|
Как известно, на Руси две беды — дураки и дороги. Но когда они встречаются… Да, да, дурная голова ногам покоя не дает, покой им только снится…
Первое мое путешествие год назад я уже описывал на страницах данного портала. https://www.drom.ru/info/adventures/travel/9572/ Это была пробная поездка в одного, чтобы понять каково это — дуракам в дороге, да поумнеть. В этот раз мы отправились путешествовать с супругой, предварительно сплавив мелкого спиногрыза бабушкам. Кстати, ему 2,5 года, и за наше отсутствие он выучил много новых слов, чем приятно нас удивил.
Цель поездки — сменить обстановку, на людей посмотреть и себя показать, проехаться по родственникам, одноклассникам и друзьям, отдохнуть в Крыму. Супруга тоже жаждала посмотреть новые места, ведь дальше Сибири мы практически не вырывались. Самолет для такой цели не подходит. Отпуск впервые в жизни взял трехнедельный, за последние десять лет больше, чем на две недели, отпуска не было!
Машина — та же, что и в прошлом году, Honda Orthia, 2001 года, полный привод. Пробег на момент старта 146 тыс. км. Специально подготовку не делал. Всё стандартно — смена масла, фильтров и салонного фильтра. До этого был на СТО (впервые за последний год), поменяли передние «линки» и большие задние сайленты, ну в общем стандартные «хондовские прилабуды». Стойки живы, движок как часы, рулевая начала хандрить, но сказали, после поездки поменяем втулку и резинки. Кстати, кондиционер, который взорвался в прошлой поездке, весной поменял, теперь пашет отлично! Не буду больше лезть в работающую технику, как в прошлый раз, чем и убил компрессор… Ну что, давайте уже поехали? Пристегните ремни, я начинаю…
Часть 1. Новосибирск-Питер
Маршрут старался выбирать наиболее нетрадиционный, как говорится, с заковырками, ведь цель поездки была не доехать скорее, а посмотреть. План поездки прорабатывал месяца два. Созванивался с друзьями в разных городах о нашей с ними стыковке, практически все сложилось как нельзя лучше! Старт был намечен на раннее утро десятого августа. Ведь девятого августа у меня день рождения. Но буквально за пару дней планы поменялись. Одноклубники с Томска и Красноярска тоже собрались ехать в ту сторону, и мы решили поехать вместе. Об этом решении я ни на минуту не пожалел. Это был лучший день рождения в моей жизни!
Итак, девятого августа, в обед, все попутчики подтянулись к моему дому. Перед дорожкой плотненько покушали у нас дома и перед стартом сделали снимок.
В этот день у нас перекрыли пл. Кирова, делали трамвайные пути на кольце, и весь поток проходил по нашей узкой улочке, и это в субботний авто-базарный день! Толкались долго, минут двадцать ехали какие-то 500 метров, выехали на заправку на ул. Петухова и все залились под пробку, сбросили одометры. Решили сравнить расход и показания одометров на следующей заправке. Кстати, мне это было тоже интересно, тем более три с виду одинаковые машины имеют разные комплектации. Моя — автомат, полный привод, томская — автомат и передний привод, у красноярцев механика с полным приводом. Ну, всё, поехали!
После автобарахолки пробка рассеялась, и мы выскочили на ордынскую развилку, далее на толмачевское кольцо и на Омск. Тут дорогу описывать нет смысла, она одна, ничего не изменилось с прошлого года. Ведущие сменялись попеременно, на обгон старались идти тогда, когда могут пройти все три машины, шли хорошо, трасса была относительно свободна. Доехали до Татарска, там есть неплохая заправка «ННП». Заправились под пробки, сравнили объемы. У меня и томской оказались близкие параметры: около 33,3 литра у меня и 33,7 у томской, а вот на механике залили аж 37 с гаком литров. В крейсерском режиме у неё оборотов больше, отсюда, вероятно, и расход. Одометры тоже показали разные значения, но и типоразмеры колес у нас отличались. ГПС показал самые точные данные, у меня различие в 1,039, как и должно быть при моих колесах. На этом приводить всякие цифры и параметры я заканчиваю, дабы не засорять мозг, только в конце подведем небольшой итог, а сейчас будем наслаждаться путешествием и видами из окна…
Дружно выезжаем с заправки, мне вдогонку кричит перегон. Ах да, я забыл у него насос, который давал подкачать колесо. Народ смотрит, улыбается. Три одинаковые машины, разные регионы. Темнеет. За Калачинском совсем стемнело. Не спешим. Тут уже омские одноклубники на обочине нас ждут у развилки. Радостные вопли встречи, рукопожатия и мы колонной едем на берег Иртыша. Надо сказать — там место хорошее. Въезд платный, это и хорошо, левых нету. Вдоль берега стоят закутки с заборчиками из прутьев. Там стол и две лавочки. Облюбовали местечко, достали газовые печки. Женщины принялись готовить походный суп, мужчины резать салат. До конца дня оставалось десять минут, буквально на исходе мы собрались в дружный круг, и я был поздравлен с Днем рождения! Спасибо вам друзья за такой подарок! В другом городе, на берегу, в темноте и под свет фонариков! Обалденно! Подарили коньяк 15-ти летней выдержки, который дружно потом и распили!
Немного поквасили, поели и расползлись по машинам спать. Утром чуть свет проснулся, окна запотевшие, прохлада. В речке вода, на удивление, теплая. Вскипятили чай, легкий завтрак бутербродами, и мы отчаливаем. С этого места наши пути разминулись, мы едем на север — в Питер через Екатеринбург, а попутчики — на Челябинск, на юга. С томичами мы еще увидимся в Крыму, но об этом ниже.
Омск проехали через город по центральной улице, ушли на Ленинградский мост и на выезд на Тюмень. Улицы пустые, кажется, только что прошел День Города. Все разукрашено и приведено в порядок. Трасса до Абатского — среднего качества, местами новое полотно, местами просевшая с колеей узкая дорожка. Но в среднем на три с плюсом. Как обычно на повороте за Тюкалинском стоит машина ГАИ, там знак «50» и «Обгон запрещен» на небольшом участке. Кто-то стоит, оформляется. В Абатском дорогу сделали, кафе, заправка, всё, как и в прошлом году. Покушали в нем солянку и что-то на второе и двинулись дальше.
В Екатеринбурге нас ждали друзья, планировали приехать до наступления темноты и проехать через центр, чтобы посмотреть, что нового в городе. Дорога, в общем, неплохая, и убитые участки отремонтированы, кроме ужаса, который начинается в населенных пунктах перед Екатеринбургским «автобаном». Километров 40 ужасной узкой дороги через населенные пункты, движение в один ряд, пробка. Вечер воскресенья, это и подразумевает, что многие возвращаются домой с дач. Протолкались в город, было еще светло, но смеркалось. Проехали через центр. Благо ГПС наш знает город, как свои пять пальцев, и по заданному адресу нас вел без проблем. Что удивило — дороги порой хуже новосибирских. Неожиданные ямы, торчащие колодцы, рельсы. Движение рваное. Все куда-то спешат, подрезают. Чувствую приближение европейской («московской») «культуры» вождения. Проехали мимо небоскреба «Антей-2», здание почти построено, ведется облицовка. Два года назад было всего четыре этажа. Уехали на ул. Машиностроителей и там остановились у друзей. Большое спасибо вам, друзья, за теплый прием! Накормили, напоили и спать уложили. Пройдено за два дня 1 621 км.
Утром проснулись, посмотрели фотографии вместе, немного пообщались и, простившись, выдвинулись в путь. В городе произошел неприятный момент, из под колес бетономешалки вылетел камень почти с кулак и полетел мне в лобовик, каким-то чудом увернулся, жена чуть не поперхнулась, она так увлеченно мне что-то рассказывала, что не поняла, что произошло, и не успела испугаться, впрочем, как и я. Обошлось. Выехали на московский тракт, ведущий на Пермь, ну и, конечно, как не сфотографироваться у стелы «Европа-Азия».
Дорога здесь отличная, вплоть до границы с Пермским краем ехали быстро, трафик был небольшой, сложных обгонов нет. Полотно смело оценю на пятерку. А вот после границы, в Пермском крае качество дороги с переменным успехом, в среднем три с плюсом.
В Пермь въехали ближе к вечернему часу пик, в городе суета. За нами пристроился УАЗик-«буханка» и полгорода никак не могли от него оторваться. На одной из улиц он усилием воли нас обогнал, и стало понятно почему. Земляк…
На одном из рекламных плакатов написано: «Мир нахлыста. Весь нахлыст от А до Я». Улыбнуло. Не сразу догадался, что это такое. Вот что значит — не рыбак. Проехали по одной из центральных улиц. До реки. Аллею из раскрашенных в полоску разными красками деревьев я увидел только здесь, необычно. Неужели больше нечем сделать улицу более яркой? Стандартно много разной рекламы, порой архитектуру толком не увидишь, везде рекламные щиты да вывески, впрочем, как уже в любом городе. В этой пестроте доехали до моста и выехали на новую объездную трассу по правому берегу Камы. Ближе к Краснокамску, где съезд с нового моста, идет ремонт, движение затруднено, в один ряд. Один лихач, похоже, захотел проехать по обочине и попал в ДТП, встречный поток совсем встал. ГАИ не дремлют, с видеокамерой записывают движение потока и обгоны. За день утомились, хоть утро было прохладное, к вечеру распогодилось. Зарулили в город Краснокамск, я решил покемарить в машине с часок, а супруга отправилась изучать городок, ей хорошо, спит себе на заднем сидении почти всю дорогу.
Ближе к 19 часам пошли поужинать, нашли на вид невзрачное кафе, но как там вкусно готовят! Пальчики оближешь! Как говорится, «маст хэв»! Всем проезжающим мимо рекомендую, находится недалеко от ДК Гознака, не пожалеете! Мы даже оставили отзыв в книге.
Едем дальше, вдоль реки нашли бор, с которого открывается красивый вид на Каму. Ох и широкая же река, красивые берега, зелень. Мне здесь нравится!
От Краснокамска идет довольно хорошая дорога вплоть до Кировской области. Ехали быстро, трафик минимальный, буквально никого. До Афанасьево доехали без проблем, начало смеркаться. Дорога ухудшилась настолько, что порой её просто не было. Переползали от одного края обочины до другого. Порой вместе с дорогой исчезали и направления. В пыли от фур можно было ориентироваться по фонарям фуры. Бедные фуры, им совсем тяжело преодолевать эти 30 км бездорожья.
После Омутнинска дорога улучшилась, но до объездной Кирова качество её было на три с натягом. Ехали не спеша, стало совсем темно. В населенных пунктах ГАИ с радарами, а в поселке Ильинское видели сбитого человека. Вокруг люди машины, скорая, на дороге башмаки лежат. Надеюсь живой. Бр-р-р.
Объездная Кирова хорошего качества вплоть до развилки на Сыктывкар. Там пост, проверка документов, всё в порядке. Супруга уже снова спит на заднем сидении, свернувшись калачиком, я за рулем, тоже уже не первой свежести состояние, но еще не срубает. Решил проехать подальше. Дорога ремонтируется, висит плакат, говорящий о том, что 70 км участок находится в реконструкции.
Мост через Вятку в ремонте, работает одна полоса. Хорошо, что прошли его ночью. Вероятно, днем там движение затруднено. Длина его большая, движение по очереди в одну сторону. Поселок Мураши проехали по новой объездной, и началась отличная новая дорога. Молодцы комичи! Если бы не так хотелось спать, то ехал и ехал. Но безопасность выше всего. Нашел местечко у придорожного кафе, мягкая посадка и спать!
Утро, 12 августа, вторник. Солнце еще не встало, но уже светло. Выезжаем на трассу и продолжаем наш путь. Совершенно пустая дорога, «лесные жители» еще спят, а мы едем в Питер! Радость переполняет наши сердца, душа поет. ГПС показывает маршрут. Дорога великолепна, летим. Жду поворота налево, на Шугрэм. ГПС исправно проговаривает каждый поворот и тут он не промахнулся: «Поверните налево» — сказала «Алёнка»… На какое лево? Там кусты! Где дорога? А вот же она — узкая просека, дорожка в полторы машины, признаков поворота налево я не заметил, проскочил. Вернулся, повернул и остановился, туда ли мы едем? Вроде туда. За одно сходили «в кусты», тут даже от дороги отходить не надо, кусты прямо на дороге растут.
Уверенность, что мы правильно едем, давал предварительный анализ дороги со спутниковых снимков «Гугля». Едем смело, дорога стала шире и лучше. Совсем пустая. Пара одиноких лесовозов поехала за древесиной. Вырубка леса идет полным ходом. Высокая тут сосна, стройная. Наверное, практически все местные жители живут за счет ресурсов — лесозаготовки. До Широкого Прилука асфальт, дальше пошел пескозём до Ильинско-Подомского. Причем довольно ровный, ехать можно 80 не напрягаясь. Обогнали попутную питерскую фуру. Ну, если она тут едет, то мы точно доедем! Настроение бодрое, вокруг архангельские деревушки с красивыми разноцветными домиками. Природа красивая, дышится легко.
Лесные жители проснулись и уже стоят на остановках на работу. Наверное, многие ездят в Коряжму или Котлас. Кстати за Коряжмой ощущается неприятный запах от ЦБК. Бумагу и картон делают для страны. Котлас встретил теплой погодой.
Первоначально мы планировали, что в Котласе заночуем, но в дороге немного задержались у друзей в Екатеринбурге, да и в Омске тоже, поэтому Котлас не доехали и ночевали по пути, а сам город прошли утром без остановок, только на выезде перед мостом заправились на «Лукойле» и сфотографировались на фоне нового моста через Северную Двину.
В «Гугле» со спутника именно этот мост и смотрел — хорошо просматривается, даже не верилось, что именно по нему я и поеду. Важное значение играет этот мост в жизни региона, как же раньше без него обходились?
На границе Вологодской области висит вот такой стенд:
До родины Деда Мороза 32 км. Коли тут оказались, надо обязательно заехать. Народ там есть всегда. Вход на экскурсию стоит 350 рублей.
Я решил немного поспать в машине, а супруга отправилась на экскурсию. В хвойном сосновом лесу «Тропа Сказок», много всяких резных зверушек, людей разодетых. Дом Деда Мороза выглядит внушительно. Внутри несколько комнат, вот рабочая комната:
А вот здесь Дед Мороз принимает детей и слушает их внимательно, что они ему говорят. Оказывается, он существует! Дед Мороз-то настоящий, а я в него даже не верил! ;-)
Прошло около пары часов, супруга вернулась, проголодались уже. Поехали в сам город. Где-то на набережной Великого Устюга есть гостиница, в ней приличный ресторан, видимо, это главный ресторан города, красиво оформлен. Народу почти никого. Покушали вкусно и недорого, на трассе по цене получается дороже и менее вкусно. Перед дорогой решили немного побродить вдоль набережной. Погода была отличная, дождик прошел, вышло солнышко, тепло и свежо. Всюду много цветов, памятник Дежневу. Вид на пешеходную улицу:
Набережная пустынна, старый асфальт. Вдоль реки Сухоны видно множество куполов церквушек.
Вечерело, пора собираться в путь. Ведь наутро мы хотели оказаться в Питере и найти гостиницу. Запрограммировал ГПС до Вологды методом «одного тыка» — «идти на точку», он исправно отрисовал маршрут, и мы поехали. Повернули направо вдоль Сухоны, деревушка, другая, дорога всё уже, машин нет, местные на завалинках косятся на нашу машину с лицом удивительно-вопросительным. ГПС исправно показывает путь. Едем, в голове вопрос — мы правильно едем? Заехали в лес, тихо, дорога перешла в песчаное направление.
Но я же видел асфальт в «Гугле», значит, мы доедем. После четырех километров такой дороги резкий подъем и знак «Уступи дорогу», вот она, трасса! Оказалось, что мы немного раньше повернули, ГПС решил срезать путь, ну что же, ему это удалось. Ехали по трассе и радовались, плотность машин настолько низка, что попутных машин почти нет, изредка попадаются ползущие лесовозы или местные «дачники». Летим на Нюксеницу, средняя скорость 100, за мостом развилка на Вологду налево, и опять пустая дорога вплоть до Тотьмы, да и за ней до Чекшино не очень много машин. Качество хорошее, даже очень. В одном месте есть ремонтируемый участок около 20 км, но и там 100 можно ехать, где еще не делали ремонт. В Вологду въехали в момент захода солнца. Покормили коня на «Лукойле» и решили посмотреть город и перекусить.
На центральной площади спросили у местного парня, где лучше покушать, настолько полного ответа с описаниями и эмоциями, где надо есть, а где не надо, и даже с оценкой бюджета, я ещё не слышал. Молодец парень, я слушал разинув рот. Ему бы писателем работать! Решили покушать в «Жар-Пицце», в общем, неплохо. Недорого и вкусно. Вологда нам понравилась, интересный городок, при свете огней, жаль не было много времени, чтобы повнимательней рассмотреть. Срубало поспать после плотного обеда. Прямо на площади и уснули в машине, буквально на пару часиков.
Проснулись, еще город не опустел, было около полуночи. Выдвигаемся в путь, ГПС запрограммирован до Питера до Мурманского кольца. Более семисот км. Решил сразу, что не осилю, поеду ночью по свободной трассе и как захочу спать — останавливаемся. Так и сделали. От Вологды до Череповца идет великолепная трасса. Скорость ограничивается только разумом. Старался более 120 не ехать, изредка встречались машины. Череповец запомнился дымящими трубами и едким запахом. Ох, жил я когда-то в Норильске, дышал выбросами металлургических заводов… Бр-р. А ведь привыкает ко всему человек.
Дальше ничего кроме дороги не видно. В Лен. области дорогу тоже активно делают, и большая часть в отличном состоянии. Тут я позволил себе идти до 140-150, видно разметку далеко и отлично. Машин нет. Около четырех утра прошли Тихвин и стали искать место на отдых.
13 августа. Проснулся, уже начало светать, остался финальный марш-бросок до Питера. Появились машины, чем ближе к Питеру, тем их больше.
В восемь утра на въезде в город вообще плотный поток — будний день, все едут на работу. После трех дней путешествия по пустым дорогам пришлось быстро адаптироваться. Товарищ скинул номера телефонов некоторых гостиниц, позвонили в несколько и поняли, что цены почти одинаковы, решили остановиться поближе к центру. На Марата. Протолкались по узким улочкам Питера и умудрились заехать во дворик и даже нашли место для парковки! Чудо. Мы приехали, первая часть пути закончилась, мы у цели, а теперь надо слатка-слатка поспать…
Часть 2. Питер-Крым
Так как мы приехали утром, то до обеда мы дрыхли и приводили себя в порядок. Я бы не сказал, что сильно устал. Просто немного хотелось поспать. Впереди ждало самое интересное и ожидаемое — посмотреть Питер. В жизни не разу здесь не был. Я понимаю, что таких любопытных дикарей, как мы, в Питере полно, и местное население уже привыкло к этому, и, наверное, их тошнит от нас. Мы решили пользоваться картой, дабы никого не раздражать. Не буду подробно описывать, думаю, это не интересно. О Питере много всего понаписано и снято, да и лучше самим всё увидеть. Выложу лишь несколько фоток.
Вкратце скажу, что ходили много пешком, ездили на речном трамвайчике по каналам, ездили на «Аврору» и в Царское село. Всё очень красиво и для нас необычно. В Петергоф не заехали, не было столько времени. Зато будет повод еще раз приехать. Одним словом, мы были в восторге от увиденного.
В Царском селе произошел небольшой курьез. ГПС оставил в машине на стекле, этим и поплатился. Машину вскрыли, надо сказать, профессионально и аккуратно, украли ГПС, старый мобильник с автозарядкой и телек. Всё, что можно быстро снять. Обидно, конечно, но хорошо, что деньги и документы не тронули, они были далеко спрятаны. Эх, «Бандитский Петербург» преподал мне урок: не оставлять машину на неохраняемых площадках. Пришлось мобилизовать настроение, постараться забыть плохое и думать о хорошем. Это получилось, особенно, когда отъехали уже от Питера, и на трассе, отъехав с дороги, я часок позанимался с дверью, сделал замок. Спасла витая пара! Разобрал пач-корд от ноутбука на проволочки, и сделал довольно надежное крепление усика дверного механизма к поворотному язычку замка вместо сломанного пластмассового клина. До сих пор работает!
Трасса М-10 загружена транспортом, вплоть до Новгорода идет в четыре ряда, потом объездная, местами убитого состояния, местами капитально ремонтируется. Постояли в пробке. Очень много фур и автовозов. Они хозяева этой дороги. Похоже, основной автоимпорт идет через финскую границу и расползается из Питера по всем уголкам нашей необъятной родины. Автовозы лихачат, обгоняют друг друга. Как еще машины из них не вылетают, страшно ехать за ними…
Где-то на трассе приятно удивило обилие самоваров, которые топятся на угле, имеют большую трубу в виде сапога и дымят. Чисто русские перекусы на выбор: чай, пряники, печенья, пирожки… Мы даже заулыбались. Ведь почему-то в наших сибирских краях кроме чебуреков, самсы, лагмана, шашлыков и прочих разных съестностей с нерусскими названиями на трассе мало, что продают.
Но мы были вовлечены в эту «гонку» и решили ехать до победного конца. «Победный конец» нас ожидал в подмосковном Лыткарино, именно там, у друзей мы планировали остановиться. По всем расчетам должны были прибыть к шести утра. Хотя, если б не ситуация с вскрытой машиной, то уже к полночи бы прибыли. Хотя, кто знает. Учитывая особенность трассы, сложно предсказать время прибытия. Ехали долго и нудно. Стемнело в Тверской области, но на дороге по-прежнему было море машин. Череда населенных пунктов порой раздражала. Видишь «белый» знак, скидываешь скорость, буквально через метров 200-300 одна остановка, а за ней конец населенного пункта, и так беспрерывно. На часах три ночи…, перестал тормозить, решил, что катимся 90 и ладно. Кому мы нужны. Но не тут-то было. После некоторого времени из кустов вылезла полосатая палочка. «Восемьдесят семь!» — сонным голосом объявил инспектор и попросил пройти в машину. Не вопрос — пишите протокол. Написали, но как-то вяло-нехотя. Тяжелая работа у нашего доблестного ГАИ следить за безопасностью в населенных пунктах протяженностью 500 метров в ночное время.
Честно говоря, протокол даже не расстроил, а, наоборот, повеселил. Дело в том, что в это время почти никто не тормозит в таких местах, все как-то прутся сломя голову, только, когда встречные моргают, притормаживают. Далее стал хоть для приличия сбрасывать скорость до 79. Вплоть до МКАД. Утром в начале шестого уже стая машин устремляется в город. Нам по МКАДу до Новорязанки. Проехали быстро, машин немного. Всё! Шесть утра, мы приехали! На следующем фото вид из окна друзей на Москву. А какие там виды на вечерние закаты!
У меня на уме только сон. Крепкий здоровый сон, а там разберемся. Спал до обеда, а потом поехали в город, на Таганку, там есть магазинчик, где я нашел ГПС. Купил такой же, но в комплекте оказались свежие бета-версии карт Украины и Белоруссии. Украина пригодилась, причем половина Украины еще глючные — при перемаршрутизации программа или висла, или вылетала. А вот Крым отрисован лучше, и глюков почти нет. Очень помог ГПС в дороге, особенно, в Ялте, но об этом по порядку. На обратном пути заехал к старому другу, летчику. В прошлом году я у него гостил, кто читал предыдущий отчет — там есть фотографии полетов «во сне и наяву». Вместе с его супругой и ребенком сходили погулять в Царицынский парк, который вот только после реставрации.
Чтобы уехать в пятницу вечером из Москвы, нужно постараться. Новорязанка на выезд стояла колом. Но Димка объяснил мне, как можно хитро проехать в Лыткарино. Едем на аэропорт «Домодедово», далее сворачиваем на Молоково, пос. Володарский и выходим на Новорязанское шоссе против шерсти. Летим по пустой трассе и мы в Лыткарино!
На следующий день с утра с друзьями отправились в монастырь, что в Дзержинском, покормить рыбок и всякую живность. Местечко там красивое.
На этом наше пребывание в Москве закончилось. Попрощавшись с друзьями и поблагодарив за теплый прием, мы двинули в путь, на Рязань. Там нас ждал мой норильский одноклассник Евгений. Время шло к вечеру, стояла жара около +33. На дороге увидели интересное здание необычной архитектуры.
Где то на полпути затарились яблоками и грызли всю дорогу. В Рязань въехали около 18 вечера. В Рязани наш ГПС оказался бессилен, для него это белое пятно, надеюсь, «Навител» в ближайшем будущем устранит этот пробел. Спросили у местных, как доехать до улицы Стройкова. Радовало то, что улицы пусты. Суббота, многие разъехались по дачам и за город, или водку пьянствуют. Нашли дом Евгения, и вот она, встреча 15 лет спустя! Ах, какими мы были и какими стали! Явно уже не школьники. Честно говоря, жалею, что не остались подольше. Немного выбивались из графика, уже ровно неделю в пути, а до Крыма еще не доехали. Теплый прием, отличная вкуснятина, приготовленная супругой Евгения, за это ей отдельное спасибо! Я даже умудрился немного покимарить перед дорогой, ведь наутро планировали приехать к границе.
Выехали, когда совсем стемнело, запрограммировали «бортовой полетный компьютер» по маршруту Рязань — Тула — Орел — Курск и включили автопилот. Эта ночь с 16 на 17 августа была необычной из-за лунного затмения. Долгое время нас сопровождала откусанная луна и где-то за Тулой она исчезла в облаках. Ночью не видно ни зги, ехали вдали от трасс по дорогам регионального значения, машин ноль, только запах соломы с полей. На трассе М-2 машин стало побольше, но всё равно мало. Рассвет нас застал в районе Орла, а на объездной Курска совсем стало светло.
Перед поездкой я долго выбирал, через какую таможню поехать, читал отзывы и понял, что общая стратегия такова — переход осуществлять лучше вдали от загруженных трасс и в нестандартное время. И действительно, на Суджанскую таможню мы прибыли около семи утра и были вторыми. На нашей стороне выписали страховку на 15 дней за двоих водителей за 249 рублей. Тётенька сказала, что нам повезло, и что с пятницы до вчерашнего вечера очередь была до двух километров машин. Не зря ехали ночью. За нами уже снова начали скапливаться машины.
