|
Пишу с целью обрести соратников по хобби (автопутешествия).
23.07.13. 0 км на одометре, Рыбинск. Впереди рейд по ближней Европе. Автомобиль — «Рено» «Кангу» 2012 г.в. («Жорж»), купленный специально для автопутешествий. Экипаж: я — пилот, жена — штурман. Самая западная точка пробега — Прага. Навигатор куплен вчера, карты Европы закачать не успели, только Россия, Украина и Беларусь. Ещё на борту атлас автодорог издательства «За рулём», автохолодильник и всё. Визы получены впервые, опыта ноль, языков не знаем. В активе оптимизм и уверенность в собственных силах.
Старт. Проходим Тверь (285 км на одометре). Торжок (355), Осташков (485), Волговерховье (558). Всё это Российские города и такие же дороги. Ночуем в машине у истоков Волги. Красивейшие виды, впечатляющие ритуалы (омовения в Волге) и мириады комаров. Совсем рядом находится женский монастырь, а гостиницы нет, хоть и место знаковое. Скорей бы уж монашки подсуетились.
24.07.13. Утренняя фотосессия и в путь. Осташков (632), Ржев (788), Вязьма (892), Смоленск (1078). Когда выехали на «минку», поехалось веселее — дорога стала похожа на европейскую, хоть мы их ещё и не видали. Ночёвка в гостинице. Несмотря на усталость, ночь прошла тревожно: завтра первое пересечение границы — хоть и не вражеская, но уже чужая территория.
25.07.13. Оттаможились удивительно легко: притормаживая, подъехали к шлагбауму, он, не дожидаясь нас, открылся, и мы, не останавливаясь, оказываемся за границей! Сразу бросается в глаза основное отличие: окрестности дорог и всё, насколько хватает взгляда на протяжении всей трассы до самого Бреста, засеяны не бурьяном, а различными сельскохозяйственными культурами. Прямо носом чуешь везде идеальный порядок. Даже пасущиеся коровы и те построены в каре — а этого-то как Батька добился?!
Орша (1231), Минск (1417), ночёвка в Барановичах (1569). Город красивый, аккуратный, ухоженный. Люди приветливые, к русским относятся очень хорошо (такого нет даже в России). С милицией дел не имел, но по рассказам знакомых примерно то же самое. Потрясающе много красивых женщин, очень большой процент блондинок. Храни господь Белую Русь!
26.07.13. У нас оказался день в запасе — в Варшаве нас ждут 27.07. Поэтому, походив по Барановичам, не торопясь выезжаем в Брест (1820) и успеваем осмотреть его и Брестскую крепость. То и другое монументально, но завтра таможня будет не детская!
27.07.13. Зря дрожали. На таможне ничего ожидаемо страшного не произошло. Всё по протоколу, никакого жёсткого обыска не было. Посмотрели в открытый багажник и приступили к формальностям. Польские таможенники на хорошем уровне владеют русским, к мелочам не придираются, корректны. Нам бы такую полицию! На всё про всё час, и мы в Евросоюзе! Вот они, европейские дороги! Очень узкие — по одной полосе в каждую сторону и на полосе слишком тесно. Грузовик на ней помещается с большим трудом и, чтобы с ним разъехаться, надо принимать до упора вправо. Но качество покрытия если не идеально, то очень близко к этому. Разметка аналогично. И по этой «сказке» катим со скоростью 50 км в час — максималка в населённом пункте, а они там не успеет один кончиться, как начинается другой. Это у нас можно безнаказанно превышать на 10 км, а тут всё строго: за каждый километр ответишь! Полиции нет, одни камеры. Фиксируют они всё, фиксируют, а на выезде из Шенгена общий счёт тебе как выкатят — с квартиры бы не съехать! Местные-то знают где можно, а где нельзя, а я-то нет! Вот и собирается за мной хвост из десятка машин, и все гудят! А места, чтобы пропустить их, нет! Ситуация…
Постепенно начинаю привыкать и приспосабливаться: пристраиваюсь в хвост кому-нибудь с непольскими номерами и держу его скоростной режим. А если я впереди колонны, и она начинает отставать — жму на тормоз. Лучше перебдеть, чем недобдеть!
Наконец-то автобан! Можно притопить и без населённых пунктов! Ура! «Варшавский район» окружён такими дорогами. Ещё пара часов и мы в Варшаве (2030)!
Ездить по столичному европейскому городу примерно раз в 20 легче, чем по нашему самому что ни на есть провинциальному — машин на порядок меньше! Секрет прост: ездить легче, а припарковаться невозможно — везде знаки или «остановка запрещена» или «платная парковка». И так во всех городах, исключений я не нашёл! А мы не знаем ни сколько надо платить, ни как это сделать. Спросить дорогу тоже проблема — по-русски здесь никто не разговаривает или не хочет. Так они и не должны! Хорошо, что заранее купили карту Варшавы! Сориентировались, хоть и не сразу (чтобы по-польски читать улицы, привычка нужна), и в гостиницу. На сегодня хватит! Отбой.
28.07.13. Переночевали в гостинице «Кампонила». Недорогой отель со всем необходимым, включая утренний шведский стол с приличным ассортиментом яств. Правда, парковка авто обошлась в 60 «злотиков» за сутки (1 польский злотый примерно 10 рублей). Дороговато, но всё равно рекомендую. Парковка подземная, прямо оттуда можно подняться на лифте в номер, т.е. от машины до лифта и от лифта до номера в сумме у нас получалось около 15 метров. Есть за что платить!
День посвятили осмотру Королевского замка и Королевского парка «Лазенки». Всё это впечатляет только после того, как забудешь масштабы Санкт-Петербурга. В конце концов, замок — это прежде всего крепость, а потом всё остальное, да и парк не слишком-то и мал. Параллельно с этим пытался найти более дешёвую парковку. Тщетно. В Варшаве они все почасовые от 3 до 5 злотых, и как платить за них, до конца не разобрались.
Кроме всего этого развеялся миф о неотразимой красоте польских женщин (по Пушкину). В зависимости от вкуса, в Варшаве было 3 варианта: либо красавиц было неприлично мало, либо их не было, либо их не было ва-абще! Может, они в это время были на работе?! А вот красивые мужчины, на удивление, встречались регулярно, причём схожего типажа — светлорусые, крупные, с правильными чертами лица. Славяне...
29.07.13. Прощаемся с Варшавой и берём курс на Краков. Европейская дорога тянется монотонно и нудно. Но что это я вижу? Вот это да! Ямочный ремонт дороги! Ага! Не только у нас! Правда сделан он на совесть, и это был единственный случай, который я заметил.
Можно отметить, что платные дороги у них более мотивированы: по ним движешься почти в 3 раза быстрее, чем по бесплатным, т.к. нет перекрёстков, населённых пунктов и т.д. У нас эта разница будет значительно меньше, если будет вообще. Так ли уж они нам необходимы?!
Пока едем, совершаем нарушения ПДД: то штурман отстегнёт ремень безопасности с целью что-нибудь достать с заднего сиденья (как раз под камерой), то скорость превысим на пару км, то ещё что по мелочи. Интересно, копится ли это всё в ихней базе данных?!
Краков (2346) появился, как и ожидалось (хочешь неожиданного — путешествуй по РФ). Поплутав немного, находим забронированный отель «Старт». Всё хорошо, недорого, но нет кондея. Несмотря на жару, засыпаем, ибо устали.
30.07.13. Оставляем машину на стоянке при отеле — она тут бесплатная — и осматриваем город пешком. С парковками ситуация та же. Хоть Краков и вторая столица Польши, это не Москва и не Санкт-Петербург. Получить представление о городе за один день, передвигаясь по нему пешком, вполне реально. Красивых женщин попадается больше, чем в Варшаве, но всё равно очень мало! Пока посещали Вавельский замок и ходили по улочкам Кракова, сложилось мнение о поляках. Народ трудолюбивый, добросовестный, старательный. Они не испытывают к нам братской любви, но, если ты за что-нибудь заплатил, ты получишь это на 100 % или больше. Сдачу можно не проверять — они патологически честные. Но что особенно поражает, так это их потрясающая корректность! Тянувшись за ними, мы больше тысячи раз сказали «дзянькуе», но раза в 2 больше мы это услышали! Даже когда тебе что-нибудь предлагают на улице, а ты отказываешься — они всё равно «дзянькуют»! И никто ни на кого не орёт, никто не скандалит и пр. А у нас такое будет когда-нибудь?! Экономика-то здесь не при чём! Матом не ругаться и всё!
31.07.13. Утром после традиционного уже шведского стола и недолгих сборов направляемся в Прагу. Польский участок дороги в основном бесплатный со всеми выходящими, а чешский — почти сплошной автобан, но бесплатный. Везде качество дороги — «у нас такого нет». К вечеру въезжаем на окружную Праги (2934). По карте, купленной ещё в России, почти без зигзагов, находим отель «Славия». Квалификация штурмана растёт да и улицы по-чешски читаются легче — букв меньше! Отзыв об отеле аналогичный. Парковка при нём бесплатная.
1.08.13 - 3.08.13. Машина пусть отдыхает, а у нас три дня на «разграбление города». Прага — пивная столица мира. Музеи уже надоели, поэтому основная цель — пивницы (ударение на первый слог)! Знаменитые часы на Староместной площади, Старо место, Вышеград, Карлов мост, собор святого Витта, Градчаны, Мала Страна и т.д. — всё это посещалось, когда мы были свободны от пивниц или совместно. При этом в нашем экипаже впервые за всё время экспедиции появились разногласия. Мне больше всех понравилась пивница «У медведку», а штурману — «У Флеку». Также рекомендуем «У Пинкаса» — разливают пиво почти 500 лет! И везде великолепнейшая кухня! Это опишет только специалист! «У Бубеничку» посетить не успели. В следующий раз будем в Праге — держись «Бубеничек»!
Видел здесь довольно много людей, которые тут пили бутылочное пиво. Да здоровы ли они!!! Одно плохо — теперь в России не только не буду пить пиво, но даже думать о нём не смогу. Хотите бросить пить пиво — приезжайте в Прагу!
Ещё одному мифу конец — о стройности и даже худобе чешских женщин. Это не так! Они симпатичные, но до стройности там дистанция огромного размера! Несмотря на то, что всё там обезжирено до нуля (нормального кефира нет вообще), наши намного стройнее!
Европа всегда была неблагодарной и невежественной по отношению к России, как сказал ещё Пушкин. Не устарело! Они там все думают, что мы перед ними в чём-то виноваты или что-то им должны! Если будешь спрашивать дорогу — никто не знает русского. Но стоит зайти в магазин или в кафе, т.е. если появляется перспектива, что я достану из кармана деньги, то русский включается в размере школьной программы минимум на 4 балла! Почти без акцента! И с честностью тоже не айс! Могут запросто обмануть везде, в том числе и в обменнике при покупке валюты. Курс написан так, что трудно понять, какой он на самом деле. Чтобы этого избежать — в центре Праги возле Пороховой башни есть до боли знакомый Сбербанк. Там говорят по-русски и не обманывают. Пару лет назад моего знакомого ограбили на улице ночной Праги. Русские, украинские и польские бандиты вычисляют русскую речь и гопстоп! Немцев не трогают! Кроме того, что Прага была столицей империи, она сейчас является столицей по угонам автомобилей. Национальный состав тот же. Мы судьбу не искушали и рано возвращались в отель. Машина тоже уцелела.
И всё-таки, находясь там, получаешь несравненное удовольствие! Когда ходишь по Праге пешком с картой в руках, эффект получается такой, как будто ты едешь на машине по Москве. Через 2-3 дома уже другая улица, а дома, как правило, одноподъездные, т.е. 50-100 м — и ищи на карте уже новую улицу! Много китайцев. Каникулы у них, или их просто много.
Все три дня в Праге возвращались в отель уставшими, но положительные эмоции били через край! Это время можно прибавить к лучшим дням нашей жизни! Жаль, что всё хорошее катастрофически быстро кончается!
4.08.13. С утра пораньше собрались и пошли на Гданьск. Только выехали из Праги, как попали в горы (не Татры ли это?)! И почти вся чешская часть дороги проходила по горному серпантину. То страшной длины подъём на 2-3 передаче, то головокружительный спуск с немыслимыми виражами! Стоят знаки «50», но порой и «30» ехать страшно! Я всегда был любителем на спуске пустить машину в накат для экономии топлива. Здесь от этой привычки я благоразумно отказался. И на горах такой крутизны почти параллельно склону ухитряются расти весьма большие деревья, высотой 10 м и более.
Но вот горы закончились, пошла ровная дорога, и почти сразу же началась Польша. Всё, как прежде, только переход был слишком большим. То, что для России норма (чуть меньше 900 км), то для Европы перебор, и лёгкая автомобильная прогулка в период отпуска должна отличаться от изнурительной работы профессионалов! Дневной пробег я рекомендую 500 км плюс-минус… В нашем же случае в отель Гданьска (3728) мы попали в 2 часа ночи еле живые.
5.08.13. В Вольном Городе Гданьске решили с утра пойти на пляж и искупаться в Балтийском море (оно очень холодное по сравнению с Чёрным), а после обеда пройтись по улочкам города. Похоже, с парковками везде одинаково. Люди более охотно разговаривают с русскими, да и мы начинаем понимать польскую речь. Красивых женщин ещё больше, но до среднего по России они всё равно не дотягивают. А город хорош: улицы, архитектура, каналы — всё здорово!
6.08.13. Зарубежное турне неуклонно идёт к концу, и мы двигаемся к Калининграду. 3 часа в пути и Европе конец! Таможня чисто формальная — поляки закрыли визу и всё. Наши тоже не утруждали себя активным обыском. К обеду были уже в Калининграде (3902). Загородные дороги — как на Западе, а городские — как у нас! Если выбоины в асфальте дело привычное, то выбоины в брусчатке провоцируют стресс! В городе так много банков, как будто это градообразующие предприятия! Обидно, что красивейший город так запустили!
Столкнулись с непредвиденными трудностями. Мы рассчитывали к автомобильному вояжу добавить морской круиз на пароме до Санкт-Петербурга, пробыв в Калининграде 1-2 дня. Билетов мы не бронировали и думали, что паром ходит или каждый день, или хотя бы через день. Оказалось, что это очень сильно не так! Он ходит только раз в неделю, и ближайший идёт в воскресенье, т.е. мы здесь задержимся на 5 дней! Но, в конце концов, здесь не тундра, и, как говорится, если достался лимон, делай из него лимонад.
7.08.13 - 10.08.13. Нашли недорогой отель «Зеркальный карп» и оттуда ездили по побережью Балтийского моря почти по всей области. На местных пляжах примечателен «поющий» песок: когда по-стариковски шаркаешь ногами, он издаёт звук, похожий на отдалённый лай дворняги. А если сильнее ударить по касательной, то «лай приближается»! Охватили все достопримечательности Куршской косы: пьяный лес, дюна «Эфа», «лебединое» озеро. На въезде туда ещё существуют зкологический и прочие дремучие незаконные поборы, про которые мы давно забыли. Редкий калининградец был в Москве и вообще где-то в России. Зато Польша и Литва — дом родной! Количество красивых женщин соответствует российским стандартам! Родина…
11.08.13. 50 км до Балтийска (Пилау) и мы снова таможимся. Из России в Россию! После формальностей заезжаем на паром. И тут обнаружился один недостаток, который есть почти у всех авто. Если ты закрываешь машину с пульта, то она вместе с этим одновременно ставится на охранную сигнализацию. А на море и качка, и толчки, и тряска! Вот и получается, что или сигналка будет непрерывно орать, или оставляй салон открытым! У нашего «Жорика» настройки оказались такими, что даже при сильном волнении он вёл себя тихо.
13.08.13. Выгружаемся с парома в Усть-Луге. Чуть больше 150 км — и мы в Санкт-Петербурге (4759)! Ночёвка у родственников, с утра в течение 11 часов добираемся до Рыбинска (5494). Всё!
Резюме. Не хочешь заморачиваться с визами — путешествуй по России. Есть что посмотреть и языкового барьера нет. Кому мало проблем и кому сладок запретный плод — тем в Шенген.
Финансы. Визы, страховки, бронирование гостиниц — около 25000 руб. Бензин в Польше стоит около 57 рублей за литр, в Чехии слегка за 60. Мы проехали по этим расценкам чуть меньше 2000 км, т.е. около 11000 рублей. Остальное по России — 14000 рублей. Вместе 25000 рублей. Кафе, рестораны, пивницы, продуктовые магазины, сувениры и подарки — примерно 40000 рублей. Паром — 25000 рублей. Итого 115000 рублей. Это на двоих. На кафе и пр. можно было сэкономить, но у нас не было в этом острой необходимости и мы не ставили перед собой таких целей. Перед такой поездкой покупать наличные евро не обязательно, т.к. в Польше и Чехии в обменниках их валюту можно купить за рубли. Интересно, если в каждой стране свои деньги, зачем тогда евро?! Какая-то виртуальная валюта! Кроме того, практически везде можно расплатиться карточкой «Виза» или «Мастер Карт».
Транспортное средство. «Жора» вёл себя лучше всех в нашем экипаже! Вёз всё, что положат, лишних пара чемоданов не проблема. Не капризничал, не глох, не ел лишнего бензина. Он был бы идеальным, если бы не один пунктик: это не скоростная машина. На автобане при скорости 100 у него уже 3000 на тахометре и 3500 при 110. Кратковременно можно ехать и побыстрее, но держать 3500 - 4000 крейсерские страшновато. Вот и ехали 100-110 при безграничных возможностях.
Выводы. На следующий год при возможности поедем снова, но ещё дальше.