|
Алма-Ата —Тюмень—Новомосковск—Бавлы—Москва—Санкт-Петербург—Краснодар и обратно.
Июль 2012 года.
Итак, время вспомнить и отчитаться.
Этот отчет я начал писать на второй день после возвращения домой, поэтому он больше эмоциональный, чем познавательный. Фотографии простые, сняты для семейного альбома на камеру.
Отпуск в этом году пришелся на самый пик сезона — июль. Жаловаться можно лишь на максимальные цены на жилье в местах отдыха, но не для этого мы все здесь собрались.
То, что хочется поехать к морю, вполне понятно, и самое простое, купить билеты на самолет и просто переместиться в пространстве за несколько часов. Но не все так просто, очень хочется съездить в гости к родственникам и друзьям, навестить и их, посмотреть какие-то новые места, наполниться впечатлениями на следующий рабочий год. В конце концов, уже два года не катались по трассе.
Вопрос: «На чем ехать?», даже не стоял. На момент поездки в наличии были две машины: Toyota Mark 2 1997 года, на которой были совершены все предыдущие дальние поездки, на котором последний год ездила в основном жена, и Mitsubishi Montero 2002 года (в народе именуемый «бегемот»), на котором я практически все два года после покупки ездил только до СТО и обратно. Было решено, что «Монтеро», который уже сожрал кучу денег, либо отвезет нас до моря и обратно и будет оставлен, либо помрет в пути и будет сразу же выставлен на продажу.
Конечно же, расход топлива у джипа 16-17 литров на трассе против 9-10 литров у «Марка» мог бы склонить чашу весов в сторону легкового варианта передвижения, но возможность ночевать в машине на полноразмерной двухместной кровати поборола желание заниматься крохоборством и экономить на комфорте. Да и предполагавшееся посещение всех, кого хотелось, заставляло заполнить багажник пусть и мелкими, но многочисленными сувенирами.
Датой старта было выбрано 1 июля, возвращение планировалось ориентировочно на 30-е июля. На этот раз было решено двигаться неспешно и при желании задерживаться там, где захочется, несколько дольше и по возможности посетить те места, которые еще не видели. По началу даже планировалось вернуться южным маршрутом, через Кызыл-Орду и Чимкент, но изучение профильных форумов, поведение машины и просто жара, характерная для тех краев в июле заставили отказаться от этой мысли.
Подготовка к поездке была не долгой, машина была отремонтирована и даже честно прошла технический осмотр, все вещи были упакованы в две сумки, которые в дороге стояли перед задними сиденьями на полу, а прочие необходимые принадлежности, инструменты, сувениры заняли свое место в багажнике. Обычно мы просто едем, пользуясь атласом автомобильных дорог, и не утруждаем себя тщательным изучением маршрута, однако в этот раз маршрут был сложнее обычного, поэтому я заранее почитал про различные варианты проездов и объездов некоторых участков, задавал вопросы на профильных форумах. Я уже пробовал ездить с навигатором и убедился, что на не сложных маршрутах острой необходимости в нем нет, но цены на это устройство уже минимальны, а некоторую пользу оно все же может принести, решил я. Заранее были приобретены навигатор с навителом, радар-детектор и китайский видеорегистратор. Годами был отработан ритм движения — ранний старт и движение до заката.
1-й день. Алма-Ата—Кокшетау
Дорога от Алма-Аты до Кокшетау хорошо известна, плохой участок только один — от Куртов в 100 км от Алма-Аты, до поворота на Чу в 300 км. Этот участок легко проходим любым транспортом, но с разной скоростью. Если ехать из Алма-Аты, то стоит проходить его утром, если же ехать в Алма-Ату, то стоит проходить его вечером, чтобы солнце светило в спину и позволяло видеть дорогу.
Как ни странно именно в первый день было множество неприятных сюрпризов. Уже через первые 200 км в лобовое стекло от встречного автовоза прилетел большой камень, оставив приличный скол четко посередине стекла (позже количество сколов выросло до трех, все они были получены еще в Казахстане). Скол был заклеен скотчем и движение было продолжено.
К тому, что мелкие птички часто сидят на дороге и порой вспархивают поздно, и сбиваются автомобилем я уже привык, это неизбежно, я лишь сигналю, если вижу на дороге большую стаю (слышат они явно лучше, чем видят, если быть точным, реагируют быстрее на звук). В этот раз я увидел на дороге группу птиц покрупнее, но цвета более близкого к цвету асфальта, сигналить было уже поздно, первая мысль была — «птицы», вторая на секунду (или 33 м позже) и уже неизбежная: «утята — не взлетят». Вильнул, но все же сбил одного из пяти, остальные убежали обратно. Настроение испортилось совсем, все же первый день. Продолжили движение.
Порадовало, что по дороге к Балхашу теперь достаточное количество фирменных заправок разных компаний, что позволяет даже автомобилю с небольшим баком преодолеть это расстояние без проблем. Припасенная мною на всякий случай канистра прокатавшись, вернулась домой полной. Хотя надо отметить, психологически все же легче иметь запас, если зазеваешься и выкатаешь весь бензин до лампочки. В прошлые поездки я не мог позволить возить в канистру, места в багажнике не хватало.
Доехав до Балхаша заехали на заправку. Очередной сюрприз. Из-под капота машины валит белый дым. На скорости 140 км/ч его не видно, а вот на стоящей машине смотрится жутковато. Вышли, принюхались. Горит масло. Выдавливается, попадает на выхлопную систему и горит. Вынул из двигателя щуп. Масла на нем нет вообще. Попытки определить, откуда именно течет, ни к чему не привели, где-то течет и все, все днище машины и частично борта в масле. Масло свежее, только залил. Позвонил механику, проконсультировался. Вердикт: «Доливать, следить и не париться. Как будет возможность загнать на СТО». Заменить масло я планировал в Краснодаре, поэтому с собой был запас в 5 л. Залитый в двигатель литр с небольшим, вернул уровень масла на щупе в нормальное положение. Далее я неоднократно проверял масло и доливал в среднем по 100 мл, постепенно израсходовав за всю дорогу около 3 л. Уже в Краснодаре поняв, что влил в двигатель больше половины припасенного масла, я просто не стал заморачиваться с заменой, так и доехал до дома. Дальнейшие наблюдения показали, что расход масла появляется, если разгонять машину до 130-140 км/ч. Это моя обычная скорость на трассе, но пришлось изменить свои привычки и ехать чуть медленнее.
Под Карагандой начался дождь, постепенно перешедший сначала в ливень, а потом и в град. И здесь я порадовался, что поставил новые дворники, хотя и старые вполне себе еще мели. Караганду как обычно прошли через город.
Всю дорогу мы традиционно питались в кафешках, стараясь выбирать более популярные у дальнобоев, но как я позже убедился, это не является гарантией качества. Жена быстро вспомнила навыки штурмана, успевая следить за навигатором и проверять его по бумажной карте. Сын либо сидел сзади, либо стоял между сиденьями, либо спал на сумках, стоящих у него в ногах. Ему все это было в новинку и потому интересно. Вообще он легко переносил эту поездку.
Специально для российских оборотней было приобретено автокресло, соответствующее возрасту ребенка. Вещь абсолютно бесполезная и лишь заставлявшее совершать лишние манипуляции при обустройстве ночлега, сейчас оно выставлено на продажу (если кто-то считает иначе, не стоит знакомить меня со своим мнением). Сын садился в него при проезде через посты. К счастью в Казахстане правила все же больше подчинены здравому смыслу и кресло не обязательно.
Ночь застала нас уже на автобане Астана—Кокшетау. Мы почему-то были уверены, что проблем с ужином и ночлегом здесь не возникнет. Но ни тут то было. Как оказалось, все мотели и кафе находятся на противоположной стороне дороги. Оно и понятно, если ехать из Астаны, то до Кокшетау рукой подать, а там то все есть. Идея перейти трассу с разрешенной скоростью движения 140 км/ч хорошей не показалась. После долгого высматривания кафе с нужной стороны заметили какие-то постройки. Свернули. Ни вывески, ни рекламы, машин припаркованных нет, темновато. Но решили пойти и спросить, выбора то уже нет. Нам повезло, небольшая кафешка. Помещения нет, только летняя площадка под навесом, залитая дождем.
Думаю, только в Казахстане в такой ситуации нас бы не послали. Здесь же хозяева не растерялись, вытерли нам стол, постелили на скамью подстилку, включили музыку, сварили лепешки к мясу по-казахски (сейчас так стали называть блюдо, похожее на бешбармак) и ко всему этому прилагались баурсаки, настоящие такие, домашние. Было ну просто очень вкусно. Ну да, порой капли капали на голову, ветерок поддувал, площадка то отрытая, но поели мы с отменным аппетитом. Спросили разрешения остаться на ночлег у кафе и договорились на рассвете позавтракать. Утром наши хозяева снова нас накормили, налили теплой воды в умывальник.
Было очень приятно, что у нас люди способны быть гостеприимными. Очень жалею, что обратный путь не проходил через эту трассу.
Что меня удивило в первый день, как и в следующий, это обилие автомобилей с российскими номерами. Прежде всего самые холодные 86 и 89 регионы, едущие отогреваться, но кроме них попадались автомобили от Москвы до самых до окраин. Порадовало, что в России тоже стало больше наших, но все же на порядок меньше, чем россиян в Казахстане. Все же таможенный союз, который не вызывает у меня бурного восторга, наконец начал приносить пользу ощущаемую простыми гражданами.
День 2-3. Кокшетау—Тюмень
Два года назад и еще раньше я проезжал от Кокшетау до Петропавловска. Дорога была колдобистая с колеями, а в последнюю поездку (два года назад) был затеян грандиозный ремонт, накатана пара километров свежего асфальта и несколько километров гладких объездов. Судя по форумам, которые я читал перед поездкой, у меня сложилось впечатление, что уже большая часть реконструкции дороги проведена и ехать будет не сложно. Ага, как бы ни так. Началось с того, что навигатор решил повести нас через Кокшетау. Мы люди опытные и знаем, что есть объездная. Как оказалась, объездная была, сейчас там строится огромная развязка, все перекопано, объезд через какие-то мелкие и раздолбанные улицы частного сектора, указателей нет. Самое веселое, что навителовская программа, да, та самая, которая три страны: Белоруссия, Россия, Казахстан вообще не имеет карты Кокшетау, да и в целом по Казахстану ориентируется посредственно, может посреди прямой дороги сообщить, что «вы сошли с маршрута». Поэтому мы пожалели, что сразу не проехали через крупные улицы города, как советовал навигатор. Кокшетау мы толком не видели, но окраина приятного впечатления не произвела, хотя мы многие города видели именно такими — не самыми парадными кусками. Дальше еще больше, готового асфальта мало, да и на тот нет заездов, не готово еще 2/3 дороги, т.е. ясно, что ни этим летом, ни следующим стройку не закончат и лучше там не ездить, если есть возможность.
Благо ехали не на пузотерке, ехали бодренько. Добрались до таможни, что на Ишим. Прошли примерно за 40 минут обе границы, основное время было потрачено на заполнение страхового полиса. Тут неприятный сюрприз, если на казахской стороне везде висят объявления, что россиянам можно не регистрироваться в течение 30 суток, то на российской пожимают плечами, мол, не знаем, надо ли регистрировать. Неприятный все же осадок на дорогу, в результате зарегистрироваться попытался через почту, не получилось, проблем на выезде не возникло.
