|
Иркутск: два автомобиля повышенной проходимости (Toyota Land Cruiser 100 и наш отечественный джип «Нива»); трое туристов-любителей, включая меня; надувная лодка с подвесным мотором; спиннинги, рыболовные снасти; одежда; продукты питания и все иное, необходимое для нормального пребывания и проживания на озере – Монголия (озеро Хубсугул).
Идея съездить на Хубсугул возникла спонтанно у одного из нас, и была поддержана остальными. Раньше каждый из нас слышал про озеро только со стороны, в том числе из уст знакомых, товарищей, при этом мнения как всегда расходились. Поэтому было решено воочию увидеть все своими глазами.
Конкретно мне хотелось «нарыбачиться до тошноты» и попутно посмотреть на когда-то существовавшую там империю Чингисхана:). Визы получили быстро, в течение недели. Специальную подготовку и экипировку автомобили не проходили. Однако, на всякий случай, «Нива» прошла ТО, полностью заменили подвеску, обули ее в хорошие, «зубастые» шины.
Российско-монгольская граница работает только по будням (с 1000 до 1700), и чтобы быть в числе первых на таможне, было принято решение выехать с Иркутска в воскресенье. Так и сделали.
17 августа 2008 года примерно в час дня с полными бензобаками отправились на самое большое пресное озеро в Монголии. По дороге, где-то на 60 км Култукского тракта (М-55) выясняется-вспоминается, что забыли сумку с одеждой, спасательные жилеты и, наверное, самое главное, фотоаппарат. Возвращаться категорически не хотели, поэтому искали варианты, как доставить вещи к нам в машину. Сложность заключалась в том, что указанные вещи были в другой машине, которая стояла в гараже, второй экземпляр ключей от двери которого был у брата; брат – на даче; дача – в Листвянке; ни один из телефон, включая его, недоступны. Короче, длинная цепочка действий получается. В итоге, передача вещей состоялась в семь часов вечера в Култуке. Сытые едем дальше:).
В Кырене пополняем баки, на ночлег останавливаемся в Ниловой пустыни (курорт, находящийся в семи километрах в сторону от с. Туран).
Утро следующего дня. Едем дальше по намеченному курсу. Очень приятно удивила дорога, ее состояние, от с. Туран практически до самой границы. Синее небо практически без облаков, красивые виды в любую из сторон позитивно сказывались на нашем настроении:).
К 10 часам утра подъезжаем к таможне, встаем в очередь на проезд через контрольно-пропускной пункт.
От Монголии нас отделяет лишь зона таможенного контроля протяженностью не более 300 метров. От этого желание попасть на территорию другой страны только усиливается. Колючий забор, смотровые вышки, серьезные лица таможенников с огнестрельным оружием в руках сводят на нет мысли о том, как миновать таможню и (или) проскочить ее быстро и незаметно:).
С небольшим отклонением от графика работы таможенного поста въезжаем в зону таможенного контроля. Общее время досмотра не превысило 90 минут, при этом монгольским пограничникам хватило минут пятнадцать. Рыболовные сети не брали с собой принципиально, не из-за запрета их ввоза в Монголию, а потому что нас интересовала лишь спортивная ловля рыбы. В свою очередь, из Монголии запрещается вывозить саму рыбу, а также мясо.
И вот мы уже не только видим степи и горы Монголии, но и движемся по ней. Асфальтовое дорожное покрытие сменилось на гравийное. Высота над уровнем моря порядка 1 700-1 750 метров.
Основной вид деятельности местного населения – животноводство. Повсеместно «тусуются» морозоустойчивые мохнатые яки.
Проехав километра четыре от границы, очередной шлагбаум заставляет нас остановиться; внесение денежной суммы в размере 150 рублей за въезд в Хубсугульский национальный парк позволяет продолжить движение:).
Не доезжая до населенного пункта Ханх, расположенного на севере озера, сворачиваем в сторону и примерно через 7 километров (в общей сложности от границы – километров тридцать) стоим на берегу Хубсугула. Красиво, по летнему солнечно и тепло, но в то же время свежо и ветрено.
На обед заворачиваем в юрткемпинг «Северный берег», расположенный в метрах 200 от озера (фото сделано на обратном пути).
Тихо, спокойно, из отдыхающих только 5 человек на двух автомобилях, на одном из них – приятели (любители порыбачить на сетку). При нас вытащили налима почти на 10 килограммов, и были пойманы монгольским инспектором:), поскольку ловля рыбы на сетку запрещена. Пришлось отпустить рыбу, а монгол, пока доставал свой фотоаппарат, не успел все это запечатлеть. В итоге, как мы узнали уже в Иркутске, после долгих объяснений каждый на своем языке инспектор отстал от них.
Накормили нас вкусным обедом, супом с баранины и монгольскими чебуреками:).
Долго не засиживаясь, движемся дальше.
Нам предстояло преодолеть броды 7 рек, впадающих в Хубсугул, каменистую, песчано-травянистую, местами с торчащими из земли корнями деревьев, ямами, лужами дорогу протяженностью 54 километра, а также пару бревенчатых мостиков не первой свежести:)
Некое опасение было, в том числе по преодолению бродов рек. Сами были свидетелями того, как «поплававшего» в какой-то одной из речек новенького «Туарега» загружали на эвакуатор в юрткемпинге для доставки в Иркутск. Наслышаны были про случай, как в течение трех суток вытаскивали засаженного по самые «уши» в трясине ГАЗ-66.
Для нас же все сложилось удачно. Отсутствие дождей в течение последних трех дней в совокупности с солнечной погодой, и как следствие, обмельчавшими реками, позволило без труда и опасности для автомобиля добраться до места, а также пересечь броды всех семи рек.
В целом дорога никакой опасности не представляет, местами она даже очень приличная. Укатанные песчаные участки дороги позволяли двигаться со скоростью до 80 км/ч. Вместе с тем, осмотрительность и внимательность необходима и поможет сохранить в целостности днище автомобиля, брызговики, пороги, бампера, которые легко можно «покоцать» или оторвать.
Время в пути от юрткемпинга «Северный берег» до места (река Ноенгол) со всеми остановками составило 4 часа.
Мы на месте. Тут же появляется монгольский всадник, которого мы собственно ждали, Батжирхал (по-русски имя его вроде так звучит) – егерь национального парка, или просто Бат. Товарищи, бывавшие там ранее, рассказывали про него и очень лестно о нем отзывались. Действительно, хороший человек, неплохо говорит по-русски. Первым делом вместе с Батом ставим палатку и кухню.
Приготовив на скорую руку поесть, отмечаем наше прибытие. Немного выпив и почти ничего не поев, Бат покидает нас. Монголы, как выяснилось позже, пьянеют быстро, может, поэтому пьют немного. Едят, как правило, тоже мало, или русская кухня им по душе, или просто скромничают.
Сразу же в первый день заказали у Бата барашка. На третий день нашего пребывания его товарищ привел живого молодого курдючного барашка. Отдали за него, учитывая отличное качество мяса и Иркутские цены, всего 1 500 рублей. Монгольские товарищи на наших глазах разделали живность, и были приглашены вечером на ужин.
Хорошо посидели в тот вечер. Независимо от способа приготовления, мясо оказалось очень нежным и вкусным. Дошло и до танцев, местные зажигали:).
Природа, еще девственная, завораживает и чем-то напоминает байкальскую, но уже заезженную и в большинстве случаев загаженную. Сам Хубсугул похож на Байкал. Эти два озера даже связаны между собой реками (Эгийн-гол – единственная река, вытекающая из Хубсугула, – приток реки Селенга, которая, в свою очередь, впадает в озеро Байкал).
Средняя дневная температура воздуха 18-21С, как правило, с ветерком; ночью 8-12С. Вода в озере очень прозрачная, имеет насыщенный синий цвет с переходом оттенков, и холодная. За все время нашего пребывания не видели ни одного плавающего средства на озере.
Основным видом транспорта монголов является конь:). На какое-то время он стал и нашим видом транспорта. Бат специально пригонял низкорослую монгольскую лошадь для покатушек.
Монголы, которые не разговаривают по-русски, – забавные, молчат, естественно, смотрят как-то гипнотически, а глядя на них, всегда улыбаются.
Посещал единожды наш лагерь совсем юный монгольский всадник лет 12-ти. Накормили, чаем напоили, с собой положили сладостей, а он сидит себе «лыбу давит». Минут, наверное, двадцать посидел просто так, поблагодарил, правда, жестами и поклоном даже, и дальше поскакал.
Основная цель, с которой я ехал на Хубсугул, не была достигнута. Рыба ловилась, но плохо. Как выяснили у Бата, специально на рыбалку нужно ехать в мае-июне, в это время в реки даже живность боится зайти из-за большого скопления рыбы. Поклевка убойная и в другие месяцы, при наличии хороших дождей, когда уровень воды в реках поднимается выше среднего. В этом случае всех букашек и насекомых, которых сносит поток воды в озеро, уже поджидает на выходе рыба, много рыбы. Монголы рыбу либо не едят совсем, либо по чуть-чуть. Наши гости тоже «ломались» сначала, потом распробовали и еще просили:). Это первые пойманные нами на одну и ту же блесну хариус (с лодки) и ленок (с берега).
В пятницу 22 августа отправились домой на родную землю, хотя уезжать совсем не хотелось. Вдоль дорог, на перевалах встречаются священные места, по-разному оформленные (в виде шалаша из жердей и веток либо груды камней), местопребывание духов-хозяев местности. Здесь местные жители поклоняются духам и молятся. На обратном пути возле одного из таких мест и мы решили остановиться, просто так, сделать фото:).
В общем и вкратце, вот так мы съездили на Хубсугул и нисколько не пожалели о содеянном. Погода не подвела, лишь однажды была неимоверно мощнейшая гроза с непродолжительным, но сильным дождем и градом.
Обязательно поеду туда еще, ведь ожидаемые результаты поставленной мной цели должны быть на все сто процентов достигнуты. Очень хочется также посетить Дархатскую котловину в Монголии, включающую в себя около 200 крупных и средних озёр, а так же сотни небольших рек и проток между озёрами, в которых, опять же по рассказам, куча рыбы (ленок, таймень, белая и другие виды рыб)…
Всем удачных и незабываемых путешествий!
SirJ |