Дикий-дикий запад, или Знакомство с Калининградом

26.12.2018 | 25058 просмотров

Здравствуйте, Дромовцы да и просто любители путешествий. Как помните, забросило меня в Калининградскую область.

После переезда, ввиду некоторых обстоятельств, времени для больших путешествий выделить не получалось. В итоге старался вырваться с работы и делать по мере возможностей однодневные поездки по области. А закончив с проживанием в Калининграде, решил обобщить и опубликовать накопленный материал. Предупреждаю сразу: местами будет как путеводитель с фотографиями. Сами фото будут смешаны из одного и того же места, но с разных посещений, например, летние и зимние или и вовсе разных лет.

Думаю, для желающих посетить эти места мой опыт будет полезен, потому что местные зачастую сами не могут подсказать, что и где интересного посмотреть, а экскурсии турфирм сформированы ужасно: максимум мелких скучных достопримечательностей таким галопом, что не останется ни эмоций, ни впечатлений.

Приступимс   =)

Знакомиться со мной тут не вижу смысла. Если интересно, то вы это сделаете самостоятельно по поездке на Байкал (travel.drom.ru/34851/) или перегону машины (travel.drom.ru/41658/). Хотя там я был более молодым и глупым. Коллектив в поездках у меня был разный, так что этот момент тоже опущу. Упомяну лишь, что где-то бывал в одиночку, где-то забив машину с друзьями (пару раз даже и с годовалым ребёнком на борту), а где-то и вовсе несколькими авто. Знакомство с машиной в выше упомянутой истории о перегоне. Скажу лишь, что пробег у неё на сегодня ещё детский, всего 73 тыс. км. Эксплуатация без каких-либо нареканий (назло сарафанному радио о двигателях TSI и коробке DSG :Р ). Немного продолжил эксперименты с внешним видом (просто уже приелся облик, захотелось как-то ярко обновить), в частности установил диффузор заднего бампера, да китайские мелочи (тонкие хромированные накладки на зеркала и ребра решётки радиатора, красные полоски). Баловства ради (да, детство именно там всё ещё играет периодически) установил с другом (Серёга, ещё раз спасибо за помощь) диодную RGB подсветку днища.

Из полезностей установил в 2015-м и 2016-м соответственно пороги из нержавейки и защиту кромки заднего бампера (не оригинал, но зато во всю ширину проёма и с закрытием угла), так как заметил, что появляются мелкие царапины, каким бы аккуратным человеком я не был.

И так, коротко о главном. Для посещения на авто нужны: паспорт, виза, грин карта, страховка (хотя, может, она и так включена в вашу страховку как навязанная услуга). Границы пересекать удобнее всего ночью. Не забывайте, что по УТД Литву надо пересечь за сутки (24 часа).

Область является самым западным регионом нашей необъятной родины (какое именно место самое западное расскажу позже). Забавный факт: иногда именуется тридевятым царством из-за сочетания расположения и региона 39 на номерах. Калининград — небольшой город, порядка 500 тысяч, столько же примерно и в самой области. Старое название Кёнигсберг, местные часто называют Кёниг или и вовсе Кён. Очень привлекает он своей архитектурой: много интересных памятников средневековой Европы, ну и симпатичные современные новоделы в прусском стиле.

Имеются живописные уголки природы, где есть место загадкам и тайнам. Богата область и своей историей, но это вы и на Википедии можете проштудировать. Коротко говоря, порой сливаются воедино прусские, польские, литовские, латвийские и русские традиции, и до сих пор живы старинные легенды и предания. Но, посещая Калининград, не стоит забывать, что это, прежде всего, Россия. Многие ожидают от знакомства с городом гораздо большего, надеясь увидеть милый европейский городок. Зачастую же в самом городе узреете лишь советскую застройку («спасибо» союзникам, бомбившим город в годы Второй Мировой, и нашей послевоенной политике: «советский гражданин должен жить в советском городе»), а в центре вдобавок много слепленных и прилепленных ТЦ (спасибо современным «грамотным» управленцам: «бизнес, ничего личного»).

Дороги в Калининграде, исходя из моего опыта поездок по стране, одни из самых лучших. Глубокие выбоины на полдороги встречаются крайне-крайне редко. Неприятны и коварны (особенно в дождь или под мокрыми листьями осенью) часто встречающиеся брусчатки. Но жаловаться грех — историческое наследие. Да и, согласитесь, ехать по старой немецкой брусчатке — есть в этом что-то эдакое. Интересны своей живописностью обычные старые немецкие дороги (по тексту также укажу наиболее интересное место на мой взгляд). Деревья на них растут в край проезжей части и соединяются кронами, выглядит потрясающе, особенно летом, местами и вовсе образуя единый зелёный туннель. Но ехать по ним стоит аккуратно, рекомендую соблюдать скоростной режим. Проезжая, легко можно разглядеть на деревьях чиркаши от зеркал. Да и есть у калининградцев история о мчащих по ним под названием: «так это москвичи висят»… Хотя, честно признаваясь, и сами там порой летят, как ошпаренные. И да, если вы из крупного города, то ни за что не верьте фразе калининградцев: «ой, у нас такие пробки». Редко когда бывают ситуации, что прям встал и всё… Я за 3,5 года проживания припоминаю лишь раз 5. Остальное охарактеризовал бы плотным затором, не более.

Пара слов о местных водителях. Не поверите, но таких вежливых вы не встретите нигде в России (по крайней мере, от Калининграда до Бурятии 100%). И это замечено не мной одним. Пребывая тут, явно стоит и самим этим проникнуться. Приятнее будет передвигаться, а там, может, и всю страну заразим. Из неприятного, разве что порой тупят сильно, даже по босбану при разрешённых 110 (130 накинутых, соответственно) тащатся 90-100, притом порой в левом ряду.

Очень не любят калининградцы дождь. По той же старой дороге при разрешенных 70 отдельные личности летят 100-120, но чуть заморосит и тупняк — 60 максимум. Снега и вовсе боятся как огня и готовы даже отказаться от поездки после небольшого снегопада. Опасаться же на дороге стоит, как по мне, ушатанных «бэх» (не БМВ, а именно уже уставших от возраста «бэх») и «красненьких» мазд того же состояния. Ну и дамы, да молодые подаваны на дорогущих авто иногда отличаются «умом и сообразительностью» в курортных уголках области.

Теперь же перейдём к культурно-развлекательной стороне. Начнём с самого Калининграда. Город небольшой, можно много успеть посмотреть и за пару дней. Но по возможности лучше, конечно же, уделить больше времени.

В путь обычно все выдвигаются с утра, соответственно, приезд в Калининград у вас будет в лучшем случае после обеда (дорога с Питера из-за границ занимает примерно 1,5 дня), а то и поздним вечером. По приезде можно доехать до Октябрьской улицы и оставить машину для удобства на парковке у «Виктории». Далее хорошенько прогуляться пешком. Сперва пройти от и до рыбную деревню.

Постройка современная, но очень атмосферная. Можно попутно там подняться на маяк. Но, честно, ничего впечатляющего с него вам не откроется. Разве что попутно посмотрите выставку изделий из кёнигсбергского стекла. Советую приглядеть для себя тут место для дальнейшей покупки сувениров (такой же выбор и по таким же ценам подвернётся лишь у музея янтаря и в Светлогорске). Отсюда же виден и знаменитый долгострой — Дом Советов.

Далее по Медовому мосту (на мосту есть своя маленькая достопримечательность)

идём на остров Канта к самой знаменитой достопримечательности — собору Канта.

Сбоку позади собора находится его могила.

Отчасти благодаря этому и уцелел сам собор в советское время (в отличие от, например, Королевского замка, руины которого теперь частично открыты туристам у подножия Дома Советов). Предварительно, если положительно относитесь к органной музыке, рекомендую посмотреть расписание концертов, при возможности где-то подстроиться. В соборе находится 2 органа, у обоих интересное звучание, но лично мне нравится большой, он гораздо готичнее звучит. Можно и просто купить билет на его посещение как музея.

От собора идём по центральной аллее до моста над островом (Ленинский проспект). Поднявшись на мост, с противоположной собору стороны увидим классный вид на новострой — гостиницу,

на набережную музея Мирового океана и стоящие вдоль неё корабли.

Далее спускаемся вниз по Ленинскому и проходим к Бирже (ныне Дом Культуры Моряков). Напротив неё перед ЧМ открыли очень красивый фонтан со сквером. От биржи вернёмся на остров по другой стороне моста, спустившись на остров и направившись назад к рыбной деревне, но уже по набережной Преголи.

Из дальнейшего расчёта времени можно глянуть Дровяной мост (на самом мосту есть прозрачное стекло, чтоб можно было посмотреть на механизм разводки моста), расположенный поблизости, памятник морякам балтийцам.

Площадь с памятником является ярким примером невозможности строительства из-за подземных немецких построек. Под городом до сих пор находится ещё один промышленный немецкий город. Но большая его часть затоплена со времён Великой Отечественной. Также можно дойти и до Крестовоздвиженского собора (находится на острове в стороне от Солнечного бульвара почти под Эстакадным мостом).

За самим эстакадным находится стадион, построенный к ЧМ. На территории перед ним по выходным периодически проводятся различные интересные мероприятия. Нагулявшись, можно и перекусить, как по мне, удобнее это сделать в кафе ТЦ у «Виктории».

Дальнейший день знакомства с городом рекомендую начать с набережной музея Мирового океана. Машину удобнее всего оставить на парковке у пересечения улицы Генерала Буткова и улицы Генерала Баграмяна (но при свободных местах можно и непосредственно на парковке самого музея).

По набережной стоит прогуляться вплоть до памятника Николаю Чудотворцу. Прогулявшись, вы заприметите, куда же именно вам хочется сходить. С детьми можете посетить всё подряд, они будут в восторге! Лично я рекомендую посетить «Витязь», подводную лодку и гидросамолет Бе-12, остальное по желанию. Сам музей мирового океана считаю скучноватым. Забыл, девушкам в день посещения рекомендую надеть джинсы или брюки, обойтись без платья и юбок. Потому что иначе, на той же подводной лодке, будет неудобно проходить из отсека в отсек. Да и имеется там пара вертикальных лестниц =)

Нагулявшись, насмотревшись, идём глянуть на двухъярусный мост (он так и называется). Просмотр можно ограничить с парковки, где я рекомендовал оставить машину. Мост смотрится скромно, но главная фишка его в том, что он до сих пор разводной, центральная секция поднимается высоко вверх. Правда сейчас разводят его крайне редко: по техническим причинам для проверки и на некоторые городские праздники, например, день города.

Пора бы и отобедать. Ближайший хороший вариант имеется на улице Генерала Буткова, 19. Невзрачный въезд, но весьма приятное и недорогое кафе «Бухта». В жару рекомендую там литовский холодный борщ (ну или если без европонтов — свекольник). Далее едем через двухъярусный мост на Портовую набережную. Примерно напротив всё той же парковки, но на другом берегу Преголи. Там расположены остатки крепости и Фридрихсбургские ворота. Очень интересное и красивое место. Рекомендую взять на заметку имеющуюся тут схему расположения всех ворот и фортов.

Теперь едем до пересечения Железнодорожной улицы и улицы Багратиона. На самой Багратиона напротив заправки имеются ещё одни интересные ворота — Бранденбургские.

Дальнейший маршрут же стройте кому что интереснее. Я бы совместил с прогулкой по Верхнему озеру, оставив машину у парка Юность. Приятно прогуляться и в самом парке, можно посетить дом вверх дном и колесо обозрения. Набережная озера весьма симпатичная. Застройка у него, с подачи жены Путина, велась с выдерживанием прусского стиля (верх озера).

Так же есть вариант дойти до площади Василевского (низ озера) и расположенного на ней Росгартенских ворот (ныне рыбный ресторан) и башни Дона (там расположен музей Янтаря).

Музей Янтаря посетить, думаю, стоит, но дело, конечно, хозяйское. В нём представлены интересные куски янтаря, куски с замурованными насекомыми (как в фильме «Парк юрского периода») и различные изделия из янтаря разных времён. Лично мне очень нравится представленный там оркестр сверчков в самом конце осмотра.

Так же поблизости (через улицу Александра Невского) находятся храм Александра Невского и Резиденция Королей (ресторанно-отельный развлекательный комплекс). Отличное место покушать поблизости — ресторан «Мушкино» (улица Сергеева, верх Нижнего озера), ценник выше среднего, но блюда из дичи очень вкусные.

А напоследок стоит доехать до ещё одной визитной карточки города — Королевских ворот (пересечение улиц Литовский вал и Юрия Гагарина).

Как альтернатива всему выше перечисленному или заметка на ещё один день знакомства с городом посетить площадь Победы и расположенный за ней собор Христа Спасителя,

глянуть дом Советов (к сожалению, охранники теперь не пускают подняться)

и парк внизу Нижнего озера, посетить музей Бункер (небольшой, но очень необычный и интересный), проехать или даже прогуляться по Правой набережной (интересный вид на порт),

посетить Центральный парк (увидеть кирху, Мюнхгаузена, Высоцкого, аллею зонтиков),

Южный парк и расположенный в нём парк миниатюр,

ботанический сад, зоопарк,

прогуляться по улице Чернышевского (рядом через зелень прикольно проложена трамвайная линия и имеется много уцелевших немецких домов),

устроить в конце концов самостоятельной квест по перефотографированной схеме расположения ворот Калининграда.

Но отдельно стоит уделить время на форты. Представляют собой они сеть небольших крепостей по периметру города, располагавшихся на расстоянии выстрела и перекрывавших тем самым полностью свободный подход к городу со всех сторон. Самые знаменитые для посещения Форт N5 и N11. К 5-му можно подъехать по улице Булатова, либо оставить машину на Светлогорском проспекте у стелы Калининград (самое первое фото сделано у неё). Посмотреть возле него можно мемориальный ансамбль, экспозицию советского оружия и разрушенный дот. Затем, оплатив вход, попасть в сам форт. Его состояние, конечно, оставляет желать лучшего, досталось ему в апреле 1945-го. Но общее впечатление точно сформируется.

Полное же погружение и осознание всей силы форта реально получить на 11-м на улице Энергетиков. Форт не участвовал в боях при штурме города, а после эксплуатировался как охраняемый склад, в связи с чем очень хорошо сохранился. Несколько раз в день там проходит экскурсия. На ней вас проведут через весь форт и всё подробно расскажут о том, как функционировали такие фортификационные сооружения. А по окончанию дадут возможность погулять самостоятельно, пострелять из лука, отведать полевой кухни.

На этом, пожалуй, завершим с Калининградом и двинемся в область. Далее буду компоновать по дням и моей личной приоритетности. Гостям лишь останется выбрать по количеству дней то, что заинтересует, либо и вовсе просто отсечь излишнее.

1 день

Первое, что обязательно стоит посетить — это Куршская коса. Но её посещение стоит подстроить под погоду. В дождь абсолютно не стоит туда ехать. Неприятно, но терпимо, там находиться и в сильный ветер. Соответственно, это может быть отнюдь не первый день. Но посетить обязательно стоит! Такой уголок природы я больше нигде не встречал. Вы одновременно можете оказаться на берегу моря или залива, в сосновом лесу или пустыне, мозг от таких смен просто взрывается, оставляя надолго неизгладимые впечатления.

Выезжать лучше рано утром, чтобы иметь преимущество перед экскурсионными автобусами. Иначе будете гулять с галдящей, как чайки, сворой из 60 человек минимум. Перед поездкой рекомендую сделать бутербродов (или взять как вариант пиццу, а может и не одну) и прихватить термос с чаем. Также можно прихватить с собой и просто хлеб с колбасой, часто к туристам выходят кабанчики и лисы, будет чем угостить в этом случае. По этой же причине советую строго соблюдать скоростной режим. Коса является заповедником, проезд обойдётся в 150 руб. с человека и столько же за машину. Оставлять машину где попало нельзя. Вдоль дороги везде стоят знаки «остановка запрещена» и работают эвакуаторы. Оставлять только на специальных парковках.

Автобусные экскурсии предлагают интересный маршрут, но я предпочитаю свой, уже не раз проверенный в деле. Итак, поехали! Первая остановка танцующий лес. Находится чуть за п. Рыбачий по правой стороне. На каждой из достопримечательностей косы имеются информативные указатели. Если не будете попутно считать ворон, то не проедете мимо. Выехали мы пораньше, поэтому свободно посмотрим на него, без лишних туристов. Почему этот участок леса такой причудливой формы существует много различных версий: тут и мистическая энергетика места, и эксперименты немцев, и роза ветров, и даже пришельцы. Выбирайте то, что вам ближе. На пешеходном маршруте даже без экскурсий может оказаться много людей. Поэтому пройдя кружок можно побродить поблизости, найти не менее интересное дерево и устроить необычную фотосессию.

Затем возвращаемся в машину и двигаем дальше. Следующая остановка — дюна Эфа. Находится недалеко от танцующего леса так же по правой стороне. Мимо никак не проехать, так как там расположена парковка прямо у дороги. Оставляем машину на парковке, при отсутствии места можно кого-нибудь подпереть, оставив на видном месте номер телефона. Сперва идём на саму высоту-дюну. На пешеходном маршруте имеются 2 смотровые площадки, открывающийся с них вид — шикарен. С одной стороны Куршский залив, с другой Балтийское море, а посередине тонкая полоса земли с огромными песчаными дюнами и сосновым лесом. В сухую ветреную погоду будет слегка слышен писк со стороны песков. Это и называется «поющие дюны», происходит из-за специфической формы здешних песчинок.

Насмотревшись вдоволь, возвращаемся к машине. Забираем провиант и идём в противоположную Эфе сторону. Немного пройдя и узрев местного Левиафана,

оказываемся на огромном пляже, где можно прогуляться и устроить пикник. А в хорошую погоду летом от души накупаться и позагорать.

Вернувшись к авто, продолжаем путь вверх по косе. Всё по той же правой стороне после п. Морское будет парковка для желающих прогуляться до озера Лебединое. Мы таковыми и являемся, вперёд! Сперва будет долгая тропа по песку с иголками и шишками, но в итоге вы доберётесь до смотровой с впечатляющим видом на озеро, которое отделено от залива тонкой полоской песка (возможно, сильные шторма её уже и промыли) и внушительных размеров дюну. По тихой можно слегка прогуляться в сторону дюны, сделать пустынные фотографии. Кстати, именно в этом месте были сняты эпизоды фильма «Белое солнце пустыни», в частности знаменитый эпизод, где товарищ Сухов спрашивает у закопанного Саида: «Давно обосновался?». Говорят, над актёром затем подшутили, оставив в песке на пару часов, притворившись, что забыли про него.

Теперь, откопав всех из песка, снова к машине. Далее вперёд ехать смысла нет, там лишь граница с Литвой, возвращаемся. Едем снова к п. Рыбачий. На развилке он будет слева, нам же надо направо по грунтовке. В конце окажемся у уютного кафе на берегу моря. Можно просто прогуляться по пляжу, можно посидеть со своими остатками провианта, а можно побаловаться блинами в кафе, они у них вкусные. Тут же находится некая достопримечательность — крест. Подробнее, увы, не расскажу.

Возвращаемся далее. Сразу за поворотом после Рыбачьего по правой стороне движения будет парковка (слева видно озеро). Тут находится высота Мюллера. Особого ничего нет, но вид со смотровой хороший. Да и по дремучему лесу приятно прогуляетесь.

Остаток времени, если уложитесь до закрытия, можно уделить орнитологической станции. Будет по левой стороне. Скорее всего, лишь попадёте под крайний заход в лучшем случае. Но даже если партия туристов зашла уже минут 10 назад, можете идти догнать, так как сперва им долго рассказывают у одной из избушек про птиц и как их окольцовывают.

Выезжая с косы, стоит прогуляться по Зеленоградску. Тем более, если нет в запасе лишних дней. Но лучше, конечно, и ему уделить полноценный день. Машину удобно оставить где-нибудь у площади Розы ветров.

Пешком прогуляться до башни Муррариума (возможно, посетив его), пройтись по Курортному проспекту, выйти на набережную, сходить на пирс и в сумерках вернуться к машине.

В город проще уже вернуться по босбану.

2 день

Этот день стоит провести, погружаясь в атмосферу небольшого уютного европейского курортного городка. Таковым для нас будет Светлогорск. Выезжаем опять же с утра и только по старой дороге со Светлогорского проспекта (я же обещал вам красивую немецкую дорогу с зелёной аркой над головой). Не доезжая Светлогорска (между крайним переездом и виадуком босбана), будет отворот на Дубровку, если проехать по нему ~ 5 км, то гарантированно найдёте упомянутые зелёные туннели.

Вариантов посещения Светлогорска много. Если времени в запасе много или просто очень любите отдых на природе, то стоит на въезде в Светлогорск в «Виктории» закупиться всем необходимым для шашлыков (можно и мясом в том числе, меня качество не огорчало ни разу) и рвануть в Филинскую бухту. Находится она далеко за Светлогорском, съезд в конце п. Приморье по Флотской улице. Рвануть можно даже в шторм. В самой бухте есть уютная поляна, отделённая от пляжа бруствером с кустарниками. За ним всегда уютно и безветренно. Из нюансов, разве что если надумаете прогуляться после посиделок вдоль моря (можно попробовать пособирать чуть янтарь), то уберите продукты в закрытое авто. Иначе можете смело недосчитаться чего-нибудь мясного. В огромных зарослях кустарника живёт много безобидных, но голодных лис.

Виды самой бухты очень красивы. Особенный шарм у неё во время цветения шиповника.

Хорошенько пошашлычив, едем в Светлогорск (у кого мало времени, начинаем отсюда, с утра и без шашлыка, но, вполне возможно, с прогулкой по упомянутой бухте). Сперва заскакиваем в переулок Гофмана. Там можно познакомиться с Кёнигсбергом в миниатюре и героями сказок Гофмана (уверен, вы их знаете с детства).

Далее перегоняем машину куда-нибудь поближе к улице Ленина, я часто ставил на Аптечной улице. С неё удобно выходить на Октябрьскую улицу к водонапорной и глазастой башням, далее скульптура орла и торговый домик-павильон с занятной лепниной карты Калининграда и области на стене.

По Ленина идём налево к спуску на море (можно пройти за ж/д вокзал, попутно глянуть Царевну-лягушку, и прокатиться вниз на фуникулёре). На набережной не оставляем без внимания красавицу русалку (в закате она особенно хороша).

Напротив неё, кстати, расположен отель, где жил герой с золотой картой «орла и решки» при первом посещении Калининграда.

Чуть далее расположилась нимфа в ракушке.

Гуляем по променаду с заходом на пирс до самых солнечных часов.

У них поднимаемся наверх по лестнице. Раньше на ней в летнее время проходили концерты, а зрители располагались на ступенях лестницы. Сейчас эти культурные начинания давно уже сгинули в бытие. Поднявшись, можно пройти по обрыву или сперва отвернуть чуть направо, посмотреть частные домики. Они как раз новодел, выполненный в относительно прусском стиле. По обрыву доходим до Янтарь-Холла.

В него теперь переехал из Юрмалы знаменитый Кивин. Далее будет парк (в нём имеется пара смотровых — выходов к обрыву), за которым находится знаменитая гостиница «Русь». Знаменита она гибелью в ней Собчака. Как говорит народ: «То ли алкоголь был слишком крепкий, то ли девушки слишком горячие». На углу парка находится неприметная часовня.

Построена в память о трагедии, случившейся на этом месте. Раньше тут находился детский сад, на который из-за ошибки пилотирования, задев деревья на обрыве, рухнул Ту-22... Возвращаясь, хорошенько прогуляйтесь по улице Ленина, посетите Центральную площадь и атмосферный торговый комплекс напротив (возле него тоже есть Кёниг в миниатюре из керамических домиков, такие же домики можно и себе приобрести в качестве сувенира), расположенный за ним на Курортной улице органный зал.

При желании можно посетить там концерт, заблаговременно узнав их афишу. Оставшееся время, тем, у кого оно в запасе, можно посвятить прогулке вдоль озера внизу, предварительно перекусив где-то на Ленина. Я в этом отношении рекомендую кафе Ветерок. Атмосфера совка, песни 80-90х на любителя, но вкусно и относительно недорого. Чуть дороже, но с иной атмосферой можно засесть в «Очаг».

Возвращаемся снова по босбану. Те, кто экономил время и имеет запас до заката, возвращаясь, съезжаем с трассы на следующей развилке после Зеленоградска (на Сосновку) и едем на Малиновку. Не доезжая Медведевки по левой стороне будет мемориал погибшим в боях. Вечером вход будет уже закрыт. Но перед ним имеется интересная экспозиция военной техники. Далее по правой стороне у дороги в Орловке будет интересное место — замок Нессельбек. Это чистый новострой ресторан-отель. Но остановиться возле него приятно. А при желании можно и посетить ресторан, очень рекомендую у них вяленую говядину и свинину, а для женской половины курицу — вкуснятина потрясающая!

3 день

Этот день будет символичным. На этот раз мы наконец едем в самый западный город России — Балтийск. Перед выездом, либо по пути берём с собой белого хлеба, гарантирую, что пригодится. Дорога до него хорошая, но очень виляет.

Сперва можно заскочить на кладбище кораблей (по Среднему шоссе и улице Пахимова). Дорога убитая с глубокими ямами, но на октавии я её не раз легко преодолевал. Место на любителя. Поскольку сейчас взялись за него ускоренными темпами и рядом имеется приличный разлив ГСМ с очень специфическим запахом. Да и говорят, что сейчас его прикрыли уже для «свободного посещения».

Едем знакомиться с Балтийском. Сперва в конец Морского бульвара, улицы Адмирала Кузнецова и оставляем машину. Прихватываем хлеб, тут всегда много лебедей, которые готовы взять у вас угощение прямо с руки.

Любуемся разными кораблями. Местные рыбаки за плату могут вас прокатить мимо них. В одну сторону по набережной можно сходить до памятника Петру I и маяка, в другую — глянуть площадь Балтийской славы.

На пересечении Кронштадской улицы и улицы  Головко рекомендую посетить городской музей, познакомитесь с историей крепости Пиллау. Далее объезжаем крепость по Артиллерийской улице и едем в сторону Северного мола. Машину можно оставить на большой парковке, либо внаглую подъехать к памятнику (какому поймёте на месте). Памятник посвящен, как ни странно, Екатерине.

Хотя все, в том числе и я, думают сперва, что на коне мужчина. У подножия памятника смотровая площадка,  с неё открывается хороший вид. Но главное, ради чего мы сюда приехали — это мол.

Идём прогуляться на самый его край (в сильный шторм выход на мол строго запрещён!). Когда дойдете, вам откроется шикарный вид, особенно если мимо будут проходить корабли. Теперь вы можете смело говорить, что посетили самую западную точку России!

Вернувшись с мола, можно пройтись по пляжу. Большая вероятность, что вам подвернётся янтарная крошка. Сам пляж очень любят сёрферы. Если посмотреть, где находятся самые лучшие в мире места для сёрфа, то непременно найдёте г. Балтийск.

Далее можно пройти по набережной канала, посмотреть издалека на уцелевшие части Пиллау.

Саму крепость  не посетить, там находится действующая воинская часть. Отобедать как вариант в кафе, расположенном на внутреннем углу здания за памятником Ленину на Ленинском проспекте. Кафе очень прикольное, заточено под туристов, на стене посетители оставляют записи с названиями своих городов.

На обратном пути можно заскочить в Витланд.

Находиться будет по левой стороне по окончанию Балтийского леса. Дорога до него грунтовая и порядком убитая. Кафе на пляже никудышное, одни артпонты... Может, конечно, кто и любит эти фишки, но лично я захожу в кафе/столовую/ресторан прежде всего покушать. Рядом с пляжем имеются разные скульптуры из всего подручного. На пляже можно хорошо прогуляться, устроить пикник. Купаться не советую, за детьми стоит хорошо приглядывать. Рядом с пляжем проходит течение, которое легко может утянуть на глубину.

Далее будет, скажем так, расширенная версия. Приоритетность отсутствует! Куда из описанных мест стоит поехать, ориентируемся по собственному желанию и погоде.

4 день

В расширенной версии посещения Светлогорска мы опустили поездку до Нессельбека. Реабилитируемся. В обратном порядке посещаем замок и мемориал.

От них двигаем к замку Шаакен. Находится он в п. Некрасово. С детьми или весёлой компанией вы там и застрянете до конца дня. Сперва можно посетить выставки, посвящённые раскопкам на территории замка, и выставку орудий пытки (не знаю, в чём прикол популярности тыкать подобные выставки повсюду, но глянуть можно, тем более, что она входит в стоимость входа). Далее находим уголок с кольчугами, шлемами, мечами, топорами, щитами. Абсолютно всё можно взять, надеть, пофотографироваться и даже, прикола ради, побегать с дикими криками за кем-нибудь из друзей =) Дальше идём в навес, тут можно поодеваться типа в средневековом стиле, для девушек настоящее раздолье нарядов. Ну и бонусом отсюда будут классные фотографии. Далее можно позалипать у хлева с животными (лошадь одна точно у них живёт, может и пара, не помню уже, и козы). Всех можно погладить и угостить. Детишки тут сходят с ума. А напоследок можно пострелять по мишени из лука, если компанией, то устроить вполне серьезный турнир по стрельбе с лука. Попутно можно просто гулять по территории.

По окончании, если у вас осталось время, для разнообразия можно рвануть всё по тому же босбану, например, в Пионерский. А попутно заскочить в Сокольники к ветрякам (думаю, вы их видели уже, возвращаясь со Светлогорска).

Или глянуть в Романово руины кирхи.

В Пионерском же прогуляться по вечернему променаду или и вовсе пляжу, возможно, глянуть на резиденцию правительства (Вовка периодически останавливается в ней), посетить парк возле неё. Как вариант насладиться закатом. Не знаю почему, но в Калининградской области самые красивые облака и закаты.

Наверно, есть какая-то своеобразная климатическая причина этому. Честно, такой же красоты закат я видел лишь на Байкале. Но там это достигалось из-за явного преломления света о горный хребет. Ладно, отвлёкся. Больше в Пионерском, на мой взгляд, глобально интересного нет. Хотя имеются прикольные мелочи: памятник рыбакам на въезде,

сквер с макетом Ил-2,

камень верности в «парке», заброшенный самолёт (если негодяи его совсем не разобрали),

краеведческий музей, говорят, хороший (но я так до него не дошёл). Городок же сам по себе приятный и уютный. Возможно, даже стоит уделить ему и целый отдельный день, хорошенько ещё и залипнув на городском пляже или пляже за игровой зоной «Янтарная» (пока там всего пара казино, одно из которых уже успело закрыться).

Привет всем, кто меня хорошо знает в Пионерском!!! =)

Как альтернатива ещё — закат в Зеленоградске. Или вечерняя прогулка в Кёне.

5 день

Разок мы уже почти доехали до границы с Литвой (дело было на косе). Сегодня мы повторим, а точнее закрепим данный опыт — выдвинемся в г. Неман и г. Советск. Выезжать стоит не позднее 10:00, иначе домой придётся возвращаться совсем уже поздно. Итак, в путь!

Двигаемся по Московскому шоссе до Талпак. Если с собой ничего съедобного не прихватили, то тут заскакиваем затариться вкусными чебуреками (ориентир — большой флюгер-чебурек), при желании можно тут же и позавтракать. Затем выдвигаемся в сторону Советска. Но первая остановка у нас будет, не доезжая его: отворот налево на Приозерье. Интересуют нас там страусиная ферма и Свято-Елисаветинский монастырь. Ферма не представляет из себя чего-то особенного, просто хорошо ухожена, чистая, опрятная. Вход свободный, плата за угощения для птиц (живут там не только страусы). Если у вас большая компания или договориться с кем-то из гуляющих там, то есть вариант заказать яичницу из страусиного яйца. Но, не попробовав, ничего не потеряете, те же куриные, только в 10-15 раз больше.

После, чуть проехав и запечатлев огромный охранный крест, оказываемся у монастыря. Он действующий, поэтому не забываем о культуре при входе. На территории есть сувенирная лавка для туристов, 3 храма, дом музей (галерея), бювет. В галерее можно посмотреть работы одной из монахинь, при желании что-то даже приобрести, в бювете рекомендую набрать воды — вкусная. На краю территории оборудованы купели, в хорошую погоду летом можно и окунуться.

После монастыря возвращаемся на дорогу на Советск. По правой стороне у дороги будет небольшая кирха, при желании можно остановиться глянуть, либо притормозить на обратном пути. В Советск мы сперва не заезжаем и уходим правее по дороге в обход, затем на виадуке уходим вправо на Неман. Сперва интересует нас тут пересечение улиц Победы и Советской. Там расположены руины замка Рагнит и башни при нём. Сам замок закрыт решётками, дабы хоть как-то его сохранить. При желании всё же можно попасть внутрь (залезть по кладке стены, что смотрит на реку). Но ничего интересного там нет: пара стен, осыпавшаяся кладка, песочные насыпи.

Прогулявшись у замка, выезжаем в сторону Советска. По пути, на повороте после моста останавливаемся у спортзала. Он заброшен после пожара, но посмотреть есть на что, впечатляет его каменная кладка.

Утомил, наверно, уже, едем наконец в Советск. По пути будут ещё одни руины замка, в самом Советске. Но от него практически ничего не осталось и используется как частная складская площадка. Добравшись до Советска, предлагаю гулять пешком. Машину удобно оставить во дворах на улице Дружбы, прямо возле гаражей. Оттуда выходим и оказываемся у музея военной техники под открытым небом. Все экземпляры в хорошем состоянии, на технику можно залезть, чем активно пользуются дети, в том числе из детского сада напротив. В достойном состоянии и Ми-8, можно сделать мимимишное фото.

Закончив с музеем, идём к мосту Королевы Луизы. Мост очень красив и является визитной карточкой города.

Попутно можно запечатлеть пограничный столбик и повисеть на якоре, что установлен на набережной.

Теперь возвращаемся на улицу Победы. Тут все предрасполагает к хорошей приятной прогулке, главное только, чтоб погода не подвела. Хотя и дождик особо не огорчит. Некоторые дома создают неповторимый антураж.

Дойдя до площади Ленина,  отвлекаемся на трамвай. Установлен памятник в качестве напоминания, что в Тильзите (ныне Советске) существовало трамвайное движение. Линия знаменитого тильзитского электрического трамвая была открыта в городе 26 июля 1901 года и просуществовала до октября 1944 года. После Второй мировой войны, собственно, новые городские власти решили, что автобусное движение эффективнее и удобнее трамвайного, и трамвайная линия Тильзита была ликвидирована. Где находятся сейчас вагоны трамвайного парка неизвестно. Памятник представляет собой установленный на рельсы советский трамвайный вагон серии МС-4 производства Путиловского завода, выпущенный в 1933 году, перевезённый сюда из Санкт-Петербурга в 2012м году. От тильзитских он отличается как во внешности, так и в ширине колеи (в Тильзите была узкоколейная трамвайная сеть 1000мм). Тем не менее, трамвай-памятник вызывает интерес и любопытство туристов, красиво украшает улицу и является одной из визитных карточек города.

Рядом имеется и ещё пара памятников: лось «и Ленин, такой молодой, и юный Октябрь впереди!»

После можно пройти к парку Победы, молчаливо задержаться у вечного огня.

Теперь возвращаемся по улице Революции на площадь и идём к машине.

Можно ехать назад в Кён. Остановившись разве что у башни реформаторской кирхи на улице Гагарина и мотоциклиста у заправки. По пути можно сделать опять остановку в Талпаках на ужин.

6 день

Этот день для любителей хорошо прогуляться и остановиться на природе, возможно даже от души пошашлычить. В сезон советую прихватить с собой что-то от комаров. Двинемся в сторону Мамоново, но до него не доедем совсем чуть-чуть, свернём на Бальгу.

Итак! Мчим по трассе. Про первую остановку вспоминаем въезжая в Ладушкин. Оставляем машину у ж/д вокзала и идём напротив через дорогу. Нам нужно на территорию промзоны (примерно улица Победы 10).

Встречают там нас ворота. Но охранник в курсе, что на территории имеется достопримечательность и, если вы постучитесь, то обязательно впустит. Если реакции ноль, то пробуем самостоятельно чуть сдвинуть ворота, либо стучимся гораздо громче и дольше. Попав во двор, увидим самую что ни наесть живую достопримечательность — 800-летний дуб (хотя где-то указывается, что его возраст минимум 900). Но, во всяком случае, само по себе дерево впечатляет сильно. Оно ведь видело ещё времена рыцарских походов! Рядом с ним чувствуешь себя лилипутом, крона порядка 40 метров. А если встать рядом, как мне показалось, чувствуется некая энергетика, будто размеренное дыхание старого мудреца. Уходя, если вам открыл охранник, не забываем сказать спасибо. Вас это не обременит, ему будет приятно, а другим посетителям облегчит вход.

Теперь едем дальше по трассе. Ориентиром будет Тимирязево. После него будет поворот направо в кукурузные поля (если дело в конце июля-августе, то можно по тихой подрезать несколько початков). Дорога сперва хорошая грунтовка, затем появляется на чуть-чуть живописная брусчатка (возле переезда),

затем нас ждёт подубитая грунтовка.

Но дорога легко проходима даже для пузотёрок. На паре отворотов принимаем лево, до тех пор, пока не упрёмся в шлагбаум. Теперь хорошенько обливаем себя средством от комаров (иначе сожрут нафиг) и идём гулять по развалинам. Можно чуть потискать и угостить котеек на входе, не знаю, откуда их тут столько. От развалин есть два спуска к заливу. Удобнее спуститься по дальнему (уйдя в конец замка), а подняться по тому, что почти в самом начале. Место очень живописное. И любители полазить душу отведут хорошо. Погуляв и набравшись впечатлений, возвращаемся к машине.

Теперь время шашлыка (ну или хотя бы пикника)! Возвращаемся по грунтовке до крайней развилки. Мы уходили на ней влево, теперь интересует поворот направо. Впереди будет полевая дорога. На пузотёрке лезть не советую, особенно если сыро, но окта с дорогой справилась. Хотя имелся забавный момент. Друг всю дорогу болтал, но когда я поехал туда, притих. На вопрос «боишься?», последовал ответ, который повеселил всю компанию от души: «Нет, но я бы сюда не поехал!». Привет автору легендарной фразы! :D

Дорога эта приведёт на земляную дамбу и подойдёт прямо к берегу. Дело за малым, выбираем самое классное место и устраиваемся отдыхать. Не знаю, как вы, а я обожаю такие места: смотришь в зеркало заднего вида, а там море (ну или хотя бы залив в данном конкретном случае). Возвращаться лучше по этому же пути, иначе есть вариант устроить грязевое трофи. Те, кому клиренс или опыт не позволили, не расстраивайтесь. Раскрою ниже ещё одно классное место на заливе.

Если после такого обеда водитель не уснул, продолжаем средневековую тему. Далее нас ждёт Бранденбург! Возвращаемся по дороге в Ушаково. Из приятного можно глянуть мост через реку Прохладная и бутафорский маяк на ней, расположенный на территории ресторана.

Из интересного же идём глядеть Бранденбургскую кирху. Машину сперва оставляем на парковке напротив ресторана, позже перегоняем к замку (отворот налево в конце посёлка).

В замок раньше был свободный вход, но теперь там находятся странные ребята. Представляются фирмой «рога и копыта», которая занимается сохранностью и облагораживанием территории, проведением турниров и реконструкций. За вход, небольшой экскурс и возможность фото с видавшими виды бутафорскими мечами, шлемами и луком просят плату, вроде символичные 50 руб. с человека. Ну и обещают ещё выход к заливу, который на самом деле весь заболочен. Идти по нему жалко и обувь, и ноги. Так что много не потеряете, забросив эту идею и пройдя просто вдоль руин за территорией. Мы же решили посетить, хотя бы для личной галочки. Сам замок находится в печальном состоянии. С 1945 года здания ни разу не ремонтировались, активно разбирались местными на кирпичи. От замка к кирхе раньше вёл подземный ход. Во время войны в нём образовался обвал, и впоследствии в целях безопасности ход был закрыт. Из необычного, ходит легенда о призраке, якобы обитающем на месте бывшей крепости. Даже СМИ проводило расследование по этому поводу, безрезультатное. Однако местные уверяют, что ночью можно узреть полупрозрачный женский силуэт.

Теперь в обещанное место: озеро, сосновый лесок и огромный пляж залива. Находится по левой стороне (возвращаемся в Кён) недалеко от Ушаково (большая развилка налево в лес). По навигатору вроде именуется Заводской переулок (?). Из крупных ориентиров — дачный посёлок «Мечта» (местные бабки нагоняют страху на таксистов, отвечая на «куда едем?»: «Отвези меня, сынок, в мечту»). На этой позитивной ноте закончим этот день.

7 день

Сегодня двинем по местам, находящимся слегка в стороне от описанных днём ранее. Главной и конечной точкой станет Багратионовск. Но поедем мы до него через буераки и косогоры, чтоб жизнь совсем уж мёдом не казалась. Да и так гораздо интереснее получается. Отправляемся с Кёна по берлинке и едем до поворота на Медовое. Далее в Садовом сворачиваем на Славское. Теперь ищем место первой остановки (вроде как улица Тхоржевского). Интересует нас кирха замка Кройцбург. Она в удручающем состоянии, но посмотреть можно.

Так же от неё можно пройти к самому замку. К нему ведёт 2 дороги. Одна каменная с улицы, что перед кирхой (но проехать там можно только на внедорожнике, даже кроссовки пролетают мимо, так как в дальнейшем она очень сильно ухудшается).

Вторая — тропинка от самой кирхи. Про неё я в своё время не знал и поэтому, что представляет собой замок, не подскажу. Но, скорее всего, от него остались рожки да ножки, да и те разобранные местными на кирпичи.

Едем далее. Теперь нас интересует Нагорное. В нём будет правый поворот (имеется указатель) на мемориал памяти узников концлагеря Шталаг. Мемориал установлен по инициативе французов в 70-х. Сам концлагерь появился в 1939 году для польских пленных, позже бельгийских и французских, с 1941-го советских пленных, с 1943-го — итальянцев. По приблизительным подсчётам захоронено примерно 400 польских, французских и итальянских заключенных, 500 бельгийских и свыше 1000 советских...

Теперь добираемся до самого Багратионовска. Сперва останавливаемся у руин замка Пройсиш Эйлау. От замка мало что осталось, видна лишь кладка стены, обсыпавшиеся кладки каких-то построек. Но рядом имеется в очень хорошем состоянии Форбург. Можно хорошо побродить по этому строению, спуститься в извилистый подвал, подняться глянуть на округу с чердака. Сразу от замка идём к Храму мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Храм очень красивый, а рядом имеется небольшой парк из ангелов и роз.

Далее едем в центр. Нам нужен краеведческий музей, расположенный чуть за центральной площадью на Калининградской улице. В музее интересная экспозиция, которая отвлечёт нас от средневековья и расскажет о проделках Наполеона и его встрече с Багратионом, так же узнаете подробности о замке, в котором мы уже побывали, о том, как детишки, играя в нём, нашли самый настоящий клад.

Окончив с музеем можно пройтись по центральной площади (глянуть памятник Багратиону) и перекусить (мы это сделали, скупив вкусные пирожки в магазине напротив площади). От самого города формируется угнетающее впечатление, такое ощущение, что время здесь остановилось в 90-х (хоть фильм «Бумер» снимай прямо сейчас, декорации не нужны). Но в чём-то это и плюс. Так, например, не увидите детей, залипших в телефонах и планшетах. Тут они все бегают и играют, гоняют во всю ивановскую голубей.

Перекусив, двигаем к выезду с города со стороны границы с Польшей к монументу в память битвы 1807 года. О самой битве мы хорошенько узнали всё в музее. Монумент мне очень понравился, да и место, где он стоит, приятное для прогулки.

В общем, на сегодня всё. Разве что по желанию можно ещё поехать глянуть водонапорную башню. А так, возвращаемся. Но будьте аккуратны на выезде с города. Там в полях часто гуляет стадо коней, которые не раз уже были причиной ДТП.

8 день

Сегодня берём на карте ещё чуть правее и устраиваем тур по кирхам и самым необычным строениям области — Мазурским шлюзам. Пожалуй, это самый всепогодный и один из самых интересных маршрутов. Но не забываем, что это лишь моё мнение, у вас оно может быть совершенно иным.

Выезжаем с Кёна через Борисово и едем в сторону Правдинска, там и будет наша первая остановка: церковь Святого Георгия Победоносца (улица Кутузова).

Ныне это действующая православная церковь, размещенная в некогда лютеранской кирхе. Сама кирха при участии иностранных спонсоров полностью восстановлена. Пройдём по кругу, да зайдём внутрь, можно прогуляться поблизости (там порядка 3-4 памятников имеется, но я на этом никогда внимания не заострял), интереса ради можно прокатиться по самой улице Кутузова до конца и обратно, дабы сформировалось какое-то впечатление. На расположенную тут ГЭС вас не посылаю, ибо в противном случае вас пошлют там. А издалека она ничего интересного не представляет.

Теперь едем в сторону п. Железнодорожный с парой остановок. Первую делаем в Поречье. Там имеется прикольная полуразрушенная немецкая кирха с огромной зияющей дырой. А чуть за ней можно поймать в кадр вот такой раритет (если повезёт, то приятно удивитесь от знакомства с его водителем).

Далее ко второй остановке — Севское. Здесь нас интересует кирха на повороте. Прям «вау» в ней ничего нет, но оформление в виде сердечек женской половине зачастую кажется очень милым.

Теперь же прямиком в Железнодорожный. Сперва глянем Фридландскую лютеранскую церковь. Внутрь не попасть, но внешне посмотреть точно стоит.

Дальше чуть проезжаем по улице Черняховского вдоль озера по небольшому мосту и останавливаемся у Старой Мельницы. Машину можно пока бросить тут. Смотрим вскользь мельницу (более подробно не выйдет, это из-за частника позади).

Сразу за парковкой имеются ступеньки наверх, по ним поднимемся к замку Гердауэн. При желании можно проехать на его территорию и на машине. Но лично я этой идеи опасаюсь из-за специфического мусора на территории (есть вариант словить острый осколок кирпича или стекло). Замок ещё в 1872 году был перестроен в дворянскую усадьбу. В ходе боевых действий Второй мировой войны пострадал незначительно, но в послевоенные годы был разобран практически до основания. На сегодняшний день сохранились ворота в неоготическом стиле с частью стены, руины западного флигеля, перестроенные конюшни с каретной и колодец.

Через дорогу на соседнем холме находится скромная современная православная церковь, ради спортивного интереса можно и глянуть.

С Железнодорожным на этом покончим, выезжаем в Вишнёвое. В нём уходим налево и до Мазурского канала. Мазурский канал — гидротехническое сооружение, бывший судоходный канал, соединяющий бассейн реки Преголи (Калининградская область Российской федерации) и Мазурские озёра (Польша). Канал был построен между 1764 и 1776 годами по инициативе обер-президента тогдашней Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта. Канал соединял озеро Мамры в нынешней Польше (немецкое название — Мауэрзее) с рекой Лавой на территории нынешней Калининградской области. Вода поступала в Лаву самотёком, так как перепад уровня воды составлял 111 метров. Канал впадает в Лаву в районе посёлка Дружба (нем. Алленбург) Правдинского района Калининградской области. Впоследствии канал неоднократно модернизировался. В ходе модернизации 1934-1942 годов большая часть русла была дамбирована; было построено десять шлюзов (пять из них находятся в Польше, пять — в России). В ходе Второй Мировой войны использовавшийся в качестве рубежа обороны канал сильно пострадал. А до этого он активно использовался для прохода немецких подводных лодок. Купились? Про подлодки шутка, конечно же =) После войны канал не восстанавливался.

Итак, вот перед нами и самый массивный Мазурский шлюз. Шлюз №5 Георгенфельде был завершен на 95 процентов. Длина его шахты — 45 метров, ширина — 7,5 метров, глубина — 15 метров! В надстройках шлюза ходить нужно очень осторожно из-за открытых глубоких шахт и колодцев. Благодаря огромному запасу прочности, до сих пор находится в достойном состоянии. Возле него удобно устроить скромное чаепитие или бутербродинг, для этого рядом есть небольшой навес.

Особенно круто преображается шлюз зимой в морозы.

Одним шлюзом ограничиваться не будем. Проезжаем далее Озерки (как вариант чуть залипнуть на ж/д вокзале, фото прикольные могут получиться) и сворачиваем налево на грунтовку вдоль канала. Грунтовка отличная, на прямых можно смело 90 катить. По её окончании уходим по асфальту налево к очередному шлюзу. Он уже скромнее, но тоже весьма интересный.

А теперь глянем для контроля ещё один. Продолжаем путь в том же направлении к Совхозному, за ним направо в Дружбу. В Дружбе на первой дороге снова направо (по левую сторону останется кирха Алленбурга) и выезжаем к третьему на сегодня шлюзу. Он и вовсе скромный.

Возвращаемся к кирхе, она в очень хорошем состоянии.

За кирхой уходим на г. Знаменск. Не доезжая моста через Преголь, по правой стороне остановимся у кирхи Святого Якобы. Внешне она ничем не приметна, но если вам удастся пройти внутрь, то вы будете невероятно впечатлены, внутри винтовая лестница до самого верха. К сожалению, крайний раз она была закрыта на огромный новенький амбарный замок.

Покидаем Знаменск. Аккуратнее на мосту, если на него выехал встречный грузовик, лучше его пропустить, есть вариант не разъехаться. По прямой перед нами Московское шоссе. Время в запасе у нас ещё имеется, уходим направо в сторону Талпак. Помните уже это название? Молодцы, устраиваем поздний обед, ну или ранний ужин. Расправившись с ним, проезжаем по развилке прямо, а сразу за мостом налево. Чуть спускаемся по дороге и упираемся в старый автомобильный мост через Преголь. Так же тут находится и крайний на сегодня шлюз, внешне весьма похож на увиденный нами в Дружбе.

Всё, довольные возвращаемся в Кён переваривать новые впечатления.

9 день

Сегодня выдвинемся в самый дальний уголок области. Первой нашей точкой будет арочный ж/д мост под Токаревкой. Удобнее всего добраться до него, проехав по Московскому шоссе почти до Зелёного. Не доезжая свернуть на Чистые пруды и далее Токаревку.

На въезде развилка, уходим налево (есть указатель). Сразу после переезда паркуем машину где удобно и идём по шпалам глазеть на мост. Раньше он был ещё более арочным, но после ремонта промежутки были замурованы. Хотя он и без них смотрится довольно эпично. Красивые пейзажи имеются и в лесу под мостом, в который ведёт тропинка. В запруде, если повезёт, узреете бобров. В общем, залипнуть тут можно надолго, а попутно обзавестись классными фото на память.

Далее едем к самому краю области — озеро Виштынец. Для этого уходим в Чистых прудах (имеется симпатичная кирха, в которой сейчас находится музей Донелайтиса) на Ягодное, чуть задержавшись разве что в Калинино.

Наша с друзьями поездка сюда была совершенно спонтанной, поэтому не подумали приготовиться засесть на природе, взяли лишь пирог и бутерброды с чаем. А по уму бы, конечно, у самого озера засесть на одном из кемпингов. Само озеро очень чистое. На памяти немного могу вспомнить таких, чтоб с берега далеко проглядывалось дно. Ещё умнее, кстати, было бы приехать сюда и вовсе на хотя бы пару дней, забронировав место на одной из баз отдыха. Тогда можно вдоволь полюбоваться озером, взяв в аренду там же велосипеды.

Или прокатиться на машине по Краснолесью. Там много интересных разбросанных достопримечательностей (вот лишь некоторые из них в удобной для посещения последовательности: памятник Альберту Хансену, руины посёлка Jagdbude, камень в память охоты кайзера Вильгельма, мост Гайдена, Олений мост, памятный камень принцу Фридриху Карлу, руины водокачки, ротонда, памятный камень Карлу Райфу, новый мост) и уникальная природа. Но для нас это оказалось мимо, хотя мы и так остались довольны. Возвращаемся напрямую через Ягодное. По пути можно остановиться глянуть кирху Пиллупёнева в Невском.

Теперь же выезжаем снова на Московское шоссе через г. Нестеров (тут тоже можно чуть задержаться и глянуть ж/д и городскую водонапорные башни и католическую капеллу, ныне храм Святого Духа) и едем глянуть г. Гусев.

Мы особо внимания на нём не заостряли. Времени уже много было, так как долго гуляли у озера, а мы ещё спешили успеть в одно место. Так, коротко про Гусев.

Многие калининградцы прям нахваливают его к посещению, но я их точку зрения абсолютно не разделяю. Да, город очень облагорожен и ухожен, но чтоб ознакомиться с ним, думаю, за глаза хватит прокатиться по центральной улице и погулять у площади Победы: глянуть центральный сквер у Ленина, Храм Всех Святых и памяти павших в годы Первой мировой войны (очень красивый), необычные здания рядом, мост и корабль.

Теперь же похвастаюсь, куда мы спешили напоследок =)

В день нашей поездки заканчивались съёмки под Талпаками художественного фильма «На Париж». Осенью 2018-го вроде вышел в прокат. Сюжет про советского офицера, что по окончании войны урвал трофейный Мерседес и решил поехать на нём до Парижу. Для съёмок было задействовано много различных автомобилей времён Второй Мировой. На них мы и хотели посмотреть. Ну и отчасти нам это удалось.

10 день

Вы, наверно, уже не раз задались вопросом: область является самым янтарным местом в мире, а в одноимённом городке мы так и не побывали. Исправляюсь.

Перед поездкой стоит ознакомиться с работой выставочного комплекса при янтарном комбинате. Вход у них только группами, если не ошибаюсь, каждый час. Ехать изначально к нему и советую. Находится напротив водонапорной башни на Железнодорожной улице. Там же и фирменный магазин при комбинате для любителей сувениров. На входе рекомендую приобрести комплексный билет на посещение самой выставки и смотровой. Выставка рассказывает про сам янтарь, историю его добычи в этих местах, представлены необычные куски янтаря, некоторые уникальные изделия из него и типичные отечественные ювелирные изделия с ним по десятилетиям.

Закончив с выставкой и сувенирами, едем на смотровую. Расположена на въезде. Необходимо подъехать к шлагбауму, показать билет и проезжать далее. Не гоните сильно тут, есть пара мест, где дорога пересекается с колеёй карьерных самосвалов. Поцеловаться с ними будет не комильфо. На смотровой также имеется ещё пара приятных мелочей для туристов: песочница с янтарной крошкой (можно парочку отрыть, детям вообще попрёт это занятие), янтарная пирамида (классная штука), виселица для тех, кто раньше незаконно добывал янтарь (ну или особо надоедливых туристов сейчас), будка для обзорного осмотра, кафе и ещё один магазин (приглядитесь в нём к кускам обработанного янтаря, порой есть в продаже очень красивые и недорогие, для творческих любителей что-либо мастерить они будут настоящей находкой). Со смотровой виден весь карьер от и до. Масштаб добычи янтаря тут впечатляет. Китайцы, как любители «солнечного камня», сошли бы с ума.

Теперь же, окончив с местами, ограниченными временем посещения, идём гулять по городу. Тут много вариантов времяпровождения. Можно посмотреть скромный музей у перекрёстка с мемориалом,

каменную церковь (очень красиво расписана внутри)

и пойти от неё на деревянный променад мимо огромного дуба и сердец с замочками для влюблённых. Ещё один вариант двинуть к озеру за янтарным комбинатом. Оно расположено в затопленном отработанном карьере. Если имеется сертификат дайвера и подсуетиться с арендой оборудования, то можно в нём отлично понырять. На дне для этого специально затоплена разная всячина. Или же можно поехать на пляж (несколько лет подряд уже получает награду лучшего пляжа Калининградской области) в конец променада (парковка у него в сезон платная) к мемориалу «Шахта Анна». Хорошенько отдохнуть на море или повеселиться, взяв в аренду квадрик. В общем, думаю, вы тоже найдёте чем себя занять тут до конца дня.

11 день

Он у нас будет крайним. Поедем на анклав анклава — Балтийскую косу. Посещение возможно лишь в хорошую погоду, в шторм паром не ходит (стоит позаботиться о прогнозе до вечера, чтоб не застрять на ней). Паром платный (отдельная стоимость за человека, велосипед, мопед, мотоцикл, квадрик, легковушку, внедорожник, микроавтобус, автобус, грузовик и прицеп). При поездке на неё настоятельно рекомендую всем участникам прихватить паспорта, каждый паром провожают и встречают погранцы, выборочно проверяющие документы и спрашивающие цель поездки. Ответ «туризм» или «отдых» их вполне устроит.

При желании поездку можно совместить в пару дней с Балтийском. Место весьма своеобразное. Кого угнетает заброшенность, к посещению не особо рекомендую. Попадая на неё, складывается ощущение, что оказался в каком-то пузыре временной аномалии, где оно в один момент остановилось и больше не двигается вперёд. Отвлекает от этого лишь новёхонький транспорт отдельных туристов. Самое оно снимать фильмы про постапокалипс. Остальных же, как и меня, место порадует. Вариантов посещения самой косы предлагаю два. Первый, это дневное посещение. Оставив автомобиль на парковке (я это делал на парковке, в которую упирается улица Красной Армии), отправиться к парому на косу пешком либо на велосипеде (можно взять велосипед и в аренду на самой косе). Но с великом советую быть аккуратным. Имеется у меня товарищ, у которого во время гуляния по ангарам непристёгнутый велик благополучно спёрли. Второй вариант, который мне, к сожалению, не удалось испытать, забуриться на пару дней с машиной и после знакомства с косой выбрать уединённое местечко на диком пляже, где и провести отлично время. А, чуть не забыл, ещё как вариант альтернативы парому, добраться до неё или обратно можно на лодке местных бомбил (небольшой лайфхак: билет на паром проверяют только при отправлении на косу). Для общего настроения это весело, почувствуете себя немного пиратами.

Итак, оказались мы наконец на косе.

Я в тот день решил нагуляться (сорвалась затея подрезать велосипед у друзей), поэтому передвигался только лишь пешком. Сперва  идём на южный мол. С него открывается классный вид на акваторию и Балтийск, прикольное ощущение «кубизма» создают необычные тетраподы вокруг.

Возвращаясь с мола, идём к Западному форту крепости Пиллау.

Форт полуразрушен, море неизбежно сантиметр за сантиметром забирает его. Но пока ещё он в достаточно хорошем состоянии. Большая часть стен сохранились неплохо, остался и ров. Аккуратнее стоит быть на стене у моря, она обсыпается и имеет провалы. Согласно надписи, форт построен в 1869 году. В отличие от своего брата, Восточного форта, Западный ещё неплохо сохранился. Возможно, ввиду того, что находится не в самом городе. Западный форт был построен на косе между Балтийском, морем и заливом. Тем самым он защищал вход в Калининградский залив, что позволяло защитникам Пиллау держать круговую оборону. По воспоминаниям участников штурма форта, в 1945 году он представлял собой величественное мрачное сооружение, с мощными стенами, бойницами, башнями, в котором засели несколько сотен бойцов гарнизона. Форт был окружён, обстреливался прямой наводкой, но так и не сдался. Он держался ещё сутки после салюта, который дали в Москве в честь захвата Пиллау. До 1960-х годов форт занимали военные. В последующие годы он брошен и разрушается.

От форта идём гулять по пляжу. Он огромный, даже в самые жаркие дни, поехав сюда, вы непременно найдёте на нём себе место.

Я шёл по нему до артиллерийского бункера целенаведения огня крепости. Попутно насобирал плоские камни и чуть янтарной крошки для своего хобби. Из камней выходят отличные подставки под авиамодели, а крошку можно много куда насыпать. Вот, кстати, пара примеров в деле. И да, желающим в Питере могу изготовить подобные на заказ,  подробности в личку VK ;)

Извиняюсь, отвлёкся. Вернёмся к прогулке, бункеры в удручающем состоянии, сильно засыпаны песком дюны.

От них идём по дороге и выходим к берегу залива между ангаром N3 и N4. На ангар N3 можно подняться по боковой лестнице. Но она стрёмная, без перил, открытая всем ветрам. На крышу инстинкт самосохранения особо не пустил, так с краю чуть походил разве что.

Ангары крайний раз использовались для хранения гидросамолётов Бе-12, тот самый, что мы видели, а возможно и облазили у музея Мирового океана. Ныне используются лишь ангар N1 и N2. Эксплуатирует их местный яхт-клуб. Самые интересные, в плане полазить, по-моему, N4 и N5. Я на четвёртом отлично посидел, устроив попутно перекус с панорамным видом. Напротив них имеется спуск плит к воде (место, где гидросамолёт поднимался из воды на бетонное покрытие) с остатками большой лодки.

Далее, если остались силы, чапаем в конец взлётно-посадочной полосы. Несмотря на годы заброшенного содержания, она до сих пор сопротивляется природе. Тем, кто тут оказался на машине или велике, самое время оторваться. Я же таким делом периодически промышлял на аэродроме под Светлогорском. Но это совсем другая история :D

От края ВПП уходим опять к заливу. Там на берегу есть заброшенный катер. Надписи на нём предупреждают, мол, частная территория и все дела. Но на деле лично я никого вредного-противного не встретил.

Дальше можно пройтись вперёд по тропинке к заливу, посмотреть на бухту аэродрома. Теперь идём в обратный путь к бывшей башне управления полётами и ангару N2. Там же есть небольшой пирс с пришвартованными баркасами. Если прогуляетесь по нему, ничего смертельного с местными не случится.

Теперь возвращаемся к парому. Мимо пройдёте современный маяк. Можно прикинуть, сравнить, как сильно современные отличаются от канувших во времени.

В ожидании парома есть вариант взять шашлык в кафе напротив (вкусный, проверено) или заняться споттингом кораблей.

На этом я закончу. Перечисленного с головой хватит на отдых в пару недель. Хотя, конечно, ещё останется много незатронутых мест, а то и вовсе непосещённых мной самим (надеюсь, это дело я ещё подправлю). Да и к перечисленным, уверен, есть что добавить. Я далеко не всё рассказал, плюс что-то и сам не знаю о них, а что-то мог и случайно проскочить, находясь рядом.

Отдельно отмечу, что перед планированием отдыха стоит посмотреть, какие где мероприятия будут проходить в эти дни. Некоторые из них не ахти и сводятся к банальному «пожрать» (зачастую они называются фестивалями по стрит-фуду), а другие проходят на очень высоком уровне и оставляют на память много новых эмоций и впечатлений. Вот, собственно, скромная подборка фото с ряда отличных мероприятий.

Если остались вопросы, то смело задавайте в комментариях тут или в личных сообщениях VK (https://vk.com/roman_g13), либо по мылу (roman_g89@mail.ru).

По традиции спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, вышло интересно и познавательно =)

Также хотелось бы сказать огромное спасибо всем, кто случайно и тем более неслучайно причастен ко всему вышеописанному (начиная от подсказок по местам и заканчивая составленной компанией)

И, пользуясь случаем, передать привет всем калининградским друзьям и знакомым! Жду в гости в Питере! :)