|
Здравствуйте, уважаемые авто путешественники, интернет путешественники и все другие к ним причастные. В этом обзоре я постараюсь как можно подробнее описать наше путешествие, надеюсь, мой отзыв поможет другим узнать необходимую для них информацию, для принятия правильного решения о туристической поездке в эту страну. И еще, так как я ни черта не блогер и видео я снимаю посредственно, то в тех видео, которые я наснимал, будут встречаться оговорки и ошибки, и здесь я их буду исправлять, дополнять и дописывать то, что недоговорил или недоснял. Видео буду выкладывать не только в YouTube, так как при просмотре с компа он заблочен на момент написания отзыва, то выложу еще на Rutube.
Краткая предыстория: так как я несколько лет работал в Монголии и очень полюбил эту страну с ее интересной самобытной культурой, традициями и обычаями, меня давно тянуло снова побывать в Монголии и прокатиться через всю страну, чтобы полюбоваться ее красотами.
За время работы я неплохо ознакомился с нравами этой страны, а также на бытовом уровне освоил базовый уровень монгольского языка, на философские темы разговаривать с местным населением я не смогу, а вот выяснить дорогу, произвести покупки в магазине, поторговаться на базаре, сделать заказ в кафе или ресторане, снять гостиницу и т.д. для меня не составляет проблем. Плюс приятным бонусом всегда было уважительное отношение ко мне, за пусть скромное, но все же знание их языка (причем мне монголы говорили, что, то, что я знаю, то произношу довольно чисто, практически без акцента).
Теперь по правилам и нюансам, которые вам полезно знать, перед тем как вы посетите Монголию:
• ВЪЕЗД в МОНГОЛИЮ — только по загранпаспорту, если при этом до окончания срока его действия остается не менее 6 месяцев!
• ВИЗА — не нужна (на время посещения страны как турист, а это 30 суток, но не более 90 суток в течение года).
• ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ — водить автомобиль можно по российским правам, международные права не нужны.
• ПО ПЕРЕСЕЧЕНИЮ ГРАНИЦЫ — лучше, чем здесь описано, я уже и не напишу (заметки про Монголию, ссылка ВК).
это, что касается Ташанты, а вот в Кяхте таможня работает круглосуточно и немного иные нюансы прохождения границы.
(и перед поездкой, обязательно проверьте, что у вас нет неоплаченных штрафов и т.д.! чтобы не возникло препятствий выезда за границу)
• СТРАХОВКА на автомобиль — страхуется машина, водить может любой, у кого есть водительское удостоверение (в интернете нашел информацию, что минимальный срок страховки 2 месяца, подтвердить или опровергнуть не могу, мы вообще машину не страховали).
• ПО ПРАЗДНИКАМ — «НААДАМ» это великий монгольский праздник, который празднуется 10,11,12 июля. И если вы на него попадаете, то вы сразу знакомитесь с толстой полярной лисичкой! В это время (кроме столицы и, возможно, еще пары крупных городов) вообще никто и ничто не работает (даже кафе, рестораны и магазины), да и после него все на отходняках, очень вялые. Не ездите на эти дни в Монголию, ну, если вы, конечно, не едете туда только ради этого праздника (во время «наадама» в Монголии проходят грандиозные торжества в виде состязаний в исконно монгольских видах спорта — конным скачкам, стрельбе из лука и борьбе).
• СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ — на дорогах в Монголии ограничения 80 км/ч, но всем пофиг, потому как радаров нигде нет, да и в Улан-Баторе я их тоже не видел.
• КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НЕ ГЛАВНОЕ! — при въезде в круг вы имеете преимущество (если это не регламентируется другими знаками дорожного движения), поэтому будьте осторожны.
• ЗЦХ — это полиция, на машинах синие номера, такого же цвета и номера на министерском транспорте.
• Лежачие полицейские, они же искусственная неровность — очень жесткие, сбрасывать скорость надо практически до ноля. Причем они могут быть где-нибудь посреди автотрассы, совершенно не понятно, на черта они вообще там нужны.
• Часто на дорогах встречаются, не то чтобы ямы, а как бы их правильнее описать, продавливания что ли, как будто в этом месте просела земля вместе с дорожным покрытием, и если это место проходить на скорости 70-80 км/час, то машину слегка подбросит, но если это же место проскочить на 120-140 км/час, вы гарантировано пробьете подвеску.
• АВТО ЗАСВАР — это ремонт автомобилей.
• ДУГУЙ ЗАСВАР — шиномонтаж, но без балансировки. Они вообще колеса не балансируют, по крайней мере, я не встретил ни одного балансировочного станка, чисто по теории вероятности они должны где-то быть.
