|
Лет пять назад появилось желание поехать на автомобиле куда-то далеко. Но не просто далеко, а чтобы непременно в другое государство. Есть в этом что-то интригующее. В сентябре 2017 года случился отпуск. Поскольку живу в Краснодаре, можно было поехать на море, тем более, людей уже меньше, чем летом. Но решили с женой все-таки ехать подальше. Хотелось поехать в Европу через Беларусь. Но так как отпуск очень сильно ограничивался временными рамками, решили посетить только Беларусь. Жена в этом году летала туда самолетом, так что какое-то представление о стране имела. Я же никогда раньше там не был. Были, конечно, сомнения. И дорога дальняя, и машина не новая. Но потом решили, что всего все равно не предусмотришь, а желания свои заглушать нельзя. Для чего жить-то тогда.
Буквально за день составили свой маршрут при помощи карт и путеводителя, которые были специально куплены. Кстати, забегая вперед, скажу, что бумажная карта дорог пригодилась. Обновил карты навигатора Навител. В общем, на сборы ушло два дня. Через интернет забронировали гостиницы в Бресте, Беловежской пуще, Гродно, а также квартира с посуточной оплатой в Минске. В страховой компании куплен полис ОСАГО «Зеленая карта» с покрытием Беларуси за 800 рублей. Правда, его никто не проверял по дороге, и он не пригодился, но лучше им не воспользоваться, чем его не иметь.
Поехали мы на своем автомобиле Мицубиси Лансер, 2011 г.в., с двигателем 1,6 л.с., механической коробкой передач и 102000 км пробега. Еще до поездки, на 100000 км пробега заменены ремни генератора и ГУРа, передние тормозные диски, передние и задние тормозные колодки, корзина сцепления, диск сцепления, выжимной подшипник, масло в коробке, свечи, щетки стеклоочистителей. Все это менялось впервые с покупки нового авто в 2012 году. Хотя детали по внешнему виду еще могли походить. Замена деталей не была связана с предстоящей поездкой. Где-то в голове еще, видимо, от «Жигулей» сидит, что 100000 км — это такой пробег, достигнув которого, автомобиль может чем-нибудь удивить, поэтому ему надо провести определенную профилактику.
06 сентября встали в 3 часа, чтобы приготовить себе еду. На трассе предпочитаем не есть, во избежание последующих поисков кустов. Позавтракав и наполнив термосы горячим кофе и обедом, в 4 часа утра выехали из дома на трассу М-4 в сторону Ростова-на-Дону. Никого не хочу задеть, но из тех дорог, по которым в этой поездке мы проехали, лучшие находятся в Беларуси и Краснодарском крае. Ехали мы мимо Ростова, через Воронеж, Курск, Брянскую область. Дороги Брянской области показались какими-то малолюдными. Чем дальше от Краснодара, тем дешевле бензин. Разница за литр 95-го между Краснодаром и Брянской областью составляет примерно 3 рубля. Примерно так же он стоит и в Беларуси, причем, везде по одной цене.
Бумажная карта пригодилась очень в Брянской области. На навигаторе мы выставили город на юго-востоке Беларуси — Гомель. При этом навигатор, видимо, желая повести нас по короткому пути, все время норовил завести в Украину. Ехали мы уже по темноте, населенные пункты практически не попадались. Вот тут помогла бумажная карта. Мы находили на ней какую-нибудь деревню на территории РФ, вводили ее в навигатор и ехали. Далее также вводили следующую деревню и ехали дальше. Иначе не получалось, поскольку при указании навигатору более дальней конечной точки, он вел нас через Украину. Я туда заехать был не прочь, но что там сейчас на границе происходит, не знаю. Километрах в 30 до Беларуси решили остановиться ночевать. Увидели какой-то мотель на трассе и в нем остановились. Номер, оставлявший желать лучшего, стоил 2500 рублей. Но усталость пересилила. Спать легли в 23:30. За первый день проехали около 1500 км. За рулем сидел только я, жена не водитель.
Проснувшись в 6:30, двинулись дальше. Границы, какой я себе представлял, не оказалось. Около дороги стоит здание с надписью «Пограничный пункт». Ни заграждений, ни шлагбаумов, ни собак. Только каких-то три мужика. По зеленой фуражке на одном стало понятно, что это пограничники. Остановившись на трансе напротив них и опустив стекло, я спросил у них: «Беларусь прямо?». В ответ мне кивнули, и я поехал дальше. Через несколько менторов увидел баннер «Республика Беларусь». При этом никаких дорожных знаков о въезде в иное государство замечено не было.
Километров через 10, после заезда в Беларусь, у меня появилось одно ощущение, которое не покидало меня все дни до пересечения границы в обратном направлении. И ощущение это называется — Порядок. Он везде и во всем. От чистоты на улицах, до поведения водителей на дороге, от работы общественного транспорта до качества продуктов. Сразу бросилось в глаза то, что почти все автомобили на дорогах — это старые «европейцы», преимущественно «немцы». Но внешне в хорошем состоянии. И самое главное, никто не превышает скоростной режим. Если знак 90, едут 90, если 110, то едут 110. Пробок нет как на трассах, так и в городах. Может, это связано с тем, что мало автомобилей у людей. Не знаю. Доехав по югу страны до Бреста, мы уже заметили, что если вдалеке видишь авто, которое мчится явно быстрее основного потока, то у него российские номера. По трассе перед камерами везде установлены желтые предупредительные знаки. Так что не заметить их невозможно. Милицию на дорогах почти не видел. Через какие деревеньки проезжали — везде заборы покрашенные, газоны покошены, все убрано. В общем, бедно, но чисто. Да и бедно далеко не везде. Наши деревни во многом печальнее выглядят. На полях лежат рулоны сена, упакованные в белый полиэтилен. Раньше такого не видел.
Заехав в первый небольшой городок, в банке поменяли рубли наши на рубли белорусские. Курс 1 к 31 не в нашу пользу.
От восточной границы до западной, т.е. до Бреста, получилось где-то 590 км. Заселились в заранее забронированную гостиницу. Двухместный номер 1100 рублей. В гостинице есть общая кухня со всем необходимым. Очень удобно. Купил пельменей, пришел, сварил и поел. От гостиницы до Брестской крепости пешком минут 5.
Погода в Бресте оказалась мрачной, сырой и холодной. Но с таким пасмурным небом крепость производит очень сильное впечатление. Белорусы молодцы, следят за состоянием. Много людей тут похоронено. На одной из табличек указано, что в последний раз останки убитых нашли в 2015 году.
Пластиковые окна крепости выглядят не аутентично. Деревянные надо бы.
Такой шлагбаум и табличка неподалеку от крепости. Польша где-то рядом.
Погуляв по крепости вечером, пошли туда и утром. Производит впечатление. Главное, надо помнить и передавать эту память потомкам.
Из Бреста направились в Беловежскую пущу, в деревню Каменюки. Стоимость заранее забронированного номера составляло примерно 1500 рублей. Деревней, правда, язык не поворачивается назвать. Домики все покрашенные, ухоженные, есть почта и банк. Даже плавательный бассейн, в который мы сходили поплавать. В гостинице взяли в прокат велосипеды. На велосипедах по пуще проехали около 25 км. Поели в ресторанчике. Цены везде в Беларуси дешевле российских.
Вход в пущу со стороны деревни Каменюки.
По такой дороге ехать через пущу одно удовольствие. Только пейзаж меняется. От болот до соснового леса. Дышится прекрасно. Есть вольеры с зубрами, оленями, волками, лошадьми.
В таком месте, вообще, думаешь, что оказался в сказке.
Очень большой дуб. Еще князей видел.
Переночевав в Беловежской пуще, направляемся в Гродно. Хочу отметить, что за все время поездки ни разу не столкнулись с хамством. Люди все приветливые. Еда везде вкусная — настоящая какая-то.
По дороге в Гродно заехали в небольшой населенный пункт Ружаны, поскольку в нем есть весьма занимательный замок.
Здесь предстоит еще много работы.
Выглядит величественно, несмотря на состояние.
Поехали в Гродно. Город красивый. Во всей Беларуси заметил одну особенность. Правда, делаю поправку на то, что ходил в основном по центрам городов. Но «хрущевки» выглядят, как новые. Оштукатурены, везде одинаковые балконы, никакого «колхозного» остекления, кондиционеров, спутниковых тарелок. Эти дома выглядят так, словно их построили месяц назад.
Костел, в который стояла очередь из свадеб.
В Беларуси очень много костелов и католиков. Слева от костела старинная аптека, построенная в 1709 году. Работает и по сей день. В ней есть как музей, так и функционирующий аптечный пункт.
Замок. К нему, видимо, сразу из костела ехали вереницы молодоженов фотографироваться.
Ночевали мы в не в самом Гродно, а за его чертой, на турбазе. Двухкомнатный номер стоил в районе 2300 рублей на наши деньги.
Утром из Гродно взяли курс на Минск с заездом в Лиду, посмотреть на местный замок.
Вокруг люди расставляли столы и павильоны. Планировался какой-то пивной праздник. Долго задерживаться мы не стали.
Внутри идет торговля сувенирами и подготовка к представлению.
Из Лиды поехали в Минск. Первое, что приходит в голову о Минске — просторно. Мне показалось, что дома не лепят друг к другу, оставляют зеленые зоны. Много новостроек. Центр — проспект Независимости — это застройка конца 40-х — начала 50-х- годов 20 века. Очень внушительно и монументально смотрится. Пробок не заметил. Общественный транспорт работает превосходно, по крайней мере, в сравнении с краснодарским. Реклама на улице и в транспорте присутствует в меру, глаз не режет, отвращения не вызывает. Троллейбусы все светло-зеленого цвета, автобусы темно-зеленые, желтые, белые, красные. Может, цвет по маршрутам отличается. Магазины есть, как формата супермаркета, так и наподобие советских магазинов с прилавками, продавцами и названиями: «Промтовары» и «Продтовары». Конечно, я не местный житель, не знаю, как им живется. Но нам как людям со стороны, понравилось все, как в столице, так и в других местах.
Национальная библиотека. За небольшую плату на стеклянном лифте поднимаетесь на крышу, откуда открывается прекрасный вид на город.
Недалеко от железнодорожного вокзала.
Площадь независимости с одноименным дворцом.
Костел на площади Независимости. Внутри очень красиво, но фотографировать не стали.
Спальный район с очень развитой инфраструктурой.
В Минске ночевали три ночи. За это время погуляли по городу и съездили в Мир и Несвиж, посмотреть на местные замки.
Мирский замок. Красота. Здесь много туристов-иностранцев. Привозят их целыми автобусами. В основном, пенсионеры очень преклонного возраста. К сожалению наших подобных туристов замечено не было. Да и не ездят они никуда…
Покупаешь билет и ходить можешь практически везде.
Очень тесные лестничные проемы внутри башен. Может, лет 400 назад народ помельче был. И как они в потемках при свечах там ходили, непонятно. Легко оступиться и шею свернуть. Наверное, такие случаи бывали в те времена, да кто тогда людей считал.
Внутри музейная экспозиция. Впечатлений масса и они очень положительные.
В получасе езды от Мира находится Несвиж.
Городская Ратуша Несвижа. Внутри музей.
Костел на реставрации. Внутрь заглянули — произведение искусства.
Старинная башня. Реставрируется.
13 сентября в 04:30 выехали из Минска в направлении Могилева, а оттуда в Россию. Возвращаться решили через Смоленскую область, Орел, Елец. На границе остановил нас пограничник. Попросил паспорт. Не выходя из авто, я дал ему свой и жены российские паспорта. Он быстро их посмотрел и вернул. Мы поехали. К сожалению, никаких обозначений не надо, чтобы понять, где заканчивается Беларусь и начинается наша страна. Остановились ночевать в кармане на трассе где-то в Воронежской области в 22 часа. Подушки предусмотрительно брали с собой. Подремав до 3 часов ночи, двинулись дальше. Около 10 утра были дома в Краснодаре.
Средний расход бензина составил 6,5 литров. В Беларуси бензин стоит везде одинаково. Как на местной сети АЗС, так и на наших Лукойле и Газпроме. Видимо, иначе нельзя. Цена у них за литр 95-го 1,25 белорусских рублей.
Всего проехали 4824 км. К автомобилю никаких нареканий нет.
Потрачено на жилье, еду, бензин, страховку, сувениры около 30 000 рублей.
Фотографировал мало, потому и здесь снимков немного. Никакие фотографии не заменят впечатлений. В очередной раз подтвердил для себя, что надо делать то, что хочешь. Да, не всегда получается, но стремиться и двигаться к этому надо, иначе для чего же тогда жить.