|
Всем здравствуйте! Меня зовут Виктория и это мой первый отзыв, поэтому прошу быть чуть-чуть терпимее...
Небольшое предисловие. После того как у нас в семье появился наш любимый Жорик (Митсубиси Паджеро Джуниор 1997 года), сбылась наша мечта: можно забраться туда, где нетронута природа, где «почти» не бывал человек, где звёзды светят ярче, а воздух такой чистый, что его хочется есть ложками!
Так начались наши путешествия на Алтай. И каждый раз мы чуть-чуть не доезжали до границы с Монголией. Муж меня всё время подзадоривал: «Ну, всего 150 км до границы! Поехали!!», а мне казалось — «Степи, пески, ветер, холодина, да что я там забыла-то?!»
Но однажды я увидела ЭТО:
Это фотографии с интернета озера Хяргас-Нуур. Теплая минеральная вода, солнце, белые камни, обалденная рыбалка — красотища!
И туда можно уехать на машине! Так почему же мы еще не ТАМ ?!!
Насмотревшись и начитавшись отзывов о состоянии дорог в Монголии, а точнее об их полном отсутствии, я очень переживала, как справится наш неподготовленный малыш — шнорхеля нет, лифта нет, машина практически в стоке. Списывалась со всеми, кого только находила в интернете. Результатом поиска стало знакомство с замечательным человеком — Романом, который живет и работает в городе Новосибирск, в Академгородке. По характеру работы он не раз бывал в этой стране, его опыт и советы оказались для нас самым ценным приобретением на просторах интернета. При личной встрече наш маршрут был существенно подкорректирован, он фактически на карте карандашом прочертил нам дорогу по Монголии, по которой мы смогли пробраться к озеру кратчайшим путем. Оказалось, что дорог, указанных на нашем пути на картах Яндекс и Гугл, практически нет. Как я узнала позже, дороги в Монголии в принципе вещь не постоянная — дождь прошел или река разлилась (поменяла направление) и дороги не стало. Поэтому еще раз спасибо огромное Дрому, всем форумчанам и лично Роману!
Итак, позади долгие зимние месяцы подготовки (штудирование интернета, разработка маршрута, покупка недостающего снаряжения, ТО для Жорика), соблазнение друзей на «посмотреть чудеса Света», и вот 6 августа мы тронулись в путь!
Знакомьтесь:
Экипаж машины Тагер Тагаз, 2010 года; 2,9 литра; 4WD: водитель — Сергей, штурманы — его жена Марина и дочь Вита.
Экипаж машины Паджеро Джуниор; 1997 года; 1,1 литр; 4WD: водители — я, Виктория, и мой муж Егор, штурман — дочь Мария.
Маршрут выглядит следующим образом:
Омск — АЛТАЙ (Усть-Сема) — МОНГОЛИЯ (Хяргас Нуур) — АЛТАЙ (Джазатор) — ОМСК.
В первый день планировалось пройти 1100 км; поэтому выехали в 2 часа ночи. Кому как, а для нас это большое расстояние — авто небольшое, возрастное, мост, раздатка, всё такое. Это на бездорожье он «король», а по асфальту больше 90 км в час на нем уже не комфортно, да и жалко...
Для первой ночевки выбрали турбазу «Шишкулар», которая находится на берегу реки Катунь недалеко от поселка Усть-Сема. Миновав город Новосибирск, потратив там где-то часа 3 на встречу и беседу с Романом, искупнувшись в Обском водохранилище, дабы освежиться, благополучно добрались к вечеру до базы.
Катунь так непередаваемо красива, что можно любоваться и фотографировать ее бесконечно...
База «Шишкулар» примечательна тем, что рядом расположены знаменитые «Катунские ванночки». Сама по себе Катунь горная и холодная река, но именно в этом месте она прорезает скальный массив и распадается на ряд бурных проток. Одна из них в середине июня (после спада воды) образует ряд изолированных ванночек. За счет своих размеров они быстро прогреваются до температуры, годной для купания. Поэтому наутро — кто кататься, кто купаться...
Девочки мечтали покататься на лошадях, поэтому еще с вечера договорились о прокате и вот оно, счастье....
Остальные — в воду...
В этом месте мы планировали задержаться на 1 день — перевести дух от дальней дороги, так как машины не совсем комфортные для дальних расстояний, да и природа здесь уж шибко хороша. Один момент — если сюда приезжать в июле, то вода стоит прозрачная, бирюзовая; а в августе уже цветёт.
Утром 8 августа мы тронулись дальше в путь. Впереди 2 перевала и 400 км по горным дорогам Алтая до села Кош-Агач, где планировалась ночевка в гостинице.
Вид со смотровой площадки перевала Чике-Таман.
В Акташе были после обеда. Остановились, перекусили: прямо у дороги, слева, обалденная столовая (забыла, как называется, но ее не пропустить) — очень вкусно и недорого!
Осталось 100 км до места ночевки — села Кош-Агач. Ближе к границе погода портится...
Наконец добрались. На стоянке у гостиницы на ночевку собрался вот такой транспорт.
Все готовятся к переходу через границу , запасаются топливом.
Наутро все двинулись в сторону границы, каждый старался встань пораньше, чтобы занять очередь ближе к КПП.
Через 50 км Ташанта — приграничный населенный пункт.
И наконец КПП. Время 9 часов утра, а здесь уже очередь.
Граница работает не круглосуточно (как с Казахстаном), а строго по расписанию: с 8 до 18:00. (Монгольская сторона закрывает в 17:00, как мы это выяснили на обратном пути). Есть также выходные дни.
Прохождение границы — это отдельная история. Как всегда, у своих проще — тут хоть бы понятно, что от тебя хотят. А вот монгольское КПП — это что-то. Про сумки, доскональный досмотр машин и вещей уже писали многие. К этому я была готова. А вот множество окошек, которые мне как собственнику авто предстояло быстренько оббежать и собрать всевозможные листочки и штампики, в то время как остальные пассажиры спокойно стояли в очереди на паспортный контроль, меня впечатлило))). По-русски почти никто не понимает, есть шанс объясниться на английском. Помогает принцип «куда все, туда и я» и «сначала страшно, потом пройдет»... Главное — это в самом начале взять у парня в будке на въезде нужную бумажку, чтобы потом не пришлось оббегать всех заново)))...
Ну вот и всё, мы прошли, УРА! Мы в МОНГОЛИИ! WELCOME!
На фото прям несёмся.. Ага, до первой кочки)
Ближайщий населенный пункт через 100 км — Баян-Улгий, из них первые 50 км мы проползли со скоростью 20 км в час. Как выяснилось, чем популярнее и многолюднее «дорога», тем круче и жестче на ней «стиральная доска». Она такая укатанная, что ехать по ней в принципе невозможно — в машине моментально откручивается всё, что прикручено, начиная от колёс и заканчивая канистрами на крыше))). Приходется съезжать на «обочину» и ехать просто по степи, аккуратно объезжая большие валуны и кусты саксаула, которые могут спокойно проткнуть колесо. Мы, конечно, читали и знали про камни, про дорогу как «стиральная доска» и про ее отсутсвие в принципе, но всегда одно дело читать, а другое — прочувствовать всё своей пятой точкой. Непередаваемые ощущения!
Ура, а вот и асфальт! Правда, не надолго)))
Первый асфальт на территории Монголии.
50 км счастья и мы в Баян-Улгие.
Немного пофотографировались, обменяли деньги. В супермаркете затарились продуктами и главное — приобрели местную симку, предупредить родных, что мы все живы-здоровы.
Тугрики. Ура, мы миллионеры! Курс 1:50.
Кажется, театр (не помню точно).
Дотемна еще нужно было проехать около 80 км, по местным дорогам это как минимум 4 часа пути, надо торопиться...
Наконец, мы добрались до первого запланированного места ночлега в Монголии — озеро Ачит-Нуур. Из-за сильного ветра долго искали место стоянки. Рядом была живописная гора из камней, но хотелось поближе к воде — умыться, освежиться, может и искупаться.
Однако подобравшись ближе, были разочарованы: подойти к воде практически невозможно — мягкий, приятный, не вонючий, но ИЛ по колено! Едва спасли детей и шлепки))). К тому же резко похолодало, и купаться желание пропало. Днем было +20, к ночи опустилось до 5 градусов. Ночью порывами ветра с машин сорвало тент...
Посиделки были недолгими, так как не столько от усталости из-за зубодробильной дороги, сколько от избытка впечатлений, мозг просто отказывался функционировать, и все просто выключались на ходу.
Первая ночевка на территории Монголии. Озеро Ачит-Нуур.
Утро, сборы и снова в путь. Впереди самое интересное.
Утро 10 августа. Пройти планируем как можно больше, но если что — заночевать на берегу следующего крупного водоема, Хар Ус Нуур. Это примерно 150 км. На Гугле путь прокладывается только от водоема, что ниже нашего места ночевки, от Ачит-нуур якобы дороги нет))))
Продолжаем двигаться на юго-восток. Въезжаем в Увс аймаг (ночевали мы на границе между двумя областями). До озера моей мечты еще 300 км.
Карта «области» Увс. В Монголии всего 21 аймак (область).
Частенько останавливались посмотреть на окружающие красоты и поразмяться.
Как мы потом выяснили, их (Ховдов) в Монголии много. Есть также река Ховд. Часто у нас будет происходить разговор типа «Да не тот Ховд, а тот...» Вот и как здесь не заблудиться? А если у местного дорогу спросить, еще и Ховд упомянуть, то вообще никогда никуда не доедешь)))...
Кстати, это — федеральная трасса, у нее даже номер есть — А 07. Отличительная особенность — «многополосность». И если вдруг она неожиданно становится однополосной-односторонней, всё — ты заблудился! Значит где-то случайно свернул, а федеральная трасса скорее всего где-то ушла за куст саксаула и скрылась за бугром. Лучше вернуться назад и искать этот куст, иначе всё равно чудесная однополосная-односторонняя дорога просто кончится где-нибудь в болоте (это по собственному опыту)))) Вообще, ориентироваться на местности в Монголии сложно. Из навигации был использован Ozi с пришитой по координатам населенных пунктов атласом Монголии (сайт http://www.africatwin.ru/travel), поэтому, ни о какой 100% точности речи быть не может. Пришили немного не точно, но этого нам было достаточно, чтобы определять направления к населенным пунктам. Картами генштаба как-то у нас попользоваться почти не получалось — вникать в нарисованный на них ландшафт всем показалось долгим и скучным занятием. Благодаря Роману, мы знали направление и уверенно шли по компасу))))....
Солнце, небо, тишина, красота...
По дороге постоянно хотелось остановиться, запечатлеть эту красоту, чтобы навсегда осталось в памяти это незабываемое путешествие!
А заодно и остудить двигатель и коробку, которые из-за перепадов высот постоянно норовили нагреться))...
Кто-то позирует, а кто-то чинится)))...
Вокруг по степи самостоятельно путешествуют вот такие представители местной фауны:
Кто по земле, кто по футболке...
Местные козочки (очень хорошенькие).
Собака. А ведь рядом — ни жилья, ни людей....
А вот так выглядят небольшие заправки в Монголии.
В населенном пункте покрупнее уже вот так:
В этот день мы натерпелись: заблудились в болотах, перебирались через речку...
Сейчас понимаю, что нам сказочно повезло. Реки в это время года были почти высохшие, и нам досталась только неглубокая речушка, чисто для полноты ощущений и впечатлений.
После потеряшек в болотах, мы благополучно выбрались в «цивилизацию» (город Омнеговь), даже не доставая канистры с бензином.
В 20 км от этого города находится город Олгий. Объехав по объездной оба населенных пункта, мы попали к озеру Хар Ус Нуур — месту нашей следующей ночевки. Здесь можно было близко подойти к воде, но снова разочарование — весь берег усыпан козьими «орешками».
Наступил вечер, и опять похолодало. Все побыстрому утеплились, дружно поставили палатки и, спрятавшись за машинами, сели ужинать. Тент растягивать не стали, памятуя об опыте прошлой ночи (как еще стекла у машин не разбило железными крючками)...
В темноте подтянулись гости — несколько монголов на лощадях, скорее всего пастухи. Для здешних мест туристы такая же редкость, как для нас — монголы))). Общаться пытались, как могли, спасал язык жестов. Нам предложили покататься на лощадях, показали какую-то занятную монгольскую головоломку из веревочек, но так как было уже темно и очень поздно, детей ничего не заинтересовало)))... По этой же причине и нет фотографий гостей.
Угостив их конфетами и бутылочкой пива (на которую они дружно кивали головами) мы попрощались и быстренько разбрелись спать, ибо на горизонте замаячил фонарик, и мы не стали искушать судьбу и дожидаться следующую партию гостей за пивом....
Утро следующего дня, как, впрочем, и на протяжении всего путешествия по Монголии, нас встретило ослепительным солнцем и ярко-синим небом. Настрой у всех был бодрый, в этот день мы должны были добраться до цели нашего путешествия — озера Хяргас Нуур. Все мечтали, наконец, искупаться, порыбачить, да и просто поваляться на пляже. И, в конце концов, просто никуда не ехать, а ОТДЫХАТЬ!
Итак, в путь! Осталось примерно 170 км. Из них 80 км мы уже будем ехать вдоль озера Хяргас Нуур.
Маршрут 7-го дня пути. 12 августа.
Через 60 км пути, недалеко от города Наранбулаг нас ожидал сюрпиз — чудесный, новенький, ровненький, с разметкой асфальт.
Справа от дороги оказались гостиница и магазин. Обрадованные, мы понеслись в магазин — посмотреть на «новые лица», пообщаться и прикупить чего-нибудь «местного-интересного». Однако здесь нас ждали трудности перевода. Чем дальше уезжаешь от границы, тем всё меньше тебя понимает местное население — даже жесты ни к чему не приводят. После нашего театрального представления (пытались объяснить, что хотим минералку) хозяйка-продавец открыла прилавок и жестом показала — проходите! Зашли за прилавок, набрали того, что нам нужно, хозяйка быстро все посчитала и показала на калькуляторе сумму (а минеральной водички мы так и не купили — её там просто не бывает в продаже)...
Буудал — гостиница, дэлгур — магазин.
Рядом была вот такая занятная огороженная площадка с памятником:
Незаметно мы пролетели 80 км, и асфальт кончился. Началась самая настоящая пустыня.
Еще в Новосибирске, когда мы обсуждали маршрут с Романом, я попросила его показать, как можно будет проехать к пескам Монгол-Элс, если у нас останется время (быть рядом со знаменитым песчаным массивом и не заехать?!), на что он рассмеялся и, всё же показывая маршрут, сказал: «Ну, если вам не хватит песков у Хяргаса....» Я пожала плечами, ведь по гуглу непонятно было, что там и как — ну озеро, ну дорога, ну серо-беленькое всё. А оказалось-то и правда — песка за глаза))))
И вот тут-то мы хапнули!
Жара, машины вязнут в песке, коробка-автомат греется. Спасают понижайки. Иногда попадаются более твердые места (на них мы останавливались остудить коробки и размять ноги), а в некоторых участках песка было выше щиколотки. Вот в таких-то местах нам встречались монгольские приусы, засевшие в песке — вокруг ходили женщины и дети, а водитель жалобно выглядывал попутные авто. Сергей останавливался и Тагером их вытаскивал. На его счету где-то 5 спасенных машин. Карму повышал))) Вот чем думали эти товарищи, когда выбирались на местный курорт на своих легковушечках? Непонятно...
Мы на своей машинке скромно стояли в стороне, наблюдая за подвигами этого Геракла)))
60 км мучений и вот оно — МОЯ МЕЧТА! ОЗЕРО ХЯРГАС НУУР.
Оказывается, на берегу есть турбаза, в которую и стремились все эти приусы. У базы своя отгороженная территория, стоят юрты, душ, туалет, кафе и административное здание. Цены довольно высокие, врать не буду сколько, не помню, но мы были слегка шокированы... По-русски никто не понимает, по-английски — 2 человека (в административном корпусе). С трудом нам объяснили, что все места заняты, так как мы приехали в субботу и до понедельника мест не будет. Душем пользоваться нельзя, туалетом — можно. В кафе мы докупали воду и пиво. У базы свой пляж, им пользоваться тоже можно.
Отъехав от базы вправо, за холм, мы нашли хорошую площадку, на ней и разбили лагерь. Близко к озеру подъехать не получилось — машины вязнут в песке и спуск очень крутой, есть шанс быстро не выбраться обратно. (Роман нас предупредил, что если неожиданно портится погода, затягивает небо и поднимается ветер — нужно быстро-быстро собираться и бежать оттуда без оглядки))) Оказывается, в этой местности бывают ветра такой силы, что палатки разрывает пополам, а вещи уносит в небо. Но пока не думаем о возможных неприятностях, а наслаждаемся долгожданной красотой и отдыхаем, отдыхаем...
Рыбалка в первый день не задалась...
И, конечно, традиционное фото с солнышком.
Утро следующего дня началось чудесно — вот наш первый улов! Рыба очень большая, не костлявая и очень вкусная! И неправда, кто пишет, что осман — невкусный жареный, он замечательный, «вы просто не умеете их готовить». Возможно, секрет в маринаде, кому интересно, я поделюсь))).
А вот и улов! Осман, около 5 кг.
Всего поймали за день две рыбки, это без фанатизма, утром сходили на полчасика и вечером так же... Вторая пойманная рыба была отпущена, так как и так было много еды, а вывозить из Монголии рыбу (как и мясо) нельзя.
Так в безмятежном блаженстве прошло два дня.
Вечером следующего дня сгустились тучи. Начиналось то, о чем нас предупреждал Роман.
Это было где-то в 6 часов вечера всего... Недалеко от нас отдыхали несколько монгольских семей, всех как ветром сдуло еще за пару часов до этого. Сложив это всё в голове, мы быстренько покидали вещи в машины и ходу! Ведь до асфальта еще добираться по песку 60 км. Хотелось бы, конечно, задержаться в этом прекрасном месте еще, но, видать, не судьба... Однако она подарила нам два чудесных дня и позволила благополучно добраться до асфальта. Парни по дороге несколько раз выходили из машины — подкачать колеса и еще что-то, и каждый раз возвращались с круглыми от испуга глазами — на улице друг друга не слышно, дышать невозможно и на ногах не удержаться, такой силы ветер.
Дорога назад всегда короче. Выбравшись к ночи на асфальт, мы стали искать здание санатория (еще с Советских времен отмеченного на картах генштаба) в надежде, что он, возможно, функционирует и там можно укрыться на ночь. Всё сложилось удачно, и несмотря на темноту мы добрались до него, сняли два номера и завалились спать.
Утром следующего дня, 15 августа, пока второй экипаж спал, мы обошли территорию санатория, сходили в кафе, познакомились с руководителем предприятия.
Территория почти разрушена прошедшим всего неделю назад таким же ураганом, как был этой ночью, только с сопровождением ливня. Разрушена баскетбольная площадка, вымыто бетонное основание умывальников, земля из-под беседок. По всей видимости, с ближайших холмов текли реки бурной воды. Фото, к сожалению, не осталось, только видео. Директор санатория — замечательный человек, в возрасте, монгол по национальности. Он отучился в Московском университете еще при Советском Союзе, поэтому очень хорошо говорит по-русски. Показал, где и что находится (так как удобства все на улице), проводил в кафе, помог заказать покушать (больше никто в здании по-русски не понимал).
Когда проснулся второй экипаж, мы уже всё знали: где и что находится, где поесть, а также что лучше приобрести в Баян-Улгие и как нам можно побыстрее выбраться в сторону дома.
Вы удивитесь, но, следуя указаниям нового знакомого, мы добрались назад до границы за 1 день! Правда, мы чуть-чуть не успели, и в 17:00 граница закрылась до утра, но факт остается фактом — этот путь, на который мы в ту сторону потратили больше двух суток, назад, если лучше ориентироваться на местности (с помощью советов местных русско-говорящих замечательных людей!) можно пройти всего за один световой день. Это значит, что в следующий раз мы сможем увидеть еще больше замечательных мест и красот Монголии, даже со своими скромными возможностями (я имею в виду нашего малыша Жорика).
Заночевали на границе — меня с Мариной и девочками приютила женщина в большом частном доме, где отведены комнаты для гостей. Парни ночевали в машинах, чтобы не потерять свою очередь. Утром мы легко прошли границу (так как опыт уже был), и дальше начались наши приключения на российской земле.
По плану мы должны были добраться в этот день до базы «Кабарга», что за селом Беляши (Джазатор) у реки Аргут.
Это всего около 200 км, однако, свернув с асфальта влево у села Кош-Агач, нам показалось, что мы вернулись назад в Монголию! Те же кочки, ухабы, огромные острые камни и т.д. и т.п. На дорогу ушло 4 часа. Кстати, у второго экипажа в этот день была годовщина свадьбы — 18 лет (совершеннолетие), и Марина всю дорогу держала на коленках ТОРТ! Еще раз Поздравляем!!!
По дороге, конечно, как всегда на Алтае, замечательные виды, красоты и местные достопримечательности. Останавливались и фотали, фотали, фотали...
Тархатинский мегалитический комплекс.
Наш замечательный «малыш» — Жорик.
А это еще один наш замечательный малыш)))
В итоге на базу прибыли ближе к вечеру. Нам достался домик прямо у реки. Домики замечательные, большие, с печкой. С погодой, правда, не очень повезло, почти всё время шли дожди и было прохладно.
Место слияния двух рек — Аргут и Джазатор.
Наши «герои» на стоянке перед домом.
Собакин подружить пришел к домику)))
В общем, как вы поняли, фото у нас очень много))))
Утро 17 августа, пора выдвигаться в сторону дома, ведь еще впереди покорение высоты 3000 метров — Акташский ретранслятор.
Дорога из Беляшей в сторону Чуйского тракта
В Кош-Агаче решили заехать на СТО для профилактики — заглянуть, как наши боевые друзья пережили дороги, ведь до дома еще 1500 км.
Дети от скуки развлекались, как могли (машинки — это призы из пачек с кукурузными палочками))))
По результатам осмотра выяснилось: от частых пробоев задней подвески (так как машина была изрядно нагружена шмурдяком) отломило верхнее крепление амортизатора и лопнули обе пружины по 0,5 витка снизу (стояли не родные). Также, мы имели боковой порез одного колеса. Вот вроде бы и всё.
Выдвинулись в сторону Акташа. Там сняли домик, заночевали.
Вот и утро, впереди последний подвиг на эту поездку — покорение высоты в 3000 м.
Начало подъема очень красивое — по узкой дороге между деревьями, вдоль ручья почти вертикально вверх (к сожалению, только на видео осталось). Это фото сделали, когда уже были практически на самом верху.
Вот такие цветы растут на Алтае на высоте 3000 метров.
Теперь в обратную дорогу.
На обратном пути заехали на Гейзерное озеро:
И на разрушенную ГЭС:
Вот теперь всё! Можно домой!!!
ИТОГО: пройдено, с обратной дорогой — 4500 км; потрачено — 70000 рублей (с учетом гостинцев и сувениров из Монголии); приобретено — множество впечатлений, новых знакомых, незабываемых и ярких моментов и, конечно, пополнился опыт автопутешествий. Чего и Вам желаем)))
Спасибо большое всем, кто дочитал. Удачных всем путешествий и ярких впечатлений!