Отбросив сомнения, или Беларусь за 7 дней

07.11.2017 | 19112 просмотров

Лет пять назад появилось желание поехать на автомобиле куда-то далеко. Но не просто далеко, а чтобы непременно в другое государство. Есть в этом что-то интригующее. В сентябре 2017 года случился отпуск. Поскольку живу в Краснодаре, можно было поехать на море, тем более, людей уже меньше, чем летом. Но решили с женой все-таки ехать подальше. Хотелось поехать в Европу через Беларусь. Но так как отпуск очень сильно ограничивался временными рамками, решили посетить только Беларусь. Жена в этом году летала туда самолетом, так что какое-то представление о стране имела. Я же никогда раньше там не был. Были, конечно, сомнения. И дорога дальняя, и машина не новая. Но потом решили, что всего все равно не предусмотришь, а желания свои заглушать нельзя. Для чего жить-то тогда.

Буквально за день составили свой маршрут при помощи карт и путеводителя, которые были специально куплены. Кстати, забегая вперед, скажу, что бумажная карта дорог пригодилась. Обновил карты навигатора Навител. В общем, на сборы ушло два дня. Через интернет забронировали гостиницы в Бресте, Беловежской пуще, Гродно, а также квартира с посуточной оплатой в Минске. В страховой компании куплен полис ОСАГО «Зеленая карта» с покрытием Беларуси за 800 рублей. Правда, его никто не проверял по дороге, и он не пригодился, но лучше им не воспользоваться, чем его не иметь.

Поехали мы на своем автомобиле Мицубиси Лансер, 2011 г.в., с двигателем 1,6 л.с., механической коробкой передач и 102000 км пробега. Еще до поездки, на 100000 км пробега заменены ремни генератора и ГУРа, передние тормозные диски, передние и задние тормозные колодки, корзина сцепления, диск сцепления, выжимной подшипник, масло в коробке, свечи, щетки стеклоочистителей. Все это менялось впервые с покупки нового авто в 2012 году. Хотя детали по внешнему виду еще могли походить. Замена деталей не была связана с предстоящей поездкой. Где-то в голове еще, видимо, от «Жигулей» сидит, что 100000 км — это такой пробег, достигнув которого, автомобиль может чем-нибудь удивить, поэтому ему надо провести определенную профилактику.

Наш автомобиль.

06 сентября встали в 3 часа, чтобы приготовить себе еду. На трассе предпочитаем не есть, во избежание последующих поисков кустов. Позавтракав и наполнив термосы горячим кофе и обедом, в 4 часа утра выехали из дома на трассу М-4 в сторону Ростова-на-Дону. Никого не хочу задеть, но из тех дорог, по которым в этой поездке мы проехали, лучшие находятся в Беларуси и Краснодарском крае. Ехали мы мимо Ростова, через Воронеж, Курск, Брянскую область. Дороги Брянской области показались какими-то малолюдными. Чем дальше от Краснодара, тем дешевле бензин. Разница за литр 95-го между Краснодаром и Брянской областью составляет примерно 3 рубля. Примерно так же он стоит и в Беларуси, причем, везде по одной цене.

Бумажная карта пригодилась очень в Брянской области. На навигаторе мы выставили город на юго-востоке Беларуси — Гомель. При этом навигатор, видимо, желая повести нас по короткому пути, все время норовил завести в Украину. Ехали мы уже по темноте, населенные пункты практически не попадались. Вот тут помогла бумажная карта. Мы находили на ней какую-нибудь деревню на территории РФ, вводили ее в навигатор и ехали. Далее также вводили следующую деревню и ехали дальше. Иначе не получалось, поскольку при указании навигатору более дальней конечной точки, он вел нас через Украину. Я туда заехать был не прочь, но что там сейчас на границе происходит, не знаю. Километрах в 30 до Беларуси решили остановиться ночевать. Увидели какой-то мотель на трассе и в нем остановились. Номер, оставлявший желать лучшего, стоил 2500 рублей. Но усталость пересилила. Спать легли в 23:30. За первый день проехали около 1500 км. За рулем сидел только я, жена не водитель.

