в озере оказалась ооочень теплой и чистой, глубина по всему озеру не превышала полуметра. Я впервые испытал на себе эффект того, что вода тебя из себя выталкивает, т. е. просто тупо ложишься на воду и плаваешь как пробка, попытался усесться на дно – фиг там! ноги выныривают на поверхность и ничего не сделаешь! Вылез, пошел к машине, пока шел, обсох, на коже соль слоями отваливается, пробовал на вкус – долго отплевывался. Набрал поллитровую бутылку рапы (так называется вода из озера), вечером смешал её с обычной водой в пропорции 50/50 и героически засосал через нос, мучимый пожизненным ринитом – вот это была жесть! Такого я не испытывал даже после лука или чеснока. На следующий день с носом стало действительно лучше, но сопливые пазухи таки воспалились, и было неприятно. Хотя говорят, что регулярное промывание носовых полостей рапой здорово лечит риниты и гаймориты. После озера захотелось смыть соль хотя бы в море, поехали плутать дальше – по карте выходило, что надо через Новомихайловку попасть в Новофедоровку, и вот там есть единственный в Саках пляж. Опять никаких указателей, случайно забредаем в какую-то военную часть, вокруг которой военный городок, и на улице все буквально в костюмах цвета хаки, хотелось даже увидеть женщин в платьях цвета хаки и детей в мини-комбезах того же цвета ;).
Решили отсюда пока не повязали выбираться – поехали путем, который подсказывала интуиция – в итоге, окольными убитыми дорожками таки выехали к морю почти, но там … оказалась еще одна военная часть, потом возвратились и, следуя за автобусом, выехали на тот самый единственный Сакский пляж. Лучше бы мы туда не ехали, лучше бы дотерпели до Евпатории – такого перенаселенного и грязного пляжа я в жизни не видел! Был небольшой шторм, поэтому и море было тоже мегагрязное. Этот пляж можно терпеть только в одном случае – вы лечитесь в Саках, и у вас нет машины.
Евпатория, отдых
Пляжи
Прежде всего, скажу, что на городские пляжи ходить не стоит, они платные, грязные и перенаселенные. Все правильные люди ездят либо в Заозерку, либо в Молочное, либо на новый пляж («Солнышко»). Самый шикарный вариант – это Молочное (селение такое недалеко от Евпатории) – народу вообще никого нет, плотность народа в некоторых местах достигает 50 метров пляжа на одного купающегося.
Но как туда добраться не на машине, не могу сказать – наверное, на автобусе до Молочного, а потом на трамвае (!) до берега и уйти в правую сторону от пляжа санатория:
Второе в нашей иерархии – Заозерка, за Маяком есть такое широкое поле между строениями и морем, плотность народа колеблется от одного до четырех человек на каждые 20 метров пляжа.
Надо заметить, что пляжи и в Молочном, и в Заозерке – это бывшие стойбища автотуристов с палатками, но таких остались считанные единицы, хотя в Оленевке мы наблюдали суперперенаселенные пляжи с автотуристами.
На новый пляж мы ездили ровно до тех пор, пока не узнали от местных, что Евпаторийские сточные трубы (канализация) выходят в море на полтора километра ровненько напротив пляжа «Солнышко». Не уверен на 200 %, что это чистая правда, но местные утверждают, что не ездят на этот пляж в принципе – только в Заозерку! Единственное замечание по Заозерке и Молочному – наличие единичных мудистов. Я, конечно, нормально отношусь к такому способу отдыха, но уверен, что так отдыхать надо либо в специально отведенных местах, либо в таких местах, где точно никого нет, а мудить в 20 метрах от детей и тех людей, которые не согласны с нудизмом как таковым – это действительно мудизм, а не нудизм.
Еда
Вне всякого сомнения, самое популярное, дешевое и неотравленное на все 200 % место – это кафе «Молочное», про него вам любой расскажет. Действительно, дешево, довольно вкусно и за счет большого трафика народа всегда свежая пища, которой невозможно отравиться, по крайней мере, никто никогда не говорил, что отравился. Второе место для тех, кто готов за вкусную еду выкладывать раза в 3 больше денег, чем в «Молочном» ― это кафе «Караман», которое примыкает к «Караимским кенасам», спросите у местных, там все про них знают. Очень вкусно там готовят традиционные блюда караимов, но больше всего понравились чир-чиры или по-нашему чебуреки, прямо во рту тают!
Очень советую туда хотя бы один раз сходить! И не забыть завернуть на небольшую экскурсию собственно в караимские кенасы. Вообще, райончик города, где располагаются кенасы, очень здорово реставрировали, положили настоящую булыжную мостовую, узкие улочки, только пешеходное движение. Правда, мы туда поперлись на машине, как идиоты, под «кирпич», каюсь, конечно, искренне сожалею о своем поступке. Остальные столовые как столовые – те, в которые забредали, ничем не удивили, но возможно мы не во всех побывали, так что ничего про остальные не могу сказать.