В тот же день достигли Тюмени, по заранее припасенным телефонам вызвонили съемную квартиру. В части города не было горячей воды, поэтому еще пришлось поискать вариант. Нашли в районе перинатального центра в новом доме. Переночевали. В Тюмени были не раз. Город неплохой, активно строится. На выезде из города на посту проверили документы. Следующий день провели в общении с родственниками. Даже съездили купаться на карьер. Хотя купался только сын.
День пролетел. Переночевали еще одну ночь и выдвинулись дальше.
Здесь стоит сделать маленькое отступление. Угораздило нас пообедать в кафешке, по дороге на Тюмень, как назло не запомнил названия, но узнать его не трудно, большая площадка, как положено, немало машин, внутри самообслуживание и главное множество чучел (голов) животных на стенах. Там меня отравили. Заказывали все разное, у жены и сына нормально, а я после окрошки отходил три дня. Такого нехорошего самочувствия не было давно. Но деваться некуда, лечимся, чем можем (аптек на трассе и в мелких поселках практически нет и это обстоятельство обязательно нужно учесть при подготовке аптечки) и продолжаем путешествие.
День 4-й. Тюмень—Екатеринбург—Уральские горы
Заезжаем в город Екатеринбург. Мне очень хотелось посмотреть этот город. Моя хорошая знакомая Александра, живущая там, берется нам в этом помочь и проводит краткую из-за недостатка времени, но очень содержательную экскурсию. Огромное ей спасибо. Город мне очень понравился, стояла совсем не сибирская жара. Удивило обилие трамвайных маршрутов, красивая набережная, красивое здание администрации города.
Удивил магазин внутри храма на крови. Город строится, живет, растут новые микрорайоны.
Не мешкая слишком долго, продолжаем дальнейшее движение. Впереди Уральские горы и ясно, что пересечь их сегодня уже не реально. Как обычно, решаем ехать до заката и встать на понравившейся охраняемой стоянке на ночлег.
По М-5 ехать не хотим и не едем. Объезжаем поверху через поселки. Дорога прямая, крыс мало. Долго не можем найти ночлег, в конце концов, горы и объезд заканчиваются. Мы выскакиваем на М-5 и сразу находим кафе со стоянкой, где ужинаем и встаем на ночлег. Спать в машине не напрягает, сиденья в бегемоте ложатся вровень, сверху помещается надувной матрас. Хотя позже уже не заморачивались с его надуванием и спали так. Спать на стоянках возле кафе удобно, особенно если есть возможность нормально умыться и сходить в туалет, как было в нашем случае.
День 5-6. От Уральских гор до Октябрьского
Днем и по ровной дороге, несмотря на обилие фур, ехалось уже не тяжело, но после свободной дороги плестись 40 км/ч и дышать соляркой не хотелось. Попытались с помощью навигатора построить объезд через мелкие поселки вдоль M-5: Миньяр и другие. Проехали по проложенному маршруту. Половина пути оказалась грунтовой. Это одна из особенностей навигатора, пока не проедешь и не посмотришь, понять качество и значение дороги не реально. Все по цвету одинаковые. Проехали через какой-то карьер, где добывают белый щебень, поплутали, пообщались с местными жителями (спасибо им, доброжелательные и способны объяснить куда ехать) и вернулись на М-5. До пункта назначения д. Александровка, где живут наши хорошие друзья, добрались без проблем.
Хотя и был забавный случай. По дороге видим серебристый Pontiac Vibe, едет себе так неспешно. Ну а мы то, как обычно, небольшими пачками объезжаем неспешных и тут до меня доходит, а на «Понтиаке» то номера алмаатинские. Ровняюсь с ним, сигналю и выхожу вперед, чтобы и он мог мои номера разглядеть. По зеркалам вижу, реакция есть, машут. И тут же замечаю, что фары на их машине не горят. Во-первых, нарушение и опасное, на обгоне небольшая серенькая машинка без фар может оказаться не замеченной, да и просто неприятно за забывчивость крыс кормить. Говорю жене, тормози их из окна. Включаю поворотник, жена дает отмашку в окошко. Останавливаемся и идем журить земляков нарушителей, нам можно, мы же не крысим. Познакомились, оказалось действительно алмаатинцы, только с противоположной окраины города, едут в Белоруссию на разведку, не перебраться ли туда на ПМЖ. А отчего фары у них погасли, так и не поняли, все предохранители передергали, крутилку покрутили, все зажглось. Пожелали друг другу счастливого пути и разъехались. Все же приятно встретить земляков так далеко от дома. Я всегда сигналю нашим, когда забираемся далеко или просто подхожу, если стоим.
В Александровке мы пробыли два дня, были в Октябрьском, ездили купаться на озеро Кандры. Просто отлично провели время.
Кандры — потрясающее место. Вода теплая, берега чистые, не обрывистые, не заросшие. На берегу хвойный лес. Народу немало, но места для стоянки нашли без труда. Пожарили на скорую руку шашлык из курицы. В процессе ненароком захлопнули машину. Ключи, разумеется, внутри, причем брошены мной в кроссовок, стоящий перед водительским сиденьем. Казалось бы ну все, совсем дело дрянь. Но нам повезло. Я для вентиляции оставил приоткрытыми боковые окна, рука, конечно, не пролезает, но у жены в сумке лежащей на сиденье, есть запасные ключи. Удалось изловчиться и веточкой подтянуть сумку к окну и вынуть ключ. Так что обстоятельствам не удалось испортить нам пикник. Спасибо друзьям, за то, что показали нам это чудесное место и за то, что так тепло встретили. Вы классные!
День 7. Александровка—Саранск
Еще одна часть нашего путешествия закончилась, и мы, хорошенько выспавшись, двинулись в дальнейший путь. В этот день мы просто ехали. Хотя не так уж и просто. Когда я изучал карты, то и в атласе, и в гугле, и в яндексе прямая дорога на Ульяновск показана не была, либо какие-то кусочки, либо огромные крюки. Навигатор же нас вполне благополучно вывел через Нурлат и Димитровград на Ульяновск одному ему известными дорогами хорошего качества. Был небольшой участок ремонтируемой дороги и грунтовки, но совсем не большой.
Здесь же был сомнительный случай. Пока проверяли масло, перед Ульяновском заметил, что на противоположной стороне остановилась вазовская 99-ка с местными номерами. Я закрыл капот, сел в машину, в это время 99-ка подъехала ближе, из нее выбежал парень, что-то жестами показал. Я дождался, пока он перейдет дорогу, и пообщался через окно. Он спрашивал, есть ли у меня ключи, дескать, ремень с генератора у них сорвался. Их в машине трое, на дворе день, трасса не глухая, сами они местные, выходил он с ремнем генератора почему-то с пассажирского сиденья. Как они открывали капот, я не видел. Приехали они со стороны города. Эти мысли быстренько пробежали в моей голове и я, ответив, что ключей у меня нет, уехал. Может, конечно, не прав, но какой-то сомнительной показалась ситуация и просто не стал рисковать.
Проехали мы через Ульяновск и мимо Саранска. Если Саранск просто проскочили по объездной, то кусочек окраины Ульяновска все же увидели. Впечатлил мост через Куйбышевское водохранилище на въезде в город. Действительно длинный. Как нам сообщает википедия — 5 825 метров. Обратили внимание на стоянку самолетов и вертолетов. Не знаю, было ли это музеем под открытым небо, время было уже позднее, но там явно немало интересного, например Ту-144. Переночевали где-то за Саранском на одной из стоянок.
День 8-10
На следующий день приехали в город Новомосковск. Здесь живут моя тетя с мужем и двоюродный брат. Погостили у них два дня. Хорошо отдохнули выспались, пообщались. Сам по себе город Новомосковск производит на меня все же депрессивное впечатление, хотя и бываю т,ам не первый раз, как-то ничего там сильно не меняется, хотя сейчас ободрали асфальт, будем надеяться положат обратно.
Было очень приятно встретиться с родственниками, которых не видел несколько лет. Сын с удовольствием погулял в огороде, погонял местных кошек, пособирали урожай смородины на огороде. Утром загружаем все, что по мнению тети жизненно необходимо отвезти сестре в Питер, выдвигаемся.
Трехлитровая банка мёда наша. Нам подарили. Если бы мне кто-нибудь пару лет назад сказал, что я попру в машине такую банку из Новомосковска через Питер и море в Алма-Ату, я бы не поверил, но сын очень любит мёд. :-)
День 10-11. Москва—дорога на Питер
Я люблю бывать в Москве. Мне нравится ее ритм. В очередной раз убедился, что без навигатора в этом городе приезжему крайне сложно. Один случайный поворот, и ты потерялся, но не в этот раз. Постояли в пробке, прокатились по МКАДу, добрались к родственникам в Отрадное. Недолго пообщались, однако график плотный и под вечер рванули дальше в Санкт-Петербург. Пробка на выезде из города. В очередной раз вспомнил, для чего нужен джип, промчался по каким-то проселкам вдоль трассы и поехали дальше. Трасса от Москвы до Питера одна и, наверное, всем хорошо известна. Мы же были здесь впервые. Покрытие ровное, движение по двум полосам в каждую сторону. Непривычным было обилие поселков и фонари на протяжении чуть ли не всей трассы до Твери. Здесь нас застала ночь и мы встали на ночевку на одной из заправок. Устали изрядно и на внешние обстоятельства внимания уже не обращали.
Утром проснулись, вышли из машины. Вот вроде бы лето, но сыро и неприятно. Изрядно воняет бензином. Самое неприятное, что воняет от нашей машины, а не от заправки. Дело в том, что если залить в машину полный бак, то порой срабатывает клапан обратки и какое-то количества бензина выливается. Проблема решается просто, не заливать бак под завязку или сразу же ехать, активно расходуя топливо. Вечером же мы просто уже забыли об этой особенности, заправились и встали на ночевку. Здесь же впервые увидели борщевик. Размеры впечатлили, я не был абсолютно уверен. Но помнил, что на Drom.ru упоминалось про большое растение с белыми цветами, кажущееся безобидным, но весьма опасное, так как вызывает сильнейшие ожоги.
За световой день добрались до Питера. Уже недалеко от города видели первую за весь путь аварию. Одна фура догнала другую. Видели еще несколько подобных случаев, и несколько вылетевших с дороги фур, думаю, либо засыпают на гладкой дороге, либо стоящая фура не обозначена должным образом. В Питере были уже после обеда, ближе к вечеру. Трасса все же загружена и не позволяет двигаться достаточно быстро, многочисленные поселки, радары, но самый интересный пункт это все же Вышний Волочек. Я не знаю, что там такое происходило (или регулярно происходит) в этом чудесном городе, но что по дороге туда, что по дороге обратно, нас ждала на въезде в город огромная, на несколько километров пробка. Воспользовавшись навигатором, построили объезд и, пользуясь обочиной, кое-как добравшись до первого поворота свернули с трассы. Да город-то возможно и изумительный, древний, наверное, но асфальта, да и в принципе дорог мы там не нашли. Навигатор провел чуть ли не по дворам жилых домов. Несколько раз заблудился, но все же вывел на трассу. При этом местное население вполне себе лихо ездит по этим колдобинам и направлениям. В общем, впечатления от города отвратительные. Именно здесь стали слышны какие-то подозрительные скрипы сзади.
День 11-13. Питер
В Санкт-Петербурге живет моя двоюродная сестра с мужем и детьми. Было очень приятно их увидеть, лет пять, как они уехали, и мы не встречались. Познакомились с племянницей, которую раньше знали только по фотографиям. Сразу же поехали смотреть Финский залив.
Немного прошлись по центру города, несмотря на позднее время.
Весь следующий день с сестрой и детьми гуляли в Петродворце в Петергофе. Очень красиво. Описать невозможно, надо видеть.
Ночью смотрели как разводятся мосты. Спасибо огромное Мише, который ездил с нами посреди ночи.
Кстати, это было время белых ночей, уже не самый их разгар, но на улице действительно светло, толпами ходят туристы. В последний день мы уже сами поехали в центр, экскурсия по рекам и каналам на теплоходике понравилась благодаря интересному рассказу экскурсовода, Исаакиевский собор произвел огромное впечатление, тоже очень порадовались, что присоединились к одной из бесплатных экскурсий, без дополнительной информации впечатление было бы не полным. Периодически шел дождь, как и должно быть в Санкт-Петербурге, но нам это не мешало. Просто прошли по улицам и площадям, ездили на метро.
Впечатления от города. Да, хороший музей. Красивые фасады, добротные набережные, отличное место, чтобы приехать, погулять, отдохнуть от обыденности. Но жить здесь мы бы не хотели. Дорожное движение почему-то тоже не понравилось, какое-то оно излишне запутанное что ли. В метро, в сравнении с московским, например, нет указателей, так мы когда возвращались домой, приехав на нужную станцию, вышли совсем не там, где планировали и прогулялись лишние полчасика по свежему воздуху.
День 14-16. Москва
Выспались и выехали обратно в Москву. За день добрались без каких-либо приключений. Въехали в город уже ночью. Здесь муж моей тети устроил нас на ночлег у своих родственников. Погуляли на следующий день по Москве, просто катались, посмотрели кое-какие пригороды, не ездили в какие-то общепринятые места прокатились по проспектам столицы, съездили на Воробьевы горы.
Пошел дождь. Поехали домой спать. С утра решено еще немного покататься по городу, а именно посетить Поклонную гору и ехать в направлении Краснодара. Сам по себе комплекс на Поклонной горе нам очень понравился.
В музей не пошли, т.к. ребенку это было бы еще совсем неинтересно. Надеялись посетить музей техники под открытым небом, но именно в этот день он оказался закрыт. Начавшийся ливень не оставил нам выбора кроме как попытаться добежать до машины. Добежать не успели, частично переждали ливень под зонтиком уличного кафе. Зонтики зачем-то спешно начали складывать, ветра то не было, но есть же упыри. Несколько изменив планы, после обеда выехали и к ночи, доехав до Новомосковска, снова заночевали там.
День 17. Новомосковск—ст. Брюховецкая (Краснодарский край)
Ранний (6 утра) старт дал возможность совершенно благополучно проехать по трассе М-4 до станицы, где живет моя бабушка. Трасса М-4 изрядно загружена, по пути попадалось несколько многокилометровых пробок. Причем причинами этих пробок зачастую был одинокий дорожник, рисующий на асфальте очередную стрелку, или небольшое сужение дороги. Слегка удивила повышенная законопослушность российских водителей, там где не надо. Я понимаю, что если нарисована разметка для двух рядов, то желательно ехать в 2, но если есть возможность ехать медленно в 3, то почему бы и нет, если можно объехать препятствие, сместившись между полос, то почему бы и нет. Про то, что движение никому регулировать не надо, вообще молчу, зачем, можно же прятаться за знаком с радаром и рубить бабло, вот это достойная мужская работа.
Очень быстро убедившись, что вместо того, чтобы ехать, многие водители предпочитают стоять в пробке, держать огромное расстояние до впереди идущей машины, выходить куда-то и затягивать и без того нудное передвижение. Я перестал заморачиваться и просто стал ездить по обочинам и полю, для чего, в конце концов, покупал джип. Наверное, меня материли те, кто предпочитает ездить с открытыми окнами на машине без кондиционера, но у каждого свой путь и каждый выбирает свой уровень комфорта. Я же не настолько богат, чтобы жечь бензин в многочасовых пробках. В остальном просто дорога, долгая и живописная ближе к своему концу, как потом я узнал, нам очень повезло, что мы не поехали сразу в Краснодар, иначе под ночь мы бы плелись по бесконечному участку строящейся трассы перед городом. У бабушки мы лишь переночевали и по утру двинулись дальше.
День 18. Краснодар
Просто день. Я не люблю этот город. Я приезжаю туда просто потому, что там живет мой отец. Но в этот раз я решаю там не задерживаться. День, ночь и мы едем к морю.
День 19-24
Выспавшись, сели в машину и задумались о том, как нам поехать. Отдыхать мы собираемся в Сукко. Это совсем недалеко от Анапы. Мы уже были там в прошлый раз, правда, в сентябре. Сейчас нас там уже ждут, мы забронировали номер, закинув некоторую сумму на телефон хозяйки. Цены покусывают: 2 700 рублей в сутки в сезон, но мы не хотим жить в самом поселке Сукко, т.к. от любого из гостевых домов, расположенных там нереально далеко добираться до моря, а на машине до него тоже проезда нет. Каждый день уныло нести на себе пляжные принадлежности, шествуя через местный базар по жаре. Нет, просто нет и еще раз нет, без аргументов. Поэтому мы планируем поселиться в одном из гостевых домов на территории детского лагеря «Смена», у которого есть свой пляж, до которого идти не более 100 м, закрытая, чистая и тихая территория, без увеселительных заведений и ночных дискотек.
Итак, первая задача доехать до Сукко. Навигатор готов нас вести, но тут мы замечаем, что маршрут проложен через Крымск. О том, что незадолго до того там погибли люди, и история эта очень мутная, мы знали. Поэтому сразу подумали, что наш проезд через город, где несколько дней назад произошла трагедия, не совсем уместен, да и о состоянии дорог там мы ничего не знали. Довольно долго помучив наш навигатор мы проложили маршрут с большим крюком на Джубгу, оттуда уже на Новороссийск и Сукко.
Дорога через горы, которую на «Марке» мы обычно пролетали на одном дыхании, на этот раз оказались более тяжелыми. Сказывается валкость «Монтеро», да и трасса в пик сезона загружена изрядно. Здесь нас обогнал и посигналил бордовый «мерседес» на Карагандинских номерах. Кроме того, что от изрядно забитых насекомыми радиаторов двигатель грелся, и кондиционер плохо справлялся с жарой, я скоро заметил, что что-то не так. Появись признаки вибрации. Мы постоянно останавливались, чтобы проверить масло, дать двигателю слегка остыть, и я, проверив в очередной раз, заметил, что заднее правое колесо горячее, такое уже было когда-то — зажались задние колодки. Ехать еще прилично, попытался заехать на пару мелких СТО в горных поселках, ну, кроме как кубаноиды, ничего сказать не могу. «Нет, мы только до 6, а уже 5. Нет, наш подъемник не поднимет. Нет, нам некогда» — вот чем меня порадовали местные работники. В конце концов, попались нормальнее мужики, поддомкратили машину, раскидали суппорт, да вроде бы и ходит поршень. «Наверное, тебе показалось». Ну и ладно. Я то знаю, конечно, что не показалось, но отпустило и слава богу. Там же нам объяснили, что мы напрасно поехали по горной трассе, т.к. основной маршрут пусть и проходящий через Крымск, все же в сам город не заводит.
Так неспешно и добрались к вечеру до Сукко.
Созвонились с нашей хозяйкой Валентиной Викторовной. Надо сказать, что мы приехали на 1 день раньше запланированого. Объяснили ситуацию, и она предложила как вариант переночевать у своей снохи Яны в гостинице Винговер, что в самом поселке. Туда мы и направились. Гостиница большая, четыре этажа, действует несколько лет. Не убитая, чистая, ухоженная, на территории и в холле цветы. Номера просторные, кондиционер, телевизор, душ или ванна, унитаз. Завтрак, обед и ужин в столовой в пределах 1 500 рублей в день на семью из двух взрослых и ребенка, кормят вкусно, на территории детская площадка. Единственный минус — машины стоят за территорией, паркинг еще не готов, но место тихое. Номера здесь получались дешевле, хотя и были значительно просторнее и соответственно комфортнее. Разница в цене объяснялась просто, Винговер находится ну очень далеко от пляжа, на окраине поселка, где тихо, спокойно, но далеко, пешком до пляжа совсем нереально. Но мы то планировали просто переночевать и на следующий день переехать. Заселились и узнали, что от Винговера каждый час прямо на пляж, а не до базара как у других, ходит бесплатная маршрутка и так же обратно. С утра опробовали это дело. Да на «газели», но всего пять минут. Нам в отеле очень понравилось, и просто по-человечески поговорив с Валентиной Викторовной, с которой договаривались поначалу, мы остались в гостинице ее снохи, все остались довольны. Конечно, в следующие дни мы нашли возможность ездить на пляж уже на своей машине, хотя и гостиничный транспорт работал без нареканий.
Итак, мы на месте, шесть дней пляжного отдыха. Пляж галечный, во время организованного купания детей приходится смещаться с основного пляжа в строну, где в воде более крупные и скользкие камни, что впрочем не мешает тем, кто хоть немного умеет плавать. Ребенок в воду заходит мало и в основном играет на берегу или в полосе прибоя, ему тем более все равно, что там на дне. Еда в гостинице не отличалась огромным разнообразием, но мы имели возможность выбрать из 2-3 вкусных блюд.
Разумеется мы не лежали все шесть дней на пляже. В один из дней мы съездили на Большой Утриш в дельфинарий.
Нам очень понравилось. Ребенок не просто высидел, но и с интересом наблюдал за трюками дельфинов. Посмотрели представление, прогулялись до маяка. Маяк действующий, одновременно является памятником морякам, погибшим в годы войны.
Также в один из дней совершили пешую прогулку на дикий пляж и обратно по берегу, до пляжа «Смены». Там крутой спуск к морю, но очень живописные виды, растут хвойные деревья.
Время пролетело незаметно. Отдыхать всегда здорово, а на море особенно.
За день до отъезда, при проезде по поселку за нашей машиной пристроилась «пятерка», сигналит, фарит, рукой машет. Ну, думаю, торопится человек, я то на отдыхе, 40 км/ч по знаку еду. Принимаю правее, не обгоняет. Дальше думаю: «Сильно никого в последнее время не обижал, послушаю, чего хочет». Останавливаюсь, оказывается земляк наш, тоже в Алма-Ате жил, теперь в Сукко. Поговорили, приглашал в свой гостевой дом, были бы рады, но уже завтра нужно было уезжать. Кстати, в Тюмени тоже подходил мужчина из наших бывших. Много нас таких.
День 25-й
Снова в Краснодар. На этот раз поехали через Крымск, дорога проходит пару километров по самой окраине, никаких признаков буйства стихии там нет. Все равно печально все это.
В очередной раз попытались найти СТО, где могли бы оценить состояние автомобиля. Казалось бы крупный город. Правда, время опять ближе к вечеру. Объехали 6 или 7 мелко-гаражных и крупных СТО и на каждом нашли причину для отказа в обслуживании. В конечном итоге все же нашли место, где нам за 15 минут посмотрели машину, предложили заменить стершиеся задние колодки и даже договорились с магазином, в котором их можно купить. Спасибо Антону с СТО напротив самолета (Дзержинского-Гастелло). Уже вечером отец мой подметил, русские работают до 18:00, а армяне до тех пор, пока есть работа.
Отдых. Ночевка и сборы домой.
