Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Французское путешествие с малышом. Часть 1

Французское путешествие с малышом. Часть 1

26.01.2018 | 11922 просмотра

Начало большого рассказа о трехнедельном путешествии по Франции.

Содержание:

Часть 1-я: подготовка; приезд во Францию; Нотр-Дам
Часть 2-я: Версаль
Часть 3-я: Лувр и лодочная прогулка по Сене
Часть 4-я: Эйфелева башня
Часть 5-я: Орсэ, Монпарнас и Сент-Шапель
Часть 6-я: Руан и Онфлёр
Часть 7-я: Мон-Сен-Мишель и Канкаль
Часть 8-я: долина Луары
Часть 9-я: Дордонь
Часть 10-я: виадук Мийо
Часть 11-я: Камарг, Пон-дю-Гар и Арль
Окончание: Канны, Фонтенбло; возвращение домой

Вот и подошло к концу большое и сложное путешествие по Франции. Большое, потому что я не припомню, чтобы мы ездили в отпуск на 22 дня когда-либо ранее. А сложного, конечно же, из-за малышки. Александре на тот момент исполнилось 15 месяцев, и она превратилась из тихо сопящей на маминых руках малютки в девочку-которой-интересно-всё-до-чего-дотянутся-ручонки :) Дочка была уже более-менее опытной путешественницей, ездила с нами по Штатам на RV, летала на самолете на север, а уж об однодневных поездках из дома вообще молчу. Но за границу она не выбиралась ни разу, поэтому Франция стала для Саши первой посмотренной иностранной державой.

Франция никогда не была в списке приоритетных для нас стран. Честно говоря, если бы не ребенок, я не знаю, когда бы мы туда добрались. Нас всегда привлекали более экзотические страны, особенно Южная и Центральная Америки. Но даже мы, со своим всегдашним пофигизмом, понимали, что тащить маленького ребенка в не самые комфортные условия пока не стоит.

В Париж из Хьюстона летали прямые 9-часовые рейсы от AirFrance, вполне удобные по времени. Даты поездки назначили на сентябрь, чтобы основная масса отпускников уже схлынула и разъехалась по домам, а погода была бы еще в самом разгаре. Порадовали цены на билеты. Мы отслеживали их за 3 месяца, и вскоре выяснили, что до 31 августа цена на перелет равнялась $1600, а начиная с 1 сентября сразу же уменьшалась в два раза. Для малышки решили купить отдельное место, хотя по возрасту (до 2 лет) она могла лететь за 10% стоимости, но на руках у родителей. Подумалось, что 9 часов (а в обратную сторону 10,5) будет уже чересчур, чтобы не сойти с ума от тесноты.

Маршрут составили не слишком сложный, учитывая возможные форс-мажорные обстоятельства. Неделю предполагали провести в Париже, после чего арендовать в аэропорту машину, и двинуть по Франции против часовой стрелки, спуститься из Нормандии на юг, заскочить по пути в Андорру, и закончить отпуск полным расслабоном на Лазурном берегу. Получилось ли? Не всё. У нас отлично прошел Париж (просто замечательно, даже не ожидали!) и последующая автомобильная неделя. Но потом нас угораздило подцепить жуткую ангину с температурой, из-за чего конец отпуска прошел несколько скомкано. Да, ребенка это не касается, она была здорова и весела всю поездку. Только мама с папой сопливили и кашляли, как два дряхлых старикана.

Французский маршрут (3850 km): Париж (Нотр-Дам — Версаль — Лувр — Эйфелевая башня — Елисейские поля — музей Orsay — Монмартр) — аренда машины — Руан — Honfleur — Mont St.Michel — Cancale — долина Луары (замки) — провинция Dordogne (деревушки, гусиные фермы, фуа-гра) — Андорра — возвращение во Францию — виадук Millau — Арль (Arles) — национальный заповедник Camargue (лошади, фламинго) — мост Pont du Gard — Канны — Фонтенбло — дорога в Париж.

Красиво прилетать в Европу на рассвете! Облака вокруг сначала робко розовеют, а потом одаривают целой гаммой ярких красок, от золотых до глубоких пурпурных. Мягкий толчок, скрип тормозов, приехали!

Аэропорт им. Шарля-де-Голля расположен на отшибе Парижа, и чтобы понять во всех деталях, как оттуда попасть в город (где купить билеты, как они выглядят, сколько стоят, какой поезд нужен, какая станция метро), нам очень-очень-очень пригодился сайт Бена Лэма «Paris by train». Все инструкции даны пошагово, в картинках, очень рекомендую. Еще одна полезная ссылка: интерактивная карта парижского метро, где можно даже рассчитать стоимость поездки.

Нам больше всего подошел маршрут на поезде RER до вокзала Gare du Nord (8,70 евро на одного) с последующей пересадкой на метро, линию №5 до станции «Saint Marcel» (билеты те же, еще раз сканируются в автомате на входе).

Меня совершенно сразило отношение парижан к мамам с колясками. Нас пускали без очереди _ВЕЗДЕ_. Если вы почитаете отзывы побывавших в Париже, то люди зачастую жалуются, что приходилось много времени терять в очередях. Поэтому всё, что можно, я забронировала заранее: и билеты на Эйфелеву башню, с которыми можно пройти в обход основной очереди, и билеты в Шато в Версале, и на лодочную экскурсию по Сене. Посещение Лувра наметила на первое воскресение месяца, когда там предоставляется бесплатный вход. И всё бы хорошо, но во многие места нужно было отстоять еще и очереди к секьюрити, которые зачастую превышали билетные. Но случился праздник: только я вставала с коляской в конец длинной людской колбасы, как моментально появлялись служащие и вежливо просили пройти мадам к другому входу.

Первый раз мы обалдели от такого отношения еще в аэропорту Шарля-де-Голля, когда покупали билеты на поезд RER в Париж. Случилось так, что прилетело сразу несколько рейсов, пассажиров выгрузилось неимоверное количество, всем нужно было в город. Поэтому можно себе представить, что творилось в очередях в кассы и к автоматам, продающим билеты на поезда/метро. Мы отстояли в очереди ровно 10 минут, пока нас не заметил обслуживающий персонал и не провел в обход всей многоголосой толпы. Таким же образом мы попали в Лувр за 2 минуты, в часовню Sainte-Chapelle, в музей Орсэ, на Эйфелевую… Самое удивительное, что ребенок в это время тихо-мирно спал в коляске, и даже не подозревал, какую добрую услугу оказал родителям.

Поезд RER передвигался и в туннелях, и по поверхности, вдоль бетонных заборов, испещренных граффити. С коляской удобно садиться на конечной станции, народу немного, можно заехать в любой понравившийся угол вагона. На контрасте, на оранжевой линии метро уже были толпы, несмотря на ранний час, но нам все порывались уступать места, что несказанно обрадовало. Таким образом, быстро и без проблем добрались до бульвара St. Marcel, где был забронирован трехкомнатный апартмент на неделю (800 евро).

Квартира >>

Квартиру сняли в 5-м округе, в минутной досягаемости до четырех станций метро, и в то же время — вдалеке от туристических троп (это было нашим условием). Очень понравилось расположение и не очень сам апартамент. Я понимаю, что не стоит сравнивать техасские дворцы с микроскопическим европейским жильем, но теснота мешала, правда. В душевую заползали бочком, боясь свернуть ненароком что-либо по пути; слегка раздражали скрипучие полы и отсутствие лифта (3-й этаж, а у нас коляска). Но в целом было неплохо: полностью укомплектованная посудой кухня, стиральная машина там же. Хозяин предоставил кроватку-люльку для малышки (во Франции эти кроватки упорно называли «cot», а не «crib»).

Дополнительно мы купили на амазоне специальную палатку KidCo Pea Pod Indoor/Outdoor Travel Bed на случай, если в гостиницах не окажется люлек. Пригодилось пару раз. Ребенок в ней отлично спал, только приучать нужно заранее, недели за две до поездки.

Ещё в процессе переписки хозяин предоставил коды, чтобы попасть и в здание, и в саму квартиру. Ключей не было, что в принципе, показалось удобным. Явились мы в неурочный час из-за раннего прилета, поэтому еще на подступах к апартаменту услышали шум работающего пылесоса — полным ходом шла генеральная уборка. Познакомились с хозяином жилья (хорошо говорит по-английски), кинули вещи и сказали, что вернемся через пару часов, отправившись налегке в город.

Первое впечатление: как здесь много красивых людей! Бросались в глаза подтянутые мужчины, со вкусом одетые, ухоженные, с модными прическами. Женщины определенно предпочитали платья и юбки шортам и брюкам, и почти все носили легкие балетки. На дорогах царили велосипедисты.

С 2007 года в Париже существует общественная система аренды велосипедов Vélib’. Ее разветвленная сеть, включающая полторы тысячи велостоянок и 20 600 велосипедов, является наиболее обширной из систем такого типа. Слово «Vélib'» — это аббревиатура французской фразы vélo libre, т.е. «свободный велосипед». Vélib’ сейчас также употребляется как глагол в ежедневных выражениях, заменяющий такие слова, как «ехать», «добраться» и т.д.