• АВТО УГААЛГА — мойка автомобилей.
• АМРАЛТЫН БААЗ — база отдыха.
• ДАВАА — перевал.
• ДРОВА — если вы въезжаете со стороны Ташанты, там местность степная. Дров нет вообще, не ищите, не найдете, берите с собой!
• Интересное наблюдение, в Улан-Баторе заметил несколько авто на зеленых номерах, как оказалось, это электромобили и налог с них не взимается.
По бензину (ДТ): этой страной закупается бензин (ДТ) из двух стран России и Китая, где какой, на заправке их идентифицировать невозможно.
В продаже имеются — АИ 80 (очень редко), АИ 92 (на синем фоне), АИ 92 евро 5 (он буден на зеленом фоне написан), АИ 95, ДТ.
Есть три основные сетевые заправки, которые вы найдете по всей стране
На этих заправках вы всегда сможете заправиться качественным бензином, без недолива. На остальных заправлять авто я даже и не пробовал.
Мне очень нравится процесс заправки. Подходит заправщик, вы, не выходя из машины, открываете лючок бензобака, называете марку топлива, говорите, сколько литров или на какую сумму вы хотите заправить машину, заправщик прям на колонке набирает нужное, и начинается заправка. Вам остается только сидеть в машине и ждать, когда заправка закончится. После того как бензин залит, заправщик закрывает крышку горловины и лючок бензобака, желает вам счастливого пути и можно ехать дальше. Черт побери, нам бы такой сервис!!! Не надо таскаться ни в какие кассы, никто не навязывает вам дополнительно товар, услуги или акции. Нет у них на заправках магазинов!
И чисто по моему субъективному мнению, качество бензина мне показалось выше, чем в нашем сибирском регионе, за Уралом в европейской часть России на машине я не был.
Цены на бензин (ДТ): на август 2024 года порядок цен примерно следующий:
Все цены зависят от месторасположения заправки и кому она принадлежит.
Еще нюанс по бензину, при пересечении границы официально допускается провозить до 10 литров бензина (ДТ) НА ОДНУ МАШИНУ!!! Не на человека! Там все зависит от смены и настроения досмотровиков, кто-то умудрялся провозить и по три канистры, а у кого-то из 20 литровой канистры отливали до нормы, тут лотерея, как повезет.
По валюте: национальная валюта в Монголии это «тугрик».
Курс валюты: всегда можно перед поездкой посмотреть на официальном сайте.
ОБМЕН ВАЛЮТ — после пересечения границы, к вам подойдет меняла и предложит поменять рубли на тугрики (если вас устроит курс обмена, меняйте).
В Улан-Баторе — можно обменять в банке, но лучше обменять валюту у менял по более выгодной цене.
Ссылка на навигаторе Google Maps (примерно в этом месте, думаю, не заблудитесь).
В Дархане — можно обменять валюту на рынке
Ссылка на навигаторе Google Maps.
(выше указанной точки пройдите 150-200 метров на север, там будут стоять несколько киосков с надписями «обмен валют» на русском, в них и меняют) можете у любого продавца спросить «Рубль-Тугрик» покажут пальцем, куда идти.
На момент нашего прохождения границы официальный курс в банке составлял за 1 рубль — 39 тугриков, но меняла при прохождении, там, где обрабатывают колеса, нам за один рубль давал 36 тугриков, а вот уже после прохождения границы, другой меняла нам уже по 37 тугриков предложил, вот у него-то мы и взяли и + еще купили у него сим карту местной связи — UNITEL.
По связи: в стране существует два основных оператора связи — UNITEL и Mobicom, очень рекомендую вам последнюю, Юнител ловил плохо даже в крупных городах, и интернет был плоховастенький, а вот Мобиком гораздо лучше, как правило, все общаются по нему.
По навигации: перед отъездом скачал «MAPS.ME» только по одной причине, это довольно популярный навигатор и, что очень важно, он работает без подключения к интернету. Но оказалось, он всю дорогу нам показывает как-то криво, хотя я обновил карту перед самой поездкой и ехал по федеральной трассе, он пытался нас постоянно увести в степь, на грунтовые дороги, в общем, отвратительный для Монголии навигатор.
Так выглядит навигация на MAPS.ME:
Все монголы там пользуются навигацией «Google Maps», это самый популярный навигатор, только работать он у вас будет при наличии интернета.
Итак, по делу: осенью 2023 года мы вместе с братом жены (в дальнейшем — Шурин) приняли решение посетить Монголию, под это дело были взяты отпуска на работе на август 2024 года, для совместного путешествия по этой стране.
Теперь немного про август. Тем, кто захочет побывать в Монголии, я бы рекомендовал именно этот месяц для путешествия. В августе погода уже комфортная, умеренная, нет такой жары, да и ночные температуры еще не низкие, у нас всю дорогу температура дневная составляла от +25 до +35 градусов (это в самых жарких регионах), а ночные не менее +15. И самое главное, в августе в тех районах, где есть озера или другая стоячая вода, уже нет гнуса, мошки и комаров, а, согласитесь, это немаловажно, когда тебя не стремится сожрать или облепить всякая гадость. А еще радиаторы вашей машины не забьются всякими разными летающими насекомыми. В это время их уже практически нет.
Еще я предварительно созвонился со своими монгольскими друзьями и уточнил, что все дороги, по которым мы планируем проехать, имеют нормальный или хороший асфальт, а плохие дороги, хоть и встретятся, но их будет не так уж и много (забегая вперед, скажу, что самые худшие участки дорог мы проехали по России, это была федеральная трасса на подъезде к Байкалу и непосредственно при проезде мимо него).
После консультаций и согласований было принято:
Едем вдвоем, женам и детям такая поездка далась бы с трудом.
Время — безлимит.
Питание — традиционная монгольская еда, по пути следования, в кафе и ресторанах, на старте с собой взяли по паре сухпайков на каждого.
Ночевки — в палатке (максимальная автономность).
Водители — вдвоем, по очереди (устал, сказал об этом, садится другой).
Вождение — передвигаемся только днем, в комфортном для себя режиме, без суеты и спешки (мы никуда не торопились) проехать весь маршрут со скоростью +/- 90 или 100 км/час, с созерцанием прекрасных видов Монголии из окна автомобиля и делать остановки в понравившихся местах.
Так как машина — пузотерка, с асфальта на внедорожье не съезжаем, приключений на опу не ищем.
Маршрут — Барнаул (точка отправления, мы там живем), затем Р-256 Чуйский тракт (бывшая М-52) — Ташанта (место пересечения границы) — Улгий — Толбо — Ховд — Дарви — Гоби Алтай (на карте просто Алтай) — Баянхонгор — Арвайхээр — Лунэ — Улан-Батор — Дархан — Сухэ-Батор — Кяхта (место пересечения границы) протяженность 2097 км.
Теперь, наконец-то, о самой поездке: под поездку были взяты отпуска и отгулы на пятницу, и выезд состоялся из Барнаула в 03:00. Для тех, кто не в курсе, магистраль Р-256 она же Чуйский тракт входит в десятку самых красивейших дорог мира. И я считаю, что это действительно так! Настоящие красоты начнутся после перевала Семинский, а настоящий Горный Алтай откроется вам, во всем своем великолепии только после перевала Чике-Таман. Если кто-то там собирается проезжать, заложите под этот участок побольше времени и наслаждайтесь великолепными видами и его природой.
На границу в село Ташанта мы прибыли в пятницу, около 15 часов дня, очередь была небольшая (перед нами около 7 машин), и мы пересекли границу за 2 часа. После пересечения разменяли деньги, купили симку Unitel и поехали. При размене денег и покупке симки я спросил у менялы, где тут можно приобрести страховку. Он мне пальцем показал на убогий киоск по продаже страховок и добавил, что он до понедельника будет закрыт и другого здесь нет, «не ищите других, говорит, напрасно только время потратите». Было принято решение положиться на русский «авось» и двигаться дальше без страховки. Собственно, без нее мы и проехали всю Монголию.
Первый поселок, что вас встретит — это Цаганнуур, в дословном переводе «Белое озеро», он небольшой и до него дорога по карте 33,5 км от границы будет нормальной.
Остановку мы там делать не стали и далее сразу поехали в Улгий.
Это небольшой поселок городского типа в 70 км от Цаганнуур, и он является административным центром Аймака Баян-Улгий, у них там все территориальные образования край, область и т.д. называются — «аймак». Дорога поначалу будет не очень хорошей. Есть небольшой участок не более 3 км грунтовой дороги, это сам перевал:
видео Перевал Между Цагааннуур и Улгий на Rutube:
Но за перевалом и ближе к Улгий дорога становится лучше, тут мы встретили пасущихся верблюдов, давно их не видел.
видео При подъезде к Улгий на Rutube:
Затем будет и сам городишко населением — 28000 человек. Является самым западным городом Монголии и самым удалённым городом (1709 км) от столицы Улан-Батора. Это единственный город Монголии, в котором большую часть населения составляют казахи. При проезде транзитом через данный город вы увидите много казахских мечетей. И все в этом городе и его округе общаются на казахском языке. Своеобразный анклав казахов в Монголии. Кстати, у них там есть аэропорт с грунтовой ВПП.
При подъезде к городу уже темнело, и мы с шурином, съехав с дороги, нашли хорошее место у подножья горы, там и разбили палатку для ночевки и распечатали первые сухпайки.
видео Место ночевки в Улгий на Rutube:
После ночевки, проехались немного по городу:
видео Проехав немного по городу Улгий на Rutube:
Далее мы двинулись в город Ховд.
При каждом пересечении административного центра вы будете встречать шлагбаумы и платить по 1000 тыс. тугриков. Так сказать, кассовые сборы на содержание автодороги. Дорога будет просто отличной!
видео Дорога из Улгий в Ховд на Rutube:
Двигаясь в сторону Ховда, ваша дорога будет лежать вдоль живописного озера под названием Толбо-Нуур, расположенного в долине между гор.
видео Озеро Толбо-Нуур 01 на Rutube:
На берегу этого озера мы увидели поселок из кемпингов и юрт, а также с вывеской, вещающей о том, что это база отдыха, я думаю, при желании туда можно будет съездить и отдохнуть на берегу довольно большого горного озера.
видео Озеро Толбо-Нуур 02 на Rutube:
После озера немного в стороне стоит город Толбо — это уже довольно большой город, населением превосходящий Улгий, Википедия не дает о нем практически никаких сведений.
В город мы решили не заезжать и сразу транзитом ехать дальше в Ховд.
Отъехали от озера около 40 км, начался затяжной подъем в гору на перевал. Было красиво, а стало еще красивее! Высота перевала в пике составила 2610 метров.
А при спуске с него открылся просто восхитительный вид, на снежные вершины гор Tsast Ula и Цамбагарав-Уул!!! Зрелище очень красивое и впечатляющее!
Вид на горы Tsast Ula и Цамбагарав-Уул
видео Вид на горы Tsast Ula и Цамбагарав-Уул на Rutube:
Спустившись вниз, мы остановились у горного ручья, чтобы пополнить запасы воды, снял видео:
видео У ручья после перевала горы Tsast Ula и Цамбагарав-Уул на Rutube:
Приехав в город Ховд, мы направились в сторону выезда и увидели большой супермаркет, его название НОМИН. Сделав там остановку, мы по нему прогулялись:
видео Магазин Номине в городе Ховд на Rutube:
Это одна из самых крупных торговых сетей в Монголии, там продаются товары как продуктовые, так и бытовые, оргтехника, одежда и т.д. Как правило, в них всегда расположены кафетерии с национальной кухней, вот в нем мы и решили перекусить:
видео Обед в Номине города Ховд на Rutube:
Отобедав в Ховде, мы заправили нашу машинку и двинулись дальше, на развилку дорог, в которой одна магистраль пойдет в Китай (на юг), а вторая поворачивает и вдоль пустыни Гоби ведет нас в Улан-Батор (на север):
Развилка дорог, Китай — Улан-Батор
видео Развилка дорог, Китай — Улан-Батор на Rutube:
Для тех, у кого хватило сил, дочитать до этого момента и все же решились на поездку в такую малоизвестную, но очень интересную страну как Монголия, на этом свое путешествие рекомендую и закончить. Развернувшись, возвращайтесь назад, чтобы вновь окунуться повторно во всю ту красоту, которую вы проехали. А потом хвастайтесь, что видели всю Монголию! Так как далее дорога в сторону Улан-Батора перестанет быть идеальной, да и пейзажи пойдут иные, более степные с низкими горами, скудной растительностью, серой каменистой почвой с песком, приближающиеся к пустынной местности. Эта территория очень разряженная по населению и поселкам, и многие-многие километры пейзаж не меняется. Животные здесь практически уже не встречаются, а если и попадаются, то, как правило, верблюды и лошади в редко встречающихся станах иногда увидите немного коз и баранов.
А для тех, кто все же решился ехать дальше — огромная рекомендация: заправить здесь на развилке, в крайнем случае, поселке Дарви своего железного коня, а у кого он прожорлив, то лучше еще взять запас в канистру. Так как после населенного пункта Дарви долгое время не будет заправок, да и населенных пунктов как таковых не будет, только будут изредка попадаться одинокие станы и юрты.
Дальнейшая наша остановка была запланирована в Гоби Алтай, на картах почему-то просто Алтай.
Когда отъехали от Дарви, нам несколько раз встречались машины с еврономерами, европейцы довольно активно посещают эту страну. Путешествуют они, как правило, в домах на колесах.
видео Авто с еврономерами на дороге Монголии в сторону Гоби Алтай на Rutube:
Дорога будет хорошая, но монотонная, все 267 км (судя по карте) пейзаж меняться не будет, и вы увидите настоящую нетронутую дикую монгольскую природу, всю какая она есть. Кому-то она покажется унылой, немногие восхитятся. Без эмоций этот участок точно вас оставить не должен.
Не доезжая около сотни километров нам встретился вот такой полустаночек:
видео Полустаночек по дороги в Гоби Алтай на Rutube:
И наконец-то мы под вечер добрались до Гоби-Алтай.
видео Под вечер приехали в Гоби-Алтай на Rutube:
Переночевав там, поутру решили прокатиться по городу.
видео Въезжаем в Гоби-Алтай на Rutube:
Ну, что можно про него рассказать — Алтай — административный центр Гоби-Алтайского аймака в западной Монголии. Формально расположен в Есенбулагском сомоне (районе). Не следует путать с одноимённым сомоном, также носящим название Алтай, на юге аймака. Население — 15800 человек (на 2008 год). Город даже имеет свой аэропорт, который и служит для внутренних регулярных перелётов в Арвайхээр и Улан-Батор.
Покатавшись по городу, решили заехать и помыть машину на местной автомойке.
видео Решили заехать и помыть машину на местной автомойке в Гоби-Алтай на Rutube:
И там же ее ребята немного полирнули корейской полиролью.
видео Полировка машины на автомойке в Гоби-Алтай корейской полиролью на Rutube:
Теперь по расценкам:
Прейскурант цен на мойку авто Август 2024 город Гоби-Алтай Монголия
Я заказал самую жирную мойку, снаружи и внутри автомобиля, а также полировку снаружи и торпедо в салоне, и она мне обошлась в астрономическую сумму равную 25000 тысячам тугриков, все это делим по курсу на 37 и получаем = 675 рублей и 76 копеек.
P.S на фото ЖИЖИК — маленькая машина, ДУНД — средняя ну и ТОМ — большая, остальные по названиям понятны, верхняя строчка соответственно максимальные расценки, остальное если интерес есть, можете посчитать сами. Гадар — снаружи, Дотор — внутри.
Ну а дальше мы заправились и двинули в город с названием Баянхонгор.
Дорога из Гоби-Алтай в Баянхонгор
Ну и если коротко, то о дороге из Гоби-Алтай в Баянхонгор:
видео Ну и если коротко, то о дороге из Гоби-Алтай в Баянхонгор на Rutube:
Проезжая населенный поселок Бууцагаан, мы сделали остановку около юрты, где нам местные девушки продали кумыса, сходили на какой-то местный памятник (как позже выяснилось, эти лошади победители в скачках разных лет, а далее находится их кладбище). И насладились местными пейзажами и панорамой, как-никак по окраине самой пустыни ведет дорога! Описывать все очень долго, поэтому я все рассказываю в видео:
видео Проезжая населенный поселок «Бууцагаан на Rutube:
И вот мы покупаем кумыс в юрте у девушки:
видео Покупаем кумыс в юрте у девушки в Бууцагаан на Rutube:
Ну и конечно, как его можно было не испить! Прям на беседочке прямо рядом с юртой, глядя на пустыню Гоби:
видео Пьем кумыс на привале у поселка Бууцагаан на Rutube:
Ну вот, у нас за плечами уже 385 км, пройденных с утра, и мы, наконец-то, въезжаем в город Баянхонгор:
видео Въезжаем в город Баянхонгор на Rutube:
Немного информации о городе Баянхонгор — город в центральной Монголии, административный центр одноимённого аймака, а также одноимённого сомона этого аймака. Город населяют в основном халха-монголы. В городе функционируют краеведческий музей и музей природы. Вблизи города расположены минеральные источники. В городе имеется аэропорт, связанный регулярным пассажирским сообщением с Улан-Батором. Население 29817 человек (2010 год).
В городе мы немного прогулялись и у местных спросили, где тут можно прилично отобедать. Нам посоветовали ресторан в отеле «MAZAALAI» — (в переводе медведь, какой-то особый, их монгольский, краснокнижный), и он действительно оказался довольно приличным. Вот видео с общим видом:
видео Ресторан отелея MAZAALAI в городе Баянхонгор на Rutube:
Ну, и короткий рассказ о самом популярном блюде национальной кухни и это, конечно же, буузы, тоже в видео:
видео Короткий рассказ о национальной кухне город Баянхонгор о буузах на Rutube:
Отобедав, мы заправили нашего фиточка и выезжаем из города в сторону со сложнопроизносимым для меня названием — «Арвайхээр». Впереди нас ждут 212 км дороги.
Для кого интересно, вот видео выезда из города:
видео Выезд из города Баянхонгор в сторону Арвайхээр на Rutube:
А здесь коротко о дороге в Арвайхээр:
видео Коротко о дороге в Арвайхээр на Rutube:
Не доехав до города примерно около 20 километров, мы встретили большой мемориальный комплекс. Там находилось большое количество туристов, и мы тоже решили туда заехать. Как мы выяснили позже это — «Монгол тумний морины их шутээн».
В Монголии особое отношение к лошади. Они относятся к лошадям — как к людям. Ведь благодаря лошади монголы стали великими завоевателями. И по сей день лошадь для монгола и друг, и помощник, и спаситель. В Монголии существуют кладбища лошадей. Но есть в Монголии кладбище лошадей, известных всей стране. Находится оно в 21 км на запад от города, названного в честь легендарного скакового жеребца — Арвайхээр.
Арвайхээр прославился тем, что в течение 20 лет побеждал на всех скачках, в которых участвовал. В этом мемориальном комплексе покоится несколько самых выдающихся чемпионов. У каждого из них есть постамент с его точной копией и памятная надпись. А те лошади, которые добились меньших результатов на скачках, их черепа расположены полукругом за охраняющим это место божеством. Многие проезжающие мимо монголы, стараются заехать на этот мемориал. Для них это дань уважения к священному животному. Рядом с мемориалом расположен ипподром, и если повезёт, то можно увидеть скачки, в Монголии это не редкость.
И вот для кого интересно, скачал из интернета — это, наверное, лучший ракурс на мемориал, посвященный скакуну Арвайхээр:
Лучший ракурс на Мемориал, посвященный скакуну Арвайхээр
видео Мемориал в честь легендарного скакового жеребца — Арвайхээр на Rutube:
После мы проехали 21 км и въехали в город.
видео Въезд в Арвайхээр на Rutube:
И увидели торговый центр Номин, так он выглядит изнутри:
видео Номин в Арвайхээре на Rutube:
В магазине зашли и пообедали в кафетерии. Вышло на двоих, в переводе на рублики, по 445 рублей с носа. Я взял себе национальное монгольское блюдо, под названием «цуйван», что это такое и из чего состоит в видео:
видео Из чего состоит цуйван в Номине в городе Арвайхээр на Rutube:
Найдя местечко и переночевав, мы спозаранку собрались в путь. Прокатились немного по городу и поехали далее. На выезде я заснял коротенькое видео, кому интересно:
видео Выезд из города Арвайхээра и про навигатор maps.me на Rutube:
Ну, а теперь, наша дорога лежит в город Улан-Батор.
По дороге мы совершили очередную остановку и купили айраг — напомню, это кумыс по-монгольски. Летом по всем дорогам страны он продается, всегда можно сделать остановку и насладиться этим напитком.
При покупке кумыса, между делом, я снял два, на мой взгляд, очень познавательных видео, о быте монголов, которые живут в юртах:
видео Покупка Айраг и рассказ о быте Монголов видео — 1 на Rutube:
видео Покупка Айраг и рассказ о быте Монголов видео — 2 на Rutube:
Зашедший в юрту хозяин, из-за того, что я снимаю на телефон, встретил поначалу нас недружелюбно. После общения с ним на монгольском языке растаял и разулыбался. В разговоре он спросил, куда мы едем, ответил, что туристы и едем в Улан-Батор. Мы с ним поговорили немного о быте и о другой всячине, после он пожелал нам хорошей дороги, и мы далее двинулись в путь.
Отъехав от города Арайхээр 60 километров, вы будете проезжать перекресток с поворотом на Хархорин.
видео Перекресток с поворотом на Хархорин на Rutube:
Что можно рассказать об городе Хархорин — датой основания города считается 1220 год, когда ставка Чингис-хана была перенесена на берега Орхона. Резиденция хана располагалась, вероятно, у горы Малахитэ, на городище Тахай-балгас, где в XII веке находилась ставка кереитского хана. Столица Монгольской империи в 1235-1260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин аймака Уверхангай Монголии. Кому интересно более подробно, вот ссылка на Википедию.
Решив не ехать в Хархорин, мы далее продолжили двигаться в сторону Улан-Батора. Проехали менее сотни километров, и нам встретилась единственная, но очень крупная, по местным меркам и пути нашего следования, река — Туул гол:
видео Река Туул гол на Rutube:
И вот спустя несколько дней пути, мы, наконец-то, достигаем своей цели и въезжаем в столицу Монголии город Улан-Батор:
видео Въезд в город Улан-Батор на Rutube:
Коротко об Улан-Баторе — в переводе «Красный Богатырь», столица Монголии и крупнейший по численности населения город страны — 1405000 человек (ноябрь 2017 года). Город расположен в долине реки Туул, на высоте 1300-1350 м над уровнем моря. Он же — самая холодная столица в мире. Зимой не редкость морозы ниже −40 °C, несмотря на холод, зима в столице Монголии скорее пыльная, чем снежная. Осадков выпадает мало, в основном — в летний период.
В городе есть 4 театра, а также многочисленные музеи. Одним из самых примечательных музеев является Государственный центральный музей Монголии (Музей естественной истории, Музей истории природы), где собрана обширная коллекция экспонатов, в том числе скелеты динозавров, найденные в пустыне Гоби.
Важной достопримечательностью Улан-Батора является Дворец провозгласившего независимость Монголии первосвященника — Богдо-гэгэна, построенный по чертежам, подаренным последним российским императором Николаем II. В городе имеются многочисленные буддийские храмы и монастыри; крупнейший из них — центральный монастырь страны Гандантэгченлин.
На центральной площади Монголии
Приехав в столицу Монголии во второй половине дня, мы встретились с нашим монгольским другом Эрдэнэбатом, посидели в стилизованном под юрты ресторане, откушав наших любимых национальных блюд, там был заказан «Хорхог» и другое.
Ресторан в Улан-Баторе с Эрдэнэбатом
И уже вечером, поехали в Тэрэлж парк.
Коротко о Тэрэлж парк — Горхи-Тэрэлж (Ручей рододендронов) — национальный парк Монголии, в 80 километрах к северо-востоку от Улан-Батора. Национальный парк Горхи-Тэрэлж примечателен большим видовым разнообразием флоры и фауны, в том числе и редких для Монголии видов. Одних только птиц обитает здесь около 250 видов. Ландшафт парка представляет собой сочетание остепнённых южных склонов гор и покрытых лиственничной тайгой северных склонов. Лес поднимается до высоты 2200 м.
Переночевав в нем, утром поехали в город по делам, немного «похулиганив на дороге»:
видео 120 км/ч. По Улан-Батору на Rutube:
Въехали в город поутру, была возможность немного поснимать видео и рассказать об особенностях вождения:
видео Едем утром по Улан-Батору, снимаем виды, рассказ об особенностях вождения по городу на Rutube:
Было у меня в городе одно очень!!! важное дельце: резина, на которой мы приехали, была уже изрядно поношена и требовала замены. Собственно, перед поездкой было принято решение поменять покрышки именно в Монголии. Если вы спросите почему, отвечу, все очень просто, так как здесь нет необходимости защищать отечественного производителя, по причине его отсутствия, ввозные пошлины очень демократичны и низки. Поэтому цены на любые колеса очень маленькие.
За четыре колеса фирмы «Goodyear», чистокровный японец 2021 года выпуска, с износом +/- 10% (на мой взгляд), на рынке я заплатил 280 000 тугриков, делим это на курс по 37 и получаем = вуаля 7567 рублей и это комплект!!! Ну где я в РФ найду за такие деньги! Во Владике, на момент покупки, аналоги стоили не менее 18000 руб. за четыре колесика, и это без учета доставки до Барнаула. Там же на базаре мы сразу и переобули машину на купленную резину.
видео Покупка колес Goodyear на Rutube:
Ссылка на навигаторе Google Maps.
Та же песня здесь и творится по любым запасным частям! Они, по нашим меркам, тут просто даром!
Ой, ребята, а если бы вы знали, сколько здесь стоят автомобили! Берите любой популярный автомобиль, затем отнимите от него примерно 2,5 его стоимости — и вот вам цены на автомобили в Монголии. А все по той же причине — низкие ввозные пошлины и нет никакого отечественного производителя машин, который требует защиты от государства! Кстати, и про утилизационный сбор они тут отродясь ничего не слышали!
Еще есть нюанс, из-за очень сухого климата в Монголии, авто тут не знают «что такое есть ржавчина?», а еще здесь ничего не слышали о посыпке дорог реагентами!
Но есть одна очень бооольшая печалька! Вывозные пошлины такие конячьи, что вам категорически невыгодно его оттуда вывозить. Вот, как-то так.
Закончив наши дела на рынке, я созвонился еще с одним монгольским другом Наранбатаром, договорившись о встрече, и после того как словились (благо у него был выходной), мы поехали в центр города послоняться без особых дел по магазинам с целью пошопиться. Он предложил нам съездить в популярный сетевой корейский магазин под названием «S24», полный аналог аналогичных магазинов этой сети в Сеуле.
видео Магазин S24 в Улан-Баторе на Rutube:
После похода по S24, ЦУМ и другим, мы заехали в ресторан поесть, там я поснимал немного общий вид с улицы:
видео Ресторан в Улан-Баторе, общий вид на Rutube:
А после прощания с нашим другом мы направились на выезд из города Улан-Батор, где и нарвались на мощную пробку в центре города, в сторону выезда из оного. Взгляните кому интересно, как она выглядит:
видео Пробка в центре Улан-Батора на Rutube:
Кое-как выбравшись из города, мы направились в сторону второго по населению города Монголии — Дархан. Дорога оказалась отличной, как нам рассказали, в 2023 году закончилось ее расширение до двух полос в каждую сторону, так она выглядит:
видео Выезд из Улан-Батора и дорога в Дархан на Rutube:
Следующая наша остановка:
Выбравшись из города, мы с шурином, отъехав немного, нашли на закате неплохое местечко, у подножья горы, неподалеку от трассы, там и устроили себе ночевку. Ну а поутру двинулись в дорогу. Первое, что нам попалось это — Проезжаем полицейский пост, заснял, чтобы вам показать, как они у них оборудованы:
видео Полицейский пост на Rutube:
И по дороге в Дархан, встречаем что-то буддийское:
видео По дороге в Дархан что-то буддийское на Rutube:
И вот он, въезд в Дархан, со стороны Улан-Батора:
видео Въезд в Дархан, со стороны Улан-Батора на Rutube:
Немного о городе Дархан — в переводе — «кузнец». Численность его населения составляет 74738 жителей (на 2010 год). Расположен на севере МНР, в междуречье Хара-Гол и Шарын-Гол. Находится неподалёку от границы с Россией. Согласно названию города подразумевалось, что он был задуман как промышленный центр для северных территорий Монголии. Город остаётся в основном индустриальным центром, а также местом проживания около 82 % населения аймака. Как и в большинстве других монгольских городов, порядка 86 % горожан проживает в квартирах, остальное население живёт в юртах на окраинах города.
По приезду туда, у нас была одна только цель: посетить фабрику по производству меховых изделий под названием «Darkhan Nekhii JSC» в простонародье — Дарханка. Мы в свое время довольно часто в нее наведывались. Там можно приобрести довольно приличные вещи, по вполне разумным ценам и с хорошим ассортиментом товара. Тем, кто случаем будет находиться в этом городе, очень рекомендую ее посетить!
Приехав в магазин при фабрике, мы поняли, что не ошиблись.
Так выглядит магазин:
видео Магазин меховых и кожаных изделий в городе Дархан «Darkhan Nekhii JSC» в простонародье — Дарханка на Rutube:
И при осмотре ассортимента товаров мы нашли просто отличную меховую куртку, внешне неотличимую от пуховика, и по очень выгодной цене 9459 руб. за штуку. Ну и, конечно же, прикупили пару штук.
Обзор данной куртки, заранее извиняюсь, прервал видео чуть раньше времени:
видео Меховая куртка в магазине Darkhan Nekhii JSC» в простонародье — Дарханка на Rutube:
Вот с таким отличным настроением мы покидали город Дархан, при проезде по городу заснял центральный рынок, там, кстати, можно поменять валюту:
видео Проезжая центральный рынок Дархана на Rutube:
Ссылка на навигаторе Google Maps.
А наш путь далее сюда:
На позитиве мы выехали из города, и направились проездом через город Сухэ-Батор на пропускной пункт «Кяхта», где и благополучно пересекли границу. На ее пересечение ушло около 2 часов.
При пересечении границы на душе было очень грустно. Как и все хорошее, наша поездка по Монголии закончилась, и очень жалко было покидать эту страну с ее самобытной культурой и колоритом, который мы встретили, национальной кухней которую мы отведали, бесконечными степями, которые мы проехали, красивыми снежными горами, которые мы увидели. И конечно же, тянет вернуться обратно, чтобы насладиться этим повторно!
Всем, кто смог дочитать данный отзыв до конца, большое спасибо, надеюсь, вы получили необходимую и полезную для вас информацию.