За четыре моря… ХМАО-Югра — Грузия — Турция

07.12.2018 | 26920 просмотров

Прошло 3 года с предыдущего большого автопутешествия по Европе. Путешествие очень понравилось, негативных воспоминаний нет, и желание съездить на своем авто куда-нибудь в другое место не оставляло. Еще раз съездить в Европу желание есть, но останавливает процесс получения визы, т.к. до ближайшего визового центра 800 км, а заранее, месяца за 3, заняться получением виз мешает долбаное ограничение РСА по срокам выдачи Грин-карты…

В последнее время в сети всё больше появлялось отчетов про поездки в Грузию и даже Турцию. Данное направление привлекает и простотой въезда (за исключением очередей на границе с Грузией) — визы не нужны, достаточно загранпаспорта, и с автостраховками проблем нет. Стали обсуждать, изучать интернет, читать отзывы, где хотелось бы побывать и что посмотреть. В приоритете, конечно, море/солнце/пляжи/развлекухи для дочи, интересные места для всех. Супруга очень хотела посмотреть Стамбул — известный сериал тому виной :) Так и сложился маршрут…

«За четыре моря», — именно так пропела супруга (она же и штурман), изучив карту с предложенным маршрутом. В планы поставили купание в Черном, Мраморном, Эгейском и Средиземных морях.

Экипаж и сроки

Я — водитель, супруга-штурман, и главный пассажир — доча 7,5 лет. Выезд из дома 21 июля 2018 года, возврат 26 августа 2018 года.

Авто, доки, навигация и связь.

Оранжевый Kia Sportage AT AWD 2013 г. выпуска. В прошлом году пережил капиталку двигателя. Пробег 21000 км после капремонта, общий пробег перед стартом 135000 км. Проверка ходовой, замена масла/фильтров, заблаговременная замена передних тормозных колодок, ибо впереди много горных перевалов. Плюсом к обычным документам на авто оформляю грин-карту для Турции за 4700 руб. С марта 2018 в Грузии ввели обязательное автострахование, оформляется легко на сайте, стоимость на 30 дней — 50 лари (около 1300 руб.), оплата банковской картой на сайте, процесс занимает минут 5, результат приходит на почту, распечатываем и кладем к общим документам. Медстраховку можно не делать, но мы оформили через сайт страховой компании в электронном виде за 3650 руб. CB-рация установлена давно и активно используется. Пару лет назад установлен авторегистратор SilverStone F1 с GPS и базой камер. Предупреждал по всей России и даже в Тбилиси.

Навигация: на смартфоне (теперь это Honor 9) всегда стоит OsmAnd+ с нужными картами. Готовясь к поездке, ставил нужные мне точки/метки маршрутов и интересных мест на картах Гугл. Затем встал вопрос — как их перенести в OsmAnd? Гугл отдает в kml, OsmAnd принимает в gpx.. Вспомнил про конвертор GPSBabel, пошел на сайт GPSVisualizer, в раздел Draw on a map, импортнул kml, увидел свои точки на карте, поправил, как хотелось, и выгрузил в формате gpx. А OsmAnd прекрасно умеет импортировать gpx. В конце отчета поделюсь ссылками на мои gpx-файлы с точками, авось кому пригодится… В качестве резервной навигации установил Maps.Me супруге в телефон. Maps.Me знает много точек POI, и он хорош в пеших путешествиях по незнакомому городу, несколько раз хорошо выручал в закоулках.

Супруга установила на смартфон приложение, офф-лайн переводчик с/на турецкий. Дома чуток послушали, поулыбались звучанию :) Очень легко запомнить слово «Спасибо», по-турецки звучит примерно как «тащекуляш», что очень похоже на «тащи гуляш» :) Это стало любимым турецким словом дочери, наряду с «гюле-гюле» и «мэраба».

Связь: основная голосовая связь — Мегафон. У супруги в телефоне второй SIM-кой для инета стоит Tele2 с 4Гб за 160 руб./мес, себе для инета купил/поставил МТС за 250 руб./мес. У МТС всё же покрытие России поболе будет.

Плюсом с собой был ноутбук, он нужен для копирования фото/видео с телефонов, регистраторов, экшн-камер, фотоаппарата. Международное ВУ сделано в прошлом году (готовился к прокатному авто в Эмиратах), взято с собой — не пригодилось. Как и в прошлый раз, ребенку на заднее сиденье подвел питание для планшета, 16 гиг забил мультами/играми + набор мультов на буке.

Из насущного. Наш НЗ, так сказать. Всегда возим с собой пластиковую корзинку для пикника. В корзинке соль/сахар/спички :) Нож, пара пластиковых тарелок и чашек. 4 банки хорошей тушенки, хлеб, пара дошираков, сухое печенье, быстрокаши в пакетах, чай и маленький (на 600 мл) электрочайник. В прошлом году купили изотермический контейнер Campingaz Icetime на 13 литров. В нем 2 кг аккумуляторов холода, вода, колбаса и сыр в вакуумной упаковке. Пару слов про термоконтейнер. Штука хорошая. Если загрузить и не открывать вообще — часов 16 прохладу держит. Аккумуляторы холода к этому времени уже подтаивают. Рассчитывал в дороге, при ночевках в гостишках, аккумуляторы по ночам морозить и класть к контейнер, но не везде это получалось :( Во многих гостиницах мини-холодильники (мини-бары) теперь ставят на элементах Пельте, а такой не морозит, только малость охлаждает. Аккумуляторы холода заморозить не получится…

Поехали!!!

День 1. Квалификация. Советский — Екб — Полевской — Верхний Уфалей. 850 км

Маршрут годами наезженный, дороги делаются, качество покрытия улучшается. Разбитый участок от границы Свердловской и Челябинской областей до п. Черемшанка через о. Иткуль начали по осени ремонтировать капитально! Обещают к концу 19-го года сделать! Сейчас 31 км проезжается за 40-45 минут.

Пару дней передышки у родителей супруги, последние приготовления и в путь!

День 2. В.Уфалей — Чапаевск. 905 км

С Верхнего Уфалея до М5 есть несколько вариантов проезда. Я обычно езжу через Нязепетровск — Новобелокатай — Верхние Киги — Кропачево — Сим. В этот раз решил проехать посмотреть участок через Нижний Уфалей — Ситцева — Котово.. Не стоит оно того, через Нязепетровск лучше и ровнее, дорогу подделали, а расстояние практически одинаковое. И грунтовку перед Новобелокатаем всё одно не миновать. На М5 выходили через Кропачево у Сима. На объездной Кропачево ремонт и пара реверсов, но стояли не более 5минут. Далее всем известная М5 до Самары. В районе Уфы, до и после, примерно 80 км сделано двух- трех-полосное движение. Местами ремонты дорог, но нигде в пробку не попали. Порадовали дороги в Самарской области, видимо, к мундиалю отремонтировали. Пару лет назад тут гребенка жесткая была. Перед Самарой ушли на объездную в сторону Чапаевска. Заночевали в отеле «Светлана», 1600 руб./сутки за номер 2+1 с удобствами и 100 руб. за стоянку авто. Был тут в 2011 году, было лучше... Хозяева сменились, качество упало :( Не рекомендую.

День 3. Чапаевск — Волгоград. 770 км

Ранний подъем, даже завтракать тут не стали, поехали дальше. Про плохой участок Чапаевск — Пугачев — Балаково был в курсе и готов к трясучке. Ухабы начались после Марьевки, в Пугачеве вообще танкодром, перед Балаково не лучше. Иногда попадались участки 2-3 км с новым асфальтом. Главный плюс этого маршрута — минимальный трафик и почти полное отсутствие камер/ГАИ на трассе. Трек проезда по участку прилагаю, там есть анализ скоростей на карте. Проехали участок без потерь, перед Саратовом ушли на мост через Волгу, далее по объездной. Пообедали в кафешке с вертолетом.

Не впервые тут останавливаюсь, кафе радует качеством, рекомендую. В Саратовской области дороги на 4-ку. Как только въезжаешь в Волгоградскую область — новая хорошая дорога, пусть и не в 4 полосы, но хоть без трясучки. Ну и в самом городе хорошо стало. Опять спасибо мундиалю, видимо. В Волгограде запланирована ночевка, ужин, посещение набережной и Мамаева кургана. Хорошо, когда есть мобильный интернет — я рулю, штурман ищет квартиры посуточно. Нашли, позвонили, забронировали двушку в ВолгоградСИТИ, 1800 руб./ночь на 18-м этаже.

Приехали, разместились. Душ хорошо смывает усталость :) Вызвали такси и за 150 руб. уехали в центр, на Аллею Героев, гулять\ужинать.

Есть там кафешка «Рис», не первый раз в нее заходим. В меню есть интересные блюда — довольно вкусно, но не дешево. Понравился луковый джем :) Кафе дает скидку 20% именинникам, тут-то и пригодился паспорт супруги :) ибо пару дней назад она отпраздновала свой день рождения.

Пошли погулять к набережной, проход к фонтану и набережной перекрыт, разбирают фан-зону после мундиаля. Пришлось обходить. После прогулки по набережной Волги вызвали такси, уехали Мамаев курган дочери показывать.

По дороге в апартаменты зашли в супермаркет, купили завтрак на завтра и спать. Завтра длинный перегон до Владикавказа по неизведанным тропам. На запад, в Краснодарский край, из Волгограда не единожды проезжал, а вот на юг — впервые тут поеду.

День 4. Волгоград — Элиста — Владикавказ. 790 км

Ранний завтрак и старт на Элисту. Этому городу решили уделить пару часов времени, чтобы посетить/осмотреть Хурал (буддийский храм). После Волгограда начинаются калмыцкие степи.

Тундру видел у себя на северах, теперь и степь настоящую поглядел. Жара, ветер и ни деревца. АЗС брендовых нет, кафешки встречаются не часто. Без приключений, к 11 часам местного времени, добрались до Элисты, навигатор привел точнехонько к храму. Вход свободный, правила приличия расписаны при входе. Осмотрели территорию, покрутили барабаны, зашли в храм. Шла служба, и в основной зал пока не пускали, а пригласили спуститься на нижний этаж в музей Буддизма. У дочи возникла куча вопросов, т.к. такое видела впервые, служащая музея сама подошла и рассказала. В общем — интересно, рекомендую. Вход бесплатный.

Пообедать в окрестностях храма оказалось проблемой, поехали на выезд из города, наткнулись на кафе восточной кухни, довольно вкусно покушали и взяли курс на Арзгир. На улице жара, сухость и ветер в степи.

Строя маршрут, изучал отзывы про участок Элиста — Арзгир. Многие ругали этот участок, отговаривали тут ехать — мол, дорога в аварийном состоянии, трясучка, ямы и т.д., советовали объезд через Дивное — Рагули или Дивное — Светлоград и даже Дивное — Ставрополь…

Хорошо, когда есть рация в авто. Еще на подъезде к Элисте начал узнавать инфу про дорогу на Арзгир у встречных фур, несколько человек откликнулись, рассказали обстановку, и я принял решение ехать по кратчайшему пути через Арзгир — Буденновск — Георгиевск — Прохладный — Ардон — Владикавказ. Участок Элиста — Каменная балка, 101 км, проезжается без проблем на всем! Самый плохой участок дороги на стыке Калмыкии и Ставропольского края: около 30 км перед Каменной балкой. Да, потряхивает, волны/кочки, местами скорость снижал до 60 км/час, фуры груженые едут 30-40 км/час, но опасных глубоких ям не заметил. Ранее пройденный участок Чапаевск — Балаково в гораздо худшем состоянии! Мое мнение — можно ехать на всем, смысла объезжать не вижу. Качество дороги можно проследить по записанному треку. Там можно перейти к анализу скоростей на карте и подробно рассмотреть какая скорость была и на каком участке.

На развилке у Каменной балки АЗС Роснефть и на кольце дежурит наряд ДПС. Арзгир миновали по объездной, далее на Буденновск, Прасковею, Георгиевск. Степь закончилась, кругом поля пшеничные, жара, дороги хорошие, трафик минимальный, камер и засад минимум. Держим путь на Прохладный, Эльхотово, Ардон, Владикавказ. Доехали без приключений, никто, нигде и ни разу не остановил.

Перед Владикавказом решил заправиться, съезжаю на приглянувшуюся АЗС. Везде расплачиваюсь картой, плюс мне нужен чек АЗС со штампом (северянам льготный проезд оплачивают)… Но только не тут :( И карты они не берут, якобы терминал барахлит, и чеков со штампами у них нет… И так на трех АЗС. Заправляться пришлось в городе, попалась Роснефть, и перед заливкой предупреждать, что оплата картой и нужен чек со штампом. Видимо, АЗС действительно Роснефть, сложностей не возникло. Гостиница была забронирована заранее, 1500 руб./сутки. Заселились, пошли ужинать в местный фаст-фуд за углом. А после ужина во Владикавказе забрали меня в полицию... Вышел из кафе с недопитой бутылкой пива, завернул за угол к гостишке, прошел метров 5 и тут они — «двое из ларца» в одинаковой форме :) 500 руб. штрафа за распитие спиртных напитков в общественном месте. Штраф на месте не взяли, повезли в отделение, составили протокол, оплатил, привезли обратно… Всё это заняло минут 40 времени, стемнело, и город смотреть желание отпало. Улеглись спать пораньше, чтоб к 6 утра на границе быть, ибо очереди там большие… Ситуацию на границе отслеживал по форуму «Край Земли». Много полезной и свежей инфы по Грузии и переходу границ.

