|
Решили мы с Аркадичем в этом году ещё разок съездить на Полярный Урал на пару недель.
В этот раз состав экипажей был немного другой. С Хариусом штурманом поехал Макс. Со мной, как обычно, LionTec, но собаку в этот раз я взял другую, Герду.
Игорь Аркадьевич (Хариус) Попов, Максим Москалец
Слева направо Евгений Шахов (Шевген), Герда и Александр Бойко (Liontec)
Toyota Land Cruiser 80 «Громила» и Toyota Land Cruiser Prado 78 «Чукча»
Мы на «Громиле» с Лионтеком выехали в воскресенье, 18 августа с утра, Игорь Аркадич выехал в тот же день, но в обед, чтобы проехать все реверсные светофоры между Муравленко и Губкинским затемно. По пути мы заехали в Муравленко, там я увидел, что с заднего моста со сливной пробки бежит масло. Нашли СТО, где мне устранили течь.
Устранение течи масла со сливной пробки заднего моста.
19.08.24 Губкинский — разъезд «Глухариный»
Ночевали в гостинице в Губкинском, выдвинулись дальше. Пока мы спали, Хариус с Максом уже проехали Новый Уренгой.
Ремонт дороги и светофоры остались на участке Карамовский пост — Губкинский
Так как мы здесь были уже в 2022 году, ничего нового про этот участок дороги сказать не могу.
Встретились с Хариусом и Максом на сталинской «501-й стройке» железной дороги «Чум — Лабытнанги» в лагерном пункте «Разъезд «Глухариный». Они туда приехали часа за 4 до нас приготовили ужин и ждали нас.
Остатки аутентичных построек сталинской эпохи на 501-й стройке.
20.08.24 разъезд «Глухариный» — Харп
По сравнению с прошлой поездкой, в районе лагпункта идут активные строительные работы. Во-первых, асфальтируется подъезд и стоянка для автомобилей. Во-вторых, все старые полуразрушенные здания решили снести и заново построить такие же, но в качестве экспонатов музея. Быстренько позавтракав, сходив на небольшую экскурсию в лагерь, мы в две машины двинулись на Салехард.
Такие постройки в лагере сносят, чтобы построить такие же, но более крепкие.
В Салехарде заправили полные баки, доп. баки, все канистры на заправке Роснефть.
Вчера у Аркадича оторвалось крепление амортизатора, поэтому в Лабытнангах мы решили заехать к Жене Сказке на базу, где совместными усилиями отремонтировали кронштейн. Дозакупили продуктов и поехали уже в сторону Уральского хребта.
На базе у Евгения отремонтировали ухо амортизатора на «Чукче».
Вечером прошли Харп. На выезде из поселка, перед грунтовкой стравили колеса. На въезде на дорогу на хромовый карьер стоит пост, но он выглядел в этот раз совсем заброшенным, а объезд слева более объезженным, поэтому мы, не останавливаясь, проехали мимо.
Наша дорога лежала, как и два года назад на туристические модули у подножья г. Черная, где мы планировали, не разбирая спальника, в машине остановиться на ночлег.
Подъезды к броду через речку Енга-Ю были размешаны разнообразной техникой, поэтому пришлось стравить колеса ещё немного. Но в одном месте я подсел, пришлось размотать лебедку, даже порвал трос, но то был тонкий трос 9 мм от легкой спортивной «котлеты» ТР-3. Перемотал на свой трос 12-мм, и мы спокойно залебедились за прадика. Дальше весь маршрут я проехал со своим тросом, который ни разу не подвел.
Порвал трос лебедки перед бродом через р. Енга-Ю по пути на туристические модули.
21.08.24 Модули — Пятиречье
Модули были заняты пешими туристами из Москвы или Подмосковья, поэтому мы поставили шатер и спать ложились в машинах на спальниках. Ветра не было, поэтому шатер никуда не унесло, и он остался на месте.
Раскинули шатер рядом с модулями.
Следующая точка нашей поездки было Пятиречье. Пятиречье — место, где сливаются вместе реки Правая и Левая Пайера, Бурхойла, Хойла и Лагорта-Ю. Дорога идет вдоль ГУХ с восточной стороны. по пути мы пересекли вброд реки Макар-Рузь и Степ-Рузь и пошли вдоль Малой Хара-Матолоу до Бур-Хойлы и вдоль неё уже до Пятиречья. Два года назад мы уже здесь проходили. За это время дорогу достаточно сильно раскатали вездеходами. В этот раз я лебедился чаще, даже прадик пару раз застревал и разматывал лебедку.
Сгоревший квадроцикл. Кто, куда, откуда ехал — неизвестно
Когда на одном из высоких мест мы решили пообедать, навстречу проехал гусеничный вездеход. Водитель сказал, что на Пятиречье нынче людно. Еще мы встретили 6-колесный вездеход типа Трэкола с туристами-рыбаками.
Сидишь такой, обедаешь, расслабился, а тут прям на тебя едет вездеход )))
К вечеру приехали на Пятиречье. Балки закрывшейся турфирмы «ЯМАЛКАН» стояли на месте. Так же в одном из балков уже второй месяц жил турист-сплавщик из Луганска, дед Женя. Интересный дядька. Сплавляется по Полярному Уралу с 70-х годов, на реке стоял его тримаран, сам он приехал специально на лето, что характерно, после инсульта. Деду 74 года, а он еще огого. Мы подкинули ему немного продуктов, помогли перепаять блок питания фотоаппарата и немного пообщались.
Вагончики «Ямалкан» на Пятиречье
22.08.24 Пятиречье — Перевал «Узел»
На утро у нас был запланирован подъем на перевал Узел. Одна из точек нашего маршрута. Узкий перешеек на высоте 1 километр, по краям которого отвесные скалы. С одной стороны под скалой исток ручья Пайтывис, с другой — исток реки Правая Пайера.
Когда поднимались из ручья в крутую горку, Хариус оторвал шланг подкачки на заднем мосту к правому колесу. Пришлось останавливаться и глушить магистраль.
Хауриус полез заглушить оторванную пневмомагистраль подкачки
К сожалению, когда мы поднялись на перешеек, там царил непроглядный туман, и вся фотосессия накрылась.
Перевал «Узел». То, что мы должны были увидеть.
На обратном пути, на спуске при переходе глиняного ручья я взял неправильную траекторию и прилип в ручье. Аркадич вернулся, но передней лебедкой вытащить не вышло, его тормоза не держали прадо. Он попробовал тащить своей лебедкой меня назад. Тоже не вышло. Пришлось подкладывать сенд-траки и таки лебедить вперед.
Чуть позже, во время обеда, обнаружил, что на передней левой клюшке открутилась гайка, хорошо, в запасе было несколько.
Здесь пришлось лебедиться по сендтракам, хорошо прилип
Дальше наш путь лежал опять мимо балков к заброшенной базе геологов, на которой мы развернулись два года назад и дальше от неё вдоль Большой Лагорты к Клокпельскому перевалу.
Но мы хотели поехать не так, как два года назад, а перейдя на Пятиречье вброд Хойлу идти вдоль реки Танью. Сунулись туда. Прошли почти 3 километра от брода. Но глубокие, твердые глиняные колеи в лесу нас сдержали. Сначала из-за малого клиренса я стал всё чаще виснуть на бровке, благо вокруг куча деревьев, но вскоре и Аркадич стал подсаживаться. К тому же он оторвал шланг подкачки переднего левого колеса. Было принято решение развернуться.
Твёрдые, высокие колеи вдоль р. Танью
Здесь оторвало шланг подкачки переднего колеса
К Пятиречью мы вернулись уже вечером, было еще не поздно, но я предложил остаться, рыбакам таки помочить свои удочки/спиннинги в реке, с чем все и согласились.
Пока я оформлял в бане подогрев воды для душа, Макс наловил штук шесть хариусов, которые мы потом посолили и употребили с картошечкой.
Уже в сумерках к балкам подъехали два Трэкола, как оказалось, это парни из компании «Полярный Урал», которые занимаются заброской туристов в этих краях, и это они рассказали Аркадичу про перевал Узел. Пожалели, что на перевал мы поднялись в тумане.
23.08.24 Пятиречье — р. Вылью
По дороге на р. Большая Лагорта
С утра двинулись к заброшенной базе геологов по той же дороге, что и два года назад. Ничего примечательного там особо не было. Сначала дорога идет по возвышенности до ручья Труба-Ю, затем спускается к ЛагортаЮ и вдоль нее до Большой Лагорты.
Когда мы подъехали к ЛагортаЮ, увидели там давешние Трэколы. Ребята оставили туристов на Лагорте и ловили хариуса на закидушку.
Не такие уж и большие колеса у Трэкола )))
Немного пообщались и поехали дальше. Большую часть дня шли вдоль реки Большая Лагорта. По дороге очень много было таких мест, когда в реку впадает ручей, в этом месте леса почти нет, и образуется такое широкое болото, которое приходится объезжать по кромке леса. Иногда объезды были по несколько километров.
Находки на заброшенной базе геологов
Длинные объезды болот по кромке леса
Ближе к вечеру у меня при выжиме сцепления появился какой-то грохот. Сначала грешил на выжимной подшипник, но оказалось всё проще, слетел сапун коробки и штуцер на коротком шланге свесился к вилке сцепления, и при выжиме его зажимало между кузовом и коробкой, что и формировало неприятный звук.
При проезде одной засады между деревьев мне пришлось сдать назад, чтобы Аркадич проехал засаду по другой траектории, но сзади неожиданно выросло дерево и, упершись в него калиткой, я загнул и калитку, и за ней дверь багажника. Теперь комары и дождь спокойно приходили ночью в гости.
Стиль Шевгена. Как починить дверь без покраски )))
24.08.24 р. Вылью — р. Кокпела
На следующий день продолжили двигаться вдоль восточного склона хребта на юг. До обеда так же только и делали, что объезжали по большой дуге обширные болота. В одном месте спугнули лосиху.
Стали замечать, что у меня стала уходить ОЖ из бачка. Когда пересекали реку Погурей, остановились на косе, и я решил посмотреть на радиатор, а он весело брызгал антифризом со стороны вентилятора. Каким-то образом палка залезла между рулевых тяг изнутри мимо диффузора и вентилятора и пробила соты. Сначала хотел на машине слить антифриз и попробовать заклепать пробитую трубку тонкогубцами, но это не получилось. Пришлось разбирать морду, снимать радиатор и ремонтировать его в снятом состоянии. Ремонт занял часа три, заодно успели и пообедать.
Снимаем радиатор, чтобы починить пробитый радиатор
Трубка завальцована, можно передохнуть 5 минут
Часа через два после того как закончили ремонт, дорога стала поворачивать на перевал. Подход к подъему шел по болотистой возвышенности. Прошли ее по кромке по кустикам ближе к деревьям.
Когда поднялись выше, идти стало проще. Болота стали чаще перемежаться каменистыми подъемами. Пока ремонтировали радиатор, мошка и комары выпили из нас всю кровь. Решили на ночлег встать повыше на ветерке и открытом месте. Остановились, когда начало смеркаться, на реке Кокпела.
По пути на перевал лыжи, рога, пакет какой-то. Возможно, схрон или что-то типа могилы
25.08.24 р. Кокпела — подножье г. Игядейтайкев
Сегодня мы планировали пересечь перевал и начать двигаться в сторону Инты для дозаправки.
Продолжили подъем к водоразделу
Стойбище выше Перевального ручья
Отошли от р. Кокпела и начали подниматься на перевал по ручью Перевальный. В распадке увидели стойбище, но оно было немного в стороне от нашего пути. При пересечении ручья я свалился в глубокую твердую колею и надежно там застрял. Мы очень долго пытались стянуть Громилу с межколейки. Погнули хайджек, достали кайло, лопату и второй хайджек. Переставляли Чукчу, но его тормоза никак не держали машину и якорь из него получался так себе. В итоге подняли колесо лифт-мейтом, подложили камней под передние колеса, подложили противооткатные булыжники под прадика и лебедкой вытянули восьмидесятку.
Вроде ничего особенного, но здесь я прилип на колее на целый час
Лопата, кайло, лебедка, хайджек…
Пока мы там упражнялись, со стойбища подошли два подростка, полюбопытствовать, чем таким мы тут занимаемся.
Еще через пару часов подъехали к стеле Европа — Азия.
Здесь я наехал на камень и чуть не свалился в ручей
Стелла «Европа-Азия» на Кокпельском перевале
Потом дорога потихоньку пошла на спуск. И часов в 12 мы повернули на юг, на старый трек поездки Аркадича в 2016 году.
Перед спуском на западный склон хребта
Теперь дорога пошла опять вдоль хребта на юг, но уже по западной его стороне.
Здесь местность менее болотистая, но и лесов было меньше. На одной из небольших вершин мы и встали на ночлег. Даже запустили ракетницу в честь пересечения ГУХ.
26.08.24 подножье г. Игядейтайкев — Тумановский тракт
С утра LionTec поднялся на ближайшую гору, чтобы сфотографировать окрестности. К завтраку он уже вернулся, и мы двинулись дальше.
На мой взгляд, в этот день мы ехали по самым красивым местам за всю нашу поездку. Плавные холмы в красках почти осенней тундры, солнечный день, синие дали. Красотища.
Еще одно стойбище оставили в стороне
За день особых приключений не было. И вечером мы выехали на грунтовку около заброшенной базы рядом с заброшенным марганцевым рудником на реке Пачвож. Перед базой крутой и извилистый спуск с хребта по густому лесу. К тому же по опыту проезда в этих местах, Хариус пообещал нам трудное болото перед подъездом к реке. Но всё было достаточно сухо, и лебедка мне пригодилась всего пару раз.
База оказалась обитаема, нас встретили два сторожа. У меня топливо в основном баке заканчивалось, все канистры мы уже опустошили. Но солярки на базе лишней не нашлось.
По темноте хотели доехать до Инты, заправиться, снять гостиницу. Но Аркадич знал, что на пути будет 50 километров так называемого Тумановского тракта, которые быстро пройти не получится. Вроде и твердая грунтовка, но там столько ям, что скорость, дай бог, будет 20 км/ч. К тому же я ехал на лампочке, на сколько хватит дизеля было неясно.
Мы выехали на этот тракт, и я решил заполнить канистру, слив с бака на прадике. Пока заправлялись, стемнело, решили в ночь никуда не ехать, а встать рядом с дорогой на ночлег. К тому же в этом месте уже появилась связь.
Грунтовка после Пачвожа по пути к Инте
27.08.24 Тумановский тракт — Инта — Югыд-Ва
Заночевали прямо рядом с Тумановским трактом в 50 км от Инты
День был не особо примечательный. По Тумановской дороге доехали до Инты. По пути я разок закипел, потому что в системе охлаждения залита вода, плюс клапан в пробке снят и давления в системе не было. В Инте решили залить антифриз, чтоб такое не повторялось.
Немного перегрел ДВС с водой в системе
В Инте заправились под завязку, закупили продуктов, масла и смазки и двинулись в обратную сторону. На асфальтовом давлении ехать было по Тумановской дороге совсем некомфортно, поэтому спустили давление до 0,8.
По пути, уже на территории заповедника Югыд-Ва, встретили вездеход с инспектором заповедника. Он проверил пропуск в заповедник. Пропуск нам дали только до брода через реку Кожим. Там кордон, где мы купили места в домике на один день.
Тут хочется отдельно сказать про Макса, особенно про его кулинарные таланты. Эта поездка благодаря ему стала какой-то гастрономической. Мы же как обычно привыкли, приехали, достали банки-крупы, «сублиматов» налупились, рюмочкой запили и спать. Но Макс сказал, так нельзя. Каждый вечер и утро у нас были всякие разносолы и обязательно овощной салат. На кордоне Макс порадовал нас шашлыком из парной свиной шейки. После баньки, под водочку, мясо пошло на ура.
28.08.24 р. Кожим — р. Большая Сыня
По плану мы собирались провести день-два в заповеднике. Но для этого надо было пересечь Кожим. Есть два брода. Один официальный, в районе кордона. Но туда нужен пропуск, которого нам не дали не понятно по какой причине, потому что аффилированные руководству заповедника турфирмы возят Уралами туристов через брод, а рекреационная нагрузка на природу заповедника от одного автомобиля Урал намного больше, чем от наших Тойот.
Спуск к старому броду через р. Кожим в стороне от кордона. Здесь мы не поехали
Но в стороне от кордона есть еще один брод, в районе стоянки для сплавщиков. Для справки, река Кожим — одна из самых популярных на Полярном Урале рек для сплава туристов. К тому же, пройдя по дальнему броду, мы минуем еще один брод через Лимбекою, причем, брод достаточно опасный.
Брод через Кожим оказался чуть ближе, чем мы изначально сунулись. Отправили Лионтека бродить в вейдерсах. Практически вся река в этом месте ниже пояса. Но когда глубина стала сильно выше колена, Александра стало сносить течением, и он споткнулся. Тут я подумал, что не стоит его там оставлять и поехал, не глядя, забирать штурмана.
В это время Аркадич рассматривал этот же брод с квадрокоптера. Я подъехал к штурману, забрал его, но дальше ехать побоялся, уже здесь вода стала заливаться в салон через двери, нужно было отправлять более высокого прадика вперед, чтобы преодолеть оставшуюся четверть брода. Хариус быстренько свернул коптер и перешел реку вброд. Мы вслед за ним.
Но брод оказался не слишком глубоким
Двинулись было вдоль Лимбекою, прошли 5 километров до устья ХамбольЮ. Планировалось пару дней зависнуть в заповеднике в красивых местах. Но, во-первых, Макс торопился домой к 1 сентября, а во-вторых, по дороге над нами пролетели два вертолета, и мы решили не искушать судьбу и побыстрее убраться с территории заповедника.
Нас там (в заповеднике) не было )))
Вернулись к броду через Лимбекою и оттуда свернули на запад. Сразу пошли какие-то дикие колеи. Хорошо, что давно не было дождей, иначе мы там хлебнули бы неприятностей. Часть дороги из-за больших диагоналок мне пришлось идти рядом с дорогой по тундре. Кстати, тут виднелись следы какой-то легковой техники. Вроде УАЗа на экстрим шинах.
Заброшенные мосты на Бабинском тракте
Перевал через хребет Западные Саледы
После брода через реку Дурная дорога перешла в заброшенный Бабинский тракт, практически грунтовку. По пути мы поднялись на хребет Обе-из, на заброшенный гранитный карьер. Там ненадолго появилась связь.
Спуск с карьера. Красные камни — это как раз гранит
Дали штурману немножко порулить
После спуска уже без остановок поехали по грунтовке до поселка Кожым. Там пересекли железку под мостом через Большой Седъёль, ближе к сумеркам встали на ведомственную дорогу Газпрома. По ней мы проскочили ночью КС-7, где нас ожидал шлагбаум, но там никого не было, и мы спокойно его объехали.
«Газовая» ведомственная дорога
В темноте встали перед бродом через реку Большая Сыня прямо на дороге.
29-30.08.24 р. Большая Сыня — п. Оныл
От поселка Сыня до г. Печора еще шла газовая дорога, но, чтобы не пререкаться с охранниками на выезде, мы прошли этот путь окольными колеями вдоль ЛЭП и т.п. В Печоре на пароме пересекли реку, после которой около 40 км грунтовки. Дальше уже пошёл асфальт до Сыктывкара.
Помогли ниве перескочить через канаву
Пересечь Урал в Азию можно было бы по асфальту, через Киров, Пермь и Серов. Но по плану у нас был проезд на восток по треку от уральских джиперов через Березники — Яйву — Кытлым. Для этого в Визинге мы съехали с асфальта и дальше ехали по песчаной дороге, местами даже легковушки попадались навстречу. Но в основном нивы.
31.08.24 п. Оныл — р. Косьва
На выезде из Березников Аркадич обнаружил утечку гидравлической жидкости из рулевого управления. Без жидкости ГОРУ не работает, поэтому хочешь-не хочешь, а нужно чинить. Макс предложил начать с простого и оказался прав, ослабла гайка крепления рукава высокого давления к насосу. Быстренько подтянули гайку и долили жидкость.
В Яйве заправились под завязку и ближе к вечеру выехали на лесовозную дорогу через хребет в сторону Кытлыма Свердловской области. Дорожка там поначалу интересная, грунтовка и рядом в два ряда узкие плиты ровно под колеса автомобиля. Вероятно, чтобы груженые лесовозы не разбивали дорогу.
Странно замощенная плитами лесовозная дорога от Яйвы
По пути встретили рыбаков на уазике на 33 экстрим-колесах и с лебедкой. Как выяснилось, парни хотели порыбачить на реке Косьва, в районе заброшенной деревни Верхняя Косьва, но перед деревней 8 километров колеи и там они порвали лебедку и гриб на УАЗе, развернулись и едут домой.
УАЗ колеи до Верхней Косьвы не смог одолеть
Мы подошли к этим колеям, когда начало темнеть. Решили сегодня дойти как минимум до реки. У меня в Пачвоже в раздатке не отключилась блокировка, и, чтобы не повредить чего-нибудь в подвеске, я снял передний кардан перед выходом на дороги с твердым покрытием. Здесь я установил его обратно, потому что колеи выглядели серьёзно.
Сразу пошел подъем, и глубина колеи была такова, что мне не хватало клиренса. Поэтому первый час мы с Лионтеком ехали первые два километра в гору на лебедке, когда не получалось проскочить по бровке. Следующие шесть километров были полегче, так что прошли их без лебежения. В полной темноте остановились на берегу реки Косьва. У Аркадича перестал работать насос подкачки колес, так что по твердому ему ехать было проблематично. На берегу обнаружились следы мотоцикла и нивы, но было понятно, что эти следы из-за реки со стороны Кытлыма.
Эта ночь была самая холодная за всю поездку, даже пришлось спать с работающим двигателем.
Следующие 6 километров до реки были попроще
01-02.08.24 р. Косьва — г. Нижневартовск
Остатки заброшенной деревни Верхняя Косьва
Здесь уже шла грунтовка, и никаких проблем с выходом на асфальт не было. Единственное, у меня на низком давлении помялся диск и стало травить переднее колесо, переобулся в запаску, диск править решено было дома.
Стела Европа-Азия на переходе Яйва-Кытлым
Примерно в час дня вышли на асфальт в районе Кытлыма. Я остановился опять снять кардан, чтоб ехать по асфальту на заднем приводе. Там же обнаружилось, что на заднем мосту убежал болт крепления короткой продольной тяги к мосту и гайка крепления длинной тяги. Поставил из ЗИПа, что смог подобрать.
С экипажем прадика встретились в г. Советский, где заночевали в кемпинге, а на следующий день, уже в темноте, оба экипажа добрались домой, в Нижневартовск.