|
Желание осуществить автопутешествие в Европу на своем авто назрело давно, с первой поездки Питер—Челябинск еще на первом авто отечественного производства 6-й модели. С тех пор прошло лет семь, поменялся не раз автомобиль, состав семьи. И вот, в прошлом году обнаружилось, что сестра соседа сдаёт апартаменты на южном берегу Франции, у города Перпиньян. Решено было неделю провести там. После этого оставалось только проложить маршрут и скопить денег. Планировали маршрут долго, постоянно корректировали, и по окончании, за два месяца до планируемой даты выезда были забронированы гостиницы и куплены билеты на паром Хельсинки—Росток. С визами проблем не было — они у нас годовые финские были открыты задолго.
В итоге маршрут выглядел так:
Санкт-Петербург — Хельсинки — Росток — Париж — Перпиньян — Барселона — Милан — Мюнхен — Прага — Брест — Санкт-Петербург (первый и последний отрезки не отображены).
Машина «Форд-Фокус» 2009-го года, седан, 1,6 л (100 л.с.). Из навигационной системы был взят проверенный годами «iGo 8.3» с набором необходимых карт и POI (точек интересов), все интересующие точки заранее занесены в избранное. На всякий случай бумажная карта Франции и Европы. Из подготовки машины было заменено масло буквально накануне, пара светоотражающих жилетов в карманы передних дверей, комплект запасных лампочек, страховка на четыре недели, 20-тилитровая канистра бензина, ну и мойка люкс, ибо машина на три недели становится чуть ли не домом, а он должен быть в чистоте.
Итак, утро понедельника, я и любимая жена, 30 мая 2011 года, Санкт-Петербург—Хельсинки, точнее порт Вуосаари. Границу на Торфяновке прошли за 1 час 20 мин примерно, с заходом в дьюти-фри. На вопрос финских пограничников отвечал честно — паром в Германию, 2-3 недели. И всем советую отвечать честно. Если заподозрят в ложно предоставляемой информации, то могут быть проблемы с визами в следующий раз. Часы на час назад. До регистрации на паром более четырех часов, плетемся в крайнем правом ряду ооочень не спешно, аж расход по компьютеру упал до 6,7 л. В 18:00 регистрируемся и затем грузимся на паром «Tallink Superfast» до Росток. Примерно половина машин с русскими номерами. Про паром особо рассказывать нечего. 26 часов в пути, скучно. Есть, спать, курить, есть и т. д. Кормят вполне прилично, шведский стол, выпивка не входит.
Вторник, 31 мая, 21:30 прибытие в Росток. Часы еще на час назад. Росток—Париж. Расстояние по навигатору — 1 078 км. Германия встречает прекрасными бесплатными дорогами и ветряками. И многочисленными ремонтами дорог с сужением проезжей части. Пересечь Германию ночью было весьма удачным решением — ни одной пробки, днем бы много времени потеряли. На автобанах прекрасные места для отдыха с чистыми туалетами, скамейками, мусорными баками. Где нет ограничений, ввалиливаю под 180, но при этом бензин хлещет, как из ведра. Тут вспоминается прокатная «БМВ 160», дизельная с расходом 6 л/100 км, на которой ездил в командировке неделю назад по таким же автобанам, давая ей и 200 км/ч. Бензин 95-й по цене 1,6х евро. Делаем одну заправку. Часов в пять въезжаем в Бельгию, на 1,5 часа делаем остановку на сон. Дороги в Бельгии заметно хуже, опять же много ремонтов. Но она быстро заканчивается, и мы уже во Франции.
Бесплатные автобаны закончились. До Парижу мы отдали то ли 21, то ли 19 евро за примерно 200 км пути. Так же будет и на пути из Парижу. Ограничение скорости на автобане 130 км/ч, если впереди радар, то об этом заранее, не менее, чем за 150 метров, предупреждают знаки — таковы правила в Европе, это не Россия, где в кустах сидят. Въезд на платную дорогу заранее обозначен табличкой «Peage». Заезжаем на заправку. Бензин чуть дешевле — примерно 1,5х евро. При расчете замечаю, что меня понимают на английском, но отвечают на французском. Потом жена замечает, что пренебрежение сменяется насмешками персонала. Вкус первого французского круассана был смазан. Въезжаем в Париж, до гостиницы остается 18 км, и мы встаем в пробку на въезд в город. Сначала думали, что там впереди авария или еще какая коллизия, но нет, это все лишь пробка. Причем все ответвления от этой дороги тоже стоят. Тут первый раз увидели, как в пробке пропускают машины экстренных служб — с двух рядов машины ёлочкой прижимаются к краям соседнего ряда, освобождая пространство между рядами, и никто не пристраивается за мигалкой, пропустили и обратно сомкнулись. Хотя французские водители ездят заметно не так вежливо, как в Германии. Через 1,5 часа добрались до «3 Rue De Chaligny», нашего первого отеля. Машину в гараж при отеле, 10 евро за сутки. Это был наш самый дорогой отель за всю поездку — 130 евро за двухместный номер за две ночи с континентальным завтраком. На ресепшене весьма дружелюбный молодой испанец поведал, что в северных провинциях не любят американцев и не особо жалуют русских, и даже зная английский, вполне нормально не отвечать на нем. Выход простой — не хотят с вами нормально общаться — отвечайте им на русском.
В первый день отправились посмотреть башню на площадь Трокадеро:
Не скажу, что впечатлило. Может, просто уставшие были, может, испортило впечатление стояние в пробке и грязные окраины города. Гуляли до вечера в центре, смотрели достопримечательности.
На второй день, дабы не истереть ноги по пояс, решили воспользоваться экскурсионными автобусами L'Open tour — двухэтажные автобусы с открытым верхом, 29 евро/день взрослый и 32 евро/2 дня. Прелесть этого в том, что можно выходить и заходить на заранее обозначенных остановках и пересаживаться с маршрута на маршрут, коих четыре.
Нотр дам де Пари:
Опера.
Фотографий много, всех не выложить, да и повторяться не хочется. Не получилось посмотреть Париж ночью, о чем жалеем. Вообще, Париж оставил неоднозначное впечатление. Он, бесспорно, красив, но в то же время суетлив и грязный местами, местами не безопасный, и дорогой. Умереть ради него точно не стоит, по моему мнению. Но вот еще на пару дней я бы вернулся. В качестве путеводителя по столице Франции (а как потом оказалось и по замкам Луары) мне понравился сайт http://www.just-paris.ru/, офф-лайн версию которого я сохранил на ноутбук.
Объехав в четверг весь центр, решили в пятницу утром посетить Версаль и после уже ехать до точки недельной дислокации Перпиньян.
В пятницу, позавтракав, загрузились и тронулись в путь. Пришлось поплутать и поругаться с навигатором. Дороги настолько близко, иногда в несколько ярусов, и не всегда можно понять, куда навигатор тебя ведет, а он может не понять, где находится.
В 9:30 припарковались у Версаля. Очередь в сам дворец небольшая, за билетами еще меньше, и всё быстро двигается. И тут я делаю огромную ошибку, решая сначала посмотреть нижний парк.
Прогуляв два2 часа, мы поняли, что это не идет ни в какое сравнение с Петергофом. Жена мечтала посетить сам Версаль. Поднявшись обратно, я осознал всю глубину ошибки. Очереди увеличились в несколько раз. Беда, но не катастрофа. Есть повод вернуться :)). Слегка расстроенные, решаем двигаться в направлении южного побережья через Тулузу, в надежде посетить какой-нибудь замок там. Автобаны во Франции просто прекрасны, лучше дорог за весь отпуск мы не встречали ни в одной стране. А какие места отдыха! Но за все это приходится платить. Отдав около 20 евро за те же 200 км, съезжаем в районе города Тур с платного автобана в надежде сэкономить денег и посмотреть французскую глубинку. Подъезжая к Туру, замечаем возвышающийся собор и двигаемся к нему.
Отъезжая с парковки, отдаю парковочный билет, по которому еще 30 мин. можно стоять, пожилой даме. На мой вопрос ей, есть ли поблизости достопримечательности, десять мин. языками жестов и тыканиями стилуса на карте навигатора, она указывает место в 14-ти километрах, куда мы и отправились. И о, да! Наш промах с Версалем компенсируется с лихвой, как мне тогда показалось. Вот такой волей случая мы посетили один из замков Луары — замок Вилландри. Описывать особо не буду — кто хочет, найдет в инете сам. Замок 1536 года, как большинство замков реки Луары, строился не как оборонительный, а с уклоном на архитектуру и красоту.
Вид с башни замка на сад:
Овощной сад:
Дальше двигаемся по бесплатным дорогам через деревушки.
Поесть, кстати, в таких деревушках значительно дешевле — в одной из таких мы отдали за полноценный ужин с салат-баром, графином сухого вина и воды, стейком, сыром, десертом и чаем 12 евро на нос.
