|
Не хотелось бы впасть в графоманство, поэтому и отчёт об этом путешествии писать не планировал — Грузия уже не Терра инкогнита, отчёты на ДРОМе есть; наверное, ничего особо нового о Грузии поведать не смогу. Но прошло совсем немного времени и захотелось поделиться своими эмоциями и сказать несколько слов благодарности в адрес этой замечательной страны и её гостеприимных и доброжелательных людей.
Наша Грузия — это взгляд на эту страну людей, которые родились, выросли, получили образование и родили детей в СССР, и не считали себя жителями «совка». Для нас то время ассоциируется с дружбой народов, взаимопомощью совершенно незнакомых людей и каким-то душевным спокойствием. Всё это мы почувствовали в Грузии, и нам показалось, что мы вернулись в те времена, когда были гражданами одного государства.
Нас совершенно покорил Тбилиси, были мы там всего 2 дня и 2 ночи, и всё это время мы чувствовали себя своими в этом городе. Но обо всём по порядку...
Итак: планы
Вообще-то, мы планировали Западную Европу. Машину, на которой мы обычно путешествовали, продали, и на семейном совете решили, что на деньги от её продажи прокатимся по Европе. Пусть наша Фрося, хотя бы в виде денег побывает на Западе — такая вот реинкарнация.
Неявно встал вопрос о покупке экспедиционного авто: мой Мондео-седан не совсем подходил на эту роль из-за неудачного багажника — Фрося в этом вопросе била его как хотела. Форд Куга жены больше соответствовал нашим требованиям (как-никак экономичный дизель — самое то для длительных пробегов), но багажник тоже не сильно радовал. Ну, вот любим мы тащить кучу барахла с собой — вот как женщине, например, путешествовать без вечернего платья.
И так случилось, что в феврале этого года был куплен Ниссан Пасфайндер (он же Патефон, он же Мордатый) с прицелом именно на длительные автономные путешествия, поездки на дачу зимой, вылазки на природу и т.д. Отчёт об этом авто ещё впереди и не в этом разделе, идёт накопление фактического материала. Сейчас телеграфно: рамный, дизель, 190 сил, 6 ст. механика, полный привод, за сложенными сиденьями 190 см — можно спать. Короче: то, что доктор прописал.
Как говорится, мы предполагаем, а тот, кто над нами, располагает. Ближе к лету стало понятно, что про Европу можно забыть — жене никак не дадут месяц отпуска, только две недели. Я, в отличие от неё, готов был уволиться, но один ехать не хотел.
Стали думать: Крым — были недавно, да и очереди на паром недетские; Анапа — для сентября поздновато; Сочи и Абхазия — в принципе неплохой вариант. И тут я предложил — ГРУЗИЯ и увидел испуганные глаза штурмана, но после профилактической беседы и цитирования нескольких дромовских отчётов вопрос был решён — именно Грузия, сначала Тбилиси, затем черноморское побережье, затем винная дегустация где-нибудь в Кахетии.
Подготовка
Несложные расчёты показали, что первое ТО приходилось как раз на середину путешествия и, чтобы не искать сервис по дороге и не тратить драгоценное время отпуска, первое ТО прошел на пробеге 11 тыс. км.
Вообще, нужно сказать, что подготовка получилась скомканной. Пришлось уехать в командировку на месяц и на подготовку авто было 3-4 дня, а планы были большие. Хотелось сделать наподобие топчана и организовать в авто полноценное спальное место с нишей для вещей под ним, но из-за жуткого цейтнота был только куплен матрас Intex и сшит к нему наматрасник. Матрас лёг, как родной; для вещей купили в OBI два прозрачных пластиковых контейнера, которые при устройстве ночлега приходилось перетаскивать на передние сиденья. НУЖЕН БОКС НА КРЫШУ!!!
Взяты также два кемпинговых кресла, походный стол, автохолодильник, радио СВ-диапазона.
Последние приготовления. Матрас решили пока не накачивать.
Обновил навителовские карты России в навигаторе, а с картой Грузии получилась такая история: стоит она недорого — около 600 руб., но можно сэкономить и купить её, допустим на месяц, примерно за 80 руб. Но выяснилось, что в таком виде она покупается в Play маркет и ставится на андроид-планшет. «Светить» свою дебетовую карту в интернете не хотелось, и был найден выход: виртуальная карта VISA, привязанная к основной карте, с небольшим лимитом и небольшим сроком действия. Удобная вещь, я вам скажу, тем более мы планировали бронировать жильё на Букинге с помощью этой карты. Её кстати всегда можно пополнить или выпустить новую самому через личный кабинет. Итог: карта Грузии на 1 месяц была куплена с помощью виртуальной карты и закачана в планшет.
Про матрас выяснились две не совсем приятные вещи: первое — он скрипел, потому что не флокированный, второе — для его накачивания нужен специальный переходник к автокомпрессору. Пришлось изготовить.
Рация была презентована с другого авто, но в целом подошла, КСВ-метр показал неплохой коэффициент равный 1,2- 1,3 и новую антенну покупать не стали.
Связь с родиной решили доверить МТС, стоимость звонка 3 руб./мин, плюс небольшая абонентская плата. Также на телефон была подключена услуга «супер бит» 3 Гига интернета по всей России. Цена вопроса 150 руб. Телефон кроме прямых обязанностей выполнял функции роутера.
Надо сказать, по маршруту связь была практически везде. С международной связью решили разобраться на месте.
На флешку было закачано 16 серий «Сватов», штук 10 аудиокниг и много прочего контента, чем и развлекались в дороге.
Жилье в дороге снимать не планировали из-за ограниченности по времени: едем до упора, Морфею отдаёмся в первом подходящем месте (заправки, посты ДПС, стоянки дальнобоев и т.д.)
Оставался вопрос жилья в Тбилиси и на побережье; хотя Букинг предлагает массу вариантов на любой кошелёк, но бронировать «кота в мешке» не хотелось, да и торг никто не отменял. «Решение» было таким: с Букинга записываем адреса и цены заинтересовавших нас отелей, а разбираться будем на месте, чай не в пустыню едем.
Теперь пора признаваться об истории «решения»: постоянно мониторя тему Грузии на просторах Инета, неожиданно узнал о закрытии погранперехода Верхний Ларс в августе в связи со сходом лавины на грузинской стороне. Говорить штурману об этом не стал: ход работ по расчистке от этого бы не ускорился, а головняк бы себе нажил (ещё помнится история 2008 г. — мы едем в Абхазию, а там идёт война...). Поэтому глубоко в себе решил: от бронирования жилья в Грузии жену мягко отговорить, ехать наудачу, если что — двигать в Сочи и Абхазию. Забегая вперёд, скажу, что переход открылся за несколько дней до нашего приезда...
Бюджет определили в 90 тыс. руб., из них 40 на картах VISA разных банков.
Сколько ни готовься, а ехать всё равно придётся, и вот наступил тот день, когда мы сказали:
Поехали
А поехали мы в пятницу после работы 5 сентября, решив сэкономить несколько драгоценных часов. Выехали уже, когда темнело, примерно в 9 часов вечера, простившись с домашними: бабушкой, котом и собакой.
С другими родственниками простились по телефону, выслушав напутствия и пожелания счастливого пути. Выезжать в ночь нам не впервой — это почти традиция, связанная с нехваткой времени. Плюсы такого решения: минимальный трафик, отсутствие гаишных засад, положительное влияние луны на процесс движения. Минусов два: в свете фар не очень полюбуешься нашей уральской природой, да и не перевелись ещё поклонники колхозного ксенона (гореть им в аду на блоке розжига).
Наш путь: Н. Серги, Михайловск, Сажино, Месягутово, Сим, Алкино (ночёвка с 6 до 9 ч. утра), Уфа, Самара, Саратов (ночёвка с 23 до 6 ч. утра), Камышин, Волгоград, Элиста, Ипатово (ночёвка с 0 до 7 ч.) Минводы, Владикавказ, В. Ларс, Пасанаури (ночевка с 23 до 7 ч. утра), Тбилиси, Уреки.
Что можно нового написать о дороге? Наверное, о том, как мы её выбираем: ошибаемся в выборе или угадываем, ругаем потом или хвалим, но у любой дороги есть аура, которая поселяет в нас вирус автокочевников. Болезнь серьёзная, лекарств нет — только самолечение, но это не самая плохая болезнь.
От Екб до Сима дорога в целом неплохая, кроме небольшого участка возле Кропачёво, который никак не могут привести в порядок несколько лет.
Каюсь, братья во Дроме, в Симе 2 раза подряд осознанно нарушил ПДД, но они посягнули на святое — нарисовали сплошную осевую, отделив Лукойловскую заправку, на которой мы ВСЕГДА устраивали небольшой привал, независимо от направления движения. Пришлось, воровато оглянувшись, пересекать сплошную и сразу маскировать Мордатого среди топливораздаточных колонок. После небольшого привала выезд на трассу ознаменовался аналогичным преступлением, чему способствовало отсутствие автотранспорта и поздняя ночь или раннее утро — 4 часа. К слову сказать, всегда заправлялись на полбаке; хотя Лукойл не замечен мной на бодяге — так спокойней на душе...
Уфу прошли по объездной и в 6 ч. захотели спать. Местом «ночёвки» оказалось Алкино-2, где в компании нескольких авто возле ворот мотеля мы неплохо вздремнули.
6 сентября
А в 9 часов утра, перекусив, мы снова влились в армию автокочевников.
Что может быть лучше свободной дороги? Иногда такое бывает…
Про М5, проходящей по территории Башкирии и Татарии, ничего плохого сказать не могу, а вот на территории Оренбургской обл., кроме неважной дороги, свалилась ещё одна напасть: меня постигла кара, видимо, за Сим. Устав слушать мат дальнобоев в эфире, выключил рацию и увлечённый беседой со штурманом на обгоне гнусно просохатил знак 50, за что и поплатился.
Наш диалог с гайцем:
Г.— Здравствуйте. Сержант такой-то. Ваши документы.
Я.— Здравствуйте. (в мыслях: чтоб ты провалился)
Г.— Вы видели знак ограничения скорости?
Я. —Нет. (вопросительно смотрю на штурмана)
Г. — Вы превысили скорость на 44 км/ч.
Я. — ????
Г. —Можете вернуться посмотреть.
Смотрю назад, вижу поток машин, едущих явно медленней, чем ехал я.
Я. — Я вам верю.
Г. —Куда едете?
Я. — В Грузию.
Г. — Кем работаете?
Я. — Безработный.
Г. — Что будем делать?
Я. — ?????.... Что считаете нужным.
Видя, что я не качаю права, не спрашиваю документы на их фен, не уточняю дислокацию экипажа, номер бляхи, но с другой стороны и денег не предлагаю:
Г. — 500 руб. пойдёт?
Я. — Воля ваша.
Вернувшись с протоколом, говорю штурману:
Я — Поздравляю.
Ш. (испуганно) — С чем?
Я.— С твоим косяком. Ещё раз и разжалую в рядовые и ...это, отменю остановки на туалет!
Поняв, что обошлось, ш. облегчённо смеётся.
Дороги Самарской обл. кроме ремонтов и объездов по полям ничем не запомнились. Веселуха началась позже, когда решили объехать Самару по левому берегу Волги через Чапаевск и далее Пугачёв. Поплатились за это в Саратовской обл.— такого безобразия я ещё не встречал: от границы обл. до Саратова сплошной зубодробительный треш. На крейсерской скорости вибрировали все панели автомобиля — не зря меня посещали нехорошие мысли по поводу полупустынной дороги. Не дорога, а сплошная стиральная доска. Позор! Нет, не так: ПОЗОР!!! Гневно смотрю на штурмана.
Ш. — А ты сам сказал, что здесь поедем...
Я. — Я???? Ну да..., ностальгия понимаешь, три года здесь не ездили.
Немного не доехав до Саратова, на обочине объездной устроили привал. Уснули на первой серии «Сватов».
7сентября
Утро добрым не бывает... Бывает, если ты в отпуске и едешь, куда левая нога захочет. А если еще утро солнечное и не очень жаркое — что ещё нужно для счастья? Только понимающий штурман, терпящий бесчинства капитана. Так он тоже есть! Итак, вперёд!
Честно говоря, после вчерашней полосы препятствий были настроены на продолжение мучений, но были приятно удивлены трассой Р228 Саратов — Волгоград: не автобан, конечно, но ехать можно. И мы ехали — болтали меж собой, слушали аудиокниги, иногда включали рацию и всё больше и больше проникались атмосферой беззаботности и эйфории.
В Камышине сделали привал: немного опустошили «Магнит» и рядом в строительном супермаркете обнаружили кофемат с удивительно вкусным кофе — быстро, вкусно и недорого. Но наши мысли уже в Волгограде, а мои ещё и в Элисте. А по пути ну как не погоняться (строго в рамках ПДД и более того — под присмотром жены) с попутными отдыхантами и не купить арбузов и дынь. Запах — я вам доложу...
Парни не обманули: арбузы с бахчи самые вкусные.
По Волгограду стандартно до «штанов», далее на Котельниково — решили искупаться на «нашем» месте возле третьего шлюза. Но теперь оно не наше — застроили. Вернулись к «штанам» и взяли курс на Элисту. Вот где раздолье круиз-контроля и жены — едет строго по знакам, расстраивая местных гайцов. Я тоже сторонник соблюдения ПДД, но тут моих сил не хватает терпеть издевательства — отличная трасса и какие-то ограничения. В Элисту въезжаем в 19 часов— про буддистский храм можно забыть. Грустно молчу.
Навигатор, который всю дорогу вёл себя прилично, в Элисте дал маху и вывел на трассу через пустырь и крутой подъём на насыпь. Возвращаться было лениво и, оценив масштаб бедствия, супротив мнения коллектива решено штурмовать препятствие. Мордатый шутя взял препятствие, ибо было сухо. Потеряв веру в безграничные способности навигатора, было решено ехать кружным путём, т.к. не хотелось заночевать в степи. Тем более бумажная карта показывала дорогу, выбранную навигатором, чуть ли не грунтовкой, да и полупустой бак ждал встречи с Лукойлом.
В последней версии навителовских карт есть такая фишка — брендовые заправки, и она скорректировала наш маршрут. Итог — приехали точно по адресу в г. Ипатово Ставропольского края. Перед этим пообщались на стационарном посту со ставропольскими гайцами. Ничего особенного: стандартные вопросы, стандартные ответы.
Я давно заметил, что наличие женщины в экипаже успокаивающе сказывается на активности не в меру ретивых гайцов: типа, недрёманое око жены не даст водиле безобразничать. Но я отвлёкся.
Вопрос о ночлеге решился — Лукойловская заправка в Ипатово, места много, рядом стоянка дальнобоев. Одна проблема — заправка на противоположной стороне, а недалеко притаилась машина ДПС. Я в таких случаях в рулетку не играю и использую следующий алгоритм: подхожу к гайцам, здороваюсь и интересуюсь, как ПО ФЕНШУЮ подъехать к заправке, к дому и т.д. и т.п. Почувствовав уважение к себе, охотно объясняют твои дальнейшие действия, а то и позволяют немного нарушить ПДД.
8 сентября
Утро. Хочется горячего чая и вкусного завтрака, но кафе, гудевшее полночи, ещё закрыто. Решено — едем дальше, по пути сканируем придорожный сервис. Наш путь лежит на Минводы, Пятигорск, Баксан, Нальчик, Владикавказ. Через час в г. Александровское находим искомое — столовую, в которой уже начали печь пироги. Горячий душистый чай, пироги с картошкой, с рисом, с мясом — вкуснотища! Словоохотливая хозяйка бонусом наливает нам кипятка в термос.
И снова дорога. По курсу начинают маячить горы. Вот и Машук. Любуемся, насколько это возможно на ходу из окна авто, на эту красоту. Но времени нет — данные всемирной паутины настораживают: погранпереход работает до 21 часа местного времени. С учётом возможной очереди и гаишной активности приходится поторапливаться.
Последняя дозаправка на территории России и небольшой привал — с. Анзорей. Прямо по курсу Владикавказ и Кавказский хребет.
Владикавказ произвел впечатление какого-то патриархального города. Не знаю почему, но ощущения были именно такими.
В. Ларс. Немного волнуемся. Штурман волнуется особо — нет WC, довольно стойкое амбре укрепляет в этой мысли.
И вот, наконец, погранпереход В. Ларс, время 18 часов. Очередь была небольшой, и в течение часа подошла наша очередь на досмотр. Ничего особенного: покажите паспорта, откройте все двери и багажник, проезжайте. Последние формальности, штамп в паспорт и вот она — ничейная земля, впереди Грузия. На грузинском погранпереходе тоже всё стандартно: пассажиры отдельно, фото веб-камерой, стандартные вопросы, беглый осмотр авто, штамп в паспорт —
Всё, мы в Грузии
Включаем планшет в режим навигатора и в путь, забыв, правда, обменять наличку. И вот она, Военно-грузинская дорога. Едем и крутим головами — вокруг суровая красота гор. Коровы, как заправские альпинисты, штурмуют склоны. Дежурные фото на память и снова в путь.
Проехав Гудаури, вспоминаем, что мы в другой стране с кусочком пластика вместо денег. Надеяться на наличие банкоматов в селениях по дороге наивно, что и подтверждают полицейские, допрошенные на стационарном посту. Ближайший банкомат был в Гудаури. Мы не расстраиваемся и, решив не возвращаться, едем дальше, по пути общаясь с местным населением и по их рекомендациям, решаем остановиться в Пасанаури, да и темнело уже.
Картинка: подъезжаем к группе женщин разных возрастов, сидящих на лавочках, спрашиваем про банкомат или где можно заночевать за рубли. Дают ориентир — подъезжаем к группе мужчин, сидящих также на лавочках и тут же выпивающих. И так это всё по-домашнему, по-нашенски... Живо интересуются, откуда мы, куда едем, звонят кому-то, показывают направление. Подъезжаем, нас уже ждет молодой человек. Договариваемся о ночлеге, делаем покупки в соседнем магазине.
Всё — полноценный привал с душем, кроватями, бутылкой грузинского вина и легким ужином. Красота!
9 сентября
Но первое утро в Грузии было еще красивее: ущелье, шум реки неподалеку, пение птиц, поднимающееся над горами солнце, и мы одни во всем здании, видимо, бывшим домом отдыха советских времен.
Пасанаури — сейчас ностальгируем.
Так бы и остаться здесь еще на денек, но нас ждет Тбилиси. Забиваем в навигатор адрес выбранного отеля, завтракаем и в путь. После шпилек Гудаури — дорога просто скатерть.
По пути проезжаем много памятников, храмов, но почти нигде не останавливаемся — наша цель найти приличный отель в Тбилиси на два дня и определиться с дальнейшим отдыхом.
И вот, наконец, Тбилиси. Что бросилось в глаза: отсутствие пробок в час пик в центре города. Заслуга в этом, на мой взгляд, очень малое количество светофоров и пересечений дорог в одном уровне. Машин много, едут, сигналят, перестраиваются, но без фанатизма или хамства. На сложных развязках командует полиция. Нам, привыкшим толкаться в ежедневных пробках, такой трафик вполне привычен. Едем по адресу отеля, навигатор заводит в тупик — обычное дело в центре города — проулок перегородил забор стройки. Точечная застройка бич не только российских городов... Пристраиваем Мордатого в проулке и вот мы пешеходы — гуляем по улице, находим обменник, спрашиваем про салон связи. Народ доброжелательный, общительный, много красивых грузинок — я прямо растерялся весь...
Заходим в салон связи MAGTI. Общаемся с девушкой оператором: она до конца не может нас понять, а мы не совсем понимаем ответы. Тогда она приводит на помощь, видимо, свою начальницу-красавицу.
Наш разговор:
Н-к — Здравствуйте, я вас слушаю.
Я — Мы хотим купить местную сим-карту, чтобы недорого звонить в Россию.
Н-к — Самый недорогой вариант стоит 2 Gel, из них 1 Gel на балансе. Сколько хотите минут?
Мы переглянулись.
Я — Минут двадцать...
Н-к — С вас 5 Gel. Если захотите пополнить баланс, приходите в салон, вам, наверное, сложно будет разобраться с грузинским в терминале.
Жена отдает паспорт, и пока идет оформление, высчитываю стоимость 1 мин. звонка— 4 рубля. Фантастика...
Н-к — Давайте ваш телефон, сразу проверим баланс.
Я — Да он у нас в машине...
Н-к — Если что-то не будет получаться, приходите, буду рада вас видеть снова.
Эх, где вы, мои годы молодые...
Гуляем в обратную сторону до машины, звоним домой и с тайной радостью узнаём, что у нас холодно, выпадал снег. Притворно сочувствуем и идём гулять, по пути спрашивая про интересующий нас адрес. Жарко. По пути попадаются объявления с телефонами хостелов, но мы не готовы к такой экономии. Общаться с тбилисцами одно удовольствие: колоритный дядька в фартуке и по пояс голый метров десять отошел от своей сапожной будки, чтобы показать нам дорогу. Мы давно отвыкли от этого — мы немного в шоке...
Не с первого раза, но приходим по нужному адресу, попутно обнаружив дом, где жила Софико Чиаурели... Вот и наш отель, есть свободные номера. Предвосхищая мой вопрос, портье сходу даёт скидку в 10 Gel от цены в Букинге, т.к. мы не бронировали и пришли сами. Что ж, приятно: и отель в центре города, и номер хороший. Пристраиваем Мордатого под окнами отеля, берём у портье карту-схему города, попутно спрашиваем о хороших и недорогих точках общепита и гулять, гулять...
Сегодня первое знакомство — мы гуляем, глазеем по сторонам, заходим в магазины, впитываем ауру этого города. Для полноты ощущений проезжаем одну остановку на метро и вот мы на площади Свободы. Вся площадь забита такси, подходим к одному, интересуемся экскурсией по городу. Водитель готов нас покатать, но историю города, видимо, не очень знает. Вежливо отказываемся и идём дальше, так он за нами бежал метров тридцать, чтобы показать киоск информационного центра. Ну что тут скажешь, кроме слов благодарности...
Очередное злачное место. Пока держусь.
В экскурсионный автобус заскакиваем буквально на ходу, народу человек двенадцать, есть аудиогид на русском и английском; подробности по маршруту рассказывает и показывает наш экскурсовод, очень приятный молодой человек. Потом пешая прогулка по достопримечательностям, потом опять в автобус. Высаживают нас на Мейдане, т.к. автобус повез остальных за город в серные бани, а мы решили не расслабляться и продолжить прогулку.
Очень символичная группа грузинских товарищей.
Наблюдаю за дорожным движением: смотрю и удивляюсь — на мой взгляд, сплошные нарушения. Посудите сами: дорога в 4 полосы — три в одну сторону, четвертая — ВЫДЕЛЕННАЯ — в противоположную. По трём полосам идет плотный поток машин, по крайней левой — полиция с включенной люстрой. Сзади сигналят, полиция немного смещается вправо, её обгоняет внедорожник, наполовину вывалившись на встречку. Стоя аплодирую... и завидую.
Итог этого дня: гудящие ноги, масса впечатлений и «грузинский» ужин с бутылкой вина. Перед сном небольшой киносеанс — WI-FI выше всяких похвал.
10 сентября
Наутро решаем продолжить наше знакомство с Тбилиси, ждём встречи со старым городом. Гуляем «привычным» путём до площади Свободы, подходим к инф. центру, возле него стоит тётушка, продавшая вчера нам билеты на экскурсию. Здороваемся.
Т — Я вас узнала. Это вы вчера покупали у меня билеты?
Мы — Да.
Т — Тогда вы мои, я вам помогу. Вы, наверное, хотите продолжить экскурсию сами?
Мы — Очень хотим, но не знаем с чего начать.
И не сходя с места, тётушка набрасывает наш план действий, попутно объясняя, где останавливаются нужные нам маршрутки. Мы уже не удивляемся — мы уже почти привыкли.
Первым пунктом нашего плана был Мтацминда-парк, затем фуникулёр, Пантеон, старый город, ботанический сад, а там как пойдёт... Переписывать Википедию не буду — только впечатления.
Парк в будний день понравился — малолюдье, прекрасная панорама города, для детей раздолье. Решили прокатиться на фуникулёре вниз до Пантеона.
Ключ к пониманию менталитета грузин. Я так думаю…
Эти две трубы и Олвейс совершенно не гармонируют со старым городом. Мне так кажется...
Получилась забавная история: пластиковая карточка это не только билет в парк, но и проездной на фуникулёре — надо пополнять. Мы во всеоружии пытаемся пройти через турникет фуникулёра, не получается. Нами заинтересовался охранник, видимо, заподозрив в нас зайцев. Проверяет баланс — всё ОК, пытается сам манипулировать карточкой— ни фига. С интересом наблюдаю и внутри себя делаю ставки, когда ему это надоест, и он сам откроет «шлагбаум». Я проиграл: минут через пять, вспотев, он всё-таки победил турникет. Я в задумчивости: охранник — человек новой формации — победил «хомо советикуса».
При посещении Пантеона опять культурный шок: ходим среди памятников, очень много необычных, но все надписи (кроме могилы Грибоедова и его жены) на грузинском.
Подходим к женщине средних лет, служащей рядом стоящей церкви Св. Давида (она приводила в порядок и поливала цветы). Спрашиваем о том, кто здесь похоронен. Она откладывает свой инструмент и рассказывает о похороненных здесь учёных, артистах, политиках и других знаменитых людях Грузии, водит нас по Пантеону.
Интересуюсь могилой Шеварднадзе: но, оказывается, он похоронен во дворе своего дома рядом с женой, хотя тогда ещё было место в Пантеоне. Сейчас он закрыт — нет места. Взамен показывает могилу Гамсахурдия. Провела нас к источнику в приделе к церкви — можно пить, умыться, даже окунуться. Но я не крещёный, а жена, подумав, тоже отказывается. Пьем воду, умываемся, благодарим нашего «экскурсовода» и опять на фуникулёр. Находимся под впечатлением от увиденного и от бескорыстия совершенно незнакомого нам человека, отложившего свои дела, чтобы удовлетворить наше любопытство.
Гуляем по старому городу — сравниваю со старой Москвой, заходим во дворики, спрашиваем у прохожих дорогу, общаемся с завсегдатаями лавочек. Среди них попадаются юмористы: на наш вопрос, как покороче дойти до ботанического сада, прозвучал ответ:
— Вам придётся постараться.
— ?????
— Но ведь эти идиоты закрыли ближайший вход...
— Какие идиоты?
— Вы знаете других, кроме нашей мэрии?
И шутки у нас похожие...
Не удержались и зашли в ресторан по пути: гулять так гулять. Но после такого обильного обеда — только гулять. Подвели нас огромные порции ...
И вот снова Мейдан, мы «карабкаемся» по направлению входа в ботанический сад, оттуда по лестнице на крепостную стену и на канатке вниз: можно было бы подняться на канатке до крепости Нарикала, а оттуда спуститься через ботанический сад вниз, но мы идём своим путём, т.е. ровно наоборот. Скажу честно, ботанический сад нас не очень впечатлил — Никитский нам понравился гораздо больше.
Но объять необъятное невозможно, да и темнеть начинает, мы на маршрутке едем к отелю. Завтра утром мы покидаем гостеприимный город — нас ждёт Чёрное море и чёрный песок.
11 - 17 сентября
В Екатеринбурге семь часов утра, Тбилиси только просыпается и движение практически отсутствует — идеальное начало путешествия. Попадаются Лукойловские заправки, на одной из них заправляемся до полного бака по карте. Данная услуга недоступна, кстати, на Лукойловских заправках в России — парадокс. В Грузии можно даже из машины не выходить — карту подал, набрал пин-код — всё остальное сделает заправщик.
Едем в сторону Кутаиси, в навигаторе стоит путевая точка на побережье: не смогли мы на навителовской карте найти пос. Шекетвили— предварительное место отдыха. Решили: после Кутаиси (Самтредиа) едем вдоль побережья и в первом понравившемся поселке останавливаемся на отдых. Трасса Тбилиси — Кутаиси начинается как автострада, проходит через несколько тоннелей, по горам; перед Кутаиси рельеф выравнивается, трафик возрастает. По Кутаиси просто проехали — обыкновенный промышленный город, ничего необычного не увидели.
Первый прибрежный посёлок на нашем пути — Уреки. Выбор жилья большой, а сентябрь месяц позволяет легко склонять хозяев на хорошие скидки. И у каждого хозяина припрятан козырный туз в рукаве: у нашего их было несколько — отель прямо на берегу, номер на втором этаже с видом на море, гарантия тишины, бесплатная стоянка во дворе, своих постояльцев кормит, да и скидку сделал. В опчем, как мы любим. На вопрос о существования WI-FI хозяин слегка поморщился — типа, обижаете. Вопрос о месте отдыха решён — от добра, как говорится...
Всё, приступаем к «тюленингу»: утром море, пляж с чёрным песком, интернет-серфинг, чтение ДРОМоновостей; после обеда отдых от отдыха; вечером чинные прогулки по поселку и обязательный шашлык под грузинское вино, разговоры с хозяином за жизнь... Это ли не счастье? Правда, у него есть срок — всего шесть дней.
После бесед с хозяином определяем последний пункт нашего путешествия по Грузии — г. Сигнахи в Кахетии, где мы надеемся на дегустацию местного вина.
17 сентября
В восемь часов утра по бортовому времени стартуем, заодно разбудив и поблагодарив хозяина. Промежуточная точка путешествия г. Гори, родина И.В. Сталина, там же есть его музей.
Ничего личного — просто фото на память.
Погружение в эпоху СССР должно быть полным: грех было по пути не заехать, мы и заехали и успели как раз на русскоязычную экскурсию по музею.
Вагон, в котором путешествовал Сталин. Конференц-зал.
Экскурсовод рассказывает: «Приезжает много разных людей, некоторые благоговеют, а кто-то плюёт на экспонаты и проклинает Сталина — очень тяжело вести экскурсии. Поэтому только факты...»
В доме, где Джугашвили провёл детство.
Нас сменяет толпа шумных англичан или американцев. Уезжаем под впечатлением.
Далее заправка в Тбилиси, обмен денег и курс на Сигнахи, едем и любуемся пейзажами за окном. Картинка стандартная: горы, виноградники, дома...
Где-то на полпути заходим в местный магазин и делаем открытие: в магазине нет вина, СОВСЕМ НЕТ. Мы в недоумении, потом до нас доходит: а кому оно здесь надо — в каждом доме свое вино.
Сигнахи небольшой городок, заточенный под туристов. И вот цель нашего путешествия — частная винодельческая компания, хозяин, впрочем, американец.
К нам прикрепляют персонального русскоговорящего дегустатора, рядом за соседними столами бушует целая делегация испанских пенсионеров — нам бы такую старость...
Огонь-батарея на заднем плане — неплохо погуляли.
Обязательный атрибут дегустации. В плошке масло со специями.
Джентельменский набор: Саперави, Тавквери, Ркацители, Чинури и Ольга.
Узнаю много нового о традиционном грузинском виноделии, под занавес пробуем настоящую грузинскую чачу. Вернее пробую я (штурман отказался) — это вам не мелочь по карманам тырить — это ВЕЩЬ, хотя к самогонкам отношусь прохладно.
Дегустация закончена, идём на экскурсию в подвал этого же здания. Оказывается, здание старинное — около 300 лет, частью перестроенное, но кое-что нам показывают из предметов быта, инструментов, личных вещей тех лет.
В этом кресле мог сидеть только глава семьи. Я не удержался...
В подвале уже вино не производят — это небольшой музей виноделия, само производство в другом месте. По уверениям нашего гида, эта фирма производит вино только по традиционным грузинским рецептам, поэтому они поставляют его в рестораны и дорогие алкомаркеты. Да, я вам скажу, недешевое вино, но оно стоит того, чтобы... попробовать.
На мой взгляд, грузинские вина более плотные, алкоголя в них больше, а красное (Саперави грузины называют чёрным вином) не такое питкое, как крымское или краснодарское. Но это вытекает из разных технологий производства вина и сортов винограда.
Это начало всех начал традиционного грузинского виноделия.
В этом корыте начинался путь вина. Оно служило нескольким поколениям.
Сейчас это экспонаты, а раньше использовались по прямому назначению.
Глубокая старина и современность соседствуют. Аппарат в рабочем состоянии.
Экскурсия и дегустация закончены, нас ждёт прогулка по городу и ночлег у бабушки, продавшей нам заодно и чурчхелу. Патефона пристраиваем неподалёку на улице и гуляем, удивляясь в очередной раз количеству полиции в таком небольшом городке.
И собакам не чуждо чувство прекрасного. Или, может, она в прошлой жизни сидела за столиком этого ресторана
и сейчас ностальгирует…
Символично: наблюдаем итог борьбы за место под солнцем. Возможна тема вечеринки и шашлыков…
18 сентября
Просыпаемся утром под стук дождя, завтракаем, прощаемся с бабулей и в путь. Здесь ещё ночь, но мы уже спешим, сегодня по плану нам надо доехать, как минимум, до Минвод. Едем и думаем: дождь в дорогу это хорошо или не очень. Мнения разделились: я был оптимистом и в целом оказался прав; штурман сетовал на скользкий асфальт, горы и плохую видимость в тумане.
Тбилиси прошли по объездной — так короче, но она оказалась недостроенной или недоремонтированной (по темноте непонятно), вдобавок путь перегородила фура (отказали тормоза на спуске), пришлось щемиться между фурой и нехилым откосом.
Дождь стал утихать только на полпути между Тбилиси и Казбеги, но туман и не думал рассеиваться, казалось, он опускался всё ниже и ниже к земле. Но скорее всего это мы поднимались всё выше.
И вот, наконец, погранпереход. Несмотря на позднее утро, очередь уже приличная, и когда люди успевают? Но скопления фур на самом переходе и до него поражают.
Нас продержали недолго: разговор по рации, взмах жезлом и мы в тоннеле, выехав, увидели нехилую очередь перед российским погранпереходом. Простояли около двух часов вообще без движения, причины так и не поняли. Затем всё резко зашевелилось, забегали специально обученные люди, показывая кому в какой коридор ехать. Досмотр нашей машины проводил полковник, видимо, местный начальник, решивший показать подчинённым, как нужно работать. Заглянув в багажник, он глубокомысленно произнёс: «Проезжайте».
Наступил, наконец, тот момент, когда мы в душе произнесли:
Здравствуй, Родина
Родина встретила нас не очень хорошей погодой, но мы и такой были рады.
Как ни хорошо нам было в Грузии, а своя рубашка ближе к телу, да и родина ждёт.
Она нас действительно ждала в лице бдительного гайца на подъезде к Владикавказу. Не объяснив причину остановки, он забрал документы и попросил открыть багажник. Решив не нагнетать да и не портить себе настроение, открыл багажник. На его вопрос о наличии аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки я решил простить ему очередную бестактность и махнул рукой вглубь багажника — мол, где-то там. Гаец не стал настаивать и отпустил нас с миром: что он хотел увидеть у нас в багажнике, для меня осталось загадкой.
Но мы рано расслабились, и дальнейшие события подтвердили это. Возможно, это была цепь случайных событий, а может быть, и нет — до сих пор нет у меня однозначного ответа...
Следующую главу могут смело пропустить читатели, свято верящие, что оборотни в погонах бывают только в сериалах, и что если не нарушать ПДД, то ты не интересен гайцам. Как говорится, иллюзии дороже правды. И я с ними согласен, но у меня иллюзии другие...
Есть и другая категория читателей — им важен позитив. Надеясь, что наше путешествие описано в позитивном ключе, советую таким читателям тоже пропустить эту главу, чтобы не портить общую картину.
Для остальных продолжу:
И ты, Брут...
Всё началось с того, что задавая контрольную точку в навигаторе, я не проверил маршрут до нее, и он повёл нас окраинами Владикавказа на Моздок — Зеленокумск — Буденновск... Подмену я заметил быстро, но посмотрев бумажную карту, решили доехать до пос. Чермен, а там уже вернуться на проверенную дорогу через Беслан — Нальчик — Минводы....
Кто не знает, в пос. Чермен пост ГИБДД находится на перекрёстке М29 с трассой, идущей в Ингушетию, и на каждом луче этого перекрестка свой пост, т.е. одновременно проверяется автотранспорт со всех направлений.
Доходит очередь до нас:
Г — Сержант такой-то. Предъявите документы и откройте багажник.
Иду открывать багажник, смотрим в четыре глаза. Документы гаец не отдаёт.
Г — Пройдите на пост, пусть ваша жена тоже подходит с документами.
Я — А это ещё зачем?
Г — Ей нужно зарегистрироваться.
Я — Сержант, вы ничего не путаете? Мы по чужой стране катались и с нас никаких документов не спрашивали... Мои документы переписывайте, можете копию на стенку дома повесить. Причем здесь пассажир?
Г — Ничего не знаю, таков порядок. Офицер вам всё объяснит.
Слегка раздраженный иду к их вагончику, жена следом. Как обычно — очередь.
Я — Господин полицейский, на каком основании производите перепись населения. У вас есть полномочия?
Г — У меня приказ.
Я — Предъявите. Я посмотрю, в какой части приказа написано, что вам вменяется переписывать пассажиров.
Г — Я не обязан его показывать.
Я — Ну тогда вы обязаны представиться. Ваше ФИО, должность, номер жетона.
Г — Ст. лейтенант Токулов С. Б., жетон 15-0534.
Записываю данные в блокнот, обещаю пожаловаться, жду, когда перепишут данные жены, забираем документы и в путь. Оживленно обсуждаем, во мне растёт забытое чувство Родины...
Буквально через полчаса нас останавливают в третий раз уже на выезде из пос. Брут. Твою ж дивизию, это когда-нибудь кончится? Опускаю стекло и в полглаза смотрю и в пол-уха слушаю ахинею про запрещенные обгоны и знаки дорожных работ в исполнении местного лейтенанта. Мелко плавает — седалище видать — даже отвечать лениво... Всё остальное внимание на штурмана — не может найти полис ОСАГО. Отдаю документы:
Я — Господин полицейский, куда-то полис задевался.
Г— Как найдёте, подходите к нашей машине.
Штурман судорожно ищет полис по всем бардачкам, я тоже подключаюсь. Нет полиса, как провалился... Иду сдаваться к машине ДПС:
Г — А. Е., мы вынуждены снять с вашей машины номера.
Я — На каком основании?
Г — У вас нет полиса ОСАГО.
Я — Но он у нас был ещё полчаса назад, нас проверяли на посту в Чермене.
Г— Откуда вы едете?
Я — Из Грузии.
Г — А как вы оказались в Чермене?
Я — Навигатор так повёл, после Чермена повернули налево и вот мы здесь.
Недоверчиво смотрит. Я показываю блокнот с записями:
Я — Звоните на пост в Чермене, нас там записывал и проверял документы ст. лейтенант Токулов, жетон номер такой-то. Полис БЫЛ!
Г — А куда он делся?
Я — Не знаю: потерялся, провалился, в окошко вылетел — не знаю! Не хотите звонить, поехали на вашей машине на пост, проверите записи, потом привезёте меня сюда.
Гаец явно знает фамилию черменского старлея, но не знает, что делать. Немного подумав, говорит своему напарнику:
Г — Отдай ему документы.
Г№2 — ??? Зачем?
Г — Отдай, сказал...
Отдает мне документы:
Г — Вернитесь на пост, может, вы забыли полис там.
Едем в обратную сторону, по пути останавливаемся, еще раз всё проверяем. Ничего не можем понять:
Ш — Ну куда он делся, может нам его не отдали?
Я — Да вроде сержант сразу отдал ещё возле машины, а я тебе передал...
Ш — Ну тогда куда я могла его деть? Ну, мы же всю машину просмотрели...
Я — Не знаю. А ветром не могло его сдуть, когда я багажник закрывал?
Ш — Не знаю. А если он не найдётся???
На штурмана жалко смотреть, переживает до глубины души. Да и мне как-то не по себе. Но помня, что нет безвыходных положений — есть неприятные решения — пытаюсь успокоить жену:
Я — Если полис не найдётся, вернёмся во Владикавказ. Здесь недалеко, время ещё рабочее, в любой страховой купим полис на неделю - две, а дома будем разбираться.
Подъезжаем к посту — полис там. Старлей в свое оправдание лепечет, что пытался нас догнать...
Я — Мировой рекорд случайно не удалось установить?
Подходит капитан и, узнав в чём дело, говорит:
Г — Вы зря волновались, мы уже позвонили на пост в Кабардино-Балкарию, чтобы вас там предупредили, что полис у нас.
Я — И что потом?
Г — Подвезли бы полис на попутке.
Едем обратно в сторону дома, напряжение спало, но осадок остался.
Ш — Как хорошо, что всё закончилось...
Я — Хорошо, что нас так рано остановили. Представь такую остановку километров за 500-1000 отсюда. Вот это была бы жесть...
Ш — Но он же сказал, что нас бы предупредили на следующем посту..
Я — Ты в это веришь?
Ш — Уже не знаю...
Через некоторое время подъезжаем к посту ГИБДД на границе с Кабардой. Нас останавливают, как впрочем, всех с чужими номерами. Опустив стекло, жду обещанного осетинским капитаном сообщения, что мой полис едет мне вдогонку. Наивный чукотский юноша! Отдаю документы…
Мои документы уносит капитан внутрь поста, а я пытаюсь понять, что с машиной: загорелся значок неисправности полного привода. Изучаю мануал, а сам гадаю — это последняя неприятность на сегодня или ждать ещё...
Мануал говорит о том, что опасен перегрев коробки и езда на полном приводе при этой неисправности. Сижу думаю: ехал я на заднем приводе, нигде в говна не лазил... Новая машина, блин... Открыл капот, скинул клемму аккумулятора, подождал, снова завёл — ни фига. Расстроился немного, но вида не подаю — не по-пацански это, тем более для пацана в возрасте.
Решаю: едем дальше, по пути наблюдаем за машиной, при необходимости ищем ниссановский автоцентр.
Документы так и не несут эти золотозубые робин гуды порядка, придётся их побеспокоить. Подхожу к окошку (опять очередь), интересуюсь своими документами. Девушка их мне не отдаёт, говорит, что нужно зайти на пост: видимо, решили меня поучить хорошим манерам. Нет бы, понимаешь, выйти из машины, проявить уважение, а то подал документы в форточку, да ещё и не идёт сам за документами. Но не на того напали, круглозадые рыцари дорог.
Разыскал искомого капитана:
Я — Господин полицейский, почему меня задерживают на посту, объясните причину.
Г№1 — Я выходил, вас не было, я вас не нашел...
Я — Что ж я, по-вашему, прятался в багажнике?
Г№1 — Не знаю. А почему вы так разговариваете со мной?
Я — Как так? Я нецензурных слов не употребляю…
Г№1 — Да вы пьяны. Когда вы последний раз употребляли?
Я — Два дня назад.
Г№2 — Да он точно пьяный. А ну дыхни.
Я — Уважаемый, жене будете тыкать и грубить, а пока вы на службе и при погонах — держите себя в руках и, кстати, представьтесь.
Г№1 — Неси сюда алкотестер.
Я — Не забудьте двух свидетелей.
Проходим в отдельный кабинет, приносят алкотестер, сразу появляются свидетели, будто за дверью ждали.
Г№2 — Включаем алкотестер, свидетели смотрите, достаем мундштук; водитель — дышите.
Дышу глубоко и спокойно, догадываясь, что алкотестер покажет «нужные» цифры.
Г№2 — Свидетели, смотрите на показания тестера — 0,33 промилле. Будем составлять протокол.
Я — Протокол вы в любом случае составите, только подпишу я его тогда, когда вы при мне вскроете упаковку мундштука, и мы еще раз попробуем найти консенсус.
Свидетели, укоризненно покачав головой, смотрят на показания алкотестера и как-то незаметно исчезают. Заходит Г№1.
Г№2 — Ну что я говорил — пьяный…
Я — Время не теряйте, несите новый мундштук, вскрывать буду его сам. В противном случае едем на медосвидетельствование, только не в ваш ветеринарный пункт.
Г№1 — А что вас не устраивает?
Я — Такие фокусы детишкам показывайте, а я уже взрослый человек — мне неинтересно.
Г№1 — Вы на что намекаете?
Я — Я не намекаю, я прямо говорю — давайте протокол, нам ехать надо. Я даже не буду смотреть документы на алкотестер, а медосвидетельствование пройду в Нальчике…
Я совершенно не блефовал, никому ничего не доказывал, не грозил прокуратурой. Я спокойно ждал развития ситуации, и это не ускользнуло от старшего гайца. Ещё раз, посмотрев чек алкотестера, глянув в полузаполненный протокол, Г№1 сказал второму:
Г№1 — Не пиши протокол, отдай документы.
Г№2 — ??????
Г№1 — Ну устал человек, из Грузии же едет.
Обращаясь ко мне:
Г№1 — Как ваше самочувствие?
Я — Отличное.
Г№1 — Смотрите сами, но если что — можете прямо возле поста машину поставить и отдохнуть.
Он всё просчитал и решил со мной не связываться: права забрать не может, машину на штрафстоянку поставить, конечно, заманчиво, но в полис вписан еще один водитель и вся комбинация может рухнуть — привезёт через час-два эта уральская борзота фальшивый протокол вместе с медосвидетельствованием в ГУВД Нальчика — так и погон можно лишиться.
Записав фамилию и номер жетона грубияна Г№2, я удалился, с документами, естественно, и с чувством, что я дома: НУ ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА-МАТЬ!
Проехав несколько метров, увидел, что значок неисправности полного привода погас — жизнь явно стала налаживаться. Но всё равно, еду и размышляю: а что бы было, если пропажа полиса обнаружилась бы на этом посту? Нет ответа.
Выводы этой главы:
Россия — это вам не Грузия, расслабляться нельзя и ягодицы нужно держать плотно сжатыми.
За документами следить во все глаза, не надеясь на порядочность гайцов.
Гайцам спуску не давать, чтобы им служба мёдом не казалась.
Все неприятности когда-нибудь заканчиваются.
Но никак не заканчивается дождь, стемнело уже. День выдался насыщенным на события, да и начался он рано — пора его заканчивать, хотя до Ипатово не доехали. Остановились на знакомой стоянке возле столовой в Александровское — вот бы сейчас горячих пирогов с чаем, но в наличии только ночь и нескончаемый дождик.
19 сентября
Утро выдалось пасмурным, но дождь утих, за бортом всего 12 градусов. Срочно нужен горячий завтрак для нас и заправка для Патефона. Держим курс на Ипатово: там кафе и заправка, всё в одном флаконе. Но флакон оказался неполным: кафе опять не работало, а ждать два часа — не вариант. Решаем искать кафе или столовую на месте и с помощью местных жителей находим свежеоткрывшееся кафе неподалёку. Но оно тоже ещё закрыто. Правда, стоявший возле входа мужичок обнадёжил, сказав, что хозяева сейчас подъедут, и действительно из подъехавшей вскоре десятки с осетинскими номерами вышли два молодых человека. На просьбу покормить голодных путников ответили немедленным согласием и открыли для нас кафе. Чистота и порядок, обстановка — всё на уровне, иным ресторанам не чета. Но самое главное — горячие осетинские пироги с чаем появились через десять минут вместе с симпатичной официанткой. Бесподобно — это я про пироги.
Самое интересное было потом:
Мы — Сколько мы вам должны?
О — ??? А разве вы не от Миши?
Мы — Нет, мы сами по себе, едем издалека и далеко, Миши, к сожалению, не знаем. А ещё можно нам горячей воды, чаю хочется в дороге.
Девушка, недоверчиво на нас посмотрев, уходит. Через несколько минут возвращается:
О — Придётся немного подождать — ищут посуду под горячую воду…
Мы — Да у нас термос есть…
Рассчитавшись с девушкой, выходим на крыльцо, жизнь заиграла новыми красками. Вывод: хорошие люди есть везде.
И снова бесконечная лента дороги. По курсу Элиста и Волгоград — если вчера утром у меня ещё была надежда погулять по Элисте, то после вчерашних приключений и огромной потери времени вывод один: только вперёд, все экскурсии в следующий раз…
Погода постепенно улучшается, в Волгограде даже жарко. В очередной раз пересчитываем бесконечные колдобины бесконечного города и снова дорога. По пути попадаются овощные мини-рынки со смешными ценами на помидоры, но с конскими на яблоки и груши. Отголоски санкций или неурожай?
Ночевать решили на объездной Саратова, осталось только решить с какой стороны. Дальнобои посоветовали ехать через Тольятти, Жигулевск, да и нам не хотелось опять прыгать по кочкам левобережной трассы. Остановиться решили на стоянке возле «Магнита». Всё, спим.
20 - 21 сентября
Ночевка получилась немного экстремальной — утром температура была всего 4 градуса, но штурман посапывал в спальнике, а мне хватило ватного одеяла. В общем, нормально выспались. Сегодня суббота, завтра планируем быть дома, все разговоры и мысли об этом: хоть немного, но соскучились. Пейзаж за окном уже сугубо осенний, по раннему времени машин немного.
Дорога значительно лучше левобережного аналога — вот что рацейка добротворящая да вежливо заданный вопрос делают, забанить бы только проституток да матерщинников…
Жигулёвск и Тольятти прошли удачно: утренний поток выходного дня был в основном встречным. Доблестные гайцы тоже времени не теряют: количество камер на дороге зашкаливает. Создалось впечатление, что ООО «Самарское ГИБДД» в полном составе вышло на подработку.
После Самары опять объезды по полям и довольно напряженный трафик на трассе. Уфу проходим по объездной, впереди Сим.
Не могу не поделиться ещё одной историей. На подъезде к Симу замечаю замаскированную засаду гайцев, включаю рацию и палю их по полной в эфире. Начинаем спускаться к мосту и в это время слышим по рации, как водитель идущей метров за 200 перед нами Скании кричит, чтобы идущая перед ним Газель ехала быстрей — у Скании отказали тормоза. В Газели, видимо, нет рации, или боится ехать быстрей — там уклоны будь здоров. Затем крик водителя Скамейки и на несколько секунд всё стихло. Потом сразу несколько раций стали вызывать скорую и ГИБДД. Я, в свою очередь, стал предупреждать о ДТП тех, кто находился в зоне действия моей рации. Подъезжаем к мосту, перед ним снесено боковое ограждение, несколько поврежденных машин перегородили мост, но проехать можно. Скании не видно — она улетела под откос, столкнув туда легковушку со встречки. Газели повезло больше: помятая, но осталась на дороге. По рации слышим, что есть жертвы: водители, находившиеся ближе к месту ДТП, пытались оказать первую помощь. Фуры встали, легковушки протискиваются кое-как, мы не стали создавать толпу зевак, успеваем проехать мост до полного перекрытия дороги. И тут пришло осознание, что ещё несколько секунд и можно было бы стать не свидетелями, а участниками этой драмы. Знаки судьбы? Предостережение? Стало не по себе.
Дальнейший наш путь проходил под знаком этой трагедии: после поворота на Кропачёво, Месягутово фуры практически пропали, но жена наотрез отказывалась сесть за руль. Пришлось рулить до Артей, потом на выбор: или обоим спать или ей за руль. Она выбрала второй вариант и последние 200 км я бессовестно проспал.
Воскресенье, 5 часов утра — мы дома. Такое ощущение, что мы никуда не уезжали. Было ли путешествие в Грузию, или оно привиделось — нет ответа. В душе какая-то грусть и пустота — вирус автопутешествий продолжает свою чёрную работу. Чем его лечить? Пока не знаем — возможно, это будет Алтай или Байкал — жизнь покажет.
Итого
Технические выводы таковы: Мордатый вполне подходит на роль экспедиционного авто. Умеет быстро бегать, правда, бег его страшен и напоминает атаку бешеного бегемота, но его стихия — это не спринт, а марафон: равноценных вариантов для себя за 1,5 млн. не вижу. Прошу не обижаться владельцев других замечательных авто: я сам, когда владел ВАЗ 21113, тоже считал его самым лучшим авто для путешествий. За свои деньги, конечно.
На самом деле расход не такой оптимистичный, но всё равно приемлемый.
С Патефоном ситуация такая: расход солярки на круг получился 7,6 л ⁄100 км, что весьма неплохо для однокомнатной квартиры на колёсах. Для вещей, правда, места маловато, но я думаю, что бокс на крышу решит эту проблему. При скорости за 120 аэродинамика кирпича даёт о себе знать — расход существенно увеличивается. Бокс, наверняка, тоже добавит к расходу литр — полтора, но за удобства и скорость приходится платить.
По маршруту Лукойл есть везде, на качество солярки посетовать не могу. Явок и паролей мотелей по маршруту не знаем — не пользовались. Голодными в дороге не останетесь, но кое-какие продукты в автохолодильнике не помешают.
Дороги по маршруту разные — от отличных до весьма убитых: от Волгограда до Владикавказа моя оценка 4,5, Татария 4+, Башкирия 4, Самара 3,5, Волгоград и Саратов слабая 3. Более подробно описывать дороги не вижу смысла — ситуация постоянно меняется и к следующему лету будет не актуальной.
Наш пробег составил 6850 км в оба конца, от Екб до В. Ларс — 2740 км., от В. Ларс до Уреки — 500 км.
Финансовые итоги: общие затраты составили 70 тыс. руб., из них 18800 руб. за 534 л солярки. В Грузии стоимость дизтоплива около 50 руб./л. Особо не шиковали, но и ни в чём себе не отказывали. В Тбилиси пользовались и дебетовой картой и наличкой, которую конвертировали в многочисленных обменниках. Курсы обмена разные, более выгодные в «частных» обменниках, играющих на межбанке. На побережье — только наличка; хозяин обещал терминал только в будущем году. Обмен в посёлке тоже беспроблемный.
Заправлялись и в России, и в Грузии только по карте. Если кому интересно, то из российских банков в Тбилиси только ВТБ, операторов связи — Билайн.
Другие итоги: Грузия — комфортная страна для автопутешествий. Виз и страховок не требуется, дорожная полиция лояльна к автомобилистам вообще и к российским в частности, дороги в целом неплохие. Общепитом остались в целом довольны, жилья на разные кошельки достаточно. Очень много исторических и природных памятников. Но самое главное — доброжелательный и гостеприимный народ, не держащий на нас зла за Абхазию и Южную Осетию (сравните с Украиной). Люди среднего и старшего возраста хорошо знают русский, охотно общаются, помнят времена СССР и приглашают приезжать ещё. Даже в часы пик люди никуда не спешат, как мы — они просто идут по своим делам. Молодёжь более ориентирована на Европу, но русский понимают или стараются понять и помочь. Ни разу не видели подростков, сосущих пивандрий или коктейли, есть скромно одетые люди, но не видели откровенно деклассированный элемент. Позитивным людям (мы себя причисляем к ним) в Грузии будет комфортно, категориям типа «Тагил рулит» гарантировать того же не могу.
Традиционный привет всем штурманам от прекрасной половины нашего экипажа.
Берегите себя и своих близких.
Алексей. Ольга.