День 5. Владикавказ — Тбилиси. 200 км

Всего-то 200 км между городами, а по времени это самый продолжительный перегон. Ранний подъем в 5 утра, сборы и быстрый завтрак в номере тем, что припасли с вечера. Зная, что долго придется стоять на границе, запаслись водой/соками, семечками/сухариками и небольшим перекусом. От Владикавказа до Верхнего Ларса недалеко, 30 км. Ранее утро, дороги пустынны, выехали из города в 5:45 и впереди увидели горы! Красиво!

Доехали быстро, минут за 35 (трек Владикавказ — В. Ларс), очередь начиналась за 2 км до шлагбаума КПП. Пристроились в хвост и настроились на длительное ожидание.

Горы, речка… красота!

Первые пару часов не скучали, глазели на горы, горную реку, наводили контакты с соседями по очереди, болтал по рации с очередью на въезд в Россию из Грузии. До въезда на КПП в очереди простояли 6,5 часов.

Осмотр/досмотр на нашей границе много времени не занял, пограничник в будке взял доки, пощелкал клавиатурой, полистал мой загранник, задал проверочные вопросы и разрешил выезд. Супругу с дочкой тоже долго не задержал.

Выехали на нейтралку в сторону Грузии. На встречной полосе растянулась немаленькая очередь на въезд в Россию, аж до 1-го туннеля, а очередь из фур растянулась аж до 2-го туннеля. На въезд в Грузию долго не стояли, тут пассажиры выходят из авто и проходят границу через здание терминала. Грузинские таможенники поверхностно осмотрели авто, попросив открыть все двери и багажник. Далее проехал чуть вперед к посту, где проверяют документы водителя. Не выходя из машины подал доки в окошко (загранпаспорт и СТС на авто), спросили про страховку на авто, но не проверяли ее наличие. Вручили брошюрку об автостраховании в Грузии. 3 минуты ожидания и штамп в паспорт получен — въезд разрешен! Проехал к пассажирскому терминалу, тут даже duty free имеется :). Пара минут ожидания — мои пассажиры подоспели. Всё! Мы в Грузии! Впереди красивые горы, вино и хинкали :) Наш путь лежит в Тбилиси (трек). Горная дорога не быстрая, но красивая. Жителей равнин такие виды на горы — очень впечатляют! Доехали до Арки Дружбы.

Судя по отзывам из сети, тут недавно был ремонт. И это заметно. Оборудована небольшая автостоянка, идет торговля. Зазывалы приглашают полетать на парапланах. Т.к. доча уснула, я остался на стоянке у машины, супруга одна пошла к Арке.

Обедать решили в Пасанаури. В отчетах автопутешественников многие хвалили какую-то хинкальную в Пасанаури, но никто не смог дать точные координаты. Мы остановились здесь — Garden Restaurant и не пожалели. Интересное место, есть столики в помещении и в саду. Несколько видов хинкали по цене 0,90 и 1 лари за штуку, ну и другая грузинская кухня. Заказали десяток разных хинкали и грузинский лимонад. Грузинский лимонад — отдельная песня! Очень вкусный и в меру сладкий!

Пообедали и двинулись дальше. До Тбилиси еще 90 км. Вроде бы недалеко, на равнине это расстояние за час проходится, но тут-то горы… Не разгонишься… После Ананури серпантины кончились, а вскоре выехали на автомагистраль до Тбилиси.

Навигатор уверенно вел до намеченной точки, ориентирами нам были Президентский дворец, парк Рике и метро Авлабари. Все хорошо, но у парка Рике изменилось направление движения по дорогам, а навигатор об этом не знал и пытался завести нас на «встречку». Заехали в тоннель, чуток покружили, но добрались до места :) У нас были забронированы апартаменты под боком у президентского дворца. Небольшой частный дом, пара-тройка номеров, общая кухня со всем необходимым, уютно, чисто, есть где машину поставить. Расположение удобное: метро Авлабари, ресторан Дом хинкали, парк Рике, старые улочки с базарчиками и пекарнями, собор Святой троицы, кафе с водами Логидзе — всё рядом, всё в пешей доступности. Рекомендую. Чистый номер с новой мебелью, чистыми бельем и полотенцами, с холодильником, хорошая ванная комната с душевой кабиной, проблем с водой нет, есть Wi-Fi.

Припарковали машину, заселились. Чтобы рассчитаться за апартаменты (доллары хозяева не взяли), пошли на площадь к метро Авлабари в обменник. Потом решили прогуляться вниз, до парка Рике, благо он рядом.

Погуляли, прошлись по мосту, пообщались с грузинской молодежью — зазывалы на речные прогулки. Молодежь на английском лучше говорит, чем по-русски. В парке послушали уличных музыкантов, живая музыка это всегда классно! Тут же в парке находится нижняя станция канатной дороги к крепости Нарикала. Не поехали — очередь большая была. Думали, утром съездим, ан нет… в 10 утра уже тоже очередь :)

Пошли из парка в сторону своих апартаментов. Под горкой, где вода из горы течет, душевно пообщались с Нодаром, он возит экскурсии по Грузии на своем авто. Рассказал, куда может свозить, что показать. Рассказал чуток про ближайшие памятники, легенду про этот мини водопад и замок, что на этой горке стоит. Такая мини-экскурсия получилась.

Зашли в одну из многочисленных винных лавок. Ассортимент большой — 2 зала с винами и один зал с коньяками и чачей. Глаза от такого разнообразия разбегаются, тут я малость пожалел, что я не любитель вина :) Плюсом, в полу, большие глиняные кувшины вкопаны с разливным вином.

Зашли, поздоровались. Пожилой седовласый грузин представился хозяином лавки и спросил: «За каким вином Вы пришли?». «За хорошим!» — ответила супруга, чем порадовала хозяина лавки. Несколько уточняющих вопросов о вкусах и предпочтениях, и началась дегустация :) Супруга пьет сухое красное, выбрала разливное вино из кувшина по 20 лари за литр… Потом многие нам говорили, что это дорого. Может быть и дорого, но нам это вино понравилось очень. Из Грузии домой привезли 7 бутылок заводского вина, купленные в разных местах, разной ценовой категории (от 10 до 50 лари за бутылку). Дома пили, морщились и вспоминали то самое, разливное из кувшина… Ужинали в апартаментах, вином, сыром и хачапури.

День 6. Тбилиси. (27/07/2018 г.)

Завтракали тут же, сходил утром до ближайшей пекарни, купил свежеиспеченных хачапури. Погода радует, тепло и солнечно. Спустились к парку Рике. На канатку снова очередь, стоять не стали. Пошли к мосту, взяли лодочную прогулку по Куре. Перед посадкой наливают чай/кофе/вино/чачу — входит в стоимость прогулки. Контингент на прогулку подобрался разный: мы из России, арабская семья и туристы из Армении. Рулевой лодки учел многонациональность туристов и всю прогулку включал музыку из этих стран, нам досталась песня «Еду, еду в соседнее село, на дискотеку» :) Дочу посадили за штурвал и доверили порулить. Получасовой прогулкой остались довольны.

Далее по плану у нас было посещение парка Мтацминда на одноименной горе. Добираться туда решили фуникулером. От парка Рике, через мост Мира, пошли на площадь Свободы, далее по Шота Руставели, мимо национального музея, свернули после парламента Грузии и поднялись в горку к нижней станции фуникулера.

По расстоянию вышло 2 км. Тут хорошим словом вспомнили хозяев апартаментов за предоставленную транспортную карту и карту для парка. На станции фуникулера пополнили карту на проезд в обе стороны, 5 минут ожидания и поехали вверх. На верхней станции пополнили карту парка, и дочь умчалась развлекаться. С горы открываются красивые виды на Тбилиси.

Утро, рабочий день, народу не много, толкотни нет. С удовольствием гуляли часа 3. На фуникулере спустились вниз, пешком прогулялись до площади Свободы, зашли в ТЦ поглазеть да перекусить. На верхнем этаже есть «Sakhachapure № 1» — понятно что хачапури, но как это прочитать?! :-\ Кафешка с уличной террасой и видом на площадь. Тут же в кафе продавали воды Логидзе — не дешево, но очень вкусно.

От площади Свободы на метро уехали до Авлабари. Тут есть ресторан «Дом хинкали», но мы-то уже сытые :( Погуляли по старым улочкам, поглазели на рыночки, испробовали грузинского мороженого, пообщались с продавцами, ну и прикупили по мелочи фруктов да специй. Закупились грузинским лимонадом в дорогу. Охлаждаемый перчаточный ящик в авто очень спасал в жару! Две литровые бутылки воды/лимонада поселились там на весь отпуск, и у нас всю дорогу были холодные напитки в жару… Отдых, завтра стартуем в Турцию! В Турции мы до этого не бывали, и было очень интересно посмотреть совсем не туристическую Турцию.

День 7. Тбилиси — Боржоми — Вале — Пософ — Эрзурум. 550 км (28/07/2018 г.)

Ехать в отпуск всегда интересней и веселее, нежели возвращаться из отпуска. Первоначально были планы посмотреть Батуми и Черное море, но, помониторив время прохождения границ, приняли решение ехать через Боржоми, границу переходить на участке Вале — Пософ. Не сильно рано встали, позавтракали, загрузились и в путь. Солнце, жара, холодный лимонад в бардачке и впереди еще куча неизведанных дорог. Из Тбилиси выехали без пробок, заехали на АЗС и далее на автостраду. В какой-то момент автострада заканчивается, съезжаем с нее, и держим путь в Хашури и далее прямо на Боржоми. Несколько раз попадались встречные военные колонны, с грузинскими и амерскими флагами. Один раз мы остановились на обочине, купить груш да яблок, и проезжала амерская колонна военная, так грузины плевались им вслед… Практически всю дорогу ехали вдоль Куры, наслаждались красивыми видами горной реки и гор. Где-то перед Боржоми пообедали в придорожном кафе. Баклажаны с орехами были вкусными, а вот шашлык из баранины откровенно разочаровал :( Невкусный, сухой и жесткий. Похоже, что приготовили его еще вчера, а сейчас только разогрели на мангале и он засох… Лимонад великолепен!

В Боржоми остановились у старого моста, вышли размяться/оглядеться/сделать пару фоток. Купили в дорогу чуток воды «Ликани», она нам понравилась больше чем «Боржоми».

В Ахалцихе заправил полный бак бензина, ибо в Турции еще дороже. Дорога понемногу ползет вверх, у границы навигатор показывает чуть больше 1200 метров. Граница порадовала полным отсутствием машин на КПП! Пассажиры выходят и проходят границу через терминал. Поверхностный осмотр автомобиля на грузинской стороне, подъезжаю к окошку, не выходя из машины подаю доки, получаю штамп в паспорт, забираю пассажиров и через 3 минуты мы въезжаем на КПП Турции! Тут также чистая формальность — пассажиры выходят, обходят будку через турникет. Проверка паспортов, дежурный вопрос «Куда следуем?», через окна заглянули в машину, штамп в паспорта и направили в офис. Тут пришлось подождать минут 20. Турецкая девушка работала одна, в очереди человек 5 дальнобоев оформлялись. Увидев нас с дочкой, они улыбнулись и любезно пропустили нас без очереди. Отдал доки на машину, девушка спросила про страховку — предъявил грин-карту. Пара минут топтания по клаве, выдали маленький квадратик бумажки с подписью и нас отпускают с улыбкой. На выезде с турецкого КПП предъявляем паспорта, выданный бумажный квадратик, и перед нами открывается шлагбаум :) Ура! Мы в Турции!!! На переход границы ушло минут 30!!! Так быстро еще нигде границу не переходили! В навигаторе выбираю намеченную точку ночлега в Эрзинджане, проверяю построенный маршрут и стартую. Движение небольшое, дорога однополосная и ползет вверх. С интересом следил по навигатору за высотой и прислушивался, как поведет себя машина после 2000 метров. В такие горы заезжать еще не доводилось. Дочке понравилось в облака въезжать. Максимальная высота достигла 2550 метров, и на перевале стоял знак с обозначением высоты этой высоты — Rakim:2550.

Затем дорога пошла вниз. Примерно 60 км, и началась двухполосная дорога, незадолго до Ардагана. После своротки на Ардаган стоит военный пост, нас остановил солдат в полной экипировке, в бронике и с оружием. На водительские права даже не взглянул, попросил паспорта. Проверил, нашел странички с отметкой о переходе границы и махнул рукой — проезжайте. Так началось наше знакомство с силовыми структурами Турции. На этом, собственно, оно и закончилось, более в Турции нами никто нигде не интересовался до самого выезда из страны.

