За четыре моря… ХМАО-Югра — Грузия — Турция

За четыре моря… ХМАО-Югра — Грузия — Турция

07.12.2018 | 21951 просмотр

Прошло 3 года с предыдущего большого автопутешествия по Европе. Путешествие очень понравилось, негативных воспоминаний нет, и желание съездить на своем авто куда-нибудь в другое место не оставляло. Еще раз съездить в Европу желание есть, но останавливает процесс получения визы, т.к. до ближайшего визового центра 800 км, а заранее, месяца за 3, заняться получением виз мешает долбаное ограничение РСА по срокам выдачи Грин-карты…

В последнее время в сети всё больше появлялось отчетов про поездки в Грузию и даже Турцию. Данное направление привлекает и простотой въезда (за исключением очередей на границе с Грузией) — визы не нужны, достаточно загранпаспорта, и с автостраховками проблем нет. Стали обсуждать, изучать интернет, читать отзывы, где хотелось бы побывать и что посмотреть. В приоритете, конечно, море/солнце/пляжи/развлекухи для дочи, интересные места для всех. Супруга очень хотела посмотреть Стамбул — известный сериал тому виной :) Так и сложился маршрут…

«За четыре моря», — именно так пропела супруга (она же и штурман), изучив карту с предложенным маршрутом. В планы поставили купание в Черном, Мраморном, Эгейском и Средиземных морях.

Экипаж и сроки

Я — водитель, супруга-штурман, и главный пассажир — доча 7,5 лет. Выезд из дома 21 июля 2018 года, возврат 26 августа 2018 года.

Авто, доки, навигация и связь.

Оранжевый Kia Sportage AT AWD 2013 г. выпуска. В прошлом году пережил капиталку двигателя. Пробег 21000 км после капремонта, общий пробег перед стартом 135000 км. Проверка ходовой, замена масла/фильтров, заблаговременная замена передних тормозных колодок, ибо впереди много горных перевалов. Плюсом к обычным документам на авто оформляю грин-карту для Турции за 4700 руб. С марта 2018 в Грузии ввели обязательное автострахование, оформляется легко на сайте, стоимость на 30 дней — 50 лари (около 1300 руб.), оплата банковской картой на сайте, процесс занимает минут 5, результат приходит на почту, распечатываем и кладем к общим документам. Медстраховку можно не делать, но мы оформили через сайт страховой компании в электронном виде за 3650 руб. CB-рация установлена давно и активно используется. Пару лет назад установлен авторегистратор SilverStone F1 с GPS и базой камер. Предупреждал по всей России и даже в Тбилиси.

Навигация: на смартфоне (теперь это Honor 9) всегда стоит OsmAnd+ с нужными картами. Готовясь к поездке, ставил нужные мне точки/метки маршрутов и интересных мест на картах Гугл. Затем встал вопрос — как их перенести в OsmAnd? Гугл отдает в kml, OsmAnd принимает в gpx.. Вспомнил про конвертор GPSBabel, пошел на сайт GPSVisualizer, в раздел Draw on a map, импортнул kml, увидел свои точки на карте, поправил, как хотелось, и выгрузил в формате gpx. А OsmAnd прекрасно умеет импортировать gpx. В конце отчета поделюсь ссылками на мои gpx-файлы с точками, авось кому пригодится… В качестве резервной навигации установил Maps.Me супруге в телефон. Maps.Me знает много точек POI, и он хорош в пеших путешествиях по незнакомому городу, несколько раз хорошо выручал в закоулках.

Супруга установила на смартфон приложение, офф-лайн переводчик с/на турецкий. Дома чуток послушали, поулыбались звучанию :) Очень легко запомнить слово «Спасибо», по-турецки звучит примерно как «тащекуляш», что очень похоже на «тащи гуляш» :) Это стало любимым турецким словом дочери, наряду с «гюле-гюле» и «мэраба».

Связь: основная голосовая связь — Мегафон. У супруги в телефоне второй SIM-кой для инета стоит Tele2 с 4Гб за 160 руб./мес, себе для инета купил/поставил МТС за 250 руб./мес. У МТС всё же покрытие России поболе будет.

Плюсом с собой был ноутбук, он нужен для копирования фото/видео с телефонов, регистраторов, экшн-камер, фотоаппарата. Международное ВУ сделано в прошлом году (готовился к прокатному авто в Эмиратах), взято с собой — не пригодилось. Как и в прошлый раз, ребенку на заднее сиденье подвел питание для планшета, 16 гиг забил мультами/играми + набор мультов на буке.

Из насущного. Наш НЗ, так сказать. Всегда возим с собой пластиковую корзинку для пикника. В корзинке соль/сахар/спички :) Нож, пара пластиковых тарелок и чашек. 4 банки хорошей тушенки, хлеб, пара дошираков, сухое печенье, быстрокаши в пакетах, чай и маленький (на 600 мл) электрочайник. В прошлом году купили изотермический контейнер Campingaz Icetime на 13 литров. В нем 2 кг аккумуляторов холода, вода, колбаса и сыр в вакуумной упаковке. Пару слов про термоконтейнер. Штука хорошая. Если загрузить и не открывать вообще — часов 16 прохладу держит. Аккумуляторы холода к этому времени уже подтаивают. Рассчитывал в дороге, при ночевках в гостишках, аккумуляторы по ночам морозить и класть к контейнер, но не везде это получалось :( Во многих гостиницах мини-холодильники (мини-бары) теперь ставят на элементах Пельте, а такой не морозит, только малость охлаждает. Аккумуляторы холода заморозить не получится…

Поехали!!!

