|
Часть 1
Маршрут: Санкт-Петербург—Псков—Орша—Минск—Кобрин—Луцк—Почаев—Житомир—Киев—Одесса—Николаев—Херсон—Симферополь—Феодосия—Судак—Алушта—Ялта—Севастополь—Симферополь и обратно указанным маршрутом.
Общий пробег в одну сторону — 3 407 км (до Феодосии). Туда и обратно — 7 391 км. По Крыму пройдено — 605 км.
Доброго времени суток уважаемые форумчане! Долго решал, а стоит ли представлять вашему вниманию очередной отчет о поездке в Крым на фоне достаточно интересных описаний таких поездок из Сибири, Урала, других регионов России и стран Ближнего Зарубежья. Но необычный вариант маршрута поездки (а отсюда и название «через Рим», т.е., по пословице «В Крым через Рим»), желание рассказать о новых впечатлениях, об увиденном (в том числе и о поведении машины в столь длительном тесте) взяли верх. Это мой первый опыт публичного описания поездок, поэтому прошу строго не судить, если что-то не так.
Немного предыстории. Страсть к автопутешествиям, видимо, «генетически» передалась мне от родителей. Буквально сразу после свадьбы в 1956 году, моего рождения (спустя два года) и покупки своего первого автомобиля — старенького (б/ушного) «Москвича-401» в 1959 году они рванули из Подмосковья (где мы жили в то время) в Крым. И далее понеслось — Кавказ, Прибалтика, Закарпатье, Карелия. Менялись машины — далее был «Москвич-408», «копейка» — ВАЗ-2101 «Жигули», «восьмерка» — ВАЗ-2108 «Спутник», но страсть к перемене мест не ослабевала и одним из ярких моих воспоминаний, было как зимой, в преддверии очередного летнего отпуска, папа доставал старенький Атлас автомобильных дорог СССР и начинал изучать маршрут очередной вылазки.
Далее наступил перерыв, но в 2007 году получив от папы наследство в виде «Оки» (ВАЗ-11113) теперь уже мы с женой Натальей и дочерями — Ксюшей и Катюшей поехали в свое первое самостоятельное путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. От той поездки остались два ярких воспоминания. Первое — уже перед самой Москвой у нас вышел из строя вентилятор системы охлаждения двигателя, но поскольку оставалось ехать совсем чуть-чуть и в полевых условиях ремонт решили не делать, мы потихонечку поползли до места назначения. А на улице была летняя жара (август месяц), а как всегда перед Москвой на «Ленинградке» жуткая пробка. Двигатель грелся нещадно. Приходилось часто останавливаться. Так, с «перекурами» мы и добрались до СТО, где нам отремонтировали вентилятор. И второе — решили мы на «Оке» «прохватить» по Кутузовскому проспекту и Рублевскому шоссе. Экстрим был еще тот. Кругом нас «крутые черные иномарки» и мы, как инопланетяне на своей белой «Оке»! Но что необычно, гаишникам мы были совсем неинтересны. Ни разу за всю дорогу туда и обратно нас никто не остановил, хотя на трассе, да и в городе их хватало с избытком.
В 2010 году, как раз к юбилею нашей свадьбы у нас появился новый «член семьи» — «Фольксваген-Поло», седан, комплектация «Трендлайн» (увы, без кондиционера и даже без возможности его установки «за дополнительную плату»). Поскольку хотелось как можно быстрее пересесть из порядком надоевшей «Оки» в новую иномарку, то машину заказали через Интернет в одном из московских автосалонов.
В Питере заказы на «Поло»-седан принимали в то время только на середину (!) 2011 года. В августе 2010 года сделали предоплату и в декабре 2010 года раздался долгожданный звонок от менеджера автосалона машина пришла. Быстро-быстро купили билеты на «Сапсан» и, оставив детей с дедушкой, рванули в автосалон.
Пока «провозились» с оформлением всех документов и страховок, пока ждали доукомлектования машины сигнализацией, «музыкой» и другими необходимыми принадлежностями, время подобралось к часу дня. Пока толкались в московских пробках, уже «пробило» семнадцать часов. В общем, из Москвы выехали уже в сумерках (напомню, это была вторая половина декабря, зима и смеркалось рано). В Москве и области была оттепель и жуткая слякоть на дорогах (выручал только стеклоомыватель — работал практически безостановочно), а как «попали за Тверь» и особенно на Валдайской возвышенности ударил мороз, началась метель, так, что ни зги не видно — вот тут нашему «Поло» и нам самим выпало первое испытание. Темнота, гололед жуткий, фуры кидает как спичечные коробки, то там, то здесь, смотришь, лежит родимая на боку или даже кверху колесами, легковушки улетают то в правый, то в левый кюветы, а наш «красавчик», как ни в чем не бывало, прет как хороший немецкий танк вперед по курсу.
Здесь следует сказать, что скоростью я старался не злоупотреблять, но и домой хотелось попасть побыстрее. В общем, где было возможно, держал 100 км/час, где уж совсем «дорога доставала», 60 или около того.
Домой приехали часа в три ночи. После этой поездки, да и в процессе последующей эксплуатации машины на гололеде, скользком (после дождя) асфальте и т.д. я целиком проникся к отличной управляемости, а впоследствии, как показала практика, и надежности «немецкой» техники и «прощаю» машине некоторую «жесткость» подвески (правда, это проявляется только на ухабистых дорогах, но не на ровном асфальте), небольшую шумность при разгоне, «длинноходность» педали сцепления. Никого не агитирую, но на «семейном совете» решили, что следующий автомобиль будет обязательно «Фольксваген», ну а какой именно, время покажет. Что еще можно отметить «позитивного» в этом автомобиле: отличную вместимость салона и багажника, «приемистость» двигателя и, в целом, динамичность автомобиля, отличную работу коробки передач, очень аккуратно собранный салон — нигде никаких «лишних» зазоров, отличную эргономику «рабочего места» — все рукоятки, «крутилки» на своем месте и вращаются с выверенным усилием, отличную систему вентиляции и отопления салона. Всю дорогу от Москвы в мороз сидели без верхней одежды и все стекла в машине (включая и все боковые) были абсолютно прозрачные, хотя положение вентилятора отопителя было всего лишь «второе». Ну и повторяю, как показал опыт последующей эксплуатации машины — высокую ее надежность. За полтора года (в отличие от той же «Оки», по которой меня знали все мастера СТО!) я «забыл», что такое автосервис (кроме, разумеется, очередного ТО) и что значит проверка машины «перед выездом». Разумеется, раз в неделю проверяю уровень антифриза и масла, хотя большой необходимости в этом нет.
Ну а теперь собственно о поездке в Крым.
Почему выбрали такой «круговой» и вроде бы длинный маршрут. По трем причинам. 1. Мы и наш автомобиль очень не любим толкаться в очередях (на границе!) и «париться» в пробках (на узких двухполосных шоссе!), когда ползешь, ползешь за фурой несколько километров, а обогнать нет возможности, да еще и велика возможность получить по стеклу булыжничком (печальный опыт весенней поездки на двухполосной дороге в Тверской области). То ли дело «прохватить с ветерком» на международных автобанах «Москва—Минск—Брест» и «Киев—Львов—Чоп», когда без всякой опаски держишь 100-120 км/ч на протяжении десятков километров.
Ну а соединительная двухполосная дорога Кобрин—Ковель—Луцк, как показал опыт поездки 2011 года в г. Почаев, отличается приемлемым качеством и низким трафиком.
Автодорога Кобрин—Ковель—Луцк.
К тому же на указанном маршруте практически нет «гаишных-даишных» засад.
2. Нам, откровенно говоря, понравилась культура обслуживания (может, так попали, не знаю) на пограничном переходе «Макраны—Доманово», как с белорусской, так и с украинской стороны. Никаких «разводов» — все быстро, культурно, практически без каких-либо очередей и заморочек.
3. Как православная семья мы считаем своим долгом (это уже внутренняя потребность!) посещать православные святыни. И опыт поездки 2011 г. в г. Почаев в Свято-Успенскую Почаевскую лавру «укрепил нас в вере» — захотелось вновь и вновь посетить благодатные места.
Свято-Успенская Почаевская Лавра.
Некоторое время думали, когда выехать из Санкт-Петербурга — то ли «в ночь», т.е., часов в 10-11 вечера, когда поток машин ослабевает, то ли в 5-6 утра, когда поток еще не набрал силу. Победил первый вариант, т.к., рано встать и быстро собраться для нас проблема (в основном в семье (кроме меня) все «совы»). Ну а опыта ночных поездок у нас предостаточно — практически из каждой поездки мы возвращаемся домой часа в 4-5 утра, проехав всю ночь.
Технически я автомобиль не готовил — проверил уровень масла, антифриза, давление в шинах, помыл, заправил и все! Не брал с собой и запчасти. Основное время заняло подготовка экипажа — сбор необходимой одежды, посуды и т.д. Что делать, три женщины в семье, «необходимо каждую уважить». Пробег автомобиля при выезде из гаража составлял 21450 км. Зеленую карту оформлял по месту жительства в офисе Росгосстраха (эта же компания является «моей» и по полису ОСАГО.
Из технических средств поддержки маршрута планировали приобрести навигатор, но как всегда «не хватило ни времени (чтобы выбрать достойный вариант), ни средств». Поэтому ограничились Атласом автомобильных дорог России и стран ближнего зарубежья.
Далее кратко опишу развитие событий по дням.
