|
Приветствую всех неравнодушных к автоприключениям. Хотелось бы и мне рассказать об небольшом путешествии в Турцию через Грузию. Если помните, я выкладывал отчет о том, как я на Ладе Приоре объехал почти всю Россию и уже смог остановиться и планировал летом 2018 г. доехать до Португалии, до мыса Рока. Но гостеприимные, дружелюбные и толерантные испанцы отказали в шенгенской визе, без объяснения причин, что очень удивило компанию, через которую я подавал документы. Буквально все планы, идеи и мечты рухнули и полетели в трубу. И тут мама предложила слетать в Турцию, в Анталию на пляжный отдых. А я говорю, зачем слетать, если можно съездить, и да я не люблю пляжный тюлений отдых. Ну, что же документы на руках (к тому времени уже успел сделать грин-карту), и не пропадать же отпуску. Пытался собрать компанию, но по своему опыту скажу, что мало кому интересен такой вид отдыха. И как обычно, сделал полное ТО, что описывал ранее в БЖ. Заранее скажу, фотографии снимал на дешевый смартфон, поэтому качество так себе, забыл фотоаппарат с собой взять.
04.06.18 г. Старт с рассветом. За первый же день вместе с попутчиками (приложение по поиску попутчиков) доехал до Волгограда.
Всем, кто едет на юг, обязательное посещение всех исторических достопримечательностей Волгограда, особенно Мамаев Курган. В Волгограде я уже был, поэтому беглый повторный осмотр и выезд в сторону Элисты.
1111После Элисты многочисленные направления и советы, как добраться до Владикавказа. Я выбрал маршрут Арзгир — Буденовск — Пятигорск — Владикавказ. Не вздумайте ездить через Магас (об этом чуть позже). Но после Пятигорска плотный трафик и очень много блокпостов.
Владикавказ. Дороги на 3, а во дворы лучше вообще не заезжать. Очень плотное движение.
И вот Владикавказ. Что меня сразу поразило, это горизонт, а точнее вершины гор на горизонте. И ведь куда ни посмотри — везде горы. Главной пешеходной зоной является пр. Мира.
Очень даже уютная и комфортная пешеходная зона для неспешных прогулок. Все здания на пр. Мира, да как по всему городу, ухоженные.
Отступление, это я уже заметил, как заехал в Кавказ. Во всех малых городах и деревнях, дома строят из каменных блоков. У нас же много домов из деревянного бруса. Как я понял, все это связано с древними традициями. Недалеко от пр. Мира можно прогуляться по набережной Терека.
По советам, на следующий день рано утром направился на погранпереход. И все-таки как же это волнительно, на своей машине переходить границу. Напомню, с 1 марта 2018 года в Грузии вели ОСАГО. Не доезжая Верхнего Ларса много будок по продаже страховых полисов. Я взял на 1 месяц за 1800 руб. (с запасом). На границе был около 5 утра, самое лучше время для проезда границы. Передо мной было всего лишь 3 машины. Беглый осмотр багажника, подача всех документов в «киоск» и открытие шлагбаума. Был такой забавный момент, в очереди подошел пожилой пограничник и спросил, зачем эти желтые номера, я — просто для шутки. Пограничник с серьезным видом: «Смотри, дошутишься, грузинские полицейские развернут и не пустят в страну». Да всем по барабану эти номера, а в Грузии так, наоборот, на дорогах показывали большой палец и одобрительно кивали!
Далее нейтральная полоса и грузинская граница. Здесь очередь побольше да наглые люди с 15 регионом лезут без очереди. Так же проверка всех документов и вопрос о наличии страховки авто. Даже багажник не открывал. И все — я в Грузии.
И сразу же… ГОРЫ, прямо в лоб. Безумная красота, легкий туман, чистейший воздух заряжает хорошим настроением и энергией на всю дорогу. После границы идет недлинная грунтовая дорога, и начинается знаменитая Военная-Грузинская дорога.
Я, конечно, ездил по байкальским серпантинам, но это совершенно другое. Вот здесь действительно опасно, опасно не в плане вождения, в плане красоты. Потому что просто можешь засмотреться и пропустить очередной поворот, а там есть на что посмотреть.
И самой первой достопримечательностью на Военно-Грузинской дороге был город Степанцминда. Гергетская церковь и Казбеги.
До церкви можно добраться двумя способами: пешком или авто. В городе много такси на внедорожниках, которые довезут до церкви. В интернет пишут, что до вершины, где стоит церковь, можно заехать только на внедорожниках, и я пошел пешком.
Так вот: такого дикого бездорожья я не увидел, можно было даже на приоре доехать при должном опыте.
В конце пути открываются невероятные виды. Я впервые увидел, как облака задевают вершины гор. Занимательное зрелище, теряешь счет времени.
Подсказка: можно присоединиться к русской экскурсии и послушать о том, что практически все священники были отшельниками и поэтому церкви находятся в труднодоступных местах и всю историю Гергетской церкви.
Небольшое отступление о дорожной ситуации в Грузии:
1.В основном все главные дороги в хорошем состоянии, а иногда и лучше некоторых областей России. По вождению грузин плохого ничего не скажу. В интернет же пишут об обратном. Да по сравнению с Монголией, в Грузии отличная культура вождения на дорогах.
2.Как известно Саакашвили провел реформу полицейских, уволив многих старых сотрудников и приняв молодых с хорошей зарплатой. Так вот, в Грузии полицейские действительно патрулируют дорожную ситуацию, а не как у нас прячутся в кустах. Грузинских полицейских видно издалека, либо они стоят у обочины на видном месте с включенными проблесковыми маячками, либо едут по общим дорогам.
3.Цены на бензин выше, чем у нас, 95 бензин около 65 руб., а это много для небогатой Грузии, поэтому у многих авто на метане. В Грузии проблемно найти пропан, имейте в виду.
В Степанцмиде разменял немного рубли на лари, по дорогому курсу. Направился в сторону столицы Грузии.
Тбилиси. Дороги на 4. Очень плотное движение. Большие проблемы с парковкой в центре. Тбилиси встретил большими пробками, жаркой погодой и грузинской атмосферой. Все путеводители сразу ведут в исторический центр, в старый город, где протекает вся туристическая жизнь.
Тут и серные бани, и узкие грузинские улочки, бесконечные магазины сувениров и вина, а так же разного вида кафе и рестораны, которые притягивают всех туристов.
И действительно, цены в кафешках небольшие, а порции огромные. Кстати, деньги лучше обменять в центре, по самому выгодному курсу. А уже на другой стороне реки Кура, через мост Мира находится парк Рике, со знаменитым культурным центром, а знаменит он своим необыкновенным и непонятным дизайном.
Что хотел сказать этим архитектор, осталось загадкой. Говорят, мост Мира очень красив ночью, с подсветкой. Не проверял. Недалеко от Президентского дворца располагается собор Святой Троицы, с очень ухоженной территорией и парком.
После городской суеты здесь действительно можно отдохнуть и набраться силы. Заметил, в Тбилиси молодежь не говорят по-русски, понимают и, похоже, знают, но не говорят. А с взрослыми легко можно говорить на русском.
На этом знакомство с Тбилиси закончилось, если честно, как-то не впечатлило. Может, надо было записаться на многочисленные экскурсии по городу? Возможно. Может быть, не впечатлило от большого количество ресторанов, кафе и магазинов «Вино»? Возможно.
Далее, по направлению на запад, посещаю Гори, а именно Уплисцихе. Древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии.
Памятник сохранил в себе остатки архитектурных сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий.
Место очень красивое, чудесные виды во все стороны, необъятные просторы. Детям есть где побегать и погулять.
Конечно, лучше посетить это место с утра (а лучше все достопримечательности), пока нету толпы туристов. Вход стоит 7 лари, так же есть услуги аудио экскурсоводов и пешие экскурсии. Для человека, который никогда не видел подобное, мне очень понравилось.
Следующий город Кутаиси. Большой город, с таким же большим трафиком в центре. Свернув на север, посещаю пещеру Прометея (коммерческое название, для привлечение туристов), или пещера Амирани (грузинская мифология).
Как рассказал экскурсовод, пещеру открыли студенты археологи, в поисках бомбоубежища. Пещера представляет собой несколько сводов и пещерное озеро. За отдельную плату можно покататься на лодке. В пещере большая влажность, поэтому можно и шортах пройтись, не холодно.
В сводах расположение большого количества сталагмитов, сталактитов и сталагнатов (ох какие тяжелые словечки).
Захватывает дух от красивого освещения и подсветки различных объектов. 2 года назад в Перми был в Кунгурской пещере. Было интересно сравнивать. Так вот, по моему мнению, в Кунгурской пещере лучше, но дороже.
Ну, а дальше Черное море.
Наконец-то НОРМАЛЬНОЕ море, с жарким солнцем, с горячим песком, с морским солёным бризом. А не где-то там, далеко, забытое людьми, на краю земли. Пейзаж меняется от скалистых гор до субтропического климата с пальмами, и фруктовыми садами.
Батуми. Дороги на 4. Небольшой трафик, с парковками в центре проблем нет, хотя все парковки платные.
Батуми — один из главных курортов и здравниц СССР. Наверняка все наши родители хотя бы 1 раз в жизни посещали его. Город с различными стилями архитектуры, очень большой набережной и жарким солнцем.
Первое впечатление — Батуми строится ударными темпами, чувство что они не давно только узнали о туристах, и такими темпами + грузинским гостеприимством + вино, перегонят Турцию с её курортами.
Набережная длиною 7 км, располагает к долгим вечерним прогулкам, или на велосипеде, или на роликах.
А если зайти в исторический центр, открывается совсем другая картина.
Как рассказывал экскурсовод (к которому я присоединился и подслушал), город основали европейцы, как большой портовый город, только потом грузины начали переезжать. Поэтому такой большой разброс в стилях архитектуры.
А узкие улочки, небольшие ресторанчики, неспешный ритм грузинской жизни делают город кайфовым.
Настолько мне здесь понравилось, что остался на пару дней, для пляжного тюленьего отдыха.
По поводу парковок, как мне объяснил администратор хостела. Парковка стоит 10 лари за неделю, покупается стикер и клеится на лобовое стекло. Если не оплатить, то штраф тоже 10 лари. Поэтому многие грузины не оплачивают парковку.
Рано утром направился в Сарпи, к границе Турции.
Грузинскую прошел быстро, а вот турецкую чуть дольше, потому что не знаю английского языка (учите иностранные языки). Что меня сразу поразило, так это ИДЕАЛЬНЫЕ дороги, я просто был в шоке.
Не думал, что асфальт настолько может быть ИДЕАЛЬНЫМ. До этого считал, что в России относительно нормальные дороги (потому что сам ездил), но после Турции мнение изменилось. Практически все основные трассы 2-полосные и нет никаких проблем для обгона. По трассе много населенных пунктов с ограничением в 50 км/ч, поначалу притормаживал перед каждым знаком, но турки даже не сбавляли скорость перед камерами и знаками. По их примеру вошел в такой стиль вождения.
Первым крупным городом на черноморском побережье является Трабзон.
Трабзон. Очень бешеный трафик, большие проблемы с парковкой в центре (как и во всех городах Турции), дороги в центре из каменной брусчатки. Обычный портовый город, с хаотичной застройкой домов.
Так как город расположен на сопке и много крутых спусков и подъемов, приходится активно работать тормозами или работой КПП.
В городе смотреть нечего, поэтому разменяв заранее купленные доллары на лиры (в обменниках и рубли принимают), направился в монастырь Сумелла. Монастырь Сумелла является изюминкой Трабзона и одной из главных достопримечательностей Турции.
Монастырь высечен прямо на отвесной скале, а подход к нему лежит через крутые серпантины, горные реки и просто красивые виде на горы.
Но монастырь закрыт на рекострукуцию, а там есть на что посмотреть. Обязательно к посещению.
Далее по черноморскому побережью, город Самсун.
Самсун известен как город, в котором началась борьба Турции за независимость.
На лодке Bandirma Ататюрк, основатель турецкой республики, путешествовал от Стамбула до Самсуна.
И из тысяч памятников Ататюрку, установленных в стране, этот, возможно, важнейший и известнейший.
После Самсона сворачиваю с побережья вглубь страны, по направлению в Стамбул.
Стамбул, или Истанбул, или Константинополь. Дороги на +4. Очень плотный трафик, но при этом хорошая культура вождения. Не всегда понятные развязки дорог и перекрестки (4 раза не мог попасть в нужную улицу), парковки есть, но надо поискать.
Запомнился как город контрастов, различий и восточной суеты. С одной стороны, город очень интересен и важен в истории, с другой стороны, везде жрачка и все ради туристов. Очень хотелось почувствовать восточную атмосферу, но не получилось. Я понимаю, все ради туристов, но чтобы на каждом шагу кафе и забегаловки, магазины всякого дешевого ширпотреба и сувениров, зазывалы и отели не первой свежести, элементарно найти архитектурный объект без магазина стоит больших усилий.
Что особенно не понравилось, то это как в Голубой Мечети перед человеком, который читает намаз, туристы делают селфи (в исламе строго запрещено стоять перед человеком, который читает намаз, нарушается связь с Аллахом). Да еще и мальчики турки за ручку ходят.
Но не все так плохо. На следующий день, с утра, пока даже местные жители только встают, решил еще раз прогуляться по району Султанахмет, возле собора Святой Софии, возле разрушенной стеной Феодосии, и просто по узким турецким улочкам, начинаешь немного впитывать атмосферу города.
Да и заблудиться можно очень легко, как получилось у меня.
Все-таки первое впечатление бывает не всегда верным. После утренних прогулок как раз приходишь к открытию знаменитого Грант-Базара.
Целью была покупка маме восточного платка. Сказано, сделано. Но маме платок не понравился, хоть всем показывает и хвастается.
Гуляя по городу, заметил большое количество посуд с водой, не сразу понял для чего. Но после того как увидел много кошек и котов, все стало понятно. Где-то читал, что в Стамбул завозили кошек в большом количестве, для борьбы с грызунами, обитающими в портовых складах.
А далее, конечно же, Босфорский пролив. Главная цель моей поездки.
Напомню, так как испанцы отказали мне в шенгенской визе, я принципиально хотел побывать в Европе. А Стамбул является единственным городом, который находится на 2 континентах, в Азии и в Европе. Ну что же, континентально я был в Европе.
Гуляя по длинной набережной, можно завернуть в бухту Золотой Рог, откуда открываются хорошие виды на панораму города, и выйти в районы Айналы Кавак.
Небольшое отступление. Босфорский пролив соединяет материки 3 мостами и 1 туннелем. Все они платные, как и некоторые трассы в Турции. Чтобы их оплатить, нужно пройти сложную систему, надо найти почту, купить наклейку, скачать приложения, закинуть на счет этой наклейки деньги и после этого камеры считывают информацию (вроде так, если не ошибаюсь), но турецкие камеры настроены на европейский тип гос. рег. номеров. В Турции гос. рег. номера изготовлены по европейским стандартам. Поэтому наши российские номера они не распознают. По крайней мере, я обошелся без штрафов, хотя очень волновался на границе.
Вот таким мне запомнился Стамбул, неоднозначным, разным, гостеприимным и одновременно отталкивающим. И опять же, возможно, надо было гулять с экскурсиями и пожить пару дней, но бюджет был сильно ограничен.
Хотел заехать в столицу Турции Анкару, но нереальные длинные пробки, бешеная езда жителей, отсутствие парковок в центре отбили все желание. Да и перед поездкой я не искал информацию. Думаю, что ничего не потерял.
Что хотелось бы сказать о нетуристической Турции: турки работают. Везде, в любом городке или поселке, есть какое-то малое производство: изготовление кирпичей, блоков, пластмассовой мебели, переработка б/у шин и т.д. и т.п. Просто посередине поля может стоять небольшой завод. Практически все поля засеяны сельхозкультурой. Они даже дома строят так: 2- или 3-этажные, и обязательно на первом этаже магазин, кафе, автосервис, пекарня и т.д. и т.п.
По поводу автопарка: в основном все свежие малолитражки или мини фургончики европейских марок. Очень редко встречаются старые авто, в том числе и ВАЗ 2109 – 2110 и они не ржавые!
После длинная и долгая дорога домой. При пересечении турецкой/грузинской границы моя машина у грузин вызвала большое внимание. Проверка всех документов, открыли почти все сумки в багажнике, проезд через сканер. Для чего такое пристальное внимание, непонятно.
Пока на этом все. Спасибо, что дочитали. Наверное, уже заметили, писательскими талантами не владею. Если кого-то задело или обидел, прощу прощения. Мое мнение не является истиной.
Итоги: 15 дней, 8500 км, 2,5 страны, пересек 3 госграницы, куча фотографий, эмоций и размышлений о жизни другого народа. Похудел и загорел. Потрачено на все около 30000 руб., но я очень сильно экономил. Часто спал в машине или в палатке, ел в супермаркетах. Вряд ли кому понравится такой вид отдыха. В начале отчета я писал, что не стоит ездить через Магас (решил сократить дорогу), потому что попадетесь на многочисленные посты, с очень наглыми сотрудниками, которые в открытую требуют взятки. И это поставлено на поток. Вот после этих блок-постов я категорически отрицательно отзываюсь о сотрудниках этого региона, или мне так «повезло».
С машиной проблем не было, привезла и увезла.
Теперь с гордостью могу назвать свою машину Лада Приора Continental.
Планы проехать по Европе, все равно есть.