|
Поездка эта началась со случайной покупки дешёвого билета на какой-то распродаже. За 8 месяцев, которые этот билет валялся на полке, он оброс новыми идеями и планами, и воедино сложилась некая «нитка» маршрута, граничащая с авантюрой… Несмотря на некоторое планирование, многие моменты поездки так и остались «серым пятном» даже на момент выезда, типа, там будет видно…
Ситуация на работе сложилась таким образом, что на поездку удалось выделить довольно много времени, и было ясно, что за такое долгое время многое забудется, поэтому каждый вечер я заставлял себя записывать хоть пару строк об увиденном за день. Так и получился этот дневник. Усаживайтесь поудобнее, укутывайтесь пледом, рассказ будет долгим…
Проведя выходные в постоянной перепаковке вещей, к вечеру воскресенья мы прибыли в аэропорт, где нас уже ждала... машина времени… Ну, а как ещё обозвать этот самый аппарат, который в воскресенье, в 16 часов вечера взлетел из аэропорта Мельбурна, а через 10 часов полёта оказался в самом центре Тихого океана, где часы показывали 6 утра этого же самого воскресения, расширив наши сутки до 42 часов?
День 1. За несколько километров дороги от аэропорта таксисты хотели какую-то немыслимую сумму, но в аэропорту обнаружилась остановка обычного автобуса, готового довезти нас до города за два-с-полтиной. За пять же долларов автобус обещался возить по острову весь день. Но возникла одна проблема. В кассовый аппарат автобуса нужно засовывать купюру под расчёт, а если кинуть больше, то сдачу он оставит себе… Вот тут и пригодился заранее зашитый за подкладку долларовый червонец...
Организм офигевает и недоумевает. Спать хочется, но в гостиницу ещё не пускают. Заботливый китайчик на регистрации вручил нам полотенце и коврик и пинком выгнал на пляж, взяв с нас кучу денег за две ночёвки… Это было самое дорогое жильё на всём нашем маршруте, но, как говаривал мой батя,
«Едешь на курорт — Где здесь ресторан?,
едешь с курорта — Где здесь кипяток?»
Ходить невозможно… спать хочется, сил нет. Возле пляжа нашли пальму покрасивше и завались под ней немного покемарить и отойти от долгого перелёта…
Пока спим, поделюсь первыми впечатлениями. Итак, Гонолулу, столица штата Гавайи, США...
Покимарив, заселились в гостиницу и побежали исследовать все окрестности. Обошли всё, что есть в округе.
На пляже есть платная парковка для серферных досок, чтоб не таскать их каждый раз с пляжа домой.
Дорогие отели, типа Хилтона и Шератона пускают на свои пляжи всех желающих, и обстановка там ну очень романтическая…
Догулялись до темноты.
Ну всё, в районе Waikiki больше делать нечего… Остров большой, и дальше уже нужна машина, но в уличных прокатах остались только крутые джипы за кучу денег. Утром надо ехать в аэропорт, там есть Avis, и как члену профсоюза они мне должны выдать нормальную машинку.
День 2. Каким-то чудом удалось проснуться в 7:30 утра и, поборов джетлаг, перестроиться-таки на новое время... На известном уже автобусе поехали в аэропорт за машиной. Avis выдал Ford Escape, который оказался юрким и вместительным. Первые два часа дороги ушли на освоение езды по неправильной стороне дороги. Тяжковато заглушать свои инстинкты, но народ ездит хорошо и с пониманием относится к лопухам, норовящим так и повернуть на встречную полосу после поворота налево...
За день объехали остров O'ahu по периметру, накрутив километров 200.
На северной стороне острова заехали погонять каких-то зелёных черепах, про которых рассказывают все буклеты, но ни одной черепахи так и не встретили. На небольшом пляже Laniakea Beach толпы народа, а черепахам просто нет места, чтобы вылезти и погреться на песке в одиночестве.
В Waimea Valley оказался небольшой тропический рай, по которому походили с полчасика.
Интересно, что при одном из многочисленных землетрясений на острове была разрушена птицеферма, и куры разбежались по всему острову, одичали, расплодились и расхаживают, никого не боясь, на каждом углу.
В Turtle Bay Resort окунулись и походили по застывшей лаве.
В Laie вдруг наткнулись на первый встреченный нами супермаркет, где набрали харчей на обед.
Еще несколько остановок на разных пляжах…
Уже под вечер прошли тропу Makapu‘u Point Lighthouse Trail до маяка.
Перед закатом остановились пощёлкаться на фоне вулкана Koko.
Вернувшись в Waikiki, с добрый час кружили по улочкам в надежде припарковать на ночь машину, но ночная жизнь в городе уже началась, и места для парковки обнаружить так и не удалось. Чудом нашли платную парковку возле зоопарка, заплатив $18… Уже совсем по темноте некоторые из нас ещё успели и искупаться.
День 3. Да, путешествие и сон несовместимы... Проснулись ни свет ни заря, собрали мешки, нашли где-то на улице нашу затерянную машину, долго разбирались с местной системой заправочных станций, сдали в аэропорту машину, загрузились в самолёт местной компании и улетели на соседний остров Big Island.
«Большой остров» представляет из себя систему вулканов, которые, собственно, и выдули его над поверхностью океана каких-то 800 тысяч лет назад. Несколько недель назад один из таких вулканов начал извергаться, в связи с чем все доступы в Национальный парк закрыли и из некоторых деревень идёт эвакуация населения.
Аэропорт городка Kona представляет из себя необычное зрелище и, чтобы выйти в город, надо пробираться через заросли…
Где-то в этих же зарослях обнаружился автобус, который отвёз нас к раздаче арендованных машин. Пока ехали, не покидала мысль о том, что из любого местного автобуса мог бы выйти великолепный кемперок.
Тётенька в Avis городка Kona выдала нам вот такого Шевроле Малибу. Причём о существовании такой модели я никогда даже не подозревал, и скажу наперёд, машина мне невероятно понравилась. Ну, прямо вот то, что надо. И комфорт, и тяга, и ощущения.
Тётенька эта советовала ехать в Hilo через южное побережье острова, поскольку на этой дороге «много ресторанов», посетовав, что по внутренней — только пустыня и нет жилья и магазинов… Эээ. Ну, мы, естественно, выбрали «нет жилья» и поехали через самый центр в городок Hilo, находящийся на противоположной стороне острова, о чём не пожалели.
Интересно, что, несмотря на небольшой размер острова, на западе дождей выпадает мало, а на восточной его части дожди поливают постоянно, что характерно для многих островов Океании.
По дороге мы свернули в сторону и забрались на гору Mauna Kea. С этим именем связана пара фактов из разряда «самый-самый». Из времён сопливой молодости, в памяти где-то сохранилась информация, что на Гавайях находится самый большой телескоп в мире... Вот как раз на этой горе и находится эта обсерватория. Естественно, с тех пор лидерство в размерах телескопов перешло в другие обсерватории (кажется, лидирует сейчас Чили), но это не помешало приливу щенячьего восторга.
А второй факт вообще чудесный — это самая высокая гора в мире… Да, если учитывать и ту часть, что находится под водой, то Mauna Kea окажется значительно выше Эвереста. Чудеса…
Уже к вечеру добрались до городка Hilo, нашли свою гостиницу, что-то поклевали и поехали разведать местность в направлении зарева от извергающейся лавы. Все дороги оказались перекрытыми, район оцеплен военными. При попытке просто остановиться на безлюдной дороге и сделать фотку нас мгновенно вычислил полицейский и пинком выпроводил на дорогу. Зарево от лавы наводит то ли ужас, то ли восторг.
Поскольку изначально в наши цели входило познакомиться поближе с вулканом и это была одна из причин посещения этого острова, то расскажу поподробнее о ситуации с ним.
Итак, вулкан Kilauea долгое время привлекал огромные толпы туристов своим кратером и выходящим из него паром. Вокруг вулкана с 70-х годов был организован Национальный парк,
… по кромке кратера проходила дорога, по которой можно было проехать на машине, остановиться, почесать пузо, любуясь дымящимся кратером, и даже плюнуть в его жерло, почувствовав себя пупом земли... На этом был основан почти весь туризм на этом острове, с вовлечением в это дело большинства мелких бизнесов.
Всего за 7 дней до нашего приезда, на острове прошло довольно сильное землетрясение (на самом деле трясёт тут каждые 15 минут). В результате этого землетрясения произошли некоторые изменения в структуре вулкана, и он стал сбрасывать лаву, накопившуюся в его кратере, но выходить она стала не через кратер, а совсем в другом месте, за много километров от него, в районе посёлка Pahoa, и стекать в океан в районе деревень Opihakao и Pohoiki. В самом кратере уровень лавы ушёл далеко вниз, края вулкана стали обваливаться внутрь кратера, и никто не знает, что от него ожидать, поскольку он может бабахнуть в любую минуту. Сам парк вокруг вулкана закрыли, поскольку показывать больше нечего, мелкие бизнесы не знают, что делать, поскольку на их глазах исчезает главная достопримечательность острова. Короче, все в растерянности… район оцеплен военными, поскольку туристы норовят пролезть через кордон и стырить кусок раскалённой лавы. Ну, мы оказались одними из таких, и нас постоянно одолевает интересное чувство. С одной стороны, обидно, что парк закрыт и в жерло вулкана не заглянуть. Но, с другой стороны, прикольно оказаться в гуще событий, когда кругом бушует стихия и тебя обуревает животный страх вперемежку с природным любопытством.
День 4. Утром заехали в информационный центр разузнать ситуацию с вулканом и решили пока отложить охоту на лаву и поехать на юг острова. Дорога идёт по огромной застывшей реке лавы, оставшейся от прошлых извержений.
Поражает масштабность сооружения. Вылезли походить по застывшей лаве, но у неё очень острые края. Стоит облокотиться на камень, как из руки сочится кровь.
Обнаружили пляж Punalu'u Beach с абсолютно чёрным песком…
на котором вальяжно развалились огромные черепахи. Черепахи прикольно снуют по пляжу, не обращая внимания на зевак.
Ещё через несколько километров обнаружился ещё один пляж Whittington Beach с каким-то разрушенным причалом, антенной оповещения о цунами и с разбредшимися по местным кустам дикими котами, которые, несмотря на свою «дикость», не против подставить спинку для почёсывания (эх, котов не сфоткал).
Затем, мы свернули на какую-то узкоколейную дорогу, которая вывела нас на ещё одно «самое-самое» место... Ka Lae. Как бы ни удивительно это звучало, но это официальная «Самая южная точка Соединённых Штатов Америки».
Там нас застал очень сильный ветер и огромные волны, закрученные в трубу. Видел их на картинках, но воочию ещё не приходилось.
По дороге наткнулись на обелиск на месте, где был убит Капитан Джеймс Кук. Бытует мнение, что это аборигены Австралии «убили Кука из большого уважения». На самом же деле Капитан Кук погиб на Big Island в результате стычки с гавайцами.
Заехав в какую-то забегаловку за запоздалым обедом, свернули на «внутреннюю» дорогу острова и, намотав оставшиеся 120 миль по бескрайним лавовым пустыням, замкнули полное кольцо вокруг острова.
Проехав треть дороги, увидели, что она перекрыта полицейским кордоном, который разворачивал все машины назад, но, задав мне только один вопрос: «Куда путь держите?», полицейский пропустил нас дальше, но сказал быть осторожными и окон не открывать. В районе перешейка между двумя основными вулканами острова идут сильные пожары, и прямо у нас перед носом вертолёт сбрасывал воду из огромного складного ведра.
Добравшись наконец-то до нашей ночлежки в Hilo, некоторые из нас ещё успели окунуться в океане в кромешной темноте... Гадостный американский ванильный кофе с великолепной польской колбасой, порубаной на газетке по всем правилам советской гостиницы, явились логическим завершением дня. Короче, живём не «как на вулкане», а именно на вулкане. При этом вокруг полыхают пожары, и зарево от лавы уже стало видно из гостиницы... Каким-то местом чую, что пора двигаться дальше :)
День 5. Всю ночь шёл дождь, но, пока мы паковали рюкзаки, он прекратился. Выписались из гостиницы и поехали опять в сторону вулкана. В некоторых местах дорога проходит прямо через разломы от землетрясения, кругом стоят знаки «Не останавливаться. Проезжай быстрей, закрой окна и затаи дыхание». Большие трещины в асфальте прикрыты огромными листами железа, из-под которых сочится пар и сероводород.
Упёрлись в знак «Дорога закрыта». Решили не сдаваться и дальше пошли пешком. Ещё метров через 200 дорога упёрлась в лаву, которая вылилась после майского извержения прямо на асфальт. Возле неё военный пост, поэтому решили не испытывать судьбу, но вовремя заметили местную пару, собирающую упавшие кокосы (как они пояснили, на корм курам). Разговорившись с этой парой, узнали много подробностей. Лава сейчас вытекает примерно в полутора километрах от их дома, но в мае она шла в метрах в 80-ти. Из деревни почти все жители уже давно слиняли, как только вулкан стрельнул первый раз, и поговорить ребятам не с кем, поэтому, обнаружив свободные уши, мужик метнулся за тАблетом и стал показывать майские фото и видео на нём. Как они ходят по дому в противогазах, как у них в огороде фуганул небольшой фонтанчик лавы и т.п. Крышу дома постоянно засыпает шлаком, и он притащил нам ведро этого шлака на сувениры... По виду, как блестящий чёрный камень, а по весу, как пенопласт.
По поводу закрытой дороги, мужик повернулся в сторону военного кордона, подняв средний палец, и посоветовал нам местную грунтовку, которая выводит к эпицентру. Как вариант, сказал он, можно обойти кордон по пляжу, но далеко там не пройти, поскольку новая лава очень острая и режет даже ботинки... Почесав языки добрых минут сорок, мы решили воспользоваться его советом и, забегая вперёд, скажу, что по темноте пробрались на какой-то караван парк, откуда было видно саму лаву.
Вернувшись обратно в Hilo, в торговом центре долго пытались найти более-менее съедобную еду, но у меня начинает складываться впечатление, что Америка и съедобная еда — вещи взаимоисключающие... Но будет повод сбросить немного подкожного жирка...
Из Hilo поехали на другую сторону острова, в Kona по северной дороге. По дороге оказались дремучие тропики, пара каких-то водопадов, за просмотр которых, молодой китайчонок хотел по баксу с носа, «чтоб не проваливалось».
Добрались до аэропорта, перепаковались и переоделись, уже было поехали сдавать машину, но вспомнили, что не заправились. Метнувшись до ближайшей заправки, исправили такую оплошность. Сдали нашего Malibu, к которому уже привыкли, проехав по острову за 3 дня больше 1000 километров.
Регистрация, с десяток разных контролей и мы держим путь дальше.
До свидания, Гавайи! Может, когда ещё увидимся…
День 6. Длинный и тяжёлый и опять с «откушенной» ночью, без сна и с новым джетлагом.
Сначала 5 часов полёта до Сиэтла. Затем 3 часа послоняться сонным в аэропорту. Затем перелёт в Сан-Франциско с синевой Кордильеров за окном.
Из аэропорта до авто-прокатных контор народ идёт нескончаемым потоком. Для этих целей даже организован специальный паровозик. Несмотря на огромное количество людей, желающих получить в своё распоряжение четырёхколёсного друга, мы через 5 минут были уже за рулём. Тётенька в Avis только заранее предупредила, что на парковке заказанная нами машина стоит очень далеко, и если мы не хотим топать туда, то на выбор могут предложить пару других моделей... Но 80 метров для нас не оказались помехой.
Часа два пробираемся по гигантским пятничным пробкам мегаполиса, пытаясь понять логику их автомагистралей с непривычным для нас правосторонним движением и с запредельными скоростями.
Тяжёлый день никак не кончается… Трансокеанский перелёт, послеполётный перегон, 7 часов за рулём, 450 км хода после, голова раскалывается, надо бы заехать в городок Dublin, купить чего-нибудь от головы…
Уже к закату, мы окунаемся в национальный парк Yosemite. В парке сильные пожары, и основная дорога через парк закрыта... приходится ехать в объезд, добавляя ещё час ходу… Но и тут всё в пожарах, и вертолёт с ведёрком воды выглядит песчинкой на фоне стихии.
С трудом по темноте находим конечную точку нашего маршрута в June Lake. Как же хочется спать...
День 7. Решили сделать небольшую вылазку по окрестностям, но прокатались весь день.
Да, посмотреть тут есть что… Чувствую, времени выделили очень мало.
В каком-то поле обнаружили толпы людей, купающиеся в разбросанным по этому полю лужам с горячей водой. После короткого обсуждения увиденного мы пришли к мнению, что местные коровы дают какой-то лечебный навоз… но решили купание отложить до лучших времён…
Всё затянуто дымом от пожаров и видимости никакой.
Спасибо гостеприимному June Lake, пора двигать дальше.
День 8. После утренней летучки совет стаи постановил заехать ещё разок в Yosemite парк и ехать дальше вглубь континента. Пожаров ещё больше, уже последняя дорога через парк закрыта, но ещё пускают вглубь парка километров на 50. Надо съездить… Кто знает, когда его откроют опять…
Всё, повернули на восток… Пустыни… это по-нашему…
Уже на закате заехали на Alabama Hills и прошлись небольшой маршрут до какой-то арки.
Остановились в уютном кемпинге (14$ с машины) за городком Lone Pine почти в одиночестве.
В 6 вечера было +38C. Интересно, сколько будет ночью в палатке?..
День 9. Наверное, разгар лета не самое лучшее время для посещения Долины смерти (Death Valley).
Что-то тёпленько тут. Днём было +48С. Несмотря на жару, решили прогуляться по окрестностям.
Достопримечательностей очень много. Из того, что прям ух:
Вообще, края тут чудесные и совсем не соответствуют моим ожиданиям. В небольшом районе есть всё: и горы, и океан, и пустыня. Представьте себе, из самого низкого места Death Valley (88 метров ниже уровня мирового океана) на самую высокую вершину Mount Whitney (2548 м) в самый разгар жары проводят забег на 217 км.
Пустыня окружена горами... довольно-таки высокими горами, и при этом она ниже уровня океана. Короче, проникся...
В прошлом октябре я по работе был в Квинсланде в районе Roma и хватанул там +54С, но тут жара ощущается гораздо сильнее. Воздух тут очень сухой. Я бы сказал, абсолютно сухой. Утром нет даже росы, которая всегда бывает в австралийских пустынях.
Как только пересекли границу штата Невада, так цена на бензин упала почти вдвое... Неожиданно...
Убегая от жары, перебрались в другой парк Red Rock, но не тут-то было... Днём +47С. В 6 вечера термометр всё ещё показывает +46С.
Нашли хороший кемпинг.
Решили сварганить ужин, но веками проверенный Jetboil отказывается гореть... В нём срабатывает какая-то защита из-за жары. Придётся яйца варить в песке… Из холодного крана на улице идёт кипяток, хоть чай заваривай.
Но, с другой стороны, дураков больше нет, и весь кемпинг в нашем распоряжении, и вид из палатки тоже весь наш. При этом горизонт раскрашен заревом от казино Лас Вегаса. Хм… Всё равно непонятно, как же мы будем спать в такую жару… Ладно, прорвёмся.
День 10. Проснулись с солнцем, поскольку температура сразу подпрыгнула за 40.
Выползши из палатки, стали гадать на картах и обнаружили, что река, которую было видно из палатки, не что иное, как приток реки Колорадо.
Позавтракав, поехали искать саму реку.
Сначала проехали по штату Невада, затем по Аризоне и докатили до Юты. Природа всех трёх штатов очень пустынна, горы стоят практически без растительности...
Среди пустынной местности наткнулись на небольшой оазис, где перевели дух.
Водичка, вроде бы чистая, но на столбе висит объявление о том, что с головой нырять нельзя, иначе через нос и уши в мозги заберутся какие-то амёбы… Чё-то купаться как-то сразу расхотелось, и мы продолжили путь…
В городе St George, с большим трудом нашли нормальный супермаркет и накупили еды, а то уже все запасы на жаре пришли в негодность и остались только сухари да что-то непонятное в консерве… Дело в том, что в городах везде есть магазин Walmart, но еда там какая-то просто мрак... Контингент покупателей тоже соответствующий. Но ценность Walmart в том, что на своей круглосуточной парковке у магазина они разрешают ночевать в машине (естественно, палатку не поставить). Держим это как вариант на самый крайний случай... Запасаться же там едой практически невозможно. Есть и нормальные супермаркеты, но проблема в том, что их названия отличаются от штата к штату, и после пересечения границы, надо каждый раз выяснять, как же в этом штате называется такой магазин.
Добрались до парка Zion (произносится, как Заин). Парк очень сильно раскручен, но туристической ценности, как мне показалось, не представляет. Самое главное развлечение толпы — взять на прокат дровиняку, типа посоха, и какие-то непромокаемые кроссовки и перейти ручей вброд (шириной метров 15 и глубиной по щиколотку), сфоткавшись в позе первопроходца...
Машины в сам каньон не пускают, возят толпу туда на автобусах. Несмотря на то что автобусы подходят каждые 5 минут, в очереди надо постоять... Срамота, короче.
Каньон так себе, но дорога по самому парку просто восхитительна. Километров 40 ехали часа 2, останавливаясь под каждым кустом.
Естественно, все кемпинги в парке переполнены, поэтому полазили там допоздна и покатили дальше. Нашли на речке уютное место для ночёвки, но что-то решили не останавливаться... В Австралии даже бы и не задумались, а так... чужая страна, чужие нравы... кто их знает. Уставшие, докатили до какой-то деревни, где нашли хороший частный кемпинг за двадцатку.
За бортом теперь 13С. Фиг их поймёшь. То жарко, то холодно. Середины нет… Ладно, это я ворчу…
День 11. Рано утром, как только заехали в Bryce Canyon National Park, с первого взгляда со смотровой точки стало ясно, что это на весь день...
Ширь раскинулась неимоверная… Внутри амфитеатра виднелись тропы, по которым мы и решили побегать.
Красоту парка описать не берусь. Могу поделиться только фотками... Любуйтесь.
Уставшие, но изрядно нагулявшиеся, доковыляли до машины (в парке до всех интересных мест ходит бесплатный автобус, чтобы не искать место на каждой парковке и чтобы можно было бродить из одного места в другое, не возвращаясь назад), слопали по пирожку и покатили дальше по хайвею 12, поскольку в информашке нам сказали, что эта дорога длиной 124 мили является второй в мире по красоте, после какой-то новозеландской дороги. Ну, надо же проверить, так это или нет.
Добрались до местечка Escalante Petrified Forest, где нашли хороший кемпинг на озере и тропу по соседней горе.
Поставив палатку, пошли проверить тропу, где обнаружились залежи каких-то древних окаменевших деревьев. По форме, как пенёк дерева, но по сути выглядят они, как драгоценные камни. Чудно…
Завтра, наверное, продолжим хайвей 12...
День 12. Весь день прошёл в дороге... Сначала мотались по Юте, по трассе 12, пока ландшафты не стали уже приедаться.
Где-то в северном конце хайвея 12 в информашке нам сказали, что дальше на севере всё горит и видимости никакой. Решили свернуть в сторону штата Аризона и к вечеру доехали до национального парка Grand Canyon. За сотню километров пути температура упала с+38С до 16. Удивительно, как мгновенно меняются ландшафты и климатические зоны.
Уже на подъезде к парку началась гроза. На дороге в самом парке встретили стадо пасущихся бизонов.
В последних лучах заката прошлись поглазеть на сам каньон... Впечатляет. Чую, завтра будет чем заняться… если распогодится…
Со связью фигово. Две разных симки от двух основных провайдеров T-Mobile и AT&T, но это не спасает, несмотря на дорогой сервис... Неожиданно для страны победившего окомпьютеризирования...
В кемпинге свободных мест, естественно, нет… но дяденька в будке загадочно посмотрел на нас и сказал: «У меня для вас есть хорошая новость…» До конца его работы оставалось всего 4 минуты, и одно место оставалось незанятым, хотя и было заказано. Через 4 минуты он нам его с радостью выдал. Поставили палатку и завалились спать.
День 13. Рано утром обошли все уголки северной части каньона. Погода наладилась, но над каньоном продолжать висеть дым от пожаров.
Попрощались с каньоном и поехали дальше.
Из неожиданного. Где-то посреди пустыни Аризоны дотянули до микроскопического городка (посёлок из 2 домов) с заправкой… Так на заправке стоит станция подзарядки Tesla...
В городе Page обнаружилась гидроэлектростанция на реке Колорадо,
…пересекли огромный мост через неё и остановились, чтобы по нему походить, несмотря на то, что у моста нет опор… Установлен просто в распор каньона…
С большой высоты моста течение выглядит медленным, и видно, как вместе с водой идёт поток песка или ила, формируя в воде что-то наподобие облаков.
Заехали на знаменитую в этих местах «Подкову».
Всё, что связано с этой рекой, очень впечатляет... Не, ну прямо очень.
Начинаю понимать, откуда у американцев всё такое большое: от пуза до автомобиля. Если наблюдать каждый день из окна такие гигантские масштабы, то маленького просто не сможешь замечать...
Совсем уже под вечер заехали на южную часть Grand Canyon, того, по северной части которого бродили утром. Между северной и южной частью каньона больше 200 миль дороги...
На официальном кемпинге мест нет, и всё расписано на полгода вперёд. В самом парке очень много зевак, как-то неуютно, надо ехать дальше. В последующие 100 километров от парка всё жильё тоже расхватано в каждой дыре... Может быть сегодня выходные? Счёт дням всё равно потерян…
Чудом нашли платное место, даже не посмотрев, что за деревня... Перед тем как взять двадцадку, хозяин предупредил, что земля мокрая после дождей, пойдите, мол, посмотрите… Ну, нам не выбирать. Спать охота, сил нет. В душе надо кидать монетки, чтобы шла горячая вода, поэтому пришлось идти с протянутой рукой и наменивать монеток. Ну и денёк выдался…
День 14. Утром — трасса 66. Так называемая, Главная Улица Америки (Main Street of America). Очень уж раскрученный проект, но всё равно прикольно.
Встретили огромную толпу италоговорящих мотоциклистов, на арендных Харлеях. Такая у них затея — за месяц проехать всю Трассу 66 на крутых моцах… все 4000 км.
На обед заехали в приличный супермаркет. В подобных магазинах очень удобно сделана харчевня — прямо внутри него есть кафешка и столики, а вокруг много готовой еды: вёдра с разными, только что приготовленными супами, большой выбор салатов и пр. Если в процессе попивания кофе вдруг захотел что-то добавить, то можно пойти и взять что-то с обычных магазинных полок, оплатить в кафешке и тут же слопать. Прямо, столовая — лучший друг путешественника.
После обеда проехали через пустыню Mojave (читается, как МахАви). Я очень давно на неё посматривал, а тут оказалось, что её пересекает обычная асфальтовая дорога...
По ней мы и отправились прочувствовать пустыню, где растут, а кое-где и цветут, деревья Joshua Tree, прикольная разновидность нашей пальмы Yucca.
Как же я люблю пустыни…
Остановились в какой-то гостинице, поскольку с приближением к Лос-Анджелесу кемпингов практически не попадается, да и пора побыть немного в цивилизации.
День 15. Замыкаем кольцо... Вернулись в Калифорнию и свернули на какие-то просёлочные, очень горные дороги, где почти никто не ездит. Потом долго ехали вдоль садов (апельсины, мандарины, виноградники и т.п.).
В конце концов добрались до парка гигантских секвой…
… и пошли искать «самое большое дерево на Земле» — General Sherman Tree.
Ну, и впрямь большое...
Не совсем понятно, в каком контексте оно «самое»... то ли по диаметру, то ли по кубометрам древесины в нём, но в высоту оно мне показалось не так, чтобы прямо до неба... В Западной Австралии попадались повыше. Будет время, надо будет посмотреть в WiKi (забегая наперёд, скажу, что ни в каком контексте оно не «самое», ни в длину, ни в ширину).
В информашке выяснили, что кемпинги в парке переполнены и заказывать место надо за 5 лет вперёд... но есть один кемпинг, где места не бронируются, а занимаются по принципу, кто первый встал, того и тапки. Этот кемпинг оказался, на удивление, почти пустым, так что проблема ночёвки решилась сама собой.
Прямо перед носом машины дорогу перешла медведица с медвежатами.
В парке их много, и каждый палаточный сайт оборудован металлическим ящиком для продуктов и всего, что может запахом привлечь внимание мишки, вплоть до сигарет и детского сиденья в автомобиле. Всё это надо прятать в этот самый ящик даже днём. Если оставить в машине, то у мишки появится интересное занятие «вскрыть консервную банку».
Сварили ужин, вечером познакомились с молодой парой из Омска. Они едут на крутом Ford Mustang кабриолете, и у них нет ни палатки, ни печки, поскольку ночуют они в гостиницах и AirBNB.
Интересно, что такую супер-пупер машину они взяли напрокат у частного лица по какой-то новой системе кар-шаринга, и она им вышла даже дешевле, чем наш Крузик… Надо бы изучить этот вопрос.
Заказанная ими на эту ночь гостиница оказалась в зоне пожаров, и им пришлось останавливаться на кемпинге и спать в машине. Ну, а нам столько радости пообщаться с людьми и напоить их чаем…
День 16. Вылезли из палатки и пошли искать ещё одно «самое» дерево — General Grant Tree. Нашли... Ну, да... не маленькое.
В парке очень много живности. Оленей просто не счесть, и они не особо пугливые. Белки, микро-бурундучки, скунсы и мишки.
Прочитали в новостях, что Yosimiti парк должны вот-вот открыть после пожаров. Решили ехать в ту сторону. Сам парк ещё закрыт, но дорогу до него вчера открыли для местных жителей, а сегодня для туристов. Народ возвращается по домам и вывешивает на домах и на машинах плакаты в благодарность пожарникам «Thank you firefighters!»
Подъехали к закрытым воротам парка, где полицейская сказала, что завтра утром парк откроют. Вернулись миль на 5 назад и встали на ночь на кемпинге Indian Flat ($35).
День 17. Долину Yosimiti открыли! В 9 утра мы уже были у ворот. Дорога до парка представляет из себя удручающее зрелище... Сожжённые деревья, дома, машины. Кое-где большие участки леса всё ещё горят прямо у дороги.
Живности в парке осталось мало — все ушли от пожаров. В самой долине пожаров больших не было, но висит небольшая дымка. Народу не очень много, и кемпинги пустые.
Сама долина Yosimiti не выглядит как место для туризма, а больше для отдыха и небольших прогулок.
Полазив по нижним тропам, не обнаружив никакой воды в водопадах,
… мы поехали наверх, на трассу 120. Трассу открыли полностью. Неделю назад нам удалось проехать только её восточную часть, до перекрытого шлагбаума. В этот раз решили проехать туда-обратно по оставшийся её части.
С дороги открываются великолепные виды на весь парк, и есть оборудованные парковки, чтобы оставлять машину при многодневных походах. Идти можно в одну сторону и до парковки потом добраться на бесплатных автобусах, которые шастают по всему парку. Рай для туристов пешеходников... Может, удастся приехать ещё раз и походить походами именно со 120-й трассы, а не по долине…
Из парка повернули на San Francisco. Это часов 6 хода, но мы ещё останавливались в нескольких городках на поесть и для мелкого шопинга. Сбылась мечта идиота... Влекомый устойчивым мемом «People of Walmart» давно хотел посетить этот магазин... Ну, да... впечатляет... Бросовый товар по бросовым ценам. Люди — соответствующие :) Все, как на подбор, спортсмены... Не по комплекции (тут их пузу равных нет), а по одежде: майка-алкоголичка и спортивные трусы по колено. Те, кому холодно, ходят «в удобных тренировочных штанах». Именно такой товар и лежит на полках. Короче, проникся, причём и сам городок Stocktom не показался мне каким-то зажиточным... а бронестекло и решётки на заправках дали понять, что засиживаться в этом городке надолго не стоит...
Уже далеко затемно добрались до San Francisco, где нас приютили наши давние знакомые, с которыми и проболтали до часу ночи...
День 18. Это Сан-Франциско — город в стиле диско... Утром перепаковали своё барахло на «полётный» режим и покатили по просторам Силиконовой долины, ловя на ходу известные имена на фасадах офисных коробочек: Oracle, Amazon, Microsoft, Tesla, Google, NASA... Прикольно. Вот, где заваривается вся кухня новых идей и технологий... Прям чувствуешь себя в самом логове…
В аэропорту сдали нашего Шева Крузика. Жалко как-то расставаться с ним, несмотря на то, что двигатель в нём показался ну очень слабеньким по сравнения с его родным австралийским братом Holden Cruze. Думаю, наши Крузики комплектуются другим двигателем...
С трудом нашли в аэропорту подобие камеры хранения, оставили там один рюкзак, и у нас ещё осталось несколько часов на разграбление самого Сан-Франциско.
Америка начинает ассоциироваться с очередями... Наличие такого жизненного факта я уже начал подзабывать, а тут-то в пробке постояли настолько долго, что прямо на дороге я раскочегарил примус и нам удалось даже пообедать на багажнике машины, на зависть пассажиров стоящей за нами машины, пускающих слюни при виде нашей колбасы...
Сегодня же увидел живую очередь, безнадёжно уходящую за горизонт. Растроганный увиденным, даже не сообразил узнать «а что, собственно, дают?»
Пошли проверить котиков... морских котиков на причале 39. Ну да, котики на месте, и ещё не разбежались...
Зевак тоже хватает.
Побродив по Сити…
… вернулись в аэропорт, и вот опять нам предстоят сутки с откушенной ночью...
День 19. Город, который никогда не спит... В пять утра приземлились в Нью-Йорке. Люди перед выходом из самолёта надевали на себя свитера и куртки. Я радостно последовал их примеру, надеясь, что мы уже убежали от жары Калифорнии. Хм... За бортом оказалось +32С.
Сразу же за воротами аэропорта нас ждала интересная задача мгновенно разобраться в одной из самых огромных транспортных систем мира... 472 станции и 28 линий метро... Но, как ни странно, больших сложностей это не составило, и мы добрались до гостиницы без особых приключений, хотя мы были уже вторые сутки без нормального сна (опять ночь у нас отобрало вращение Земли). На удивление, номер нам выдали сразу же, и к 11 утра мы уже отоспались и выползли в городской шум и кошмар.
Я не поклонник городов, да и бывал тут уже, но всё равно сюда тянет... Разношерстность толпы, организованный хаос машин, вечно жёлтые улицы от такси... Такой город на Земле, конечно же, только один. Он уникален...
Прошли много километров по Манхеттену,
… пожали Трампу руку
Прошли мимо первого в мире McDonald’s.
Фоткнул для сына 368 Broadway, если вдруг это о чём-то вам говорит…
… И пошли гулять в Центральный парк,
Ко всему прочему, ещё и засветились в массовке на съёмке какой-то передачи на CBS в Central Park...
… короче, в Нью-Йорке отметились. Завтра пойдём изучать более детально.
День 20. Весь день просто исследовали New York.
Посмотрели, что теперь построено на месте небоскрёбов-близнецов.
На Wall Street проверили, как там крутятся все деньги мира...
Подержал Charging Bull за «денежное» место... Говорят, к баблу... Сижу, жду... может, появятся средства на обратную дорогу...
Но, судя по желающим, думаю, на всех у быка не хватит, сколько ни полируй ему причинное место.
В конечном итоге добрели до пирса…
… и на вечер отправились покататься на кораблике и посмотреть огни большого города...
День 21. Мы должны были это сделать...
Думаю, это и так очевидно, но, если что… Это Брайтон Бич — замороженные 80-е годы распада СССР.
Комментировать особо нечего, скажу только, что впечатления только положительные и что в первый раз в Америке я вкусно поел — узбеки, держащие рынок общепита, знают толк в еде и в её готовке. Это просто праздник какой-то.
Ну, а сам район… Дешёвая вкусная еда со сладким привкусом СССР,
Советские хрущёвки улучшенной планировки,
Анапский песочный пляж,
Что ещё надо в жизни? :)
И, как мёд на мою ностальгирующую душу, ответ на мой вопрос в магазине:
— А карточкой можно заплатить?
— Ой, ну что стар, что млад, все як идиёты… Нам тут только карточек не хватало!!!...
Сытно поевшие, набравшие ещё человеческой еды недель на пять, уже к вечеру вернулись на шумный Манхеттен.
День 22. «Невероятно... восемь миллионов человек хотят жить вместе... Нью-Йорк, должно быть, самое дружелюбное место на земле». (Данди «Крокодил» 1986).
Истоптали за 4 дня весь New York. Необычный город, до совершенства или до безобразия доведённый общепит, удручающая и пугающая архитектура, небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой... Но главное — люди. Разношёрстная толпа и каждый человек в частности, абсолютный пофигизм и полное безразличие к окружающим. Думаю, люди — вот главное богатство Нью-Йорка…
Тётки Нью-Йорка подали в суд о дискриминации. Мужики, суки, ходят топлес, а нам нельзя! Надо и мужикам запретить... Судьи почесали репы и приняли закон, разрешающий и тёткам ходить по городу топлес. Что-то Нью-Йорк нравится мне ещё больше...