1-й день — 15 июля 2012 года (воскресенье)
Как намечали выехать 14 июля часиков в 10-11 вечера, не получилось — «помешали» длительные сборы «за один день» (супруга Наталья до «последнего» работала, а мы без нее «пас») — пока собрали вещи, посуду (а в путешествиях мы, по-возможности, готовим сами), пока сами «не подготовились» — в общем, в 2:45 ночи на воскресенье, проверив «все хозяйство» и закрыв «бедного» кота в пустой квартире, — у нас была договоренность с соседкой, что она раз в день будет приходить кормить его и убирать за ним «отходы жизнедеятельности» — «отбыли» по указанному маршруту. Никогда не забуду, как кот, будто «предчувствуя», что его оставляют одного на столь длительное время — а это было действительно «наше первое расставание» — ушел в комнату, лег на диван и ни разу не подошел к входной двери (пока мы таскали вещи в машину), хотя до этого не было ни одного дня, чтобы он не подскакивал к входным дверям и не пытался улизнуть на улицу.
Итак, выехали из дома затемно. Машин, в ночное время, было относительно немного, что позволяло держать высокую скорость движения (в Псковской области на отдельных участках позволял себе «расслабиться и похулиганить» — «держал» 160 км/час — хотелось еще раз проверить скоростные возможности машины с полной нагрузкой, правда, потом, уже на Украине это сыграло со мной «злую шутку» — но об этом позже). В 7 утра прибыли во Псков, который встретил нас сильнейшим проливным дождем, так, что было не выйти из машины и прохладной погодой +14оС. Пришлось коротать время в машине, ожидая, кстати, и открытия столовой, «знакомой» по прошлым поездкам.
Вид на Собор в Псковском Кремле.
Порядок в «танковых» частях, кстати, автомобилисты обратите внимание на «интересное» сочетание знаков.
В целом, дорога от Санкт-Петербурга до Пскова в хорошем состоянии — гладкий асфальт, четкая разметка. Но в Псковской области попадаются отдельные ремонтируемые участки со снятым верхним слоем асфальта.
Экипаж машины «скоростной» («младшая» в салоне).
Статистика участка Санкт-Петербург—Псков: время в пути 4 часа 15 мин. (с учетом «объезда» Санкт-Петербурга от северных районов по КАД и «небольшой» получасовой остановки в Гатчине); пробег 326 км; средний расход бензина 5,9 литров на 100 км (не забудьте, про отдельные «скоростные» участки — 160 км/час) — вообще, в этой поездке мне «удалось поймать» наиболее «экономичный» магистральный режим «Поло» седана, но об этом чуть позже; средняя скорость — 76 км/час.
Позавтракав и немного отдохнув, выдвинулись дальше в сторону Орши, благо и погода начала налаживаться.
После Пскова «пошла» так не любимая мною узкая двухполосная дорога «переменного качества», но в целом проезжая.
Автодорога Псков—Витебск—Орша.
Памятник Псковским десантникам.
Ближе к Белоруссии качество дороги улучшилось, опасаясь гаишных «засад, я старался держать разрешенные 90 км/час, но чаще 100 км/час.
Автодорога Псков—Орша, ближе к Белоруссии.
Очень доставало то, что несмотря на выходной день, было много попутных фур и встречного автотранспорта, так что обгон был крайне затруднен.
Это сказалось как на средней скорости движения — она упала до 72 км/час и времени движения — почти те же 300 км, точнее 352 км от Пскова до Витебска мы преодолели уже за 4 часа 54 минуты. «Упал» и средний расход топлива — до 5,6 л./100 км.
Очень утешало то, что погода начала улучшаться, так что в Витебск мы прибыли, имея 24,5 С за бортом.
С Витебском мы были уже знакомы по прошлогодней поездке, но еще раз с удовольствием проехали по его чистым, красивым улицам.
Долго задерживаться в Витебске не стали, а направились в Оршу, до которой оставалось совсем «чуть-чуть».
Во второй половине дня прибыли в Оршу — место нашей первой остановки с ночевкой. Пока разместились в заранее заказанных (через Интернет) номерах достаточно неплохой гостиницы «Орша», пока покушали, наступил вечер. Знакомство с полностью незнакомым нам городом решили оставить на следующий день, т.к., после бессонной ночи и 774 километров пути все-таки устали.
2-й день — 16 июля 2012 г. (понедельник)
Всю первую половину этого дня посвятили знакомству с Оршей, т.к. до этого никто из нас в этом городе не был. Город понравился — чистый, зеленый, еще и погода способствовала «приятному знакомству».
Панорамы города: история и современность.
Вот и младшая «показала личико».
Местные достопримечательности.
Побродив пешком по улицам Орши, часиков в 15 московского времени мы «выдвинулись» в строну «стратегического» направления — международной автомагистрали Е-30 «Москва—Минск—Брест».