Vélib’ использует систему самообслуживания, доступную 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Многочисленные стоянки (через каждые 300 метров в городе) дают возможность получить или оставить велосипед. В течение ночи фирма перераспределяет велосипеды в зависимости от пунктов, где они наиболее востребованы, а также проводит ремонтные работы.

Внедрение Vélib’ проходило не без проблем: нередко можно увидеть брошенные велосипеды. По подсчетам, около 3000 велосипедов было похищено в течение первого года работы системы, а на сегодняшний день утеряно, украдено или намеренно испорчено более половины. Некоторые велосипеды находили даже в Сене, из-за чего муниципалитету пришлось компенсировать экологические убытки.
Но, несмотря на трудности, за последние годы велосипеды всё же заняли прочное место в жизни и парижан, и туристов.

Еще одно чудо техники, попавшееся на глаза — электрический велосипед, aka новый способ почтовой доставки службы FedEx.
Где-то за месяц до того, как мы попали в Париж, ФедЭкс ввёл в свой автопарк четыре электровелика, обещая в будущем чуть ли не удесятерить их количество. В связи с тем, что в городе планируется обустроить около 650 километров велополос к 2014 году, э-велосы представляют собой неплохую альтернативу обычным грузовикам, особенно там, где последним тяжело протиснуться. Максимальная скорость — 20 км/ч, грузоподъемность — 150 кг.

Вспоминается история, рассказанная одним нашим знакомым, как он разгружал свежеприобретенную мебель из IKEA в снятой в Париже квартире.

«Улица — еле протиснешься. Подъезжаю к нужному подъезду, вытаскиваем диван, заносим. Сзади пробка из недовольных, би-биии. Сажусь за руль, делаю круг по кварталу, пробка рассосалась. Встаю опять возле подъезда, вытаскиваем стол, заносим. Сзади пробка, би-биии. Опять сажусь за руль … ну и так пока всё не разгрузили» :)

Сняв наличные в банкомате, сели в первом попавшемся угловом кафе, чтобы взбодриться с помощью кофе. Нестерпимо хотелось спать, по хьюстонским меркам стояла глубокая ночь. Дочка преспокойно дремала в коляске.

Коляска-зонтик — удобнейшая вещь! Поначалу я немного волновалась, так как раньше дочка ни разу не засыпала у нас в таких условиях: шум-гам вокруг, толпы людей, гудение транспорта. Но всё оказалось проще пареной репы: стоило разложить спинку коляски в горизонтальное положение, глядь — а ребенок-то уже и спит.

К назначенному времени вернулись в квартиру, доплатили хозяину оставшуюся часть суммы за аренду (залог был перечислен через PayPal из Штатов) и, наконец, были предоставлены сами себе. Развезло моментально. Хотя в путешествиях мы стараемся переходить на местное время в первый же день, правдами и неправдами держась до вечера, тут ничего не смогли с собой поделать, отключившись на добрых три часа.

Вечером сходили на экскурсию в супермаркет Monoprix, расположенный за углом. Монопри — эта французская торговая сеть, магазины которой представлены в 85% городов Франции, с населением свыше 50 тысяч человек. Они бывают чисто продуктовые, и смешанные с одежными отделами. Малышке очень пришлись по вкусу маленькие баночки йогурта «Dannon», продающиеся по 12 штук в упаковке; фруктовые пюре европейской фирмы с неаппетитным названием «Bledina» и их же каши. А вот еще одна европейская марка «Hipp» у нас совсем не пошла. Дочка отказалась есть не только их мясные блюда, но даже овощные смеси.

От еды к противоположному процессу :) С удивлением я обнаружила, что во французских супермаркетах не так просто найти подгузники в виде привычных американцам «распашонок». Во Франции всё больше популярны одноразовые трусики. Позже пришло в голову возможное объяснение. Дело в том, что в туалетах ресторанов, да и в других общественных местах, практически нигде нет раскладных столиков для переодевания младенцев. То есть приходится крутиться прямо на раковине со стоящим ребенком. А в таких условиях гораздо проще натянуть трусики, чем застегивать «распашонки» на вертящейся попе.

Купив всяких-разных паштетов, сыров и колбас на пробу и не забыв бутылочку Côtes du Rhône, устроили в квартире торжественный ужин в честь приезда.

Открыв следующим утром глаза в начале десятого утра, поняли, что переход на местное время успешно состоялся. Даже маленькая Саша была бодра, весела, требуя хлеба и зрелищ. Хлеб обеспечил папа, спустившийся в пекарню внизу и принесший еще дымящийся, с пылу с жару, багет.

Une baguette de pain — своеобразный символ Франции. Существует несколько версий происхождения багета, ни одна из которых толком не подтверждена.
Первая относит появление багета к эпохе Наполеоновских войн: пекари французской армии специально создали длинный и узкий хлеб, чтобы солдат мог таскать его прямо в штанах. Эта версия вызывает, пожалуй, наибольшие сомнения: во-первых, очевидно неудобство такого способа транспортировки — легко представить, во что превратится багет к вечернему привалу. А во-вторых, багет и не предназначен для долгого хранения (что абсолютно необходимо для военного продукта), он черствеет в течение нескольких часов после изготовления.

По другой версии, багет — вовсе не французское изделие, а австрийское, конкретно — венское. В 1839 году в Париже открылась «Венская булочная», и один из её продуктов — багет — вскоре стал популярен и в столице Франции, и по всей стране.

Иные исследователи считают, что багет обязан своим появлением строительству парижского метрополитена в конце XIX века. Тоннели копали рабочие из разных регионов Франции, и между ними часто вспыхивали конфликты; а так как каждый строитель имел при себе нож для нарезки хлеба, то такие стычки могли кончиться печально. Тогда автор проекта метро попросил булочников создать хлеб, который можно было бы ломать руками; это позволило бы конфисковать у строителей ножи.

Ещё одна версия: в 1920-е годы в Париже вышел закон, запрещающий открывать пекарни раньше 4 часов утра. Из-за этого булочники не успевали доставлять свежий хлеб заказчикам. Тогда они изобрели (или подсмотрели в той же венской булочной) рецепт хлеба быстрого приготовления.

Так или иначе, понятие и рецептура «традиционного французского багета» были формализованы лишь в сентябре 1993 года, когда французское правительство издало «декрет о хлебе», чтобы защитить традиционные пекарни от засилья супермаркетов, массово предлагавших багеты гораздо более низкого качества.

В Париже каждый день продаётся более полумиллиона багетов. Парижский багет весит ровно 200 г, и по традиции его не режут, а ломают. Во французской булочной можно приобрести несколько видов такого хлеба, различных по вкусу и форме:

  • традиционный багет (baguette tradition или une tradition);
  • багет по-деревенски (baguette de campagne);
  • багет по особому рецепту пекаря (baguette du patron);
  • в форме колоса (baguette épi);
  • очень тонкий, зовётся ниточкой (ficelle) и т. д.

Чтобы удовлетворить потребности покупателей, многие пекари делают багеты разной длины и даже пропекают их по-разному. Утром хлеб на прилавках ещё тёплый, и можно выбрать: длинный или не очень, менее или более прожаренный, румяный или немного подгорелый. Многие мастера держат свои рецепты в секрете.

После прекрасного завтрака, настало время для зрелищ. Мы окунулись в теплые парижские сентябрьские 23°С и, жмурясь от солнца и хорошего настроения, пошли гулять. В планах сегодняшнего дня значилось исследование острова Сите с Нотр-Дамом и соседнего с ним острова Святого Людовика.

А всё-таки хорошо в Париже ранней осенью! Толпы европейских туристов начинают стремительно редеть, очереди в музеи и соборы существенно теряют в длине, и даже клошары (местные бомжи) выглядят особенно колоритно.

Несмотря на то, что во Францию мы ехали с некоторым предубеждением, давно отдав свои сердца и души во власть Южной Америке, главный город страны понравился необычайно. Чуть ли не с первых минут на французской земле путешествие пошло как надо, как было запланировано, практически без сбоев и накладок. Одним из любимых занятий в Париже для нас стали обыкновенные прогулки по улицам и набережным, в окружении людей, а кое-где — в полном одиночестве.

Машину в Париже решили не брать, арендовав её только в конце первой недели, когда отправились в круговое путешествие по Франции, передвигаясь по столице пешком и на метро. В принципе, ничего страшного в парижском уличном движении не увидели. По крайней мере, до перуанской Лимы, которая на данный момент является для нас апофеозом хаоса, им еще далеко, и это радует.

Собор Парижской Богоматери, видимый издалека, стал отличным ориентиром во время променада вдоль Сены. Очень понравилось не приехать к собору на метро или на такси, а именно так дойти, неспешно, смакуя каждую минуту. Под мостами работали художники, велосипедисты тихонько тренькали своими звоночками, парочки обнимались на каменных ступеньках… Даже концептуальные скульптуры — какие-то мало понятные кубы и шары из ржавого железа — не портили картины.

Поднявшись от набережной на улицу, обнаружили гигантские букинистические ряды. Среди откровенного хлама попадались и довольно интересные постеры и календари середины 20-го века, стильно выглядящие и не пошлые эскизы с полуголыми танцовщицами кабаре, наборы открыток разного калибра с видами города и прочие радости туриста.

По мосту Архиепархии попали на о. Сите — один из двух сохранившихся островов реки Сены, по совместительству — старейшей части города.
Кстати, этот мост настигла современная мода на подвесные замки любви. Парочки со всего мира поддерживают обычай закреплять замки с выгравированными именами и признаниями в любви на парапетах некоторых мостов в Париже, после чего выбрасывать ключи в Сену. Эта традиция создает проблемы парижской мэрии. Больше 1600 «замков любви» были сняты с моста Искусств во время последней «зачистки», при этом самый старый из них датируется 2008 годом. Имена, выгравированные на них, свидетельствуют о том, что парам со всего мира полюбилась эта традиция. Одна семья из Словакии прикрепила замок к перилам и отдала ключ на хранение своему восьмилетнему сыну, чтобы тот смог забрать это «признание» в любви и верности своих родителей, когда станет взрослым.

Мэрия Парижа не против самой традиции, но металлические замки наносят вред историческим памятникам. Сейчас в мэрии подумывают о том, чтобы установить металлические деревья, специально предназначенные для замков влюбленных туристов.

Здесь замки любви на мосту Архиепархии после очередной зачистки. В худшем варианте всё это выглядит примерно так:

К Нотр-Даму вышли через сад, украшенный замысловатыми цветочными композициями. Народ отдыхал в тени деревьев на скамейках, детишки бегали наперегонки с голубями, и в целом, этот парк идеально подходил, чтобы дождаться своей очереди на подъем к башням собора (кто-нибудь стоит — остальные в парке, потом меняются).

К сожалению, со стороны площади в это время суток нельзя было фотографировать, свет был совершенно неинтересный, бьющий чётко в объектив, поэтому пришлось вернуться вечером, когда фасад собора удачно освещался золотым закатным солнышком.

Собор Парижской Богоматери очень интересно рассматривать снаружи в телефото линзу: масса мелких деталей в отделке, горгульи, химеры, орнаменты, статуи святых.

Над главным входом расположилась Галерея Королей, с 28 статуями царей Иудеи и Израиля, предками Христа.

Во времена Французской революции Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви» в связи с тем, что народ видел в них образы французских королей. После реставрации в 19-м веке, они снова заняли свои прежние ниши. Позже удалось найти 21 из 28 голов царей, сейчас они выставлены в средневековом музее Клюни.

Люди активно фотографировались на фоне всего чего только можно, включая голубей, и даже… туалет. Кстати о последнем. Расположенный под землей рядом со статуей Карлу Великому (Charlemagne et Ses Levdes), он работает по принципу «кто сколько даст». Хочешь — плати, хочешь — нет, дело твое :)

За вход внутрь собора денег не берут. Осматривать его удобно, двигаясь по кругу против часовой стрелки. В Нотр-Дам де Пари хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа, выкупленный Людовиком IX у византийского императора в 1238 году. Эта реликвия представляется для поклонения верующих в первую пятницу каждого месяца, каждую пятницу во время Великого поста в 3 часа дня, а в Страстную пятницу с 10 утра до 5 вечера. Более подробная информация на сайте: http://www.notredamedeparis.fr

Привлекающая огромные толпы паломников парижская базилика длиной 130 метров одновременно может вместить 9000 человек.

Витражная роза на южном фасаде Нотр-Дама, диаметром 13 метров. Вместе со своей северной «сестрой», являются самыми большими витражами в Европе.

Периодически был слышен орган. Его глубокие звуки как нельзя лучше подходили для созерцания величественного интерьера собора, стройных «луковичных» арок, симметричных перекрытий нефа, ни разу не повторяющихся витражей, гробниц архиепископов, паникадила, стоящего на полу. Заглянули в комнату, где были представлены макеты самого Нотр-Дама и, прикупив в автомате сувенирную медальку (2 евро), отправились к выходу.

При посещении собора обязательно нужно забраться на южную башню. Для этого придется сначала постоять в очереди, которая, впрочем, довольно быстро двигается, заплатить 8 евро и преодолеть 387 ступенек. Расписание и текущие цены можно проверить здесь: http://notre-dame-de-paris.monuments-nationaux.fr/en/

Идея разместить горгулий и химер на соборе принадлежит архитектору и реставратору Виолле-ле-Дюку. Хотя их часто путают, горгульи и химеры — вовсе не одно и то же.

Собственно, «gargouille» переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые реки извергаются из их пастей далеко за пределы собора, так что горгульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания — от разрушения.

Что же касается химер, установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и прочими звериными атрибутами.

Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от горгулий, — чисто декоративная. На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimeres). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. На фоне химер не стоит фотографироваться — по поверьям, это приносит неудачу. Лучше выбрать ракурс, где они не попадают вместе с вами в кадр.

С высоты башен хорошо были видны полицейские машины, выезжающие из «гнезда». Дальше, в нескольких сотнях метрах, находится знаменитая набережная Орфевр (Quai des Orfevres) с Дворцом Правосудия, где размещается полицейское управление, в котором долгое время «служил» комиссар Мегрэ.

Забрались на колокольню по крутой деревянной лестнице, где подивились на колокол Эммануэль (Le bourdon Emmanuel), весом 13 тонн. Всего на обеих башнях собора было 20 колоколов, которые обладали неповторимым звучанием.

Однако во время Великой Французской революции их сняли, причем 19 переплавили на пушки, и лишь один, самый большой, басовитый «Бурдон Эммануэль», сработанный еще в 1681 году, по счастливой случайности избежал этой печальной участи. Революционеры его конфисковали, но не успели отправить в печь, а в 1802 году по требованию Наполеона Бонапарта, колокол был водружен на прежнее место. К 850-летию Нотр-Дама в 2013 году, планируется отлить 9 новых колоколов.

Мы оказались на башне как раз в тот момент, когда зазвонил один из колоколов. Ощущения, прямо скажем, ошеломительные. Одно дело слышать звон издалека, и совсем другое — прямо рядом с источником, когда кажется, будто весь собор ходит ходуном, деревянные перекрытия трясутся, того и гляди — не выдержат мощного гула. Даже после того, как звон уже прекратился, несколько минут словно слышали его наяву, настолько был силен эффект.

Как оказалось, мощнейшие звуки произвели впечатление не только на нас, но и на… фотоаппарат. Когда тряска и звон улеглись, я было решила продолжить снимать, но не тут-то было.

Камера показывала «квадрат Малевича» в окошке видоискателя. Что за…? Оказалось, что то ли от перенесенных звуковых страданий, то ли благодаря каким-то космическим флуктуациям, зеркало в 5D развалилось на две аккуратненькие части! Не верите? Я бы тоже не поверила, если бы не видела собственными глазами. Пока я беззвучно ловила ртом воздух, пытаясь облечь в нормальную фразу набор междометий «да как это… да где… да не могу без… верните камеру!», муж спокойно рассудил, что раз фотоаппарат еще находится на гарантии, нам с радостью помогут в сервис-центре Кэнона. Ага, щаз, наивный :) То есть в Штатах да, конечно же, помогли, без лишнего звука и дополнительных поборов починив зеркало, только случилось это уже после того, как мы вернулись домой. В Париже же (кгхм), местное представительство Canon продержало на телефоне около часа, предложив в итоге решить проблему в течение трех (!) месяцев.

— WTF?!!! Мы в столице будем неделю, потом уезжаем по стране, какие три месяца?
— К сожалению, больше ничем не можем вам помочь.

Махнув на них рукой, отправили 5D в дальний угол фоторюкзака, достав ему на замену старичка 10D, кряхтящего, запыленного, с неработающим экраном, и вообще… Так что, все последующие снимки из этого путешествия — от него, уж не обессудьте :)

Спустившись с вершин собора на грешную землю, мы отправились исполнять следующий пункт программы — дегустацию мороженого Berthillon на острове Св. Людовика. Идти недалеко: остров соединен с Сите при помощи моста Pont Saint-Louis и распланирован как по линейке. В отличие от своего соседа, остров Сен-Луи долгое время оставался незаселённым. Он состоял из двух маленьких островов, разделённых рукавом реки. Эти островки принадлежали Собору Парижской Богоматери и использовались для выгона скота. Сюда приходили стирать белье прачки, а также на территории острова проводились дуэли.

Первоначально здесь возводили дома для ремесленников и торговцев. Однако с 17-го века, по окончании споров с духовенством, здесь обосновались и более состоятельные горожане. Сегодня на острове Св. Людовика проживают богатейшие люди Парижа.

Из местных достопримечательностей нас больше всего интересовал киоск Berthillon — семейное предприятие по производству мороженого. Началом истории марки Berthillon является 1954-й год, когда некто Реймонд Бертийон, молодой предприимчивый человек в возрасте 30 лет, управляющий в кафе «Le Bourgogne», принадлежащего его жене и теще, решает употребить к делу установку по производству мороженого, приобретенную несколькими годами ранее. Ставка была сделана на натуральные продукты высшего качества. При производстве не используются химические консерванты и красители, а лишь исключительно молоко, сливки, сахар и яйца. Вкусовые и ароматные оттенки достигаются добавлением фруктов, какао, ванили и пр. На сегодняшний день Berthillon производит более 70 сортов мороженого различных ароматов и вкусов: виски, земляника, карамель, киви, мед, папайя, лимон.

Нам показалось, что вкуснота мороженого Berthillon сильно переоценена. Где только ни встречались рекомендации попробовать его, особенно вариацию с земляникой (Fraise du bois). Совершенно обычное, ничем не примечательное мороженое по дикой цене 4,50 евро за два шарика. Очень этот момент разочаровал.

Обойдя весь остров по периметру, мы вновь оказались на «нашей» стороне Парижа, перейдя Сену по несимметричному мосту Pont de Tournelle. И пошли гулять куда глаза глядят! Планирование — это, конечно, хорошо, но иногда хочется уйти вот так, не зная, куда и в какую сторону бредешь, каких людей встретишь, какую еду попробуешь.

Кстати, очень полюбились мелкие лавчонки, специализирующиеся на чем-то одном: винные (корзины на улицах с бутылями красного вина по 2 евро), кондитерские, колбасные лавки, рыбные, и конечно же — сырные fromagerie. Фромажери в Париже много, большинство расположены на небольших улочках, в стороне от оживленных бульваров. В своё время, мне попался на глаза блог одного кулинарного гурмана, который сделал подборку самых лучших фромажери города, отметив их на карте. Кто хочет, может проверить на собственном опыте, по мнению автора таких мест 15: «The 15 Best Places for Cheese in Paris».

Практически во всех фромажери, где мы были, сыры давали пробовать, и даже сами хозяева советовали это делать, чтобы не покупать кота в мешке. Многие французы выбирают сыры, щупая их через обертку, чтобы определить упругость. Также при выборе сыра стоит обращать внимание на сырные «слёзы». «Слёзы» в сыре — это капельки воды, насыщенные солями молока и поваренной солью. Выступают они и проникают в «глазки» в результате сложных биохимических процессов, происходящих в созревающем сыре, а их появление служит признаком его полной зрелости и хорошего вкуса. Поэтому сырные «слёзы» ассоциируются с очень приятными вкусовыми ощущениями и вызывают желание отведать ломтик сыра с такой «слезой».

Нащупав сыров (заковыристый термин, да), осели в приглянувшемся угловом ресторане с выраженной направленностью в сторону морепродуктов. И хотя всё было на уровне (лосось, овощи, ароматный рис со специями, розовое вино), но не было того «ах!», которое мы ожидали от французской кухни. Нормальная, добротная еда, такую бы нам приготовили и в техасской глубинке. А хотелось французского колорита.

То ли рекомендации были не те (хотя вряд ли — муж провел уйму времени на форумах, занося на гуглокарту понравившиеся людям места), то ли ожидания были слишком завышенными, но за _всё_ путешествие мы не встретили ни одного ресторана, куда хотелось бы вернуться во второй раз. Гораздо приятнее и вкуснее для нас стал процесс готовки дома. Закупали на рынках свежайших продуктов, молодой картошечки, разносолов, зелени, ягод и фруктов и устраивали замечательные ужины.

Так и в этот раз. Хорошо, но вполне ординарно отужинав в ресторане, побрели в сторону арендованной квартиры. По пути — Монопри с вызывающим непроизвольное слюноотделение сыро-колбасным отделом, и спать. Первое знакомство с Парижем состоялось!

Часть 2. В Версаль мы отправились чуть ли не на второй день после прибытия во Францию. Казалось бы, к чему такая спешка — не успев посмотреть Париж, уже лезть в пригороды? Но на то была своя, довольно веская причина.

Дело в том, что в отличие, например, от Петергофских, Версальские фонтаны не работают каждый день в положенный им сезон. То есть приехав в парк за тридевять земель, некоторые туристы могут несколько разочароваться, если окажутся там в неправильное время. Поэтому, прежде чем отправляться в эту поездку, настоятельно рекомендую проверить часы работы фонтанов вот по этому расписанию >>

В нашем случае выпадал всего один возможный день — суббота, чем и объяснялось столь раннее посещение Версаля, еще до исследования столицы.

Добраться до Версаля можно разными способами: на автобусе, на такси, на поезде/метро. Даже на велосипеде, ведь пригород расположен всего в 17 километрах к юго-западу от центра французской столицы. Так как мы снимали квартиру в 5-м округе Парижа, да плюс к тому путешествовали с грудным ребенком, наиболее логичным и удобным вариантом показался поезд RER, линия «C» с вокзала «Аустерлиц», идущий без пересадок прямо в Версаль (полчаса; направление на Versailles-Rive Gauche; 3,05 евро на одного в одну сторону).

Подробный план действий >>

Поезда двухэтажные, ходят по четыре в час, и вполне удобные, чтобы спокойно разместиться с коляской даже на втором этаже. А по прибытии оставалось лишь пройти один квартал, завернуть за угол, и вот он, Версальский дворец, богато сверкающий золотом с высоты.

Надо сказать, что в своё время мы довольно долго обитали в Петергофе, поэтому были несколько избалованы дворцами-парками. Если по-честному, так в Версаль мы ехали с целью убедиться, что ощущения от парка не дотягивают до петергофских.

И это оказалось действительно так, кроме первого впечатления. Вот здесь Версальское Шато поражает — расположено на холме, очень удачно подавляя своим размером людей внизу. Российский царь Пётр I во время нахождения в Версале в мае 1717 года, изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива. С конца 17-го века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

Кстати, этот дворец — единственное место из посещенных французских достопримечательностей, куда не пускают с колясками и даже с заплечными переносками, если в них есть металлическая рама.

Ребенка приходится таскать на руках, либо в тряпичном слинге. Еще один совет: купить билеты на осмотр дворца заранее, по интернету (15 евро на одного, включая аудиогид). Тем самым вы сэкономите значительное количество времени, т.к. очередь в билетную кассу, по крайней мере при нас, была необъятных размеров.

Билеты в Версальское Шато >>

Детей было много, всякого разного калибра, многие из которых бегали босичком по шахматному полу внутреннего двора, чем приводили в негодование бабушек из русских тургрупп :)

А дальше оставалось лишь следовать инструкциям аудиогида (есть на русском языке), да слушать разные занимательные истории.

В правой части дворца, неподалеку от входа, находится Часовня Версаля, пол которой выложен мрамором разных цветов, в центре его — королевский герб. Часовня состоит из двух ярусов, причем на верхний могла войти только королевская семья, тогда как фрейлины располагались внизу.

Вспоминается забавный случай, описанный историками: обычно на мессу приходило много знатных дам в надежде привлечь внимание любвеобильного короля. Однажды начальник королевской гвардии объявил, что на службе короля не будет. Это был розыгрыш, и когда Людовик XIV прибыл туда, ни одной дамы не оказалось.

В этой часовне также совершались брачные богослужения. Например, венчание будущего Короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты, вступивших в брак в 1770 году.


На потолке нефа работа Антуана Куапеля «Всевышний во славе приносит миру обещание искупления».

Cчета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, ошеломляет: 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что составляло 10 500 тонн серебра.

Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро. Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились здесь долгие годы; строительство заняло 50 лет.

Далее шла череда комнат, все стены которых были увешаны портретами членов королевской семьи.

Но, бог ты мой, какие же они были некрасивые, с порочными и похожими друг на друга лицами! Вот честное слово, будто глядели на нас из рам и беззвучно вопрошали: ««What da f…? И чо мы такие страшные?!» В противовес, портреты самих художников и скульпторов блистали красотой и правильностью черт по сравнению.

Неподалеку находились апартаменты королевы. Первое, что останавливает внимание — не особо широкая по современным понятиям кровать, ну максимум размерчика «queen» :) Всякий раз гиды, ведущие туристов из разных стран, обязательно рассказывают один и тот же эпизод.
«…По сложившейся исстари традиции, королева Франции рожала «публично». Версаль был открыт для всех, и накануне родов королевы — переполнен. Когда появилась на свет одна из принцесс, в спальне столпилось столько народу, что королю пришлось собственноручно открыть окно для проветривания».

В Версальском дворце родились Филипп V (король Испании), Людовик XV, Людовик XVI, Людовик XVIII.

Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) — самый известный интерьер Версальского дворца. Огромный зал длиной 73 метра и шириной 10 метров кажется дворцом во дворце. Семнадцать арочных окон обращены в сад, между ними — проемы с зеркалами, создающими ощущение безграничности зала.

Во времена Короля-Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений, столы, стулья, а также статуи были отлиты из серебра. Многое сохранилось и по сей день.

После реставрации зала в 2007-м году, позолоченным скульптурным геридонам (франц. guéridon) было поручено заменить часть серебряной мебели.

Классика классикой, однако с некоторых пор в Версале стали проводить выставки произведений современного искусства, которые вызывают неоднозначную реакцию у посетителей музея. Проще говоря: большинству не нравится из-за дикого несоответствия стилей. Был в этой, с позволения сказать, «выставке» и плюс: веселенькие покемоны и аниме-цветочки с глазами вызвали радостные визги у дочки, скучавшей до этого на папиных руках.

Эти творения принадлежат Такаси Мураками — японскому художнику, который рисует в стиле японских комиксов манга. Кроме рисунков Мураками создаёт фигуры из пластика и считается одним из известнейших скульпторов современности.

Проведение выставки Мураками сопровождалось акциями протеста, организаторами которых выступили группы граждан под названием «Версаль, моя любовь» и «Общество защиты Версаля». А один из потомков короля Людовика XIV, принц Сикст-Анри де Бурбон Пармский, даже подал в суд на японца, но суд отклонил иск.

После того, как творения Мураками покинули резиденцию королей, власти Версаля приняли решение о запрете выставлять произведения современного искусства в залах Дворца.

— Доброе утро, Ваше Величество!
— Аааааа… :)

Получив заряд неимоверного позитива, мы теперь готовы были исследовать Версальский парк. Сады и парк Версаля являются одними из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителей. За вход в сады нужно отдельно заплатить — 8 евро с каждого, дети до 18 лет бесплатно. С коляской ходить разрешено, в отличие от Дворца, и на том спасибо.

То там, то тут попадались туристические группы, ведомые опытными экскурсоводами, рассказывающими о фонтанах, построенных при Людовике XIV.
«В то время было очень трудно обеспечить 1400 фонтанов водой: они требовали в час 62 тысячи декалитров. Акведук, поставлявший воду из реки Бьевр, вскоре оказался недостаточен. Гидротехники придумывали тысячи ухищрений, и в конце концов в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена гидравлическая система с забором воды из Сены».

В наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. В ходе Праздников фонтанов вода закачивается из Большого Канала в резервуары при помощи современных насосов. Компенсация испаряющейся воды происходит за счет дождевой воды, которую собирают в цистернах, размещенных в разных местах парка и отводят в резервуары и в Большой Канал.

Тут Петергоф, конечно, уделывает Версаль как младенца, так как особенностью Петергофской системы водоснабжения является отсутствие водонапорных сооружений и насосов — вода к фонтанам и каскадам Петергофа идет самотеком с Ропшинских высот, без всяких там модерновых машин.

Когда мы подошли к Бассейну Аполлона — узловому месту в парке, которое служит связующим элементом между садами, Малым Парком и Большим Каналом, наступило время запуска фонтанов.

Людей собралось неимоверное количество, практически все с камерами наизготовку. Ровно в назначенную минуту пошла вода, народ принялся ахать и охать от восхищения. А мы, честно сказать, не особо впечатлились. Может, ожидания были неоправданно завышенными.

Вот что действительно понравилось в версальском парке — это боковые аллеи, размеры и очертания составляющих их деревьев и боскетов. В Петергофе они гораздо ниже (почти всё вырубили в войну) и не такие внушительные.

В одном из таких боскетов уютно разместился ресторан со столиками на улице, где делали на удивление хорошие омлеты, а по соседству продавали очень вкусное мороженое.

На сытый желудок гулять намного приятнее, может быть, поэтому все последующие фонтанные композиции особенно запомнились и понравились.

Изящная колоннада и статуя «Похищение Персефоны» в центре; фонтан «Обелиск» — прообраз петергофской «Пирамиды»; «Весна» — один из четырех версальских фонтанов, олицетворяющих собой времена года; и конечно же мощный «Энкелад».

Энкелад в древнегреческой мифологии — один из гигантов, взбунтовавшихся против Олимпийских богов. Во время битвы — гигантомахии — богиня Афина обрушила на Энкелада остров Сицилию. В Греции землетрясения до сих пор называют «дрожью Энкелада».

«Бассейн Латоны» — один из самых известных фонтанов Версаля, иллюстрирующий эпизод из «Метаморфоз» Овидия. Согласно легенде, Латона (она же — Лето) со своими детьми Аполлоном и Артемидой страдала от того, что крестьяне Ликии метали из пращей комки ила и грязи, из-за чего она с детьми не могла напиться из пруда. Зевс, в ответ на ее мольбу, превратил крестьян в лягушек, ящериц, и черепах.

Выбор сюжета представляет собой тонкую политическую аллегорию. В садовом фонтане скрыт намек на эпоху Фронды, когда мать Людовика XIV — Анна Австрийская, осыпаемая нападками парламента и дворянства, вынуждена была два раза покидать Париж.

Один из двух фонтанов «Ящерицы», расположенных у подножия «Латоны», удивил восхитительно подобранным сочетанием цветов, смотрелось очень гармонично.

…Во времена Людовика XIV, чтобы он не видел увядших цветов, их выращивали в горшках. Ленотр, королевский архитектор, имел в своем распоряжении до двух миллионов горшечных цветов, и потому замены цветочных сцен производили очень быстро. К тому же регулярно давались указания адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно сорта нарциссов-жонкиль и тубероз.

Настал момент расставания с Версалем. Как обычно, что-то понравилось больше, что-то меньше, но в целом поездка прошла удачно. Ровно в 5 вечера фонтаны выключили, тут же начался массовый исход народа из парка. Мы переждали самый пик, и тоже неспешно пошли в сторону вокзала. В Париже тем же маршрутом вернулись в квартиру, заскочив по пути в арабскую лавку. Они обычно работают в режиме 24 часа, торгуют фруктами и всякой разной мелочью; дороже, чем в супермаркетах, и чистота оставляет желать.

Ребенок уже давно спал в коляске, да и нам не мешало бы последовать примеру. Завтра предстоял большой день, заполненный парижскими достопримечательностями до самых краев.

Часть 3. Маршрут: Лувр — лодочная прогулка по Сене.

Мы запланировали посещение знаменитого музея на первое воскресенье месяца, когда посетителям предоставляется бесплатный вход. В принципе, этого делать не надо: сэкономив 9 евро, вы в результате простоите в огромнейшей очереди (на халяву и уксус сладок!), в которой, кроме туристов будет значительная доля и местных жителей, выходной как-никак. Но! Если вы путешествуете с ребенком, который пока еще сидит в коляске, то открываются совсем другие перспективы. Маму с коляской (а также всех остальных членов её семьи) работники музея «вылавливают» из очереди, проводя в обход.

Если младенца пока (или уже :) в компании нет, то в очереди всё-таки придется постоять. Как ни странно — то, что в Лувр существует несколько входов, известно далеко не всем. Вы сможете сэкономить немало драгоценного времени, входя в музей через подземный торговый центр «Carrousel du Louvre» (99 rue de Rivoli), непосредственно со станции «Palais-Royal — Musee du Louvre», или же через вход, расположенный неподалеку от Арки Каррузель.

Ну, а для владельцев музейной карты «Carte Musees et Monuments» действует приоритетный вход в крыле Ришелье. И ни под каким соусом не используйте тот вход, где стеклянная пирамида — там дикие толпы. А ещё лучше не рваться в Лувр утром и днём, а приходить за 2-3 часа до закрытия, тем более, что в среду и пятницу музей работает допоздна.

План (.pdf) для распечатки в помощь.

Теперь о наболевшем, о метро :) Я, конечно, понимаю, что с точки зрения проектировщиков парижского метро, эскалаторы являются великим злом, поэтому их надо повсеместно уничтожить. Но почему бы тогда не снабдить полозьями лестницы? Дешево и сердито. Справедливости ради, на некоторых станциях даже были лифты, но соотношение этой благодати к бесконечному лестничному потоку ничтожно мало. Уже в первый день я сбилась со счета, сколько раз мы поднимали-опускали коляску, вверх-вниз, вниз-вверх… Одно хорошо: мускулы на предплечьях укрепились до каменного состояния, а вес собственного ребенка перестал меня волновать, хотя еще неделю назад я жаловалось, что у меня отваливаются руки таскать «принцессу Будур» на себе.

Как бы там ни было, вскоре мы оказались в недрах «Carrousel du Louvre». После минутного стояния в громадной очереди, вдоль которой курсировали работники с табличками «1 hour», «1 hour 20 minutes» (показывали, сколько от этого конкретного места придется стоять до входа), были проведены прямиком в музей. Вот такой бонус со стороны младенца.

Ситуация напомнила замечательную игру «King’s Bounty», в которой, когда у главного героя рождались дети, они привносили в его жизнь нечто полезное: +1 атаки, +10 маны, + 2 интеллекта… Наш ребенок, оказывается, обладал способностью +10 к скорости попадания в сильно популярные места :)

Для людей, впервые посещающих Лувр, идеально подходит полуторачасовой классический тур «Louvre Masterpieces» (хорошо приспособлен для колясок — указано, какими лифтами пользоваться, где выходить). Тур можно распечатать по шагам прямо с официального сайта музея и использовать в качестве путеводителя.

Первым делом маршрут вывел к мраморной Венере Милосской, плотно окруженной толпой поклонников. «Живьем» статуя показалась намного больше, нежели представлялась ранее по картинкам. Молоденькие девушки с удовольствием фотографировались на фоне Венеры, пряча руки под одежду, а кто просто за спину, чем изрядно веселили окружающих.

Далее мы попали в греко-римский зал с очень грамотно выстроенным освещением. Желающие пофотографировать античные шедевры могут даже не пользоваться вспышкой — в этом просто нет надобности.

Боги и богини, философы, ученые, звери и птицы, белые, черно-золотые и пурпурные, мраморные и из порфира, украшенные бронзой и слоновой костью — там было на что посмотреть.

Бронзовая фигура для фонтана «Hercules Fighting the Hydra», Северная Италия, 16-й век.
Удивили размеры гидры — мааахонький такой, милый дракончик :) Убийство Лернейской гидры — один из подвигов Геракла, который ему не засчитали, поскольку выполнялся не в одиночку.

Античная статуя «Сидящая Минерва» из красного порфира и бронзы. Была приобретена в 17-м веке для коллекции кардинала Мазарини.

«Старый рыбак», еще известная как «The Dying Seneca».

Затем серией лифтов и коридоров мы вышли прямо к Ней :)

Народу в зале — не протолкнуться, все с камерами наизготовку. Мона Лиза висит за бронированным стеклом, метрах в пяти от ограждения, а так как картина совсем небольшая, хорошо её можно рассмотреть только на сильном зуме, ну или в бинокль.

Напротив Джоконды, контрастируя с ней размерами, расположена монументальная работа «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе (16-й век). Её очень и очень интересно

разглядывать, настолько много там персонажей. Во Францию картину привез Наполеон Бонапарт из Венеции. Сюжет — описанное в Новом Завете первое чудо Христа — превращение воды в вино.

Далее мы оказались в длинной анфиладе, стены которой украшали полотна Рафаэля, целых 5 (!) шедевров Леонардо да Винчи, а также привлекала внимание необычная двусторонняя картина «Битва Давида с Голиафом». Работники музея стояли через каждые 10 метров, очень внимательно оглядывая публику и следя за порядком.

В какой-то момент мы отвлеклись от советов путеводителя и просто пошли по залам и галереям, любуясь представленными шедеврами искусства.

«Летящий Меркурий» Джамболоньи (16-й век).
С «русской репликой» этой скульптуры связана интересная история. Копия «Летящего Меркурия» была изготовлена в 1783 году по заказу императрицы Екатерины II и с конца 18-го века по 1941 год украшала парковый ансамбль Павловского дворца под Санкт-Петербургом. В начале войны скульптура вместе с другими статуями была закопана в Павловском парке для сохранения. После освобождения Павловска в месте захоронения скульптуру не обнаружили.

Только в 1979 году в художественно-историческом музее Вены сотрудник Эрмитажа обратил внимание на статую «Летящий Меркурий». Надпись на русском языке, совпадающая с надписью, зафиксированной в инвентарных книгах Павловского парка, позволила начать расследование судьбы этого произведения искусства. В течение многих лет российской и австрийской сторонами проводилась работа по определению происхождения скульптуры. Наконец, накануне 60-летия Победы в 2005-м году, посол Австрии в Москве возвратил «Летящего Меркурия» России, таким образом скульптура вернулась на свое законное место в Государственном музее-заповеднике «Павловск».

Самая моя любимая скульптура — «Амур и Психея» Антонио Канова (18-й век).
Не знаю, кому надо продать душу, чтобы суметь ТАК изобразить женские руки в камне. Великий мастер создал два шедевра на один и тот же сюжет: первый экземпляр скульптуры находится в Лувре, а второй, измененный, в Эрмитаже.

Ника Самофракийская на лестнице Дару — древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена на Самотраки в 1950-м году, и сейчас экспонируется сразу за статуей Ники.

Статуя огромная, высотой более 3 метров. Мы пробовали её фотографировать с уровня лестницы, и с боку, но получалось что-то не то, пока не обнаружили удобную точку съемки практически напротив, на следующем этаже.

Часа через два, когда в голове стали путаться имена, даты и эпохи, стало понятно, что с визитом пора заканчивать. В целом, очень понравилось, как всё продумано, организовано, представлено и подсвечено. Не скажу, что мы являемся большими любителями музеев — если предложить на выбор съёмку гризли на аляскинском Катмае или галерею Уфицци, то мишки победят ;-) Но Лувр восхитил и даже кое-чем вдохновил, за что мы ему очень благодарны.

После легкого перекуса в местном кафе и покупки красочного фотоальбома «Louvre: 300 шедевров» (есть на русском языке; печать великолепная), на выходе из музея нас поджидал сюрприз в виде необычного футуристического лифта. Слева — только начинает движение, справа — почти приехали. Лифт как бы вырастает из пола, перевозя туристов вверх, на следующий этаж музея. Не знаю чем, но так зацепило и понравилось, что я еще долго не могла оторваться от созерцания этого элегантного и функционального чуда техники.

Несмотря на то что в первую очередь лифт предназначен для людей с колясками, на креслах-каталках, стареньких, плохо видящих и слышащих, на деле в нём можно прокатиться любому человеку.

Очередь на вход в музей через пирамиду сразила наповал своими катастрофическими размерами. Она змеилась, вилась кольцами, занимая практически весь внутренний двор с хвостом на улице. Повторюсь, совершенно не нужно в ней стоять, лучше заходить через подземный торговый центр.

Сам факт строительства стеклянной пирамиды во дворе Наполеона в Лувре, вызвал бурные дебаты в обществе, т.к. далеко не все французы считали обоснованным появление супермодернистского сооружения среди старинных построек дворцового комплекса. По сути дела, точно такие же споры вызывало строительство Эйфелевой башни более века тому назад. Однако теперь башня служит украшением французской столицы и всемирно признанным символом Парижа.

Пирамида Лувра была построена по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея и открыта в 1989 году, когда праздновалось двухсотлетие Французской революции. Прототипом послужила пирамида Хеопса. Не знаю, кому как, а мне пирамида нравится и снаружи, и изнутри.

Один из способов познакомиться с Парижем поближе — это автобусные туры L’Open Bus Tour. Мы сами не ездили, поэтому личного опыта нет. В интернете мнения противоречивые, от абсолютного восторга до полного неприятия. В таких случаях я обычно сортирую отзывы, читая первым делом самые негативные, чтобы понять основные минусы и как их можно откорректировать. К тому же, чей-то «минус» вполне может оказаться для вас плюсом. Как говорится: one person’s trash is another person’s treasure.

Из запланированного на сегодня еще оставалась лодочная прогулка по Сене, но сначала нужно было где-то пообедать. По интернет рекомендациями выбрали ресторан в окрестностях со специализацией на морепродуктах, и не пожалели. И хотя второй раз вряд ли бы пошли, но это было одно из наиболее достойных мест за всё путешествие. От разнообразия меню разбежались глаза, поэтому решили поступить мудро — взять блюдо под кодовым названием «сборная солянка». Принесли целый тазик на подставке, заполненный льдом до краев, а на нём чего только не было: мидии, устрицы, лангустины, креветки, какие-то рачки, ракушки и улитки. Особым весельем было найти подходящий инструмент из той горы пыточных прибамбасов, с помощью которых предполагалось доставать морских обитателей из их жилищ. Было весело и вкусно :) Оставили там больше 100 евро (с вином), что пока стало для нас самым дорогим французским обедом.

К набережной вышли через Пале-Рояль («Королевский дворец») — площадь, дворец и парк, расположенные напротив северного крыла Лувра.

Несмотря на название, стоящий на площади дворец был построен для кардинала Ришелье и поначалу назывался Кардинальским. В предреволюционные годы, владелец дворца — герцог Орлеанский — открыл сады для посещения всеми желающими и возвёл на площади величественные колоннады с лавками. Это проявление популизма принесло герцогу Орлеанскому расположение самых широких слоёв парижского общества.

Башня церкви Сен-Жермен-л’Осеруа (фр. L’eglise Saint-Germain-l’Auxerrois), рядом с Лувром, 12-й век. В то время, когда Лувр был королевским дворцом, Сен-Жермен-л’Осеруа служила приходской церковью для династии Валуа.

24 августа 1572 года, в день св. Варфоломея, по приказу Екатерины Медичи колокола этой церкви подали сигнал к началу истребления гугенотов, которые были приглашены на свадьбу Генриха Наваррского с Маргаритой де Валуа, — так началась Варфоломеевская ночь.

Дать передышку уставшим ногам и в то же время совместить приятное с полезным можно сплавав на кораблике в обзорную экскурсию по Сене. К примеру, Vedettes du Pont Neuf отправляются каждый час от одноименного моста, чем мы и воспользовались после напряженного дня в Лувре.

(кликабельно)

На лодках присутствует живой комментатор, который на французском и английском (очень посредственном) рассказывает о зданиях по берегам. Есть также буклеты на многих языках, в том числе и на русском (с грамматическими ошибками :). В целом, полезной информации на этих экскурсиях немного, её можно почерпнуть и из других источников, но повторюсь, что такая прогулка на кораблике очень приятна сама по себе.

Билеты мы покупали заранее, еще из дома, по интернету (9 евро на одного, дети до 4 лет бесплатно). К тому же на сайте можно распечатать купон на скидку 2 евро с каждого взрослого билета, что тоже оказалось очень кстати. Обычная стоимость на экскурсию, если покупать прямо в кассе у моста — 13 евро.

Сайт в помощь >>

Новый мост (фр. Pont Neuf) — старейший из сохранившихся мостов Парижа через реку Сену.

Мост Руаяль и Павильон Флора (часть Лувра). Прежде на месте моста находилась переправа.

Мост Александра III (фр. Pont Alexandre III) между Домом инвалидов и Елисейскими Полями, украшенный гербом Санкт-Петербурга.

Эйфелева башня с уровня Сены:

Кроме классических достопримечательностей, каменные берега Сены «украшали» плавучие дома, красивые и безвкусные, богатые на вид и совсем прохудившиеся. Вон, даже Пьер Ришар — и тот живет на барже, ловит по утрам рыбу с соседями по воде. Ляпота!

Сделав внушительный круг, мы вновь оказались в окрестностях острова Ситэ. Домой пошли тем же маршрутом, что и в первый вечер, по набережной мимо Нотр-Дама. Монопри по воскресеньям закрыты, так что всем необходимым лучше запастись заранее.

Продолжение следует…


Дром

Комментарии

  
Барнаул
Сообщений: 9003
Интересно - познавательная поездка
Масло G-ENERGY Synthetic Active 5W-40 5л 253142411 2300р
28
4
Ответить
а машина?
17
6
Ответить
  
Оренбург
Сообщений: 427
Очень хороший отчёт, отличная поездка.
Всем участникам особенно малышке Саше заслуженно 5+.
18
7
Ответить
а что за коляску юзали?
5
2
Ответить
Ник
Северск
Замечательный рассказ.
11
7
Ответить
7109790
Иркутск
Автор наверное не в курсе, что здесь выкладывают отчеты о автопутешествиях...Альманах какой то!
26
30
Ответить
     
Москва
Сообщений: 112
Отлично! Читаю ваши замечательные отчеты с удовольствием. До сих пор под впечатлением от описания ущелья кондоров и Перуандских Анд!
Был немало удивлён совпадением, только вчера проработал маршрут для поездки во Францию летом, и как раз с Парижем, сен- Мишелем и Луарой, и тут Ваш отчёт! Очень в тему! А учитывая как у Вас все смачно и подробно описано - может послужить хорошим подспорьем.
Удачи в путешествиях! Малышка - молодец!
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2012
22
7
Ответить
     
г. Выхлопдар
Сообщений: 3163
Америкосы?
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
9
32
Ответить
Артем
Хабаровск
а где тут А В Т О П У Т Е Ш Е С Т В И Е ?
22
22
Ответить
    
Красноярск
Сообщений: 63190
Зеркало в 5D слабое место, даже в Красноярске меняется по гарантии без проблем.
3
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Просто в качестве юмора.
Бывал, а точнее привелось живАть, а главное работать во Франции около года. Место дислокации Шампань - Ардены, север, город Рётель (Rehtel). И вот, что хотел сказать, у автора практически вначале отчёта проскочило восхищение, цитирую "как здесь много красивых людей". Ответственно заявляю, возможно в Парижу и так, ибо приезжих там, как у нас в Москве. Что касается коренного населения, так называемых аборигенов,))) не сказал бы, инквизиция в средние века сделала своё дело и это, ну очень бросается в глаза. При отъезде нас провожал француз и он спросил, какие самые яркие впечатления от Франции, на что мой приятель по работе, русский, сказал, ооооочень мало красивых женщин, что по - французски звучало так, "паааааа боку бель фам". Я бы конечно этого французу не сказал, постеснялся бы, а он нет и был прав!
И ещё одна история из десятков подобных, в выходные знакомый француз пригласил меня к своему родственнику с ночёвкой, который выращивает виноград и делает шампанское. Ну, поехали, познакомились, зовут Лоран. Сели за стол, подняли стопки за знакомство, я бутылку водки подарил и на полном серьёзе спрашиваю, как определить хорошее шампанское или нет, (собсно у меня до сих пор это не мой напиток, так на НГ бокал и всё. Как его пьют бутылками, не понимаю)
Он мне отвечает, что сколько бы ты его не выпил на утро голова не болит. Бон(что по - басурмански, хорошо), думаю я, дай - ка на него подсяду, тем более в гостях, глянь его в подвале сколько, а там стелажи, да собсно и французы нащёт выпить не дураки, они значит мою литровую водку вылакали, а я их шампанское. Ну в общем утром просыпаюсь, как положено кофе, поехали смотреть плантации, а у меня голова с каждой минутой раскалывается, думал лопнет. Еле выдержал "экскурсию", приехали назад к нему домой, говорю, налей полечить голову, и он смеётся и наливает мне виноградной самогонки, у них она называется Мирабель, да вдогонку другую, вещь скажу я вам, лучше бы я её пил.
Пардон, автор за отступление от темы, просто воспоминания нахлынули)))
Насчёт Парижа, заезжал туда мимоходом, была глубокая осень, накрапывал дождь, ледяной ветер, башня, верхний этаж был закрыт, поднялись на второй, посмотрели во все стороны и спустились, практически город был скрыт туманом, потом дошли до Парижской богоматери, зашли, что - то жутко стало, всё серо невзрачно, представил их попов, как в кино показывают с капюшонами на голове и с кинжалами в рукавах, в общем вышли мы оттуда, дошли до Триумфальной арки прошлись, замёрзли, и я говорю приятелю, поехали на хрен отсюда, приедем летом, как потеплее будет) А летом были в Реймсе, заходили в Кафедральный собор, где короновались короли Франции, ну и в натуральную величину, в доспехах стоит Жанна Д, Арк. Хосподя, она маленькая метр пятьдесят, наверное,........ в общем историй много, а в Париже больше не были, спасибо за экскурс!
18
6
Ответить
RulonAboev
Ейск
57ВалеRUS
Просто в качестве юмора. Бывал, а точнее привелось живАть, а главное работать во Франции около года. Место дислокации Шампань - Ардены, север, город Рётель (Rehtel). И вот, что хотел сказать, у автора...
Когда комент интересней отчета;-(
29
14
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 797
Однол путешествие разбили для количества рассказов. Надо бы наверное тогда поезду из 10 дней делить на 10 частей из 15 дней на 15 частей и.т.д. И Авто у Вас крутое !!!!
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005
2
15
Ответить
 
Buenos Aires
Сообщений: 6297
57ВалеRUS
Просто в качестве юмора. Бывал, а точнее привелось живАть, а главное работать во Франции около года. Место дислокации Шампань - Ардены, север, город Рётель (Rehtel). И вот, что хотел сказать, у автора...
Во времена Жанны Д`арк все были в среднем 1.5 метра! Это исторический факт. за 800 лет 30 см роста добавили)!

жути какой-то нагнали)))!!!

Париж красивый город, но после Лондона померк....
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012
6
1
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Elser
Во времена Жанны Д`арк все были в среднем 1.5 метра! Это исторический факт. за 800 лет 30 см роста добавили)!

жути какой-то нагнали)))!!!

Париж красивый город, но после Лондона померк....
Насчёт роста быстрее всего так и есть)
А насчёт жути, нормальные они ребята и девчата, да обыкновенные, как и везде, главное, мы ни чем не хуже, а во многом даже лучше, если бы не лень!!! Франция красивая, главное уютная страна. Как бы и пьют не меньше нашего, и так же по утрам алкашня тусуется возле магазинов, но работают, а мы всё мир переустраиваем, да копаемся в себе. А в основном, да, всё так же. Скажу более, кругом всё одинаково, у кого есть деньги им в любом месте хорошо, а у кого их нет, то везде надо работать, что здесь, что там, а когда работаешь, то и на красОты, что вокруг тебя особо времени нет. Поэтому все эти споры просто не к месту, а вот у них, а вот у нас ( это я про соседнюю ветку) не хочется вступать в эту пустую болтовню. Так же в провинции спроси у любого француза "Видел ли ты богоматерь?", тебе ответят, а чё на неё смотреть, у нас рядом есть что глянуть, так же и у нас "был ты на Красной площади?", подавляющее большинство скажут "Нет". Я это к тому, что РАИ НЕБЕСНЫЕ это у туристов, смена обстановки, согласен, да и едешь за позитивом и именно туда, куда уже проторена дорожка, а шагни в сторону, те же помойки, та же неустроенность, повторюсь, да всё так же как и везде, все те же люди, все те же заботы.
21
2
Ответить
Jap Friend
Вроде как начиналось про авто путешествия, а нам тут гид по музеям опубликовали... )))
Давайте уточним:
1) Делали для поездки права международного образца, или обошлись стандартными правами для внутреннего пользования?
2) Принимают к оплате ТОЛЬКО кредитные карты, или можно оплачивать депозит и сам прокат дебетовой картой?
3) Размер депозита при оформлении проката автомобиля?
4) Была ли дополнительная страховка автомобиля или обошлось стандартной франшизой?
5) Процедура бронирования и получения автомобиля.
6) Процедура возврата автомобиля прокатной конторе.
--
Спасибо.
7
3
Ответить
     
Москва
Сообщений: 112
Jap Friend
Вроде как начиналось про авто путешествия, а нам тут гид по музеям опубликовали... ))) Давайте уточним: 1) Делали для поездки права международного образца, или обошлись стандартными правами для внутреннего...
Jar, не думаю, что нам полностью подойдет опыт жителелей города Хьюстона. Не уверен, что в Америке кто-то знает о правах международного образца, а если и знает, то их название и процедура получения явно отличаются от нашей. За такими вопросами лучше обращаться на форум Винского - сам туда хожу когда возниает необъодимость получить информацию по подобным вопросам. Удачи!
4
 
Ответить
 
Buenos Aires
Сообщений: 6297
57ВалеRUS
Насчёт роста быстрее всего так и есть) А насчёт жути, нормальные они ребята и девчата, да обыкновенные, как и везде, главное, мы ни чем не хуже, а во многом даже лучше, если бы не лень!!! Франция красивая,...
про переустройство мира - есть такое!
не хочется копаться глубоко... но вкратце - там народ выбирает правительство, а у нас никогда этого не было и не будет((
отсюда армада последствий...
вижу, как близкие люди выживают, пенсии,пособия- для "галочки", а там вполне достойные. Уровень доходов - вот где пропасть! бюджет РФ - 250 едениц, у Франции 1300. есть разница? из нашего бюджета: 30-40% оборонка, 20% социалка. Там 60% - социалка!!! у нас население в 3 раза больше.
Бессмысленно обсуждать то,что очевидно...
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012
13
5
Ответить
     
Сообщений: 2432
Рассказ интересный, как будто опять в Париж попал ненадолго. Как человек, проживший в Америке 3 года и теперь живущий в Европе, никогда не поверю, что в Техасской глубинке вас накормят вкуснее, чем в Европейском ресторане, особенно во Франции, Португалии или Италии.
За 3 года в США, самая вкусная еда была в итальянском ресторане с владельцем итальянцем и всеми поварами итальянцами. Но в Италии все равно вкуснее. В типичных ресторанах США из-за соусов и добавок, вкуса еды и не чувствуется толком.
7
1
Ответить
    
Алматы
Сообщений: 1907
Хорошее путешествие
2
1
Ответить
  
Москва
Сообщений: 392
Как всегда, ФЕЕРИЧНО! Спасибо! Хоть так "съездить" во Францию ...
2
1
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Elser
про переустройство мира - есть такое! не хочется копаться глубоко... но вкратце - там народ выбирает правительство, а у нас никогда этого не было и не будет(( отсюда армада последствий... вижу, как...
Я вот знаю у меня никогда уже не будет Ford Excursion 7.3 diesel))), честно сказать ни разу не видел наяву, щаз посмотрел в инете, хорошая машина! Я без зависти, просто мои наблюдения, вот чем лучше машина тут на форуме, тем больше восклицаний, "ах, как мы живём, куда бежать". )))
Потом, поверьте, ваще не в зуб ногой, что такое "бюджет РФ - 250 едениц, у Франции 1300". Плиз только не надо мне объяснять, мне это на фиг не надо. Насчёт оборонки и социалки, как бы понимаю, а так же понимаю, что не было бы расходов на оборонку, значит жили бы мы как во Франции что ли?
Не забывайте, что когда западный мир жил по своим законам, мы 70 лет жили по своим выдуманным законам, вообще шли, даже не параллельно, а куда то в свою сторону, была своя идеология отличная в корне. Я же родился там, вырос, детей нарожал в том строе, жил, как и все "За того парня, пятилетку за четыре года и т.д." Шли, шли мы и пришли и кто бы что бы не говорил, шли и упёрлись в стену. А когда сказали давайте жить как они, все в одночасье и согласились, забыв, какие из нас предприниматели, всех же выбили на корню в 17 и далее году, всем же вдолбили в голову, что заниматься бизнесом стыдно и мерзко, ибо это эксплуатация человека человеком. Но тем не менее, прошли мы опять через то, на чём западный мир уже не одно поколение вырастил. Мы начали опять с нуля, а западный мир, что стоял на месте и ждал нас, типа, ну вы ребята давайте догоняйте, а мы подождём? Они как жили, так и жили, вот мы их и догоняем....вечно. Да, собсно что их догонять, мы уже их догнали, повторяю уж в сотый раз, да всё так же у них, те же микроволновки, те же телевизоры, те же стиральные машины, те же вечные кредиты, всё то же, что и у нас теперь))). Мы же их образ жизни переняли.
А насчёт коррупции хочу сказать, а чё хоть тут никто не вспоминает нашего Петра Первого, гордость нашу, который окно в Европу прорубил, собсно не сколько его, а его другана Меньшикова, который в наглую под боком у Петра воровал не моргнув глазом. Так что все воруют и как не печально, при любом строе, там Меньшиков, здесь губернаторы.
13
6
Ответить
Рассказ - мега-боян, которому под 10 лет. Проверяйте, уважаемые, прежде чем выводить на главную. http://www.andreev.org/travel-photos/france_overview.html
16
2
Ответить
     
Москва
Сообщений: 112
AHTOH_KPblM
Рассказ интересный, как будто опять в Париж попал ненадолго. Как человек, проживший в Америке 3 года и теперь живущий в Европе, никогда не поверю, что в Техасской глубинке вас накормят вкуснее, чем в Европейском...
В точку! Будучи в Техасе как то зашёл типа в итальянский ресторан и спросил салат из руккола. Принесли огромное блюдо какой-то травы, полностью залитой майонезом. :) Я чуть со стула не упал! Но видимо в Далласе это называется итальянской едой. После этого случая но исключительно в мексиканских ресторанах. По крайней мере получал то, что ожидал.
2
 
Ответить
     
Город над вольной Невой
Сообщений: 2579
Как будто снова в Париже побывал. Очень люблю этот город...
3
1
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Неожиданно, прочитать в вашем исполнении рассказ о Европе. Как-то уже привык, что вы в Южную Америку склонны ездить.

Молодцы. Интересно, подробно. Если вдруг сам поеду - буду информацию ковырять. Пока просто полюбуюсь.

И господа читатели, ну все ведь в начале написано! Сначала Париж, потом на авто по Франции, потом пляж (смазанный болезнью). Так чего претензии предъявлять?
8
1
Ответить
  
Владивосток
Сообщений: 342
Хм, очень странно, но рассказ на http://www.andreev.org/travel-... реально повторяет этот. Но он опубликован в 2010 году! Модераторы что за вброс?
Мой отзыв: Hyundai Santa Fe 2012
4
 
Ответить
ForensicDoc
Жуковский
был во франции много раз, приходилось месяцами, привыкаешь к красивым зданиям и потихоньку настигает быт, всё равно не могу привыкнуть к кучам человеческих экскрементов появляющихся после ночей на улицах, угловых открытых кабинок для мочеиспускания прямо на улицах, нищих, сующих картоные надписи на светофорах с милостыней на лобовуху. в лувре ничто так не впечатлило, как богиня ника и маленькая картина босха корабль дураков (6этаж вроде, не помню точно). у нас в стране тоже не подарок, но как-то роднее. страно, что вердонское ущелье не видели, впечатляет (не путать с верденами в нормандии)
3
 
Ответить
11139745
Екатеринбург
и вправду что, рассказ то повторяется....развеселило....мягкий толчок...скрип тормозов...КАК ПИСАТЕЛЬ ПРЯМО....вообще то самолёт двигателями тормозит и уж только в самом конце тормозами....и если бы чисто теоретически они заскрипели бы-в салоне это не услышать)))
 
3
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
странно, трижды бывал в Париже, и все три раза ходил на кораблике по Сене - и все три раза спокойно слушал аудиогида на русском (вроде на пятой кнопке русский гид был), или может Вы не русские?
хотя в каждом отчете пытаетесь вызывающе подчернуть про ваши русские паспорта, и в случае какого кипиша - везде сразу говорите что вы русские? - на америкосов видать все забивают дружно))
а если это еще и боян 10-летней давности - то это как-то стремно должно быть с вашей стороны, старье сюда выкладывать.
You'll never walk alone!
6
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Интересный познавательный отчет.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Сергей
Омск
нет больше собора!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром