|
Моей жене Татьяне, которая отпустила нас в эту поездку, посвящается.
Путешествие по маршруту: Рязань - Саранск - Краснослободск - Ульяновск - Димитровград - Борма - Кошки - Липовка - Сергиевск - Бавлы - Уфа - Челябинск - Курган - Исетское - Ялуторовск - Заводоуковск - Омск - Павлодар - Семипалатинск - Таврия - Усть-Каменогорск - Бухтарма - Голубой залив. И, естественно, обратно.
Цель поездки: первые 18 лет я прожил в Усть-Каменогорске, закончил там школу N 40. Там остались родители и сестренка. Там я не был уже 13 лет по разным причинам. Соскучился просто ужасно. По ночам иногда снился родной город.
Почему на машине: Причин несколько. Главной не является ни одна из них, но все вместе сформировали твердое решение – только на машине. Перечислю их:
О машине: ВАЗ-21047 2002 года выпуска. Пробег 46000 км. Двигатель 2103. В отличном состоянии. Это третья моя машина. Я считаю четверку лучшим отечественным автомобилем. Так как это универсал, мы могли по дороге добираться до багажа не останавливаясь. Очень простой и надежный двигатель. На пятой передаче по ровной дороге без напрягов идет 120 км/час. Маленький расход топлива, после подсчета получилось 6,9 литра/100 км. Обслуживанием машины я занимаюсь сам, поэтому прикинул список возможных неисправностей на дороге и взял с собой необходимые инструменты и запчасти. Ничего не потребовалось.
Подготовка машины к дороге:
Экипаж: Водитель (и автор отчета) – Айвазян Александр Сергеевич. 39 лет, женат, 4 детей (2 мальчика и 2 девочки). Старшей исполнилось 17 лет, младшей скоро будет 13. Живу в деревне под Рязанью. Дом построил сам, провел все удобства. В доме холодная и горячая вода(газовая колонка), газовое отопление, канализация, ванна, гараж. Жена работает врачом в реанимации, я инженер-разработчик электроники и программного обеспечения. Доходы скромные, но нам пока хватает. Водительский стаж 10 лет, проехал около 200000 км. В основном по трассе Рязань-Москва. Летом мы занимались выращиванием ранних огурцов для пополнения бюджета и возили их в Москву на продажу. Сейчас упали цены и стало невозможно стать на московских рынках, и мы этот бизнес забросили. Но опыт поездок по трассе остался. Почти каждый день езжу на машине на работу. Это 80 км туда и обратно. Штурманы (и соавторы отчета) – старшая дочь Маша, во время путешествия исполнилось 17 лет и старший сын Сережа, 15 лет. Вели дорожные записи, следили за картой и дорожными знаками, кормили меня, но, в основном, спали.
Подготовка к поездке: Форум “Дороги” на сайте www.ati.su, раздел автопутешествия на сайте www.auto.vl.ru. Атлас автодорог СНГ и атлас автодорог европейской части России. Большое спасибо всем, кто отвечал на мои вопросы в форуме, и тем, кто писал и размещал свои отчеты в интернете!
Что взяли с собой: Еда на несколько дней (4 банки хорошей тушенки, 8 банок шпрот, 12 банок зеленого горошка, сумку-термос с копченой колбасой, сыром и замороженной газировкой; яблоки, хлеб, кукурузные хлопья, вермишель быстрого приготовления, картофельное пюре быстрого приготовления, растворимый кофе уже размешанный с сахаром, автокипятильник. Съели по дороге меньше половины. Одежда на каждого по большой сумке, пригодилась примерно половина. Большой поднос, вилки, ложки, ножи. Для машины: запаска, 10 литров бензина(привез обратно не использовав), набор съемников подшипников ступиц, ключи торцевые, рожковые, накидные, разные отвертки, зубило, молоток, напильник, щупы, 1 литр моторного масла, 1 литр тосола, 400 мл тормозной жидкости, насос, домкрат. Ух, вроде все написал. Из инструментов почти ничего не потребовалось. В Усть-Каменогорске поменял на всякий случай моторное масло и масляный фильтр(и то и другое купил на месте). Почистил свечки, отрегулировал момент зажигания(немного убежал за дорогу) и выровнял давление в шинах. Солнцезащитные очки, салфетки, туалетная бумага(ну очень многофункциональная вещь). Удочки и прочее для рыбалки. Три одеяла(пригодились).
Документы с собой: Загранпаспорта на каждого, российские общегражданские паспорта на каждого(не пригодились), свидетельства о рождении детей(не пригодились), мое водительское удостоверение нового образца, талон техосмотра на лобовом стекле, регистрационное свидетельство на машину, техпаспорт на машину-большая синяя бумажка(не пригодилась), нотариально заверенное разрешение жены на выезд детей за пределы РФ с отцом(не пригодились но лучше взять, чтобы от границы не ехать обратно, такие случаи были), ксерокопии всех документов(не пригодились).
Деньги с собой: примерно 26 тысяч рублей наличными и около 30 тысяч на карточке VISA Classic.
Электроника: два мобильных телефона: один с карточкой БиЛайн, другой – двухкарточный с Мегафон и МТС. Автомобильное зарядное устройство для мобильников, цифровой фотоаппарат с карточкой 256 Мбт, 4 пары аккумуляторов для фотоаппарата, автомобильная зарядное устройство для этих аккумуляторов, фонарик, автомагнитола в машине.
О соблюдении правил дорожного движения (ПДД): ПДД стараюсь соблюдать. Во-первых, надо доехать живым, и на своей машине; Во-вторых, не люблю общаться с гайцами, пустая трата времени и денег. Нарушал в следующих случаях:
В итоге: я проехал туда, обратно и покатался в Усть-Каменогорске - 8480 км. Остановили два раза для проверки документов. Оба раза по пути обратно. Казахи в Семипалатинске посмотрели документы, спросили про наркотики, колюще-режущие предметы и пожелали счастливого пути. И в Омской области на стационарном посту проверили документы.
Да и вот еще. В Казахстане есть отличия в трактовке ПДД. Обязательно пропускайте пешеходов на пешеходных переходах. Мне сказазали что штраф за это нарушение 4000 тенге(800 рублей). В России обычно въезд на кольцо – главная дорога с редкими исключениями. Где есть эти исключения обязательно на видных местах стоят соответствующие знаки. В Казахстане обычно движение по кольцу – главная, а въезд на кольцо – второстепенная. Знака может и не быть, или он где-то в кустах или в стороне. Обязательно соблюдайте знаки ограничения скорости в населенных пунктах. Я привык превышать разрешенную скорость на 10 км/час, так как за это не штрафуют. Сам не попадался, но рассказывали что машины с российскими номерами штрафуют за превышение в 5 км/час.
Структура отчета: отчет состоит из 4 частей – дорога туда, мои субъективные впечатления о городе и о республике, отдых на Бухтарминском водохранилище(опять же субъективные впечатления), и дорога обратно. Вы сможете выбрать, что вам интересно, а что нет.
Дорога Рязань-Усть-Каменогорск.
Как я уже писал, я живу не в Рязани, а за городом, в деревне Гавердово, в 10 км от трассы М5(Москва-Урал). Поэтому кратко опишу участок дороги Рязань-Болошнево, по которому в этот раз не ехал(но езжу почти каждый день на работу). От Рязанской окружной до деревни Турлатово, где начинается населенный пункт Рязань идет отличная 4-х полоска. Но гайцы с фенами дежурят достаточно часто. Дальше идет Турлатово на белом фоне, и пункт весового контроля с ограничением скорости 20 км/час. Перед деревней неплохая дешевая заправка. Через 500м от весов расположен стационарный пост ГАИ, где феном контролируют вашу скорость движения от пункта весового контроля. Могут остановить, если превысили 40км/час. Дорога в деревне плохая, больше 80км/час все равно не поедешь. После поста дорога чуть улучшается и еще одна дешевая заправка. Ехать можно 100 км/час, но трясет. После деревни Листвянка дорога становится совсем плохой, особенно по полосе в сторону Челябинска. В самом конце Болошнева ехать быстрее 40км/час не советую, неровности на дороге. Потом начинается неважный кусок дороги до Колоса длинной 5км который можно проезжать 60-80км/час. От Колоса начинается изумительная 4-х полоска. Сейчас от деревни Листвянка строится новая объездная дорога, которая будет идти до 4-х полоски. Ну теперь все по порядку.
Выезд 25.07.05 в 4:20 утра. Одометр на 0 км. Хотел отоспаться перед дорогой, но не успел. Хозяйство у меня большое, пытался жене оставить все в лучшем виде, ей одной с двумя младшими месяц жить. До выезда на М5 примерно 10 км плохой дороги, потом еще до Колоса около 3 км отвратительной. С 221 км М5 начинается 4-х полоска. Идет до моста через Проню. Гайцы бывают только в населенном пункте Каменка. Посередине трассы идет разделительная полоса, поэтому не всегда видно предупреждающее мигание встречных. Раннее утро, машин очень мало. Ехать одно удовольствие, правда в голове мысли: - а может вернуться? Уж больно далеко собрались. Отгоняю их от себя. Где-то на юго-востоке мой родной город, нам туда. Дети вертят головами во все стороны. От моста через Проню ( 243 км М5) начинается 2-х полоска, но широкая. Заправляемся до полного бака перед деревней Засечье по 13.90. Далее идут подряд населенные пункты Кирицы (253 км М5 - отреставрированное поместье какого-то графа, много магазинов, шиномонтаж, неплохой пляж у пруда прямо на дороге), Сушки. До Сушек дорога плохая, местами снижаю скорость до 40 км/час. После - хорошая дорога по 1 полосе в каждую сторону, но очень широких. Машин в такую рань еще мало. Такая дорога идет до развязки на Шилово ( 286 км М5, время 5:23, за 1 час проехали 79 км). Временами попадаются полосы туманов. Приходится включать фары и дворники. Вдоль дороги типичный рязанский пейзаж. Лесополосы с березками и липами, незасеянные поля. Доехали до Авдотьинки ( 293 км М5 ). Далее, по информации с форума дороги, идет разбитая трасса до Конобеево. На самом деле, ремонт дороги на этом участке уже заканчивается. В местах ремонта стоит техника и одностороннее движение. Пока машин мало, проскакиваем этот участок быстро. От Конобеево(367 км М5) до Ямбирно(383 км М5) дорога хорошая по 1 широкой полосе в каждом направлении. На перекрестках появляются дополнительные полосы разгона и торможения. Мобильная связь есть везде; то один то другой оператор. Вдоль трассы стоят недавно построенные вышки. До Умета ( 428 км М5, время 7:04) дорога похуже, но 100 едем. Про Умет уже написано много, не буду повторяться. По самой деревне едем медленно, рассматриваем едальни(по другому и не назовешь) и читаем их названия. В Аким-Сергеевке действующий пост ДПС. До Зарубкино( 459 км М5, одометр 254 км, время 7:29) идет хорошая и очень хорошая дорога. После Зарубкино сворачиваем на Саранск на дорогу Р180. Там свои километровые столбы. Далее привожу показатели своего одометра. После поворота есть несколько участков плохой дороги. Откровенных ям нет, но приличные неровности и выдавленная колея. Приходится снижать скорость. После Сургодоли до Саранска идет хорошая и очень хорошая дорога. Загрузка трассы небольшая. Обгонять приходится не так часто, и проблем это не представляет. После М5 вся дорога Торбеево-Краснослободск-Саранск-Ульяновск-Борма-Кошки-Сергиевск кажется пустой.
В Торбеево едем по указателю на Саранск, Краснослободск. На форуме “дороги” Dront мне предлагал хороший и более короткий вариант через Ковылкино-Рузаевку(большое ему спасибо, хоть я и не воспользовался), но мы поехали через Краснослободск чтобы не проезжать через город. После движения по трассе со скорость 120 км/час проезд городов дается тяжело. Везде, где было возможно, я старался города объезжать. Дорога до Краснослободска очень живописна. Она идет по холмам, постоянно спуски-подъемы. Поля все засеяны(в отличии от Рязанской области), в основном подсолнечником. Населенные пункты, за некоторыми исключениями, расположены в стороне от трассы. К ним идут отвороты с указателями. Бензин в Мордовии дорогой, и заправок мало. Я искал заправку подешевле, пока в баке не осталось около 10 литров. До Краснослободска дорога ничем не запомнилась. Средняя скорость движения 95 км/час (63 км за 40 минут). Краснослободск(одометр 338, время 8:26) проезжается без проблем все время по главной дороге. Городок небольшой, у дороги есть несколько магазинов. В Н. Авгура ремонт моста, небольшая задержка. После остановились на обочине сходить в туалет и поразмяться. Достали вафельный торт и бутылку газводы из сумки-термоса. Поели на ходу, пустая дорога позволяла. До окружной Саранска идет отличная дорога без особых примет. На въезде в Саранск и на выезде с окружной – по посту ДПС. Я их не заинтересовал. Едем по указателям на Ульяновск. После Пятина(одометр 473 км, время 10:00) небольшой участок плохой дороги, потом снова отличная трасса. Машин больше так и не стало, ульяновских номеров пока мало. Да и вот еще. На окружной Саранска и после Пятина есть водоемы с пляжиками, можно искупаться. Как началась Ульяновская область, пошли заправки с дешевым бензином. Я немного не дотерпел, заправился по 16 рублей на древней заправке(одометр 533 км). В Белоозерье разглядели километровый столб – 146 км(одометр 596 км). Урено-Карлинское(одометр 604 км) – старенькая заправка, в Языково(одометр 613 км) – гостиница и автозаправка(АИ-92 – 14.50). В Прислонихе (одометр 617 км) есть автозапчасти, магазин, столовая и небольшой рынок у дороги. Остановились размяться и пописать. Пока ничего не болит, хотя уже 8 часов за рулем. В Подлесном (одометр 629 км) – шиномонтаж, автозапчасти, оплата за мобильную связь, кафе и гостиница. В Кротовке – автозаправка. Доехали до Ульяновска, даже не притомившись. Наверное из-за новых впечатлений. Слышал немного о проезде Ульяновского моста, особенно в часы пик. Я въезжал в Ульяновск (одометр 672 км) в 12:18. Ехал все время по главной дороге. Пробок не было, обычное ожидание у светофоров. Высматривал указатели на Самару и спрашивал у шоферов на светофорах. Доехал до моста без проблем. Мне говорили, что Ульяновский мост – красивое зрелище. Ничего особенного, длинный(3 км) и узкий мост. Делит город на две части и доставляет горожанам кучу неудобств. Говорят, строят объездную и новый мост. Я, кажется, даже его видел севернее существующего.
Очереди на мосту не было, и мы со скоростью 40 км/час его проехали.
Выехали из Ульяновска в 12:56(одометр 698 км). Итого, за 8:40 проехали 700 км. Средняя скорость 81 км/час.
После Ульяновска движение более интенсивное, но с родной М5 его все равно не сравнить. Дорога хорошая и очень хорошая. Проезжаем ряд населенных пунктов, которые ничем не запомнились:
После Лесного(магазин Продукты) движение стало менее интенсивным. В Мулловке(одометр 759 км) стоянка, кафе, гостиница, СТО, шиномонтаж, магазин и хорошее место для отдыха. Доехали до Димитровграда(одометр 769 км, время 13:49). Знаю, что в городе есть завод автоагрегатов ДААЗ и атомная станция. Естественно, много заправок, СТО, кафе и гостиниц. Еду по указателям на Самару. Город не понравился по следующим причинам:
После Димитровграда машин практически нет, дорога отличная, больше ничего не запомнил, а дети не записали. Остановились пообедать на 830 км по одометру. Автокипятильник, который взяли в дорогу, чтобы запаривать вермишель и картофельное пюре сломался, ели всухомятку. На троих слопали банку тушенки, 2 банки зеленого горошка(изумительная вещь в дороге), банку шпрот, колбасу и помидоры. Запили газводой. Дети очень довольны. Им пока нравятся консервы. На обед ушло 20 минут. Доехали до Бормы. Тут поворот на Кошки(одометр 836). До Кошек идет отличная дорога практически без загрузки. Километровые столбы какие-то свои. Встречаются повороты на населенные пункты:
В Кошках есть несколько СТО и автозаправка, и ни одной кошки. Может нам просто не повезло. Заправились на не внушающей доверия заправке 20 литров по 14 рублей. Бензин оказался хороший. В конце Кошек в кустах прятались гайцы с феном. Возле них обильный улов – 3 машины. Едем по указателю на Сергиевск. Дорога отличная и, опять же, пустая. По бокам кукуруза и подсолнухи. Повороты на населенные пункты:
Едем на Сергиевск. Встречаем развилку с указателем: - движение транзитного транспорта. Появляется участок плохой дороги, чувствуется приближение к М5, движение становится интенсивнее. Вот и выезд на федеральную трассу. Да, две большие разницы. Куча фур, неважная дорога, заправки, СТО, мотели. В общем, цивилизация. Одометр 960 км, длинный спуск, гайцы на подъеме следят за соблюдением сплошной. Насосы по бокам дороги качают нефть. Маша в восторге от них, фотографирует на память. Дорога от Старого Шунгута(одометр 977 км) становится хорошей, но по прежнему по 1 полосе в каждом направлении. Разогнаться не получается из-за большого количества машин. Со столба 1174 км(от Москвы) начинается небольшой, но очень плохой участок дороги. 1188 км от Москвы – гостиница. Дорога идет по высоким холмам. Проезжаем следующие населенные пункты:
Минут 20 едем за фурой, обогнать не нарушая правил не получается. Читал, что в Татарии самые свирепые гайцы, решаю не испытывать судьбу. Тем более что вокруг все так интересно. Нефтяные вышки, подсолнухи на полях, непривычные названия. Например река Ик.
Доехали до до населенного пункта Бавлы(одометр 1101 км, время 18:28). Интересная развязка. Едем по указателю на Уфу. Гостиница, кафе, заправка. Октябрьский, снова интересная развязка. Не совсем понятные указатели, или это я тупой? Но есть атлас, еду больше по нему, чем по указателям.
Целью первого дня пути было озеро Кандрыкуль.
Хотели с устатку искупаться, хорошо поесть и остановиться на ночь. Где ночевать, из-за незнания предмета, заранее не решали. Были варианты:
Покупаться не удалось. Как подъехали к озеру(одометр 1166 км, время 19:27), пошел сначала дождь, потом ливень, потом ливень с крупным(до 1 см) градом. Тихонько едем дальше. Дождь утих или мы из него выехали. Машин стало мало, наверное все становятся на ночлег. Едем около 100 км/час. Видим ветряные электростанции. Издалека они кажутся маленькими, но наверное, выше 30 метров.
Спать не хочется, хочется побольше проехать за день, пока не устанем. На совете решаем доехать до окружной Уфы и ночевать где-то там. Сережа по дороге починил автокипятильник, мы вскипятили на ходу(чтобы не подсадить аккумулятор) 1,5 литра воды. Кипятком запарили картофельное пюре и сделали кофе. Остановились и перекусили около Первомайского(одометр 1222 км), заправились до полного бака по 15 рублей на 431 рубль.
Записи детей тут заканчивается. Спят мертвым сном. Рано встали, много впечатлений за день, хорошо поужинали. Еду без штурмана, темно, мы уже в другом часовом поясе. При таком направлении движения теряем примерно 1 час светлого времени суток каждый день. Будем возвращаться, день станет короче, но будем выигрывать 1 час в день за счет того, что поедем за солнцем. Проезжаю Уфу очень долго. Едешь, едешь, а она все маячит за окном. Море огней, очень красиво. Даже в темноте понимаю, что начинается Урал. Дорога начинает петлять влево-вправо и вверх-вниз. Машин немного, в основном легковые. Вспоминаю совет, что Урал лучше проходить ночью или рано утром. Спать все еще не хочется. Останавливаюсь около ярко освещенного кафе недалеко от поворота на Сим(по-моему, этих поворотов на Сим несколько), играет музыка. Хотел попить кофе и ехать дальше. На одометре 1400 км. Неплохо за 1 день. Подходит парень в черной одежде с большим фонарем. Задает вопрос: - ночевать будете? Спрашиваю: - а сколько это стоит? Отвечает: - в гостинице мест больше нет, если будете ночевать в машине, давайте 30 рублей, ставьте машину у кафе и спите спокойно. Отдаю эту скромную сумму, ставлю машину. Достаю одеяла, укрываю детей. Сережа лежит на заднем сиденье во всю длину, пока он еще не вырос до моих 1.80, помещается. Маша опустила спинку переднего сиденья до конца и легла боком. Я поступил также. Маловато будет, но что поделаешь. Окна приоткрыл, одеваться не стал, остался в футболке и шортах, как ехал, только обувь снял. Посмотрел на часы – время 22:00 по Москве. Заснул не сразу, несколько раз просыпался, было не очень удобно лежать. Включал свет, смотрел время. Потом снова засыпал. Парень с фонарем явно не спал, а добросовестно сторожил наш сон. Всего таких как мы легковых было около 15 машин. Фуры тоже были, но они стояли в дальнем конце стоянки. Окончательно проснулся через 4 часа после остановки, понял, что больше не засну и завел двигатель. Ночью было очень тепло, градусов 25, и ни одного комара. Хоть окна и приоткрыты, все равно все стекла внутри машины мокрые. Протер их, одел обувь. Надо ехать, пока машин немного. Уже светлеет на востоке, и я вижу уральские горы. Вчера о них только догадывался. Машина в гору идет неважно, что-то либо с зажиганием, либо с карбюратором. За окном очень красиво. Для меня проезд Урала остался в голове как полусон. Я не раздражался по поводу медленно ползущих фур, а глазел по сторонам. Внизу стелился густой синий туман, похожий на море. Из него поднимались горы, поросшие лесом. Все лужайки аккуратно выкошены. Временами попадались очень живописные базарчики. Иногда мы въезжали в полосу тумана и приходилось снижать скорость. Когда поднимались выше, солнце сверкало прямо в глаза, приходилось одевать очки. При движении вверх-вниз закладывало уши, приходилось сглатывать. Разбудил детей, чтобы не пропустили такую красоту. Маша попыталась фотографировать пейзажи из машины. 05:15 по Москве – Синегорье. То ли это населенный пункт, то ли Машкино название пейзажу. Кипятим по дороге воду для кофе. Обращаем внимание на качество дороги. Оно неплохое, в основном по 1 полосе в каждом направлении. Где приходилось вырубать дорогу в горе, полосы поуже. Иногда на подъеме появляется дополнительная полоса, можно сразу обогнать много фур. Никаких претензий к разметке и знакам запрещения обгона. Они стоят там, где обгонять действительно опасно. Видели очень реалистичный макет машины ДПС и несколько “живых” патрулей. Наблюдают за соблюдением правил обгона. У каждого патруля улов из нескольких машин. Я на Урале правила почти не нарушал. Местами дорогу расширяют. Много дорожной техники. То ли делают обочину пошире(местами ее почти нет), то ли дополнительную полосу обгона. Моя машина капризничает, в гору приходится подниматься на 2-3 передаче. Мне это надоедает, к тому же вскипела вода для кофе, и мы останавливаемся. Маша готовит завтрак, а мы с Сережей занялись машиной. Начали с распределителя зажигания. И тут же обнаружили, что практически пропал зазор в контактах распределителя. Наверное, плохо закрутил, когда перед поездкой готовил машину. Быстренько восстановили зазор, момент регулировать не стали. Решили, прокатимся, если будет плохо, тогда отрегулируем. Весь ремонт занял минут пять, отмыли руки и позавтракали. Естественно, сходили в кустики. Поток машин мимо становился все плотнее. Завелись, поехали. Машина тянула отлично. На этом неприятности не кончились. Сплавился автокипятильник при последнем использовании. Его хватило на 3 раза по 1,5 литра. Еще раз остановились заправиться. Залили почти 30 л по 15.20. Ранним утром детям ничего не хотелось записывать в тетрадь, обнаружил только две записи:
Травники – одометр 1659 км, мотель, стоят гайцы. Горы кончились, дорога отличная, но движение очень интенсивное. Едем то 80 км/час, то 40 км/час с общим потоком. Навстречу такое же плотное движение. Обещанная 4-х полоска началась за 10 км от окружной Челябинска. Мы заранее решили, что в город заезжать не будем. Читали сообщения о наездах на автопутешественников в этом городе. Не хотелось также стоять на светофорах и искать указатели. Поехали по окружной. Сразу попали на объезд ремонта дороги. Когда ехали через 3 недели обратно, ремонт уже закончился. А в первый раз около 8 км ехали 20-40 км/час по плохой дороге. Окружная Челябинска в хорошем состоянии. По 1 широкой полосе в каждом направлении. Движение неинтенсивное, гайцы были только в одном месте. Указатели есть везде. Проехали всю окружную за 1 час и выехали на автодорогу М51(Байкал). Дети в тетрадке уже ничего не отмечают, обленились. Насколько я помню, до Кургана идет неплохая дорога по 1 полосе в каждом направлении. Загрузка трассы небольшая, обгоны без проблем. Все населенные пункты расположены в стороне от дороги, поэтому ограничений скорости немного. Есть несколько участков дороги похуже, но они сильно не запомнились. Заполнились нефункционирующие посты ДПС. Работающих, по-моему, всего два до Кургана. Много ворон, вокруг поля в основном с подсолнухами, лесополосы и острова леса(сосна с березой).
Все что помню, то что до Кургана ехать было легко и скучно. В Курган, естественно, не заезжали. По окружной, и по указателю на Тюмень.
К вопросу, как лучше проехать Курган – Омск. Искал в Интернете варианты маршрута. Основных три:
Вариант Шумиха-Шадринск-Исетское и дальше по 2 варианту даже не рассматривался. Дорога от Шумихи до Исетского через Курган короче и в отличном состоянии. От добра добра не ищут.
Мы поехали по-второму варианту. Детей разморило, они ничего в тетради не отмечают. Слегка перекусываем по дороге рулетом с газводой. Кстати, вода в сумке-термосе все еще холодная. Дорога от Кургана до Исетского тоже отличная и незагруженная. Сначала идет степь по бокам дороги, потом начинаются леса, береза с сосной. По бокам дороги изредка попадаются продавцы грибов(по-моему, белых) и каких-то ягод, не разглядел. Меня начинает клонить в сон. Ищу место, где остановиться. Кстати, в на участке Курган-Тюмень многие места для отдыха имеют эстакады для осмотра и ремонта машины. Очень здорово, молодцы. То же встречается в Омской области и в Казахстане. Заправились 93 бензином по 14.80. Пока выбирал место, доехал до Исетского. Вернее, не до Исетского, а до развилки на Тюмень-Ялуторовск(одометр 2161 км, столб 125 км, время 13:28мск). Повернули на Ялуторовск. На дороге машин нет! Качество дороги отличное. Проехал километров 40, свернул на проселок и въехал в лес. Дети стали готовить обед, а я стал готовить себе место для сна. Нашел ровное место под сосной, постелил одно одеяло, другое свернул под голову. Постель готова. Вокруг повсеместно росли маслята. Можно было ведро набрать за 5 минут. Но нам они ни к чему, еще полтора дня пути.
Пообедали тушенкой, зеленым горошком, шпротами. Дети стали приводить в порядок машину(пока едешь, все ложишь как попало, получается бардак).
А я лег спать. Комаров не было, муравьев тоже, воздух чистый. Поспал я всего около часа, но встал абсолютно свежий. Завелись и поехали. В Ялуторовске были 15:00 мск, в Заводоуковске в 15:12, там рядом.
Дорога Р402 Тюмень-Омск имеет по 1 полосе в каждом направлении. Загрузка дороги небольшая, населенные пункты расположены в стороне от трассы. Местность равнинная, поля, островки леса. Заправки, СТО, кафе и мотели встречаются достаточно часто. Дорога в основном хорошая. Встречаются участки неровной дороги, обозначены знаками. Один из них(одометр 2475 км, столб 319 км) просто ужасный, но короткий. Там уже идет ремонт. Заправились 29 литров по 15 рублей. Все впечатление о дороге портит отрезок Ольгино-Крутинка длиной около 45 км. Мы читали о нем на конференциях, были готовы ехать медленно и аккуратно. Все усложняется тем, что плохие участки со сплошными ямами перемежаются с относительно неплохими отрезками метров по 500 длиной. На них хочется разогнаться, и тут же приходится тормозить. Мы проезжали этот участок вечером, еще было светло, но машин на дороге уже стало меньше. Была сухая ясная погода. Потрепали мы себе нервы, раза три ловили яму, но не сильно. Ни подвеска, ни диски не пострадали. В общем, легко отделались. Время не засекали, ушло около часа на этот отрезок. Обратно мы были уже ученые, и проехали этот участок спокойно, без нервов и без влетания в ямы. После Крутинки началась хорошая дорога, можно было ехать 120 км/час, но было уже темно и мы ехали около 80 км/час. Нашли стоянку километров за 150 до Омска. Заплатили 30 рублей и легли спать. К этой стоянке не подведено электричество, поэтому работает дизель-электростанция. Кстати, обратно ночевали на этой же стоянке. Я уснул на 2 часа, потом проснулся и больше не смог заснуть. Как-то не верилось, что до родного города осталось около тысячи километров, и к вечеру я могу уже быть там. Детей будить не стал, решил что в Омске я не заблужусь. До Омска доехал без проблем, даже был участок 4-х полоски перед самым городом. А вот потом. В Омске, мягко говоря, не везде есть указатели, и не все они понятные. Я думал, это я тупой, но потом узнал, что таких, как я много. (На обратном пути при проезде Омска я спрашивал дорогу после каждого поворота. Так вот охранник на заправке сказал гениальную фразу: ”… и не смотри на указатели”). Итого, я повернул не туда. Остановился, разбудил Машу. Мы достали распечатку карты Омска и поехали обратно. Крюк составил 12 км. По карте, не обращая внимания на указатели, доехали до развязки, где был указатель “Павлодар”(М38).
М38 – дорога союзного значения Омск-Павлодар-Семипалатинск-Зайсан-… Одна полоса в каждом направлении. До Семипалатинска качество дороги хорошее(100 км/час – без проблем), дальше не ездил. Загрузка трассы – нулевая, за исключением окрестностей городов Омск, Павлодар, Семипалатинск. Населенных пунктов на участке Павлодар-Семипалатинск почти нет, как нет и СТО. Есть несколько придорожных столовых и всего одна приличная заправка в Лебяжьем.
Едем к границе с Казахстаном. Розовка – одометр 2845 км, столб 38/154. На российском участке М38 столбы показывают расстояние до Омска(с одной стороны) и до границы(с другой). Как будто дорога на границе кончается. На казахской стороне столбы остались старые, показывают расстояние Омск и что-то там на границе с Китаем.
За 14 км до таможни остановились позавтракать и привести себя в порядок. Я первый раз за дорогу побрился. Все переоделись в цивильную одежду. За 10 км до таможни российский погранпост. Переписали данные с загранпаспартов и номер машины. Дали бумажку, сказали – не терять. Таможенный пост назывался “Урлитобе”. Подъехали к “нашей” таможне. Нет света. Если свет не дадут до 10 утра по местному (Омск +2 часа от Москвы), то будут запускать дизель-электростанцию. Свет не дали, электростанцию запустили. Мы ждали этого события почти час. Машин в сторону Казахстана мало, около 10 набралось за это время. Наконец разрешили въехать за шлагбаум. Без разрешения въезжать нельзя, белую разделительную на территории таможни пересекать тоже нельзя ни в коем случае. Сказали: - будет очень дорого стоить, но не сказали сколько. Стоят несколько вагончиков. Отдали в один вагончик бумажку с погранпоста, загранпаспорта, регистрационное свидетельство на машину и 10 рублей за оформление выезда. Нам поставили в загранпаспорта штамп о выезде из РФ. Машину российские таможенники не досматривали. Потом пошли в вагончик, где нам оформили казахскую страховку на автомобиль за 390 рублей и страховки на нас – три штуки всего за 180 рублей. Оформили обязательство на обратный вывоз машины(чтобы мы случайно не продали ее в Казахстане). Разрешение жены на выезд детей за границу РФ никто не спросил. Российские пограничники дали нам бесплатно бланки миграционных карт. Казахи были очень недовольны, они собирались нам такие же бланки продать. Повертели их в руках, потом один буркнул: - заполняйте. Мы с Машей их заполнили. Сереже нет 16, ему не надо. Просто я указал что со мной следует один ребенок. Образец висит на вагончике казахов-пограничников. Заполнили одну на всех декларацию. Я записал в нее машину, два мобильных телефона, цифровой фотоаппарат и наличные деньги. На российской стороне через стекло я видел, что женщина за компьютером набирает наши данные вручную. Казахи просто вставляют загранпаспорт в сканер-считыватель, и у них стоит фотокамера для ввода вашего лица в базу данных. Кроме того, казахи строят большое стационарное здание таможни. В общем, все всеръез и надолго. На российской стороне еще долго будут стоять вагончики и дизель. Кстати, из десятка машин, собравшихся на таможне в ожидании света, три машины(кроме нас) направлялись в Усть-Каменогорск. Я узнал у попутчиков, как лучше проезжать города Павлодар и Семипалатинск. Сказали, лучше через город в обоих случаях, хоршей окружной не существует. Предупредили о пропуске пешеходов на переходах, спасибо. Я надеялся пристроиться за какой-либо машиной, но мы уезжали с большими интервалами.
После казахских пограничников нас направили на таможенный досмотр. Все сумки с одеждой просмотрели до половины. Посмотрели в бардачке и под сиденьями. Заставили открыть дипломат с инструментами. Обратили особое внимание на ножи. Особенно на большой самодельный нож из хорошей стали(взял для разделки крупной рыбы, которую собирался ловить). Стали разводить, что это холодное оружие. Пришлось объяснять, чем холодное оружие отличается от просто длинного ножа(я думаю, что они и сами все знали). Ничего запрещенного у нас не нашли и отпустили на свободу. Мы были очень возбужденные и радостные. Я ждал какого-то подвоха на таможне. Проехали первый населенный казахский пункт Железинка(одометр 3040 км, время 7:15мск). Кстати, в Казахстане часы на летнее время не переводят, поэтому разница стала +2 часа. В Железинке есть относительно хорошая заправка и обменный пункт в 1 км от трассы. Указатель на него есть. Но мы решили доехать до Павлодара, не меняя деньги. Бензина нам хватало. На таможне нам предлагали обменять по курсу 4:1, но я знал, что курс около 4,7:1. Все платежи(страховка на машину и наши страховки) мы сделали рублями, и боюсь, что по курсу 4:1. В Казахстане отключились все наши мобильные телефоны. Я перед поездкой посетил трех основных операторов мобильной связи. В БиЛайне сказали, сто международный роуминг включается при любом положительном балансе. У меня было около $10, телефон находит местную сеть, но она меня не обслуживает. В МТС мне дали распечатки тарифов на звонки в Россию и по Казахстану с моего мобильного телефона двух основных казахских операторов. На счете около $25, операторы есть, но меня они не обслуживают. В Мегафоне сообщили, что международный роуминг включается автоматически при балансе более $20. Положил $25, роуминга нет. До Казахстана мы регулярно отправляли SMS родным, а как въехали, связь прекратилась. Родные очень беспокоились. Следующий раз придется более серьезно подойти к вопросу обеспечения связью. Проехали указатель на Патирыжск(одометр 3103 км, столб 285 км, время 8:16 мск). В следующем населенном пункте Качиры(одометр 3120) стоит ограничитель скорости 40 км/час. Долго тащимся с этой скоростью. Тут меня начинает клонить в сон. Дорога отличная, можно ехать с крейсерской скоростью 120 км/час. Я прикидываю, что осталось не более 700 км до Усть-Каменогорска, я успеваю засветло доехать до родного дома даже с учетом задержек на проезд городов(которых всего 2). Решаю поспать, ищу место. Сделать это трудно, так островки леса не попадаются, а солнце уже жарит по полной программе.
Наконец вижу куцую лесополосу из акаций. Въезжаю прямо под деревья. Маша уже дрыхнет без задних ног. Наказываю Сереже, чтобы не спал, караулил наш с Машей сон и машину. Опять постелил себе под деревьями и сразу отрубился. Пришлось накрыться с головой, мешали мухи. Проснулся через час. Спать больше не хотелось, а хотелось ехать дальше. И вот мы опять едем по абсолютно пустой дороге со скоростью 110-120 км/час. Указатель на Ольгино(одометр 3172 км), теперь уже казахское; но опять ямы, правда, недолго. Незадолго до Павлодара начинается 4-х полоска. Въезжаем в город. Пост ДПС(в Казахстане гаишники называются дорожными полицейскими – ДП) на въезде есть, но на нас не обращают никакого внимания. Движение в городе очень оживленное. Огромное количество заправок. Цены около 60 тенге за 92 бензин. Есть и 91, и 92, и 93. В Павлодаре есть нефтеперерабатывающий завод. Но, говорят, что берут 80-ый бензин и повышают октановое число добавками. Остановились в тенечке под деревьями. Я вышел спросить, где можно поменять деньги. На улицах в основном русские лица, казахов меньшинство. Обменник оказался в 30 метрах от машины. Работает кондиционер, очереди нети в помине. Обменял 5 тысяч рублей по курсу 4,7:1. Вернулся в машину, дал детям поглядеть на теньге. Потом подошел к рядом стоящей машине спросить, как проехать на Семипалатинск. Несложно, по-моему всего три поворота, указатели есть. Светофоров много, пешеходных переходов тоже. Ехали медленно, вертели головой во все стороны. Много иномарок, номера непонятные. Оказалось, в Казахстане регион кодируется самой первой латинской буквой (Павлодар – S, Усть-Каменогорск и Семипалатинск – F). Решили заправиться на самом выезде из города, чтобы бензина хватило до Семипалатинска. На въезде было огромное количество современных заправок, а на выезде я не заехал на единственную(как потом оказалось) заправку из-за очереди из нескольких машин. Потом стало понятно, откуда взялась очередь. Больше заправок не было очень долго. По бокам дороги степь. Островки растительности встречаются редко. Есть несколько больших озер вдалеке от дороги, наверное соленых. Во всяком случае, берега у них белые.
Признаков цивилизации очень мало. Очень редко появляются указатели на населенные пункты. В среднем на 50 км дороги появляется одна заправка(ну очень древняя) с дизельным топливом и 80-м бензином. Отъехав 100 км от Павлодара и не найдя 92-го бензина на 2 встретившихся заправках, мы запаниковали. У меня было с собой еще 10 литров, и в баке около 10 литров. В обрез до Семипалатинска хватит, но очень не хочется наливать в бак из канистры без воронки. Заправку с 93 бензином нашли в Лебяжьем - казахской название Акку. Кстати, многие населенные пункты по дороге уже называются совсем не так, как обозначены в атласе, выпущенном в 2005 году. Атласы то новые, а все данные – старые, что бы не писали составители. Я два часа провел в книжном супермаркете, выбирая атлас из 20 вариантов. Мне писал Dront, что уже несколько лет есть новая дорога Торбеево-Ковылкино-Рузаевка-Саранск. Так ни в одном атласе она не показана!!! Это центральная Россия, а что уж говорить об окраинах страны.
Заправились на 2000 тенге по 63 тенге/литр (13.40), всего 32 литра. Как хорошо сразу стало. Мчимся дальше, вокруг степь. В одном месте вдалеке увидели Иртыш, так захотелось купаться.
Но времени мало, ночевать хочется в постели, а не в машине. Вот и граница Павлодарской области, начинается Восточно-Казахстанская. Раньше Семипалатинская область была отдельной административной единицей, теперь ее объединили с Восточно-Казахстанской. Получилась очень не слабенькая территория. Степь да степь кругом, путь далек лежит. Из-за однообразия пейзажа, дорога кажется бесконечной. К тому же очень жарко. Мы с Сережей в одних шортах, Маша в купальнике, все окна настежь. Над дорогой марево, градусов под 50, не меньше. Наконец стали появляться деревья, вернее обгорелые стволы. Потом мне рассказали историю выгоревших лесов вокруг Семипалатинска. Не знаю, правда или нет. Лес в Казахстане в среднем в 2-3 раза дороже, чем в России. Вокруг Семипалатинска( теперь Семей – правда ведь, короче) всегда был роскошный сосновый лес. Рубить его запретили. Современные капиталисты стали его поджигать, а потом покупать лицензии на выруб уже горелого леса, естественно, очень дешево. Вот такая история.
Еще ближе к городу пошел живой лес. Сразу стало прохладней и веселей. Перед Семипалатинском на развилке остановился на посту ДП спросить, как лучше проехать через город. Улыбчивый и доброжелательный казах объяснил мне, что надо доехать до нового моста через Иртыш, и после него будут указатели на Алмааты, нам туда. Большое спасибо, поедем.
До моста Семипалатинск большая деревня(таким я его знал раньше) с плохими дорогами.
Мост просто шикарный, произведение искусства. Ульяновский мост и близко не стоял. Рядом с мостом на берегу Иртыша парк аттракционов.
Мы его сфотографировали много раз.
После моста на круговой развязке мы запутались с указателями. Пришлось остановиться спрашивать дорогу. После моста надо ехать прямо под путепровод и первый поворот направо. Это и будет на Алмааты. Выехали из Семипалатинска и сразу повернули налево, на Шульбинск, Таврическое. Можно было и дальше ехать по М38 до Георгиевки, а потом до Усть-Каменогорска. Но мне сказали родственники, что все ездят через Самарское, на 80 км короче.
Проехали 20 км, до Усть-Каменогорска по этой дороге оставалось 178 км (одометр 3609, столб 20/178, время 17:43мск). Дорога пока отличная, планировали через 2 часа быть дома. Машин много, в основном иномарки. После объединения областей много чиновников еэдят на работу из Семипалатинска в Усть-Каменогорск. Около поворота на Шульбинск заправились 20 литров по 60 тенге. Это последняя заправка за всю дорогу, бак полный. И тут началась отвратительная дорога. Около 50 км одна и та же картина. Стоит знак “неровная дорога” с табличкой 8 км. Дорога практически без асфальта, щебенка и ямы. Скорость 20-40 км/час. Кончается участок 8 км, стоит новый знак, и все сначала. Километров через 50 начался объезд. Дорогу ремонтируют, кладут новый асфальт, это радует. А мы едем по жуткой дороге со скорость 20 км/час, машину жутко трясет. Объезд длиной около 11 км. Кстати, ехали обратно через три недели, объезд остался всего 3 км, прокатились по новой доге с ветерком. Будем надеяться, что через 2 года, когда я собираюсь повторить это путешествие, дорогу приведут в порядок. После объезда дорога стала хорошей и очень хорошей. Дорога стала холмистой, потом местами появились небольшие горы.
Машин по-прежнему много. Последние километры до Усть-Каменогорска тянулись особенно медленно. Стемнело, когда мы подъехали к мосту через Иртыш, время около 20:00 мск. Все-таки разница во времени 3 часа.
И тут я заблудился. Вокруг куча огней, все сильно изменилось за 13 лет. Я пропустил поворот на старый мост через Ульбу и попал на новый, недавно построенный. После него тупик. Дальше мы поехали по закоулкам, после каждого перекрестка спрашивая дорогу. Названия улиц поменялись практически все. За 20 минут доехали до родного подъезда, стали под окнами. Хорошо, что дверь в подъезде была открыта, а то бы пришлось кричать. Поднялся один на 4 этаж, позвонил. Папа, мама, сестренка ждут, волнуются. Разгрузили машину, отогнали ее на стоянку. На одометре 3781 км. Время 21:30 мск.
Итого: проехал 3780 км за 65 часов 10 минут “грязного” времени. Средняя скорость движения = 58 км/час. Где-то 11 часов ушло на остановки (сон, еда). 1,5 часа на преодоление таможни. Чистое время движения машины – 52-53 часа. Истрачено 260 литров бензина(10 заправок), средняя цена бензина 14.50. Потрачено на бензин 3770 рублей (теньге считал по курсу 4,7:1). Итого 1 км = 1 рубль на бензин по ценам лета 2005 года. Средний расход 6,9 литра/100 км. Устал, но не сильно. На следующее утро проснулся рано и бодреньким.
Дорога Усть-Каменогорск – Рязань.
Возвращаться чисто психологически мне было гораздо тяжелее, чем ехать сюда. Отпуск уже закончился, лето тоже. Надо было прощаться с родителями и сестрой, прощаться с любимым городом. Ждала тоскливая дождливая рязанская осень, ждали на работе с кучей накопившихся дел. Дети же, наоборот, уже рвались домой. Рязань – их родина, тут их друзья, по которым уже соскучились. Маша перед отъездом что-то съела, ее тошнило, и поднялась температура. Я хотел отложить отъезд на несколько дней, но она очень хотела домой и сказала, что поправилась. На самом деле весь первый день дороги она провела лежа на заднем сиденье с головной болью и тошнотой. Ничего не съела за первый день. На второй день поправилась, на третий снова слегка прихворнула.
Теперь все по порядку. Выезд утром в 3:00 мск(местное 5:00), 21 августа 2005 года, воскресенье. На одометре 0 км. Бак полный. Поехали через новый мост, бывший понтонный. Таким образом укоротили дорогу на 20 км и сэкономили не менее 1 часа времени. Теперь мы город знаем! Машин на дороге почти нет ни встречных, ни попутных. Эта трасса Усть-Каменогорск-Таврическое-Привольное-Семипалатинск имеет номер Р24 и протяженность 189 км. Примерно 100 км дорога хорошая и очень хорошая. Есть несколько плохих участков, но они не сильно запомнились. В основном едем 90-100 км/час. Вчера вечером наелись арбузов, теперь приходится часто останавливаться.
Привольное – одометр 91 км, время 5:00 мск, столб 76/113. Со 105 км по одометру начался объезд по грунтовке, который стал в три раза короче, на части дороги уже положили свежий асфальт. После свежего асфальта начинаются участки очень плохой дороги по 6-8 км, идущие друг за другом. Это продолжается до столба 145/44 ( 145 км от Усть-Каменогорска, 44 км до Семипалатинска). Тут есть развилка на Шульбинск, мы здесь заправлялись, когда ехали в Усть-Каменогорск. Отсюда идет отличная трасса, мы разгоняемся до 120 км/час и в таком темпе доезжаем до выезда на дорогу М38 и начало Семипалатинска (одометр 209 км, время 5:30 мск). Тут на въезде состоялось первое наше знакомство с казахской ДП (дорожной полицией). На перекрестке стояли два полицейских с палочками и останавливали все машины подряд. Остановили и меня. Посмотрели на документы, спросили есть ли режуще-колющие предметы, оружие, наркотики. Сказал, что нет, а сам подумал: - ну теперь будут просить открыть багажник, сумки на заднем сиденье. А у меня там (на заднем сиденье, а не в багажнике) Машка больная лежит. Но разговор перешел в другую плоскость. Спросили откуда еду, куда. Эти двое – мои дети? В общем, узнав, что дочь больна, а сам я ездил навестить родителей из далекой Рязани, отпустили, пожелав счастливого пути. Очень искренно и доброжелательно. На ближайшей заправке долил в бак 16 литров бензина по 60 теньге. Теперь до Павлодара будет всего 2 заправки очень древнего вида.
Опять проехали красивейший семипалатинский мост через Иртыш, и без проблем и лишних блужданий выехали из города. На одометре 240 км, по указателю до Павлодара 357 км. Вокруг красивейший сосновый лес, пока прохладно и комфортно, почти нет ни встречных, ни попутных машин. Дорога пока средняя, встречаются неровности, едем 80-90 км/час. Через некоторое время еще один указатель: Омск – 716 км. Время 6:30 мск, на одометре 252 км. Начался горелый лес, о котором я уже писал. Потом пошла лесостепь. Владимировка – столб 666 км (до Омска), лесостепь закончилась. Теперь до самого Омска деревьев, дающих тень по бокам дороги уже не будет. Значит, лучше не останавливаться. Проехали указатель “Павлодарская область”, одометр 385 км. Встретились по очереди два автобуса: “Омск-Семей” и “Павлодар-Усть-Каменогорск”. По-прежнему машин на дороге очень мало. Поедем в следующий раз, дам детям порулить на этом участке.
Шарбахты – одометр 412 км, столб 560 км, АЗС, СТО, кафе. Недалеко видим большое соленое озеро.
Лебяжье (Акку) – одометр 449 км, столб 525 км, последняя АЗС с 92-ым бензином до самого Павлодара (мы здесь заправлялись, когда ехали в Усть-Каменогорск), СТО, столовая, телефон, медпункт. Начиная от столба 525 до столба 518 дорога плохая, надо ехать медленно и аккуратно. Дальше можно разгоняться смело до 120 км/час, неровности изредка встречаются, указатели вовремя о них предупреждают. Из-за съеденного вчера арбуза постоянно делаем короткие остановки. Маша по прежнему не встает, мы с Сережей на ходу пожираем разные булочки и пирожки, взятые с собой. Наконец въезжаем в Павлодар, одометр 550 км, столб 426 км, время 09:43 мск. Мы в пути уже 6 часов 43 минуты, средняя скорость получилась 83 км/час.
Павлодар проехали без проблем, на основных перекрестках были указатели (на Омск и Астану), еще на светофорах пару раз спросили, как ехать на Омск. Заправились 22 литра по 60 теньге. Много обменных пунктов, в одном из них обменяли почти все теньге на рубли. Оставили около 1000 теньге на всякий случай. Выехали из Павлодара в 10:30 мск, одометр 575 км, столб 404 км. Опять пошла степь, но уже есть куцая лесозащитная полоса. Далее стали попадаться островки леса. Большое озеро – одометр 667 км, столб 312 км. Пошел мелкий дождь, чувствуется приближение России.
Село Качиры(Кашир) – одометр 678 км, столб 301 км – АЗС, судя по табличкам должны быть ДП, медпункт, телефон и столовая. И опять долгая дорога без населенных пунктов, изредка встречаются указатели и ответвления. Последний населенный пункт перед таможней – Железинка – одометр 774 км, столб 205 км. Есть хорошая АЗС, магазин, кафешка. Судя по указателю, в 1 км от трассы есть обменный пункт. Нам туда ехать неохота, и мы все последние теньге тратим на АЗС. Оставляем только мелочь на сувениры. И вот, наконец, таможня – одометр 791 км, столб 192 км, время 13:00 мск. Через 200 метров – Россия. Но эти 200 метров не так просто оказалось проехать. Сначала стояли просто так полтора часа, ни одной машины не проехало. Казахские таможенники говорили, что российские пограничники тормознули пропуск. Мы перекусили, пока стояли. Потом болтались недалеко от машины. За это время мимо нас пролетели две иномарки и без досмотра попали на ту сторону. Лишний раз убедились, что законы не для всех одинаковы. Наконец начали пропускать и нас. Перед нами было около 10 машин. Одну машину досматривали с собакой, даже отдирали навесные тюнинговые пластмассовые безделушки. Некоторые машины почти не смотрели. У нас посмотрели все сумки, но в самой машине не копались. В общем, как повезет. Забрали обратно обязательство на обратный вывоз транспортного средства. После таможни к казахским пограничникам. Там быстро. Всех троих сфотографировали, забрали обратно миграционные листы, отсканировали загранпаспорта. За полчаса мы все попали на российскую сторону. Тут опять задержка. Ждали непонятно чего. Говорили, что когда идет автобус, его пропускают вне очереди. Так мы автобусов не видели. Просто стояли и ждали. Ни туда, ни обратно машины не пропускали. Потеряли еще 1 час. Потом опять все быстро. Посмотрели документы пограничники, дали бумажку. Мы заплатили 10 рублей за оформление выезда и поехали к таможенникам. Те лениво посмотрели на наши сумки, уже перелохмаченные казахами, и обратили внимание на шуруповерт, который мне подарили родственники. Стали требовать товарный чек. Видно он им понравился. Немного поругались, и нас все же отпустили. Все, свобода! 200 метров проехали за 3 часа 20 минут. Нам до этого говорили, что “рекорд” прохождения таможни – 4 часа. Мы его чуть не побили. Мои впечатления, что если пропускной пункт будет работать нормально, то при существующем потоке машин можно задержку на таможне свести к 20-30 минутам. Но кому это надо? Как проезжают “непростые“ граждане, мы видели. Для них границы нет.
Первый российский населенный пункт – Татарка – одометр 815 км, время 16:37 мск. Есть мобильная связь! Отправляем всем SMS.
Черлак – одометр 840 км, время 16:53 мск. Дорога отличная, машин на дороге нет. Остановились в месте для отдыха – одометр 906 км, столб 81 км. Съезд к берегу Иртыша, можно искупаться, но уже прохладно. Ужинаем, отдыхаем. Последний раз в этом году умываемся иртышской водой. Планируем доехать в этот день до той же стоянки за Омском, где уже ночевали. Первоначальные планы проскочить в первый же день отвратительный участок дороги Крутинка-Ольгино отпал из-за задержки на таможне. Ночью по ямам машину угробить недолго. Отмечаем, что у автобусных остановок построены стационарные бетонные туалеты. Культура!
Проехали Розовку – одометр 951 км, время 18:40 мск. И вот наконец Омск – одометр 975 км, время 18:40 мск, местное 21:40. Попытались проехать по указателям на Тюмень. Заблудились. Остановились и спросили дорогу. Нам объясняли долго и путано. Вернулись обратно и начали все сначала. Опять не туда. Опять долго и путано объясняли. Вернулись еще раз. Остановился на заправке заправиться. Спросил у охранника, как проехать на Тюмень. Тот четко объяснил, как ехать. Всего несколько поворотов и один светофор, два моста (один через Иртыш, другой над железной дорогой). В конце сказал гениальную фразу: “И не смотри на указатели”. В принципе, это я и сам понял. За всю дорогу я 2 раза плутал, и оба раза в Омске. Хороший город. В 21:40 мск легли спать на той же стоянке, что и по дороге в Усть-Каменогорск (одометр примерно 1192 км, столб примерно 170/453 ). Опять скромная сумма 30 рублей, и запоминающийся звук работающей дизель-электростанции. Встали в 3:20 мск и тронулись в путь. Начинался мелкий противный дождичек, и нас ждало Ольгино. В Тюкалинске развилка, поворачиваем налево(Тюмень, Крутинка). Еще развязка(кольцевая) на Тюмень или на Крутинку. Едем на Тюмень. Дорога начинает ухудшаться. Первые порции ям в районе километровых столбов 198 км и 203 км(от Омска). Потом дорога стала очень плохой. Ямы залиты водой, что под водой – непонятно. Пристроились в хвост колоны из 5 легковушек и едем, смотря на машину перед нами. Учитываем ее печальный опыт, сами не влетели ни в одну яму. После Ольгино, со столба 229 км начался участок свежеположенного асфальта. Месяц назад его еще не было. Потом снова 10-20 км/час. Наконец плохой участок закончился. Столб 237/386, время 5:45. Как ни странно, прошли бездорожье без особых проблем. Может потому, что подготовили себя к плохому заранее, не пытались разогнаться между ямами. Да и сам участок стал короче, идет ремонт. Может к следующей поездке будет готов. Едем дальше. Идет дождь, обочина очень узкая и без щебенки, одна глина. Пару машин, остановившихся на ней, свезло в кювет. Будьте внимательны в сырую погоду. Как то не верится, что еще вчера мы ехали по раскаленному асфальту в одних шортах и искали тень, чтобы остановиться. Маша чувствует себя хорошо и принимает активное участие в заполнении штурманской тетради. В Аббатском, на стационарном посту, под дождем нас остановили проверить документы, отпустили без лишних вопросов. Это второе общение с гайцами за месяц. Негусто, всегда бы так.
Тушнолобово, одометр 1304 км, столб 341 км, время 6:08 мск. Начиная от границы Тюменской области километровые столбы показывают расстояние до Тюмени, в Омской – с одной стороны до Омска, с другой – до Тюмени. Со столба 315 км начинается полуторакилометровый участок очень плохой щебеночной дороги. 254 км до Тюмени – хорошее место для отдыха, но мы проезжаем мимо. На Сибнефти заливаем 25 литров по 15.50.
Омутинский – одометр 1477 км, столб 168 км, время 8:28 мск. После Заводоуковска(одометр 1553 км, время 9:11 мск) движение стало интенсивным. Столб 89 км – еще одно хорошее место для отдыха. Есть столик с лавочками, вокруг сосны. Запоминаем на будущее. Вот и Ялуторовск – одометр 1570 км, время 9:25 мск. Тут поворачиваем на Исетск(так написано на указателе). В атласе – Исетское.
Населенный пункт Рассвет – одометр 1609 км, время 9:50 мск. Видим заправку, 92-ой по 15 рублей, недорого. Добрались до дороги Курган-Тюмень. Кольцевая развязка, нам на Курган, одометр 1637 км, время 10:08 мск. В 10:35 по Москве я решил отдохнуть. Из дождя к этому времени мы уже выехали, земля вокруг была сухая. Судя по дороге, тут дождя не было уже дня три. Лег поспать под березками. Опять постелил одно одеяло на травку, другое под голову, третьим накрылся. Проспал 1 час, встал посвежевшим. Мы пообедали шпротами, последней колбасой и сыром из сумки-термоса, и зеленым горошком. В 11:51 мск тронулись в путь. Снова кольцевая развязка – одометр 1716км. Нам на Курган. Видим недалеко большое озеро. Одометр 1724 км, столб 30/160. Очевидно 30 км до Кургана. В 12:40 мск попадаем на окружную Кургана. Опять кольцевое движение, Нам направо, на Челябинск. Тут же заправились по 15.30 всего залили 30 литров.
Одометр 1819 км, столб 206 км (до Челябинска), время 13:30 мск – неработающий пункт ДПС. Мишкино – одометр 1855 км, столб 170 км, время 13:50 мск – пункт ДПС тоже закрыт, есть АЗС, кафе, на обочине продают мороженное. Мороженное очень хотелось, но лень было тормозить. Снова кольцевая развязка – одометр 1902 км, столб 690/126 (126 км до Челябинска, 690 до Новосибирска), нам во второй поворот на Челябинск.
Щучье – одометр 1933 км, столб 722/94, время 14:40 мск. Дорога пока отличная, иногда попадаются короткие участки ремонта, машин немного, обгонять приходится часто, но проблем это не доставляет. На развилке на Белоярское работающий пункт ДПС (одометр 1968 км, столб 735/61, время 15:00), нами не заинтересовались. Остановились на 5 минут сходить в туалет, скоро начнется окружная Челябинска, потом перегруженная М5.
Миасское – одометр 1995 км, столб 782/34, время 15:22, есть все, и АЗС, и СТО, и кафешки с мотелем. Вот и окружная Челябинска (столб 785/31, время 15:30), нам по указателю на Екатеринбург, Уфу. Окружная Челябинска в хорошем состоянии, ехать можно и 120 км/час. По 1 полосе в каждом направлении. Машин мало, предупредить о засаде ГАИ некому. Поэтому ехали 90-100 км/час, и не зря. Нас обгоняли несколько раз, всего на окружной было 2 засады. У каждой стояли несколько легковушек. Отворотов на окружной очень много, но везде есть указатели. Прошлый раз был участок ремонта, объезжали по грунтовке несколько километров. Теперь ремонт закончился.
Выехали на М5 – одометр 2093 км, столб 28/1821 (25 км до Челябинска, 1821 – до Москвы), время 16:33 мск. Началась 4-х полоска с разделительной полосой, сплошной поток машин по всем полосам. Закончилась 4-х полоска – одометр 2101 км, столб 36/1843, время 16:40 мск, счастье было таким недолгим, а конкретно 8 км. Скорость сразу снизилась до 60-80 км/час, так как навстречу плотный поток машин. Чувствуется приближение Урала. Появляются длинные но пологие спуски-подъемы. Самих гор пока не видно.
Поворот на Миасс - одометр 2168 км, столб 102/1777, время 17:27 мск. Заправились 22 литра по 15.50, одометр 2186 км, столб 119/1760, время 17:44 мск.
Поворот на Златоуст -одометр 2199 км, время 18:00 мск. Начались горы.
Крутые подъемы, спуски, повороты. Опять закладывает уши на быстрых спусках. В низинах въезжаем в плотный туман, на высоких подъемах иногда впереди видим солнце. Но чаще пасмурно и идет мелкий дождь. Много рынков на обочинах дороги. Мы пока не останавливаемся, хотя в планах есть перекусить чем-нибудь горячим. Тяжело даются обгоны верениц еле ползущих фур, а если остановишься, придется начинать все сначала. Качество дороги неплохое, разметка нанесена грамотно, знаки запрещения обгона стоят по месту. Видели патрульные машины в нескольких местах. Кое-где дорогу расширяют, долбят скалу. Больших затруднений из-за ремонта нет.
Поворот на Сатку - одометр 2248 км, столб 178/1701, время 16:45 мск.
Усть-Катав - одометр 2328 км, время 19:45 мск. Машин стало меньше, и мы остановились около одного из рынков сходить в туалет, перекусить и прогуляться. Для начала сходили в туалет типа “сортир”, очень грязно. Опять услышали знакомый звук дизель-электростанции. Купили по пирожку с картошкой( очень вкусный и горячий – цена 12 рублей) и по кофе(цена 10 рублей). С удовольствием все это съели и выпили, потом пошли по рынку. Маша купила себе колечко, мы с Сережей себе ничего интересного не нашли. Едем дальше.
Сим - одометр 2360 км, время 20:30 мск. Здесь на стоянке прошлый раз ночевали. Решаем ехать дальше, пока машин на дороге немного. Я чувствую себя отлично после горячего кофе. Уже совсем темно, из-за противного дождя дворники работают непрерывно.
Аша - одометр 2394 км, время 21:00 мск, километровых столбов не видно, а может их и нет. Едем 70-80 км/час. Горы и дождь не дают ехать быстрее. Местное время 23:00, но машин все еще много. Наконец горы заканчиваются, Выезжаем на объездную Уфы - одометр 2491 км, время 22:20 мск. Видим вдалеке зарево над городом. Итого: от окружной Челябинска до окружной Уфы 398 км. Это самый тяжелый участок маршрута. Днем тут наверное еще больше загрузка. Прошли за 5:47, средняя скорость 69 км/час.
Населенный пункт Алкино – одометр 2518 км, столб 448/1431, время 22:50 мск. Началась 6-ти полоска, а мы ищем стоянку для ночлега. Ищем долго, находим где-то в районе Октябрьского. Время 23:50 мск, одометр 2589 км. На завтра осталось около 1200 км хороших дорог, значит следующую ночь точно проведем дома, в постели. Платим за стоянку 50 рублей, а не 30, как везде. Засыпаем сразу. Просыпаюсь в 3:00 мск, детей не бужу, завожусь и еду. Еще темно, машин очень мало. Доезжаю до развязки в Бавлах, и тут спросонья поворачиваю не туда. Через несколько километров понимаю, что ошибся. Останавливаюсь около указателя на населенный пункт, смотрю атлас. По названию понимаю, что точно заехал не туда. Приходится разворачиваться. Доезжаю снова до Бавлов, внимательно смотрю указатели. Еду на Самару, Москву.
Поворот на Северное, пост ДПС – одометр 2781 км, столб 696/1283, время 5:34 мск.
Поворот на Похвистнево, опять пост ДПС - одометр 2808 км, столб 702/1177, время 5:34 мск. В Оренбургской области самый дешевый бензин российского участка маршрута – 13.40 рублей за литр. Надо было заправляться здесь, но мы думали, что и дальше будут такие цены. В итоге пришлось в Самарской области заправляться по 15.10 на 400 рублей.
Поворот на Старый Шунгут, потом поворот на Новый Шунгут - одометр 2847 км, столб 740/1139, время 6:20 мск. На подъеме стоят гайцы, смотрят сплошную разделительную.
Поворот на Сергиевск - одометр 2876 км, столб 770/1109, время 6:45 мск. Съезжаем с М5. Сейчас будет дорога чуть поуже, зато почти без машин и хорошего качества. Километровые столбы стоят, но я не знаю номера дороги и до какого населенного пункта они указывают расстояние.
Очередная развилка(одометр 2915 км, столб 29 км, время 7:15 мск.), едем по указателю на Кошки. Липовка - одометр 2854 км, столб 8 км, время 7:20 мск. Очевидно, другая нумерация столбов. Кошки - одометр 2963 км, столб 49 км, время 7:45 мск. Дорога – прелесть. Немного петляет, есть спуски подъемы, но в основном с отличным покрытием и совсем незагружена. Легковые машины еще встречаются, а вот фур практически нет. Почти все населенные пункты расположены в стороне от трассы, поэтому знаков ограничения скорости нет. Вот и Борма, мы поворачиваем на Димитровград - одометр 2995 км, столб 0, время 8:07 мск. Движение здесь намного интенсивнее, но все равно легче ехать, чем по М5. Позади 3000 км, осталось около 800 км. Доехали до Димитровграда - одометр 3035 км, время 8:34 мск. Хотел попытаться объехать город по окружной, даже видел указатель для грузового транспорта, но не успел затормозить. Поехали опять через город. Опять много лежачих полицейских, плохая разбитая дорога и огромное количество поворотов. Не город, а лабиринт. Хорошо, хоть везде есть указатели, мы ехали естественно на Ульяновск. Выехали из Димитровграда в 9:00, одометр 3056 км.
Между Ульяновском и Димитровградом трасса в хорошем состоянии, движение средней интенсивности. Приходится иногда ждать момента для обгона, но недолго. Чаще попадаются таблички населенных пунктов на белом фоне.
Мулловка - одометр 3065 км, столб 73 км, время 9:05 мск.
Лесной - одометр 3053 км, столб 56 км, время 9:15 мск.
Озерки - одометр 3059 км, столб 50 км, время 9:21 мск, пост ДПС.
Чердаклы - одометр 3106 км, столб 33 км, время 9:32 мск, около 4 км по населенному пункту со скоростью 60 км/час.
Мирный - одометр 3116 км, время 9:40 мск.
Въезд в Ульяновск - одометр 3128 км, время 9:50 мск. Когда ехали на восток, Ульяновск прошли без проблем. Пробки перед мостом не было. Обратно нам не повезло. Минут двадцать стояли в пробке. Причина, как мне кажется, в низком уровне культуры у водителей. На мосту по одной полосе в каждом направлении. Перед мостом пробка. Самые умные не хотят тащиться в общем потоке, по встречной проносятся до моста и там втискиваются. Естественно, основной поток почти не движется, на мосту интервалы между машинами метров по 30. Если поставить гаишника перед мостом, и все поедут одной полосой, пробка сразу рассосется. Кое-как проехали мост. Дальше широкий проспект, на нем опять пробка. Оказалось, авария на светофоре. И это пережили. Выехали из Ульяновска - одометр 3153 км, столб 13/278, время 10:45 мск.
Дорога хорошая, машин немного. Есть спуски-подъемы и повороты.
Прислониха - одометр 3206км, время 11:20 мск.
Сурское - одометр 3264 км, столб 121/110, время 12:10 мск. Заправились 25 литров по 13.60. Мне уже хочется поспать. Надо искать место, чтобы заехать в лес подальше. Дети тоже дремлют.
Гулюшево - одометр 3274 км, столб 130/101, время 12:23 мск. Наконец нахожу место, где есть въезд в лес. Дети уже спят, поэтому охранять мой сон и сторожить машину будет некому. Ставлю машину, чтобы с дороги ее не было видно. Опять стелю себе под березками и ложусь спать. Проснулся в 14:00, детей будить не стал. Доехал до окружной Саранска, - одометр 3370 км, время 14:35 мск. На въезде в город пост ДПС, тормозят многих, но нас не остановили. Через 5 км на развязке еще один пост, тоже проехали без остановки. И на выезде с окружной – третий. До дома осталось около 400 км. Дети проснулись, начали считать часы и километры до родной деревни.
Въехали в Краснослободск - одометр 3481 км, время 15:45 мск, выехали - одометр 3488 км, время 15:55 мск. Маленький городок, всего пара поворотов, ничем не запомнился. Со столба 151 км началась плохая дорога, одометр 3535 км. Отсюда, и до поворота на М5 отличная дорога чередуется с участками плохой, где приходится снижать скорость до 30-40 км/час.
Торбеево - одометр 3546 км, столб 162 км, время 16:32 мск.
Выезд на М5 - одометр 3570 км, время 16:50 мск. Все, воля закончилась. Населенные пункты, идущие один за другим, медленно ползущие камазы, и большое количество гайцев с радарами. Мы сразу погрустнели, и, чтобы развеять грусть, остановились в Умете. Много про него слышали, вот и решили познакомится с местной стряпней и ценами. Тормознули около небольшой веранды со столиком, спросили шашлык из свинины. Хозяйка сказала, что сейчас приготовит. Мы вылезли, сели за столик. Она вынесла три шампура с мясом и пристроила их на мангал. Пока жарился шашлык, мы изучали меню. Вот, что запомнил:
Итого, без шашлыка можно пообедать за 60-100 рублей с человека. Запах от готовившегося шашлыка нас раздразнил. Еле дождались, пока нам его принесут. Вкусный, но немного недожаренный. Светило ласковое вечернее солнышко, мы ели шашлык с кетчупом и репчатым луком, пили крепкий кофе. К Сереже подошла средних размеров собака и стала тереться об его ногу. Он у нас прямо притягивает к себе детей и животных. Он стал скармливать ей хлеб, а потом, украдкой от нас, и мясо. Весь отдых занял около 30 минут. Напротив нас стоял гаишник с радаром, но, не поймав никого, уехал. Покушав и отдохнув, тронулись дальше.
После Умета населенных пунктов стало поменьше, и мы начали обгонять длинные вереницы фур. Потихоньку приспосабливаемся к новому ритму движения. Дети отметили проезд следующих пунктов:
Ямбирно – одометр 3645 км, столб 1495/385, время 18:40 мск.
Шацк – одометр 3675 км, время 19:00 мск.
Караулово – одометр 3702 км, столб 1551/329, время 19:22 мск.
Поворот на Шилово – одометр 3747 км, столб 1595/285, время 20:01 мск.
Заправились после Кириц, на той же заправке, что и по дороге на восток до полного бака. Влезло 34 литра по 14.70 рублей. Осталось меньше 50 км до родного порога. Звоним домой, никто не отвечает. Звоним подруге Маши, она говорит, что наши ушли играть в волейбол. Просим ее передать, что через 30 минут мы будем дома. Вот и наш поворот, вот моя деревня, вот мой дом родной. Ура, мы вернулись. Одометр 3835 км, время 21:05, бак полный.
Итого: проехал 3835 км за 66 часов 00 минут “грязного” времени. Средняя скорость движения = 58 км/час. Где-то 13 часов ушло на остановки (сон и еда). 3,5 часа на преодоление таможни. Чистое время движения машины – 50 часа. Истрачено 266 литров бензина(11 заправок), средняя цена бензина 14.25. Потрачено на бензин 3790 рублей (теньге считал по курсу 4,7:1). Итого 1 км = 1 рубль на бензин по ценам лета 2005 года. Средний расход 6,9 литра/100 км. Устал, но не сильно. На следующее утро поехал на работу, итак на 2 дня задержался.
Дальше я привожу табличку о пройденных участках маршрута. Прошу учесть следующее. Из времени прохождения участков вычтены времена остановок более 10 минут (сон, обед). У моей машины максимальная скорость 120 км/час. Ехать быстрее она может, но ей это не в радость. По всему маршруту около 800 км можно проехать на скорости на 20-30 км/час больше. В основном же скорость движения определяет качество дороги и ее загрузка (а также наличие ГАИ J ). Участок от Гавердово до Торбеево я проходил рано утром. При большой загрузке трассы средняя скорость будет ниже. Время прохождения Ульяновска зависит от наличия и размера пробки перед мостом. Урал я проходил рано утром и поздно вечером. Днем, наверное, загрузка будет побольше. Участок Ольгино-Крутинка портит среднюю скорость на участке Тушнолобово-стоянка. Если его отремонтируют, то скорость подрастет. В Омске я плутал, если подготовить карту проезда, то можно быстрее. Ну а таможня, это как повезет.
Теперь об альтернативах. Когда я ехал обратно, плотину уже открыли. Но я и не подумал ехать через Самару, Пензу. М5 днем – это рваный ритм движения из-за большой загрузки трассы. Если правила не нарушать(злостно) то средняя скорость будет небольшая. Да и нервы. До Саранска можно доехать быстрее через Ковылкино, Рузаевку. По словам Drontа экономия 80 км. Следующий раз попробую. Если отремонтируют дорогу через Бердюжье, то можно сэкономить 80 км. Надо брать с собой схему проезда Омска. Таможню надо проходить около 8 утра по-местному времени. Проезжать крупные города лучше по окружной (если есть). Это экономит и время, и бензин.
Прошу простить, если где ошибся. Дорожные записи вели дети. Где-то они могли ошибиться, где-то не отметить важный пункт. Не отмеченные ими точки я восстанавливал по памяти и по карте. Через год я собираюсь повторить этот маршрут, но уже всей семьей. Поэтому придется расставаться с ВАЗ-21047 и покупать более просторную машину на 6 человек. Планирую что-то вроде Honda Odyssey. Если кто может что-то посоветовать насчет модели машины или способе ее покупки, буду очень благодарен за письмо. Аналогично, если кто-то имеет свежую информацию об отрезках маршрута.
Пишите мне по адресу aiva1965@mail.ru.
PS. Собираюсь дополнить отчет разделами о моем родном городе Усть-Каменогорске и об отдыхе на Бухтарминском водохранилище. А также фотографиями ко всем разделам отчета. Потом размещу на каком-нибудь сайте.
Краткая характеристика пройденных мною участков.
Маршрут | Расстояние, км | Время | средняя скорость, км/час |
Гавердово-Торбеево | 289 | 3:40 | 79 |
Торбеево-Саранск(окружная) | 176 | 2:00 | 88 |
Саранск-Ульяновск | 217 | 2:10 | 100 |
Ульяновск | 25 | 0:55 | 27 |
Ульяновск-Димитровград | 72 | 1:00 | 72 |
Димитровград-Кошки | 93 | 1:05 | 86 |
Кошки-Сергиевск | 87 | 1:00 | 87 |
Сергиевск-Уфа(Алкино) | 358 | 5:20 | 67 |
Уфа(Алкино)-Челябинск | 425 | 6:20 | 67 |
Окружная Челябинска | 98 | 1:00 | 98 |
Челябинск-Курган(окружная) | 271 | 3:00 | 90 |
Курган(окружная)-Исетское | 87 | 1:00 | 87 |
Исетское-Ялуторовск | 67 | 0:45 | 90 |
Ялуторовск-Тушнолобово | 266 | 3:15 | 82 |
Тушнолобово-стоянка 150 км до Омска | 112 | 2:50 | 40 |
Стоянка 150 км до Омска-Омск | 167 | 2:00 | 84 |
Омск | 50 | 1:00 | 50 |
Омск-таможня Урли-Тобе | 184 | 1:45 | 105 |
таможня Урли-Тобе | 0.2 | 2:00 | |
таможня Урли-Тобе-Павлодар | 216 | 2:30 | 86 |
Павлодар | 25 | 0:45 | 33 |
Павлодар-Семипалатинск | 310 | 3:20 | 93 |
Семипалатинск | 31 | 1:00 | 31 |
Семипалатинск-Усть-Каменогорск | 209 | 2:30 | 84 |
Итого | 3835 |
Сентябрь 2005 г.