День 26-й
Взяли курс на Волгоград. Трасса загруженная. От Краснодара идет ремонт на протяжении 10-20 км, нарисована сплошная и стоят знаки запрета обгона и 40. Никакой необходимости в них нет, т.к. дорожники копошатся на нескольких небольших участках, а дорога ровная и просматриваемая в обе стороны. Но так уж повелось, дороги не для тех, кто по ним ездит, а для тех, кто их строит и ремонтирует. Вообще про дорожников печатных слов кроме бездельники и жулики за всю дорогу как-то в голову не пришло. Там же нас изрядно задержали две пробки, на этот раз причиной стали две серьезные аварии, в одном месте паровозиком столкнулись три машины, а в другом «ауди А6» просто вдрызг размазала по дороге «девятку». Как уж там у них получилось, не знаю, но при целом салоне «ауди» возле «девятки» лежало накрытое тело.
Где-то на границе Волгорадской области, где на развязке красивый памятник в виде летящих танков при проезде стационарного поста, весьма не худая крыса махнула мне полосатой палкой. Т.к. мы уже поравнялись, то я остановился, немного проехав вперед, включил аварийку, подождал. Убедился, что к моей машине никто подходить не собирается, и поехал дальше. Подобная ситуация повторялась позже где-то совсем в другом регионе, уже не вспомню где, с той лишь разницей, что там не было стационарного поста.
До Волгограда доехали уже ночью, решили не спешить с ночлегом, а заехать в город и подняться на Мамаев Курган. Мы, конечно же, были там, но проезжать мимо не хотелось, к тому же хотелось посмотреть на мемориал ночью с подсветкой. Навигатор провел каким-то не простым путем, в результате мы оказались не у подножия кургана, а на его вершине, на небольшой стоянке возле кафе «Блиндаж», которое впрочем, уже было закрыто. «Навител» всех туда приводит, судя по обилию иногородних машин с навигаторами на стоянке. Все же грандиозное сооружение, не оставляющее равнодушным и напоминающем о масштабах битвы, развернувшейся за город, и позволившей переломить ход войны.
Панорама города наглядно свидетельствует о том, что именно этот курган и был господствующей высотой, основным камнем преткновения. Мы обошли мемориал и вернулись обратно. Ехать уже никуда не хотелось. На стоянке, двое мужчин поинтересовались у нас местные ли мы и не знаем ли мы можно ли переночевать здесь. Мы им, конечно же, любезно разрешили и сами разместились на ночлег здесь же. Про Волгоград и его окрестности я скажу, что нам с женой обоим город очень нравится. Из недостатков отмечу лишь то, что в городе необходимо срочно упразднить и расформировать все организации, имеющие в своем названии слово «дорожный», ибо дорог в городе просто нет. Я не видел в большом городе на центральных улицах такого отвратительного асфальта, нигде.
День 27-й
Выехали на рассвете. Взяли курс на Саратов и Самару. Доехали намного лучше, чем в прошлый раз, просто потому, что не поехали через Энгельс. В этот раз мы ехали по правому берегу. С Волгограда проехали через Камышин до Саратова, потом проехали сначала на Вольск, потом на Балаково. Там и переехали по мосту. Мост в существовании которого я как-то засомневался по началу, оказался грандиозным гидротехническим сооружением. Все проходим по объездным. В очередной раз тормозили крысы. На этот раз соизволили подойти. Показывали видео про то, как я обгоняю «газель». Искренне не понял, в чем же тут нарушение, разметки никакой нет, где снято видео, непонятно, был ли знак я не знаю, что денег не дам, сказал сразу, правами дорожу, но не слишком, никуда совершенно не тороплюсь. Я явно зря занимал место в машине, к которой уже тянулся денежный поток, на намеки отвечал абсолютно прямо и честно. Уехал с правами.
Ночуем возле маленькой кафешки, особо не выбираем.
День 28-й
От Самары едем на Магнитогорск, Оренбург и Троицк. Дорога гладкая, едем спокойно. По сути опять объезжаем М-5 Уральские горы. Очень красивые пейзажи, при этом крутые серпантины, но совсем не напрягающая дорога, через небольшие горные поселки. Природа. Не удержались от того, чтобы остановиться и побродить и пофотографироваться в лесу. Я абсолютно городской житель и впервые увидел настоящий муравейник. Грандиозное сооружение высотой около метра, да и не один, а штук пять в ряд.
Уже после всего этого природа сменилась деятельностью человека, промышленностью.
Запомнился какой-то завод с факелами и огромная вереница из пары десятков больших автобусов, везущая рабочих. Проезжали через Сибай. Честно сказать, та часть, через которую проходит трасса, это весьма жуткое зрелище. Грузовики, летящие от карьера в клубах белой пыли, ТЭЦ, огромные лужи непонятного цвета и отвалы пустой породы со всех сторон.
Опасаемся перехода границы. Все же крупный пункт, как бы не было очереди. Подъезжаем к посту. Впереди десяти машин, да еще и автобус подъезжает. Настроение падает, но напрасно, очередь движется быстро и уже через 40 минут мы на другой стороне. Да, работа действительно наладилась. В прошлые поездки при меньшем количестве машин в очереди стояли дольше. Рубеж пройден, стало как-то спокойнее, уже непредвиденных задержек быть не должно. Так и доезжаем до Кустаная. Конечно, видим маленький кусочек окраины города, но в отличии от Кокшетау сразу видно, что ты в городе, где есть порядок.
