|
Идея о поездке в Европу на своем автомобиле родилась во время длинных новогодних выходных 2009 года, когда в Интернете мы с женой узнали о кемпинг-индустрии Европы. Увидев автокемперы и прицепы-дачи ведущих производителей, сеть кемпингов по всей Европе, были поражены масштабом развития этого направления туризма. Прочитав многочисленные отзывы путешественников из разных ресурсов сети Интернет об автомобильных поездках за границу, стала закрадываться мысль — почему не попробовать воплотить эту дерзкую мечту в жизнь? Опыт переезда больших расстояний достаточно большой, поскольку четыре раза пригонял себе японские авто из Владивостока, а это 4 800 км, два раза ездил на авто до Новосибирска и назад — 7 000 км на круг. Жена — тоже водитель и любитель путешествовать, во Владивосток ездила со мной, в Новосибирск — в четыре руки ехать быстрее и веселее.
В то время в пользовании были автомобили Toyota Mark II и микроавтобус Nissan Vanette. Объективно оценив возможности каждого, пришли к выводу, что для такого масштабного путешествия, как поездка по странам Европы, нам нужен автомобиль с тремя спальными местами, кухней, телевизором, т.е. дом на колесах. Около полугода мы с женой подбирали альтернативу автодому, поскольку фирменный автодом в хорошем состоянии стоит больше миллиона рублей, и функционально кроме как путешествовать, ни для каких других целей использоваться не может. Было принято решение поменять Nissan Vanette на Mazda Bongo Friendee с палаткой, построить в автобусе кухню, установить телевизор, и т.д. В декабре 2009 года в Новосибирске Nissan был благополучно продан, и куплена Mazda Bongo Friendee. Всю зиму и весну автобус обновлялся, дорабатывался, благоустраивался — и наконец, в мае 2010 года был готов к использованию по своему прямому назначению — к поездке по странам Европы.
После просчета маршрута выяснилось, что самая затратная часть путешествия по времени и финансам — проезд туда и назад по нашей необъятной Родине, так как я не еще не обозначил наше местожительства — Якутия. Круглогодичного сообщения с материком и основными магистралями в летний период, кроме судоходной реки Лена, у нас практически нет. Погрузка и проезд на барже от Ленска до Усть-Кута, а это 800 км, занимает четыре дня по времени и отнимает порядка 22 000 рублей за легковой автомобиль (для сравнения — примерно эти же деньги были потрачены на переезд по всей России в один конец, около 7 500 км).
Маршрут по России сложился такой: Ленск—Усть-Кут—Братск—Тулун—Красноярск—Новосибирск—Омск—Курган—Челябинск—Уфа—Самара—Пенза—Тамбов—Липецк—Орел—Брянск—Белоруссия.
Старт был назначен на 15 июня 2010 года. В 11:00 погрузка на судно и отплытие. С автобусом поехал я один, жена с сыном поедут на два дня позже на «Полесье», поскольку пассажиров брать на судно запрещено (да и четверо суток «пилить» со скоростью 10 км/ч — занятие нудное). Встретились мы 18 июня в Усть-Куте, и сразу взяли курс на Новосибирск.
Про дорогу до Новосибирска рассказывать особо нечего, участок Усть-Кут—Братск в плохом состоянии, грунтовка и колея в 20 см. Братск—Тулун — дорога хорошая. От Тулуна до Красноярского края федеральная трасса плохого качества, обнадеживает только то, что ремонт дорожники все-таки ведут.
Хорошие дороги начинаются только в Красноярском крае:
Под Новосибирском было холодно:
Погостив неделю в Новосибирске, 27 июня трогаемся дальше. За это время в Новосибирском филиале консульства Германии были получены визы, автобус укомплектовался дорожной посудой, столиком со стульями, подушками, одеялами и туристическими ковриками. Про трассу по маршруту Новосибирск—Самара до меня много было написано, повторяться не буду. Через Уральские горы перебрались относительно быстро, пробок и затяжных верениц автомобилей удалось избежать. Гаишников, конечно, много, но мы старались не нарушать скоростной режим, и ближе к ночи благополучно подъехали к Башкирии. Из многочисленных отзывов дромовцев я знал о бесчинствах башкирских обладателей полосатых палочек, поэтому после совещания с вторым пилотом было принято решение — проезжаем республику ночью. Спали и ехали по очереди с женой, пили крепкий кофе, остановились передохнуть под утро уже в Самарской области.
Под Тамбовом остановил на трассе ГИБДДшник, составил протокол за непристегнутого заднего пассажира. Подошел второй, посмотрел регион на номерах (14), и вынес вердикт — протокол не дойдет. Прошло полгода — не дошел :). Больше в России нас никто не останавливал.
Белоруссия встретила нас солнечной погодой, отличными дорогами и отзывчивыми людьми. В Гомеле М-13 идет через город, немного заблудились, спросили прохожих про дорогу, так несколько человек наперебой стали объяснять, как проехать. На границе мы купили гринкарту, оплатили транзитный сбор, и до Бреста добрались к обеду следующего дня, т.е. 1 июля — день открытия Шенгенской визы.
Таких мест для отдыха по Белоруссии много, и это очень удобно.
Брест оказался красивым современным городом, но задерживаться в нем мы уже не могли — скорее хотелось пересечь границу, поэтому ходом двинули к погранпереходу.
На границе встали в очередь — около ста машин впереди. Сразу подъехали какие-то братки, заботливо предложили не жариться на солнце пять часов, а всего за сотню евро объехать эту очередь. Мы, к жаре люди привыкшие, решили проходить очередь как все, и от навязчивого сервиса отказались. И, как оказалось, не зря, потому что колонна машин впереди укатила за шлагбаум пограничников в течение 30 минут! Еще около часа проезжали таможенников и транспортников, проехали через «зеленый коридор» и оказались на мосту через речку, а за ней — Польша! Как сказал какой-то классик, — нашей радости не было предела!
Первый наш заграничный город назывался Тересполь, находится в трех км от перехода. Еще в очереди на погранпереходе я переключил навигатор с «Навитела» на «I-go», и стал приспосабливаться к новой программе. Приспособиться видимо сумел, так как по четким указаниям милого женского голоса заехал в Тересполь, нашел по POI ближайший кантор (обменник по-польски), и обменял немного евро на злотые. Поскольку в Польше задерживаться не хотели, на семейном совете порешили, что сегодня едем до Варшавы, находим ночлег, и гуляем по вечернему городу.
Междугородние дороги в Польше оказались узкие — обозначены как полторы полосы, некоторое время пришлось приспосабливаться к ним, потом оказалось что при занятой встречке нужно прижиматься вправо, показав маневр, и тебя тогда обгонят сзади идущие машины.
На следующий день пребывания за границей (слова-то какие!), из Варшавы проложили курс на Чехию через Петрыкув-Трыбунальски, Бляховня(!), Катовице, и неспешно покатили по польским землям.
На границе с Чехией увидели только это:
В ближайшем магазинчике купили виньетку для проезда по дорогам Чехии — около 6 евро на неделю, и двинули в Оломоуц.
Таких монументов много в Польше и Чехии.
Чешская полиция — красиво и мобильно.
В Оломоуц приехали вечером, и сразу на экскурсию:
Никогда не были в пещерах, поэтому из Оломоуца поехали в местечко под названием Моравский Крас, где купили экскурсию по пещерам. Оделись потеплей, т.к. температура в пещерах круглый год +5. Экскурсия интересная, по-чешски, но если вслушиваться в речь — немного понятно.
Так путешествуют немцы — автодом оставляют в кемпинге, а на маленькой машинке ездят по окрестностям.
Тульский пряник по-чешски — называется трдло. Тесто наматывают на палочку, посыпают сахаром и запекают.
Самые красивые места считаются на юге Чехии, поэтому из Моравии наш маршрут был проложен через Брно, Йиглаву в Ческе-Будеёвице. Неподалеку от города расположен красивый замок Глубока над Влтавой, который мы и намерились осмотреть.
После осмотра замка и Ческе-Будеёвице, наш путь развернулся на север, и через 140 км привел ( наконец-то!) к красавице Праге. Приехав вечером, встали на отдых в кемпинге прямо в центре города, на острове среди Влтавы. Путешествующим на авто нашим туристам настоятельно рекомендую этот кемпинг, в Ай-гоу найдете его легко.
А это наша yellow submarine на фоне европейских домов на колесах.
Наутро, спешно позавтракав, погрузились на речной трамвайчик — который, кстати, останавливается на этом же острове, метров 400 ниже по течению, и поехали в сторону Прага-1, к Карлову мосту:
Собор Святого Витта в Старом городе.
Весь день до позднего вечера наше семейство гуляло по Праге, покупало сувениры и мороженое, пило вкуснейшее пиво… Все хорошее когда-нибудь кончается. Пора было собираться в дорогу на Германию, тем более что назавтра зарядил проливной дождь, а в планах было еще посмотреть Карловы Вары.
По дороге на Карловы Вары встретилась совсем маленькая деревенька, но известным всем заводом.
После Карловых Вар через Хеб въехали в Германию. На месте погранперехода остались серые заброшенные кабинки пропускного пункта с грязными стеклами, как напоминание о временах активного стремления к мировому коммунизму.
Немецкие дороги показались нам намного качественнее и аккуратнее чешских, не говоря уж об отсутствии ограничения скоростного режима. Хотя пробки тоже бывают, раз на автобане простояли около трех часов непонятно из-за чего, потом резко все сорвались и понеслись. Я больше 110-120 км никогда не разгоняюсь, автобус высокий, начинает парусить, да и зачем это — с семьей ведь путешествуем, так вот некоторые машины ( и даже мотоциклы) опережали нас, как стоячих. 4-5 секунд — и все, уходят в точку на горизонте. Скорость явно больше двухсот км в час.
По Германии мы намеревались проехать с востока на запад по автобанам до Голландии, где седьмого июля в Роттердаме начинался трехдневный джазовый фестиваль. По пути была запланирована остановка в Кёльне, возле которого расположен большой парк развлечений «Фантазия-ленд», и экскурсия в Кёльнский собор.
Такие дорожные знаки — наверное, мечта любого русского (какой русский не любит быстрой езды…) :
В Фантазия-ленде пробыли с утра до вечера, сыну очень понравилось. Много аттракционов, огромная территория парка, все выглядит эффектно и красиво. В интернете есть сайт этого парка, кому интересно, там аттракционы и цены прописаны.
На следующий день поехали смотреть Кёльн и его знаменитый собор. Про немецкую чистоту и аккуратность до этого момента только слышал — но как увидел эти улочки, дома — идеальная чистота. У каждого подъезда табличка с фамилией жильцов и своя кнопочка.
Рейн — одна из крупнейших рек Германии.
Дальше наш путь лежал в Голландию, до границы которой от Кёльна всего 90 км. Если бы не этот знак, мы бы не поняли, что заехали в другую страну.
Переход через автобан: можно подняться по лестнице, а можно на лифте…
Так как фестиваль начинался только назавтра, я выставил на навигаторе ближайшую точку к океану. Закат мы встречали уже на берегу Северного моря, в 5 км от города Гаага. Вода оказалась очень холодной, несмотря на то, что мы якутяне и теплыми водами не избалованы.
Подмечу интересную деталь. Мы с женой ездили во Владивосток за автомобилем и перегоняли его домой в Якутию. Теперь же из Якутии приехали на Атлантику, т.е. от Тихого океана проехали своим ходом в четыре руки весь материк Евразия!
Роттердам оказался очень современным городом из стекла и бетона, хотя он ровесник Амстердама. Просто во Вторую мировую войну англичане разбомбили его до основания, т.к. Голландия поддерживала политику гитлеровской Германии, и город отстроили практически заново.
«Джаз северного моря» — это ежегодный фестиваль джаза в Роттердаме, проходит в огромном концертном комплексе «Ахой», в котором сосредоточены 17 (!) концертных залов. На три дня со всего мира съезжаются известнейшие музыканты и исполнители. Одновременно практически во всех залах проходят концерты звезд джаза, соула, поп-музыки. Программа очень обширная, буквально все вечера переходишь из зала в зал, концерты строго разбиты по времени.
А это мой друг Квинси Джонс (Quincy Jones).
После окончания фестиваля, на следующее утро, проехав 60 км, оказываемся в столице Голландии — Амстердаме. Город необычайно красивый и интересный. Все было бы ничего, да только в этот день проходил чемпионат мира по футболу, а играли сборные: Испания и … Голландия!
Примерно с обеда центр города стал наполняться болельщиками-фанатами, облаченными во всевозможные одежды оранжевого цвета: шапки с бубенцами, сомбреро, платки, футболки, майки, парики, сапоги… Город через несколько часов превратился в свалку мусора, пустых бутылок. У многих фанатов были такие большие оранжевые дудки, метровой длины, так они ежесекундно гудели громче авто. К вечеру запах марихуаны с улиц даже не выветривался, из кофе-шопов дым просто валил из дверей, что тут попишешь — свободная страна. Наконец начался футбол, все взялись за «Хайнеккен», и стало потише. Решили выбираться из центра, так как остановились за городом в кемпинге, и была опаска, что общественный транспорт будет перегружен. Дошли до центрального вокзала, прождали 40 минут автобус или трамвай, но транспорт не ходил. Я подошел к полицейскому, спросил, как выбираться из центра, он указал на стоянку такси — говорит, что никакой транспорт из-за футбола не работает. Пришлось ехать до кемпинга за 60 евро.
На следующий день получилось так: позавтракали в Голландии, пообедали в Бельгии, а ужинали уже во Франции, в Париже.
Бельгию проехали без экскурсий, посмотрели только столицу — Брюссель, да и то не выходя из автобуса — небо обложили свинцовые тучи, моросил дождик, да и близость Франции не давала покоя :).
И вот, проехав около 470 км, мы поздравили друг друга с прибытием в самый романтический город, мечту многих людей в мире (и нашей — тоже!).
Анекдот. Один говорит другому: «Ах, опять хочу в Париж!» — «А ты там уже был?» — «Нет, но один раз уже хотел!»
Труден и тернист был путь к центру Парижа, пробирались около часа:
Увидели знаменитые французские балконы.
Услышали хруст французской булки.
Сбылась мечта автомобилиста (14-й регион — Якутия), демонстрирую не без гордости:
С парковками в Европе очень строго, а я встал для фото прямо под башней. Поэтому быстренько запечатлелись, на ближайшую парковку (1 час — 4 евро), и выдвинулись гулять, наслаждаться Парижем. На Сене.
Французский легион всегда на переднем фронте.
Поскольку до Триумфальной арки пешком было далековато идти, решили объехать вокруг нее на машине. Назавтра должен был состояться национальный праздник — день взятия Бастилии, поэтому возле арки вешали флаги, была небольшая пробка.
Парижское отделение Майкрософта?
По Парижу ездить в принципе не сложно, но пробки есть. Самое главное, что я ничего не вижу — внимание приковано к дороге. Решено было устроиться в гостиницу, поставить автобус на парковку, и передвигаться на метро. В этот же день успели посмотреть Нотр-дам-де-Пари, и до темноты бродили по парижским улочкам.
А из нашего окна — башня Эйфеля видна! (вид из гостиницы).
На второй день испортилась погода — сильный ветер с дождем, но мы особо не грустили, нас ждала встреча с Лувром. По случаю дня взятия Бастилии вход в Лувр был бесплатным (а когда халява не радовала русскую душу?).
Около шести часов бродили по залам Лувра. Смотрели скульптуры, картины, украшения египетских раскопок и французских королей, много что есть посмотреть…
Не зарастает народная тропа к Джоконде уже 500 лет.
К большому сожалению, попасть в Версальский дворец нам в этот раз было не суждено: приехали около 16:00 — опоздали, одним словом. Снял дворцовую площадь через решетку золотого забора, и все. Ничего, будет стимул еще вернуться в Париж в следующий отпуск.
А поскольку сын Виталик уже спал и видел живую сказку — Диснейленд, сразу отправились в городок Марн-ля-Вале, в 30 км от Парижа, чтобы утром быть в первых рядах.
Впереди Европы всей! — (Якутия рулит).
Уолт Дисней и Микки Маус приветствуют своих гостей!
Шербургские зонтики: нажимаешь кнопочку — идет дождь!
Диснейленд не то, чтобы понравился — он просто оставил неизгладимое впечатление. С раннего утра до самой ночи мы ходили по огромной территории, посещали аттракционы, любовались сооружениями, размахом полета дизайнерской мысли устроителей парка. В течении дня проходят два сказочных парада: дневной и ночной, и заканчивается все красивым фейерверком. Много описывать не имеет смысла, на сайте парка можно найти всю интересующую информацию по аттракционам и ценам. Цены, кстати говоря, не детские — за полный день отдыха (с игрушками и едой) было потрачено около 12 000 рублей — в пересчете с евро. Но оно того стоило.
Все хорошее когда-нибудь кончается…
Дальнейший путь начали с утра в сторону Швейцарии, через Бургундию, сознательно исключив из маршрута автобаны. Очень хотелось вкусить прелести провинции и увидеть жизнь французской деревни. Удовольствие получили незабываемое. Национальные бесплатные дороги в идеальном состоянии, люди все добродушные и приветливые. Еда в деревенских магазинчиках свежая и вкусная, молодое вино стоит дешевле нашего пива, коровки на лужайках чистенькие и сытенькие:
Не смог проехать мимо шикарного моста.
Уже под вечер, проехав около 500 км, оказались в Швейцарии и с высоты перевала увидели Женевское озеро. Поскольку в Швейцарии очень высокие цены, решили поужинать и переночевать на французском берегу Женевского озера. Поэтому проехали через центр Женевы, обогнули озеро, и остановились в городке Шенс-сюр-Ломан.
На семейном совете решили посветить весь день осмотру швейцарских городков, расположенных на берегу Женевского озера, т.е. объехать озеро по кругу. Пораньше выехали, хотя расстояние было около 200 км. Так выглядит граница со Швейцарией:
Горный массив впечатляет:
Понравились города Монтрё и Лозанна, необычная архитектура.
Мы говорим Ролекс, подразумеваем — Швейцария …
На побережье одна деревня сменяет другую. Если к северному берегу скалы подступают вплотную, на южном же на каждом свободном квадратном метре выращивают виноград, хотя склон составляет не менее 45 градусов:
В некоторых деревнях настолько узкие улочки, что приходилось проезжать по очереди. Кое-где стоят светофоры для этой цели.
Женева. На заднем плане снежные вершины Монблана, а жара стоит +35*.
В Женеве долго задерживаться не стали, дело было к вечеру, а нам к ночи хотелось попасть в Лион, проехав еще 150 км. Окраина Женевы граничит с Францией, я решил опять поехать бесплатными национальными дорогами. Не тут-то было. Проехал всего километров двадцать. Дорога, конечно, отличная — разметка, асфальт, но — крутейшие спуски и подъемы, бесконечные серпантины, от жары двигатель и тормоза сильно греются. Короче, укатали Сивку крутые горки, перенастроил навигатор, и минут через пять въехал на автобан. Первое время было жутковато ехать, перед тобой — то пропасть, то тоннель. Не зря памятник Суворову поставили, действительно мужество надо иметь в этих горах.
Перед Лионом случилась первая и единственная неисправность нашего бусика — стало тянуть руль вправо и снизу постукивать. В пригороде Лиона заехал в первый попавшийся сервисный центр, мне сказали — езжай в центр «Форд-Мазда». Я говорю, давайте масло поменяем, да посмотрим, что стучит. Нельзя, говорят, езжай в «Мазду». А где, говорю, центр «Мазда-Форд» ближайший? Оказалось, недалеко есть городок Вьенн, 20 км на юг. Поехали туда, тем более что он нам по пути, а путь наш лежал в Марсель. Нашел я во Вьенне этот центр, оставил машину, сервисмены сказали гулять три часа.
Городок маленький, как наш Ленск, но сильно древний. Римский император Августус в 40 году н.э. построил это здание (как написано в табличке).
Погуляли, посмотрели на витрины магазинов (было воскресенье, и все они были закрыты), и пошли вызволять автобус. В центре «Мазда» двое французов долго пытались мне что-то объяснить, но безуспешно. Тогда я сам пошел к подъемнику, на котором стоял мой автобус, и увидел, что шаровая опора с правой стороны вышла из шлицов в рычаге и постукивает. Я им руками «рассказал», что нужно снять рычаг, запрессовать шаровую опору обратно и обварить её сваркой, а дома я буду менять весь рычаг в сборе. Французы в ответ замахали руками и стали что-то объяснять мне. Разговор начал заходить в тупик, тогда один мастер сходил в офис и привел женщину. Диалог возобновился, но уже на английском языке. Она мне объяснила — они таким ремонтом, что я предложил, не занимаются. У них фирменный центр, им дорога лицензия и репутация. Рычага в сборе ни у них в центре, ни в Лионе не оказалось, и мне предложили еще часик погулять — позвонят в Париж, там поищут. Через час опять привели эту переводчицу, и она мне поведала, что в Париже (а значит и во Франции!) моего рычага нет, и они сейчас будут звонить в Бельгию, в Брюссель. Я спросил, если в Бельгии найдут рычаг, сколько мне жить у них во Вьенне, она ответила: 3-4 дня. Короче говоря, забрал я у них машину, и мы потихоньку двинулись в сторону Марселя, втайне надеясь, что есть у них СТО, как в России, где могут разобрать-приварить чего хочешь.
Расстояние в 300 км ехали часов шесть — уже стемнело, когда приехали в Марсель. Город ночью показался нам не очень чистым, по улицам бродили какие-то подозрительные афрофранцузы, то бишь — негры. Решили не рисковать, проехали его насквозь, направились в ближайший городок Касси, что в 20 км и встали ночевать в кемпинге.
Так отдыхают экономные французы.
Городок оказался маленький, но очень уютный и зеленый. Мы запомним его навсегда, потому что там впервые в жизни увидели Средиземное море!
Полдня провели на небольшом пляже — солнце жгло просто зверски, и мы побоялись обгореть. Решили так: будем ехать вдоль Лазурного берега, и выскакивать купаться, как будет возможность. Буквально сразу за городком нашли СТО, где делают кузовщину, и один дядька за 20 минут устранил неисправность: снял колесо, рычаг, обварил шаровую опору и все собрал назад. Во Вьенне на разговоры с переводчицей ушло полдня. Дядька сказал, чтобы дома я заменил весь рычаг. Я взял ручку, нарисовал дом и написал — 10 000 км. Дядька позвал других работников, показал мой набросок, и что-то долго им объяснял. Потом нарисовал на моей картине 60 евро, и я поехал дальше.
Несколько раз видели живые светофоры: с двух сторон ремонтного участка стоят дорожники и синхронно поворачивают красный или зеленый круг.
Так мы не спеша ехали по побережью два дня: наслаждались прекрасными видами, купались в море, вечером в кемпинге пробовали французские вина с сыром, благо видов этого добра там огромное количество. Как большому любителю кино, конечно же, скорее хотелось увидеть Канны, знаменитую красную дорожку, прогуляться по бульвару Круазетт. Поэтому приезд в Канны вызвал трепетный восторг в наших сердцах.
Я и не думал, что лапка Крепкого Орешка — Брюса Уиллиса окажется меньше моей.
Красная дорожка Дворца Каннского кинофестиваля.
Канны красивый город. Купались в море, гуляли по улочкам, бродили по магазинчикам. Кстати, пляжи в Каннах песочные, в отличие от Ниццы:
Ниццкие трамваи воспринимаются как диковинка, хотя французские бабушки освоили быстро их преимущества.
К Ницце будь готов! — Всегда готов!
В княжество Монако въезжали с каким-то трепетным чувством: как-никак, страна богатеньких Буратинок.
Однако, Монако проехали не останавливаясь — парковаться негде, пробка сплошная через весь город. В интернете много прочитал хвалебных од про это княжество — его казино, банки и феррари с ламборджини, неоднократно и с великим восторгом описанное, но впереди нас ждала новая страна — Италия.
Французская речь сменилась итальянской, стали изучать основные приветственные и торгово-закупочные слова.
Тоннели и виадуки автобанов просто поражают воображение. Их огромное количество. Дух захватывает постоянно от резких перепадов высот и смены тоннелей. Я пытался их считать, но после тридцати сбился где-то перед Генуей. Генуя — большой промышленный город. Показалось, что долго ехали по пригороду в центр. Автобус оставили на парковке, и пошли смотреть центр.
Прародитель нашего ТАЗпрома — Фиат:
До вечера смотрели город, потом в последний раз искупались в Средиземном море, бросили по монетке с желаниями, и поехали на север, в сторону Милана. В 100 км от Милана есть самый большой аутлет в Италии — Serravalle Designer Outlet, где был запланирован шопинг. Аутлет очень большой, 180 магазинов собрано в одном месте. Ходили по нему почти весь день. Продают там только одежду, почти все магазины — итальянская одежда.
Следующий день — посещение города-героя Милана.
Миланские балкончики:
Улочки в центре очень узкие, с односторонним движением. Парковки на улицах запрещены. Нашли в центре подземную парковку и пошли гулять по городу. Оказывается, Милан город небольшой, 10 на 15 км. Мы бродили по историческому центру, который вообще маленький.
Возле оперного театра Ла-Скала.
В общем, экскурсия по городу закончилась обходом магазинов и бутиков, которые действительно, очень своеобразные и интересные.
Дальнейший маршрут был обозначен так: через север Италии едем в Австрию, осматриваем Иннсбрук, затем в Баварию. Вечером выдвинулись из Милана в Австрию.
Как во Франции, Чехии, Германии, в Италии большое количество замков и крепостей расположено на крутых склонах гор. Ближе к Австрии горы становились все выше и круче. В небольшом городке Роверето остановились обналичить с карты евро и поменять масло в двигателе. Попали в обеденный перерыв, от чего в других странах уже успели отвыкнуть. Обед у них длится два часа! В это время закрыто все: банки, магазины, СТО. Чувствуется спокойная, размеренная жизнь.
На одном из перевалов уже в Австрии навигатор зафиксировал 2 500 метров над уровнем моря. Чувствовалось разряженность воздуха.
Иннсбрук — красивый город, окруженный со всех сторон крутыми склонами гор. Чувствуется немецкая культура. Хорошо сочетаются старинные здания и современные архитектурные формы. Население — 170 тысяч человек, однако мы умудрились заблудиться, когда вечером в темноте пропали все ориентиры. Прохожие все говорили только по-немецки, и не могли объяснить нам, как попасть в отель. Остановили такси, водитель оказался сербом, хорошо говорившим по-русски, и он совершенно бесплатно(!) привез нас в отель. Русский язык он учил еще в школе, лет 30 назад, но больше никогда на нем не разговаривал, а говорил правильно и бегло! Рассказал нам немного про город, про свою жизнь. Все-таки славяне — братья, как ни крути.
После жаркой Италии и Франции, в Иннсбруке было холодно, около 15 градусов.
На следующий день выдвигаемся в Германию, земли Баварии, в городок Фюссен. Возле Фюссена находятся два замка баварских королей — Хоэшвангау и Нойшвайнштайн, которые мы намеревались посетить. С погодой не повезло, шел дождь, однако на туристов он не повлиял — длиннющая очередь за билетами не иссякала.
Фотографировать в замках запрещено, продаются готовые буклеты и книги с видами замков, есть и на русском языке. После осмотра замков не терпится поехать столицу Баварии, Мюнхен. Кроме осмотра Мюнхена, предполагалось посетить музей BMW и знаменитую пивоварню Ховбройхаус.
По дороге в Мюнхен проезжали несколько деревень:
Ховбройхаус — самая известная мюнхенская пивная, ведет отсчет с 15 века. На специальной сцене баварские марши играет народный оркестр. Официантки в каждой руке носят по пять литровых (!) кружек пива. Находясь в бегах в Германии, вождь мирового пролетариата товарищ Ленин с Надеждой Константиновной забегал и в Ховбройхаус — попить пивасика. Здесь же, за кружечкой, разрабатывал детали Мюнхенского путча и Адольф Гитлер.
Следующим объектом нашего внимания был музей BMW. Здание построено по последнему слову техники, из стекла и металла. Очень красивый современный музей.
Остаток дня гуляли по Мюнхену, купили в Россию друзьям баварского пива, сувениров. Город большой и старинный.
На другой день опять въезжаем в Австрию:
Наше путешествие подходило к концу, заканчивалась месячная виза. Поэтому в Австрии были только на родине Моцарта — в Зальцбурге, и столице — Вене. Зальцбург чем-то напомнил Баварию по манере людей одеваться, и по отделке фасадов домов. Город чистый и очень нарядный. К сожалению, дождь не дал нам возможности погулять по улицам, поэтому просто покатались на автобусе по городу.
Вена встретила проливным дождем, поэтому решили устроиться в отель, отдохнуть и подождать хорошей погоды. Только к вечеру удалось выйти из отеля. Сели в трамвай, и поехали в центр. Билеты в трамвае не продаются, а только компостируются. Так зайцами и приехали. Вена — просто шедевр архитектурного искусства. Походили всего час, и опять пошел дождь, пришлось вернуться в отель.
Из-за плохой погоды сильно не расстроились, решили, что Австрию специально посетим в следующий отпуск, а то от избытка информации уже плохо воспринималась действительность.
Последней европейской страной должна была стать Словакия. От Вены до Братиславы всего 54 км, проехав которые, попали в город развитого социализма. Братислава не оставила впечатления европейской страны: грязные пыльные улицы, мусор разносится ветром, ремонт дорог ведут без ограждений. Сразу подумалось, а как в России, интересно, депрессия будет или нет? (Была, причем такая, что всю обратную дорогу по России проехали почти молча).
Среди поля с кукурузой эротический клуб?
Или вот, осторожно, — школа по-словацки:
Границу с Украиной решили проходить на погранпереходе в Ужгороде. Поэтому Словакию нужно было проехать всю, около 500 км. Но как ни старался я в навигаторе проложить маршрут по Словакии, он упорно предлагал ехать через Венгрию. Короче говоря, проехали примерно 50 км по словацкой стиральной доске, и стало понятно, что автобанов в Словакии нет. Проехали же 11 стран по Европе, проедем и двенадцатую! На ближайшем перекрестке поворачиваю направо, переезжаем границу в Комарно, и мы в Венгрии! Хотя эту страну и не планировали проезжать. Сразу встали на обычный европейский автобан и поехали в сторону Будапешта. Столица Венгрии понравилась, Будапешт — красивый город, старинный.
Дальше интересного мало, заехали опять в Словакию в районе Кошице, пересекли границу с Украиной быстро, были практически одни. Таможенница — словачка спросила только, куда это мы на английской машине едем с русскими номерами.
И вот они, жовто-блакитные знакi:
Про украинские дороги и даишников писать не буду, дабы не портить настроение себе и читателям, одним словом, отвратительно — нет предела наглости и жадности!
Маршрут по Украине получился такой: Ужгород, Тернополь, Хмельницкий, Винница, Умань, Первомайск, Николаев. В Николаеве несколько дней погостили у родственников жены, посмотрели город, и поехали в Крым — немного отдохнуть от дороги, покупаться в третьем за все путешествие море. От Евпатории до Керчи ехали шесть дней, останавливались в кемпингах и отелях, купались, загорали. В Керчи на границе прожили почти сутки — очередь около ста машин, и всего один паром. К вечеру погрузились на паром, три км — и… здравствуй, Россия!
С Краснодара до Усть-Кута ехали неделю, заезжали по пути к знакомым и родственникам.
В Усть-Куте сутки ждал погрузку на судно, жена и сын уехали на «Полесье».
Водовоз на стоянке в Усть-Куте.
Затем баржа, четыре дня по р. Лене и — здравствуй, дом!