Гудбай, Америка, пора продвигаться дальше... Не теряйте, дальнейшие планы размыты…
День 23. Оказывается, Атлантика не такая и большая по сравнению с Тихим океаном. Всего 5300 км полёта (6 часов) между крайними точками Америки и Европы. Это как из Перта смотаться в Дарвин :)
Сдали в камеру хранения рюкзаки и пошли весь день бродить по Лиссабону (столица Португалии, если что). На разграбление города у нас целых 12 часов…
Хоть и самый край, но всё-таки Европа, с её охрененной архитектурой на каждом шагу, стандартным отношением «человек человеку волк» и с постоянными пристальными взглядами окружающих, оценивающих твой прикид.
Долго болтались по центру города, сели на туристический автобус и, стараясь не уснуть, пытались впитать все его прелести и прочувствовать Европу…
В харчевне отведали какой-то местной еды.
Пару часов кое-кто из нас потратил в магазине косметики, пока я прикемарил на лавочке.
На удивление, обнаружили копию моста из Сан-Франциско… Интересно, какой из мостов — оригинал, а какой — подделка?
Вернулись в аэропорт, покимарили, как могли, перед второй подряд бессонной ночью, и полетели дальше, уже определившись с дальнейшими планами…
День 24. Приземлились в аэропорту в 6 утра уже совсем никакие… Решили проблему с СИМ-кой, наменяли денег, разделили барахло на две кучки. Дело в том, что тут наши пути временно расходятся. У супруги ещё один перелёт к родне, я мне уже навещать почти некого… поэтому наши планы немного разнятся. Часть моих вещей сдали в багаж — они мне пока не нужны, и супруга с ними летит дальше в Краснодар. Кстати, это первый багаж за всю нашу поездку… вообще-то, мы едем по миру совсем налегке — только с ручной кладью, но об этом попозже. Проводив супругу, я прыгнул на электричку до города…
В гостинице (специально заказывал норку без окон) чудом уговорил тётеньку пустить меня в номер пораньше и отрубился, успев из последних сил завести будильник.
Очухавшись и набрав немного сил, я вышел в город…
Нужно было месяц болтаться по свету, чтобы вдруг обнаружить всю красоту мира в одном месте... Москва прекрасна...
Вечером встретился с ребятами, которые отправляют контейнером три свои машины из Москвы в Мельбурн и собираются проездить по пустынным местам Австралии месяца полтора. Естественно, нам много есть о чём с ними поговорить…
День 25. Исходил, наверное, полсотни километров. Посетил почти все места, которые мне советовали виртуальные друзья на Facebook...
Возможно, это связано с предстоящими выборами мэра, но центр Москвы не просто красив... он вылизан до идеальной формы. Ни одного изъяна... ни к чему не придерёшься. Никаким Нью-йоркам такое состояние никогда и не снилось...
Описывать красоту смысла нет. Визуально тоже не передать, нужно присутствие.
Покатался на Radisson кораблике. Это больше плавающая харчевня, нежели экскурсия, но и еда и сервис на мировом уровне.
Из интересного:
Все мужики ходят с «дамскими» сумочками. Нигде в мире такого не видел...
На эстрадных афишах всё те же рожи, что и 20 лет назад, хоть и сильно постаревшие, несмотря на то, что среди уличных исполнителей попадаются просто шедевры, то есть молодых талантов должно быть полно.
Много красивых людей, в их глазах открытость и легко просматривается их внутренний мир.
В H&M распродажа школьной формы... Не ожидал…
Общение с клиентом, как одна из составляющих всей цепочки предоставления сервиса, просто не существует... Либо покупай, либо иди дальше.
— Когда следующий рейс?
— Вон, расписание висит...
— А есть в виде буклета?
— Вон, на полке лежит...
Так во всём, где есть личное общение. Не удивительно, что онлайн сервис развит в разы. Иногда просто не хочется подходить и испытывать на себе полное безразличие. Проще заказать по Интернету...
Сити оказался несерьёзным... Но, наверное, он и не нужен большим. Не так и много в Москве расположено головных офисов компаний с мировым именем. Но всё равно прикольно... И в Москве есть Сити…
Весь Ленинградский вокзал заполнен китайскими путешественниками. Непонятно, куда они все едут. Их реально много... Наверное, пол-Китая тут столпилось.
Сажусь в ночной поезд. Люди в купе неразговорчивые, и каждый чем-то недоволен, общение практически невозможно… Ну, надо спать.
День 26. Питер встречает мелким моросящим дождем, хаотичным трафиком и многочисленными призывами снять комнату на час. Ко времени завтрака дождь сменился на солнце, и по утверждению местных, в городе наступила жуткая 24-градусная жара... Гостиница оказалась с отличным видом на канал Грибоедова. Сервис — великолепный. По сути, бывшая коммуналка с десятком комнат, превращённая в хостел.
Прошёл по стандартному маршруту раз, ещё раз... И ещё много раз.
Красота, величие и история… в каждом камне…
К сожалению, состояние не дотягивает до московского. Некоторым значимым зданиям, наверняка нужен срочный ремонт, но в основном всё отлично, и на позитиве.
Зашёл в местный гастроном за продуктами первой необходимости (мойва, холодец, шуба и Балтика), по которым уже давно истосковался. У полок с продуктами заметил девушку, пытающуюся с помощью телефона перевести значение слов «Паштет из утки». Выяснив, что она ищет, разговорился с ней на час, рассказав про особенности национальной кухни, и проведя экскурсию по полкам магазина. Вернувшись в хостел, наконец-то раскупорил все купленные гастрономические яства и устроился на балкончике сразу все их уничтожить, понимая, что далеко от туалета мне сегодня лучше не отходить… Ну, ностальгия не даётся легко…
Покончив с запасами, решился на ещё один пробный кружок по основным достопримечательностям, где часа два простоял с открытым ртом, заслушавшись парня с гитарой.
Просто блеск… Я думал, что это в Москве на улицах хорошо пели самодеятельные таланты... Это были просто начинающие любители побренчать. Вот где — в Питере, как раз и находится кладезь талантов. Какое исполнение, какие голоса!
К ночи, когда «питерская жара» спала, пошёл посмотреть, как разводят ближайший мост. Заботливая тётенька на регистрации, стала сильно переживать за меня, что я собрался в такой поздний час за порог. Она долго советовала мне не брать с собой денег и документов, не пить, с незнакомыми не говорить, и т.п. Просто душевная тётенька… Весь день она что-то прибирает в хостеле, готовит всем завтрак, и окружает заботой жителей хостела. Booking.com, кстати, показал, что все места в хостеле расписаны на месяц… Интересно, понимает ли хозяин, на ком держится имидж его хостела?
На удивление, всё подступы к разводному мосту были заполнены селфи-китайчиками, но мне удалось-таки протиснуться, чтобы посмотреть на всё таинство момента.
Проходил добрую половину ночи…
День 27. Утром старинная, но шустрая «Комета» несёт меня в Петергоф. Толпы народа в билетную кассу на саму «Комету», толпы народа па погрузке-выгрузке, опять толпы народа в очередную кассу за билетами в сам парк (для иностранцев — двойная цена) … Почему бы не продавать сразу оба билета? …толпы народа в самом парке… Что-то это не для меня… Красиво, конечно, но как-то уж очень людно… причём, дело даже не в количестве людей, а в неорганизованности самого потока… Такое количество людей не должно толкаться стихийно. Все мировые парки такого масштаба имеют довольно сложную логистику и управление потоками толпы.
Но, всё равно, красота же! Можно потерпеть…
Побродив часа три, дождался своей «Кометы» и укатил обратно в город…
Что-то уже переполнен я городами, пора на волю… Когда-то в сопливой молодости я изучал яхтенное дало и все такелажные термины, и названия каждой верёвочки так и въелись в мозжечок, поэтому идея отправиться на яхте по Выборгскому заливу в качестве матроса взбодрила уже остывший адреналин, и выборгская «Ласточка» уже несёт меня навстречу приключениям, где пара яхт уже ждёт лёгкий вечерний бриз…
День 28. Утро… Первая мысль: «Интересно, в какой я стране сегодня? Почему опять в палатке?». Но вид окрестностей приводит в сознание. Я же в яхтенном походе!
Завтрак, короткие сборы, и день проходит в исследовании заброшенных островов.
Заброшенные поселения финнов.
Старые казармы и укрепления.
День пролетел быстро, и пора ставить лагерь. Срывается дождь, но успеваю поставить палатку по сухому.
Чай у костра, байки про прошлые путешествия и рассказ кэпа о Греции, где повсюду белые яхты и стройные гречанки…
День 29. Дождь мерно барабанит по палатке, как же неохота вылезать из спальника. Но неожиданно дождь прекращается. Давая возможность собрать барахло. Мгновенно пакую рюкзак, прячу его под огромный тент и иду помогать с завтраком.
Пока погода балует, загружаемся на яхты и продвигаемся дальше… островов тут много, и заняться на сегодня есть чем…
Сырой и суровый край… Полная противоположность всему, что встречалось в этой поездке… То ли ещё будет…
Пора поворачивать назад…
С трудом даётся старая заклинившая лебёдка…
Ещё труднее даётся подъём спинакера…
… но попутный фордевинд быстро несёт нас к выборгскому причалу.
Пару километров под рюкзаком рысцой то Ласточки, переполненный вагон. Как и в любой точке мира, граждане, недовольные туристами с рюкзаками, трудно дающийся опыт покупки билета на метро, пешочком до канала Грибоедова, радостный возглас заботливой тётеньки на регистрации хостела: «Ты вернулся!», тёплый душ!!! … спать.
День 30
Ранний подъём, аэропорт, регистрация, самолёт… Здравствуй, Краснодар. Я сильно скучал по тебе.
11 утра, прямо из краснодарского аэропорта созваниваюсь с хозяином заказанной AirBNB. Несмотря на то, что всё заранее (вчера) обговорено, сначала он не понимает о чём речь, потом обещает, что хата будет готова в 7 вечера, потом ещё чего-то… Ищу Интернет, отменяю в AirBNB заказ. Через мгновение звонок из поддержки AirBNB с подтверждением отмены… Хорошо, что телефон работает хотя бы на приём… Это, кстати, мой первый (возможно, и последний) опыт заказа жилья через AirBNB.
У меня сегодня всего полдня и дела расписаны по минутам, а тут такой поворот. Пока суть да дело, троллейбус уже довозит меня до Ж/Д вокзала, а тут рядом живёт мой брательник. Я планировал повидаться с ним попозже, приведя сначала себя в порядок, но заваливаюсь к нему как есть, с рюкзаком, небритый и замученный дорогой... Час на разговоры, что да как… Воспользовавшись его Интернетом, заказываю жильё поблизости через Booking.com. Минут через 5 перезванивает хозяйка и говорит, что жильё готово в любую минуту… Люблю я Booking…
Перебираюсь в заказанную квартиру и организовываю грандиозную стирку. К вечеру подъезжает супруга уже с собранным рюкзаком. Последний пунктик в моём списке дел на сегодня — закупить продуктов на поход. Бегу в гастроном, но он только что закрылся… Охранник открывает дверь: «Если за продуктами, то заходи»… Окидывает меня взглядом: «Но алкоголь не продаём!». Так… сухари, сухая колбаса, сгущёнка, чай. Спасибо тебе, охранник!
Спать…
День 31
Ранний подъём, вокзал, сбор группы, часа 4 на микроавтобусе. Проверка документов. Ещё одна проверка. Добираемся до Мостовской. Там перепаковываемся на походный лад, и Буханка, которая «ещё видела Ленина», везёт нас в горы…
Двигатель постоянно перегревается, но у Михалыча припасён ящик бутылок с водой. Изредка он, прямо на ходу, открывает крышку капота, и обильно поливает двигатель этой самой водой, после чего, в какой-то замысловатой последовательности, переключает тумблеры на панели.
Там, где машина упирается в полное месиво, сбрасываем рюкзаки, прощаемся с Михалычем и под нарастающий дождик тяжело уходим вверх.
Здравствуй, Карачаево-Черкесия… Ка же давно мы не виделись?..
В промежутке между дождём ставим палатку и готовим ужин.
День 32. Утреннее солнце дарит улыбку на лице.
После завтрака в путь.
К обеду добрели до следующей стоянки, поели и пошли налегке вокруг Загеданских озёр.
Вернувшись к палаткам, с визгами полезли купаться в ледяную воду.
Уже на закате любопытный тур вылез на вершину скалы полюбоваться теми, кому не сидится дома.
День 33. После утреннего умывания и завтрака, взвалили рюкзаки на плечи и поползли в следующее ущелье.
Перейдя ущелье, сели отдохнуть, любуясь подвешенными к небу озёрами, на которых ночевали прошлую ночь.
Ещё немного вверх…
Потом ещё немного…
… и сверху уже видно место нашей следующей ночёвки.
Спуск по сыпучей осыпи.
Ставим палатки, вытягиваем на камеру улыбки и бежим купаться.
Пока купаемся и готовим обед, набегают тучки и начинается затяжной дождь… Вторую половину дня сидим в палатках, как мыши по норам. На остатках батарейки в телефоне набираю этот текст. Всё равно Интернета нам не видать ещё долго… Дождь барабанит по палатке всю ночь, и где-то близко слышны камнепады…
День 34. Утром тучи рассеиваются и, быстро склевав завтрак, идём налегке на самую высокую обозревательную точку.
С набором высоты виды завораживают, и наконец-то приходит ответ на вечный вопрос путешественника: «А чё я, собственно, тут делаю?»… Ладно, шучу.
Возвращаемся в лагерь в надежде остаться тут ещё на одну ночь, но погода портится, и видов на её улучшение не наблюдается…
Валим палатки, собираем мешки и в дорогу…
Тяжёлый затяжной спуск, мои пустынные ботинки хорошо держат камни, но на мокрой траве они сдаются…
Вспоминается из сопливой молодости, что глава «Мокрые травянистые склоны» в учебнике по технике горного туризма была написана исключительно матерным языком.
Наконец-то, под усиливающимся дождём, спускаемся в ущелье и, дождавшись короткой паузы между дождями, ставим палатки.
Всю вторую половину дня идёт непрерывный дождь. Надев дождевики, пытаемся сварганить ужин, но дождь сменяется градом…
День 35. Рассвет приносит солнце…
Фотка всей группы на память…
… и пора спускаться в цивилизацию…
На спуске встречаем Михалыча, который уже припарковал свою Буханку и вышел нам навстречу.
Вот такой маршрут получился…
Прощайте Загеданские озёра… Свидимся ли ещё когда?...
Мешки на крышу, мы по лавкам, и часа 4 трясучки, пограничных постов, и гаишников с протянутой рукой… В Мостовской заехали ещё откиснуть на каких-то термальных источниках…
… где нас и забрал микроавтобус до Краснодара… На подъезде к городу супругу забирает родня, а я наблюдаю, как водитель микроавтобуса искусно управляется и с рулём, и с двумя телефонами одновременно… В голове крутится мысль: «У нас за разговор за рулём — штраф 500 долларов и лишение прав на полгода… интересно, а за два телефона штраф удвоят?»
Сонный таксист-хапуг на ночном вокзале просит 600 рублей, но Яндекс.Такси утверждает, что он ошибается, по крайней мере втрое… Нажимаю кнопку на телефоне и через минуту уже еду с очень деловым, совсем ещё молодым водителем, на какой-то микро-иномарке. Пока едем, пытаюсь дозвониться до хозяйки AirBNB (да, решился-таки заказать ещё раз через Air), но СИМка опять работает только на приём. Водитель протягивает свой телефон. Хозяйка долго объясняет про парковки, шлагбаумы и прочее. Водитель по-деловому забирает телефон и ведёт с ней беседу сам… Заезжаем в подземную парковку «Центр города» в самом центре города. Водитель долго инструктирует меня, где меня встретят, как попасть в подъезд, откуда будет работать телефон, если вдруг меня не встретят… Лучший сервис за все 50 дней поездки :) Яндекс явно попросил мало — выгребаю всё, что есть в кармане…
День 36. Ну вот, наконец-то, я и впрямь в Краснодаре… Здравствуй, родной!
Рано утром сходил починил СИМку, чтоб звонила наверняка, и пошёл окунуться в город. Днём брательник забрал меня почти на весь день, чтобы заняться семейными делами.
Уже к вечеру прошёл всю улицу Красная от начала до конца.
День 37. Утром созвонился с хозяйкой квартиры, чтобы разузнать, когда нужно съезжать, и она разрешила оставаться хоть на весь день. Спасибо! «Центр города» — идеальное место, чтобы повидаться со всеми друзьями за один день. Каждый из них обязательно хоть раз проедет мимо этого места. Короче, повидался со всеми, хотя даже и не надеялся на такое…
Вечером собрал вещи и поехал к супруге, окружённой её роднёй с тех пор, как я посадил её на самолёт в Москве. По дороге заехал кинуть взгляд на новый стадион… Впечатляет.
Досидев с многочисленной роднёй супруги аж до часу ночи, мы отправились в аэропорт. Тут наши пути опять не совпадают. Супруге уже пора на работу, и она летит на Дубай и дальше домой на Мельбурн. А у меня ещё есть немного времени, и я лечу в другом направлении…
День 38. Начинается очередной этап поездки... Паспортный контроль в Стамбуле, короткий перелёт до Анталии, и уже гордый и важный турок из Avis выдаёт мне какой-то микроскопический VolksWagen.
Первый раз в жизни Avis выдал мне грязную машину и с пустым баком… Не просто с пустым, а с сухим. Пока не купил ещё местную СИМку, пытаюсь в хаосе движения по знакам и по заранее сохранённой гугл-карте найти заправку возле аэропорта. Мужик-заправочник почему-то заливает дизель… Удивлённо иду проверить, что же там за движок такой в этой крошке… И вправду, дизель. На выезде с заправки прикладываюсь хорошенько к бордюру… Правый порог ниже дверей сильно помят. Ну, ё-маё… Теперь ещё с Avis разбираться…
Часов через пять добираюсь до деревушки Çıralı. По дороге уже куплена турецкая СИМка и распробован первый кебаб. Вода в Средиземном море просто идеальная, еда в харчевнях — супер, сервис на высоте, цены минимальные. Вообще-то, я еду сюда, чтобы встать на Ликийскую тропу и походить по ней, но что-то неохота опять лезть в палатку... прям не узнаю себя :) Останусь-ка я тут ещё на чуть-чуть… Пусть тропа немного подождёт... зависну тут ненадолго, откиснуть на пляже и немного откормиться.
День 39. На какой-то посудине ушёл на весь день исследовать берег и подводные пещеры.
День 40. Утром залез на гору поглазеть на огни Химеры. Это самый древний Вечный огонь. Из-под камней то тут, то там уже тысячелетия сочится и горит природный газ. Очень жаркий день +35С с довольно высокой влажностью добавляет свой колорит ко всему этому действу... Довольно интересное явление.
Надо двигаться дальше… Поворачиваю руль на запад.
Не совсем понятно, нафига дорожные службы Турции вкладываются в установку дорожных знаков и разметку... Абсолютно все водители её игнорируют. При знаке «Обгон запрещён» и двойной полосе меня по встречке обгоняет весь поток, превышая лимит километров так на 30... На красный свет, по-моему, только я останавливаюсь на светофоре.
В связи с таким хаосом на дороге, продвижение довольно медленное. Я удивился, когда Google рассчитал среднюю скорость по трассе в 50-60 км/ч, но так оно и есть. Таким образом, за день удаётся проехать расстояние, которое мы проскакиваем в Австралии всего лишь «до завтрака»...
Прибрежная дорога — офигенная. Она нисколько не уступает по красоте ни нашей Great Ocean Road, ни калифорнийской Big Sur, за исключением того, что тут не океан, а Средиземное море.
Очень живописная дорога. Жаль, что не предусмотрены места для фото-остановки и приходится фоткать на ходу из окна.
На этой дороге обнаружился прикольный пляж Kaputaş Plajı (кстати, пляж на турецком так и произносится — пляж).
Дальше заехал ещё на один знаменитый пляж — Patara Plajı. Он очень похож на среднестатистический австралийский длинный песчаный пляж, если не учитывать толпы народа и его «платность».
Несмотря на сильный ветер и небольшой шторм, всё-таки окунулся, но осталось-таки чувство, что 20 местных тугриков выброшены напрасно...
Остановившись где-то на горке с великолепным видом остановился вскипятить чайку и удивился огромному количеству мусора, разбросанного вокруг смотровых лавочек. Ну, просто очень загажено...
Почти уже к вечеру встал на ночлег в городке Fethiye. В отличие от тихого Чирали, тут лениво снуют толпы народа, не слышно русской речи, и на причале стоят сотни лодок с призывом «Эх, прокачу!». Наверное, придётся-таки эх прокатиться...
Тут же на причале обнаружился «шустрый» паром. За час-полтора, и за 40 евриков он может подбросить аж до Греции (о. Родос) ... Пока непонятно, нужно ли мне туда или нет...
Интересно, что с территории Турции невозможно на Booking.com заказать жильё в Турции. Приходится пробрасывать VPN до дома.
Сходил в город отведать местного шашлыка, и на боковую…
День 41. Утро подарило великолепный вид на город из окна.
Чтобы сложить более полное мнение о Средиземноморье, отправился на весь день по окрестным островам.
Всё, конечно, красивое, вода идеальная для купания, ни акул, ни крокодилов, ни ядовитых медуз, но уж очень много людей повсюду. Теперь я точно знаю, что чувствуют селёдки в бочке...
Отдыхают тут, в основном, турецкие пенсионеры. Думаю, это самый эпицентр пенсионного движения Турции... Чирали был гораздо потише, побезлюднее и поуютнее. Сам городок Fethiye очень красив и ухожен.
Обнаружил тут статую Ататюрка с, довольно смелым его высказыванием, выбитым на камне: «Тот счастлив, кто турком зовется».
Интересно, что у местной сети супермаркетов Migros (типа Coles, ну или Магнит, что вам ближе) тут есть один плавающий магазин, который сделали на основе 40-метровой яхты. И предназначен он для «отоваривания» прибрежных деревень и яхт.
Кажется, моря уже достаточно. Переночую-ка я тут ещё ночь, и пора поворачивать в сторону континента…
День 42. Добрался до настоящей Турции... Если в деревушке Çıralı можно было общаться по-русски, в Fethiye все говорили по-английски, то в городе Eğirdir приходится просить помощи у Гугло-переводчика даже на регистрации в ночлежке.
Трасса по континенту проходит очень хорошая, но в населённых пунктах на ней творится хаос. Трактора, брички в одну лошадиную силу, джигиты на мопедах и т.п. Один из таких населённых пунктов носит гордое имя Геленджик :)
Вдоль дороги, сколько хватает глаза, расстилаются теплицы. Магазины завалены фруктами и офигенными ароматными помидорами размером с два кулака. Интересно, что применение удобрений в Турции повсеместно запрещено, поэтому всё это чудо ещё и экологически правильное.
В самом городе Eğirdir обнаружились развалины крепости, красивая старинная мечеть, огромное озеро и тонкий полуостров, уходящий далеко в это озеро.
К озеру примыкает почти отвесная гора, на которой я случайно заметил смотровую площадку... Ну, естественно, пришлось туда карабкаться.
Пока гулял по полуострову, на него заехала свадебная процессия из сотни машин всех мастей. Возглавлял процессию микроавтобус, у которого задняя дверь была открыта и подпёрта шваброй, привязанной верёвками. Весь внутренний объём автобуса занимала гигантская колонка невиданных доселе размеров, музыка из которой просто сметала с дороги случайных собак и кошек. В остальных машинах пассажиры сидели необычным способом — стёкла в дверях были опущены, и на эти опущеные стёкла были помещены задницы пассажиров... Кажется, даже водители сидели таким же образом.
Народ тут дружелюбный, но общаться практически невозможно из-за языкового барьера. Приветствие Мераба тут уже сменилось на Салам. Местный люд смотрит на меня с большим удивлением, непонятно, что не так.
Уже к вечеру у гостиницы собралась толпа рабочих. Они расковыряли асфальт и насосом выкачали сотню кубометров какой-то жижи прямо на асфальт у парадного въезда в гостиницу... Затем один из рабочих облачился в костюм водолаза и нырнул в эту дыру в асфальте. Минут через 20 оттуда хлынул фонтан аж до четвёртого этажа. Ещё через чуть-чуть фонтан исчез и оттуда вынырнул радостный водолаз... Яму рабочие засыпали землёй и, оставив в асфальте дыру, радостно удалились... Это к вопросу о том, как я провёл вечер.
День 43. Перегонный день через бескрайние плодородные сады Турции. Яблочные сады сменяются сливовыми, затем грушёвыми, и снова яблочными. Дорога забита тракторами, которые фиг объедешь... За 1AUD бабулька отсыпала мне в багажник мешок яблок и слив, а за три в придорожной забегаловке меня накормили чудным кебабом.
Там нашёлся один работник, немного говорящий по-английски, чем он очень гордился, пытаясь это всячески показать всей местной публике... Ну, и чувствую, вес наберу я тут...
Два раза останавливала полиция. Каждый раз одно и то же. Открываю окно, полицейский что-то говорит, я идиотски улыбаюсь в ответ, он машет рукой: «Go». Я озадаченный уезжаю, так и не выяснив, что он хотел.
К вечеру в поисках чего-нить поклевать свернул в придорожную деревню и офигел от увиденной нищеты. Дома, сараи и даже заборы сделаны из самана. Во дворах вообще пусто. Машин нет и следов. Даже в аборигенских деревнях Австралии не так всё мрачно, но может, это я себе чего-то надумал.
За день накрутил больше 500 км, а поскольку километры тут набираются тяжелее, чем в Австралии, чутка устал с дороги. Добрался до туристического городка Göreme.
Тут с тобой могут говорить на любом языке. Очень много повалило сюда туристов из Китая, поэтому всё местное население срочно учит китайский язык :)
К вечеру забрался на обзорную точку, но с устатку забыл в машине фотик. В дороге тоже почти ничего не фоткал… Отосплюсь и, надеюсь, завтра чего-нить наснимаю.
День 44. Ушёл бродить по многочисленным тропам Кападокии. Протопал минимум километров 17-18, на каждом шагу удивляясь тому, на какие чудеса способна природа...
Комментировать особо нечего. Сколько хватает глаз, всё усеяно столбами разнообразных форм и размеров.
Большое количество таких столбов испокон веков используется местными жителями для жилья. Они проковыривают внутри них пещеры и живут там.
Гора Uçhisar вообще похожа на швейцарский сыр.
Из Göreme прошёл в Uçhisar, по Pigeon Valley забрался на саму гору Uçhisar (вход — 8TL). Далее, через White Valley и Love Valley вышел к деревушке Çavuşin, и оттуда по каким-то немаркированным тропам (спасибо Maps.Me) дошёл до Göreme.
По приходу, чтобы побороть сушняк, купил огромный арбуз, сел и «хрюкнул» его за один присест.
Вообще, по моим меркам, это одно из природных чудес света, где непременно должен побывать каждый. Думаю, надо походить тут несколько дней вокруг этих изваяний… Некоторые из них выглядят как-то даже непристойно, хотя местность имеет вполне приличное название «Долина Любви».
День 45. Утром оставил машину на парковке (38°39'11.4»N 34°51'48.1»E) и ушёл гулять по каменным изваяниям непонятных форм, нащёлкав таких же фоток, как вчера.
Прошёл до деревни Çavuşin по верхам, любуясь панорамой.
Из Çavuşin пошёл назад по низам, через Red Valley, а потом по Rose Valley.
Нижняя тропа довольно сложная, поэтому до машины вернулся с языком на плече, протопав километров 12-13.
По дороге в Göreme заехал в Open Air Museum. Там находятся с десяток церквушек, выбитых в скалах, датируемых от 7-го до 19-го века. Интересно, что они все христианские. В некоторых сохранилось много фресок.
В некоторых фрески восстанавливают.
Много свадеб. Наверное, Каппадокия привлекает сюда молодожёнов своей необычностью.
После обеда поехал кататься по окрестным деревням и городкам: Nevşehir оказался большим городком, но посмотреть его не дал проливной дождь. Ürgüp — уютный городок, цены в нём оказались немного ниже, чем в Göreme. Надо будет ещё его обследовать. В городке Avanos обнаружились современные высотные дома, но он находится дальше всех от этих самых каменных пирамидок, и людям приходится всё-таки строить себе жильё, а не селиться в халявных пещерах
Опять объелся всяких вкусностей... Прям не знаю, что с собой поделать…
День 46. Отправился на юго-запад от Göreme.
В деревне Derinkuyu обнаружился один из подземных городов, который, естественно, пришлось посетить, спустившись на 3 этажа вниз, протискиваясь сквозь узкие коридоры, и скользя по стёртым за пару тысяч лет ступенькам.
Довольно интересно и почему-то всё время в голове крутится аналогия с катакомбами во Вьетнаме, где партизаны жили 13 лет, хотя в этом подземном городе греки жили гораздо дольше…
Перед городом Ihlara остановился у огромного ущелья. Внизу ущелья просматривалась тропа, поэтому решил в него спуститься.
Долго пробирался через колючки почти по отвесному склону, чуть не кувыркнулся вниз и решил-таки искать спуск в другом месте... Наконец, нашёл :)
Внизу ущелья довольно прохладно, так что устроил там небольшой расслабон...
Немного дальше, по столпотворению автобусов, обнаружился большой замок Selime Belediyesi, вырубленный в скале.
Пошёл его исследовать.
По нему можно лазить часами, представляя, как тут был организован быт людей и как мимо него проходили и останавливались на ночёвку караваны... В пещерной греческой церкви видны фрески, но они почти исчезли за копотью костров пастухов, останавливающихся в этих пещерах в современное время.
Проехал населённый пункт с названием Nigde. Интересное название :)
Вечером ещё выбрался на смотровую площадку.
День 47. Утром отправился дальше, заехав в городок Ürgüp, где осталась последняя точка, которая была в планах. Местные называют это Каменными грибами, в английском варианте я нашёл, как Семья, а в русском — Три красавицы, так что кому как угодно.
В центре городка остановился передохнуть в уютном центральном парке. Непроснувшиеся ещё дворники лениво сметали первые осенние листья с дорожек... Вдруг, как по команде, звук мётел стал раз в пять быстрее и, в парке показался солидный мужик в синеватом костюме с отливом, за которым учтиво семенили два молодых парня. Он заглянул во все уголки парка, раздавая пендели работникам, после чего подошёл ко мне, коротко представился: «Я — Мэр», подсев ко мне на лавочку. После 10 минутной беседы о том, какой здоровский всё-таки в этом городе Мэр и, как результат, сам город, он прикрикнул на одного из пареньков, который в мгновение ока метнулся куда-то, и через долю секунды появился, держа на подносе чай для нас с Мэром. После получаса чаепитий, Мэр пожал мне руку и благословил фразой: «Ну, если что, покажи вот это», протянув свою визитку на имя Fahri Yildiz.
Удостоив меня возможностью сфоткаться с ним, Мэр важно удалился... Пришлось пройтись по городку, чтобы проверить работу Мэра.
Сдал в Avis машинку. Рассказал работнику проката про вмятину в пороге. Он взглянул на нее, махнул рукой «Тю» и отдал залог, добавив: «У неё уже 25 тысяч км. Всё равно на списание…» Люблю Avis…
Мужичок позвонил кому-то, чтобы меня забрали в аэропорт, подъехала долмуша (маршрутка), и мы покатили в аэропорт Nevşehir. До свидания, Каппадокия...
День 48. Стамбул, он же Istanbul, он же Византий, он же Новый Рим, он же Константинополь... Самый населённый город Европы. Он соединяет Чёрное море с мировым океаном и Европу с Азией. Город, расположенный на двух континентах...
Город настолько старый, что для пересечения всех его исторических вех мне просто не хватит времени. Скажу только, что он долгое время был одним из самых интересных мне городов. Но что-то в нём изменилось в худшую сторону... Видимо, сюда съехались все жулики мира. Просто на каждом шагу все пытаются развести хоть на чуть-чуть. Просто раствориться в нём, ходить и отдыхать уже не получается, нужно постоянно держать ухо востро.
Весь день ходил по старому Султанахмет городу, посетив все любимые точки.
К сожалению, погода не даёт ни долго ходить, ни фоткать. Гроза налетала на старый город уже раз так 5-6.
Ну и, само собой, не удержался от пароходика по Босфору.
Та самая невидимая нить, разделяющая две разных цивилизации... Запад и Восток. Без этого ведь нет Стамбула...
Постоял у Египетской стелы и «повтыкал»...
Она всегда заряжает меня энергией — это самое древнее изделие, изготовленное руками человека, которое мне довелось когда-либо видеть, и оно в превосходной форме, не считая, что вторая половина её покоится на дне океана, ведь сначала, две тысячи лет подряд, она простояла в Египте, пока римляне не решили стырить её и притащить сюда, потратив на эту затею пару сотен лет... Потом тут она уже стоит вторую тысячу лет… Короче, прикольная история, но Википедию пересказывать не охота, да и не работает она из Турции...
Дождь, наконец, прекратился, и я весь вечер просто шатался по старому городу.
Любимую чайхану на горке с видом на Босфор закрыли, на улицах много военных с автоматами и бронетехники. Видно, нынче неспокойно на улицах Стамбула…
Зашёл за очередным кебабом в харчевню, где крутился традиционный мужик в белом балахоне и с отключенным вестибулярным аппаратом. Ой, наберу я вес…
День 49. Небо над Стамбулом распогодилось, на улицу вывалила пёстрая толпа зевак, ну и я решил к ним присоединиться.
Нашлась ещё одна стела, вся облезлая и невзрачная, не в пример египетской. Но, на самом деле, она когда-то была облицована золотыми пластинами, но вдруг пришли крестоносцы и решили, что эти пластины им нужнее.
Побродил опять по центральному базару, который, кстати, покрывает 66 улиц. Запахи специй, неожиданные зазывные крики торговцев и старьёвщики с никому не нужным барахлом создают невероятный колорит восточного базара.
Вечером помахал из самолёта нитке моста, соединяющего Европу и Азию…
… и через 4 часа в иллюминатор мне замаячил Burj Khalifa — самый высокий в мире небоскрёб. Полчасика, чтобы размяться в Дубайском аэропорту, и остаётся последний 14-часовой перелёт домой в Австралию.
День 50. Постоянное продвижения в одном и том же направлении дало-таки свой результат... Гипотеза Галилея подтверждена — Она круглая!
50 дней скитаний подошли к концу. 15 самолётов, 7000 километров за рулём четырёх машин, фирменные поезда и пригородные электрички, кораблики всех мастей и даже яхты. Такие непохожие друг на друга страны, континенты, природа, климат, но главное — люди. Люди, с разными взглядами, культурами, религиями, нравами, с их уровнем прогресса, отношению к природе, работоспособностью и ленью... Именно общение с людьми и наблюдение за ними заставляют вернуться домой из путешествия уже другим человеком.
Всю эту поездку мы проехали без багажа. У нас обоих было лишь по 7 килограммов ручной клади. Учитывая, что этот вес включает и спальню, и кухню, и при этом одежда была достаточной и в Death Valley с +48С и у линии снега на Кавказе, считаю этот эксперимент с барахлом удачным :)
По расходам:
Транспорт. За 50 дней поездки на транспорт ушло порядка 1350USD. Это затраты на одного меня — у супруги логистика была попроще.
Почти все билеты искал через Google Flights сервис, медленно составляя нитку маршрута в течение полугода.
Самолёты и поезда | USD |
MEL – HNL | 180 |
KOA – SEA – SFO | 246 |
SFO – JFK | 113 |
JFK – LIS – DME | 316 |
Аэроэкспресс | 6 |
Москва – Санкт Петербург | 65 |
Ласточка в Выборг | 10 |
Поход на яхте | 90 |
LED – KRR | 96 |
KRR – SAW – AYT | 116 |
NAV – SAW | 35 |
Havaş SAW | 4 |
Dolmuş IST | 7 |
IST – MEL (за поинты) | 43 |
MEL Skybus | 28 |
Итого | 1355 |
Автомобили. Аренда четырёх машин вышла 1220USD за 26 дней аренды. Это всё через Avis, но, если надо, можно найти гораздо дешевле.
Жильё самое дорогое вышло на Гавайах — от 95 до 150USD. Цены за ночь за всю хату по мере убывания:
Город | USD |
Нью Йорк | 113 |
Москва | 57 |
Стамбул | 56 |
Санкт Петербург | 33 |
Краснодар | 32 |
Внутри Турции | ~30 |
Количество «гостиничных» ночёвок — 17. Остальные ночёвки это походы, кемпинги, самолёты и поезда. Хороший кемпинг в США стоит 15-20USD за ночь. Места для палатки в России — бесплатно. Была идея в Турции останавливаться в кемпингах, но смысла нет никакого — во всех гостиницах за указанную цену ещё и кормят завтраком.
Все заказы на booking.com. Дважды заказывал через AirBNB, но один из этих заказов, как я писал выше, сильно меня подвёл.
Цены на еду и бензин не учитывал, поскольку, по сравнению с австралийскими, они гораздо ниже. Общую сумму не считал, но ожидал потратить гораздо больше.
На этом, хочу откланяться... Мечтайте о дороге, и она раскинется перед вами, принося вам всё новые неожиданные открытия на пути!
Ваш Андрей (Urry)
До встречи на дорогах!
Июль – Сентябрь 2018
-----------------------
О наших прошлых приключениях можно почитать на нашем сайте.
Мои видео о кемперах, электровелосипедах, поездках налегке, и прочих туристических премудростях можно посмотреть тут.
Дневники из наших поездок в реальном времени мы ведём на Facebook.