|
Железная дорога из РФ в Калининград проходит через Белоруссию и Литву, для пересечения которой требуется транзитная шенгенская квази-виза, которую автоматически оформляет РЖД (при наличии загранпас-а).
Посмотреть и увидеть своими глазами бывшую Восточную Пруссию (ныне Калининградскую обл.), отошедшую СССР в июле 1945 г. в Потсдаме по результатам ВОВ, хотелось давно, но как-то не складывалось. Тем более что для проезда по ж.д. требовался загранпас. В июле 2024 г. таки оформил загранник и в конце сентября решил осуществить давнюю задумку, для чего пришлось поехать на Белорусский вокзал для покупки билета (по Инету купить невозможно из-за визы, которую пассажирам оформляет РЖД).
Долго решал: ехать «на ногах» или на велике «Mi»-гибрид (QiCicle Xiomi — квиксайкл) и таки решился взять велик, а вещи — в маленький (10 литр) рюкзак, в который всё поместилось (зарядка, насос, ключ, кружка, пакетики с кашей и бутеры). Было сомнение с транспортировкой велика в метро на эскалаторе, но все оказалось без проблем.
Старинное ж.д.? здание на Пресненском валу. Москва
На вокзал приехал с лагом в час с лишним, который «убил», поехав на велике по окрестностям — Грузинскому и Пресненскому валу до Ходынской улицы и обратно. К своему удивлению, обнаружил старинные (позапрошлый век?) жел.дор? строения. Загодя вернулся на вокзал и дождался загрузки в вагон. Было сомнение по размещению велика, но т.к. он складывается, загрузил его на верхнюю полку, где он нормально устроился и никого не смущал.
В 14:40 поезд тронулся, и уже вечером мы были в Минске, затем г. Молодечно и далее до Литвы, где первая граница — белорусская. Проверка документов строгой девушкой в роли белорусской пограничнийши прошла штатно. Тронулись, литовская станция Тракай и их пограничники — молодые парни, нормально говорящие на русском, но уже не наши. Часа через два езды по Литве и прибываем на ст. Кибартай, где снова литовская граница. И вот пасмурным утром российская граница (четвертая), въезжаем в бывшую Восточную Пруссию, а с 1945 г. российскую Калининградскую область. Здесь уже наши российские пограничники.
1-й день. Утром въезжаем в Калиниградскую область — бывшую Восточную Пруссию. Глядя на окружающие строения угадывается стиль немецких (прусских) построек. К полудню прибываем в Калининград, на главный Южный вокзал.
Выгружаюсь из вагона, собираю свой велик, спускаюсь в туннель и лихо покатил в город, в котором ни разу не был. Кстати, до 1992 г. Калининград был закрытым городом, куда въезд иностранцам был запрещен. А ещё раньше, в 1945-1947 гг. всё немецкое население бывшей Восточной Пруссии (оставшиеся 20 тыс. чел.) было принудительно депортировано в Германию (ГДР). Погода пасмурная, но сухо и не холодно +12С, для поездки самый раз.
Ж.д. вокзал в бывшем Кенигсберге старинный, бывший немецкий. На площади перед вокзалом памятник М.И. Калинину, который, как и я, здесь никогда не был.
Первое — мне надо устроиться на ночлег бюджетно, значит хостел. По домашним заготовкам нужно ехать на автобусе, которые одновременно и городские (идут по городу) и пригородные (конечные пункты). Автовокзал здесь же, на площади, рядом с железнодорожным — современное советское здание в стиле модерн. За автовокзалом увидел ж.д. вагоны, но не придал этому значение. А позже узнал, что там интересный музей ж.д. транспорта. Увы — пролетел.
Вход в автовокзал — как и в солидные вокзалы, через рамку и рентген. Захожу в вокзал, осматриваюсь, в кассе покупаю билет на себя и на велик (0,5 тарифа). Выход к автобусам через турникет по билету. Автобусы — немецкие, не новые, но в приличном состоянии — чувствуется близость Европы, есть возможность перевозить велик.
В автобусах кондукторы, для москвАчей — анахронизм.
Как только выехали в город, сразу стало видно, что это Европа с крутыми крышами довоенных домов и высокими трубами, хоть и советская=российская: те же дома, улицы, брусчатка, в приличном состоянии. Город очень зеленый, вокруг много воды и водоёмов. По мосту пересекаем реку Преголя, которая в низовьях судоходная — порт расположен на западной окраине города.