Разрешенная скорость на этой дороге 120 км/час для легковых автомобилей. Рискуя быть пойманным «с поличным» и серьезно наказанным я, на отдельных участках, «летел» 140-160 км/час (время «поджимало», т.к. надо было «не в ночь-заполночь» прибыть в Кобрин, а это не менее 500 км от Орши, да еще и успеть заскочить в Минск). Даже с почти полной нагрузкой — 4 взрослых человека + загруженный багажник «Поло» легко «летел» с указанной скоростью и чувствуется еще оставался «запас».
Быстро приехали в Минск, где пообедали в столовой, «отоварились» на вечер продуктами и вновь в путь.
Статистика участка Орша–Минск: пробег от Орши – 228 км; время в пути (с учетом получасовой остановки) — 2 часа 40 мин.; средняя скорость — 78 км/час; t=18ОС (за бортом).
Ночевка у нас в этот день была запланирована в г. Кобрин Брестской области, в гостинице «Беларусь» (заранее по телефону забронировали два двухместных номера «эконом» класса). На месте же выяснилось, что нам оставили два двухместных номера класса «люкс». Спорь не спорь, а ночевать где-то надо — согласились и на такой вариант.
Номера конечно «отличные» — с кондиционерами, плоскими телевизорами, холодильниками, душевыми кабинами в номере и т.д. А по цене за два номера совпадают с ценой одного номера эконом-класса в российских гостиницах, и не где-нибудь в «столицах» — Москве, Питере, а в провинциальном городе Печоры Псковской области (останавливались там весной прошлого года).
Общая статистика второго дня: пробег Орша–Кобрин — 537 км.; время в пути (с учетом двух промежуточных остановок общей продолжительностью 2,5 часа) — 7 час. 15 мин.; средняя скорость — 79 км/час; t=17,5ОС (за бортом); расход бензина (средний) — 6,6 л/100 км. Повышенный расход бензина по сравнению с первым днем я объясняю, во-первых, очень высокими скоростями движения по автомагистрали (стрелка спидометра у меня никогда не опускалась ниже 120 км/час, а про отдельные «скоростные» участки я говорил выше), и, во-вторых, «плотным» городским темпом движения в Минске. Кстати, всю дорогу от Санкт-Петербурга до Крыма и обратно машина «шла» на родных покрышках «Кама-Евро-129» (которым уже полтора года) и они ни разу не «подвели» — ни на скоростных автобанах, ни на «бездорожье».
3-й день — 17 июля 2012 г. (вторник)
Никогда не думал, что небольшой провинциальный городок (низкие двух-трехэтажные здания в центре и одноэтажные за ним, обычный «вроде-бы» городской парк) может быть так ухожен и чист. Отличная пешеходная улица Суворова в центре со множеством мелких магазинчиков, море цветов. Музей Суворова и два его бюста — у музея и в парке его имени. Отличное новое здание аквапарка. Сам парк очень ухоженный — с дорожками, выложенными плитками, с подстриженными газонами, с цветочными клумбами, с детскими аттракционами. В общем и этот белорусский город не разочаровал.
Далее предоставлю «слово» фотографиям Кобрина.
Музей Суворова и его бюст в парке.
Скульптурные композиции в парке.
Детские аттракционы и аквапарк (все работает!).
Отлично отдохнув и погуляв в Кобрине, покинули его часиков в 16 (мск.), т.к. в этот день предстояло не только доехать до г. Кременец Тернопольской области Украины (приблизательно 400 км отнюдь не первоклассной автомагистрали, а в основном, по двухполосным автодорогам регионального значения), но и «самое-самое» пересечь белорусско-украинскую границу Макраны–Доманово. Хотя опыт пересечения границы именно на этом переходе уже был, но кто его знает, какие будут очереди и какие вопросы зададут настырные таможенники и пограничники.
Автодорога Кобрин—Ковель—Луцк перед границей
Минут через 40 после выезда из Кобрина, а время потеряли, заезжая в г. Брест на фирменную заправку «Лукойл», подъехали к границе и оказались первыми (!). Спустя небольшое время за нами уже выстроился хвост из 6-7 машин, причем, что интересно, сразу за нами оказалась иномарка с номерами из Санкт-Петербурга (вот уж не подумал бы, что «земляки» окажутся так далеко от родного города и «так рядом»). Видимо, был пересменок или перерыв на ужин, т.к. ждать пришлось минут 30-40. Затем все пошло «как по маслу» и вопрос был всего один — есть ли Зеленая карта.
Далее — украинская граница. Здесь уже пришлось стоять в очереди (правда то же не очень большой). Здесь уже проверка паспортов и всех документов на машину, проверка «багажника», заполнение иммиграционных карт, т.к., паспорта у всех у нас были внутрироссийские. Дотошная «пограничная дама» поинтересовалась целью приезда на Украину (а мы собирались, в том числе, заехать к родственникам в Одессу и поэтому «доложили ей», что едем к родственникам).
