|
Автор — Кулишин Михаил, руководитель проекта Autotourist.kz
Представляю Вашему вниманию фильм о поездке прошлого года по маршруту Казахстан (Караганда) — Горный Алтай — Монголия (от Горного Алтая до Улан-Батора) и далее через Байкал обратно в Казахстан.
Трейлер видео
Видео Часть 1
Видео Часть 2
Видео Часть 3
Всё видео одним файлом
Ниже вы сможете прочитать ответы на самые популярные вопросы о Монголии, которые мы получали в процессе путешествия и после него.
Монголия — страна, в которой вожделеют побывать тысячи туристов со всей земли. Монголия — это своеобразная Мекка в мире путешественников. Чем же она так привлекает и почему мы туда поехали?
До прошлого лета я так же, возможно, как и вы, искренне не понимал, что там делать и зачем мне нужны монгольские степи, когда у меня совсем под боком есть казахстанские. Безусловно, я понимал и тогда, что степи могут быть очень разнообразными и непохожими друг на друга. Разная растительность, климат, почвы, ландшафт — всё это определяет внешний вид локации и ваше восприятие.
А Монголия все потихоньку точила во мне зерно сомнения. Может быть нужно? Может быть это того стоит? Не зря же все эти люди с кардинально разным личным достатком и уровнем жизни своих стран устремляются на любых транспортных средствах туда, к Улан-Батору, к какой-то заветной мечте.
Наступила очередь исследования, когда я начал рыть любую доступную информацию в сети на тему поездок в Монголию. Было это прошлой осенью. И уже тогда у меня было почти утвержденное решение — надо ехать и смотреть все своими глазами, пробовать Монголию «на колесо». Зимой у меня уже был готов черновой маршрут поездки, который изменялся мной в последующем несколько раз. В последний раз буквально за пару недель перед выездом. Еще в январе-феврале прошлого года я начал объявлять, что путешествию быть.
Полгода пролетело незаметно. Подготовка велась все это время с перерывами. В первую очередь, подготовка по знаниям региона и окружающей среды на маршруте, а также по техническому состоянию автомобиля. Хотя по машине все было совсем не глобально, она и так готова ко многим дорожным подвигам. Обновил резину, на более актуальную в Монголии и, в принципе, для меня и моих поездок (General Grabber AT3), поставил стальную защиту редуктора, полная диагностика, замена масла (залил Лукойл Genesis, которое показало себя только с лучшей стороны) и фильтров перед выездом. На этом с техникой всё.
Далее следовало объявление о наборе компании в столь нетривиальную для нашего региона экспедицию. К слову, многие, просто боятся подобного маршрута. Ведь это что-то неизведанное и сложное. И то и другое является правдой. Но поездка от этого становится еще более интересной.
Чем же Монголия привлекает путешественников? Не туристов, которые любят, чтобы всё было включено и желательно в ближайшей доступности к пляжу, а именно путешественников, кто любит, чтобы выключено было все, включая отопление. В первую очередь, это необычайный простор. Во вторую, но не последнюю, низкая заселенность и дикость. Дикость в понимании аутентичности. Простыми словами — много природы, мало людей. А это именно то, что надо!
По поводу простора скажу, что Монголия действительно способна удивить даже жителя Казахстана. Какой-то необычайный объем, огромные масштабы. Очень сложно определить расстояние до объектов. Зачастую они оказываются в несколько раз дальше и больше, чем ты предполагаешь. И это вовсе не значит, что в Казахстане хуже или менее красиво! Казахстан еще более богат на разнообразные пейзажи. Но в Монголии правят балом объем и масштабы.
Это не Памирский тракт, а Монголия
Принято считать, что Монголия, как и Казахстан, это степная страна. Но, как мы с вами знаем, это далеко не так. Вернее, не совсем так. Степи, безусловно, есть, и они составляют большую часть территории, но есть еще огромное количество холмов, гор, лесов, озер. И все это как жемчуг, раскиданный кем-то по стране. Жемчуга, надо сказать, очень колоритные, живописные и частые. В этом мы убедились сами, своими глазами. Было настолько непривычно и необычно, когда мы на протяжении нескольких дней ехали вдоль гор и лесов по Монголии. А еще это все происходило на высоте от 1000 до 2600 метров над уровнем моря. Вы знали, что в Монголии есть множество горных перевалов?
Сложно описать словами все впечатления от этой страны. Эмоции от увиденного и самой поездки, как обычно, будут догонять меня еще очень долго. Но однозначно я хотел бы вернуться туда снова. И проехать по другому маршруту, а, может быть, и повторить уже пройденный, но более медленно и обстоятельно.
Оказалось, что страна, хоть и обладает самой низкой плотностью населения, не является настолько уж дикой, бездорожной и непонятной, как это представлялось.
Основные дороги строятся. Грейдер быстрыми темпами при помощи китайских рук и техники превращается в асфальтированные трассы. Степные дороги вполне приятны, а грунтовки вполне сносны даже для средней легковушки. Самую большую проблему на пути представляют собой переправы через реки. Мостов очень мало, но и эти участки можно объехать, заранее спланировав. На нашем пути был только один такой участок.
Монголия это очень «натуристичная» страна с сильным культом духов природы. Погодная обстановка здесь способна меняться в считанные минуты. Словно она реагирует на какие-то твои мысли и переживания.
А еще Монголия не терпит к себе неуважительного или стереотипного отношения. Не стоит ехать сюда с мыслью о ее безнадежной отсталости. Все на самом деле не совсем так, как мы представляем. Улан-Батор, например, чем-то напомнил мне Астану, но показался более уютным. Старые строения перемешались с новыми небоскребами, отличный асфальт, разметка и светофоры.
Странно звучит, наверное, но Монголия будет тебя проверять и, почувствовав фальшь или пренебрежение, обязательно накажет. Так что в эту страну стоит ехать с чистым и открытым сердцем, готовым воспринимать всё как есть. Монголы никуда не спешат, наверное, потому что они уже всё давно поняли. Посетив эту страну, мы тоже кое-что поняли. Что-то такое, что останется с нами внутри навсегда.
Про деньги
Национальная валюта Монголии называется тугрик. Но есть еще одна единица измерения — мунгу. Это, по сути, монгольская копейка, тиын. Правда в ходу она давно не используется.
Купюры достоинством меньше 100 тугриков очень сложно встретить. Из-за этого во многих местах вам могут не дать сдачу, а сумму округлить в пользу заведения. И только в Улан-Баторе нам дали столь редкие 20-ки и 50-ки. Чему мы были несказанно рады. И не столько самой сдаче, как невиданным купюрам.
Размером и фактурой бумажные тугрики мне лично напомнили украинские гривны.
На купюрах до 100 тугриков включительно изображен монгольский революционер Сухэ-Батор, который некогда встречался с самим Ильичом. На купюрах большего достоинства помещен портрет Чингизхана.
Для обмена валюты удобнее иметь с собой рубли или доллары. Казахстанцам я рекомендую именно рубли. На территорию Монголию вы в любом случае попадете через Россию (речь о наземном транспорте). И чтобы не путаться в разнообразии валют и курсов, можно просто взять рубли на весь срок поездки. Менять можно в банках или прямо на границе у «менял».
1 рубль равняется 40-41 тугрику. На данный момент это примерно 6,5 тугриков за 1 тенге. Курсы у «менял» и в банках почти идентичные. Как только вы попадается после пограничного КПП в Монголию, к вам устремляются местные предприимчивые ребята и предлагают «эксченж» и монгольскую симку.
Последнее брать рекомендую в любом ближайшем городке в официальном салоне связи. Там вам все объяснят и настроят, чего никак не сделают на границе. Мне лично пришлось выкинуть симку, купленную у пограничного предпринимателя.
Изначально «менялы» предлагали курс 38 тугриков за рубль. Но мы ведь из Казахстана! Договорились по 40, но сумму обмена увеличили. Да и по 38 менять вполне можно, разница незначительная. Зато удобство и экономия времени. Но считайте деньги не отходя от предпринимателя. Были случаи обсчета.
Лежачие полицейские
Тема с лежачими полицейскими в Монголии очень актуальна. Они встречаются во всех населенных пунктах, даже очень маленьких.
Точнее так — во всех населенных пунктах, выезды из которых производятся по асфальтовым дорогам. Соответственно, все въезды/выезды имеют подряд по 2-3 искусственных холма на асфальте в каждом (!) направлении, призванных снизить скорость проезжающих автомобилей. Зачастую, для их преодоления нужно тормозить почти до полной остановки.
Почему так много сразу? Чтобы немного приостановить душевный водительский полёт по асфальту, который происходит всякий раз после попадания на него (асфальт) со степных или грейдерных дорог. С первого раза, видимо, не до всех доходит, что впереди населенный пункт.
Основную свою функцию «ленивые» стражи порядка явно выполняют, так как способны собрать целые километры транзитных пробок и «колбас», что заметно замедляет общую скорость движения по трассам. Ведь потом вся эта очередь очень долго растягивается и разъезжается.
Пара строк про обычных монгольских полицейских. Мы, с нашими иностранными номерами на автомобиле, их абсолютно не интересовали. В Улан-Баторе несколько раз встречали регулировщиков и женщин-полицейских. Иногда посты находятся на въездах в города. На трассах частенько встречаются муляжи — картонные полицейские и старые автомобили в окрасе дорожной полиции. Бывает даже просто работающая мигалка на столбе стоит — ее ночью ты явно воспринимаешь как автомобиль ДПС. В общем, чего только монгольская полиция не придумает, чтобы не работать.
Алгоритм прохождения границы с Монголией
Это тема задевала за живое всех, кто когда-либо собирался в Монголию. В сети много противоречивой и даже пугающей информации. Часто путешественники описывают свое прохождение сквозь монгольский пункт пропуска как «ничего непонятно, гоняют из одного в другое окошко в хаотичном порядке».
Начитавшись подобных рассказчиков, мы уже вовсю предвкушали все непонятности, задержки, связанные с этим, и полный бюрократический хаос, который может нас поглотить. Складывалось впечатление, что мы просто можем остаться жить на границе, если вдруг пройдем все окошки не в том порядке. Или будем ходить между ними вечно.
Конечно же, никто нас на границе жить не оставил, везде пропустили, прошли все без каких-либо проблем. Были небольшие недопонимания, но они решались в обычном режиме при помощи жестов и более-менее знакомых для обеих сторон слов из посторонних языков. Проходить монгольскую границу НЕ СТРАШНО!
А теперь будет непосредственно информация по тому, что и за чем нужно делать и проходить.
Для граждан Монголии и России (мы ведь рассматриваем переход в Монголию именно из России) существует масса погранпереходов, вплоть до таких, где пунктами контроля являются строения, похожие на киоски-комки из 90-х. Но эти переходы являются строго двухсторонними. В настоящее время международных переходов всего два — Ташанта (Горный Алтай) и Кяхта (Бурятия). Сквозь эти коридоры и могут пересечь границу казахстанцы, европейцы и прочие американцы. Учитывайте эту информацию, когда будете планировать маршрут.
Кяхта является переходом более крупным, нежели Ташанта. Определено это, похоже, прямым трафиком из России в Китай через Монголию. Тут все более масштабно и на монгольской стороне больше похоже на прохождение паспортного контроля в аэропорту.
Итак, последовательность действий везде одинаковая. Заезжаете на переход только по приглашению пограничника. Далее идете на паспортный контроль. Туда же вас могут попросить вытащить все свои крупные сумки для прохождения рентгена. Нас даже где-то просили захватить, кроме сумок, спальники. Мелочевку обычно просто смотрят в машине. Т.е. вытаскиваем только то, что может содержать в себе множество предметов и вещей. Не будут же они вручную досматривать каждый ваш тюк. Вытащили ручную кладь и сумки, зашли на паспортный контроль, «просветили» сумки рентгеном. Далее у вас проверяют документы и лицо, могут задать стандартные вопросы «Откуда, куда, зачем».
Важно! Водитель, при въезде в Монголию обязательно сообщите на паспортном контроле, где вы планируете выезжать. В этом же месте, или погранпереход будет другой. Это необходимо, чтобы они зафиксировали информацию в базе. При этом, вопросов на выезде к вам никаких не будет. План совпадет с фактом.
Также при въезде монгольская сторона сделает вам декларацию на временный ввоз транспортного средства. Обычно это делается в первом же окне. Сверяют все документы на автомобиль с вашими, вбивают данные в компьютер. Этот процесс могут разбить на 2 или даже 3 окна. В этом ничего страшного нет. Эти дополнительные окна, помимо паспортного контроля, проходит только водитель! Пассажиры могут выйти из здания в специально отведенные для ожидания места.
При въезде все члены вашего экипажа должны будут заполнить некое подобие миграционной карты. Графы там именуются на монгольском и английском языках. Карту нужно взять заранее у пограничника перед въездом на территорию пункта перехода. Заполняете ручкой, можно кириллицей, но лучше именно теми символами, как у вас написано в документах.
Спор вызвала строка о депортации. Никто в очереди не мог дать ответ, что сюда писать. Место выезда из страны или место назначения. В итоге, все, с кем мы разговаривали, указали место назначения. На самом деле непонятно, для чего нужна эта карточка. Ее нигде не отмечают и не проверяют, забирают сразу после въезда на территорию перехода, даже не смотря. Не удивлюсь, если на ней можно просто понаставить произвольных символов и никто этого никогда не заметит. Но мы-то с вами законопослушные, поэтому пишем все как есть.
После паспортного контроля и оформления декларации на ввоз автомобиля происходит физический досмотр транспортного средства. Подходит досмотровая команда или человек и просит поочередно открывать двери, багажник, капот, бардачок. Кстати, мой багажный бокс на крыше ни разу не смотрела монгольская сторона, словно его не существует. Российские же военнослужащие проявляли к нему очень крепкий интерес и с энтузиазмом прыгали на заднее колесо перед распахнутой крышкой бокса, рассматривая содержимое. На всех переходах меня так же просили освободить пол багажника и открыть подпольное пространство. Для этого мне приходилось вытаскивать запаску, компрессор, тросы, ящик со столовыми принадлежностями, инструменты и канистры с водой.
Во время досмотра могут также задать несколько вопросов о цели поездки. Всё! Вы можете ехать дальше.
Обязательно сохраните все бумажки, которые вам дадут на монгольском переходе. В первую очередь это декларация на ввоз автомобиля. Без нее машину вывезти из страны нельзя. Вас выпустят, а машину оставят на нейтральной полосе гнить.
При выезде все гораздо проще — паспортный контроль, просвет сумок, досмотр автомобиля и «хорошего пути!».
Монголы, бывает, ошибаются и не дают на въезде на территорию пункта перехода какие-то дополнительные бумажки, которые нужно предъявить на паспортном контроле. Но они сами в этом между собой разбираются и осложнений никаких по этому поводу не создают.
Безусловно, любой путешественник заметит, как медленно работают монгольские пограничники, особенно «в окошках». Могут, например, печатать одной рукой или вовсе двумя пальцами. Заглянув внутрь окна, можно увидеть, что людей, работающих с населением гораздо меньше, чем их начальников, которые любят важно прохаживаться по кабинету и создавать грозный вид. Также прямо на середине операции работника в окошке может заменить другой. Такая уж ментальность. И это нужно понимать. Кто понял жизнь — тот не спешит! — мудрость, если не буддистская, то явно монгольская.
Страховка автомобиля
Страховка автомобиля в Монголии является обязательной. И после прохождения границы вас, скорее всего, остановит тётя в полуофициальной форме и в светоотражающем жилете и скажет строгим голосом идти оформлять страховку в вагончике. Но эта тётя, как мы поняли, никакого отношения к полиции, пограничной службе и другим официальным государственным учреждениям никакого отношения не имеет. Это такая уловка для приезжих. Вряд ли вы начнете разбираться и спрашивать, кто она есть, а добровольно пойдете оставлять свои тугрики.
Хоть страховка и обязательна, но не обязательно делать ее именно на границе — можно сделать в ближайшем городе. Я слышал, что кто-то вовсе ее не делает. С такой низкой вероятностью, что вас могут остановить «гаишники» можно не опасаться штрафа. Но с таким движением в городах, как в Монголии, можно опасаться, что какой-нибудь орёл прилетит вам в крыло и тогда лучше, чтобы страховка была. В конце концов, на то она и страховка, чтобы работать в случае экстренных ситуаций.
Монгольская страховка и цены на нее
Мы «повелись» на ряженую тётю и сразу оформили страховку. Цена за легковой автомобиль — 33000 тугриков. Нам торжественно выдали страховую бумажку, в которой, кстати, и были указаны все официальные цены. Так что, лишнего с нас не взяли.
Страховка, насколько мы поняли, действует месяц. Что будет дальше, если остаться в Монголии с просроченной бумажкой мы не выясняли.
Еда в Монголии
В поездке мы ели очень разнообразно и старались попробовать всего понемногу, но без фанатизма, так как дальше в планах было ехать, а не сидеть под ближайшим кустом до полудня. Ели мы и в казахстанских кафе, алтайских, российских и, конечно, в монгольских. Было также и изобилие макаронов быстрого приготовления.
Наконец-то смогли заказать еду!
В Монголии вся еда с мясом! Его много и очень часто непонятно от какого животного это кусочки. Судя по стадам, очень много коз, баранов, коров. Часто мы идентифицировали пищу как баранину или козлятину.
Порции везде большие и сытные. Привычные нам салаты готовятся, порой, из совсем непривычных нам ингредиентов.
Что из местной еды мы опробовали и рекомендуем. Однозначно, буузы (аналог мантов) и хуушуры (аналог чебуреков). Кроме того, цуйван. Нечто похожее на макароны по-флотски с большим количеством мяса. Пробовали и еще что-то, но названий не запомнили.
Мяса в монгольской еде очень много. Но очень мало специй. Кто любит соленую или острую пищу — берите с собой небольшие наборы специй прямо в кафе. Даже в кафе найти перец бывает проблемой. Но все это решаемо.
Кроме того, в стране есть явные проблемы с хлебо-булочными изделиями и питьевой водой. Первое купить сложно даже в столице. Есть большие полки под хлеб, но хлеба обычно на них нет. Если и есть, то выбирать не приходится. Питьевую воду можно купить только в бутылках, а цена ее для данной местности довольно высока. Нет никаких колонок и родников. По крайней мере, по пути нашего следования мы их не встретили.
Монгольский чай попробовали единожды. И проба, наверное, была неудачной. Что-то типа «кофе три в одном». Непривычный и гадостный химический вкус соленого жирного чая с молоком отбил всякое желание пробовать что-то подобное. Возможно, если бы мы начали с нормально сваренного чая, то он нам бы понравился.
Кафе в Монголии по большей части выглядят пошарпано и грязно. Речь именно о глубинке, не о столице и крупных городах. У нас бы я в таких есть просто побоялся. О случаях отравления в Монголии мы еще ни разу не слышали, поэтому смело ели, не взирая на внешний вид забегаловки. Секрет в том, что еду стараются готовить прямо после ее заказа. Если и есть заготовки, то они хранятся в морозильниках. Высокие температуры приучили монголов к такой пищевой дисциплине.
Чеки на блюда разные. Но в среднем около 100-150 рублей. На 200 рублей можно поесть до отвала. Опять же, речь о мелких нестоличных кафешках. В Улан-Баторе мы пробовали местную шаурму (донер), который оказался весьма приличным. В остальное время старались есть в сетевых ресторанчиках Tse. Там все блюда стоят 1 доллар. Удивительно то, что и напитки имеют ту же цену. Блюда выглядят по-европейски, заведения чистые и опрятные.
Язык в Монголии
Один из распространенных вопросов — как мы там общались с людьми. Конечно же, на языке. А представлял он собой некий симбиоз русского, английского, казахского и языка жестов. Не сказать, что мы улавливали все подробности речи собеседников. Да и они явно мало что художественного понимали из наших слов. Но консенсуса мы почти всегда достигали.
Кроме того, мы заранее скачали себе на телефоны несколько вариантов офлайн переводчиков. Я так и не понял до конца, но, кажется, они помогали очень слабо. Хотя без них было бы еще веселее.
Письменность в Монголии основана на кириллическом алфавите. Даже специальных букв не придумано. Тем не менее, хоть сколько-нибудь знакомых слов в вывесках вы вряд ли найдете. Речь же совсем не напоминает знакомые нам тюркские языки, а отдаленно походит на что-то китайское. Пару раз ловил себя на том, что, если бы не кириллические вывески, то можно было подумать, что мы находимся в какой-то бедненькой китайской провинции.
Только единожды нас не поняли совсем. И, похоже, не особо хотели этого. Было это в каком-то небольшом придорожном посёлке ближе к Хархорину. Целая улица кафешек и нигде нет знакомых нам блюд. В одном заведении молодые девушки спокойно лепили буузы, в то время как мы всеми силами пытались заказать себе обед. В данном случае, понимание - проблема говорящего. Не поняли они тебя, и это твои проблемы. Что абсолютно не является показателем неуважения к зашедшему. Это монгольский менталитет — неторопливость и некоторое разгильдяйство. В данном случае, нам пришлось совершать «звонок другу», который когда-то жил в Монголии и смог договориться с девочками, чтобы те нас таки накормили.
Русский язык могут знать только отдельные представители старшего поколения, которые имеют советское прошлое за плечами. Многие учились в странах Союза. И то от недостатка практики многое что забывают. Таких людей встретить очень приятно. Обычно они первыми подходят познакомиться и перекинуться парой фраз. Все весьма доброжелательны и с теплотой вспоминают Союз.
Люди помладше и, тем более, в глубинке обычно по-русски не понимают практически совсем. Оно и понятно, этот язык им абсолютно не нужен. Так же, как и английский. Его понимают либо в очень туристических заведениях, к которым можно отнести далеко не все гостиницы и кафе, либо очень прогрессивные прозападные ребята. И даже в ЦУМе Улан-Батора персонал мало общается на английском.
Так что, хотите потренировать смекалку — вперед в Монголию!
Кстати, о казахском языке. В западной части Монголии можно спокойно общаться по-казахски, так как большая часть населения составляют казахи. Практически все вывески также на казахском. Это такой бонус для туристов из Казахстана.
Платные дороги
Да, не смейтесь, они в Монголии есть. За весь путь по Монголии мы собрали 6 талончиков по 1000 тугриков за проезд. В основном, билеты за проезд продают при въезде в крупные города или при появлении асфальта после проселочных дорог.
По цене одного хуушура вы покупаете своему автомобилю асфальт под колесами, а себе спокойствие на какое-то время.
Похоже, кстати, что не все такие билетные кассы работали при нашем проезде. Будок для продажи нами встречено гораздо больше. Но билетеры то ли на обед уходили, то ли были в отпуске. Не удивлюсь, что вполне реально могло быть и то и другое.
Безопасность в Монголии
Вопрос неоднозначный, так как много, если не все, зависит от того, в каком месте и в какое время вы окажетесь. Нам, возможно, очень повезло и каких-то недоброжелателей в Монголии мы не встретили. Зато на Алтае на одной из стоянок нам пытались вскрыть бокс. Не смогли или не успели, слегка отогнули его крышку.
Кроме того, создалось стойкое ощущение, что в Монголии мы чувствовали себя в большей безопасности, чем в России. Возможно, виной тому низкая заселенность Монголии или же все-таки большая доброжелательность людей, несмотря на трудности перевода.
Безусловно, ходить на массовые гуляния во время монгольских праздников, а также гулять по ночному Улан-Батору или ездить на столичный базар я вам не рекомендую. Проблем можно нажить с большой вероятностью. В остальном же нужно соблюдать элементарные меры предосторожности.
Бандитизма на дорогах мы не встречали и не слышали о подобных случаях. По дорогам, даже плохим и очень отдаленным, все равно, хоть и очень редко, ездят автомобили. И зачастую автомобили эти наполнены большими монгольскими семьями с кучей детей и стариков.
Попросить помощи у местных вы также всегда можете. Несколько раз мы останавливали встречные автомобили прямо в глухой степи с вопросами о правильности направления движения и всегда получали ответ. Думаю, что с более масштабной помощью будет примерно такая же картина.
Разве можно было подумать, что такие пейзажи окажутся в Монголии?
В Улан-Баторе довольно много алкашей и маргиналов. Часто они пытаются «стрелять» у прохожих иностранцев мелочь, делая это на английском и русском языках! Появляются они просто из ниоткуда и туда же они исчезают в считанные секунды. Их можно встретить в каждом втором дворе даже центра столицы. При встрече с подобными элементами лучше делать вид, что ты ничего не понял, в крайнем случае, кратко ответить и удалиться по своим делам. В столице все ценные вещи нужно держать при себе, избегать больших скоплений. Как и в любом другом крупном городе здесь есть мастера карманного дела.
Обычные же люди относятся к туристам нейтрально или доброжелательно. Негатива мы не встречали. Только лишь неторопливость и пофигизм, который выражен, в первую очередь, у представителей сферы обслуживания. То, что вы у них чего-то не купите — это ваши проблемы.
Дороги в Монголии
Существует стойкий стереотип, что в Монголии нет асфальта, а все дороги представляют собой степные, максимум — грейдерные, направления. Разве что в столице на дорогах присутствует твердое покрытие.
Это немного не так. Безусловно, большая часть дорог остались грунтовыми, но основные трассы, соединяющие аймаки и крупные города, в настоящее время активно асфальтируются.
Есть три дороги, соединяющие запад страны со столицей. Южный путь лежит сквозь ровные степные просторы и пустыню Гоби, средний путь (которым воспользовались мы) проходит через множество горных массивов и лесов, северный еще более горист и изобилует озерами. Все эти дороги, условно, ведут из Ульгия в Улан-Батор и по протяженности составляют 1700-1900 километров.
Средний путь, и мы в этом убедились, в настоящее время почти весь асфальтирован. Нет асфальта только в самом начале около 200 км и на остальном пути около 300 километров в общей сложности. Но везде видны работы и скорейшее их завершение, ведь строят китайцы, а мы с вами знаем, какими темпами это грозит.
Совершенно другим является строительство дороги от Улан-Батора до Дархана (приграничный с Бурятией город). Тамошний ремонт напомнил мне строительство магистрали Астана-Караганда, когда все 200 километров трассы раскопаны и начинены ужасными грейдерными объездами с ямами и пылью, а построенных участков практически не видно.
Путешествовать по Монголии можно и на легковом автомобиле со средним клиренсом, но если вы хотите чуть быстрее проехать степные дороги или чуть дальше съехать с них, то нужен хороший кроссовер или внедорожник.
Если вы отправитесь по южному или северному пути, то важна резина. Лучше, чтобы она была нормальной АТ. МТ, пожалуй, будет лишней. Но и на обычных шоссейках проехать можно. Просто захватите с собой пару камер и еще одну запаску. Острые камни могут сыграть злую шутку, оставив без колес в самый неподходящий момент. Средний путь можно проехать на обычной легковушке. Не так страшна Монголия, как стереотипные представления о ней.
Дух кочевников
Мы заметили, что у монголов очень силен дух кочевничества. Заметили мы его проявление не в том, что многие жители до сих пор живут в юртах (у которых, кстати, зачастую стоят Приусы и солнечные панели), а в том, как они перемещаются по своей стране.
Наше пребывание в Монголии почти полностью совпало с праздником Наадам, когда большая часть страны находится в поездках по родственникам и достопримечательностям.
Большие монгольские семьи, где нормальным считается трое детей, путешествуют, кажется, со всем своим скарбом. На крыше автомобиля непременно можно увидеть детскую коляску, велосипед или ковер.
При этом, монголы не стесняются и не боятся останавливаться там, где им захотелось. Они не ищут специальных парковок, оживленных мест или каких-либо особых для этого условий. Захотелось — съехали немного с дороги и закемпинговали. Часто при этом устанавливаются палатки или шатры, раскатываются коврики или ковры, ставятся столики. Вся семья кушает, пьет чай и созерцает окружающий мир. И так поступают не просто отдельные семьи. Так делают почти все! Настоящие автотуристы.
В таких действиях и проявляется то, что они не боятся свою страну. Они ей наслаждаются. Видно, как они любят перемещаться на своих автомобилях по любым покрытиям и вовсе без таковых. Ведь автомобиль — это современный механизированный конь.
Машина для монгола
Это конь, который должен исправно служить своему хозяину. Это транспорт, а транспорт должен ехать. Ехать он должен везде, по любым дорогам и без таковых. Ведь иначе зачем он нужен?
Мы часто наблюдали как монголы на Приусах и Сонатах с завидным хладнокровием покоряли степные дороги и направления, они же лезли в крутые горы, чиркали днищем и бамперами, но поднимались и ехали дальше. При всей этой жесткой эксплуатации откровенно убитых автомобилей мы видели гораздо меньше, чем их можно увидеть у нас. Похоже, что они любят поломать машины, но потом быстро приводят их в порядок.
Насмотревшись на монголов, я понял, что где-то глубоко в душе я тоже из этих краев, так как ездил долгое время на Нексии по любым дорогам и направлениям.
Конечно, есть откровенные перегибы в эксплуатации легковушек. Но, в целом, мне понравилось, что они не боятся пробовать и едут там, где им нужно, не отказывая себе по причине того, что машина низкая и не имеет полного привода.
Автопарк Монголии
По личным наблюдениям 98% автопарка составляют японские автомобили, среди которых превалируют праворульные Тойоты. Среди всех моделей Тойоты самыми популярными являются Приусы любых поколений, их, пожалуй, не меньше 80%. Так что, отправляться сюда на автомобиле этой марки вполне удобно.
Европейских марок встречается крайне мало. Автомобили Рено мы встречали раза 4. Это были Каптюры и Колеос. Дастеров на монгольских номерах замечено не было.
Автомобилей российских или советских марок мы также не увидели, кроме пятерки лихих уазов-буханок, которые возили русских туристов в окрестностях Хархорина.
Ночевки
Как вы уже поняли, наш экипаж состоял из трех человек. Часть ночевок мы проводили в гостиницах. В основном, это происходило в России. В Монголии же мы старались останавливаться диким кемпингом на природе — ведь в том числе и за этим мы сюда ехали.
В моем Рено Дастере уже больше года установлен экспедиционный спальник. Да-да, примерно такой же, как ставят в большие внедорожники. В итоге, в разложенном состоянии в салоне организуется кровать размером 180*130 см. Этого вполне хватает для нормальной ночевки двух человек. Кроме того, непосредственно перед выездом моим штурманом Евгением была приобретена отличная оранжевая палатка. Фирму и характеристики не помню, но она реально классная!
Ночевку в палатке с уверенностью освоил другой член экипажа — Есенай. Мы же с Женей ночевали в машине.
Спальник в автомобиле это очень удобная вещь для здорового сна на абсолютно ровной поверхности, в сухости и тепле. Единственный минус — в габаритах Дастера — не очень удобно залазить/вылазить из этого домика. Чтобы поменять положение из транспортного в спальное, у одного человека уйдет не больше 10 минут. И большую часть этого времени раскладывающий будет занят перекидыванием вещей из багажника в салон. Примерно столько же времени уходит, чтобы поставить палатку на земле.
Вот таким уютным способом и происходили наши ночевки. Мы вытаскивали стол и стулья, садились рядом с машиной и палаткой. Вели трапезу и вечерние разговоры.
Итоги — маршрут, дни, километры, деньги
Давайте еще раз подведем итоги путешествия.
На всю поездку нам понадобилось 17 дней. Для более комфортного возвращения нам не хватило пары дней, которые мы хотели изначально провести в Красноярске и на Байкале. Пришлось последние несколько дней ехать без передышек.
Знакомые со мной читатели, наверное, заметили, что основная масса моих дальних поездок вписываются в сроки — 10 или 17 дней. Все это для того, чтобы можно было взять 1 или 2 полных недели отпуска, к которым прибавляются два выходных дня перед отпуском и пятница, которую можно теоретически взять без содержания. Привычка сформировалась уже много лет назад, по сей день остается актуальной и удобной временной формой для поездок.
К сожалению или наоборот, мне всегда приходится держаться графика. Пока что не могу себе позволить уехать в отпуск на месяц и без плана. Но этот же график позволяет в короткие сроки увидеть максимум и побывать в далеких краях. Да, у кого-то другие ценности в путешествиях. Но ведь о вкусах, возможностях и желаниях не спорят?
Маршрут мы подобрали исходя из качества дорог и того обстоятельства, что Монголию мы посещаем впервые. Изначально выбранный южный путь через пустыню Гоби мы поменяли на средний — через горы и леса, с дорогами лучшего качества и более интересными нашему глазу пейзажами. Таким маршрутом я бы поехал даже с семьей, но в таком случае для комфортного путешествия нужно уже на неделю больше времени.
Количество пройденных километров — около 8000. По сути, от замены до замены масла в двигателе.
Кроме Монголии мы насладились видами Горного Алтая, Байкала и сибирской тайги.
Что же касается финансовой составляющей, то общую сумму затрат на поездку нашего экипажа я даже примерно назвать не смогу. Так как часть расходов мы делили поровну, а часть расходов была персонализированной. Кроме того, покупка сувениров и другие подобные расходы в поездках являются абсолютно необязательной частью, но присутствуют. Финансовые затраты могут сильно отличаться в зависимости от расхода топлива на вашем автомобиле, выбора гостиниц и пунктов питания.