Проезжаем центр города и удаляемся к западной окраине, наверное район Амалиенау? И здесь вижу старинные немецкие виллы, каких в Европе не счесть — всё ухоженно и живописно. Класс! Европа. Не могу оторвать глаз.
Тем временем моя остановка автобуса, выхожу, сажусь на велик и доезжаю до нужного адреса, где понимаю, что это не то, что описывали в Интернете. Значит, облом, нужно искать что-то другое, но у меня ещё есть адреса и явки. Нужно возвращаться в центр города, в этом мне очень помогает велик, заодно осматриваю город в деталях. Однако забыл включить в смартфоне мобильный Интернет и оказался без навигатора. Пришлось спрашивать у прохожих и двигаться по памяти из Яндекс карты. Погода была нормальная, и с немалым любопытством проехал через центр и кое-что запечатлел на смарт.
Добрался до скульптуры Августа Гауля «борюще-бодающиеся зубры» перед зданием университета. Оказывается, скульптура была установлена (1911?г) не просто так: ранее в Восточной Пруссии с её дремучими лесами на влажных почвах бродили стада мясных рогатых гигантов, которых таки добили в голодные годы после ВОВ.
Площадь Победы с Храмом Христа Спасителя.
Тем временем надо было определяться с ночлегом, поэтому двинулся в сторону вокзала обратно через реку. С трудом нашел искомую Эпроновскую улицу и хостел «Токио», который как-то мне не приглянулся из-за второго этажа. Поехал дальше — на улицу Б. Хмельницкого, где нашелся хостел «КойкаГо», где и заселился за тыщу. Время до темноты еще оставалось, решил ещё проехаться по округе и выехал на берег Преголи, где нашел ту самую «Рыбную деревню», которая оказалась скопищем рыбных ресторанов в старинном здании с башней. Да, красиво и вкусно пахнет. На реке множество катеров предлагают водные экскурсии, но цены кусаются.
Обозрев мельком рыбную «деревню» на набережной, по небольшому Медовому мостику, мимо милейшего дедушки-хомлина переместился на остров Канта, где главным является Кенигсбергский собор. Обогнув собор, нашел могилу Канта. Пользуясь своей мобильностью, объехал собор со всех сторон, а также грандиозный парк острова со скульптурами.
Позже, покопавшись в Интернете, узнал, что нынешний остров Канта это прежде был центральный островной район Кёнигсберга — Кнайпхоф с узкими улицами (см. макет). После бомбежек английской авиацией в 1944 г. остров Кнайпхоф превратился в руины с остовом Кёнигсбергского собора. После войны в 1945-1953 гг. бывший Кёнигсберг превратили в «рудник» строительных материалов: развалины разбирались с извлечением целых кирпичей, которые грузили на баржи и отправляли в Ленинград для восстановления города. Бывший Кёнигсберг Советы восстанавливать не торопились: Кенигсбергский собор на острове Кнайпхоф простоял разрушенным до 1992 г.
Разрушенный кёнигсбергский собор на острове Канта в 1992 г.
Макет острова-города Кнайпхоф.
Вечерело, начало смеркаться, и пошел мелкий дождик, посему решил закруглять прогулку, для чего отправился в теплый сухой хостел «КойкаГо», где отужинал кормом из местной кулинарии в уютном холле хостела.
Так закончился мой 1-й день в Кёнинграде-Калининграде.
2-й день. Утром следующего дня покинул хостел с решимостью увидеть-таки Балтику, для чего отправился на автовокзал с намерением поехать в г. Светлогорск — бывший Раушен. Автобус, как и вчера, проехал через весь город с юга на север, что позволило ещё раз разглядеть город и сориентироваться, где был вчера. Расстояние до Светловодска всего 30 км?, и в 10 часов были уже на месте.
Светлогорск (бывший Раушен) расположен на высокой прибрежной песчаной древней дюне, поросшей густым смешанным лесом. И среди этого леса построены симпатичные виллы. Осмотрел в основном только прибрежную часть города. Вначале по длинному крутому спуску спустился к морю, где должен быть прибрежный променад, с намерением проехаться по нему вдоль моря. Однако там оказалась закрытая стройплощадка — реконструкция променада. Пришлось подниматься обратно и уже поверху поехать в сторону Зеленоградска (бывшего Кренца).