Тогда у нее возник вопрос — что везем родственникам и зачем в багажнике оказался тазик для белья (супруга всегда берет с собой этот предмет, т.к., в путешествии всегда бывает нужно что-либо быстро постирать). Кое-как удалось «отговориться» и «оказаться» с миром на «противоположной» стороне, т.е., на Украине. В общем, на «все-про все» ушло минут 30 времени. А в общей сложности на пересечение белорусско-украинской границы потратили примерно час. Кстати, когда стояли в очереди на украинской границе наблюдали «забавную» картинку. Мужик на грузовом «Фольксвагене» (фургон) с украинскими номерами, видимо пользуясь разницей цен на бензин в Белоруссии и на Украине и везя «контрабанду» — несколько канистр с бензином «перепрятывал» их под двойное дно (видимо собственное «изобретение») грузового отсека. Спустя какое-то время он уже «лихо колесил» по украинской территории. Видимо, это у него «собственный бизнес».
А бензин на Украине действительно самый дорогой из «пройденных» нами трех стран — России, Белоруссии и Украины — примерно 40-44 русских рубля за литр 95-го.
Автодорога Кобрин—Ковель—Луцк. Фото после границы.
И далее по Украине с промежуточной остановкой в Луцке.
Автодорога Кобри —Ковель—Луцк на украинской территории.
Хотели поменять деньги, но было уже поздно и обменники не работали. Из-за позднего времени и дождя не получились и фотографии Луцка. Но пару снимков все-же приведу.
Остаток пути от Луцка дл Кременца проехали в сумерках и полной темноте. А украинская ночь темна, хоть глаз выколи. Особенно тяжелым показался последний участок — узкая двухполосная дорога от трассы «Киев–Львов–Чоп» до г. Кременца Тернопольской области (примерно 50 км.). На начальном отрезке этого пути дорога «проезжая», но «ухабистая», машину так и трясет. Кроме того она проходит через г. Радивилов и деревни с полностью неосвещенными улицами. Дважды чуть не наехал — первый раз на абсолютно спокойно лежащую и не реагирующую на проезжающие машины (а может и машины до этого не проезжали) — собаку, второй раз — на идущих прямо по проезжей части людей. Но все слава Богу обошлось (выручала отработанная реакция, отличные тормоза и управляемость «Поло»). Вот в темноте и проявился один из небольших недостатков «Поло»-седана (о чем кстати писали автомобильные журналы «За рулем» и «Авторевю») — недостаточно сильный ближний свет головных фар, дальний вполне хорош, но ближний мог быть и получше.
В 0:30 мск. прибыли на ночевку в г. Кременец.
4-й день — 18 июля 2012 г. (среда)
На этот день у нас был намечен пробег до Киева. Но прежде пару слов о г. Кременец и о г. Почаеве, в который заехали после ночевки.
Из Интернета я почепнул сведения, что впервые Кременец, входивший в состав Галицко-Волынского княжества, упоминается в Ипатьевской летописи (1226 г.) в связи с неудачной осадой города венгерским королевичем Андреем. В 1240 г. безуспешно штурмовал Замковую гору хан Батый, а спустя пятнадцать лет татарский воевода Куремса. С 1366 г. город входит в состав Литвы, в конце XIV в. начинается восстановление замка, завершившееся во время княжества Витольда. После получения Кременцом в 1438 г. Магдебургского права здесь активизируются ремесленничество и торговля. Развитию города мешали частые набеги татарских орд, наиболее опустошительные из которых произошли в 1497 и 1500 гг. С 1795 г. Кременец становится центром уезда Волынского наместничества России. На основе коллегиума в 1805 г. создаётся высшая Волынская гимназия, преобразованная в 1819 г. в лицей. Город становится одним из крупнейших образовательных центров и удостаивается неофициального названия Волынские Афины. При гимназии в 1809 г. Г. Милером создаётся ботанический сад, долгие годы считавшийся одним из лучших в Российской империи. В Кременце есть места, сохранившие архитектурный облик ХVII-Х1Х вв., а величественная панорама современного города, открывающаяся с Замковой горы, невольно заставляет задуматься о перипетиях его бурной истории.
В качестве иллюстраций к сказанному приведу наши фото Кременца.
Замковая гора и панорама города Кременец с Замковой горы.
Католический собор и здание Гуманитарного университета в центре.
Центральная улица и памятник Т.Г. Шевченко у парка.
Основной «святыней» г. Почаева является Свято-Успенская Почаевская лавра, куда устремляются тысячи паломников со всего света. И в прошлом 2011 г., и в этом 2012 г., на автостоянке Лавры я видел автомобили с номерами самых различных регионов России: от Москвы и Санкт-Петербурга — до Урала и Сибири, машины с украинскими и белорусскими номерами, автомобили с номерами Польши, Германии, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии и др.
Мы также совершили паломническую поездку в Почаевскую Лавру в прошлом 2011 г., и с удовольствием включили ее посещение в нынешнем, 2012 г. Есть большая внутренняя потребность «духовно очищаться и расти», «возвышаться» над меркантильными материальными проблемами», прикасаясь к святыням — стопе Пресвятой Богородицы, мощам святого Иова Почаевского, присутствуя на богослужениях в храмах Лавры. В общем, каждый для себя решает сам — что его «привлекает» в Православных святынях.
Я же приведу несколько «почаевских» фотографий 2011 г. и 2012 г.
Успенский собор Почаевской лавры.
На территории Лавры и Троицкий собор.
У входа в Православную гостиницу.
Панорама Лавры и Центральный вход.
Крестный ход вокруг Лавры и панорама города Почаева.
После Почаева направились в Киев. На трассе Киев—Львов—Чоп на фирменной АЗС «Лукойл» (кстати, всю дорогу до и после Крыма, и в самом Крыму я заправлялся только на фирменных заправках Neste (в Ленинградской и Псковской областях) и АЗС «Лукойл» в остальных регионах) меня «обманули» — на 1 000 русских рублей заправили 16 литров 95-го вместо 22. Жена и дочь крепко «намылили» мне шею. Но, в целом, впечатление о дороге «Киев—Львов—Чоп» хорошее. Гладкий асфальт, начиная от Ровно в сторону Киева, дорога с разделительной полосой. Вне населенных пунктов можно смело держать 100-110 км/час. Несколько раз попадались посты ДАИ с видеокамерами, но Бог, миловал, удавалось проехать их «без происшествий». По пути сделали две промежуточные остановки — в Новограде-Волынском и Житомире — поменяли деньги, помыли машину.
Автодорога Киев—Львов—Чоп, участок до Ровно.
Автодорога «Киев — Львов — Чоп» на участке Киев — Ровно.
Дорожные указатели и цены на бензин на Украине.
Новоград-Волынский центр и дорога под Киевом.
Уже в сумерках прибыли в Киев. В городе на автомобиле (если не считать поездки 30-летней давности с родителями) я был в первый раз. Поначалу все было вроде бы просто — ехали и ехали прямо по проспекту Перемоги, а вот дальше, не зная город, «запутались» в центре, «выискивая» подъезд к Лавре (как оказалось позже, достаточно «простой»). «Выручил» киевский таксист — за 100 гривен «привел» прямо к лаврским воротам, где, заселившись в отличных двухместных номерах лаврской гостиницы, «завалились» спать.
Статистика этого дня: выезд из г. Кременец ~ 14:00 мск., прибытие в Киев (с учетом всех остановок и поиска «нужного» маршрута в городе ~ 23:00 мск.). Средний расход бензина ~ 5,1 л./100 км. t=20,50С (за бортом).
5-й день — 19 июля 2012 г. (четверг)
Супруга, проснувшись раньше всех, «убежала» смотреть достопримечательности Лавры. Ну, а когда проснулись все и позавтракали в кафе гостиницы Лавры (кстати обслуживание там понравилось «не очень» — как в ресторане — заказываешь еду и приходится долго ждать + дорого, то ли дело в Почаевской лавре — вполне «демократичная» столовая — сам выбираешь, что покушать и недорого) отправились на «осмотр» и мы. Когда мы спали супруга осмотрела «ближние пещеры» Лавры. Ну а все вместе прошли по части территории Лавры и подошли к «дальним пещерам». Жена с младшей дочерью отправилась смотреть эти пещеры, ну а мы со старшей (пойти туда не захотела, видимо, стало страшно) остались ждать их у входа. Впечатление, по их словам, «колоссальное». Затем все вместе еще раз прошлись по территории Лавры — все очень красиво, торжественно! Затем отправились на автостоянку. Подробное знакомство с г. Киевом решили отложить на обратную дорогу, а сейчас надо было выезжать в сторону Одессы. Кстати, погода уже «жарила во всю» и после холодного, дождливого «севера» нам это казалось «раем земным».
При выезде из Киева немного «поплутали», но нет «худа без добра» — увидели величественную скульптуру Матери-Родины и панораму Лавры от Днепра.
На территории Киево-Печерской лавры.
На территории Лавры и православная паломническая гостиница.
Панорама скульптуры Матери-Родины.
Итак, курс Одесса. Автодорога «Одесса—Киев» или «Киев—Одесса» поначалу показалась «не очень». Да, она с разделительной полосой — «автомагистраль», но асфальт весь в заплатках, колейность, но высокую скорость держать все же можно, хотя «потряхивает». Мы, в шутку решили «проверять качество автодорог» с помощью подвески Поло. Когда машина идет ровненько, быстро — то и дорога на 5+; когда же машину трясет «дорога не очень», приходится снижать скорость.
Автодорога Киев — Одесса вблизи Киева.
Короче после белорусского «автобана»—Минск—Брест и автодороги Киев—Львов «не айс». Кстати, и в самом Киеве, не в обиду украинцам, дороги показались «не очень» — «холмистые» (в смысле колейности), «ухабистые». Видимо, как и для России, отличные дороги для Украины «проблема № 1». Хотя, отъехав от Киева (не помню уж на какое расстояние), дорога вроде бы приобрела «цивилизованный» вид (по моему это «произошло» уже в Одесской области — см. фото).
Короче, сделав две промежуточные остановки — в Белой Церкви и Умани у знаменитого парка «Софиевка», «прилетели» в Одессу (это 500 км, по одометру) часов за семь. Учитывая, что пару часов потратили на остановки — пять «ходовых» часов для такого расстояния (напомню, 500 км.) «по моему нормально», т.к. получается, что средняя скорость составляла 100 км/час. «Поло» показал себя «молодцом». На отдельных участках легко разгонялся и легко «держал» 150-160 км/час. Чувствовался еще был «запас», но я не усердствовал и «сдерживал» пыл «разгоряченного коня». Еще и потому, что пару раз попадали «даишные засады» — слава Богу встречные «предупреждали» и я «вовремя» сбрасывал скорость до разрешенных 90-110 км/час.
Автодорога Киев—Одесса в Одесской области.
В общем, как впоследствии показали и другие дороги, «экзамен» на скорость, динамику разгона и торможения «Поло»-седан сдал не побоюсь сказать на «отлично», абсолютно «не выпадая» из потока «дорогих и породистых» иномарок — «Фокусов», «Мицубиси», «Мазд» и уж «совсем престижных» — «Рено-Колеос», «Киа-Спортридж», «своих собратьев» — «Тигуанов» и «Туарегов».
Вот здесь, я чуть опережая события, расскажу о «своем проколе» на обратном пути. Именно на этой дороге Одесса — Киев, возвращаясь из Крыма и, видимо, «чересчур расслабившись» я «разогнал» свой «Поло» до 170 км/час. «Встречный водила мигнул мне фарами», но было уже «поздно» — был остановлен инспекторами ДАИ. Инспектор, как мне показалось, даже с некоторым «удивлением» заявил: «Вы знаете, что значительно превысили разрешенную скорость?». Спорить было бесполезно, удачно отделался штрафом в 200 гривен.
К Одессе (по-украински Одесе) подъехали часов в 10 вечера по московскому, в полной темноте. И пока, с большими «трудностями» — вот как нам не хватало навигатора! Нашли (и опять «за дополнительную плату», слава Богу очень умеренную) нужный адрес, «освободились» к часу ночи (мск.).
Статистика участка Киев–Одесса: среднюю скорость я назвал выше; «пройдено» от Киева 524 км.; время поездки (с учетом двух остановок по часу каждая) — 7 часов; расход бензина 6,1 л/100 км.; t=23,5оС (в Одессе на момент прибытия).
6-й день — 20 июля 2012 г. (пятница)
Поскольку накануне «порядком подустали» решили в этот день никуда не ехать (ранее был запланирован «заключительный пробег» до Крыма по маршруту «Одесса — Феодосия»), а «посвятить» этот день изучению Одессы, тем более, что мы с женой (правда тогда еще не будучи знакомыми и потому «порознь») были в Одессе лет 30 назад, а дети вообще ни разу в этом городе не были. «Отогнали» машину на платную автостоянку у железнодорожного вокзала и, с удовольствием, «побродили» пешком по городу. Вкусно пообедали в столовой «Жарим-парим» в центре (по моему, на улице Успенского) и «бегом» на пляж «Лонжерон». А там увы: песочный пляж — есть!, солнце — есть!, а вот «теплого моря» — нет! Вода холодная и вся в водорослях, и в «волнении» — купаются только отдельные «смельчаки». В общем — посидели, позагорали, «младшая» все-таки «залезла» окунулась и «пошли восвояси» надеясь, что в Крыму «возьмем свое» (так, кстати впоследствии и получилось, но об этом позже).
Привожу фото Одессы.
Храм Свято-Иверского монастыря, на территории которого мы останавливались в православной гостинице.
На «пути» к ж.-д. вокзалу и сам вокзал.
7-й день — 21 июля 2012 г. (суббота)
На этот день у нас был запланирован «последний бросок на юг»: «пробег» Одесса—Феодосия, тем более, что погода все более и более «распалялась» и уже утром в Одессе термометр показывал +28,5оС. Как всегда, при выезде «замешкались» и из Одессы выехали часа в 3 дня по московскому.
Дорога Одесса—Николаев—Херсон—Симферополь оказалась «напряженной», как в смысле «жаркой» погоды, а кондиционера в машине, повторяю, увы, нет — приходилось открывать окна, так и «напряженного трафика» — узкая двухполосная дорога, множество груженных фур и «тихоходов», и по качеству «на четверочку». В общем, «доползли» до Николаева и на выезде из города увидели громадный современный торговый центр, что-то типа нашего О-Кея, Ленты и др. Остановились и, как оказалось, не зря. Внутри прохладно — работают кондиционеры, очень неплохое кафе — чай, кофе, большой выбор выпечки — с удовольствием посидели в нем. Народу не много. «Побродили» по громадным торговым залам магазина, в общем, «отдохнули».
Автодорога Одесса—Николаев—Херсон.
Автодорога Одесса—Николаев—Херсон, окрестности.
После Николаева дорога показалась полегче. Видимо, и машин уже чуть поубавилось и жара спала. Доехали до Херсона, а тут растерялись — как «проехать» до Симферополя, не уходя на Мелитополь. Поплутали по городу, а оказалось, что выезд один и лишь после Херсона дорога делится на два направления. Ушли вправо на Симферополь и поехали по степным просторам экологически чистой Херсонщины (так следовало из придорожного плаката).
Автодорога Херсон—Симферополь.
Остановились у одного из полей, сорвали подсолнух, вполне созревший.
Почти перед въездом в Крым опять незадача — произошло какое-то ДТП, и «даишники» отправляли всех в объезд по «полям». Сделав небольшой крюк, вернулись на трассу и, немного проехав, оказались у крымской границы. Кстати дорога в Херсонской области оказалась «не очень» — узкая (постоянно «держала» в напряжении при обгонах) и «ухабистая». Так, что машину почти постоянно «трясло», а пару раз я «умудрился влететь» в глубокие ямы. На удивление все обошлось (надежность «Поло»!).
Далее Армянск, Красноперекопск. Я, начитавшись отзывов в Интернете о «верхней» дороге вдоль Северо-Крымского канала, решил не ехать на Феодосию «напрямую», а сделать «небольшой крюк» и проехать через Симферополь, сначала по автодороге Н-05 «Красноперекопск—Симферополь», а затем уже «выйти» на направление «Симферополь—Феодосия». Обе дороги оказались во вполне приличном состоянии, и, видимо из-за того, что уже вечерело, машин на автодороге Н-05 было мало так, что можно было вполне спокойно держать 100-120 км/час (конечно с оглядкой на ДАИ, а они были и здесь — большое спасибо встречным водителям — предупреждали вовремя).
Граница Крыма и на улицах Армянска.
Скорость движения на «второй» дороге (Симферополь—Феодосия) сдерживала уже наступившая темнота, напряженный трафик — несмотря на казалось бы поздний час — 22 мск., машин было очень много и встречных, и попутных (видимо «горячий» сезон поездок к морю) и плюс холмистость рельефа — постоянные спуски, подъемы, повороты. В общем, в Феодосию прибыли где-то к часу ночи. А там во всю мощь кипит курортная жизнь — музыка на всю ивановскую (это в час ночи!), народ гуляет в массовом порядке и т.д. В темноте нащупали подъезд к гостинице «Астория» у железнодорожного вокзала и отрубились до утра.
Как обычно, статистика этого дня: от Одессы до Феодосии пройдено 609 км, со средней скоростью 58 км./час. Время в пути (со всеми остановками, задержками, «объездами по полям») составило 10 час. 31 мин. Расход бензина — 5,1 л./100 км. Температура воздуха по прибытию в Феодосию составляла (на час ночи мск.) + 28оС.
На этом я позволю себе сделать передышку, закончить первую часть повествования и дать краткое резюме.
Итак, за шесть дней «пройдено» 3 407 км. (от Санкт-Петербурга). Бензина израсходовано примерно на 9 000 русских рублей. Машина ни разу не подвела: не «чихнула», не «загремела» и не «застучала», хотя, повторюсь, я с разбегу влетал в глубокие ямы и трясся на приличных ухабах — спасибо дорожным службам! Увидели много для себя нового, интересного.
«Фольксваген-Поло седан» показал себя молодцом — успешно выдержал все передряги длинного пути. Единственным минусом этой комплектации («Трендлайн») является отсутствие кондиционера. Но тут надо учитывать три обстоятельства. Во-первых, для наших широт отсутствие кондиционера не столь критично, как возможно, для юга. Главное — надежность, экономичность, безопасность, быстроходность машины. Ведь можно «добавив чуть-чуть» купить комплектацию «Комфортлайн» (уже с кондиционером!). Во-вторых, смотрите на ценник — это же вполне приличный, надежный, современный немецкий автомобиль за умеренную плату (а для кого-то и этот показатель имеет важное значение!). И, в-третьих, следует вспомнить, что ведь еще 5-10-15 лет назад об этом устройстве мало кто слышал, а наши отцы вполне управлялись без этих «буржуйских штучек», проезжая на обычных «Жигулях», «Москвичах», «Волгах» и даже «Запорожцах» расстояния не меньше наших. Человек — такое существо, что к хорошему привыкает очень быстро и считает, что так должно быть всегда.
Если кому-то интересно, то я представлю вторую часть отчета о собственно поездках по Крыму (а пройдено ни много ни мало 605 км от Феодосии до Севастополя с посещением ряда интересных достпримечательностей»), расскажу об обратной дороге и дам заключительный комментарий о машине.