Под небом Монголии. Мотопробег Братск — Улан-Батор — Гоби — Хубсугул (1990 год)

16.01.2014 | 27731 просмотр

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Этот мотопробег по маршруту «Братск — Улан-Батор — Гоби — Хубсугул — Братск» был совершен более 22 лет назад, тогда же и был написан этот репортаж (заранее извиняюсь за качество снимков — других в те времена не могло быть). Вероятно, это было одно из первых самодеятельных путешествий за едва приоткрывшиеся границы Советского Союза. Напомню, что шел 1990 год. По прошествии многих лет в памяти сохранились самые приятные воспоминания от этого приключения. Еще бы — ведь мы впервые оказались за рубежом, где все было так необычно, в диковинку.

С тех пор в Монголии я был еще несколько раз, в том числе и на автомобиле. Но первые впечатления — самые сильные. Вот их с грустью сейчас и вспоминаю.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОЛЬЗЕ АВАНТЮРИЗМА

Проект, который задумал еще год назад электрик лесо­промышленного комплекса Николай Павлов, больше изве­стный городской общественности как самостоятельный ту­рист, был настолько авантюристичен, что почти полностью удался. А это лишнее подтверждение тому, что в нашей стране, легче добиться того, что кажется совершенно не­возможным, чем запросто купить в магазине, скажем, пы­лесос.

А хотел Павлов ни мно­го, ни мало — прокатиться на мотоцикле от Братска до пу­стыни Гоби, что в Монголии и с победой вернуться назад. До послед­него момента ничего, кроме необъяснимо сильного жела­ния, за спиной у вдохновите­ля и организатора туристиче­ских побед не было. Отсутст­вовало приглашение, не объ­являлись спонсоры и, главное, не обнаруживалось желаю­щих вступить на эту нехоже­ную тропу. Но нужно знать Павлова, он успел вскочить на подножку уходящего поезда и втащил туда за собой еще четверых человек, которые, будь умней, никогда бы не совершили подобной глупо­сти.

КОМАНДА

О каждом нужно сказать отдельно. Начнем хотя бы с Николая Горбовского, рабоче­го БЛПК, а в нашей команде выросшего до звания техни­ческого директора, отвечаю­щего за ходовые качества трех мотоциклов «ИЖ», два из которых были с коляской. Не­сколько штрихов к портрету Коли: во-первых, он владе­лец недостроенной крейсер­ской яхты, и в иноземных ски­таниях мы выдавали его за типичного представителя со­ветского народа, что существенно поднимало наш престиж в глазах окружающих. Ну, а во-вторых, «прелесть» ситуа­ции заключалась еще и в том, что Горбовский отправился в путешествие, оставив в род­доме жену.

Следующий — Руслан Дубов, славный представитель рабочего класса славного города Вихоревки. У него, как у вся­кого из нас, были свои слабо­сти и увлечения. К последним можно отнести страсть к сбо­ру всякого металлолома, что, по-видимому, ему было привито с пионерского возраста. Поднять с дороги валяющуюся гайку или болт, это, конечно, святое дело, но зачем тащить через всю Монголию дырявый противень, он мне так и не объяснил, как я к нему ни при­ставал.

Несмотря на то, что по ме­ре нашего продвижения впе­ред коляска мотоцикла Ду­бова наполнялась проволочка­ми, веревочками и металлическими конструкциями, кото­рых, к счастью, на просторах Монголии оказалось не так уж и много, его железный конь с каждым пройденным километ­ром все больше выдыхался. У него то прогорали поршни, то выкипал аккумулятор, то барахлил генератор. Одним словом, все, что может сло­маться у мотоцикла, у Русла­на ломалось, но, как ни стран­но, мы все же двигались впе­ред, хотя, я убежден, что не каждый владелец такой тех­ники рискнул бы съездить на ней в соседний магазин за хлебом, не говоря уж о многотысячном пробеге.

Еще один участник нашего путешествия — 16-летний Дима Павлов, он же племянник нашего руководителя, он же объект педагогического невоспитания, он же нарушитель международной конвенции, поскольку прошел весь марш­рут за рулем мотоцикла, не имея даже водительского удо­стоверения, так как проспал экзамен. Впрочем, этим воп­росом никто ни разу и не по­интересовался ни в Союзе, ни тем более в Монголии.

Ну и, наконец, я, автор этих строк, взятый в путешествие в качестве летописца и обязанный фиксировать все наши славные дела и свершения, а по совместительству выпол­нять и должность завхоза. Ни с тем, ни с другим проблем не возникало. Определенные достижения регистрировались, ну а ребята готовы были съесть все, что подвергалось тепловой обработке, а когда и так обходились.

ПРОБЕГ ИМЕНИ 25-ЛЕТИЯ БРАТСКОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Как позже я узнал, что у Коли Павлова была страсть организовывать путешествия в честь кого-то или чего-то. В этот раз мы странствовали во имя 25-летия Братского лесопромышленного комплекса. И в этом был глубинный, скрытый от непосвященного смысл. Во­-первых, начальство, от которого многое зависимо, сразу же проникалось важностью, понимая, что это не самодеятельность какая-то. Во-вторых, не исключено было, что будет оказана какая-то, материальная помощь в виде тушенки или некоторой суммы деньжат. С продуктами действительно помогли, а вот с деньгами не вышло на этот раз ничего. Пришлось самим раскошелиться.

Правда, у нашего мотопробега было еще одно громкое название, которое, увы, не оп­равдалось — «Мото-Гоби-90». Но об этом в свой черед. Красивую эмблему для нас изготовил (совершенно беско­рыстно) архитектор В. Комлев. Есть, оказывается, в нашем городе, меценаты. Надпись сыграла свою положительную роль, когда приходилось клянчить на просторах России, Бу­рятии и, Монголии то запчасть, то канистру бензина. Глядя на нашу яркую эмблему, встреч­ные и поперечные мягчали и открывали закрома и сусе­ки, куда мы запускали свою бестрепетную руку.

Теперь несколько слов о самом маршруте, который нам предстояло проделать. Мы должны были через Иркутск, обогнув Байкал, добраться до Улан-Удэ, затем через Кяхту выйти на Улан-Батор. Дальше путь лежал в пустыню Гоби, после чего, переправившись через озеро Хубсугул, мы рассчитывали войти в Советский Союз через погранич­ный поселок Монды.

Маршрут планировали пройти максимум за три недели, а общая его протяженность составляла око­ло 5000 километров. На карте это выглядело как весь­ма красивая окружность, ко­торую можно было обвести пальцем быстрее, чем за ми­нуту.

НУ, МЫ ПОЕХАЛИ

Итак, первого июля мы тро­нулись в путь и уехали аж за Тулун, где у нас и произо­шла первая поломка. Встал железный конь у Руслана. Как показалось некоторым пессимистам, а им был я, он не просто встал, а, грубо гово­ря, издох. Позже выяснилось, прогорел один цилиндр, отказало реле и начал барахлить генератор. Но советские люди так просто не сдаются, ведь они всей своей жизнью научены бороться с трудностями, потому, видно, у нас в стране так много рационализаторов и изобретателей, которые с помощью изоленты, кувалды и отбойного молотка спо­собны творить чудеса. Короче, до Иркутска мы доехали, а там нас ждали лучшие дру­зья советских мотоциклистов — сотрудники ГАИ, которые любезно позволили поковыряться на своей свалке Павлову. И он нашел там то, что искал и то, чего так жаждал мотоцикл Руслана.

Нужно сказать, что и в Улан-Удэ тоже есть хорошие мили­ционеры и свалки разбитой техники. Там мы обзавелись головкой блока цилиндров на все тот же Русланов мото­цикл.

НА ПОСТУ ПОГРАНИЧНИК СТОИТ

Ради экономии времени опускаю детали путеше­ствия по родной стране. Описания березок, закатов и вос­ходов рекомендую прочесть в книжке какого-нибудь лириче­ского поэта. Это все ушло сра­зу на второй план после то­го, как нам в Кяхте на пропускном пункте сделали при­вивки от чумы, как позже объ­яснили, в целях профилактики. Поле того, как мы завери­ли недоверчиво разглядываю­щего нас таможенника в том, что оружие, наркотики и пор­нографию мы отказываемся вывозить из родной страны, нас очень быстро, буквально в течение двух часов, пропустили через КПП.

Так мы стали иностранцами, и случилось это 5 июля. А че­рез сутки мы уже были в столице Монгольской Народной Республики. Поставили на городской окраине палатку, раскочегарили свой примус и принялись пить чай. Но тут подошел какой-то местный ответственный товарищ и предупредил, что на этом месте скоро будут проходить скач­ки и массовые народные гуляния в честь национального праздника монголов и нас мо­гут запросто затоптать коня­ми или верблюдами, и никто при этом даже фамилии не спросит. Выяснив, что все это произойдет не нынешней но­чью, мы решили все же риск­нуть и остаться на ночевку с тем, чтобы с первыми лучами зари триумфально войти в столицу. Что дальше нам пред­стояло испытать, неясно было никому.

САНБАЙНУ, КАМПАНА

Итак, мы вступили на зем­лю Монголии. Наша экспеди­ция активно готовилась к встрече с местным населени­ем, изучая монгольский язык, успехи были просто потряса­ющие — практически сразу удалось запомнить слово «санбайну» — здравствуйте. Кро­ме того, Горбовский, вспом­нив молодость (а он когда-то служил в МНР), извлек из сво­ей памяти слово «кампана», что по-русски могло означать широкий спектр понятий, начиная от слов «друг», «прия­тель», и кончая таким универ­сальным выражением, как «мужик»…

Этого словарного запаса нам вполне хватило. Умело оперируя им, можно было вполне поддержать оживленную беседу. Правда, Павлов не захотел этим ограничиваться и, загоняя куда-нибудь в угол наших новых знакомых, пытливо выспрашивал у них, как по-монгольски будет звучать то или иное слово. Чуть позже он даже приобрел русско-монгольский разговорник, который нам так и не понадобился. На наше счастье многие монголы вполне сносно говорят на русском, который до недавнего времени преподавался в школах как основной иностранный язык. Долго задерживаться в Улан-Баторе мы не собирались. Предполагалось провести в столице день-два и тронуться в дальнейший путь. Однако, ситуация резко изменилась после того, как мы встретились с руководством спортивного клуба улан-баторской железной дороги, по приглашению которого мы очутились в Монголии. Нам предложили остальную часть нашего маршрута пройти совместно с монгольскими мотоциклистами. От такой возможности грех было отказываться, поскольку дальнейшее наше путешествие существенным образом облегчалось. Автоматически решалась проблема с горючим, которое до этого момента, мы нахальным образом выпрашивали у наших военных и гражданских специалистов, которых в Монголии еще было достаточно, но с каждым днем становится все меньше. Кроме того, появилась уверенность в том, что мы поедем в ту сторону, куда планируем, а не туда, куда ведет дорога. А это очень серьезная трудность для новичков в Монголии хотя бы потому, что в степи почти столько же дорог, сколько водителей.

Это плюсы, которые мы извлекли из нашего международного соглашения. Но были и минусы. Они заключались в следующем: во-первых, наша группа появилась в Улан- Баторе за два дня до национального праздника монголов — надом, который длится три дня. А это означало, что раньше, чем через неделю, мы не могли тронуться в путь. Одновременно становилось ясно, что в оставшееся время весь планируемый маршрут нам не пройти. Тогда и было принято решение пожертвовать пустыней Гоби, но зато посмотреть, как отмечают свой праздник монголы.

Устроили нас наилучшим об­разом в гостинице. В нужный день нас подняли с утра по­раньше и повели на главную площадь столицы, где долж­ны были состояться военный парад и демонстрация. Не знаю, по какой причине мы сподобились такой чести, что оказались на трибуне для ино­странных гостей, вблизи от политического руководства МНР и в непосредственной гуще иностранного диплома­тического корпуса. Смокингов, понятное дело, мы с собой не захватили хотя бы по той при­чине, что у нас их отродясь не было. Особенно живописно смотрел­ся наш владелец крейсерской яхты — Коля Горбовский, в своих непромокаемых штанах с кавалерийской нашивкой, где надо. Он мило присоединил­ся к какой-то даме, прибыв­шей то ли на американском, то ли на английском диплома­тическом автомобиле, и, как мне показалось, завязал с ней какую-то светскую беседу. Та­ким людям всегда есть о чем поговорить, скажем, об Азор­ских островах...

Между тем военные демон­стрировали свою несокруши­мую мощь, а затем наступил черед гражданских лиц. Кста­ти сказать, перестройка в Монголии идет довольно бурно. Многие из тех, с кем удалось побеседовать на эту тему, убе­ждены, что все проблемы ре­шаются достаточно просто — стоит только создать поболь­ше политических партий, а их уже в МНР зарегистрировано шесть на полтора миллиона населения, Одним из секрета­рей новой партии, как я выяс­нил, стал Мурат, мой одно­курсник по Иркутскому уни­верситету, однако увидеться с ним не удалось, так как при­ближались выборы в Великий Хурал, и он постоянно был в разъездах. И всё же демон­страция показала всю палитру новой политической жизни страны. Рядом с портретами Маркса и Ленина можно было увидеть партийные флаги, транспаранты, выполненные старой монгольской графикой. При всем разноцветии флагов и лозунгов демонстрация проходила довольно организован­но, без всяких эксцессов типа тех, что случились у нас не так давно на Красной площа­ди.

Как выяснилось, происходя­щее на площади Сухэ-Батора было еще не праздником, а только его преддверием. Ос­новные торжества развернулись на центральном стадионе, где нас ждало грандиозное театрализованное представле­ние. Все увиденное описать невозможно, остановлюсь то­лько на самом сильном впечатлении, оставшемся в памяти. Под звуки какой-то тяжелой мелодии на арену выеха­ли сотни две всадников, оде­тых в грубые шерстяные ру­бахи, на которые были нашиты металлические пластины. На некоторых воинах были коль­чуги. На головах — меховые шапки с конскими хвостами и шлемы. В руках — топоры и копья, за поясом — сабли, за спиной — луки. И вот эта серая людская масса, пустив рысью своих некованых низкорослых лошадей, сделала несколько кругов по стадиону. Нетрудно было представить себе, как много лет назад шли эти мрач­ные отряды на Хорезм, Пекин, Самарканд, Москву и не бы­ло силы, способной их остановить.

Это великое прошлое наро­да, о котором стало возможно говорить только в последнее время. Сейчас в Улан-Баторе можно свободно купить значок с изображением Потрясателя Вселенной. Югославы даже строят гостиницу, которая бу­дет носить имя Чингисхана. Ее огромные окна — черные.

Как я уже сказал, праздник длился три дня. И три муж­ских начала лежали в его основе. Монголы состязались в борьбе, стрельбе из лука и скачках на лошадях. Послед­ний вид соревнований прохо­дил как раз на том поле, где мы останавливались на первую ночевку.

У МОТОЦИКЛА НЕТ КРЫШИ

Увы, этот факт прихо­дится признать скрепя зубы. Но именно по этой причине путешествие на мото­цикле отличается от любого другого вида передвижения. Можно, конечно, ездить и в автобусе, но эффект будет не тот. Стекла салонов отделяют пассажиров от жизни, прида­ют ей какую-то ненатураль­ность. К тому же тянет на сон, а тут попробуй усни, когда в глаза бьет «и снег, и ветер, и звезд ночных по­лет».

Вообще-то, мы собирались в пустыню. Лично я больше беспокоился о том, как бы голову не напекло. Жарко ведь там должно быть. Но, как выяснилось, нужно было ду­мать о том, как бы не за­мерзнуть. Стоило только пе­ресечь границу, как хляби небесные разверзлись, и дождь стал нашим постоянным спут­ником. Если он не лил с утра, то шел после обеда или к вечеру обязательно. При скорости в 60-70 километров уже через полчаса вода на­дает хлюпать в сапогах и становится даже как-то скучно.

Порой мы шли под дождем по нескольку часов. Только встав на ночевку, можно было чуть-чуть обсушиться и обогреться. Впрочем, и это удовольствие не гарантиро­валось. Иной раз на сотню километров в округе не бы­ло деревца для того, чтобы развести костер. В такой ситуации выручал трудяга-при­мус, кроме того, как гово­рится, у нас с собой было... Немного, но чтобы согреться — хватало. И, что самое удивительное, ну хоть бы кто чихнул за время похода.

ИСКУССТВО ПИТЬ КУМЫС

После того, как к нам при­соединились трое монгольских мотоциклистов, жизнь стала более разнообразной. Зави­дев издали юрты аратов, мы рулили прямиком к ним. А спустя несколько минут, обыч­но уже сидели на полу вокруг очага и принимали из рук хозяина чашу с кумысом, которая, как правило, шла по кругу. Желающих посмотреть на то, как русские пьют монгольский национальный напи­ток, всегда набивалось полная юрта. Сначала мы пили ку­мыс потому, что под такими пристальными взглядами это­го нельзя было не сделать, а позже — потому, что понра­вилось. Правда, меня до сих пор мучает вопрос, зачем нужно бросать в кумыс спич­ки. Нужно отметить, что в каждом районе Монголии на­питок имеет свой вкус, но эффект дает одинаковый: будто выпил бокал шампан­ского.

Коль уж затронута кулинарная тема, то я позволю себе ее несколько развить. Монгольский стол скромен. Здесь не увидишь изысканных яств и разносолов. Это и понятно — кочевник долго не задер­живается на одном месте, ему некогда выращивать картошку или пшеницу. Хлеб монгола — мясо. Его обычно варят большими кусками в казанах и едят, отрезая по кусочку у самых губ. В послед­нее время возникли некото­рые трудности с продовольст­венным снабжением горожан — их ограничили двумя килограммами мяса в день на че­ловека. Но, может быть, я что-то не понял... После еды принято пить зеленый чай с молоком, приправленный бараньим жиром и солью. Привыкнуть можно. К чаю подают сушеный сыр, густые сливки. Одним словом, кочевник пи­тается только тем, что дает ему стадо, а это мясо и мо­лочные продукты. Хотя витаминов в рационе у монголов почти нет, у всех без исклю­чения кочевников ослепитель­но белые зубы.

Есть еще один продукт, ко­торый местные жители назы­вают «хитрой водой». Действительно, по цвету она по­хожа на воду, по вкусу на молочную сыворотку, а по действию (в больших количе­ствах) на самогон. И что странно, эту воду получа­ют тоже из молока.

БУНТ НА КОРАБЛЕ

Наша команда собиралась, что называется с бору по сосенке. Мы перед отъездом едва были знакомы, но у каждого был свой характер. А у нашего командира, Н. Павлова — особенный. На первых порах все сносили его терпеливо, а затем начали зреть заговоры и интриги. В основном тяжба шла вокруг вопроса: где останавливаться на ночевку. По простоте душевной, большинство полагало, что это следует делать в удобных местах. Однако у Павлова было свое видение проблемы: выслушав наши предложения, он задумчиво произносил: «Сколько человек — столько и мнений». Подразумевая, что мнений-то действительно много, да правильное одно. Понятно, чье. Несколько раз проскочив мимо редких речушек и лесков и заночевав в чистом поле, коллек­тив созрел для борьбы за свои права. Выглядела она так: ближе к ночи из колонны вырывался мотоцик­лист, рулил туда, куда считал нужным и начинал демонст­ративно разбивать палатку и разводить костер. Остальные, помявшись, присоединялись к нему. Впрочем, все это только вносило разнообразие в нашу кочевую жизнь. До серьезных обид дело так и не дошло.

ТАМ, ГДЕ ПЕХОТА НЕ ПРОЙДЕТ

Я уже однажды как-то вскользь рассказал о дорогах Монголии. Но эта тема тре­бует к себе более пристального внимания. Дороги в МНР в основном грунтовые, по ним-то мы и ехали. В степи водителю раздолье, куда хочешь, туда и поезжай, только смотри не по­пади в торбаганью нору.

Но там, где местность пересечена склонами и оврагами, начинаются мучения. Особенно болезненна езда по дорогам, идущим с правым уклоном. Коляска мотоцикла норовила опрокинуться, и водителю труд­но было удержать руль в руках. А седоку постоянно приходилось висеть над коляской, придавливая ее своим весом к дороге. В один прекрасный мо­мент Коля Горбовский не смог справиться с управлением, ко­ляска отстегнулась и выстре­лила автором этих строк, как из катапульты, в бездонное небо Монголии. Замечательные впечатления от свободного полета были как-то смазаны приземлением. Хорошо, что оно пришлось не на голову... Все зажило очень быстро. Других трагедий и катастроф за все путешествие пережить не пришлось.

Помучились мы и в горной части Монголии. Таких тяже­лых перевалов мне видеть не приходилось. Дорога носила весьма условное название. Ког­да шли дожди, она попросту превращалась в русло реки. А я уже говорил, что дожди в далекой, но такой близкой нам стране, идут каждый день.

На отдельных участках мото­циклы приходилось тащить буквально на руках. Но какое же было счастье, когда мы добирались до вершины перева­ла. Видимо, такие же чувства испытывали все, кто проезжал по тем местам. По монгольской традиции на самых высоких отметках выкладываются туры, и каждый путник должен был положить в него свой камень. Иногда эти сооружения под­нимались в рост человека. Кро­ме камней, в них можно было обнаружить самые неожидан­ные вещи: мелочь, спички, тря­почки, пустые бутылки, бараньи черепа и многое другое.

ЛЮДИ И БОГИ

Монголия очень поздно отдалилась от язычества. Только в XVII веке была при­нята официальная религия. Ею стал буддизм. Монголы — нация веротерпимая. Некоторые историки счи­тают, что это обстоятельство в свое время спасло Русь. Орда, не только не уничтожила пра­вославную церковь, но даже позволила ей укрепить свои позиции, что, якобы, оказалось решающим фактором для фор­мирования русского государства и освобождения его от татаро-монгольского ига. Впрочем, что не стали делать, монголы, вполне удалось воинствующим безбожникам. Особенно нашу небольшую экспедицию поразил факт, с которым мы столкнулись, подъезжая к Кяхте, знаменитому когда-то русскому купеческому центру. У дороги стоял небольшой одноэтажный деревянный городок, а над ним высился каменный храм.

Хоть мы торопились, но решили заглянуть в него. Это было ужасное зрелище. Церковь снаружи еще сохранила свои бла­городные очертания, но внутри ее был не склад, и даже не клуб, а скотный двор. Российские куп­цы, строившие ее, наверно, перевернулись в своих гробах от такого святотатства.

Монголы, следуя в фарвате­ре нашей политики, тоже осо­бо не церемонились со своими священнослужителями. В 30-е годы разрушались дацаны (монастыри), уничто­жались ламы. Размеры геноцида были просто фантастиче­скими, ведь в Монголии каж­дый третий мужчина был мо­нахом. К началу перестройки в МНР сохранилось только два действующих монастыря.

Сейчас все по иному. Мы по­пали в древнюю столицу Монголии Хархарин. Здесь, по соседству с огромной ханской юртой, от которой остался только мраморный фундамент, разместился буддийский да­цан, первый на территории Монголии. До недавнего вре­мени в этом храмовом комп­лексе был музей, а сейчас не­сколько зданий отдано ламам. Желающие могут поприсутствовать на молитве. Мы, конеч­но, воспользовались этой возможностью.

В небольшом помещении на скамьях сидели старые и мо­лодые ламы и в унисон что-то напевали, аккомпанируя себе на маленьких барабанчиках и огромных морских раковинах. Каждому посетителю старик, замотанный в пурпурную ткань, давал ложечку благо­воний.

Монголы хоть и приняли буд­дизм, но и от своих старых бо­гов полностью не отказались. На каждом, более-менее за­метном бугорке можно увидеть культовые сооружения из камней. В прошлый раз я о них уже упоминал. Наши монголь­ские друзья объясняли нам, что это маленькие модели то­го, как создавалась земля. Однако молодые монголы, уже многого не знают и позволяют себе то, чего никогда не сделают ста­рики.

И еще одна традиция, при­сущая не только монгол, но и бурятам. Прежде чем выпить что-либо крепче чая, несколько капель влаги раз­брызгивают на четыре сторо­ны. Мы тоже попробовали это сделать, и удача нас не покинула.

ЧТО ЕСТЬ?

Что-то описание нашего путешествия подзатянулось. Будем заканчивать. Но прежде рассмотрим тему, которая одина­ково волнует и тех, кто живет пo эту сторону границы, и тех, кто по ту. Классический воп­рос по приезде из уст соотечественников звучал так: «Что привез?» Ответ: «Массу впечатлений!» не удовлетворяет никого, а по­рой даже обижает. Увы, похвастаться покупками не получилось. На сто рублей, которые каждому из нас обменяли, можно было, конечно, скинувшись купить пару-тройку лошадей, но как их потом держать в квартире? Помаявшись немного со своими четырьмястами туграми, наши мужики решили употребить их в дело со всей хозяйской сметкой, на которую только были способны. На половину денег они купили книги, кстати сказать, в наших магазинах таких днем с огнем не найдешь. А на другую — шампунь. Естественно, свои приобретения они сложили в одну кучу, естественно, это добром не кон­чилось. На последующих привалах основным развлечением была сушка книг и спасение их от въедливого шампуня. Я же крепился до последнего, надеясь найти где-нибудь в захолустье такого дурачка, ко­торый бы продал по дешевке медную или бронзовую фигурку Будды. Как оказалось, совершенно на­прасно: не было ни того, ни другого. Перед самой границей пришлось бездарно растратить кровные тугрики на что попало.

Эх, жаль, не было среди нас ни кооператоров, ни коммер­сантов, а то бы они разверну­лись. На каждой стоянке нас обступала толпа местных жителей и задавала свой акту­альный вопрос: «Что есть?» Мы честно отвечали: «Ничего». На нас понимающе смотрели — людям хочется поторговать­ся, и начинали приценивать­ся к мотоциклам, спальным мешкам, палатке, примусу, топору, одежке. Но все перегово­ры заканчивались одинаково безрезультатно.

В общем-то, монголы, даже по нашим понятиям, живут небогато. Средняя зарплата где-то в 200 тугров (по официаль­ному курсу — около 50 руб­лей). Примерно столько стоит баран. Правда, у ка­ждого кочевника свое, порой очень большое стадо. В глу­бинке одеты все примерно одинаково: халат, сапоги и шляпа с резиночкой под под­бородок. Национальная одежда и быт кочевников очень ути­литарны, отшлифованы века­ми. Но прогресс проник и сю­да — с удивлением мы заме­чали у юрт миниатюрные бен­зиновые электростанции таких известных фирм, как «Ямаха», «Хонда». Ребята просто впада­ли в транс от этих штук — в хозяйстве очень нужная вещь. Однако, видит око, да зуб неймет.

ХУБСУГУЛ — ЭТО ЗДОРОВО

Kaк Россия гордится Байкалом, так Монголия — Хубсугулом. Кстати, эти озера — братья. У них одно происхождение, схожая природа, и они даже связаны между собой рекой Селенгой. Правда, меньший братишка выглядит гораздо лучше. Техпрогресс еще не успел до­браться до Хубсугула и испохабить его берега и воды. Это, вероятно, последний естественный заповедник, сохранив­ший свою первозданную кра­соту. В принципе, мы не собира­лись долго задерживаться на берегу озера, думали, полюбу­емся день-другой красотами, а затем на паром и домой! И мы торопились в Союз, и у наших монгольских друзей кончались краткие отпуска. Прощанье было трогательным, невинной жертвой его пал баран, заре­занный и разделанный мастер­ской рукой за считанные ми­нуты. Старший монгольской группы Иштандов сделал во­круг нас прощальный круг, положив мотоцикл почти на зе­млю и высоко задрав коляску, а затем пустился вдогонку за своими парнями, пылившими далеко впереди.

Мы остались одни и, как поз­же выяснилось, надолго. Весь флот Хубсугула, состоящий из буксирного теплохода и двух нефтеналивных барж, стоял на приколе. Никакой регулярной паромной переправы и в помине не существовало. На вопрос, когда буксир отправится на другой берег, ка­питан флагмана оптимистически отвечал: «Завтра». Длилась эта история ровно неделю. И все это время мы провели ря­дом с причалом, боясь, как бы нам не опоздать на рейс.

Поз­же мы свыклись с этим резиновым «завтра» и начали ис­кать каких-либо развлечений. Секретарь местной ячейки ревсомола (вроде нашего комсомола) предложил культурную программу, состоящую из просмотра идеологически вы­держанных видеофильмов. Но это вечером. А днем можно было знатно порыбачить. Я сейчас такое расскажу, от че­го у заядлых рыболовов мо­жет случиться инфаркт. Про­шу слабонервных удалиться. Рыба в озере буквально ки­шит. Монголы ее практически не ловят, а больше некому. В первый же раз мы добыли трех налимов. Вот таких! Предста­вили? А теперь то, что пред­ставили, увеличьте в два ра­за. А потом начали ловить рыбу, название которой не удалось выяснить. Похоже, это была форель. Одним словом, Хубсугул — рай для рыбаков и даже для таких неумелых, какими были мы.

Наконец свершилось: рано утром нас разбудил гудок бук­сира. Капитан все-таки решил, что «завтра» уже наступило. Несколько часов потрясающе­го плаванья по потрясающему озеру надолго останутся в па­мяти. Вот когда чувствуешь себя букашкой на ладони мироздания. Красота неописуе­мая. Удастся ли ее сохранить?

Между тем до границы ос­тались считанные километры, но она уже была на замке. Предстояло провести послед­нюю ночь на монгольской земле.

ПУСТИТЕ НАС ДОМОЙ!

Еще задолго до того, как мы приблизились к советской границе, до нас стали дохо­дить тревожные слухи о том, что из Монголии никого не выпускают. Якобы наши ветеринары обнаружили какую-то чуму или холеру у скота и закрыли границу на карантин. Наше путешествие и без того затянувшееся грозило перерасти в нескончаемое. По правде говоря, к этому времени все мы досыта наелись экзотикой и страсть как хотелось попасть домой. Истомились мы по соотечественникам, по родным бюрократам, крикливым продавщицам, сочному народному говору. Перспектива проделать обратный многотысячный маршрут никого не радовала.

Некоторые экстремисты, а они быстро обнаружились среди нас, предлагали два возможных выхода из создавшегося положения. Первый — в тихую перейти границу. Второй — объявить громкую голодовку и выдвинуть категорическое требование впустить нас в СССР.

Первый вариант отпал сразу же — на мотоцикле тихо границу не переедешь. Второй тоже оказался сомнительным. По моим завхозовским наблюде­ниям самое большее, на что мужиков хватило бы, так на то, чтобы отказаться от полдника.

К счастью, мы не дали пищи вражеским радиоголосам. Граница вот уже два дня, как была открыта. Правда, по за­ставе ходил прапорщик, злой, как его четырехногий друг. Дело в том, что пограничники отрыли огромную канаву и взяли ее в бетон, что влете­ло в несколько тысяч рублей. Это сооружение необходимо было для того, чтобы прово­дить дезинфекцию. Как позже выяснилось, нужды в этом не было. Старшина заставы мучился от того, что не знал, на кого списать убытки. А как пострадали те несчастные, которых «потрошили» на КПП до нас! У них отбирали все продукты и уничтожали их в большой яме. На нас сразу повеяло чем-то родным и близким.

Таможня в этом захолустном пропускном пункте явно скучала без дела и поэтому решила немного развлечься. Что у нас искали два часа подряд — трудно сказать. Если бы нас предупредили зара­нее, то мы бы припасли хоть что-нибудь, а то ведь безре­зультатный труд убивает в человеке творческое начало, де­лает его жизнь бессмысленной.

Одним словом, погранични­кам и таможенникам деваться было некуда, и нас впустили в Союз. Вот все говорят, что выехать из него трудно, а вы попробуйте въехать!

Дальше все было просто, Мы прикидывали уже, что че­рез два дня будем в Братске. Однако железная лошадка Руслана Дубова, мужественно перенесшая поход по Монго­лии, ступив на родную зем­лю, сразу же показала свой норов. На ней опять слома­лось все, что только могло. Мотоциклом этот агрегат труд­но было назвать. Скорее это был уже велосипед. Но дома и стены помогают, а тем более ГАИ. Вопрос урегулировался по старой схеме. Последний бросок был неудержим.

Жаль, что в наших пятиэтаж­ных домах нет каминов. Ка­кая прелесть, сидя у огня, вспоминать с соратниками ми­нувшие дни и битвы, где вме­сте рубились мы. Но пройденный нами маршрут ни для кого не заказан. Так что дерзайте!

Июль-август 1990 г.

Сообщений: 1990
И путешествие, и слог великолепные!!!

Привет от бывшего жителя Энергетика :)

так вот когда ДРОМ зарадился

Спасибо за интересно-исторический рассказ!

Irkutsk
Прикольно смотреть старые фото, и вспоминать, как это было!!!!!

КОТ27:
зарОдился

Почет и уважение, для той поры просто супер.

Отличный рассказ!!! Спасибо огромное автору, прочитал с превеликим удовольствием!!! Вспоминая все свои даже не очень удачные поездки по нашей родине на четырёх колёсах понимаю, что по сравнению с этими людьми я просто можно сказать в магазин катался:):):)
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"

краснодар
Класс! Монголы тоже на ИЖ-ах были?

Курганинск
Мотопутешествия всегда интересней чем авто . А совершенные в те далекие годы да ещё и на ижах заслуживают огромного уважения . Крепок наш человек однако . Оч интересно было читать . Хотя увидев фото на главной подумал , что это Рейсер одно из прошлых путешествий опубликовал . Были энтузиасты и в те времена . Молодцы !!!
********

19rus-24rus-38rus-42rus
я бы тоже так скатался) семя,работа не отпускает.....
Мой отзыв: BMW 3-Series 2013

Молодцы=) Сейчас говорят, монголы больше китайский и английский учат=( На мотоциклах в такой маршрут, да с минимумом запчастей- довольно рискованное занятие.
suzuki jimny=)

Вот это отзыв! Редко такое читаешь!
Сейчас и дороги лучше и инфраструктура есть. А тогда - это была чистой воды авантюра, но в этом-то как раз вся прелесть!

КОТ27:
ЗарЯдился !!!

Алексей Олигархович:
я бы тоже так скатался) семя,работа не отпускает.....
Какое - такое семя Вас не пускает ?

фотки как будто не из 90х, а из 50-60х...

Сообщений: 2080
Сильно!!!
Когда не достигают желаемого – делают вид, что желали достигнутого.

Могоча
класс, вот это история
мордой в гору и погазовать

Молодцы, отличный поход!
Все пройдет.

В далекие 80е были и у меня мотоциклы марки Иж. Сначала "Планета -4", потом "Юпитер - 5" и еще "Планета - 5" . Исколесил на них по Южному Уралу более 50000 км. так, что познал сполна "прелести" отечественного мотопрома. Конструкции очень ненадежные, но особенно отвратительное качество сборки. Мотоциклами, это можно назвать с трудом, но самое главное, ездить в далекие поездки на них - большой риск! Однако первые модели: Иж-49, Иж планета и Иж планета Спорт, были хорошего качества.

Над Вольной Невой
Любопытно узнать, как сложилась жизнь у участников пробега, а рассказ отличный.

нижневартовск
Спасибо, чёрно- белые фотографии это что-то... Навеяло.....
Я каждый раз хочу отсюда, сбежать куда-нибудь туда!

Сейчас не на каждой машине захочешь ехать в такую даль, а вы на мотоциклах умудрились ГЕРОИ!!!
Toyota Picnic SXM10L-APMDKW 1997

Земля Кузнецкая
Авантюристы!

пять+

Когдато, две Планеты 5 укатывал. Явы попадали.

На моте по пустыням. Прям Дакаровцы.

Омсукчан - Новороссийск
"Однако первые модели: Иж-49, Иж планета и Иж планета Спорт, были хорошего качества."
Первые Иж планета спорт были полностью японские. У меня был такой, как сейчас помню стоил ровно 1000 рублей. Это была машина! А потом пошли наши аналоги, со всеми вытекающими...

Нда молодцы надо сказать и фото прям ностальгию навевают.Зачёт!

Спб
Супер!!!

Классный экскурс в недалекое прошлое.( А в прошлом как известно и сахар слаще и снег белее) :))) У меня к тому времени старичок CZ-175 уже благополучно дал клина,как бы намекая, пора уже на 4 колеса пересаживаться.............А монголы круче---на Явах рассекали смотрю.........Автору респект!

Вот такой я загадочный зверек...
Nissan Tiida, 2007, 4WD

UB

Улан-Батор
...Allex...:
Класс! Монголы тоже на ИЖ-ах были?
Да. Сначала Ява чешские потом пошли Иж планета 4, 5. До середины 90 везде были ИЖ мотоцикл. Это был железный конь кочевника. А сейчас почти все китайские.

Супер!

Добрый день всем заглянувшим сюда. Спасибо за добрые слова и отзывы. Постараюсь ответить на возникшие вопросы. Но вначале уточнение - конечно же наш мотопробег прошел 23 с половиной года назад - что-то не смог сходу счесть сколько годков уже минуло. Как уже некоторые заметили - монголы были на Явах - все-таки столичный мотоклуб, не чета нам провинциалам. Качество фото, увы, только такое. Старые снимки из альбома просто отсканировал как мог. Для любопытствующих создал альбомчик. Он лежит здесь - http://fotki.yandex.ru/users/o... Авторство совместное, как правило снимал отсутствующий в кадре пятый элемент. Что с нами стало. Обычная история - пока живы были первые впечатления - встречались. Но все реже со временем. Горбовского видел года два назад. Кстати вспомнил случай связанный с ним, но не описанный. В первый же день в столице Монголии он разведал, что на вокзале можно поменять рубли по выгодному курсу. Собрал со всех нас денежки и отправился совершать банковскую операцию. Естественно, его кинули. Но Коля оказался правильным мужиком, и по возвращению на родину вернул всем взятые деньги, хотя лично я этого не требовал. Из пропущенного всплыло еще - мы побывали на раскопках динозавров. В карьере навалом лежали кости доисторических животных - вокруг никого на многие километры. Ну что, поглазели на эту невидаль, да дальше покатили... Спасибо за внимание

Молодцы, настоящие Сибиряки! Очень увлекательно!

Круто, винтажный отчет! Начало впечатляет!

Патом дочитаю...

Краткий экскурс в прошлое...)

Очень интересно было посмотреть старые фото...

Спасибо за отзыв! С удовольствием читал.

New Zibirsk
Чудно! Молодцы! И я долго на таком Ижачке катался
Улыбайтесь, это раздражает

Очень интересно читать! Спасибо

миг23:
В вашем комментарии больше неправды,либо вы и не ездили на этой технике.. Мне просто в интересно в далекие 80-е как вы пишите,моты были ужасны. И с чем вы их сравнивали в те года? Если только с явой... Планета спорт никогда надежностью не блистала.Имхо.
Мои отзывы: Toyota Celica 2000, ИЖ 2717 2006

Потрясающий отчет!!!! Спасибо большое, вспоминается путешествие с моими родителями и дядями, тетями на Алтай, до границы с Монголией. Представляете, Чуйский тракт был грунтовкой! Палатки брезентовые, спальные мешки на ватине. Как здорово было....

Shatiq:
Да, действительно Ява, ЧЗ, были достойными мотоциклами в те годы, и качество сборки и комфорт. Только купить их было проблемой. Все вышеперечисленные мотоциклы Иж приобретались мной новыми, и эксплуатировались ежедневно и круглогодично! Ремонтировать приходилось постоянно, и клепать и варить и движки половинить. А конструктивно, сделаны были плохо, вот например , особенность крепление педали тормоза. Ведь установлена была так, что все время откручивалась на ходу.

очень интересно. спасибо.

петропавловск
Был у меня юпитер5 постоянно отказывал один цилиндр,для меня был подвиг 100км от дома уехать,а тут такое путешествие.РЕСПЕКТ
Мой отзыв: Alfa Romeo 156 1997

Был в Монголии и с трудом могу представить, как тогда без навигатора и хороших карт ориентировались.

На фото видна Ява 12В - 638. Сам в детстве катался на юпитере 5, за 4 года только вилочку на КПП поменял, отличный мот, сейчас восстанавливаю яву старушку - иномарка есть иномарка)))

Это просто шедевр!
и сам поход и люди , и слог повествования!
Снимаю шляпу!

пспс
ооооочень авантюрно!! просто на грани безумства!
Мужчина должен быть надежным, как Toyota, и большим, как Sequoia. Факк Fuel Economy/

очень здорово ..молодцы...

Кемеровская обл. Тисуль
Несомненно это круто , а сейчас вообще ,наверное никто здравомыслящий не поедет на отечественной мототехнике в такое путешествие. да таковой почти нет. Спасибо!

Иркуцк-середина зе
землякам - почет и уважение!

Усть-Кут
"Наступает момент, когда мужчинам требуется доказать самим себе, что они мужчи­ны, и, уходить туда, куда их не пускают жены и матери. И тогда совершаются большие и малые подвиги или преступ­ления. Все зависит от того, куда уходят мужчины..." - Эпичная фраза, после которой невозможно не прочитать сие . РЕСПЕКТ И МОЕ ПОЧТЕНИЕ !!!

San Francisco Bay Area, CA
Спасибо за такой замечательный рассказ! Приятно читать, слог хороший и мысли упорядоченные!
Всех благ и доброго здравия :-)
Машина любит ласку, чистоту и смазку!

Мой отзыв: Kia Sorento 2013

Ненадолго веврнулся в СССР. Хороший, интересный отзыв. 5+++!!!

душой во Владике
это 5!!!
Мой отзыв: Toyota Alphard 2018

только 5 с плюсом

у меня до сих пор Планета 4 1987 г.в. - обожаю этот неприхотливый железный мотоцикл. Накатано на нем много км. в коротких и дальних поездках. Не могу сказать о нем ничего плохого. С момента выпуска на нем была заменена головка ( с сорванной от излишнего усилия резьбой свечного отверстия), да конденсатор на зажигании. И это всё. Свечи и лампочки не в счет. Просто к технике надо относиться нормально и вовремя ухаживать - отдача будет 100%.
За такую поездку - только 5!!! Молодцы!!!

Безумству храбрых...

Это действительно подвиг,в 90-ом году...тем более на ИЖах...

За реликвию-конешь респект!!!
Память,у Вас,на всю жизнь,молодцы!!!
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

А какие доки-визы нужны были тогда???
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

Бар на ул
Кезя:
Привет от бывшего жителя Энергетика :)
А левый берег)))))
Привет от правого берега)))))))

Регион 19
Игорь ELO:
Какое - такое семя Вас не пускает ?
Думаю "мужское семя" его не пускает)))Отличный мотопробег, очень приятно читать!

Хорошо написано. Будто сам с вами путешевствовал- так себе все это представлял. С уважением..

Молодцы оооочень круто!!!

Да, действительно, наше поколение родом из СССР...

Да были же времена.

Добрый всем день! Заглянул, чтобы ответить на вопросы, но смотрю особой нужды в этом нет. Разве, что пара слов по оформлению поездки. Но тут всеми делами занимался Павлов, я даже не интересовался подробностями. Понял, что было приглашение от монгольской ж/д, вероятно сделали групповую визу. Вряд ли все сильно отличалось от нынешних правил. Много лет спустя я еще несколько раз был в Монголии на автомобиле. Возможно расскажу об этом как нибудь.
Еще раз всем спасибо за добрые слова о нашем походе. Я даже как-то по новому на все это посмотрел. Всем удачи!

Сообщений: 19693
Автор, вы упомянули однокурсника Мурата. Это не тот, кто учился на журфаке ИГУ в 1979-1984 гг. Тогда наверное знаете и Золжаргала и др. Я учился курсом младше, было много друзей из Монголии. Тогда по негласному приказу бурятов и монголов не селили в одних комнатах, но у меня получилось так, что попал в комнату,где жили Золжаргал, мой однокурсник Намхай, Саша Ващев и нелегал Витя Сунцов. Может вы их тоже знали? Вы скорее всего снимали квартиру, так как в нашей общаге, на третьем этаже, братчан не было.
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)

Все правильно. Золжаргала я помню, хотя при встрече вряд ли узнал бы. В общагах (этой и соседней) я прожил полтора года. Для тех, кто не в теме, поясню - у монголов, в отличии от нас главным является имя. Фамилий нет, а есть что-то вроде отчества (если не ошибаюсь). Поэтому по имени можно определить любого монгола и редко ошибешься

Сообщений: 19693
Раз жил в соседней, то учился на рабфаке, после армии? Тогда знаешь Толика Базархандаева, Сашу Синищука, Кешу Шапошникова (погоняло - Шапкин). С ними я тоже пару лет жил в одной комнате нелегалом... Приютили бедолагу.
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)

Спасибо большое за отчёт. очень порадовал. Это действительно, для того времени, была огромная авантюра!!!
Honda HRV

Очень интересно, спасибо, читал на одном вдохе!

Автора не зря назначили летописцем этого похода. Отлично написано - так что стоит продолжать делиться впечатлениями! :)
Фотографии - ну, какие есть. Жаль, что на них Монголию практически не видно, но зато ностальгия, все такое. А Монголия и сейчас вряд ли сильно изменилась...

Сообщений: 19693
Раз его однокурсник монгольский казах Мурат, учившийся на журфаке ИГУ, то и автор профессиональный журналист. Кстати, казахи в Монголии живут в Баян-Ульгийском аймаке на самом западе страны. Граничит с Синьцзянь-Уйгурским автономным районом КНР, где живет много тюркоязычных народов и монголов. В последние годы из Монголии в Казахстан уехало много казахов.
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)

Всем добрый день. Отдельный привет Загасу. Впечатляет память и аналитические способности. Действительно, все перечисленные люди мои однокурсники. Вот только сбой в одном месте. Шапошникова звали Игорь. Возможно спутал с Кешей Боркиным, его лучшим дружком. А обо мне не стоило так сложно гадать - сведения раскрыты в предыдущих публикациях на Дроме. Если интересно, то Базарандаев сейчас главный в "Правде Бурятии", Синищук в одном московском издании. Следы Шапкина утеряны. С Толей надеюсь встретиться на лунном новом годе в Улан-Удэ. Сообщи в личку от кого передать привет. Удачи!

Сообщений: 19693
Точно. Кеша Боркин. Шапкин вроде в родном Киренске, хотя в 90-е занимался пушным нелегальным бизнесом. Но Толик лучше знает. Синищук - аспирант журфака МГУ и главный редактор газеты типа "Версия" из группы изданий "АиФ". Он продал свою газету АиФ в Красноярске и подался в Москву. Про Толика все знаю. Был на родине 3 года назад. Передавай ему привет с Сахалина и он знает от кого.

Сообщений: 19693
По нику вспомнил кажется. Олег Августовский. А с Серегой Кулыгиным мы в фэйсе общаемся.

прочитал с удовольствием

чуваки это*****нно!

Дочь год назад приехала из Монголии- работала по договору в Эрдэнэти. Многие в городе говорят по русски или понимают при общении, к русским относятся хорошо, а вот китайцев недолюбливают.

Отлично написано! Сидели смеялись всей семьей. Этим летом тоже были в Монголии, очень понравилось. Написала отчет в стихотворной форме, так меня вдохновило наше путешествие. Вы молодцы, что решились на такую авантюру и что так интересно рассказали о ней.

Отлично написано!

Спасибо

Отчаянные ребята.

agro*nom58:
Отчаянные ребята.
Просто молодые...

Олег, а, не слабо повторить на мото прежний путь, в той же компании, только с заездом в Гоби?!?!

Как говорится, в одну и ту же реку не войти дважды... Так, что слабо. Хотя не оставляю идеи добраться таки до Гоби

Джидай Бэрримор:
Автору спасибо большое за отличное повествование ПРИКЛЮЧЕНИЯ молодости!!!!! Прочитал на одном дыхании. Олег, а, не слабо повторить на мото прежний путь, только с заездом в Гоби?!?!
Прошел-таки, только на вездеходе - https://travel.drom.ru/47395

"Я же крепился до последнего, надеясь найти где-нибудь в захолустье такого дурачка, ко­торый бы продал по дешевке медную или бронзовую фигурку Будды. Как оказалось, совершенно на­прасно: не было ни того, ни другого. Перед самой границей пришлось бездарно растратить кровные тугрики на что попало."
И хорошо, что Будду не купили, т.к. пограничники б ее у Вас однозначно бы забрали, это контрабанда. А на четыреста тугров можно было купить джинсы, я в 81м так и сделал, дома они рублей 200 стоили.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

Отличный отзыв. Спасибо. На счёт средней заплаты 200 тугриков. Кажется тогда в 1990 году у студентов стидендия была 200 тугриков. Так кажется. Забываем. Как младшый офицер я тогда получал где то 800 тугриков. Так себе жили тогда. Когда был курсантом в Военном Училише СССР в 80 ых сначала получал 75 рублей и потом как сержант сверхсрочной службы 93 рубля.

Советская Гавань
Молодость - сильная сила!