|
Зимние каникулы 2017 года мне посчастливилось провести в замечательной компании в поездке по северной Европе.
30 декабря мы прилетели в Санкт-Петербург, где нас встретил наш друг и компаньон в арктических путешествиях Алексей Тузов, а дальше на двух автомобилях Toyota Land Cruiser Prado (который не избалованные императорской помойкой питерцы упорно называют просто Тойотой и всем понятно о чем речь, не то что Крузак, Крузер, Прадик, Прадос, стодвадцатик, кто ещё какие названия слышал?) отправились в увлекательный маршрут.
Участие в маршруте приняли:
Экипаж № 1
Экипаж № 2
Началу маршрута предшествовали прогулки по Питеру, поход на бурлеск-шоу, Эрмитаж 31 декабря, новый год в развесёлой компании на Дворцовой площади и Петергоф 1 января с утра, но самое интересное началось 02 января ранним утром.
02.01.2017 г. Ходовое время 12 часов, пробег 500 км, солнечно, - 12ºС.
На севере, да ещё и зимой, очень короткий световой день: светло становится около 9:30, а темнеет уже в 16:30, поэтому всю поездку, как и сегодня, придется очень рано вставать.
Дорога к переходу границы в Вяртсиле пролегает по Карельскому перешейку и самой Карелии. Вокруг огромные камни, красивые ёлки и старые финские хутора. В Сартавале можно вкусно и недорого поесть в самом центре города в кафе «Уют» возле здания почты.
По пути до границы можно посмотреть укрепление в скале времён финско-русской войны «Скала филина», небольшие озёра с водопадиками и мраморный карьер Рускеала.
Карьер Рускеала.
Искитимский мраморный карьер для сравнения.
Скала филина может быть интересна поклонникам военной тематики, водопадики подойдут для красивых фотографий, а мраморный карьер мы посмотрели через ограждение и на тропу, вокруг него не пошли, единодушно решив, что карьеров за свою жизнь мы насмотрелись, а мраморный карьер под г. Искитим в Новосибирской области даже поинтереснее будет.
Перед погранпереходом на российской территории стоит заправка «Газпромнефть». Боюсь даже представить себе её денежный оборот, потому что сюда ездит за топливом вся близлежащая Финляндия. Приезжают, заправляются, со слов опытных товарищей, прихватывают блок сигарет и пару бутылок водки и едут обратно через границу. Недалеко от перехода их дожидается цистерна, куда они сливают бензин. Такой вот бизнес, обусловленный высокой стоимостью топлива в Финляндии (да и во всей Европе). Поэтому популярностью пользуются автомобили с большими баками.
Учитывая такую специфику, на границе для граждан Финляндии и России сделаны разные очереди, так как русских гораздо меньше, но наша группа смогла даже из такого небольшого количества сограждан создать пробку на паспортном контроле. Так сложилось, что три участника маршрута недавно ездили в Грузию и Азербайджан, что вызвало волнение у пограничников и заставило их задуматься, стоит ли выпускать возможных террористов, прошедших обучение в сопредельных государствах в лагерях для смертников. Решив, видимо, что пусть они едут подальше от нашей страны, нас всё-таки пропустили. А может, на самом деле, поверили, что мы мирные туристы.
В Финляндию въехали в темноте, поэтому ощущение, что мы в другой стране, сразу не появилось. Единственное, что бросается в глаза, это отсутствие деревень, все живут на хуторах в один-два дома.
На ночь встали в г. Йоэнсу в гостинице GreenStar.
03.01.2017 г. ходовое время 10 часов, пробег 550 км, солнечно, - 12 ºС.
Руководитель экипажа с утра всех удивляет, требуя латексную перчатку и конфетку. Боимся, но пешком, пока, идти не готовы. Учитывая странные запросы руководителя, решили его отвлечь, налив к чайному пакетику в его кружке вместо кипятка кофе.
В целях экономии обедали в Макдоналдсе. Здесь он ничем не вкуснее, нежели в Новосибирске, поэтому любви у меня с ним так и не сложилось.
К вечеру приехали в Турку, где успели сходить в расположенный рядом с пристанью морской музей (в котором, похоже, коротают время все приехавшие пораньше).
В Швецию отправились на пароме VikingLine. Паром отправляется в 20:55, а с предыдущего рейса прибывает в 20:00, за это время его разгружают, прибирают и заново загружают. Было очень забавно наблюдать как отряд миньонов (уборщики в желтых костюмах) набегает на паром и за несколько десятков минут готовит к следующему рейсу.
Паром, особенно для жителей равнин, огромен, на нём 12 палуб. На нижних палубах едут автомобили, при этом количество палуб для них может изменяться за счет подвижных этажей в зависимости от высоты перевозимых транспортных средств. На остальных палубах, помимо кают, расположены магазины дьюти-фри, кафе и рестораны. Нам досталась приятная каюта с иллюминатором и четырьмя койками, напоминающая купе поезда.
Лично мне на пароме спалось плохо. Я могу спать в машине на ходу, где амплитуда колебания предсказуема, но когда паром ночью начало болтать, а меня катать в кровати во всех направлениях, организм объявил панику, и ему стало не до сна.
04.01.2017 г., ходовое время 12,5 часов, пробег 500 км, переменная облачность, снег, -12 ºС.
В 6:30 паром причалил в столице Швеции — Стокгольме. Старинные узкие улочки, готические соборы, на глазах исчезающие под снегом, конные экипажи, разъезжающие наравне с автомобилями — квинтэссенция очарования старого европейского города. Кстати, Стокгольм перед нашим приездом засыпало снегом, и убирают его так же, как и в Новосибирске, то есть почти никак.
Мокрый снег, встретивший в Стокгольме, сопровождал нас всю дорогу до ночлега в маленьком домике на границе с Норвегией. Уютные номера, чай у настоящего камина в общей зале. В этой же зале рядом с нами отдыхал и хозяин гостиницы со своими друзьями, просматривая видео со снегоходных покатушек. В Европе это достаточно скучное занятие, потому что снегоходы имеют право ездить только по специальным снегоходным дорогам с ограничением скорости. Соблюдение скоростного режима проверяется, как и везде, камерами и полицейскими. Показали шведам своё кино про путешествие на остров Диксон, попутно переводя его на ломанном английском. Задумалась о том, чтобы к следующему фильму сделать субтитры на английском.
05.01.2017 г., ходовое время 10 часов, пробег 490 км, солнечно, - 29 ºС утром, -10 ºС вечером.
Все гостиницы в Скандинавии, независимо от цены очень чистые, опрятные, ночевать в них одно удовольствие. Все общественные туалеты чистые и бесплатные. И вообще, здесь всё чисто, аккуратно и опрятно. Зависть берёт, да. Хочется так же и в своей стране.
Проехали мимо столицы зимних Олимпийский игр 1994 года Лиллехаммера. Погода ясная и солнечная, несвойственная для этих мест. Рассматриваем норвежские домики, кирхи, ледяные водопады.
К вечеру выехали к своему первому фьорду, где и началась самая интересная часть дороги — горные серпантины, перемежающиеся десятками тоннелей, вырубленных в скалах. Тоннели длиной от нескольких сотен метров до 25 километров. Если долгая дорога под землёй сильно угнетает водителя, то для этих целей сделаны специальные ниши с весёленькой подсветкой для психологической разгрузки. В одном из тоннелей на пути проводились технические работы по замене ламп, поэтому автомобили на въезде собирали в колонны примерно по 10 штук и пускали в тоннель только в сопровождении спецавтомобиля с надписью «follow me». И таких вещей здесь очень много. Посередине дороги сделана специальная насечка, как только у тебя вильнула машина на встречку, ты сразу это чувствуешь. Абсолютно везде исключительно раздельный сбор мусора. В гостинице в Швеции пришлось заглядывать в бачки, чтобы понять, что можно туда выкинуть, потому что надписи на шведском не сильно помогали.
Ночевали в романтичном гостевом домике на берегу фьорда.
06.01.2017 г., ходовое время 10 часов, пробег 400 км, пасмурно, снег, 0 ºС.
Сегодня день настоящей Норвегии с картинок. Фьорды, тоннели, скалы, тролли. Дорогу переходили дикие косули. Вокруг норвежские пряничные домики с рождественских открыток.
Один из тоннелей в середине был перекрыт железными воротами. Хорошо, что перед нами стояла норвежская машина и мирно ждала открытия тоннеля, иначе мы были бы в замешательстве. Прождали минут тридцать, открылись ворота. Перед колонной из четырёх гражданских автомобилей встал ротор, замыкал движение специальный автобус. Таким образом автомобили были сопровождены через перевал, на котором буйствовала метель. Почему-то всем вспомнился Иультинский перевал на Чукотке. Были крайне впечатлены.
Переехав на другую сторону гор, к побережью, оказались в совершенно другом климате, где нет снега и идёт дождь. В такую погоду прогулялись по Бергену и купили свежей рыбы, креветок и устриц. Ни разу не пробовала устриц. Продавец, хорошо владеющий русским (что сильно облегчило нам покупки), объяснил, как надо открывать их и есть, поливая лимонным соком. Я предположила, что лимон необходим, чтобы подавить сопротивление желудка. После дегустации я убедилась в правильности своего предположения. Наши устрицы были при нас вскрыты в магазине, потому что без опыта это сделать не просто. Уже в гостинице мы начали открывать крышечки раковин, а моллюск тянул их обратно на себя — это показатель того, что моллюск свежий и, в общем-то, ещё живой. Вскрыли, полили свежим соком апельсина (не нашли лимон), набрались смелости и съели это. Ярко-выраженный рыбный вкус с кислинкой от сока. Теперь могу обоснованно утверждать, что устрицы я не люблю.
07.01.2017 г., ходовое время 10 часов, пробег 500 км, солнечно, +5 ºС.
Рождественское утро мы встретили на берегу фьорда. Ласковое море казалось вполне тёплым и манило искупаться, но горные дороги надо проезжать при свете дня, поэтому купание пришлось отложить.
В этот день мы оказались в самой что ни на есть норвежской Норвегии. Выехали на берег Атлантического океана с каменным пляжем ,наполовину усыпанным свежими водорослями. Океан прекрасен. Не знаю, какими ещё словами описать те чувства, что охватили меня там.
Уйдя с автобана, поехали просёлочными дорогами. От городка к городку крутились горными серпантинами, поднимаясь на перевалы от фьорда к фьорду. Скалы, реки, мох, ёлки — вот и все составляющие норвежской природы, но как же это красиво. Идеальные города только подчеркивают ощущение сказочности. А встречающиеся на пути леса наводят на мысли о том, что тролли, возможно, не такие уж и выдуманные персонажи.
На одной из остановок в скалах я растёрла в ладони ягоду можжевельника, растущего во множестве вокруг. И я поняла, что мои руки пахнут счастьем: морем и можжевельником.
Уже в сумерках, в нескольких десятках километров от Кристиансенда я и Оксана искупались в одном из фьордов. Хотя, точнее сказать, купалась Оксана, а я очень быстро выбежала из воды с температурой около +4. Всё равно люблю такие купания, они дарят заряд позитива на долгое время.
Вечером, в ожидании парома, гуляли по Кристиансенду, который составил большой контраст с идеальными норвежскими маленькими городками. Может, наши новостные каналы и сгущают краски по ситуации в Европе, но новостные сюжеты появляются не на пустом месте.
08.01.2017 г., ходовое время 8 часов, пробег 510 км, переменная облачность, 0 ºС.
Паром Кристиансенд — Хиртсгальс перенёс нас из Норвегии в Данию. И погода была не очень, и впечатления от Дании были не очень. Зато порадовал мыс Гренен, на границе Балтийского и Северного морей. Северное море прекрасно. Хотя я повторяюсь. А вообще, дорога по Дании была скучна и уныла, пейзажи соответствовали погоде. И хотя в Евросоюзе нет границ, но и без них было прекрасно видно, что всё вокруг от архитектуры до пейзажа принадлежит другой стране.
Не считая мыса, пролетели Данию и к вечеру оказались во Фленсбурге, в Германии. Прошлись по старым улочкам, посмотрели на растяжки с гроздьями старых кедов, полюбовались на яхты.
Фленсбург. Есть места, где мои мечты являются обычной реальностью.
В Шлезвиге, уже в темноте, не могли не остановиться возле здания ратуши. Старинное здание с готическими башенками, а когда я замерла перед особо удачным ракурсом, из-за стен стали слышны звуки органа. Что про это можно сказать? Волшебство.
В Киле сели на паром в Клайпеду. Паром по расписанию отходил в 20:00. В 19:00, заезжая на паром, мы услышали на русском языке с небольшим акцентом: «Где вас носит, по всему порту вас ищем». Все объявления на пароме на литовском, немецком, английском и русском. В кафе не надо вспоминать английский язык, который и так не знаешь, да ещё и забыл. У скучающей кассирши с телефона поёт Игорь Тальков. Вот так резко мы оказались почти дома.
09.01.2017 г., ходовое время 10 часов, пробег 580 км, дождь, +2 ºС.
Паром Киль — Клайпеда предназначен для доставки пассажиров из пункта А в пункт Б, поэтому он не такой роскошный, как паром Турку — Стокгольм, который используется ещё и для развлечений. Паром идёт больше 12 часов, поэтому мы выспались и сэкономили силы, вместо того, чтобы нестись в режиме нон-стоп через Польшу и Германию.
Уже в сумерках оказались в Клайпеде. Всё, что я могу сказать про Клайпеду, это то, что она есть. На этом же причале загрузились на маленький паром и поехали по Куршской косе. Про Куршскую косу я могу сказать то же самое — она существует. Больше в темноте на ней ничего не видно. Зато в городе Зеленограде есть чудесный ресторан «Амбар», стоящий прямо на берегу Балтийского моря. Видовое место у окна, даже в будний день, мы смогли получить только благодаря нашему компаньону Косте, так как он из Калининграда. Салат с куриной глазированной печенью и видом на морской прибой — это что-то с чем-то. Обязательно заедьте, если окажетесь там.
А мы с Оксаной опять не смогли пройти мимо воды, только потом из меховой обуви пришлось долго вытряхивать песок.
Знакомство с Балтийским морем.
10.01.2017 г., ходовое время 6 часов, пробег 400 км, солнечно, -15 ºС.
Родина встретила нас солнцем и морозом. Но прекрасные немецкие домики, в одном из которых нам посчастливилось ночевать, не рассчитаны на такие холода, поэтому утром пришлось долго разминать заиндевевшие конечности.
Впереди ждали музей Янтаря, музей Канта и настоящие средневековые крепости. Не кидайте в меня тухлыми помидорами, я люблю свою страну, и от того мне ещё больнее и обиднее смотреть на то, во что мы сами её превращаем. Некогда аккуратные немецкие дома сейчас в неопрятном состоянии, а за городом они в настоящей разрухе. Можно забыть про бабушек-церберов в музеях, неухоженные дома, но больше всего меня расстроило состояние одного из средневековых фортов — такой же неухоженный, заросший, кое-как подлатанный современным безобразным кирпичом, на территорию которого нельзя попасть потому, что там расположен пейнтбольный клуб. Всё, занавес. Между прочим, это памятник истории и архитектуры, указанный в путеводителях.
Я раньше всегда думала, что Калининград это европейский город, в котором просто говорят на русском. Я ошибалась. Это обычный русский город, в котором у жителей есть возможность покупать европейские товары. А еще, судя по рассказам, я как юрист, занимающийся землёй, и здесь не осталась бы без работы.
Дальше в Литву поехали через Советск. Калининградская область не менее живописна и интересна, чем сам город, и представляет широкий простор для маршрутов выходного дня его жителям.
На литовской границе как въезжающих из России нас встретили полной проверкой с повторным снятием отпечатков пальцев. Правда, последнее не очень получилось, потому что прибор замёрз.
Ночевали в гостинице в Риге.
11.01.2017 г., солнечно, - 15 ºС, днёвка.
В Риге культурной программы у нас не получилось.
Сначала мы оказались на Рижском блошином рынке по моему настоянию, потому что Лёша беспощадно провез меня мимо всех европейских антикварных лавок (может, они со Стасом сговорились, чтобы сберечь наш семейный бюджет). Зимой на блошке делать особо нечего, но я всё равно выудила 6 мельхиоровых ножей, которых не хватало к моему столовому набору за 15 евро, флакон духов Дзинтарс за 5 евро и комплект чешских украшений за 3 евро. Кто бывал на блошином рынке в Новосибирске, тот поймёт, как это дёшево в сравнении с нашими ценами. Всё же новосибирский рынок дорогостоящая помойка по сравнению даже со скучным зимним рижским базаром. Это я тогда ещё не знала про рынок на Удельной в Питере.
Видимо, утренний поход на рынок задал тон всему дню, потому что потом мы оказались в Стокмане на рождественской распродаже, а потом на рижском базаре, который ничем не отличается от Новосибирского центрального рынка, кроме как ценами и ассортиментом. Сыр с голубой плесенью по 7 евро за килограмм меня очень впечатлил. Головка сыра поехала с нами домой в качестве сувенира.
Вечером поужинали в Lido — большом ресторанном комплексе. Откройте кто-нибудь Лидо у нас!
12.01.2017 г., ходовое время 7 часов, пробег 308 км, переменная облачность, -10 ºС.
С утра мы выехали, ехали-ехали и приехали в столицу Эстонии — город Таллинн.
Поддались заверениям букинга о наличии у гостиницы парковки и сняли номер в замке на территории старого города. Парковка действительно была, но в 20 минутах от гостиницы по 15 евро в сутки. Как сказал бы Лёша, чудес не бывает. Но замок и очарование старых улочек взяли верх над прагматизмом. В конце концов, когда раскидываешь эти суммы на всех пассажиров, они становятся вполне приемлемыми.
13.01.2017 г., пасмурно, ветрено, -7 ºС, днёвка.
Наверное, это был самый лучший день за всю поездку. Весь день мы провели, гуляя по старому городу, по мощёным камнем улочкам, поднимались по старинным лестницам на каменные башни. Потом улицы Таллинна я узнала в фильме «Приключения Квентина Дорварда стрелка Шотландской армии». Я под настроение как-то пересмотрела все найденные советские фильмы про средневековье, и это было забавное зрелище, когда из фильма в фильм одни и те же актёры играют в одних и тех же замках совершенно разных персонажей. Фильмы всё равно очень душевные и замечательные, несмотря на нехватку фактуры.
Конечно, январь не туристический сезон, но в этом-то и его прелесть, нигде нет туристов, поэтому мы смогли насладиться настоящим городом. В поисках сувениров и в попытке согреться от пронизывающего ветра мы бродили по маленьким лавочкам, забрели в стеклодувную мастерскую, кукольную мастерскую и магазин, где прямо перед тобой изготавливают и раскрашивают марципановые фигурки. Марципан мне нравился и раньше, а в свежий, из качественного сырья я просто влюбилась. Там же набрели на лавку одной очень милой бабы Яги, где мы с Оксаной обзавелись весёлыми шапочками.
На улице же мы встретили молодого мужчину в средневековом костюме, который нас начал зазывать в ресторан Olde Hansa, раздав всем по копии старинной монеты с отверстием. Эта монетка является знаком друзей Олде Хансы и, если её показать официанту, то первым делом гостю преподнесут рюмку ягодной настойки. Как это всё забавно звучало с эстонским акцентом. Так определилось, чем мы займёмся вечером.
Принарядившись, отправились в Олде Хансу. Конечно же, ресторан расположен в старом городе, конечно же — в старом здании. Внутри всё отделано деревом и гобеленами в старинном стиле с таким искусным освещением, при котором кажется, что зал освещается только свечами. Первый этаж — скорее бар, который не располагает к долгим посиделкам, а на второй нас пускать не захотели. Тут на нашу удачу и свою неудачу попался давешний зазывала, уже порядком навеселе, которому было предъявлено за обещанную средневековую музыку, после чего нас провели на второй этаж. Здесь вся та же самая стилистика, деревянные столы с лавками, высокая узкая сцена для музыкантов. Меню не отстает от остального ресторана, предлагая различные старинные блюда и напитки. Пиво в глиняных кувшинах, с которыми мы не сразу разобрались, как правильно держать, медовое и травяное, душистое и крепкое. Я заказала утиную ножку с медовым пивом. Ножка была, конечно, ничего, но отдельного слова заслуживает гарнир. Гречку и капустный салат можно пропустить, а вот тушеная брюква и тушеная капуста были настолько вкусны, сладкие и пряные, что их можно подавать отдельным блюдом, но самым большим открытием для меня стало луковое варенье, подаваемое в качестве соуса. У меня нет слов, насколько это вкусно. Я теперь в поиске похожего рецепта в интернете. За описанием еды я совсем забыла, что через некоторое время на сцену поднялись девушки в холщовых платья со старинными инструментами и несколько часов исполняли средневековую музыку. Волшебство.
14.01.2017 г. ходовое время 6 часов, пробег 390 км, переменная облачность, -10 ºС.
Последняя прогулка по городу и последние покупки. И надо же было мне перед самым отъездом наткнуться на фирменный магазин Braccialini (фирма, изготавливающая кожгалантерею). Мужу два раза не повезло, что в этот момент он оказался не рядом. Во-первых, я провела там очень много времени, а во-вторых я избавила его от необходимости придумывать мне подарок на новый год.
Всё хорошее быстро заканчивается, закончилась и наша поездка по северной Европе.
Скажу только про весёлый переход границы в Нарве. Сначала нужно взять талон в непонятном пункте на другом конце города, а потом только с этим талоном (который стоит около 5 евро) можно подъехать к погранпереходу, при этом исключительно с боковой улицы, хотя к заставе ведёт прямая широкая дорога.
В общем-то и всё. Вечером мы были в Питере.
В рамках этой же поездки я оказалась на блошином рынке на Удельной, где подрались мой внутренний хомяк, который любит собирать старые вещи и моя внутренняя жаба, считающая, что эти бесполезные вещи слишком дорого стоят. Посетили музей Арктики и Антарктики, подначиваемые Лёшей про настоящих полярников, которые ни разу там не побывали. Посетили Екатерининский дворец в Царском селе, где мужу больше всего понравились ровные железные ящики, в которые скульптуры зашиты на зиму — такую архитектуру он понимает.