День 1. Квалификация. Советский — Екб — Полевской — Верхний Уфалей. 850 км

Маршрут годами наезженный, дороги делаются, качество покрытия улучшается. Разбитый участок от границы Свердловской и Челябинской областей до п. Черемшанка через о. Иткуль начали по осени ремонтировать капитально! Обещают к концу 19-го года сделать! Сейчас 31 км проезжается за 40-45 минут.

Пару дней передышки у родителей супруги, последние приготовления и в путь!

День 2. В.Уфалей — Чапаевск. 905 км

С Верхнего Уфалея до М5 есть несколько вариантов проезда. Я обычно езжу через Нязепетровск — Новобелокатай — Верхние Киги — Кропачево — Сим. В этот раз решил проехать посмотреть участок через Нижний Уфалей — Ситцева — Котово.. Не стоит оно того, через Нязепетровск лучше и ровнее, дорогу подделали, а расстояние практически одинаковое. И грунтовку перед Новобелокатаем всё одно не миновать. На М5 выходили через Кропачево у Сима. На объездной Кропачево ремонт и пара реверсов, но стояли не более 5минут. Далее всем известная М5 до Самары. В районе Уфы, до и после, примерно 80 км сделано двух- трех-полосное движение. Местами ремонты дорог, но нигде в пробку не попали. Порадовали дороги в Самарской области, видимо, к мундиалю отремонтировали. Пару лет назад тут гребенка жесткая была. Перед Самарой ушли на объездную в сторону Чапаевска. Заночевали в отеле «Светлана», 1600 руб./сутки за номер 2+1 с удобствами и 100 руб. за стоянку авто. Был тут в 2011 году, было лучше... Хозяева сменились, качество упало :( Не рекомендую.

День 3. Чапаевск — Волгоград. 770 км

Ранний подъем, даже завтракать тут не стали, поехали дальше. Про плохой участок Чапаевск — Пугачев — Балаково был в курсе и готов к трясучке. Ухабы начались после Марьевки, в Пугачеве вообще танкодром, перед Балаково не лучше. Иногда попадались участки 2-3 км с новым асфальтом. Главный плюс этого маршрута — минимальный трафик и почти полное отсутствие камер/ГАИ на трассе. Трек проезда по участку прилагаю, там есть анализ скоростей на карте. Проехали участок без потерь, перед Саратовом ушли на мост через Волгу, далее по объездной. Пообедали в кафешке с вертолетом.

Не впервые тут останавливаюсь, кафе радует качеством, рекомендую. В Саратовской области дороги на 4-ку. Как только въезжаешь в Волгоградскую область — новая хорошая дорога, пусть и не в 4 полосы, но хоть без трясучки. Ну и в самом городе хорошо стало. Опять спасибо мундиалю, видимо. В Волгограде запланирована ночевка, ужин, посещение набережной и Мамаева кургана. Хорошо, когда есть мобильный интернет — я рулю, штурман ищет квартиры посуточно. Нашли, позвонили, забронировали двушку в ВолгоградСИТИ, 1800 руб./ночь на 18-м этаже.

Приехали, разместились. Душ хорошо смывает усталость :) Вызвали такси и за 150 руб. уехали в центр, на Аллею Героев, гулять\ужинать.

Есть там кафешка «Рис», не первый раз в нее заходим. В меню есть интересные блюда — довольно вкусно, но не дешево. Понравился луковый джем :) Кафе дает скидку 20% именинникам, тут-то и пригодился паспорт супруги :) ибо пару дней назад она отпраздновала свой день рождения.

Пошли погулять к набережной, проход к фонтану и набережной перекрыт, разбирают фан-зону после мундиаля. Пришлось обходить. После прогулки по набережной Волги вызвали такси, уехали Мамаев курган дочери показывать.

По дороге в апартаменты зашли в супермаркет, купили завтрак на завтра и спать. Завтра длинный перегон до Владикавказа по неизведанным тропам. На запад, в Краснодарский край, из Волгограда не единожды проезжал, а вот на юг — впервые тут поеду.

День 4. Волгоград — Элиста — Владикавказ. 790 км

Ранний завтрак и старт на Элисту. Этому городу решили уделить пару часов времени, чтобы посетить/осмотреть Хурал (буддийский храм). После Волгограда начинаются калмыцкие степи.

Тундру видел у себя на северах, теперь и степь настоящую поглядел. Жара, ветер и ни деревца. АЗС брендовых нет, кафешки встречаются не часто. Без приключений, к 11 часам местного времени, добрались до Элисты, навигатор привел точнехонько к храму. Вход свободный, правила приличия расписаны при входе. Осмотрели территорию, покрутили барабаны, зашли в храм. Шла служба, и в основной зал пока не пускали, а пригласили спуститься на нижний этаж в музей Буддизма. У дочи возникла куча вопросов, т.к. такое видела впервые, служащая музея сама подошла и рассказала. В общем — интересно, рекомендую. Вход бесплатный.

Пообедать в окрестностях храма оказалось проблемой, поехали на выезд из города, наткнулись на кафе восточной кухни, довольно вкусно покушали и взяли курс на Арзгир. На улице жара, сухость и ветер в степи.

Строя маршрут, изучал отзывы про участок Элиста — Арзгир. Многие ругали этот участок, отговаривали тут ехать — мол, дорога в аварийном состоянии, трясучка, ямы и т.д., советовали объезд через Дивное — Рагули или Дивное — Светлоград и даже Дивное — Ставрополь…

Хорошо, когда есть рация в авто. Еще на подъезде к Элисте начал узнавать инфу про дорогу на Арзгир у встречных фур, несколько человек откликнулись, рассказали обстановку, и я принял решение ехать по кратчайшему пути через Арзгир — Буденновск — Георгиевск — Прохладный — Ардон — Владикавказ. Участок Элиста — Каменная балка, 101 км, проезжается без проблем на всем! Самый плохой участок дороги на стыке Калмыкии и Ставропольского края: около 30 км перед Каменной балкой. Да, потряхивает, волны/кочки, местами скорость снижал до 60 км/час, фуры груженые едут 30-40 км/час, но опасных глубоких ям не заметил. Ранее пройденный участок Чапаевск — Балаково в гораздо худшем состоянии! Мое мнение — можно ехать на всем, смысла объезжать не вижу. Качество дороги можно проследить по записанному треку. Там можно перейти к анализу скоростей на карте и подробно рассмотреть какая скорость была и на каком участке.

На развилке у Каменной балки АЗС Роснефть и на кольце дежурит наряд ДПС. Арзгир миновали по объездной, далее на Буденновск, Прасковею, Георгиевск. Степь закончилась, кругом поля пшеничные, жара, дороги хорошие, трафик минимальный, камер и засад минимум. Держим путь на Прохладный, Эльхотово, Ардон, Владикавказ. Доехали без приключений, никто, нигде и ни разу не остановил.

Перед Владикавказом решил заправиться, съезжаю на приглянувшуюся АЗС. Везде расплачиваюсь картой, плюс мне нужен чек АЗС со штампом (северянам льготный проезд оплачивают)… Но только не тут :( И карты они не берут, якобы терминал барахлит, и чеков со штампами у них нет… И так на трех АЗС. Заправляться пришлось в городе, попалась Роснефть, и перед заливкой предупреждать, что оплата картой и нужен чек со штампом. Видимо, АЗС действительно Роснефть, сложностей не возникло. Гостиница была забронирована заранее, 1500 руб./сутки. Заселились, пошли ужинать в местный фаст-фуд за углом. А после ужина во Владикавказе забрали меня в полицию... Вышел из кафе с недопитой бутылкой пива, завернул за угол к гостишке, прошел метров 5 и тут они — «двое из ларца» в одинаковой форме :) 500 руб. штрафа за распитие спиртных напитков в общественном месте. Штраф на месте не взяли, повезли в отделение, составили протокол, оплатил, привезли обратно… Всё это заняло минут 40 времени, стемнело, и город смотреть желание отпало. Улеглись спать пораньше, чтоб к 6 утра на границе быть, ибо очереди там большие… Ситуацию на границе отслеживал по форуму «Край Земли». Много полезной и свежей инфы по Грузии и переходу границ.

День 5. Владикавказ — Тбилиси. 200 км

Всего-то 200 км между городами, а по времени это самый продолжительный перегон. Ранний подъем в 5 утра, сборы и быстрый завтрак в номере тем, что припасли с вечера. Зная, что долго придется стоять на границе, запаслись водой/соками, семечками/сухариками и небольшим перекусом. От Владикавказа до Верхнего Ларса недалеко, 30 км. Ранее утро, дороги пустынны, выехали из города в 5:45 и впереди увидели горы! Красиво!

Доехали быстро, минут за 35 (трек Владикавказ — В. Ларс), очередь начиналась за 2 км до шлагбаума КПП. Пристроились в хвост и настроились на длительное ожидание.

Горы, речка… красота!

Первые пару часов не скучали, глазели на горы, горную реку, наводили контакты с соседями по очереди, болтал по рации с очередью на въезд в Россию из Грузии. До въезда на КПП в очереди простояли 6,5 часов.

Осмотр/досмотр на нашей границе много времени не занял, пограничник в будке взял доки, пощелкал клавиатурой, полистал мой загранник, задал проверочные вопросы и разрешил выезд. Супругу с дочкой тоже долго не задержал.

Выехали на нейтралку в сторону Грузии. На встречной полосе растянулась немаленькая очередь на въезд в Россию, аж до 1-го туннеля, а очередь из фур растянулась аж до 2-го туннеля. На въезд в Грузию долго не стояли, тут пассажиры выходят из авто и проходят границу через здание терминала. Грузинские таможенники поверхностно осмотрели авто, попросив открыть все двери и багажник. Далее проехал чуть вперед к посту, где проверяют документы водителя. Не выходя из машины подал доки в окошко (загранпаспорт и СТС на авто), спросили про страховку на авто, но не проверяли ее наличие. Вручили брошюрку об автостраховании в Грузии. 3 минуты ожидания и штамп в паспорт получен — въезд разрешен! Проехал к пассажирскому терминалу, тут даже duty free имеется :). Пара минут ожидания — мои пассажиры подоспели. Всё! Мы в Грузии! Впереди красивые горы, вино и хинкали :) Наш путь лежит в Тбилиси (трек). Горная дорога не быстрая, но красивая. Жителей равнин такие виды на горы — очень впечатляют! Доехали до Арки Дружбы.

Судя по отзывам из сети, тут недавно был ремонт. И это заметно. Оборудована небольшая автостоянка, идет торговля. Зазывалы приглашают полетать на парапланах. Т.к. доча уснула, я остался на стоянке у машины, супруга одна пошла к Арке.

Обедать решили в Пасанаури. В отчетах автопутешественников многие хвалили какую-то хинкальную в Пасанаури, но никто не смог дать точные координаты. Мы остановились здесь — Garden Restaurant и не пожалели. Интересное место, есть столики в помещении и в саду. Несколько видов хинкали по цене 0,90 и 1 лари за штуку, ну и другая грузинская кухня. Заказали десяток разных хинкали и грузинский лимонад. Грузинский лимонад — отдельная песня! Очень вкусный и в меру сладкий!

Пообедали и двинулись дальше. До Тбилиси еще 90 км. Вроде бы недалеко, на равнине это расстояние за час проходится, но тут-то горы… Не разгонишься… После Ананури серпантины кончились, а вскоре выехали на автомагистраль до Тбилиси.

Навигатор уверенно вел до намеченной точки, ориентирами нам были Президентский дворец, парк Рике и метро Авлабари. Все хорошо, но у парка Рике изменилось направление движения по дорогам, а навигатор об этом не знал и пытался завести нас на «встречку». Заехали в тоннель, чуток покружили, но добрались до места :) У нас были забронированы апартаменты под боком у президентского дворца. Небольшой частный дом, пара-тройка номеров, общая кухня со всем необходимым, уютно, чисто, есть где машину поставить. Расположение удобное: метро Авлабари, ресторан Дом хинкали, парк Рике, старые улочки с базарчиками и пекарнями, собор Святой троицы, кафе с водами Логидзе — всё рядом, всё в пешей доступности. Рекомендую. Чистый номер с новой мебелью, чистыми бельем и полотенцами, с холодильником, хорошая ванная комната с душевой кабиной, проблем с водой нет, есть Wi-Fi.

Припарковали машину, заселились. Чтобы рассчитаться за апартаменты (доллары хозяева не взяли), пошли на площадь к метро Авлабари в обменник. Потом решили прогуляться вниз, до парка Рике, благо он рядом.

Погуляли, прошлись по мосту, пообщались с грузинской молодежью — зазывалы на речные прогулки. Молодежь на английском лучше говорит, чем по-русски. В парке послушали уличных музыкантов, живая музыка это всегда классно! Тут же в парке находится нижняя станция канатной дороги к крепости Нарикала. Не поехали — очередь большая была. Думали, утром съездим, ан нет… в 10 утра уже тоже очередь :)

Пошли из парка в сторону своих апартаментов. Под горкой, где вода из горы течет, душевно пообщались с Нодаром, он возит экскурсии по Грузии на своем авто. Рассказал, куда может свозить, что показать. Рассказал чуток про ближайшие памятники, легенду про этот мини водопад и замок, что на этой горке стоит. Такая мини-экскурсия получилась.

Зашли в одну из многочисленных винных лавок. Ассортимент большой — 2 зала с винами и один зал с коньяками и чачей. Глаза от такого разнообразия разбегаются, тут я малость пожалел, что я не любитель вина :) Плюсом, в полу, большие глиняные кувшины вкопаны с разливным вином.

Зашли, поздоровались. Пожилой седовласый грузин представился хозяином лавки и спросил: «За каким вином Вы пришли?». «За хорошим!» — ответила супруга, чем порадовала хозяина лавки. Несколько уточняющих вопросов о вкусах и предпочтениях, и началась дегустация :) Супруга пьет сухое красное, выбрала разливное вино из кувшина по 20 лари за литр… Потом многие нам говорили, что это дорого. Может быть и дорого, но нам это вино понравилось очень. Из Грузии домой привезли 7 бутылок заводского вина, купленные в разных местах, разной ценовой категории (от 10 до 50 лари за бутылку). Дома пили, морщились и вспоминали то самое, разливное из кувшина… Ужинали в апартаментах, вином, сыром и хачапури.

День 6. Тбилиси. (27/07/2018 г.)

Завтракали тут же, сходил утром до ближайшей пекарни, купил свежеиспеченных хачапури. Погода радует, тепло и солнечно. Спустились к парку Рике. На канатку снова очередь, стоять не стали. Пошли к мосту, взяли лодочную прогулку по Куре. Перед посадкой наливают чай/кофе/вино/чачу — входит в стоимость прогулки. Контингент на прогулку подобрался разный: мы из России, арабская семья и туристы из Армении. Рулевой лодки учел многонациональность туристов и всю прогулку включал музыку из этих стран, нам досталась песня «Еду, еду в соседнее село, на дискотеку» :) Дочу посадили за штурвал и доверили порулить. Получасовой прогулкой остались довольны.

Далее по плану у нас было посещение парка Мтацминда на одноименной горе. Добираться туда решили фуникулером. От парка Рике, через мост Мира, пошли на площадь Свободы, далее по Шота Руставели, мимо национального музея, свернули после парламента Грузии и поднялись в горку к нижней станции фуникулера.

По расстоянию вышло 2 км. Тут хорошим словом вспомнили хозяев апартаментов за предоставленную транспортную карту и карту для парка. На станции фуникулера пополнили карту на проезд в обе стороны, 5 минут ожидания и поехали вверх. На верхней станции пополнили карту парка, и дочь умчалась развлекаться. С горы открываются красивые виды на Тбилиси.

Утро, рабочий день, народу не много, толкотни нет. С удовольствием гуляли часа 3. На фуникулере спустились вниз, пешком прогулялись до площади Свободы, зашли в ТЦ поглазеть да перекусить. На верхнем этаже есть «Sakhachapure № 1» — понятно что хачапури, но как это прочитать?! :-\ Кафешка с уличной террасой и видом на площадь. Тут же в кафе продавали воды Логидзе — не дешево, но очень вкусно.

От площади Свободы на метро уехали до Авлабари. Тут есть ресторан «Дом хинкали», но мы-то уже сытые :( Погуляли по старым улочкам, поглазели на рыночки, испробовали грузинского мороженого, пообщались с продавцами, ну и прикупили по мелочи фруктов да специй. Закупились грузинским лимонадом в дорогу. Охлаждаемый перчаточный ящик в авто очень спасал в жару! Две литровые бутылки воды/лимонада поселились там на весь отпуск, и у нас всю дорогу были холодные напитки в жару… Отдых, завтра стартуем в Турцию! В Турции мы до этого не бывали, и было очень интересно посмотреть совсем не туристическую Турцию.

День 7. Тбилиси — Боржоми — Вале — Пософ — Эрзурум. 550 км (28/07/2018 г.)

Ехать в отпуск всегда интересней и веселее, нежели возвращаться из отпуска. Первоначально были планы посмотреть Батуми и Черное море, но, помониторив время прохождения границ, приняли решение ехать через Боржоми, границу переходить на участке Вале — Пософ. Не сильно рано встали, позавтракали, загрузились и в путь. Солнце, жара, холодный лимонад в бардачке и впереди еще куча неизведанных дорог. Из Тбилиси выехали без пробок, заехали на АЗС и далее на автостраду. В какой-то момент автострада заканчивается, съезжаем с нее, и держим путь в Хашури и далее прямо на Боржоми. Несколько раз попадались встречные военные колонны, с грузинскими и амерскими флагами. Один раз мы остановились на обочине, купить груш да яблок, и проезжала амерская колонна военная, так грузины плевались им вслед… Практически всю дорогу ехали вдоль Куры, наслаждались красивыми видами горной реки и гор. Где-то перед Боржоми пообедали в придорожном кафе. Баклажаны с орехами были вкусными, а вот шашлык из баранины откровенно разочаровал :( Невкусный, сухой и жесткий. Похоже, что приготовили его еще вчера, а сейчас только разогрели на мангале и он засох… Лимонад великолепен!

В Боржоми остановились у старого моста, вышли размяться/оглядеться/сделать пару фоток. Купили в дорогу чуток воды «Ликани», она нам понравилась больше чем «Боржоми».

В Ахалцихе заправил полный бак бензина, ибо в Турции еще дороже. Дорога понемногу ползет вверх, у границы навигатор показывает чуть больше 1200 метров. Граница порадовала полным отсутствием машин на КПП! Пассажиры выходят и проходят границу через терминал. Поверхностный осмотр автомобиля на грузинской стороне, подъезжаю к окошку, не выходя из машины подаю доки, получаю штамп в паспорт, забираю пассажиров и через 3 минуты мы въезжаем на КПП Турции! Тут также чистая формальность — пассажиры выходят, обходят будку через турникет. Проверка паспортов, дежурный вопрос «Куда следуем?», через окна заглянули в машину, штамп в паспорта и направили в офис. Тут пришлось подождать минут 20. Турецкая девушка работала одна, в очереди человек 5 дальнобоев оформлялись. Увидев нас с дочкой, они улыбнулись и любезно пропустили нас без очереди. Отдал доки на машину, девушка спросила про страховку — предъявил грин-карту. Пара минут топтания по клаве, выдали маленький квадратик бумажки с подписью и нас отпускают с улыбкой. На выезде с турецкого КПП предъявляем паспорта, выданный бумажный квадратик, и перед нами открывается шлагбаум :) Ура! Мы в Турции!!! На переход границы ушло минут 30!!! Так быстро еще нигде границу не переходили! В навигаторе выбираю намеченную точку ночлега в Эрзинджане, проверяю построенный маршрут и стартую. Движение небольшое, дорога однополосная и ползет вверх. С интересом следил по навигатору за высотой и прислушивался, как поведет себя машина после 2000 метров. В такие горы заезжать еще не доводилось. Дочке понравилось в облака въезжать. Максимальная высота достигла 2550 метров, и на перевале стоял знак с обозначением высоты этой высоты — Rakim:2550.

Затем дорога пошла вниз. Примерно 60 км, и началась двухполосная дорога, незадолго до Ардагана. После своротки на Ардаган стоит военный пост, нас остановил солдат в полной экипировке, в бронике и с оружием. На водительские права даже не взглянул, попросил паспорта. Проверил, нашел странички с отметкой о переходе границы и махнул рукой — проезжайте. Так началось наше знакомство с силовыми структурами Турции. На этом, собственно, оно и закончилось, более в Турции нами никто нигде не интересовался до самого выезда из страны.

Задача номер один для нас сейчас — найти обменник и купить турецкую СИМ-ку с интернетом. Надеялись это сделать в Ардагане, но Ардаган проезжается по объездной, а специально сворачивать в город и терять время не стали. Поехали дальше. Мы же не по пустыне едем, будут еще города впереди. Заехали в Олту (Oltu), заметили желтую вывеску Ptt, припарковались, подходим — закрыто. Суббота сегодня, видимо выходной… Хорошо хоть банкомат работает, сняли 500 лир. Проехали чуть дальше, заметили вывески сотовых операторов с привлекательной рекламой «25 лир за 4 Gb»! Зашли узнать про покупку SIM-карты. Не удалось, ибо молодые парни, сотрудники салонов, по-английски не говорят совсем. А обошли мы 3 салона (Turkcell и 2 Vodafon-а). Думаю, потому что места совсем не туристические тут. Объясниться жестами и с помощью офф-лайн переводчика не удалось, поняли только что реклама «25 лир за 4 Gb» это не покупка SIM-карты, а подключаемый пакет к уже существующей местной симке.

Чуть забегая вперед — про сотовую связь в Турции. SIM-карту всё же купили, но только уже в Стамбуле. Есть какие-то сложности и нюансы в оформлении/активации SIM-карт иностранцам, в детали не вникал, не расскажу. Мы взяли Vodafon. При оформлении с нас взяли ксерокопию паспорта, карта обошлась в 105 лир, включено было 3 Gb инета, нам хватило на весь отпуск. Активировал симку сотрудник салона, вставив её в свой телефон, затем передал нам. Потом мне прилетела смс-ка на турецком, там было про 120 дней работы и последующую блокировку.

Тут же нашли локанту (Lokanta) для обеда. Зашли, улыбнулись. Приветствие на турецком мы уже знали :) В нас быстро распознали туристов. Язык жестов, пара английских фраз от турков, и, узнав что мы из России, в ответ мы услышали «Руссия! Путин! Вэри гуд!». Видимо, персоналу в диковинку автотуристы из России, нас окружило человек 5, и каждый пытался помочь и объяснить, как и чем у них кормят. Локанта это типа столовой, раздачи с подносами нет, но все предлагаемые блюда на виду. Ткнули пальцем в кебаб и кюфте с рисом. Нас усадили за стол, принесли большущий пластиковый контейнер хлеба, налили из кувшинов-термосов холодной воды, принесли выбранную еду и столовые приборы. Мы кушали, персонал стоял у дверей на улицу, указывал на нашу машину, слышно было «рУссия, рУссия» — видимо, обсуждали нас :) Принесли счет на 40 лир. В счете только основные блюда, вода и хлеб не включены. Пообедали и двинули дальше.

Смотрю на проложенный маршрут до Эрзинджана, смотрю на время и понимаю, что сегодня до намеченной точки не доедем… Нужна гостиница в Эрзуруме. Т.к. мобильного интернета у нас нет, ищем гостиницу в Maps.Me. Находим улицу, на которой расположены сразу 3 гостишки рядом, и прокладываем маршрут. В Эрзурум заезжаем уже в сумерках, местное время около 20 часов. Находим улицу, идём осматриваем эти 3 предложения (65, 85 и 125 лир за ночь, завтрак нигде не предлагают). Выбираем гостишку за 125 лир, ибо тут почище и поприличней. Пока супруга на ресепшине оформляется, в холле гостиницы нам подают чай, сахар и денег не просят. С интересом расспрашивают, как это нас на машине из России занесло в такую даль. Ужинаем своим сухпайком, в душ и спать… Завтра нужно добраться до Стамбула.

День 8. Эрзурум — Амасья — Мерзифон — Болу — Стамбул. 1200 км. (29/07/2018 г.)

К ранним подъемам мы уже привычны. Встали, собрались и в путь. Завтракать решили где-нибудь на трассе. Дороги хорошие, по 2 полосы в каждом направлении. До намеченной точки 1200 км, за 300 км до Стамбула уйду на платную дорогу с разрешенной скоростью 140, рассчитываю часов через 12-13 быть на месте. Как же я ошибался… В общем, взяли курс на Стамбул, где-то на трассе позавтракали, заправил авто до полного бака.

Едем, глазеем по сторонам: новые места, новые виды за окном, новые впечатления, на улице солнечно и жарко, прибор в авто кажет > +30 за бортом — красота!!! Наступил момент, когда пора бы уже снова заправиться бензином, и тут супруга озвучивает: а налички-то, турецких лир, на руках не осталось… Я на своих картах забыл снять геоограничения, у супруги на Visa-карте остались копейки, основная сумма на МИРе, которая тут не канает, наличные доллары не берут. Нужен инет, чтоб снять геоограничения на карте. Заправка Shell, Wi-Fi Free есть, но, чтоб зарегиться, нужен турецкий номер… Плюю на дорогой роуминг, включаю мобильную передачу данных на симке Мегафона.. и фиг с маслом — вроде инет есть, телефон показывает 3G, а инета нет. С симкой МТС и Tele2 такая же фигня. Засада, блин… Заливаем бензина литров 15 на остатки лир, едем дальше и чешем репу — где ж добыть чуток инета… Вскоре вижу большой отель на трассе, сворачиваем к нему и идем на ресепшен и, слава Аллаху, тут находится англоговорящий работник, объясняем ситуацию, просим инета на пару минут — и нам с улыбкой дают пароль от Wi-Fi. Пока занимаюсь делом, супруга общается, упражняясь в английском, доча глазеет по сторонам. Нас угощают чаем и даже денег не просят :) Душевные люди! Спасибо им. Всё, мы при деньгах, едем дальше!

Как и планировал, за 300 км до Стамбула, перед Gerede, ухожу на платную дорогу. 300 км по платнику, с разрешенной 140 км/час, да мы через 3 часа на месте будем! А вот фигушки.

По пути заезжаю на АЗС в надежде купить стикер HGS (для оплаты платных трасс), по-английски персонал не говорит, на фразу «HGS» кивают головой, мол, поняли, и машут — езжай дальше. Смотрю вперед, метров через 500 виднеется большой комплекс Shell. Ок, еду туда. При входе в комплекс вижу желтую наклейку HGS, радуюсь. Но, история повторяется — улыбаются, кивают и машут вперед. Через километр заезжаю еще на одну АЗС, задаю тот же вопрос, получаю ту же реакцию — утвердительный кивок, взмах рукой, мол езжай дальше… Да они чего?! Сговорились все??!! Супруга с дочей пошли в магазин при АЗС, приходят и рассказывают, что продавец мал-мало грит на английском и разъяснил, что въезд на платную дорогу впереди и там будет киоск Ptt и там можно купить стикер HGS. А на их АЗС можно только пополнить уже существующий стикер. Ок, едем на платную дорогу. На пункте оплаты тормозим, на встречной обочине вижу киоск Ptt. Беру доки на авто, надо идти стикер покупать. Время 18:00 (по уральскому времени) и воскресенье сегодня — закрыто… Возвращаюсь к машине, стою, курю, чешу тыковку… Рядом останавливается местный автомобиль, турок выходит покурить, видит наши номера и нашу растерянность перед въездом на платную дорогу. Подходит к нам, обращается по-английски с вопросом — чем помочь? Он-то нам и разъяснил, что можно смело ехать без стикера, но в течение недели надо стикер оформить и при следующем въезде на платную трассу оплата спишется. Но т.к. мы не местные, наши номера система не распознаёт, советует нам смело ехать дальше. Ну мы и поехали.

Километров через 10 пробочка небольшая, организовано сужение из 3 полос в 1, стоит машина Traffiс Contol с мигалками, но никого не тормозят. Далее километров 50 пролетели быстро, потом сужение дороги с 3 полос в одну, ползем 45 минут, за это время проезжаем всего 5 километров!!! — ремонт дороги перед въездом в туннель. Разгоняемся дальше, но через 40 километров снова сужение до одной полосы и снова пробка… Перед Измитом 7 км ползем минут 30 — тут пробка... Начинает темнеть, до отеля в Стамбуле чуть больше сотни км, и интересные места — дорогу вдоль озера Сападжа, залив после Измита с его портами и портовыми кранами мы уже практически не видим :( Лес портовых кранов в темноте произвел впечатление: краны и стрелы подсвечены дюралайтом, в темноте зрелище обалденное! Стоим еще на одном ремонте, потом платная трасса сужается до 2 полос, снова пробка… Попали на вечер воскресенья :( Видимо, как у нас в больших городах — народ уезжает на выходные, а к вечеру воскресенья все возвращаются в город. Стамбул часто называют «городом вечных пробок». В итоге крайние 100 км до отеля мы ехали 2 часа!! И это по платной трассе!! Устали, из графика выбились… Проехали под Босфором по туннелю Avrasya, до отеля уже рукой подать: Hempton by Hilton в районе Zeytinburnu, забронирован месяц назад, подземная парковка предоставляется. Паркуемся, быстро заселяемся и голодными заваливаемся спать.

Итог за день: 1215 км, в пути 17 часов 40 минут, из них остановок 2 часа 46 минут. Подробный трек тут.

Следующие 4 дня. Стамбул. (30/07 - 02/08/2018 г.)

Много про Стамбул расписывать не буду, расскажу немного о том, что может пригодиться самостоятельным путешественникам, ну и чуток своих впечатлений. Машина отдыхала 4 дня на подземной парковке, по городу перемещались на общественном транспорте, для поездки в парк (на автобусах не охота было тащиться далеко по жаре) брали такси — 55 лир в одну сторону. Отель Hempton by Hilton в районе Zeytinburnu — рекомендую!

Вот такие веселые таблички под знаками встречаются в Стамбуле :)

Свежий, небольшой отель с приветливым персоналом, хорошим завтраком и подземной парковкой. Хамам, тренажерка присутствуют. Еще бы бассейн сюда… За 4 ночи заплатили 20 тыс. руб. Недалеко (700 метров) имеется ТЦ «Оливиум», можно пошопиться. Станция Marmaray Kazlıçeşme в 400 метрах, пару остановок и ты в центре: далее хоть до Галатского моста или Гранд-базара, до Топкапы или Святой Софии, Базилики и площади Султанахмет — всё в пешей доступности. Удобные штуки в Стамбуле для общественного транспорта — Istatbulkart, позволяет ездит на всем городском транспорте по единой карте. И даже на водном транспорте по Босфору. И выходит дешевле одноразовых билетов. Карту Istatbulkart можно купить и пополнить на остановках в желтых терминалах.

Местную СИМ-карту Vodafon всё же купили. 105 лир и 3 Gb инета. Скорость хорошая, в дальнейшем пригодилась.

Гуляя у площади Султанахмет, зашли в ресторанчик «Meşhur Sultanahmet Köftecisi». Перед поездкой читал много положительных отзывов, полностью поддерживаю! Обстановка без пафоса, не пятизвездочный ресторан, меню не на 10 страниц, но атмосфера и кухня просто класс!!! И цены нормальные. Всем рекомендую отведать тут Köfte. Место обязательно к посещению в Стамбуле!

Приехали к открытию дворца Топкапы, купили билеты, погуляли часа 3. Тут есть на что посмотреть, обязательно к посещению!

Деревья интересные стоят — ствол внутри выгорел, но дерево живое и растет.

С Топкапы открываются красивые виды на Босфор.

Супруга с дочей посетили Хаммам Хюррем Султан. Удовольствие не из дешевых (85+45 евро), но им понравилось. Записывались заранее через интернет.

Полдня посвятили развлекухам для дочери. Съездили на полдня в тематический парк Vialend (на билеты потратили около 5000 руб.), приехали к открытию, в рабочий день, поэтому больших очередей не было, доча, да и мы с ней, вдоволь накаталась на аттракционах. Парк примыкает к большому ТЦ, на крыше ездит трамвай по рельсам :)

Вечером ездили гулять на пешеходную улицу Истикляль. На трамвае переехали Галатский мост, пересели на подземный фуникулер Karaköy — Beyoğlu (поднялись в горку), вышли на улицу Истикляль и пошли пешком до площади Таксим. Посмотрели на Истикляль и при свете и в темноте. Куча лавок/магазинчиков/кафе, уличные музыканты и, конечно, веселые турецкие мороженщики, устраивающие шоу. Я их видел в инете, а для семьи это было отличное шоу! И еще заметил, что цены в кафешках на Истикляль, дешевле, нежели в районе площади Султанахмет.

Катались на водных автобусах по бухте Золотой рог и по Босфору. Интересно очень. На верхней палубе, сидишь под крышей, солнце не печет, морской ветер обдувает, можно взять чай и наслаждаться видами.

Сели на пристани Eminönü, прокатились по бухте. На Karaköy пересели на другой паром, переплыли Босфор до пристани Üsküdar, оттуда переплыли до Beşiktaş а там Морской музей и дворец Долмабахче рядом. Дворец тоже посетили.

Недалеко конечная трамвая, уехали обратно в центр, а там и станция Marmaray Sirkeci рядом — 2 остановки и вернулись в отель.

Много ходили пешком по центру Стамбула. До Гранд-базара не дошли, но забрели на Египетский базар, накупили сладостей, фруктовых чаев и вяленых томатов. Тут же всё упаковывают в вакуум, благополучно довезли до дома.

Все же наверняка знают такое выражение «кофе по-турецки»? Я думал, в Турции на каждом углу варят кофе в «турках» (джезвах) на песке. Вот тут-то и произошел разрыв шаблона у меня :))) Кругом чай, чай и чай! Даже звучит одинаково, скажи в любом месте по-русски «чай» — тебя поймут и нальют свежезаваренный чай. А в нетуристических местах даже бесплатно :) Чай везде! И чай не плохой. В локанте, в кафе, в ресторане, на АЗС, на морском автобусе, в гостинице — везде есть чай. Я не фанат кофе, но когда заметил, что кругом чай, стал в кафешках спрашивать «кофе по-турецки» — редко где предложат свежесваренный в турке на песке кофе. Чаще предлагают кофе из кофемашины.

В Стамбуле пытался найти место для купания в Мраморном море. Многочисленные отзывы не рекомендуют купаться в Стамбуле, а ехать на Принцевы острова, или на Черное море. Хотя пляжи в Стамбуле есть и на картах обозначены. Я для себя отметил бесплатный Yesilkoy Plajı и платный пляж Флора. Но поспрошав местный люд (в отеле на ресепшине поспрашивали, в кафе с официантом поговорили) и почитав свежих отзывов в сети, супруга категорически отказалась купаться в Стамбуле и ребенка со мной не пустила… В общем, не искупались мы в Мраморном море :(

Из Стамбула нам нужно попасть на Эгейское море в местечко Gümüldür за Измиром. Изначально планировали объехать Мраморное море с востока, через Гебзе, платный мост и по трассе O-5, через Бурсу на Измир. Мысль о том, что придется выезжать из Стамбула через платный туннель Avrasya и мост Osmangazi и всё это по пробкам — радости не вызывала… Разглядывая как-то вечером на гугло-картах предполагаемый маршрут, обратил внимание на трассы паромов через Мраморное море — хм, интересный вариант! Тем более что причал Yenikapı Ferry Terminal совсем недалеко от отеля. Поискал инфу про турецкие паромы, вышел на сайт перевозчика Ido, и выяснил что из Стамбула, можно доплыть на пароме (естественно с автомобилем) на другую сторону моря! Что-то на данный момент на сайте не дает выбрать маршруты, поэтому приложу карту паромов.

Маршрут Yenikapı — Bandırma, 2.5 часа в пути, авто с водителем + 2 пассажира — билеты выходили 3700 руб.! Берем! С вечера съездили в терминал, купили билеты на паром до Бандирмы (нужны паспорта и доки на авто) с отправлением завтра, 2/08, в 8:30 утра. На бензин, туннель, платный мост и еду в дороге я бы потратил примерно столько же денег, но раза в два-три больше времени! Да и интерес был большой: дома по Оби на паромах (а точнее апарельных баржах, без каких-то удобств для пассажиров) не единожды доводилось плавать, а вот по морю — впервые! Завтра в путь!

Файл со своими точками по Турции прилагаю. Может кому пригодится инфа. Этот файл успешно импортируется в OsmAnd и Maps.Me. Навител тоже должен его прочитать, но не проверял.

Ну и карту метро Стамбула приложу.

День 12-14. Стамбул — Yenikapı Ferry Terminal — паром по Мраморному морю — Бандирма — Гумульдур. 340 км. (02/08-4/08/2018 г.)

Утром успели позавтракать в отеле, загрузились в машину и поехали грузиться на паром до Бандирмы. Посадка начинается за 30 минут. При въезде в терминал предъявили билеты, нам открыли шлагбаум и показали, где будет посадка на паром.

Паром большой, у нас в билетах были обозначены места с номерами 860-862 в самом конце салона. Удобные кресла с высокой спинкой, столик между креслами. Несколько буфетов с тостами и гёзлеме. Даже небольшая игровая зона для детишек имеется. Жаль, открытой палубы нет, любоваться видами только через мутные окна. И покурить негде.

Когда шли в море, включил навигатор — скорость парома доходила до 57 км/час, для такой махины очень приличная скорость!