|
Приветствую читателей этого маленького рассказа. Хочу рассказать вам об одном маленьком путешествии из Новосибирска в Курчум в январе 2010.
Как известно в России после нового года отдыхают десять дней. Многие едут отдыхать, вот и мы с братом решили сгонять на родину. Перед поездкой я готовлю машину, кладу лебедку, веревку 10 метров помимо троса. Конвертор на 220 вольт, светильник, чтоб, если что, лазить под машиной со светом. Теплую одежду, валенки. Газовый баллон и горелку. Ну и лопату. Отбалансировал колеса. Все готово.
2 января. 3:20 утра. На улице -32. Я завожу своего «Фита». Выезжаю из гаража. Выезжая, зеркалом цепляюсь за замок, корпус зеркала на морозе лопается, куски зеркала сыплются на землю, досада или плохая примета перед дальней дорогой. Но я как-то сильно не расстроился — не вернешь зеркала. Еду на вокзал встречать брата. Город еще не очнулся от новогодних праздников, машин нету, пешеходов и подавно, вот когда в Новосибирске по Большевистской можно погонять. Встречаю брата, он по ж/д из Петропавловска добрался в Новосиб, дальше наш путь предстоял в Курчум, Восточно- Казахстанской области. Заезжаем домой, заряжаемся энергией путем поедания пищи — и в путь…
Полшестого утра, город все еще не очнулся. Заливаем полный бак бенза. По дороге я вспомнил, что забыл огнетушитель и знак буквы «Ш» на заднее стекло, в Казахстане за это могут такой штраф прилепить. К тому же по прошлым поездкам помню, что к таким мелочам там цепляются.
Барнаул. Тоже еще не очнулся от нового года. Только инспектора ГИБДД (именно инспектора). На мосту останавливают. Проверяют документы, спрашивают про дорогу из Новосиба. Я у них в свою очередь спрашиваю, где есть автомагазин. Инспектор начинает объяснять, но я его перебил, мол, сегодня второе января и время восьми нет, какой же магаз сейчас работать будет… Инспектор задумчиво произносит: ну да… ну да… В общем, едем дальше, отъехав от Барнаула километров десять натыкаемся на гайцов (именно гайцов). Вот кто не спит рано утром после нового года… Тычет мне радаром — 85 по населенному пункту, да еще и обогнал под знак «Обгон запрещен». Протокол, говорит, выпишу на 300 руб. но можно и без протокола, спорить не хотелось, что-то доказывать, сажусь в их «Приору» отдаю названную сумму, и со словами от гайца: «Не гони, впереди их много стоит» сажусь и валю оттуда. Обманул он, ни одного не встретилось.
Дорога чистая, позволяет ехать 100-120 км/ч. В машине очень тепло, даже жарко, термометр на панельке показывает за 30. Единственный косяк — стекло лобовое затягивает наполовину. Поэтому печка все время в третьем положении. По дороге встретилась разбитая Toyota Vista Ardeo с лужей крови вокруг. До гранички долетаем, без проблем, за два часа проходим обе таможни, что очень быстро. Там же на российской граничке делаем страховку за 350 руб. Въезжаем на землю казахскую… Дорога уже не позволяет ехать более 80 км/ч. Как стиральная доска, ни грамма асфальта. Добираемся до Усть-Каменогорска.
Город, видно, уже оживший, машин предостаточно, город живет. Но движение все-таки не очень интенсивное, все едут очень медленно. Как будто боятся камер, которые фотают при нарушении. Меня тоже фотали, но как мне объяснили, они работают только по восточному Казахстану, и к тому же на дороге видно их датчики заделанные в асфальт. Вечером встречаемся с друзьями и родственниками. Позади 800 км дороги, остается 200. Выспавшись с утра в путь.
Выехали за город, опять заснеженная дорога, гребенка, плюс еще крутые спуски, подъемы, повороты, начинающийся ветер, который в миг может запечатать дорогу. Только непонятно, откуда он дует, ручейки снега перебираются через дорогу то слева, то справа. Природа здесь, конечно, очень красивая, есть на что посмотреть, высоченные горы, сосновые боры.
Дорога чистая, но быстро не разгонишься, повороты скользкие. На одном из поворотов задняя часть машины пытается обогнать переднюю, немного проскользив боком по дороге, выравниваю машину с помощью кювета, протаранив передним бампером. Сбросили скорость… Перед нами едет Daewoo Nexia. В принципе, тоже не гонит. Но ее тоже заносит, водитель пытается выравнять свой баркас, но тщетно, его начинает кидать, с трассы он не слетел только потому, что его бочиной бьет о снежный бордюр, у него аж задняя часть машины подлетает. Все, он стоит, наверное, в шоке… Доезжаем до переправы. Летом и когда лед еще не толстый здесь ходят паром и баржа. Но лед сковал эту водную преграду длиною в 5 км. Знака по тоннажу нет. Но мы знаем, что машины ездят через лед. Въезжаем на лед. Проезжаем быстро. Останавливаемся около паромов. Фотаемся. Прикольно, водный транспорт и сухопутный наравне. Еще 30 км и мы на родине.
Первым делом решили опробовать отцовский джипик, купленный ему накануне на юбилей. Это был Mitsubishi Pajero Junior. Черного цвета, 96 года, со смешным объемом для джипа 1,1. Выгнали, начали тестировать. По сугробам, там, где снег мягкий, он прет по колено, несмотря на то, что резина летняя. Но не долго мы мчались по сугробам, все-таки засадили, подергались — никак. Иду домой за «Фитом», в «Фите» ЛОПАТА. Приезжаю, откопали «Паджерика», засадили «Фита», «Фита» выдернули «Паджериком».
Немного о деревне — обычная деревня. Районный центр. Разваленный в начале 90-х, и по новой возведенный в Казахстане, но уже не так. Русских уже совсем мало, в Турции, на Гоа и то больше. Но это же Казахстан. Зато китайцев оралманов очень много. Вот про кого можно сказать: понаехало тут. В магазине с радостью принимают доллары. Заезжаю в миграционную полицию, очередей нет, но подождать приходится, неохотно принимают. Притом, что я второй раз заезжал, за день до этого они не принимали, видать еще Новый год был. В банке обменял баксы на назарбаксы. Из одежды много можно купить, все китайское и недорогое. Этот край всегда ценился своей природой. Здесь и горная река, в которой и хариус, и ускуч, и таймень водились, и водохранилище, в котором мы ловили карпов по двадцать килограмм, щук как жигули шириной. А какая здесь охота была…. Красота. Но все это загубили. К тому же стали ракетоносители сбрасывать. Но речь не о том…
По дороге с того самого банка, практически возле дома, неудачно выбрав маршрут следования, застреваю можно сказать прям на дороге. Достаю ЛОПАТУ. Не помогло. Иду за джипиком. Немного побуксовав рядом, подергав, выдергиваем «Фита». Да, «Фит» — далеко не джип. Даже такой маленький, как «Джуниор». На следующий день пошел снег, за ночь выпало снега по колено, «Фита» даже не заводили, передвигаемся на «Паджерике». Сугробы он пробивает — аж через крышу снег летит. День таскали снег со двора. Но ночью опять пошел снег с ветром, наутро картина повторилась. Опять таскаем снег. Снег таскаем на крыше от «Жигулей» второй модели. Когда силы покидают нас, привязываем крышу за «Паджерика», заодно и дорогу подравниваем. В один из дней изготовил защиту двигателя из титана.
В последний день едем и просто катаемся по деревне, снимая все на видеокамеру, неизвестно когда вернемся сюда. Улицы расчищены, но кое-где только для одной машины, и почему-то не до конца. По одной из таких улиц и пролегал наш маршрут. Дорога закончилась. Развернутся негде. «Фит» зарылся. ЛОПАТА? Нет, не поможет, идем за джипиком. Дергаем, копаем, опять дергаем, он сам буксует, через полчаса выезжаем.
Едем домой, хватит приключений, но нет. На перекрестке со второстепенной прям перед нами вываливается какой-то кретин местный, на красном «Нисане». Я, естественно, выбрал обочину с сугробом, нежели его бочину. Здесь «Фита» не восстановить, здесь таких машин не видели. И это местный абориген остановился, смотрит, читает по губам все, что я о нем думаю, он и без перевода понял, наверное, все, что я о нем думаю… И уезжает. Сами мы не можем выбраться, за джипиком далеко идти. Достаем ЛОПАТУ. Долго бы мы наверное копали, если бы не местный мужик, который все это видел, сам предложил помощь, дернул нас на «шестерке».
С выпадением большого количества осадков, дорога, естественно, исчезает, на льду выступает наледь. «Нивы» еще как-то проезжают. Но дорогу все ровно закрывают на амбарный замок. И вокруг тоже нет дороги — еще не прочистили. Мы уже что-то очкуем, что можем здесь застрять. В последний день похолодало, мы надеемся, что наледь замерзнет и дорога будет.
Настал день нашего отъезда. На улице -35. Рано решили не ехать, чтоб дорогу пробили. Завожу «Фита» без каких-либо проблем и подогревов. Выезжаем часов в 11. Заезжаем на заправку долить бенза до полного, неизвестно, когда доберемся до следующей заправки. Бенз здесь стоит 90 тенге, и Назарбаев не указ. Так как он сказал, что литр 92-го должен стоить не больше 85 тенге. Но в этой деревне кто узнает, сколько стоит, фиг какая проверка сюда сунется. К тому же бензин хреновый, да и недоливают… По пути заезжаем к таксистам местным, узнаем про дорогу.
Дорога до Усть- Каменогорска есть, но вокруг, что нежелательно — 400 км вместо 200. К тому же из города автобусы не выпускают из-за морозов, там -42. Но мы решаем ехать. Доезжаем до переправы. Чем черт не шутит… И видим унылую картину. На въезде на лед стоит ментовская «Нива». Несколько машин рядом стоит. Водители просят пропустить. Наледь замерзшая. К тому же толпой пробить можно. Но товарищ гаишник закрылся в своем маленьком мирке и никого не слышит. И не отвечает. Посередине переправы «Нива» завалилась, не может вылезти. Подъезжают таксисты. Посоветовавшись, решают ехать вокруг, я тоже.
Стартую первым. Надеясь на то, что если где застряну, мне помогут, вытолкнут или вытащат. Дорога прочищена, можно гнать 80 км/ч. Но недолго я гнал. Немного зацепил бровку колесом, и машину начинает кидать из стороны в сторону, пытаюсь выровнять, бесполезно. Машину заносит, переднем бампером цепляю снежный бордюр, меня разворачивает и выкидывает задней частью в тот же бордюр. Благо, он плотный, а то бы вообще с дороги слетели. Те, на кого я рассчитывал, пролетают мимо, даже не притормозив. Вылезаем. Передний и задний бампер слетели с клипс, при этом передний подкрылок оторвался тоже. Достаем все ту же ЛОПАТУ. Быстренько выкапываемся. И продолжаем путь.
Обгоняем трактора, чистящие эту богом забытую дорогу. Дальше дорога заметно ухудшилась, местами переметы, местами очень узкая только в одну машину. Но ни встречек, ни попутных машин мы так и не встретили. Дорога идет в основном над Иртышом по равнине, среди небольших гор.
Встречаются табуны лошадей, пасущихся в снегу по пояс, что они там раскапывают — неизвестно. Заблудится здесь невозможно, дорога одна, даже съездов в деревушки попутные нет. Доезжаем до Большенорыма. Остановились около магазина, к нам подъезжает какой-то чувак на разбитой «Аудехе» годов 80-х, интересуется, как у местных, где тут автомагазин. Не получив ответа, уезжает. Километров через 20 мы догнали его, видать, не нашел автомагазин, так как они толкали свою колымагу. До Зыряновска доезжаем, еще светло, охота осиновский перевал за светло проехать. Где он начался, этот перевал, мы и не заметили, но сам перевал трудно не отметить. Длинный серпантин, крутые повороты, на обочине одного из поворотов валяется КамАЗ, не вписавшись в поворот, ушел под откос.
В одном месте повороты идут зигзагообразно под 180 градусов. С верхней части дороги видно параллельно идущие нижние. Проехали перевал уже со светом, и остается совсем немного. Дорого сильно вымотала: 400 км за 8 часов, притом, что мы практически не останавливались. Машинка тоже уже устала, появилась сильная вибрация в момент удержания машины на тормозе на скорости, на задней и нейтралке нет, при оборотах выше 2 000 и троганьях с места какой-то скрежет, похожий на конченую гранату. От баланса колес ничего не осталось. Предположительно это все от налипшего снега.
В Усть-Каменогорске температура около -40 — чревато машину ставить на стоянке. Решаем загнать машинку в гараж к родственникам, но его сначала надо откопать. Откапываем. Заезжая в гараж, «Фит» бодро закопался в снег — ни вперед, ни назад. Это начинает раздражать. Опять лопата. Не помогла. Еще и мороз. Достаю лебедку, находим за что зацепить — пять секунд и машина в гараже. Залезаю под машину. Догадка подтвердилась, все обледенело, вокруг глушака все льдом обросло, все щелки между двигателем и салоном во льду. Колеса изнутри забиты снегом. Что мог отковырял, но не вибрация, ни скрежет не прошли.
Утром выезжаем в полдевятого, на улице также под -40, а может и ниже, воздух замерзает, стоит туман. Прогретая машина с печкой на третьем положении снова остывает, если не двигаться. Но ехать надо. В путь. До границы дорога через Шемонаиху еще хуже, чем те 400, которые мы за день до этого проехали, больше 60 км в час не поедешь. Граничка. Машин мало перед нами всего четыре. Но так медленно все проходит. Оказывается света нет, дизель резервный не заводится. Замерз однако. Они почти вручную всех вписывают. Нашу машину загоняют в ангар, вытаскиваем сумки, вещи. Узнав откуда мы едем, не стали дальше лазить. Часа три стоим на казахской границе. Зато на российской нет никого. Поднялся очень сильный ветер северный плюс мороз за тридцать. Российские таможенники даже не стали проверять машину.
И вот земля русская! Дороги как летом, чистый асфальт. Можно топить за сотню, но не на наших колесах, при сотне машинка начинает подпрыгивать. И так потихоньку поздно вечером мы добрались до Новосиба.
Итак, выводы Если не джип — не суйся! ЛОПАТА зимой — лучший друг в дороге. «Фит» — машина теплая, в мороз мы ехали без курток и даже хотелось кофты снять, в салоне 30-35 было. Но стекла затягивает. Расход составил 14,8 километров на литре. Проехали мы 2 200 километров. Сколько денег ушло, и не считали, но немного. Получили массу удовольствия от поездки.
Всем спасибо, кто прочел до конца. По-настоящему поймет тот, кто ездил в тех местах.
Такой мы увидели дорогу в Казахстан. Выводы делать только вам…