Задача номер один для нас сейчас — найти обменник и купить турецкую СИМ-ку с интернетом. Надеялись это сделать в Ардагане, но Ардаган проезжается по объездной, а специально сворачивать в город и терять время не стали. Поехали дальше. Мы же не по пустыне едем, будут еще города впереди. Заехали в Олту (Oltu), заметили желтую вывеску Ptt, припарковались, подходим — закрыто. Суббота сегодня, видимо выходной… Хорошо хоть банкомат работает, сняли 500 лир. Проехали чуть дальше, заметили вывески сотовых операторов с привлекательной рекламой «25 лир за 4 Gb»! Зашли узнать про покупку SIM-карты. Не удалось, ибо молодые парни, сотрудники салонов, по-английски не говорят совсем. А обошли мы 3 салона (Turkcell и 2 Vodafon-а). Думаю, потому что места совсем не туристические тут. Объясниться жестами и с помощью офф-лайн переводчика не удалось, поняли только что реклама «25 лир за 4 Gb» это не покупка SIM-карты, а подключаемый пакет к уже существующей местной симке.

Чуть забегая вперед — про сотовую связь в Турции. SIM-карту всё же купили, но только уже в Стамбуле. Есть какие-то сложности и нюансы в оформлении/активации SIM-карт иностранцам, в детали не вникал, не расскажу. Мы взяли Vodafon. При оформлении с нас взяли ксерокопию паспорта, карта обошлась в 105 лир, включено было 3 Gb инета, нам хватило на весь отпуск. Активировал симку сотрудник салона, вставив её в свой телефон, затем передал нам. Потом мне прилетела смс-ка на турецком, там было про 120 дней работы и последующую блокировку.

Тут же нашли локанту (Lokanta) для обеда. Зашли, улыбнулись. Приветствие на турецком мы уже знали :) В нас быстро распознали туристов. Язык жестов, пара английских фраз от турков, и, узнав что мы из России, в ответ мы услышали «Руссия! Путин! Вэри гуд!». Видимо, персоналу в диковинку автотуристы из России, нас окружило человек 5, и каждый пытался помочь и объяснить, как и чем у них кормят. Локанта это типа столовой, раздачи с подносами нет, но все предлагаемые блюда на виду. Ткнули пальцем в кебаб и кюфте с рисом. Нас усадили за стол, принесли большущий пластиковый контейнер хлеба, налили из кувшинов-термосов холодной воды, принесли выбранную еду и столовые приборы. Мы кушали, персонал стоял у дверей на улицу, указывал на нашу машину, слышно было «рУссия, рУссия» — видимо, обсуждали нас :) Принесли счет на 40 лир. В счете только основные блюда, вода и хлеб не включены. Пообедали и двинули дальше.

Смотрю на проложенный маршрут до Эрзинджана, смотрю на время и понимаю, что сегодня до намеченной точки не доедем… Нужна гостиница в Эрзуруме. Т.к. мобильного интернета у нас нет, ищем гостиницу в Maps.Me. Находим улицу, на которой расположены сразу 3 гостишки рядом, и прокладываем маршрут. В Эрзурум заезжаем уже в сумерках, местное время около 20 часов. Находим улицу, идём осматриваем эти 3 предложения (65, 85 и 125 лир за ночь, завтрак нигде не предлагают). Выбираем гостишку за 125 лир, ибо тут почище и поприличней. Пока супруга на ресепшине оформляется, в холле гостиницы нам подают чай, сахар и денег не просят. С интересом расспрашивают, как это нас на машине из России занесло в такую даль. Ужинаем своим сухпайком, в душ и спать… Завтра нужно добраться до Стамбула.

День 8. Эрзурум — Амасья — Мерзифон — Болу — Стамбул. 1200 км. (29/07/2018 г.)

К ранним подъемам мы уже привычны. Встали, собрались и в путь. Завтракать решили где-нибудь на трассе. Дороги хорошие, по 2 полосы в каждом направлении. До намеченной точки 1200 км, за 300 км до Стамбула уйду на платную дорогу с разрешенной скоростью 140, рассчитываю часов через 12-13 быть на месте. Как же я ошибался… В общем, взяли курс на Стамбул, где-то на трассе позавтракали, заправил авто до полного бака.

Едем, глазеем по сторонам: новые места, новые виды за окном, новые впечатления, на улице солнечно и жарко, прибор в авто кажет > +30 за бортом — красота!!! Наступил момент, когда пора бы уже снова заправиться бензином, и тут супруга озвучивает: а налички-то, турецких лир, на руках не осталось… Я на своих картах забыл снять геоограничения, у супруги на Visa-карте остались копейки, основная сумма на МИРе, которая тут не канает, наличные доллары не берут. Нужен инет, чтоб снять геоограничения на карте. Заправка Shell, Wi-Fi Free есть, но, чтоб зарегиться, нужен турецкий номер… Плюю на дорогой роуминг, включаю мобильную передачу данных на симке Мегафона.. и фиг с маслом — вроде инет есть, телефон показывает 3G, а инета нет. С симкой МТС и Tele2 такая же фигня. Засада, блин… Заливаем бензина литров 15 на остатки лир, едем дальше и чешем репу — где ж добыть чуток инета… Вскоре вижу большой отель на трассе, сворачиваем к нему и идем на ресепшен и, слава Аллаху, тут находится англоговорящий работник, объясняем ситуацию, просим инета на пару минут — и нам с улыбкой дают пароль от Wi-Fi. Пока занимаюсь делом, супруга общается, упражняясь в английском, доча глазеет по сторонам. Нас угощают чаем и даже денег не просят :) Душевные люди! Спасибо им. Всё, мы при деньгах, едем дальше!

Как и планировал, за 300 км до Стамбула, перед Gerede, ухожу на платную дорогу. 300 км по платнику, с разрешенной 140 км/час, да мы через 3 часа на месте будем! А вот фигушки.

По пути заезжаю на АЗС в надежде купить стикер HGS (для оплаты платных трасс), по-английски персонал не говорит, на фразу «HGS» кивают головой, мол, поняли, и машут — езжай дальше. Смотрю вперед, метров через 500 виднеется большой комплекс Shell. Ок, еду туда. При входе в комплекс вижу желтую наклейку HGS, радуюсь. Но, история повторяется — улыбаются, кивают и машут вперед. Через километр заезжаю еще на одну АЗС, задаю тот же вопрос, получаю ту же реакцию — утвердительный кивок, взмах рукой, мол езжай дальше… Да они чего?! Сговорились все??!! Супруга с дочей пошли в магазин при АЗС, приходят и рассказывают, что продавец мал-мало грит на английском и разъяснил, что въезд на платную дорогу впереди и там будет киоск Ptt и там можно купить стикер HGS. А на их АЗС можно только пополнить уже существующий стикер. Ок, едем на платную дорогу. На пункте оплаты тормозим, на встречной обочине вижу киоск Ptt. Беру доки на авто, надо идти стикер покупать. Время 18:00 (по уральскому времени) и воскресенье сегодня — закрыто… Возвращаюсь к машине, стою, курю, чешу тыковку… Рядом останавливается местный автомобиль, турок выходит покурить, видит наши номера и нашу растерянность перед въездом на платную дорогу. Подходит к нам, обращается по-английски с вопросом — чем помочь? Он-то нам и разъяснил, что можно смело ехать без стикера, но в течение недели надо стикер оформить и при следующем въезде на платную трассу оплата спишется. Но т.к. мы не местные, наши номера система не распознаёт, советует нам смело ехать дальше. Ну мы и поехали.

Километров через 10 пробочка небольшая, организовано сужение из 3 полос в 1, стоит машина Traffiс Contol с мигалками, но никого не тормозят. Далее километров 50 пролетели быстро, потом сужение дороги с 3 полос в одну, ползем 45 минут, за это время проезжаем всего 5 километров!!! — ремонт дороги перед въездом в туннель. Разгоняемся дальше, но через 40 километров снова сужение до одной полосы и снова пробка… Перед Измитом 7 км ползем минут 30 — тут пробка... Начинает темнеть, до отеля в Стамбуле чуть больше сотни км, и интересные места — дорогу вдоль озера Сападжа, залив после Измита с его портами и портовыми кранами мы уже практически не видим :( Лес портовых кранов в темноте произвел впечатление: краны и стрелы подсвечены дюралайтом, в темноте зрелище обалденное! Стоим еще на одном ремонте, потом платная трасса сужается до 2 полос, снова пробка… Попали на вечер воскресенья :( Видимо, как у нас в больших городах — народ уезжает на выходные, а к вечеру воскресенья все возвращаются в город. Стамбул часто называют «городом вечных пробок». В итоге крайние 100 км до отеля мы ехали 2 часа!! И это по платной трассе!! Устали, из графика выбились… Проехали под Босфором по туннелю Avrasya, до отеля уже рукой подать: Hempton by Hilton в районе Zeytinburnu, забронирован месяц назад, подземная парковка предоставляется. Паркуемся, быстро заселяемся и голодными заваливаемся спать.

Итог за день: 1215 км, в пути 17 часов 40 минут, из них остановок 2 часа 46 минут. Подробный трек тут.

Следующие 4 дня. Стамбул. (30/07 - 02/08/2018 г.)

Много про Стамбул расписывать не буду, расскажу немного о том, что может пригодиться самостоятельным путешественникам, ну и чуток своих впечатлений. Машина отдыхала 4 дня на подземной парковке, по городу перемещались на общественном транспорте, для поездки в парк (на автобусах не охота было тащиться далеко по жаре) брали такси — 55 лир в одну сторону. Отель Hempton by Hilton в районе Zeytinburnu — рекомендую!

Вот такие веселые таблички под знаками встречаются в Стамбуле :)

Свежий, небольшой отель с приветливым персоналом, хорошим завтраком и подземной парковкой. Хамам, тренажерка присутствуют. Еще бы бассейн сюда… За 4 ночи заплатили 20 тыс. руб. Недалеко (700 метров) имеется ТЦ «Оливиум», можно пошопиться. Станция Marmaray Kazlıçeşme в 400 метрах, пару остановок и ты в центре: далее хоть до Галатского моста или Гранд-базара, до Топкапы или Святой Софии, Базилики и площади Султанахмет — всё в пешей доступности. Удобные штуки в Стамбуле для общественного транспорта — Istatbulkart, позволяет ездит на всем городском транспорте по единой карте. И даже на водном транспорте по Босфору. И выходит дешевле одноразовых билетов. Карту Istatbulkart можно купить и пополнить на остановках в желтых терминалах.

Местную СИМ-карту Vodafon всё же купили. 105 лир и 3 Gb инета. Скорость хорошая, в дальнейшем пригодилась.

Гуляя у площади Султанахмет, зашли в ресторанчик «Meşhur Sultanahmet Köftecisi». Перед поездкой читал много положительных отзывов, полностью поддерживаю! Обстановка без пафоса, не пятизвездочный ресторан, меню не на 10 страниц, но атмосфера и кухня просто класс!!! И цены нормальные. Всем рекомендую отведать тут Köfte. Место обязательно к посещению в Стамбуле!

Приехали к открытию дворца Топкапы, купили билеты, погуляли часа 3. Тут есть на что посмотреть, обязательно к посещению!

Деревья интересные стоят — ствол внутри выгорел, но дерево живое и растет.

С Топкапы открываются красивые виды на Босфор.

Супруга с дочей посетили Хаммам Хюррем Султан. Удовольствие не из дешевых (85+45 евро), но им понравилось. Записывались заранее через интернет.

Полдня посвятили развлекухам для дочери. Съездили на полдня в тематический парк Vialend (на билеты потратили около 5000 руб.), приехали к открытию, в рабочий день, поэтому больших очередей не было, доча, да и мы с ней, вдоволь накаталась на аттракционах. Парк примыкает к большому ТЦ, на крыше ездит трамвай по рельсам :)

Вечером ездили гулять на пешеходную улицу Истикляль. На трамвае переехали Галатский мост, пересели на подземный фуникулер Karaköy — Beyoğlu (поднялись в горку), вышли на улицу Истикляль и пошли пешком до площади Таксим. Посмотрели на Истикляль и при свете и в темноте. Куча лавок/магазинчиков/кафе, уличные музыканты и, конечно, веселые турецкие мороженщики, устраивающие шоу. Я их видел в инете, а для семьи это было отличное шоу! И еще заметил, что цены в кафешках на Истикляль, дешевле, нежели в районе площади Султанахмет.

Катались на водных автобусах по бухте Золотой рог и по Босфору. Интересно очень. На верхней палубе, сидишь под крышей, солнце не печет, морской ветер обдувает, можно взять чай и наслаждаться видами.

Сели на пристани Eminönü, прокатились по бухте. На Karaköy пересели на другой паром, переплыли Босфор до пристани Üsküdar, оттуда переплыли до Beşiktaş а там Морской музей и дворец Долмабахче рядом. Дворец тоже посетили.

Недалеко конечная трамвая, уехали обратно в центр, а там и станция Marmaray Sirkeci рядом — 2 остановки и вернулись в отель.

Много ходили пешком по центру Стамбула. До Гранд-базара не дошли, но забрели на Египетский базар, накупили сладостей, фруктовых чаев и вяленых томатов. Тут же всё упаковывают в вакуум, благополучно довезли до дома.

Все же наверняка знают такое выражение «кофе по-турецки»? Я думал, в Турции на каждом углу варят кофе в «турках» (джезвах) на песке. Вот тут-то и произошел разрыв шаблона у меня :))) Кругом чай, чай и чай! Даже звучит одинаково, скажи в любом месте по-русски «чай» — тебя поймут и нальют свежезаваренный чай. А в нетуристических местах даже бесплатно :) Чай везде! И чай не плохой. В локанте, в кафе, в ресторане, на АЗС, на морском автобусе, в гостинице — везде есть чай. Я не фанат кофе, но когда заметил, что кругом чай, стал в кафешках спрашивать «кофе по-турецки» — редко где предложат свежесваренный в турке на песке кофе. Чаще предлагают кофе из кофемашины.

В Стамбуле пытался найти место для купания в Мраморном море. Многочисленные отзывы не рекомендуют купаться в Стамбуле, а ехать на Принцевы острова, или на Черное море. Хотя пляжи в Стамбуле есть и на картах обозначены. Я для себя отметил бесплатный Yesilkoy Plajı и платный пляж Флора. Но поспрошав местный люд (в отеле на ресепшине поспрашивали, в кафе с официантом поговорили) и почитав свежих отзывов в сети, супруга категорически отказалась купаться в Стамбуле и ребенка со мной не пустила… В общем, не искупались мы в Мраморном море :(

Из Стамбула нам нужно попасть на Эгейское море в местечко Gümüldür за Измиром. Изначально планировали объехать Мраморное море с востока, через Гебзе, платный мост и по трассе O-5, через Бурсу на Измир. Мысль о том, что придется выезжать из Стамбула через платный туннель Avrasya и мост Osmangazi и всё это по пробкам — радости не вызывала… Разглядывая как-то вечером на гугло-картах предполагаемый маршрут, обратил внимание на трассы паромов через Мраморное море — хм, интересный вариант! Тем более что причал Yenikapı Ferry Terminal совсем недалеко от отеля. Поискал инфу про турецкие паромы, вышел на сайт перевозчика Ido, и выяснил что из Стамбула, можно доплыть на пароме (естественно с автомобилем) на другую сторону моря! Что-то на данный момент на сайте не дает выбрать маршруты, поэтому приложу карту паромов.

Маршрут Yenikapı — Bandırma, 2.5 часа в пути, авто с водителем + 2 пассажира — билеты выходили 3700 руб.! Берем! С вечера съездили в терминал, купили билеты на паром до Бандирмы (нужны паспорта и доки на авто) с отправлением завтра, 2/08, в 8:30 утра. На бензин, туннель, платный мост и еду в дороге я бы потратил примерно столько же денег, но раза в два-три больше времени! Да и интерес был большой: дома по Оби на паромах (а точнее апарельных баржах, без каких-то удобств для пассажиров) не единожды доводилось плавать, а вот по морю — впервые! Завтра в путь!

Файл со своими точками по Турции прилагаю. Может кому пригодится инфа. Этот файл успешно импортируется в OsmAnd и Maps.Me. Навител тоже должен его прочитать, но не проверял.

Ну и карту метро Стамбула приложу.

День 12-14. Стамбул — Yenikapı Ferry Terminal — паром по Мраморному морю — Бандирма — Гумульдур. 340 км. (02/08-4/08/2018 г.)

Утром успели позавтракать в отеле, загрузились в машину и поехали грузиться на паром до Бандирмы. Посадка начинается за 30 минут. При въезде в терминал предъявили билеты, нам открыли шлагбаум и показали, где будет посадка на паром.

Паром большой, у нас в билетах были обозначены места с номерами 860-862 в самом конце салона. Удобные кресла с высокой спинкой, столик между креслами. Несколько буфетов с тостами и гёзлеме. Даже небольшая игровая зона для детишек имеется. Жаль, открытой палубы нет, любоваться видами только через мутные окна. И покурить негде.

Когда шли в море, включил навигатор — скорость парома доходила до 57 км/час, для такой махины очень приличная скорость!

Ровно через 2,5 часа причалили в Бандирме и взяли курс на Гумульдур. Перед Измиром начался какой-то дынный край :) На трассе очень часто продают дыни. Просто горы желтых дынь на обочинах! Сколочен прилавок, навес и обязательно турецкий самовар на дровах с чаем. Остановились, купили дыню, 15 лир за кг.

В Гумульдуре у нас запланировано провести 2 дня, покупаться в Эгейском море. Отель заранее не бронировали. Эти места нашли по отзывам в инете, народ хвалил тутошние пляжи и рекомендовал Hipo-кемпинг и рядом расположенный Denizatı Holiday Village. Перед поездкой, почитав сайт данного кемпинга, сделал вывод, что там можно снять палатку\шатер\кемпер и пожить несколько дней. Мои выводы оказались ошибочными… Место отличное, большой пляж, сосновый лес, инфраструктура в кемпинге: души, туалеты, общая кухня и холодильники, небольшой магазинчик и кафешка — всё это есть. Со своей палаткой или кемпером — вэлкам! В аренду сдавались только шатры, палатки были все заняты. В шатре сделан подиум деревянный, на нем большой матрас, тумбочка и освещение. Постельное белье надо свое… Мы оказались не готовы к такому проживанию, ибо даже постельного белья с собой не брали… В соседнем Denizati Village свободных мест не оказалось. Поехали в поселок искать отель, благо мобильным инетом мы уже обеспечены.

Остановились в небольшом Rosalinda Hotel. 650 лир (около 8000 руб.) за двое суток. Номер с видом на море. Есть автомобильная парковка на улице, под навесом. Небольшой, но глубокий бассейн. Отель не первой свежести, но на первой линии. В проживание включены завтрак и ужин, ну ооочень скромные. Разместились на 2-м этаже и быстрей на пляж.

Мы в отпуске уже 12 дней, а в море еще не купались! Прихватили купленную по дороге дыню и двинулись на пляж. Пляж не очень понравился… Серый песок, при входе в воду камни неприятные, вода без грязи, но мутная, дна не видно.. Вода теплая, солнце горячее, волны небольшие. Искупались, сели на лежаки метрах в 15 от моря, а доча осталась играть у воды. Сижу с ножом в руках, чищу дыню… Тут замечаю тетку турчанку, которая громко пытается что-то сказать дочке и начинает её хватать за руку… Так с ножом в руках вскочил и бегу к ребенку! Тетка малость опешила, дочку отпустила, переключилась на меня — что-то возбужденно рассказывает, показывает руками в сторону моря. Пригляделся, а в 30 метрах правее волнами прибило к берегу труп… Утопленник всплыл. Дочу, конечно, оградили от такого зрелища, она ничего не поняла и не заметила. Быстренько собрались и ушли в отель к бассейну. Потом приехала жандармерия, скорая, и все увезли… Вот таким получился у нас первый день на море…

Дыня оказалась очень вкусной и сочной. Съели, загорая у бассейна. Хотели ещё персиком закусить, прямо с дерева, но нам не разрешили :)

Вечером гуляли по набережной и окрестностям. Вид на отель с берега.

На следующий день купаться ушли метров на 100 в другую сторону — пляж такой же, при входе в воду крупная галька вперемешку с песком, вода мутная. В общем, Гумульдур нас не впечатлил, и через пару дней мы уехали в Дальян.

День 14-16. Гумульдур — Миляс — Дальян. 300 км. (04/08-06/08/2018 г.)

Расстояние небольшое, ехать решили держась ближе к морю, наслаждаясь красивыми видами (трек тут). По дороге поглядели на озеро Бафа. Тут заехали в край инжира — на обочинах куча продавцов инжира. Купили, с супругой поели, а доча отказалась наотрез, увидев внутренности: «Не буду я этих червяков есть!» :) Обедали на трассе, наткнулись на домашнюю семейную кафешку в горах. Остановились, зашли узнать, чем кормят и цены. Нам был предложен «турецкий завтрак» — яичница, сыр, зелень, оливки, каймак, мед, варенье домашнее и хлеб. Всё вкусно. Заплатили 40 лир. Тут же продается сыр, мед, оливки, оливковое масло.

Дорога шла по горам, изредка было видно море, виды красивейшие. Пару раз останавливались на смотровых площадках.

Ехали в Дальян целенаправленно — интересное место. Город стоит на реке, соединяющей озеро и море. Недалеко песчаный пляж Iztuzu Beach, где откладывают яйца черепахи карета-карета. Тут встречаются Эгейское и Средиземное моря — так говорят местные зазывалы :) Был забронирован отель с видом на реку Dalyan Tezcan Hotel, 120 евро за 2 ночи с завтраком. Небольшой, уютный, чистый отель с бассейном в центре Дальяна — рекомендую. Завтрак скудноват, но голодным не останешься. Ужинали в городских кафешках. На пару-тройку дней — отличный вариант для проживания. У отеля есть пяток парковочным мест, нам хватило. За углом в 30 метрах есть платный недорогой паркинг на территории местной школы. Мы заранее бронировали номер с видом на реку.

До пляжа Истузу 12 км, можно доехать на такси или долмуше, а можно доплыть на лодке. Пляж песчаный, серый, долгий и пологий вход в море, вода теплая. Мы съездили на своем авто. В выходные дни на пляже паркинг стоил 10 лир, в будние 3 лиры. Есть душ, туалеты, переодевалки, кафешка.

По дороге на пляж Истузу.

А можно до пляжа на лодочке доплыть. Лодок/катеров в Дальяне очень много, не переставая снуют по реке. На набережной реки предлагается много различных экскурсий: по реке до моря и по морю, по реке до озера с посещением грязей и горячих источников, к ликийским гробницам — скучать не дадут :) Попадаются и русскоговорящие зазывалы. По дороге на пляж проезжаешь гранатовые сады. Но еще не сезон, свежих гранат не отведали. Прямо на улице делают и продают турецкие сладости.

Мы брали прогулку по реке до озера, в местечко Sultaniye, с посещением грязей и термальных минеральных источников, заплатили 65 лир + по 4 лиры с человека за посещение грязей и источников. Прокатились на кораблике, искупались в пресноводном озере.

Идем по озеру.

Дочу допустили к штурвалу — она с большим удовольствием рулила минут 30.

Вот такой прообраз нашей «копеечки» был замечен в Sultaniye.

Термальные минеральные ванны расположены под куполом. Есть чисто женский купол и смешанный.

На обратном пути в горах началась гроза, нас задело самым краешком.

Возвращаемся в Дальян. На обратном пути капитан кораблика завез нас прямо в заросли травы.

В Дальяне длинная набережная, можно погулять вдоль реки, естественно, на каждом шагу кафе, рестораны, бары. Есть пешеходные улочки с сувенирными лавками и всеми атрибутами, присущему курортному месту. Любители старины могут посетить Ликийские гробницы. Дальян интересное место — рекомендую к посещению! Мы тут провели 2 дня.

День 16. Дальян — Каш — Чиралы. 290 км. (06/08/2018 г.)

Дальше по плану у нас был недельный отдых в деревеньке Чиралы на Средиземном море. Это в 80 км не доезжая Антальи. Ехать решили вдоль моря, с посещением знаменитого пляжа Капуташ. В Фетхие решили не останавливаться, хотя читали много отзывов про тутошний шопинг и пляжи в Олюденизе. Проезжали города-теплицы Kinik и Ova. Такого количества теплиц я в жизни не видел! Просто море теплиц! А между ними узкие улочки и домишки. Можно было свернуть в сторону, проехать около 10 км и попасть на песчаный пляж Patara и античные развалины. Проезжали Kalkan — читали, что это довольно дорогой курорт, но пляжей хороших не замечено. Ближе к Капуташу выехали на побережье Средиземного моря. Виды обалденные! Едешь, слева скала, справа синее синее море и голубое небо без единого облачка! Ехали в первой половине дня в понедельник, надеялись что на Капуташе будет поменьше народу… Но, видимо, там и в понедельник всё битком. Парковка есть, но очень маленькая, куча машин по обочинам стоит. Парковка бесплатная, но служащий в дорожной форме там есть, он нам помог припарковаться и даже денег не взял. Подошли к лестнице, ведущей вниз к пляжу. Красотень! Белый пляж и бирюзовое море.

Сначала подумали, что это такой белый песок, а оказалось, что это мелкие-мелкие светлые камушки, ходишь по ним как по песку. Народу куча, конечно. Но мы-то на часик заехали, только искупаться и ехать дальше. Бросили вещи почти у воды и пошли купаться. Были волны такие приличные, накупал дочу, отправил на мелкоту под присмотр супруги, а сам решил чуть глубже заплыть, занырнул в волну… и чувствую — волна-то не маленькая! Выныриваю, оборачиваюсь — а моих этой волной перевернуло, смыло нафиг на берег и все наши вещи утащило в море… А там ключи от авто, чуток налички и мой новый телефон… Супруге уже кто-то помогает держать дочу и собирать наши шмотки. В общем, отделались легким испугом — ничего не потеряли, ключ с брелоком от авто и телефон выжили. Пришлось в машину мокрыми садиться :) Пляж Капуташ, место интересное и красивое — будет возможность, посетите обязательно. На пляже есть вся нужная инфраструктура: кафе, туалеты, души, переодевалки.

Вид с пляжного кафе на дорогу и мост.

Далее до Каша едем вдоль моря, любуемся видами. Про Каш много читал отзывов, место раскрученное, но где там купаться, я так и не понял. Кругом горы, а купаться с понтонов не люблю, тем более с ребенком. Заезжать в Каш не стали, посмотрели с горы, сделали пару фоток и в путь.

После Каша дорога ушла от моря в горы. На подъезде к Demre, спускаясь с горы, вновь увидели море теплиц. Затем еще один город-теплица Beymelek. Но тут есть оборудованная набережная с пляжем. Слева теплицы, справа набережная, как в курортном городе, но пустая, никого, ни одного человека на пляже. Дальше ехали вдоль какого-то залива, с рыбными ресторанчиками на берегу. Остановились пообедать. На берегу сделана терраса, столики стоят прям над водой, а в воде куча рыбы. Официанты в воду кидают батон хлеба, вода начинает бурлить от налетающей на хлеб рыбы. Нам сказали, что это кефаль. Дочке зрелище понравилось, и весь наш обеденный хлеб съела рыба.. Но мы отомстили — эту же кефаль тут и подают к столу :))) Неплохое местечко, будете рядом — загляните.

Дальше дорога снова вдоль самого моря идет. Неширокая, по одной полосе в каждую сторону, и извилистая. Не разгонишься. Проехали еще один город-теплицу, дорога ушла от моря в горы, и мы вышли на финишную прямую к месту назначения. На очередном затяжном серпантине, при спуске, обратил внимание на появившийся подозрительный, нездоровый шум со стороны передних колес, шум усиливался при поворотах. Подумал на ступичные подшипники…

После спуска встал на обочине, вышел из машины, потянул руку к передним тормозным дискам… но вовремя одернул! Достал сигарету, приложил к диску и прикурил от него… Перегрев :( Диски аж посинели малость, появился цвет «побежалости»… Минут 15 постоял, чтоб диски остыли, потихоньку поехали дальше. Через пару километров увидел вывеску Otogar, свернул. На пальцах объяснил мастеру, что ехал с горы по серпантину, ткнул пальцем в передние тормозные диски. Он понял, кивнул головой и подкатил домкрат. Тут подошел еще один турок, он оказался англоговорящим и послужил нам переводчиком. Скинули тормозные суппорта, подождали, пока диски остынут, синева прошла. Всё оказалось в норме, диски не повело (хотя они у меня уже однажды проточены), колодки в норме. Нам предложили чаю. Собрали на место всё, мастер взял за работу 30 лир. В Турции всё, что касается автомобилей, начинается со слова Oto: otogar, otopark, otolastik, otoyolu.. всё ведь понятно, да? Улыбнул otolastik — это шиномонтажка :)

Дальше ехали по D400 и искали съезд направо в Чиралы. Отсюда спускаться к поселку 7 км вниз по узкому серпантину. Мы ехали в Чиралы (Çıralı), тут у нас забронирован домик в цитрусовом саду. Это место нашли по отзывам в сети. Небольшая тихая деревушка, много зелени, много садов, много жилья сдается. Благодаря навигатору, не блуждая, сразу нашли нужное место. Нас там ждали, встретили, показали дом и оставили в покое. На вопрос об оплате махнули рукой, мол, отдыхайте с дороги, остальное завтра. Быстренько переодевшись, рванули на пляж.

День 17-22. Чиралы. (06/08-12/08/2018 г.)

Следующую неделю посвятили чисто пляжному отдыху. Хороший песчано-галечный пляж, вход в воду каменистый, но галька круглая и не острая. Август — вроде как высокий сезон, но народу на пляже не много, да и пляж большой, места всем хватает. До ближайших соседей метров 10.

У нас был забронирован дом на неделю в Akdeniz Bahçesi за 75 евро в сутки с завтраком. Каменный хозяйский дом, на лето сдается. В доме есть всё — 2 комнаты с кондеями, душ, туалет, холл с оборудованной кухней и большим холодильником. Парковка на 2-3 машины в тени деревьев. Даже зонт для пляжа прилагается. Помимо каменного дома сдаются еще пяток деревянных домиков со всеми удобствами и кухнями. Всё это расположено среди цитрусового сада.

До входа на пляж идти метров 150 и до моря еще метров 100. Домик нашли заранее, еще из дома. Нашли контакт хозяев, списались через WhatsApp, внесли предоплату за сутки. Отличное тихое место, рекомендую для спокойного пляжного семейного отдыха. Вся инфа про домики и окрестности есть на их сайте на русском.

Обеды и ужины накрывали себе на улице. Тут всегда тенек был.

Тут работает семейная пара из Грузии — очень душевные люди. Узнав, что мы из России, встретили как родных, во всем помогали и подсказывали. Однажды вечером они зазвали меня к себе на рюмку чачи (дочь из Грузии к ним приехала погостить, привезла)… Рюмка оказалась 5-литровой, очень крепкой :))) Вроде самогон, а послевкусие такое виноградное… вкусная штучка… ;)

Выбрали не жаркий день, съездили к горе Химере (лень было 3,5 км пешком топать), поднялись на 800 ступенек по горной тропинке, посмотрели на дикий огонь — газ, выходящий из горы, самовоспламеняется на воздухе. Говорят, огни тут почти 1000 лет так горят. Вход 7 лир с человека. Туристов сюда начинают привозить ближе к вечеру, чтоб в темноте посмотреть на огни.

На тутошнем пляже черепашки карета-карета тоже откладывают яйца. Кладки на пляже обозначены конусами, с указанием даты кладки. В одно утро мы не поленились, встали перед рассветом, в 5:30 утра и пошли на пляж. Нам повезло, мы это увидели своими глазами! Специальные люди раскапывают кладку и помогают черепашатам вылупляться. Затем их выпускают, и они ползут метров 50 до моря. Интересно было на это поглядеть. Снял парочку видео, посмотрите, интересное зрелище!

Для самостоятельного питания в деревеньке есть кафешки, несколько маленьких магазинчиков с продуктами. Есть морские прогулки, куда возят — не скажу, мы не брали экскурсии тут. Для любителей развалин недалеко есть Olimpos Antik Kenti. Где-то на 4 день нам надоело сидеть на одном месте, да и машину нужно заправить. До ближайшей АЗС в Текирова оказалось 20 км! Тут уже сказывается близость туристических мест, Кемера и Антальи, заправщики говорят на русском :) Съездили в ближайший супермаркет SOK, почти что в Кемер :) Покупали разок, на пробу, бутылку турецкого вина, не самую дешевую, за 55 лир — турецкое вино не впечатлило.

Местечко Чиралы и снятый дом нам очень понравились. Тихое, уютное, красивое место с хорошим пляжем. Рекомендую!

День 23-27. Анталья. 80 км. (12/08-16/08/2018 г.)

Следующей точкой по плану у нас — туристическая Анталья. Заранее был забронирован Hotel Su & Aqualand, 5 звезд + аквапарк на 4 ночи. 625 евро вышло. Мы впервые в Турции, хотели посмотреть на турецкий «All inclusive». Но тут его не оказалось, только завтрак+ужин. Питание хорошее, выбор огромный, всё съедобно. Отель интересный — он весь в зеркалах и белый. Белое всё: стены, пол, потолок, лестницы, мебель. И красная подсветка… Читали отзывы, что «всё белое, как в больнице», но у нас не сложилось такого впечатления. Большой бассейн с баром. Есть детский клуб с русскоговорящей девушкой, с бассейном и мини-горками, дочке там понравилось.

Автомобиль отдыхает в тенечке. У отеля свой valet-parking.

Ну и безлимитный аквапарк в комплекте. С картой отеля подходишь в кассу аквапарка, и тебе выдают карты для входа аквапарк. В аквапарке еще есть дельфинарий и тарзанка (это уже за отдельную плату).

Расположение отеля хорошее, парковка присутствует, Wi-Fi бесплатный на всей территории, пляж оборудованный, недалеко, метров 200 пройти по набережной. На пляже показываешь карту отеля, тебе предлагают выбрать лежаки, подходит сотрудник, расправляет/втыкает зонт. Это входит в стоимость проживания в отеле. Есть бар на пляже, но уже за отдельные деньги. Пляж каменный, но ноги не режет. Крутой вход в воду и почти сразу глубина. Море чистое, прозрачное. Народу на пляже минимум, несмотря на август месяц. Отель неплохой, рекомендую.

Через дорогу от отеля океанариум, недалече (метров 800 пройти) торговый центр Мигрос и парк аттракционов. Есть длинная оборудованная набережная с подстветкой, арт-обьектами, детскими городками, велодорожкой и скамейками. Тусили тут 3 полных дня — аквапарк и море. Съездили поглазеть в Mall of Antalya, тут же, под одной крышей, расположен Deepo Outlet Center. Но Анталья ценами не порадовала… В Стамбульском Оливиуме выбор меньше, но и цены меньше. Из Антальи наш путь поворачивает на север, в сторону дома… Отпуск подходит к концу, отчего становится немного грустно… Но впереди еще одно интересное местечко ;)

День 28. Анталья  Конья  Гёреме. 550 км (16/08/2018 г.)

Утром 16-го завтракаем, собираем чемоданы, со слезами забираем дочу из детского клуба (не хотела уезжать) и стартуем в сторону Göreme. Погода радует: тепло и солнечно. Дороги хорошие. Для разнообразия заезжаем немного в Конью, находим ближайший ТЦ, шопимся пару часов, перекусываем и едем дальше.

Где-то между Коньёй к Аксараем на обочинах появляются грузовички и что-то продают в мешках. По обеим сторонам дороги поля (бахча?) с чем-то некрупным и желто-зеленым. Едем, пытаемся угадать, что же тут продают? Это у нас игра такая, чтоб не скучать. Наконец останавливаемся у одного из торговцев, подходим и наблюдаем в мешках кучи грецких орехов, фасоли, арахиса, фундука, подсолнечника, тыквенных семечек и сухофруктов. Продавцы, два молодых парня лет по 15, по-английски не говорят, заметив иностранные номера, узнали россиийский флаг, поудивлялись, как нас сюда занесло, спросили разрешения — сфотографировали машину и сами себя на фоне номеров с триколором. Пообщались с ними, купили чуток орешков в дорогу. Доча, указав на поля вдоль дороги, спросила у меня — чего это растет? Один из парней понял вопрос, с криками «Kabak!», сбегал на поле, принес плод размером меньше шара для боулинга, разбил его об асфальт и показал семечки внутри. Выяснили: «kabak» по-турецки означает тыкву :)

В очередной раз, встав на перекус на Tesisleri (место отдыха) на трассе, наблюдаю такую аппетитную картину — большой «шашлык» :)

Ближе к закату подьехали к Гереме.

Все сувениры связаны с воздушными шарами или горами из песчаника.

Остановились на смотровой площадке, поглядели на панораму Гереме внизу. Много узких-узких улочек и горки-конусы торчат. Где-то тут у нас забронирован отель в скале. Прокладываю маршрут: OsmAnd не находит этого адреса, ставлю примерно точку, еду, петляю по маленьким горным крутым улочкам, но отеля не нахожу. Вспоминаем, что у нас же еще есть мобильный турецкий инет! Гугл-карты нам помогут! И они помогли, гугл вывел точнехонько к искомому отелю: ELITE CAVE SUITES! Тут у нас бронь на 1 ночь с завтраком. Отель довольно недорогой (примерно 250-280 лир) и интересный. Супруга выбирала по отзывам и не прогадала. Номера расположены прямо в скале, хороший вид с терассы отеля на город, есть пара парковочных мест, авто пристроили. Недалеко от отеля, практически над ним, расположена смотровая площадка, подниматься до неё минут 7 пешком.

Уже стемнело. Заселились в отель и пошли гулять по Гереме и искать место для ужина. Кафешек куча, на любой вкус. Мы зашли в Kale Terrasse Restaurant. Не самый дешевый вариант, но зазывала, степенный, уже седой дядька, нас уговорил. Хотя зазывалой его назвать — не совсем правильно, скорее администратор, но не навязчивый. Хорошо говорит на английском. Вежливо и культурно смог нас заинтересовать разговором и уговорить посетить именно их ресторан. Зашли, покушали и не пожалели — всё было вкусно. Так что рекомендую ;)

День 29. Гёреме — Ардаган. 920 км (17/08/2018 г.)

Подъем затемно, около 5 утра… Ради такого раннего подъема мы и ехали сюда. Поднялись на смотровую площадку — весь Гёреме как на ладони. В утренней тишине послышался какой-то шум, рёв… Повернулись и пошли на этот ориентир, увидели то, ради чего сюда ехали и вставали в такую рань — запуск воздушных шаров! Рёв газовых горелок, вспышки огня в ещё не накачанных шарах, всё это в темноте — зрелище фантастическое! Словами не передать, просто покажу несколько фото и видео.

Начало светать, шары стали подниматься в воздух. Под каждым шаром корзина, в ней 10-12 пассажиров. С дочей насчитали 80 шаров одновременно в небе над Гёреме. Очень красивое зрелище на рассвете. Некоторые шары опускаются прямо в город, или пролетают низко, низко. Не поленитесь, кликайте по ссылкам на видео — очень завораживающее зрелище! Особенно, когда живьем это наблюдаешь. Вчера вечером, гуляя, узнали цену на это удовольствие — подъем на шаре: 120-130 евро с человека…

17 августа 2018 года… Вот так начался мой очередной день рождения :)

Вернувшись в отель, позавтракали и в 7 утра стартанули в сторону границы. Это наш крайний день в Турции… Было желание вернуться вдоль Черного моря и в Сарпи перейти границу, но, убоявшись очередей на границе, решили ехать по уже привычному маршрут через Ардаган, Пософ в Грузию. До Грузинской границы 1020 км. Поехали через Кейсери, Сивас, Эрзинджан, Эрзурум, Тортум, Гёле, Ардаган. В районе Тортума стало понятно, что засветло на границу мы не попадаем, режим работы погранперехода нам неизвестен, решили ночевать в Ардагане. Супруга через инет нашла хороший Kuzey Yıldızı Butik Otel перед Ардаганом, заехали туда. Нас заселили без проблем, а узнав, что мы утром рано выезжаем, денег за номер с нас взяли даже меньше, чем прайс на ресепшине указывал. Такое впечатление, что мы были единственными постояльцами этого отеля. Свежий, уютный, небольшой отель в Ардагане, 150 лир с завтраком, рекомендую. Завалились спать. До грузинской границы 95 км.

День 30. Ардаган — Вале — Боржоми — Хашури — Пасанаури — граница — Верхний Ларс — Владикавказ. 460 км (18/08/2018 г.)

Ну зачем люди придумали границы? До России 430 км, вроде недалеко, но 2 границы впереди отнимают кучу времени... Позавтракали в отеле и стартанули. Вскоре после Ардагана кончилась двухполосная дорога, затем ремонт дороги, километров 10 ехали по грунтовке, затем горные серпантины — быстро не разгонишься. Где-то в районе Дамала остановились в придорожном кафе перекусить. Тут была интересная подача кебаба: в мясо, жарящееся на вертеле, втыкают маленький шампур и нарезают мясо. Вот как тут описано. Стоит такой шампурчик 7 лир. Овощи, хлеб, вода, чай в комплекте. Сели за столик, заказали 3 kebabi, официант притащил кувшин с ледяной водой, корзину нарезанного хлеба, тарелку свежих овощей и пару плошек с соусом. Затем принес 3 шампурчика кебаба… Вкуснотища!!! Но порции маленькие очень.. заказали еще 3… потом еще 2… :) Потом подали 3 чая. Когда попросили счет — официант посчитал шампурчики, лежащие на нашем столе, умножил на 7 и это был наш счет: всего лишь 56 лир за всё!!! Наелись вдоволь, а на вкус — пальчики оближешь!

Обратно ехали через уже знакомый перевал, была низкая облачность, и было интересно ехать на уровне облаков.

Приехали на границу. Быстро и без проблем заехали на территорию, пошли в знакомое уже здание сделать отметку о вывозе авто и тут встряли… Перед нами пара дальнобоев оформлялась, у одного, видимо, проблемы, довел девушку-служащую до слез, она психанула, перестала работать, ушла в подсобку… Вышли турецкие погранцы/таможенники успокаивать этого джигита… Потеряли мы тут минут 40 :( Заезжаем на грузинскую границу, пассажиры идут в терминал, я подьезжаю к будке, даю докумены — быстрая проверка, вопрос о наличии грузинской страховки, получаю доки назад, радуюсь, что все быстро… Но не тут-то было. Подьезжаю к терминалу, а тут меня поджидает «добрый» грузинский пограничник — вежливо, с улыбкой просит открыть багажник, задние двери, бардачок, подлокотник… Заглядывает везде, под сиденья, требует разгрузить багажник, заглядывает под полку, потом отправляет меня с 2 чемоданами, рюкзаком и парой пакетов (ткнул в них наугад) в терминал на досмотр… А там очередь — подъехал иранский автобус с пассажирами. Вещи просветили, собака обнюхала, потом провели в комнату досмотра, где 2 грузинские девушки потребовали открыть чемоданы, всё перерыли и наконец отпустили. Пошли к машине, загрузиться не разрешили, ждали погранца с собакой. Пока собака всю машину не обнюхала, нас не пускали… Чем мы заслужили такое внимание — хз, но потеряли мы тут почти час…

Выехали с КПП, заправились уже грузинским бензином и рванули до Боржоми. Тут заехали на рыночек, чуток скупились, взяли, естественно, минералки упаковку и бутылок 10 лимонада разного. По дороге перекусили хачапури в придорожном кафе и поехали до Пасанаури. Отобедали хинкали и быстрей на границу. Около часа простояли в пробке на серпантине в Казбеги из-за баранов спешунов/обочечников. Попали под дождь с градом. Грузинский КПП прошли за 30 минут, пришлось ждать пассажиров. Затем на нейтралке простояли еще 3,5 часа, и вот мы вернулись в Россию! Российский КПП проскочили быстро. Ночевали во Владикавказе в той же гостишке (1500 руб.) что и по дороге вперед. Из Ардагана выехали часов в 8 утра, во Владикавказ заехали уже по темноте. 460 км за 12 часов, не быстро…

День 31. Владикавказ — Ардон — Георгиевск — Арзгир — Элиста —Волгоград — Оленье. 870 км. (19/08/2018)

На Волгоград поехали так же, как ехали вперед, т.е. через Арзгир — Элисту. Дорога деревнями неплохая, трафик небольшой, гаишники нигде не тормозили, весь маршрут прошли без приключений. Участок после Арзгира на Элисту уже знаком, малость потрясло, но не критично. Перед Элистой остановились пообедать в этно-кафе «Кочевник». Место интересное, колоритное, с местной калмыцкой кухней, не самое дешевое, но блюда вкусные. Рекомендую к посещению!

Минут 40 простояли в пробке на въезде в Волгоград, вроде светофор впереди, а затор непонятный получился. Уже темнело, Волгоград пролетели быстро. Ночевали в отеле «У пруда», (1800 за 2-местный номер + 300 руб. за раскладушку +100 руб. за стоянку) не впервой тут останавливаюсь — довольно прилично и бюджетно. Ужин, душ и здоровый сон.

День 32. Оленье — Саратов — Сызрань — Сенгилей (Ульяновская область). 740 км (20/08/2018 г.)

Позавтракали тут же в кафе и стартанули дальше. Сегодня вечером нас ждет горячая встреча и баня! Едем к старшему брату в гости. Обедали на объездной Саратова, в придорожном комплексе «Турист», довольно неплохо и вкусно. Участок Саратов — Самара обычно езжу по другому берегу Волги, там хоть и дорога похуже, но и трафика на трассе меньше. Но т.к. нам надо было в сторону Ульяновска, поехали через Сенном… На переезде простояли 1,5 часа! Обочечники, с#уки, задолбали! Из-за этих придурков пробка только увеличивалась. После Сенного еще ремонт моста в Ключах, реверсивное движение, но, слава богу, тут всего 5 минут постояли. Далее без приключений на Сызрань, затем свернули на Ульяновск и засветло были на месте, где нас ждал шикарный ужин с волжской рыбкой и баня! Пару дней гостили у брата, отметили его день рождения, подарили грузинский коньяк. Дегустировали привезенное с собой. Грузинский коньяк «Askaneli» оказался довольно хорош.

23/08/2018. Сенгилей — Ульяновск — Димитровград —Нурлат — Кузайкино — Муслюмово — М7 — Бирск — Караидель — Тастуба — Верхние Киги — Нязепетровск — Верхний Уфалей. 1100 км

Погостили у брата, затарились гостинцами, прикупили волжской рыбы, меду и со сранья тронулись в сторону тещи… Мы не ищем легких путей ;) Ехать по М5 скучно и однообразно, поэтому поехали по уже не раз пройденному маршруту по городкам/деревням. Дороги приличные, трафик минимальный, засад минимум. На выезде на трассу А151 на Ульяновск словил первый штраф за 10000 км, дома уже получил «письмо счастья» за превышение… И ведь брат меня предупреждал, что тут ограничение 70 км/час и стационарная камера, но на что-то я отвлекся, видимо…

В Бирск заезжали по платному, 65 руб., понтонному мосту. Надеялись попасть на проход судна и развод моста, но не судьба. Не сильно расстроились, ибо картину с разводом моста наблюдали пару лет назад тут. Дочке очень интересно было — как это мост раздвигают для прохода судов?! После Караидели нас ждала еще одна понтонная переправа. Тут с прошлого года началось строительство моста и дороги Караидель — Тастуба. Подъезд к городу перекрыт, объезд через Байки, километров 7 грунтовки. На понтонной переправе (30 руб.) постояли с полчаса, ждали, когда сельхозтехнику негабаритную перегонят. Далее до Тастубы 60 км грунтовка, местами уже есть отсыпка под строящуюся дорогу. Эти 60 км проезжаются чуть больше чем за час. Далее до Новобелокатая асфальт, затем довольно хорошая укатанная грунтовка (позволяет ехать 6-8 км/час) до Ункурды. Потом до Нязи подразбитый асфальт. Спустя почти 14 часов прибыли на место. Пару дней отдыха у меня, затем уезжаю домой работать, семью оставляю еще на неделю гостить.

Итоги

Где-то уже на обратном пути счетчик суточного пробега пошел на второй круг.

Один мудрый человек сказал: «Я путешествую три раза: первый раз, когда планирую поездку, второй раз — когда совершаю поездку, и третий раз — когда вспоминаю поездку», и наш экипаж с этим полностью согласен! Впечатлений осталось море. Турция интересная и дружелюбная страна для путешествий. К России и россиянам относятся хорошо, всегда готовы помочь, когда обращаешься к ним с вопросами. Есть на что посмотреть, множество древностей. Стамбул интересный город. Есть желание еще раз посетить Турцию и Стамбул именно в формате самостоятельного путешествия, а не по системе «всё включено». О потраченном времени и средствах ни разу не пожалели. Да, такие поездки не бюджетны, но, валяясь на одном пляже, в одном отеле, столько впечатлений и эмоций не получишь.

Не все намеченные планы удалось воплотить — в Мраморном и Черных морях так и не искупались… Значит, есть повод посетить Турцию и Стамбул еще раз :)

Вот такой автопробег у нас получился летом 2018 года. Всего пройдено 11700 км. Машина ни разу не подвела, охлаждаемый перчаточный ящик очень спасал в жаркой дороге. Термоконтейнер и аккумуляторы холода, купленные для поездки, также себя вполне оправдали.

Про деньги:

Страховка авто, грин-карта (для Турции) — 4700 руб.

Страховка авто в Грузии — на 30 дней, 50 лари, 1320 руб. Куплена через инет.

Медстраховка (СОГАЗ) на семью — 3650 руб. Куплена через инет.

На бензин (только по России, туда-обратно) потрачено 27000 руб. (ХМАО-Югра — Верхний Ларс и обратно). У северян бывает «льготный отпуск», собирал все чеки АЗС, работодатель оплатил всю эту сумму.

5 ночевок по России — 8700 руб. Питание в дороге (завтрак/обед/ужин) примерно по 2000 руб./сутки = 10000 руб.

Бензин по Грузии и Турции — около 20000 руб.

Паром Стамбул — Бандирма — 256 лир = 3400 руб.

Тбилиси, за 2 ночи заплатили в лари, эквивалент 80 $ (меняли $ на лари), примерно 5200 руб.

Ночевка в Эрзуруме — 125 лир (~1600 руб.)

4 ночи в Стамбуле, отель Hempton By Hilton с завтраком — 19000 руб.

Хамам — 130 евро.

2 ночи в Гумульдуре с завтракамм и ужинами— 360 лир.

2 ночи в Дальяне с завтраками — 120 евро.

6 ночей, дом в Чиралы — 75 евро/сут., с завтраком = 34500 руб.

4 ночи в Анталье, отель SU 5* + аквапарк, завтраки + ужины — 625 евро = 49000 руб.

1 ночь в Ардагане с завтраком — 120 лир. (~1500 руб).

С собой было взято (заранее куплено) 1600 $ наличкой (103 тыс. руб.). Потрачено на проживание/питание в Грузии и частично в Турции, бензин, покупки, сувениры… Потратили всё :)

Итого 177 тыс. руб. + 1600$ = почти 280 тыс. руб… Не бюджетно, но очень увлекательно и интересно!

PS. И в конце всего загадка ;) Одна крупная и недешевая вещь весь отпуск пролежала в чемодане, просто не пригодилась… Угадайте что?

пять за отчет, прямо путеводитель с ссылками.
Ноутбук
Алекс
Классный отчет...классная семья ...молодцы ребята!!!! Очень интересно читать.....+5
---
Северск
21тысяча и капиталка двигателя? вы шутите?

зеркалка

фотоаппарат
Любая демократия приводит к диктатуре подонков. (Альфред Нобель)
---
21тысяча и капиталка двигателя? вы шутите?
21 тысяча после капиталки же...внимательней читайте.

Север
Интересное путешествие, тоже смотрел это направление, но дальше Сочи на машине не заезжал, за рубеж самолетом проще и быстрее, но на машине познавательнее и колоритнее. У меня бензин только по россии на юга уходит на 50 000 руб. (расход 11-12 на 100/км), но главное начал уставать по нескольку суток в дороге ехать.

Отличное путешествие и одновременно - грамотный путеводитель! Молодцы!
Хочется уточнить про машину - из-за чего пришлось при пробеге в 100 с небольшим тыс. км делать капремонт? И бюджет такого ремонта?

Martyn36
Отличное путешествие и одновременно - грамотный путеводитель! Молодцы!
известная и массовая болячка у G4KD... на пробеге 94 т.км начался стук, задиры в цилиндрах... на 114 т.км откапиталил.. бюджет в ценах 2017 года - 70тыр.
Мой отзыв: Toyota Sprinter Marino 1994
палатка?
Мытищи
Запаска!

Новосиб
Коптер?
Мой отзыв: Kia Ceed 2012

Гринкарту не оформлял. По новым правилам ( ранее нельзя) можно написать заявление- обязательство о том, что после получения визы обязуюсь в течении такого то срока оформить гринкарту.
Так что РСА теперь не помеха. Гринкарту можно оформить в любое удобное время.

Ого!
Основательно подготовились, основательно покатались, основательно написали. С огромным удовольствием прочитал. Очень хорошо продуманное, разнообразное и интересное путешествие и, такой же прекрасный отчет. Вы – огромные молодцы! Такие путешествия запоминаются на всю жизнь. И это стоит многого. Желаю вам и дальше продолжать в том же духе – расширяйте географию, в Европе Вам уже становится тесно)
P.S. Я не знаю что это за вещь, которая вам не пригодилась, но, надеюсь – это была аптечка.
Советский
Классное путешествие!! Привет с Советского!)) Дак что в багажнике то пролежало весь отпуск??

...в чемодане.

Откапиталил G4KD. Выехали. Постояли немного в очереди. Приехали. Посмотрели. Съели. Понравилось. Выпили. Еще больше понравилось. Грузия понравилась. Закупились. Термоконтейнер и аккумуляторы холода себя вполне оправдали. Поехали обратно. Написал отчет. Выложил на дром.

Интересно.
Не подскажите цены в Hipo-кемпинг и рядом расположенный Denizat Holiday Village?
Запаска!
в чемодане, ага)))))

В Олюдениз зря не заехали. Можно было дня 2-3 Чиралы и 4-5 Олюдениз, пляжи Олюдениза мне больше понравились, чем Чиралы. Патара - очень интересен, рекомендуется на пару часов. Ну и развалины Сагаласосса (100 км от Антальи) и Перге (рядом с Антальей) - впечатляют.

за городом
Качество инопрома.....

ноутбук

Kins
Дополнительные форсунки ставили?Если нет то можете опять попасть на ремонт..

-20 тыс.км мотор стучал... Даже и не знаю хорошо это или плохо
Мытищи
в чемодане, ага)))))
Докатка)))

Отличная поездка и подробный отчет. Проехали Вы по самым попсовым туристическим местам Турции. Советую в следующий раз объехать восточную Турцию, вот где настоящая Турция. И еще, у Вас прямо таки талант находить дорогие отели)))

dmitriydonskoiy46
О, да. Ехать в ультра-мусульманскую часть Турции на границу с Сирией с женой и ребенком и на российских номерах летом 2018 - это очень свежая мысль. Очень.

Колись, автор, что осталось в чемодане?
Мой отзыв: Nissan Bluebird Sylphy 2001

FlyAlysa
Самару нужно было объезжать с севера и на юга по правому берегу.
Вячеслав
Ноябрьск
Очень хороший отчет и само путешествие тоже, мы в это время только вернулись почти по этому маршруту. Разница в том что Стамбул навеянный сериалом был конечной точкой в обратную дорогу! )

Всегда читаю отчеты о Турции с учащенным сердцебиением. Аналогичная поездка была в 2014 г-Казахстан- Турция и обратно- 12000км. ЧИРАЛИ тоже очень понравился. В 17-году ездили по Канаде на авто_6000км. Красиво, но понравилось меньше...В 19-ом хочу опять вТурцию, СПАСИБО за подаренное удовольствие от отчета!

Kins
Тут про Ваш мотор немного описано и про причины задиров тоже.

"Двигатель при рекомендованном 95 бензине, переваривает и 92-й, правда гидрокомпенсаторов нет, поэтому раз в 90 тыс.км, при наличии характерных шумов, нужно регулировать зазоры клапанов.
Теперь о неисправностях и недостатках.
1. Дизелит до прогрева это обычное дело для G4KD 4B11, особенности двигателя.
2. Стрекотание, этот звук присутствует на всех G4KD 4B11 это работа форсунок.
3. Вибрации на 1000-1200 об/мин, замена свечей.
Также стоит следить за состоянием катализатора и нужно успеть вовремя его заменить или вырезать, иначе его пыль попадет в цилиндры и там образуются задиры. Обычно срок его службы около 100-150 тыс. км."

FlyAlysa
Чуть за сотню и капиталка ДВС?

В семье было семь французов с пробегом от 115000 до 390000 и никто из них даже масло не жрал!
Хорошие маркетологи у узкоглазых!!!
Ну я усвоила, что лучше "ломучий" француз, чем разрекламированный хлам с пятилетней гарантией.
Так общий пробег 130 тыс,и капиталка!Или я что то не так понял?
В 2013 году так же стоял выбор между КИА и Ниссаном.Взял Ниссан,по надёжности видимо в разы лучше КИА.А поездка классная,очень мне всё понравилось.

надо же, тачка 13 года, пробег небольшой, и уже капиталка двигла - вот и качество KIA,
а поездка очень хорошая получилась

Kins
Капиталил случаем не у парней в Челнах?=) Про это было бы интересно почитать еще. Гильзовка блока, запчасти..
Рассказ хорош, почитал. Пять.

Dimon.113rus
Дополнительные форсунки ставили?Если нет то можете опять попасть на ремонт..
Про маслофорсунки/охлаждение и т.д. в курсе... Второй год эту тему мониторю :) Форсунки не ставил, ибо они не панацея.
За исключение двигла - машиной доволен. Общий пробег уже 154 т.км. Едем дальше :)

Юрий Самойлов
У киа была проблема - ктаализатор. Рассыпался и пыль шла в горшки. От этого задиры, дизеление, стук.. Поэтому сейчас все стараются каталик вырезать и вваривать пламягас.

Yuta
-20 тыс.км мотор стучал... Даже и не знаю хорошо это или плохо
для данного движка это нормально :)) и по 60 т.км. со стуком люди ездят.. Если интересно? на киаклабе много про этот двиг ;)

banzay2012
Тут про Ваш мотор немного описано и про причины задиров тоже. "Двигатель при рекомендованном 95 бензине, переваривает и 92-й, правда гидрокомпенсаторов нет, поэтому раз в 90 тыс.км, при наличии...
да, в курсе :) Спор о возникновении задиров бушует уже который год :)

Вован-70
зеркалка
Аха.. Кэнон так и провалялся в чемодане :) В следующую поездку даже брать не буд :))

Barmaley61
В 2017 оформлял очередную 5 летнюю визу во Французском ВЦ за 2-3 месяца до поездки. Гринкарту не оформлял. По новым правилам ( ранее нельзя) можно написать заявление- обязательство о том, что после получения...
В 15 году, при получении первого шенгена, я даже гарантийное письмо приложил о обязательстве сделать грин-карту, расписал почему так... Девочка в консульстве грит - "ОК, я приму, но с вероятностью 90% консул откажет. Пропадет Ваш сбор за визу. Будете снова доки собирать.."
а мне до ближайшего ВЦ 700 км в одну сторону :)

optimyst
Ого! Основательно подготовились, основательно покатались, основательно написали. С огромным удовольствием прочитал. Очень хорошо продуманное, разнообразное и интересное путешествие и, такой же прекрасный...
Благодарю :) Аптечка тоже не пригодилась! как и мед.страховка.
А загадка была про фотик-заркалку :)

...в чемодане.
Привет землякам! Зеркалка :)

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Если в состоянии, поделитесь своим ;) Обязательно прочитаю, поучусь...

Velovod
Интересно.
Denizat Holiday Village, полный пансион, отдельный домик (бунгало?) выходило около 12000 руб/сутки на 2в+1р.
Hipo-кемпинг и Denizat Holiday Village - у них есть сайты, там есть цены. Ссылки в отчете есть.

alex028
Остался повод вернуться в Турцию! :)

Алекс
Спасибо за добрые слова!

dmitriydonskoiy46
Мы в Турции впервые, нам все интересно было. "Попсовыми" местами мы считали Атналью с Аланией :) Восточно-центральной Турции мы захватили чуток - очень интересно. Тут турки гораздо приветливей и дружелюбней, нежели на курортах... Тут не смотрят на туриста как на кошелек :)
А про отели - у мя 2 девочки в экипаже, чистоту и комфорт любят.. да и я с дороги хочу в тишине и чистоте поспать, а не тараканов с соседями гонять :))

FlyAlysa
Самару нужно было объезжать с севера и на юга по правому берегу.

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
не за что! и вам спасибо за добрые слова! Удачи!

banzay2012
спасибо за инфу, но так как владею данным авто с 13 года, обслуживаю сам, пережил кап.ремонт двигла, накатал 154000 км на нем.. меня инфой про данный двиг уже не удивить :)) если у Вас такой же авто - обращайтесь, поделюсь ссылками :)

FlyAlysa
Чуть за сотню и капиталка ДВС?

Хорошие маркетологи у узкоглазых!!!
Двиг подвел.. но это лотерея, у кого то задиры, у кого то нет... а в остальном машиной доволен на 100% !

Юрий Самойлов
Так общий пробег 130 тыс,и капиталка!Или я что то не так понял?
общий пробег уже 154 т.к. Капиталка была на 114 т.км

Rockport
а почему тогда задиры не по всему цилиндру? Катализатор у мя в норме. до сих пор стоит..

Kins
А точно ли в норме? Проверяли?
Посмотрите на ютубе канал https://www.youtube.com/user/K...
Они очень узко на G4KD специализируются.
И мне пофигмнение.
Когда ваша жена в очках. она похоже на актрису ирину купченко

Kins
Ну тогда масло почаще менять,желательно прогреваеть а не сразу ехать и в красной зоне не крутить..побегает ещё..удачи!

Владислав Абзатов
Все увидели про задиры у КИА и началось про качество, маркетинг и какой у них замечательный авто. У всех моделей бывает неудачные моторы

Kins
Это копия движка от митсубиси на котором стояли форсунки и охлаждали/смазывали поршня..а корейцы залезли своими кривыми руками и их убрали зачем то..

Rockport
А точно ли в норме? Проверяли?
Посмотрите на ютубе канал https://www.youtube.com/user/K...
Они очень узко на G4KD специализируются.
Заглядывал в него камерой - пока терпимо.
а про Челны - плохого не скажу, ребята грамотные и рукастые. знакомый снимал двиг тут, отправлял в Челны, получил, поставил, ездит и радуется... но бюджет чуть за сотку вышел..
А про "специализацию" я так выражу свое мнение:
парни из Кповер вовремя наткнулись на "золотую" жилу и попали в струю :) со своим способом установки форсунок и "противозадирной обработкой" поршней... Отслеживал их работу по G4KD, когда сам с этим столкнулся пару лет назад...
А их "специализация" - тюнинг ОКИ и подготовка Лад к гонкам :)) Сорри,шутка юмора такая :)))
Отличное путешествие!!!

Также никто нам не мог объяснить как оплатить дороги. А когда проезжали туннель под Босфором, то полицейские нам сказали что придет счет на оплату, но ничего никуда не пришло..:))

"заняться получением виз мешает долбаное ограничение РСА по срокам выдачи Грин-карты" - оформляли Греческую визу и для ее получения грин-карта не требовалась, поэтому спокойно сделали визу, а потом оформили грин-кард...

Sergio
Отличное путешествие!!! Сами примерно в те же сроки ездили в Черногорию через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию и др. Также никто нам не мог объяснить как оплатить дороги. А когда проезжали туннель под...
Вот это у Вас трип!!! отчет есть? ссылкой поделитесь плизз.
Мосты и туннель через Босфор оплачиваются при проезде из Европы, в Азию - я такое недавно вычитал.
Kins
Вот это у Вас трип!!! отчет есть? ссылкой поделитесь плизз.
К сожалению, не писал:(( в 2012 доехали до Парижу из Сибири вот там черновик был но так сил и не хватило его допилить чтобы сюда выложить...:((

да, да... и потом в Сенной стоят на переезде пару часов? ;))
Сутками, а если не повезёт- месяцами...
Да, да, да!

Kins
Как на на французском EP на 80000 цепь поменять, так это катастрофа мирового масштаба, а как на корейце на 100000 капремонт сделать, так это в порядке вещей. И пятилетняя гарантия не помогла?

FlyAlysa
Сутками, а если не повезёт- месяцами...
Ездил и не единожоды по обеим берегам.. С одной стороны танкодром, с другой вечная пробка на переезде..

FlyAlysa
Ни на одной своей машине не берег "гарантию", ибо 1.не верю в неё 2.оч далеко ездить 3.кормить руко***ов не хочу 4. Масло поменятб и ТО я и сам сделаю, не хуже дилера.. :)

r86, Белоярский
Кинстинтин! Читается - легко, фотки - красивые, полезной инфы - море!)) Так держать!!!
ЗЫ: владимиров всяких не слушай, написать самому - не о чем, так хоть тут в коментах позлословить.... Поэт, блин...
TOYOTA Town Ace NOAH, Fielder Tourer 2 MR , SR50G, 2001 г.в.-был
TLC Prado 120, 2008г. -стал.
Аналогичный был случай.

да, да... и потом в Сенной стоят на переезде пару часов? ;))
Из десяти поездок на юг, восемь были через сенной, стояли максимум 30 минут. Остальные две поездки через пугачёв запомнились на всю жизнь

ЕвроАзиат
Везунчик :) или обочечник? ;)
Вперёд я проехал через Пугачев по танкодрому, обратно через Сенной встрял.. И не первый раз так.. Видимо не судьба мне :)

SerBor
Спасибо брат!!
travel.drom.ru/73071

Отличная поездка, приятный рассказ, хорошие фото по теме! Спасибо!
Длинных интересных дорог!

Отличный рассказ и путешествие! Когда увидел что в маршруте по Турции и мой любимый Ликийский полуостров есть - еще больше заинтересовался. Очень красиво и интересно там путешествовать https://travel.drom.ru/25519/ Один пляж Олимпос с Чиралы чего стоит)) а вот на Химеру не успели мы сходить, теперь после каждого такого отчета думаю что стоит вернуться еще.
polkovnik68
Новый Уренгой
На предмет сохранения гарантии --- это Вы зря... Говорите, далеко ездить --- так ведь Киа Центр Сургут от Вас рукой подать !!! И никакие они не руко...опы , а ответственные ребята ! Сам гонял к ним Соренто на обслуживание в течение 5 лет --- ни одного нарекания !...... И ликвидность авто повышается в разы, если в сервисной книжке стоят штампы ОД --- проверено. По гарантии мотор поменяли бы однозначно. Ну а если денег, как у дурака махорки......

polkovnik68
До Сургута 800,до Екб 700 :))
Kins
Привет землякам! Зеркалка :)
)))

DEEBOR
Как то черезчур много РЕКОМЕНДУЮ....и это ещё мягко сказано... А во вторых техосмотр хоть самому можно делать, не могут они просто так с гарантии снять....сам ни одного т.о. не проходил, но в случаи поломки какой сразу к официалам

DEEBOR
Рекомендация - это ж не руководство к действию ;)
а про офдилеров.. ну есть возможность каждые 15тыр ездить к ним -так ради бога! я ж не отговариваю :)) а чтоб что то получить от них, по так так называемой "гарантии", надо жить рядом с офдилером и иметь кучу свободного времени, чтоб с них получить то, что причитается... Плавали..знаем...
Kins
Рекомендация - это ж не руководство к действию ;) а про офдилеров.. ну есть возможность каждые 15тыр ездить к ним -так ради бога! я ж не отговариваю :)) а чтоб что то получить от них, по так так называемой...
А я про то что что то рекомендовать, нужно чтобы было хоть какое то сравнение...а если там первый раз, значит и сравнивать не с чем и тем более рекомендовать

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
А можно турецкие места сравнивать с не турецкими? ;)
Рекомендую те, в которых сам побывал и негативных впечатлений не получил.
А воспользоваться рекомендацией, иль нет - дело сугубо личное.

Замкадье
Про гринкарту. Сколько езжу, ни разу ее не оформлял ранее 1 дня до выезда.
Иногда вообще перед белорусской границей покупаю.
Нет в требованиях консульств гринкарты. Так как авто это только средство передвижения, оно может быть элементарно заменяемо на другое. Без нарушений условий маршрута или времени поездки, то есть не нарушая визовый кодекс. Нет и запрета вместо машины полететь и на самолете.
Я всегда в консульство подаю документы на 2 машины. И обе без страховки. Ни одного отказа.
А вот и продолжение про отпуск...
Wolosan
Зонтик???

Wolosan
Зонтик???
Выше писал - зеркалка не пригодилась :)

legus
Про гринкарту. Сколько езжу, ни разу ее не оформлял ранее 1 дня до выезда. Иногда вообще перед белорусской границей покупаю. Нет в требованиях консульств гринкарты. Так как авто это только средство...
Видимо изменились правила. В 15 году в консушьстве венгерии это было обязательным документом, если запрпашиваешь шенген на авто..

Kins
Когда то был Киа Соренто дизель, по гарантии на трехлетнем и пробеге 70 тыщ км капиталили двигатель, сказали что были бракованные кольца, а что в реальности не знаю. Также по гарантии делали раздатку и меняли привод на передний мост. Не всегда гарантия зло.
А поездка отличная, успехов в дальнейших путешествиях.

Замкадье
Kins
Я с 13 года на машине езжу.
Раза 2 в год.
Сейчас ещё действуют визы, которые я получал в 17 году в апреле, начало их действия было с 1 июля 2017. Учитывая, что в шенген мы въезжали по старым визам ещё в мае 2017.
О каких страховках могла идти речь?
А вот и продолжение про отпуск...

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Поздравляю! я пишу про 2015 год и личный опыт получения шенгена для въезда на авто.
Чтоб закрыть вопрос про получение шенгена и гринкарту на авто, из личного опыта. Мне нужна была виза Словении, в Екб ее делает консульство Венгрии. на сайте консульства Венгрии, https://jekatyerinburg.mfa.gov.hu/rus/page/schengen-vizum где в 15 году я оформлял визу есть ссылка на документ: "Список документов различается в зависимости от цели Вашей поездки: туризм: Шенгенская виза -ТУРИЗМ.pdf"
в нем четко и однозначно указано в п.5 до сих пор:
"При поездке на автомобиле, автобусе и т.д. - документы на транспортное средство: свидетельство о регистрации транспортного средства, водительские права, международная страховка «Грин карта» (обязательно!). Если вас перевозит через границу принимающая сторона, то письмо в произвольной форме о том, что они везут вас на собственном транспортном средстве туда и обратно, документы на транспортное средство и копия визы водителя."
И без Гринкарты доки у меня не брали... Точнее брали, но предупредили, что будет 100% отказ консула, а визовый сбор не возвращается.
Это правила шенгена, или самоуправство консульства Венгрии,я не знаю...
на сайте http://evrovisa.info есть список документов: http://collections.internetmem...:/eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/eu_russia/visa_harmlist_docs_ru.pdf, где есть пункт: "ii) Подтверждение маршрута" и сноска № 5 к этому документу, где говориться: "5 Если зарезервированное место проживания/обратный билет не будут считаться удовлетворительным подтверждением, у заявителя могут потребовать подтверждение оплаты." Я это читаю так: "если нам не понравятся ваши неоплаченныенеподтвержденные брони с букинга и брони билетов - мы вам откажем, а визовый сбор оставим себе"

optimyst
Глупости не пишите.

Kins
логично: на трубе камера чудо как хороша
только делайте горизонтальные фотки, плииз))

Kins
Спасибо за предлагаемую помощь, но у меня AUDI A6C6, дизель 2,7, кватра, 2010 г.
Там другие заворочки...

Спасибо большое за отчет.
Подскажите, около отеля Hempton by Hilton поздним вечером не опасно ходить?
Понравился он своим расположением.

Поздравляю! Молодцы! Классная поездка, интересный отчет! Сам желаю скататься в Грузию (о Турции пока не размышлял). Только вместо Турции заехать в Армению и возможно Азербайджан. В итогах о впечатлениях пишешь только про Турцию и конкретно Стамбул. А как с Грузией дела? Поехал бы еще раз?
П.с. на завистников не обращай внимание

Классная поездка. Отчет нормальный.

Utta
Спасибо большое за отчет.
Подскажите, около отеля Hempton by Hilton поздним вечером не опасно ходить?
Понравился он своим расположением.
Тоже начитались про рабочий район Зейтинбурну? :) нас это тоже малость смущало, из за отзывов в сети.. Но никаких проблем не было. Вечером пару раз ходили в Оливиум, возвращались уже по темноте. заходили поужинать в кафе недалеко от Оливиума. Район не туристический, нас хорошо встретили в кафе, цены гораздо ниже, нежели в центре.

limon82
В Грузию планирую следующим летом :) дней на 10..ибо 2 дня мало, даже кухню толком не попробовал :)

Kins
Спасибо за ответ) Нам этот район приглянулся давно. Мы там когда-то на рынок случайно попали, в Оливиуме есть супермаркет? Что-то не нашла информации. Нам нужно некоторые продукты купить перед поездкой в Грецию, а на машине по Стамбулу не хочется ездить.
Жаль, что вы Каш стороной обошли. Мы этим летом провели там несколько чудесных дней. Самые яркие воспоминания у нас от пляжей полуострова Датча, Каша и Чиралы. Капуташ не впечатлил. Олюдениз тоже.

Utta
Супермаркет в Оливиуме есть. Подземная парковка у отеля есть, бесплатная :)
Всю Турцию за раз не объехать :)
Капуташ - да, на раз посетить, искупаться да фотки сделать... Олюдениз рассматривали, но за 1 раз "объять необъятное" не возможно :)
Чиралы для пляжного отдыха - класс конечно!
Думаю еще посетим страну.. и Каш тоже. В Каше смутили махонькие пляжи, думали в разгар сезона, в августе, будет тесно... А координатами пляжей/отелей в Каше, как на фотках, поделитесь? Далеко жилье от моря?

Kins
Супермаркет в Оливиуме есть. Подземная парковка у отеля есть, бесплатная :) Всю Турцию за раз не объехать :) Капуташ - да, на раз посетить, искупаться да фотки сделать... Олюдениз рассматривали, но...
Я Вам в ЛС скину все.
Подскажите, если помните, какой супермаркет в Оливиуме?

Я Вам в ЛС скину все.
Подскажите, если помните, какой супермаркет в Оливиуме?
Нашла - Карефур.

Отчет прочитали с супругой с удовольствием,были в Турции 2 раза,но самолетом,самим на машине, из Кузбасса,далековато хотя и хочется.Про задиры,а катализатор как себя чувствует?Удаляли его или нет? На КИА 13 года на него всего 1000км гарантия,у меня 17г,уже 3 года и 100 000 км,по приближении конца гарантии буду его удалять.

Александр Поляков
Катализатор на месте. За ним слежу, заглядываю камерой изредка... Да и не в нем причина задиров... :(
travel.drom.ru/73071

Немного подождал пока закончится дискуссия про надежность корейских авто. Мой отчет о поездке в Турцию в сентябре 2018г был напечатан сразу после Вашего. Вы проехали по дороге Эрзинджан- Амасья- Стамбул. Мне очень хотелось так же проехать , только перед Мраморным морем уйти южнее, на Ялова и Айвалык. Уже год спрашиваю, что представляет собой участок дороги Эрзинджан- Амасья- Дюздже. То что она очень хорошая, и находится в Турции, я знаю. Меня интересует рельеф местности. От и до горы, равнина.... У Вас тоже этого нет. Россияне этот участок используют крайне редко. Обычно по побережью и в Стамбул. Жду ответа. Спасибо.

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Да, Ваш отчет видел и читал. Наши маршруты во многом совпали :)
Участок Эрзинджан- Амасья- Дюздже... даже не знаю что рассказать... Это трасса E80 до самого Стамбула. Чем то особенным этот участок не запомнился. Высоких перевалов, под 2000 метров, горных серпантинов не припоминаю... А горыравнины хорошо видно на гуглокартах, если включить отображение "Рельеф"

Kins
Да, Ваш отчет видел и читал. Наши маршруты во многом совпали :) Участок Эрзинджан- Амасья- Дюздже... даже не знаю что рассказать... Это трасса E80 до самого Стамбула. Чем то особенным этот участок не...
Добавлю также, что практически все дороги в Турции отсняты в Гуглопанорамах. Выбрав на гуглокарте интересующую дорогу и просто поставив на ней точку и зайдя в панорамный режим можно осмотреться, как будто сам там находишься. Очень удобно и понятно, что ожидать.

Пугачёв
Kins
Везунчик :) или обочечник? ;)
Губернатор обещает мост построить в Сенном. Но нужно много миллионов, а их нет. Из за этого по этой дороге и не ездим. И через Волгаград тоже, с Саратова на Балашов - Борисоглебск - Богучар, а там М4 широкая и с хорошим покрытием.

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
На наши юга да.. а для маршрута на Элисту,Владикавказ - большой крюк получается.. :(

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
А нам один фиг до Саратова ехать надо.. Хоть через Пугачев по танкодрому, хоть через пробки в Сенном.. :(

мы в 2018 году ездили в Грузию- страховка на сайте стоила 30 лари

Галина Касьянова
мы в 2018 году ездили в Грузию- страховка на сайте стоила 30 лари
На 2 недели да, я брал на месяц за 50.

прикольно

Волжский
Очень хорошее путешествие, жаль что поздно прочел. Сами в первых числах сентября выдвигаемся по похожему маршруту, интересен вопрос с проездом платных дорог, Вы не написали как решили этот вопрос впоследствии, покупали все же стикер или камеры как говорят не читают наших номеров.

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Стикера так и не купил. В этом году нашёл турецкий сайт по проверке штрафов, вбил свой гос номер, система нашла 1 штраф за проезд тоннеля Авразия. Оплата проезда 24 лиры, я вовремя не оплатил, штраф увеличился до 116 лир. Других штрафов за платные участки система не показала. Делаю вывод что не все турецкие камеры распознают наши номера.
нынче я был на другом авто в Турции, поэтому на границе вопросов не было. По приезду из Турции нынче, проверял свои штрафы на турецком сайте - система ничего не показала.. Хотя скорость я нынче превышал, но по платникам не ездил.