Здесь всё сохранилось как и было раньше, и это очень напомнило облик ухоженных европейских городков, точно — русская Европа.
По обнаруженной велодорожке рядом с шоссе поехал в сторону Зеленоградска вдоль моря. По дороге увидел на потстаменте черный автомобильчик. Свернул подъехать посмотреть подробнее. Это оказался китайский электромобильчик габаритов и облика Сузуки Джимни с большой батарейкой под днищем и электродвижком.
Это оказался электрокитаец…типа Сузуки Джимни.
Далее велодорожка свернула к морю мимо новых домов, по-видимому на продажу на окраине Пионерского (бывший Нойкурен). Из Интернета узнал, что до 90-х годов г. Пионерский был главной базой атлантического рыболовного флота СССР с незамерзающим портом. Основали Нойкурен крестоносцы Тевтонского ордена в 13-м веке. В 19-м веке Нойкурен становится бальнеологическим курортом, до этого там добывали янтарь. Но изначально Нойкурен имел рыбацкую специализацию. В 1890 г. было начато строительство защитного мола длиной 400 м для рыбацкого порта.
Там, за мысом г. Пионерский (Нойкурен).
Название Пионерский было выбрано в связи с крупнейшим детским ортопедическим санаторием, расположенным здесь с конца 40-х годов. В 70-х годах в Пионерском базировалась крупнейшая база океанического рыболовного флота с 90 судами и рыбоперерабатывающий завод. В настоящее время ведется реконструкция порта для приема крупных морских паромов из портов РФ — С/Питер, Усть-Луга.
Увы, Пионерский миновал по краю и сам город толком не видел. Но началась отличная велодорожка из серого кирпича по лесному берегу Балтики до самого Зеленоградска.
Катил по отличной велодорожке вдоль моря.
Берег укреплен крупными местными камнями.
На берегу увидел укрепление большими валунами. Обнаружил бетонный съезд в море, наверное, для спуска маломерных судов. Вдали четко был виден мини-остров. Спросил у местных, которые рассказали, что это искусственный остров сделали не так давно для альтернативного снабжения Калининградской области газом, т.к. газопровод из России проложен через Литву, которая грозится его перекрыть. Разумно.
В море видны старые волнорезы из бревен и искусственный остров вдали.
Далее велодорожка вывела на окраину Зеленоградска (бывший г. Кранц), где множество шикарных новостроек. Вдоль набережной проложен променад со множеством кафешек, контор проката великов. Посередине набережной сооружен 150-метровый пирс, с которого открывается вид на набережную и местные ловят рыбу.
Миновал Зеленогорск и добрался до Куршской косы. Проезд по дороге Куршкосы платный, но пенсерам — льгота. Вдоль шоссе в лесу проложен бетонный велотрак. Лес практически дикий — заповедный. Проехал немного вглубь, не увидел ничего интересного. Время клонилось к вечеру, заряд аккума велика почти иссяк, поэтому повернул назад. В лесу у берега обнаружил заброшенную башню корректировки огня.
Пункт оплаты дороги по Куршской косе.
Снова въехал в Зеленоградск, чтобы вернуться обратно в Кенинг. Городок явно курортный, с ухоженными улицами, домиками.
Башня управления огнем в лесу на берегу.
Вид на Зеленоградск со смотровой башни (бывш водо).
По пути в центр миновал красивый действующий костел. В городке выделяется старинная бывшая водонапорная башня со смотровой площадкой, с которой открываются виды на город и на море. В бывшей водонапорной башне высотой 40 м расположен крупнейший в мире музей кошек «Мурариум» со множеством забавных экспонатов. В городке, как и в прежние времена, поддерживается образцовый порядок, отремонтированные дома, чистые и благоустроенные дороги и тротуары.
В городке Зеленоградск у действующего Спасо-Преображенского собора (бывшая кирха св. Адальберга)…
… и старинной водонапорной башни 1904 года .
В музее кошек Мурариум, в башне.
Вид на Зеленоградск с водонапорной башни.
К вечеру на автобусе добрался до автовокзала в Кёнинге, но, пока разбирался с великом, стемнело, в потемках спутал стороны перекрестка и поехал в другую сторону. Сообразил, что заблудился не сразу, пришлось возвращаться и спрашивать дорогу. На ночь устроился в хостеле «Токио». За день изрядно устал, но впечатлений вкусил.
3-й день. Утром третьего дня на улице шел мелкий дождь, но решил, что прорвусь, и поехал в город по намеченным точкам — решил день посвятить музеям. Сначала поехал мимо памятника десантникам и к месту бывшего Королевского замка, руины которого сначала взорвали и разобрали на стройматериалы для восстановления других зданий. Кроме скромного стенда смотреть там было нечего. Под непрекращающимся дождем поехал далее вдоль прудов. В результате своих покатушек под дождем промок «до трусов» и понял, что надо прятаться в сухую норку, а на будущее — иметь плащ-клеёнку.
Хостел «Токио» на Эпроновской.
Памятник советским десантникам на берегу Преголи.
Так выглядел Королевский замок в Кёнигсберге в начале 20-го века (фото из Интернета).
Дом Советов в Калининграде до сноса в 2024 г. (из Интернета)
Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 г. королевский замок сильно пострадал. После войны востанавливать замок не стали. В 1953 г. взорвали аварийную главную башню, остатки замка взорвали в 1967 г. В 1970 г. почти на месте бывшего королевского замка начали строительство 28-этажного Дома Советов. К концу 90-х годов 21-этажный (выше не смогли) Дом Советов был готов на 95 %, но всё спутала Перестройка. Долго думали что делать и к моему приезду в августе 2024 г. Дом Советов снесли. Немного не успел увидеть, жаль.
Дождь продолжался, пришлось искать укрытие. Спасаясь от дождя, нашел-таки музей-бункер коменданта Кёнинга Отто Ляша, который находился внутри дворов, под землёй на глубине 7 метров. Примкнув свой велик на входе в бункер под крышей, спустился вниз, купил льготный билет за 300 руб. Бункер представляет собой узкий коридор с комнатами, в которых собраны экпонаты, макеты, документы. Почти за час осмотрел экспозицию, расказывающую о штурме крепости Кёнигсберг, и о её сдаче, заодно и подсушился.
Вход в бункер-музей штурма Кёнигсерга (велик примкнут сбоку под крышей).
Осмотрев музей-бункер и убедившись в героическом штурме и достоверности сдачи крепости Кёнигсберг комендантом Отто Ляшем, которого Гитлер приговорил к расстрелу, но так и не расстрелял, двинулся на осмотр музея Мирового Океана.
Момент подписания комендантом От. Ляхом акта о капитуляции и сдачи Кенигсберга.
Музей Мирового Океана на набережной река Преголя.
Областная филармония в бывшей кирхе.
Утром 4-го дня, учитывая, что сегодня вечером в 20 часов у меня поезд обратно в Москву, решил посмотреть Балтийск (бывший Пиллау). Для этого поехал на автовокзал, откуда отправлялся автобус в Балтийск (50 км). Проехав через город, автобус взял курс на северо-запад — к Балтийской косе. Весь путь пролегал через дремучий лиственный лес, мимо многочисленных садовых товариществ. Начал было накрапывать дождь, но, услышав мои возражения, передумал.
До 90-х годов Балтийск был закрытым городом-базой. Но с середины 90-х годов въезд в город стал свободным, хотя до этого это была погранзона с пропускным режимом. Автобус остановился у ж.д. вокзала — конечная. Сел на велик и двинулся вперед на осмотр города, ранее имеющего название Пиллау, что угадывалось по облику старинных немецких зданий.
Незаметно подъехал к главной достопримечательности Балтийска — пятиугольной крепости (цитадели) Пиллау, окруженной со всех сторон водой. Крепость Пиллау во все времена имела важное стратегическое значение из-за своего местоположения, что, будучи победителем в ВОВ, не упустил в своё время В.И. Сталин и вся (почти) бывшая Восточная Пруссия по результатам Потсдамской конференции летом 1945 г. отошла СССР (РФ).
Крепость Пиллау начали строить шведы в 1626 г. по приказу короля Густава-2. Во времена семилетней войны в 1758 г. Пруссия была занята русскими войсками царицы Елизаветы Петровны (дочери Петра I)? в честь чего у форта на берегу Балтийского моря установлена памятник Лизе на коне, смотрящей на Запад.
Подъехал к шлагбауму цитадели, где у бойца-часового узнал, что посетить крепость можно только с экскурсией, а билет купить в музее Балтфлота, рядом.
Даже сейчас в крепости располагается воинская часть. Раньше попасть внутрь было невозможно. Но в 1999 г. часть крепости передали музею Балтийского флота, и в составе экскурсии (не более 35 чел., билеты строго по паспорту РФ) можно побывать внутри крепости.
Посетили один из пяти бастионов крепости — «Кронпринц» и его подземный каземат.
Свод кирпичной кладки бастиона с годом выпуска.
Мини-подлодка «Сирена» внутри крепости.
Внутри крепости также выставлены образцы военной техники. Особо впечатлила мини-подлодка «Сирена» (СМПЛ — сверхмалая подводная лодка), которую скрытно выпускают из торпедного аппарата.
Подлодка «Сирена» негерметична, имеет два отсека для двух подводников-аквалангистов, помещающихся в своих отсеках. Длина Сирены — 11 м, диаметр — 532 мм. В хвостовой части Сирены аккумы и движитель с рулями. Сиреной можно управлять, есть навигация, дальность хода — 8 (или 40?) миль, скорость — 4 узла, глубина — до 40 м. При движении под водой свои отсеки подводники закрывали сдвижными люками (не герметичными). По прибытию в точку назначения аквалангисты покидали лодку, из отсеков доставали груз и выполняли задание. Лодку «Сирена» можно было оставить на несколько суток, чтобы потом использовать для отхода диверсантов. Учитывая мутные воды Балтики, это было, наверное, забавно...
Щит управления мини-подлодкой «Сирена» (из Интернета).
Памятник Елизавете Петровне при входе в канал.
В ожидании экскурсии в цитадель Пиллау немного объехал округу: Маяк (33 м) и памятник Петру I, который бывал в Пиллау трижды. Позже Петропавловскую крепость в Петербурге строили по аналогии крепости Пиллау. Также проехал на самый кончик северного мола вдоль канала, где прочувствовал морской балтийский ветер.
После осмотра крепости немного объехал город (не весь, до вездесущных пятиэтажек не доехал), есть старинные немецкие здания под черепичными крышами, город очень зеленый. Но осталось впечатление бывшей военной базы — аскетизм, и праздных людей явно мало.
Мотодрисса прибыла на Северный вокзал.
Вид на Балтийскую косу с набережной канала.
Обратную дорогу в Кёнинг(град) осуществил в мотодриссе — рельсовом автобусе.
Путь мотодриссы пролегал вдоль берега мелкой Приморской бухты, Приморска, мимо многочисленных садовых товариществ, густого леса. Прибыли на Северный вокзал почти в центре Кёнинга. Не спеша поехал через уже немного знакомый город в направлении Южного вокзала. Уже вечерело, и проезжая мимо калиниградской столовки, решил заскочить, откушать перед поездом. Проехал по Ленинскому проспекту, мимо площади Победы с Собором Христа Спасителя, по мосту через реку Преголя, по острову И. Канта.
На вечерней набережной Преголи наб. Гюго.
Проехав мост, свернул на Портовую улицу, мимо заброшенного здания Морского собрания, к улице Багратиона и неожиданно выехал к отреставрированным Бранденбурским воротам. Очень впечатлился и понял, что еще много в Кёнинге не посмотрел. Но поезд ждать не будет. Поэтому поехал в сторону ж.д. вокзала по старинной улице, мощеной брусчаткой. До отправления поезда проехался в потемках по окрестностям вокзала, немного подождал и поехал на посадку.
Бранденбурские ворота на западе города.
Поезд отправлялся с Южного вокзала в 20 часов местного. Далее последовала дорога с четырьмя границами, утром мимо Минска, и вечером 5 октября поезд прибыл на Белорусский вокзал столицы. На метро доехал до Каширки и в потемках добрался до дома.
На этом мой 5-дневный мини-вояж в Русскую Европу завершился. Остался очень доволен, хотя и не всё посмотрел. Бюджет поездки составил порядка 12 тыс. руб., что вполне подъёмно для пенсера.
Октябрь 2024 г.