|
Наверное, это мой последний отчет об автопутешествии, выложенный в разделе «Путешествия и приключения» на сайте Drom.ru. Нет, ездить на машине мы не перестанем, дорога манит. И каждый год мы будем находить повод сорваться с насиженного места в очередную поездку. Просто все наши дети уже выросли, у них своя жизнь, свои планы. А без них писать особо не о чем. Достаточно будет небольших сообщений в форуме.
Достаточно регулярно мы с женой и детьми ездим в город моего детства Усть-Каменогорск. И каждый раз на машине. Сначала это было из экономии денег, сейчас уже из интереса к самой дороге.
Итак, маршрут Рязань—Усть-Каменогорск проходил через следующие точки на карте:
Рязань—Саранск—Ульяновск—Сергиевск—Уфа—Челябинск—Курган—погранпереход Петухово—Петропавловск-Казахский—погранпереход Исилькуль—Омск—Новосибирск—Барнаул—погранпереход Михайловка—Усть-Каменогорск. Это по дороге на восток.
Обратно: Усть-Каменогорск—Семипалатинск—Павлодар—Астана—Есиль—Костанай—погранпереход в Троицке—Магнитогорск—Белорецк—Уфа—Сергиевск—Ульяновск—Саранск—Рязань.
Машина Honda Odyssey RA7, 2001 года выпуска, пробег на момент старта 135000 км. Чистокровная японка. Как и следует из названия, предназначена для дальних путешествий, на городских улицах ей тесно. Одиссей был наш человек, нашел повод, чтобы покинуть родные места.
Экипаж: я, жена Таня и дочь Поля. Остальные наши наследники на этот раз нас кинули.
Дорога на восток.
С погодой в этом году не повезло. Практически всю дорогу лил дождь. Немногочисленные дорожные фотографии сделаны в моменты, когда мы изредка выезжали из грозы.
Итак, выезд в 4 утра, чтобы проскочить первый отрезок федеральной трассы «Урал» пока нет трафика. Успели, въехали в Мордовию, покрытие на 4+ и на 5. Мордовия готовится к ЧМ-2018, строится окружная Краснослободска. В Ульяновской области дороги намного хуже. Первая остановка для фотосессии, и размять ноги.
Смена водителя.
Покрытие на 4 и на 3, есть небольшие участки объезда, трафик небольшой.
Волгу переезжали по новому мосту в Ульяновске, монументальное сооружение.
По традиции обедали в Мулловке, на «своем» привычном месте.
Потом был самый неприятный участок на всем маршруте, 300 км от Сергиевска до Уфы. Плохое состояние дороги, местами ремонт с бутылочными горлышками, где реверсивное движение. Трафик бешеный — это основная трасса большой страны. И везде могилы, могилы, могилы… В год в России на дорогах погибает почти 30 тысяч человек, в основном при выезде на полосу встречного движения. Но четырехполосных дорог с разделительной полосой в России очень мало. Зато много гибддэшных ловушек, которые постоянно собирают несколько машин «нарушителей». Стоят они не в опасных местах, а на вполне безобидных участках с хорошей видимостью. Коррупция в Башкирии цветет, как и прежде. Самая низкая средняя скорость на всем маршруте. Где-то в этом районе мы ужинали. На улице было холодно и ветрено, пришлось есть в машине.
К ночи подъехали к Уралу. Вроде горы, а проходится много легче, чем Сергиевск—Уфа. Особенно по Челябинской области — знаки, разметка, покрытие — все на 5. Ехал ночью (трафик небольшой) в проливной дождь, но без проблем.
Первые сутки пути позади. Были планы встретиться с одноклубниками Honda Odyssey, которые есть во всех городах нашей страны. Но плохая погода все спутала. И мы решили ехать без остановок.
Челябинск—Курган—погранпереход Петухово, покрытие на 4, трафик небольшой. Завтрак на ходу, дождь. Прохождение границы заняло в Петухово 1 час, покупка казахской страховки на месяц облегчила кошелек на 360 рублей. В Казахстане нас немного обогрело и обсушило солнышко.
Казахстанский участок Петухово—Петропавловск—Исилькуль (190 км) — покрытие на 4 и на 5, трафик небольшой. В Исилькуле на границе проторчали 2,5 часа.
Что я заметил, после ликвидации таможни на границе России и Казахстана грузовые машины стали быстрее проходить через погранпереход, раньше они стояли сутками. Для легковых по времени прохождения границы практически ничего не изменилось.
К вечеру были в Омске.
Далее начиналась знаменитая бетонка Омск—Новосибирск, прямая равнинная дорога, покрытие в основном на 5, кругом болота и березовые перелески. Ехали под проливным дождем, ночью. Заканчивался бензин, но АЗС из-за сильной грозы не хотели нас заправлять. Повезло, к одной из заправок попали в «паузу».
Рано утром было в Новосибирске. Уже двое суток в пути. Река Обь.
Все, непогода закончилась. Теперь на остатке пути нам всегда будет светить солнышко.
Тут я прикинул, что, если будем ехать без остановки, то в Барнауле будем слишком рано. Пора пояснить, зачем мы сделали крюк в 400 км. Дело в том, что в Барнауле живет мой друг детства Андрей. Обычно мы встречаемся на Бухтарминском водохранилище. Но в этом году наши друзья туда не попадали.
Подумав, мы остановились поспать на границе Алтайского края и Новосибирской области.
Разбудило нас яркое солнце, в машине стало жарко.
И вот встреча с другом, Андрей поймал нас на въезде в город.
Два года не виделись. А вот те же персонажи, но целую вечность назад.
Далее были сутки за приятным общением.
На следующий день, отдохнувшие и просветленные, отправились в город моего детства Усть-Каменогорск.
Перед погранпереходом перекусили.
На погранпереходе ждали 2 часа.
В Предгорном вся обочина была засыпана крупным градом, температура за бортом упала до 15 градусов. Потом знакомые по летним лагерям Кожохово и Прапорщиково. И наконец родной город. Мы дома!
Прогулки по Усть-Каменогорску.
Вот я наконец снова в своем родном городе.
Место уникальное, на территории области есть и пустыня, и тайга, и альпийские луга, и степь. Из земли добывается вся таблица Менделеева, город в советское время был центром цветной металлургии. И сейчас новая столица Астана построена во многом благодаря нашему городу-труженнику.
По сравнению с Рязанью Усть-Каменогорск просто напичкан достопримечательностями, которые надо обязательно посетить. И в каждый наш приезд их становится все больше.
Итак, прогулки по городу.
Река Иртыш у Аллеи Влюбленных.
Новая мечеть.
Местный зоопарк, особенно много медведей и копытных. Их приносят в зоопарк маленькими, когда детеныши теряют родителей.
До распада СССР представителей титульной нации в городе было совсем мало, около 3%. Остальные — полный интернационал, русские, украинцы, немцы, корейцы… Собрали с миру по нитке, построили этнодеревню, где есть жилища с убранством разных народов.
Музей военной техники.
Легендарный зенитно-ракетный комплекс С-75.
Современная юрта со спутниковой тарелкой и кондиционером.
Мои женщины не смогли пройти мимо свадебного комплекса.
Здесь начинался город, раньше в этом месте стояла крепость.
Байтерек (гнездо мифической птицы в казахском фольклере) в миниатюре.
Бывший строительно-дорожный институт, ныне Восточно-Казахстанский государственный технический университет, в котором мои родители проработали всю свою жизнь.
Река Иртыш, недалеко от нашего дома. Здесь я научился плавать.
Напоследок типичный плакат.
Отдых в Голубом заливе.
В Восточном Казахстане есть свои Турция и Египет. Это базы отдыха на берегу Бухтарминского водохранилища. Нет, конечно, на территории области есть и другие места отдыха. Но они менее доступны. А вот Бухтарма — это главная здравница не только усть-каменогорцев, но и ближайшей Сибири. Каких только российских номеров тут ни увидишь. Чем же примечательно это место? Чистая и теплая вода, неплохая рыбалка, красивая природа и полное отсутствие комаров — вот козыри этих мест. Ну и мы который раз не стали исключением. Нас приютила база отдыха «Простор» в Голубом заливе.
Дорога к морю.
Местный дьюти-фри, рынок в Новой Бухтарме. Обязательно покупаем местный деликатес — пелядь.
6 км дороги по горам, которая с каждым годом становится все лучше — и вот мы у своего домика.
Вода в Бухтарминском водохранилище в этом году необычайно высока, волны плескались прямо под верандой. Володя сразу снарядил удочку, и первый улов не заставил себя долго ждать.
Дети тоже нашли себе занятие.
После купания аппетит отменный — первый обед съеден без остатка.
Последнее время я стал понемногу изменять Бухтарминскому морю, посещая Красное. Не удержался и тут поплавать с маской и трубкой. Был немного разочарован — все черно-белое, ярких красок нет, видимость плохая, рыба пугливая. Но зато убрал лишние ветки со дна, чтобы не было зацепов.
Рыбачили прямо у домика, веранда даже мешала делать заброс.
Потом приходилось чистить рыбу.
Шведский стол на завтрак: рыба, колбаса, сыр и еще раз рыба.
Вечерний променад по набережной.
За пресной водой (для технических нужд) далеко ходить не надо.
На закате на залив опускается покой.
Вечерние посиделки.
Не всем хватает место в домике, Максиму приходится спать в лодке на свежем воздухе.
Обязательная утренняя церемония — поднятие флага на Змеиной горке. Пропустивших это мероприятие комендант лагеря без разговоров выселяет. На заднем фоне видна база отдыха Аюда.
Фотография на память.
По возвращении в лагерь столкнулись с каждодневной проблемой — что делать с рыбой?
Для разнообразия решили мелкую рыбу покоптить — ну не зря же тащили коптильню.
Результат оказался съедобным. Но лучше бы мы ее засолили.
Очередной вечер. Как же хорошо на веранде пить чай и слушать тихий плеск волн.
Каждый раз шило в одном месте заставляет нас найти повод прогуляться пешком в Новую Бухтарму. И это поездка не стала исключением.
Все, что купили, съели по пути назад.
В нашу гавань регулярно заходили корабли.
Звали нас на экскурсии, но нам своих развлечений пока хватало.
К концу отдыха подсохла первая таранка.
Как всегда, неделя отдыха закончилась очень быстро. И пришло время прощаться с Бухтарминским водохранилищем.
Напоследок несколько видов Голубого залива. Для тех, кто давно там не был. Ребята, там все как раньше, во времена нашей молодости. Горы, вода, небо, сосны. Люди, да, уже другие. И мы изменились.
Наш домик, вид с пляжа.
Домик типа «скворечник». Не удивляйтесь, есть еще «Три поросенка», «Юрта» и другие полеты фантазии.
Вид на залив со Змеиной горки.
Соседняя бухта.
Заячья капуста.
Вид на водохранилище.
Солнце заходит.
Спуск к берегу.
Вид с веранды в сторону моря.
Горы и сосны.
Та же заячья капуста, но уже взрослая.
Спуск к Новой Бухтарме.
Опять горы.
Лунная дорожка.
И еще скалы и сосны.
Пляж базы отдыха «Лаванда» затоплен.
Утро.
Вечер.
Все, дорога домой.
Дорога на запад.
Опять надо покидать родной город. Таня и Поля уже скучают по Рязани, меня же рвет на части между «надо» и «хочу». Наверное, по настоящему счастлив может быть только тот человек, кто всегда возвращается туда, где вырос.
Для дороги в Рязань был выбран самый короткий маршрут. Дорога по качеству оказалась прилично хуже, но всего один погранпереход и меньшее расстояние победило.
Коротко о маршруте.
1. Ука—Таврия, дорога на 4, трафика нет.
2. Таврия—Привольное, дорога на 5, трафика нет. После Привольного 10 км грейдера, скорость 25 км/час.
3. Потом до Семска дорога на 4, трафика нет.
4. После Семска новый асфальт 16 км, но ограничение 50 км/час. Потом 20 км нового асфальта без ограничений скорости. Трафика нет. Около Канонерки 16 км грейдера, скорость 25 км/час. Далее до границы ВКО дорога на 3+, можно держать скорость 90 км/час, но внимательно.
5. От границы ВКО до Павлодара дорога на 4, в районе Лебяжьего ограничения 50 км/час, дежурят ЖП, измеряют скорость в движении патрульной машины. Жена тут попалась на скорости 63 км/час (было ограничение 50 км/час из-за неровной дороги). Сказали, что сейчас данные о нарушителях каждый день заносятся в базу данных. И при прохождении границы задержат, если штраф не оплачен. Может брешут, не знаю. Трафик небольшой.
6. Павлодар—Экибастуз, немного ремонта, потом дорога на 4. Трафик средний.
7. Экибастуз—Астана, часто ямы, дорога на 3 и на 4, трафик средний. Перед Астаной много ограничений 30-50 км/час, ремонты, очень много ЖП.
8. Окружная Астаны, дорога на 5, трафик небольшой.
9. Астана—Есиль, дорога на 5, за два года практически не ухудшилась, следов ремонта нет — значит, сделали на совесть. А может, из-за слабой загрузки большегрузным транспортом дорога сохранилась. От 30 км объездов осталось не больше 3-4 км. Трафик небольшой.
10. Есиль—Кустанай, дорога на 4 и на 5. Трафик небольшой.
11. Кустанай—Троицк, дорога на 5, трафик небольшой. Граница прошли за 2 часа, машин было мало, в первую очередь пропускали фуры, как впрочем и при предыдущих трёх прохождениях границы. Много украинских фур.
12. Троицк—Магнитогорск, дорога на 5. Трафик небольшой. Хочу отметить качество дорог в Челябинской области — хорошее покрытие, грамотная разметка и знаки.
13. Магнитогорск—Белорецк, дорога на 4(башкирский участок) и на 5. Трафик небольшой. Окружная Белорецка в убитом состоянии.
14. Белорецк—Уфа, дорога на 3 и на 4: ремонты, ограничения, тряская дорога, горные перевалы. Много венков по краям дороги. Трафик вроде небольшой, но из-за сложных условий дороги обгон удается не сразу.
Для себя решил, что вариант Уфа—Белорецк—Троицк явно лучше, чем Уфа—Челябинск—Троицк. Как по времени, так и с точки зрения интересной дороги и удовольствия от вождения. Прошел этот участок за 7 часов, успев в это время пообедать в живописном месте.
Участок Уфа—Сергиевск и далее уже описан. Отмечу только, что дался тяжело — стояли полтора часа перед участком ремонта, перед этим нарвались на ГИБДД. Дело было так. Впереди был спуск и подъем, длиной около 1 км, весь участок отлично просматривался, везде пунктир, встречных нет. Впереди шла «колбаса» из фур. Пошел на абсолютно безопасный и комфортный обгон. В самом низу обнаружилась сплошная разделительная около 20 метров длиной (типа мост). Фуры шли сплошной стеной, я проехал через сплошную, возвращаясь в свою полосу. Наверху оборотни помахали палкой. Полчаса разбирался с ними, пришлось давать взятку, это для меня исключительный случай. Взяли с преогромным удовольствием, для этого и стоят. Место абсолютно неопасное, настоящая ловушка.
Место ужина.
Последний закат в дороге.
«Вот моя деревня, вот мой дом родной» (с)
Добрались до Рязани за 56 часов, проехали 3743 км.
Машина прошла весь путь без нареканий. Обошлись без царапин и сколов от камней. Как минимум полпути работали, не переставая, дворники, и молотил кондиционер, чтобы не потели стекла. Средний расход — 8,9 литра.
Будут вопросы — отвечу.
P.S. Надеюсь к новогодним каникулам подготовить фильм о поездке. На этот раз в HD.
aiva