|
После нашего автопутешествия в Среднюю Азию в мае-июне 2015 года, оставалось желание куда-нибудь съездить и отдохнуть еще пару недель. Желания лететь в Таиланд — Турцию — Египет — Вьетнам в пиковый сезон не было никакого. Поэтому приняли решение ехать в Монголию, которая была выбрана для автопутешествия еще два года назад.
Почему Монголия? Во-первых, с прошлого года были отменены визы для россиян. Во-вторых, территориальная близость к Кузбассу. В-третьих, манящая нетронутой красотой монгольская природа вкупе с добродушными местными жителями. В-четвертых, уже известная рыбалка на местных озерах и реках, наполненных в изобилии рыбой. В-пятых, преодоление Монголии с запада на восток по ее «непонятным» дорогам. В-шестых, посещение самой холодной столицы мира — Улан-Батора и ее достопримечательностей. К тому же бутылка со 100$ от телепередачи «Орел и решка» в Улан-Баторе еще не найдена … :)
На этот раз в путешествие поехали на двух автомобилях. Мы были на Renault Duster 2014 г. в. с двигателем 1,6 литра, передним приводом и механической коробкой передач. Наш экипаж состоял из меня (Ilya-42), хозяина Дастера — Сереги (Serg Sh), супруги и двоих детей (4 и 7 лет). Второй автомобиль — Nissan Qashqai+2 2008 г. в. с двигателем 2 литра, полным приводом и вариатором. Его экипаж Серега (Желтый) с супругой и двумя детьми (14 и 16 лет). Обе машины специально к поездке не готовились и были стандартной комплектации.
Пройденный нами путь можно условно разделить на 4 участка пути:
Теперь о подготовке
• Самое главное — это навигация. Для нее мы использовали планшет с закаченной туда программой MapsMe. Раньше эта программа включала в себя только off-line карты. Теперь же в ней есть полноценный навигатор с трассами, улицами в городах и прокладкой маршрута. При движении по России использовали навигатор Навител, хотя навигатор MapsMe составлял ему уже достойную конкуренцию.
• Так как не было уверенности в Монгольских дорогах, на всякий случай выписал путевые точки по пути следования через каждые 30 км с указанием их GPS-координат. Эти данные не пригодились.
• Были также найдены и скачаны с Интернета еще вариантов 5-6 разных карт Монголии, включая Генштабовские. На нашем маршруте они также не пригодились.
• Для связи между автомобилями были взяты 2 радиостанции Си-Би.
• Палатки, матрацы, тент, газовая плитка и прочее туристическое снаряжение для ночевок на природе.
• Штыковая лопата. Вот она пригодилась (один раз немного зарюхались в песках Гоби).
• Берем также по мешку дров (в монгольских степях с деревьями туго).
• Куплен и установлен на крышу Дастера автобокс TerraDrive объемом 480 литров стоимостью 16200 рублей.
• Помимо стандартного запасного колеса, было положено еще одно дополнительное колесо (в Кашкай два). Нам повезло, колеса не пробили, поэтому они не пригодились. Но брать надо обязательно!
• Взята 20-литровая канистра для бензина. Также не пригодилась.
• Для роуминга по России подключена услуга «Везде как дома» оператора МТС за 3 рубля в сутки.
• Для мобильной связи в Монголии подключена услуга «Ноль без границ» за 60 рублей в сутки. Все входящие звонки продолжительностью до 10 минут бесплатны.
• Для звонков по Монголии использовали местную сим-карту от оператора Unitel (наш Билайн). Ее мы купили на границе, в том же месте, где и меняли деньги.
• Радар-детектор HighScreen с функцией видео-регистратора.
• Заранее забронирована квартира в Улан-Баторе всего за 5000 рублей за 2 дня на 9-х человек
(кому надо, могу дать телефон, общение на русском языке). В качестве резервного варианта дополнительно забронирован отель стоимостью порядка 12000 руб.
• В смартфон закачены две разных программы русско-монгольского и монголо-русского переводчика (пригождались каждый день).
• Доллары и прочие валюты не брали. Рубли поменяли на тугрики сразу за монгольской таможней по достаточно выгодному курсу.
• Традиционный планшет с играми и мультфильмами для детей.
День 1-й (21 июля 2015 г., вторник). Выезд
Грузим вещи, заполняя все пространство в салоне автомобиля и в автобоксе. Бензином заправляем полный бак и 20-литровую канистру. Выезжаем в 16:00 кемеровского времени. В дороге ничего не ломается, поэтому доезжаем до Алтая быстро. Дальше Бийск. Его проходим по объездной дороге. Горно-Алтайск проезжаем ближе к полуночи, но, несмотря на это, поток машин достаточно плотный. Много автомобилей с соседних регионов «22», «24», «42», «54», «55», «86». Отмечаем отличные дороги Горного Алтая, которые за последние несколько лет отремонтированы, расширены, освещены и сейчас они отличного качества. Видно также, что в туристическую отрасль этого региона вложены немалые деньги.
В 2:30, немного не доезжая Семинского перевала, решаем остановиться и пару часов вздремнуть. Лагерь не разбиваем, отдыхаем в машинах. Пройдено 740 км.
Отличные дороги на Горном Алтае.
Известный памятник водителям Чуйского тракта.
Снег летом всегда видеть необычно.
День 2-й (22 июля 2015 г., среда). Ночевка в юрте на озере Цаагануур
Выезжем в 5 часов. Преодолеваем Семинский перевал, высота 1700 м. Дальше двигаемся в сторону границы. Несколько раз останавливаемся, чтобы пофотографироваться. В Кош-Агаче заправляем полностью бензобаки «дешевым» российским бензином по 35,90 рублей за 1 литр. И в 10:00 подъезжаем к российско-монгольской границе. КПП Ташанта. Режим работы с 9:00 до 18:00 местного времени, перерыв с 13:00 до 14:00. Выходной только воскресение (сейчас в субботу работают). Для въезда на территорию Монголию на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется.
Перед шлагбаумом стоит будка, в которой проверяют паспорта водителя и всех пассажиров. Впервые столкнулись с таким нюансом. Предъявить одни загранпаспорта детей недостаточно. Нужно подтвердить, что это твои дети. Пограничник просит свидетельства о рождении детей. Их в наличии не было (никогда на границах не спрашивали). В данном случае доказательством родства стали наши российские паспорта (матери и отца) с вписанными туда детьми. Далее подъезжаем к зданию, где и ведется осмотр автомобиля. Выгружаем и несем все вещи (сумки, рюкзаки, палатки) на сканер. В автомобиле остаются только продукты. После сканера проходим паспортный контроль, на котором еще раз проверяют российские паспорта с вписанными туда детьми. Осмотр автомобиля более-менее поверхностный. Рядом пару автомобилей с украинскими номерами проверяют более тщательно. На соседнем потоке из Монголии много, битком набитых, казахских машин. Шопинг в Монголии видимо удался. Выезжаем за шлагбаум. Но прохождение российском границы потрачено чуть более часа. Дальше 23 километра нейтральной полосы.
