|
Часть первая, поездка туда
Теперь по порядку. Мечта о такой поездке появилась после прочтения отчета Эндера «Красноярск — Магадан — Красноярск на Nissan Patrol», август 2006. Очень впечатлило, захотелось испытать что-то подобное. Но увы, мы предполагаем, а Бог располагает. В 2007 г. в силу определенных причин выехать не получилось, переложил на 2008 г., июль-август. Готовил машину «Паджеро» 96 г.в., 4М40, полное обслуживание с установкой шнорхеля, в принципе с 01 августа отпуск и в путь, но опять вмешался непредвиденный случай. ЧП и отпуск отложился на 28 августа, супруга была в отпуске и к моменту поездки отпуск у неё подходил к концу, было принято решение поездки по Колымскому кольцу с заездами к друзьям и знакомым в общей сложности с охотой и рыбалкой — 1 548 км. И это было правильно. Было выявлено ряд недоработок для таких путешествий.
Решение проблемы:
Подготовка авто к путешествию:
Выходные дни перед поездкой прошли в хлопотах. Закупка продуктов, проверка вещей по списку, раскладка салона и размещение всех вещей согласно разработанному плану. К вечеру машина была полностью готова к поездке.
Все завтра понедельник и в путь.
День первый, 20 июля, понедельник
Как известно, день тяжелый. Планировали выезд с утра, но опять работа. В итоге провозился до обеда. Робкий вопрос супруги: «Может, завтра поедем?» получил категорическое «нет». Построил команду, провел перекличку и, отключив телефон, отправились в путь. Экипаж: два танкиста и собака. Обязанности распределили пропорционально талантам. Я — командор пробега, талантов много, поэтому никаких обязанностей, вождение машины по настроению. Супруга — из талантов: всегда знает, что делать и кто виноват, обязанности: штурман, летописец, зам по тылу. Данта — таланты: душа экипажа, обязанности: охрана и защита командора, когда супруга начинает искать, кто виноват.
Так как выехали поздно, то о реке Делянкир, где планировалась первая остановка, можно было забыть. Дорога неплохая, местами попадались и ямки, и кочки, но в целом нормальная. Дозаправка в п. Атка вошло 25 л. И дальше в путь. Через 4 часа 275 км. первая остановка с ночевкой. Решили остановиться на р. Мякит, учитывая комаров и мошку, организовали стоянку на косе. Расположились очень удачно. Достали столик, кресла, домашние заготовки и вот он ОТПУСК. В речке плещется, какая-то мелкая рыбешка, легкий ветерок сдувает всю летающую гадость, костер, шум бегущей воды и ощущение блаженства. Легкая эйфория не давала заснуть, но все же усталость и напряжение сделали свое дело.
День второй, 21 июля, вторник
Проснулись рано в шесть утра, точнее сработал биологический будильник в лице Данты, которой абсолютно плевать, отпуск у тебя или нет. Гулять одна она категорически отказалась (хотя потом исправилась), пришлось вставать. На улице легкий туман. Развел костер, вскипятил чай, накрыл стол и послал Данту будить супругу. Позавтракали, собрали вещи и только приготовились ехать дальше — пошел дождь. К дождю двоякое отношение: с одной стороны, грязь, а с другой, отсутствие пыли, что немаловажно при обгонах на грунтовке.
Великолепные пейзажи нашей суровой колымской природы и удручающие заброшенные поселки, так незаметно подъехали к п. Ягодное. Помня по поездке в прошлом году, что в этом поселке самое дорогое топливо в Магаданской области, решили заправиться в Сусумане. Местами идет реконструкция трассы, что, конечно, вызывало раздражение. Какая наивность, мы еще не видели якутских «дорог». Но, тем не менее, доехали до Сусумана, где поели в кафе, немного дороговато, но вкусно, и заправили 30 л солярки. После обеда настроение заметно улучшилось, супруга пошла подремать, чем тут же воспользовалась Данта и заняла ее место на переднем сидении, кстати, они всю дорогу воевали, кто где будет сидеть. Незаметно за беседой с Дантой поднялись на Аркагалинский перевал, на верхушке которого супруга проснулась и, несмотря на негодование и протест Данты, восстановила статус кво или ху из ху: заняла штурманское место.
Переехали Колымо-Индигирский перевал и вот он, мост времени, через р. Делянкир, разница во времени между левым и правым берегом — два часа. Остановились на якутском берегу, традиционно выехав на косу. Быстренько соорудили костер, и, пока я мыл машину, Рита накрыла стол. Далее достал мангал, древесный уголь, стал заниматься шашлыком. Шашлык получился отменный, под который было и не грех выпить рюмку водки, тем более, что был повод (пересечение границы). Пока мы ужинали, закипела вода в кастрюле, семь литров. Выгрузил вещи из вещевого контейнера, приготовил теплую воду, и приняли душ, после чего наступило полное ощущение слияния с природой, которая тут же напомнила о себе проливным дождем с громом и молнией.
Дождь длился буквально минут двадцать, и тучи перешли в красный закат. Хорошо сидеть в кресле (хоть и складном), но, как говорится, «рюмка водки делает из любой табуретки кресло-качалку». Тем более, что в заводь перед нами сели две утки, которые нагло стали дефилировать, не обращая на нас внимание, но я был сыт, слегка пьян (не от водки, вешу под сотню и две рюмки для меня, как слону дробина, тем более что с утра проезжать пост на Артыке), поэтому отменил расстрел и объявил им амнистию. Начало темнеть, и девчонки погнали меня спать. Вообще-то с экипажем мне повезло, две немки и обе такие… классные девчонки.
День третий, 22 июля, среда
Опять сработал биобудильник, хотя я пытался объяснить Данте, что здесь не там, и ей только кажется, что сейчас шесть, на самом деле на этом берегу еще четыре утра, она мне не поверила. После переговоров пришли к компромиссу, она идет гулять одна, а я оставляю дверь в спальню приоткрытой. В итоге выиграл еще почти час приятной дремы. Подъем в 6:45 по магаданскому времени, костер, кофе. Есть не хотелось, поэтому ограничились кофе и бутербродами. Залил кипяток в термос и вперёд. Раннее утро, на дороге туман, видимость — метров 50, тут же на дорогу стали выскакивать зайцы, в общей сложности до Артыка в пределах зоны стрельбы восемь штук. Пытались сфотографировать, но из-за тумана ничего не вышло, какая-то белая пелена и всё.
И вот он, Артык. Даже не так, а вот так: ВОТ ОН, АРТЫК. До того как я побывал в Артыке, я думал, что это республика Якутия, но это была САХА. Поперек дороги шлагбаум и никого. После того как я посигналил, из этого строения появился гражданин республики Саха (я никого не хочу оскорблять или обижать, но после беседы впоследствии с представителем коренного населения Саха, когда он мне гордо заявил, что он не якут, а саха и при этом почему-то обиделся, я не знаю как их называть. Я не расист и не националист, у меня масса друзей других национальностей: осетины, украинцы, грузины, буряты и т.д. У меня жена немка, так что теперь мне за это ей каждый вечер Сталинград устраивать? Если вы так трепетно относитесь к названию своей национальности, то, исходя из политкорректности, я могу вас называть северо-японцами, ну есть же афро-американцы в Америке, то пускай у нас будут северо-японцы).
Так вот, этот представитель власти в этом субъекте федерации (надеюсь никого не обидел) был одет в не совсем чистую зеленую камуфляжку, не имел знаков различия, зато имел повадки властелина колец власти, пригласил меня с документами в сторожку. Где подробно изучал их в течении десяти минут с поворачиванием их по кругу для прочтения надписи на печатях. Прочтя и записав все данные в журнал, он попросил принести документы пассажира, которые тоже внимательно изучил и занес в соответствующий журнал. Потом посмотрел на меня подозрительно, спросил, а не употреблял ли я водки. На мой вопрос: «ВООБЩЕ или СЕГОДНЯ?», он объявил, что сейчас будет проведен тест на алкоголь. Каково же было мое удивление, когда он из газеты свернул кулек и предложил туда дыхнуть. Внимательно изучив данные алкотестера и поняв, что ему здесь не обломится, сказал, что будет производить досмотр машины.
Когда подходили к машине, я его честно предупредил, что у меня там собачка, но получил в ответ только холодный презрительный взгляд, я подумал, может, слово волшебное знает, ну есть же люди, которые могут разговаривать с лошадьми. Как же ему, да и мне, повезло, что задняя дверь в автобусе открывается вверх, этого шага назад ему как раз хватило, чтобы не попасть в ласковые объятия Данты, в принципе на этом досмотр был закончен, поднят шлагбаум и мы поехали дальше. После десяти утра выглянуло солнышко, машин на дороге не было, поэтому ехать одно удовольствие. По пути рассматривали Нерские прижимы. В принципе красиво, но немного однообразно. В 10:50 приехали в Усть-Неру, поселок небольшой, дороги в поселке отсутствуют. Якутия, т.е. Саха, богата сюрпризами и вот первый сюрприз, солярка на заправке — 33,8 за 1 л. Хочешь, не хочешь, а 50 л залил.
Заехали в магазин для покупки свинины для шашлыка или плова, купили грамм 800 глубокой заморозки, немного винограда и поехали дальше. Далее был Ольчанский перевал, очень высокий, длинный и красивый. По дороге множество задавленных зайцев, специально не считали, но больше десяти, в то же время периодически на дорогу перед машиной выскакивали живые. Оружие было, но не охотился, т.к. купили мясо, а понапрасну бить живность рука не поднимается (хотя вечером я об этом пожалел). Спустись с перевала и вот он, поворот, на новоотстроенный участок дороги. Такой грунтовки я не видел никогда, абсолютно ровная, скорость тут же увеличилась до 110-120 км/час. Можно было и больше, но рисковать не стал.
Вдоль дороги множество луж, практически в каждой луже были утки. По такой дороге быстро доехали до Кюбюме. На этом дорога кончилась, и начался кошмар (это мы так думали, мы еще не видели участка после Кичикатц). Увидели строения, думали, поселок, но оказалось, что просто заправка, на которой категорически не советую заправляться. Залил 25 по 34,8, и тут у движка резко упала мощность, а в зеркало увидел, что появился черный дым из выхлопной трубы. Хорошо, что только долил, а не заправил полностью. Настроение упало, но делать нечего, как говориться: «Вперед пятьсот, назад пятьсот», я выбрал вперед. Данта, как почувствовала мое настроение, тихо поскуливая все пыталась лизнуть меня в щеку. Внезапно раздался странный стук сзади справа, как будто оборвало амортизатор. Остановился, осмотрел, никаких видимых причин нет.
Поехал дальше, опять грохот, остановился, снял колесо, опять ничего. Собрал, поехали дальше, на очередном ухабе автобус сказал «бум» и грохот исчез. Как оказалось позже, при ТО автобуса в Уссурийске, сломался один виток у пружины. Пошли прижимы, впечатлил только «Черный». Когда супруга его снимала, то одной рукой держалась за ручку, когда спросил, зачем, ответила, что не так страшно. Женская логика, ну ладно, ей виднее. Непередаваемые пейзажи.
Наконец-то Хандыга, бегом ищу заправку, чтобы хоть как-то разбавить этот кюбюминский коктейль. Время 20:30 по Магадану. В округе горит тайга, от дыма солнца не видно и запах гари. Рванули искать переправу, по карте это в Хандыге, на самом деле до переправы еще 30 км вниз по течению. Подъехали к парому, стоят машины в три ряда, ждут, когда паром начнет загрузку. Заняли очередь, ждем. Наконец-то паром начал погрузку, и тут такое началось, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вся это куча авто рванула на паром, поднялся крик, мат-перемат. Машины стукаются друг с другом, женщины встают перед машинами, раскинув руки, просто жуть. От этой картины просто волосы шевелились. Опять вспомнил артыкских блюстителей порядка, вот где они нужны, а не где-то там. Конечно, их понять можно, здесь-то почти все свои, т.е. граждане Саха, особо не побомбишь. Через полчаса давка прекратилась, и мы спокойно заехали на оставшееся место. Вошли все машины.
Переправа через Алдан вниз по течению заняла 30 минут. На этом пароме и состоялся диалог с представителем Саха, который мне объяснил, что он не якут, а саха, еще раз прошу прощения, никого не хотел обидеть. Но из песни слова не выкинешь, что было, то было. Правильно писали на разных форумах, что нельзя вступать в контакт с местным населением.
Отъехали немного в сторону, решили ночевать на берегу Алдана. Развели костер, помыли машину, приняли душ и достали мясо для шашлыка. Опять сюрприз Саха, мясо, которое я купил в Усть-Нере, оттаяло и оказалось, что это обрезки свинины с жилами и салом. Так как собаке свинину нельзя, пришлось кормить рыбу в Алдане. Ужин состоял из макарон по-флотски, который был поделен и съеден на троих, на десерт чай. Вскипятили воду и залили в термос, чтобы утром не отвлекаться на костер. Хотя с собой была газовая плитка, но как говориться, утром цигиль цигиль ай люлю. Легли в 02:00 по Магадану или в 24:00 по Саха.
День четвертый, 23 июля, четверг
Утро, соответственно будильник, гав, не вступая в переговоры, дверь открыл, пинка под зад и спать, видно, вчера немного приустал. Подъем в 09:00 по Магадану, кофе и в 10:00 в путь. Кругом болота, поля и коровы с лошадьми. Что интересно, пастухов нет, полное ощущение, что они дикие, в смысле животные.
Заправились в Чурапче, цену на топливо держат 33,8 руб./литр. По дороге носятся «буханки», обстреливая камнями, что встречный, что попутный транспорт. По пути на обочине стоит «буханка» на домкрате, мужик, женщина и двое детей. Останавливаюсь, спрашиваю: помощь нужна? В ответ немного удивленный взгляд и: нет, спасибо, сами справимся. Ну что ж, на нет и суда нет. Вдоль дороги стоят колоритные поселки.
Стали попадаться маленькие трактора под управлением 12-14-летних детей. И еще, чуть не забыл, удивило множество машин, не имеющих гос. номера и имеющих номера, которые отменили уже много лет назад. В 15:30 часов приехали в Нижний Бестях, заправились, пообедали и вперед.
После непродолжительного участка асфальта, опять грунтовка. Доехали до п. Кичикатцы, на выезде шлагбаум ну и, соответственно, «властелин колец», по сравнению с Артыком, все вежливо. На мой вопрос, где можно остановиться на ночь, ответил, что если мы вернемся назад километров семь, то там будет база отдыха. А если вперед, то через 200 км будет речка Амга с рыбалкой. Вот тут и сказалось незнание маршрута и особенностей Саха «дорог». Решено, что едем до Амги (хуже грабель могут быть лишь детские грабли). Это был кошмар, кто ездил, тот знает, а кто не ездил, тому будет сложно это объяснить. Ну, приблизительно так: все представляют себе карьер по добыче камня, так вот Саха-«дорога» от Кичикатц, это тот же карьер, только после взрыва.
И еще, по поводу проезда мостов, независимо от того, железобетонный, деревянный, просто труба под дорогой, ТОРМОЗИ! Все мосты в САХА — ловушка. Перед мостом и за мостом, после его сдачи государственной комиссии, строители беспорядочно закладывают противопехотные мины и взрывают, тем самым уничтожаются улики против мостостроителей.
Я ехал и думал, почему же такое происходит здесь с дорогами, даже по сравнению с Магаданом, кто за это отвечает, и вдруг, как озарение, я все понял. Это были не дорожники, а глубоко законспирированный диверсионный отряд, замаскированный под дорожников Саха, а резидент у них работает в министерстве Саха-дорог. Доехали до п. Улуу, на выезде возле заправки есть кафе, рекомендую. Очень вкусно, недорого и много. Длина одной котлеты сантиметров двадцать, поужинали, купили Данте гречневой каши и вперед. До Амги добрались в 22:15 (время магаданское). Съехали на берег возле моста, вышли из машины и полное ощущение, что суток пять в море проболтались, аж покачивает. Рыбачить не хотелось. Данте на ужин двойная порция гречки с банкой говяжьей тушенки. Быстро помыли машину, костер зажигать не стали, при помощи плитки и газовой горелки вскипятили воду, приняли душ, попили чай, залили термос и спать.
День пятый, 24 июля, пятница
Утро, соответственно будильник гав, не вступая в переговоры, дверь открыл, пинка под зад и спать, полное ощущение «День сурка». Подъем в 07:45 (время магаданское), кофе, бутерброды и в путь. 08:30 утра. Через 53 км асфальт, хоть и убитый, но асфальт, кайф, но всего 3 км, через 25 км снова асфальт, причем, что интересно, он разноцветный, протяженность увеличилась до 130 км. Настроение… песня, усталости никакой. Участки чередуются с последовательностью, большой участок грунтовки и маленький участок асфальта, но даже это не портит настроение, чувствуется приближение цивилизации.
Доехали до Томмота. Заправка и снова ура, топливо по 22,60 руб./л (не подумайте, что жмотничаю, просто показываю порядок цен), влезло 38 литров. Тут же в Томмоте заехали в кафе, очень, кстати, приличное, немного долго обслуживают, но, в принципе, терпимо. Перед кафе стоял, по моему «Бигхорн», точно не помню, на крыше которого был укреплен транспарант «АВТОПРОБЕГ ХАБАРОВСК — ЯКУТСК», не хватает, «по бездорожью и разгильдяйству», что и послужило поводом посещения этого заведения, так как есть еще не хотелось. За столиком сидела немного шумная компания (в смысле не наглая, а веселая) из четырех мужчин. Мы со штурманом взяли кофе и по пирожку сели за соседний столик. Далее беседа:
— Это ваш джип с лозунгом?
— Да.
— А долго ехали?
— Четыре дня (гордо).
— А какая дальше дорога?
— Да разная, — снисходительная улыбка. — А вы откуда едете?
— Да вот решили из Магадана во Владивосток съездить... — улыбка пропала.
Далее нормальная беседа, они рассказали об особенностях дороги до Невера, а мы в ответ до Якутска. Отличные мужики, оказывается, они здесь учились в школе и решили навестить своих школьных друзей. Пожелали друг другу удачи и каждый поехал в свою сторону, мы на юг, они на север.
В 15:00 доехали до Чульмана, достаточно крупный поселок или город не знаю, в горку машина стала плохо тянуть, остановился, открыл воздушный фильтр, а он не просто забит, а заполнен пылью на треть.
Ну что ж вот и повод заехать в Нерюнгри. Очень красивый городок, чисто, движение в несколько полос, красивые дома, в общем красота. Нашли магазин с запчастями на правильные авто, немного удивили цены. Воздушный корейский фильтр — 900 руб., магазинов два, фильтр один, так что это было такое предложение от которого трудно отказаться. Тут же возле магазина поменял фильтр и поехали искать, где поесть. Остановили местную тетеньку и спросили, где харчевня. Тетенька спросила: «Нам просто покушать или ресторан?», Мы сказали, что просто. Она показала, куда ехать объяснив, что будет вывеска кафе «Синбад». И вот оно, заходим садимся, официантка приносит меню, зам по тылу читает. Вижу, что она на меня так странно смотрит, спрашиваю, что случилось. Протягивает меню, читаю: суп харчо — 100 руб., еще там, что то — 300-550 и т.д. Зато кофе недорогой (тетеньке советчице привет). В общем, решили, что до Тынды рукой подать.
Въезжаем в Амурскую область и через 10 км асфальт до самой Тынды. И вот она, Тында, столица БАМа, время — 19:35 (маг.). Городок современный, стоит в стороне от трассы. Заезжаем на заправку, заливаем 50 литров, интересуемся, где перекусить и едем в кафе «Дизель» (незнание маршрута не освобождает от последствий). Никому не советую, дорого, невкусно, долго (очень неплохое кафе на выезде из Тынды). Берем Данте две порции гречневой каши и в путь. Очередная ошибка — не зная маршрута ехать в ночь. Но очень хотелось на море. Не доезжая до Соловьевска вдруг вижу идет на встречу «Крузак» с цифрами «999» на номере с 49 регионом, моргаю фарами, сигналю, останавливается. Как приятно встретить земляка, МУЖЧИНУ, не погрешу его назвать так, как говорится, на таких (или у таких) СТОИТ и будет СТОЯТЬ.
— Привет!
— Привет!
— Вы куда едете?
— Во Владик на море, а вы откуда?
— А я с пасхи (апрель) еду.
— Это как?
— Да вот с Магадана до Владика, потом в Португалию, а сейчас домой в Магадан, в общем от океана до океана.
— Обалдеть.
— А вы что в две машины едете?
— Да нет, одни.
— Да я только что минут 15 назад встретил «Сафарика» с 49 регионом, правда, он не остановился.
— О, спасибо, попробую догнать.
— Ну все, удачи!
— И вам счастливо!
По газам (хорошо, что фильтр поменял, динамика существенно улучшилась), дорога хоть и гладкая, но грунтовка по сопкам, то вверх, то вниз плюс закрытые повороты и моросящий дождь. И вот он, «Сафарик», перед развилкой на федералку, моргаю фарами, не останавливается, сигналю, ноль эмоций. Начинаю поджимать, ага увидел, включил поворотку, пропускает, обгоняю, сигналю и останавливаюсь. Тесен мир, оказывается знакомый с женой едет на Байкал порыбачить. Немного поговорили, но увы, нам в разные стороны. Доехали вместе до развилки и расстались. На улице усиливается дождь и темно, ищем место для парковки. В темноте замечаю площадку, заезжаем и спать. На улице проливной дождь, молнии бьют в землю на расстоянии около километра от нас, красота. Супруга закрылась спальником, а Данта гавкает на каждую молнию.
День шестой, 25 июля, суббота
Утро, соответственно, будильник… опять день сурка. Подъем в 09:00, солнышко, великолепный воздух после дождя. Машину вечером не мыли, но был такой сильный дождь, что она была чистая. И вот он, утренний подарок, правое заднее колесо спущено. Поставил запаску, выпили кофе и в путь. За п. Сиваки кафе и небольшой автосервис. Подогнал авто к боксу, и, пока мне меняли топливный фильтр и ремонтировали колесо, очень неплохо подкрепились. Такого грязного фильтра я никогда не видел, а ведь поставил буквально перед поездкой. Опять хочется обратиться к заправщикам Саха, ну если берете такие деньга за топливо, так хоть лейте нормальное. Ну ладно, заезд на заправку и дальше (22,40 руб./литр). Следующий пункт остановки наметили г. Благовещенск. Оказывается, Благовещенск — это секретный город, на федералке ни одного знака указателя к нему. Ну что ж, у нас есть карты и штурман. В итоге проскочили нужный поворот возле Свободного и пришлось ехать через Белогорск. Тут же в машине большинством голосов, под радостные вопли Данты разжаловали штурмана в завхозы. Отличная дорога к Благовещенску, ни одного знака ограничения скорости, но через каждые 20 км. засада ГИБДД с радарами.
От Белогорска до Благовещенска насчитали пять засад. Немного покатались по городу и поехали искать место ночевки. По пути заехали в кафе поужинали, купили 1,5 л разливного пива, надо заметить, пиво даже очень неплохое. Хорошо, что Данте нравится гречка с тушенкой, поэтому с питанием у неё проблем не было, в крайнем случае, просто тушенка. По дороге в аэропорт заметили озерцо, свернули к нему и поняли, это нам подходит. Мальчишки купаются и ловят какую-то рыбу, есть крупные размеры, где-то сантиметров по восемь (мой друг, который долго жил в этих местах, сказал, «что если бы мы кинули блесну, то наверняка поймали бы щуку», но пацанов не проведешь). Достали столик, кресла и пока «завхоз» накрывала столик к пиву, я помыл машину и подогрел воду к душу. Можно было, конечно, искупаться в озере, но лягушачий хор звал, но не рекомендовал. Быстро вечерело, появилось множество комаров, поэтому расположились в автобусе, предварительно натянув на окна противомоскитную сетку. Как приятно засыпать под лягушачий хор.
День седьмой, 26 июля, воскресенье
Утро, соответственно, будильник… гав, дверь, пинок... ну вы поняли. Встали пораньше, чтобы спокойно покататься по городу в 07:30 (маг.) поехали в кафе на ж/д вокзале, позавтракали и поехали знакомиться с городом. Город понравился, много красивых домов, великолепная набережная, фонтан. Заехали на рынок, купили копченной осетрины, это на вечер. Ну что же, прощаемся с Благовещенском и в путь. Спрашиваю у завхоза, как поедем, в ответ получаю (еле успел поймать) атлас автодорог России и фразу, как хочешь, так и езжай. Сработал ее талант найти виноватого. Переехали через Зею и, памятуя об отсутствии указательных знаков, остановились у поста ГИБДД. Очень доброжелательные инспектора объяснили, как ехать на федералку через Бурею. Стартуем, вокруг поля и если в Саха коровы ходят сами по себе, то здесь их возят на авто.
Выезжаем на федералку, и вот он знаменитый знак смычки Востока и Запада, УРА!
Естественно, фото на память и дальше, нас ждет море. Отличная дорога, хорошее настроение, две девчонки, что человеку еще надо для счастья. Температура за бортом +26 С, у нас в автобусе прохладно. Возле дороги озеро решаем остановиться искупаться. Небольшое отступление, до этого Данта никогда не плавала, максимальная глубина, которая ей нравилась, это до живота (после которой она просто приседала, раза два, три). Подъезжаем, раздеваемся, пытаюсь затолкать Данту в воду, не идет. Ну и ладно, ты как хочешь, а я пошел. Захожу в воду по грудь, собака мечется по берегу и скулит, я беру и ныряю и тут Данта с каким-то диким воем бросается ко мне и плывет спасать, чуть не утопила, зараза. Вот так Данта научилась плавать. Накупавшись, двинулись дальше. По дороге останавливались перекусить в кафе. Незаметно подъехали к хабаровскому мосту и тут пробка, простояли больше часа, а что сделаешь, воскресение, вечер, все едут с дач домой.
Проезжаем Хабаровск, ищем место ночевки, немного в стороне от дороги заасфальтированная площадка. Останавливаемся и устраиваемся спать. Стемнело, вдруг машину освещают фары, постояли минуту, посмотрели и уехали. Спать перехотелось, на всякий случай зарядил оружие. Минут через пять подъезжает еще одна машина, опять осветили фарами, медленно объехали машину и уехали. Поднимаюсь, завожу автобус и еду подальше от этого места, заночевали на стоянке дальнобойщиков. Может и напрасно уехал, но рисковать не хотелось. Обычно в таких ситуациях ты либо потерпевший, либо подсудимый.
День восьмой, 27 июля, понедельник
Утро,… день сурка, подъем в 08:30 (маг.), оказалось, что стоим возле кафе. Очень удачно остановились, легкий завтрак, заправка автобуса и вперед. На сегодняшний день в планах г. Дальнереченск, в/ч 31796, я там служил, ДМБ 81. Дорога— асфальт, поля, леса и огромные бабочки. К сожалению, несколько штук разбились об машину. По пути заехали на минеральный источник «Ласточка». Подъехали к Дальнереченску, скорее в часть, подъезжаю и испытываю шок. Родной части нет. На месте казарм развалины, плац потрескался и зарос травой. Настроение не просто ноль, а минус. Сделал несколько снимков и скорее отсюда. Нет слов… ненависть.
В самом плохом расположении духа поехали дальше, девчонки успокаивают, как могут. Откровенно говоря, хотелось водки. Возле деревушек стоят люди с ягодами, абрикосами, огурцами, в общем, что растет, то и продают. Остановились, купили литровую банку малины за 100 руб. и самое маленькое ведёрко абрикос 8 литров за 50 руб. Проехали Спасск-Дальний, и вдруг я вспоминаю о куске осетрины, который купили в Благовещенске. Беру курс на ближайшие кафе, берем с собой еды, покупаю пиво, сворачиваю в лес, нахожу полянку с ветерком и все, на сегодня достаточно. Хотя можно было доехать до Уссурийска, но душа просила успокоительных капель после посещения в/ч. Достали, кресла, накрыли стол, поужинали. Данта пошла обследовать новую территорию. А мы сидели, смаковали пиво с копченой осетриной и любовались природой.
Пришла Данта и прозрачно намекнула, что пора укладываться.
День девятый, 28 июля, вторник
Утро, все как обычно, гав, дверь, пинок (улица, фонарь, аптека). В 09:30 (маг.) старт, по пути у бабушки купили клубники, в общем, утро удалось. Через два часа были в Уссурийске. Уссурийск — моя родина, здесь много родственников, поэтому решили задержаться. Съездили на кладбище навестить родных, посмотрели на дом, где я вырос, записались на СТО посмотреть машину и поехали к брату. Едем, смотрим идет мужчина, со спины метров 15, я говорю:
— О, брательник идет!
Рита:
— Да какой брат, ты с ума сошел.
Обгоняю, точно, брат. Вечером немного посидели, поговорили. Что бы упредить улыбки уточняю, что мой брат не пьет в принципе, поэтому обошлись без спиртного. Утром поехал на СТО сделать ТО автобусу. Заехал на подъемник в 09: 00 утра (время местное), 15 минут диагностика. Резюме: сломана пружина, люфт в рулевых тягах, необходимо подтянуть подшипники передних ступиц. Дают авто с водителем и отправляют за запчастями. Отправляют меня не потому, что сами не могут, а что бы не подумал, что они обманывают.
Доехали до рынка, подхожу к продавцу, он спрашивает, какие проблемы, показываю список необходимого. Говорит, подождите пять минут и уходит, через пять минут все запчасти в упаковке (оригинал) были у меня, дополнительно купил японские фильтра и назад на СТО. Захожу и чуть не падаю в обморок, вся ходовка разобрана до винтика, т.е. ступицы сняты, подшипники разобраны, мост опущен, рулевые тяги раскручены. Полное ощущение, что попал на длительный ремонт и большие деньги. Подошел шеф СТО, предложил отдохнуть в кресле, выпить кофе и посмотреть телевизор. Не буду описывать, как профессионально они все это делали. Ни одного лишнего движения, короче говоря, через три часа тридцать семь минут я поехал делать развал-схождение. Сумма ремонта составила 3 500 руб. за тех обслуживание, 200 руб. замена масла и 500 руб. развал-схождение (это не реклама, если кому то надо сообщу адрес).
Заехали в кафе (китайская кухня, одна порция на двоих и то много) пообедали, накупили всяких вкусняшек и поехали по совету брата в п. Безверхово, это в сторону границы с Cеверной Кореей. По описанию красивое место, бухта, песок, крабы, чистая вода, и самое главное мало народа. Дорога отличная, несколько перевалов добавляют впечатлений от природы. В деревушках небольшие базарчики, все свежее, ароматное, красивое. Опять накупили всякой всячины (зелень, овощи, фрукты…). Речки горные, чистые и очень необычные названия для Дальнего Востока.
Вот мы и добрались до конечной точки нашего путешествия, действительно место удивительное. В связи с общительным характером Данты и не совсем располагающей улыбкой, уехали в самый конец пляжа, расположились и начался тот отдых к которому мы так стремились.
Данта улеглась загорать, на улице жара больше +30 С, выяснилось одно обстоятельство, что супруга не переносит жару.
День приезда отпраздновали шашлыками, Данту оставили следить, чтобы не подгорело, а сами пошли купаться (кстати, пустые бутылки возле костра не наши, это мы собрали их в кучу, тем самым очистили берег. После отдыха мы упаковали весь мусор в мешки и выбросили в мусорный бак в поселке).
День десятый 29 июля среда Утро, на этот раз встал пораньше и пошел с Дантой ловить крабов, ох и шустрые они, поймал восемь штук. Постоянно мешала собака, ей почему-то казалось, что она умеет их ловить лучше, чем я (с учетом того, что она научилась погружать уши в воду, прямо водолаз, етить твою мать). Но, тем не менее, к пробуждению супруги у нас уже был великолепный завтрак.
Потом опять целый день купания и загорания. Неожиданно кончилось пиво, сделали внушение завхозу с предупреждением, пиво появилось. Солнце палит нещадно, супруга сидит в машине и гоняет кондиционер. Купили у местного жителя кету, вечером сварили уху. Вечером подошел мужик и предложил баню, которая находилась буквально в 20 метрах от нас. После парной окунуться в море — это что то…
День одиннадцатый и двенадцатый, 30-31 июля, четверг-пятница
Все тоже самое, очень жарко, пиво не лезет, на крабов и трепангов смотреть не могу (тем более, что не знаю, что делать с этими трепангами), супруга почти не выходит из машины, там работает кондиционер, периодически выходила поплавать в море, а потом снова поближе к кондиционеру. Надоело, все же такая жара не для северян, решаем выезжать обратно, но делать по пути остановки, где понравится. Тем более, что у старшего сына 30 августа свадьба.
Часть вторая, дорога домой
День тринадцатый, 01 августа, суббота
Не спеша встали, искупались и начали собираться. Убрали за собой мелкий мусор, сложили дрова в поленницу, может, кому-то понадобиться. Загрузили машину и опять вперед, хотя едем назад. Время 12:00 (маг.), не спеша доехали до п. Барабаш, там остановились в придорожном кафе, пообедали, купили вкусняшек, мяса и воды в дорогу и поехали дальше. Проезжаем по г. Уссурийску, смотрю продаются автошины, решаю заехать и заменить свои на более новые, т.к. Саха дороги убили японскую резину. Это еще одна ошибка в подготовке авто к путешествию. Японская резина отличная, но не держит скальника, поэтому в дорогу лучше обувать нашу российскую, конечно, она тяжелая, дубовая, шумная, но ее так не режет. Заезжаю на рынок и к машине бросается человек пять мужиков, я аж заволновался, думал, что-то не так сделал. Но все оказалось в порядке, просто гримаса капитализма, конкуренция. Подбегают:
— Что случилось?
— Вот эту резину хочу продать, а другую купить.
Моментальная оценка моей старой и выбор новой. Шиномонтаж за счет продавца с балансировкой. Довольные друг другом разъехались. Между Руновкой и Шмаковкой, замечаем замечательную полянку в дубовой рощице, сворачиваем и останавливаемся на ночь.
Костер, готовим плов, посмеялись над мясом которое купили в Усть-Нере, в этот раз, чтобы не ошибиться, купили баранины, но все обошлось. Бутылочка пива на сон грядущий и в люлю.
День четырнадцатый, 02 августа, воскресение
Утро, проснулся раньше Данты, разогрели плов, вскипятили чай, позавтракали и в путь, 08:30 (маг.). Проезжаем Дальнереченск, время к обеду, видим слева на пригорочке стоит кафе, останавливаемся, заходим. Уютный зал, работают две взрослые тети, берем салат овощной, по борщу и порцию мяса с картошкой. Борщ просто великолепен, супруга говорит, что как домашний. В разговор вмешивается одна из хозяек:
— Конечно, домашний, поросят своих держим, так как покупать мясо дорого, картошка своя, капуста, свекла и т.д., все свеженькое только с огорода, если хотите попробовать, малосольных помидорчиков, так мы мигом.
Помидорчики выше всяческих похвал, такое блюдо помимо водки — большой грех, но мы за рулем, в итоге едем дальше. Действительно все очень вкусно, пообедав, поблагодарили и в хорошем расположении духа, продолжаем поездку. Видим небольшое озеро, как мы его не заметили, когда ехали к морю, непонятно. Цветут лотосы, остановились посмотреть.
Опять сыграло незнание маршрута, если бы переработать маршрут, то была бы ночевка на берегу озера Лотосов. Обратный путь проходит более информативно. Замечаем, то, что не заметили когда ехали к морю.
По пути купили 1,5 л меда, прямо возле дороги стоит пасека. Возле поселков торгуют всякой снедью. Хитрый дедок продал ведро огурцов за сто рублей, сыграл на том, что ему, ну о-о-очень надо после вчерашнего, и действительно его потряхивало, так что будем считать, что оказали первую медицинскую помощь. Эти огурцы ели до самого Магадана. Да еще, чуть не забыл, когда покупали мед, то купили лимонник. Чай с ним просто великолепен. Доехали до Хабаровска, проезжаем мост, и опять пробка, авария, простояли больше часа. Эта пробка сыграла злую шутку, до запланированного места ночевки не доехали. Начинало вечереть въезжаем в ЕАО, кругом болота, местные все в накомарниках.
Все равно надо искать место стоянки. Предполагая, что ужинать на улице будет, крайне затруднительно посещаем кафе, ужинаем, берем Данте двойную гречку с подливкой. Едем, потихоньку смотрим, где бы встать. Небольшой съезд с дороги на пригорке и эстакада с бетонированной площадкой. Мошки и комаров просто тьма. Натянули противомоскитную сетку, открыли окна, накрыли стол Данте в машине.
День пятнадцатый, 03 августа, понедельник
Утро, Данта уже не гавкает, а лежит и смотрит, когда кто шевельнется. Подъем, кофе (вчера набрали кипятка в кафе) и в путь. Сегодня в планах посетить Биробиджан. В принципе была цель купить окуня горячего копчения, в прежние времена проезжая на поезде, на вокзале покупал. Очень вкусная рыба, особенно с пивом. Но на вокзале никто ничего не продавал. Поехали на рынок, увы, то же нет, только горбуша и кета, но этим нас не удивишь. Покупаем малосольных огурчиков, укроп, домашнее сливочное масло и молодой картошки. И едем покататься по Биробиджану. В целом, приятный зеленый городок, но очень много знаков «Остановка запрещена». Даже проезжая мимо красивых мест, приходилось снимать их из окна (снимали в основном на видео).
Покатавшись по городу, едем далее. В планах остановка на р. Зее. Когда ехали на море, то приметили хорошее место отдыха. По дороге много торгующих, очень красивые арбузы, но по 50 руб./кг., сворачиваем в деревушку в полутора километрах от федералки, едем в магазин и покупаем арбузы по 12 руб./кг. Так что бизнес там налажен еврейский, пользуются тем, что «федералка» проходит в стороне от населенных пунктов. Проезжаем мост через Зею, метров через сто поворот налево и назад на берег.
Раскладываем кресла, столик и ставим варить картошку с зеленью и маслом, под малосольные огурчики. Ну и арбуз на десерт.
Затем купание, вволю наплававшись, помыли машину сверху и внутри, тепло, комаров нет. Супруга устроила постирушки. Немного в стороне местные мужики рыбачили. Закинули удочки, разожгли костер и принялись пить водку. Долго ждал, пока они что-нибудь поймают, но по ходу рыба их не интересовала, поэтому не дождался. Надо заметить, пьют здесь не по мелочи.
Немного стемнело и на мосту зажгли подсветку, красота, легли спать около 23:00.
День шестнадцатый, 04 августа, вторник
Утро, похоже, Данта привыкла к режиму и окончательно запуталась в часовых поясах, ждет, пока кто-нибудь проснется и скажет ей, что уже утро. Поднимаемся, умываемся, завтракаем и в путь. Сегодня планируем доехать до Тынды, это 665 км (как хорошо, когда знаешь маршрут). Собираемся и в путь, хотя я предлагал остаться еще на денек, но, увы, Данта меня не поддержала, а у супруги всегда свое мнение. С легким сожалением двигаемся далее.
Ближе к обеду проезжаем кафе с вывеской «Остановись, поешь как человек», остановка, заходим. Обстановка ресторана, официантки, чистота. Делаем заказ, приносят столовые приборы, все завернуто в салфетки, без суеты, но не затягивая время. После того как съел салат, не надо сидеть и ждать, когда тебе принесут первое, все появляется вовремя. В зале стоят два монитора, в которых видно стоянку возле кафе. Кто поедет, настоятельно рекомендую. Благодарим за гостеприимство, оставляем благодарность в книге отзывов и в путь. Дорога замечательная — асфальт, возле Свободного объезд, но небольшой, километров 50. Проезжая, видим указатель «Космодром Восточный».
В остальном дорога без особых нареканий. К 18:00 подъезжаем к Тынде, памятуя об особенностях питания в городе, останавливаемся в кафе перед городом. В принципе, неплохо, но ни в какое сравнение с федералкой или даже с Улуу. Заезжаем в магазин, в рыбной витрине вижу омуль копченый (откуда он здесь?), конечно же, берем рыбку и то, чем ее запивать. Перед мостом через р. Тында сворачиваем налево и останавливаемся на берегу. Достаем столик, кресла, готовим стол для Данты (гречка с тушенкой), располагаемся и наслаждаемся омулем, периодически его запивая.
День семнадцатый, 05 августа, среда
Утро, подъем. Вчера вечером из-за омуля не залили кипяток в термос. Ну что ж у нас все есть, разжигаю газовую плитку, ставим котелок и, пока вода кипятиться, идем к речке умываться. На улице свежо, чувствуется, что едем на север. Следующая остановка на Амге. Съезд за мостом на право, каменистый берег, дрова, островки, можно по желанию ловить хариус.
В Тынде покупаем кусочек мяса, и говяжье сердце для Данты, стартуем. По дороге смотрим на природу и недоумеваем, почему мы этого не видели когда ехали к морю. Красота. Вечером доехали до Амги. Выехали на берег, помыли автобус, и занялись приготовлением ужина. На ужин тушеная картошка с мясом, соответственно спасение остатков омуля под пиво. Заливаем кипяток в термос и спать.
День восемнадцатый, 06 августа, четверг
Легкий завтрак, сегодня планируем посетить Якутск (кстати, почему его не переименуют в Сахатск?). Дорога от Амги до Кичикатц не улучшилась, прошедшие дожди добавили дополнительные словосочетания в адрес дорожников. Фотографии нет смысла выкладывать, смотрите часть первую, а так же все отчеты на протяжении десяти лет. Доезжаем до Кичикатц и сворачиваем к парому через Лену. Дорога одна, но стоит вот такой знак. Это по поводу платных дорог в России, а куда вы денетесь.
На пароме пересекаем Лену, конечно, река впечатляет и это еще до слияния с Алданом, и если Волга — Матушка, то дочка — акселерат. Далее едем по асфальту до Якутска, с заездом в кафе. Вдоль дороги на сопке наглядная агитация, выложенная из деревьев, особенно понравилась одна: «Берегите лес от пожара» —кардинальное решение борьбы с пожарами в Саха (фото в отчете «Хабаровск — Якутск» на Drom.ru).
Покатались по Якутску, много симпатичных домов и памятников. Удивила одна особенность: набережная меняет свое название несколько раз. Покатались по городу.
Еще одна особенность, в Саха до сих пор ГАИ. Не поленился, залез на официальный сайт МВД Саха, смотрю, точно ГАИ, обратите внимание на нагрудный знак:
Ну, что ж пора на переправу и на правый берег Лены. Заехали на паром, переправились и остановились на ночевку прямо на берегу. Очень странно, один водораздел, Лена и Алдан, но все абсолютно разное. В отличие от Алдана, множество комаров и гнуса. Перед закатом на берег пришли мальчишки, достали закидушки, насадили червя и закинули. Ага, вот и рыбалка на Лене, в смысле на реке, хватаю спиннинг с блеснами от «Мэпс», «Блю Фокс» и т.д., они ловят, у меня ничего. Для местной рыбы ржавый крючок с червяком дороже фирменной блесны. Одно успокоение, рыба у них ловилась не более десяти сантиметров (зелен виноград), но все равно обидно: за час рыбалки у меня ни одной, у них штук 15-20 экземпляров.
Очередная ошибка в снастях, переделать спиннинг в закидушку одна минута, но стыдно. Ладно, скоро Магаданская область, там порыбачу. Пришли три местные собаки, выпустил Данту, быстро дала им по шее, хоть какое-то удовлетворение 3:0 в нашу пользу (хотя немного волновался, довольно крупные экземпляры, слава богу, каждый сам за себя).
День девятнадцатый, 07 августа, пятница
Подъем в 07:10 (маг.), без завтрака едем в Н. Бестях, еще ничего не работает, заезжаем в магазин и пополняем запас говяжьей тушенки для девочки. Выдвигаемся в сторону Хандыги. Немного проехав, останавливаемся в кафе слева по направлению к Магадану, очень симпатичная якуточка, предложила только что испеченные блинчики, очень расстроилась, что мы так рано приехали и еще ничего не готово. Спасибо, хозяюшка, все было очень хорошо и вкусно. Едем в сторону Хандыги. Посреди поля видим часовню, заворачиваем, ограда, венки, могилы. Никого, но все равно идем, немного жутковато.
По дороге останавливаемся пообедать, все неплохо, обычное дорожное кафе, много, вкусно, недорого. Едем дальше к переправе, мелькает джип, даже не запомнил, какой модели, но вроде с 49 регионом, насторожились. Опять проходит авто с 49 регионом, сигналим, моргаем фарами, ноль эмоций, и все равно чувство приближающейся РОДИНЫ. Вся надежда, что едут втроем, тормозим и потихоньку катимся, ждем, и вот он, автобус с 49 регионом. Останавливаемся, машем руками и ногами, тормозят, и опять знакомые: с женой водителя работаем в одном здании. Едут на Украину (или «в»), какая разница, главное, едут (и, кстати, в отличие от меня на российской резине, выглядит, как новая). Пожелав друг другу счастливого пути, едем дальше. Подъехали к переправе через Алдан, до переправы куча времени, моем машину, располагаемся на берегу на отдых. Пока отдыхали, супруга решила помыть голову, ну что ж не вопрос, заодно помыл Данту горячей водой с шампунем, после чего она пошла купаться в Алдане.
Переправились удачно, без ажиотажа. Едем в Хандыгу поужинать, но, увы, ничего не нашли. По рекомендации сотрудника ГИБДД, едем искать кафе «Сказка», сказка есть, даже с музыкой. Но в связи с тем, что супруга не взяла вечернее платье, затащить ее в кафе никаких сил не было, едем в магазин искать, что-нибудь менее изысканное, в виде колбасы. Как это не странно, поиск колбасы занял длительное время, сеть магазинов «Байрам» (их в Хандыге несколько), но колбасы нет нигде никакой. Заезжаем в магазинчик «Созвездие».
— Колбаса есть?
— А вам какую?
— А какая есть?
— Есть вареная и полукопченая, так вам какую?
На этом шопинг по магазинам Хандыги закончен, берем полукопченую, огурчики, пива и на берег Алдана. Устроились на набережной прямо у воды. Приготовили макароны по-флотски. Накрыли стол, поужинали, Данте дали две банки тушенки без гарнира. Я понимаю, что собаке не доложили, но она приняла суровость дорожного быта со всей стойкостью и не возмущалась, только глядя в глаза облизнулась, вздохнула и пошла прогуляться.
В этот день пробег совсем небольшой, усталости вообще нет. Девчонки пошли спать, а я сидел, потягивал пиво и наслаждался. Быстро стемнело, но у меня было пиво с полукопченой колбасой (к сожалению, забыл спросить название). По реке в темноте проплывали суда. Небесные созвездия, отражаясь в воде, соединяли свой свет с огнями движущихся судов, отраженных в глади реки. Вся эта величественная картина вызывала душевный трепет. И опять все это перечеркивается широким взмахом серой кисти быта. Раздается скрежет и нарастающий грохот, и корабельное созвездие, которое медленно проходило мимо, отражаясь в водах Алдана, замерло на месте — корабль сел на мель. Одна минута тишины, и вместо проплывающего созвездия… электрический свет, грохот опускаемого якоря. И вот она, родная речь, капитана, который вспомнил свою старенькую маму, которая хотела, чтобы он пошел работать учителем русской словесности, а не матросить с этими… Сложно подобрать в нужную минуту именн, то словосочетание, которое поднимет команду, но он нашел это сочетание. Как говорил Михаил Ульянов в фильме «Председатель», «да я матом людей в штыковую поднимал», глядя с берега, все очень просто, опустили носовые якоря течением развернуло судно и сорвало с мели (велик и могуч русский язык). Что-то буркнуло в мегафон, погасли огни, и я пошел спать. На подходе было еще несколько судов…
День двадцатый, 08 августа, суббота
Утро, Данта не встает, ждет, когда кто-нибудь, проснется, периодически стукает супругу лапой (папу трогать нельзя). Завтрак с полукопченой колбасой, и экскурсия по Хандыге. Моя крестная дочка родилась «в или на», просто здесь. Согласно протокола допроса показала, что была рождена на ул. Почтовая, п. Хандыга. Оперативной проверкой установлено, что такой улицы здесь не существует, дочка есть, улицы нет. Следственный эксперимент зашел в тупик. Поэтому покружив по поселку и подробно все засняв, выдвигаемся дальше, допрос отложили до встречи с дочкой.
Поселок Теплый ключ, завтрак, конечно, это не утренняя якуточка, но роскошная русская женщина, поколдовав возле микроволновки, изобразила неплохой завтрак из пюре и котлет. По всей дороге идет ремонт, порадовались, надеемся, что в следующем году дорога будет получше. Слева от дороги течет Шаман-ключ (его порекомендовал посетить матрос с парома), заезжаем, бросаем несколько монет и набираем воды.
Едем дальше к месту следующей ночевки, на берегу Эльги. Пока мы отдыхали на море, здесь прошли дожди, которые загасили пожары, но подняли ручьи. Но все ручьи проходимы, на одной из речек поехали в объезд. Дорожники рассказали, что все машины двигаются ниже по течению, через плес.
Собираю ружье, надеемся сегодня поесть нормальной пищи, кафе достали. Проехали прижимы, несмотря на название «Заячья петля», зайцев там не оказалось. После Кюбюме начинаются лужи, в которых очень много утки. Выбираю два чирка покрупнее, два выстрела — и мы с ужином (ни один птенец или самка не пострадали). Данта не охотничья собака, но дичь находит. Правда в пасть не берет. Второй чирок упал посредине лужи, поэтому достаю удочку, привязываю два тройника и вытаскиваю дичь на берег. По пути попалась куропатка, уже зная особенность Данты, что она не ест утку, но обожает куропаток и рябчиков, добываем и ее.
Проезжаем р. Брюнгаде, очень красивая речка, к сожалению, мы не учли прошедшие дожди и не остановились ночевать на ней, когда подъехали к Эльги, это был сплошной поток. Ну да ладно, останавливаемся на мостовой отсыпке, собираем дрова, потрошим дичь и готовим ужин.
Ужин удался на славу. Дружно оценили преимущество питания свежей дичью. Пьем чай с лимонником и готовим спальные места. Спать не хотелось, остались посидеть на улице, посмотреть на огонь, поговорить, послушать шум бегущей воды. Укладываемся затемно.
День двадцать первый, 09 августа, воскресение
Утро, на улице свежо, не спеша собираемся, сегодня пробег совсем небольшой, порядка 300 км и остановка на р. Делянкир с рыбалкой и ухой. Попили чаю, навели порядок в машине и в 10:40 потихоньку поехали. Поднялись на Ольчанский перевал и как назло ни одного зайца, видно, есть заячий бог. В принципе у нас еще оставался суп из чирков. Заезд в Усть-Неру, в магазин, набираем конфет и печенье к чаю, винограда, яблок и колечко краковской колбаски. И еще чего-то по мелочи.
Подъезжаем к Артыку, останавливаюсь, убираю оружие, готовлю документы. Приготовился к тщательному досмотру и скандалу, в общем, настроение боевое. И тут опять засада, шлагбаум поднят и в сторожке никого, супруга смеется, а чего ты хотел сегодня же воскресение, скажи спасибо, что шлагбаум поднят. Немного проехав, останавливаемся на берегу Делянкира. Располагаемся, я достаю снасти и иду ловить хариуса. От моста вниз порядка 250-300 метров хорошая сбойка, хариусок средний, ловил на «Блю Фокс» вибракс белый № 3, первые четыре штуки вытащил буквально за пять минут, потом пришлось спуститься по течению метров на 50, за один час двенадцать штук, а нам больше и не надо. Почистили рыбку, сварили уху. Все же осенний хариус — жирная рыба. Ставлю коптить колбасу и отдых.
День двадцать второй, 10 августа, понедельник
Поднимаемся рано, супруга пьет чай, а мы с Дантой холодную уху, именно холодную. За ночь она настоялась и превратилась в волшебный бальзам. Жалко, что вчера не выпил водки, это бы добавило наслаждения этим нектаром утром. И так следующая остановка — р. Кулу, до нее порядка 350 км. Стартуем. Все еще теплиться надежда добыть зайчика. Оружие держу наготове. В лужах вдоль дороги плавают утки, но уток не хочется. Подъезжаем к Кадыкчану, слева по движению угольные карьеры.
Немного в стороне от дороги стоит памятник летчикам, которые погибли в 1942 году при перегонке самолетов из Америки на фронт, возле обелиска обломки самолета.
Поклонились памяти погибших и в путь. По пути добыли три куропатки, так что вечером опять знатный ужин. Поворачиваем на Тенькинскую трассу, проскакиваем перевалы Лачкалах и Гаврюшка и мы на р. Кулу. Останавливаемся на прошлогоднем месте. Достаем все вещи из машины и делаем генеральную уборку. Точнее, пока я ощипываю дичь, супруга моет салон авто.
Отдыхаем, загораем. Немного грустно, что это последняя ночевка, завтра нас ждет туманный Магадан. Все равно домой хотелось. Конечно, под куропаточку выпили немного водки, тем более эту бутылку пили от самого Магадана, ну не везти же ее снова в Магадан.
День двадцать третий, 11 августа, вторник
Поднялись не спеша, развели костер, подогрели остатки шулемы, плотно позавтракали, и вперед в Магадан. Доехали до Усть-Омчуга, заправились. И вот он, МАГАДАН и наше небольшое путешествие закончено.
Вечером показ видео, рассказы, раздача подарков. Мы дома.
Проехали 11 165 км, израсходовано топлива — 1 300 литров, затраты на топливо — 34 759,55 руб.
Расходы на ТО — 3 500 руб., замена масла — 200 руб., развал схождение — 500 руб.
Затраты на запчасти:
две пружины — 2 500 руб., фильтра воздушный, масленый, топливный — 700 руб.;
фильтр воздушный корейский (г. Нерюнгри, Якутия) — 900 руб.;
новые колеса — 8 000 руб. (если бы была российская резина, то затрат бы не было);
ремонт колес — два раза, Амурская область — 200 руб. с балансировкой, п. Усть-Нера, Саха — 500 руб. без балансировки, нет оборудования, снимал колесо сам.
Итого: 51 759, 55 руб.
Дружеские советы:
На этом заканчиваю, спасибо за внимание и терпение.
С уважением, Юрий.