На Дальнем Западе

10.09.2015 | 10156 просмотров

Это часть большого летнего путешествия, причем не самая продолжительная, но для меня очень важная. Объясню почему. В прошлом году наш экипаж достиг самой восточной точки России, куда можно добраться на автомобиле, не пересаживаясь на паром. Точнее, до оконечности острова Русский. Об этом я уже рассказывал здесь — travel.drom.ru/30231. Этим летом мы достигли самой западной точки России. Для этого приехали в Калининградскую область.

Таким образом, мы прошли страну из одного конца в другой, причем дважды — ведь нам пришлось еще возвращаться к постоянному месту жительства в Иркутск. Как поется у нас: «Любимый Иркутск — середина земли».

Поэтому, сейчас опускаю рассказ о поездке по Европе (крайние точки Италия—Финляндия), и по Золотому Кольцу (надеюсь к этим темам вернуться чуть позже), а сосредоточусь только на впечатления, оставшиеся от Калининградской области.

… На погранпереходе при въезде в Советск таможенник, увидев наши автомобильные номера, поинтересовался:
— На ПМЖ?
— Нет, только посмотреть.
— Езжайте дальше.

Разрешил он, даже не заглянув в наш багажник, под завязку забитым шмурдяком, скопившимся за месяц путешествия по Европам. И мы рванули на Калининград, не задержавшись хоть на пару часов в Советске. А зря. Ведь это был знаменитый Тильзит, про который в свое время Александр Пушкин сказал: «Тильзит!.. при звуке сем обидном, Теперь не побледнеет росс». Именно здесь был заключен знаменитый, но обидный для России мир с Францией в 1807 году. Унижение было смыто только кровью русских полков, победивших в Отечественной войне 1812 года. К слову, именно здесь впервые встретились два императора (Наполеон и Александр) на плоту, поставленном посредине реки, и около часу беседовали с глазу на глаз. Жаль, что всего этого я не знал, хотя это очень странно: Тильзитский мир есть, а города Тильзита нет. Дальше, наученный этой закавыкой, я стал выяснять исторические имена городов, в которых пришлось побывать.

Мы мчались к Калининграду (бывший Кенигсберг) в ожидании увидеть то, что обещало немецкое слово.

Начну с главного: Калининград — одно из моих самых больших разочарований. Вероятно, в этом ряду я не первый и не последний.

Ожидал увидеть Пруссию, а встретил меня областной российский город, причем не самых лучших кондиций. Сейчас, когда я пережил шок, то начинаю находить объяснения этому обстоятельству. Представьте себе 1945 год. Лежащий в руинах немецкий город, в котором союзной авиацией уничтожен весь исторический центр до основания. И теперь здесь советская власть. И что, эта власть должна была приступить к восстановлению кирх, королевского замка, бюргерских кварталов? Словом, всего того, что совсем недавно было олицетворением самого жестокого агрессора? Как говорится, не время и не место. Поэтому сегодня имеем то, что имеем: свежий новодел, стилизацию и случайно уцелевшие исторические объекты.

Ладно это как-то было бы выдержано или обыграно, но городу, похоже, не везет на главных архитекторов, и поэтому псевдоготика насаждается среди вполне советских районов, а старинная брусчатка кусками закатывается под асфальт по непредсказуемой логике.

При всем при том строят много. И цены на жилье ниже многих областных российских. Может, поэтому Калининградская область привлекательна для миграции — пусть анклав, но зато в центре Европы; знаю несколько семей, которые обменяли Иркутскую область на нее.

Вероятно, если бы только Калининградом наше знакомство с областью ограничилось, я бы покинул город подавленным. Однако у нас была возможность посмотреть всё. И это значительно исправило первоначальное впечатление.

Просветление наступило после поездки в Балтийск (Пиллау). Это самый западный город России. Одновременно крупнейшая база нашего военно-морского флота на Балтике.

Не знаю уж, благодаря чему, возможно, тому, что город был долгое время закрытым, а может, усердию местных властей, но мы увидели то, что на подсознании ожидали — чистый прусский городок, по которому хотелось ходить строевым шагом: казармы, шлагбаумы, отстрелявшие свое пушки…

От причала куда-то на острова отправлялся паром, но нам туда не захотелось. Я фотографировал лебедей, рыбаков, маяк, памятник Петру Первому, старую крепость, военные суда и прибрежную гостиницу, на которой красовалась надпись, что здесь останавливался Иосиф Бродский. И всё было в кайф.

Отдельно нужно сказать о дорогах. Мы передвигались по сельским. Две полосы, зажатые меж мощных вековых деревьев. Скорости минимальные, никто здесь не хочет умирать, зато все можно рассмотреть в подробностях. Попался, кстати, меховой магазин от придорожной зверофермы. Штурмана вывожу оттуда в шоке: цены вдвое ниже иркутских. На пикнике набрал за пару минут горсть виноградных улиток. Таких едят? Кстати, готовая бизнес-идея.

Странно было бы, если бы мы, находясь в эпицентре янтарного края, не заглянули в его столицу — поселок Янтарный. Для начала аксиома — никто из местных здесь не ходит в янтаре. Это удел только туристов или покидающих эти края. Мы заглянули в несколько специализированных магазинов поселка, но остановились на главном — комбинатовском. Хотели купить внучке мелкую фигурку из солнечного камня — увы, весь ассортимент смели дорогие гости из Китая. Однако жена (по совместительству штурман) надолго застряла в торговом зале и вышла оттуда с пакетом покупок, стоимость которых для сохранения психологического здоровья я не стал уточнять.

При янтарном комбинате есть смотровая площадка с видом на разрез — можно понаблюдать, как в промышленных масштабах добывают знаменитый камень. Для туристов тут же аттракцион: найди свой кусок янтаря в куче песка. Дамы всех возрастов роют землю истово. И многие что-то находят. Как я рассмотрел, отходы от основного производства. Но сколько при этом счастья!

Несколько притомившись от затянувшегося путешествия, решили передохнуть несколько дней на балтийском побережье. Решили остановиться в Зеленоградске (Кранце). Немецкая деревня, ставшая курортом еще в 19-м веке, популярна и сейчас. Такого наплыва туристов мы не видели даже в Юрмале. Откровенно говоря, в Юрмале на пляже мы почти никого не встретили.

Правда, и здесь чувствовался кризис.

Хозяин нашей гостиницы (довольно запущенной, но многоэтажной и в центре) проникся доверием к нашему сибирскому происхождению и за хороший процент предложил подыскать ему новых владельцев.
— Мы не по этой части, — разочаровали его.
Но если кто томим жаждой содержать гостиницу в Кранце (от 60 млн. руб.) — обращайтесь.

Было бы противоестественно, если бы мы, имея возможность, не заглянули на Куршскую косу. И мы ее прошли до самого погранперехода. Если бы все барахло, оставленное в гостинице, было с нами, то мы бы поехали и дальше.

Кстати, въезд на косу платный. Это природный заповедник.

Кроме пляжей, которые тянутся с двух сторон от косы, здесь есть и другие достопримечательности. Самые известные — пьяные деревья. Приморские ветра превратили деревья в инвалидов, закрутив их причудливым образом. Нечто подобное я наблюдал на байкальском побережье, но здесь это носит более массовый характер.

Выбираться на родину мы решили через Черняховск (Инстербург). И тут получили очередную инъекцию депрессантов и антидепрессантов.

Поселение существует с 14-го века. Именно в это время Тевтонский орден здесь поставил крепость. Должен сказать, что она влачит жалкое существование.

В тот день, когда мы здесь оказались, местные энтузиасты на развалинах принимали немецких гостей. Старались не ударить в грязь лицом. Было театрализованное представление. Застолье. По моим представлениям, лучше уж было вывести гостей в чистое поле и сказать: «Ваши псы-рыцари построили здесь замок, а мы здесь пасем коров».

Отчего-то больше этих руин на меня произвел впечатление конный памятник, стоящий на площади этого городка. Сначала казалось, что это память о местном курфюрсте или бароне. Действительность оказалась круче.

Сердце Барклая

В 1818 году в нескольких верстах от Инстербурга скончался герой Отечественной войны 1812 года, фельдмаршал Михаил Барклай-де-Толли. Его считают автором теории «выжженной земли», жертвой которой пал Наполеон. Сердце солдата было захоронено неподалеку. А тело князя погребли в Лифляндии, родовом имении — это нынешняя Эстония. Могила была осквернена в Великую Отечественную — искали ордена, с которыми захоронили фельдмаршала.

В Черняховске стоит памятник именно Барклаю. Рядом, очень незаметно, сидит русский солдат. Он ждет, куда его поведут новые полководцы.

Май-июль 2015 года.

KOTOFEICH
Теперь на выбор север или юг России-лучше конечно самый крайний из крайних северов!Потом на юге приятнее должно быть ;)

Санкт-Петебрург
Я в прошлом году тоже ездил в Калининград, но эмоции остались приятные. Люди там немного другие по менталитету, очень понравилось, что город зеленый, много деревьев, парков. А какие там домики есть частные, почти в самом центре..) Всё наверное зависит от ожиданий, я знал, что еду в город, где немецкого осталось не так уж много. Еще там по российским меркам неплохой зоопарк. Хозяин дома, в котором мы жили так же очень хвалил Светлогорск, всё советовал нам туда съездить, а вот Балтийск наоборот не рекомендовал, в итоге мы правда никуда съездить не успели, только на косу.

Ваши чувства понимаю, так как сам нечто похожее ощущал, когда приехал в Кёльн, это была всего лишь моя вторая поездка в Германию (первая была в возрасте 5 лет в промышленный городок Вольсбург) и я ожидал увидеть что-то такое прям немецкое. Но, так как город в вторую мировую разбомбили, то исторических зданий там немного, в основном современные, и "старого города" как такового нет.

А вот к примеру Гданьск, в который я как раз и поехал из Калининграда меня приятно удивил, город так же был изуродован бомбами, но со временем поляки восстановили почти всю его историческую часть. Выглядит просто превосходно, очень здорово там время провел.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Санкт-Петебрург
А в Калининграде меня больше всего покоробило то, что построили на месте Кенигсбергского замка, да еще и не достроили

"Калининград — одно из моих самых больших разочарований" - однако-ж люди переезжают на пмж из Иркутска, а не наоборот.
Калининград напоминает Питер (не зря Пётр I задумал построить город в устье Невы, на Кенигсберг глядючи), но город меньше масштабом. Мне понравилось, на машине только неудобно добираться, а на самолёте семьёй будет дорого.

toptishka:
Да и неудивительно, ведь Гданьск практически их город был, даже не побоялись из-за него спровоцировать вторую мировую.

toptishka:
Эта постсоветское уродство когда увидел,то дар речи потерял.
Такома вещь.

А что насчет цен на проживание?

Не правы вы про Калининград. Ни по истории, ни по сегодняшней культуре и менталитету граждан.
Есть недостатки, существенные. Но это не мешает ему быть моим любимым городом. Прожил там не один год, как и во многих городах от Владивостока на запад, родившись в Иркутске...

З.Ы.: хотя впервые выйдя из здания Южного вокзала и увидев советскую надпись из ржавых стальных букв "Калининград орденоносный, приветствует вас!", на крышах прилегающих пятиэтажек, я ощутил ужасную тоску))) (март 2004г)
С 2005г этих букв нет.

Peterbilt CAT С15

Это памятник прошлому. Стоит уже очень давно

Отчет неплохой, но как то резко закончился без эпилога.
Кениг отличный город, в нем есть и старые постройки и новые. Находясь там всё равно чувствуется близость запада, как будто за границей.
Когда приехал первый раз туда еще в ссср, то была сильно заметна разница с другими регионами.

Смотря откуда?

Чота как-то коротенько..

