|
Машину раскачивало и потряхивало, я медленно катился по тундре, но вдруг пришло осознание того, что на самом деле я лежу, с головой укутавшись в спальный мешок, и никуда не еду, но машина норовит подпрыгнуть. С трудом открыв глаза и пытаясь вернуться к реальности, я выглянул в окно и ничего не увидел, все было бело-серое, как будто окна закрыли простыней, а ветер остервенело терзал машину. Вернувшееся после сна сознание сказало: «Поздравляю, болваны, то, что вы вчера приняли за пургу, был просто ветерок, а вот теперь вас накрыла настоящая пурга, топливо на исходе, и как минимум в ближайший день вы никуда не едете! И что вам мешало вчера пройти эти несчастные 20 км до нормального зимника?»
Но это будет позже, а пока мы веселой гурьбой толкаемся на площадке у Новосибирского цирка — традиционном месте старта экспедиций. Провожающие, сочувствующие, переживающие, одним словом, теплые проводы.
В этом году у нас задумка такая: пройти маршрутом Новосибирск — Каргасок — Нижневартовск — Уренгой — Тазовский, ну а дальше полная неизвестность в северном направлении на Антипаюту и Гыду. Простившись с товарищами, на полном позитиве двигаем в сторону Томска. Эти ощущения трудно передать словами, когда ты только что решал какие-то вопросы, отвечал на звонки, суетился, потом садишься в машину, хлопаешь дверцей, и голова вместе с салоном наполняются тишиной. Вся суета остается за бортом, и жизнь наполняется другим смыслом, другими заботами, и даже сердце начинает биться в другом ритме.
Еду, наслаждаюсь этими новыми ощущениями, щурясь на солнышке, которое в наших краях греет уже по-весеннему. Только успел подумать, что нынче выехали пораньше и на ночевку встанем на зимнике, как вдруг машина Алексея глохнет на ходу и категорически отказывается заводиться. Консилиум приходит к мнению, что сдох бензонасос. Ну и что, у нас есть запасной! Меняем — не заводится. Мистика! Попинали по колесу — не помогло. Думаем… Тут Алексея осенило: «Я же по осени утопил машину в броде вместе с этим бензонасосом, и он, похоже, просто тупо забит льдом!» В недрах Мишиной машины находится еще один полумертвый насос. Устанавливаем, и о чудо… Так что поменять одну мертвую деталь на другую мертвую мы можем, для нас это раз плюнуть!
Четыре часа потеряно, и мы встаем на ночевку на прошлогодней поляне. Потолкались на улице, тяпнули по писярику за то, что мы, наконец, вырвались за город, и легли спать. Благо приемы зимней ночевки у нас отработаны и они у каждого свои. Я прогреваю хорошенько салон, раздеваюсь до нижнего белья и залажу в 2 спальника, легкий летний и пуховый, дальше глушу машину и спокойно засыпаю. Главное уснуть в тепле, накидываешь на голову капюшон спальника и до утра спишь вполне комфортно, главное заставить себя утром вылезти из спальника и завести выстывшую машину.
На следующий день без всяких происшествий доезжаем до Каргаска, заправляемся газом и уходим на зимник.
Разве силовой бампер не функционален?
Зимник для нас уже родной, едем не торопясь, наслаждаясь таежными пейзажами, останавливаясь периодически на попить чайку и в таком расслабленном темпе доезжаем до Нижневартовска, порядка 250 км зимника и 100 км бетонки. Вечером встреча со Славой — моим кумом и штурманом, размещение личного состава на ночевку. Утром доукомплектовываем машину дополнительным 80-литровым баком на крышу, 2 лодочными баками по 60 л, перераспределяем по машинам канистры и прочий шмурдяк и выдвигаемся в сторону Уренгоя.
Штурман руководит укладкой груза.
Полустационарный дополнительный бак, испытания прошел на 5 баллов!!!
Места знакомые, дорога хорошая, настроение приподнятое, пейзажи все больше становятся северными, бескрайние болота с чахлой растительностью и нефтяной инфраструктурой радуют мой глаз бывшего нефтяника.
Милые сердцу бывшего нефтяника пейзажи.
Немного разбавляют эйфорию появившиеся проблемы с дополнительной помпой отопителя — она тупо начала умирать, при том что поменяна была неделю назад, а так же начались проблемы с напряжением в бортовой сети, которое не поднималось выше 11,5 В. С такими двоякими чувствами мы встали на ночевку перед Ноябрьском.
С утра подлечили технику и посетили знаменитого комара.
Не дай бог такая тварь ужалит.
Дальше с новой помпой, хорошим напряжением и в приподнятом настроении мы добрались до Уренгоя, где нас приютил коллега нашего знакомого, который сам на тот момент был в отъезде. Приняв теплый душ и расслабившись в тепле, мы решили не дожидаться, пока нам оформят пропуска в погранзону, которые мы заказали за месяц и выяснили, что до сих пор наши документы даже не рассматривали. Решили ехать на свой страх и риск. На следующий день распрощавшись с гостеприимным хозяином (Николай Николаевич, огромное Вам спасибо за приют!), мы поехали заливать топливом все свои емкости и, когда уже заправились, нас настиг звонок погранцов, которые сказали, что необходимо оперативно донести какой-то список. Мы тут же подняли по тревоге нашего товарища из Лабытнанги, который в прошлом году стойко вынес наш набег, а нынче по нашей просьбе суетился с нашими пропусками в погрануправлении в Салехарде. Саша смог не только очень оперативно донести документы, но и, практически взяв штурмом погрануправление, забрать наши пропуска. Саша, ты крут! Логистика решилась просто. Рейс на Новый Уренгой улетел, следующий через 3 дня, завтра будет рейс на Надым. Вариантов у нас не много. И вот мы, как последние олени, с 200 л бензина на крыше выезжаем в Надым за пропусками, а это 320 км в один конец. Можно было, конечно, послать 1 машину, предварительно сняв с ее крыши запас топлива, но мы решили не разделяться, для бешеной собаки — не крюк!
За Уренгоем уже начинает ощущаться дыхание севера, пейзажи начинают становиться еще более северными, и вот, наконец, перед нашими глазами тундра, радуемся, как малые дети…
Еще одна ночевка на свежем воздухе, за бортом около -30, на улице сильно не разгуляешься — всем спать!
Вот под таким знаком в приполярном леске мы и заночевали.
С утра одна машина метнулась в аэропорт, забрали пропуска и обратно в Уренгой — нас север заждался. Прокатавшись два дня вдоль полярного круга, мы наконец-то его пересекаем, Ура!!! Мы в Арктике! На дворе 23 февраля, мы стоим на очередной ночевке где-то между Уренгоем и Тазовским, наливаем праздничный писярик, и чтобы нас окончательно добить, включают северное сияние, наконец-то, дождались!!!
На следующий день все на эмоциональном подъеме. Наконец сегодня мы свалим из цивилизации, от которой мы пытаемся убежать уже 5 дней, а она нас все не отпускает. Ближе к обеду въезжаем в Тазовский, последний оплот цивилизации перед броском в тундру.
Ценник в Тазовском понравился.
Пополняем запасы продовольствия и опять обзываем себя оленями. Газовая заправка, на которую мы рассчитывали, в Тазовском сломана, т.е. газа нет, а это -90 л топлива, при этом от Уренгоя мы перли на газе, вместо того, чтобы переключиться на бензин. Решаем ехать в сторону точки невозврата, и, не доезжая до нее, поворачивать назад. В конце концов, наша цель не столько Гыда, сколько поболтаться по тундре.
И, собственно, с этого момента начинается то, ради чего мы ехали в такую даль!
Итак, изначальный план был таков: выезжаем на ведомственный газпромовский зимник, предварительно объезжая КПП, к слову хочу заметить, очень интересная северная тема, с которой мы уже встречались в прошлом году — ЧОП охраняет въезд на рудник, который лежит через мост, на мост нас не пустили, а под мостом — пожалуйста, мы там не охраняем. Здесь ситуация такая же, пропуска для въезда на зимник нам не дали, сказали, мол, объезжайте пост по тундре, так делают все местные…
Далее с ведомственного зимника уходим на обслуживаемый зимник на Находку, ну и далее еле заметный, переметенный свороток на Антипаюту, а дальше как бог даст, докуда топлива хватит. В идеале хотели доехать до Гыды, но очень скоро поняли, что туда мы не попадем. Теперь обо всем по порядку.
Прохватив порядка 100 км по отличному зимнику, мы было уже подумали, что нас ждет прогулка, примерно, как в прошлом году, вокруг нас бескрайняя тундра, окрашенная в газпромовские цвета — миллион оттенков белого и голубого и ничего лишнего! Я думал, что после гор меня трудно чем-либо удивить, но аскетизм тундры просто взрывает мозг, это непередаваемое чувство, когда хочется залезть на крышу машины и крикнуть: «Я свободееен!!!», но это чувство свободы очень обманчиво.
Где-то там остались огни городов…
А где-то там Северный Ледовитый океан.
Вот трек, который нам любезно предоставила команда Ёлкина, прошедшая здесь 2 неделями раньше, уходит с ровного зимника в тундру, и даже не сразу удается понять, что перед нами та самая «дорога», а точнее заметенная КАМАЗовская колея.
После последней пурги мы первые на этой колее.
Остановились, стравили колеса и, пройдя буквально километр, сели все, причем сели на значительном удалении друг от друга. Я попытался объехать забитую снегом низинку, вроде и снега немного, даже трава торчит, но вдруг машина проваливается в снег, начинаем копать, а это не трава, а макушки кустарника, под которыми хороший слой пухляка. Тундра нам сказала: «Ребята, хоть вы и сибиряки, но вы ни фига не умеете ездить по снегу». Начали учиться.
Сядем все, или первые шаги по тундре.
Потратили немало времени на то, чтобы поставить все машины в колею, используя при этом весь имеющийся у нас арсенал джиперского вооружения, в дело пошли и хай джек, и сэнд траки, и лебедки и динамические стропы, и удлинители, благо, нам компания T Plus любезно предоставила на растерзание такелажные наборы, которые нас выручали не раз.
Они выдержали все наши издевательства.
Оказавшись в колее, мы начали осознавать, что халява кончилась, впереди нас ждет серьезная дорога, требующая максимум внимания и усилий. Пройдя по колее порядка 20 км, мы встали на ночевку. За бортом все те же, уже ставшие привычными, -30, все устали, и в награду за наши труды нам опять включили северное сияние, на этот раз полыхало гораздо ярче и во все небо.
Сутра подъем, привычные процедуры, кипяточек, кофеечек, доширак, все собрали, увязали — поехали!
Пробуждение отморозков в тундре.
Было мнение, что на лыжах быстрее…
Утренняя тундра дарит совершенно другие оттенки белого и голубого, и, соответственно, другое настроение. Продолжаем учиться ездить по тундре. Поначалу мы все препятствия старались проскочить ходом, в итоге мне как замыкающему доставалась хорошо перепаханная колея, и я в ней постоянно подсаживался. Плюс ко всему у меня разулось колесо, набило снега между диском и резиной, и оно у меня постояно травило, пытались его оттаять горелкой, но пока в одном месте тает, в другом намерзает. В общем, устали с ним тренироваться, поставили запаску, а колесо кинули в салон на оттайку и просушку.
Запаска была немолодая АТ-шка, на морозе дубела, я боялся ее сильно травить и постоянно закапывался правым передним колесом буквально на ровном месте. В итоге 10 минут едем, 15 минут откапываемся, выдергиваемся. Мой штурман Слава уже был готов меня разорвать, по крайней мере, в его взгляде читалась неподдельная жажда крови, когда я в очередной раз проваливался в колее, но он мужественно держал себя в руках, брал лопату и молча выходил на мороз и ветер.
Показания бортового компьютера.
По замерзшим наледям ездить опасно.
Боевое знамя на льду Тазовской губы.
Мороз и шакл — день чудесный. Последствия.
Начались проблемы с приводом сцепления. Незадолго до поездки мне пролечили хроническое Патриотовское заболевание — перегрев тормозной жидкости в магистрали, которая проложена рядом с катализатором, теперь она у меня переуложена и изолирована. При температуре -30 с ветром тормозуха быстро густела, и педаль продавливалась с трудом, в результате, подозреваю, что в рабочем цилиндре повыдавливало манжеты и жидкость начала уходить. Приходилось постоянно ее доливать и задубевшей педалью очень трудно управлять сцеплением, в результате все попытки топтать колею проваливались. В общем, в этот день мы знатно потренировались, расход топлива при этом составлял 40, а порой и 50 л/100км (с учетом прогревов и т.д.).
Во время очередной остановки на попить чайку к нам подъехали ненцы, кстати, хочу сделать реверанс в сторону местного населения: замечаю уже давно — чем дальше от больших городов, тем чище и честнее люди. Если ты стоишь в тундре, то к тебе подъедут и спросят, не нужна ли помощь, оставляют свои телефоны со словами: «Будут проблемы — звони, всякое случиться может». Если обращаешься с вопросом или просьбой, бросают свои дела и занимаются твоим вопросом. Все проезжающие мимо машут тебе рукой, все очень доброжелательны и участливы. Это касается как коренного населения, так и этнических русских и т.д. Я думаю, что если бы там люди жили так, как мы в больших городах, они уже давно вымерли бы, как мамонты. Ради такого общения уже стоит ехать на север…
Немного отвлекся, подъезжают к нам 2 ненца на 2 снегоходах, третий сидит в санях. Постояли поговорили, очень колоритные ребята, я удивился, как они ориентируются в тундре, для нас просто белое безмолвие, а у них свои ориентиры, запросто ответили какое расстояние до населенных пунктов от этой точки, безошибочно указав направление (данные с навигатором совпали), предупредили нас, что надвигается пурга (правда, с прогнозом ошиблись на сутки), рассказали, что в Антипаюте можно купить бензин по цене 15 000 руб. за бочку. Рассказали еще много всякого интересного, включая страшилки, что вон там в прошлом году замерзли 20 человек в КАМАЗе, только один смог добраться до стойбища, его потом в чуме отогревали… Стоял рассматривал их одежду — вся в национальных орнаментах, очень функциональная, один ненец снял капюшон, а у него голова упревшая, пар валит, и это он в санях ехал, малица вроде очень просторная, по идее задувать должно, но даже намека на это не видно, на ногах чуни из меха нерпы. В национальных одеждах ненцы ходят как в тундре, так и в поселках. Посмотрели на нашу одежду и говорят: «Русская одежда плохая, замерзните нафиг в тундре, надо в ненецкой одежде ходить…». Но нам в теплой одежде ехать трудно — упреешь к едрёной Фене.
В лучах заката тундра преображается.
Остановка на вечернюю фотосессию.
Информация про пургу заставила нас поторопиться, в принципе мы уже вкатились, средняя скорость увеличилась, ошибки стали совершать реже, наступила темнота, в свете фар ехать стало легче, рельеф лучше виден.
И вот на горизонте появились огни Антипаюты! Как же мы им были рады, въезжаем в поселок, Алексей по рации говорит: «Ребята, моей раздатке писец…» Чувства двоякие, раздатку, конечно, очень жалко, но ведь вокруг нас светятся огни, и даже есть дома в 3 этажа, а это значит, есть люди и будет помощь! Машина у Алексея способна передвигаться, но раздатка издает страшные звуки и не включается прямая передача. Мы проскочили спящий поселок, толком его не разглядев, выскочили на зимник, идущий на Гыду и встали на ночевку. Все устали, как собаки, сегодняшний день был, пожалуй, самым тяжелым за все путешествие. За 14 часов пути нами было преодолено 130 км тундры, и после этих километров к нам пришло понимание, как же надо ехать по тундре, и мы начали ехать, а не копать, хотя копать, конечно, приходилось, но это уже совсем другие кубометры. Ночью опять смотрели северное сияние, но этот просмотр был уже каким-то повседневным, обыденным, не все даже из машин выходили, кто вышел до ветру, тот и посмотрел.
Мамка не пускает, пока не поем …
Наутро было принято решение искать в Антипаюте теплый бокс и заниматься ремонтом, а все остальное по ситуации. Пока собирались, к нам подъехали ненцы на снегоходах, мы у них спросили про бокс, и они нас отправили в пожарку. Вернулись в поселок, попетляли по нему в поисках пожарки. Что могу сказать про поселок: Антипаюта была заложена в 30-х годах как рыбачий поселок, и остается таковой по сей день. В поселок заезжали с реки, первое, что резануло глаз — это то, что все лодки на берегу стоят с моторами, и причем с хорошими моторами. Ну, вот такой я дикий человек, ни разу не доводилось видеть зимующую лодку с пристегнутой Ямахой, на большой земле мотор снимают и прячут сразу как лодка оказалась на берегу. Каких-либо стройных улиц нет, все как-то петляет, огибает какие-то кучи металлолома, торчат какие-то трубы, какие-то полуразваленые балки, оббитые рубероидом, какие-то сарайки, торчащие из снега. При этом есть новые 3-этажные дома с детскими площадками, есть несколько строящихся домов, и там даже ведутся какие-то работы, все переплетено трубами, эстакадами и проводами. Удивили деревянные тротуары, на высоте 1,5 м, как мне сказали местные жители, поселок по весне затапливает, от дома к дому перемещаются либо по этим самым тротуарам, либо на лодках, которые привязывают прямо к крыльцу, в общем, у нас тоже есть Венеция, только гондольеры лютые. Поселок уютным назвать нельзя, но он вполне живой и обжитый, местные жители такие же приветливые и отзывчивые.
Нашли пожарку, нас без лишних проволочек, но после звонка начальству, пустили в бокс. Осмотр подбитой машины показал, что открутилась гайка хвостовика заднего кардана, вал сместился, зажал кардан и, в общем, ему стало плохо. Володя все закрутил, как оно должно было быть, звуки ушли, но прямая передача не включается. В принципе, прямая передача в тех местах вещь лишняя и ненужная, поэтому попытки ее включить оставили до выхода из тундры.
Пока Володя ремонтировал в тепле раздатку, мы тоже без дела не стояли, отколотили снизу весь лед, а им было забито все: на мосту наросли сталагмиты и при артикуляции долбили по поддону, на тормозных шлангах висело по полведра льда, между траверсой и карданом все забито льдом, при этом машина при движении издавала страшные звуки, я уже грешил на ШРУСы, на раздатку, на оторванные амортизаторы и т.д., а надо было просто с молотком нырнуть под машину.
Пока мы занимались профилактическими работами, к нам подошел местный парень лет двадцати пяти, попросил свозить его до магазина, я согласился. Он, сев в машину, сказал: «Я первый раз в машине езжу, все на снегоходе и на лодке, я даже ни разу из Антипаюты не выезжал. Хотел в армию сходить, мир посмотреть — не взяли, батя помер, а я единственный кормилец, сказали — иди, семью корми». Жаль, на камеру этот рассказ заснять не получилось, интересный сюжет получился бы.
Ну вот, ремонт закончен, все дела переделаны, по нашим подсчетам топлива на обратную дорогу хватает, про Гыду уже разговор не идет, к такому расходу топлива мы были не готовы. Пожарные нам дали уточненный прогноз погоды — к вечеру должна начаться пурга. Время час дня, прыгаем по коням и в обратный путь, дорога обещала быть легче, колесо мое вылечено, теперь машина едет по снегу гораздо лучше, чем на запаске.
Мы это сделали, теперь в обратный путь!
Наша средняя скорость увеличивается почти в 2 раза, едем практически не подсаживаясь, штурмана расслабились, поснимали куртки, делаем редкие остановки на фотосессии. Ветер начинает усиливаться, а температура так и держится в районе -30. Ветер дует с моей стороны, и я это ощущаю всем телом, левая нога просто коченеет, а правой — тепло. Я всегда считал свою машину герметичной, но тут показалось, что она просто дырявая, к слову, мне потом ребята рассказали, что крузаки в тундре продуваются точно так же. Едем, стараемся не терять темп, поскольку уже чувствуется, что скоро начнется…
И вот мы видим, как на нас надвигается белая стена, времени около 16 часов, въезжаем в эту стену, оказывается, что не так страшно, дорогу рассмотреть можно, скорость, конечно, сильно упала, но мы продолжаем движение.
Ветер бешеный, при этом теплее не становится, любая остановка на 2-3 минуты, и агрегаты застывают, машина трогается с явным усилием, сцепление все так же продавливается с трудом, и так же с трудом педаль возвращается в исходное положение. Начинаем подсаживаться, хотя гораздо реже, чем накануне, и при этом у штурманов в глазах читается отчаяние, тем не менее они мужественно берут лопаты и выходят на улицу, копают, гремят шаклами, одним словом, делают свою тяжелую героическую работу. А ветер все усиливается, но начинает темнеть, и в свете фар мы едем, высекая фарами рельеф. Проходим место своей ночевки, до человечьего зимника остается километров 20, мы понимаем, что при нашем темпе — это час, ну или полтора езды, пурга нам ехать мешает несильно, так что с утра добежим до нормального зимника, и мы практически дома! Еду готовим в машинах, тосты произносим по рации, ходим друг к другу в гости на чай… И с чистой совестью ложимся спать.
Машину раскачивало и потряхивало, я медленно катился по тундре, но вдруг пришло осознание, что на самом деле я лежу, с головой укутавшись в спальный мешок, и никуда не еду, но машина норовит подпрыгнуть. Открыв глаза и пытаясь вернуться к реальности, я выглянул в окно и ничего не увидел, все было бело-серое, как будто окна закрыли простыней, а ветер остервенело терзал машину. Вернувшееся после сна сознание сказало: «Поздравляю, болваны, то, что вы вчера приняли за пургу, был просто ветерок, а вот теперь вас накрыла настоящая пурга, топливо на исходе, и как минимум в ближайший день вы никуда не едете! И что вам помешало пройти эти несчастные 20 километров?»
Оделся, попытался выйти на улицу и понял, что надо не только очень крепко держать дверь, но еще и не менее крепко держаться за поручень, иначе тебя дверью просто выкинет из машины. Видимости никакой, ветер такой, что на нем можно лежать, на улице потеплело до -10, но ветер дул, как у Высоцкого «…с костей срывая мясо и радуя прохладою скелет». Опущу подробности, как при этом справлялась нужда, поверьте, это аттракцион для сильных духом. Подсчеты остатков топлива показали, что топлива осталось только чтобы ехать, на стоять и молотить топлива нет. Поэтому решаем пытаться ехать, но буквально через 20-30 м пути мы просто потеряли колею. Деваться некуда, встаем пурговать. Сидели со Славой и составляли план дел на день:
План утвержден, день наполняется смыслом… Вскипятили чайку, сварили пельменей в заглушенной машине, перекусили и залезли в спальники, будем пытаться ехать ночью, с фарами хоть что-то можно увидеть. Лежа в спальнике в холодной машине, я вдруг понял, что тундра учит никуда не торопиться, что не ты временем управляешь, а оно тобой, и время тебе не подвластно. Ты можешь напланировать, что угодно, тебя могут поджимать любые сроки, ты можешь спешить, куда угодно, но ты поедешь только тогда, когда позволит погода, только с той скоростью, с которой позволит дорога, только на то расстояние, на которое у тебя хватит топлива, и у тебя есть только один выход — подчиниться этим правилам и жить по ним, никуда не спеша и не пытаясь повернуть время вспять. Тут волей-неволей вспомнишь старика Энштейна, время действительно величина не постоянная и может течь с разной скоростью. Фразы «Время пролетело незаметно…», «Время тянулось долго…» обретают другой смысл. Вот и сейчас, лежа в спальнике в размышлениях о времени, время пролетело незаметно, наступил вечер. Собираемся выезжать, смотрим — вокруг нас крутится песец. Ты добычи не дождешься…
Песец не смог подкрасться незаметно.
Выезжаем. Едем очень аккуратно, на 1-й пониженной передаче, слышно, как под колесами скрипит снег, значит, он натаптывается — это хорошо. Так и крадемся на мягких лапках, без резких движений, внатяг, почти на холостом ходу. Как только чувствуешь, что машина начинает упираться — сразу выжим сцепления, машина чуть откатывается назад, ее внатяг толкаешь вперед и опять выжим сцепления, и так, пока не пройдешь мягкое место. Любое проворачивание колес чревато приземлением на мосты, поэтому едем крайне аккуратно, бережем штурманов, время и бензин, поскольку любое буксование, вытаскивание машин резко увеличивает расход топлива. В этот день (точнее ночь) мы ехали очень слажено, все четко усвоили приемы езды по снегу, четко соблюдали дистанцию, поскольку если задняя машина подсаживается, передней придется возвращаться задом, а это тоже не просто, тем более в пурге, поэтому штурман успевал крикнуть в рацию лаконичное «Стоп» до того как машина подсела.
Снимок сделан в движении, колея уже заметена.
К слову, когда сдаешь назад, впереди свою колею уже не видишь, поскольку она заметается мгновенно, кстати, через любую микроскопическую щель, через которую мог проникнуть воздух, воздух проникал со снегом, так у меня в ногах откуда-то вырастал сугроб. Когда я позже снял обшивку двери, оказалось, что через дренажные отверстия дверь наполовину набило снегом, воздушный поток со снегом был настолько мощный, что наши машины, устряпаные солью и песком на трассе, были буквально отпескоструены снегом и из тундры вышли чистые и блестящие.
Немного отвлекся… Если передняя машина с трудом била переметы, то, не дожидаясь пока машина сядет и разворотит всю колею, штурмана по команде выходили и копали перемет, причем со стороны это выглядело, как будто работает ротор. Подъезжаем к месту, где мы все уселись в первый раз, ожидаем это место с опаской — коварная низинка. Подъезжаем и видим, что наши места заняты двумя Уралами, один стоит на колее, другой свалился. Сугробы наметены высотой с кабину. Стоят пургуют вторые сутки. Надо было видеть их лица, когда из темноты, из пурги на них вышли три УАЗика.
Натоптали объезд, объехали их и увидели, что за Уралами стоит полузаметённая Киа Соренто. Ее пилот по имени Абу попросился ехать с нами. Развернули его и поехали.
Вот наконец-то долгожданный обслуживаемый зимник, который мы ждали, как манну небесную, как «… скоро город, там будут теплые квартиры, вкусная еда и красивые женщины…». Но, увы, то, что мы выехали на зимник, поняли только по навигатору, никакой торной дороги мы не увидели, да и откуда ей взяться, метет везде одинаково, зимники закрыты, и кроме нас по ним никто не ездит. Долго пытались свернуть на зимник и всякий раз сваливались с колеи, потом наконец разглядели две вешки и по кратчайшей траектории встали между ними. Ураа!!! Мы вышли на зимник!!! Только рано обрадовались, впереди нас ждут переметы, низинки, забитые снегом и т.д.
Правда, ехать стало действительно легче, дорога отвешкована и между вешками под снегом твердое основание, так что переметы можно бомбить ходом, хотя встречаются и те, которые приходится топтать и копать. Сорента периодически садится, причем порой, сев, просто примерзает к снегу и срывать ее приходилось двумя УАЗиками. Сорента, конечно, нас сильно тормозила, но не бросать же человека в пурге. Мы пробивались к базе дорожников, до которой по зимнику было километров сорок, а там уже какой никакой островок цивилизации.
И вот наконец долгожданные огни. Пошли к дорожникам поспрашивать про бензин, они, улыбнувшись, показали рукой на свою технику, да, действительно, откуда там взяться бензину… Оставив Абу в цивилизации, попробовали ехать, но тут же уперлись в сугроб высотой около метра. Попробовав пробить его в нескольких местах, решили, что на сегодня хватит. Спрятав машины от ветра за вагончиками дорожников, нагрели на горелке замороженной шурпы, покушали и залезли в спальники, пока из машины не выдуло последнее тепло.
Утром мы увидели все ту же белую пелену, но вокруг нас уже цивилизация с теплым сортиром, столовой и интернетом. Ну что же, предстоит коротать еще один день… Утром Абу пригласил нас всех в столовую на завтрак, в качестве благодарности за вчерашний аттракцион «выдери Соренту из сугроба». Полдня мы слонялись по базе, общаясь с ее гостеприимными обитателями, развлекали друг друга разговорами. На улице потеплело аж до -3. Пообедали в столовой, были просто шокированы ценами — полноценный обед из 3 блюд + чай стоит аж целых 90 руб.!
Здесь по телеку показывают почти голых женщин… без фуфаек…
Часикам ближе к трем дня пургу выключили, появилось солнышко, и мы, не дожидаясь пока выйдет техника на расчистку дороги, выдвинулись в путь. Вскоре дорожная техника нас догнала, протащили волокушу, ехать стало легче, но все равно дорога местами проваливалась и приходилось либо топтать, либо пробивать ходом.
Танец штурманов после волокуши!
Так или иначе часам к шести вечера мы вышли к Тазовскому! По большому счету на этом наше путешествие закончилось, теперь осталось решить проблему с раздаткой Алексея, и дальше — дорога домой.
Когда мы проезжали Уренгой, познакомились с ребятами из местного клуба «Тундра 4х4», они оставили нам свои телефоны, и теперь был тот случай, когда этими контактами пришлось воспользоваться. Созвонились, обрисовали проблему, сказали, какая требуется помощь. И выдвинулись в сторону Нового Уренгоя, до которого от Тазовского не много не мало 300 верст. Так Алексей и ехал со скоростью 40 км/ч на пониженной передаче с фирменным иж-техновским воем. Пока двигались к месту ремонта, ребята в Новом Уренгое подыскали теплое помещение и пообещали в случае необходимости найти б/у раздатку. Наш хороший знакомый Василий Петрович и его супруга Аня в Уренгое предложил нам приют, которым, правда, удалось воспользоваться только нашему экипажу, пока ребята ремонтировали раздатку. Одним словом, крайне приятно, когда на крайнем севере в тысячах километров от дома есть люди и знакомые и незнакомые, готовые приютить тебя обогреть, накормить и оказать помощь.
Далее Володя голыми руками и болгаркой отремонтировал раздатку, и была знакомая и унылая дорога в Нижневартовск, где была традиционная баня на даче у Славы, был зимник на Каргасок, который после тундры воспринимается как обычная проселочная дорога, хотя виды там, конечно, шикарные, была дорога до Новосибирска, а дорога к дому всегда короче.
Всего пройдено за 15 дней порядка 6000 км, из которых 1500 км зимников и снежного бездорожья. Техника все выдержала, обошлось без серьезных поломок, в основном мелкие проблемы были из-за того, что что-то открутилось, все проблемы были решены собственными силами, техника при этом оставалась на ходу. Особую благодарность хочу выразить «Первой внедорожной поликлинике» за безвозмездную и качественную подготовку наших машин, а досталось им по полной…
Сейчас, сидя в мягком кресле в теплой квартире, листая фотографии, я вдруг почувствовал, что мыслями я опять переместился туда, где время управляет людьми, где тебе все улыбаются и машут, потому что тебе рады просто так, где тебе всегда готовы прийти на помощь, где нет дешевых понтов и надуманных проблем, где все просто и понятно, где, несмотря на ледяной ветер, тепло на душе, где все НАСТОЯЩЕЕ!!!