Проснувшись в 6:30, двинулись дальше. Границы, какой я себе представлял, не оказалось. Около дороги стоит здание с надписью «Пограничный пункт». Ни заграждений, ни шлагбаумов, ни собак. Только каких-то три мужика. По зеленой фуражке на одном стало понятно, что это пограничники. Остановившись на трансе напротив них и опустив стекло, я спросил у них: «Беларусь прямо?». В ответ мне кивнули, и я поехал дальше. Через несколько менторов увидел баннер «Республика Беларусь». При этом никаких дорожных знаков о въезде в иное государство замечено не было.

Километров через 10, после заезда в Беларусь, у меня появилось одно ощущение, которое не покидало меня все дни до пересечения границы в обратном направлении. И ощущение это называется — Порядок. Он везде и во всем. От чистоты на улицах, до поведения водителей на дороге, от работы общественного транспорта до качества продуктов. Сразу бросилось в глаза то, что почти все автомобили на дорогах — это старые «европейцы», преимущественно «немцы». Но внешне в хорошем состоянии. И самое главное, никто не превышает скоростной режим. Если знак 90, едут 90, если 110, то едут 110. Пробок нет как на трассах, так и в городах. Может, это связано с тем, что мало автомобилей у людей. Не знаю. Доехав по югу страны до Бреста, мы уже заметили, что если вдалеке видишь авто, которое мчится явно быстрее основного потока, то у него российские номера. По трассе перед камерами везде установлены желтые предупредительные знаки. Так что не заметить их невозможно. Милицию на дорогах почти не видел. Через какие деревеньки проезжали — везде заборы покрашенные, газоны покошены, все убрано. В общем, бедно, но чисто. Да и бедно далеко не везде. Наши деревни во многом печальнее выглядят. На полях лежат рулоны сена, упакованные в белый полиэтилен. Раньше такого не видел.

Заехав в первый небольшой городок, в банке поменяли рубли наши на рубли белорусские. Курс 1 к 31 не в нашу пользу.

От восточной границы до западной, т.е. до Бреста, получилось где-то 590 км. Заселились в заранее забронированную гостиницу. Двухместный номер 1100 рублей. В гостинице есть общая кухня со всем необходимым. Очень удобно. Купил пельменей, пришел, сварил и поел. От гостиницы до Брестской крепости пешком минут 5.

Погода в Бресте оказалась мрачной, сырой и холодной. Но с таким пасмурным небом крепость производит очень сильное впечатление. Белорусы молодцы, следят за состоянием. Много людей тут похоронено. На одной из табличек указано, что в последний раз останки убитых нашли в 2015 году.

Пластиковые окна крепости выглядят не аутентично. Деревянные надо бы.

Такой шлагбаум и табличка неподалеку от крепости. Польша где-то рядом.

Погуляв по крепости вечером, пошли туда и утром. Производит впечатление. Главное, надо помнить и передавать эту память потомкам.

Из Бреста направились в Беловежскую пущу, в деревню Каменюки. Стоимость заранее забронированного номера составляло примерно 1500 рублей. Деревней, правда, язык не поворачивается назвать. Домики все покрашенные, ухоженные, есть почта и банк. Даже плавательный бассейн, в который мы сходили поплавать. В гостинице взяли в прокат велосипеды. На велосипедах по пуще проехали около 25 км. Поели в ресторанчике. Цены везде в Беларуси дешевле российских.

Вход в пущу со стороны деревни Каменюки.

По такой дороге ехать через пущу одно удовольствие. Только пейзаж меняется. От болот до соснового леса. Дышится прекрасно. Есть вольеры с зубрами, оленями, волками, лошадьми.

В таком месте, вообще, думаешь, что оказался в сказке.

Очень большой дуб. Еще князей видел.