Это абсолютно другая Франция, как Москва не есть вся Россия. Если вам интересно посмотреть страну — съезжайте с автобана. Это относится не только к Франции, но и ко всем странам.
Чем ближе к югу страны, тем больше виноградников.
И потрясающих горных серпантинов. Очень впечатлил виадук огромной высоты в городишке Мио, который мы проезжали ночью. За ним мы сделали привал на три часа. Часам к десяти утра добрались до Перпиньяна.
Сутки на отдых и в Барселону, благо всего-то 200 км.
Это проходит платный автобан, мы же едем по альтернативной дороге.
В Испании не ездят с постоянно включенным светом фар, перед въездом в тоннель всегда стоит знак напоминания о том, что свет надо включить. На выезде стоит такой же, но с вопросительным знаком, мол, не забыл ли выключить. Я как привык ездить с постоянно включенным ближним, так и ездил.
В центре Барселоны находим паркинг в 200 метрах от Саграда Фамилия, оставляем машину и вперед гулять по центру.
Город весьма холмистый. От Саграда Фамилия дошли до парка Гуэль, с которого открывается вид на город.
Около границы с Францией есть городишко Jonquera, где можно закупаться дешевым алкоголем, испанским оливковым маслом и всякой снедью. Да, и сигареты в Испании дешевле и бензин — 1,32 евр/л.
За неделю пребывания в Перпиньяне погода нас не радовала особо. Когда было солнце, выбирались на пляж. В другое время катались по окрестностям. Много старых замков и просто красивых мест.
В Пиренеях:
Город-крепость Каркассон.
Коллиур.
Так, почти незаметно, прошла неделя на южном побережье Франции. Продукты не дороже, чем на родине, фрукты/овощи свежие, вино дешевое и огромный выбор. Круассаны нежные, кролики вкусные. На винодельнях стоит брать вино, только если берете много, литров от 5-ти. В универсаме «Lidl» попалось нам шампанское нескольких видов по цене 1,09, чему мы были весьма удивлены. На вкус оказалось лучше чем, скажем, «Лев Голицын».
Обратно путь лежал через Марсель. Выехали около десяти утра в субботу. К 14-ти были в Марселе.
Час побродили по центру, и пока позволяла погода и время, отправились дальше в поисках пляжа. Кстати, я так и не понял, где в Марселе гонял Даниэль, поскольку улочки все достаточно узкие.
Где-то за Марселем.
Там же отведали свежих мидий, 1 кг+фри 8,9 евро. По пиву и дальше в путь через серпантины.
Около часа ночи проезжали Канны, и, конечно же, не смогли не остановиться. Фото, правда, нет, штатив доставать поленился, как и в Ницце. В это время жизнь в Каннах кипит и бурлит. Куча дорогих яхт, машин, туристов, длинноногих девушек, богатых дяденек. Если до этого мы видели весьма скромно одетых представительниц слабого пола, то здесь, напротив, все красуются как могут.
Но вот в Монте-Карло я заставил себя достать штатив:
Ну а впереди Италия. Пункт оплаты за пользование дорогой. Тут я ошибаюсь и заезжаю не в тот ряд. И главное, не паниковать. Ночь, машин мало — включаем аварийку и пятимся назад, и едем в нужный.
За пунктом оплаты начинается Италия. Началась она со знакомства с итальянскими полицейскими, которые останавливали почти всех. Вручил им документы и вышел покурить, но тут же был усажен обратно в машину жестами и словами карабинера — видимо, небезопасно, только непонятно для кого. Минут десять изучали документы и отпустили с миром. Это был первый и последний раз общения с представителями закона за все путешествие. Километров через 150 делаем привал на месте отдыха возле заправки. Если кто-то боится ночевать в машине по какой-то причине, или религия не позволяет, то хотелось бы отметить, что так делают многие, и днем и ночью. Очень часто видел, как днем в машине, разложив кресло, дремлет водитель. И в местах отдыха ночью мы тоже были не одни такие.
Утро воскресения, 12 июня. Милан. Совладелец отеля на ресепшене весьма приветлив, уступил нам место под парковку, другое найти было крайне тяжело в этом районе — везде стоят знаки только для резидентов.
На метро добираемся до центра, до вечера гуляем. Абонемент на весь день стоит три евро на человека, если не ошибаюсь, на весь общественный транспорт. Вне центра, в спальных резиденциях, сложно найти в воскресенье открытые продуктовые магазины.
Триумфальная арка Наполеона. Кого ни завоюет, везде поставит подобное.
Около неё мы и поужинали пиццей. Не скажу, что пицца здесь лучше, чем можно найти в Питере. Ничего особенного. В счет заранее включено обслуживание. До пасты не добрался. Много арабов, предлагающих сумки Луи Виттон по смешным ценам. Стоит только спросить — фиг отвяжетесь потом.
Дальше путь наш лежал в Мюнхен через Швейцарию, 500 км. Выехали в понедельник утром в дождь. Пробки на въезд в город немаленькие, хорошо, что нам в другую сторону. По пути до Швейцарии пару раз или один, точно не помню, оплачиваем дорожный сбор, то ли 1,8 евро, то ли 2,8 мелочью в корзину-приемник. Тут я тоже промахнулся и не в те ворота заехал, опять по старой схеме пячусь задом на аварийке, а нужный пункт совсем не соседний, перпендикулярно движению тихо так доезжаю, в мыслях уже вырисовывается сумма штрафа за такую вольность, но нет, никто и ничего. Даже никто не посигналил. Скоро появляется граница со Швейцарией. На ней стоят две девушки в форме. У них покупаю виньетку за пользование дорогами. 40 евро (4 фр. сдачи) на один год, без вариантов — на меньший срок нет. Дороги хорошие, штрафы большие, камер много, так же, как и гор и тоннелей. Самый длинный был около 7-ми километров.
Я не сильно проверял эту часть маршрута по навигатору, а он нас вёл через кусок Австрии, где пришлось раскошелиться еще на 11 евро за виньетку на неделю или 10 дней, не помню.
Недалеко от границы заехали в аутлет — сборище именитых бутиков, продающих прошлогодние коллекции со скидками. Поглазев и ничего не купив, едем дальше.
Около 18 часов заселяемся в весьма приличный хостел «MEININGER». 45 евро за ночь двухместный номер, около ж/д вокзала, до центра пешком минут 15. Но, главное преимущество его расположения, которое мы оценили позже — напротив именитая и старейшая пивоварня Augustiner-Brau.
Сама пивоварня.
Нагуляв аппетит, отправились обратно к отелю, точнее в ресторан при пивоварне напротив. Я не знаю, как описать словами вкус того пива, что там варят, и рульки и утки, которые там подают. Это нечто. Цены очень умеренные — пиво 2,6 евро за 0,5, мясная сковородка (четверть утки, половина рульки, отбивная, 2 сосиски + шарик пюре + тушеная красная капуста) — 13 евро. Наелись и напились по самое немогу. На следующий день отправились опять в центр, но уже пошопиться. Здесь хотелось бы упомянуть о том, что если вы долго пребываете в чужом часовом поясе, то не ленитесь перевести часы и на мобильнике, который может являться вашим будильником. Моя благоверная этого не сделала и разбудила меня на два часа раньше! Об этом я узнал на ресепшене при попытке оплатить завтрак. Беда, но не катастрофа, выругался и снова спать. Пообедали перед выездом опять в пивоварне, еще раз отдали должное кухне и обслуживанию — все на высоте.
Мюнхен понравился. Все аккуратно, чисто, практично. Мало чего успели посмотреть в силу ограниченности во времени. Надо было больше закладывать на этот город. Но, опять таки, не беда, а повод приехать еще раз.
В начале 17-того часа выдвинулись в Прагу (400 км). Отъезжая от Мюнхена, наблюдали множественные посадки хмеля:
После пересечения невидимой практически границы с Чехией на первой же заправке покупаем очередную, но последнюю виньетку, 12 евро на неделю. Здесь уже понимают по-русски худо-бедно. Тут же на заправке у перегонщиков поменяли по неплохому курсу евро на чешские кроны — 24 кроны за 1 ево.
Без происшествий к 20-ти часам добрались до гостиницы в Праге. Гулять не было особо сил, да и дождь шел. Перекусили в итальянском ресторане. В Италии не поел пасты, зато в Чехии это сделал.
На следующий день любовались Прагой. Конечно же, не могли не попробовать чешского пива. Рекомендую заведение U Balbínů по адресу Jungmannova 22, Praha 1 — хорошая кухня и умеренные цены. Хотя пиво в Мюнхене понравилось больше. Запомнилось, что в Праге полиция не такая приветливая и отзывчивая на просьбу помочь в чем-то, разобраться с парковкой, например, как в других странах, где приходилось обращаться к стражам правопорядка за помощью.
Покидая Чехию, заехали в Кутна Гора, костницу — место, состоящее из сложенных костей и черепов (в свое стародавнее время их выкапывали на местном кладбище, дабы освободить место для захоронений тел высшего сословия).
Жутковато конечно. Путь наш лежал дальше через Польшу до Бреста. Всю Польшу проехали, любуясь ею через окно автомобиля. Погуглив тему передвижения по Речи Посполитой, заранее был выбран маршрут не через Варшаву, а через Краков, Жешув, Люблин, Влодава. Проехали, не скажу, что быстро, но в пробках не стояли. Хотели ближе к ночи остановиться в мотеле, но как-то оно ехалось и ехалось, а потом уже и поздно стало. Решили ехать до границы и переходить её. В Польше понравились милые деревушки с красивыми одноэтажными домиками. Пожалели, что нет времени заехать в Краков, бывшую столицу Польши. Ночью вдоль дорог много то ли лисиц, то ли еще какого зверья бегает. И знаки «дикие животные» стоят не зря — на обочине встретил косулю, и хорошо, что она не стала перебегать дорогу, а убежала в лес.
Как-то рано стало светать. А, и правда, часы на час вперед. Около четырех утра приехали на погран. переход Тересполь—Брест. Пункт вроде как большой, да вот только двигается все медленно. Поляков пропускают в отдельной очереди и крайне быстро. Пограничник сам проходит, собирает документы, осматривает машину с сопутствующими вопросами, потом уходит к себе и через какое-то время выносит и раздает документы. После этого можно остановиться сразу же за КПП и пойти оформить возврат НДС, что мы и сделали. Заняло это минут 20. Далее едем по мосту через Бук. Белорусские пограничники пропускают вперед всех своих и с русскими номерами. Теперь пусть поляки ждут ;). Проверка документов занимает минут 15, итого на весь переход 2,5 часа. Стоящие с нами в очереди москвичи говорят, что днем здесь можно было бы потерять до восьми часов. Будем считать, что нам повезло. Далее осматриваем Брестскую крепость. Весьма впечатляет. Но не более, чем Мамаев Курган в городе-герое Волгограде. Все ухожено, чисто. Но дороги в Бресте сразу напоминают о том, что это не Европа.
В это время как раз в Белоруссии кризис, бензин 24 русских рубля, сигареты «Кент» местного производства 22 руб.
Едем через Минск (по объездной) на Витебск. За это время два раза платим за дорогу по 20 рублей (русских). За рулем больше суток, как бы… хочется поспать. Но до Витебска еще почти 600 км. На помощь приходят семечки и речь Батьки по радио. И второе больше не дает уснуть, чем первое, к сожалению. К 15:00 селимся в гостиницу, душ, прогулка по Витебску, ужин и в койку. На утро завтрак, пробежка по магазинам и рынку, и до дома. Дорога Витебск — Санкт-Петербург ничем не примечательна, учитывая, что не в первый раз. Границы нет как между странами Евросоюза, если раньше со стороны Белоруссии были погранцы, то сейчас и их нет.
Итог
Расписание было запланировано такое:
Вот и сбылась места, к счастью и к сожалению. Почему к счастью, понятно. К сожалению — потому что когда исполняется одна мечта, надо создавать новую, которая будет двигать тебя, заставлять вставать каждый будний день и идти на работу, ради которой ты будешь жить. Жизнь без мечты превращается в рутину.
Многим интересен бюджет поездки, пишу:
Бензин+парковки+платные дороги — 950 евро.
Проживание — порядка 600 евро.
Питание рассчитывалось 50 евро день х 20 дней = 1000 евро.
Паром Хельсинки — Росток — 420 евро с пропитанием.
Шопинг + сувениры + прочие расходы (экскурсии, общ транспорт) — 800 евро.
Итого примерно 4 000 евро, не больше. Ну, и не забываем про запас, форс-мажор никто не исключал.
Пробег от двери до двери 9 023 км. Расход средний по бортовому компьютеру 7,2 л/100 км. Все сложив и поделив, так оно и вышло.
В целом поездка удалась, так как рассчитывалась. Проявились просчеты в планировании, а именно максимальные расстояния между городами ночевок. По моему мнению, максимально оптимальное расстояние не должно превышать 400 км. Тогда, отбыв в обед из пункта А в пункт В, вы прибудете с запасом времени на краткое знакомство с пунктом В и ужин. Особенно это важно, если в пункте В вы собираетесь провести всего одну ночь, и этот пункт не местечковая деревушка.
На будущее — планы в формате «Fly&Drive», дальше Чехии пока не тянет ехать за рулем.