День 29
Переночевали у какой-то кафешки, даже не вспомню, где. Помню только, что на эстакаде возле кафе стоял грузовик из 60-х годов. Я тронулся в путь, не став до конца будить жену и сына. Едем на Астану. Снова ландшафт становится степным, привычным. Здесь я пытаюсь вспомнить, что же мне говорили про дорогу. Не могу вспомнить. Дорога гладкая, свежепостроенная на всем протяжении, но гложут меня смутные сомнения. Что-то не дает покоя. Через некоторое время обращаю внимание на встречную машину, изрядно такой забрызганный грязью джип. Ну, думаю, с «говен» или с рыбалки. Через некоторое время понимаю, что большинство машин вообще-то тоже не очень чистые. Смутные сомнения начинают перерастать в уверенность, что явно не вся трасса такая хорошая. Доезжаем до Жалтыра. Видим грандиозную стройку, на которой нет ни одного рабочего. Отсыпанное щебнем полотно дороги и объезд — укатанный грейдер. Почему-то укатан он из булыжников, по которым очень неприятно ехать, но чуть дальше грейдер наполняется жидкой грязью глубиной в половину джиповского колеса и по пороги легковушки, а местами чуть глубже. Ехать по всему этому страшновато, когда не видишь, что там на дне. Но на встречу проезжают легковые, значит, и мы проедем. Трястись по этой грязи утомительно. Выезжаем, где это возможно в поле и едем уже по нему, порой по полю проезда нет и приходится возвращаться на «дорогу» и так 30 км. Машина, конечно же, уделана вся, по крышу. Я не мыл ее 10 тыс. км, и она была в целом пыльная, но все же относительно чистая и вот уже перед самой столицей такая ерунда.
До:
После:
Так и въезжаем в город. Сразу же выбираем конечной точкой ж/д вокзал. Мы решили снять квартиру, нормально отдохнуть, помыться и постираться, а вечером погулять по городу. Квартира нашлась быстро. Как и хотели, на левом берегу. За однокомнатную просили 10 тыс. тенге, мы планировали рано утром выехать и сторговались на 6 тыс. Вечером в Астане красиво. Погуляли вокруг президентской резиденции по набережной, перед Байтереком.
Астана продолжает строиться, видно, как растут новые жилые комплексы. На улицах по-прежнему мало людей, нет пробок. Все же есть ощущение какой-то недоделанности (например, набережная внезапно заканчивается за президентской резиденцией и начинаются заросли камыша), видимо, сказывается спешка при строительстве и использование не самых качественных строительных материалов, нет ощущения, что построено на века. Возможно, с годами это пройдет, и неудачные элементы отделки зданий и улиц будут заменены.
День 30. Астана—Алма-Ата
В шесть утра сдали квартиру и поехали по хорошо знакомой дороге. Как обычно, Караганду прошли через город. По дороге до Балхаша какой-то недоделанный или просто наркоман на серебристой «ауди 100» с колхозными номерами «С 371 SFM» мешал нормальным людям ездить препятствуя обгону, набрали 112, пояснили ситуацию и попросили тормознуть его на ближайшем посту, тормозили его или нет не знаю, ехали мы не спеша, с остановками.
Где-то под Балхашем купили копченую рыбу, всегда покупаем, когда едем домой.
Видели серьезную аварию. На трассе стояла древняя «нива» с полностью оторванной мордой, в кювете лежала «ауди». На месте работала бригада МЧС. Как раз в тот день я заметил, что между Балхашом и Алма-Атой появилось два поста МЧС, небольших, на 1 реанимобиль. Получается, что эти посты сокращают расстояние, которое нужно проехать машине скорой помощи примерно на 200 км, а для кого-то это реальный шанс. Остается лишь пожелать им скучных смен.
Остановились и пообедали в кафе «Старая крепость». Выглядит вполне себе антисанитарно, но оно прямо на берегу Балхаша, многие там же и купаются, мы ограничились тем, что помочили ноги, а то там уже целый зоопарк плескался. Дорога от поворота на Чу до Куртов за месяц лучше не стала, проехали потихоньку. К городу подъезжали уже в темноте. Навителовский навигатор упорно норовил завести в город каким-то неведомым путем, то через Бурундай, то через верхнюю каскеленскую трассу, а на развязке перед Каскеленом вместо того, чтобы просто повернуть направо по одному лепестку предложил проехать сразу по всем четырем. Но здесь уже все знакомо, не обращая внимания на навигатор, едем домой.
Итоги
По деньгам и бензину, км и прочим расходам. Просто много. Честно сказать, лень считать. Эта статистика никому не нужна, у каждого будут свои расходы.
Довольны ли мы поездкой? Да довольны, нюансы бывают в любом большом деле и уж тем более в длительном путешествии, но все они с лихвой перекрываются полученными положительными эмоциями.
Мы были рады видеть всех, у кого побывали.
Поедем ли еще? Да, обязательно поедем.
Довольны ли машиной? Не в полной мере, хотя то для чего она покупалось она со скрипом, но все же выполнила.
Спасибо пользователям Drom.ru, rutrassa.ru, vse.kz за советы и помощь в подготовке маршрута, а особенно объезда Уральских гор.
Что меня искренне опечалило, что во многих регионах водители перестали моргать встречным при виде крыс. Я понимаю, что многие купили радар-детекторы, но не все, да и крысы в России весьма изобретательны и чаще стараются внушить, что вы совершили запрещенный обгон. Спасибо тем, кто моргал мне, предупреждая о засадах. Особенно спасибо дальнобою из киргизского Оша, который уже в Казахстане увидев, что я подлетаю и могу начать обгонять его там, где это запрещает разметка (я, конечно, бы не стал соваться в опасный обгон), и при этом впереди у дороги стоит крыса, моргнул мне аварийкой. Он был в чужой стране и моргнул мне прямо перед самым носом крысы, не побоялся, не сделал вид, что его это все не касается.
Напоследок добавлю. Путешествуйте! С каждым годом это проще и приятнее, строятся заправки, стоянки и кафе, появляется больше информации, значительно упростился переход границы и даже дороги, остающиеся больным местом, становятся местами лучше.
Виталий, Жанна, Илья
Так, дополнения, можно не читать, типа, без советов никак
Вещи нужные в дороге, которые я не упоминал в прошлых отчетах: