Домбай или Приэльбрусье: майская проверка на KIA Picanto из Воронежа

Домбай или Приэльбрусье: майская проверка на KIA Picanto из Воронежа

14.06.2017 | 18279 просмотров

Мы с женой не альпинисты, не сноубордисты и даже не горнолыжники, но горы и горные дороги любим. И вот как-то раз нам захотелось сравнить Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию с точки зрения совершенно обычного туриста, не «матрасника», но и не экстремала. На Эльбрус мы уже поднимались, а вот в Домбае до сих пор не были. И тут три выходных на майские праздник выпали, а значит — едем!

Едем, как обычно, на нашей КИА Пиканто. К нам решила присоединиться еще одна супружеская пара, наши старые друзья. Знаем их, аж страшно сказать, уже 45 лет. Время летит… Ну да ладно, речь не об этом. Вчетвером разместились вполне удобно, и даже места в багажнике хватило, несмотря на то, что вещи брали как для жары, так и для холода. Ведь в родном Воронеже около +20, а вот в горах будет снег.

6-7 мая.

У всех нормальных людей суббота 6 мая — уже выходной, но я еще работаю. Поэтому стартуем вечером после моей работы. Едем всю ночь, подремав по пути часок в машине. Традиционно ругнулись сразу же после выезда из города — с прошлого года большой участок М4 южнее Воронежа стал платным, причем никаких изменений на трассе не произошло, какая была — такая и осталась, даже скоростной лимит на платном участке — все те же «90». При этом бесплатный объезд фактически отсутствует — ведь нельзя же считать альтернативой объезд проселками и добавляющий еще чуть ли не 100 км?! Так что все проезжающие на российский Юг в обязательном порядке сбрасываются почуть в пользу известных фамилий…

Чем южнее смещаемся, тем дороже становится бензин и тем больше на дорогах работников полосатых палок. Обращаем внимание на то, что возрождены некоторые стационарные посты, которые, казалось бы, только что канули в лету. Причем когда мы уже утром уходим с М4 «Дон» на М29 «Кавказ», то обнаруживаем, что тамошние посты вовсю используют знак «стоп» и днем, трижды приходилось останавливаться. Правда, внимания на нашу Пиканто обычно никто не обращает, но не в этот раз… Ночью под Ростовом разыгралась странная сцена. Проезжаем в темноте длинный участок перманентного ремонта дороги с разнообразной временной разметкой вперемешку с кое-где уцелевшей постоянной. Четырехполосная дорога местами сокращается до двухполосной… ну, в общем, все как обычно. Отворот направо на Краснодар перед Ростовом, пара гаишных машин, еще пара машин, ими остановленных. Останавливают и нас. Гаишник не подходит, стоит у заднего бампера, как будто номер там рассматривает или еще что-то. Подхожу к нему сам, чтобы не тратить время (знаю, что не должен, но ехать-то надо). Далее разворачивается странный диалог.
Г: На 1045-м километре вы наехали на разметку, обозначающую место разворота встречного транспорта, тем самым вы выехали на встречную полосу.
Я: Интересно, где это, надо бы посмотреть регистратор...
Г. в рацию задает вопрос: Какая машина была?
При этом рацию держит так, что слышно всем вокруг.
Из рации: КИА, госномер такой-то, выезд на встречку, от 4 до 6 месяцев лишения с последующей пересдачей.
Г: Ваше нарушение зафиксировано камерой. Отправляем в ваш регион. Там в суде порешаете?
Я: Конечно!
Затем диалог в точности повторяется еще раз. Г. опять говорит в рацию: Какое там нарушение?
Из рации повторяют: Выезд на встречку, от 4 до 6 месяцев лишения с последующей пересдачей.
Г. мне опять: Отправляем в ваш регион. Там в суде порешаете?
Я: Конечно!
Г. отдает документы, мы уезжаем. Протокол не составлялся. Полагаю, что это была попытка развода на деньги, слишком уж много несуразностей. Или что? Поживем — увидим.

Утро встречаем в Карачаево-Черкесии.

Начинает меняться природа. Прежде всего поражает река Кубань. Мы-то привыкли видеть ее степенной, широкой, с мутной глинистой водой. Но здесь Кубань приобретает типичный горный характер.

Кроме того, как и в Кабардино-Балкарии или Абхазии, вокруг появляются стада домашних животных. Коровы, овцы, лошади… Увы, но в современной России такое зрелище — уже редкость, домашнее животноводство повсеместно вытесняется огромными комплексами. Здесь же животноводство процветает, огромные стада беззаботно выходят на все дороги.

Еще одна примета здешних мест — мечети. Их много, и выглядят они очень впечатляюще. Интересно, что в Карачаево-Черкесии, в отличие от практически полностью мусульманской Кабардино-Балкарии, достаточно много православных храмов. Христианство в этих местах появилось еще раньше, чем на Руси. Вот только большинство здешних православных храмов весьма почтенного возраста, а новые мечети строятся почти в каждом селе. И чем дальше мы продвигаемся, тем больше женщин в хиджабах…

По пути мы проезжаем сторожевую башню, оставшуюся от кавказской войны 19 века.

Постепенно на горизонте вырисовываются заснеженные вершины.

Мы направляемся в Нижний Архыз, но по пути останавливаемся в станице Зеленчукской, чтобы заглянуть на местный рынок. С огромным удовольствием загружаемся вкуснейшими местными домашними сырами, маслом, сливками, варенцом и колбасой. Цены при этом радуют не меньше, чем вкус :) Тем, кто соберется по нашим стопам, надо иметь в виду, что этот рынок работает только по выходным.

Постепенно дорога становится все живописнее.

Мы проезжаем каменный столб, который, как считается, был поставлен как указатель на проходившем здесь Великом Шелковом пути.

В Нижнем Архызе нас интересует средневековое аланское городище. Но сначала поднимаемся по 520 ступеням к лику Христа на скале напротив городища.

 

Сам лик виднеется в рамочке на скале.

После этого, заплатив по 100 рублей, въезжаем на территорию городища. Очень удобно, что по нему проложены неплохие грунтовки, можно легко осмотреть большую территорию. Останавливаемся у каменного изваяния тюркского воина и у средневековых православных храмов.

Из нижнего Архыза выезжаем в направлении Домбая. Дорога с гордым именем «Военно-Сухумская» необычайно красива.

Вот город Карачаевск.

Проезжаем величественный монумент защитникам Кавказских перевалов во время Великой Отечественной войны.

В селе имени Коста Хетагурова на горе — средневековый православный Шоанинский храм.

К нему ведет крутой трехкилометровый гравийный серпантин без отбойников и ограждений. Хорошо, что простенький классический «автомат» Пиканто традиционно позволяет ограничивать переход на высшие передачи, что гораздо удобнее модной ныне опции — возможности выбирать передачи вручную кнопками на рычаге КПП. Поездил я с такими в горах, очень неудобно. А тут все просто — зафиксировал 1-2 передачи, да дави на газ. На самых крутых участках, как на подъеме, так и на спуске, пришлось ограничивать коробку только первой передачей. С храмовой дороги открываются замечательные виды.

Еще один средневековый православный храм с разрушающимся монастырем у подножия горы мы видим чуть дальше по пути в сторону Домбая.

А так выглядят окрестности поселка Теберда. Постепенно высота переваливает за 1200 метров. Мы уже находимся в Тебердинском заповеднике.

Жаль, что майская погода не позволяет окунуться в озере Кара-Кель в Теберде.

 

Мы проезжаем по мосту через реку Уллу-Муруджу и с удивлением видим, как люди массово набирают в ней воду для питья. С удовольствием к ним присоединяемся.

С не меньшим удивлением и удовольствием на стихийном рынке рядом покупаем абхазскую чачу и вино. До границы с Абхазией отсюда рукой подать, и предприимчивый народ вносит посильное разнообразие в туристическое меню :)

Рядом с шоссе замечаем пушку. Террористы не пройдут!

Шучу, конечно, пушка противолавинная :)

Дорога поднимается выше, а окружающий пейзаж становится невероятно красивым.

И вскоре оказываемся у цели нашего путешествия — в поселке Домбай на высоте 1600 м. Мы заранее через привычный Букингком забронировали гостиницу «Сокол». Выбирая отель в Домбае, я с удивлением столкнулся с тем, что после оформления бесплатного букингкомовского бронирования многие тамошние отели тут же присылают требование сразу же оплатить некоторую сумму. «Сокол» же таким мелким вымогательством не занимался, при этом был удобно расположен, комфортен и по российским меркам недорог.

Разместившись и продегустировав все покупки, с удовольствием прогулялись по Домбаю. Поселок необычайно живописен!

В эти такие насыщенные сутки мы проехали 1200 км.

8 мая.

С утра направляемся к подъемникам, ведущим к вершине горы Мусса-Ачитара. Погода все время меняется, набегают тучи, поэтому работают не все очереди. Система подъемников в Домбае немного запутана, поскольку все оборудование принадлежит разным хозяевам. Подъемники стартуют с разных точек и заканчиваются на разных участках склона. Выбираем самый современный и комфортабельный подъемник Doppel Mayer, подъем с 1600 до 2277 м в закрытой кабинке стоит по 500 рублей, с 2277 до 3012 в открытых креслах — еще по 350 рублей. Выше пока не поднимешься — из-за непогоды подъемник на самый верх временно отключили.

Альтернатива современному подъемнику — старые «креселки», с утра еще не работающие из-за погоды, и такая же старая маятниковая «канатка». Аналогичную опробовали когда-то на Эльбрусе, не понравилось долгое время ожидания вагончика.

С двухкилометровой высоты открываются потрясающие виды на окружающие нас горы!

Среди величественной горной панорамы выделяется стекающий из ледника водопад… нет, не буду его называть, ведь все равно ни произнести, ни запомнить его название невозможно :)

Для любителей точности все-таки сообщаю — это Джугутурлучатский водопад.

Мы двигаемся еще выше в кресельном подъемнике, на высоту 3000 метров.

Кругом снег, а погода меняется с каждой минутой. На гору неожиданно надвигается туча, и мы оказываемся в плотной белой мгле, резко холодает.

Пережидая тучу, греемся травяным чаев в кафе с гордой рекламой «Самое высокогорное кафе в Европе». Реклама, как всегда, немного преувеличивает, но место по-любому необычное :)

Неподалеку — самый экстремальный туалет в Домбае :)

А когда туча уходит, мы наслаждаемся невероятной красотой заснеженных вершин!

Насмотревшись на всю эту красоту, спускаемся в Домбай и едем в сторону Теберды. Наша цель — короткая тропа к водопаду Шумка. Проход — по 100 рублей. Тропа довольно круто уходит вверх, вокруг — замечательная природа.

Как бесят уродливые росписи на красивейших скалах! И даже земляки какие-то тоже отметились…

Перед водопадом — памятный знак погибшему здесь альпинисту. А рядом с Домбаем расположено целое кладбище альпинистов…

К самому водопаду подобраться не очень просто, но жизнь облегчают мостики и лестница.

От подъема к водопаду открывается вид… ну, в общем, обычный для Домбая замечательный вид :)

От водопада Шумка мы проехали к КПП у начала тропы к Бадукским озерам. Место очень красивое! У слияния двух горных рек натянут зыбкий пешеходный мостик, вокруг — горы и цветущие луга. Мостик вызывает ассоциации с впечатляющей сценой из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» :)

Но по маршруту мы не пошли — выход на тропу возможен только до часа дня, поскольку 9 км с перепадом высот до 600 метров быстро пробежать никак не получится. Были несколько ошарашены стоимостью прохода на тропу — по 300 рублей! На фоне этого оплата по 150 рублей с каждого плюс 150 за машину за проезд по ущелью Гоначхир к Форельному озеру уже не кажется такой уж чрезмерной…

Мы возвращаемся в Домбай и после обеда решаем пройти по короткой и вроде бы (именно «вроде бы»!) простой тропе вдоль реки Аманауз к водопадам Чертова Мельница. Начинается дождь, берем дождевики и просто идем вдоль реки, ориентируясь по автонавигатору — к началам троп указателей в самом поселке нет, как нет и никаких карт ни в гостиницах, ни в домбайском визит-центре. Ах да, о чем это я… Ведь и визит-центра в Домбае нет! Он есть в Теберде, но находится не на трассе, а на экскурсионном маршруте по усадьбе заповедника, и указателя на него на трассе, разумеется, тоже нет. При этом основная масса туристов пролетает Теберду транзитом и группируется в Домбае. В общем, все как обычно…

Да, наша прогулка вдоль реки оказалась недолгой. Бдительные работники заповедника, увидев бесплатно прогуливающихся туристов, вышли нам наперерез и в жесткой форме прогнали от берега реки в сторону пункта сбора денег (по 100 рублей).

Этот маршрут во всех путеводителях по Домбаю описан как «наилегчайший, отлично подходящий для акклиматизации». Скорее всего, летом в хорошую погоду так оно и есть. Но в начале мая, да еще и в дождь… Хотя в начале тропы, как говорится, ничего не предвещало :) Дорожка вдоль берега Аманауза (именно дорожка, гладкая и удобная) выводит к каскаду ручьев, впадающих со стен ущелья в перегороженный снегом Аманауз.

Сразу за этим каскадом тропа круто уходит вверх. Виды вокруг такие, что фотоаппарат надолго не выключишь :)

Местами идем через следы старых лавин, с легкостью переломавших огромные деревья.

Начинается сильный дождь, но, как нас учили еще в советской школе, «ничто нас в жизни не может вышибить из седла». Мы не отступаем и надеваем припасенные дождевики. Навигатор показывает, что до конечной точки тропы осталось всего-то метров 300-400. Но перепад высот при этом около 200 метров, что означает крутой подъем, а склон глинистый и очень скользкий в дождь. К тому же еще одна недавняя лавина засыпала тропу снегом, приходится обходить по склону.

Эмоции при этом… скажем так — сильные :)

Сверху прямо на тропу стекают живописные водопады. Образованные ими ручьи приходится как-то форсировать. Если бы не дождь и раскисшая глина, это все нам бы понравилось гораздо сильнее :)

Иногда мы поднимались и вот так:

Заканчиваем прогулку на скальной площадке над обрывом, напротив которого в узком ущелье бушует Аманауз.

Возвращение по раскисшей глине было тоже не самым простым.

Поэтому, когда уже недалеко от КПП увидели двигающуюся нам навстречу компанию молодежи в достаточно «приподнятом» настроении, мы настоятельно им советовали по возможности все-таки трезво :) оценить свои силы перед тем, как пытаться пройти дальше.

Закончили этот такой необычный день отличным ужином в одном из домбайских кафе, ну и неизбежными дарами солнечной Абхазии :) Кстати, о домбайском общепите остались самые наилучшие впечатления — самобытно, вкусно, качественно, недорого. Средняя цена чанахи, хычинов, лагмана или любого другого горячего блюда — рублей 150-200, а огромные стада вокруг подтверждают натуральное качество местной еды.

Интересно, что хычины с мясом или картошкой стоят одинаково — мясо-то свое, а картошка привозная. Да, еще одна любопытная особенность местной еды — вкусная домашняя выпечка запросто продается в тамошних сельмагах и на рынках. У нас бы СЭС таких продавцов измучила бы :)

9 мая.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается, пришло время и нам двигаться домой, ведь завтра на работу. Еду, как обычно, на «политкорректных» скоростях, немногим больше 1100 км проезжаем за 14 часов с остановками у местных магазинчиков и уже ставшим традиционным заездом на Новокубанский коньячный завод.

Немного итогов.

Машина, как обычно, исправно делала свое дело. Средний расход 92-го бензина по борткомпьютеру составил 5,5 литра на 100 км. Реальный, конечно, побольше, но все равно совсем неплох для полностью загруженной пассажирами и багажом Пиканто. Бюджет поездки сложился так:

  1. Топливо и дорожные поборы — 6400 рублей.
  2. Отель — 5400 рублей за 2 отличных двухместных номера на две ночи.
  3. Оплата прохода куда-нибудь, оплата подъемников — в нашем случае по 1150 на каждого туриста. Надо учесть, что если пройти по всем тропам заповедника и подняться на всех подъемниках, эта сумма может легко вырасти вчетверо!
  4. Еда, питье-выпивка, сувениры — тут все очень индивидуально.

Ну и самое главное — так что же выбрать простому туристу, Домбай или Приэльбрусье, Карачаево-Черкесию или Кабардино-Балкарию? Ответить не просто… Несмотря на то, что горы и местная кухня одинаково прекрасны и там и там, все-таки эти маршруты имеют принципиальные отличия. Попробую выделить основные :

  1. Национальный парк Приэльбрусье в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии, несмотря на свой куда более высокий административный статус по сравнению с Тебердинским заповедником, абсолютно бесплатен. Все тропы, разнообразные маршруты любой сложности — все бесплатно. В Домбае же надо оплачивать каждый шаг за пределы поселка, и иногда эта оплата весьма весома. Эта оплата вполне официальна, со всеми расценками можно ознакомиться на сайте Тебердинского заповедника. Как говорится, все познается в сравнении, и поэтому мне хочется сравнить домбайско-тебердинскую систему оплаты с американской. В большинстве Национальных парков США оплачиваешь 20 долларов за въезд на машине на неделю, независимо от количества пассажиров в авто. То есть даже при нынешнем обваливающемся рубле это составляет около 1150 рублей с компании туристов за неделю. В Домбае же эта компания туристов за неделю прогулок по всем тропам заповедника может легко оставить на многочисленных КПП раза в три больше! О разнице в доходах туристов в России и в США и говорить уже смешно… Не следует забывать, что в США предлагают годовые пропуска в парки с большой скидкой, да и бесплатных Национальных парков там хватает — Долина Смерти, Грейт Смоуки Маунтин, Норт Кэскейд… В связи с этим вспоминается, как в обсуждении одного из «американских» дромотчетов патриотично настроенный форумчанин горячо заявил, что в США все природные красоты — платные, то ли дело у нас. Видимо, он толком не путешествовал ни по США, ни по России :)
  2. Туристическая инфраструктура. На наш взгляд, Домбай лучше приспособлен для массового туризма, чем поляна Азау у Эльбруса. В Домбае лучше развита торговля, там больше кафе и ресторанчиков, рынок разнообразнее, да и дороги в Карачаево-Черкесии чуть лучше, чем в Кабардино-Балкарии.
  3. Ну и политика, куда ж без нее. Туристов одинаково гостеприимно встречают в обоих республиках, но… К сожалению, Кабардино-Балкария — не самый стабильный регион. В том самом Баксанском ущелье, через которое идет единственная дорога к Эльбрусу, регулярно проводят контртеррористические операции. В 2011 году мы отложили поездку туда после расстрела московских туристов прямо на этой дороге и взрыва Баксанской ГЭС после убийства охранников. А вот про КТО в Карачаево-Черкесии мы ничего не слышали, обстановка там куда спокойнее. Следует иметь в виду, что если Кабардино-Балкария в основном мусульманская, то в Карачаево-Черкесии православие и мусульманство традиционно, столетиями мирно существуют бок о бок. Да, дамы в хиджабах запросто ходят в Домбае и окрестностях, но это и в современном Воронеже уже не удивляет.

В общем, получается так: в Карачаево-Черкесии спокойнее и удобнее, но Эльбрус все-таки выше :) Куда бы мы сами поехали в следующий раз, если захочется снова в горы? В Адыгею! И вовсе не потому, что нам не понравилось в Домбае или Приэльбрусье, а просто в адыгейских горах мы еще не были :)


Дром

Комментарии

     
Новороссийск
Сообщений: 88
Обстоятельно сравнили, и фото шикарные. В КБР была, очень понравилось, в КЧР собираюсь. Теперь при подготовке поездки меньше информации придется искать. Спасибо за подробный отчет
32
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 509
Пенсионеры рулят), после этих слов я сделал из пальцев "козу". Удачи всем и здоровья!
31
 
Ответить
 
Сообщений: 190
Хорошо съездили, в мае отдыхали в Кисловодске, посетили и Домбай и Эльбрус, впечатлений море, решили скататся ещё зимой.
Мой отзыв: Volkswagen Passat 2009
13
1
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Молодцы, хорошо съездили, и читать - в удовольствие. Новых путешествий и новых отчетов!
11
 
Ответить
 
Копейск
Сообщений: 136
В прошлом году под Ростовом точно такую же картину наблюдал.Даже предлагал инспектору посмотреть кино со своего регистратора на моём же планшете.Сразу документы вернул и потерял ко мне интерес.А остановили машин 6-8 за раз.Тупой развод на деньги.
«Весь день не спишь, всю ночь не ешь - конечно, устаешь...»
12
 
Ответить
 
Zelenogorsk
Сообщений: 5627
Здорово прокатились, молодцы!
Почти 7 лет назад мы впервые побывали в Домбае летом на своей машине, потом были Архыз (знаменитые Софийские водопады), горная Адыгея (Лаго-Наки, Азишская пещера, водопады Руфабго).
Все едут на море, а немного отклониться от привычного маршрута и перед тобой открывается великолепный вид Кавказских гор, по другую сторону от Абхазии!
Незабываемо!
http://forums.drom.ru/russian/t1152337691.html
13
 
Ответить
   
Voronezh
Сообщений: 22912
Затем диалог в точности повторяется еще раз. Г. опять говорит в рацию: Какое там нарушение?
Из рации повторяют: Выезд на встречку, от 4 до 6 месяцев лишения с последующей пересдачей.
Г. мне опять: Отправляем в ваш регион. Там в суде порешаете?
Я: Конечно!
меня в Ростовской области на М4 аналогичным образом разводить пытались, только не за встречку, а за несуществующий знак 40 при скорости 105.
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011
5
1
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1288
Фото замечательные. Водителю орден, пассажирам по медали, чую, было не больно просторно.
9
1
Ответить
alex
Тольятти
Хотел летом съездить на домбай, провести проверку боем на предмет культурно провести время подышать горным воздухом но из за поборов как вы пишите шаг влево шаг вправо плати не поеду ,грустно.
9
5
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
отлично!
4
3
Ответить
 
Сочи
Сообщений: 5931
Как всегда получился замечательный рассказ! По мне так кажется что май не самое лучшее время для посещения таких мест. Для таких вылазок лучше подойдёт июль и август. В мае и июне в тех местах выпадает очень много осадков - около 400 мм., практически как в тропиках, дожди идут чуть ли не каждый день, и по этой причине все окрестные красоты не возможно осмотреть. Ну и про привозной картофель в КЧР автор наверное пошутил, так как эта республика, не смотря на дефицит посевных площадей выращивает около 100 тыс. т. картофеля, и является донором этой культуры для соседних регионов, так как потребляет картофель в разы меньше чем производит.
10
 
Ответить
     
Ростов-на-Дону
Сообщений: 85
Хороший отчет! Но в мае что-то не особо красиво)
Мой отзыв: Skoda Roomster 2012
1
1
Ответить
 
Сочи
Сообщений: 5931
alex
Хотел летом съездить на домбай, провести проверку боем на предмет культурно провести время подышать горным воздухом но из за поборов как вы пишите шаг влево шаг вправо плати не поеду ,грустно.
Уверяю Вас, не стоит боятся разводов, главное быть внимательным и не спешить, - Вы же отдыхать едете! Хотя действительно, у нас в стране при ремонтах и дорожном строительстве, настолько бестолковая организация движения, что разобраться в хитросплетениях разметки и противоречивости знаков порой не представляется возможным, особенно в тёмное время суток. Складывается такое ощущение, что делается это специально, и сотрудники которые должны прежде всего помогать осуществлять безопасное движение транспорта, наоборот - препятствуют этому!
15
 
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2352
хорошая поездка
You'll never walk alone!
4
1
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Привет всем автоколлегам! Спасибо за позитив, лестные оценки и приятные пожелания! :)
6
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
murena12
Обстоятельно сравнили, и фото шикарные. В КБР была, очень понравилось, в КЧР собираюсь. Теперь при подготовке поездки меньше информации придется искать. Спасибо за подробный отчет
Спасибо! Мы сами дромотчеты воспринимаем как путеводители и поэтому свои стараемся писать так же, по возможности информативно-познавательно. Удачной Вам поездки!
3
 
Ответить
  
Смоленск
Сообщений: 480
Спасибо за хороший отчёт о поездке на мою малую Родину - в Карачаево-Черкесию. Интересно, что некоторые фото из моего и Вашего отчётов почти идентичны ( https://travel.drom.ru/31477/ ). Однако не могу согласиться с Вашим утверждением на счёт частого ношения хиджабов. Скорее всего Вы ошибочно называете хиджабом обычные головные платки или косынки, которые иногда носят женщины зрелого и старшего возраста в КЧР. Посмотрите википедию, хиджабов, изображённых там, я в КЧР я не встречал. И даже в Чечне, гораздо "более мусульманской" чем КЧР, во время поездки 2016 года ( https://travel.drom.ru/48316/ ) настоящий хиджаб видели всего 2-3 раза. И ещё: в моём родном городе Черкесске недавно построен шикарный православный кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца. Так что основные религии сосуществуют в КЧР весьма успешно. Более того: карачаевцы приглашают православных русских на свои праздники, а русские зовут мусульман на свои. И это залог мира в Карачаево-Черкесии. На фото: Теберда, гора Чёртов замок. Аул Верхняя Теберда, новая мечеть. Домбай, вид из Теберды: горы Зуб Софриджу и Белалыкая. На пастбище в Теберде.
3
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Boris-Kozyrev
Молодцы, хорошо съездили, и читать - в удовольствие. Новых путешествий и новых отчетов!
Спасибо!
А когда же Ваша четвертая часть про Кавказ-Закавказье выйдет? Собрались вот в сентябре немного заглянуть в Грузию, поэтому почитываем усиленно про тамошние направления. Кстати, что скажете о последнем "грузинском" дромотчете? Вроде бы сильно расходится с Вашими впечатлениями... Или нет?
1
1
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
синтез
Фото замечательные. Водителю орден, пассажирам по медали, чую, было не больно просторно.
Спасибо!
Насчет простора - тяжеловесов посадили вперед, субтильных дам - назад. Спины-ноги-попы ни у кого не затекли и не заныли. Избитая фраза "внутри больше, чем снаружи" очень подходит к Пиканто, машина вполне удобная. Да и не было в этой поездке таких больших пробегов как в иных наших путешествиях наподобие Евротура или марш-броска на Соловки, когда за первые сутки надо было прохватить 2000 км... Вот только багаж для большой компании надо паковать с выдумкой и здоровым аскетизмом :)
4
1
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
alex
Хотел летом съездить на домбай, провести проверку боем на предмет культурно провести время подышать горным воздухом но из за поборов как вы пишите шаг влево шаг вправо плати не поеду ,грустно.
Обязательно прокатитесь! Может, и не так страшен черт, как я его намалевал! :)
3
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
vladimir26
Как всегда получился замечательный рассказ! По мне так кажется что май не самое лучшее время для посещения таких мест. Для таких вылазок лучше подойдёт июль и август. В мае и июне в тех местах выпадает...
Спасибо!
Согласен со всеми, кто отмечает не самый лучший выбор сезона для поездки, но тут деваться было некуда, праздничных дней в июле-августе нет, а крохотный отпуск уже расписан заранее. Каждый раз, видя в календаре несуразное количество праздничных дней с ноября по март, в нашей холодной стране, почему-то тихо злюсь, хотя и искренне радуюсь за горнолыжников и прочих сноубордистов :) Действительно, начало мая не очень подходит для туризма в Домбае - погода неустойчива, а на многих тропах еще снег. Но все равно мы все остались очень довольны, впечатлений хватает!
Насчет картофеля - на самом деле не знал и написал на полном серьезе, удивленный фантастическим для жителя центральной России количеством домашней скотины в КЧР. К тому же на подступах к району Теберда-Домбай особых плантаций не заметили, а вот домашней живности везде было полно. Повлияло и сильное впечатление от недорогой и вкусной местной кухни, в которой блюда из мяса могут стоить дешевле, чем блюда из картошки :)
2
 
Ответить
 
Железнодорожный
Сообщений: 199
Martyn36
Спасибо! Насчет простора - тяжеловесов посадили вперед, субтильных дам - назад. Спины-ноги-попы ни у кого не затекли и не заныли. Избитая фраза "внутри больше, чем снаружи" очень подходит к Пиканто, машина...
такая малышка ест 5,5 л, авто С класса с моторами 1,6 кушают по трассе всего на литр больше, не так уж дешево содержать авто класса А................
4
2
Ответить
м
Барнаул
отличное путешествие, замечательные республики нашей страны, красивые у них жизненные традиции и уклад, сам там бывал, и проезжал обе республики...различия у них сильные как между между карачами и черкесами так между кабардинцами и балкарцами
1
1
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
пыж308
такая малышка ест 5,5 л, авто С класса с моторами 1,6 кушают по трассе всего на литр больше, не так уж дешево содержать авто класса А................
Хм... тут такое дело - у Пиканто расход по трассе не сильно отличается от среднего вообще, и слабо зависит от условий движения. Зима-лето, город-трасса, равнины и горы свыше 2500 метров - а борткомпьютер мне высвечивает средний расход 5.8 литра за последний год и 15 000 км. Полагаю, что никакое авто С-класса с гидромеханикой, потребляющее 92 бензин, тут не конкурент. Сам я автомеханик в многопрофильном сервисе, поэтому инфы, что называется, "из первых рук", хватает.
А вообще-то стоимость содержания складывается не только из расхода топлива. Копеечные расходники (предпочитаю оригинал), недорогая страховка, дешевая резина... Все вместе позволяет в семейном бюджете траты на машину не замечать :)
К тому же машина выбиралась не только по стоимости содержания, которая, кстати реально мала. Главные критерии были - удобство именно для нас, а также исключительная малообслуживаемость и высокая надежность.
4
1
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
kim-230752
Спасибо за хороший отчёт о поездке на мою малую Родину - в Карачаево-Черкесию. Интересно, что некоторые фото из моего и Вашего отчётов почти идентичны ( https://travel.drom.ru/31477/ ). Однако не могу...
Отличные фото, спасибо! Интересно сравнить одни и те же места в разные сезоны :)
Насчет Вашего уточнения про хиджабы - я, конечно же, не знаток арабской традиционной одежды, поэтому перед тем, как использовать этот термин в отчете, проверился в интернете, начиная именно с википедии., которая называет хиджабом традиционный арабский женский платок.
Далее в этой же статье википедии приведено видео девушки, выступающей на митинге. У нее на голове платок именно такого стиля, какие мы видели повсеместно в КЧР вообще и в Домбае в частности, как на зрелых дамах, так и на юных девушках. Как я уже писал, с недавних пор регулярно видим и в нашем Воронеже, Плотно прикрывающие голову и шею, спадающие на плечи, без четко выделенных швов или складок, без украшений или затейливых узлов, но часто ярких цветов. Стиль у них один, хоть в Воронеже, хоть в КЧР, хоть в Берлине.
Насчет нового собора, о котором Вы рассказали - замечательно! Но мечетей там строится куда больше. И наши наблюдения совпадают со статистикой, согласно которой мусульман в КЧР в три раза больше, чем православных. А лет 600-700 назад было наоборот... Но, разумеется, я полностью с Вами согласен, что народ в КЧР доброжелательный, по крайней мере на наш туристический взгляд.
2
 
Ответить
Классный отчёт!
Чтобы не платить известным фамилиям за проезд по нашим дорогам, просто проезжаете за фурой, на расстоянии около метра и вуаля. Постоянно езжу в Лиски, не разу не платил.
8
4
Ответить
gastro
Были на Домбае, такие же впечатления.
Природа там однозначно красивая, воздух целебный.
А вот эти дорожные ментовские "штучки" бесят... сам сталкивался с подобным отношением. Ладно когда реально делаешь какие-то грубые нарушения и тебя тормозят по делу, а вот когда откровенно цепляются и портят нервы и отнимают время у нормальных людей, и тем самым портят отдых... уроды.
10
 
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Martyn36
Спасибо!
А когда же Ваша четвертая часть про Кавказ-Закавказье выйдет? Собрались вот в сентябре немного заглянуть в Грузию, поэтому почитываем усиленно про тамошние направления. Кстати, что скажете о последнем "грузинском" дромотчете? Вроде бы сильно расходится с Вашими впечатлениями... Или нет?
Отправил больше двух недель назад. Надеюсь, хотя бы в понедельник опубликуют.

Я ведь Грузию не исследовал в этот раз. Так, проездом. И не морское побережье. Так что сравнивать трудно. Хотя думаю, что каждый находит то, что ищет. Я не хожу в музеи оккупации. Курят на всем юге очень много - это правда. Но если попросить не курить, без ссылок на Путина, то и проблемы не будет. Водят без правил, как и на российском юге. С другой стороны, если кто-то ждет от Грузии высокого сервиса, то им полезно почитать такой отчет. Там недорого, душевно и совок. ;)
2
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 497
А мне нравится Кабардино-Балкария и Приэльбрусье. Отдыхали с женой с 15 по 25 мая в Нальчике. Каждый день поездки по природным и историческим памятникам. Побывали в горных балкарских селах, поездили по настоящим горным дорогам. Впечатлений - море. Красавец Эльбрус предстал во всей красе. Заодно и здоровье в санатории поправили - минералка, бассейн, грязь, массаж.
Удачи на дорогах!
3
 
Ответить
alex
Тольятти
vladimir26
Уверяю Вас, не стоит боятся разводов, главное быть внимательным и не спешить, - Вы же отдыхать едете! Хотя действительно, у нас в стране при ремонтах и дорожном строительстве, настолько бестолковая организация...
Я имел ввиду попоры по месту прибытия.
 
 
Ответить
alex
Тольятти
ABTOMACTEP
А мне нравится Кабардино-Балкария и Приэльбрусье. Отдыхали с женой с 15 по 25 мая в Нальчике. Каждый день поездки по природным и историческим памятникам. Побывали в горных балкарских селах, поездили по...
Так с Кабардино-балкарией проблем нет , в Карачаево -черкесии поборы .
1
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Хороший отдых,красивые виды природы,молодцы.
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
 
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
молодцы ребята
1
1
Ответить
И Домбай, и Приэльбрусье (правда, мы на велосипедах). С авторами согласен полностью: и природа, и люди - один позитив.
2
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Отлично!
 
 
Ответить
    
Сообщений: 37475
В Зеленчукской были а в обсерваторию не заехали.
в Нижнем Архызе были а самый большой телескоп в Евразии не посетили..
вроде вы все достопримечательности осматриваете..

а я всё мимо проезжаю когда на лыжах в Архыз еду..
жду когда кто ни будь отчётик напишет, стоит туда ехать или нет..
будем ждать...
 
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
fareast
В Зеленчукской были а в обсерваторию не заехали. в Нижнем Архызе были а самый большой телескоп в Евразии не посетили.. вроде вы все достопримечательности осматриваете.. а я всё мимо проезжаю когда...
Как известно, нельзя объять необъятное :)
Мы оставили "за кадром" много из того, что стоило бы посмотреть - те же Медовые водопады, куда едут вообще все, оказавшиеся в районе КавМинВод, или термальные источники, некоторые из которых были по пути, да и средневековые храмы осмотрели не все... Все достопримечательности Карачаево-Черкесии нельзя посмотреть за имевшиеся у нас полтора-два эскурсионных дня даже при наших способностях к скоростному туризму :)
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Нормальный отчет. Нам больше понравился Домбай.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром