|
Мы с женой не альпинисты, не сноубордисты и даже не горнолыжники, но горы и горные дороги любим. И вот как-то раз нам захотелось сравнить Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию с точки зрения совершенно обычного туриста, не «матрасника», но и не экстремала. На Эльбрус мы уже поднимались, а вот в Домбае до сих пор не были. И тут три выходных на майские праздник выпали, а значит — едем!
Едем, как обычно, на нашей КИА Пиканто. К нам решила присоединиться еще одна супружеская пара, наши старые друзья. Знаем их, аж страшно сказать, уже 45 лет. Время летит… Ну да ладно, речь не об этом. Вчетвером разместились вполне удобно, и даже места в багажнике хватило, несмотря на то, что вещи брали как для жары, так и для холода. Ведь в родном Воронеже около +20, а вот в горах будет снег.
6-7 мая.
У всех нормальных людей суббота 6 мая — уже выходной, но я еще работаю. Поэтому стартуем вечером после моей работы. Едем всю ночь, подремав по пути часок в машине. Традиционно ругнулись сразу же после выезда из города — с прошлого года большой участок М4 южнее Воронежа стал платным, причем никаких изменений на трассе не произошло, какая была — такая и осталась, даже скоростной лимит на платном участке — все те же «90». При этом бесплатный объезд фактически отсутствует — ведь нельзя же считать альтернативой объезд проселками и добавляющий еще чуть ли не 100 км?! Так что все проезжающие на российский Юг в обязательном порядке сбрасываются почуть в пользу известных фамилий…
Чем южнее смещаемся, тем дороже становится бензин и тем больше на дорогах работников полосатых палок. Обращаем внимание на то, что возрождены некоторые стационарные посты, которые, казалось бы, только что канули в лету. Причем когда мы уже утром уходим с М4 «Дон» на М29 «Кавказ», то обнаруживаем, что тамошние посты вовсю используют знак «стоп» и днем, трижды приходилось останавливаться. Правда, внимания на нашу Пиканто обычно никто не обращает, но не в этот раз… Ночью под Ростовом разыгралась странная сцена. Проезжаем в темноте длинный участок перманентного ремонта дороги с разнообразной временной разметкой вперемешку с кое-где уцелевшей постоянной. Четырехполосная дорога местами сокращается до двухполосной… ну, в общем, все как обычно. Отворот направо на Краснодар перед Ростовом, пара гаишных машин, еще пара машин, ими остановленных. Останавливают и нас. Гаишник не подходит, стоит у заднего бампера, как будто номер там рассматривает или еще что-то. Подхожу к нему сам, чтобы не тратить время (знаю, что не должен, но ехать-то надо). Далее разворачивается странный диалог.
Г: На 1045-м километре вы наехали на разметку, обозначающую место разворота встречного транспорта, тем самым вы выехали на встречную полосу.
Я: Интересно, где это, надо бы посмотреть регистратор...
Г. в рацию задает вопрос: Какая машина была?
При этом рацию держит так, что слышно всем вокруг.
Из рации: КИА, госномер такой-то, выезд на встречку, от 4 до 6 месяцев лишения с последующей пересдачей.
Г: Ваше нарушение зафиксировано камерой. Отправляем в ваш регион. Там в суде порешаете?
Я: Конечно!
Затем диалог в точности повторяется еще раз. Г. опять говорит в рацию: Какое там нарушение?
Из рации повторяют: Выезд на встречку, от 4 до 6 месяцев лишения с последующей пересдачей.
Г. мне опять: Отправляем в ваш регион. Там в суде порешаете?
Я: Конечно!
Г. отдает документы, мы уезжаем. Протокол не составлялся. Полагаю, что это была попытка развода на деньги, слишком уж много несуразностей. Или что? Поживем — увидим.
Утро встречаем в Карачаево-Черкесии.
Начинает меняться природа. Прежде всего поражает река Кубань. Мы-то привыкли видеть ее степенной, широкой, с мутной глинистой водой. Но здесь Кубань приобретает типичный горный характер.
Кроме того, как и в Кабардино-Балкарии или Абхазии, вокруг появляются стада домашних животных. Коровы, овцы, лошади… Увы, но в современной России такое зрелище — уже редкость, домашнее животноводство повсеместно вытесняется огромными комплексами. Здесь же животноводство процветает, огромные стада беззаботно выходят на все дороги.
Еще одна примета здешних мест — мечети. Их много, и выглядят они очень впечатляюще. Интересно, что в Карачаево-Черкесии, в отличие от практически полностью мусульманской Кабардино-Балкарии, достаточно много православных храмов. Христианство в этих местах появилось еще раньше, чем на Руси. Вот только большинство здешних православных храмов весьма почтенного возраста, а новые мечети строятся почти в каждом селе. И чем дальше мы продвигаемся, тем больше женщин в хиджабах…
По пути мы проезжаем сторожевую башню, оставшуюся от кавказской войны 19 века.
Постепенно на горизонте вырисовываются заснеженные вершины.
Мы направляемся в Нижний Архыз, но по пути останавливаемся в станице Зеленчукской, чтобы заглянуть на местный рынок. С огромным удовольствием загружаемся вкуснейшими местными домашними сырами, маслом, сливками, варенцом и колбасой. Цены при этом радуют не меньше, чем вкус :) Тем, кто соберется по нашим стопам, надо иметь в виду, что этот рынок работает только по выходным.
Постепенно дорога становится все живописнее.
Мы проезжаем каменный столб, который, как считается, был поставлен как указатель на проходившем здесь Великом Шелковом пути.
В Нижнем Архызе нас интересует средневековое аланское городище. Но сначала поднимаемся по 520 ступеням к лику Христа на скале напротив городища.
Сам лик виднеется в рамочке на скале.
После этого, заплатив по 100 рублей, въезжаем на территорию городища. Очень удобно, что по нему проложены неплохие грунтовки, можно легко осмотреть большую территорию. Останавливаемся у каменного изваяния тюркского воина и у средневековых православных храмов.
Из нижнего Архыза выезжаем в направлении Домбая. Дорога с гордым именем «Военно-Сухумская» необычайно красива.
Вот город Карачаевск.
Проезжаем величественный монумент защитникам Кавказских перевалов во время Великой Отечественной войны.
В селе имени Коста Хетагурова на горе — средневековый православный Шоанинский храм.
К нему ведет крутой трехкилометровый гравийный серпантин без отбойников и ограждений. Хорошо, что простенький классический «автомат» Пиканто традиционно позволяет ограничивать переход на высшие передачи, что гораздо удобнее модной ныне опции — возможности выбирать передачи вручную кнопками на рычаге КПП. Поездил я с такими в горах, очень неудобно. А тут все просто — зафиксировал 1-2 передачи, да дави на газ. На самых крутых участках, как на подъеме, так и на спуске, пришлось ограничивать коробку только первой передачей. С храмовой дороги открываются замечательные виды.
Еще один средневековый православный храм с разрушающимся монастырем у подножия горы мы видим чуть дальше по пути в сторону Домбая.
А так выглядят окрестности поселка Теберда. Постепенно высота переваливает за 1200 метров. Мы уже находимся в Тебердинском заповеднике.
Жаль, что майская погода не позволяет окунуться в озере Кара-Кель в Теберде.
Мы проезжаем по мосту через реку Уллу-Муруджу и с удивлением видим, как люди массово набирают в ней воду для питья. С удовольствием к ним присоединяемся.
С не меньшим удивлением и удовольствием на стихийном рынке рядом покупаем абхазскую чачу и вино. До границы с Абхазией отсюда рукой подать, и предприимчивый народ вносит посильное разнообразие в туристическое меню :)
Рядом с шоссе замечаем пушку. Террористы не пройдут!
Шучу, конечно, пушка противолавинная :)
Дорога поднимается выше, а окружающий пейзаж становится невероятно красивым.
И вскоре оказываемся у цели нашего путешествия — в поселке Домбай на высоте 1600 м. Мы заранее через привычный Букингком забронировали гостиницу «Сокол». Выбирая отель в Домбае, я с удивлением столкнулся с тем, что после оформления бесплатного букингкомовского бронирования многие тамошние отели тут же присылают требование сразу же оплатить некоторую сумму. «Сокол» же таким мелким вымогательством не занимался, при этом был удобно расположен, комфортен и по российским меркам недорог.
Разместившись и продегустировав все покупки, с удовольствием прогулялись по Домбаю. Поселок необычайно живописен!
В эти такие насыщенные сутки мы проехали 1200 км.
8 мая.
С утра направляемся к подъемникам, ведущим к вершине горы Мусса-Ачитара. Погода все время меняется, набегают тучи, поэтому работают не все очереди. Система подъемников в Домбае немного запутана, поскольку все оборудование принадлежит разным хозяевам. Подъемники стартуют с разных точек и заканчиваются на разных участках склона. Выбираем самый современный и комфортабельный подъемник Doppel Mayer, подъем с 1600 до 2277 м в закрытой кабинке стоит по 500 рублей, с 2277 до 3012 в открытых креслах — еще по 350 рублей. Выше пока не поднимешься — из-за непогоды подъемник на самый верх временно отключили.
Альтернатива современному подъемнику — старые «креселки», с утра еще не работающие из-за погоды, и такая же старая маятниковая «канатка». Аналогичную опробовали когда-то на Эльбрусе, не понравилось долгое время ожидания вагончика.
С двухкилометровой высоты открываются потрясающие виды на окружающие нас горы!
Среди величественной горной панорамы выделяется стекающий из ледника водопад… нет, не буду его называть, ведь все равно ни произнести, ни запомнить его название невозможно :)
Для любителей точности все-таки сообщаю — это Джугутурлучатский водопад.
Мы двигаемся еще выше в кресельном подъемнике, на высоту 3000 метров.
Кругом снег, а погода меняется с каждой минутой. На гору неожиданно надвигается туча, и мы оказываемся в плотной белой мгле, резко холодает.
Пережидая тучу, греемся травяным чаев в кафе с гордой рекламой «Самое высокогорное кафе в Европе». Реклама, как всегда, немного преувеличивает, но место по-любому необычное :)
Неподалеку — самый экстремальный туалет в Домбае :)
А когда туча уходит, мы наслаждаемся невероятной красотой заснеженных вершин!
Насмотревшись на всю эту красоту, спускаемся в Домбай и едем в сторону Теберды. Наша цель — короткая тропа к водопаду Шумка. Проход — по 100 рублей. Тропа довольно круто уходит вверх, вокруг — замечательная природа.
Как бесят уродливые росписи на красивейших скалах! И даже земляки какие-то тоже отметились…
Перед водопадом — памятный знак погибшему здесь альпинисту. А рядом с Домбаем расположено целое кладбище альпинистов…
К самому водопаду подобраться не очень просто, но жизнь облегчают мостики и лестница.
От подъема к водопаду открывается вид… ну, в общем, обычный для Домбая замечательный вид :)
От водопада Шумка мы проехали к КПП у начала тропы к Бадукским озерам. Место очень красивое! У слияния двух горных рек натянут зыбкий пешеходный мостик, вокруг — горы и цветущие луга. Мостик вызывает ассоциации с впечатляющей сценой из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы» :)
Но по маршруту мы не пошли — выход на тропу возможен только до часа дня, поскольку 9 км с перепадом высот до 600 метров быстро пробежать никак не получится. Были несколько ошарашены стоимостью прохода на тропу — по 300 рублей! На фоне этого оплата по 150 рублей с каждого плюс 150 за машину за проезд по ущелью Гоначхир к Форельному озеру уже не кажется такой уж чрезмерной…
Мы возвращаемся в Домбай и после обеда решаем пройти по короткой и вроде бы (именно «вроде бы»!) простой тропе вдоль реки Аманауз к водопадам Чертова Мельница. Начинается дождь, берем дождевики и просто идем вдоль реки, ориентируясь по автонавигатору — к началам троп указателей в самом поселке нет, как нет и никаких карт ни в гостиницах, ни в домбайском визит-центре. Ах да, о чем это я… Ведь и визит-центра в Домбае нет! Он есть в Теберде, но находится не на трассе, а на экскурсионном маршруте по усадьбе заповедника, и указателя на него на трассе, разумеется, тоже нет. При этом основная масса туристов пролетает Теберду транзитом и группируется в Домбае. В общем, все как обычно…
Да, наша прогулка вдоль реки оказалась недолгой. Бдительные работники заповедника, увидев бесплатно прогуливающихся туристов, вышли нам наперерез и в жесткой форме прогнали от берега реки в сторону пункта сбора денег (по 100 рублей).
Этот маршрут во всех путеводителях по Домбаю описан как «наилегчайший, отлично подходящий для акклиматизации». Скорее всего, летом в хорошую погоду так оно и есть. Но в начале мая, да еще и в дождь… Хотя в начале тропы, как говорится, ничего не предвещало :) Дорожка вдоль берега Аманауза (именно дорожка, гладкая и удобная) выводит к каскаду ручьев, впадающих со стен ущелья в перегороженный снегом Аманауз.
Сразу за этим каскадом тропа круто уходит вверх. Виды вокруг такие, что фотоаппарат надолго не выключишь :)
Местами идем через следы старых лавин, с легкостью переломавших огромные деревья.
Начинается сильный дождь, но, как нас учили еще в советской школе, «ничто нас в жизни не может вышибить из седла». Мы не отступаем и надеваем припасенные дождевики. Навигатор показывает, что до конечной точки тропы осталось всего-то метров 300-400. Но перепад высот при этом около 200 метров, что означает крутой подъем, а склон глинистый и очень скользкий в дождь. К тому же еще одна недавняя лавина засыпала тропу снегом, приходится обходить по склону.
Эмоции при этом… скажем так — сильные :)
Сверху прямо на тропу стекают живописные водопады. Образованные ими ручьи приходится как-то форсировать. Если бы не дождь и раскисшая глина, это все нам бы понравилось гораздо сильнее :)
Иногда мы поднимались и вот так:
Заканчиваем прогулку на скальной площадке над обрывом, напротив которого в узком ущелье бушует Аманауз.
Возвращение по раскисшей глине было тоже не самым простым.
Поэтому, когда уже недалеко от КПП увидели двигающуюся нам навстречу компанию молодежи в достаточно «приподнятом» настроении, мы настоятельно им советовали по возможности все-таки трезво :) оценить свои силы перед тем, как пытаться пройти дальше.
Закончили этот такой необычный день отличным ужином в одном из домбайских кафе, ну и неизбежными дарами солнечной Абхазии :) Кстати, о домбайском общепите остались самые наилучшие впечатления — самобытно, вкусно, качественно, недорого. Средняя цена чанахи, хычинов, лагмана или любого другого горячего блюда — рублей 150-200, а огромные стада вокруг подтверждают натуральное качество местной еды.
Интересно, что хычины с мясом или картошкой стоят одинаково — мясо-то свое, а картошка привозная. Да, еще одна любопытная особенность местной еды — вкусная домашняя выпечка запросто продается в тамошних сельмагах и на рынках. У нас бы СЭС таких продавцов измучила бы :)
9 мая.
Все хорошее когда-нибудь заканчивается, пришло время и нам двигаться домой, ведь завтра на работу. Еду, как обычно, на «политкорректных» скоростях, немногим больше 1100 км проезжаем за 14 часов с остановками у местных магазинчиков и уже ставшим традиционным заездом на Новокубанский коньячный завод.
Немного итогов.
Машина, как обычно, исправно делала свое дело. Средний расход 92-го бензина по борткомпьютеру составил 5,5 литра на 100 км. Реальный, конечно, побольше, но все равно совсем неплох для полностью загруженной пассажирами и багажом Пиканто. Бюджет поездки сложился так:
Ну и самое главное — так что же выбрать простому туристу, Домбай или Приэльбрусье, Карачаево-Черкесию или Кабардино-Балкарию? Ответить не просто… Несмотря на то, что горы и местная кухня одинаково прекрасны и там и там, все-таки эти маршруты имеют принципиальные отличия. Попробую выделить основные :
В общем, получается так: в Карачаево-Черкесии спокойнее и удобнее, но Эльбрус все-таки выше :) Куда бы мы сами поехали в следующий раз, если захочется снова в горы? В Адыгею! И вовсе не потому, что нам не понравилось в Домбае или Приэльбрусье, а просто в адыгейских горах мы еще не были :)