Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Три озера — три жемчужины из ожерелья Монголии. Лето 2017. Часть 2

Три озера — три жемчужины из ожерелья Монголии. Лето 2017. Часть 2

23.04.2018 | 11945 просмотров

 Посвящается
Льву Алексеевичу, отцу, другу и компаньону
в наших путешествиях. Страстному рыбаку и
незаменимому рассказчику. Вдохновителю
наших побед.

Часть 1: Новосибирск — Хакасия — Тыва

Часть 2: Монголия — Алтай — Новосибирск

Предисловие

Путешествие прекрасно само по себе. А путешествие на автомобилях увлекает и восхищает всегда. Путешествие в Монголию ожидалось давно и с нетерпением. Собралась хорошо сработавшаяся в прошлых поездках команда, намечен маршрут, проведена подготовка машин, собраны снаряжение и припасы.

Маршрут из Новосибирска лежал через Хакасию и Тыву. А возвращение — через Алтай по Чуйскому тракту. В караване 5 машин, 10 человек и одна собака. Состав машин: Мицубиси L-200, Х-Трейл, Тойота-Хайлендер, КИА-Соренто и Рено-Дастер. Населённость машин: от одного человека до четырёх.

Выехали из Новосибирска в субботу 19 июля сразу после четырёх часов утра. Навигатор у Тимофея, лидера компании, повёл нас кратчайшим путём из города и далее на Промышленную в Кузбассе. Вперёд на Восток!

А я своими путевыми записями постараюсь передать впечатления от нашего, пусть кому-то покажется обычного, путешествия. Из-за обилия впечатлений этот отчёт о Путешествии пришлось разбить на две части: до границы и по Монголии.

До границы с Монголией мы посетили интересные места в Хакасии: Сундуки, Тропу предков, оставившие очень приятные впечатления, а так же Шушенское и Саяно-Шушенскую ГЭС в Красноярском крае. И вот сейчас мы достигли пограничного пункта Хандагайты.

У нас в планах посетить озёра Монголии: Хяргас, Уурэг и Хотон.

2 августа, среда.

На границе в 13:40. Здесь перерыв до двух. За пять минут до открытия съезжаются иномарки с работниками таможни и пограничниками. Открылись. Запустили Тимофея, потом меня. Я впервые выезжаю за границу, да ещё на машине, поэтому вся процедура для меня внове. Подъехал к терминалу, открыл машину. Поверхностный осмотр. Предложили пройти в здание для оформления документов, выбрав рюкзак в качестве жертвы для просветки. У меня всё нормально. Здесь меня догнал Тимофей. Ему пришлось почти полностью выгрузиться, но и у него нормально. Я вышел к машине, и начался пристальный осмотр.

Промозгло. Во все закоулочки заглянули. Выгребли бардачок на сидение и перебрали мелочи. Придрались к камешкам из Шушенского — низ-з-зя! Но простили. Из-за спины разочарованно поглядывала строгая собака. Таможенница-тувинка работала тщательно, но не забывала и пообщаться. Может, зубы заговаривала. Но мы с ней мило поговорили. Всё. Свободен.

Теперь к монголам. Последний отрезок нашей земли чувствуешь пятками. Первая же встреча с пограничником отличается трудным пониманием речи. Вроде разговариваешь, а понимаешь с трудом. Приходится переспрашивать и додумывать. Терминал гораздо миниатюрнее нашего. Захожу в здание и обалдеваю: меня встречают хлебом-солью большая группа монгольских красавиц в национальных одеждах. Красивую картинку испортил мужик, замахавший руками. Я понял — «Не он это!». Ну, и слава богу. Не узнали, значит, богатым буду, как в пословице говорится.

Прошёлся по нужным окошкам с теми же проблемами в общении. Вышли посмотреть машину. Таможенник, извиняясь, попросил воды, и я отдал полторашку «Святой источник». Всё, ко мне претензий нет. Опять зашёл в терминал для завершения оформления документов. Здесь торжественная встреча в разгаре, все счастливы, поют и пляшут. И, главное, чего-то пьют и жуют с праздничных подносов. Обидно, однако. Оказывается, встречающие ждали какой-то творческий коллектив, едущий из России с конкурса. Я выехал с территории и, развернувшись, встал. Из машины не выхожу, дождик. Ветер пошатывает машину. В Россию всего пара машин, да и те вскоре нырнули под шлагбаум. Выезд вижу хорошо, скоро будут наши. Уложил бардачок. А вот и машина с Тимофеем, Настей и Даной. Говорят, всё в порядке. Радуемся друг другу, как после долгой разлуки и трудных испытаний. Время 16:00. Ждём-с остальных и нервничаем. Долго.

Оказывается, у монголов завис компьютер, и они не могут оформить документы на будущий выезд из страны. Но проблемы разрешились. Евгений и Виктор А. выезжать в Монголию пока не стали, ожидая Виктора Н. у ворот. У него там свои заморочки на нашей границе: нашли фонарь-электрошокер. Это очень низ-з-зя! Скандал. Но когда включился компьютер, все так обрадовались, что отпустили Виктора Н. с глаз долой. Три машины одновременно выехали в Монголию, где их ожидали старые друзья.

Здесь тёплая встреча с видеосъёмкой и шампанским. И обмен впечатлениями.

И всё это под занудным дождём. Говорят, Монголия — засушливая страна. Не похоже. Может, сезон такой. Так и ехали, пересекая дождевые полосы разной степени интенсивности.

И что бросилось в глаза, это дороги и горы. Горы здесь другие в отличие от Хакасии и Тувы. Они не гладкие, а все в складках, смотрящихся очень живописно. Остроконечные, расположенные группами, семьями. И на большом удалении от дороги. А вокруг бескрайняя степь, кажущаяся удивительно безжизненной. Может, из-за отсутствия даже намёка на воду.

А дороги в Монголии, это отдельная песня. Та, по которой мы ехали, хотелось бы думать, не единственная, произвела, по крайней мере на меня, незабываемое впечатление.

Покрытие дороги сплошное, без каких-либо рельефных заплат. Если поначалу наблюдалась кое-какая волнистость, достававшая своей подбрасывающей способностью, то потом всё исправилось. Абсолютно прямые, как стрела, линии совершенно ровной дороги на большом отрезке пути. Возможно, такие дороги в плоской степи и можно строить. Хотя наши строители обязательно будут что-то объезжать или отсыпать по ветру. Наверное, чтобы водители не засыпали. А здесь можно вообще руля не трогать: вдавил педаль газа в пол и мчишь, не замечая скорости. Или хитрую кнопку на руле нажать. Ехать по таким дорогам одно удовольствие. Перекрёстков и каких-либо ограничительных знаков нет. Надо ехать в Монголию, чтобы посмотреть исключительные дороги. Так думал я вначале нашего путешествия. Для сибиряков могу сказать, хочешь покататься от души — поезжай в Монголию. Это рядом. Только не съезжай с асфальта.

Скажу, что позже мои впечатления резко изменились в своих обобщениях. Но эта дорога, ну, очень хорошая. Машин очень мало. И население обозначено немногочисленными юртами на горизонте. Видели аэродром посреди степи с самолётами местных авиалиний.

Проехали первый монгольский город Улангом. Все вывески на монгольском, но русскими буквами. Очень непривычно. Глаза читают, а мозг не понимает.

Где-то здесь моя машина отметила дистанцию 2000 км пройденного пути от дома.

Говорят, монголы любят ездить по своей стране, и для этого у них много дорогих машин и мотоциклов. Одна из таких машин лихо обогнала нас на скорости более 150 км/час и умчалась вперёд. Особенность её — высоченный просвет и огромные колёса. Позже обсуждали эту редкую по автоновостям модель, а в Монголии она уже есть и зажигает всем на зависть.

Показалось озеро Хяргас, и мы в ожидании окончания пути. Дождь постоянно себя обозначал неназойливыми каплями. А в одном месте мы видели размыв склона, по которому недавно сошли нехилые настоящие селевые потоки, оставившие после себя глубокие промоины на склонах и толстый слой грязи на дороге. Дорогу прилично подмыло и заилило, и в этом месте уже работала техника, чтобы не допустить дальнейшего разрушения.

Мы едем в определённое место озера Хяргас-Нуур, но уже стемнело и надо ставить лагерь — чуть не доехали из-за проблем на границе.

С трудом нашли съезд с высокой насыпи дороги и направились к озеру практически по бездорожью. Тимофей провалился в какую-то скрытую промоину, выбрался, а мы встали. Нашли объезд. По карте мы на широкой косе, вдающейся далеко в озеро. Прошли строения, которые мы назвали турбазой, и остановились за холмиком — а не спросить ли у хозяев, не нарушили ли мы чьи-либо права. Тимофей потом рассказывал: заходит в большой дом, наверное, столовую, поздоровался, там человек 20 монголов сидят за столами, отдыхают. Спрашивает, кто разговаривает по-русски. Все молчат. Может, от удивления. Один монгол встал, повёл Тимофея на улицу к толмачу, но тот только головой качает. Опять вернулись в столовую, и провожатый на резком голосе кого-то вызывает из толпы. Оказывается, тот неплохо знает по-русски. Растолковал, что лагерь можно ставить, где угодно. Всего-то.

Отъехали и попытались спуститься поближе к воде, но почувствовали, что галечный берег рыхлый и вязкий и мешает ехать. Мне пришлось выбираться задним ходом, чтобы подняться на берег повыше. Здесь и решили ставиться. Поставили палатки, шатёр. Поужинали. Ночь бесконечно звёздная нереально большими звёздами. Кто-то издалека запускает воздушные шары с огоньками. Они летят по небу над нашими головами, добавляя феерии звёздному мерцанию. Летят долго и где-то за нами падают на землю. И закат был красивым. И день закончился. Впечатлений много.

3 авг., четв.

Спалось хорошо и долго. Но и рассвет, первый в Монголии, я видел.

Тимофей и Евгений уехали искать другое место — Белые Камни, куда мы и стремились вчера, но не доехали из-за темноты. Кругом замечательная природа.

Озеро красивое. Купались. Вода солоноватая. Тёплая и ласковая. Мы позавтракали. Дамы даже сварили щи из свежей капусты с тушёнкой. Юля ловила гекконов, и я удивлялся её резвости. Разглядывать их было интересно, вживую видел впервые.

Фото-загадка — найди геккона:

А этот, давно отпущенный, задержался, чтобы недоумённо и укоризненно оглядеть охотников.

Далеко на берегу видели бакланов, которые неподвижно переваривали пойманную рыбу. В окрестностях лагеря нашли много остатков летающих фонариков, которые вчера ночью расцвечивали звёздное небо. Конструкция оказалась до безобразия простой: большой пластиковый мешок надет на колесо из тонкой проволоки, в центре пересечения спиц которого место для огня, возможно, сухого горючего. И ещё как летает! Интересно.

Приехали с Белых Камней парни, и мы решили перебираться на новое место.

Рассказали, что видели лисицу, которая, свернувшись клубочком и накрывшись хвостом, делала вид, что спряталась, до очень близкого сближения. А потом убежала, помахивая шикарным хвостом, недовольная, что потревожили.

Вокруг озера по часовой стрелке ехали 23 км по кочковатым грунтовым дорогам. Вдалеке показалась целая флотилия «кораблей пустыни».

Вообще, вся местность — это дно ушедшего озера. А в одном месте дорога, как аэродром — ровная, твёрдая и бесконечная. Въехав на этот участок так же осторожно, как ехали до этого, мы вдруг осознали, что ничего не мешает нам двигаться с любой возможной скоростью. Непередаваемое чувство свободы и скорости переполняло наши сердца и сердца наших машин. Такие ощущения все испытывали впервые. Машины мчались рядом с огромной скоростью, и все, обалдевшие, приветливо переглядывались и махали друг другу руками.

А потом пошла опять плохая ухабистая и каменистая дорога. Вскоре встали на широкой косе, вдающейся в озеро. Темечко косы, где мы стали, из мелкого гравия. Справа кромка воды гравийно-каменистая. И до воды надо ещё попрыгать по камням. Остальной берег усыпан булыганами разной громадности.

Одни обсуждают вопросы постановки лагеря, другие обследуют местность.

На острие косы камни особо крупные. И совершенно белые. Да, вода солоноватая, но на камнях соль не ощущается, пробовали. И вообще, место всем понравилось. Расставили машины. Расчехлили лагерь. Занялись установкой палаток и шатра.

И наступил удобный момент знакомства с участниками нашей команды. Начнём с капитана. Потом остальные.

Виктор А. принёс первую рыбину — османа, а потом и целую сетку. Весь лагерь помчался на рыбалку.

Похоже, на этом месте когда-то были горы, а теперь груда камней.

Потом купание и рыбалка. Вода тёплая и мягкая. Берег с правой стороны из мелкого песка. Но чуть подальше глубина для плавания от души. Наловили 28 штук. Сегодня у нас жареная рыба. А вот уха из османа, говорят, не катит.

Я прогулялся по косе с фотоаппаратом в поисках живописных кадров. Ходить по камням несложно, главное, не торопиться. Привыкаешь быстро. Озеро достаточно древнее с постоянно уменьшающимся уровнем воды. Это видно по цвету камней: более древние и высоко расположенные — тёмные, почти чёрные. А те, что ближе к воде — белые. И полосы на высоком берегу, террасы, как годовые кольца, говорят об этом же.

Мы удобно устроились на улице, а потом в шатре, восьмигранные сетчатые стены которого могут по желанию прикрываться защитными пологами от ветра, солнца или дождя. В общих беседах сидели долго. Ушла влёт большая дыня, спелая и вкусная. В разговорах не раз всплывала тема знаменитого хяргасского чудовища, которое по преданиям обитает в озере и частенько наведывается для выяснения отношений с окружающим миром. Но сегодня мы, похоже, его совершенно не заинтересовали.

Приезжал из далёкой-далёкой юрты на мотоцикле монгол с мальчиком. Молча сели к столу. Сидят, ждут чего-то. Пары слов связать не могут. Все способы познакомиться успеха не имели. Старший жестами выпросил две рюмки водки. Мальчик получил печенье и конфеты. Так и уехали. Может, у них так и надо. Лучше не заморачиваться.

Виктор А. и Виктор Н. до вечера обрабатывали пойманную рыбу, не доверяя это дело никому. Завтра большой заготовительный день.

Мы стояли сначала на самой большой косе, а потом напротив на юго-восточной оконечности озера. Асфальтированная трасса идёт по северной стороне.

Озеро Хяргас:

Справка: Состав воды в озере — хлоридно-карбонатно-натриевый. Это самое большое в Монголии солёное озеро. Вода на мелководье прогревается до 27-30 °C.

Рыба в озере одного вида — алтайский осман двух форм: растительноядная и рыбоядная. Максимальные размеры для рыбоядной формы до 100 см. Прогнозируемый годовой улов без подрыва рыбного стада может составлять 7-10 тыс. центнеров.

Высота 1028 м. Размеры 75 км на 31км. Макс. глубина 75 м.

4 авг., пятн.

День отдыха.

Бакланы уже успели позавтракать и отдыхают.

Очень жаркий день. Солнце высоко, и кажется, тень просто спряталась от жары. Рыбу ловили, целовали и отпускали. Интересен сам процесс ловли. Тимофей и Игорь поймали османов по 2,7 кг.

Рыбный «урожай» силами Тимофея, Виктора Н. и Евгения переработали: часть рыбы сделали горячего копчения, часть дважды перекрутили на мясорубке и сделали котлеты. Вкусно, аж жуть! Удивительно, но говорят, что монголы рыбу не ловят и не едят. У них национальный принцип — ничего не есть, добытое ниже уровня земли. Ладно, не обсуждается — колорит, однако.

Пару раз отсыпался в машине, то ли за прошедший год, то ли про запас. При открытом багажнике и одной из дверей в машине создаётся комфортное движение воздуха. В одну из прогулок по берегу набрёл на большое полено с длинным сучком — странная в этих условиях находка. Назвали «буратино» и приняли в компанию.

Играли в карты и шахматы. Виктор А. обыграл всех соперников. Я сдался, когда просмотрел фигуру. Жара, однако.

Купались много и в охотку. Вода заманивает и не отпускает.

Уберите облака, и получится марсианский пейзаж со снимков НАСА.

И на камнях здесь что-то растёт.

Дана очень хочет познакомиться.

Съели арбуз, красный и вкусный. На 10 человек одного, даже очень большого, маловато.

5 авг., субб.

Утро оказалось беспокойным. Волновался, однако, перед большой и, как все предполагали, трудной дорогой. Просыпался. Ночь безумно звёздная. Изумительная звенящая тишина. В 6 увидел Тимофея, прогуливающего Дану. Надо вставать. Дружно собираем лагерь. Некоторые уже искупались.

Перекусили. Я, отказавшись от лёгкого завтрака, не устоял от рыбной котлеты и кусочка рыбы горячего копчения — путь предстоит долгий. Всё уложили. Прощальный салют шампанским.

Поехали. До свидания, озеро Хяргас. Ты было очень приветливое. И очень красивое.

Едем в ожидании «аэродрома». Договорились, что Тимофей забросит Настю вперёд, а мы выстроимся в ряд и пойдём стеной. Должно получиться эффектно на видео. Так и случилось. Все получили массу удовольствия от быстрой и комфортной езды. Вот где гоняться надо! Лишь бы колёса не отвалились. А что — рукой подать. От Новосибирска два дня пути. Зато какое удовольствие от дороги и здешних мест.

Выехали на асфальт и помчались по замечательной монгольской дороге в сторону границы. Проехали турбазу со следами селевых потоков. Разглядели, что некоторые строения залиты грязью чуть ли не по крышу. Затем большой город Улангом.

Монгольские путешественники на смотровой площадке.

Такие арки типа «Улангом. Добро пожаловать!» встречали задолго на въезде в каждый город.

Поставленные там и там юрты были непременным элементом пейзажа. Так в Монголии решается жилищный вопрос. Шутили: одна юрта — «однушка», две — «двушка», три — «трёшка». Много юрт — многоэтажка или посёлок. А здесь — это пригород.

Изящное здание полиции в центре города. Вообще, о полиции хотелось бы сказать отдельно. Удивительно, но она владеет секретом быть невидимой. Кроме этого здания мы только раз видели полицейскую машину, припаркованную у торгового центра. И всё! Но все ездят по общепонятным даже нам правилам, никто никого не ловит и не обманывает, и аварий на дорогах мы не наблюдали ни разу. Да, и движение в городах совсем не хилое.

Здесь мы первым делом обменяли деньги, и на общие нужды, и на личные, например, на бензин. Обменял 5 тысяч рублей по курсу: рубль — 39 с копейками тугриков. Для удобства считаем один к сорока. Получил чуть больше 195 тысяч тугриков. Пачка денег жжёт руки и оттягивает карманы. Заехали на заправку, оставил 80 тысяч. 92-ой стоит 1700-1760 тугриков. Это получается около 44 рублей литр. Свой, может, был бы и дешевле, но везут его из России. Наши дамы искали магазины, где бы можно было приобрести шерстяные вещи. Магазинов много, а самого нужного не нашли. Но в одной забегаловке нам разрешили наполнить наши ёмкости водой отменного вкуса.

Хорошая дорога для нас вскоре закончилась, мы свернули налево в сторону озера Уурэг. Дорога сразу перестала быть асфальтовой, и мы почувствовали разницу.

Вскоре полезли на перевалы, один из которых дался нелегко: останавливались два раза из-за перегрева двигателей. Видели и других участников движения, «отдыхавших» на обочине. У меня с двигателем всё нормально, меня больше волнует старая покрышка — выдержит ли, дорога-то очень каменистая. И это я ещё не знал, что такое настоящие каменистые дороги Монголии.

Этот перевал — сакральное место. Монголы молятся своим богам, украшают огромный насыпной каменный курган цветными ленточками и обходят его кругами.

Небо, горы, юрты — это Монголия. И как-то накатило ароматом Рериховских картин.

Далёкие снежники поприветствовали нас своими снежными шапками. Нам сразу стало легче — мы приняты в ряды высокогорных путешественников.

А эти горы поразили мягкостью форм.

Мы с Тимофеем тоже сделали круг: я с фотоаппаратом, Тимофей — с Даной. Тимофей немного отстал и попал «в плен» к монголу, который уговорил его отпить от «священной» бутылки непонятного напитка. Похоже, легче было согласиться пригубить, чем настаивать на отказе.

Сверху, с гор, показалось озеро, но ехали до него со скоростью не более 40 км/час ещё очень долго.

Отказались от дороги, которая вела к туристическим юртам, и по целине рванули к воде. Здесь уже решали: налево или направо. Поехали налево, встали у самой воды. Красота! На противоположном берегу серьёзные горы. На нашем — кругом степь. Берег мелкогалечный. Ноги тонут в гальке, как в песке. В шлёпках ходить легко. Вода чистая и прозрачная. Чуть солоноватая, но меньше, чем на Хяргасе. Холодная, но купались в охотку.

Поставили шатёр, в нём и будут спать все, кто не в машинах. Завтра с утра в путь. Ветер с воды тёплый. Общий ужин в шатре за одним столом с тостами и рыбацкими рассказами. Виктор А. и Игорь вышли на лодке порыбачить. Рыбы нет. Недалеко от нас две пары лебедей кормятся и перелетают с места на место. Замечательный отдых.

Я осмотрел машину, которая дорогу сделала, что называется, одной левой и на все перевалы забралась легко. Меня это радует.

Сидели на стульях в ряд у кромки воды — картина маслом. Забавлялись игрой в «блинчики», благо, что все камешки здесь плоские. Разглядывали противоположный берег. Спорили о том, какой формы озеро: круглое или вытянутое, сколько километров до берега. Карта Гугл показывает круг и почти 30 км, и из нас никто не отгадал.

Лебеди полетели за солнцем.

Смотрели на замечательный огненный закат.

На противоположном берегу над горами разыгралась непогода. Тучи стояли стеной. Похоже, что там шёл сильный дождь. У нас сухо, тепло, появилась луна. Обсуждали, смогут ли тучи за ночь добраться до этого берега или нет. Подумал о моей примете:

помыл машину — жди дождя. Но никому об этой примете не напомнил — не хотел обижать товарищей.

Сделали костёр из нашего полешка. Горело хорошо. Много разговоров о впечатлениях.

Не дождавшись последней искры костра, что на меня не очень похоже, отправился спать в уже приготовленную постель в машине. Завтра в путь.

Озеро Уурэг: пробег — 2416,0 км, расход — 7,7 л/100км, средняя скорость — 56 км/час. Высота: 1425 м. Размеры: 20 км на 18 км. Макс. глубина: 42 м. Вода горько-солёная.

6 авг., воскр.

Проснулся около двух. Темнота. Неожиданно пошёл дождь. Вот-те на! Мелкий, но голосистый по машине-то. А дождь всё сильнее и сильнее. И без остановки. И с молниями и громом. Далее спалось как-то тревожно.

В шесть проснулся окончательно. Под сопровождением дождя и натянув плащ, прогулялся, осматривая лагерь. Переобулся в сапоги и уложил свои вещи и то, что лежало рядом с машиной на земле, предусмотрительно прикрытое плёнкой. Лагерь спит. Сел в машину, стал заполнять хроники и ждать просыпа остальных. Люди встают тяжело — гром и молнии беспокоили почти всю ночь. Вся площадка лагеря покрылась лужами.

Шатёр, в котором на матрасах расположились все, кто не спал в машинах, подмочило. Тем более что на шатре забыли поставить вершинный зонтик. Весело. И к тому же оказалось, что вчера все, кроме меня и Тимофея, чем-то отравились. Стали искать причину, перебирая все съеденные продукты. Однозначного ответа не нашли, но стали грешить на котлеты, которые везли весь день по жаре. Все до сих пор принимают таблетки. А наша с Тимофеем «чистота» объяснилась тем, что вчера на самом высоком перевале мы с Тимофеем обошли кругом святой холм, «побурханили» — сказали нужные слова, а Тимофей даже пригубил из бутылки, предложенной монголом в качестве обязательного действа.

Озеро красивое, обрамлённое горами с выразительными тучами на вершинах. Тучи угрожающе набухают и непреодолимо приближаются. Надо рвать дальше. Последнее прощай, и вперёд.

Туда, где облачко лежит, и поедем.

Объезжаем озеро слева, теряясь в переплетении дорог. И наш навигатор «Татьяна» тоже теряется и однажды повела нас далеко в ущелье с резким подъёмом, а потом извинилась, и мы повернули назад. Ещё раз бросили последний взгляд на озеро Уурэг, и вперёд по выбранной дороге.

А дорога непрерывно идёт вверх и вверх. Создаётся впечатление, что вообще все дороги Монголии идут только вверх.

Живописный микрорайон далеко в горах.

Монгольские дети приветливо встречают путешественников, за что получают заранее приготовленные нами конфеты.

Опять пошли, ну, очень не маленькие безымянные перевалы. Интересная особенность перевалов Монголии: дороги заходят на них практически по прямой без всяких там серпантинов. Да и правда, что там вензеля выкручивать: видишь перевал, вот и жми к нему. Средняя высота горизонтальных участков 2000 м.

А потом был бесконечный спуск в долину, которую мы по доброте душевной позже назвали Каменной степью. Думаю, и монголы будут не против. И название оправдывает себя на все 100%.

Представьте себе огромную долину в кольце гор, от нашего спуска противоположные горы на горизонте — нам туда. Видно хорошо, а ехать придётся — бесконечность. Пустынная долина: ни людей, ни юрт, ни скота. На земле что-то растёт, но, похоже, это никому не нужно. Да и воды пока не видно никакой — пустыня.

Дороги обозначены, но их много, и куда приведёт выбранная, одному создателю известно. Дороги сплошь, как нарочно, усыпаны камнями разной величины. Пришедшее на ум сравнение: сахарный песок, набросанный на лист бумаги. Долго шли. Тяжело. А тут неожиданно разлившиеся по пустыне после недавних дождей в горах и речки пошли. Какая из них в основном русле течёт, не понять. Просто, как и дороги, разбегаются веером, и каждая со своим норовом. Первая переправа показалась самой широкой и самой сложной — не видно было, где дорога из воды выходит.

Тимофей прошёл предполагаемый маршрут вброд со всеми его пересечениями и изгибами. Прошли переправу на ура. Дальше мы уже не считали переправы и не следили за степенью их сложности. Виктор Н. потерял передний номер. Каково же было его счастье, когда едущий за ним Евгений привёз отвалившуюся и не успевшую утонуть железку.

Движение по не успевшим впитаться и высохнуть лужам веселило фонтанами из-под колёс. Неосторожно, однако: вода и камни привели к тому, что декоративную арку с моего правого переднего крыла сорвало с клипс. Она предательски повисла, покачиваясь на оставшихся клипсах, и пришлось применить кардинальные меры.

Подъезжаешь к очередной речке, дорога уходит в воду и как она ляжет дальше предугадать невозможно. Один способ найти её — пощупать. А течение местами не шуточное. Да, и глубина очень разная.

До гор рукой подать.

Пересекли Каменную степь, добрались до дороги со столбами, а позже и по асфальту до города Баян-Ульгий.

«Глухой» забор из металлолома — колоритная невидальщина.

В Баян-Ульгие у нас встреча с нашим знакомым Муратом, который организует туры по Монголии, держит караван-сарай и помогает проезжающим. Нам Мурат должен сделать пропуска в заповедную зону, где находится озеро Хотон-Нур — цель нашего путешествия.

Время 6 часов вечера, Мурата нет — обустраивает где-то юрту для большого человека и обещался быть к десяти часам вечера. Мы немного расстроились, т.к. нам край надо уехать завтра утром. Съездили на заправку — 60 тысяч тугриков. Заехали в супермаркет и затарились для дальнейшей жизни. Очень много товаров в наших отечественных упаковках: напитки, печенье, макаронные изделия, консервы. Даже из Новосибирска есть. Чувствуешь себя почти как дома.

Зашли в ресторан поужинать.

Проблемы с общением решаются к удовольствию сторон. Посадили нашу толпу на веранде, где только столы и стулья. В меню картинки блюд и непонятные названия, ну, кроме, возможно, бифштекса и чая с кофе. Выбрали себе понравившиеся по наитию блюда, ни в чём себе не отказывая. Вообще, ресторан, похоже, место для иностранных туристов. У входа встретили группу парней из Израиля, путешествующих по Монголии. Правда, общения на английском не получилось, так, только приветствия.

Очень удивил порядок подачи блюд, наверное, по степени их готовности. Первым принесли чай! Большой стакан кипятка с блюдечком с пакетиком чая и сахарницей. Потом было второе блюдо, а потом и первое. Разнообразная еда оказалась или несъедобной или невкусной. Я вообще остался голодным. Суп неприятно попахивал, мясо было жёстким. Но всю оставшуюся еду собрали в контейнеры, чтобы утром позавтракать. Денег отдали немного, тысячи три на наши деньги за 10 человек.

Теперь в караван-сарай Мурата. У него несколько турцентров, широко разрекламированных.

В караван-сарае большой для местных условий глиняный дом с плоской крышей и три юрты, одна краше другой. И народ валом валит. В ограде стояли две машины из Казани, машина из Новосибирска и ещё подъезжали, интересовались. Окраина города — кишлак кишлаком. Глинобитные дома, глухие заборы, и за каждым лающие собаки.

Стемнело. Приехал Мурат, со всеми нами поздоровался, пообнимался. По-русски понимает и хорошо говорит. Относится к этнической группе монгольских казахов. Взял у нас документы и по 2,5 тысячи рублей и отбыл на оформление. Выделил нам юрту. В юрте тепло, свет, диван, кругом ковры. Надули матрасы и легли спать.

День закончился. Прошёл от дома 2627,4 км, с расходом 7,9 л/100км, со средней скоростью 52 км/час.

7 авг., пон.

Озеро Хотон-Нуур — мы добрались до конечной цели нашего путешествия!

Подъём в 6 часов. Меня, сладко спавшего в машине, разбудили стуком в окно. Спал замечательно мертвецким сном — умаялся вчера, однако. Зато остальные многие провели трудную и бессонную ночь: долго, наверное, приветствуя нас, лаяли собаки и всю ночь во дворе светил мощный свет.

Мы ждём разрешения в Национальный парк от Мурата, которое он обещал привезти ещё вчера вечером. Его ещё нет, а мы уже собрались и ждём. Кое-кто жалуется, что можно было бы ещё поспать. Я вывел машину на улицу, чтобы поутру не толкаться во дворе, прогулялся по окрестностям и сделал несколько снимков полупустого утреннего городка.

Перед самым отъездом ко мне подошёл молодой парень из постояльцев караван-сарая, очень удивлённый и чуть ли не с распростёртыми объятиями. Через пару секунд я узнал в нём сына старинного товарища по работе. Сразу не смог узнать из-за бородки и от неожиданности. Вот такая встреча где-то на куличиках за границей впечатляет. Мир тесен. Обнялись, перекинулись парой фраз. Они на машине через Алтай путешествуют по Монголии. Видели много интересного. А нам уже надо отправляться. Жаль, поговорить не удалось.

Мы тронулись в 7:30. На асфальт даже не заехали — всё просёлочными дорогами. Поплутав по сети степных дорог, начали карабкаться в горы. Нам надо перевалить через горный хребет. Или хребты: здесь их столько, что замучаешься подсчитывать.

Дорог много, выбирай на вкус.

Перевалы пошли за перевалами. Если сначала они вызывали восторг, то вскоре мы их как бы и не замечали. Самый высокий 2440 м над уровнем моря взяли в 9:50.

Это надо же как верить в святость этого места, чтобы оставить здесь костыли. Встал и пошёл?

Караван идёт плотно, хотя некоторые могли бы погнать быстрее. Вот и отечественные газики и «буханки» носятся, как угорелые туда-сюда. Мы можем позволить себе не более 40 км/час, хотя чаще 30-35 км/час. И даже на такой скорости не всегда успеваешь заметить опасные камни на дороге. Их море, одни, как в засаде, выглядывают из полотна своими далеко не гладкими касками, другие, как нарочно набросали, и каждый норовит с тобой познакомиться и проверить на прочность машину. Заметишь один «плохой» булыжник, а свернуть-то и некуда: рядом его «братья» набросаны, лежат, брюхо греют.

Какое-то время шли вдоль реки Ковт (Ховд-Гол или Кобдо-Гол — как нравится, так и назови — странная особенность многих монгольских названий), которая вытекает из озера Хотон. Здесь красивые скалы в ущельях и живописные рощицы. Остановились для перерыва.

А здесь забор каменный. Вообще, заметил, что монголы стараются обязательно обозначать свои владения любыми доступными способами: от таких монументальных до простейших в виде глубокой стреловидной борозды на просторах степи. А то и бесконечный забор из металлолома, который мы уже видели. И обратите внимание: за забором трава сочнее и зеленее.

Этот ряд обычных на первый взгляд фотографий показывает захватывающее зрелище разрушающихся и осыпающихся, как кажется, прямо на глазах, гор.

Дама на камне.

Рыбак — он везде рыбак.

Вода холоднючая, освежает. Поехали дальше, разглядывая американские концессии по разработке ценных ископаемых и рассуждая, что мы когда-то неосмотрительно всё здесь потеряли.

Дороги просто «убитые». Мелкие камни не считаю, но среди них, маскируясь, попадаются и крупные. Однажды где-то на перевале скрежет под днищем показался особенно серьёзным. Остановил караван. Нырнул под машину: защита бензобака из мягкой стали загнулась, и при езде возникают скрежещущие звуки. Помог Виктор А., и мы попытались отогнуть защиту топором и молотком. Проехал метров 10 — звуков нет. А тронулись дальше — опять скрежет. Спустились с горки на ровную площадку, и теперь мы уже общими усилиями подняли машину на большом домкрате и закрепили защиту надёжной верёвкой. Дальше езда становилась веселее и веселее.

Интересно, когда с перевала открылась последняя долина с озером и пришла радость от заканчивающегося пути, то было очень удивительно, что до озера ещё ехать надо несколько часов. Прошли въезд со шлагбаумом в национальный парк. Похоже, это просто формальность, и с нас хотели срубить деньги. Отложилось в сознание, что почти у каждой юрты стоит столб с солнечными панелями, т.е. есть свет, а тут даже и телефон с кнопками или что-то похожее под столбом, ну, не кассовый же аппарат (там вдали синее пятно).

А здесь, похоже, совсем недавно, ещё по весне, было озеро.

А это кладбище вдали от населённых пунктов. Монголы не закапывают умерших, они сверху делают каменную или деревянную домовину. Кто побогаче, у того и дерева побольше или камни повыше. Мы здесь не останавливались, не наш погост.

И ещё наблюдение: в пригородах и на окраинах городов много деревянных заборов порой по сотне метров. И глухих и щелястых. И откуда везут-то. Иногда едешь вдоль такого тёмно-красного забора и думаешь, а из какого дерева он сотворён.

Городок Цэнгел посреди пустыни со знаменитыми 500 метрами асфальта в центре проехали быстро, даже не успев поудивляться.

А вот и озеро Хотон. Высота 2080 м. Красиво. Но нам надо в объезд на другую сторону. Широкую и длинную протоку Сыргаль между двумя озёрами Хотон-Нуур и Хурган-Нуур пересекли по древнему деревянному дощатому мосту, который построили, похоже, вначале прошлого века, и с тех пор ни разу не ремонтировали. По крайней мере, покрытие моста, если о таком можно говорить, оставляет желать лучшего. Пока держится, но ехать весело.

И последующая дорога вызывала гомерический хохот, если не крокодиловые слёзы. Например, к озеру спускаются рельефные складки местности, похожие на сглаженные противотанковые рвы. Едем поперёк. Спуск с ветерком, подъём почти по вертикали. А дальше-то как — не видно: бампер смотрит в небо. А кругом камни, и где лежит твой, неизвестно. Иногда и следующий спуск сразу начинается. И впереди идущей машины не видно, и на что ориентироваться, неизвестно. Короче, сердце замирает. Ну, у меня уж точно — молодой, однако, путешественник.

Много ручьёв и разливов разной величины.

А тут ещё редкий дождь параллельно с нашим движением продвигается.

Переходим броды — научены. Самое неприятное — глубокие канавы, наполненные водой, вместо дороги. Ни вправо, ни влево объезда нет. Едем на ощупь. Счёт таким канавам потеряли.

А в одной из них я потерял подкрылок (или пыльник) правого переднего колеса. Об этом мне сообщила по рации следующая за мной машина. Вышел, посмотрел. В луже плавает что-то большое и чёрное. На первый взгляд с машиной всё в порядке. Мелькнула мысль, что это не моё. Выловил и понял, что у меня ещё одна потеря. Вместе с деталью вытащил и зацепившуюся за неё проволоку, которая, похоже, и сдёрнула подкрылок с клипс. А в багажнике добавилось обломков. Я в расстройстве.

Дорога стала очень плохой, с крупными камнями, по которым надо прыгать, а мы пытались ехать. Я назвал этот участок бешенокаменной дорогой.

Некоторые места проходим под присмотром человека со стороны.

На какой-то полянке тусовка местных джигитов.

В какой-то момент дорога стала просто теоретической. Остановились. Тимофей съездил вперёд на разведку — машина позволяет. Говорит, ещё пару ручьёв можно пройти, а потом глухо. Повернули назад. Стали искать место. Подъехать к воде невозможно: либо булыжники, либо топкие места, либо берег плохой.

Приехали оттуда, в ту сторону и возвращаемся.

Решили добираться до известного места, где четверо из нас были здесь в прошлом году. Всё, встали. Время 17:40, время в пути 10 часов, как и предполагали.

Здесь всё прекрасно: природа, озеро, горы. И огромная туча на западе. Поставили палатки, шатёр. Сделали замечательный ужин.

Прошёл 2792,7 км от дома, с расходом 8,2 л/100 км, со средней скоростью 47 км/час.

Озеро пресноводное, лежит на высоте 2083,6 м. Размеры: 21,5 км на 4 км. Макс. глубина: 58 м. Впадают две речки, вытекает одна.

8 авг., вт.

Ещё в два часа ночи была полная луна, а через пару часов началось светопреставление: молнии, гром, дождь, барабанящий по крышам огромными каплями. И просто штормовой ветер. Машину покачивало. Казалось, палатки положит. Просыпались и боролись. Рассветало трудно. Гор не видно совсем. На озере большие волны с белыми барашками. Пришлось укреплять растяжки палаток. Больше всего пострадала продуктовая палатка. Вылез из машины в мокрость и промозглость, утеплившись, натянув плащ и сапоги. Переставили машины так, чтобы загородить немного лагерь от ветра.

Появился горячий чай-кофе и яичница с помидорами. Жить стало веселее.

А кто и досыпать отправился, недоспанное из-за весёленькой ночки. К 11 часам дождь и непогода ушли за горы, больше мы их и не видели, так если только по-над горами. Ветерок быстро всё высушил, как не бывало. Пелена туч и ватные остатки облаков ушли, не попрощавшись. Появившееся солнце дало старт отдыху.

Где-то там, несколько десятков километров, Китай. Однако!

В 12 часов к лагерю подъехали гости — машина Лэнд Крузер и 4 человека. Тоже из Новосибирска! Такое совпадение — земляки, однако. Расспросили дорогу, и решили дальше пока не ехать. Поставились рядом с нами. Юноши очень общительные, особенно на рыбацкие темы.

Мы поставили туалет — ответственное и многолюдное мужское действо. Я участвовал в копке ямы и советами по конструкции. Тимофей, Евгений и Виктор А. копали, пилили, забивали гвозди. Хорошо получилось.

Осталось поставить шатёр.

Виктор Н., хорошо выспавшийся днём, мобилизовал народ на установку бани. И баня получилась замечательная, как снаружи, так и по существу.

Из хариусов, пойманных Игорем, сделали «чушь». На любителя.

Соседи тоже подключились к вылову рыбного урожая.

Дамы сделали обалденный борщ, и я съел столько, сколько в других условиях не съел бы никогда даже за два раза. Аппетит-то нагулялся!

Мужики собрались за дровами и бараном. Бензопилой спилили засохшее дерево. Заехали к видневшимся в отдалении юртам и за 100 тысяч тугриков сторговали барана. Хозяин просил 120, наши предлагали 90. Сошлись на 100. Это примерно 2500 руб. на наши деньги. Столько же отдали в прошлом году. Барана привезли живого, и в некотором отдалении от лагеря его разделали — нашлись умельцы. Кругом летали коршуны и чайки, и им кое-чего перепало.

Установили очаг, казан и стали готовить плов. Каждому нашлось дело. Главным поваром был Дима из земляков. Я принял участие в рубке дров. Евгений долго возился с головой барана, обещая деликатес назавтра. Плов получился замечательный. Мясо мягкое и вкусное. Все 14 человек сели за один стол на улице и хорошо отметили знакомство и землячество. Желающие отправились в баню помыться и попариться.

К ночи стол перенесли в шатёр, и под шашлык начались профессиональные рыбацкие разговоры. Вспоминали и Льва Алексеевича, портрет которого повесили на стенке. Он очень хотел ещё раз побывать здесь. Возможно, из-за этого сюда и поехали.

Подумалось о том, как я буду выбираться отсюда. Это, как в горах: забраться порой просто, а вот спуститься — проблема. Тимофей и Евгений меня успокаивают, говорят, главное, механизмы работают, а всё остальное ерунда, бутафория. Оптимисты, однако. На том и успокоился.

9 авг., ср.

Ночь была замечательная: безветренная, лунная и звёздная. Прохладная. Проснулся в 6 — выспался. Хорошо умылся и побрился: красивая природа требует соответствующего к себе отношения. Несколько утеплился — высокогорье всё-таки. У кого-то сработала сигнализация. Может, рыбаки за рыбой собрались. Вышел оглядеться. И правда, Викторы готовятся к рыбалке. А вскоре Виктор А. поймал первого хариуса. Я прогулялся и пофотографировал окрестности. Низкое солнце светит резко и слепит глаза. Тишина и благодать.

Обнаружилось, что пропала баранья голова, которая отмокала в большом тазу. Долго искали в округе, думая, что отползла куда. Но потом начали грешить на коршунов, собак или соседских мальчишек. Короче, лучше было забыть про это недоразумение и расслабиться.

День получился тёплым и солнечным. Иногда сплошное безветрие. Поплывшие было издалека облака так до нас и не добрались, зацепившись за вершины далёких гор.

Озеро красоты необыкновенной.

На завтрак блины из кабачков от Натальи. Попытки мужиков наловить много рыбы успехом не увенчались. Пойманную рыбу сразу почистили.

Молодые парни-соседи уехали туда, куда мы не доехали, а когда они после обеда вернулись с уловом, то и нашим захотелось туда же завтра.

Виктор А. часов в 11 уплыл на лодке далеко-далеко в верховья озера, где в него впадает речка и в прохладной воде должна водиться рыба. Вернулся только к восьми часам вечера. Заждались в некотором беспокойстве. Но рыбы привёз.

Почти в шесть земляки отчалили в сторону дома. Хотят за 5 часов доехать до гостиницы, а там и до границы недалеко. Тепло попрощались. Обменялись телефонами.

Я хорошо выспался днём, кажется, за весь трудовой год. Физические силы восстанавливаются на глазах. Давление, как у космонавта! Смотрел масло в машине — норма. Бензина маловато. Дыра от отсутствующего пыльника мне совсем не нравится.

День прошёл.

10 авг., четв.

Очередное замечательное утро. Прозрачный и очень вкусный воздух. Ласковая вода. Курящиеся облаками горы. И высокая температура с утра. Настойчивость рыбаков привела к началу операции «Рыбалка»: Виктор А., Виктор Н. и Игорь собрались на машине Тимофея в трудно проходимый район озера к устью горных речек, там рыбалка обильнее и рыба крупнее, в прохладной воде-то. С ними отправилась и Анна в качестве ангела-хранителя. Уехали почти в девять часов. Доехали до того места, до которого не добрались мы. А потом ещё пешочком вдоль речки до озера.

А оставшиеся в лагере — я, Настя, Наталья, Евгений и Юля — отдыхали спокойно и расслабленно: вкусно кушали, купались, загорали. Дышали. Играли в азартные игры. В какой-то момент со стороны гор донёсся необычный шелестяще-громыхающий звук. Пригляделись, а это обвал породы от самого гребня до основания с шумом и пылью.

Так что ходить по такому гребню опасно. Позже разглядел по карте, что за этой стеной ничего, кроме гор и границы с Китаем.

К вечеру приехали рыбаки с уловом, который, правда, мог быть и лучше. Особенно по сравнению с озером Хяргяс с его османами. Но рыбаков мы встречали как героев.

Весь вечер много рассказов о пережитом путешествии.

Это не речка, это — дорога.

Перекрёсток, однако.

Переправа.

Ещё одна из множества таких же.

Уступи пешеходу.

Первый — пошёл!

А я, глазастый, по возвращении рыбаков вдруг обнаружил, что у Тимофея на машине нет переднего номера. Неприятно. Тимофей расстроился и засобирался на поиски в обратную дорогу, пока светло. Ну, и я с ним в помощь. Останавливались у каждой канавы, заполненной водой, и проходили её вброд — вдруг утонул где. Речки проходили сначала поперёк, потом вдоль. Это было испытание холодной водой. Вскоре я к этой воде привык и не очень-то и замечал, что она жутко ледяная. Речек и канав несчётное множество, но ни в одной мы номера не нашли. Добрались до самой стоянки, и здесь нет. Вот и я побывал на местах рыбалки. И дорогу со страшными для моей машины камнями пощупал. Пришлось возвращаться несолоно хлебавши.

До лагеря доехали уже почти по темноте. Пока мы отсутствовали, с уловом разобрались по высшему разряду. Неприятность заели и запили. Стали укладываться. Сделали весёлый пионерский костёр, спалив большую часть заготовленных дров и всяческий мусор. Осторожничали с пустыми баллонами от газа, вытащили их из мешка с мусором, который наметили на сжигание, пришлось надевать перчатки. Но один баллон спрятался и рванул красивым и звонким салютом. Мы были осторожны, страховались и не пострадали. Посиделки у костра не затянулись, ведь завтра в дорогу. Круглая луна грустно прощалась с нами на берегу замечательно красивого озера Хотон, прокладывая нам лунную дорожку как раз в ту сторону, куда нам ехать завтра.

11 авг., пятн.

Ночь прошла. Кругом очень красиво, и это смягчает тяжёлые мысли о предстоящей дороге. Хотя, с другой стороны, хочется в бой с верой в победу. Собрались достаточно быстро. Реально уничтожили следы нашего пребывания. Всё, что не закопали и не спалили, забрали с собой в мешках. Моя машина практически пустая. Тимофей презентовал 10-литровую канистру бензина из запасов. Сделали последнее групповое фото и в путь.

Стараюсь быть предельно внимательным. За всю дорогу ни один камень под днищем не пострадал.

А вот и пролив, и мост через него. На этот раз проверки избежать не удалось. А вот пограничники в этом году нас на стоянке не посещали. Бывает.

Проехать мимо красивой реки Ковт, не остановившись, просто невозможно.

Тимофей и его навигатор выбрали другую дорогу, и мы обошлись без больших перевалов и разлившихся рек. Сначала мы проехали городок с кусочком асфальта — Цэнгел. Там сделали остановку, чтобы купить воды и кое-чего ещё. Я прогулялся по улице, чтобы сделать памятные снимки. И эта ходьба доставляла массу удовольствия после трудной горной дороги.

Вот, например, здание с интересным балконом — не проходите мимо.

Или памятник гонцу: «Я пришёл дать вам волю!».

Современный торгово-финансовый технический комплекс.

Опять пошли вееры дорог, которые предлагали варианты пути в нужном направлении.

Виктор А. вынужден был всё-таки заменить совсем спустившее колесо. Тимофей помог со своим домкратом. А так как Виктор А. шёл далеко замыкающим, то и процесс проходил на значительном отдалении — нас попросили не возвращаться.

Я тоже вскоре остался без колеса. Основная беда в боковом порезе. Так что остаётся только выбросить. Но не здесь же снимать с диска. Забросил колесо в багажник до лучших времён. А на его место поставили запаску, которая далеко не «банан», а настоящее колесо.

А дальше мы всё ехали и ехали. Средняя скорость до 40 км/час. Первая машина называет просто нереальные цифры оставшегося времени в пути. А тут у меня ещё проблемы с показаниями остатков горючего на дисплее, которые скачут в разных направлениях. То загорается «бензоколонка», то опять три-четыре кубика запаса. Может, датчик устал. Так и мучился до самого города. Но я добрался даже до Баян-Ульгуя! И было ещё совсем не поздно.

Первым делом в обмен денег. Это около Дворца спорта. Операция проста до безобразия: деньги туда — деньги сюда. На калькуляторе под нос курс и сумма. Я обменял столько, чтобы хватило на заправку.

Затем остановились у ресторана, очень кушать хочется. Остановка в зоне видимости предыдущего ресторана, но туда мы уже не пойдём. Подождали, пока Настя узнает, смогут ли обслужить такую толпу русских. Поднялись на третий этаж. Оформление зала похоже на ресторан. За одним столом небольшая компания монголов. За отгороженной частью зала нечто похожее на детское мероприятие. Детей немного, но они себя иногда проявляют прогулками по залу и любопытством. Сели за столы. Сделали заказ, кто что хочет на общие деньги. Официантка практически по-русски не понимает. Делаем заказ по картинкам в меню и на пальцах. Знакомых блюд почти нет. Память о прошлом неудачном ресторане делает нас осторожными.

Виктор Н. хочет мяса, и побольше, а в меню оно скрывается за монгольскими и английскими словами и непонятными картинками. И вообще, мы уяснили, что картинки порой значительно отличаются от реальных блюд. После долгого ожидания достаточно медленно заказ пошёл от стола к столу. Но первым блюдом всем принесли кружки кипятка с чайными или кофейными пакетиками. Кружки большие, ну, чуть меньше наших пивных. И всё это вызвало не только удивление — и первое блюдо и его размеры, но и смех, который стал разрядкой трудного дня и долгого ожидания. Но удивление на этом не закончилось, в монгольских ресторанах его для нас, россиян, которые на новенького, похоже, хватает. Мы уже успели попробовать донести до кухни наше желание о порядке поступления блюд: первое, второе, третье. Это да и сам заказ вызвали удивление персонала, который многолюдно обозначал себя в окошко для раздачи блюд из кухни. И поэтому мы обрадовались появившимся на горизонте салатам. Но, опять же, удивились их размерам: на большой тарелке находились красиво и разнообразно оформленные продукты. Но этого блюда было так много, что если его съесть, то другого можно было и не заказывать. Причём, в меню были отметки, если блюдо на несколько человек, и к салатам это не относилось. Мой французский салат оказался необычайно вкусным, и оставленное на тарелке я совсем не собирался кому-либо дарить. Так что для салатов, как и последующих блюд, которые превосходили по объёмам наши едальные возможности, пришлось просить контейнеры. Кстати, в городах, похоже, решительного запрета на овощи с грядки нет. Может, к моркови и свёкле такой запрет неприменим из-за того, что часть их вылезает выше уровня земли. Да и говорят, запрет на рыбу постепенно ослабевает. В целом еда и обслуживание здесь нам понравились. И, можно сказать, недорого. И общий вывод: блюда в ресторанах Монголии большие, а мясные блюда совсем не дорогие по нашим деньгам.

Пока сидели и ждали еды, Тимофей обошёл окрестности в поисках гостиницы. Всё занято. Монголы любят путешествовать по своей стране. А тут ещё иностранцы всякие. Пока мы ужинали, к нам подошёл наш знакомый Мурат: он узнал машины у ресторана и поднялся нас поприветствовать. Поэтому мы тут же договорились остановиться у него в караван-сарае. Вынужденное решение не всем пришлось по вкусу, но выбора не было. А Мурат предоставил нам большую часть своего дома, т.к. юрты были заняты, заставив домочадцев потесниться и отправив часть из них ночевать в сарай и в машины.

Нам предоставили две комнаты из четырёх с двумя кроватями.

Я успел разглядеть, как живут монгольские казахи. Нормально живут, как у нас в частных домах. Похожая мебель. В сервантах посуда, сувениры, награды. На стенах фотографии и карта части Монголии.

12 авг., субб.

Последняя ночь в Монголии прошла. В Баян-Ульгуе только светает, в отдалении на трассе светят фонари. Нетерпеливые собаки желают друг другу и окружающим доброго утра, хотя иногда кажется, что они и не ложились. Обстановка восточного караван-сарая. Вот только верблюдов не хватает. Да ладно, и наши машины за них сойдут, а мы за погонщиков.

Сегодня будем в России. Встали рано, нам бы пораньше соседей выдвинуться к границе. Очередь там может поломать многое. В субботу на монгольской стороне короткий день до трёх часов, вот и думай.

На улице прохладно. Мне собраться — подпоясаться. Загружаемся дружно. Тут и Мурат прощается с нами. Всё, вперёд и с песней. Последний монгольский город со своим восточным колоритом остался позади. Ну, если не считать пасущихся живописными группами вдоль дороги овец и лошадей. Кстати, одну лошадку видели в кювете: похоже, ночью большегруз её вовремя не заметил.

Мы по асфальтированной и прямой, как стрела, дороге устремились к границе. Быстро, даже за фотоаппарат взяться некогда. Долгое время мы шли в одиночестве. Скорость 100, чуть больше, чуть меньше. Но потом нас стали обгонять более шустрые господа-товарищи: и соотечественники, и не только.

Дорога резко перешла в гравийку, и радость от движения испарилась, как утренний туман. Всё время шли вверх. На одном перевальчике, разрезающем выдающийся холм резким подъёмом и не менее резким спуском, на моём дисплее появилась цифра 3000 км. А потом основная дорога стала невыносима своей необъезженностью, и мы спустились на целину, которая, впрочем, была испещрена сетью дорог и дорожек — выбирай любую по вкусу. Такой последний привет от бескрайних степей Монголии.

Мы и выбрали, и рванули, тем более что далеко впереди и выше показались строения приграничного посёлка. Они манили, как морковка. Казалось, именно там всё и закончится, и будет нам счастье.

Как бы ни иронизировать, но счастье, что добрались до очередной большой цели, как возникло, так и не покидало нас до самого пограничного контроля. Граница ещё закрыта, ждём-с. Правда, попервоначалу мы немного оторопели: первые места в очереди занимали 6 или 7 огромных российских бензовозов. Наверное, ночевали здесь. Рядом уже приткнулась очередь из легковых автомобилей. И мы за ними. Организовали завтрак из богатых остатков вчерашнего обеда-ужина. Но через некоторое время появилась информация, что всех будут пропускать в одну очередь. Началась перестановка. Не обошлось без обиженных.

Пограничный пункт большой. Большегрузы и бензовозы прямым ходом идут отдельно в свой терминал. Поэтому легковые продвинулись быстро. Была опасность, что будут желающие пробраться первыми без очереди по разным национальным или каким другим признакам, но эта проблема как-то не прозвучала. Хотя пара машин нахально втиснулась в сплочённые ряды нашего небольшого каравана. Мы с Тимофеем опять попали на одну линию терминала. Сначала паспортный контроль. Без проблем. Потом таможня. Машину осмотрели без шмона. Ну, там бардачок, ящички. Без фанатизма. Оружие, наркотики, шокеры есть? Нет — свободен. Всё, пока, помаши тётям и дядям ручкой. Одно можно сказать — приветливые люди.

Теперь по настоящему асфальту по горам и серпантинам более 20 км к нашему пограничному переходу Ташанта, и этот асфальт стал отматывать километры до Новосибирска дороги М53 Чуйский тракт.

Пограничный пункт встретил нас дождём и распростёртыми объятиями таможенников. Они шерстили всех и с пристрастием. Возможно, некоторых по наводке. А может, это опыт и намётанный глаз. Жители приграничных территорий ездят друг к другу массово. И капитально загруженными. На некоторых машинах этажи груза. Все вещи из машины выгружались на стол, некоторые просвечивались. Но в целом для нас всё получилось быстро и не больно. Одна беда: моросящий дождь и пронизывающий ветер. Мою машину офицер смотрел достаточно пристально, рассматривал каждую вещичку, а потом и говорит: вот, у этого дяденьки всё есть для путешествия.

А теперь по родной земле, как на крыльях. Пейзаж быстро поменялся. Горы покрылись хвойными. Жаль, что из-за низкой облачности не удалось полюбоваться горной цепью Курайского хребта. Видимые снежные основы скалистых великанов могли предполагать, насколько величавы эти горы.

Сделали запланированную остановку для осмотра местной достопримечательности Гейзеровых озёр. Частная собственность, огороженная забором. Строения. И пятиминутный поход куда-то в лесок. На болотистой почве наведена прочная гать из горбыля. Фактура и изгибы дороги добавляют романтизма прогулке. Само озеро наполнено бесконечно прозрачной водой и какой-то субстанцией, которую можно сравнить с плёнкой лопнувшего пузыря от жвачки. Гейзерной красоты не увидели — не срослось. Народ ходит, осматривается, цокает, глубокомысленно заглядывает в зрачок озера и ждёт чуда. Хорошая прогулка. Только частная собственность на природное зрелище несколько напрягает.

Ещё на подъезде к озёрам у меня стали заметны неудобства с глазом: не может проморгаться и чешется. Мешает. Эффект «сухого глаза» — от перенапряжения пути и пыли. Врач команды Анна закапала средство, и мне стало легче.

В Акташе в знакомой столовой неплохо пообедали. На подходе к перевалу Чике-Таман видели аварию. Большой туристический автобус на спуске занесло, и он по своей стороне завис в гравийной обочине, оставив на асфальте жирный зигзагообразный тормозной путь. Сам выбраться не может, ждёт помощь. Пассажиры разбрелись в поисках впечатлений.

Мы забирались на перевал долго. Там и остановились на прогулку. После прошлого года здесь перемены. Торговые ряды перенесены в другое, более удобное место, освободив смотровую площадку. Долго не задерживались и продолжили путь.

А вот и Семинский перевал, самый высокий в округе. В известной нам гостинице «Золотой кедр» мест не оказалось. Начали спуск с перевала. Я уже думал, что будем двигаться до уже знакомой оборудованной палаточной стоянки, и мне опять спать в машине, но мы остановились у следующей гостиницы «Алина» и в 20:00 закончили на сегодня движение. До этой точки 3441,9 км, расход топлива 8,3 л/100 км, средняя скорость 43 км/час.

Нам отвели три комнаты. Комнаты на втором этаже очень уютные, новые, потолки высоченные, кровати широченные. На первом этаже кафе, в огороженном дворе сруб строящейся бани и огромная злая собака. Все устроились, привели себя в порядок, насколько позволяли перебои с водой — насос не успевает подкачивать воду. В большой комнате стоит стол, за ним все и устроились с последней совместной праздничной трапезой. Речи по поводу «Мы сделали это!» были очень кстати и ласкали души. Потом приём очередных капель в глаз, и спать в настоящей кровати. Пусть и с привалившейся вскоре под боком Даной.

13 авг., воскр.

Проснулся рано и раньше всех. Спалось с Даной хорошо. Мы не мешали друг другу. Хотя собака спала беспокойно. То ляжет вдоль кровати, то поперёк. То свернётся калачиком в ногах, то уляжется на полу рядом, и тоже в разных позах. Под утро вообще залезла к хозяевам в кровать, потеснив обоих. Если заметит, что ты проснулся, то обязательно полижет — успокаивает. Понял, что я устал спать в машине.

Прогулялся по этажу и подумал, что хорошо бы умыться, принять душ и побриться, а то потом будет столпотворение народа и отсутствие воды. Утренние процедуры освежили и подняли настроение. Народ встаёт. Я надел лучшее: светлые брюки, новую белую футболку, носки и туфли — домой, однако, еду.

Завтракали по-разному: кто по-лёгкому, кто — внушительнее. Благо, есть чем. А я думаю, что мне надо выдержать эти последние 500 км, и лучше это делать не на полный желудок. Собрал вещи и отнёс в машину. Анна последний раз закапала мне глаз, который стал гораздо лучше себя чувствовать. Я готов. Пришло какое-то волнение и ожидание чего-то важного и интересного, наверное, просто начала пути, дороги. Может, того, что путешествие заканчивается, или что сегодня я буду дома.

Утром на Семинском прохладно. Облака и тучки ещё спят, зацепившись за вершины гор. Чуть выше отеля туман, но не такой густой, как в прошлом году. Пора ехать. Время 8:45.

Дорога всё вниз и вниз. Периодически проезжаем полосы дождя. Машин пока мало и ехать не напряжно.

Дорога вдоль реки Семá знакомая, но всё равно вызывающая самые тёплые чувства от красоты и ощущения родных мест. Это наша земля.

Съехали с дороги по объявлению о пасеке. Большая огороженная площадка со строениями для отдыха. Наверное, здесь в лесу в отдалении от трассы приятно провести несколько дней. Мёд есть. Предложили попробовать. В дегустационной полторашке он показался вкусным и настоящим. Мы разобрали все запасы из недавно откаченного.

А мы всё ниже и ниже. Заехали в Чергу на завод за знаменитым алтайским сыром. Вот и дожди закончились, и мы едем посуху и по солнышку. Хотя в разрезе гор впереди далеко внизу просматривается тяжёлая облачность, навалившаяся, кажется, над всей Западной Сибирью. И звонки домой говорят, что в Н-ске дожди и холод.

Остановились у торговых рядов в каком-то посёлке: Виктор Н. выбирал веники для своей бани. Тимофей купил картошки для дома. Вот и начали погружаться в домашние хлопоты.

В Майме у нас по традиции обед в кафе. Здесь кормят хорошо и недорого. Виктор А. из-за звонка из дома от обеда отказался и рванул в дорогу без нас. Мы его, конечно, отпустили, товарищ опытный, но общее финальное фото сделали.

Теперь за стол. Общие деньги ещё есть, поэтому можно ни в чём себе не отказывать. Посмеялись над размерами порций, особенно салатов, сравнивая их с монгольскими.

Остановились в Сростках на ярмарке. Прогулялись. Кому что. А мне кукурузу. Вкуснятина!

Я отдохнул, но какое-то напряжение ещё чувствуется. Накопилось, наверное. Где-то на границе Алтайского края попросил сделать остановку на точке отдыха. Показалось, что глаза закрываются, а я очень боюсь заснуть за рулём, есть опыт. Постояли, проветрились, размялись.

Въехали в Новосибирскую область и попали в дождь и пробки. Машины шли длиннющими вереницами, которые редко рассасывались. В пригороде остановились для прощания. Обнялись, расцеловались. Последнее прости-прощай. И каждый поехал своей дорогой.

И вот я на своей парковке дома. Посидел, молча, расслабившись. Погладил машину и сказал спасибо. Пришли на ум детские стишки:

Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.

Списал показания компьютера. От порога до порога пройдено 4011,7 км, расход бензина 8,1 литра на 100 км, средняя скорость 45 км/час. Взял из салона некоторые вещи и домой. Дверь не заперта — ждут. Делился некоторыми впечатлениями. Обо всём сразу и не расскажешь. А дальше отдых и расслабление. На пару дней. На большее и не загадываю. Всё! Я вернулся!

Дома так здорово вспоминать, как было хорошо в путешествии.

Спасибо за внимание. Всем почитателям Дром.ру замечательных автопутешествий.

Новосибирск. Январь - март 2018 год.


Дром

Комментарии

    
Ачинск
Сообщений: 1270
природа Монголии в основном девственная,люди интересные самобытные, вообщем здорово, мы были в прошлом году , только на севере Монголии, оз.Хубсугул, вот горы там настоящие!
13
 
Ответить
 
там где бАбры
Сообщений: 7076
Вот это я понимаю, в Монголию с рыбалочкой)) А то тут некоторые туда ездят просто так, не пойму для чего и зачем
Дом человека - его крепость, но его святыня - гараж.
18
2
Ответить
Wanderer
Бийск
Отличная поездка...

з.ы.
Чуйский тракт раньше был М52, а сейчас с 2018 г. называется Р256 :)))
8
1
Ответить
    
Сообщений: 1047
Хорошая поездка.
Не совсем понятно: от Ташанты до озера Хяргаз везде асфальт или нет?
3
1
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
Хорошая поездка.
Не совсем понятно: от Ташанты до озера Хяргаз везде асфальт или нет?
От Ташанты нет хорошей дороги до Харгаз, асфальт при заезде в Туве на КПП Хандагайты
2
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
А на фото?
Хоть где то на маршруте Ташанта - Улангом - оз. Хяргаз асфаль есть?
 
3
Ответить
Андрей Владимирович
Томск
Хороший отчет!
А для погранцов на собаку какие-нибудь документы нужно?
1
1
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
А на фото?
Хоть где то на маршруте Ташанта - Улангом - оз. Хяргаз асфаль есть?
Немного асфальта после монгольской границы есть, но это очень мало, до поворота в Цааганнуре
 
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Андрей Владимирович
Хороший отчет!
А для погранцов на собаку какие-нибудь документы нужно?
На собаку оформляли ветеринарную справку международного образца, так как она действует 90 дней
1
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
А на фото?
Хоть где то на маршруте Ташанта - Улангом - оз. Хяргаз асфаль есть?
На фото асфальт с заезда из Тувы
2
 
Ответить
  
Смоленск
Сообщений: 480
Отчего фото такие насыщенно - ядовитые ???
5
5
Ответить
Garage28nax
Благовещенск
Человек писал-старался,два месяца. Где коменты?
5
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Природа обалденная. Рыбалка покорила.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
8
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Замечательная поездка!
5
 
Ответить
Очень интересный отчет! Знатно поколесили.
П.С. Это заблуждение что монголы якобы не употребляют в пищу что находится ниже уровня земли, корнеплоды они с удовольствием едят. Рыбу массово не ловят думаю из за отсутствия необходимости,у кочевых всегда был избыток мяса. Монголия меняется. В городах щас появляется рыболовная культура, клубы, в магазинах можно купить копченого хариуса или османа, а так же консервы монгольского производства.
5
 
Ответить
    
Кызыл
Сообщений: 34
Теперь я знаю маршрут)
2
 
Ответить
5855275
Броды, между Баян-Ульгием и Улаангомом доступны для пузотерок?
1
 
Ответить
Tim
Новосибирск
5855275
Броды, между Баян-Ульгием и Улаангомом доступны для пузотерок?
Зависит от того когда шёл дождь, если недавно то нет. И придётся поискать траекторию движения, и не на одной машине.
2
 
Ответить
    
Ачинск
Сообщений: 1270
пинта
Вот это я понимаю, в Монголию с рыбалочкой)) А то тут некоторые туда ездят просто так, не пойму для чего и зачем
Вам этого просто не понять!)))
3
3
Ответить
Tim
Новосибирск
Tim
Зависит от того когда шёл дождь, если недавно то нет. И придётся поискать траекторию движения, и не на одной машине.
Есть дорога без бродов по мосту если ехать через озеро Ачит-Нуур
 
 
Ответить
 
Чита
Сообщений: 187
Отличный отчет! Так хорошо передана атмосфера путешествия в этой стране! Особенно понравилась рыбалка и то, как вы сидели на берегу на стульчиках и смотрели на закат ))) Странно, что пока мало просмотров, или тема Монголии мало кому интересна? Нас эта тема очень интересует, правда более актуален заезд со стороны Монд.
7
1
Ответить
Олег
Лузино
5855275
Броды, между Баян-Ульгием и Улаангомом доступны для пузотерок?
Не стоит туда на "пузотётке" вообще ехать. Почитайте больше отчётов.
4
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Tim
Зависит от того когда шёл дождь, если недавно то нет. И придётся поискать траекторию движения, и не на одной машине.
По хорошему действительно на пузотёрке лучше не ехать, либо выбирать маршрут по асфальту
2
 
Ответить
5855275
Олег
Не стоит туда на "пузотётке" вообще ехать. Почитайте больше отчётов.
Большое спасибо за совет. Отчетов читал довольно много. Пересек Монголию по классическому маршруту 2 года назад.
1
 
Ответить
Бахтияр
Монголия прекрасна! Отличный трип! Рыбалка ммм... Надо ехать, тем более можно и на паркетнике.
4
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 112
Прочитал на одном дыхании, очень хороший отчет, написан с душой и фотографии очень красивые! За рыбалку отдельное спасибо!
4
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
Tim
Есть дорога без бродов по мосту если ехать через озеро Ачит-Нуур
Это от Цагаануура через Ногоонуур?
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
Андрей Иккерт
Очень интересный отчет! Знатно поколесили. П.С. Это заблуждение что монголы якобы не употребляют в пищу что находится ниже уровня земли, корнеплоды они с удовольствием едят. Рыбу массово не ловят думаю...
Судя по надписи вы в Ховде находитесь? В каком? Есть несколько вопросов, напишу в личку.
 
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
Это от Цагаануура через Ногоонуур?
Не совсем, дорога приходит сразу в Баян-Ульгий от Ачит-Нуур
1
 
Ответить
Velovod
Судя по надписи вы в Ховде находитесь? В каком? Есть несколько вопросов, напишу в личку.
Ховд который город рядом с Харус-Нуур. Пишите.
1
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
Tim
Не совсем, дорога приходит сразу в Баян-Ульгий от Ачит-Нуур
По гуглмепу не показана.
 
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
По гуглмепу не показана.
Нужно смотреть спутник
 
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
По гуглмепу не показана.
Либо в объезд через Ховд
 
 
Ответить
Алексей
Курган
Шикарное путешествие. Спасибо!
3
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
Tim
Нужно смотреть спутник
По спутнику тоже не видно. Только от Цагаануура.
Планирую быть в Б-Улгие числа 15 июня, поинтересуюсь у местных.
Насчет Ховда - подождем, пока от ТолбоНуура асфальт сделают.
От Ховда до Улангома, говорят, почти везде асфальт.
 
1
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
По спутнику тоже не видно. Только от Цагаануура.
Планирую быть в Б-Улгие числа 15 июня, поинтересуюсь у местных.
Насчет Ховда - подождем, пока от ТолбоНуура асфальт сделают.
От Ховда до Улангома, говорят, почти везде асфальт.
Мы ещё пользовались атласом дорог Монголии, но не все хорошо прорисованные там дороги такими оказывались.
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
Tim
Мы ещё пользовались атласом дорог Монголии, но не все хорошо прорисованные там дороги такими оказывались.
Есть ссылка, где атлас качнуть можно?
 
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
Есть ссылка, где атлас качнуть можно?
Попробуйте, если не качается с киньте почту я отправлю
https://cloud.mail.ru/public/6fc6529235b7/mapofmongolia.rar
 
 
Ответить
Tim
Новосибирск
Velovod
Есть ссылка, где атлас качнуть можно?
Или https://yadi.sk/d/6P3u2rb63UnknJ
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
Tim
Или https://yadi.sk/d/6P3u2rb63UnknJ
Скачался, спасибо.
 
 
Ответить
    
Сообщений: 1047
Андрей Иккерт
Ховд который город рядом с Харус-Нуур. Пишите.
А дромовский профиль или электронка есть?
 
1
Ответить
Velovod
А дромовский профиль или электронка есть?
aikkert@yandex.ru
 
 
Ответить
1
Нижнеудинск
еще пару таких отчетов и сам поеду на рыбалку в Монголию.
1
 
Ответить
Когда-нибудь и я нацарапаю отчёт.
3
 
Ответить
    
Кызыл
Сообщений: 51
Летом по этой дороге опасно ездить. Река Бохморон разливается, бывает что и машины переворачивает. Название реки переводится как Река-борец (силач). Надо объезжать с южной стороны озера Ачит-Нуур куда впадает эта река с северной стороны. А так, молодцы.
2
 
Ответить
    
Гадюкино
Сообщений: 1197
Отличный отчёт и фоточки хорошие!
Спасибо.
Может быть есть трек с навигатора вашего маршрута?
Поедем через 10 дней - практически в ваши даты.
Italian supercar Pininfarina
1
 
Ответить
Иван
Саянск
Андрей Иккерт
Когда-нибудь и я нацарапаю отчёт.
Андрей,ждём очень интересно !
 
 
Ответить
НИКОЛАЙ КОНДРАШОВ
Новосибирск
Андрей Владимирович, очень понравился отчет. В это году планирую посетить Монголия. Как с вами связаться в Новосибирске?
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром