|
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Автопробег ВГУЭС-2009: путешествие из Владивостока в Петрозаводск (путевые заметки «небывалых»)
Участники: 18 человек, 6 машин: Lexus GX470, Toyota Hilux Surf, Nissan Safari, Isuzu Bighorn, Toyota Hiace, Toyota Harrier.
Маршрут: Владивосток — Хабаровск — Белогорск — Ерофей Палыч — Чита — Улан-Удэ — Посольское — Иркутск — о. Байкал — Иркутск — Тулун — Красноярск — Кемерово — Горноалтайск — Белокуриха — Новосибирск — Омск — Тюмень — Курган –Челябинск — Уфа — Казань — Суздаль — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ярославль — Владимир — Вологда — Петрозаводск — Санкт-Петербург — Москва.
Продолжительность — 30 дней, 10.07.2009 — 10.08.2009.
Расстояние — 16 500 км.
Экскурсионная программа: Бурейская ГЭС; Иволгинский дацан в Улан-Удэ; остров Ольхон на о. Байкал; парк развлечений, видовая площадка на р. Енисей и Красноярские столбы в Красноярске; Алтайский край: экскурсия по Телецкому озеру, Чемальская ГЭС, автовосхождение на Семинский и Чике-Таманский перевалы, Курайская степь, ледники Чуйского хребта, долина Чулышман (Красные Ворота, Мертвое озеро), село Кош-Агач (120 км от границы с Монголией и самая южная точка нашего маршрута), остров Патмос, Алтайский ботанический сад, сплав по р. Катунь, слияние рек Чуи и Катуни, полет на параплане с горы Церковка в Белокурихе; обзорная по Новосибирску, купание в «Голубых озерах» в Кургане, обзорные экскурсии по городам Челябинск, Уфа, Казань, путешествие по городам Золотого Кольца: Сергиев Посад (Троице-Сергиева Лавра), Переславль-Залесский (Синий камень), Ярославль (Спасо-Преображенский монастырь, церковь Ильи Пророка), Владимир (Успенский собор, Дмитриевский собор), Вологда (Музей вологодского кружева, Софийский собор, Вологодский Кремль); Карелия: Петрозаводск, о. Кижи, о. Валаам, г. Сортавала (Музей деревянного зодчества, экскурсия на водопады и мраморный карьер), Санкт-Петербург (г.Приозерск, Петергоф), Москва.
Часть 1. Владивосток — Иркутск
Началось все с первого тренировочного автопробега по Приморью. Уже тогда в августе 2008 года, объездив красивейшие места по северу Приморского края, мы твердо решили, что должны заявить о себе на всю Россию, и тогда же пришло понимание, что для нас — сотрудников одной организации, но совершенно разных по характеру, возрасту, статусу людей — это будет отличный тренинг командообразования. Так мы хотели повысить свою эффективность, которая более чем когда-либо необходима в условиях свалившегося на нас кризиса. Уважаемые топ-менеджеры, наша, на первый взгляд, сумасбродная идея оправдала себя на все 100%. Можете смело прибегнуть к такому методу сплочения коллектива. Однозначно, участники такого «тренинга» научаться слушать и слышать друг друга, в результате не будет потери времени на неэффективных коммуникациях.
Как работники образования, мы подошли к вопросу подготовки автопробега с большой долей серьезности. Все расстояние от Владивостока до Петрозаводска разделили на части между шестью экипажами, каждый тщательно проработал свой участок: просчитали километраж, расход бензина, разведали состояние дороги, определили и забронировали места ночевки, вспомнили всех знакомых, которые могли бы нас встретить на въездах в крупные города и облегчить там движение.
Для того, чтобы освежить в памяти знания по оказанию первой медицинской помощи в экстренной ситуации, пригласили медработника. Нам посоветовали прибрести мешок лекарственных средств от давления, от сердца, от боли, от тошноты, от застоя крови и ... Слава Богу, вновь обретенные знания и купленные лекарства «от невозможного» нам не понадобились. Думаю, вы можете пренебречь этим в своем путешествии, в любом случае чего-чего, а аптек по дороге встречается много. Хотя можно сделать из этого мешочка с лекарствами нечто вроде оберега — «Если он с вами в пути, то его содержимое не понадобиться, а если нет, то можете и приболеть». Выбирайте сами.
С особой дотошностью мы следовали рекомендациям по формированию багажа: это был список из 60 «самых необходимых бывалому туристу вещей». Несмотря на то, что каждый из участников автопробега безжалостно сократил этот список на свое усмотрение, мы все же набрали кучу ненужных вещей и тем самым бессердечно перегрузили автомашины. Я, чей багаж был нечаянно увезен из Иркутска обратно во Владивосток, могу точно сказать, что для 20 дней автопутешествия достаточно с собой иметь зубную щетку, пасту, несколько комплектов нижнего белья, две пары носков, брюки, футболку, куртку и кроссовки. Конечно, на фотографиях красивыми и стильными вы не будите выглядеть, но страдания от такого минимализма вам не грозят.
К путешествию подготовили 6 машин: четыре джипа (Lexus, Surf, Safari, Bighorn), автобус Hiace и кроссовер Harrier. Спасибо ребятам из компании «Варягшинторг», поддержавших всех нас дельными советами и обеспечивших дальний путь резиной. По тем автополомкам, которые случились с нами, рекомендуем проверку состояния ремней генератора и кондиционера, и обязательно берите с собой не менее двух запасок, а если едете летом, то ни в коем случае не отправляйтесь в путь на зимней или всесезонной резине.
Еще робкие и неуверенные в успешном исходе нашей авантюры мы отправились в дорогу только после благословления в церкви. Так что высшие силы оберегали нас весь этот долгий и непростой путь!
10 июля 2009 года — первый день автопробега, первые привалы на дороге, первый восторг от того, что никогда бы его не вызвало, останься мы в своих комфортных кабинетах за привычной для каждого из нас работой и, наконец-то, первый день глубокого сна, навеянного 15 часами движения по федеральной трассе Владивосток — Хабаровск. На этом затяжном участке не отказали себе в небывалом удовольствии: приняли углекислые ванны в Шмаковке. Между прочим, если решите остановиться перекусить в кафе «Отдых» — не рекомендуем.
11 июля 2009, Хабаровск — Белогорск. День ознаменован подготовкой к травмирующему участку пути: высокопоставленные чины от науки и образования переквалифицировались в профессиональных «скотчековальщиц» автомашин. Уже через несколько минут на месте бинтования наших машин мы стали принимать заказы от перегонщиков автомобилей, установили ставку за эту услугу и готовы были заработать наши первые деньги на этом новом поприще. В то время мы еще не знали, что сложнее будет снимать китайский малярный скотч с наших автоподруг, чем его наклеивать... Кстати на некоторых из участниц автопробега до сих пор то здесь, то там натыкаешься на ошметки бумажного скотча, прикипевшего к телу машины: ни мойка, ни химическая обработка не смогла стереть с любовью и тщательностью приклеенные полоски бумаги. Для читателей интересующихся местами достойного ресторанного обслуживания на данном участке сообщаем: «Обедали «У Коляна» — понравилось».
12 июля 2009. Белогорск — Ерофей Палыч. Ерофей Палыч не имя и отчество, это небольшой городок, в котором можно заночевать в гостинице «Восток». По описанию бывалых это самый «ужасный» участок маршрута. Подтверждаю — все, что говорят, чистая правда и, несмотря на то, что строительство федеральной трассы идет полным ходом, правдой это будет оставаться еще долго. Грунтовка повышенной сложности: щебёнка, большие и острые камни, объезды и переправы. Средняя скорость движения 30 км. час. Высокие летние температуры, частые грозовые дожди затрудняют работу строительной техники. Пробили первое колесо.
Ерофей Палыч — Чита — маршрут четвертого дня пути. Заливные луга по обе стороны дороги, сама же дорога не «ахти». Сотрясающийся мозг пассажиров рождает стихотворные строки о предмете нашего постоянного внимания: «В машине ехало нас трое и много всякого добра. Ну, а за нами чередою тащилась странная орда. А впереди была дорога — сама стиральная доска. Зачем пустились мы с тобою, в сей долгий путь, скажи, тогда?!». По пути следования — первый международный контакт: встретили одинокого байкера Сиги, до нас освоившего не только бездорожье России, но и побывавшего в Албании, Монголии и др. странах. Помогли, чем смогли. Заночевали в мотеле для дальнобойщиков «Вдали у жен».
Чита — Улан-Удэ — Посольское. Страшилки о криминале на дороге подтвердидись. В Тарбагатане чуть было не попали под гипнотическое воздействие лиц неславянской внешности, инсценирующих поломку автомашины и просящих любой помощи (а лучше финансовой!) у сердобольных путешественников. Будьте бдительны и не останавливайтесь: милиции в тайге не дозоветесь, а без денег, «как пить» останетесь. Ничего другого этот день не омрачило. Если не знаете, чем можно заняться на протяжении 12 часов пути, пока бессменный водитель уносит вас все дальше от родного дома, то у нас есть несколько подсказок. Можно останавливаться около каждого приглянувшегося вам кафе, чтобы перекусить или продуктового магазина, чтобы купить чего-нибудь, что можно потом порубить и поесть. Занятость на 1 -3 часа пассажирам обеспечена, а если есть что-то выпить, то можно посвятить этому и 5 часов. Так вы не будете замечать, как завтрак перетекает в brunch, brunch в обед, затем полдник, ужин, второй ужин и спать. Рот, как часть вашего целого, будет занят всегда, но есть одно опасение — можно прибавить в весе до 5 кг и более (что и произошло с некоторыми из нас). Выдуманы были и более полезные хобби: аудиообучение английском языку, чтение вслух художественной литературы (Например «Трое в лодке не считая собаки»), придорожный сбор грибов и ягод, засушка растений в гербарий, летопись, видеозапись и фотосъемка путешествия. В общем, от безделья и не то придумаешь!
Иркутск — путешествие по о. Байкал. В машинах ехали по два, а исключительные и по пять человек. Не повторяйте опыт того, кто пренебрегая всяким здравым смыслом, загрузив машину «под завязку», не отказывает своей добродетели и соглашается принять пятого, внезапно оказавшегося без места J. Максимально допустимая, комфортная во всех смыслах вместимость авто в столь длительном пробеге — 4 человека, из которых минимум как двое должны уметь водить и быть готовы подменить друг друга.
На Байкале, наконец-то, первая длительная остановка! Мечта — увидеть великое озеро Байкал сбывается. Песчаные дюны, причудливо изогнутые деревья с сильной волей к жизни, прозрачная и леденящая вода Байкала, запах хвои, опасные скалы — все это останется с вами навсегда. Две ночи провели в национальных жилищах бурятского народа — юртах (сборно-разборных сооружениях из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом). Посетили остров Ольхон на о.Байкал и совершили экскурсию на его южную точку. Около Буддийской ступы на о. Байкал все участники автопробега прошли обряд прощения и освобождения от мирских грехов.
Кстати, а знаете ли Вы, что... Зимой толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5-2,5 м! А лед такой прозрачный, что идущему по нему становится не по себе, и только самые устойчивые выдерживают 20-30 минут ходьбы! Воды в котловине Байкала почти столько же, сколько в Балтийском море, к тому же она пресная! Озеро Байкал растет — берега раздвигаются до 2 см в год!
Часть 2. Иркутск — Алтай — Новосибирск
Иркутск — Тулон. Мы уже девять дней в пути. За нами 4 500 км дорог. Остались позади Хабаровск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, и менее известные поселки и деревеньки: Зады, Дуралей, Похабиха, Мордайская куретка… Да, да именно так! Это не галлюцинации уставших путников — это наш богатый русский и нерусский язык топонимики. Остановились в мотеле «Шинеман и сыновья» — прилично.
19-20 июля 2009. Тулун — Красноярск — Кемерово. Утро в Тулуне у некоторых не задалось: у одной из машин полетели ремни. Полдня было потрачено на поиск авторемонта для их замены. Разрыв между машинами составил около четырех часов и экипаж Surf принял решение вернуться домой. Потеряли экипаж, но нашли подтверждение мудрой пословице «Дорога домой всегда легче»: действительно, на пути домой их машина вела себя очень покладисто. Да и сама природа была на их стороне, не пустив их в Красноярский край: ведь дорога там под стать бездорожью Амурской области.
Тех, кто продолжил свой путь вперед, ждала «красота, какой нам не обещали»! К Красноярску мы из «неутомимых автогонщиков», действующих по строгому расписанию, превратились в «иных» и смогли себе позволить насладиться суетой городской жизни, выпить чашечку настоящего «Американо», взглянуть на воды великого Енисея, покататься на канатной дороге и с большого расстояния понять, что такое Красноярские столбы.
21 — 28 июля 2009. Кемерово — Алтайский край (Горноалтайск — турбаза «Долина уюта» на Телецком озере — о. Ая — турбаза «Эрлагол» — с. Кубс — с. Еланда — Чемальская ГЭС — остров Патмос — с. Чурга — с. Иня — с. Иодро — с. Белый Бом — с. Курай — г. Белокуриха). Если решитесь повторить наш маршрут, обязательно задержитесь на Алтае! В этом смысле повезло новосибирцам — не изматывая особо себя дорогой, они ездят отдыхать сюда на выходные! Впрочем, лучше слов мой восторг опишут фотографии.
Оценив ранее красоты Байкала, мы не смоги удержаться от знакомства с главной достопримечательностью этого края — Телецким озером, вторым по величине в РФ, водных запасов которого хватило бы на 9 лет для населения всего земного шара. Телецкое озеро (Алтын-Коль или «золотое озеро») находится в огромной продолговатой котловине тектонического происхождения на высоте 436 метров над уровнем моря, по глубине занимает 2-е место в России, длина его 77,8 км. Вытекает из озера одна река Бия, которая через 306 км сливается с Катунью, эти реки образуют великую Обь. Провели здесь один день и рванули к границе Монголии на реку Катунь.
Катунь является самой крупной рекой Горного Алтая. Название реки связывают с алтайским словом «Кадын» — «хозяйка, госпожа». Воды Катуни в теплое время в основном пополняются от таяния снега и ледников, поэтому купаться в них может только очень закаленный человек (таких среди нас не оказалось). В зависимости от сезона воды Катуни меняют свой цвет, мы застали ее бирюзовой.
По маршруту «Чемальский тракт» находится парк петроглифов (древних наскальных рисунков), датируемых 2-м тысячелетием до нашей эры, живописные водопады, подвесные мосты через р. Катунь, луга с удивительным ароматом алтайских трав, причудливые горы в виде крокодилов и слоников. Не удержавшись от соблазна испытать себя, мы совершили мини-сплав 1-й категории сложности по Катуни к Камышлинскому водопаду. После того как пришли в себя от восторга, посетили небольшую по мощности, но важную для Горного Алтая Чемальскую ГЭС, построенную в 1935 г. Одной из достопримечательностей Чемала является храм Иоанна Богослова на острове Патмос, основанный в 1915 г.
Чуйский тракт сам по себе является достопримечательностью Горного Алтая: перевалы, бомы (нависающие над дорогой скалы), археологические памятники и постоянно меняющиеся, завораживающие своей красотой пейзажи: плато, степи, высокогорные хребты. Наивысшая точка тракта — вершина Семинского перевала (1 749 м). Самый сложный участок Чуйского тракта — Чике-Таманский перевал, представляющий собой узкий серпантин с нависающими скалами и отвесными обрывами. Чуйский тракт построен вручную заключенными Сиблага в 1930-е годы. Мы проехали почти весь Чуйский тракт — до монгольской границы оставалось примерно 100 км, и это была самая южная точка нашего путешествия — Курайская степь, окружённая высокими хребтами, покрытыми вечными снегами. На 712-м км Чуйского тракта с высокого скального утёса мы наблюдали, как мутные воды р. Чуя сливаются с бирюзовой Катунью.
В селе Акташ мы свернули в долину Чулышман. Проехав Красные ворота (узкий проход в скалах цвета охры), мы подъехали к высокогорному Мёртвому озеру, расположенному на высоте 1 949 м над уровнем моря, в котором никогда не водилась рыба.
Мы завершили свой маршрут по Алтаю в курортном городе Белокуриха. Поднялись по канатной дороге длиной в 2 000 метров на гору Церковка, на вершине которой находятся скальные выходы. Один из них имеет форму церкви. Чуть глубже в лесу каждый из участников автопробега обратился к скале «Два брата», которая по легенде может изменить судьбу или улучшить ее.
День 20-ый. Белокуриха — Новосибирск. Под приветственные возгласы в рупор к удивлению добродушной ДПС «влетели» в Новосибирск. Не совершить обзорную экскурсию по Новосибирску мы не могли: ведь этот город — географический центр России, а для нас это означало, что большая и самая сложная часть пути осталась позади. Совершив обзорную экскурсию по Академгородку, мы отправились в центр города, где нам удалось постоять на примечательной центральной точке РФ.
Часть 3. Новосибирск — Карелия — Санкт-Петербург
Новосибирск — Омск — Курган. 29 июля 2009 были побиты все достигнутые ранее рекорды! В 8 утра выехали из Новосибирска, к обеду были в Омске, где планировали остановиться на ночь, но приняли решение ехать дальше в Курган. За день преодолели почти 1 400 км!!! Мы пересекли четыре области Западной Сибири: Новосибирскую, Омскую, Тюменскую и Курганскую. Самыми сложным оказались последние 150 км этапа (это происходило в ночное время), когда на одной из машин порвался ремень генератора и пришлось отключить фары на ней и две другие машины вели её, освещая путь. Уставшие, но гордые своими свершениями, в 1:30 ночи мы прибыли на курганскую землю, где нас ждали окрошка, ведро жареных карасей и баня. Еще один день в Кургане был вознаграждением за все наши мучения — ремонтировали машину, купались в Голубых озёрах, ели суп из собранных нами же грибов, познавали все прелести русской бани, ныряли в реку после пара...
31 июля — 3 августа. Курган — Челябинск — Уфа — Казань — Москва. Началась цивилизация, суета городов, дорожные пробки — и мы вспомнили о нашей представительской миссии от имени ВГУЭС, города и края. Деловые визиты, встречи (совсем даже «без галстука», а в шортах и китайских «мойках»), приемы, пресс-конференции, экскурсии по городам сменяли друг друга. Приятно удивляет восторг всех, кто встречается нам в пути. Возгласы: «Вы что на самом деле из Владивостока? Молодцы!» сопровождают нас всюду. В Челябинске нас ждал очень сердечный приём коллег из Южно-Уральского государственного университета. Здесь мы посетили компьютерный центр с суперкомпьютером, входящим в десятку наиболее мощных в России, виртуальный филиал Русского музея и выставочный зал. Новые места дарят новые эмоции. Перед Уфой наши машины оказались в многокилометровой пробке, вызванной ремонтом моста. Простояв 1,5 часа в пробке, экипажи предприняли обходные маневры. В пригород Уфы прибыли глубокой ночью. Поэтому красотами легендарной реки Белой (Агидель), связанной с именами Е. Пугачева, В. Чапаева, М. Фрунзе, А. Колчака и др., и достопримечательностями города смогли полюбоваться только утром. А в полдень 2 июля взяли курс на Казань. В лекционном зале Казанского государственного университета совершили путешествие в 19 век: удобные ученические парты, кресла царствующих особ и т.д.
4 — 5 августа 2009. Москва — Владимир — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ярославль — Вологда. Главным событием этих дней для нас стало знакомство с Золотым кольцом России. По сведениям Википедии в Золотое кольцо входят восемь древних русских городов — Сергиев Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Наш путь протекал в строгом соответствии с намеченными планами, поэтому мы смогли сделать небольшие остановки только в четырех из названных городов. Но даже кратковременное соприкосновение с историей потрясает.
Владимир — город, основанный в X веке Владимиром Святославовичем, играл особую роль в древнерусском государстве времен Владимира Мономаха и Андрея Боголюбского. В городе много памятников светской и духовной культуры средневековой Руси. Успенский собор, который мы посетили, вместе с Дмитриевским собором входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сергиев Посад связан с деятельностью Сергия Радонежского — величайшего сподвижника русских земель, способствовавшего единению русских князей для победы в Куликовской битве в 1380 г. Троице-Сергиева Лавра — действующий храм и памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Богат на знаменитых личностей и на достопримечательности и Переславль-Залесский, основанный в 1152 году Юрием Долгоруким. Здесь родился Александр Невский. А в пригороде Переславля-Залесского на Плещеевом озере Петр I строил свою Потешную флотилию, ставшую началом российского флота. На Плещеевом озере находится Синий камень — один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. Существует легенда, что этот камень наделён мистической силой: всегда возвращается на своё место, куда бы его ни переносили, и выполняет желание человека, который смог на нём постоять. Конечно, мы тоже воспользовались случаем загадать желание.
В Ярославль мы приехали уже к вечеру. В 2010 г. этот город, основанный Ярославом Мудрым, будет праздновать свое тысячелетие. Мы полюбовались на Спасо-Преображенский монастырь, где в конце XVIII в. была обнаружена знаменитая рукопись «Слово о полку Игореве», и церковь Ильи Пророка.
В Вологду приехали ночью. Знакомство с ним проходило утром 5 августа. Город удивил нас многими историческими фактами и памятниками. Наша кратковременная экскурсия по Вологодскому Кремлю позволила узнать некоторые легенды, касающиеся, например, деятельности Ивана Грозного. Город, известный своим особым промыслом — вологодским кружевом, по замыслу Ивана IV должен был стать центром опричнины. Под непосредственным руководством царя в Вологде строился Софийский собор, но неудачи в строительстве (на голову Ивана Грозного как-то упал кусок черепицы), вызвали у подозрительного государя мысли о заговоре и послужили причиной скорейшего отъезда в Москву. Мы посетили Музей вологодского кружева, Софийский собор, памятный знак — часовню по увековечению 2 000-летия христианства и вступлению России в третье тысячелетие.
27 — 35 день автопробега, Вологда — Петрозаводск — Кижи — Сортавала — Валаам — Приозерск --Парголово — Петергоф — Санкт-Петербург — Москва
Рано утром 4 августа мы выехали в Карелию. Позади остались 14 тысяч 500 километров дорог России. Карелия имеет уникальную природу и историю. Мы убедились, что на самом деле Карелия — край тысячи озер. Самые крупные из них Онежское и Ладожское мы проехали экскурсионными маршрутами соответственно на о. Кижи и о. Валаам. Огромное количество мелких озер видели из окон машин по обе стороны дороги по пути следования. История Карелии имеет свои известные и неизвестные страницы, уходящие в глубь веков легендарной Гипербореи, связанные с многовековой борьбой России и Швеции за выход в Балтийское море и со сложными отношениями с Финляндией в период войн XX века, овеянные легендами и реальными фактами жизни валаамских монахов и паломников святых мест.
На острове Кижи мы посетили всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Самая красивая постройка — Преображенская церковь, была построена в начале XVIII в. По легенде мастер строил церковь без гвоздей одним топором, который потом выбросил в озеро.
8 августа переправились на о. Валаам, где расположен Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, возникновение которого связывают с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Вернувшись в Сортавалу, мы посетили Музей деревянного зодчества, и сев на машины, совершили экскурсию на водопады, где проходили съемки фильма «А зори здесь тихие…», и мраморный карьер у д. Рускеяла, проехали до границы с Финляндией. Наш автопробег, таким образом, получил новое содержание: «От границы до границы».
9 августа выехали в Санкт-Петербург. Самая большая остановка на нашем почти 800 км маршруте дня была в г. Приозерске, возникновение которого в качестве крепости Корелы относят еще к X в. В древних летописях утверждается, что здесь многократно бывал и в 879 году был похоронен князь Рюрик — родоначальник династии Рюриковичей.
Уверены, что на нашем маршруте мы были первопроходцами: окрестности Петергофа вряд ли когда-то ранее видели машины с номерами 125 региона и десант в фирменных футболках ВГУЭС. Флаг ВГУЭС, который мы разворачивали у фонтанов, вызывал массу вопросов и рождал множество теплых пожеланий участникам автопробега и университету в целом. И я желаю вам возможности получить столь незабываемые впечатления и по-хорошему удивить своим азартом запад России.