Двадцатидневная поездка по республикам Закавказья. Часть 2

24.07.2018 | 13475 просмотров

Первая часть здесь: travel.drom.ru/60181

В первой части нашего путешествия мы проехали по России и Азербайджану посетили города Астрахань и Дербент, Баку и село Лагич. И пройдя границу по погранпереходу Белоканы-Лагодехи, остановились в гостевом доме «Green House» в г. Кварели. Гостевой дом «Green House» находится на окраине г. Кварели в живописном месте. Молодой хозяин и управляющий гостевым домом Левон, прожив некоторое время в Германии, изучил гостиничное дело и при непосредственном участии родителей начал этот бизнес. Номер с санузлом и душевой кабиной, завтрак включен, стоил нам 140 gel (лари) за двое суток (1 лари = 25 руб.)

День 7: 12 мая. Кварели

В этот день было решено осмотреть окрестности Кварели и посетить знаменитый винный завод Киндзмараули. И помог нам в этом отец хозяина гостевого дома Бесо. На своем автомобиле он устроил экскурсию по городу, мы посетили не только завод Киндзмараули, но также побывали в Кварельском тоннеле (склад-магазин завода «Хареба»). Первым мы посетили завод Киндзмараули, экскурсия с дегустацией вин стоит 8 лари на двоих.

Сначала дегустация с рассказом об истории виноделия в Грузии и об особенности вкусовых качеств вин, а затем экскурсия по заводу с информацией о методах производства вина и разнице европейских и грузинских вин.

На территории красиво и везде где возможно квеври (емкости для вина).

Следующей точкой нашего винного туризма стал Кварельский тоннель (склад-магазин завода «Хареба»). Экскурсия с дегустацией обошлось в 16 лари.

Летательный аппарат на основе телеги (декорация из фильма).

Перед входом в тоннель.

В тоннеле довольно прохладно, выдают плед, чтобы не замерзнуть.

На дегустации попробовали не только вино, но и масло из косточек винограда.

После экскурсий по заводам в каждом из них приобрели по нескольку бутылок вина, стоимость от 4 лари за бутылку в зависимости от сорта и года производства вина. Перед возвращением в гостевой дом я попросил Бесо приготовить нам на ужин шашлык так, как они готовят его для себя. С чем Бесо любезно согласился, он позвонил по телефону, выяснил, где имеется свежее мясо, куда мы и направились. Оказывается, здесь для шашлыка предпочитают свинину, а не баранину. Купив свежайшего мяса, мы вернулись к месту нашего пристанища. Мясо не маринуют, а только присаливают. Вкусный шашлык будет, если приготовлен на углях из виноградной лозы.

Готовый шашлык складывают в кастрюлю на уложенный туда лук, порезанный кольцами. Сверху на мясо кладут куски грузинского хлеба, чтобы он тоже напитался духом шашлыка, закрывают крышкой и несут к столу. Шашлык удался на славу, вкупе с вином производства Бесо это что-то. Спасибо ему за отлично проведенный день.

День 8: 13мая. Кварели — Тбилиси

Выспавшись, после завтрака простились с гостеприимными хозяевами, выехали в сторону Тбилиси с расчетом осмотреть имеющиеся по пути достопримечательности.

С дороги полюбовались крепостью. Греми — это крепость, когда-то принадлежавшая кахетинским царям. Раньше в этих местах находился процветающий город. До наших дней сохранилась лишь крепость с одной действующей церковью. Заехали в г. Телави с целью осмотреть Телавскую крепость, к сожалению, она на реставрации, можно осмотреть только снаружи, что мы и сделали.

Памятник царю Грузии Ираклию II.

У стен крепости частный сектор.

Русло ручья в бетонном лотке.

Когда-то в детстве я видел фильм о Великой Отечественной войне «Отец солдата», поэтому я не мог не заехать к памятнику. Во весь свой могучий рост предстает Георгий Махарашвили — герой этого фильма (1964 г.), снятого режиссером Резо Чхеидзе. Он запомнился мне в исполнении актера Серго Закариадзе. Совершенно простой кахетинский виноградарь, недюжинной силы мудрый старик, отлитый в меди, возвратился навсегда на родную землю. Плащ и шлем погибшего сына держит он в руках. Великолепная скульптура венчает целый мемориальный комплекс, созданный здесь же в память о героях, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Великолепный и величественный комплекс, вот только одно огорчило, следят за его состоянием не очень.

Вид на Алазанскую долину от подножия памятника.

Не доезжая до Тбилиси примерно 50 км, недалеко от трассы возле Сагареджо, остановились осмотреть собор Ниноцминда — весьма древний грузинский храм в Кахетии, построен в VI веке, который немного не дотянул до нашего времени. В 1750 году перестроили купол, он получился слишком большим и тяжелым, и не смог пережить землетрясение, произошедшее в 1824 году. Что привело к практически полному разрушению собора в 1848. Сейчас храм находится на территории женского монастыря. Там чисто и аккуратно, подстриженный газон. Сам монастырь обнесён стеной с башнями.

Наконец добрались до Тбилиси, где нас ждали забронированные через букинг апартаменты (бронировал жилье всегда за день до приезда, например, эти апартаменты бронировал, находясь в Кварели). Это была студия, почти в центре старого города, с отдельным входом, современной бытовой техникой и хорошим wi-fi. О небольших недостатках. Через вентиляционное отверстие, которое выходит на улицу, где мечеть, иногда слышно прохожих. Душ символический, не отделен от санузла, только шторка, но в принципе ведь пользоваться им можно. Учитывая разумную цену за проживание, этот недостаток не существенный. Стоил нам 130 лари за двое суток, а вечером нас ждал презент от хозяина — вино и фрукты.

Припарковали автомобиль, занесли вещи в апартаменты и отправились на прогулку в Тбилисский ботанический сад, благо до входа расстояние примерно метров 200. Стоимость билетов 4 лари на двоих.

Пройдя насквозь ботанический сад, поднялись к подножию монумента Мать-Картли, потом спустились по лестнице в старый город. Так как было уже поздно, в крепость Нарикала мы не попали, оставив её посещение на следующий день. В кафе, около серных бань, заказали лобиани нескольких видов, мою супругу не впечатлили (22 лари). На этом закончился 8-й день нашего путешествия. Итог: пробег 205 км, заправка на АЗС Лукойл по 2 лари за литр АИ-92, расчет картой Visa.

День 9: 14 мая. Тбилиси

Этот день мы должны были посвятить славному городу Тбилиси. Решили пройтись по городу по возможности пешком, за один день все невозможно осмотреть, наметили основные точки: Тбилисский фуникулер, парк Мтацминда — колесо обозрения, блошиный рынок на сухом мосту, парк Рике, канатка и крепость Нарикала.

Площадь свободы.

Здание парламента Грузии.

Так выглядят автомобили полиции.

Бронзовые фигурки на ул. Руставели.

Вход на нижнюю станцию Мтацминдской канатной дороги не работает после трагедии 1990 года, унесшей 19 жизней. Оборвался трос и две кабины, рассчитанные на 40 пассажиров каждая, разбились. По подсказке прохожих до парка Мтацминда мы доехали на автобусе, 1 лари за два билета.

Вид на Тбилиси из кабины колеса обозрения.

Из парка Мтацминда спустились на фуникулере. Стоимость 5 лари за двоих.

Дом, где жил композитор Микаэл Таривердиев.

Театр им. Грибоедова остался во дворах, зажат строящимися домами.

В Тбилиси довольно много парков, а в них скульптур.

Пройдя по парку «9 апреля» и парку «Леонидзе» вышли к сухому мосту, прогулялись по блошиному рынку на сухом мосту.

Парк «Деда Эна» — небольшой парк у «Сухого моста», на правом берегу Куры, в центре Тбилиси. «Деда Эна» на Грузинском языке означает «родной язык». Выходной день, в парке много народу. Проголодавшись, направились в кафе «Захар Захарыч». Находится рядом с сухим мостом, неспешно отобедали, отдохнули. Обед обошелся 45 лари (2 порции хинкали, аджарский хачапури, овощной салат, бокал местного пива, 2 бокала вина, 2 чашки чая), ну очень проголодались, но надо отметить таких вкусных хинкали в Грузии я больше нигде не ел. После обеда так же пешим порядком дошли до парка Рике, прошлись по мосту Мира, а затем на канатке поднялись к крепости Нарикала (4 лари).

Мост Мира.

Подъем на канатке к крепости Нарикала.

Церковь Святого Николая в крепости Нарикала.

Стены крепости.

Парк Рике, ажурный мост Мира и культурный центр в форме труб.

Храм Метехи (12-й век, в нынешнем виде с 16-17-го веков) и памятник Вахтангу Горгасали (царь Иберии в 5-м веке, основатель Тбилиси).

По крутому спуску от крепости Нарикала вернулись в старый город, в свои апартаменты, где буквально свалились с ног от усталости. Но на этом наша программа в этот день не закончилась. Еще прошлым вечером я забронировал номер в знаменитых Тбилисских серных банях. Баня белая, баня черная, финская сауна — это мы знаем, ну как не узнать, что такое серные бани. Заплатили 35 лари за 1 час, можно сходить в общие бани, там билет примерно 5 лари. Кстати, 1 часа хватило вполне.

У серных бань, они слева.

Бассейн с серной водой, вода горячая, примерно градусов 35-45С.

Вот теперь и отдыхать. Спали, как говорится, без задних ног.

День 10: 15 мая. Тбилиси — Ереван

По плану нам необходимо было добраться до Еревана, с заездом в г. Дилижан и к озеру Севан с осмотром, по возможности, находящихся по пути достопримечательностей. Перед границей у поселка Садахло экспрессом помыли автомобиль за 10 лари. Границу прошли без проблем (КПП Садахло). На армянской таможне оплатили 14000 драм (примерно 1700 руб.) стоимость дорожного налога и ввоз транспортного средства. После выезда с пограничного терминала в будочке у дороги купили страховку ОСАГО за 5000 драм. Через несколько километров от границы в придорожном ресторанчике под названием «Натали» пообедали за 3000 драм.

Начала огорчать погода, дождь.

Бетонные лотки для отвода воды с гор.

Кладбище у дороги, для нас это как-то неожиданно.

Первый крутой серпантин на нашем пути в Армении у города Алаверди.

Облака зацепились за вершины гор, и дождь не прекращается.

В Дилижане, персонажи из фильма «Мимино».

Озеро Севан. В непогоду серо и не уютно, из-за пелены дождя временами плохо виден противоположный берег. В ресторане на берегу озера попробовали севанского сига (кстати, очень вкусный) и стандартно кебаб, шашлык, овощная нарезка и чай (7000 драм).

К сожалению, не смогли попасть в монастырь Севанаванк, доступ был почему-то закрыт, скорее всего, мы опоздали по времени. Монастырь-то действующий.

К вечеру добрались до Еревана, жилье забронировал опять же через Booking. Номер в центре здоровья Cross Center. Такого жилья у нас в эту поездку больше не было. Бронировали номер люкс, который оказался чрезвычайно просторным. В стоимость номера помимо завтрака (приносят в номер, по времени согласуя с гостем) входит пользование бассейнами (закрытым и открытым), сауной, тренажёрным залом. Открытым бассейном нам воспользоваться, к сожалению, не удалось, не по сезону. Уборку в номере и смену полотенец производили ежедневно. На протяжении всего проживания в душевой в наличии шампунь, гель для душа и мыло, все европейского качества с очень приятными запахами. При заезде на время отдыха предоставили в пользование телефон, по которому мы могли обратиться к менеджеру Карену. За три дня проживания 60000 драм (7165 руб. — оплатил картой сбербанка), ценник для данного вида очень даже гуманный.

Гора Арарат плывет над городом. Вид с балкона нашего номера.

Итог: Пройдено 350 км. Заправлялся на заправке Socar по 400 драм (50 руб.) за литр.

День 11: 16 мая. Ереван

По плану в этот день предстояло провести в столице Армении, городе Ереване, прогуляться по его улицам и паркам в пешем порядке. И начали мы свою прогулку с парка Победы и осмотра памятника Мать Армения. До парка от отеля мы доехали на такси за 1300 драм (160 руб.), которое нам вызвали сотрудники Cross Center.

Памятник Мать Армения, внутри постамента находится музей, посвященный событиям в Нагорном Карабахе.

Памятник воинам афганцам.

От парка победы направились к стеле памятника 50-летию Октябрьской революции, дорогу перешли по подземному переходу и невольно вспомнили подземные переходы в Баку.

Памятник 50-летию Октября.

С площадки хорошо видна одна из достопримечательностей Еревана Каскад, но стройка и напрямую спуститься нет возможности, поэтому опять такси (благо не дорого, 1000 драм примерно 125 руб.) и мы у коньячного завода «Арарат».

Завод коньяка «Арарат».

Напротив буквально в 500 м завод по производству вин и бренди «Ной». На обоих заводах проводят экскурсии с дегустациями. Первый на очереди завод «Арарат». Экскурсии проводят группами, и нам пришлось подождать, когда наберется народ. Нам повезло ближайшая экскурсия на русском языке. Экскурсия на двоих с дегустацией 9000 драм (1125 руб.).

Бочка коньяка, которая должна быть открыта, когда будет улажен карабахский вопрос.

Весы для почетных гостей, каждому положено в подарок столько бутылок коньяка сколько он весит.

Бочка президента РФ В.В. Путина.

Кабинет управляющего Шустовского коньячного завода.

Не злоупотребляй, иначе быть тебе таким.

На дегустации экскурсовод, рассказывая о качестве и вкусе коньяка, оговорилась, что у завода нет собственных виноградников, производство коньяка идет из закупаемого сырья. На сайте завода утверждается обратное. От завода «Арарат», пройдя по мосту, мы добрались до завода вин и бренди «Ной». Право называться коньяком осталось только у бренди производства завода «Арарат», а ведь когда-то они были одним предприятием. На заводе «Ной» нам провели индивидуальную экскурсию, предприятие в туристическом плане не так раскручено, как «Арарат». Стоило нам 8500 драм. На дегустации кроме коньяка было предложено попробовать вино из бочки 1924 года.

На территории завода все очень красиво.

В экспозиции местного музея интерьеры прошлого века и фотография работников товарищества Шустов.

Вход в подвалы хранилища вин.

Старый лифт прошлого века, кстати, действующий, на нем мы спустились и потом поднялись обратно из подвалов.

В каждой бочке несколько десятков тонн вина.

Старые пещеры, говорят, раньше в них хранились бочки с вином и коньячным спиртом.

Правильное количество коньяка, налитое в бокал, можно определить вот таким методом.

Фонтанчик. Можно освежиться.

После экскурсий по коньячным заводам и дегустаций захотелось поесть. Как нельзя кстати увидели скульптурную группу и вывеску ресторана «Кавказская пленница». Ну как было пройти мимо, очень кушать хочется, господа. Салат, харчо, хачапури, люля-кебаб и чай за 10300 драм (1300 руб.) на двоих по местным меркам дороговато, но вкусно и обалденный интерьер.

Здание министерства иностранных дел на площади Республики.

Национальная картинная галерея на той же площади.

Во многих местах фонтанчики питьевой воды, чтобы утолить жажду.

Памятник композитору Арно Бабаджаняну.

Лебединое озеро оправдывает свое название.

Ереванский оперный театр, а вокруг памятники армянским поэтам, композиторам и музыкантам. Этот композитору Александру Спендиаряну.

Памятник Араму Хчатуряну.

Армянский композитор Комитас.

Вообще, в Ереване много памятников, вот А. Таманян, архитектор. На заднем плане одно из самых посещаемых мест Еревана, Каскад. В нем находится центр искусств Гафесчян и перед ним скульптурный сад Гафесчян.

Женщина, воин, кот, наконец, понятно, а это что пингвин или неведома зверюшка. Мне абстракционистов не понять.

На этом наша пешеходная экскурсия по Еревану закончилась, уставшие и довольные вернулись к месту своего проживания, опять же на такси за 1700 драм (200 руб.) расстояние 9 км. Сходив в сауну, искупавшись в бассейне, отошли ко сну, в предвкушении продолжения на следующий день нашего путешествия.

День 12: 17 мая. Ереван — Монастырь Гегард — Гарни — Монастырь Хор Вирап — Эчмиадзинский монастырь — Ереван

Проснувшись, утром мы увидели прекрасный вид на обе вершины горы Арарат (малая и большая) без шапки облаков. По рассказам местных жителей, это бывает не так часто. Сегодняшний день мы отвели на посещение близлежащих достопримечательностей Армении.

Первым мы посетили монастырь Гегард или «пещерный монастырь» — это уникальное архитектурное сооружение в ущелье горной реки Гохт, примерно в 40 км от Еревана и внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Более полное название — Гегардаванк, дословно — «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Очень красивое месторасположение, везде можно ходить и лазить, бесплатный вход. Стоянка авто 200 драм.

Камень, удачно упавший со склона гор, никого не задел. На нем выбита дата падения.

И снова фонтанчик с водой.

По дороге к храму Гарни нам встретилась вот такая скульптура не узнанного нами зверя.

Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества. Расположен в 28 км от Еревана рядом с селом Гарни, так же внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вход платный 2400 драм на двоих + 200 драм за стоянку авто.

Следующим пунктом поездки стал монастырь Хор Вирап. Действующий монастырь армянской апостольской церкви, находящийся близ границы с Турцией, у подножия горы Арарат. Известен своим местоположением, именно с его места открывается чудесный вид на библейскую гору Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа. Вход бесплатный + стандартно 200 драм за стоянку.

К сожалению, Арарат опять закрыт облаками. Гора Арарат в настоящее время находится на территории Турции. Следующая остановка Эчмиадзинский монастырь Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса всех Армян, включён в список ЮНЕСКО. Большая и ухоженная территория, много мест для отдыха. Если честно, ничего особо впечатляющего мы не увидели. Ведутся строительные и восстановительные работы.

На обратном пути в Ереван остановились в довольно колоритном придорожном кафе. В меню королевский люля-кебаб с запеченным картофелем, овощной салат, сыр, кофе,   чай и местная газировка. Все очень вкусное и порции действительно по-королевски огромные. На двоих 9000 драм (1125 руб.), но оно того стоило.

Итог: пройдено около 200 км.

День 13: 18 мая. Ереван — Ахалцихе

Сегодня мы должны были, покинув гостеприимный Ереван, добраться до грузинского города Ахалцихе, по пути в планах заехать в пещерный город Вардзия.

Границу Армения — Грузия прошли по погранпереходу Бавра, без всяких проблем, пограничники и таможенники были корректны и вежливы. Был небольшой вопрос у армянских таможенников к золотым украшениям моей жены, при въезде не внесли в декларацию, но после объяснений, где и когда они были приобретены, нас пропустили. На грузинской стороне пограничник, увидев, как моя супруга хромающим шагом направилась к зданию прохода пассажиров и пешеходов, с извинениями вернул её в машину и позволил пройти границу вместе со мной.

В Бавре перед границей заехал на мойку, хозяин вымыл автомобиль с обработкой кузова препаратом антидождь и чернением колес, и все это за 250 наших рублей, от больших денег гордо отказался, ответил, что работает четко по прейскуранту, вывешенному на воротах.

В Армении капитальных ремонтных работ на дорогах не видели, а вот такой ямочно-заплаточный в порядке вещей.

Так как с пиломатериалами сложно, смекалка подсказывает, что забор можно сделать и из металлолома.

Говорят, и в России раньше в некоторых областях крыши хозпостроек покрывали дерном, не видел, не знаю, но в армянских селах это имеет место быть.

Добравшись до пещерного города Вардзия, мы поняли, что переоценили свои физические возможности, подняться в него и спуститься нам будет очень сложно, подниматься не стали посмотрели впечатляющие виды снизу, пообедали в кафе у подножия горы и двинулись дальше.

Кстати, фотография с просторов интернета, на моей мыльнице качественный снимок не получился. Вардзия — платный объект, но стоит всего 3 лари (в группе от 10 человек — 2 лари). За дополнительные 6 долларов можно нанять гида, говорят, это имеет смысл.

Вардзия — порождение эпохи Золотого Века. Постройку города приписывают царице Тамаре, но первые пещеры были созданы в правление её отца Георгия III (1156 - 1184). К тому моменту здесь уже существовал небольшой пещерный храм Ананаури, а неподалёку на другой стороне реки уже имелся пещерный монастырь Ванис-Квабеби (инф. с сайта Грузия для всех).

Местный транспорт. Дети на позитиве.

Хертвиси — известная крепость в Южной Грузии, в 15 километрах от монастыря Вардзия, поэтому после посещения Вардзии неизбежно проезжаешь под стенами Хертвиси. Крепость неплохо сохранилась и эффектно вписывается в ландшафт.

Виноградники.

И снова в горах дождь.

Добравшись до Ахалцихе, заселились в гостевом доме за 50 лари (1250 руб.) комната с санузлом.

Итог: пройдено 332 км.

День 14: 19 мая. Ахалцихе — Боржоми — Цхалтубо

В этот день в планах посещение крепости Рабат в Ахалцихе, попить минеральной воды в Боржоми и погулять по национальному парку Сатаплия.

Утром направились осматривать главную достопримечательность Ахалцихе крепость Рабат. Крепость была основана в ХIII веке, а с ХVI века она находилась под властью Османской Империи, в ХIХ веке перешла под покровительство Российской Империи. Таким образом, в архитектуре соединились течения различных стран и культур. В 2012 году была восстановлена.

Мечеть Ахмедийе построена в 1752 году XVI века визирем Ахмед-Пашой из древнего рода грузинских князей Джакели. Чтобы не потерять власть после захвата территории войсками Османской империи он отрекся от своей веры и перешел в ислам.

Памятник царице Тамар в Ахалцихе, великой правительнице, оказавшей заметное влияние на культуру и процветание Грузии.

В Боржоми с погодой не повезло, и снова дождь и не жарко, а точнее холодно. Вход в Боржоми парк платный 2 лари с человека.

Минералку, если просто попить, нальют бесплатно, ну а если больше и с собой, придется заплатить.

Верхняя станция канатки в парке у источника Боржоми. Проезд туда и обратно 8 лари с человека.

Тоннель по дороге от Боржоми до Кутаиси.

В парк Сатаплия мы приехали к 18:00 и, к счастью, успели к последней экскурсии. Билет стоит 6 лари с посетителя. Нашу небольшую группу вел молодой русскоговорящий гид.

Следы динозавров - это большой кусок известняковой скалы. Их нашел учитель из Баноджи в 30-е годы. Доказанный возраст следов динозавров 145 млн. лет. Долгое время скала находилась просто под открытым небом и постепенно разъедалась дождями, в 2010 году построили большое крытое помещение. Там внутри предусмотрена подсветка, надписи и страшные рычащие звуки.

От павильона со следами динозавров нас повели по тропинке в колхидский лес. Вдоль нее расставлены красивые статуи динозавров, в вечерних сумерках и тумане они оставляют необычные впечатления.

Еще одной достопримечательностью заповедника является стеклянная смотровая площадка. Ее еще называют «Хрустальный мост», но нас туда не пустили, мотивировав погодой и ремонтом.

Далее гид провел в карстовую пещеру, являющуюся основной достопримечательностью и гордостью заповедника Сатаплия. Общая протяженность пещеры составляет 900 метров, но для посещения туристами доступно 300 метров. Название пещеры «Сатаплия» в переводе с грузинского означает «место, где есть мед». Раньше в расщелинах известняковой породы располагались целые ульи диких пчел. Здесь люди легко добывали вкуснейший свежий мед, поэтому раньше гора носила название «медовая». Со временем посетители распугали всех пчел.

От пещеры поднимаемся немного наверх и видим то, что тут называют музеем. Это стеклянная будка со скелетом динозавра и несколькими камешками. Довольно скромно. И далее без гида по парку возвращаемся к выходу.

Современный динозавр в Сатаплии, шутка молодых ребят из Санкт Петербурга в нашей экскурсионной группе.

В Цхалтубо ночевали в гостевом доме «Марина» за 50 лари, утром заказали завтрак, обошелся в 25 лари. Вкусно, но дорого для завтрака (яичница, сосиски, сыр, кофе и лепешка), о цене надо договариваться до, а не после завтрака.

Итог: пробег 223 км.

День 15: 20 мая. Цхалтубо — Батуми (Гонио)

Запланировано посещение достопримечательности Цхалтубо, а затем в Батуми провести вечер, в каком-нибудь местном заведении отметив мой день рождения.

О пещере Кумистави узнали в 1983 году благодаря экспедиции спелеологов. В течение двух лет в ней проходили разнообразные исследования. В результате решено было устроить из пещеры туристическую достопримечательность. С того момента и до начала 90-х велись активные работы по созданию доступных всем маршрутов. Потом о пещере на продолжительное время забыли. С 2007 года обустройство Кумистави вновь продолжилось. Приглашенные заграничные специалисты помогли завершить начатое строительство. В 2010 году, с легкой руки правящего на тот момент президента Михаила Саакашвили, пещера Кумистави была переименована в пещеру Прометея. А уже с 2011 года она официально открылась для туристов.

Приехав к пещере, на ресепшене купили билеты по 4 лари. Когда собралось достаточно русскоговорящих туристов, гид повел группу вниз к входу в пещеру. Тропа в пещере составляет примерно 1500 м. Когда в подземной реке достаточно воды из пещеры можно выплыть на лодке, за отдельную плату, но, к нашему сожалению, с лодкой не сложилось.

Спелеолог на выходе из пещеры.

Встретились два земляка на чужбине.

Мы так и не поняли, кому этот памятник и что он означает.

К вечеру добрались до Батуми. Заселились в местечке Гонио у Батуми в гостевой дом Twins Hotel. Спросил у хозяина дома, где ближайшее кафе или ресторан, чтобы отдохнуть. Алекс отправил в заведение на этой же улице, где расположен его гостевой дом. К нашему удивлению, нам там не обрадовались, хозяева турки по национальности, встретили нас холодно, с каким-то безразличием, несмотря на то, что в этот час у них не было посетителей. Поэтому выйдя на дорогу, ведущую в Батуми, остановили местного таксиста и попросили его отвезти в заведение с местной кухней и для своих. Привез он нас на окраину Батуми в кафе в простеньком павильоне, простые деревянные столы и стулья, но кухня была отменна. Заказали блюдо под названием остри + шашлык, большой аджарский хачапури, овощную нарезку, бокал пива, местное вино и чай. Заказал сначала вина 0,5 литра, официантка улыбнулась и сказала, что мне этого будет мало, и ведь оказалась права. Литр вина оказалось в самый раз. Вино нам налили в пивную кружку, и удивились, когда я попросил еще стаканы поменьше. Ужин обошелся в 37 лари (925 руб.) С таксистом я договорился, что он придет за нами, чтобы отвезти в гостевой дом, но так как у нас не было местной сим карты, оставил номер телефона официантке, для звонка, когда мы соберемся возвращаться.

После ужина водитель такси приехал за нами, мы направились к выходу. У дверей сидела компания мужчин примерно моего возраста. Они о чем-то спросили таксиста, он им ответил. И тут эти ребята преграждают мне путь и просят за свой стол. Только по настоянию моей супруги и после нескольких тостов за моё здоровье, день рождения все-таки, за дружбу и мир во всем мире нам удалось покинуть их компанию. Воистину грузинское гостеприимство.

Итог: пробег 170 км.

День 16: 21 мая. Батуми

Сегодня прогулка по Батуми. Решено передвигаться своим ходом, автомобиль пусть сегодня отдохнет. На рейсовом автобусе из пригорода Батуми Гонио мы доехали до центра, стоимость 1 билета 40 тетри (типа грузинская копейка), всего на общественный транспорт в этот день мы затратили на двоих 3 лари.

В центре много казино, для игроков просто рай.

Площадь Европы на постаменте скульптура Медеи.

Много туристов из Азии.

Красивый балкон.

Мемед Абашидзе, грузинский политический деятель писатель и меценат.

Воскресенье, выходной народ рыбачит.

Катер грузинской полиции.

Скульптура Али и Нино создана по мотивам знаменитой истории любви. Несмотря на столкновение культур, молодые люди продолжают любить друг друга, даже когда внешние обстоятельства создают им непреодолимые преграды. Памятник выполнен из металлических решеток. Фигуры расположены на расстоянии друг от друга. Начинают двигаться навстречу друг к другу. Они продолжат двигаться до тех пор, пока не сблизятся. Но и дальше они не смогут устоять и продолжат двигаться навстречу, пока полностью не сольются друг с другом и разойдутся, чтобы, развернувшись, снова сойтись.

Батумский маяк.

Алфавитная башня — архитектурное сооружение на мысу рядом с маяком, творчество Альберто Доминго Кабо. Башня представляет собой ажурную цилиндрическую конструкцию со стеклянным шаром наверху. Снизу в шар можно попасть на лифте за 8 лари с человека. Билеты продаются внизу у подножия башни.

Батумский дворец бракосочетания, официально, говорят, здание похоже на ракушку или дельфина. А, по-моему, с этого ракурса больше походит на голову поросенка. Воображение у каждого разное.

Полицейский электромобиль, есть чему поучиться.

Прогуливаясь по парку, захотели попить кофе, официанты, молодые люди, забыли принести сдачу. Кофе стоил за две чашки 12 лари, на чай принято оставлять примерно 10% от чека я отдал за кофе 15 лар. Взяв деньги, официант просто забыл о нас. И в ресторане в центре Батуми нам подали хинкали не лучшего качества, а ресторан вроде по европейским стандартам оформлен. Опять же официанты, на наше замечание молодые люди просто пожали плечами, мол, не нравится, зачем ел. Обед стоил 30 лари. На окраинах кормят вкуснее и дешевле.

В парке можно в шахматы поиграть.

Радует отношение к пожилым людям, а у вас, где вы живете, есть похожее?

И снова фонтанчик с водой.

Ну, прямо красавец.

Вход в Батумский зоопарк, почему-то был закрыт.

Особенность жилых кварталов, воздух влажный, а белье сушить надо.

По возвращении с прогулки нас встретил хозяин гостевого дома Алекс и предложил посидеть за рюмкой чачи. Посиделки с Алексом прошли в дружеской обстановке, обсудили все от политики до житейских забот. У Алекса в саду на деревьях мандариновом и лимонном висели плоды. Я по простоте душевной спросил, не снимают ли они с них два урожая в год. На что он со смехом ответил: просто прошлогодний урожай весь не собрали. Сорвали, попробовали, вполне съедобно.

День 17: 22 мая. Батуми — Уплисцихе — Мцхета

Сегодня начинаем движение в сторону дома, в планах посетить пещерный город Уплисцихе и доехать до г. Мцхета.

Еще одна крепость.

Уплисцихе — пещерный город в Грузии. Город разрекламирован среди туристов наравне с Вардзией, и его посещают довольно плотно, так как мы не сумели подняться в Вардзию, решено было посмотреть этот пещерный город. С 2010 года тут построен современный ресепшен (входной билет стоит 5 лари), рядом есть подобие кемпинга с родником, столиками и местами под палатку.

Уплисцихе удивителен своей почти 3-тысячелетней историей. Предполагают, что он образовался около 1000 года до н.э., а окончательно опустел только в XIX веке. Вроде бы Уплисцихе имел какие-то торговые связи с Урарту и Мидией. Когда возникло государство Иберия, город оказался в его составе, причем преимущественно как культовый центр. Это было именно священное, храмовое место. Главным был храм Солнца на самой высокой точке города, вокруг было множество других. Именно поэтому в 337 году после крещения Грузии Уплисцихе ушел в глухую оппозицию. Конфликт с Мцхетой перерос в прямую войну, город серьезно пострадал, храм Солнца был разрушен. Часть храмов была перестроена. Один из самых больших храмов в VI веке был перестроен в трехнефную базилику, которая сейчас разрушена, но фрагменты ее еще различимы — находится сразу у восстановленного храма Уплисцули, с юго-западной стороны.

Местный постоянный житель, совершенно не боится людей. Позволил сфотографировать себя с различных ракурсов.

Внизу у реки растут вот такие деревья.

К вечеру добрались до Мцхета, заселились в гостевой дом в закрытом районе (въезд по пропуску хозяев) за 70 лари. Место туристически раскрученное, цены на жилье выше. Итог: пройдено 385 км.

День 18: 23 мая. Мцхета — Минеральные Воды

Это наш последний день в Грузии. По плану осмотр достопримечательностей Мцхета, Ананури и Степанцминда, потом граница и дорога в сторону дома по просторам нашей страны.

Улочки Мцхета в районе нашего гостевого дома.

Джвари — знаменитый храм VII века на горе около города Мцхета. Место, на котором стоит храм, это гора над Мцхетой, которая, как всякая почти гора, была священной в языческую эпоху, и вроде бы тут стоял храм.

Инет дал информацию, что в 1837 году в этом монастыре Лермонтов встретил старого монаха, который рассказал ему историю, ставшую основой поэмы «Мцыри». Строки, которыми начинается поэма:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Джвари и есть тот самый монастырь, Арагви и Кура, над слиянием которых он стоит, никуда не делись. Джвари известен не только историей про создание «Мцыри». Для грузин это святое место, т.к. именно тут Святая Нино, христианская просветительница Грузии, воздвигла крест и заставила грузин поверить в единого бога.

После осмотра храма Джвари направляемся в сторону Степанцминды, обогнали фуру с необычным номером, думаю, в Москве многие хотели бы иметь такой номер.

Замок Ананури — крупный, хорошо сохранившийся замок на берегу Жинвальского водохранилища. Стоит прямо на Военно-Грузинской дороге, это примерно 70 километров от Тбилиси. Это один из самых известных замков Грузии, он упоминается во всех буклетах и путеводителях. Главное достоинство замка — его сохранность. На месте все стены и башни, и даже перекрытия кое-где сохранились.

А вот воды в Жинвальском водохранилище, оказалось, почти нет, скорее всего вода специально спущена, идут дожди.

Вай, какой джигит!

Едем дальше, погода опять показывает свой характер, становится холоднее и идет дождь. Вершины гор закрыты облаками.

Арка Дружбы в Казбеги была построена вместе со смотровой площадкой в далёком 1983 году в честь двухсотлетия Георгиевского трактата и во имя дружбы российского и грузинского народов. Георгиевский трактат — это договор от 1783 года между Российской империей и Восточной Грузией о протекторате первой над второй. Арка Дружбы Народов является вдохновением известного скульптора Церетели, она построена на высоте 2384 метров.

Виды впечатляют.

Погода делает свое дело, вершину Казбека закрыли облака, до Гергетской церкви не добраться, едем к границе.

И снова стадо на дороге.

Военно-Грузинскую дорогу активно ремонтируют после селя 2016 года. Но знаки об опасности не снимают.

К пограничному переходу Верхний Ларс подъехали к 17:30. Границу проходили довольно-таки недолго, на обе стороны ушло в общей сложности 1,5 часа. На грузинской стороне почти не проверяли, только формально документы. На российской проверили документы, а багажник осмотрели только поверхностно. Знал бы, грузинского вина привез бы гораздо больше. До Минеральных Вод добрались только к вечеру, плохая погода и задержка на КПП Малка примерно 30 мин. Опять меня попросили пройти контроль, а впереди были пассажиры с автобуса. Ночевали в гостинице «Империал» 3 звезды за 2500 руб. Итог: пробег 415 км.

День 19: 24мая. Минеральные Воды — Красноармейск

Дорога была приемлемого качества, на обед остановились в колоритном кафе возле г. Элиста. В город не заехали, так как в нем мы были в 2015 году. На обед заказали местные блюда махан лапша, берге, борцоки и калмыцкий чай, салат из овощей (за все 780 руб.). В Красноармейске ночевали в придорожном мотеле за 1000 руб.

Махан лапша.

Памятники героям калмыкского эпоса.

Итог: пройдено 972 км.

День 20-21: 25-26 мая. Красноармейск — Кукмор — Екатеринбург

Выехав из Красноармейска, я рассчитывал проехать как можно дальше и к обеду 26 мая вернуться в Екатеринбург. У Энгельса перепутав дорогу, уехал в сторону Пугачева по левому берегу Волги. О чем сильно пожалел, дорога оказалась отвратительнейшего качества, сплошная стиральная доска. Проехав более 70 км по этой дороге и потеряв по расчетам примерно 3 часа времени, ушел через Балаково на Сызрань. У Сызрани, прикинув дорогу, понял, что ночевать придется примерно в 100 км за Уфой. Отели и мотели уже надоели было решено ехать в Татарстан ночевать в родительском доме супруги и заодно повидать родственников, что было успешно выполнено (пробег составил 920 км).

Отдохнув в родном доме и поделившись с родственниками впечатлениями от поездки, много раз проверенной дорогой вернулись в родной Екатеринбург. На этом наше путешествие закончилось.

Итог: за 21 день путешествия пробег составил 9509 км., 895 литров топлива, средний расход 9,41 л на 100 км. Расходы : Топливо — 33409,2 руб., Жилье — 34452,54 руб., Питание — 19261 руб., Сувениры, билеты, вина, коньяки и т.п. — примерно 15000 руб.