VladSO:
Это памятник прошлому. Стоит уже очень давно
По-моему это просто позорище, которое снести нужно, чтобы не портить вид.

Альметьевск
Это чудо архитектуры кажется называется Дом Советов. Был в Калининграде этим летом и тоже немного разочаровался от некоторой неухоженности этого старинного города. Особенно это бросается в глаза после того как в него попадаешь из Германии и Польши.

Добрый день всем заглянувшим сюда. Я в дороге и смогу отвечать на вопросы только утром и вечером по дальневосточному времени (если будет wi_fi).

KOTOFEICH:
Это исполнено. От мыса Шмита в Магаданской области до Троицка на российско-казахской границе и дальше...

toptishka:
А вот к примеру Гданьск, меня приятно удивил.
Меня тоже. Постараюсь и об этом рассказать, только чуть позже

Ну так стоит туда переезжать?
Вот человек подробно изучает этот вопрос, кстати используя некоторые мои фото - http://nesiditsa.ru/discovery/...

toptishka:
По-моему это просто позорище, которое снести нужно, чтобы не портить вид.
Это не так просто сделать
s3j

VVO-KGD-MOW
Ну так стоит туда переезжать?
Ни в коем случае. Тебе ж написали.
Труд облагораживает человека.
Мой отзыв: Suzuki Swift 2004
Юрий
Друг с семьей туда переехал из Сибири, доволен очень..

Меня звал, но я отказался......Нечего там делать. В Сибири нужно жить! Создавать и благоустраивать здесь, а не где-то там...

отлично

когда ехали обратно, какой порядок транзита через литву? как таможня контролирует?

Эти мощные деревья на обочинах дорог называют "последние солдаты фюрера", потому что наши о них разбиваются частенько насмерть...
ln1
Знакомые пенсионеры из Комсомольска/А недавно ездили смотрели куда рвануть жить. Что-то ни Калининград им не пошел ни Белгород. Остановились на Феодосии.

ln1:
Тоже неплохое место.
А вообще обычно переезжают туда, где кто-то уже живет - родственники, друзья и.т.д.

Воздух там морской. Т.к. разница была 3 часа назад, вставал в 4 утра местного времени и гулял по пустому городу, вокруг верхнего и нижнего пруда.

Фотографии интересные.)

Автор, несмотря на критику, молодец.
Про путешествия в Калининград не часто пишут, может быть прочитав, люди захотят открыть этот уголок для себя.
И без разницы какие фото - хорошие или не очень, не конкурс же всё-таки, да и не все фотографы.

И что с таким остервенением накинулись на автора?
Что называется, не нравится, проходите мимо.
Мне, к примеру, не нравятся 99% отчетов многочисленной серии "Из *** к Черному морю."
Но не лезу же учить авторов что и как писать и какие фотки вставлять.
Многим такие отчеты нравятся, и даже бывают полезны. Ну и слава богу.
Автор изложил свое мнение, и свои впечатления. Безусловно не полные, может и односторонние в каких моментах. Но, этож не диссертация.
По сути с автором солидарен. Меня Калининград тоже разочаровал.
Возможно, были завышенные ожидания.
Ожидал увидеть второй Питер, а увидел второй Саратов, образно говоря.
Обычный провинциальный город, достаточно безликий.
Еще можно понять "советский" центр, но, убогие современные новостройки на окраинах, понять не могу.
Очень сильно убили деревни.
Как в сорок пятом выселили немцев из этих домов, заселили новых жильцов, так, в большинстве своем, без особого ремонта эти домишки и влачат свое жалкое существование.
Хотя, осколки бывшей Пруссии в Литве, а особенно в Польше - загляденье.
Если ты, чувак, индеец - ты найдёшь себе оттяг,
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Все знакомо, бывал там ... Автор, нормальный отзыв - не переживайте и ничего не доказывайте. ... Здоровье дороже. Подавляющее большинство прочитавших Ваш отчет все равно нашло для себя что-то полезное ...

Хорошая поездка,молодцы.

Хороший отчет. Копья ломать ни к чему.