Лечение
Лечат в любом санатории без каких-либо санаторных книжищ, просто плати деньги и будет тебе счастье. Лечат еще и детей без проблем, есть даже профильные детские санатории, в которые можно свободно попасть на прием к любому доктору и на любые процедуры. Лечат привозной сакской грязью, ибо она просто лучшая, а местное озеро «Мойнаки» в 2002 году в связи с паводком опреснилось, и теперь там грязь уже не добывают, да и до этого она была значительно хуже сакской.
Ну, как пример, куда в первую очередь сунуться – центровой санаторий «Победа», там лечат буквально от всего и очень хорошие доктора.
Морское, отдых
По плану, после лечения в Евпатории в течение 11 дней, мы должны ехать на юго-восточное побережье Крыма. Четкого понимания, куда конкретно, у нас не было, т. к. дальше Партенита мы еще не отдыхали, и все, что дальше Алушты, было для нас темным лесом, однако, одно было ясно понятно: нас ждет душный микроклимат и чистое теплое море. Кроме того, хотелось по полной использовать преимущества, которые дает машина, т. е. поселиться как можно дальше от моря (чтобы было дешевле и менее суетно) и ездить купаться в те места, куда пешие отдыхающие не в состоянии добраться. Ну, в таком не вполне определенном состоянии и поехали в 7 утра по местному времени. Дорогу до Алушты через Симферополь осилили за каких-то 2 часа, а вот дальше … начался серпантин, да еще какой! Я по таким еще не ездил, мне казалось, что Крымские серпантины все такие же безобидные, как на Ялтинской трассе. Я жестко ошибался. Это просто мегажесть. Хотя дети перенесли это вполне нормально – видимо, надо благодарить достаточно жесткую подвеску у машинки. Реально страшно было в поворотах, особенно в тех, где поворот 180 градусов и ширина без характерных ялтинских уширений – как тут машины разъезжаются? И еще, на всем протяжении этого 60-километрового участка сплошная линия разметки, которая меняется на прерывистую в 2-3 коротких местах, в которых обгонять просто страшно, наши «равнинные» депсы просто застрелились бы, но прерывистую там не нарисовали ни за что. В общем, невозможность обгонять превращается просто в мученье, если тихоход настроен быть неуступчивым, но просто здорово, что люди по этой трассе (особенно местные) очень вежливые и предупредительные. Правда, встречаются, конечно, гонсщеги: один на «десятке» сзади подъехал, я его пропустил, он мне аварийкой поморгал, я попытался за ним увязаться – хрен бы там! Как пуля ушел в горизонт, если такое сравнение катит для серпантина ;). Второй гонсщег был на древней «Вольве» (440?) со знаком инвалида на заднем стекле. Ситуация: он впереди, я за ним, догнали автобусик «Тойоту», он сходу, несмотря на грядущий поворот ломанулся на обгон, скорость около 70, и в момент, когда он поравнялся с автобусом, ему в лоб в каких-то 20 метрах вылетает из-за поворота другая машина, места на обочинах почти нет – слева обрыв, справа тоже не лучше. Как в замедленном кино – гонсщег дергает руль вправо, автобусник каким-то чудом синхронизирует свои действия рулем с гонсщегом и тоже дергает вправо – так и разъехались. В такие моменты понимаешь, что жизнь гонсщега была целиком и полностью в руках автобусника! Кстати, автобусник действительно оказался отличным парнем – 2 раза по пути дальше моргал правым поворотником и сдвигался вправо, чтобы я его обогнал, а я после увиденного про себя и вслух повторял: «Чёта я очкую, Славик» (с), но на третий раз я все-таки решился и обогнал. В общем, так, без происшествий доехали до Солнечногорска – это просто кошмар какой-то, сколько там народу, а на пляжах ну просто не протолкнуться.
Но места там невероятно красивые:
Решили ехать дальше, доехали до поселка Морского (чуть не доезжая до Судака). Сунулись к жилью поближе к морю – не менее 100 грн. с человека за нормальное жилье, у нас получалось бы тогда 400 грн. (почти 90 $), это даже для блатных мест под Ялтой дороговато, поехали согласно плана вглубь поселка, уже лучше – в «автоколхозе» (это двор, где можно поставить машину вместе с еще 5-6 машинами с отдельным для каждой машины туалетом, домиком и кухонным столиком со своей посудой) предложили 250 грн. за четверых. Неохота в колхоз, едем дальше. Находим совсем на окраине мужичка с домом, все хорошо – и дом, и удобства, и тишина, и ручей рядом, и цену он предложил нам назвать самим, совсем не обидевшись на 180 грн., но супруге не понравилось, что готовить надо на костре. Едем ближе, и вот оно – домик, дом, домина, домище свежепостроенный из ракушечника, четырехкомнатный с летней кухней, со всеми удобствами – всего за 200 грн.!
Место невероятно тихое и умиротворенное, тут я спал просто как убитый, дети не отставали. И если бы не деревенские петухи, то спали бы мы там часов по 25 в сутки. Почему я не боюсь засвечивать место? Потому что я добрый – пожалуйста, пользуйтесь ;). Вообще, нравятся мне крымские татары, дружно живут, молодцы – этот дом построил мужичок специально для своих родителей, у самого 4 детей, живет прямо рядом в соседнем доме, который тоже построил сам. Честно, позавидовал ему по-белому, все, что нужно было сделать в жизни – все сделал! Своими руками и никого не обманывая. Респект, уважаю. Детям в деревне тоже кайф, носились по всем 8 соткам хозяйского огорода с виноградником, особенно их прикололо кормить через сеточку курят яблоками и травой, их от них и не вытащить было ;).
Еще кот был, особенно ласковый, и за почесать пузико мурлыкал на весь двор, собачки еще две были, пекинесы, тоже дюже ласковые были, любили подставить пузики детям, разрешали им с собой делать такое, за что любая добропорядочная собачка давно бы уже цапнула. Купаться выезжали в 8 часов утра, обедали примерно в 12 часов в частной кафешке в конце улицы Ленина (конец, который со стороны моря) – очень вкусно готовят и довольно дешево (в 100 грн. на четверых укладывались всегда), рекомендую. Потом ехали домой на полуденную сиесту, которая продолжалась до 4 часов вечера, после чего опять ехали часа на 2 купаться. Купались в довольно малолюдном месте на некотором расстоянии от поселка, точнее, не доезжая одного пригорка до поселка, если ехать со стороны Алушты:
Пляж самого поселка вызывал своей перенаселенностью неприятные ассоциации с Солнечногорском. А что творилось в самом Судаке – даже не пытались посмотреть, ибо хватило рассказов местных людей, которые там побывали по случаю.
Ай-Петри, Воронцовский дворец, Джур-Джур
Из Морского у нас были планы поездить по Южному берегу и к Востоку. Первой поездкой был запланирован Южный берег. Мы с женой, конечно, не один раз там были и на экскурсиях и просто так, хотелось показать детям. До Алушты пришлось ехать опять по серпантину. Встали в полшестого утра, выехали в 7 … ну, как обычно ;). Дети серпантин перенесли не так весело, как в прошлый раз – пришлось пару раз останавливаться. После Алушты дорога пошла естественно гораздо лучше и ровнее, но вот общее ощущение от неё: носятся все как угорелые, на разметку все чихали прямо с Ай-Петри, много дорогих тачек – «Лексусы», «мерцы», «бумеры», сказывается близость к Ялте. Дайцев тоже порядочно было, но все о дайских засадах друг друга предупреждают, я тоже включился в эту игру, хотя неправильно сказать, что «включился», я из неё никогда и не выключался – всегда всех предупреждал и буду предупреждать, это очень по-человечески, на самом деле. Серпантин показал одну фиговую вещь – машинка перестала вытягивать в горку на 4 передаче, сначала погрешил на воздушный фильтр, но как раз перед поездкой я прошел ТО-10 000, на котором его поменяли на новый, потом дошло – бензин 95-й, которого я залил полный бак в Евпатории на Шелловской заправке – полное гуано! Ведь знал же, что «ЛУКОЙЛ» и «ТНК» в Крыму рулят, эх! Ближе к Ялте подлил 15 литров 95-го на заправке «ТНК» – помогло, машинка поехала более-менее! Проезжаем Ялту, находим поворот на подъем на Ай-Петри, впереди 23 километра серпантина до вершины. Выключили климат, открыли все окна, тащимся от горного воздуха, повороты и узость дороги впечатляют – типичный поворот ближе к вершине выглядит так: 180 градусов, подъем непосредственно на повороте метра полтора, нифига не видно того, кто спускается, хорошо, что время пока еще раннее утро, и машин очень не много.
На водопаде Учан-су решили не останавливаться, а, наверное, зря, но просто боялись всего не успеть. После водопада оказался кордон ментовский (не дайский), тормозили буквально всех, нас тоже тормознули, проверили доки, глянули на содержимое багажника, спросили про оружие, сказал, что не интересуюсь, отпустили с пожеланиями хорошего отдыха. Доехали до самого верха, но так и не понял, где там участок 300 метров, на котором может проехать только одна машина. Везде могут разъехаться две машины. По дороге видел «Витц» с московскими номерами, человек ехал медленнее меня и поступил совсем не по-московски, пропустил, я его поблагодарил аварийкой, спасибо, приятно, когда на дороге встречаешься с вежливым человеком. Кстати, сам по пути пару таксистов пропускал, ездят они хоть и на «ЗАЗ-Ланосах», но очень быстро. Не рекомендую заезжать в татарскую «деревню», которая растет рядом с конечной остановкой подъемника – это ж какое-то место для развода. Два раза мы до этого были там – оба раза нам впаривали вино (и как им это удается?), которое потом оказывалось конкретным пойлом с разбавленными карамельками. В этот раз мы на это не повелись, однако лоханулись два раза по другим поводам. Ну, за стоянку 10 грн. – это уже фирменный знак Крымского гостеприимства, это само собой. Вылезли, подошли к смотровой площадке, забыли фотик, я сбегал за ним – прибегаю, а жена уже договорилась с одним (!) парнем, чтобы пофоткать дочку с его соколом, потом как-то незаметно втерлись еще два бойца со своими соколами, жена пошла разменивать деньгу, чтобы отдать 10 грн. за сокола, а меня другие двое пустили в оборот (а я откуда знаю, с кем она договаривалась?) – посадили своих двух соколов сыну на руки и типа давай, снимай, я сфоткал. Подошла жена, рассчиталась с первым, а двое типа, а нам по 10 грн.? Я не стал спорить, факт фотографирования действительно имел место, спорить глупо, по-человечески все правильно, отпираться глупо, договор оферты совершен. В общем, отдали 20 грн. Однако. Второй развод чуть не произошел в одной из забегаловок. Решили съесть по чебуреку. На входе тетенька сказала, что у них чебуреки дешевле, чем у всех, т. е. 8 грн., а не 10. Ладно, заказываем, съедаем, берем счет – а там чебуреки … по 10 грн.! Пришлось устраивать очную ставку между тетенькой-зазывальщицей и тетенькой-официанткой, заплатили по 8 грн. Мы люди не мелочные, но договор есть договор, и он дороже денег, просто обида берет, когда так пытаются развести. В общем, ничего хорошего в этой «деревне» нет, а смотровая площадка есть, не доезжая до этого места, там кто-то забор из рабицы порвал, и все заезжают пофоткаться перед обрывом, даже пожилые законопослушные немцы на «Фордах s-максах».
Поехали спускаться по серпантину, ну это вообще был рок-н-ролл, настоящий Фан! Картинг курит нервно в сторонке. Удовольствия – выше крыши, даже, несмотря на возросший к обеду встречный трафик. Но это все была фигня, до тех пор, пока я не пропустил вперед себя двух таксистов на «Ланосах» и не приклеился к ним, так втроем паровозиком и ехали до самого конца. Ехали, как мне казалось временами, неразумно быстро, в некоторых местах разгоняясь до 100. Но мне удалось держаться прямо за ними, а иногда казалось, что могу ехать гораздо быстрее. Но все-таки такому искушению стоит поддаться только один раз, не больше – горные дороги таких шалостей не прощают, каждый поворот легко может стать последним. После Ай-Петри поехали в Алупку, в Воронцовский дворец. Немного поплутав, нашли вход и стоянку. Въехали на стоянку, машинку поставили в теньке, выходим, стоянщики просят … ну, мы думали, что что-то навроде обычных 5-10 грн. – фиг там! Просят 30 (тридцать!) грн. Совсем офигели со своим гостеприимством. Ну вас в пень, выезжаю и ставлю машину в ста метрах на бесплатную стоянку, там же и остаюсь, ибо во дворце был и помню на нем каждый камешек. Дети с женой пошли, но очередь в кассу главного дворца, и в сам дворец в сочетании с палящим солнцем впечатлил настолько, что они пошли на экскурсию во флигель, а потом еще и вокруг дворца пофоткались. Поехали в Ялту за продуктами. А в городе согласно карте есть две главные улицы с односторонним движением – Московская и Киевская. Ялта – мегамуравейник, не очень понимаю людей, которые там «отдыхают», я им сочувствую, другое дело пансионат «Прибрежный» под Ялтой, где мы отдыхали год назад – народу на пляже полтора человека на 20 метров пляжа. Так вот, едем мы по Московской, а на ней нет ни одного продуктового магазина, сплошная то мебель, то золото, то еще какая фигня. Наконец все-таки доехали до какого-то рынка, знак «остановка и стоянка запрещена», после которого и слева и справа машин понатыкано, и десятками глиссируют вдоль чуваки в оранжевых лифчиках, собирающие деньги за парковку, а в 50 метрах от них стоят дайцы (!) которые, видимо, контролируют сбор денег. Поняв, что дальше мы попадаем уже совсем на набережную, разворачиваемся и едем по Киевской, опять Бендеры толпами снуют – наконец, вижу место, свободное от них, и магазин, там и отовариваемся по полной. Едем до Солнечногорска, сворачиваем на Генеральское, доезжаем, хотим на водопад Джур-Джур, на который я все хотел съездить, но никак не мог доехать, не доехал и на этот раз. Во-первых, стоянка стоила 20 грн., но фиг бы с ним, если бы не то, что до водопада надо идти 3 километра или решиться ехать на своей машине, если совсем не жалко подвеску, ибо дорога только для джипов. На уазиках за сходную цену в 80 грн. туда народ и катают. В общем, обломались и уехали. Однако удивил один дядька с московскими номерами, который возвращался с водопада на «Мазде MPV», у которой дорожный просвет был не больше моего. Уж и не знаю, доехал ли он до места или развернулся на полпути. Но возвращался я за ним, ехал он крайне медленно, обгонять не давал, и, когда мы выехали на главную дорогу, случилось следующее: разметка на дороге была преступно-перерывистой, дорога в горку, и тут я решил его естественно обогнать, включил вторую, которой по моим расчетам с лихвой хватило бы для обгона, и тут выворачивает с вершины горы (там выезд какой-то локальный был) какой-то жып и мне навстречу, прямо в лоб едет … испугаться даже не успел, продавил газ до асфальта, и, как мне показалось, MPV тоже разгонялся, когда я его обгонял, в общем, вынесла меня машинка, обогнал, увернулся, все хорошо закончилось, но я остался в претензии к крымским дайцам, нарисовавшим такую бестолковую разметку. Хотя и головой тоже, наверное, думать надо и понимать, что на горной дороге надо тыщу раз подумать, прежде чем кого-то обгонять – люди ведь всякие есть, кто-то отодвинется вправо и сбросит скорость на момент обгона, а кто-то выдвинется на осевую и поддаст газку. В общем, освоился я на серпантинах, ездить стал как дома, как будто сто лет только и ездил по серпантинам, быстро привыкаешь и особенно приятно, когда шасси машинки позволяет ехать быстро по таким дорогам, кайфуешь от каждого поворота. Однако заметил, что когда едешь действительно быстро, то детей реально быстро укачивает, а когда едешь как все, то все нормально, и всем хорошо. Поэтому советую всем: ездить по серпантинам надо не быстро, как никогда работает пословица «тише едешь – дальше будешь». Совет новичкам: цепляетесь к хвосту любого местного НЕгонсщега и учитесь, как ездить, заодно он вас прикроет от сумасшедших встречных, от которых он гарантированно увернется, а вы нет. Не рискуйте.
Феодосия
Всё, отдых испорчен окончательно и бесповоротно! ДАЙцi – игуанодоны! Выехали мы в Феодосию в 7 утра, въезжаем в Судак, и тут дайская засада. Стоит дайский «бумер» и «пятнашка». Тормозят буквально всех подряд, российские номера, не российские – пофигу. Выхожу, покажите багажник, что-то от вас пахнет как-то, дыхните, пройдемте в патрульную машину. А я выпил вчера вечером 50 грамм коньяка, буквально. Каждый вечер на море вытягиваю по 50 грамм «Кара-Дага», привычка с прошлого отдыха еще – а зачем напиваться? Бурные студенческие годы, к сожалению, давно позади.
В дайской машине:
Дай: Ведь пил же!
Я: Давайте протокол и поехали в больничку местную.
Дай: Может, у тебя что с желудком?
Я: Да, желудок меня гастритом мучает еще со студенчества.
Дай: Ну, тогда совсем пить нельзя.
Я: Да, нельзя, но вечером 50 грамм перед сном можно и даже нужно.
Дай: Ну, если так, то, кстати, у жены твоей есть права?
Я: Нету.
Дай: Ну, тогда машину потащим на штрафстоянку, а права заберем, через суд, разумеется.
Я: Хорошо, но сначала давайте определимся с тем, пьяный я или нет.
Дай: Ну-ка, дыхни еще раз.
Я: Ну?
Дай (передает какой-то бланк): Заполняй протокол, и поедем на освидетельствование.
Я: Отлично, сейчас заполним (с энтузиазмом человека, которому нечего бояться, взялся за дело, по пути спрашиваю перевод каждой строчки, заполняю ФИО, Адрес, Возраст).
Дай: А я ведь зря времени никогда не теряю.
Я: Молодец, правильно.
Дай: Ну, ладно ладно, ничего не надо (отдает права), счастливого пути.
Я (не вслух): Пирод!
Попросил чуть позже еще жену понюхать мое дыхание – её чуткий нос выдает ноль целых хрен десятых промилле. Вроде бы ничего не произошло страшного, через такое в родном Башкортостане приходится проходить постоянно, но есть небольшая разница: дома такие тупейшие разводы проносятся в памяти незамеченными и давно стали частью жизни, а тут … я же приехал в Крым отдохнуть, я езжу по правилам, я законопослушен! А меня еще за это пытаются НАИТУПЕЙШЕ развести на пустом месте!!! У меня просто слов нету, «я от злости забыл, как дышать» (с) Lumen! Ладно бы это произошло года 3-4 назад, когда до украинских властей еще не дошло, что разводить на дорогах автороссиян – занятие неприбыльное и, в конце концов, ведет к вымиранию оных на дорогах Украины. Тогда-то ДАИ и сделало вроде так, чтобы, когда Дай видит машину с российскими номерами, то должен смотреть строго в противоположную от неё сторону. И действительно, так они и поступают в большинстве своем, кроме вот таких шакалов! Желание еще раз ехать в Украину у меня пропало просто начисто. Вдвойне обидно, если учесть, что в крови моей жены течет половина украинской крови, а в моей четверть.
Ну ладно, проехали и проехали, въезжаем в Феодосию. Вот мы поплутали по местным улочкам! Но нашли и галерею Айвазовского, и домик Грина. Галерея Айвазовского произвела неизгладимое впечатление, просто мы любим море! А Айвазовский, на мой взгляд, лучший маринист. Заодно прояснил вопрос о том, почему в его ранних картинах так часто встречается тема кораблекрушения – оказывается, что первой его женой была такая страшно холодная и надменная английская леди, которую хлебом не корми, а дай только потусить на балах. Отсюда большая человеческая трагедия для Художника, которая и вылилась в непрекращающуюся тему кораблекрушений. Зато вторая жена была просто подарком судьбы, и остаток своей жизни он писал уже светлые и теплые картины, многие из которых были на библейские темы. Очень рекомендую посетить эту галерею всем, даже таким как я, имеющим к живописи нулевое отношение – все равно картины очень впечатляют!
Следующим был дом Александра Грина. Домик небольшой, но есть личные вещи и сохранена обстановка рабочего кабинета:
Рекомендую побывать всем, кто влюблен в «Бегущую по волнам» и бредит «Зурбаганом». Я как раз такой.
Потом мы долго искали Генуэзскую крепость, сначала думал, что она на мысе Ильи, но потом просто уперся в неё около гор. больницы, в конце улицы Ленина. Полазили, любопытный памятник истории, никто его не охраняет, никому он не нужен, видимо, просто не представляет туристической ценности. А зря.
Вернулись домой в обед, по дороге заехали в Коктебель в фирменный магазин около самого завода, затарились полным комплектом вин и коньяков домой. Устали все, а особенно дети, просто невероятно, а у меня к тому же еще было убито наповал настроение утренними дайцами :(.
Кстати, наблюдаем вот такую отрицательную динамику в течение последних шести лет: российских автотуристов становится все меньше, остались только москвичи (177,199) и из области (150), которым, видимо, все пофигу. Таких как мы, с Поволжья, Урала или дальше можно пересчитать по пальцам. Даже белорусов количество поубавилось. Вообще, в разгар нынешнего сезона мы видели совершенно дикую картину – жилья просто море, отдыхающих мало. Украинцам срочно надо что-то делать с ценами, сервисом и дайцами. Прочитал тут мимоходом статейку про «путь к Мозельскому вину» через Люксембург по реке – трехчасовая экскурсия на шикарном теплоходе мимо фантастических берегов Рейна со старинными замками X века стоит всего 11 Евро, сопоставил с получасовой экскурсией на убитом катерке по части Севастопольской бухты за 60 грн. (почти те же 11 Евро) и задумался … крепко задумался! Кстати, наши друзья из западной Украины поехали этим летом тоже не в Крым, а по шикарным автобанам в Хорватию. Ну а нашим следующим путешествием будет … а не буду я ничего говорить ;), боюсь сглазить. Но все, конечно же, будет зависеть от финансов. Хотя для этого дела ничего не жалко, ибо жизнь нам дается только один раз, а успеть нужно многое.
Итого сухой статистики по Крыму: 2 300 км, средний расход 9 литров.
По машине
Машина куплена в декабре 2007 года. «Тойота Аурис» («Королла»-хэтч), в 32 комплектации, 1.6 МКПП, раздельный климат, круиз, ПЭП, ничего лишнего. Кстати, как мне кажется, многие люди недооценивают удобства круиза, на самом деле, отличная вещь, я, наверное, процентов 20 пути ехал на круизе, нога здорово отдыхает, правда, до фанатизма доходить не надо, не надо использовать его на мокрой дороге и на серпантинах. Климат подтвердил свою полезность – мы его вообще никогда не отключали, торчит себе то на 23, то на 24 градусах, с делом отлично справляется, даже учитывая беспощадное крымское солнце и полное отсутствие тонировки (у нас в Башкирии нас имеют даже за тонировку на задней полусфере, полный беспредел творят последние полтора года товарищи депсы!). От климата никто ни разу не заболел и даже не засопливил. Раздельность климата – тоже классная фича, ибо представления о температурном комфорте у нас с женой иногда бывают разные. Моторчик отлично поедал любой бензин на всем протяжении пути, даже откровенно бодяжный крымский шелловский. Средний расход бенза по пути на море поначалу составлял около 6,5 литров, а как только вырвались на пустые бездепсовые дороги после М-5, вырос до 7,5 литров. В Крыму расход в смешанном режиме составлял около 9-9,5 литров. Из происшествий в Крыму было только следующее: ехали с моря в Евпаторию, на круговом перекрестке я фатально протупил и (с каждым такое, наверное, было?), глядя на тех, кто нас обязан был пропустить и не пропустил, повернул руль влево и на скорости въехал в бордюр. Удар был страшным, бордюр высоким, я подумал, что ну все, пипетц, отъездились. Отъехал, продиагностировал визуально подвеску, привод – все на месте, ничего не согнулось и не сломалось! Легендарное качество и надежность «Тойота», спасибо тебе!!! Были бы рычаги алюминиевыми, как на «Аудях», точно бы погнулись, без вариантов. И еще по пути из Воронежа в Тамбов посреди отличной трассы вдруг (!) налетели на скорости под 140 на тааааакую ямищу, что даже у нас искры из глаз посыпались, что уж говорить про машину … однако, ей хоть бы что! Даже диск не погнулся. Из менее страшных инцидентов были постоянные наезды защитой картера на многочисленные колдобины и камни, коих в деревне более чем достаточно. Защита – настоящий must have, даже не сомневайтесь, кто еще сомневается. Посадил еще несколько царапин на правую часть кузова – от хозяйских кустов и один раз от кустов на спуске с Ай-Петри. Но для меня это некритично, всем известно, что ЛКП на новых «Тойотах» экологичное, а потому поганое, так что не заморачиваюсь этим вопросом, это неизбежность. Штатной резиной Yokohama Advan A-450 205/55-R16 был настолько недоволен, что перед поездкой хотел поменять на любой Мишлен. Однако не стал, и она полностью реабилитировалась в моих глазах – да, пусть она деревянная и некомфортная, но за всю поездку не случилось ни одного прокола, ни разу мне не пришлось подкачивать шины, даже компрессор с собой не брал. Кроме того, на серпантинах она настолько хорошо держала, что даже не пискнула ни разу. А на высокой скорости есть уверенность, что это «дерево» тебя не подведет. Относительно вместимости багажника были некоторые сомнения, но поверьте, они беспочвенны, т. к. на всю нашу семью из 4 человек в багажник поместилось все и даже еще один совершенно бесполезный и объемный предмет – автохолодильник «Elenberg», абсолютно бесполезнейший гробик, который делает находящиеся в нем продукты лишь чуть-чуть прохладными. В общем, если с умом подойти к вопросу вещеобразования и вещезаталкивания, то багажника хватает вполне. Была мысль, конечно, о Thule на крышу, но прикинув, мы эту мысль выкинули. Кстати, по поводу холодильника – есть в машинке такая интересная фича, как два подстаканника, которые расположены под левым и правым дефлекторами по бокам торпеды (у боковых окон) – ставишь туда бутылку с водой 0,5, дефлекторы направляешь на бутылку и вот тебе зашибательский холодильник, отлично и быстро охлаждает, достаточно минут 20 для полного охлаждения. У нас там на постоянно прописались две бутылки. Вроде бы и мелочь, и вроде бы никакая не новость, но насколько приятно и удобно.
Машины в Крыму хозяевам в деревне принято иметь исключительно старые-старые «копейки», в крайнем случае «шахи». То есть то, на какой машине ездит её хозяин, совершенно ничего не говорит о его благосостоянии – вот едет такой человек на ржавом «копье» 80 года, а у него гектар виноградников, несколько 2-3-этажных домов. Так что не так уж и плохо живут люди на ЮБК – плохо живут только бездельники и старики. В степных районах Крыма все гораздо хуже, конечно. Украинцы на отдыхе ездят на том, на что хватило денег, у большинства – запорожские «Ланосы» с мелитопольскими моторчиками 1.3, но для такой маленькой машинки такого мотора вполне достаточно, ездит машинка довольно резво, особенно если ведет её таксист. Приезжие белорусы просто удивляют и шокируют – почти все либо на свежих «мерсах», либо на «бумерах», причем не абы каких, а Х3 или Х5 (особо модные у них, видимо), встречал даже ну очень свежую «Лянчу». А еще говорят, что белорусы бедные люди.
По дорожному движению в Крыму
Дайцы, как мне показалось, водятся только на Ялтинской трассе, во всех других местах их просто нет. В частности, в Евпатории за две недели я видел только одного дая около ж/д вокзала. Движение по городу может поначалу показаться хаотичным, дороги узкими, а гонсщеги слишком быстрыми. На самом деле, к этому быстро привыкаешь и через 2-3 дня ездишь как все и ориентируешься в городе как рыба в воде. Немного шокирует, что под «кирпич» нет ни для кого проблемы ездить, никакой проблемы не составляет также обгон перед ж/д переездом. Что удивляет, при всех таких делах я не видел ни одной (!) аварии, слышал только про одну за весь месяц – пацаны из Харькова заснули за рулем где-то под Ялтой, вылетели на встречку и попали под КАМАЗ. То есть факты таковы, что депсов нет, и аварий тоже нет. Тогда как у нас в Уфе депсов больше, чем автолюбителей, а аварии случаются с ужасающим постоянством! До сих пор не могу понять, почему так. На дорогах Крыма водители предоставлены самим себе, но при этом идиотов практически нет, все полагаются на здравый смысл и на инстинкт самосохранения при выборе скоростного режима – и это совершенно правильно, как мне кажется. Ну не станешь же на серпантине разгоняться до 150 и не станешь обгонять в конце подъема с поворотом. Единственная проблема – пьяные водители, вот с этой проблемой дайцы и воюют. И это совершенно правильно. Хотя безобразная попытка меня развести мною жестко осуждается, но шакалы в погонах на дорогах есть везде, конечно.
Способ отдыха
Честно сказать, в душе позавидовал людям, которые отдыхают в палатках у берега моря. Вспоминаются те 15 лет, которые я провел с родителями на берегу моря около поселка Ольгинка (31 км западнее Туапсе). Какие были дни, а особенно ночи! Какие были вечера романтические на берегу! Какое было засыпание под шум прибоя вперемешку с радиоприемником VEF-201, вещающим Турцию и «Голос Америки». И все это после вкуснятины из котелка и сковородки, приготовленной на «Шмеле». В те времена все ехали на море на машине и ночевали в палатках. Потом поселок застроили черте чем, и стоит это черте сколько (дороже, чем съездить в Испанию к океану и уж подавно дороже даже пятизвездочной Турции), и палаточников выгнали окончательно – в последний раз мы там отдыхали с палаткой в 92 году, правда, уже не на машине, а на поезде приехали, ибо на всех подъездах к морю уже стояли красноречивые знаки «кирпич», да и машины уже не было. Мы откровенно жалели людей, которые жили в сарайчиках, которые им предоставляли за умеренную плату в 3 рубля за койку местные жители, ибо люди кормили клопов и прочих паразитов, а отдыхающие в доверительных разговорах с нами завидовали нам. Но времена меняются, и последний раз мы с женой отдыхали с палаткой в Лазаревском (точнее, несколько восточнее, подальше от поселка) в 96 году. Жене не понравилось. Мне тоже. Лазаревское все-таки совсем не то, да простят меня его поклонники. Потом был большой перерыв до 2002 года, когда мы не ездили на море, продиктованный финансовыми проблемами и рождением дочери. И в 2002 году открылась наша эра Крыма. Ездили и снимали квартиры. Времена «клоповников», к счастью, прошли, отдых всегда получается со всеми удобствами, вплоть до стиралки-автомата и горячей воды. Но душа (моя) по-прежнему требует палатки на берегу моря.
Дорога домой
Дорога обратно ничем примечательным не запомнилась. Кроме офигительного автобана от Запорожья до Харькова, 190 километров которого мы проехали чуть больше чем за час!
Можно ехать очень быстро и при этом безопасно – дорога идеально прямая и ровная. Скорость держал 170-190, максималку проверил – 210 по спидометру и 220 с горки. Особенно было прикольно обгонять «мерцы», «бумеры», которые «плелись», наверное, километров под 120. Правда, мгновенный расход бенза комп показывал стабильные 18-20 литров. Ну и фиг с ним, быстрее бы кончился уже этот крымский бензин, не жалко, если честно. Границу переходили опять же в Нехотеевке, целых 4 часа, что несколько напрягло. В районе Воронежа, Тамбова не встретили ни одной приличной ночлежки – их там просто нет, а те, что есть, полугосударственные и мест нет. Ночевали в машине, съехавши с трассы в лесополосу – разложили задние сиденьки, вещи перекинули из багажника на передние места и вчетвером вполне поместились, хотя длины взрослым, конечно, не хватало, ноги пришлось сгибать, но спать можно. Дальше опять ничего интересного, по трассе М-5 от Самары до Уфы ехали уже ночью, точнее всю ночь, скорее хотелось домой. Двигаться ночью по этой трассе нас сподвигли воспоминания о ней, когда ехали по ней днем на море. Ночью там пусто, насколько это вообще возможно на федеральной трассе – процентов 95 Фурозавров пооткидывались спать на всех возможных стоянках, остались только самые хитрые и стойкие. Вообще, конечно, ехать ночью страшно, но скорость в 100-120 вполне можно держать, о чем днем можно только мечтать, ибо совершенно невозможно. На ночной М-5 удивили 2 сюрреалистические вещи – УАЗ буханка, которая обгоняла всех и вся, двигавшихся, надо сказать, со скоростью около 100 – мегареспект водителю! И депс в районе Кандров в 3 часа ночи, ловивший в достаточно неприятном повороте (!) за встречку! Вот ведь место нашел – поворот, ограниченный слева и справа рельсами безопасности, сбить ведь могут, как нефиг делать, а он там еще и с машиной своей патрульной стоял, да еще с выключенной люстрой и без аварийки! Все-таки наши башкирские депсы – самые преданные своей профессии и фанатичные депсы во всей России!
Итого сухой статистики: время в пути 35 часов, средняя скорость по компу 75 км/ч, 2 400 км, средний расход 8 литров.
Резюме
Отдых все равно получился отличным! Море теплое и чистое. Люди крымские приветливые и спокойные. Красоты и древности такие, что кто-то из великих сравнивал Крым с музеем под открытым небом. И хотя бы один раз в жизни съездить туда на машине (именно на машине!) однозначно стоит! Даже не сомневайтесь.
Sun_Lin |