Переночевав в Беловежской пуще, направляемся в Гродно. Хочу отметить, что за все время поездки ни разу не столкнулись с хамством. Люди все приветливые. Еда везде вкусная — настоящая какая-то.

По дороге в Гродно заехали в небольшой населенный пункт Ружаны, поскольку в нем есть весьма занимательный замок.

Часть замка восстановлена.

Здесь предстоит еще много работы.

Выглядит величественно, несмотря на состояние.

Поехали в Гродно. Город красивый. Во всей Беларуси заметил одну особенность. Правда, делаю поправку на то, что ходил в основном по центрам городов. Но «хрущевки» выглядят, как новые. Оштукатурены, везде одинаковые балконы, никакого «колхозного» остекления, кондиционеров, спутниковых тарелок. Эти дома выглядят так, словно их построили месяц назад.

Европейские улочки.

Костел, в который стояла очередь из свадеб.

В Беларуси очень много костелов и католиков. Слева от костела старинная аптека, построенная в 1709 году. Работает и по сей день. В ней есть как музей, так и функционирующий аптечный пункт.

«Хрущевка».

Замок. К нему, видимо, сразу из костела ехали вереницы молодоженов фотографироваться.

Ночевали мы в не в самом Гродно, а за его чертой, на турбазе. Двухкомнатный номер стоил в районе 2300 рублей на наши деньги.

Утром из Гродно взяли курс на Минск с заездом в Лиду, посмотреть на местный замок.

Замок после реставрации.

Вокруг люди расставляли столы и павильоны. Планировался какой-то пивной праздник. Долго задерживаться мы не стали.

Внутри идет торговля сувенирами и подготовка к представлению.

Из Лиды поехали в Минск. Первое, что приходит в голову о Минске — просторно. Мне показалось, что дома не лепят друг к другу, оставляют зеленые зоны. Много новостроек. Центр — проспект Независимости — это застройка конца 40-х — начала 50-х- годов 20 века. Очень внушительно и монументально смотрится. Пробок не заметил. Общественный транспорт работает превосходно, по крайней мере, в сравнении с краснодарским. Реклама на улице и в транспорте присутствует в меру, глаз не режет, отвращения не вызывает. Троллейбусы все светло-зеленого цвета, автобусы темно-зеленые, желтые, белые, красные. Может, цвет по маршрутам отличается. Магазины есть, как формата супермаркета, так и наподобие советских магазинов с прилавками, продавцами и названиями: «Промтовары» и «Продтовары». Конечно, я не местный житель, не знаю, как им живется. Но нам как людям со стороны, понравилось все, как в столице, так и в других местах.

На подъезде к Минску.

Национальная библиотека. За небольшую плату на стеклянном лифте поднимаетесь на крышу, откуда открывается прекрасный вид на город.

Недалеко от железнодорожного вокзала.

Площадь независимости с одноименным дворцом.

Костел на площади Независимости. Внутри очень красиво, но фотографировать не стали.

Где-то в центре Минска.

Спальный район с очень развитой инфраструктурой.

В Минске ночевали три ночи. За это время погуляли по городу и съездили в Мир и Несвиж, посмотреть на местные замки.

Мирский замок. Красота. Здесь много туристов-иностранцев. Привозят их целыми автобусами. В основном, пенсионеры очень преклонного возраста. К сожалению наших подобных туристов замечено не было. Да и не ездят они никуда…

Покупаешь билет и ходить можешь практически везде.

Очень тесные лестничные проемы внутри башен. Может, лет 400 назад народ помельче был. И как они в потемках при свечах там ходили, непонятно. Легко оступиться и шею свернуть. Наверное, такие случаи бывали в те времена, да кто тогда людей считал.

Внутри музейная экспозиция. Впечатлений масса и они очень положительные.

В получасе езды от Мира находится Несвиж.

Городская Ратуша Несвижа. Внутри музей.

Костел на реставрации. Внутрь заглянули — произведение искусства.

Старинная башня. Реставрируется.

Несвижский замок.

Внутренний двор.

Состояние идеальное.

Внутри богато.

13 сентября в 04:30 выехали из Минска в направлении Могилева, а оттуда в Россию. Возвращаться решили через Смоленскую область, Орел, Елец. На границе остановил нас пограничник. Попросил паспорт. Не выходя из авто, я дал ему свой и жены российские паспорта. Он быстро их посмотрел и вернул. Мы поехали. К сожалению, никаких обозначений не надо, чтобы понять, где заканчивается Беларусь и начинается наша страна. Остановились ночевать в кармане на трассе где-то в Воронежской области в 22 часа. Подушки предусмотрительно брали с собой. Подремав до 3 часов ночи, двинулись дальше. Около 10 утра были дома в Краснодаре.

Средний расход бензина составил 6,5 литров. В Беларуси бензин стоит везде одинаково. Как на местной сети АЗС, так и на наших Лукойле и Газпроме. Видимо, иначе нельзя. Цена у них за литр 95-го 1,25 белорусских рублей.

Всего проехали 4824 км. К автомобилю никаких нареканий нет.

Потрачено на жилье, еду, бензин, страховку, сувениры около 30 000 рублей.

Фотографировал мало, потому и здесь снимков немного. Никакие фотографии не заменят впечатлений. В очередной раз подтвердил для себя, что надо делать то, что хочешь. Да, не всегда получается, но стремиться и двигаться к этому надо, иначе для чего же тогда жить.

alex163

Вчера по трассе Самара-Тольятти точно так же под 170-180 валили друзья из латвии, при наличии камер. А потому, что по-хе-р.
В августе были всей семьёй в Беларуси, схожее мнение осталось..Согласен с автором, на нашу российскуюпенсию, при условии что есть жильё, можно жить в Беларуси...

Хорошие фотографии! Приятный , ,,лубочный,, рассказ!
Название рассказа вызывает улыбку. Как будто речь идет, например, о поездке на Гибралтар или Дальний Восток.
В следующий раз надо, все таки пересечь польскую границу, но перед этим научиться пользоваться навигатором.

Эх, тоже вчера из Беларуси прилетел. Был в Минске, Бресте. Уже опять обратно хочу ))

Был в неделю Минске в командировке, жил в гостинице на проспекте Независимости. Приятно удивили несколько моментов: на трассе все обочины пострижены и ухоженные, мусора придорожного нет (видимо свинячить у местных не принято). Асфальт великолепного качества, как в городе, так и за городом, пробок и дорожного хамства не видел ( приходилось с местными много ездить как в городе, так и в пригороде). Еще что в глаза бросается-чистота в самом городе, нет брошенного мусора(пластиковых бутылок, пакетов, упаковки и пр.). Спросил у местного, как добились? Ответ примерно такой: у каждого закреплена территория(киоска, магазинчика, супермаркета), если грязно на первый раз предупреждение, затем штраф приличный, дальше лишение лицензии на торговлю. Правило соблюдается очень строго, никаких блатных и лиц приближенных. Город и республика в целом очень понравились, качество жизни весьма достойное. Конечно, понимаю, быть проездом и жить там и все это соблюдать это большая разница, но тем не менее...Молодцы и Батько и братья-сябры. Кстати, перед этим был в Киеве-там по ощущения ближе в России: и грязновато и "порадка"меньше.. А отзыв понравился, фото, правда, маловато

Замкадье
А заехай в тупики, там жесть почище нашей.

Ну и очень бедный народ.
Что везёт из Польши все, даже туалетную бумагу. В основном весь товар рассредотачивается в мелких магазинчиках, где затовариваются те, кто не имеет возможности сам в Польшу съездить.
Это про Брест и окрестности.

legus
Опрятные заборчики в деревнях это вымогательство с местного бизнеса. Хочешь магазин в деревне, сделай вдоль всей улицы заборчик. А заехай в тупики, там жесть почище нашей. Ну и очень бедный народ....
Был в 2014 в Польше, проездом ночевали под Брестом .. на границе было много челноков, Для них это нормально, как мне ответили, раз в месяц в Польшу за покупками себе и знакомым, техника, памперсы, шины, одежда, кое какие продукты и пр.. .. легковушки были забиты сумками до потолка. Я шел по зеленому коридору, ничего не декларируя на ввоз. От Белуруссии остались положительные воспоминания.

Культура VS Депрессия
Был в мае 17-го, да чисто, красиво, в Минске свободно, в Бресте монументально, и всем советую съездить и посмотреть самим. Но въезжал и выезжал я через северо-восток Беларуси и на обратном пути обратил внимание на красивые, не так давно крашенные домики ближе к границе (они почти все не выцветшие и яркие). Увы, большинство домов совсем не новые, а порой хоть и крашенные, но нуждающиеся в ремонте старые избы. Появилось не очень приятное ощущение какого то не то чтобы обмана, но чувства - "не получается чтобы всё было хорошо, так хоть попробуем, чтобы казалось, что всё хорошо". И мне то понятно, что всем и сразу "хорошо" не сделать, и лучше пусть красиво покрашено, чем серые разваливающиеся дома без окон, что встречаются даже на трассе между двух Российских столиц, но всё равно какой то неприятный осадочек остался. При этом, повторюсь, в целом Беларусь мне понравилась.
Нет будущего, кроме того, что мы сами творим...

Север
Ездил в 2010 в Минск пригонял оттуда машинку Додж Магнум на Ямал. Только с деньгами там была иная ситуация, за российские рубли давали очень много белорусских, чего-то 1/280 если не ошибаюсь. Стоял на площади возле вокзала рано утром (такое-же фото как у автора), туман, ну прямо Лондон, потом покатался по всему городу, вроде Советский Союз остался целый, как будто в параллельный мир попал, где все развивалось по своему сценарию, хотя так оно и есть на самом деле, продукты вкусные, люди спокойные, добрые ... прямо вот опять захотел туда съездить, это же здорово, что где-то другой мир.

Приятный отзыв о моей Родине. Спасибо.
Если обратно ехали через Могилев, то нужно было заехать на Буйничское поле, а напротив него Деревня мастеров. Очень интересное место и масса национальных сувениров на любой вкус, цвет и размер кошелька.
Лучше белый "Жук" - тевтонец, чем оттюненный японец
Мне тоже очень нравится "фасад" Беларуси (с дорог не сворачивал, что там в глубинке - не знаю). Дороги и правда хорошие, люди прекрасные. Насчет дисциплины на дорогах - не соглашусь, местные, особенно дальнобойщики - носятся почем зря. Общаются по рации, знают. где притормозить. Спасибо им - можно зацепиться за фуру и ехать, не боясь.
А вообще-то туристы отзываются о Беларуси лучше, чем сами беларусы)). Но ведь и у нас, в России, - так же.
А в принципе - да, страна вызывает очень теплые чувства.

Хорошее путешествие. Посмотрев фотки так и хочется сказать - вот це европа. Южному соседу бьющему себя в грудь безвизом пример бы брать..
сочувствующий

А вот и продолжение про отпуск...

Ээээ.. самая сила, это стопа серой оберточной бумаги в магазине(типа ЦУМ ) и заворачивание в эту бумагу покупок... Вот это назад в СССР.
1 руль, 2 педали, 3 зеркала, 4 цилиндра, 5 колёс, 6 подушек, 7 ремней

хутор Загритьково М1 РБ
vya270
Дык тут нередко мона встретить вилочки хлеб щупать как в СССр,да и вообще много что от совка осталось))))
З.Ы. Четвёртый год как свалили сюдой,нравится очень)))
Квiтней Беларусь !!!!
Квiтней Беларусь !!!

И не сидит на кредитах от РФ, что бы заборы вдоль дорог красить.
Экономика крепче говоришь? И куда все эти деньги деваются тогда? Не сидит в кредитах от РФ? Значит сидит в кредитах от других стран. Но не в этом суть, а в том что судя по всему в Белоруссии европейских ценностей то поболее будет..
сочувствующий

РБ это совок, причем страшный.

Не задумывались, почему жители приграничных областей даже туалетную бумагу в РБ ввозят?

хутор Загритьково М1 РБ
РБ это совок, причем страшный.

Беларусы очень скупы и мелочны,поэтому они и возят туалетную бумагу с РП,а также лечат зубы на Украине,стригутся даже там.....
Квiтней Беларусь !!!

Прапорщик Куёвда
и не лень им стоять по 4-5 часов в очереди на таможне?
Нет, это для них способ заработка, в нищей стране.
Belog
Чистенько, но бедненько, таки правда!!! Мы( белорусы), когда нам кушать хочется идем мусор метлой мести....

И не сидит на кредитах от РФ, что бы заборы вдоль дорог красить.
Зато памятники солдатам не сносят и нас врагами не считают...

vya270
Это вперёд в будущее: в нашем Ашане перестали давать бесплатные п/эт. пакеты.Забота о природе...

РБ это совок, причем страшный.

Погоди, не подсказывай, дай сам догадаюсь: наверное иногда в туалет ходят...
Зачем все в политическую тему переводить? Тут, ведь, не для таких целей отзывы о поездках публикуются. Людям интересно о различных местах узнать, для себя информацию почерпнуть, которую в поездках можно использовать.
Меньше смотрите и читайте новости, больше ездите и общайтесь с людьми. Для дебатов о том, кто "круче", есть другие сайты.

И не сидит на кредитах от РФ, что бы заборы вдоль дорог красить.
В отличие от России, где предприятия закрываются один за другим, где сельское хозяйство по сути развалено, в Беларуси все работает, поля обрабатываются, даже самый маленький кусочек земли не пустует, коровники и свинофермы также работают, при чем очень много современной техники, как местного производства, так и импортного.
Что касается заборов вдоль дорог, то их тоже нужно уметь красить, в России увы, так и не научились. Не говорю уже о придорожном сервисе, точнее об его полном отсутствии по сравнению с Беларусью.

Sanych Minsky
Придорожный сервис у нас отсутствует?
Да ладно.
Та же м1.
В Российской части бензаколонок в разы больше, чем в белорусской.
То же можно сказать про гостиницы.
И если у нас туалеты на бензоколонках с нормальной сантехникой, чистые, с входом из зала, где кассы, то у белорусов в 90% типа сортир на заднем дворе. А у оставшихся просто унитаз с дверью на улицу. Очень приятно зимой ходить в туалет на белорусской части м1.
Как и про сервис, сначала запревая, а потом заплати они и не слышали.
А залить до полного бака вообще целое приключение. Назови в литрах, сколько влезет, а потом бегай второй раз, что бы тебе возврат сделали.
По всему пути в Европу единственные колонки с таким «ненавязчивым» сервисом.

Иванов-Водкин
Погоди, не подсказывай, дай сам догадаюсь: наверное иногда в туалет ходят...

Ну и про поля.
Почему те же жители Бреста в очереди в тересполе говорят, что готовы и польское мясо вводить, только бы запрет на ввоз сняли. Так как оно дешевле и качественнее, чем белорусское. Как и молокопродукты. Про промтовары я вообще молчу. Как и про икею.
Что народ из Минска в Белосток в икею ездит. За мебелью.
legus
Придорожный сервис у нас отсутствует? Да ладно. Та же м1. В Российской части бензаколонок в разы больше, чем в белорусской. То же можно сказать про гостиницы. И если у нас туалеты на бензоколонках...
Та не гоните вы на Беларусь обидные бочки, нищета у нас, таки у вас такое...))) Были-видели...

Sanych Minsky
Что касается заборов вдоль дорог, то их тоже нужно уметь красить -посмотрите, как у нас умеют красить заборы -11 солдат красят забор. 2-е фото- метров 20 вглубь квартала, и кончается "красивый" забор.

Замкадье
добавим колориту, что не видят те, кто из РФ западнее Буга не выезжал.
Belog
Крашенные заборы, стриженные обочины дорог, засеянные влпреки всем законам природы поля, соломенные фигуры(от нечего делать), подмытые коровы итд итп. Дизайнер у нас один и пока, к сожалению бессменный будет эта мультяшно-показушная картинка..

Дожили: Белоруссия - "другая страна".

Довольно часто езжу к друзьям в Брест. Подавляющее большинство местных ментально/подсознательно считает Мурманск, Красноярск, Читу и т.д. своими. Как и я считаю Брест, Минск, Гродно и т.д. тоже своими. Впрочем, как и Киев с Одессой тоже.
Мой отзыв: Ford C-MAX 2008

А не своего производства используют?
У меня закрались подозрения: скупили всю бумагу, тебе не досталось....
SBA

А не своего производства используют?
Бумагу мы здесь (в Бресте) используем украинскую. Отличное качество и дешевле польской. И не только бумагу. Товаров с Украины за последние три года стало в разы больше. Соотношение цена/качество лучше, чем ЕС и тем более "купляйте беларускае".
SUBARU
SBA

legus
Ну и про поля. Почему те же жители Бреста в очереди в тересполе говорят, что готовы и польское мясо вводить, только бы запрет на ввоз сняли. Так как оно дешевле и качественнее, чем белорусское. Как и...
Всё именно так. К сожалению (((
SUBARU

часто гоняю в Беларусь в командировки, мнение с автором совпадает
и не раз доводилось углубляться там в пикуля - в большинстве случаев там так же все чисто, и более-менее ухожено

минск
egorlike
Штрафы только европейские вот и все ценности
Блин мы никак не доедем до Белорусии ,всё не складывается (

legus
Отсутствует. Я не имею в виду ночлежки и АЗС. Хотя, давно ли ездили от Москвы в сторону Челябинска по М5, или по той же Р228 от Сызрани до Волгограда, а далее до Краснодара через Сальск? АЗС фирменные далеко не везде, очень много с сортиром во дворе. Нет элементарных мест для кратковременного отдыха вдоль трасс, оборудованных тем же столом, лавочками, детскими площадками, контейнерами для мусора. Это все имеется в Беларуси.

legus
Мясо польское возможно и дешевле, но большие сомнения, что качественнее, равно как и с молоком. Во всяком случае молочка в Беларуси гораздо качественнее, чем в России.
Что до ИКЕИ, то ответ прост - мебель в ИКЕЕ является ширпотребом, поэтому дешевле. Белорусская мебель дороже и качественнее, знаю не понаслышке.

Kolchyn
В России и этого нет.

Belog
В России дизайнер тоже бессменный и похоже, что бессмертный. Однако от этого не легче, даже наоборот. Обочины в *****е и бурьяне, поля не засеяны, коровы в засохших лепешках......

Иваныч 51
В 2014 отдыхали 3 недели в Беларуси (Речица, Гомельская обл.).
Что поразило - днепровский пляж, "детская" часть (мелководье), куча народу с детьми. Вечером уходят люди - ни фантика, ни огрызка. Пакеты с мусором никто не бросает в урну на выходе - ибо люди понимают функциональную разницу между урной и контейнером.
Полчищ таджиков нет, но чистота идеальная.
Люди переходят дорогу, не особо глядя по сторонам. Ну а что глядеть, я же по переходу иду.
Паркуюсь задом - а сзади дети местные. Играют себе. Никто не бежит с криками ой машина спасайтесь. Чего бежать, они у себя во дворе. Что с ними может случиться?
Дети беленькие все. Иногда кажется, что Беларусь больше Европа, чем Европа.