Зимняя рыбалка в Монголии

20.03.2018 | 24290 просмотров

Так уж вышло, что чаще всего за границей я бываю в Монголии, хотя много где еще был. Возможно, потому что эта страна к нам ближе всего и попасть туда просто: уже несколько лет для поездок туда не требуется виз.

Я впервые здесь оказался в 1990 году, когда с группой ребят из Братска поехали на мотоциклах ИЖ из сибирского города в пустыню Гоби. С подробностями этого эпохального путешествия можно ознакомиться здесь.

С тех пор я еще не раз приезжал в эту очень необычную страну и практически всю её объездил, о чем тут в подробностях рассказывал. Пару лет назад друзья, которые ни разу на автомобиле не выезжали за границу, попросили сопроводить их в Монголию на зимнюю рыбалку. Сразу не получилось, но в этом году звезды этому способствовали. И на исходе зимы, как только на озере Хубсугул намертво встал полутораметровый лед, мы отправились в путь.

Экспедиция состояла из двух автомобилей: нашего, всем уже хорошо известного Прадика с прежним экипажем в составе меня и моей жены Елены и наших друзей из Братска Сергея и Татьяны на Лексусе. Предполагалось, что с нами в путь отправится еще один заядлый рыбак на своем Патриоте последней модели и в самой полной комплектации, но у него на 25 тысячах пробега порвало ремень ГРМ (упс!), и он посчитал за лучшее никуда за пределы России на этом автомобиле не выезжать.

Прежде чем отправиться в дорогу, мой штурман озаботилась тем, что забронировала два 2-местных номера с удобствами на российско-монгольской турбазе в поселке Ханх, носящей название с претензией «Край Земли». Гостиница была знакомой, и все вышло недорого.

Но, как выяснилось, реальность отличалась от обещаний, как по уровню услуг, так и по цене. В итоге нам пришлось доплачивать, видимо за то, что в гостинице не работала даже сантехника.

Я попытаюсь получить объяснение этому удивительному факту у ее российских владельцев и при возможности расскажу об этом в комментариях, но не стал бы рекомендовать этот сервис другим туристам, тем более что в округе есть еще несколько туристических баз с более низкими ценами на подобные услуги.

Но давайте по порядку. От Иркутска до монгольского поселка Ханх около 400 километров. Основная сложность заключается в перевале между Иркутском и Култуком. В непогоду здесь образуются пробки из фур. Но если этот 70-километровый участок удается преодолеть, то дальнейшая дорога проблем не вызывает, хотя попадаются гравийные разрывы, где и сейчас ведутся работы.

Вообще, просто поездка по Тункинской долине в любое время года может доставить массу удовольствий. А если вы еще немного подготовитесь к ней, дав себе труд, что-то почитать о долине, то откроете для себя новый мир.

На погранпереходе в Мондах мы оказались первыми и единственными в очереди, что и сказалось на скорости пересечения рубежа с двух сторон, а затем и в обратную сторону.

На монгольской стороне обнаружились качественные изменения: большая часть дороги, где когда-то мы посадили на брюхо нашу старую «Мериву», покрыта асфальтом. Возможно, в этом году закроют вопрос целиком. В самом Ханхе две улицы тоже заасфальтировали!

В отеле нас ждал первый нежданчик, о котором уже упомянул — не работала сантехника, якобы потому, что были сильные морозы, но к концу дня вопрос обещали решить.

Не решили ни в этот, ни в следующий…

О чем нас, собственно, и предупредили наши новые знакомые из Ангарска, приезжающие сюда каждый год на рыбалку.

— До тепла сантехника здесь не заработает, — уверенно сказали они. — Не хотят они с обогревом труб заморачиваться. А вы лучше следите за тем, чтобы дополнительных расходов не включили в счет.

И как в воду смотрели — по тысяче рублей на человека нам за проживание накинули, вроде как российские партнеры неправильно что-то нам посчитали.

Изменило ли это как-то мое отношение к Монголии? Нет. Страна мне нравится. Она очень самобытная, мало на что похожая. Сюда за ее естественностью устремляется много народа, особенно европейцев. Но на этом берегу Хубсугула россияне — основная масса, поскольку погранпереход работает только на сопредельные страны.

В поселке мы оказались в середине дня. Можно было сразу отправляться на рыбалку, но решили показать друзьям местные достопримечательности. А для человека, впервые оказавшегося в этих местах, все представляет интерес. И национальная одежда монголов, в которой здесь многие ходят, и средства передвижения, основным из которых даже зимой является мотоцикл.

Конечно, заглянули в магазины, которые напоминают советские сельпо. Их особенностью является то, что они бивалютные, то есть продают товар и за тугрики, и за рубли.

И цены выставляются, соответственно, в двух вариантах. Однако выбор небольшой и основной интерес у приезжих рыбаков, понятно, вызывает алкогольная группа товаров. Неплохое пиво стоит примерно так же, как и российское, а вот более крепкие напитки ценятся дороже. Но специалисты утверждают, что монгольская водка, особенно с портретом Чингизхана, а также марки «Соёмбо» превосходит даже российские премиум сорта.

После того, как были налажены товарно-денежные отношения с аборигенами, решено было прокатиться по побережью. Заглянули на местное священное место — обо. И мы там были в одиночестве, если не считать огромного ворона, издающего колокольные звуки.

Кстати, с этой точки открывается потрясающая панорама на замерзший Хубсугул. На противоположном берегу, к слову, обитает необычная народность, занимающаяся оленеводством. По льду к ним возят туристов. И в этот раз на нашей базе была группа фотографов, приехавших специально для этого.

Конечно, не хватает в это время гусей и лебедей, которые прилетают сюда во множестве. Но тут уж ничего не поделать. Зато много экзотического скота.

Знакомство наших друзей с поселком и окрестностями затянулось до вечера. Но зато можно было считать эту часть программы полностью исчерпанной.

Утром следующего дня нас ожидало то дело, ради которого мы сюда и прибыли — рыбалка.

Вообще-то, я рыбак никудышний. Может, терпения не хватает… Но с Хубсугулом у меня связаны самые сильные впечатления. Как уже сказал, на закате СССР мне довелось с группой мотоциклистов пройти путь из Сибири до Гоби. Выходили мы на родину через Хубсугул. Нам сказали, что на ИЖах мы посуху озеро не обойдем. Позже я одолел этот маршрут на внедорожнике, и возможно, мы действительно не смогли бы преодолеть метровые броды через многочисленные реки на мотоциклах. Тогда мы поверили в это без доказательств и решили пройти препятствие на пароме. Это был большой буксир советской постройки (есть он и сейчас), но тогда ходил он по воле его капитана. То есть, не регулярно, а по надобности. Чтобы не пропустить этот момент, мы разбили палаточный лагерь недалеко от причала. И так прожили несколько дней. Однажды я решился прогуляться по берегу. Вечерело! В воде было набросано много коряг. И в один момент мне показалось, что они шевелятся. Присмотрелся — это были налимы!

Мы ехали в пустыню, поэтому удочек с собой не взяли. Решили вопрос со свойственной русским сметкой: вырубили жердь, вбили в нее пару гвоздей и с этой снастью вытащили на берег несколько метровых рыбин. Одну разрубили топором и сварили уху. Других пытались отдать монголам, но их категорически никто не хотел брать. Откуда нам было знать, что монголы в те времена рыбу почти не ели. С большим трудом мы оприходовали улов.

Вот такое у меня было яркое, но немного бессмысленное рыбацкое счастье…

В этот раз все было по-другому. Во-первых, мы обзавелись лицензией на ловлю рыбы. Она именная и вот так выглядит. Стоит 500 рублей.

Присоседились к уже упомянутым ангарчанам, которые провели нас по льду Хубсугула на 10 километров к своему заповедному местечку.

Погода была такая: безветренно, но пасмурно. Я вытянул первого, но самого мелкого хариуса (говорят, что в этом месте клюет и ленок, но посмотреть на него не довелось).

Дальше удача больше улыбалась нашим женщинам, хотя ангарчане впрямую спрашивали: зачем мы их взяли с собой. А вот за тем!

Случился со мной на рыбалке один косячок. Пока я бегал от лунки к лунке, мою беззаботно оставленную удочку шустрый хариус утащил под лед. И мне её было очень жаль, хотя это была не моя собственность. Однако сквозь полуметровый лед отчетливо просматривалась оранжевая катушка. Вы представляете насколько здесь чистая вода! Дальше все просто: забурились над удочкой и она всплыла. Правда, рыбка с крючка успешно сошла.

Наловив рыбы на хорошую уху или жареху, начали задумываться о возвращении в гостиницу.

Но нам предстояло пройти еще одно испытание. Неожиданно налетевший сильный ветер отправил в путешествие по льду Хубсугула наш скарб, простецки выставленный у лунок. В полет ушли стол, все, что было на нем, и вдобавок стулья.

В погоне за шмурдяком с некоторых сорвало и шапки, которые удалось догнать только через километр от места базирования, причем, на авто.

Безвозвратные потери: стакан (один). И, казалось, очки. Но последние, к счастью, позже обнаружились в автомобиле на заднем сидении.

Возвращались мы к месту проживания взбодренные и рыбалкой, и беготней по льду.

Пойманную рыбу нам поджарили, икру посолили… Просто для информации: рыбу вывозить из Монголии запрещено. Так что приходится употреблять ее на месте.

Вечер выдался томным в уже знакомой компании ангарчан, особенно после того, как выяснилось, что среди них оказался милицейский полковник, которого я с утра простецки окликнул:
— Рыбачок?
— Рыбачок, — ответил он.
И даже осмотрел наши снасти на предмет соответствия местным условиям.

На обратном пути мы притормаживали в Тункинской долине то здесь, то там, и даже остановились в курортном местечке Аршан на ночевку.

О долине я довольно подробно уже рассказывал тут.

Повторяться не стану.

Просто добавлю немного свежих фото.

Февраль-март 2018 г.

Батто Ошширов
Даже монголы умнее нас. У них рыбу вывозить нельзя.
А у нас все наоборот. Про лес лучше вообще не вспоминать....
Назвать это рыбалкой тяжело, это скорее быстрый выезд в "ближнее зарубежье" походить и поездить по льду и чуток удочку закинуть.
Но отличный отдых у вас получился, хоть и быт чуть подвел. Но почему мужики в хорошей зимней обуви, а о женщинах мужики вообще не позаботились? Мужикам своих женщин не жалко? ))))))

на патриотах вроде как цепь а не ремень...
08,09,пробокс,аккорд,авансьер,торнео,карина,ауди_А6,QX-4,ранкс,приус-30,патриот,fx37S

Василич
Небольшое уточнение.Вывозить рыбу и мясо с Монголии НЕ ЗАПРЕЩЕНО.ЗАПРЕЩЕНО ввозить в Россию.

Василич
Да.Монголы умнее вас....

Касли
интересно...
taxxi
на патриотах вроде как цепь а не ремень...
от этого надежней ГРМ не стал......
Волков Максим
"на своем Патриоте последней модели и в самой полной комплектации, но у него на 25 тысячах пробега порвало ремень ГРМ (упс!)"
Интересно, откуда на Патриоте ремень ГРМ появился?
Батто Ошширов
Даже монголы умнее нас. У них рыбу вывозить нельзя. А у нас все наоборот. Про лес лучше вообще не вспоминать.... Назвать это рыбалкой тяжело, это скорее быстрый выезд в "ближнее зарубежье"...
У нас в компании абсолютно такая же ситуация: у мужчин есть комплект рыбацких костюмов и обуви для постоянных выездов на природу, а девушки, да, в обычной одежде нас сопровождают. Покупать ради рыбалки раз в год или раз в пять лет термобелье, костюм с мембраной, сапоги из ЭВА и прочее не все считают целесообразным. И девушки больше для компании едут, а не на профессиональную рыбалку. Воды на льду нет, весна, тепло, палатки и машины рядом. Вполне терпимо, я считаю.
И вообще, женщины, говорят, более выносливые )))
П.С.: братчанам привет! Иркутяне и ангарчане тоже молодцы!
А вы в Турцию как дикари за дешевым вискарем гоняете дураки .
Миша-Михаил
Т.е. на крузаки и лексусы деньги есть, а СВОИМ ЖЕНАМ ОБУВЬ КУПИТЬ ЗА 2-3 т.руб. денег нема?
Ну и что, что "за компанию" они едут?
Я рад за Ваших дам, что они настолько терпеливы и выносливы. Но не такие это деньги (сапоги ЭВА до 3 т.р. стоят, даже иностранного производства до 10-ки) , в сравнении с тем, что мужики тратят на профессиональную рыбалку в 5-10 хвостов (машина, топливо, снасти, подкормка, питание, ночлег и т.п.)

Батто Ошширов
Действительно, рыбу в Россию ввозить запрещено. Как и мясо.
Что касается обуви. Если обратили внимание, то на ногах у моей жены необычная обувка. Монгольская. Это типа валенки, но мехом внутрь. Местные, как понял, одевают их поверх обуви зимой, когда предстоит долгая поездка на коне.
Но кроме того, наши женщины были утеплены достаточно. Мороза не было, машины рядом, лунки им делать было не нужно. Так что зря беспокоитесь.

taxxi
на патриотах вроде как цепь а не ремень...
У меня никогда не было Патриота. Так, что не знаю, как он устроен. Какую причину для непоездки назвал хозяин, ту и озвучил.

Хороший отчет. Для того, чтобы понять, что там делать не..й. Спасибо.
Черняховск
Народ! Вы здесь. что оцениваете!!!?? Написание автором отчета о своем путешествии, или как, с кем и в чем они это путешествие осушествляют! Вот нравиться им ездить на Прадиках и Лексусах голышом- это их право! А Вам прежде чем что то охаивать сначала надо попытаться самим выбраться куда нибудь чуть дальше своего дивана, а потом кого то воспитывать! автору сапсибо, очередные классные покатушки, дальнейших успехов!

Во понабежали злопыхатели! увидели лексус аж ***** закипело
Дядя Саня Оренбург
Всё по делу Без соплей И без предисловий в десять листов. Мне понравился отчёт удачных поездок ставлю 5.
Oleg_Avgust
ну поскольку хозяин не шибко разбирается сам, что там порвалось- факт поломки неудивителен)))
alvi2712
Спасибо за конкретный отчет!!! Все здесь ясно-понятно.
Удачи на дорогах и в жизни!!!
11192531
Да УАЗ он такой может всякое случиться это вам не на ЛЕХУСАХ ездить

А на коньках там можно по озеру погонять?)) Вроде лед гладкий))

mamazvezdi
А на коньках там можно по озеру погонять?)) Вроде лед гладкий))
Запросто. Есть местами наметы, трещины, но в целом состояние льда лучше, чем на Байкале.

alvi2712
Спасибо за конкретный отчет!!! Все здесь ясно-понятно.
Удачи на дорогах и в жизни!!!
Спасибо. Это здорово бы пригодилось

Автор, а есть ли информация по южным местам Монголии, а именно Гоби в зимний период? Очень понравилось мне там, но от жары в августе сентябре вешаться хотелось... Как у них со снегом в пустыне зимой, можно ли проехать вне дорог?

ga_iden
Зимой там не был. Но очень сомневаюсь, что тамошние морозы под -40 могут понравиться больше, чем жара под +40
Aids42
класс!
летом еще асфальта не было от границы, хотя по поселку дорогу ровняли при нас.
интересно, а снега там вообще не бывает? сдувает весь :)

11020875
Спасибо за отчет, всё четко и понятно! По поводу Патриков, могу сказать одно, это не самая удачная машина для путешествий, держу магазин запчастей УАЗ, ГАЗ, владельцы Патриков самые лучшие клиенты.

Aids42
класс!
летом еще асфальта не было от границы, хотя по поселку дорогу ровняли при нас.
интересно, а снега там вообще не бывает? сдувает весь :)
Зима в этом году, можно сказать, была многоснежная. Даже для Монголии. Но здесь много снега не хотят, так как весь скот на подножном корме. Будет много снега - не все выживут. Так, что здесь живут по принципу - меньше снега, лучше житуха. Но меня тоже удивляет эта погодная особенность: днем выпал снег по колено, а утром его как-будто и не было.
Вячеслав
Куйтун
Читал с удовольствием ,вспоминал свои поездки только в летний период ,простой расказ без выкрутасов и соплей ,молодец , а мы ночевали в юртах прикольно но тепло правда сантехника вся на улице кроме умывальника. Автор не описал подробно моменты с бумажками во время перехода туда и обратно ,раньше там были неприятные моменты сейчас не в теме , многим будет интересно и полезно. Автору удачи на дорогах .
11020875
Что толку что ты держишь магазин запчастей уаз если ты в уазах не разбираешся.... автор набрехал про ремень грм ( которого отрадясь на уаз не ставили), а все типа знатоки поддакивают. Сколько вас ещё таких совсем не разбирающихся в уазах, НО поддакивающих ???

Т.е. готовы озвучить любой бред
Просто интересно - на Патриоте есть какие-нибудь ремни? И это нормально, что они рвутся на практически новом авто? Вопрос как специалисту

Т.е. готовы озвучить любой бред
В продолжение темы. Человек на Патриоте мне близок. В свое время, когда он соскакивал с Нивы, то советовался, чтобы взять. Поинтересовался бюджетом - деньги есть. Спросил под что авто. Рыбалка, охота. Советовал брать L200. Вывезет в тайгу по любой дороге 500 кг шмурдяка, вывезет 500 кг добычи. Поговорили, значит.
Через неделю звонит - Взял!!!Что? Патриота! Типа сам отремонтирую. И вот результат.
Напоминает историю одной компьютерной фирмы, где секретарша решила взять себе ноутбук. Местные кулхацкеры землю рыли, подбирая под ее деньги самую крутую комплектацию. Дали пороли, явки, координаты. Девчушка пришла утром на смотр не выспавшихся ай-тишников.
- Взяла бук?
- Взяла.
- Какой?
- Красненький.
Кстати с водителем Патриота мы выбрались прошлой зимой на лед Братского водохранилища. одного из крупнейших в мире, замечу.
Патриот сел на первом же перемете. Пришлось тащить...
Русский характер его не понять...А женщин очень жалко в таких условиях (без сантехники и душа).

В январе когда на Чывыркуйском заливе не было дорог, перед нами по целине шел патриот ......заколебались его через каждые 200 метров вытаскивать....
Рыболовные крючки из Южной Кореи ОПТ. Мушки ручной работы.

Баня работала
Тункинская долина прекрасна)

Перечитал еще раз - чего не понять в русском характере - не понял

ЯМАЛ
Не страшно было на озеро выезжать?? Вдруг промоины или лёд некрепкий или по вешкам ехали?

sarbaz81
Вы смеетесь - какие такие вешки? Нет их по умолчанию. Но однажды мы уже пересекали Хубсугул по льду по самому длинному маршруту - больше 100 км. Тогда боялись. Сейчас нет - толщина льда более 1.5-метров. И все по нему катаются туда-сюда

Железнодорожный
Батто Ошширов
хоть рассказ и про монголию, но обязательно нужно сорвать побольше плюсов, указав побольше минусов россии, неважно, что не правда, главное поуверенней писать фигню......
Oleg_Avgust
Ремни есть в любом авто и рвутся они тоже в любом авто, только нужно немного понимать что порванный ремень ГРМ это как минимум день в севисе, а порванный ремень например на генератор это может быть 30минут на сервисе. Теперь те кто хоть маленько хоть краем уха слышал слово уаз патриот.....тот краем мозга знает что в УАЗЕ Ц Е П Ь, а не ремень, и все уазоводы её всегда меняют с однорядной на двурядную..... мне кажется даже школьники у нас это знают
Oleg_Avgust
Автор , без обид, но ваш типа друг своей фразой вас подставил, не знаю на сколько он сам компитентен в вопросах ремень или цепь ....., а вы не задумываясь это перенесли на просторы интернета подставив себя..... , Просто удалите фразу про уаза, а другу скажите "спасибо"

Привет, привет!
=)
No turbo no fun

У вас похоже, вывих какой-то на почве УАЗа: краем уха, краем глаза, даже школьники знают... К счастью, подавляющему большинству водителей не зачем это знать, поскольку они передвигаются на других, более хороших авто, и там таких проблем не возникнет. А может просто читают здешний блог о Патриоте и не хотят такого счастья. Я же своего близкого знакомого просто жалею - ведь мог съездить с нами на рыбалку.
вадим
Автору 5+, за поездку. На Хубсугул каждый год выезжаем, но только летом, с мотором и лодкой. Прекрасная страна, шикарная рыбалка, если знаешь где и как ловить.
Oleg_Avgust
У меня вывих, когда с первых слов вижу что люди пересказывают чужие слова, а чужие слова являются неправдой, вот именно тогда и возникает недопонимание или недоверие ко всему вами написанному. Я вижу вам всё равно так же как и большинство людей не задумываясь прочитали рассказ и пятёрочек наставили. Так же и продолжайте защищать своего друга , он в очередной раз вам ляпнет, а вы перескажите в какой -нибудь компании.....
Перечитал еще раз - чего не понять в русском характере - не понял
...да "Ваших скитаний" по другому их не назовешь,учитывая возраст путешественников и их цель,по неволе хочется понять "гармонию души русской"...

Андрей,да брось ты этот уазик,и не будешь так сильно переживать
Верим конечно что у него цепь,и ты ее переставил на двурядную...
Лексус GX470

Шикарная рыбалка.

Mkovinov
Артём
Доброго всем. Подскажите пожалуйста обязательно ли для путешествия по Монголии на авто иметь международное водительское удостоверение, или достаточно обыкновенное РФ?

Mkovinov
В Монголии бываю часто, но ни разу на границе не поинтересовались водительским удостоверением. Прежде было международное, но недавно поменял на обычное и с ним уже два раза в Монголию съездил