После монгольского шлагбаума на въезд, яма санобработки с жижей. Отдаем за ее посещение 50 рублей. Подъезжаем к зданию. Паспортный контроль. Заполняем миграционные карточки на английском языке. На детей заполняем тоже. Все достаточно стандартно и понятно. Пункт прибытия указываем Цагааннуур. Миграционки забирают и ставят въездные штампы в паспорта. В паспорт мамы, около штампа, вписывают также цифру «2» (двое детей). Осмотр же автомобиля затягивается. Кроме печати на талон, нужно сделать еще разрешение на временный ввоз автомобиля. За 10 минут до начала перерыва никто его делать не хочет. Монголы уходят на обед. Монгольское время — плюс один час к алтайскому. Мы ждем час. За это время, прямо на территории погранперехода мы оформляем страховку на автомобили. Вписываем по два водителя в каждый автомобиль. На Кашкай с двигателем 2 л и на Дастера с двигателем 1,6 л, автостраховки получается одинаковые по 1892 рубля. Все коэффициенты совпадают. У нас возникают вопросы. Плохо говорящие по-русски монголки с честными глазами уверяют, что все верно. После границы, когда меняем деньги, узнаем, что можно было сделать автостраховку у них. Сверяем коэффициенты — так и есть обманули на пять сотен рублей. На территории КПП также есть и банк! Узнаю курс обмена 32 тугрика за 1 рубль при официальном 34,78. Не выгодно, поэтому обмен не производится. Тем временем заканчивается перерыв. Никто в 14:00, естественно, работать не начинает. В 14:15 приходит нужный человек, который и оформляет разрешения на ввоз. Сам осмотр автомобиля ограничивается только открытием одного бардачка! Еще пара минут, и мы пересекаем границу Монголии — самой слабозаселенной страны в мире.
После шлагбаума отдаем 300 рулей за дорожный налог. Тут же меняем рубли на тугрики по курсу 34 тугрика за один рубль. Выгоднее курса больше нигде не встречаем. В рядом стоящей будочке решаю вопрос с местной сотовой связью. Для этого покупаю карточку оператора Unitel за 5000 тугриков и 1000 тугриками на уже счету.
Двадцать три километра нейтральной полосы.
На монгольской стороне границы. Больше половины машин — казахские.
Монголия встречает нас грунтовой дорогой, достойного качества. Мы разгоняемся даже до 70 км/ч. Обгоняющие нас монголы едут где-то под 90. Заезжаем в поселок Цагааннуур. Цель остановиться на ночевку на одноименном озере. До озера идут несколько одинаковых дорог. Выбираем одну и сталкиваемся с небольшим бродом. У Дастера на этом броде отрывается и падает в реку передний номер. Замечаем это уже на озере Цагааннуур. Возвращаемся к броду. Номер никуда не уплыл, но немного погнут и лежит в воде. Повезло, нашли, достаем.
Над озером в это время затягивает небо и поднимается нешуточный ветер. Ясная и теплая погода в несколько минут сменилась на штормовую. Начинает моросить дождь. Установка палаток задерживается. Сидим в машинах, ждем. В это время к нам подходят несколько монгольских детишек во главе с пожилой женщиной. Они предлагают нам пройти в их юрты, расположенные в 500 метра от озера. Проходим, смотрим, оцениваем. Они тут же накрывают на стол, ставят чай и предлагают остаться ночевать. Мы соглашаемся. Еще бы, такая экзотика. Цена всего 20000 тугриков (600 рублей). Причем непонятно, сделали они это ради денег или ради того, чтобы помочь нам в непогоду. На накрытый стол мы достаем и свою еду. Угощаем монгольских детей печеньем и пряниками. Немного стесняясь, они сладости берут. Нам же особенно нравится баурсак и монгольский чай с козьим молоком, сливочным маслом и солью — очень вкусно и питательно.
Это монголы с казахскими корнями. Живут они в 3-4 семьи (все родственники). Рядом стоят еще 2 юрты. Эту выделяют нам для ночевки. Внутри юрты стоит печка для приготовления еды. Она же служит и для отопления юрты. Топят ее кизяком. Это коровий навоз, который уже засохший, монголы собирают и складирует в определенное место. Вечером возвращается к юртам стадо коз и коров. Монголки начинают их доить. Дают попробовать подоить коз и нам. У нас немного получается, только раз в 5 медленнее, чем у местных. За 1,5 часа две монгольские девушки подоили более 80 коз. Получилось около 3 ведер молока. Местный мальчишка бесплатно катает наших детей на своем коне. Вечер проводим за незатейливым общением. По-русски женщина Бархат помнит мало слов. Немного также прогуливаемся по степи, отдыхаем, фотографируемся.
Типичное монгольское жилье с заборами из камня.
Потерянный на этой переправе номер от Дастера.
Тысячи вот таких юрт по всей Монголии. Мы ночевали в этой.
Вот так, оптом, доят коз. Больше 80 голов
День 3-й (23 июля 2015 г., четверг). Улгий. Получение разрешений
Утром прощаемся с обитателями юрты, доплачиваем еще 20000 тугриков и выдвигаемся в сторону Улгия. Для этого убираем навителовский навигатор и вместо него ставим планшет с программой MapsMe и картой Монголии. Все дороги в программе есть.
Дорога до Улгия почти вся асфальтированная. Доезжаем быстро. На заправке пополняем запасы бензина. Цена 1850 тугриков (55 рублей) за 1 литр АИ-92. Отмечу сразу, что во всех городах Монголии есть в наличии ДТ, АИ-80, АИ-92, на многих заправках есть АИ-95. В Улан-Баторе есть и АИ-98. Мы, по совету местных жителей, заправлялись на сети федеральных АЗС «Петровис». Она, с их слов, самая надежная, и ее заправочные станции есть в каждом городе. Для сравнения приведу цены на АИ-92 по городам страны: Улгий — 1850, Ховд — 2090 (61 рубль), Алтай — 2040, Баянхонгор — 1810, Арвайхээр — 1810, Улан-Батор — 1660 тугриков (50 рублей) за 1 литр. Если ехать по трассе, где расстояние между городами 200-300 километров, смысла возить с собой дополнительно канистру с бензином нет. Достаточно просто пополнять запас топлива в каждом городе.
Заправлялись только на АЗС «Петровис».
Не успеваем заправиться, как к нам подъезжает казах Мурат. Его каким-то хитрым способом оповещают, когда в город Улгий заезжают машины с российскими номерами. Об этом мы, конечно, знали, но не поверили. Он предлагает проехать к нему. Мурат должен помочь нам оформить разрешение на посещение Национального парка Алтай Таван Богд БЦГ. То есть для того, чтобы съездить на рыбалку на озеро Хотон Нуур. Ценник получается 190$ за 9 человек, 2 машины и чтобы вписать в разрешение двух монгольский проводников, которые нужны в качестве проводников. В эту же сумму входит ночевка у Мурата в юрте с ужином и завтраком. Мы рассчитаемся тугриками, можно было заплатить и рублями. У Мурата имеется возможность также принять душ, набрать чистой колодезной воды и воспользоваться Интернетом. Здесь же во дворе паркуем машины. Для получения разрешения отдаем Мурату загранпаспорта.
Можно, конечно, поехать на озеро без этого разрешения. И уже на месте сначала заплатить инспектору, потом и пограничникам, которые по 2 раза в день приезжают проверять это самое разрешение. Выбор за вами. Официально же рыбалка на озере Хотон Нуур запрещена.
Разрешение на посещение Национального парка.
Вверху, красный штамп — это регистрация на озере у пограничников
Видимо, правила поведения и разные запреты.
Время 13:00 и мы отправляемся прогуляться по Улгию. На вопрос местным: «Где есть кафе?» — говорят далеко. Далеко оказывается около 1 км на другой берег реки Ховд. Находим кафе, заказываем еду. По прайс-листу, например, котлета, оказывается блюдом с картошкой, рисом, капустой, морковкой, ну и самой говяжьей котлетой. Порция большая, цена всего 4500 тугриков (135 рублей). В меню есть традиционный монгольский чай и обычный черный в пакетиках, именуемый Липтон. По-русски нас не понимают, но, как правило, есть один из 10 монголов, который как-то знает русский язык. В кафе нам помогает сделать заказ пожилая женщина. Еще немного гуляем по городу и возвращаемся к Мурату.
Через несколько часов разрешения получены (если кому нужен, есть телефон Мурата). Вечером жена и младшая дочь Мурата угощают нас мантами и чаем с баурсуком (такие вкусные казахские постряпушки). Удается еще сыграть в баскетбол на асфальтированной площадке с местными школьниками. У Мурата сегодня также ночуют 3 рыбака с Новосибирска и один с Барнаула, которые уже вернулись с Хотоновской рыбалки. Они делятся впечатлением, показывают фотографии, рекомендуют никуда не спешить и ехать без фанатизма. Дорогу до озера в 160 км они на лифтованном Патроле преодолели за 6 часов. Мы, на Дастере и Кашкае, по их мнению, должны проехать часов за 8. Ночуем в юрте. Для этого в ней есть пара больших надувных матрасов. Достаем также свой матрац.
Еще приличное количество ЗИЛов в Монголии.
Много грузовичков и микроавтобусов Hyundai.
Toyota Prius — самый популярный автомобиль в Монголии. Десятки тысяч по всей Монголии.
…дом из бруса… строит местный олигарх
Ну как еще перевозить баранов?
Баурсак… вкусно, особенно со сгущенкой.
День 4-й и 5-й (24-25 июля 2015 г., пятница-суббота). Дорога на Хотон Нуур. На самом озере
Утром, после завтрака выезжаем из Улгия и держим путь на озеро Хотон Нуур. Планшет с навигационной программой MapsMe сначала прокладывает маршрут до поселка Цэнгэл. До него 80 километров. Как ехать по монгольским дорогам, если дорог нет, а есть только направления? Есть, так скажем, главная или основная дорога. Она, как правило, самая широкая, но по ней ехать невозможно, потому, что ужасно трясет. Это и есть всем известная гребенка или «стиральная доска». Хуже для подвески автомобиля ничего нет. Рядом, как слева, так и справа идут по 2, 3 или даже по 4 чуть менее накатанные дороги и соответственно чуть более ровные дороги. Перестаиваешься на соседнюю колею. Если гребенка и тряска не исчезают, еще на соседнюю и так, пока не найдешь наиболее приемлемую и ровную. Периодически дороги расходятся, то влево, то вправо, потом некоторые опять сходятся, и опять расходятся и так до бесконечности. Главное придерживаться «генеральной линии» навигатора. Иногда лучше ехать даже не по колее, а просто по полю. Скорость движения может составлять как 60 км/ч, так и 15 км/ч. Монголы в этих краях передвигаются в основном на УАЗиках. Скорости их движения, по сравнению с нашей, просто космические.
Дорога на Хотон Нуур. Высота где-то 1800 м над уровнем моря.
Типичные ответвления монгольских дорог. Выбирай по вкусу.
Въезд в поселок Улаанхус. Зачем тут остановка?
После Улаанхуса доезжаем до сомона (поселка) Цэнгэл. Это середина дороги до озера Хотон Нуур. Цэнгэл — достаточно большой поселок с несколькими приличными заправками и даже куском асфальта длиной в километр на центральной улице. Нам надо выехать на дорогу, которая пойдет дальше вдоль реки Ховд. Для этого переезжаем вброд небольшую речушку глубиной сантиметров 30-40 см и шириной метров 10. Рядом есть деревянный мост. Но он узкий. По нему идут местные жители и проезжают мотоциклисты. Кстати, в монгольских деревнях китайские мотоциклы очень популярны. Их достаточно много и среднее количество пассажиров на мотоцикле, как правило, три.
Монголы с лошадей постепенно пересаживаются вот на такие китайские мотоциклы.
После Цэнгэла головоломка с выбором вариантов дорог заканчивается. Дорога уже одна и идет она вдоль реки Ховд. Ехать по ней уже намного хуже. Попадается множество камней. Порой едешь только по камням, как по высохшему руслу реки. Скорость уже не поднимается выше 15-20 км/ч. Едем только на 2-й передаче (иногда и на первой).
Еще через 30 км после Цэнгэла начинается Национальный парк (Алтай-Таван-Богд БЦГ). Перед ним новый бетонный мост. Чтобы проехать по нему, платим по 3000 тугриков (90 рублей). За это нам выдают еще билеты на посещение Национального парка. Детей пропускают бесплатно. Записывают номера машин и проверяют полученное ранее в Улгие разрешение на визит в парк.
Мост не нужен, переедем и так.
Покупаем билеты на посещение Национального парка.
Долина 1000 ям. Высота уже 2300 м.
По пути к озеру встречаются различные джипы с российскими номерами. Все приветствуют друг друга сигналами и широкими улыбками. Иногда останавливаемся. Почти все довольны рыбалкой на озере. Встречаем и «девятку» на монгольских номерах. Как она сюда проехала на такой низкой посадке? Непонятно, но, видимо, все невозможное — возможно.
Как нам и предсказывали, мы за 8 часов добираемся до озера. Проехали 160 км, средняя скорость 20 км/ч. Перед самым озером еще один шлагбаум. На нем нас встречает инспектор. Опять проверяет разрешение и переписывает номера. Также надо съездить на другой берег озера, зарегистрироваться еще и у пограничников на заставе. Озеро — это пограничная зона, до Китая менее 40 км. Инспектор предлагает пройтись эту пару километров пешком, чтобы было бесплатно. Но мы платим по 1800 тугриков (54 рубля) с каждого автомобиля и проезжаем на тот берег по деревянному мосту.
Подъезжаем к территории заставы, стоим, ждем. Через 5 минут подходит пограничник, берет разрешение, все наши девять паспортов и уходит. Минут через 15 возвращается. На разрешение поставлена маленькая красная печать в правом верхнем углу. Всё, везде нас зарегистрировали, теперь начинается отдых на озере.
Возвращаемся по мосту обратно, на тот берег. Проезжаем с километр и разбиваем лагерь из двух палаток и тента. Из других «посетителей» парка пара новосибирских джипов, пара алтайских и монгольский Прадик с большой семьей человек в 8.
Запись у инспектора в журнал регистрации на озере Хотон Нуур.
Переезд к пограничникам на другой берег озера.
Сегодня полдня и завтрашний весь день мы посвящаем релаксу на озере Хотон Нуур. Дети купаются и плавают на матраце. Нашу же вечернюю рыбалку прерывает инспектор, который приезжает с помощником и выгоняет всех из озера. Все удивляются, как так? Должен был попросить деньги, но на них даже и нет намека. Сильно не расстраиваемся. Этим вечером клевало так себе.
На следующий день на озере остаемся мы одни. Рыбалка заметно улучшается. Ловим хариуса на мушку. Попадаются экземпляры и по 40 см. Днем на пару часов приезжают половить рыбку и казахи. Один из них рвет свою удочку. Серега (Желтый) по дружбе дарит им свою мушку. Казах через 15 минут вытаскивает 55-сантиметрового хариуса (весом более килограмма) и широко улыбается. Рыбу радостно отдает…, но только для фото.
Днем на коне подъезжает пограничник, наверное, скорее попросить русской водки, чем проверить паспорта и разрешение. После водки монголы прилично дуреют, поэтому в спиртном отказываем. Вечером, когда мы были опять одни на озере, еще раз подъезжает инспектор. Официально рыбалка на озере запрещена (национальный парк же). Но после небольших торгов, он становится счастливым обладателем суммы в 20000 тугриков (600 рублей). Если нельзя, но сильно хочется, то можно. Рыбалка продолжается. Есть ли смысл делать разрешение? Или не заморачиваться и платить за все на месте, решать вам.
После обеда погода начала резко ухудшаться. Поднялся сильный ветер. Небо стало черным. Волны на озере стали достигать полуметра. Температура понизилась с +28С до +12С. Мы утепляемся. К ночи ветер перешел в ураганный. Палатки начало срывать с места. Пришлось перевязать стяжки палаток к автомобилям, а на колышки палаток положить большие булыжники. Всю ночь ветер так и не стихал. Дождь же каким-то волшебным способом прошел везде, но только не над нами. Ночевка прошла успешно. Вечером, кстати, подъезжал инспектор с помощником и предлагали нам перебраться на ночевку к ним к теплый деревянный дом. Приятное добродушие.
Первый вечер, тишь да гладь на озере.
День 6-й (26 июля 2015 г., воскресение). Возвращение с озера в Улгий. Подготовка к Улан-Батору
Два дня отдыха на Хотон Нууре пролетели быстро. Собираемся и после завтрака выдвигаемся обратно в Улгий. Созваниваюсь с Муратом. За 2000 рублей договариваюсь опять переночевать у него в юрте. Естественно, с ужином и душем. За 9 человек получается дешево.
Дорогу назад проехали уже за 6,5 часов. Причем в Улгий заехали в районе местного аэропорта. Что в 2 км от того места, откуда выезжали. Вот такие они интересные, эти монгольские дороги.
Вот такая бензоколонка на Хотон Нуур. Рабочая. Для этого надо крутить ручку.
Немного подзастрял на камешке.
В Улгие пополняем бензобаки. Они почти пусты. На 320 километров пути до озера и обратно ушел почти бак топлива. Кушаем в кафе и отправляемся в дом к Мурату. Оставшиеся полдня готовимся к дороге на Улан-Батор. Закупаем продукты и питьевую воду. Впереди участки дороги, где по 100, а то 200 км не будет никакой цивилизации.
Немного про цены. Продукты в Монголии дорогие, так как почти все привозное из России или Китая. То, что собственного производства, то более-менее недорогое: пиво и водка, мясо и мясные продуты. Фрукты и овощи двойной или даже тройной ценник от наших. Хлебобулочные изделия, соки, разные Колы раза в 1,5 дороже. Позже, покупая подарки на вещевом рынке в городе Алтай, тоже особой дешевизны товаров не замечаю. Заходя в автомагазин за рамкой для Дастера, наблюдаем, что полмагазина завалены колесами и всевозможными запчастями для ремонта подвески. Неудивительно. За день же пройдено 170 км.
День 7-й (27 июля 2015 г., понедельник). Дорога Улгий—Алтай
Подъем в 7:00, завтрак и в 8 мы выезжаем из Улгия по направлению к Ховду. Сначала идет 60-километровый участок трассы с отличным новым асфальтом. На дороге есть разметка, отбойники, знаки и километровые столбы. После километрового столба с числом «60» асфальт резко заканчивается. Федеральная трасса превращается в жесткую и пыльную грунтовую дорогу. За полдня, проезжая по этой дороге, преодолеваем 6 ручейков и речушек разной ширины и глубины. Порой едем по пересохшим руслам водоемов. Это и неудивительно, осадков в Монголии немного. Да еще и июль самый жаркий и сухой месяц в году. Взбираемся на пару перевалов. На одном из них навигатор показывает высоту 2660 м. Эта самая высокая точка на нашем Монгольском маршруте. В голове вертится вопрос: «Можно ли проехать по этой дороге на легковой машине с обычным клиренсом?» Мнения разделяются. Монголы же ездят. Ездят как-то и обычные междугородние автобусы. Может быть, они знают, где помельче и поровнее? По дороге встречаем пару велопутешественников из Испании. Не знаю, откуда они идут и куда, но на майках успеваю заметить надпись Australia 2015. Вот это, реально, крутые ребята! Помощь им не нужна, от еды и воды они тоже отказываются.
Сто шестьдесят километров грунтовой дороги до Ховда преодолеваем за 4 часа. В час дня заезжаем в город. Небольшая остановка около местного супермаркета. Также заполняем бензобаки под горлышко. От цивилизации дальше, поэтому бензин дорожает. Отмечу, что канистра с бензином нам так и не пригодилась. Теоретически могла пригодиться на озере Хотон Нуур, но бака до озера и обратно в Улгий вполне хватило. Да и на самом озере есть какая-никакая АЗС. В каждом городе по пути следования (Улгий, Ховд, Алтай, Баянхонгор, Арвайхээр) есть достаточное количество заправок. Бензин есть всегда, работают они круглосуточно. Правда, как-то в Улгие отключили свет, и больше часа все станции не работали. За бензин рассчитывались наличными тугриками. Один раз попробовал на АЗС «Петровис» расплатиться пластиковой карточкой Mastercard — все нормально, рассчитался.
От Ховда в сторону Алтая опять начинается асфальт. Как это замечательно, ехать по асфальту. Только в Монголии в полной мере оцениваешь это чудо современной цивилизации — АСФАЛЬТ. Счастье заканчивается через 140 км от Ховда. Далее следует участок пути в 280 км опять грунтовой дороги. Или точнее грунтовых дорог. Дорог может быть 6 или 10 или даже 15. Встречная машина может проехать как в 2 метрах от тебя, так и в 150. Можно ехать 15, 20 или 30 минут и не увидеть ни одной встречной машины, не говоря уже о попутных. Дорожный трафик минимальный, почти нулевой. Дорожные знаки напрочь отсутствуют. Причем удивляет и порой злит не сама грунтовая дорога. По ровной грунтовке можно ехать и 70 и 80 км/ч, а то, что за ней не следят. На всем пути от Улгия до Улан-Батора мы не встретили ни одного грейдера. Может, такие дороги — это защита от чрезмерного потока туристов?
Один раз проезжаем около дорожного столбика. Предполагаем, что это был какой-то знак. Какой непонятно. А понимаем только, когда через 5 км, когда упираемся в речку. Стоим и думаем плыть или не плыть? Навстречу к переправе подъезжает 100-й Круизер. Смотрим на экстремальных монголов и решаем тут не переправляться. Монголы показывают нам, что в 3-4 км отсюда есть новый мост. Так вот, тот знак, который был на столбике, как раз и указывал направление объезда по мосту.
В 21:30 уже прилично подуставшие, заезжаем в город Алтай. По навигатору находим гостиницу. Ею оказывается типичное здание, построенное еще во времена СССР. Цена за двухместный номер 25000 тугриков (750 рублей). Номер с четырьмя кроватями, душем и санузлом в номере уже за 40000 (1200 рублей). Из постояльцев в двухэтажной гостинице, кажется, только мы одни. В номерах чисто, состояние обычное. Тут же приносят чайники и чистые полотенца. Переночевать пойдет. Знание английского и русского женщины с рецепшена, — одинаково, видимо, что-то помнится еще со школы. Кстати, монгольские дети в школе изучают кроме монгольского языка, еще английский, казахский и русский. Во, как!
Отдыхаем. За день пройдено 670 км (из них 440 км по грунтовке-гребенке).
Испанские велотуристы. Отчаянные ребята.
Это один сапог, рядом стоит, второй, такой же.
Обстрелянная или обкиданная камнями схема дорог.
Почему не строят дороги? Строят.
Мост, построенный китайцами. Простоял всего 2 года.
Фото для оценки качества дорожного полотна.
Гостиница, в которой ночевали в Алтае.
Автомобиль в Монголии, если не Prius, то Land Cruiser.
День 8-й (28 июля 2015 г., вторник). Дорога Алтай—Арвайхээр
Утром спим чуть дольше (отдыхаем после вчерашней гребенки). Заходим на местный рынок, покупаем продукты и подарки. В 11:00 выезжаем в сторону Арвайхээра. Сначала едем по асфальту, который через 40 километров заканчивается. Причем, за 3 километра до того, как асфальт закончится, грунтовая дорога уходит вправо. И весь поток едет по ней. Мы же проезжаем по асфальту до конца. Дальше, конечно, дорога есть. Только все машины едут в 3 километрах справа от нас, да и навигатор указывает на соседнюю дорогу. Думаем, что эти параллельные дороги сойдутся, как и все в Монголии, но этого не происходит. Настораживает отсутствие и встречных машин. Решаем не рисковать и все-таки вернуться на идущую рядом «федеральную» трассу. Едем наперерез по полю и упираемся в озеро. Объехать озеро не удается — везде грязь и жижа. Возвращаемся по дороге назад. Теряем 1,5 часа времени и наматываем лишних километров 40.
Ширина «дорожного полотна». Метров сто слева, столько же справа. Немецкие автобаны… нет, монгольские гораздо шире.
Навигатор в Монголии — это планшет с программой MapsMe.
Днем температура поднимается до 33-35°С. Едем уже вовсю по пескам. В салон автомобиля постепенно проникает рыжая, мелкая песочная субстанция. Это северная часть пустыни Гоби. В 16:20 за 100 км до города Баянхонгора подъезжаем к реке Байдраг. Ширина реки метров 30-40. Моста нет, он разрушен. Ближайший мост в 70 км. Но был бы спрос, найдется и предложение. Стоят трактора «Беларусь»: три на этом берегу, два на другом. Водитель трактора показывает на трос и радостно машет. Мы не верим в происходящее. Стоим и оцениваем ситуацию. Трактор специально для нас устраивает test-drive, проезжая реку, видно, что не по самому мелкому месту. По трактору замеряем высоту уровня воды в реке. Получается минимум сантиметров 40, а то и все 50. Местные говорят, что это еще небольшая вода. Усугубляет положение, даже не высота воды в реке, а скорость, с какой она течет. Бурная горная речка.
В это время с того берега трактор уже тянет на тросу микроавтобус Hyundai. Цена переправы 10000 тугриков (300 рублей). Принимаем решение — не рисковать и переправиться на тросу за железным конем. Договариваемся оптом за 15000 тугриков (450 рублей) за две машины. Глушим автомобили и через 5 минут уже оказываемся на другом берегу реки. Вода в салон и в воздухозаборники не попадает, отлично. Кстати, в этом месте уже образовался приличный дорожный кемпинг. Стоят пара десятков юрт. В них кормят, можно принять душ, пополняют сотовую связь, есть Интернет, тут же можно и заночевать. На переправе встречаем двух парней из Эстонии и Владимира. Они путешествуют автостопом из республики Алтай до Владивостока. Высказывают сожаление, что поехали через Монголию. Дорожное движением минимальное, вероятность уехать тоже. Они уже на несколько дней залипли на переправе. Правда, на следующий день мы их видели голосующими на трассе за Арвайхээром.
Мост разрушен. Его заменяют трактора.
Продолжаем движение в сторону Арвайхээра. В 19:30 заезжаем в город Баянхонгор. Пополняем бензобаки. На вопрос: «Когда уже асфальт?» получаем ответ «Асфальт from here Always!». Да, действительно, сегодня мы преодолели последние километры грунтовой дороги. Сегодня их получилось 280 км. Всего на маршруте от Улгия до Улан-Батора из 1650 километров, протяженность дороги с грунтовым покрытием составляет 720 км. Приличное испытание для подвески любого автомобиля.
При выезде с города Баянхонгор притормаживаем около будки со шлагбаумом и платим дорожный налог 1000 тугриков (30 рублей). Дальше, при выезде из Монгольских городов еще 5 раз будем платить местные дорожные налоги. Ценник либо 500 (15 рублей), либо 1000 тугриков. После Баянхонгора новая асфальтированная дорога перекрыта. Есть грунтовый объезд и ищущая прямо дорога со старым асфальтом. Тут внимательно, ехать надо по грунтовому объезду, хотя основной поток уходит на асфальт.
Через 210 км движения уже только по асфальту заезжаем в Арвайхээр. Отель легко находим по светящимся вывескам. Гостиница Hotel Zalaa — уже приличнее, чем в Алтае, есть Wi-Fi, удобства в номере. Ценник за двухместный номер 30000 тугриков (900 рублей), четырехместный номер стоит 40000 тугриков (1200 рублей). Заселяемся и отдыхаем. За день пройдено 710 км.
Немного расслабился и наехал на кочку.
День 9-й (29 июля 2015 г., среда). Мы в Улан-Баторе
До Улан-Батора остается 450 км. Выезжаем в 8:30. Дорога, как и обещали, только асфальт. Разрешенная скорость движения за городом 80 км/ч, в городе 60 км/ч. Монголы едут очень аккуратно, соблюдая скоростной режим. Машин на трассах мало. Обгонять легко. Ближний свет фар за городом и в городе включать не нужно. Довольно часто моргают фарами встречные машины. На самом деле это ничего не означает — просто такая манера езды с подбадриванием что ли. Вообще, монголы достаточно общительны, дружелюбны и очень гостеприимны. Редко встретишь хмурого, угрюмо-сосредоточенного монгола.
Если охарактеризовать автомобильный парк в Монголии, то он держится на «трех китах». Первый, самый распространенный — это японская Toyota. Самый популярный ее представитель — праворульный Prius. Складывается впечатление, что этот автомобиль сделан специально для Монголии. Какой рекламный трюк придумали продавцы Приусов, чтобы их столько продавалось в Монголию, загадка. Далее идут разные Mark II, ну и, конечно, Land Cruiser всех модификации и годов выпуска. С Круизером, тут все понятно. Ездить по таким дорогам должна именно такая техника. Второй «кит» — это корейский Hyundai. Представлен он микроавтобусами, маленькими грузовичками и седанами, как правило, достаточно древними и подубитыми в лице Accent, Verna и Excel. Вообще, монголы предпочитают седаны, вместо хэтчбеков или универсалов. Третье место отведено нашим УАЗикам и китайским мотоциклам. Тоже вполне объяснимо. Понятие зимней и летней резины в Монголии отсутствует. Летом почти все ездят на липучках, которая, видимо, и выполняет роль всесезонной резины.
Пару слов о мобильной связи в Монголии. Естественно, 100% покрытия территории нет. Связь появляется примерно за 10 километров до города или поселка и через столько километров после населенного пункта пропадает. Причем, может работать оператор Mobicom, а Unitel нет. Может быть наоборот. В крупных городах, то есть с населением больше 30 тысяч, связь хорошая. Присутствует мобильный 3G интернет.
Сколько Prius-ов в кадре на перекрестке?
До Улан-Батора сотрудников дорожной полиции видели только на стационарных постах, и то два раза. Даже толком не разобрали, какая у них форма и на чем передвигаются. Соответственно про радары и прочее нарушение ПДД сказать нечего. И только сегодня безномерной Дастер остановили первый раз в Улан-Баторе. И вместо проверки документов на автомобиль и водительского удостоверения почему-то полицейский попросил загранпаспорт. Необычно. Второй, но уже полноценный контакт с полицейскими случился уже в последний день нашего пребывания в Монголии. Но об этом позже.
Итак, в обед, по широкой четырехполосной дороге мы заезжаем в столицу Монголии — Улан-Батор. Навигатор прокладывает маршрут до квартиры. Остается около 12 км. Едем быстро, пробок нет. На центральной улице города идет ремонт, то ли трубопровода, то ли дороги. Приходится объезжать пару кварталов. Тут случается небольшая пробка. Пробираемся через нее и через 30 минут уже заселяемся в уютную квартиру с современным ремонтом и всей бытовой техникой. Ее сдает туристическое агентство. Хозяева из Бурятии, поэтому общаемся на русском. Цена всего 5000 рублей за 2 ночи. И это в километре от Центральной площади города и страны (пишите, если кому нужны координаты). Бесплатно паркуем машины во дворе дома за шлагбаумом на охраняемой стоянке.
Оставляем вещи и пешком идем до площади Чингисхана. На ней располагается Дворец правительства и большой, восседающий на троне сам Чингисхан. Не обходится, конечно, и без посещения гостиницы Blue Sky Tower. На 23 этаже которой расположен ресторан с отличным видом на весь Улан-Батор. Цены для такого заведения вполне демократичные. Уже на закате мы смотрим на город сверху. Красиво. Далее отдыхаем и расслабляемся в одном из кафе, которых в центре города предостаточно. После полуночи снова возвращаемся на площадь Чингисхана, чтобы посмотреть на нее уже при ночной подсветке.
«Мобильная юрта» в Улан-Баторе.
Вид на главную площадь страны с 23-го этажа.
Памятник Сухэ-Батору в центре площади.
Величественный Чингисхан ночью.
День 10-й (30 июля 2015 г., четверг). По достопримечательностям Улан-Батора
Сегодня по плану посещение Гандана, смотровой площадки на горе Зайсан, статуи Чингисхана и динозавров в парке Тэрэлж. Для этого в навигатор заносим и сохраняем метки с точными значениями GPS-координат каждой достопримечательности. По-другому прокладывать маршрут будет проблематично.
В начале десятого в неполном составе едем к крупнейшему монгольскому буддийскому монастырю Гандан. Часть нашего экипажа предпочитает подольше поспать и поэтому остается дома. Для посещения монастыря иностранным гражданам необходимы билеты. Цена билета 4000 тугриков (120 рублей), дети бесплатно. Главные ворота монастыря, как и водится, смотрят на юг, как, впрочем, и все юрты в Монголии. В каждое помещения нужно заходить без головного убора, а выходить спиной. Само посещение у нас занимает пару часов.
Позолоченная и украшенная драгоценными камнями знаменитая статуя просветленного бодхисаттвы Авалокитешвары.
Сотни голубей, ожидающие от посетителей Гандана горстки овса.
Возвращаемся в квартиру за теми, кто выбрал сон вместо Гандана, и уже в полном составе едем на смотровую площадку на горе Зайсан. От центра города всего несколько километров. Сейчас Зайсан — популярная прогулочная зона горожан. Его идеологическая составляющая сейчас несколько утрачена. Рядом с мемориалом расположена статуя Молодого Будды. Вокруг Зайсана идут ремонтно-строительные работы, строится еще один многоэтажный отель. Преодолевая 612 ступеней, поднимаемся наверх, на смотровую площадку. Оттуда открывается вид на весь Улан-Батор.
Обелиск памяти советским воинам, погибшим за свободу Монголии.
Достаточно быстро Улан-Батор превращается в мегаполис.
Тоже смотрит на столицу сверху.
После Зайсана отправляемся за город, к крупнейшей конной статуе в мире. Монумент Чингисхана — самое грандиозное и самое современное сооружение Монголии. По легенде, именно здесь 15-летний Темучин нашел золотой кнут, примету успеха. Стоимость входа 7000 тугриков (210 рублей). Также за 1000 тугриков можно примерить и сфотографироваться в одеянии монгольского воина. В перспективе комплекс превратится в «Монгольский Диснейленд» с отелем, бассейном и развлекательным центром.
После посещения Чингисхана уезжать с этого места не спешим. Официально бутылка со 100 долларами от известной телепередачи «Орел и решка» не найдена. Ведущий передачи, Коля Серга, спрятал ее где-то на железном заборе. Еще раз пересматриваем видеоролик и идем на поиски бутылки. Длина железного забора, ограждающего территорию монумента, составляет несколько километров. Проходим весь периметр забора, тщательно сканируем его, причем с двух сторон. Заветный клад не находим :). Видимо, запрятанная на видном месте бутылка была уже легко найдена монголами. Сильно не расстраиваемся и двигаемся дальше.
Высота 250-тонного монумента из стали — 40 метров.
Традиционный монгольский сапог, разумеется, самый большой в мире.
В поисках бутылки со ста долларами от «Орла и решки».
До парка с динозаврами около 30 км. Вход стоит 500 тугриков (15 рублей), дети бесплатно. На территории в несколько гектаров расположены сделанные из бетона и похоже, что в натуральную высоту и длину разные ящеры. Тут можно увидеть тираннозавра, анкилозавра и бронтозавра, живших десятки миллионов лет назад. Экспонатов около 20. Задумка «Поля с динозаврами» отличная, дети в восторге. Еще бы, самим полазить на «героях» детских книжек и мультфильмов. Но в настоящее время парк выглядит заброшенным. За парком не следят, экспонаты не подкрашивают. Не особо приятно видеть парк в таком состоянии.
Возвращаемся в Улан-Батор. После посещения кафе, тратим пару часов на покупку разных подарков и сувениров. Готовимся к отъезду. Дневной километраж 160 км.
Небольшой монголо-русский словарик
Дэлгүүр — магазин
Хүнсний дэлгүүр — продуктовый магазин
Зочид буудал — гостиница
Зоогийн газар — ресторан/столовая
Гаунз — столовая
Хоолондоо — продукты
Засвар — ремонт
Дугуй (засвар) — шиномонтаж (шиномонтажка)
Баярлалаа — спасибо
Самбайно — здравствуйте
Баяртай — до свидания
Бензин — бензин (так и есть)
Архи — алкоголь
Гар утас — телефон
Орос — русский
Тийм — да
Угуй — нет
Би — я
Идх — есть
Уух — пить
Унэ — цена
Ус — вода
Мах — мясо
Талх — хлеб
Унэтэй — дорого
Мөнгө — деньги
Хот — город
Хаана — где?
Би ойлгохгуй байна — Я не понимаю
День 11-й (31 июля 2015 г., пятница). Выдвигаемся домой
После завтрака грузим по машинам вещи. Мы выдвигаемся к монголо-российской границе в городе Кяхта. Из города выезжаем около часа. Традиционное утреннее столпотворение машин. По пути проезжаем Дархан, третий по величине город Монголии. В нем расположены мясоперерабатывающий комбинат, кондитерская фабрика и комбинат по производству алкогольной продукции, которые обеспечивают всю Монголию.
За 25 километров до границы уже двигаясь по предпоследнему монгольскому населенному пункту Сухэ-Батор, мы видим работающего дорожного полицейского. Он внимательно смотрит на проезжающего первым Дастера, но тормозит Кашкая. За 50 метров до этого был железнодорожный переезд со знаком «Стоп (Зогс)». Предполагаем, что причина остановки в этом. Оказывается, нет. По его словам, нельзя перевозить 2 колеса на крыше автомобиля, лежащие одно на другом. До этого мы, конечно, наблюдали монголов, перевозящих на крышах и колеса, и тюки груза размером полтора метра на метр. Но закон суров. Штраф целых 4000 тугриков (120 рублей). Платим на месте. Для этого выписывается квитанция. То есть, получается, все официально, не развод и не взятка? Кстати, полицейский страховку не смотрел, свидетельство о регистрации ТС не смотрел, в водительское удостоверение заглянул, чтобы обращаться по имени. Ну как проехать почти 3000 километров по стране и не заплатить ни одного штрафа?
К границе подъезжаем к трем часам дня. На монгольской стороне стоит очередь из 8 машин, никого не пускают. Причина банальна — уже 2 часа нет света. Видим, что российский КПП работает, и машины оттуда выезжают. Монгольский пограничник времени не теряет даром. Он вышел за забор и переписывает в журнал номера автомобилей, вносит также и паспортные данные владельцев авто. Мы тоже времени не теряем. Распаковываем и съедаем монгольский торт прямо на капоте Кашкая. У одного из членов нашего экипажа сегодня день рождения. Чтобы не привлекать внимание монголов, «Happy Birthday» громко не кричим.
Через какое-то время электричество включают, запускают сразу 6 машин. Далее стандартно. После шлагбаума дают талончик на автомобиль, пассажиры проходят сканер и паспортный контроль. Причем для каждого пассажира записывают марку и номер автомобиля, на котором они следуют. В паспорта ставят штампы. Осмотр автомобиля с монгольской стороны формальный: открываются двери, багажник, бардачок. Ничего из автомобиля не достается, никуда не носится.
На российской границе все происходит в режиме одного окна. Автомобиль подъезжает к первому небольшому сооружению. Не заходя в которое, все проходят паспортный контроль. Детям для идентификации с родителями задают пару вопросов. Взрослых ничего не спрашивают. Тут же через 10 метров осмотр автомобиля. Возникает небольшая проблема. Так как мы заезжали в Монголию через другой КПП, то нам в Ташанте должны были дать некий талон со штрих-кодом. У нас на руках ничего нет. Собираемся уже звонить в Ташанту, чтобы узнать, что делать дальше. Второй пограничник обреченно машет рукой: «Да, хрен с ней, этой Ташантой, может, у них и советской власти-то нету!» Открываем капот, багажник, автобокс. Из багажника Дастера ничего не достаем, так как запасное колесо внизу. Багажник Кашкая приходится немного подразгрузить. Таможенники предупреждают, что кроме рыбы из Монголии нельзя вывозить также мясо и колбасу. Ничего запрещенного у нас почти нет. Граница с успехом пройдена. С учетом ожидания потрачено всего полтора часа.
Еще проехав пару часов, уже по российским дорогам, останавливаемся и разбиваем палаточный лагерь. На ночевку встаем на реке Селенга, перед Новосенгинском. Через кое-то время обнаруживаем, что на Дастере исчезли дневные ходовые огни. Просматриваем фотографии, чтобы обнаружить момент пропажи. В итоге понимаем, что их обрезали в последнюю ночь в Улан-Баторе. Причем в эту ночь еще кто-то полил сверху Дастер молоком. Это все произошло на охраняемой стоянке около дома. Кстати, до этого в гостинице Арвайхээра ночью разрезали полиэтиленовую пленку на крыше Кашкая. Тогда ничего не украли. Или колеса с канистрой бензина не вызвали интереса или кто-то спугнул. Миф о том, что монголы ничего не воруют, исчезает. Отдыхаем дальше. За день пройдено 450 км.
Памятник металлургам в городе Дархан.
Перед самой монгольской границей.
День 12-й (1 августа 2015 г., суббота). Байкал
Сегодня продолжаем двигаться в сторону дома. Трасса А165 Кяхта—Улан-Удэ перетекает в федеральную трассу М-55 (Байкал). С утра проходим Улан-Удэ, касаясь лишь края города. Далее направляемся в сторону Байкала. В городе Бабушкин, по традиции, покупаем омуля всевозможного приготовления. Несколько омулей съедаем уже по дороге. Для этого находим съезд прямо к озеру Байкал. Около часа проводим на берегу озера. Погода ветреная и мрачная. Поэтому сегодня Байкал немного штормит, волны достигают 30-40 сантиметров. Рыба съедена, фото сделаны, впечатления получены, двигаемся дальше.
Еще несколько часов едем вдоль озера. Дорога отличная, но движение достаточно плотное. По пути встречаем пару десятков ретро-автомобилей 50-70-х годов выпуска. Наклейки на машинах «Париж—Пекин-2015». Похоже, это ежегодное мероприятие. Несколько лет назад, когда ездили на Байкал, тоже встречали похожие автомобили с наклейками «Париж—Пекин». Интересно, все ли машины пройдут этот путь?
Под вечер минуем по объездной дороге Иркутск. И через 270 км встаем на ночевку. Сегодня базируемся на реке Ока, перед городом Зима. За день пройдено 840 км.
День 13-й (2 августа 2015 г., воскресение). Мы дома
Сегодня задача одна — ночевать уже в Кемерово. Для этого надо преодолеть расстояние в 1350 км. Поэтому встаем в 4 часа утра. Принимаем бодрящий кофеек и в дорогу. Двигаясь по трассе М-53, отмечаем ее отличное качество. Того, что было еще несколько лет назад, уже нет. Мы не видим участков с грунтовым покрытием, выбоин, провалов, неровностей. За последние пять лет в федеральную трассу «Сибирь» вложены огромные средства. Отремонтированы мосты, восстановлено разбитое дорожное покрытие, сделаны уширения на подъемах и спусках. Ремонт трассы, конечно, продолжается, есть несколько ремонтных участков дороги по 2-5-10 километров. Но порой даже на объездной дороге лежит асфальт. Приятно видеть такие дороги в России (особенно после Монголии). 15 августа 2015 года в районе села Шеберта открыт и введен в эксплуатацию последний участок, где не было асфальтового покрытия. Теперь трасса Москва—Владивосток полностью в асфальте. Историческое событие. Путешествовать по России становится приятнее!
Красноярск также проходим по объездной дороге. На часок останавливаемся покушать в кафе. Заодно и пополняем запасы бодрящих напитков. Едем дальше. Хочется отметить одну полнейшую русскую глупость. Километров за 100 от Красноярска ремонтируют участок дороги с мостом. На мосту, длиной около 100 метров, восстанавливают одну из полос. Поэтому стоит светофор, и движение идет по одной части моста. Сначала едет один поток «из Красноярска», потом другой «в Красноярск». Светофор горит зеленым светом короткий интервал времени — чуть более двух минут. Полоса движения на мосту еще не отремонтирована, поэтому все едут по ямам очень медленно. За время горения зеленого сигнала по мосту успевают проехать фура и 2-3 легковушки. Иногда может проехать аж 7-8 автомобилей. А так как поток машин в воскресение вечером в город и из города разный, а время работы зеленого сигнала светофора одинаковое, получаем многокилометровую пробку. Нам повезло, мы проехали мост минут за 15. Но нам искренне жаль всех водителей Красноярска, а также водителей транзитного транспорта, которые вынуждены попасть в эту 5-километровую пробку (да, специально замерили). Решение же до банальности простое. В направлении Красноярска светофор горит, скажем, 7 минут, а в противоположном, 3 минуты. А если светофор так не настраивается, то есть два человека с рациями и часами. Таких людей с рациями мы неоднократно наблюдали на других ремонтных участках. И все, проблема с пробкой была бы исчерпана. В этот момент 15-й канал дальнобойщиков было невозможно слушать. Поток мата и ненависти зашкаливал.
В 22:30 мы заехали в Кемерово. Несмотря на небольшие сложности в дороге, мы преодолели весь планируемый маршрут. Все довольны. Оба автомобиля не ломались и достойно справились с нагрузкой в более 1000 км грунтовых дорог. Каждый, я уверен, получил от этого путешествия, что хотел и о чем мечтал. В общем, путешествуйте больше и будьте счастливы!
По традиции в конце итоги автопутешествия. Привожу данные по Renault Duster и нашему экипажу в 5 человек
Начальное показание одометра: 15991 км.
Конечное показание одометра: 21138 км.
Пройден путь в 6147 км, 13 дней, 12 ночей. 7 ночевок в юртах, гостиницах и квартире обошлись в 6740 рублей.
Посещено 7 монгольских городов, озеро Хотон Нуур, плюс еще раз бонусом побывали на озере Байкал
Залито 517 литров бензина на 22310 руб. (местные тугрики пересчитывал в рубли). Средняя цена 1 литра составила — 43,15 рубля.
Средний расход бензина составил — 8,4 л/км.
Проезд по платным дорогам Монголии (дорожный налог) — 446 руб.
Сумма потраченных денег примерно сопоставима с 13-дневным отдыхом в Таиланде, но только на полтора человека.