|
Побывав в августе 2018 года на Эльбрусе с севера, очень захотела попасть туда с юга. Возникла идея сесть на авто и проехаться туда, подняться на фуникулере на Эльбрус, да и просто погулять в горах осенью. Выдвинула я свое предложение товарищам, с которыми ходила на Эльбрус, согласилось несколько человек, в итоге через неделю размышлений все слились, и остались из желающих только я и Юрий. А Юрий решил совместить приятное с полезным, и покататься не только на фуникулере, но и на парапланах. Позвал с собой друзей: еще одного Юру (далее Юра2) и Олю, которые тоже летают на параплане, а место, куда мы собрались ехать, называлось Чегем. Моим условием поездки было обязательное посещение Эльбруса. Юрий учел пожелания всего коллектива, подстроились по датам, договорились по времени моего приезда и примерно обсудили маршрут.
День 1.
В 2 часа ночи я вылетела из Архангельска в Москву, где Юрий меня забрал прямо из аэропорта. Все участники путешествия были москвичами, кроме меня. После того как меня встретили, мы поехали за Юрой 2 с Олей, они проживают в Троицке, это 20 км от Москвы.
В 7:30 машина была загружена, и мы выдвинулись в путь.
По дороге в Чегем мы решили заехать в Сочи, у Юры2 там были дела, а мы решили там погулять, покупаться, ну и просто побывать там. Решили ехать платной дорогой. Всего на проезд по платной М 4 у нас ушло 950 рублей.
Дорога хорошая, без ремонтов, без ям. Только в одном месте нам попался ремонт дороги, из-за которого мы подзависли на полчасика. И может километров 10 были не очень. А в целом дорога порадовала.
По дороге останавливались на заправках на перекусы, на кофе, в Ростовской области пообедали. На черноморское побережье получилось выехать только к часу ночи. Так как мы заранее не думали, где будем останавливаться на ночлег, решение принимали в дороге. Решили доехать до Лазаревского, чтобы потом днем не ехать в пробках. И это было очень правильное решение. Температура воздуха ночью была 11 градусов, с учетом того, что, когда я вылетала из Архангельска, там было -2, это было невероятно тепло. Ехали с открытым окном, дышали морским теплым воздухом. В Лазаревском остановились в гостинице, 1000 рублей двухместный, вполне приемлемо. Уснули уже где-то ближе к 4 часам.
День 2.
Проснулись в 9 утра. Собрались и пошли искать кафешку, чтобы позавтракать. Номера нужно было освободить к 12 часам.
Погода просто радовала. +22 было утром, когда мы проснулись. Из дома я выезжала в зимней куртке, а через 20 часов на машине и я уже гуляю в футболке. Проблематично было найти утром работающее кафе, думаю, из-за того, что уже сезон подошел к концу. Но нам удалось это сделать. После завтрака мы решили пойти купаться в море. Дошли до гостишки, взяли купальники, тут же напротив перешли ЖД пути, которые отделяли дорогу от моря, и пошли купаться. Вода по температуре была как у нас в Архангельске на протяжении всего лета. Для кого-то холодная, для меня самое то.
Но кроме нас никто не купался, видимо, все-таки уже не сезон. Решили пойти в номера, принять душ и ехать дальше. Но разве возможно пройти мимо бассейна, тем более, когда ты уже и так мокрый. В бассейне вода оказалась холоднее, чем в море.
Урвали кусочек лета, осенью. Дальше нас ждали горы, там уже так тепло не должно было быть.
После утренних купаний мы поехали дальше. Дальше нас ждал город Сочи.
Приехали в центр на какую-то аллею, пытались найти место, где побольше достопримечательностей.
Погуляли по аллее и поехали в Олимпийский парк. Посмотрели места, где проходила Олимпиада. Отстроили, конечно, тут все шикарно. Только долго ли это все простоит в таком же состоянии, неизвестно.
Дальше мы поехали в SkyPark.
Шикарные виды, конечно, тут.
Дошли до конца самого длинного в мире подвесного моста. Длиной 439 метров, высотой 207 метров. Несмотря на дороговизну прыжков, людей тут много.
Мы решили не прыгать, нам же еще предстояло доехать до Чегема. Поэтому мы поехали дальше. Дальше нас ждала Красная поляна, но туда, к сожалению, мы приехали уже затемно и особо ничего не увидели. Зашли в магазин за продуктами в дорогу, в кафетерий покушать и прогулялись в город Горки. Купили сувениров родным.
Вбиваем в навигаторе новое место назначения. На часах 19:30, выезжаем с Красной поляны. Решили ехать всю ночь, но по очереди. Ну то есть мальчики по очереди, а девочки в роли штурмана.
Ехали всю ночь, практически без остановок, в 8 утра приехали в Пятигорск. Там нас ждала еще одна машина, с еще один путешественником. Вартан тоже приехал из Москвы, только он выехал немного раньше и в Сочи не заезжал. Местом встречи была обозначена стела Республики Кабардино-Балкария. Приехали и попали на красивейший восход солнца. Будем считать это началом нового дня.
День 3.
Дальше по дороге нас остановили на посту (непонятно, что вообще за пост) проверили документы на машину, потом попросили всех пройти в помещение с паспортами и зарегистрироваться, что мы въезжаем в республику. Прям как за границу попали :) Паспортный контроль прошли все, поехали дальше.
И вот он долгожданный Эльбрус. Но сегодня мы едем мимо. Увидимся позднее!
Такой он невероятно большой кажется с этого ракурса, по сравнению с остальными горами. А вблизи кажется, что до вершины рукой подать.
Сворачиваем с главной дороги и едем туда, где телефоны не ловят...
Ребята тут уже бывали, получается, первый раз тут только я и Вартан. Поэтому ребята уже знали, куда ехать, и везли нас напрямую к водопадам.
Первые водопады назывались Малые Чегемские, тут один из Юриев решил искупнуться, вода ледяная, но его это не остановило. Пока Юра2 купался, мы пофоткали окрестности.
Едем к следующим водопадам.
На этом цивилизация закончилась, пропала связь, закончился асфальт. Дорога стала узкая и засыпанная камнями. Ехать оставалось около 10-15 км.
Осенью в горах особенно красиво. Цветовая гамма изумительная.
В 10 часов приехали в нашу конечную точку. Откуда и начинались наши все приключения. До этого были так, цветочки.
Поставили машины на парковку, да да, в горах есть парковка :) из камней :) и пошли здороваться с хозяином.
Марат вышел сразу, нас встретил. Ребята постояли с ним, пообщались, а мы пока осматривались. После заказали завтрак. Кухня тут отменная. Женщина, чье имя мы смогли выучить, лишь записав на листочке, готовила просто сказочно вкусно. А имя ее Марзият.
После сытнейшего завтрака, решили немного отдохнуть. Да и ветра не было еще. Марат сказал, что летать можно начинать с часу дня. Поэтому мы решили поспать. Ну а кто-то позагорать :)
Но для начала надо было расставить палатки, разложить вещи, ну и вообще обустроиться на новом месте жительства на ближайшие дни.
К часу дня все проснулись, колдуны тоже уже работали вовсю (это такие конусы на палке, которые показывают наличие и направление ветра).
Настало время идти в гору. Парапланы оказались очень тяжелые.
Поднялись всего метров на 300, и нам открылся шикарнейший вид на всю долину. Было видно дорогу, по которой мы ехали, таким маленьким казался наш лагерь внизу горы. Гора, на которую мы поднимались, называется Зинка. Вообще, она похожа на зубы :)
Началась подготовка. Каждый раз перед полетом параплан надо разложить, стропы растянуть, крыло расправить, очень интересная процедура. На горе начали один за одним появляться люди с рюкзаками, и только успевали считать взлетающих. Один за одним, как на аэродроме, парапланеристы улетали в небо.
Обязательно нужно надеть шлем. Лучше надеть перчатки, а то наверху очень ветрено. Балаклаву на лицо. Еще нужно не забыть надеть подвеску, это, грубо говоря, сидение на котором и висишь весь полет, а то без нее никуда не улететь :)
Первая полетела Ольга, а мы с Вартаном сидели, разинув рты. Вторым полетел Вартан. Третья я. Парапланы у Юриев разные. У одного Юрия одиночный, и он всегда летал один и никого не катал, а у второго Юрия тандем, на нем-то мы и летали.
Когда Юра позвал меня, было очень страшно, прям очень-очень, но все произошло настолько быстро, буквально считанные секунды и мы в небе. Летим над горой Зинкой. Страшно совсем не было, только в те моменты, когда снижали высоту и летели по кругу резко вниз. Непередаваемые ощущения.
Фотографиями сложно передать высоту полета. Еще руки тряслись постоянно, поэтому сложно летать и фотографировать.
После того как меня спустили, Юрий полетел с Ольгой, они полетели сразу вниз, чтобы не тащить параплан на себе обратную дорогу, а приземлились прямо у лагеря.
Ребята улетели, а мы с Вартаном пошли пешком. Всю дорогу шли, обменивались впечатлениями от полета. Пока мы спускались, оба Юрия уже приземлились. Все прошло удачно. Хотя времени было всего 16 часов, солнце уже начало прятаться за гору, и Зинка получается на фоне заката красивее всего.
Казалось бы, вот и все, а нет, надо же еще парапланы сложить. Это тоже целая история. Нужно это делать аккуратно, чтобы не порвать само крыло, не порвать стропы, чтобы веток никаких не было на них и нужно уместить его в большой рюкзак.
Дело сделано. Можно идти ужинать и отдыхать. Т.к. почти не спали прошлую ночь, то и спать пошли рано. На удивление, холодно вечером не было.
День 4.
Следующим утром все проснулись достаточно рано. Умылись и пошли завтракать. Солнышко еще не пришло в наш лагерь, из-за высоких гор на поляне оно появлялось где-то с 9 до 10 утра. Без солнышка было довольно-таки прохладно, приходилось ходить либо в флиске, либо в пуховке. Но как только появлялось солнце, сидеть в одежде было просто невозможно. Хотелось раздеться и загорать. Но сегодня у нас были другие планы. Мы хотели пойти погулять, т.к. летать было еще рано, а в лагере делать особо было нечего.
Пока готовился завтрак, каждый занимался своим делом. Оля решила поработать, я почитать, ребята пообщаться с окружающими пилотами.
После плотного завтрака все собрались и пошли покорять Зинку. Парапланы решили взять с собой, чтобы потом за ними не спускаться в самый низ на поляну, а сразу идти на старт. Подъем на вершину Зинки был достаточно изнуряющим. Было то жарко, то холодно, то резко вверх, то по кустам.
После фотосессии на «зубах» Зинки мы решили подняться на самый ее верх.
Вид просто космический.
Впереди горы со снежными вершинами и поселок Эльтюбю.
Юрий нашел наверху гнездо орла. Большое, но уже пустое.
Нафоткавшись вдоволь, мы пошли на старт. Колдун показывал то, что уже пора было спускаться и начать летать.
Внизу на старте было уже много народа. Многие уже даже полетели.
Оля и Юра2 взяли с собой для полета очень позитивные костюмы, полет получился и веселый и теплый :)
Налетавшись вдоволь, мы с Вартаном, как обычно, пошли вниз пешком, ребята спустились по небу. Внизу мы решили с Юрием попробовать научить меня поднимать крыло. Оказывается, это не так-то и просто. Как только крыло отрывается от земли, начинает сильно тянуть назад, при этом малейшее движение вбок тянет крыло вниз, при этом нужно двигаться под него, а инстинктивно получается наоборот от него.
Стемнело, как всегда, очень быстро, поэтому долго не сидели, разошлись спать. На следующий день у нас были планы ехать на Эльбрус. Еще у Оли был день рождения, а так как мы заранее этого не знали, то и подарками не запаслись. Поэтому мы придумали попросить милую женщину Марзият испечь нам подарочный торт.
День 5.
Ночью опять было достаточно тепло, либо это спальник так греет, что холода не чувствуется.
Утро началось с поздравлений Оли. Марзият выполнила нашу просьбу, ей даже удалось раздобыть нам свечи. Пока Оля умывалась, мы все подготовили. Заказали чай на завтрак, Марзият вынесла нам торт, вставили свечи. И вот что получилось.
Очень вкусный торт, который мы потом ели 2 дня:)
После завтрака вытащили все вещи из машины, решили ехать на Вольво, бмв Вартана до Эльбруса бы не доехало через перевал, через который решили ехать мы. Можно доехать по асфальтированной дороге, но это на 70км больше. Поэтому мы решили ехать напрямик.
До Эльбруса ехать примерно 2 часа. Но дорога так себе, поэтому ехали медленно.
Красивая дорога вдоль гор, Эльбруса все не видно. Приехали, взяли билеты на фуникулер, 1250 рублей с человека, чтобы доехать до 3-й станции. Сначала ехали, и все было непонятно. Кабинки комфортные, сидения удобные, воздуха правда маловато, и стекла все поцарапанные уже, фото плохо получались. Решили ехать сразу на самую дальнюю станцию, чтобы там погулять подольше, а на обратном пути уже погулять на тех, что ниже.
Вот и Эльбрус показался. Никак не скажешь, что это самая высокая вершина Европы.
На солнце очень тепло, куртки сразу сняли, нафоткались вдоволь. Эту сторону Эльбруса я видела лишь с его вершины, когда ходили на восхождение с севера. Очень красиво видеть такое количество снежных вершин. Накатались на поджопниках. Восходивших вообще никого не видели. По идее, если выйти ночью на восхождение, то до 12 уже на вершине, тогда обратно должны возвращаться как раз часа в 3-4 дня, то есть когда мы там были. Но никого не видно было. Лишь снегоходы и ратраки проезжали мимо, отвозили ленивых туристов повыше. Мы были не ленивыми туристами и решили погулять ногами. А так на ратраке стоит 1000 рублей (с человека), докуда, правда, не спросили.
Нафоткались, нагулялись, пришло время ехать обратно. В лагере нас ждал барашек и праздничный ужин в честь дня рождения.
Последние фотки с Эльбруса. Тем, кто не может или не хочет подняться на его вершину, рекомендую хотя бы подняться на фуникулере до штурмового лагеря. Красота неописуемая.
В лагерь приехали где-то к 19 часам. Барашка мы заказали еще в первый день, когда приехали, именно в этот день его готовили. Должны были жарить шашлык, но т.к. мы добрались поздно и мяса помимо шашлыка было очень много, решили шашлык оставить на следующий день.
Посидели душевно вечер у костра, поели мяса и пошли отдыхать.
День 6.
На завтрак нас ждал вчерашний тортик. Сегодня планировали летный день. Ребята хотели слетать куда-то далеко. Пока мы собирались и делали зарядку, кто-то уже начал летать. Поэтому ребята сразу быстро собрались и пошли на старт.
Нас с Вартаном покатали первых, для того чтобы нам не сидеть не ждать ребят на горе, пока они полетят далеко, а чтобы мы могли тоже сходить погулять.
В небе летает очень много орлов, они летают теми же маршрутами, что и парапланеристы, в тех же местах набирают высоту. Очень красиво смотрятся на фоне друг друга орел и параплан.
Пока ребята летали, мы пошли гулять в долину. Очень красиво в горах. Наделали кучу фоток.
Когда мы вернулись с прогулки, ребята уже тоже были в лагере. Уже даже заказали ужин. На сегодняшний вечер у нас запланирована баня. И шашлык из барашка.
Оказывается, там, где мы жарили шашлык, растет дикая конопля. Пытались ее поджечь в мангале, но запаха всем знакомого от нее не было. Может, не так что делали)
День 7.
Последний день на парадроме, и последний день этих спонтанных каникул.
Приобрели все себе одинаковые памятные футборки «Парадром Чегем». Нафоткались с надписью Flichegem, нафоткались с Маратом (хозяином всего этого места).
День был летный. Погода отличная. Никак не скажешь, что осень на дворе.
Всем советую собраться и посетить парадром в Чегеме.
Сюда есть даже туры выходного дня, опытные пилоты покатают на параплане за 4 тыс. руб. (по-моему, 20-минутный полет). Каждый день, сколько мы там были, приезжали автобусы с туристами, которых катали на параплане. Ощущения неописуемые, непередаваемые, просто сказочные.
А еще очень интересно наблюдать за пилотами после полета, как они у карты стоят и обсуждают, где на сколько поднимает, кто где летел, ну и много всего разного мне еще непонятного.
Настало время собирать вещи и выдвигаться в сторону Минвод. По дороге решили еще заехать в Эль-тюбю, погулять немного там, но очень быстро стемнело. Прогулка получилась короткой.
Особенно что запомнилось, что в поселке выложена каменная стена со стихами писателя Кайсына Кулиева.
Пришло время прощаться и уезжать домой. После парадрома мы поехали в аэропорт Минеральные воды, я улетала домой на самолете, дома была в 10 утра следующего дня, в субботу. Ребята поехали на машине до Москвы, дома были вечером воскресенья.
Очень жалко, что отпуск такой маленький, я бы с удовольствием еще задержалась в этом удивительном месте под названием Флайчегем. Красота Чегемского ущелья и возможность посмотреть на все с высоты птичьего полета сделали эти каникулы незабываемыми!
Сказать мне «Чегем» — слово «счастье» сказать!
Вот имя! Как пение птицы оно!
Пусть я перестану его повторять,
Но имя останется жить все равно!
(Кайсын Кулиев)