Фотоохота за Полярным сиянием, или Снова по следам «Мёртвой дороги»

19.08.2013 | 32087 просмотров

Параллельно Полярному кругу
Или, может быть, несколько вкось
Пролегла от Игарки дорога,
Что пробила мне сердце насквозь.

Вы её не ищите на карте,
Ей себя и самой не найти,
Вся она в историческом марте
Потерялась в начале пути.

Ломинадзе С.В.

Москва—Томск—Стрежевой—Уренгой—Игарка—Красноселькуп (2013 г.)

Вступление

Прошлогоднее путешествие по зимникам Ямала никого из участников экспедиции не оставило равнодушным — эмоций и впечатлений получили море! До сих пор поражаюсь, как удачно сложились обстоятельства! Удалось практически всё из задуманного: удивительно подфартило и с земной погодой и с космической, благодаря небольшим магнитным бурям, мы увидели то, зачем так далеко и долго ехали — его величество Полярное сияние, но самое главное — сложилась отличная, слаженная команда из абсолютно незнакомых людей из трех разных городов. Связь между нами не теряем — переписываемся, делимся планами и, по возможности, встречаемся. Надеюсь, нам вместе ещё удастся осуществить что-нибудь интересное и увлекательное!

Со своим рассказом о путешествии летом 2012 года я поучаствовал в литературном конкурсе местной газеты на тему, типа, «Как я отдохнул в отпуске». Мой рассказ о лагерях ГУЛАГа, дореволюционных паровозах, северном сиянии, Полярном Урале и тундре здорово отличался от остальных — про Кипр, Турцию и прочие южные моря. Неудивительно, что этот конкурс я и выиграл. А полученный приз в 500 долларов мы всей семьёй («по совету друзей») потратили на девятидневную поездку в ноябре в Египет. Красное море, кораллы, древние пирамиды и солнце — отдохнули замечательно!

Карское море пока подождёт :).

Ещё до окончания того путешествия я понял, что за полярным сиянием я сюда ещё вернусь, ведь «the show must go on!». Тем более что из объектов 501-503 стройки остался не посещённым базовый город стройки №503, конечная станция несуществующей железной дороги — Игарка.

Заполярный город Игарка в СССР был известен как крупный морской порт на Енисее и база советской полярной авиации. Но меня в Игарке особенно интересовал уникальный и единственный в мире «Музей вечной мерзлоты», в котором, кроме экспозиций касающихся местного климата и вечной мерзлоты, есть самая полная экспозиция материалов и документов по стройке №503.

Ну что ж, посмотрим, чем живёт далёкий город Игарка…

Подготовка и маршрут

Приближалась незаметная, но значимая памятная дата — 25 марта 1953 года правительство СССР приняло постановление №395-383сс о приостановке строительства и консервации железной дороги «Чум—Салехард—Игарка», строившейся с 1949 года силами подразделений ГУЛЖДС (секретное наименование «строительство 501» и «строительство 503»). Фактически дорога оказалась заброшенной, так и не будучи достроена. 25 марта 2013 года этому решению исполнялось 60 лет. Поэтому я поставил целью прибыть в Игарку именно в этот день и там поднять чарку за всех без вины арестованных, репрессированных и погибших на этой и других стройках ГУЛАГа.

Дальше всё пошло по накатанной — осенью открыл тему на Drom.ru о сборе желающих, начал подготовительные мероприятия — организационные вопросы с претендентами на участие, жильё в Игарке… К сожалению, участники прошлой экспедиции по разным причинам не смогли присоединиться, поэтому команду пришлось набирать новую. К концу года состав почти определился, команда подобралась разношёрстная — несколько человек из Стрежевого, омичи, томич и даже москвич. Но в итоге сложилась команда из четырех человек на двух автомашинах (мой Nissan X-Trail и Lexus RX350 томича Евгения) из трех городов: Стрежевой, Томск, Москва.

Томич Евгений (Евген70) поехал с нами с целью побывать в Красноселькупе, с которым связана история его семьи по матери. Стрежевчанин Алексей за компанию с ним. Оба байкеры и ранее бывали в тех краях, но на берегу Обской губы в Ямбурге, куда ездили мотопробегом стрежевского байк-клуба «Северный дивизион».

Москвич Александр (Lexandrv) на самом деле оказался из числа так называемых «понаехавших» — сам он родился на мысе Диксон, в семье полярников, до 14 лет прожил в Игарке, затем уже перебрались с семьёй, когда начался развал СССР, в европейскую часть. Последние десять лет обосновался в Москве.

Окончательный маршрут сложился таким: Стрежевой—Уренгой—Игарка—Уренгой—Красноселькуп—Уренгой—Стрежевой. Итого, около 2 500 км, из которых около 1 200 км по зимникам.

Схема маршрута.

В Красноселькупе изначально планировали тоже посетить краеведческий музей, в котором также есть экспозиция по 503 стройке, но он, к сожалению, оказался закрыт на ремонт.

День первый. Место сбора — Стрежевой

Москвич Александр изначально планировал поехать в Игарку на своей машине со своим братом, уроженцем Игарки. Но у брата поездка не сложилась. Обстоятельства сложились так, что и двое моих напарников по очереди отказались от поездки. Чтобы и мне, и москвичу в машинах не путешествовать в одиночестве, я предложил Александру поселиться в моей машине, прибыв в Стрежевой самолётом через Нижневартовск. На что он с радостью согласился — это и экономия бюджета и, безусловно, вдвоём веселей и интересней!

Итак, 22 марта 2013 года. Утром встречаю Александра, прилетевшего на самолёте «Москва—Нижневартовск». Ближе к вечеру в Стрежевой подъезжают по зимнику из Томска ребята на Lexus RX350.

Этим же днём закупаем продукты и недостающие вещи для поездки, вечером небольшая планёрка у моего гаража. Все готовы, прогноз погоды на ближайшие пять дней по Уренгою и Игарке обещает нам ясное небо, отсутствие осадков и ветра, температуру в пределах -10...-30º. Отлично, ждём утра!

День второй. Вперёд, на Игарку!

23 марта 2013 года, суббота. В Стрежевом -14º, облачно, лёгкий ветер 3 м/с.

Из опыта своих путешествий выработал стратегию своевременного отбытия — планировать отъезд на час раньше, чем требуется. Итого, запланировав для себя отъезд на 10:00, но заранее всем объявил, что выезжаем в 9:00. Что и следовало ожидать — из города мы выехали почти ровно в 10:00.

Перед выездом делаем по традиции коллективное фото на центральной площади Стрежевого.

Слева направо: я (Алексей, он же Alex_626), Александр, Евгений и ещё один Алексей.

Движемся на Уренгой, на сегодняшний день это наша цель.

Маршрут стандартный в этом направлении, вариантов других практически нет: Нижневартовск, Мегион, Лангепас, Сургут, Когалым (в стороне остаётся), Ноябрьск (тоже в стороне), Муравленко, Пурпе, Губкинский… Сургут можно объехать через Покачи, да на Ноябрьск можно выйти через город Радужный и вынгапурский зимник. Маршрут через Покачи испытали в прошлом году, через вынгапурский зимник пока не ездил, думаю, что немного потерял…

Проезжаем Лангепас (Ханты-Мансийский округ), нам прямо.

Все перечисленные города нашего маршрута непосредственно связаны с добычей нефти и газа. История их, пожалуй, только за исключением Сургута, основанного в 1594 году, насчитывает всего по нескольку десятков лет — периоду добычи нефти и газа на прилегающих территориях, и туристического интереса не представляют. Правда, в краеведческом музее города Губкинского имеется странная экспозиция по стройкам 501 и 503… Странная она тем, что Губкинский и его жители к этой дороге не имеют совершенно никакого отношения, даже географического, тем более что город основан был в 1986 году.

Проезжая эти города, задаюсь вопросом — что будет с этими (и моим городом в их числе), когда кончатся нефть и газ? Постигнет ли их участь многих брошенных городов и поселений Заполярья, Якутии, Колымы? Как хотелось бы, чтобы нет! Но чтобы этого не случилось, бюджеты этих городов должны наполняться не только нефтяными и газовыми деньгами. А других денег там просто нет. Замкнутый круг какой-то…

В прошлом отчёте я не стал рассказывать об одном трагическом инциденте около города Покачи, свидетелями которого мы стали... На подъезде к этому городу мы решили свернуть на Голубое озеро, заметив посреди него какую-то снежную скульптуру, и устроить небольшую фотосессию. Голубое озеро в Покачах — это затопленный карьер. Летние фотографии с этого озера, честное слово, как с Мальдив — голубая вода и белоснежный песочный пляж!

На подъезде к озеру мы заметили, что на озере тренируются на парамоторах (пилот с пропеллером за спиной, крыло — парашют). Подъехав к снежной скульптуре, обнаружили, что под ней лежит пилот, разбившийся об неё при взлёте. И это произошло только что! Тут же подбежал его товарищ, вместе с которым предпринимаем попытки освободить пилота от снаряжения, привести его в сознание, затем приезд «скорой помощи»… Увы, медики здесь бессильны, мгновенная смерть от удара — отрыв аорты, множественные переломы. Пилота звали Алексей, ему был 31. Обсуждения этого происшествия позже я нашёл в сети здесь. Причина трагедии — во время взлёта случайным потоком воздуха пилота развернуло на 90 градусов и бросило на снежную фигуру, что находилась в стороне. У лётчиков есть поговорка «Если на взлётке будет хоть одно препятствие, оно будет твоим». Здесь именно такой случай. Мы были шокированы, начало путешествия и тут такое…

К чему я это? Жизнь и смерть иногда отделяет мгновение. Достаточно одной нелепой, элементарной ошибки. Или случайности. Это очень актуально на дороге, в путешествии…

Начался Ямало-Ненецкий округ, дорога резко ухудшилась.

В Ямало-Ненецком округе неприятно удивили местные водители (89 регион). Впрочем, их манера езды известна всей России. Мы двигались в рамках ПДД около 100 км/ч, да и дорога в ЯНАО не самого лучшего качества: постоянные волны, перед многими мостами встречаются трамплины, а то и ямы, в пару их которых я даже влетел на крейсерской скорости. Вечная мерзлота, что поделаешь... Так вот, некоторые машинки нас обгоняли с такой скоростью, что создавалось ощущение, что мы стоим! Как в том анекдоте: «Я думал, что стою и вышел покурить…».

Но, несмотря на провокации местных, мы всё равно едем спокойно, удивляемся причудливым названиям рек и ручьёв сначала в ХМАО, а затем (ещё больше) и в ЯНАО.

Кстати, мосты… Несмотря на относительно невысокую скорость, дважды пришлось попрыгать в очень хороших ямах на стыках моста и плит. Предупреждений на дороге, естественно, никаких. Оттормаживаться практически не успевал, ямы возникали совершенно неожиданно. Как много позднее выяснилось, не без последствий. Но об этом позже.

Снова причудливые названия рек и ручьёв

В одном месте меня просто поразил вот этот баннер, что на следующем фото.

Здесь детей нет!

Всё правильно — безопасность детей превыше всего. Но не до такой же степени! Ведь здесь вокруг на 100 километров не то что школ нет, нет ни одного населённого пункта! И детей тоже нет, откуда им взяться? Здесь только тундра и лес. Что курили, непонятно…

Ближе к 19 часам прошли Губкинский, поужинали в кафе «Берлога». Неприветливый, можно сказать на грани хамства, персонал, но удивительно вкусная еда. И бесплатный Wi-Fi! Александр был ему очень рад!

Неоднозначное кафе с мотелем.

Поужинав, выезжаем, когда солнце уже зашло. До Уренгоя остаётся около 140 километров. Темнеет долго…

Дорога — то асфальт хорошего качества, то бетонка.

Притормаживаем перед мостом.

И вот, когда полностью потемнело, на 918 километре пути в 23:00, к моему огромному удивлению, замечаем отблески Полярного сияния! Чудеса, даже не ожидал! Останавливаемся, наблюдаем неяркие зелёные всполохи на небе. Делаем запись о данном факте на форуме. Фотографировать не стал, ничего интересного. Да и вокруг много засветки от нефтегазовых объектов и дороги.

Двигаемся дальше. По темноте проходим пограничный пост в Коротчаево. Удивило, что на посту всего-то потребовалось показать пограничнику российский паспорт с пропиской, даже не выходили из машин! До 1 января этого года требовалось аж целый пропуск от ФСБ за месяц заказывать, гемор ещё тот был…

Там же, в Коротчаево, на АЗС «Газпромнефти» заправляемся до полного бака, следующая заправка будет только в Игарке.

Переезжаем по бесплатной ледовой переправе Пур, проходим Уренгой и выходим на трассу до Тазовского. Где-то здесь будет поворот на зимник. Не без труда, т.е. не там где ожидали, находим нужный поворот. Наконец! Ура!

Едем первые километры по зимнику. Не зимник — ледовый автобан! Основная проезжая часть шириной метров 10 залита льдом плюс ещё метра по три обочины из уплотнённого снега. Местами зимник такой ровный, что можно, при желании, разогнаться до 150 и больше. Но не стоит — скользко жутко. Идём крейсерской скоростью 40-60 км/ч. Вокруг светятся различные объекты газодобычи, зимник пересекают разные дороги — цивилизация! Даже сотовая связь есть! Но постепенно всё это остаётся позади, остаются только тундра и зимник. И нечастые встречные машины — в основном это трёхосные КАМАЗы и УРАЛы, для водителей, которых мы, словно инопланетяне, невесть как очутившиеся в их Царстве Серьёзных Машин…

Время уже два часа ночи, а мы всё едем и едем, но спать не хочется — азарт! Небо тёмное, но надежда меня не покидает, полярное сияние может продолжиться!

И вот в три часа ночи, наконец, вижу — небо светится зеленоватым светом! Останавливаемся, выходим, смотрим — оно! Ставлю фотоаппарат на штатив и делаю первые фото.

Полярное сияние на зимнике.

Но, к сожалению, сияние не динамичное, в виде статичной спирали. На дальнем плане, на фото можно заметить зарево — это факела далёкого месторождения. Пождав немного и убедившись, что продолжения небесного шоу не будет, двигаемся дальше.

В 4 часа ночи ребята из Lexusa запросили пощады и попросились на ночёвку. Ну что ж пора, встаём на обочину и спим.

День третий. Зимник

24 марта 2013 года, воскресенье, 9 утра. За бортом -19º, ясно, лёгкий ветер 3 м/с.

Просыпаемся, а вокруг красота северная — тундра, солнце, снег! Теперь можно хорошо рассмотреть конструкцию зимника и окружающий нас пейзаж.

Ледовый автобан.

Александр прикормил ворона.

Лёгкий завтрак.

Осматриваемся, завтракаем чаем с бутербродами и отправляемся дальше. Впереди около 400 километров зимника. Сегодня по плану добраться до Игарки.

В нашей машине практически обманным путём за руль садится Александр, для него дело принципа — в родную Игарку приехать за рулём! Я не возражаю, пришёл мой черёд заняться фотосъёмкой.

Москвич-игарчанин отобрал у меня руль.

Движение на зимнике стало ещё более оживлённым, чем ночью — чувствуется индустриальное дыхание.

Трафик на зимнике не уступает «федералке».

Включаю навигатор Ozi Explorer на нетбуке, открываю генштабовские карты… Интересен маршрут зимника — петляем меж бесконечного числа озёр и ручьёв в пойме реки Таз, постепенно приближаемся к ледовой переправе около нежилого посёлка Надо-Марра.

По пути встречаем огромное количество техники для поддержания зимника. Это зимние «асфальтоукладчики»-водовозы для намораживания льда и «К-700» с приспособой для утрамбовки снега. Неудивительно, что в прошлом году ребята на «Ягуарах» недолго ждали, пока зимник расчистят после метели. При таком количестве техники это можно сделать за считанные часы.

«Асфальтоукладчик».

Лёд зимника то коричневый, как заварка, то бесцветный и прозрачный. Всё зависит от воды, которую берут для заливки. Периодически встречаются «водопои» для водовозов — прорубь на реке или озере, оборудованная мотопомпой. После свежей заливки иногда попадали даже в лужи!

Утрамбовка обочин.

Наконец подъезжаем к ледовой переправе через реку Таз. Ограничение массы в 100 тонн! На «федералках» мосты на такую массу не рассчитаны, а здесь ледовая переправа. По такой переправе пройдёт даже паровоз с 501 стройки с небольшим составом! Паровозы «Ов», которые стоят в заброшенном депо в Долгом, весят около 50 тонн каждый.

Река Таз.

Ограничение в 100 тонн!

Одинокий аншлаг.

На другом берегу видим брошенную баржу с краном, похоже, что навсегда. Красноречивая надпись по борту, оставленная каким-то прохожим: «Хохлы сила бешанные» (орфография автора сохранена).

Брошенная баржа.

Ближе к границе с Красноярским краем ровная тундра начинает сменяться невысокими сопками, приближаемся к водоразделу Оби и Енисея. Попадаются серьёзные перепады высот, боковые уклоны. Вкупе с ледовым зимником такие участки требуют большого внимания при их прохождении. На одном из таких уклонов у нашего Lexusа начало стаскивать заднюю ось и он закружился в вальсе, сделав пару оборотов вокруг своей оси. К счастью, встречки не было. Причина, подозреваю, была в «липучке», в которую был обут наш Lexus, банально не хватило боковых сцепных свойств резины.

Lexus пилотирует Алексей.

И вот, наконец, граница регионов — Ямало-Ненецкий автономный округ закончился, добро пожаловать в Туруханский район Красноярского края! Сталин, побывав в ссылке под Туруханском в Курейке, видать, так влюбился в тамошнюю природу, что уделял этому региону пристальное внимание всю жизнь… А природа и действительно прекрасная!

Граница регионов, водораздел бассейнов Оби и Енисея где–то недалеко.

Время уже обеденное, останавливаемся. На улице холодно, около -25º и ветер 7-8 м/с. На газовой горелке (к моему удивлению, газ не замерзает!) разогреваем гречневую кашу с оленьей тушёнкой. Вкуснотища! Но всю её съесть проблематично — замерзает махом.

Одеться потеплее…

… и можно готовить обед.

Чем ближе к Енисею и Игарке, тем рельеф становится более пересечённым — сопки, крутые подъёмы, большие уклоны. Местами зимник расширяется метров до 20, например, на участках с большим поперечным уклоном, а иногда сужается до нескольких метров и петляет.

Тундра почти не встречается, нас окружает лиственничный тундровый лес. Зачастую лес «пьяный» — стволы деревьев наклонены в разные стороны, как в бешеном танце.

Небольшая позёмка.

Почти на закате, после очередного подъема въезжаем на знакомое по предыдущим отчётам место — посреди зимника стоит огромная лиственница. Устраиваем привал с небольшой фотосессией. Красиво здесь!

А вот оно — дерево!

А вот мужик!

Медленно, вдоль горизонта заходит солнце. Уже скоро, через пару месяцев, здесь, за Северным полярным кругом, наступит полярный день. И сейчас, несмотря на близость дня весеннего равноденствия, день совсем не равен ночи. Темнота наступает лишь спустя три часа после захода солнца. Тёмная фаза ночи длится всего-то около шесть часов. Для наблюдения полярное сияния это не очень удобно, велика вероятность, что магнитное возмущение придётся на день и ничего не будет видно.

Закат.

Позади почти полторы тысячи километров от Стрежевого.

Почти затемно подъезжаем к берегу Енисея. Как же он здесь широк! Уже темно, фотографировать не получается. На обратном пути замерили длину ледовой переправы — вышло около двух километров.

Переправляемся на другой берег и мчим последние километры.

Александр сообщает, что на въезде в город есть стела с надписью «Игарка», куда он с друзьями по детству постоянно ходили.

Без труда находим её, к ней даже подъезд расчищен. Сложно представить ощущение Александра — здесь он был последний раз более 20 лет назад, ещё в детстве.

Та сама стела (дико извиняюсь за плохое качество фото).

И вот — здравствуй Игарка! Первым делом заправляемся топливом, затем находим в гостиницу, координаты которой подсказали работники музея, и заселяемся.

Гостиница в Игарке.

Да уж… Интерьер гостиницы не претерпел изменений с советских времён.

Всё по-спартански.

Приводим себя в порядок и собираемся на «праздничный» ужин в комнате ребят из Lexusа.

Решаем посмотреть фотографии с моего фотоаппарата и обнаруживаем крайне неприятную вещь — все снимки куда-то исчезли! Самая первая фотография — фотографируемся у лиственницы, что растёт посреди зимника. Ну да ладно, потом разберусь. Карточку с пропавшими фотографиями заменяю резервной. Уже дома с помощью специальной программы, к счастью, удалось восстановить все пропавшие фотографии!

Выпиваем по чарке водки за прибытие в Игарку, за благополучие города и, обязательно, за всех без вины арестованных, сосланных, покалеченных и погибших в результате сталинских репрессий. Мы здесь, а это означает, что одна из важных поставленных целей достигнута!

…История возникновения моего Стрежевого, как и многих сёл, деревень и даже городов по берегам Оби, Енисея и других сибирских рек, связана со Сталиным. Образовался город как посёлок спецпереселенцев в 1932 году. Спецпереселенцы — раскулаченные татары, русские из южной Сибири, позже поволжские немцы, высланные сразу после начала войны. Спецпереселенцев фактически бросали на берегах рек на произвол судьбы. Не всем удалось выжить. Одна назинская трагедия чего стоит… Знакомый дедушка-немец рассказывал, как он маленьким просил милостыню, потому что кушать было совсем нечего. Это сейчас у немцев самые крепкие дома и хозяйства построены на берегу, а тогда…

Но Стрежевому повезло — в его окрестностях нашли нефть. И около деревни Стрежевое вырос город Стрежевой. История образования города в советское время замалчивалась, но даже и сейчас — официально датой рождения города считается 1966 год, год начала добычи нефти, а не 1932…

Прогноз по сиянию на эту ночь ничего не обещает абсолютно. Ложимся отдыхать, за бортом -14º.

День четвёртый. «Мы из Игарки!»

25 марта 2013 года, понедельник, 9 утра. За бортом -25º, небольшая облачность, лёгкий ветер 2 м/с.

Просыпаемся, завтракаем и собираемся на обзорную экскурсию по городу. У нас есть проводник — бывший игарчанин Александр. На сегодня задача посмотреть достопримечательности города и к вечеру выехать в обратный путь.

А с утра хорошо похолодало, однако, машина завелась нехотя. Выезжаем.

Красные дома, девятиэтажки с лифтами.

Будем искать дом детства Александра. Но пока первое место остановки — самолёт Ли-2, эксплуатировавшийся с 1942 по 1978 годы при освоении Арктики. Монумент советской полярной авиации, одной из баз которой был город Игарка. К сожалению, был…

Самолёт «Ли-2».

«А в детстве мы даже залазили на крыло! Но не помню как!».

Александр потом вспомнил как залезали — через дырку внутри двигателя. Но сейчас он туда уже не пролазит…

Продолжаем экскурсию по городу.

Большая часть города состоит из таких вот домов.

Очень много заброшенных зданий.

Алексей из Lexusа приметил интересную табличку.

Ездим по городу, ищем дом Александра. Город сильно изменился, многие дома сгорели, исчезли целые районы. С трудом Александр всё-таки находит свой дом, он сильно изменился. Окончательно убедила, что это тот самый дом, адресная табличка — ул. Морская, 3.

Александр осуществил давнюю мечту

Заходим во 2-й подъезд, поднимаемся на второй этаж. «Здесь раньше был холодильник» — заметил Александр. Неудивительно, столько лет уж прошло! Поюморили на эту тему и решили, что по вопросу пропажи холодильника обращаться нужно, как минимум, к экспертам «ФЭС», уж очень мутное это дело…

Куда пропал холодильник?

Постучались в двери, в бывшей квартире никого нет, а соседи совсем другие…

Теперь на очереди посещение «Музея вечной мерзлоты». В Игарке население сейчас всего-то около 6 тысяч человек, но создаётся ощущение, что город большой из-за его вытянутости вдоль Енисея. Ехать до музея достаточно далеко…

У музея.

Музей состоит из нескольких экспозиций — краеведческая часть, посвящённая стройке 503 и подземелье с вечной мерзлотой. Работницы музея нас огорошили новостью, что подземелье закрыто в связи с проведением плановых ремонтных работ перед летним сезоном. Да уж… столько километров ради этого проехали и тут такое. И на уговоры не поддаются! Ну да ладно, что-нибудь придумаем!

Не торопясь послушали девушку-экскурсовода Екатерину о природе и фауне Игарского края, посмотрели кости мамонта и чучела разных зверушек… Интересно!

Наконец, приступаем к просмотру большой экспозиции по 503 стройке.

Здание экспозиции музея по 503 стройке.

Около музея стела с памятными досками, посвящёнными памяти репрессированных, и отдельно — литовцев и латышей.

Памятная стела.

Внутри в одной из комнат выставлены подлинные вещи заключённых, найденные в лагерях около Ермаково, фотографии и документы, относящиеся к истории строительства железной дороги.

Карты.

Самодельная картина.

Железнодорожный паром «Надым», переименованный позднее в «Восточный».

Для работы на переправах через Обь и Енисей были построены четыре железнодорожных парома, но, в связи с консервацией стройки в 1953-м, их отправили на железнодорожную переправу «Крым-Кавказ».

Увидев в музее фотографии этих паромов, в памяти сразу всплыли воспоминания из детства, когда в 80-х мы с родителями ездили на поезде отдыхать в Крым: огромный паром, коптящая чёрным дымом труба, как у парохода из мультика «Ну погоди!» и вагоны на палубе. Википедия подтвердила мои предположения — на этом или аналогичном пароме мне доводилось быть! Интересное совпадение!

В соседней комнате музея воссоздана обстановка лагерного брака: обязательный портрет Сталина, правила внутреннего распорядка, нары, умывальник…

Большой брат следит за вами!

Инструкция по выживанию.

Большинство заключенных на 501-503 стройке были осужденные по 58-й статье как «враг народа». Это «политические», осуждённые за мелкие кражи, прогулы на работе и т.п. За кражу мешка муки давали восемь лет трудовых (!) лагерей. Для того времёни это было нормой. Я абсолютно уверен, что «Вор должен сидеть в тюрьме», но степень проступка и наказание должны быть пропорциональны!

Отчасти такие порядки можно объяснить послевоенным голодом и разрухой. Но главную причину я вижу в другом. Сталин упорно продолжал начатое Лениным повсеместное установление советской власти и стройки «коммунизма» и свою миссию определи просто: кто не встанет в ряды «товарищей»-строителей «коммунизма» тот сгинет в лагерях. При чём уже на настоящей стройке — железной дороги в никуда, Беломорканала, рудниках Колымы и т.д. Наверно, не найти в стране семьи которую бы не затронули сталинские репрессии — судьбы миллионов переломаны как спички…

Моё отношение к Сталину? Лучше б его не было. Оправданию его преступлений якобы свершившимся техническим прогрессом в России я готов возразить, что технический прогресс в 20-м веке в России был неизбежен. Учитывая богатство страны природными и умственными ресурсами. А сколько учёных и талантливых людей прошло через лагеря, уничтожено или сбежало за рубеж? И сколько они смогли бы сделать для России полезного! Да и царская Россия не была последней в плане развития техники и технологий. Но стране нужны были «товарищи»…

Интересный факт о 503 стройке — в одном из её лагерей с 1950 по 1951-й годы написан знаменитый роман-бестселлер «Наследник из Калькутты» Робертом Штильмарком. Причём изначально фигурировало его авторство с Васильченко. Но позже он доказал в суде, что он единственный автор романа. Васильченко — пахан, криминальный авторитет, взявший «шефство» над Штильмарком (в ГУЛАГовских лагерях, как и сейчас власть держали криминальные элементы) и заставивший его написать роман с целью отправить его Сталину (как свой собственный) и получить за это амнистию. Но не получилось… А Штильмарк попал в лагеря в 1945-м на 10 лет по «политической статье» за «контрреволюционную агитацию».

А ниже, на 2-х фото, типичная история человека (кстати, перса по происхождению), прошедшего через сталинскую мясорубку.

Освобождён досрочно. Позади 8 лет лагерей…

… ни за что — дело сфабриковано!

Надеюсь в России такое больше никогда не повторится.

Так и не посмотрев подземелье с вечной мерзлотой, завершаем наше путешествие по музею. Едем смотреть здание «Дома культуры ЛПК (Лесоперерабатывающего комбината)», к сожалению, сгоревшее относительно не так давно и ставшее мрачным символом Игарки.

Знаменитое здание Игарки.

Со слов Александра это бывшее здание железнодорожного вокзала, но это не так. Построено оно было в 1954 году. В период строительства «Мёртвой дороги» в Игарке здание железнодорожного вокзала построить не успели, сделали только насыпь. Возможно, что эта насыпь и была использована при строительстве ДК, годы строительства близки.

Мы вошли в здание — удручающая разруха после пожара…

Александр собирает мозаику из осколков лепнины.

Печальный этюд.

После ДК едем в аэропорт на остров. Проезжаем мимо развалин ЛПК, рядом порт для морских судов. В лучшие времена отсюда вывозили огромный объём подготовленной древесины на экспорт. Фактически сейчас морской порт заброшен, оказалось, что в современной России через него возить нечего. К счастью для города рядом нашли нефть, и он стал перевалочной базой «Роснефти» для освоения достаточно крупного Ванкорского нефтяного месторождения.

Развалины ЛПК. Вид с острова.

Здание ДК видно практически с любой точки города. К сожалению, оно теперь как визитная карточка Игарки…

На подъезде к аэропорту останавливаемся у очередной стелы «Игарка» и делаем важное фото.

Передаём из Игарки заполярный привет Санаеву Марату, бессменному руководителю клуба «Десантник» г. Стрежевого!

А вот и аэропорт.

Компания «Роснефть» недавно построила новое здание аэровокзала, а старое, деревянное снесло. Аэропорт современный — есть и гостиница со столовой, где мы и пообедали. Цены очень демократичные и по питанию и за гостиницу, на ночь можно было остановиться здесь. Комфорт на порядок выше. Значит в следующий раз!

После аэропорта, напоследок, по совету работниц музея решили всё-таки посетить «Выставочно-экспозиционный центр» «Музея вечной мерзлоты». И именно там узнали, что директор музея нам разрешила спуститься в подземелье. Быстро мчим обратно, местное время 16 часов, а работают они до 17:00.

Нас там уже ждут и мы сразу же спускаемся в подземелье.

Слоёный пирог мерзлоты.

Раньше у меня было представление, что мерзлота — это просто замороженный грунт. Ан нет, не везде — насыщенные водой грунты замерзают в виде таких вот «пирогов». Интересно, что город Игарка не целиком стоит на мерзлоте (по-научному, многолетнемёрзлых грунтах) — кое-где даже умудряются картошку выращивать!

Интересные ощущения от прикосновения ко льду, что в прослойках между грунтом. На ощупь он совсем не холодный, и не тает от прикосновения… как пластмасса. Может, это всё подделка? :)

На глубине 7,5 метров температура постоянная: -5º градусов. В Игарке раньше даже были подземные овощехранилища-холодильники.

Глубина промерзания почвы в районе Игарки различная и максимально достигает примерно 15 метров, чем глубже, тем теплее.

В штольнях подземелья ремонт.

Экскурсия в процессе.

Стены во многих местах в виде «пирога».

Возраст лиственниц, найденных вмороженными в мерзлоту, около 49 тысяч лет!

Прикосновение к вечности.

От дыхания посетителей на потолке и стенах выросли причудливые кристаллы льда.

Фото на память с нашим экскурсоводом Екатериной.

Благодарим работников музея за интересную экскурсию, незабываемые впечатления и ценную информацию. В музее приобретаем все три выпуска книги, написанной работниками музея, «Стройка №503. Документы. Материалы. Исследования» (почитаем на досуге) и, обязательно, сувениры в виде открыток и магнитиков.

А нам пора торопиться на выезд из города в обратный путь.

Но перед выездом спешим на почту, чтобы отправить по открытке с видом Игарки себе домой. Удивительно, но «Почта России» сработала на удивление шустро — открытка пришла на следующий день, после моего приезда! Всегда бы так!

По пути из города заметили «абсолютно замороженное строительство».

Перед выездом проверяю в интернете прогноз по полярному сиянию — на небе ничего нам «не светит», значит, ночью у нас будет крепкий сон. Заправляемся на АЗС до полного бака, в наличии 92-й, 95-го нету в принципе. Щедрая АЗС в Игарке, однако — в двадцатилитровую канистру умудряется залить аж 23 литра!

За руль садится Александр, а я делаю последние фото города.

Мозаика на стене посвящена писателю В.Астафьеву, проживавшему какое-то время в Игарке.

Маленькая жизнерадостная жительница Игарки.

Прощай, Игарка!

Выезжаем из города. Александр позже скажет, что он в Игарку ещё вернётся. Обязательно с братом! Ну что ж — удачи ему в этом нелёгком деле!

Сначала заезжаем на стеле, к которой мы подъезжали ночью, рассмотреть её получше.

Памятник «В честь 50-летия Карских операций на Енисее».

Далее двигаемся несколько километров вдоль Енисея к ледовой переправе. Едем днём, наконец-то видим Енисей во всей красе. На льду реки встречаются рыбацкие сооружения-времянки для рыбной ловли. Говорят, рыбалка здесь знатная!

Ледовая переправа через Енисей.

На зимнике Lexus вырывается вперёд и стремится от нас оторваться. Но мы с Александром никуда не спешим…

Близ Енисея пересечённая местность.

Уклоны очень серьёзные. В таких местах зимник обычно очень широкий — метров 50, не меньше. На одном из таких уклонов встречный КАМАЗ начало стаскивать вниз, хорошо, что мы ещё не успели поравняться…

Вмороженная бетономешалка, невесть как попавшая на зимник.

На обочине обнаружили странное сооружение. Кто ты, Виталик?

Выщербленный «зимний асфальт».

Lexus идёт в отрыв

…а Солнце на закат.

На спидометре моей машины появляется интересная цифра — пробег составил 133 333 км, из которых почти 80 тысяч мои.

Интересная цифра на спидометре.

Немного впечатлений о моём Nissan X-Trail… Это отличный автомобиль для путешествий! И автомобиль, и дом на колёсах одновременно. Для этого путешествия он трансформировался в двухместный автомобиль (для пилота и штурмана) с двойным спальным купе сзади. Делается это путём нехитрых манипуляций — сидушки задних сидений снимаются и оставляются в гараже, спинки задних сидений кладутся горизонтально — образуется ровный пол в багажнике длиной около двух метров. Ширины и длины хватает, чтоб нам вдвоём спать комфортно в спальниках — рост Александра под два метра. Если не убирать сидушки, то длина спального места получается немного поменьше, около 170 см, как раз для меня, когда езжу один или с семьёй. Багаж практически весь разместился в багажнике-боксе на крыше. В салоне на полу за передними сидениями разместились канистры с топливом, съестные припасы, компьютерная и фотографическая техника. Спереди места пилота и штурмана-фотографа, сзади место для сна.

Изначально планировали двигаться без остановки, поочередно отдыхая в спальном купе, но потом такая необходимость отпала — по графику везде успеваем и прогноз полярного сияния не требовал ночного бдения.

Верхние фары (ходовые огни) — отдельная песня! Отличное дополнение к дальнему свету. Когда включена вся иллюминация, качество освещения близко к дневному — отлично видно далеко вперёд и по бокам.

Вкупе с хорошим клиренсом, недлинной базой, высокими бамперами, хорошими углами въезда и съезда есть шансы побороться в сложных метеоусловиях. И глушитель сзади на самом деле не помеха!

О поломках. Их не было. Ни единой минуты «Икстрейл» не дал повод усомниться в своей надёжности. Но! Летом автомобиль всё-таки позволил себе расслабиться, сказались давние раны… Расскажу как.

Основную часть отчёта я писал в июне, отдыхая на море с семьей в Анапе. Увы, не удалось нам, как планировали, поехать в отпуск на машине, так как перед самой поездкой (за день до планируемого отъезда) совершенно неожиданно лопнула передняя правая пружина. Времени на поиск запчастей и ремонт попросту не оставалось, поэтому пришлось полететь на самолёте. Осмотр места слома пружина свидетельствовал, что там была довольно старая трещина. И подозреваю, что к поломке пружины привело попадание дважды в хорошие ямы на разбитых мостах по дороге в Уренгой. Но, повторяюсь, что автомобиль весь путь выдержал на «отлично».

В итоге наше путешествие далось нам относительно легко. Каждую ночь мы с Александром высыпались как надо, вытянувшись в полный рост. Чего не скажешь о ребятах из Lexusа, которым приходилось спать на разложенных передних сиденьях. Их озабоченность и сонность по утрам была особенно заметна. Неудивительно, что на обратной дороге они стремились только вперёд!

Солнце зашло, на небе только Луна.

Мрачная река.

На зимнике мы второй раз достигаем самой северной точки нашего путешествия — 67º40’ северной широты. Для меня это и самая северная точка вообще, где я бывал. Но до Северного полюса отсюда ещё очень далеко…

Моя самая северная координата.

Вскоре останавливаемся на ночёвку.

День пятый. Перегон до Красноселькупа

26 марта 2013 года, понедельник, 9 утра. За бортом -34º, ясно, лёгкий ветер 2 м/с.

Без завтраков и прочих излишеств начинаем движение, на улице хорошо подморозило, весны и не чувствуется! Сегодня наша цель добраться до Красноселькупа, впереди около 400 км зимника и 200 км асфальта.

Едем, любуемся красотой тундры, Lexus умчался куда-то вперёд, вдруг видим — песец! Не в том смысле, что «Всё! Приехали!», а самый настоящий зверёк — белый и пушистый.

Вот он какой — песец.

Любопытный зверёк!

Постояли, поглазели — ни разу, естественно, такого зверя мы не видели! Как собака! Или лиса? Только белый-белый, белее снега. Лишь чёрные глаза и нос выдают его на снегу. Успеваем сделать несколько фото и зверёк скрывается среди кустов…

Едем дальше через несколько километров на стоянке видим ещё одного! И тут понимаем, почему звери крутятся около дороги — да их водители подкармливают! Ну раз так, то зверёк голодный, наверно. Достаём свои запасы колбасы, кормим из окна (да простят меня экологи-зоологи).

Пожиратель колбасы.

Халявная трапеза.

А ведь жалко зверушек — лёгкая добыча эта водительская колбаса, что они будут делать летом, когда зимник рухнет? Но, с другой стороны, зверушки уже не маленькие, взрослые, поди выживут в межсезонье. Инстинкты никто не отменял.

Ребята с Lexusа потом тоже рассказывали, что они кормили зверушек, но баранками. Всеядные зверушки. Как собаки!

Приенисейские возвышенности сменились бесконечными равнинными тундрами. Заметив странный холм, останавливаемся Александром на перекур. Когда и как он появился? Результат мерзлотного пучения? Загадочно… Появился он давно, ведь на генштабовских картах 70-х годов этот холм обозначен.

В тундре неожиданно встречаются такие возвышенности.

Пробую снег — каменный! Свободно можно ходить и прыгать на нём, что я и делаю.

Я свободен от земного притяжения!

Притом, что это не наст, оттепелей здесь ещё не было. У эскимосов для описания снега есть 200 слов. Не знаю, каким словом описывается этот, но образовался он, по всей видимости, в результате действия ветра — мягкий, лёгкий снег постоянно выдувается и перемещается по тундре, пока где-нибудь не уляжется и уплотнится.

Результат работы ветра.

Недалеко от выезда на асфальт пересекаем условную линию Северного полярного круга — широту N66º33’44’’. Севернее этой линии как минимум один раз в год совсем не заходит Солнце и наступает полярный день. А севернее на 59 267 метров ещё и минимум раз в год наступает полярная ночь, когда Солнце полностью скрывается за горизонтом на сутки. Чем северней, тем длительность полярного дня и ночи больше. Севернее полярного круга начинается Арктика.

На навигаторе точная широта Северного полярного круга.

Лиственница, растущая ровно на Северном полярном круге!

Про лиственницу я, конечно, немного пошутил — линия полярного круга условна и каждый год немного меняет своё положение, то движется на юг, то на север в пределах нескольких сотен метров.

Наконец-то зимник заканчивается и мы выбираемся на асфальт, но поворачиваем не налево в Уренгой, а в сторону Тазовского, направо. Съездим к стеле Полярного круга, до неё совсем недалеко.

Севера, севера, только шаг до Полярного круга…

Заезжаем на обед в Уренгой. Ещё с прошлой экспедиции мы облюбовали кафе под названием «Престиж», что находится на выезде в сторону Тазовского. И вкусно и весьма недорого.

Заправляемся до полных баков и торопимся в Красноселькуп, время уже к вечеру — 18 часов. До Красноселькупа осталось около 70 километров бетонки, местами очень волнистой, и 132 км такого же зимника. В начале и в конце бетонки стоят КПП «Севернефтегазпрома». На всякий случай я с ними заранее договорился о проезде, чтоб не повторить прошлогоднюю ситуацию, когда мы сутки здесь потеряли… Хотя сейчас может и так пустили бы — наклеек ведь нет!

Вот такая у них стела на выезде с бетонки.

В 19:20 уже выезжаем на зимник. Целью этой поездки в Красноселькуп являлся также выбор возможного маршрута для летнего речного сплава до паровозов в депо Таз. Эта поездка практически доказала, что есть удобный выход по рекам и ручьям прямо к паровозам, но всё же нужна ещё и летняя разведка.

Солнце опять на закат, а мы вперёд!

Здесь тоже часто встречается серьёзная техника.

До пересечения с нефтепроводом (примерно на 80-м километре) зимник идёт по лесу — петляет, много подъёмов и спусков. После нефтепровода начинается тундра поймы Таза — зимник здесь широченный и прямой. Несмотря на отсутствие в последние дни метелей и осадков зимник рыхлый и приходится немного поработать рулём объезжая перемёты и кочки. Уже затемно прибываем в Красноселькуп.

Изначально мы планировали на следующий день съездить до паровозов, арендовав снегоход с водителем. Нашли даже провожатого, но не сошлись с ним в цене — ну и ладно, значит ребятам не так это интересно, а мне второй раз зимой не сильно хочется туда попасть. Вот летом бы, это другое дело…

Цены в местной гостинице нас шокируют, да и мест нет — поэтому решаем спать в машинах. Ночуем на берегу Таза.

День шестой. От заката до рассвета…

27 марта 2013 года, вторник, 9 утра. За бортом -26º, ясно, тихий ветер 1 м/с.

Сегодня в планах осмотреть достопримечательности Красноселькупа и вернуться в Уренгой, в окрестностях которого организовать банный день.

Красноселькуп — крепкое село. Цветные дома, множество скульптур, забавные здания школы и детских садов, выполненные наподобие поделок из детского конструктора, соседствуют со старыми бараками. Отдалённость села от цивилизации — основные транспортные пути по реке и воздуху, суровый климат требуют мер, чтобы людей поменьше тревожили депрессивные настроения. Собственно, все северные города ХМАО и ЯНАО выполнены в подобном цветовом решении.

Но нам повезло, сегодня солнечный весенний день. Многие местные здесь (как и в Игарке) ходят в солнцезащитных очках, защищаясь от низкого слепящего Солнца.

На ледовой переправе через Таз.

Школа из «конструктора».

Такой же детский сад.

Одна из центральных улиц.

Здание администрации. Скромно, не правда ли?

Аэропорт Мангазеи. Так и называется!

Местное велодвижение…

…и даже байк-клуб!

Экскурсия длилась недолго, село совсем небольшое. Евгений успел решить какие-то свои дела в архиве по поводу своей матери. Пообедав в местном кафе, решаем выдвигаться, предварительно заправившись на АЗС. Мы их здесь нашли аж три. Правда, одна оказалась ведомственная, откуда нас попросили удалиться.

Ведомственная АЗС. Заправки здесь все такие.

Возвращаемся той же дорогой в Уренгой.

Хороший участок зимника в пойме Таза.

Интересные кедры у них — карликовые.

Остатки сталинской стройки — столбы линии связи «Салехард — Игарка».

Брошенный «КрАЗ». В прошлом году он стоял по-другому.

Бетонка «Уренгой — Южно-Русское месторождение».

На въезде в Уренгой посещаем облюбованное кафе «Престиж». Попутно штудирую интернет. Есть информация, что к земле мчится ветер из солнечной корональной дыры CH562. На одном из интернет-ресурсов обнаруживаю занимательную картинку!

Занимательная картинка.

Всё предельно ясно! Банный день, по крайней мере, для меня, сегодня отменяется. Намечается небольшая магнитная буря, небо абсолютно ясное и, следовательно, полярное сияние БУДЕТ! Да какое!

Два крестика обозначают, что в ближайшие часы индекс геомагнитной возмущённости Kp подрастёт с 3 до 4-5. А это уже малая геомагнитная буря. О такой удаче — оказаться в это время здесь, на широте полярного круга, я только мечтал! Хотя ещё недели за две до поездки на одном из сайтов появился прогноз магнитной бури на этот день, но в него мне слабо верилось. А зря!

Кстати говоря, когда Kp подрастает до 5-6, то область полярных сияний расширяется на юг до широты Стрежевого, Санкт-Петербурга (61 градус), а при Kp 7 и больше — до широт Москвы и Новосибирска (55 градус). В октябре 2003 года в Москве, прямо в городе наблюдали очень хорошее полярное сияние (Kp достигало 9), но это большая редкость…

Ребята с Lexusа мою идею полюбоваться полярным сиянием и не спать всю ночь не разделяют и решают уехать в Губкинский, в мотель «Берлога», там как раз есть баня-сауна и ближе к дому.

Александр тоже поначалу был в раздумьях — то ли в Lexus пересесть, то ли остаться… Всё же решает остаться.

Итак, Солнце зашло ещё в 8 часов, сейчас 10, но ещё достаточно светло. Чтобы полярное сияние увидеть получше решаем уехать от Уренгоя как можно севернее — в направлении Тазовского, поближе к Полярному кругу.

Пока ехали около 50 километров в направлении Тазовского изрядно потемнело. И вот, вижу слева всполохи! Всё, небесное шоу началось!

Останавливаемся, прямо на обочине ставлю штатив, делаю первые фото, но засада — проходящие мимо машины, во-первых, засвечивают кадр, во-вторых, чуть ли не сдувают нас вместе с фотоаппаратом.

Первые кадры получились такими (время 23:12).

Чтобы уважаемые читатели, смогли проследить динамику Полярного сияния той ночи, в подписи к фотографиям я указал точное время фотосъёмки.

Страшно пропустить что-то интересное, но решаем ехать дальше, искать удобный свороток с дороги — чтоб ничего в кадре лишнего не было (ЛЭП, засветки от объектов) и машины часто не проезжали.

Наконец, находим удобное ответвление с дороги, останавливаемся. Удивительно, но здесь есть интернет от МТС, да ещё со скоростью HSDPA! Это хорошо, можно будет оперативно следить за прогнозом магнитной бури по интернету.

Разворачиваю фотоаппаратуру и начинаю снимать.

К этому времени на небе разгорелась дуга Полярного сияния во всё небо — с севера на юг. Остальное небо в это время светится бледным зелёным светом, то тут то там возникают неяркие всполохи и занавеси… Завораживающее и необычное зрелище!

Фотосъёмку Полярного сияния можно с большой натяжкой назвать «фотосъёмкой». Пока настраиваешься на один участок неба, сияние вспыхивает в противоположном месте. Это настоящая фотоохота!

Дуга, вид на севере. Видна Малая медведица и Полярная звезда (время 23:32).

Пробую снимать видео на телефон в ночном режиме съёмки. Несмотря на то, что снимаю очень яркий эпизод сияния, на видео можно только едва различить зелёные всполохи. Жаль! Кстати, в прошлом году даже Игорю, профессиональному видеооператору, ничего не удалось заснять…

Дуга, вид на юге (время 23:42).

Постепенно дуга разгорается всё сильнее… И тут прямо в зените, у нас над головой происходит кульминация Сияния — вспыхивает корона! Возникает множество зелёных и пурпурных занавесей, полос, лучей… Всё это ярко и динамично движется и пульсирует! Как будто распускается цветок розы в небе. От света короны становится светло, снег окрашивается зелёными и пурпурными тонами.

Не считая наших возгласов всё происходит в тишине. Но я бы добавил саундтрек — абсолютно к месту здесь бы прозвучала легендарная «Shine on you crazy diamond» от Pink Floyd! Ну и некоторые вещи от Jean Michel Jarre тоже…

Мы с Александром стоим заворожённые, задрав головы вверх и разинув рты. Из цензурных соображений не привожу те слова, которые мы в тот момент произносили, да какое там произносили — орали! Такого шоу мы никогда не видели и даже не мечтали увидеть! Александр, прожив 12 лет в Игарке, такого яркого Полярного сияния ни разу не видел!

Неожиданно вспоминаю, что совсем забыл про фотоаппарат! Наугад направляю фотоаппарат в небо и успеваю сделать несколько кадров.

Корона Полярного сияния… (время 23:43).

…на фоне Большой медведицы (время 23:43).

Яркая фаза короны длится буквально пару минут. Затем резко она угасает и опять остаётся дуга с севера на юг. То тут, то там возникают яркие всполохи и занавеси…

Фотография, к сожалению, не способна передать всего великолепия этого природного явления. Это надо увидеть вживую!

Озарилось небо занавесями… (время 3:45).

…и «зелёными» облаками (время 23:49).

Раскрасил небо невидимый художник (время 23:48).

Пробуем фотографироваться на фоне Полярного сияния. Получается кое-что… Как сложно выстоять 6 секунд выдержки абсолютно неподвижно, чтоб снимок не смазался!

Александр (время 23:57).

Автор сего опуса (время 23:57).

Наблюдатели Полярного сияния вместе! (время 00:00).

Уже позднее, дома, просматривая фотографии дома на компьютере, понял, какую серьёзную ошибку совершил, не сохраняя снимки в формате RAW. Возможности редактирования фотографий в формате JPEG практически равны нулю — при малейшем изменении яркости и контрастности вылезают очень заметные артефакты, портящие весь снимок. Поэтому фото практически без обработки. А может это и к лучшему — никакого фотошопа!

…Во время съёмки экспериментирую с режимами съёмки: чувствительность меняю от 400 до 800 ISO, выдержки от 10 до 25 секунд. Как и в прошлом году опять столкнулся с проблемой настройки резкости — бесконечность не в конце хода регулировочного кольца (как у советских фотоаппаратов, например), а где-то посередине. Автофокус в темноте, увы, не работает. Но, судя по полученным снимкам, борьба с резкостью вышла в основном в мою пользу!

Сияние угасает, но вскоре разгорается снова. К несчастью, после съёмки собственных персон на фоне сияния забыл перенастроить резкость на бесконечность. Часть снимков получились расплывчатыми, но вовремя опомнился!

Хоть с резкостью я здесь и промахнулся, но занавеси шикарные! (время 00:20).

Мой верный Nissan X-Trail (время 00:24).

Цветной сон (время 00:45).

Живописная ёлочка (время 00:46).

Дорожный пейзаж (время 00:46).

Небесные пляски цветных огней (время 00:47).

Постепенно сияние практически полностью угасает, но прогноз из интернета обещает, что скоро будет вторая волна. Но спать хочется ужасно! Да и замёрзли мы жутко за те два часа, что продолжалось сияние. Хотя на улице не так уж и холодно: -20º с ветром 4 м/с.

Решаем подремать, но будильник ставлю так, чтобы через каждые 15 минут он меня будил, чтоб проконтролировать небо и не пропустить вторую волну.

Сплю в полглаза. Наконец, примерно в половину четвёртого замечаю свечение на небе. Просыпаемся! Что-то есть на небе… ого! — а уже начинает светать, по горизонту заметна утренняя заря.

Видна засветка от какого-то объекта (время 03:38).

На вторую волну это непохоже, еле заметное свечение. От нечего делать пофотографирую пока Луну…

Луна и тени.

Неожиданно к нам подъезжает «Уазик-Патриот», из которого вылезает охранник с дубинкой («Главный патриот»). Говорит, что здесь охранная зона газопровода «Газпрома», остановка запрещена и нам следует отсюда удалиться. Что ж поделать, едем искать другое место.

Недалеко находим удобный сворот на какой-то зимник. Надеемся, что отсюда нас не прогонят.

Небо становится всё светлее, а сияния всё нет. Но наконец-то вот и оно! Фотографии получились необычные — Полярное сияние на фоне предрассветной зари.

Полярная радуга (время 04:54).

Луч (время 04:55).

Зигзаг удачи (время 04:56).

Сияние постепенно разгорается … (время 05:13).

Но рассвет уже близок (время 05:16).

Стало грустно и совсем светло... (время 05:17).

…ведь шоу заканчивается (время 05:19).

Финальное фото (время 05:26).

Всё, уже почти ничего не видно. Ложимся спать. Выспимся и поедем домой.

P.S.: А вторая мощная волна магнитной бури была всё-таки, но была она в 8 утра, когда было уже совсем светло. И в следующую ночь ещё была мощная волна, но мы были уже дома.

День седьмой. Домой!

28 марта 2013 года, среда, 11 часов утра. За бортом -10º, ясно, слабый ветер 3 м/с.

Проснулись уже ближе к обеду, дорога сегодня предстоит дальняя.

Эта же местность, но днём.

Здесь какой-то зимник.

Возвращаемся в Уренгой, быстро обедаем в кафе «Престиж» и скорее ДОМОЙ! Впереди более 900 км пути.

Буду краток — добрались без приключений и в два часа ночи были уже в Стрежевом. Город нас встретил загадочным зимним туманом.

Ребята на Lexusе вернулись домой в тот же день, но пораньше нас (они ведь спали ночью, как нормальные люди!), примерно в 6 вечера.

На следующий день Александр улетел самолётом в Москву.

Итоги

Итак, второе путешествие в Заполярье завершено. Впечатлений гора, даже не ожидал! Тундра, тундра… А столько всего интересного вокруг! Не Заполярье, а настоящее Зазеркалье…

Итак! Во-первых, хотелось бы пожелать славному городу Игарке, чтобы драматичный и сложный для города постсоветский период закончился и город, наконец, обрёл второе дыхание! Сила России в Арктике!

Во-вторых, всем настоятельно рекомендую, при возможности, посетить «Музей вечной мерзлоты» в Игарке. Уникальный объект! Хотя… как говорится «Будете у нас на Колыме…» (с), ведь жизнь зачастую так непредсказуема.

В-третьих. Второе наблюдение Полярного сияния дало мне много знаний о природе этого явления и, самое главное, я теперь знаю, как его прогнозировать. А это значит, что настоящая фотоохота за Полярным сиянием только началась! Закончится наше короткое северное лето с его белыми ночами и начну пофотоохотиться в окрестностях моего города, у нас оно тоже бывает довольно часто.

И, наконец, в-четвёртых. Полученная в ходе поездки информация, надеюсь, поможет мне всё-таки осуществить ещё одну мечту — добраться до паровозов летом. Пока что планы рвануть туда в этом августе-сентябре. Но это только планы, которые ещё нужно воплотить в жизнь.

И ещё. Я никоим образом не претендую на истину в последней инстанции и абсолютную достоверность в моих измышлениях на историческую тему, моём понимании роли Сталина в истории России… Это всё моё личное мнение, моё ИМХО.

Всем спасибо за внимание! До скорых встреч!

Alex_626

07.07.2013 г.

Красивая природа на северАх!

Сообщений: 11915
Да не столько уж много было и репрессированных... "Твердая рука" в те годы была просто необходима, которой ох как не хватает сейчас... А путешествие интересное!

супер молодцы фотки отличные

Описание съёмки полярного сияния захватывает. Сопереживал автору.

Надеюсь урок с jpeg/raw усвоен крепко :)

Замечательный рассказ и путешествие, экспедиционерам спасибо за отчёт молодцы!!! Удачи на дорогах и вечной молодости!!!
Но если ты, как Путин, — весы, То всё будет нормально, не ссы!

Сообщений: 1990
...ЛЁХУС...:
Не столько - это сколько в цифрах? И сколько должно быть, чтобы было "много" репрессированных? Последствия до сих пор проявляются..

классно

Тарко-Сале
Почему в Тарко-Сале не заехали?
Губкинский слишком молод и узко направлен чтобы чем-то хвастаться, а вот Тарко-Сале мало мальской историей обладает!
За рассказ спасибо!

Северное сияние...это так красиво и романтично :)

Интересное повествование...
Прочитал и фото посмотрел с удовольствием!))

Северное сияние на фото красивое...но походу везде разное....
...в "Мурманске и окрестностях" оно совершенно другое.
Спасибо за рассказ!))

cfyznsk:
Описание съёмки полярного сияния захватывает. Сопереживал автору.Надеюсь урок с jpeg/raw усвоен крепко :)
Абсолютно крепко :))
Konstantin89:
Почему в Тарко-Сале не заехали?
За рассказ спасибо!
Мы в попутные города вообще не заезжали. Как-нибудь в следующий раз))
Artoba:
Интересное повествование...Прочитал и фото посмотрел с удовольствием!))Северное сияние на фото красивое...но походу везде разное.......в "Мурманске и окрестностях" оно совершенно другое.Спасибо за рассказ!))
...ЛЁХУС...:
Действительно, сколько это "не столько уж много "?
Достаточно посмотреть на карту лагерей ГУЛАГа, чтоб понять что это было государство в государстве. И это не считая ссыльных...
Opel Corsa D 2012

Уже давно подняты из архивов, сопоставлены и установлены цифры "жертв" так называемых "репрессий". Осуждено по 58-й статье - 1 600 000 чел. Реабилитировано с 1938 по 2000-е - 800 000. Это с учётом того, что с конца 80-х реабилитировали практически всех подряд. Да, невинно осужденный и сгинувший народ жалко. Но те жертвы оказались ненапрасными.
Если бы не рассуждения автора о тех непростых временах, то путешествие было бы мегазачётное.
Мой отзыв: Ford C-MAX 2008

ХОХЛЫ СИЛА БЕШЕННЫЕ пзц ррржал мин 20 зачетный юморной момент ниче не скажешь
P.S пять лет назад тоже было на одометре 155 555 и тоже сфотал,аналогично вашего хитрилы 133 333

Очень интересно, и фотографии отличные.

Выигрывать газетный конкурс на контрасте с отдыхающими в Египте, а потом на выигранные деньги ехать в Египет - это гениально!!! =)))

Alex_626:
Абсолютно крепко :))Мы в попутные города вообще не заезжали. Как-нибудь в следующий раз))Мурманск далеко за Полярным кругом находится, поэтому там (при прочих равных показателях магнитной бури) поярче сияет.
На Ямале возможности заехать на гражданском авто так далеко на север (например, до широты Харасавея) нет - дорог нет, зимники непролазныеДействительно, сколько это "не столько уж много "?
при чем карта-то?
Нету

Северное Сияние - красота!!! Надеюсь когда-нибудь удастся посмотреть самому такое в живую

Я оперирую другими данными:
Всего, по оценкам Генеральной Прокуратуры РФ и комиссии по реабилитации, в СССР и РСФСР «жертвами политических репрессий стали около 32 миллионов человек, в том числе 13 миллионов — в период Гражданский войны», о чём заявил председатель Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ Александр Яковлев.
Boris-Kozyrev:
Выигрыват ь газетный конкурс на контрасте с отдыхающими в Египте, а потом на выигранные деньги ехать в Египет - это гениально!!! =)))
Действительно, интересный момент!)))
На самом деле эту поездку в Египет планировали ещё за год, но просто подфартило с победой.
Всем спасибо за отклики!
Opel Corsa D 2012

Север несравним ни с чем! Действительно классная поездка! О масштабах репрессий можно бесконечно спорить, сколько бы не было загублено невинных - мало или много - преступлению нет оправдания... Но впечатляет другое: жел. дорога до Игарки, а в перспективе и дальше на восток, чтобы соединить северные морские порты - вот это по-настоящему стратегия развития страны,севера. Это вам не в какую-нибудь олимпиаду сочинскую или чемпионат по футболу бюджеты вх**кивать, тут действительно хозяйский подход был.
Ницшеброд

Жуковский
Подскажите, пожалуйста, точное расстояние от Коротчаево до Игарки.

Alex 626, вы можете, конечно, оперировать любыми данными, но историческая достоверность - это одно, а идеологические штампы, оперирование которыми, в том числе, привело к развалу Великой Державы, за сохранение которой самым демократическим образом высказалось 57% дееспособного населения, - это несколько другое. И упомянутый Вами Яковлев с этими притянутыми отовсюду за уши 32-ми миллионами - один из активных участников второго лагеря. Исторически достоверны именно 1 600 000 осуждённых по 58-й и 800 000 реабилитированных. Всё остальное - те или иные идеологические выверты.

Железногорск - КМА
Спасибо за интересный рассказ !

Tyumen
Первый раз читал отчёт поездки на север с северным сиянием, ФОТО ЗАЧЁТНЫЕ!!! МОЛОДЦЫ!!!!
VAZ-21011,-099, Honda Accord 6, 7, CR-V III, Mazda 6 II
Мои отзывы: Mazda Mazda6 2011, Honda Accord 2003

Горловка
Объект 503, очень понравился. Ну а Северное Сияние одна из мечт, за которой мы охотимся.
Отличный отзыв. Песец-красотуль)))

Освежающая бодрящая поездка, это вам не на пляжах пузо греть!)) молодцы!

Наши граждане так привыкли, что СССР является синонимом сверхдержавы, что в своих суждениях совсем не задумываются о том, что сверхдержавой СССР стал только к пятидесятым годам прошлого века, а до этого с момента революции до середины тидцатых был на уровне между странами третьего мира и развивающимися, с 30-х по 50-е уровень развивающейся страны.
Ну а что касается вот этого:
Alex_626:
то чего не хватило Османской империи для НТ прогресса?

Кирилл Цивинюк:
Alex 626, вы можете, конечно, оперировать любыми данными, но историческая достоверность - это одно... Исторически достоверны именно 1 600 000 осуждённых по 58-й и 800 000 реабилитированных. Всё остальное - те или иные идеологические выверты.
Исторически достоверно то, что осуждёнными по 58-й статье деяния Сталина далеко не ограничены. К его преступлениям относятся:
- "раскулаченные" семьи (а если говорите прямо, то по сути ограбленные коммунистами), которые составляли порядка 16% населения страны (нынешнее недоразвитое фермерство);
- депортированные народы, цифрами сами поинтересуйтесь;
- высылка так называемых "деклассированных" элементов на берега Оби, Васюгана, Енисея и т.д. и т.п.;
- жертвы Гражданской войны, которую развязали коммунисты.
и много ещё чего.
Ну а Северное Сияние одна из мечт, за которой мы охотимся.Отличный отзыв. Песец-красотуль)))
Невозможное возможно))) надо только немножко изучить теорию возникновения ПС

...ЛЁХУС...:
Если бы вашего отца, к примеру, за статью 59 "измена родине" за то, что в плену немецком был и чуть там в газовой камере не умер на 10, + 5 по рогам в Джезказган на добычу меди без права переписки, возврата домой и на вечное поселение, где-нибудь в Казахстане после «архипелага». Я думаю, Вы бы тоже не против были, ведь Стране это необходимо. Или жену за то, что BBC слушала на воркутинскую пересылку к уркам малолетним, а потом на добычу леса на четвертак, ну что тоже нормально ведь стране нужно!
P.S. Прошу прощение слегка негативно получилось, но уж очень вы легко и просто высказались за 20 миллионов человек (миллионы разрушенных судеб) которые свою единственную жизнь свою молодость отдали стране! Спросите себя, готовы бы вы были пожертвовать своим здоровьем, что бы в унижение и на грани смерти принести «пользу» стране на строительстве Беломорканала и умереть, там вмерзнув в дорогу врагом народа? Готовы?

Класс.

* 58 опечатался

Алексей, молодец, хороший рассказ!!!
Мне он понравился поболее твоего первого.
Mark-II 94г 1G-FE-был
Mark-II 01г Regalia-есть
Touareg GP 2007-есть

А дальше до Норильска и дудинки тоже есть зимник?

Саянск
...ЛЁХУС...:
Да не столько уж много было и репрессированных...
Как понять "не столько уж много"? А сколько их было?

Когда умирает один - это горе, когда умирает тысяча - это статистика
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005

Саянск
Северное сияние это красота! Вот бы вживую посмотреть. Автору мегазачет!!!
Subaru Legacy BP5 EJ203 2005

Север
Отличная поездка, познавательный рассказ, сам на север дальше Губкинского не ездил на машине хоть посмотреть на фото.
Дорога при переходе из ХМАО и ЯНАО имеет небольшой участок (5-7 км) с волнообразным асфальтом где не разгонишься более 70 км, но сам асфальт нормальный просела дорога на болотах, а дальше все нормально. По сравнению с дорогами которые имеют быть место в центральной России на Тюменском севере хорошие дороги.
А летчиков на дороге Сургут - Ноябрьск постоянно "бреет" работающая машинка, снимает скорость в движении, но как правило там едут не более 150-170 км/ч, в отличии от МКАДных гонщиков не так уж и много, учитывая свободную дорогу на севере и в отличие от нее постоянно загруженный МКАД.

Самотлор
Красавец...Леша ты как всегда в ударе, фотки классные....
Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь!! (Ф. Раневская)

да ну???
как насчет того, что в 19 в Российскую империю абсолютно справедливо называли "Жандармом Европы?" А первая мировая была развернута в т.ч. для того, чтобы с этим жандармом покончить...

Вот он. советский подход... вбухать колоссальные средства в стройку и в оконцове бросить... достоверно подсчитано, если бы в 50-е годы дорогу поддерживали в работоспособном состоянии, хотя бы то, что построили, в начале 60-х сэкономили бы 6-7 трлн руб при освоении нефтегазовых месторождений Севера и Ямала...
Вель сейчас заново эту же ж/д дорогу строим...
Рено Дастер 2л АКП

Славянск-на-Кубани
Интересный и необычный отчет. Прочитал и особенно посмотрел фотографии. Никогда не видел северное сияние. Согласен полностью с мнением автора по поводу Сталина. Не буду спорить с Кириллом Цивинюком по 1600000 осужденных по 58 статье, а также реабилитированных 800000. Но большинство реабилитировано было в 1990-2000-ых годах и зачастую посмертно. К 1600000 добавить нужно добавить осужденных за "колоски" деток(именно колоски-граммы зерна), миллионы жертв искусственного голода на Кубани и Украине, поголовные расстрелы в тюрьмах на Западной Украине в 1941 году, и т.д.. На днях отмечалась годовщина подрыва плотины Днепрогэса НКВД-никами в 1941 году. В результате затопления погибли около 120 тысяч человек, в том числе и раненные солдаты РККА в военном госпитале. Цинизм этой акции в том, что подрывали , чтобы немцам не досталось, а 120000 погибших советских людей- неизбежные издержки. А более 20000 убитых польских пленных солдат и офицеров в Катыни. Это преступление чем было продиктовано ? Перед тем как оправдывать Сталина, поставьте себя на место погибших, выселенных. Такое количество жертв, поломанных судеб невозможно объяснить никакой необходимостью, это только маниакальная жестокость.

11 лет в этих местах прожил, настальгические воспоминания.

AntonIV:
Сколько было заключенных невинно осужденных?
Хрущев все секретные данные подкорректировал под себя, поэтому имя Сталина до сих пор очернено.
А то что заключенные работали, а не чефирили как сейчас, так это было только на пользу стране.
И если на тебя донес сосед или коллега, то это проблема зависти и классовой борьбы того времени.
Кто-то же должен был строить и воевать, а готов ты или нет не главное..
Мой отзыв: Subaru Outback 2004

Интересная поездка. понравилось. и фото сияния красивые.
уточнить детали бы еще:
3. какова ситуация с пропусками на зимники? - в разных отчетах часто встречается, что бывают проблемы.

Реутов
Интересное путешествие,автору удачи на " охоте " за сияниями,есть ли шанс на пузотерке до Игарки добраться?
Субару Форестер 2,5L CVT 2014

Колчедан:
Сколько было заключенных невинно осужденных?
Кто-то же должен был строить и воевать, а готов ты или нет не главное..
Режим, при котором фабриковались дела и сажали по доносам (без доказательной базы) и отправляли в ГУЛАГ бойцов за то, что они попадали в плен, тут дело не классовой борьбы. )))
Мне смешно и грустно читать, слышать стереотипные, где-то услышанные «ПРО сталинские» мнения! Такое мнение зачастую говорит о низком уровне образования и слегка стадном «совковым» настроем некоторых групп граждан.( Откуда вы вообще берете свои данные??? Какие источники??? Хрущев подкорректировал….ХАХАХА, а воспоминания бывших ЗК???? Шаламов? Солженицын? Панин? Копелев? Они всё выдумали??? А «самиздат» «кукурузник» тоже редактировал?
P.S. Я не поклонник Путина или Николая 2, Я уверен, что в СССР было очень много хорошего! Я стараюсь быть объективен и всегда пытаюсь спроецировать на себя! Говорю честно: если бы меня поставили перед выбором СССР ядерная держава, Первая в спорте, Летим в космос, Бесплатная медицина и лучшее в мире образование! и невинно осужденные люди не умирают на строительстве БАМа за письма, в которых они ругают Сталина лишь потому, что не хватало бесплатной рабочей силы! Я бы выбрал второе! Мне по..ер какие мы были в космосе, а вот тот факт что я плыву по каналу на котором умерли 200 тысяч человек из-ни 90 % не в чем не виноватые вот это страшно!!! И только слабаки могут хотеть жить в такое время, за то медицина бесплатная! Заработай!

Алексей_Сар:
Вот бы вживую посмотреть. Автору мегазачет!!!
Валерий 55:
Интересное путешествие,автору удачи на " охоте " за сияниями
Спасибо, друзья!
zaraza86:
Красавец...Леш а ты как всегда в ударе, фотки классные....
Draft-Str:
Алексей, молодец, хороший рассказ!!!Мне он понравился поболее твоего первого.
Спасибо, Дима и Равиль!
Валерий 55:
нет, проезд только для служебного транспорта

Туапсе
счастливчики, такую красоту увидели.
Мой отзыв: Kia Rio 2013

mumus:
Интересная поездка. понравилось. и фото сияния красивые.уточнить детали бы еще:
1. авто у вас стандартные вроде, бензиновые - что-то дополнительно делали для поездки?2. на фото со стоянкой у авто капоты открытые - для чего? и ночевали с включенными движками, так понимаю?
1. Авто стандартные. По сути ничего не делали дополнительно. У меня переделан на зиму впуск для забора тёплого воздуха от коллектора для предупреждения замерзания сапуна. Ну и запас топлива и питания на несколько дней имелся.
2. Зачем на Лексусе капот открыли - не знаю))) А у меня открыт потому как хотел сначала газовую печку на двигатель поставить, чтоб газ не замёрз, но передумал. Пожароопасно.
Ночевали, разумеется, со включенными двигателями.

Primorye
Спасибо, очень интересный и познавательный отчет. Фото сияния просто супер!
опыт позволяет нам ошибаться, гораздо увереннее...
по морю на сурфе

Умей понять других.
Я говорю про невинно осужденных!!!
Их было гораздо меньше чем вы думаете. Если за колосья зерна или курицу полагалось отработать в лагере 10 лет, то *******было воровать.
А Солженицын вообще активно сотрудничал с властью, стучав на сокамерников, сподвижников, получая взамен удобную камеру, доп паек.
Историю надо знать не только по учебникам, но и по рассекреченным материалам.

"Красное море" - теперь точно подождет!!!

Los Kemeros
AntonIV:
Зато сейчас пачками наркоманы ходят, торгуют чуть ли не на кассе в магазинах. Сколько уже умерло от наркоты за 20 лет? Сколько повесилось людей от хорошей жизни, сколько спилось? Я думаю жертв нынешнего режима уже больше.
?????? ??? ??? ??????? ????
Мой отзыв: Лада 2107 1999

Los Kemeros
P.S: Рассказ офигенский!!!
?????? ??? ??? ??????? ????

Славянск-на-Кубани
Умей понять других.
Я говорю про невинно осужденных!!!
Историю надо знать не только по учебникам, но и по рассекреченным материалам.
Детство и юность прошли в селе поэтому знаю, что после уборки комбайнами или косилками всегда остаются колоски или их части на стерне, поэтому на поле загоняли и думаю сейчас загоняют гусей и уток, чтобы они отъелись , иначе это остатки зерна (отходы) просто сгниют. Так вот за эти колоски сажали. Это ненормально и эти люди тоже невинно осужденные.
А Солженицын для меня тоже не является моральным авторитетом.

каменск-уральский
Лангепас... Покачи... Ноябрск... Рассказ навеял воспоминания. Спасибо за повествование. К сожалению жизнь не позволяет совершить что-то подобное. Пока... Удачи автору!

AntonIV:
Забавно... Откуда у сторонников "демократического" пути столько уверенности в своём интеллектуальном превосходстве? Уж не из "трудов" ли Поппера, Фукуямы и Тойнби вы её черпаете? Хотя.., вы, наверное, и не слышали об этих и других апологетах и глашатаев западного взгляда на этот мир :-) История, хоть и подвержена идеологии, но не в такой степени, как это принято считать на Западе. В традиционном обществе история - наука довольно точная.

Кирилл Цивинюк:
Наверно вам приятно думать, что сгноили полстраны в лагерях, но не вас, не ваших дедов. Возможно вы потомки нквдшников или блатных. Ну надо, ребята, делом доказывать, что вы за сталина. Давайте добровольцами, достраивать дорогу. Условия приближенные создадим. А еще лучше закон принять, как сказал, что все правильно ИВ делал, сразу докажи делом лет на 8, не меньше. Как вам такой вариант? По-моему справедливо.

Алексей, спасибо за отчет и за внимание к важной для страны теме.

Legas138:
Наверно вам приятно думать, что сгноили полстраны в лагерях
Полстраны - это чуть менее СТА МИЛЛИОНОВ человек на тот момент ( http://ru.wikipedia.org/wiki/%...). Вы в своём уме на счёт "сгноили в лагерях"?

У меня был примечательный "спор" с представителем общества "Мемориал" в Красноярском крае. Тот на голубом глазу, захлёбываясь собственной слюной, утверждал, что в Норильлаге "сгинуло" 5 000 000 "(Пять миллионов) человек. Даже если представить, что все эти люди действительно сгинули (хотя, как минимум, один из них, великий русский историк и этнограф Лев Николаевич Гумилёв выжил и лично брал Берлин в 1945), то как они туда попали??? Физически перевезти на баржах по Енисею за 20 лет можно было от силы 300 000 тысяч. Более того, вы можете представить себе в Заполярье поселение с населением хотя бы 500 000??? В одноэтажных бараках с минимальной системой жизнеобеспечения? Так что, уважаемые, ваши "доводы", как минимум, бредовые.

удивили, поразили

да ну???
а Англия в 18-19-м веке была владычицой морей, Испания в 16-м была великой страной открывателей, Первый Рейх в своё время тож не слабо позажигал, а про Римскую и Греческие империи навреное упоминать не стоит - до сих пор их наследиями пользуемся. А ещё раньше Египет был мощной региональной страной. И что это меняет? Сегодня эти страны если не на задворках исторического процесса, то очень близко. Так что то чем была РИ в 19-м веке не изменяет того факта, что на начало 20-го она прогнила насквозь и без радикальных изменений рисковала сгинуть в Истории.

Komsomolsk - na - Amure
Красиво

Спасибо автору за рассказ. Сам отработал в тех краях энное количество лет геофизиком на бурении нефтяных скважин. Наверно только русский народ может работать в этих условиях .
А "уважаемые" защитники коммунистического режима хотел бы спросить у вас: - ваши деды отсидели сроки по доносу от ленивого завистливого соседа, на ваших отцах испытывали ядерные бомбы? Вы видели как бульдозер (магаданские земли) поднимает отвалом десятки вмороженных в землю тел? Ради какого будущего это все? Моя семья прошла через все это.
А то что мы имеем теперь это прямое наследие: грамотных, умных, имеющих свое мнение сгноили, расстреляли, либо они уехали. Кто остался??????. Так теперь и живем.

Красивые северные красоты на фото,молодцы.

Кирилл Цивинюк:
я о точных цифрах не говорю. их никто так и не сосчитал, но ясно, что с начала 30-х до начала 50-х это 10-ки миллионов человек. а если террор гражданской войны добавить, голодомор в Украине и на Волге и пр, то ориентировочная цифра как раз около 100млн по разным оценкам. НО! даже если бы ИВ положил вместо шпал на игарскую дорогу всего только 10 человек, ему все равно место было бы на расстрельной скамье, а не на лаврах истории. какое право он имеет на эти жизни? а если обратиться к истории, то именно те страны (скандинавия и др), которые выше всего ценят человеческую жизнь и личность, приблизились ближе всего к социализму и равноправному обществу, основанному на взаимоуважении людей друг к другу. а среди тех, кого в социализм загоняли винтовкой, осталась только Северная Корея и Куба (ненадолго). комментарии излишни.

Legas138:
Алексей, спасибо за отчет и за внимание к важной для страны теме.
Это вы ребята докажите свою неприязнь к Сталину и не пользуйтесь индустрией, созданной заключенными во время его правления, а именно Транссибирской магистралью, Иркутской ГЭС, ТЭЦ, БАМом.
И останитесь вы в китайский кроссовках и с китайским фонариком.

Legas138:
Голодомор на Украине и на Волге в какой период был?
Совершенно случайно в этот же период в США был голод, безработица, во всей Европе и даже в Азии.
Везде рука Сталина дотянулась?
На цифры лучше ******латься вам. Все что приписывают Сталину надо делить на 2.

Автор извиняй, сам проехал в командировке по БАМу и видел все брошенные деревни и лагеря.
Есть над чем задуматься.

Nachtwandler:
Россия на начало 20 в была передовой державой. Несмотря на провал в Р-Я войне и революцию 1905г, темпы роста пром производства - не чета нынешним! Столыпинская аграрная реформа дала мощный импульс к развитию сельского хозяйства и освоению Сибири и ДВ. За период правления Николая 2 рост численности населения в Российской империи составил около 50 млн чел! Так что не надо тут сказок про "насквозь прогнивший строй".
Рено Дастер 2л АКП

там всё иначе .молодцы

Автору статьи желаю потщательней изучить историю и не покупаться на бред дибилов типо солженицына ! этого чела продвинули потому как ляпнул что в "Сталинских" репрессиях погибло 60 млн человек ... Ага) ну) если бы вася цукерман ляпнул что там 100 млн погибло вы бы его доводы приводили) Время неспокойное было, много было реальных врагов, но много и подстав Ежовых и его приспешников! В тех репрессиях погибло столько же скольо от белого террора! Бабушка у меня жила в Новосибисркой области поселок Лебедевка Искитимского района... ДАЖЕ НЕ СЛЫШАЛА НИЧЕГО ОБ ЭТОМ! Из 18 человек в офисе один сказал что в 34 деда увели, а за что не знает! Так что полегче! Это вам не первый канал где можно кал людям на уши вешать! Тут только вякни быстро научат!

Завулон:
Вы видать точно не экономист) темпы роста ниочем не говорят! а вот 185 млн Российская Империя была отсталой аграрной страной, голод с сотнями тысяч жертв раз в 5-7 лет...
В усмерть сгнившая вся государственная система! Колчак в сибири имея численное превосходство, гениральский корпус, 650 млн р золотом, умудрился проиграть большевикам! Белые крошили население пачками! Я уже молчу про интервенов и оплату за эту интервенцию территориями!

РИ была действительно в 1913 году на пике развития (по ВВП) , НО этот пик был уже приодолен при коммунистах в голодном 1926 году!

Космическая ракета? Использованы немецкие разработки...
Да, но всё развивалось, росло, строилось и функциклировало. Сейчас же всему 3,14 дец, Россия скоро станет колонией Китая и США, однозначно. Нужен диктатор, ох как нужен...

Вот я о чем

Космическая ракета? Использованы немецкие разработки...
Атомная бомба в США откуда? От немецких инженеров бежавших от Советского возмездия.
А по поводу кражи ... Сталин вызвал к себе Курчатова и спросил- что тебе нужно для создания ядерного оружия? Далее работала Советская разведка по поиску нужных чертежей и документов и она их предоставила.
Архитектура и тяжелая промышленность всегда была и будет продиктована Европой, а не лидером какой-то державы.

Кирилл Цивинюк:
Брехня все эти ваши цифры.За кого н-р предлагаете считать советских немцев депортированных с их родины и затем всё взрослое население с 15 до 55 лет призванные через военкоматы в так называемую труд.армию, а не самом деле советские конц.лагеря.Из этой так называемой труд.армии не вернулось несколько сот тысяч одних немцев,а вы тут сказки про миллион 8оо рассказываете.
Ну и раз вам так хочется твёрдой руки,то желаю вам что бы вы оказались с внутренней стороны колючки.

Красиво! Отважные ребята!

Северо-Запад
Не могу понять, что так притягивает в Крайнем Севере. Уже несколько лет там не был, но глядя на фото, хочется вскочить и ехать туда.

Н Новгород-Киев
Патриотично.

Завулон:
ага. В если в гондурасе завтра поставить фабрику по производству плстиковых пакетов, то рост промышленности тоже будет покруче китайского (если в процентах считать).

Alex_626:
А ещё Полуторка - это форд А. Но что это меняет? Не лицензия производит машины, а заводы. Вот эти заводы и были созданы. А то что конструкторская школы ещё не было... ну так она эе позже была так же создана, и уже следующие эмки, победы, яки, молотовы и пр. было спроектированно в СССР
Атомная бомба? Украли у США.
А ни чего, что когда в США проектировали атомную бомбу, СССР, как впрочем и вся Европа занимались несколько иными делами, которые полностью отвлекали от создания атомной бомбы? А когда с этими иными делами было покончено - реально надо было жить под угрозой атомного удара, только ради того, что б создать бомбу с нуля? Кстати, в создании мирного атома, СССР намного опередил США - первая атомная электростанция была заложена при Сталине в мае 1950г, но об этом обычно забывают.
Космическая ракета? Использованы немецкие разработки...
Да-да, разработки фон Брауна. Прямо как в анекдоте: эти немцы сами ни чего не понимают в своих разработках. Иначе как объяснить тот факт, что используя разработки немецкого конструктора, СССР стал летать в космос намного раньше, США, где этот конструктор занимался космической программой?
Прада это легко объясняется, если забыть про пропогандическую ****ю и вспомнить, что в 30-х в СССР активно велись эксперименты с реактивными двигателями, и как один из результатов: реактивные снаряды Катюш не на святом духе летали, и повторить их немцы не смогли до конца войны, даже не смотря на гений фон Брауна.

Alex_626:
Вы удивитесь, но Солженицина я не читал. По поводу изучения истории. Я лично знаю участников событий 40-50-х годов.По поводу "технического прогресса" при Сталине. Про ЛИ-2 читали? Изготавливался по американской лицензии. То же самое можно сказать про автомобили, архитектуру, тяжёлую промышленность...Атомная бомба? Украли у США. Космическая ракета? Использованы немецкие разработки...
Да какая к черту разница!? Результат: Индустриализация отсталой аграрной страны, Победа в ВОВ, первые в космосе, колосальное развитие территорий, социальное государство в котором комбаньер мог стать депутатом! Лучшее образование, бесплатная и хорошая медецина, мощьная армия! И ЕЩЕ ТАКАЯ МЕЛКАЯ ШТУКА КАК: 8 ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ,5 ДНЕВНАЯ НЕДЕЛЯ, ОТПУСКА, ПЕНСИИ... ДА-ДА ВОТ ЭТО ЗАСЛУГА ИМЕННО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА!!! Это мировой капитал нагнулся в страхе от бунта своих рабочих!
Не Сталин вы бы сейчас в рикше какого-нибуть гауляйтера катили в бардель к своим матерям дочерям и женам!
АВТОР Я ПРОСТО ТРЕБУЮ ОТ ВАС ЧТОБЫ ВЫ УБРАЛИ СТРОЧКУ: не осталось семей которых не коснулись репрессии!!!

Кирилл Цивинюк:
Соловки -был город милионник?
НУ ТУТ ВООБЩЕ НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ НИКАКОЙ КРИТИКИ - БРЕД ЧИСТОЙ ВОДЫ!

Сообщений: 1949
отважные! :))) а вообще молодцы, рассказ очень понравился!!!

Mark Grossman:
отважные! :))) а вообще молодцы, рассказ очень понравился!!!
Генацвали:
Красиво! Отважные ребята!
maks22:
там всё иначе .молодцы
andreika1403:
Красивые северные красоты на фото,молодцы.
Спасибо, друзья!
denisthx13:
Вы вот представляете 32 млн где их содержали? это были мегаполисы? это вся экономика СССР работала только на то чтобы прокормить зэков?Соловки -был город милионник?НУ ТУТ ВООБЩЕ НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ НИКАКОЙ КРИТИКИ - БРЕД ЧИСТОЙ ВОДЫ!
Вы заблуждаетесь - деяния Сталина, равно как и всей хунты, делавшей "революцию", не ограничивались только ГУЛАГом - это и коллективизация, раскулачивание, массовые депортации народов и все пагубные последствия с этим связанные.
поддерживаю

denisthx13:
Нет, неверно. Автор абсолютно прав - эта строка абсолютная правда!

Nachtwandler:
У немцев был "Небельвефер" - весьма мощное аналогичное оружие. Просто их конструкторы пошли по другому пути при рещении той-же проблемы.

Кирилл Цивинюк:
Там конвеер смерти был, как в Освенциме. Взамен умерших везли новых.

raven1:
Там конвеер смерти был, как в Освенциме. Взамен умерших везли новых.
Подтвердить есть чем?

raven1, Alex 626
Вот у вас у обоих 8 дедов (4 деда 4 бабки) Что то вы личный пример не приводите... Обычно такие как вы очень сильно оплакивают своих родственников ... СКОЛЬКО У ВАС ИЗ 16 НА ДВОИХ РОДСТВЕННИКОВ ПОГИБЛО А ЛАГЕРЯХ? , А СКОЛЬКО ИЗ НИХ ОТСИДЕЛО?

32 миллиона это еще как минимум милионов 5 обепечения безопастности , еще минимум 20 -30 человек обеспечивали продовольствие...
На данный момент времени в за уралом проживает 15 милионов человек ...
РЕБЯТ ВАМ ПСИХИАТОР НУЖЕН ПОМОЕМУ! СКОЛЬКО ПОЕЗДОВ НУЖНО ЧТОБЫ ПЕРЕВЕЗТИ ПО ЭТАПУ 5 000 000 ЧЕЛОВЕК, И ЗАЧЕМ ИХ ВООБЩЕ ВЕЗТИ...???

а то что касается переселения народов так это правильно на 100% Почитайте историю чечни, это в свободном доступе на википедии есть ... ВАМ ПОНРАВИТСЯ!!!!))))
Басмачи они и в африке басмачи! -ВРАГИ НАРОДА! и еще вышвыривали тех гнилых крестьян что саботаж устраивали и массово на Украине сжигали урожай - что привело к большому голоду! Я КОГДА ПИСАЛ ЧТО НЕСПОКОЙНОЕ ВРЕМЯ ТАК ВОТ ЭТО КАК РАЗ ЗА ЭТИМИ СЛОВАМИ КРОЕТСЯ!

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ МЕМОРИАЛА ПАМЯТИ 725 000 ЧЕЛОВЕК ... ПОВТОРЮ ОФИЦАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ!

raven1, Alex 626
Умерло от голода несколько детей в бабушкиной семье (при голодоморе на Украине). Семья другой бабушки, спасаясь от раскулачивания, сбежала в Москву бросив всё из Вологодской деревни, в их доме потом сельсовет был. Семья деда по матери - тут отдельный разговор. Усадьбу их сожгли, землю отобрали, создав колхоз, но при этом они люди были весьма ушлые - добились многого, начав с 0 при совке. Конкретно деда моего хотели расстрелять по графе "происхождение" - он в то время училище им. Фрунзе заканчивал, на военного штурмана учился. Вовремя сбежал за двое суток до ареста (знакомый предупредил),- на ДВ и стал работать геодезистом по экспедициям. Короче, время сталинизма он провел там, куда ссылают, только по другую сторону колючки и за весьма неплохие деньги. Даже с бабушкой познакомились они в глухом Туркменском посёлке, заброшенные за тысячи км от родных мест.
При этом, дед по отцу наоборот, сделал головокружительную карьеру в результате "построения коммунизма".
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

P.S. моя двоюродная бабушка - сестра деда по материнской линии, всю жизнь прожила по поддельному паспорту. Дошло до того, что после её смерти я не знал что на памятнике писать - знаю что паспорт "левый", а правду никто уже не знает...

raven1:
Тонька-пулемет чица тоже по поддельным докам жила.
В то время дату рождения и фамилии записывали со слов.

Колчедан:
Тонька-пулемет чица тоже по поддельным докам жила.
В то время дату рождения и фамилии записывали со слов.

Не было бы Ленина-Сталина, не пришлось бы ничего подделывать.
Тяжело "вашему брату" пришлось в то время, сейчас зато раздолье!

Я прям под столом!))))
А где трупы то?))))
У меня тоже раскулачивали и коров уводили у бабы Ефимии иии что? Молочком парным немцев бы поили?))))
От фишистов бы ныли еще хлеще! Да и вообще! ))))

Где ваши 32 миллиона то?))))

Сестру бабы Фимы сватали здесь насильно ... она сбегала со своим возлюбленным мужичком, ее муж нашел волоком тащил за волосы ооочень длительное расстояние... Правда напрасно она потом все равно с любовником в Новониколаевск сбежала... ВОТ ВАМ СУДЬБА И НРАВЫ И ВСЕ ВМЕСТЕ!)

Очень красиво.

Очень интересный отчет! Спасибо!
Полемика о прошлом...да,... Беда не в том что, строили, а в том, что бросили... сейчас бы комфортно катили бы в поезде до Игарки и дальше... А все похе.....
А сейчас зимники и ведомственные дороги еще и проехать по ним надо разрешение...везде СБ и шлагбаумы...Вот Бы помечтать- Прохоров М.Д. взял бы и построил для людей дорогу через Новозаполярный до Норильска круглогодичную дорогу для всех людей России....
Жил в селе -колхоз краснознаменный, председатель Камалов А.К. стал героем Социалистического труда, гл.агромом кавалером ордена Ленина.... а сейчас с этого современного мясо-молочного комплекса, не осталось не только бетона...даже навоза... изчез маслозавод....
С автором с удововольствием бы совершил путешествие по Тазу до паровозов...
Изучайте современное время.

У меня бабка тоже репрессированая. Много чего рассказывала. А врагом народа она стала в 6-ть лет, т.к. отца в гулаге сгноили, как член семьи. Гулаг был и умерло в нём намного больше чем по документам, это я точно знаю. Сталин свои убийства не документировал.
З Ы В с. Каргаске ТО пару лет назад берег размыло, множество трупов по реке поплыло. Неучтённые.

Вл
отчет интересный, фотографии супер.
то, что на неподготовленных авто прошли - вообще шикарно.

но ложку дегтя вносит во все это провокации (реальные факты?) автора про СССР и последовавший за этим срач.

для этого можно создать отдельную тему и там уже искать сторонников.

по моему скромному мнению это было лишним и ненужным.
есть люди, которые ищут смерти - они сигналят на светофорах, лезут в драку из-за царапины на бампере

Вл
а отчет действительно хороший.
если не брать во внимание вышеописанное.

Ёбург
В моих корнях, в корнях жены полно репрессированных. И за поддержку Кирова (питерцы) и за зажиточное хозяйство ( смоленщина). Мать умерла в 1995, а в прошлом году - её сестра, блокадница, 1936 года. И вот на поминках узнаю, что мать всю войну прожила в Литве, под оккупацией, не в силах выбраться в тыл. Я же знал, что она была эвакуирована на Урал. Это как же надо постараться, чтобы даже дети не знали правды... Настолько все боялись. Вот и писал в анкетах: судимых родственников нет, в оккупации не были... Ненавижу коммуняк!

Кемеровская обл. Тисуль
Прочел вторично! Это действительно серьезное путешествие, познавательное и не занудное повествование и конечно ПОСТУПОК ! Удачи!

станислав
Салехард
ОТЛИЧНЫЙ РАССКАЗ!!!Сам на днях проехал Киров-Пермь-Екат-Тюмень-Тоболь ск-Сургут-Н.Уренгой-Ноябрьск-Н адым -зиникСалехард,и того вышло 3500тыс.км.Ушло 2,5 суток.Ехал 10.01.2015 после 4-х дней метели на мазде6 2008г.в.

ЯМАЛ
А я живу в этом краю...

Legas138
Кирилл Цивинюк:Полстраны - это чуть менее СТА МИЛЛИОНОВ человек на тот момент ( http://ru.wikipedia.org/wiki/%... %D1%D1%D0). Вы в своём уме на счёт "сгноили в лагерях"?я о точных цифрах не...
Прогресс и индустриализация во многих странах мира строились на рабском труде или за счет заключенных (так дешевле достичь поставленной цели),но цена за ЭТО СЛИШКОМ ВЫСОКА,а так как,страна у нас большая ,то и жертв намного больше.Мои предки тоже попали под репрессии были высланы в Сибирь.Моему отцу в начале 50-х нечего было кушать,а их в семье было четверо (его мама-Ветеран ВОВ,имела кучу медалей!!!!!!!)Голод был не только на Украине и на Волге!!!!! Историю не переделаешь и время не повернешь и не нам судить,как оно лучше было бы.Нам просто нужно помнить историю и наших предков и помнить какой ценой нам досталось то,что мы имеем!!!!И беречь то, что есть!
P.S. А путешествие отличное и написано на 5+.Сам был на северах и видел сияние- до сих пор под впечатлением!Спасибо автору -снова пережил красивые воспоминания!