Прохождение таможни заняло минут 40. На нашей стороне заполнил декларацию, пришлось переписывать. Оказывается там вообще не надо ничего указывать, только сумму денег, иначе будет запара. Поверхностный осмотр багажника и паспортный контроль, и мы шуруем в нейтральную зону. Впереди Юнакiвка!
Украинские хлопцы оказались добродушными людьми, но приколистами. Заполняли с супругой миграционные карточки, а там есть клетки. Для удобства чтения они просят, чтобы писали по клеткам. Кое-что не влезало, пришлось ужимать. Подаю хлопцам, один отвечает: «Не по клеткам написано, — и говорит другому, — ну что, заставим переписывать?». Тот в ответ махнул рукой: да пусть едут. Далее паспортный контроль и осмотр багажника. Бравый хлопец задал несколько вопросов, а потом заинтересовался машиной и немало повеселил. Говорит: «Смотрю машина дорогая, а почему с правым рулем, ездить же неудобно?» Я ответил, что машина по цене дешевле их новых запорожцев-шевроле-ланосов, а по качеству — даже говорить не буду, положение руля меня не смущает. На этом я был отпущен с миром на все четыре украинские стороны.
После шлагбаума мы осторожно пятились и не верили — неужели всё, граница пройдена? Было ощущение, что вот-вот за нами погонятся и скажут, что вы что-то забыли или не так сделали, примерно, как в фильме «Терминал», но этого не произошло. Украинская земля приняла нас добродушно, шатающимися по проезжей части гусями, разбитой дорогой и ушатанными деревенскими машинами.
Немного проехав, остановился, чтобы запрограммировать «бортовой навигатор». Карты Украины на этот момент были в режиме бета-тестирования и постоянно глючили. Приходилось убирать ведение по маршруту, чтобы программа не вылетала. На фото внизу я пытаюсь укротить навигатор, жена вышла и сфотала.
От Юнаковки до Харькова ехали через Сумы и Богодухов. В «Гугле» я видел автобан и думал, что он работает. Оказывается, его построили, но еще не запустили. При въезде на него висит «Кирпич». Я всё же рискнул, проехал и у работника спросил, можно ли проехать до Днепропетровска. Он ответил, что в принципе всё можно и дорога готова, но не сдана, и ДАИ в определенном месте собирают дань за проезд, посоветовал по развилке на Красноград выехать на старую трассу, если платить не хочется.
Дорога, конечно, замечательная, новая и ровная. Едешь не шелохнешься. Машины встречаются, и большинство из них с российскими номерами. Как говорится, дорвались! Летим до Краснограда и там сворачиваем на старую трассу. Вот как выглядит старая и новая трассы, в месте, где они идут параллельно:
Кстати до этого, в Сумах, мы разменяли первую тысячу рублей на гривны, чтобы немного подкрепиться. Курс — 180. В придорожном кафе девушка нас понимала, но отвечала на украинском. Забавно. Второй чейндж мы сделали где-то в пути, увидев вывеску «Обмен валют». Курс был не очень хороший — 175 гр/тыс. руб.
Жара. Всю дорогу ехали с кондиционером. Вдоль обочин частенько жгли траву. И без того жаркий день усугублялся периодическим задымлением. Ехали небыстро, поток был приличный. Около Днепропетровска начался действующий автобан, и мы полетели с ветерком. На Павлоград тоже идет хорошая четырехполосная дорога с разделением направлений. Участок около четырех км еще доделывают с двух на четыре полосы, и там под единственным деревцем посередине дежурит экипаж ДАИ. Ограничение на участке 50 км/ч и обгон запрещен. Догнали вот такое чудо:
Под вечер были в Павлограде, нас встретили дальние родственники, накормили, напоили, спать положили. Наутро отправились по пути на стоянку посмотреть город. Прошлись по центральной улице, пофотографировались на память. Стоянка была в 2,5 км от дома!
Городок небольшой, назван Екатериной в честь будущего правителя Павла. По-моему, во время войны там делали танки, но не уверен.
Распрощавшись с родственниками, мы отправились в дальнейший путь! Был десятый час, понедельник 18 августа. До вечера планировали попасть в предполагаемое место дислокации в Крыму. По пути заехали в город Запорожье, там нас ждала Елена — с сайта «Одноклассники» моя однофамилица.
Навигатор нас довел до города, а дальше дороги он не знал. Встреча была назначена у «Макдоналдса». Его здесь знают все. Останавливаемся на остановке, спрашиваем первого попавшегося парня. Тот на хорошем русском языке рассказывает, как проехать и потом добавляет, что ему по пути. Мы берем его в плен и назначаем исправительные работы — быть штурманом. Пока мы ехали, он расспрашивал про машину. Удивился её цене и сказал, что их «Ланосы» близко не дотягивают по потребительским качествам «Хонде». Само собой. Ну и ладно. Доехали до самого длинного проспекта в Европе (25км?) и он вышел, а мы поехали по нему до места назначения.
Во дворе припарковались, получилась вот такая картина. Справа «Хонда-Аккорд», «купе», американец. У нас таких почти не встретишь. По центру — узнаваемый местный бренд.
Встретились с Еленой, были в шоке от её теплого приема и множества подарков. До сих пор радуют глаз и напоминают о путешествии! Елена, если ты читаешь это, — привет! На столбе увидел забавную табличку:
На выезде из города заехали в местный «О’кей», затарились по мелочи необходимым и проехали мимо автозавода ЗАЗ. Вот она, родина «Запорожца»!
Солнце не сдавало своих позиций, но кондиционер неплохо ему противостоял. В принципе ничейный результат нас устраивал. Климат выдавал +25 в салон, за бортом +39. Доехали до необычного перекрестка со зданием в виде светофора.
Дорога среднего качества. Не сказать, что совсем плохая, но и не идеал. Видимо, со временем будут также тянуть автобан параллельно, а эту в конце концов забросят. Хотя кто знает… Проехали косу, залив Севаш, вдоль дорог продают множество рыбы, лук и арбузы с дынями. Мы ничего не покупали, хотели засветло приехать, чтобы успеть выбрать жилье. На границе Крымского полуострова пост, под козырьком которого сидели два инспектора ДАИ в «крымской раскраске» (она отличается от общеукраинской), разморенных на солнце и с сонно-пофигистским видом смотрели на проезжавших мимо.
Перед Симферополем снова началась хорошая четырехполосная дорога, местами ремонтируемая. Решили проехать через город, чтобы хоть немного посмотреть местный колорит. Проехали более-менее быстро, несмотря на то, что попали в вечерний час пик. После Новосибирска и Москвы это воспринимается не так остро. Кстати сказать, в Симферополе большинство рекламы на русском языке, контраст относительно других украинских городов.
От Симферополя поехали по трассе на Севастополь, вечером подступы к нему особенно красивы. В закате солнца светятся верхушки гор. Местами попадаются интересные рукотворные пещеры в скалах.
За Севастополем стемнело, проехали Форос, ищу сверток на Симеиз. Дорога хорошая, в основном, трехполосная, причем средняя полоса узкая по ширине машины и не более, попеременно сменяющая направление и для поворотов налево. Нашли Симеиз, ныряем вниз к автостанции. Сдающие квартиры и посредники тут же облепляют машину и предлагают места. Немного пообщавшись, решили остановиться на самом первом варианте. Двухместный номер с удобствами и кондиционером недалеко от автостанции. Мы очень устали, и смотреть варианты уже просто не было сил. Лишь бы куда упасть… Надо сказать, что с номером повезло. В итоге пробыли мы там пять дней. Вот вид ночного отеля, где мы отдыхали.
Часть 3. Отдых в Крыму и не только
На следующий день рано утром, часов в шесть мы проснулись и тут же отправились на пляж.
Даже в это время почти все лежаки уже заняты и народу почти полный пляж. Вода чистейшая. Здесь самая чистая вода, которую я когда-либо видел, и самая чистая за всю нашу поездку.
Накупавшись вдоволь, мы пошли завтракать и дальше спать )). В девять утра уже становилось жарко. Наши сибирские тела впитывали тепло всеми своими клеточками. После сонного часа решили осмотреть местный ландшафт, так сказать, прогуляться. Симеиз — интересный поселок, есть и «трущобы», и исторические памятники, и современные аппартаменты для отдыхающих. Воздух обалденный, не мог им надышаться.
Вот вид на Симеизский проспект.
Немного прогулялись вдоль побережья до скалы Кошка. Там внизу у подножья виднелись палатки. Как потом выяснилось — это альпинисты стояли лагерем и лазили по скале, любопытное зрелище.
А на этой фотке вверху — скала в виде головы Крокодила Гены.
Нагуляв аппетит, отправились в номер принять душ. Душ принимали по нескольку раз на дню, это хоть как-то нас спасало от жары! По дороги встретили новосибирцев. Привет землякам!
У девушки, продающей экскурсии, взяли билетики на «Ласточкино гнездо» и «Вечернюю Ялту». Не хотелось ездить на машине, хотелось побыть туристом, отдохнуть от руля по полной и попить крымское вино. В этот вечер туда и отправились.
Около Ласточкиного гнезда тусуются ребята с птицами и разводят всех на бабки. Со стороны это забавно наблюдать, но птичку жалко. Вообще там деньги берут за всё, что только можно. За вход, за проход, за выход… Утрирую, конечно, но вот такое впечатление создалось. Причем без касс, прямо в карман. Посмотрев достопримечательность, отправляемся на теплоходе в Ялту. Экскурсовод рассказывает о строениях, которые открываются нашему виду вдоль побережья. Вот, например, Ливадийский дворец, где товарищ Сталин собирал своих союзников во время ВОВ, на экскурсию мы туда так и не сходили за неимением времени.
Много фотографировал, но тут всё не разместишь. Лучше всё увидеть самим! Потихоньку подплыли к Ялте.
Хоть солнце уже скрылось за горами, жара не спадала. Смотрите сами:
Дальше экскурсовод нас провела по тихим улочкам Ялты, рассказывая историю людей и домиков, мимо которых проходили. Потом у нас было свободное время потусить на набережной перед отправкой домой. Народу, конечно, много, шумно, везде разводят на деньги. Прокаты, фотографирования, еда. Но красиво, конечно. Море иллюминации, музыка. Кстати, мы успели еще сходить на ялтинский подъемник. Посмотреть ночную Ялту с высоты птичьего полета. Этакие кабинки на два человека. Честно сказать — не особо впечатлило. Непонятное сооружение для туристов, ну да и ладно, будем знать.
Собрались в условном месте, погрузились в микроавтобус «Мерседес» и помчались домой. Так прошел наш первый день отдыха от дороги.
На второй день, а это было 20 августа, как обычно, рано утром пошли купаться. Опять народу полный пляж. В углу у скалы лежат местные бомжи. Спят. Тем не менее, в море места хватит всем!
Не перестаю удивляться чистоте воды. Да и с погодой повезло, полный штиль. Накупавшись, решили сходить на скалу Дива. Это отдельно стоящий «осколок» скалы Кошка. Вверх идут ступеньки. С этой скалы открывается красивая панорама на побережье.
Внизу в воде барахтаются люди, весело наблюдать за ними.
Традиционно, с утра мы подходим к продавцам экскурсий и смотрим, что там есть интересного. На этот раз наши с супругой мнения разошлись. Я захотел скататься на подъемнике до Ай-Петри, а супруга решила отправиться на дегустацию крымских вин, на завод «Магарач». Ну ладно, сказано-сделано. Фотик взял я, подумал, что виды с горы всяко будут красивее, чем лица людей, пьющих вино — мы это и так можем увидеть, когда угодно!
Перед подъемом на гору нашла небольшая тучка, и видно было снизу, как она скрывает вершину. Поднимались в это молоко. Но как только поднялись, туча ушла. Вот повезло.
Немного погодя стало еще лучше, что удачно сказалось на видах, открывающихся вокруг.
Даже удалось тринадцатикратный зумом сфотографировать Симеиз — место нашего дислоцирования.
Экскурсовод говорила много слов о местных горных растениях, климате. Недалеко от этого места есть пещера, которую «нечаянно» открыл девятилетний мальчик Толя. В пещерах я не разу не бывал, и, конечно, решил туда сходить. Её открыли для просмотра посетителями буквально в этом году. Температура там +7,5 градусов и зимой, и летом. Зрелище любопытное, пытался его запечатлеть на свой фотоаппарат. Раз на двадцатый кое-что получилось:
Четверг, 21-е августа мы целиком посветили походу в аквапарк. Рядом с Симеизом есть аквапарк «Лазурный берег» с морской водой. Хорошее место, народу, конечно, много. Особенно на простенькие горки. Я катался только с «камикадзе», и народу меньше, и ощущений больше.
Супруга загорала и плавала в бассейне, однако и она разок рискнула слететь с «камикадзе».
Пятница, 22 августа почти весь день посвятили Крымскому заповеднику. Про эту экскурсию нам рассказывала экскурсовод, которая возила в Ялту. Настойчиво рекомендовала побывать там, что мы и сделали и не пожалели. Это одна из самых дорогих экскурсий. Но оно стоит того.
Не хочу рассказывать всё, что мы увидели, это просто надо видеть и слышать. Экскурсовод попалась замечательная, видно, знает про эти место всё. Не умолкала всю дорогу. Давайте просто посмотрим фотографии.
А этот котёнок живет при монастыре святых бессеребренников Косьмы и Дамиана, там, кстати, есть источник, где мы набрали пять литров воды, которую на обратной дороге чуть не потеряли.
В этом же заповеднике есть форелевое хозяйство. Речная запруда, несколько прудов и там разводят форель. Есть и мальки, есть и приличная рыба, заснял всё это на видео, тут помещать не буду.
Нагулялись, находились, под закат дня прибыли домой в номер. Последний вечер нашего пребывания в Симеизе, нужно собираться и готовиться в путь, но так не хотелось. По традиции пошли к ночному морю покидать камешки на прощание. Море немного волновалось, около двух баллов. Приятный шум прибоя, тепло, звезды…
Утром 23-го августа до 12-часов нужно было покинуть номер. Я отсыпался, супруга пошла на море в шесть утра впитать на прощание воздух и воду Южного Берега Крыма. Покушали, как обычно, в столовой «Симеиз» — отличное заведение. Всегда вкусно! Не разу не сидели в сомнительных дорогих кафешках на берегу. А тут и вкусно, и не так дорого. Хотя цены — это отдельная тема. В общем случае такое ощущение, что они поднялись раза в два по сравнению с прошлым годом.
Ровно в полдень мы тронулись в путь. В Ялте зашли в фирменный магазин «Массандра» и купили крымских вин. Кстати, с дегустации в «Магараче» супруга тоже принесла полный пакет вин. Так что затарились славно. Только мы не знали еще, что вывозить можно по два литра на человека.
Навигатор исправно прокладывал путь по Ялте, я даже пищал от восторга, до тех пор, пока не заехали на улицу с односторонним движением. Вот было смешно, встречные моргали фарами, и только один объяснил, в чем дело. Благо, улица была узкая и извилистая и скорости на ней были чуть быстрее черепахи. Быстро смотались оттуда и выехали на трассу. Ехали вдоль побережья через Алушту на Судак.
Если вы помните, в начале я писал о томских ребятах, которые тоже отправились в Крым, так вот они были у бабушки в Керчи всё это время, и в этот день тоже поехали на ЮБК. Где-то по пути мы должны были пересечься. По дороги попадаются множество автокемпингов у берега. Этакая зона отдыха для экономов и любителей полного отсутствия комфорта. А что, интересно, и я бы не прочь так провести какое-то время, но всего за раз не успеть. В другой раз. Дорога то взвивалась вверх, то падала вниз. Солнце жарило неумолимо. Режим постоянного разгона-торможения и гонок за «Фордом» (хорошо шел «спонсор») с включенным кондиционером весьма здорово нагружал мотор, даже стрелка температуры впервые за всё время эксплуатации поползла выше своего привычного положения. «Форд» с украинскими номерами изрядно коптил на подъемах, хотя двигатель у него не дизельный, копоть сизая, а не черная. Бедняга…
Встретились с ребятами как раз в Судаке, где и решили посидеть перекусить. Заказали еду, сидим болтаем. Еды всё нет. Через полчаса начали немного волноваться, не забыли ли про нас. Оказывается, не забыли и принесли первые салатики. Еще через полчаса принесли остальное. Хорошо, что нам было о чем поговорить, мы не заметили, как пролетело время. Впечатлений у обоих «команд» было предостаточно. Наевшись, пожали друг другу руки и отправились по коням.
При движении от ЮБК в строну Керчи, горы становятся холмами, выжженными солнцем. В долинах множество виноградников и деревья-кустарники вьются вереницами вдоль склонов. Дорога становится более прямой, виражи спрямляются.
Проезжая Феодосию, можно понять, что это крупный промышленный и портовый город. За Феодосией вдоль берега множество баз и длинный пляж. Решили остановиться и посмотреть. Если честно — не понравилось. Хорошо, что мы тут не остались. Море не очень чистое и на берегу большие камни. Даже не искупались.
Двинули дальше, вечерело. Начался степной Крым, ровная дорога и украинцы, не включающие свет даже в глубокие сумерки. Вовремя заметил один грузовик во тьме, который шпарил навстречу 90 без света… Пробежали мурашки. Хорошо не стал обгонять «Жигуль», неспешно ехавший в свою деревню. У подъезда к городу-герою Керчи совсем стало темно. В отсвете фар замечаю, что на дорогу повыползали какие-то мелкие создания. Сначала подумал, что это лягушки, пытался их объезжать — жалко ведь. Но потом надоело это занятие, так как их стало слишком много. Ехал прямо по ним, из-за чего доносился хруст из-под колес. Оказывается, это саранча. Еще дома долго находил остатки саранчи в моторном отсеке.
Заночевали в одном из кемпингов на берегу. Такие домики с четырьмя входами на четыре комнаты. Жарковато было спать, спал на полу, впервые за поездку донимали комары. Наутро, отобедав, пошли на море, но купаться не стали. После Симеиза как-то не впечатлило. Волнение 3-4 балла, водоросли.
Поговорили с хозяином кемпинга, седой мужичок лет пятидесяти, он оказался с Алтая. Говорит, что давно приехал сюда служить, тут и остался. Очень скучает по Сибири, тут говорит скучно — море, жара и безделье. На том и распрощались. Мы отправились через город в порт Крым на границу.
В городе нас остановил даец, спросил документы. Увидев по наклейке сзади, что мы из Новосибирска, спросил — а зачем к нам приехали, у вас там тоже тепло? Я ответил, что в этот день у нас там +10, а тут +30, на что он очень удивился. А потом я подумал — наверняка, он попутал город с Новороссийском. По его физиономии было видно, что кроме улыбаться и махать палкой, он больше ничего не умеет…
Прибыли на границу — очередь машин в 60. Солнце безжалостно палит. Целый день провялились, ожидая очереди. Наконец раздали жетоны — можно идти покупать билет. Познакомились с семьей из Москвы. Договорились, что поедем вместе до Голубицкой и там найдем, где заночевать.
На таможне нас проверяла женщина, смотрела тщательно, особенно на предмет вывозимого вина. Держа в руке пакет с вином (или держась за него для удобства), хорошо замаскированным полотенцами, она просмотрела все сумки, там тоже было распихано вино, вроде его количество не превысило норму, а в пакет с кучей вина, который держала в руках, так и не заглянула. После отмашки поехали на паром. Влезло 27 машин.
Когда все загрузились, дедушка таможенник не долго думая, взял удочку и тут же принялся рыбачить. Картина интересная. Позже к нему присоединился швартовщик, отправивший наш паром восвояси.
Переплыв, довольно быстро прошли нашу границу без лишних вопросов и поехали в Голубицкую. На выезде из порта «Кавказ» после косы на посту ДПС тщательно проверяют все машины на предмет, что документы в порядке.
Доехали до Голубицкой и остановились буквально в первой попавшейся гостинице. По темноте не особо хотелось шарахаться. Трехместные номера с кондиционером по цене 800 руб. за номер. Всё, приключений на сегодня достаточно, а теперь есть и спать! В поисках еды нашли музыкальный ресторанчик, посидели под музыку, вкусно поели. Улыбку вызывал бойкий подвыпивший старичок, который не унимался и танцевал под всё подряд, приставая к барышням.
25 августа утром пошли искупнуться на Азовское море. Вода теплая и мягкая, на берегу песок-ракушечник. Провели с часок на берегу, заодно воспользовавшись местным душем. Впереди предстояла дорога до Туапсе. Именно завтра у нас там была встреча с Константином из Астрахани, с которым я познакомился в прошлую поездку. В Астрахань мы должны были его доставить по пути домой.
На сборы полчаса и легкий перекус. Вот тут мы обитали эту ночку.
Около десяти утра загрузились в машину и тронулись в путь. На ГПС запрограммировал маршрут через Анапу на Новороссийск, заезд в Дивноморское и до Туапсе. Ехали наобум, как будет темнеть, будем искать ночлег. Места в Краснодарском крае красивые, холмы особенно подчеркивают живописность этих мест. Дороги хорошего качества, в некоторых местах ремонтируются. По пути купили дыньку и помидоры. Причем помидоры дали бесплатно. Набрав около килограмма в пакетик, отдал продавцу, который на меня так жалобно посмотрел и спросил: и это всё? Я говорю — нам хватит. Он говорит — да так забирай. Удивил.
В Анапе решили заехать на местное СТО с автомойкой и помыть нашу грязнульку. Цены ниже наших сибирских, качество сносное. В боксах обслуживались в основном «Жигули», самый распространенный и надежный местный транспорт, колхозно-полевой. Это я задумался в ожидании машины из мойки.
Так как немножко простыли после прошлой поездки под кондиционером, решили ехать с голым верхом и открытыми окнами. Скорости были прогулочные, так и пялились по сторонам с фотиком.
По дороги попадалось много интересных названий населенных пунктов, например, За Родину. Новороссийск — большой портовый город, совсем не курортный с виду. Городская суета, затрудненное плотное движение напомнили чем-то родной Новосиб, правда, пейзаж отличается и температура. Проехав город, остановились сфотографироваться на память.
За Новороссийском начинается горная гряда, которая расположена в непосредственной близости от моря. Некоторые хребты взорваны и через них проложена спрямленная дорога. Масштабы работ впечатляют. С «Гугль-мапа» наблюдал эти изломы, но вживую видеть куда интереснее. Между тем плавно докатили до города-курорта Геленджика. Проехали его не по объездной, а через город и выехали в сторону Дивноморского. Там решили искупаться и перекусить. Было слишком жарко, хотелось охладиться и перевести дух. На повороте в село была крупная авария. Toyota Vitz с омскими номерами стояла на обочине изрядно помятая и, похоже, не на ходу. Вторую машину увидеть не удалось, судя по всему, была с другой стороны в кустах. Печально. Тем более в этом месте клали асфальт и стояли знаки и ограничительные конусы. Кто-то поторопился. На перекрестке стояли ДПСники и разруливали пробку. Выезд со стороны Дивноморского вообще был мертвым, мы ехали и около двух километров встречный хвост просто стоял. В ужасе представил, как мы будет оттуда выезжать.
Hешили не спешить, поставили машину на стоянку и отправились на пляж. Народу, конечно, очень много, и плюнуть негде.
Накупавшись, пошли прогуляться по набережной и найти душ. 50 руб. кабинка. Кафешка на углу у одной из гостиниц порадовала вкусной кухней. Правда, пластмассовые столы и стульчики оставили двоякое впечатление. Можно было и посолидней. Хотя там на югах все по-простому, туристы схавают и так!
Выехали около пяти вечера, к нашему счастью, пробка рассосалась, и нам почти не пришлось ждать. Регулировщики до сих пор регулировали движение. Снова выехали на федералку М-4 и помчались на Джубгу. По пути встречали множество праворулек и просто фотографировали хорошие виды. После Джубги заметно возрос исходящий трафик. Конец лета, народ едет домой.
Под закат дня доехали почти до Туапсе, но не совсем. Решили, что в самом городе нечего делать, а вот Агой приглянулся своей близостью к морю и неплохими отелями. Нашли хороший номер с удобствами в новеньком отеле, который буквально полмесяца, как сдали. Причем помог нам в этом местный милиционер, дежуривший на въезде в кемпинг. Слегка поддатый. Позже сходил в магазин и отблагодарил его пивом, до сих пор помню его «золотую» улыбку и умиленное лицо. Нас даже поселили в новый номер, до нас там еще никто не жил. На фотографии он самый верхний слева в углу.
Перетаскали вещи, супруга полезла в душ а я побежал искупнуться в бирюзовом море. Правда, оно стало уже действительно черным, так как солнце скрылось. Успел сделать фотографию сумерек с балкона.
После душа и последних трех дней марафона Симеиз — Агой силы окончательно покинули нас. Мы решили оторваться в комфортных условиях и сделали себе столик с дыней и коньяком. Как метод лечения от насморка. Хорошо посидели и свалились в сладкий сон. Это был крайний день нашего летнего отдыха в этом году, впереди была дорога домой!
Часть 4. Дорога домой
26 августа. Утром подъем по будильнику. Ждем смс от Кости. Вроде время подходит к выходу, но приходит смс, что он еще далеко и будет часа через полтора. Пожимаю плечами, снова отставляем вещи, включаем телек. Тут же приходит вторая смс: — я уже подъезжаю! Оказалось, что первая смс задержалась на полтора часа! Галопом срываемся и в машину. ГПС исправно выводит нас к туапсинскому вокзалу, где к нам запрыгивает радостный попутчик.
Выезжаем из города по старому изведанному маршруту, через Майкоп. Дорога практически пустая и живописная. Только один перевал не асфальтированный портит картину, но и это терпимо. Пять минут по пыли и камням — и вот он, снова асфальт!
Затем проезжаем Хадыженск, Апшеронск, Лабинск и держим курс на Армавир. Под Армавиром, как и в прошлый раз, видны летающие истребители. Доезжаем до М-29 и направо на Ставрополь. И снова Ставропольский край, и снова дрожь в коленях. Слежу за разметкой, скоростью. Нигде не выматывает столько нервов дорога, как в этом крае. Однако стараюсь прийти в спокойное состояние и не шалить. Стрелка топливомера застыла на нуле вот уже много километров, а приличной заправки все нет. По другую сторону дороги АЗС есть, а по нашей нету. Немного стал волноваться. И вот впереди замаячили флажки «Лукойл». Мы спасены. Судя по объему бензина, который залили, мотор последний километр ехал на святом духе. Почти на два литра больше влезло, чем указано в паспорте на машину. Больше так не рисковал. Не мог предполагать, что почти 150 км не одной заправки. Только пара цистерн со стрелками в кустах попадались.
Покушали кукурузу, довольные выехали на трассу. Дорога в четыре полосы с разделением, красота. Не спешу, набираю скорость в переделах 100, тут больше нельзя. На обочине стоит машина, подозрительно, думаю я, и скидываю на всякий случай скорость. Следом машина ДПС, тормозят.
— Инспектор такой-то, ваши документы?
— А что случилось? — подаю документы.
— У вас превышение, пройдите к старшему…
Ну вот и приехали, оказывается превышение. Подхожу к старшему, от него вышла дама в слезах, у нее больше 60 км превышение на «четверке»! Во как гоняют местные дамы на классике! Права забрали, рыдает, звонит по телефону кому-то. Сажусь к инспектору, показывает ноутбук с моей машиной и скорость — 87.
— Ну и где тут превышение?
— А знак «населенный пункт» видели?
— Нет. Да и населенного пункта не видел.
— А он есть! С вас 300!
— Пишите протокол, денег нет.
Инспектор порылся в корочке с правами, а там лежала заначка 500 руб. Зря я её там оставил и не выложил!
— Ну зачем же я буду такому уважаемому человеку протокол писать, вот же есть 500, я вам и сдачу дам.
Инспектор сам выковырял пятисотку и положил туда 200 рублей. Отдал мне права и пожелал счастливого пути. Я офигел от такой наглости, но возразить не мог. Можно считать, «слив засчитан», психологический поединок мной проигран. Стало даже смешно. Вот ведь молодцы, и оборудование что надо. Точка Д-Линк, антенна, типа, волновой канал, направлена на ту стоящую на обочине машину. И ведь разобрались, как все это настроить!
Оказалось, что перед заправкой был знак какого-то населенного пункта, но мысли мои были заняты бензином, да и остановка, и перекус совсем выветрили воспоминания о каком-то знаке. Выехали и поехали себе, а тут бац. Хорошо не разогнались шибко. Ладно, с кем не бывает. Кстати, это последнее нарушение, больше нигде не останавливали.
Объездная вокруг Ставрополя и подступы к нему активно расширяются. Прошли этот участок без особых проблем, транспорта многовато, конечно, но терпимо. Удаляясь от Ставрополя дорога пустела всё сильнее. Проехали пост ДПС на границе с Калмыкией, Дивное, там мельком глянули документы и отпустили с миром. В прошлую поездку на обратном направлении нас здесь продержали около часа. Начались калмыцкие степи, снова зашли в «апельсиновую рощу» в районе заброшенных ветряных электростанций.
Эта фотография сделана с того же ракурса, что и в прошлой поездке. Как говорится, найдите десять отличий.
Под Элистой солнце закатилось за горизонт, на дорогах совсем стало пусто, и товарищам на постах ДПС мы были совсем не интересны. Дорога прямая, вокруг тьма и звезды. Ехать меньше 130 не получается. Машина сама набирает 150-160, приходится сбрасывать. Перед Астраханью Костя проснулся и принял на себя роль штурмана. ГПС эту местность знал только в общих чертах. Прокатились по ночной Астрахани. Красиво, её подготовили к 450-летию. Навели марафетик, сделали подсветочки. Хотя, как сруливаешь во дворы, всё та же реальная российская действительность. Остановились на ночлег у мамы Константина, она нас встретила очень радушно, накормила от души, и мы вместе попили крымского вина, посмотрели фотографии с поездки. Спать было душновато, хотя под утро жар немного остудила налетевшая гроза.
Утром, позавтракав, мы собрали вещи, распрощались и двинули в путь. Костя охотно хотел помочь выехать, но я его успокоил, что не заблужусь. Навыки и мало-мальское знание города позволило это сделать. В городе заправились под завязку на «Лукойле» и двинули на новый мост. Как и в прошлом году, его никто и не делал. Покрытие убитое, как после ковровой бомбежки.
До Волгограда 412 км, набираем скорость. Погода шепчет, жара спала, правда, и ветерок разгулялся. На трассе набираем фруктов, арбузов и дынь. В одном месте у дороги есть спуск к Волге, фотографируемся на память.
Местный калмык осторожно интересуется — отдыхаем ли мы? Странно. Потом смотрим — подплывает лодка и оттуда они вытаскивают огроменного осетра по кускам и грузят в машину. Ага, браконьеры значит. Сколько же в ней икры-то было и мяса. Одну только голову вдвоем несли.
Ветер усиливался, местами ощущалась его прохлада. Под Волгоградом в тринадцатикратном зуме супруга заметила экипаж ДПС. Вот был бы хороший персонаж для «смешариков». Ничего личного!
Дорога ремонтируется, обгон запрещен, ограничение 40. Тошним потихоньку. Населенный пункт называется Райгород, вроде. Волгоград совсем близко. Будний день, суета. До Мамаева Кургана по городу едем чуть ли не целый час. Я знаю точно, что там в кафе «Сталинград» вкусно кормят, это наша ближайшая цель. Сперва хлеба, потом зрелищ. И того и другого на Мамаеве Кургане достаточно.
Под вечер ветер совсем разбушевался, на горизонте показались тучки. Выехали за город по камышинской трассе помчались на Саратов — Балаково. Там нас ждала бабушка сестры (мама отчима), вдоль трассы продают кучу всякой вкусноты, выращенной на полях.
За Камышыном совсем стемнело, тучи накатили, ветер холодный. Ощущаем, что покидаем теплые южные места. Грустно вздохнул. Стрелка топливомера опять стала щекотать нервы. Супруга мирно уснула на заднем сидении. Сколько едем, а заправки не видно. Однако и на этот раз обошлось, «Лукойл» спас нас, снова залили в бак бензина, больше, чем по паспорту машины. Саратов объехали по объездной, въезд на которую кое-как нащупал в темноте. За Саратовом нас бодро обогнала местная «шестерка» и попыталась удрать вперед. Догнал на скорости 130 км/ч и так висел на хвосте. Было видно, что в салоне пять человек, все мужики кавказского горячего колорита. На переезде постояли, покурили, ожидая паровоза. Они поглядывали в мою сторону исподтишка. Решил, что хватит с меня терпеть это безобразие, смотря, как зад «шестерки» просто летает за ней по местами убитой дороге на такой скорости. Вдруг что отвалится. Решил после переезда уйти от них. Надо признать, что уходить пришлось не так просто. Учитывая ночь и незнакомую мне дорогу, ехать 130-140 периодически видя, как сзади на меня накатываются фары «шестерки», было страшновато. Вторым идти легче — дорога освещена дальше двумя парами фар.
Однако вскоре фары «шестерки» совсем скрылись где-то сзади, дорога была абсолютно пуста. Встретить какую-либо машину было столь же сложно, как и бензоколонку на Луне. Перед Балаково протяженный ремонтируемый участок дороги. Помню, в прошлом году по этому месту скакал, а теперь ровная дорога. Перед въездом на дамбу — пост, проверили документы пожелали счастливого пути. Полотно на плотине ремонтируется, работает одна полоса с реверсивными светофорами. Но во втором часу ночи мы были совершенно одни. Проехали её и город без особых усилий. Доехали до дома бабушки. Встреча, почти обессиленные перекусили — и спать!
Наутро немного пообщались и поехали к ним на дачу. Летом есть такая традиция у стариков — жить на даче. Воздух, солнце и земля — вот три составляющих счастливой жизни пенсионеров, тем более норильчан. Суровая жизнь всё же на Севере. А тут — цветы, помидоры, виноград… Счастье!
Покушали астраханскую дыню сорта «Киви». Вкусненько! Набрали балаковских яблочек, распрощались с родней. Пообещали, что еще увидимся и приедем на подольше! Но время идет, пора домой, после дороги надо успеть немного отдохнуть перед работой. 28 августа, прохладное утро напомнило Сибирь. Чувствуется дыхание осени. Стартуем по направлению на Самару. От дач до Пугачева идет выезд на дорогу местного значения, она совершенно пустая и неплохого качества. Чем-то напоминающая наш северный путь в Коми, когда мы свернули с Сыктывкарской дороги в сторону Котласа. Даже фотография похожа!
Под Пугачевом встретили вот такую «Волгу» с красноярскими номерами! Респект мужичку! А судя по наклейке «RUS» еще, поди, и за границей были! Еще раз понимаю, что от прокладки многое зависит!
Кстати, здесь и случилась первая и единственная поломка за всю дорогу. В отражении от его блестящего бампера я увидел, что не горит левый габарит. Цена вопроса три рубля. Лампочку купил в какой-то автозабегаловке за Пугачевом. Автозапчасти на одни «Жигули». Местные, спрашивая наличие детали, даже не называют марку машины. Есть левый пыльник на рулевую? Есть. Есть правая шаровая? Есть…
За Пугачевом дорога слилась с федералкой и вот они, фуры. Привычная картина, длинная вереница транспорта, редкие возможности для обгона и так до самой Самары. Нам захотелось заехать в Самару и посмотреть на город. Благо, что ГПС детально знал этот город и заблудиться в нем мы не собирались. Проехались по центральным улицам, вечерний час пик слегка смазал удовольствие. Да и не нашли толком, на чем зацепить глаз. Всё те же одинаковые дома, совершенно как попало навешанная пестрящая реклама, куча игровых залов, легкая неопрятность. Да простят меня самарцы, желания остаться на подольше не возникло, транзитом выехали из города и плавно покатились по федералке до ближайшего кафе.
Солнце на закате, холодно, рваная облачность ветер. Так мы встретили вечер 28 августа, четверг, на трассе М-5 «Самара — Уфа». Где-то под Октябрьским образовалась дикая пробка. Трасса встала, я так и не понял по какой причине. Видимо было ДТП на объезде ремонтируемого моста, и когда мы проезжали то место, его уже не было.
Начался дождь. Сперва морось, потом и посильнее. Совсем холодно стало, пришлось останавливаться и доставать кофты. Чуть не попались гаишникам. За стоянкой фур находится пост ДПС, и перед ним буквально в 200 метрах встала фура, мы за ней. Стоим. Что стоим, кого ждем? Поехали! Объезжаем фуру по встречке и смотрим, как гаец отделяется от поста и идет к нам. Буквально объехав фуру, нас обгоняет еще один лихой парень и тут же его останавливает гаец. Я же сворачиваю направо и встаю под 90 градусов к дороге. Спокойно открываю багажник, роюсь в вещах, ища кофту. Делаю вид, что мы тут, типа, и решили привстать. Пошли до туалета. Краем глаза смотрю, что гаец смотрит периодически на нас, и тот лихой парень частенько машет руками в нашу сторону. Ну даже если нас и остановят — объезд по встречке? Не лишение. Фура стояла на дороге. Справа не объехать, только слева, а тот парень нас еще и обогнал. Не знаю, до чего они там потом договорились, но пока они отошли в будку, мы спокойно уехали. Дорога поет, до Уфы вообще почти автобан, новенькая. Объездная тоже ремонтируется, но так как была уже полночь, машин почти не было. Да и доблестных башкирских гайцев тоже не встречали. Погода была на нашей стороне! В такую погоду «все свои» дома сидят… Решил преодолеть Уральские горы за ночь. Силы еще были, надо ехать.
На подступах к Челябинской области погода ухудшилась совсем. Противная морось, ветер. Дворники постоянно работали. Если догнать фуру — обгонять тяжело, пелена грязной воды и ничего не видно, что впереди нее. Тем не менее, удавалось это проделывать. Трафик был единичным. На одном спуске грузовичок стоял поперек дороги, уткнувшись носом в ограждение, и закрывал встречную полосу. Занесло. Было действительно скользко, и так как в темноте порой не поймешь, поднимаешься ты или летишь вниз, на резких поворотах с ужасом можно осознать, что совсем не тормозиться, а поворот коварный и под уклон. Грузовичок, похоже, не вписался. Интенсивно поморгал первому встречному в надежде, что тот снизит скорость, ведь перед ним на его полосе предстанет неприятная картина, сразу за поворотом бок грузовика… Ужас, как вспомню, так мурашки по спине. Надеюсь, там всё обошлось и мужик заблаговременно выставил треугольник.
Худо-бедно доползли до равнинного челябинского пригорода. Уже стало светать, и трафик заметно возрос. Пятница, рабочий день, многие едут в город. Силы меня окончательно начали оставлять, остановились у придорожной кафешки перекусить. Так как всю ночь супруга мирно спала на заднем сидении, теперь пришла её очередь вести машину!
Запрограммировал ГПС и отрубился спать. Очнулся от того, что супруга немного плутанула в городе, кругом пробки. Решили попробовать выбраться по новой объездной через Копейск, но не получилось выйти на саму объездную, проехали через поселки, дорога пустая. За Козырево вышли на М-51 и взяли курс на Курган. Я снова уснул и проспал вплоть до Кургана. Хотя периодически таки просыпался и смотрел — всё ли в порядке. Получился несколько рваный сон, но глаза отдохнули. Курган прошли по северу и взяли курс на Макушино. Было любопытно, как изменилась дорога через Бердюжье относительно прошлого года.
Я местами спал и всё же не мог уснуть до конца — наблюдал, как ведет супруга, ведь у нее первый такой опыт на трассе. За рулем менее полугода и только в городе. Один раз проснулся, смотрю — мы на встречке обгоняем фуру и нам в лоб летит Toyota Corona Premio. Вот это да… не успел испугаться, маневр завершили успешно. Супруга как ни в чем не бывало сказала, ладно, я больше так не буду… Ну уговорила, уж не будь так! С легким мандражом пытался снова уснуть но так и не уснул до самого Абатского. Там сделали остановочку на перекус и заправку.
Пока еще светло, я решил, что еще покимарю, так как помимо отдохнувших глаз важно отдохнуть мозгу. Но мозг упорно не хотел отдыхать, он рвался домой. Вот уже и финишная прямая за Омском. Закат нас застал на подступах к Омску.
Когда совсем стемнело, я взял руль в свои руки, супруга ночью не рискнула ехать да и устала уже, считай, проехала сама от Челябинска до Омска. Это тянет на пятерку с плюсом. Молодец. Я вроде более-менее оклемался и отдохнул, решили не терять времени и ехать в ночь, чтобы рано утром уже быть дома! Дорога пустая, луна. Приятно то, что мы убежали от холодного Поволжья в теплую Сибирь.
Да, на тот момент было именно так. Холод закончился после Уральских гор, и всю дорогу после Челябинска нас ласкало родное сибирское солнышко. Около +20 днем. Хотя ночь уже была прохладна.
Полпути Омск — Новосибирск я проехал хорошо, но дальше ощутил, как силы покидают меня — это опасно. Немедля свернул в ближайший свороток и решил поспать до самостоятельного просыпания. Обычно, когда ловишь фазу сна и начинает срубать, лучше остановиться! А когда после этого сам просыпаешься, то бодрость какое-то время присутствует. У меня получилось два раза закемарить до просыпания, в общем, до города я доехал успешно. На рассвете были под Коченёво, еще немного и вот мы снова дома на родной затулинке!
Сын, наверное, заждался нас, не видел три недели. Когда мы приехали, он еще спал. Бабушка и сестра тоже. Мы потихоньку легли и уснули. А когда он проснулся, то долго не мог поверить, что это мама и папа уже приехали. Ему 2,5 года. Он такой славный.
Потом разгребали все подарки, сувениры и фрукты, которые привезли с югов. Пришлось делать шесть ходок до машины, чтобы все вытащить. Вот такая удалась поездка.
Итоги
Итого пройдено 12 065 км по одометру (~12 500 реально). По приезду отдал машину на СТО доделывать рулевую. Еще до поездки я собирался сделать ревизию втулок и сальников. 160 000 км — это уже возраст почетный, пора что-нибудь и поделать, но поменяли только втулку, другие детали до отпуска не успели прийти. Осмотр показал, что после поездки ничего больше ремонтировать не пришлось, только прочистил для профилактики форсунки и заменил масло в коробке и фильтры, что было в плановых работах. Хотя всё же один момент всплыл. Появился рокот от двигателя, на определенных оборотах передается вибрация. Сначала думал, что-то с глушителем, а потом посмотрели — подушка двигателя надорвалась. Причем, когда я с Японии получал машину три года назад, мне тогда говорили, что она надорвана, но, типа, ничего страшного, поездишь еще, а я и забыл про этот момент, просто денег сэкономил в тот раз. Видимо, пробег почти в 100 тыс. км по России сказался. Надо поменять, как будет время.
Расходы
Сожжено бензина 1 050 литров на сумму около 23 тыс. руб. Куплено в Крыму литр масла на доливку за 270 руб. и лампочка габаритов в Саратовской обл. — три рубля. Это все расходы на машину. Штрафы 300 руб. и 50 гривен. Протокол на 300 руб. в Тверской области, видимо, канул в лету. Сколько потрачено на отдых, точно сказать сложно. Деньги делили на три равные доли для безопасности, наличка в одном месте, наличка в другом и третья часть на карте «VISA». Но примерно в 35-40 тыс. руб. уложились. Практически ни в чем себе не отказывали. Отель, аквапарки, ресторанчики, кафе, фрукты. Цель — отдыхать, а не экономить. Отдельно скажу, что были и убытки — вскрытая машина, украден телефон, ГПС и телевизор, в общем в 15 тыс. руб. можно оценить. По расходам все.
Но доход — несоизмеримо больше. Это новые места, люди и просто вкус к жизни! Поеду ли еще? Даже не сомневайтесь. Я для себя это уже решил! Хочу попробовать в Абхазию съездить и на Востоке побывать.
Дописка от июня 2009 года
Отчет я написал почти сразу по приезду. Но опубликовать решил только сейчас. Что нового? Поменял-таки подушку двигателя, она оказалась порванной в хлам. На машине езжу до сих пор, и очередной старт планирую 29 августа 2009 года. Больше с машиной ничего не делал. Но думаю сменить масло в коробке перед поездкой.